Актер Ричард Нортон: биография, фильмография и интересные факты. Нортон нолан


Р.Каплан, Д.Нортон, Сбалансированная система показателей

Своими истоками эта книга уходит в 1990 год, когда Институт Нолана Нортона (Nolan Norton Institute), научное подразделение KPMG*, предложил провести исследование по теме «Показатели деятельности организации будущего». Для этого он выделил средства, работа должна была вестись в течение года. Необходимость такого исследования назрела потому, что существующие подходы к оценке деятельности предприятия, опирающиеся в первую очередь на финансовые показатели, неизбежно устаревали. Участники исследования полагали, что эти методы тормозили развитие организаций. Дейвид Нортон, директор Института Нолана Нортона, был руководителем проекта, Роберт Каплан — научным консультантом. Представители десятка компаний1 — производственных и сервисных, тяжелой индустрии и высоких технологий — встречались ежемесячно в течение 1990 года, для того чтобы совместно выработать новую модель оценки деятельности предприятия.

На начальном этапе проекта мы изучили несколько инновационных систем оценки деятельности. В основу одной из них — системы компании Analog Devices2 — были заложены показатели изменений при постоянном совершенствовании всех сторон деловой активности. Новая корпоративная система в дополнение к традиционным финансовым характеристикам включала в себя показатели своевременной доставки товара или услуги клиенту, качества продукции и временныґх циклов производственных процессов, а также эффективность разработки новых продуктов. На одной из встреч присутствовал Арт Шнейдерман, вице‑пре­зидент Analog Devices, который поделился опытом использования новой системы. На первых стадиях исследования были выдвинуты разнообразные идеи, в том числе предложено включение показателей создания стоимости для акционеров, производительности и качества, однако очень скоро все пришли к выводу, что самой оптимальной является многофункциональная система оценки деятельности.

Совместные обсуждения в результате вылились в то, что мы назвали «Сбалансированная система показателей» (ССП), построив ее на основе четырех главных составляющих: финансовой, клиентской, внутренней, а также составляющей обучения и развития. Название системы отражает то равновесие, которое было сохранено между краткосрочными и долговременными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности. Несколько участников дискуссий реализовали пилотные проекты по созданию ССП в своих компаниях, а затем рассказали о результатах эксперимента. В декабре 1990 года работа завершилась и было сделано заключение об эффективности применения сбалансированной системы показателей для оценки деятельности предприятия.

Результаты нашей работы были изложены в статье «The Balanced Scorecard — Measures That Drive Performance», опубликованной в «Harvard Business Review» (1992, January/February). Тогда же к нам обратились руководители нескольких организаций с просьбой помочь внедрить новую систему показателей. Это послужило толчком к следующему этапу исследования. Норман Чамберз, в то время один из руководителей Rockwater, и Ларри Брейди, исполнительный вице‑президент компании FMC Corporation, который впоследствии был назначен ее президентом, особенно активно принялись вводить ССП в своих организациях, причем оба рассматривали ее как нечто большее, чем система показателей. Оба стремились с помощью ССП использовать стратегию для развития компаний, предлагая ориентированные на потребителя товары и услуги высочайшего качества по соответствующим ценам, а не для достижения краткосрочных целей снижения себестоимости и конкуренции на основе низких цен. Наша совместная работа с Чамберзом и Брейди высветила важность взаимосвязи показателей предложенной системы оценки эффективности и стратегии. Несмотря на кажущуюся очевидность этого наблюдения, многие организации, даже те, что применяли новые системы оценки деятельности, не связывали конкретные показатели со своими стратегиями.

Большинство компаний пытались улучшить эффективность своей работы, снижая издержки, занимаясь качеством, сокращая сроки выполнения заказов, но не выделяли при этом подлинно стратегические процессы, которые и должны выполняться исключительно хорошо для успешной реализации организационной стратегии. Об этом мы написали во второй нашей статье, напечатанной в «Harvard Business Review» под названием «Putting the Balanced Scorecard to Work» (1993).

К середине 1993 года Нортон стал директором новой организации Renaissance Solutions, Inc. (RSI), одной из функций которой было консультирование по вопросам стратегии. В качестве средства реализации этой стратегии использовалась ССП. Союз между Renaissance и Gemini Consulting открыл новые возможности для демонстрации того, как ССП, имеющая 20—25 показателей в каждой из четырех своих взаимосвязанных составляющих, помогает реализовать стратегию. Сбалансированная система показателей, связанных по принципу «причина—следствие», описывает траекторию стратегии компании: каким образом инвестиции в переобучение персонала, информационные технологии, инновационные продукты и услуги способствуют кардинальному улучшению ее финансовой деятельности.

