База бесплатных тестов для студентов всех вузов России. Выведение частных знаний об объектах из общих положений
1. Общенаучные и частные методы научного исследования
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:
общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он
лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются
классификация и периодизация.
Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое
целое.
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему
положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах
или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из
других мыслей.
Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что
они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в
некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,
формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,
исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.
предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого
явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,
сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с
помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого - либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления
или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного
формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки
естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не
может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,
например, для создания компьютерных программ.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений
изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно
при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от
существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.
Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в
таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его
движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в
хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в
том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,
прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким
путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств
предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь
получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,
например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда
исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)
опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались
другими лицами.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или
параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в
статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых
явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.
Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения
её с эталоном.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,
установление различия между ними или нахождение в них общего.
Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной
(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме
изучаемого.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных
условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его
заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или
материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого
объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,
знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,
предметы-аналоги для опытов.
Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате
исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.
Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.
Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,
моделирования. Методы сравнения и моделирования - это общенаучные методы, которые
используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их
нельзя отнести к частным методам.
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной
социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические
исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.
К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.
studfiles.net
Дедуктивное умозаключение и индуктивное: примеры
Над разработкой, усовершенствованием и расширением области применения методов теоретического познания окружающей действительности работают теоретики во всех отраслях человеческой деятельности. Здесь задействованы и те сферы, которые связаны с наукой, и те, которые решают исключительно бытовые проблемы человеческого сообщества.
Дедуктивное умозаключение – способ построения прогнозов в любой сфере жизнедеятельности человека с самым высоким уровнем вероятности.
Важность исследований в теории познания заключается в том, что теоретические разработки дают возможность рационально расходовать ресурсы и время, которых всегда не хватает, и они всегда имеют высокую цену.
Проработка тонкостей внедрения тех или иных решений на практике требует наличия исчерпывающих методов, способных позволить делать прогнозы с максимально высоким уровнем достоверности.
Логика знает всего три метода теоретического познания:
- дедуктивное умозаключение;
- индуктивное умозаключение;
- аналогия.
Ввиду высокой достоверности выводов дедуктивных умозаключений, именно над освоением этого метода работают методисты в разных сферах человеческой деятельности.
История открытия дедуктивного метода познания
Отцом-основателем как дедукции, так и индуктивного метода является Аристотель (3 век до н.э). Именно он установил соотношение суждений-посылок и логических связок в процессе получения нового знания в виде суждения-заключения.
В своём философском труде «Органон» Аристотель впервые излагает теорию построения дедуктивных и индуктивных умозаключений. Здесь он описывает, в том числе и на примерах, порядок получения нового знания путем выведения его из общего знания с использованием законов логики.
Презентация: "Дедуктивное умозаключение"
В эпоху Возрождения (16-17 века) весь научный мир разделился на два лагеря:
- эмпириков – тех, кто признавали преимущество эмпирического метода познания над теоретическим и больше доверяли индуктивным исследованиям;
- рационалистов – тех, кто не вполне доверял наблюдениям и опытам, а предпочитал строить теории, исходя из основных законов дедуктивного метода теоретических исследований.
Каждое из направлений развития научной мысли отстаивало правильность именно своего подхода к получению достоверных знаний.
Одним из тех, кто называл себя рационалистами, был Рене Декарт. Он отрицал возможность обоснования научных выводов результатами опытов и наблюдений, поскольку считал, что нельзя всецело доверять чувственному опыту познания, который является основой для построения индуктивных умозаключений. Все результаты должны быть изучены рационалистическими методами. Ученый приводил примеры ошибочности чувственного восприятия в разных условиях.
Вкладом Рене Декарта в теорию познания является разработка дедуктивной модели получения новых знаний, которая включает в себя следующие положения:
- То, что можно назвать истинным, должно познаваться с отчетливой ясностью.
- Познаваемое должно быть максимально разделено на простые элементы.
- Проверять гипотезы нужно начиная с самых простых и постепенно двигаться к проверке сложных.
Согласно Декарту, знание можно признать истинным, если оно понятно для человеческого разума. И только отталкиваясь от очевидных истин, можно получить очевидное знание.
Для примера: каждому понятно, как складывать два простых числа и получать результат. На этом же уровне должны быть понятна и дедуктивная аргументация.
Современное определение дедукции
В нынешней формальной логике дедуктивные умозаключения представляют собой методы познания, при которых частное заключение выводится из общих положений при помощи логических законов.