Опыт компаний, применивших ССП, показал, что она может использоваться не только для того, чтобы сформулировать стратегию, но и для управления процессом ее реализации. В дополнение к уже перечисленным компаниям мы наблюдали действие системы в Brown & Root Energy Services (материнская компания по отношению к Rockwater), Metro Bank, National Insurance, Kenyon Stores и Pioneer Petroleum (названия изменены в целях сохранения конфиденциальности). Руководители этих компаний сейчас используют ее как основной инструмент менеджмента. Их опыт мы обобщили в нашей третьей статье «Using The Balanced Scorecard as a Strategic Management System», опубликованной в «Harvard Business Review» (1996, January/February).

Быстрое развитие ССП в систему стратегического менеджмента привело нас к мысли, что мы можем поделиться значительно большей информацией, чем позволяет формат статьи. К тому же к нам поступали многочисленные просьбы, связанные с формированием и внедрением ССП. Все это явилось причиной написания данной книги.

Стараясь сделать эту книгу полной и всеобъемлющей, в течение по­следних трех лет мы тем не менее стали свидетелями широкого распрост­ранения сбалансированной системы показателей и того, как компании, отличающиеся инновационным подходом, расширяют структуру системы и области ее применения. Возможно, через несколько лет читатели увидят книгу «Balanced Scorecard: The Sequel» («Сбалансированная система показателей эффективности предприятия: Продолжение»).

Мы обязаны многим людям и организациям, оказавшим нам помощь в этом интеллектуальном путешествии. Это руководители и лидеры проектов компаний FMC (Ларри Брейди и Рон Мамбу), Rockwater (Норман Чамберз и Сьян Ллойд Риз) и Analog Devices (Рей Стата, Джерри Фишман и Арт Шнейдерман). Нам очень хотелось бы с благодарностью назвать имена руководителей компаний Metro Bank, Natio­nal, Kenyon Stores, Pioneer Petroleum и некоторых других, однако мы не можем это сделать из соображений конфиденциальности. Благодаря их усилиям ССП стала краеугольным камнем системы менеджмента этих компаний.

Мы искренне признательны профессионалам из RSI Микаэле Контрада и Ребекке Стейнфорт, которые обобщили опыт применения системы, Лоре Даунинг и Мариссе Хендриксон, которые показали, как следует использовать ССП в некоммерческих организациях Massachusetts Special Olympics. Соучредители RSI Гарри Ласкер и Дейвид Лубин помогли в работе над главой 11, где описываются стратегическая обратная связь и обучающие системы. Неоценимая помощь в дальнейшем расширении концепции системы в комплексный процесс преобразований была оказана Фрэнсис Гуэллар из Gemini Consulting.

Многие люди сыграли большую роль в подготовке книги. Кэрол Франко, директор Harvard Business School Press, с энтузиазмом поддерживала нас и оказывала редакторскую помощь на протяжении всего проекта. Холлис Хеймбауч, наш редактор, давал бесценные указания и советы по содержанию и оформлению книги. Профессиональные комментарии Теда Франкавилья, Тома Валерио и профессоров Уильяма Брунза, Роберта Саймонза и Робина Купера позволили нам сделать важные изменения в окончательном варианте рукописи.

Натали Гринберг, как обычно, очень тщательно корректировала рукопись и, помимо ценных замечаний, следила за тем, чтобы избежать повторов, что так свойственно авторам этой книги. Барбара Рот постоянно контролировала график работ, эффективно управляя производственным процессом, а ее замечательные советы относительно редактирования и художественного оформления книги были поистине бесценны. Роуз Фицпатрик из Renaissance Solution помогла разобрать записи и цифры черновиков, написанные ужасным почерком, и «перевести» их на нормальный язык в окончательной версии рукописи. Поистине ее терпение служило нам источником силы и вдохновения. Всем этим людям мы говорим спасибо.

Роберт С. Каплан и Дейвид П. НортонБостон и Линкольн, Массачусетс, февраль 1996 года

1. Advanced Micro Devices, American Standard, Apple Computer, Bell South, CIGNA, Conner Peripherals, Cray Research, DuPont, Electronic Data Systems, General Electric, Hewlett‑Pack­ard и Shell Canada.

2. R. S. Kaplan. Analog Devices: The Half‑Life Metric // Harvard Business School Case #9‑190‑061, 1990.

Предисловие к русскому изданию ................................................................. xv

Предисловие .................................................................................................. 1

Глава 1. Критерии оценок и управление в информационный век ........................................................................ 5

Конкуренция в эпоху информации .............................................................. 6

Деятельность компаний в новых условиях............................................. 8

Интеграция бизнес‑процессов ........................................................ —

Взаимодействие с клиентами и поставщиками ................................. —

Рынок, ориентированный на покупателя .......................................... 9

Глобальность масштабов ............................................................... —

Инновации ..................................................................................... —

Работники интеллектуального труда ............................................... 10

Традиционная финансовая модель бухгалтерского учета ......................................................................... 11

Сбалансированная система показателей .................................................. 12

Сбалансированная система показателей как система управления......... 14

Четко сформулировать стратегию компании и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач .... 15

Устанавливать соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и информировать об этом все подразделения компании .................................................... 17

Планировать, определять цели и стратегические инициативы ......... 17

Планировать, определять цели и стратегические инициативы ......... 17

Расширять стратегическую обратную связь и информированность ............................................................... 19

Заключение ............................................................................................ 23

Примечания ............................................................................................. 24

Глава 2. Для чего необходима сбалансированная система показателей эффективности ............................................... 25

Финансовая оценка ................................................................................. —

Сбалансированная система показателей .................................................. 28

Финансовая составляющая................................................................. 29

Клиентская составляющая................................................................... —

Составляющая внутренних бизнес‑процессов...................................... 30

Составляющая обучения и развития персонала................................... 32

Взаимосвязь показателей ССП с единой стратегией ................................... 33

Причинно‑следственные связи............................................................. —

Факторы достижения результатов....................................................... 35

Следует ли исключить финансовые показатели из ССП? ............................. —

Четыре составляющие: достаточно ли этого? .......................................... 38

Организационная единица для ССП ......................................................... 39

Стратегическое позиционирование или ключевые сферы компетентности/способности? ............................. 40

Приложение. Ограничения финансовых показателей оценки результатов бизнеса ................................................................ 41

Примечания ............................................................................................. 43

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОЦЕНИВАЯ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА ................................... 45

Компании, где действует сбалансированная система показателей ............. 46

Глава 3. Финансовая составляющая ..................................................... 49

Взаимосвязь финансовых целей со стратегией компании ........................... 50

Управление рисками............................................................................ 52

Стратегические направления финансовой составляющей..................... 53

Рост доходов и расширение структуры деятельности ....................... —

Новые продукты ........................................................................ —

Новое применение .................................................................... 54

Новые клиенты и рынки ............................................................ 55

Новые взаимоотношения ........................................................... —

Новая структура предложения товаров и услуг .......................... 56

Новая ценовая стратегия .......................................................... —

Сокращение издержек и увеличение производительности  ............. 57

Повышение производительности ............................................... —

Снижение удельных издержек ................................................... —

Совершенствование системы каналов ....................................... 58

Сокращение текущих расходов .................................................. —

Использование активов и инвестиционная стратегия ...................... 59

Денежный цикл ......................................................................... —

Оптимизация использования активов ........................................ 60

Цели и показатели управления рисками .............................................. 61

Заключение ............................................................................................ 62

Примечания ............................................................................................. 63

Глава 4. Клиентская составляющая ...................................................... 65

Сегментация рынка .................................................................................. 66

Группа ключевых показателей............................................................. 69

Доля рынка и доля потребителя .................................................... 70

Сохранение клиентской базы ......................................................... 71

Расширение клиентской базы ......................................................... —

Удовлетворение потребностей клиента ........................................... —

Прибыльность клиента .................................................................. 72

Показатель потребительной ценности предложения............................. 74

Характеристики товаров и услуг ..................................................... —

Взаимоотношения с клиентами ....................................................... 75

Имидж и репутация ....................................................................... 76

Kenyon Stores: прямые продажи массовому потребителю .......................... 77

Характеристики продукта.................................................................... 78

Взаимоотношения: уровень обслуживания........................................... 79

Торговая марка и имидж...................................................................... —

Rockwater: прямые продажи индивидуальным клиентам ........................... 80

Pioneer Petroleum: непрямые продажи массовому покупателю ................. 81

Сроки, качество и цена ............................................................................ 84

Заключение ............................................................................................. —

Приложение. Факторы достижения удовлетворенности клиента ................ 85

Сроки доставки ....................................................................................... —

Качество ................................................................................................. 86

Цена ....................................................................................................... 87

Примечания ............................................................................................. 89

Глава 5. Составляющая внутренних бизнес‑процессов ...................... 90

Стоимостная цепочка внутренних бизнес‑процессов ................................. 93

Инновационный процесс...................................................................... 94

Показатели теоретических и прикладных исследований .................. 97

Показатели процесса опытной разработки продукта ....................... 98

Операционный процесс...................................................................... 100

Послепродажное обслуживание......................................................... 102

Специфические компоненты составляющей внутренних бизнес‑процессов 103

Kenyon Stores...................................................................................... —

Управление брэндом .................................................................... 104

Обеспечение лидерства в моде ...................................................... —

Источник лидерства ..................................................................... 105

Постоянное наличие товара ........................................................... —

Запоминающееся обслуживание .................................................. 106

Metro Bank........................................................................................ 106

Pioneer Petroleum.............................................................................. 108

Заключение ........................................................................................... 110

Приложение. Показатели операционного процесса — время, качество и издержки ............................................................... 111