Презентация: "Развитие логического мышления"
В качестве общих положений задействуются либо аксиомы (некое положение, которое является очевидным и не требует доказательства), либо гипотезы (постулаты, которые нуждаются в доказательствах).
Порядок использования гипотез в рамках дедуктивных умозаключений весьма ограничен. Как уже говорилось, дедукция предполагает получение нового знания из общих положений. Гипотеза, как вероятностное положение, в очень редких случаях может выступать в роли общего положения.
Чтобы гипотезу можно было взять за основу построения дедуктивного умозаключения, она должна содержать обоснованные доводы о порядках и принципах построения и существования связей между явлениями и событиями.
Пример использования гипотез в качестве посылки:
Во всех магазинах раз в год проводится инвентаризация.
Гастроном «Столичный» – магазин.
В Гастрономе «Столичный» раз в год проводится инвентаризация.
Посылка в примере о том, что в магазинах обязательно раз в год проводится инвентаризация, не является аксиомой – это правило ведения хозяйственной деятельности. Хотя данное правило и может быть нарушено магазином, но для выведения заключения о том, что в гастрономе «Столичный» раз в год проводится инвентаризация, эта посылка не помеха. Ведь она позволяет с высокой достоверностью прогнозировать конкретное событие в конкретном гастрономе.
Дедуктивное среди всех умозаключений является самым точным и обоснованным. Можно предположить, что основная заслуга в этом принадлежит очевидности исходных положений. Однако немалую роль играет и следование мыслителя основным законам логики в ходе своих дедуктивных рассуждений.
Неотъемлемой частью конструирования дедуктивного умозаключения являются логические связки, которые употребляются на основе законов логики.
Рене Декарт
Законоположения логики и дедуктивные умозаключения
Логическим законоположением называются внутренние причины, которые формируют обусловленную непрерывность между суждениями-посылками и выводами.
Чтобы выводы дедуктивных умозаключений являлись аргументированными и могли быть проверены на истинность, при построении своих рассуждений мыслители имеют возможность пользоваться четырьмя законоположениями логики:
- тождественность;
- отсутствие конфликта;
- отсутствие третьего;
- достаточная аргументация.
Именно на этих четырёх законах выстроен процесс приведения рассуждений к определенным выводам, которые имеют высокую степень достоверности и высокую степень вероятности наступления прогнозируемых последствий.
Этими же законами проверяется на правильность и индуктивное умозаключение, которое бывает абсолютно достоверным далеко не всегда.
Законоположение о тождественности
Запрещает использование в рамках формальной логики беспредметных и неточных суждений, которые в ходе рассуждения могут принимать разные значения.
Пример того, какие бывают беспредметные рассуждения: Утром термометр показывал нормальную температуру.
Из рассуждения, приведенного в примере, невозможно заключить никакого конкретного вывода относительно того, когда производились измерения температуры и какие температурные показатели были в это конкретное время.
Аристотель
Соответственно, данное суждение не может лечь в основу вывода ни о времени, ни о показателях температуры, поскольку если далее продолжать размышления на основании данного суждения, то «утро» может принимать разные временные рамки, а «нормальная температура» – определяться в разных градусных величинах.
Если для случая, указанного в примере, определить, что 24.11.2014 года в 9 часов утра по Московскому времени температура воздуха в г. Рязань была 0°С, то ни температурные, ни временные, ни географические данные, включенные в это суждение, не изменятся в течение всего процесса рассуждений.
До тех пор, пока мыслитель не установит все данные, которые смогут в течение всего рассуждения оставаться тождественными сами себе, он не вправе начинать процесс построения дедуктивного умозаключения. Однако пофантазировать и помечтать это обстоятельство не мешает.
Если с количественными показателями запутаться несложно, то когда речь идет о более абстрактных категориях, часто в рассуждениях возникают случаи подмены понятии. В философии такие ошибки называются софизмами.
Законоположение об отсутствии конфликта
Запрещает одновременно что-либо утверждать и это же самое отрицать в рамках одного рассуждения.
Пример: Суждения «трамвай красный» и «трамвай синий» не могут быть единовременно истинными, одно из них обязательно ложное.
Однако не всегда противоречия так же просто выявить, как в случае с разноцветным трамваем.
Часто в бытовой мыслительной практике люди сталкиваются с рассуждениями, вроде шуточного примера: «Блондинка с черными волосами вошла в открытые двери, которые были заперты на ключ».
В таких случаях нет необходимости выяснять, какое суждение из перечисленных ложное, поскольку всё приведенное в примере умозаключение по закону противоречий не является истинным.
Для дедуктивных умозаключений важно соблюдение отсутствия противоречий в исходных суждениях, поскольку неправильно подобранные суждения не просто приведут к ошибочным выводам, но и низведут само рассуждение на уровень абсурда.
Законоположение об исключенном третьем
Это законоположение формулирует недопустимость наличия в рассуждениях третьего суждения относительно одного и того же предмета в одно и то же время. В отличие от закона противоречий, который говорит о том, что противоречивые суждения не могут быть одновременно истинными, закон исключения третьего вводит вероятность существовании третьего суждения между двумя противоположными суждениями.
Существование третьего суждения отсекает возможность определить истинность первых двух, поскольку истинно только третье, а два изначальные – ложны.
Пример: Есть два суждения «Сегодня на улице мороз» и «Сегодня на улице жара». Однако, для того, кто проверяет данные суждения на истинность, существует еще и третье состояние погоды: «Сегодня на улице нулевая температура». В том случае, если на улице действительно ноль градусов по Цельсию, оба взятых в примере суждения будут ложными, а истинно третье – неучтенное в рассуждениях.
Отсюда следует, что дедуктивные заключения можно проверять на истинность только в тех случаях, когда суждения-посылки подобраны без возможности существования третьего суждения о предмете исследований.
Законоположение о достаточной аргументации
Если три предыдущих законоположения были сформулированы еще Аристотелем, то закон достаточного основания появился не так давно: в начале 18-го века его сформулировал немецкий философ Лейбниц.
Суть закона сводится к тому, что для каждого тезиса должен быть подобран достаточный аргумент, который доказывает исходную мысль.
Тезисом называются исходные суждения, аргументами называются доказательства.
Необходимость аргументирования каждого выдвигаемого в рассуждении тезиса возникла в связи с необходимостью придать рассуждениям силу доказательств и, соответственно, обоснованность.
Пример присутствия в рассуждении необходимого и полного аргумента: треугольник АВС является прямоугольным, потому что угол В равен 90°.
Пример отсутствия в суждении необходимого и полного аргумента: Четырехугольник АВСД – квадрат, потому что углы А, В, С, Д по 90°. Как известно, наличие в четырехугольнике прямых углов не является единственным и достаточным доказательством того, что четырехугольник – квадрат. Кроме прямых углов, квадрат должен иметь четыре равные стороны.
Следование перечисленным логическим законам предоставляет возможность выстраивать дедуктивную аргументацию, которая является самым убедительным доказательством во всех сферах знаний.
В истории науки есть масса примеров, когда при помощи дедукции совершались революционные открытия, хотя на первый взгляд кажется, что индуктивные умозаключения более богаты новыми идеями.Ценность новых знаний, которые получены через дедуктивные умозаключения в том, что если мыслителю удалось вывести из общих положений новое знание, то это новое знание применимо точно так же, как и исходные общие положения. Оно не требует дополнительных доказательств или проверок.
Оцените статью:(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!tonusmozga.ru
База бесплатных тестов для студентов всех вузов России
1. Модель – это
иерархическая система принципов системного анализа
несовместный с другими вариант выбора
метод проведения исследований
условный образ исследуемой системы
требование, которому должны удовлетворять значения показателя функции полезности
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека
2. Наблюдение – это
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
3. Научное исследование – это
изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека
совокупность принципов системного анализа
познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается объективное знание об изучаемом явлении или процессе
познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается субъективное знание об изучаемом явлении или процессе
4. Абстрагирование – это
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
5. Политический процесс
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
отражает те отношения, которые происходят в духовной сфере
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу
в узком смысле отражает общественный процесс, происходящий в социальной сфере
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов
6. Закон «необходимого разнообразия» Эшби:
для эффективного управления необходимо, чтобы информационный потенциал субъекта управления был ниже уровня разнообразия проявлений объекта управления
для эффективного управления необходимо, чтобы суммарная мощность связей между элементами системы была выше мощности связей элементов системы с внешней средой
для эффективного управления необходимо, чтобы информационный потенциал субъекта управления был выше уровня разнообразия проявлений объекта управления
для эффективного управления необходимо, чтобы суммарная мощность связей между элементами системы была ниже мощности связей элементов системы с внешней средой
7. Процесс – это
структура
явление
нет правильного ответа
смена одного состояния другим
упорядоченная во времени последовательность элементарных событий
8. Социальный процесс
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу; в узком – применяется для характеристики только тех процессов, которые происходят в социальной сфере
нет правильного ответа
9. Синтез – это
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
10. Неуправляемый процесс – это
процесс, характер которого не поддается изменению в нужном направлении
нет правильного ответа
процесс, который носит спонтанный характер
процесс, который поддается изменению в нужном направлении при сознательном воздействии на них
11. К методам теоретического исследования относят:
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование;
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
аксиоматический метод; эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
формализация; идеализация; наблюдение; абстрагирование; моделирование
12. Может ли быть процесс абсолютно управляемым?