Показатель «технологическое время».................................................. —

Применение показателя времени в сфере услуг ......................................... 113

Показатели качества ............................................................................. 114

National Motors.................................................................................. 115

National Electric.................................................................................... —

Показатель издержек ............................................................................. 116

Примечания ........................................................................................... 117

Глава 6. Обучение и развитие ............................................................... 119

Возможности работника ........................................................................ 120

Ключевые показатели статуса персонала ................................................ 121

Показатель удовлетворенности работника............................................ —

Показатель сохранения кадровой базы.............................................. 123

Показатель эффективности работника................................................. —

Специфические факторы обучения и развития .......................................... 124

Переобучение персонала ........................................................................ 125

Возможности информационных систем ................................................... 126

Мотивация, полномочия и соотнесение личных целей со стратегией компании .................................................................... 128

Показатель числа выдвинутых и внедренных предложений................... —

Показатель совершенствования......................................................... 129

Показатели соответствия личных целей корпоративным..................... 131

Показатели работы в команде............................................................ 133

Недостаточное развитие системы специфических показателей для составляющей обучения и развития ............................................ 135

Ориентиры ............................................................................................. 136

Заключение ........................................................................................... 137

Примечания ............................................................................................. —

Глава 7. Сбалансированная система показателей и стратегия компании ................................................. 138

Взаимосвязь сбалансированной системы показателей со стратегией компании .................................................................... 139

Причинно‑следственные связи

www.scorecard.ru

биография, фильмография и интересные факты

Ричард Нортон – актер, постановщик боевых сцен, каскадер, телохранитель и в первую очередь мастер боевых единоборств. Его партнерами по съемочной площадке были такие прославленные мировые звезды экшенов, как Чак Норрис, Джекки Чан и Синтия Ротрок.

Краткая биография

Ричард Нортон родился в городе Кройдон (Австралия) 6 января 1950 года. Мальчик всерьез заинтересовался боевыми искусствами еще с двенадцати лет. Спустя три года у него уже был коричневый пояс по дзюдо. На этом парень не остановился. Чуть позже он увлекся годзю-кай каратэ-до и к семнадцати годам стал обладателем теперь уже черного пояса. Какое-то время он даже работал охранником в нескольких самых популярных среди молодежи австралийских ночных клубах.

Кроме того, Нортон с 1970-го начал активно заниматься дзен до кай. В короткие сроки парень добился больших успехов в изучении и этого единоборства, о чем говорит тот факт, что он получил четвертый дан и стал шефом-инструктором одновременно в нескольких австралийских школах. Будущий актер также занимался и бразильским джиу-джитсу под руководством мастера Жан-Жака Мачадо.

Работа телохранителем

Уже в ранней молодости Ричард Нортон стал самым знаменитым австралийским каратистом. Поэтому когда в 1973 году в страну в рамках своего мирового турне приехала с концертами легендарная американская группа The Rolling Stones (Роллинг Стоунз) именно его пригласили стать телохранителем музыкантов. Однако он не только исполнял роль охранника, но и преподавал уроки боевых искусств Мику Джаггеру.

Обаяние, дружелюбие и профессионализм этого парня привлекли к нему пристальное внимание и других звезд шоу-бизнеса, таких как Стив Никс, Джо Коккер, Дэвид Боуи, Джеймс Тейлор, Род Стюарт, Флитвуд Мак, Джон Белуши и Ричард Гир. Нортон, услугами которого все они в разное время пользовались, выполнял свою работу безупречно. В 1979 году ему поступило такое предложение, от которого он не смог отказаться. Американская певица кантри-рока Линда Ронстандт пригласила Нортона стать ее личным телохранителем. Молодой человек соглашается и вскоре покидает Австралию и переезжает в Соединенные Штаты, в Калифорнию. По словам самого Нортона, своим друзьям он обещал вернуться через месяц, а задержался на целых двадцать лет.

Знакомство с Чаком Норрисом

В 1976 году Ричард Нортон вместе со своим другом и партнером Бобом Джоунсом решили пригласить кого-нибудь из числа американских звезд, занимающихся боевыми единоборствами. В Австралию согласился прилететь с показательными выступлениями сам Чак Норрис. Уже тогда его имя и фотографии были чуть ли не во всех американских журналах. Он достаточно высоко оценил способности молодого Нортона и предложил ему переехать в Калифорнию. Однако парню удалось попасть туда только через три года, да и то как телохранитель певицы Линды Ронстандт.

Одним из первых, с кем он тренировался, будучи уже в Соединенных Штатах, был Чак Норрис. Они быстро нашли общий язык и стали лучшими друзьями на долгие годы. Кстати, именно Чак Норрис был свидетелем на свадебной церемонии Ричарда Нортона и Джуди Грин. Кроме того, он первый предложил австралийцу сняться в кино. Так Нортон оказался в числе актеров, занятых в трюковой массовке.

Начало карьеры

В 1980 году Чак Норрис приглашает его сняться вместе с ним в картине «Октагон». Нортон хорошо знал японские боевые искусства, поэтому его взяли на роль главного злодея. Он отлично справился с первой ролью и своим присутствием значительно оживил фильм. Кроме того, он помог режиссеру этой картины, коим являлся брат Чака – Аарон, профессионально поставить все сцены боев. Так Ричард стал актером.

Следующей его картиной была «Сила пятерых» режиссера Роберта Клауза, где главным постановщиком сцен поединков выступал Пэт Джонсон – друг Норриса. На роли пяти главных героев претендовали более сотни известных мастеров, включая и Билла Уоллеса, Бенни Уркидеса, Джо Льюиса. Ричард сразу же для себя решил, что у него нет ни малейших шансов, так как это были уже всем известные люди, а он всего лишь недавно поселившийся в Америке австралиец. Однако после того как он успешно продемонстрировал свою технику, одна из ролей в этой картине досталась все же ему.

В 1995 году на экраны выходит малобюджетная австралийская лента с Ричардом Нортоном «Стальной кулак» режиссера Мэттью Джорджа. Это классический боевик со множеством хорошо поставленных экшн-сцен. Он имел огромный успех не только у соотечественников актера, но и во многих странах мира.

Позже Нортон опять вернется к съемкам с Норрисом. Это были фильмы «Око за око» и «Вынужденная месть», а также телесериал «Уокер – техасский рейнджер». Его природное актерское дарование, а также умение хорошо и зрелищно драться предопределили его дальнейшую кинокарьеру. Фильмы с Ричардом Нортоном быстро завоевали популярность у зрителей и он заслуженно вошел в число самых знаменитых актеров-бойцов мира.

Сотрудничество с Джекки Чаном и Синтией Ротрок

Актер принимал участие еще в нескольких лентах с Чаком Норрисом, однако ему хотелось большей самостоятельности. Поэтому когда для съемок боевых сцен в Гонконге продюсеры искали белого актера, умеющего зрелищно драться, свой выбор они остановили именно на Ричарде. После его участия в нескольких китайских экшенах вместе с Джекки Чаном за ним навсегда закрепилась репутация одного из самых лучших мастеров восточных боевых искусств.

Несмотря ни на что Нортону нравилось сниматься в Гонконге. Там он в основном играл плохих западных парней. Однако все его роли были отмечены артистическим талантом, обилием очарования и безупречно поставленными боевыми сценами. Каждый воплощенный им на экране злодей явно отличался от ранее сыгранных подобных персонажей другими актерами. Именно поэтому его лицо стало одним из самых запоминающихся и узнаваемых в истории гонконгской киноиндустрии.

В 1992 году он появляется на экране вместе с Синтией Ротрок в фильме «Честь и ярость». Эта картина способствовала еще большему поднятию уровня его популярности. Позже Ричард еще неоднократно встретится на съемочной площадке с этой динамичной актрисой с необычным для девушки амплуа.

Особенности производства гонконгских боевиков

В фильмографии Ричарда Нортона есть несколько картин, снятых азиатскими режиссерами. Первой из них была лента «Мои счастливые звезды». Ее снимал Само Хунг – названный брат Джекки Чана. В одном из своих интервью Нортон подробно рассказал об особенностях создания этого фильма. Его съемки длились в течение трех недель днем и ночью. Актерам удавалось поспать не более часа в сутки. В самой студии температура держалась на уровне 40 ⁰C притом, что кондиционеров там не было вовсе.

Нортон вспоминает, что он также столкнулся и с языковым барьером, так как по-английски там, кроме него, практически никто не разговаривал. Кроме того, кормили актеров ужасно. Еду давали всего лишь один раз в день, да и то это была небольшая чашка риса с маленьким кусочком мяса, притом что сцены с драками были основными. В одном из эпизодов Само Хунг нанес Ричарду несколько довольно болезненных ударов, после которых он еле дождался финального кадра.

Один факт из жизни актера

В 1972 году на концерте Дэвида Боуи в зрительном зале завязалась драка между двумя молодыми парнями и здоровенным детиной. Разбушевавшийся верзила уже начал избивать ребят металлической цепью прямо по голове. Было много крови, однако никто из окружающих не обращал на это внимания, не желая связываться со здоровяком. Певец попросил Нортона помочь парням. Ричарду удалось быстро обезвредить нападавшего и сдать его полиции. Однако на следующий день стало известно, что от его удара негодяй умер в больнице.

Интересно, что полицейские по этому поводу не задавали никаких вопросов Нортону. По словам самого актера, его совесть была абсолютно чиста. Похоже, что великолепная репутация телохранителя сыграла в этом деле не последнюю роль, так как известно, что ни один из его клиентов не пострадал, а тем более не был убит.