да
нет
13. Признаки системной революции:
эквифинальность, разнообразие проявлений, историчность
глобализация, интенсивность процессов и катастрофичность
интегративность, эквифинальность; сфероценоз
глобализация, усложнение, интенсификация процессов
глобальность, неустойчивость, интегрируемость процессов
интерактивность, изоморфизм, структурированность
целостность, прогнозируемость, открытость
необратимость, бездуховность, дефицит ресурсов
14. Индукция – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
15. Анализ – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)16. Метод исследования – это
условный образ рассматриваемой системы
гносеологическая модель
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека
способ достижения какой-либо цели, решения, задачи
частичный образ исследуемой системы
нет правильного ответа
17. Дедукция – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
18. Управляемый процесс – это
процесс, который не поддается изменению в нужном направлении
нет правильного ответа
процесс, который носит спонтанный характер
процесс, который поддается изменению в нужном направлении при сознательном воздействии на них
19. Причины системного (управленческого) кризиса:
дуальное управление
уровень сложности и разнообразия экономических и социально-политических объектов намного превзошел уровень сложности живых организмов
субъектно-монопольное управление
системная революция, охватившая общество как объект управления, практически не затронула субъект управления
20. Формализация – это
совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражения научной теории
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
21. Сравнение – это
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
установление сходства и различия предметов, явлений, объектов
адекватность
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
22. Аксиоматический метод – это
метод, когда ряд утверждений принимается без доказательств, а все остальные знания выводятся по определенным логическим правилам
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
23. Измерение – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность действий, выполняемых при помощи измерительных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины
нет правильного ответа
24. К методам эмпирического исследования относят:
факт; наблюдение; абстрагирование; моделирование
эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод
нет правильного ответа
25. Моделирование – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
нет правильного ответа
26. К методам эмпирического и теоретического исследования относят:
факт; наблюдение; абстрагирование; моделирование; идеализация
эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование;
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод
27. Экономический процесс
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу
отражает те отношения, которые происходят в духовной сфере
в узком смысле отражает общественный процесс, происходящий в социальной сфере
28. Эксперимент – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
нет правильного ответа
Спасибо, что воспользовались нашим бесплатным тестом.www.test-darom.ru
Объект и предмет социологии как науки
План
Введение1. Объект и предмет социологии2. Структура социологического знания и его уровни3. Функции социологии4. Методы социологии5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наукЗаключениеСписок литературы
Введение
В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология — «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.
1. Объект и предмет социологии
Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено?Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.Ее объектом выступает общество современного типа.Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки, т.е. предмет социологии – это повседневная жизнь обычных людей
2. Структура социологического знания и его уровни
Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими,Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта:1) содержательный;2) формальный;3) функциональный.С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т.д.).Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т.д. Их теоретико-методологический базис — общесоциологическая теория.3. Конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях.По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая — на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень — это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая — стремится дать как можно более точное описание собранных данных.С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию.Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология — на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная — призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку — социологию.
3. Функции социологии
Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливает множество выполняемых ею социальных функций.Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа.В рамках данной функции выделяют:а) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса.в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов.Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.Просветительская (образовательная) функция. Социология — это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.
4. Методы социологии
Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.Существуют и другие методы получения социологической информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.Синтез – познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.Эксперимент – изучение объекта в искусственных контролируемых условиях.Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой.Моделирование – это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.Индукция – получение из частных знаний общего вывода.Дедукция – это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок.Системный метод – изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).