Продюсер и режиссер

Снимаясь в фильмах, Нортон не прекращает отшлифовывать свои навыки мастерства и добивается больших успехов во многих видах боевых искусств. Большой опыт, накопленный им с годами, позволил стать ему первоклассным постановщиком как боевых трюков, так и режиссером экшн-сцен.

Несмотря на то что Ричарду Нортону исполнилось уже 67 лет, он активно снимается в кино. Два фильма с его участием должны выйти в этом году, а еще четыре премьеры запланированы на 2018-й. Помимо работы в кино, актер еще проводит семинары, на которых он делится своим опытом не только в области боевых искусств, но и в сфере безопасности на правах опытного телохранителя, работавшего в свое время со многими американскими звездами. Его высокий профессионализм не вызывает ни у кого сомнений. Не зря же фильмы с Ричардом Нортоном до сих пор восхищают почитателей классических боевиков не одного поколения американцев и не только.

fb.ru

полная фильмография, доступная для скачивания и просмотра онлайн, фото, биография, новости

18 Авг. 1969 Бостон, Массачусетс, СШАЗнак зодиака: ♌ Лев Рост: 1.83 м

  • Полное имя — Эдвард Джеймс Харрисон Нортон младший.
  • Родился в семье адвоката и учительницы.
  • Эдвард родился в Бостоне, штат Массачусетс, но вырос в городе Колумбия, штат Мэриленд.
  • Старший из трех детей, у него есть сестра Молли и брат Джеймс.
  • Окончил Колумбийскую Театральную школу искусств в Колумбии (Мэриленд). Высшее образование получил в Йельском университете в Нью-Хейвене, Коннектикут.
  • Эдвард изучал японский язык и посещал популярную школу английского языка NOVA Group. Сразу после получения диплома он отправился в Японию, где работал в компании своего деда Enterprise Foundation.
  • В содружестве со своим близким другом и писателем Стюартом Блумбергом, а также продюсером Биллом Мильоре Нортон основал компанию «Class 5 Films».
  • Подрабатывая официантом, Нортон играл на нескольких театральных сценах Нью-Йорка, и в итоге был принят в компанию «New York Signature Theater Company», членом совета директоров которой он является в настоящее время.
  • Был назван международным мужчиной года по версии журнала «GQ» в 2003 году.
  • В марте 2013 года у Эдварда и его супруги родился сын.
  • В 1987 году окончил Wilde Lake High School.

Семья

Дед — застройщик Джеймс Роуз (скончался в 1996 году), известен своим вкладом в строительство города Колумбия, штат Мэриленд и помощью в застройке внутренней гавани Балтимора и Бостонского рынка Куинси. Отец — Эдвард-старший, в прошлом федеральный обвинитель в администрации Картера, на сегодняшний день работает в организации по охране исторических ценностей. Мать Робин, учительница английского языка, умерла от опухоли мозга в 1997 году. Сестра, Молли Нортон, училась в университете Вашингтона Ли.

Биография

Эдвард Нортон родился в Бостоне, штат Массачусетс, но вырос в городе Колумбия, штат Мэриленд.

В пять лет Эдвард заинтересовался театром, вскоре начал заниматься в Оренстейновской Колумбийской школе театрального искусства и в восемь лет дебютировал на сцене в местной постановке.

Эдвард Нортон окончил среднюю школу Уайлд Лэйк в 1985 году, затем Йельский университет в 1991 году со степенью бакалавра по истории. В Йеле Нортон по-прежнему занимался театром. Он посещал множество факультетов, хотя драматический никогда не был для него профилирующим. Актёр Рон Ливингстон был его сокурсником и таким же самодеятельным актёром. Эдвард также изучал японский язык и посещал популярную школу английского языка NOVA Group. Сразу после получения диплома он отправился в Японию, где работал в компании своего деда Enterprise Foundation. И только несколько лет спустя, в 1994 году, вернувшись в Нью-Йорк, Эдвард решил отказаться от привычной работы и полностью посвятить себя актёрской карьере.

Подрабатывая официантом, Нортон играл на нескольких театральных сценах Нью-Йорка и в итоге был принят в труппу New York Signature Theater Company, членом совета директоров которой он является в настоящее время.

Дебютом в кино для Нортона стал фильм «Первобытный страх» (1996), где он сыграл молодого заключённого социопата. За эту роль он получил премию «Золотой глобус» и был номинирован на премию «Оскар», как лучший актёр второго плана. Впоследствии его не раз номинировали, в том числе и на лучшую мужскую роль за роль в фильме о неонацистах «Американская история Икс». Всемирную славу снискал за участие в экранизации романа Чака Паланика «Бойцовский клуб».

В том же году отказался от роли рядового Райана в фильме «Спасти рядового Райана». Продюсеры «Американского психопата» хотели, чтобы он также сыграл роль Патрика Бэйтмана. В 2003 году британская версия журнала «GQ» назвала Нортона Мужчиной года в международной номинации.

Последнее время он играл самого себя в экспериментальном комедийном телесериале «Стелла». Также снискал одобрение критиков за роль прокаженного короля в фильме «Царство небесное». В 2000 году он дебютировал как режиссёр, сняв комедию «Сохраняя веру». Своей игрой в фильме «Иллюзионист» 2006 года он вновь заслужил положительные отзывы критиков. В 2008 году Эдвард сыграл Брюса Беннера в фильме «Невероятный Халк», который получил почти исключительно положительные отзывы критиков. Из-за творческих разногласий с Marvel Studios Нортон отказался от роли Брюса Беннера в «Мстителях», и его заменили на Марка Руффало.

В 2014 году исполнил роль бродвейского актёра в чёрной комедии «Бёрдмэн». Работа Нортона удостоилась крайне высоких оценок мировой кинопрессы и множества наград.

В содружестве со своим близким другом и писателем Стюартом Блумбергом, а также продюсером Биллом Миглиором Нортон основал компанию «Class 5 Films».

В 2010 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил Эдварда Нортона послом организации по вопросам биоразнообразия. Нортон в свое время основал программу Solar Neighbor, которая обеспечивает солнечными электростанциями дома малообеспеченных семей. Также Нортон является членом Friends of the High Line (фонд работает над сохранением в Нью-Йорке зеленых насаждений), Grand Canyon Trust, The Wilderness Society (охраняет природные территории в США) и Earthjustice (оказывает юридическую поддержку в решении экологических проблем).

Личная жизнь

Встречался с актрисой Сальмой Хайек и певицей Кортни Лав. С Лав он гастролировал как сессионный гитарист в её группе Hole. С 2011 года Нортон помолвлен с продюсером Шоной Робертсон. В 2012 году пара поженилась. У супругов есть сын Атлас (март 2013).

В 2009 году Нортон и Робертсон основали благотворительную платформу CrowdRise.

Вопреки распространённому мнению, Эдвард Нортон не говорит бегло по-японски. Поклонник творчества хардкор-панк-группы Black Flag.

Нортон был критиком Джорджа Буша-младшего, сторонником губернатора Нью-Йорка от Демократической партии Элиота Спитцера и даже выступил продюсером документального фильма о Бараке Обаме (By the People: The Election of Barack Obama).

pickfilm.ru

фильмография актера. Лучшие фильмы с Эдвардом Нортоном

Сегодня Эдвард Нортон — знаменитый в Голливуде человек, который за время своей карьеры успел сняться в десятках разных фильмов, а также попробовать себя в роли продюсера и режиссера. Кстати, первая же его работа принесла ему номинацию на премию «Оскар». И сегодня многие поклонники его творчества интересуются биографией и карьерным развитием актера.

Детство актера

Будущий знаменитый актер Эдвард Нортон родился 18 августа 1969 года в городе Бостон (штат Массачусетс), но детство его прошло в штате Мэриленд, в городе Колумбия. Мать Робин работала учительницей английского языка, а отец сначала был государственным обвинителем, а затем сменил работу и стал сотрудником организации по охране исторических ценностей.

Стоит отметить, что сценическое мастерство увлекло Эдварда еще в детстве. В пять лет мальчик начал посещать занятия в Оренстейновской школе театрального искусства. А в восьмилетнем возрасте он дебютировал на театральной сцене. С тех пор мальчик регулярно принимал участие в тех или иных постановках.

В 1985 году Эдвард Нортон поступил в Йельский университет, где изучал историю и японский язык. И здесь парень продолжал заниматься актерским мастерством, участвуя в университетских постановках, но занятия по драматургии он не посещал. В 1991 году он окончил университет, получив степень бакалавра по истории. Вскоре он переехал в Японию, где работал в компании своего деда. А уже в 1994 году парень вернулся в Нью-Йорк и решил сменить профессию.

Как Нортон стал актером?

После того как Эдвард вернулся из Японии, он решил попробовать себя в качестве актера. И начал участвовать в театральных постановках. Он нередко появлялся на сценах нью-йоркских театров. Тем не менее актерское ремесло не приносило дохода, поэтому молодой человек подрабатывал официантом.

Но его попытки все-таки увенчались успехом, и довольно скоро он подписал контакт с New York Signature Theatre (кстати, на сегодняшний день он является членом совета директоров этой организации).

Попытки попасть в кинематограф актер не оставлял. На начальных этапах он использовал практически любую возможность. И в 1994 году - во время прослушивания - его заметил известный режиссер и драматург Эдвард Олби, который предложил молодому дарованию роль в спектакле «Фрагменты». После этого на протяжении довольно долгого времени Нортон работал вместе с Олби в нью-йоркском театре под названием «Signature».