5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук
Социология в системе наук не относится к естественным, техническим и гуманитарным наукам. Она находит свое место в системе общественных наук, в системе обществоведения.В структуре обществоведения можно выделить 3 уровня знаний об обществе:- частно-научный,- общетеоретический,- мировоззренческий.Социология не относится к группе частных наук об обществе, изучающих отдельные сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можно выделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество в целом, в совокупности его областей и сторон — экономических, правовых, политических, демографических, нравственных, художественных, медицинских, спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизнь таким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социология образования, социология искусства, социология науки, социология здравоохранения, социология спорта.Однако социология все-таки не мировоззренческая наука, не некое мировоззренческое ядро обществоведения, поскольку она рассматривает общество как часть — третью Универсума, где выделяют неживые, абиотические системы, живые, биотические системы и социальные системы, человеческое общество. Мировоззренческий подход к Универсуму, точнее, к системе «Универсум — Человек» предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества, социальной системы. Религия, мифология, философия, искусство, народный опыт, наука в целом относятся к мировоззрению и являются его основными типами.Социологию можно рассматривать как науку среднего уровня, как общую теорию общества. В данном случае важен ее общетеоретический характер: она не частная наука и она не мировоззренческая наука. Социология опирается на мировоззренческие учения о мире и человеке, она использует данные частных наук, но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего, интегративного портрета общества.При этом социологию интересуют все временные характеристики общественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в самом первом приближении можно сказать, что социология — общественная наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества (его структур, субъектов, институтов, детерминант).
Заключение
Проблематика социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемами могут найти ответы в дополнительной литературе. Это относится не только к общетеоретическим вопросам социологии, но прежде всего к разделам прикладной социологии: социология образования, социология труда, социология искусства, социология предпринимательства, социология управления, социология науки, социология культуры, социология личности, социология общения и т.д. В рекомендуемой литературе авторы стремились назвать источники по этим разделам.Можно сказать и о том, что каждый человек по натуре своей социолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии, уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна - страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес к общественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашего национального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирная отзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всему миру.Мы убеждены, что вслед за общей социологией настанет время и для серии прикладных социологии: социологии образования, социологии искусства, социологии науки и пр.
Список литературы
1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1993.2. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. – М., 1990.3. Демографический энциклопедический словарь. – М., 1985.4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 1995.
neparsya.net
1. Общенаучные и частные методы научного исследования
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:
общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он
лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются
классификация и периодизация.
Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое
целое.
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему
положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах
или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из
других мыслей.
Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что
они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в
некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,
формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,
исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.
предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого
явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,
сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с
помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого - либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления
или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного
формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки
естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не
может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,
например, для создания компьютерных программ.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений
изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно
при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от
существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.
Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в
таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его
движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в
хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в
том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,
прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким
путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств
предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь
получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,
например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда
исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)
опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались
другими лицами.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или
параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в
статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых
явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.
Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения
её с эталоном.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,
установление различия между ними или нахождение в них общего.
Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной
(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме
изучаемого.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных
условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его
заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или
материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого
объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,
знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,
предметы-аналоги для опытов.
Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате
исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.
Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.
Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,
моделирования. Методы сравнения и моделирования - это общенаучные методы, которые
используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их
нельзя отнести к частным методам.
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной
социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические
исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.
К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.
studfiles.net
Методы познания в различных науках
Синтез – это процесс соединения воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.
Например, синтезирование нового вещества в химии.
Анализ – это разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т.п.
Например, уже в Древнем Риме анализ использовался для проверки качества золота и серебра в виде так называемого купелирования (анализируемое вещество взвешивалось до и после нагрева) (Химия).
Дедукция – это получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводимостью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводимости конкретной медной проволоки (зная, что медь – металл) (Физика).
Индукция – это метод познания, основывающийся на формальнологическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Или – это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.
Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов. На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводимости всех металлов. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и др.) (Физика).
В результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Результат, полученный в процессе абстрагирования, именуют абстракцией.
Понимание электромагнитных явлений (конкретного) после появления знаменитых уравнений Максвелла существенно расширилось и обогатилось. Из его математических абстракций вытекали важные выводы, касающиеся конкретных проявлений электромагнитного поля. Эти выводы свидетельствовали, что всякое изменение электрического поля вызывает появление поля магнитного, и, наоборот, что реально существуют электромагнитные волны (впоследствии экспериментально открытые Герцем), что скорость распространения их в пустоте равна скорости распространения в ней света (отсюда следовало, что свет имеет электромагнитную природу), что электромагнитная волна переносит определенную энергию, что при попадании на препятствие эта волна должна оказывать на него давление (которое впервые измерил русский физик П.Н. Лебедев, установивший, что оно совпадает с теоретическим значением, полученным Максвеллом) (Физика).
Аналогия – это подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. Метод аналогии применяет и в физике, и в химии, и в гуманитарных дисциплинах.
Например, в биологии, при сравнении каких-либо растений можно сказать, что аналогичны они или нет, аналогично ли строение их клеток, соцветий и т.п. (Биология).
Обобщение – это логический процесс перехода от единичному к общему, от менее общего к более общему значению.
Например, обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. В формальной логике под обобщением понятия понимают переход от видового к родовому понятию.
Так, например, при переходе от понятия «дуб» к понятию «дерево» отбрасываются признаки, специфические для дуба (биология). Или в экологии: от понятия «озоновая дыра» переходят к понятию «экологическая угроза для атмосферы» или «засыхание реки» – «неблагоприятная окружающая среда».
Классификация – это некоторая совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов).
Например, может использоваться как в химии, так и в биологии. В биологии все виды делятся на подвиды, классы на подклассы по каким-то общим признакам (например, класс млекопитающих, класс пресмыкающихся). В химии химические вещества делятся на металлы и неметаллы.
Моделирование – это изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующегося на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал. Моделирование бывает мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое) или математическое и численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Например, можно применить моделирование в обществознании: используя мысленное моделирование представить схему государства, правовое его обеспечение, как все это будет работать. Или, например, модель атома, предложенная Э. Резерфордом, напоминала солнечную систему: вокруг ядра («Солнца») обращались электроны («планеты»). Также моделирование можно применить и в экологии. При исследованиях водных экосистем в качестве моделей часто применяют аквариумы, в которые вводят различные компоненты из естественных экосистем и изучают формы взаимоотношений между ними.
biofile.ru
Пример дедукции и индукции из жизни
Дедукция это– способ рассуждения от общих положений к частным выводам.
Дедуктивное рассуждение только конкретизирует наше знание. В дедуктивном заключении содержится лишь та информация, которая есть в принятых посылках. Дедукция позволяет из уже имеющегося знания получать новые истины с помощью чистого рассуждения.
Дедукция даёт стопроцентную гарантию правильного заключения (при достоверных посылках). Дедукция из истины даёт истину.
Пример 1.
Все металлы пластичны (большая достоверная посылка или основной аргумент).
Висмут – металл (достоверная посылка).
Следовательно, висмут пластичен (правильное заключение).
Дедуктивное рассуждение, обеспечивающее истинный вывод, называется силлогизмом.
Пример 2.
Все политики, допускающие противоречия – посмешище (большая достоверная посылка).
Ельцин Б. Н. допускал противоречия (достоверная посылка).
Следовательно, Е. Б. Н. – посмешище (правильный вывод).
Дедукция из лжи даёт ложь.
Пример.
Помощь Международного Валютного Фонда всегда и всех ведёт к процветанию (ложная посылка).
России давно помогает МВФ (достоверная посылка).
Следовательно, Россия процветает (ложное заключение).
Индукция – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
В индуктивном заключении может содержаться информация, отсутствующая в принятых посылках. Достоверность посылок не означает достоверности индуктивного заключения. Посылки придают заключению большую или меньшую вероятность.
Индукция даёт не достоверное, а вероятностное знание, нуждающееся в проверке.
Пример 1.
Г. М. С. – шут гороховый, Е. Б. Н. – шут гороховый, Ч. А. Б. – шут гороховый (достоверные посылки).
Г. М. С., Е. Б. Н., Ч. А. Б. – политики (достоверные посылки).
Следовательно, все политики – шуты гороховые (вероятностное заключение).
Обобщение правдоподобное. Однако, умеющие мыслить политики есть.
Пример 2.
В последние годы в районе 1, в районе 2 и в районе 3 проводились военные учения – повышалась боеспособность подразделений (достоверные посылки).
В районе 1, в районе 2 и в районе 3 в учениях принимали участие подразделения Российской Армии (достоверные посылки).
Следовательно, в последние годы во всех подразделениях Российской Армии повышалась боеспособность (индуктивное недостоверное заключение).
Из частных положений не следует логически общий вывод. Показные мероприятия не доказывают, что везде и всюду благополучие:
На самом деле общая боеспособность Российской Армии катастрофически снижается.
Вариант индукции – умозаключение по аналогии (на основе сходства двух объектов по одним параметрам делается вывод об их сходстве также и по другим параметрам).
Пример. Планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, на Марсе также имеется жизнь.
Это заключение является, конечно, только вероятностным.
Любое индуктивное заключение нуждается в проверке.Дмитрий Мезенцев (координатор проекта "Русское Общество Добродействия") 2011 г.
www.ob-dobr.ru