Первые карьерные шаги: фильм «Первобытный страх» и первая номинация на «Оскар»

Уже в 1996 году на экраны вышел остросюжетный фильм, где одну из главных ролей сыграл Эдвард Нортон. Фильмография актера началась с картины под названием «Первобытный страх», где он работал вместе с Ричардом Гиром. Здесь он сыграл молодого парня – социопата Аарона Стэмплера, страдающего от умственной отсталости и раздвоения личности.

Это фильм, равно как и дебют Нортона, был высоко оценен критиками. За первую же роль актер получил «Золотой глобус». Кроме того, его номинировали на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

Естественно, далее один за другим начали появляться фильмы с Эдвардом Нортоном, который теперь стал получать массу заманчивых представлений. В том же 1996 году вышло еще две картины с его участием. В частности, он сыграл адвоката Алана Айзекмана в скандальном биографическом фильме «Народ против Ларри Флинта». Ему также досталась роль Холдена Спенса в романтической музыкальной комедии «Все говорят, я люблю тебя». А в 1998 году появляется фильм «Шелера», где Эдвард Нортон сыграл Лестера.

«Американская история Икс» и признание критиков

Безусловно, одной из самых известных и удачных работ актера является культовая американская драма под названием «Американская история Икс». Здесь Нортон убедительно сыграл Дерека Виньярда, члена неонацистского братства «Апостолы Христа», который после выхода из тюрьмы пытается покончить с прошлым.

На самом деле трагическая история о двух братьях, пытающихся оборвать все связи с неонацистской группировкой, и по сегодняшний день входит в списки самых популярных американских фильмов. За эту работу Эдвард был номинирован на массу самых популярных кинонаград, включая «Оскар» за лучшую мужскую роль.

«Бойцовский клуб» и всемирная популярность

В 1999 году на экраны вышел фильм «Бойцовский клуб», где Эдвард Нортон (фото) сыграл безликого рассказчика. Образ потерянного во времени и пространстве человека, который страдает от обыденности и впадает в депрессию от рутины, удался актеру прекрасно. Кстати, здесь он работал вместе с Бредом Питтом.

К слову, этот фильм не принес актерам никаких наград. Безусловно, история двух мужчин, пытающихся бороться с системой и собственным неудовлетворением жизнью весьма экстравагантным путем, вызвала неоднозначную реакцию как среди критиков, так и среди американский зрителей. А вот в других странах мира этот фильм стал популярным за считанные дни. И сегодня его считают определяющей, культовой картиной американского производства.

Эдвард Нортон: фильмография

В 2000 году Нортон дебютировал и как режиссер, сняв романтическую комедию под названием «Сохраняя веру». А в 2002 году появились новые фильмы с Эдвардом Нортоном. В частности, он сыграл молодого вора Джека Теллера в психологической драме «Медвежатник».

В том же году он появился на экранах в образе Носорога Смучи в черной комедии «Убить Смучи». Ему также досталась роль Нельсона Рокфеллера в довольно известной драме «Фрида», рассказывающей историю жизни талантливой художницы.

Также актер удачно изобразил агента в триллере о серийном убийце «Красный дракон». В том же году ему достается главная роль преуспевающего молодого человека Монтгомери Брогана, которого осудили за торговлю наркотиками в криминальной драме «25 час».

В 2003 году актер снялся в приключенческом боевике «Ограбление по-итальянски». Кстати, его гонорар за эту роль составлял миллион долларов. Спустя два года вышел исторический фильм «Царство небесное», где Нортон сыграл короля Балдуина Иерусалимского. В 2006 году актеру досталась главная роль Эдуарда Абрамовица в мистической мелодраме «Иллюзионист». В том же году он сыграл Уолтера Фейна в трогательной романтической драме «Разрисованная вуаль».

«Невероятный Халк» и «Гордость и слава» — еще два фильма 2008 года, где снялся Эдвард Нортон. Халк в его исполнении был великолепным, равно как и доблестный полицейский Рэй. В 2009 году вышло еще три фильма с участием актера: фантастическая картина «Изобретение лжи», трагическая комедия «Травка», а также сериал «Американская семейка», где Нортон появился в качестве приглашенной звезды. В 2010 году на экраны вышел триллер «Стоун», где Эдвард сыграл тюремного заключенного Джеральда Крисли.

Новые фильмы с Эдвардом Нортоном

Очевидно, что этот актер нарасхват. Безусловно, в последние годы появляются и новые фильмы с участием Эдварда Нортона. Например, в 2012 году актер снялся сразу в нескольких лентах. Он сыграл Уорта, вожатого отряда бойскаутов в авторском фильме «Королевство полной луны», премьера которого состоялась в мае 2012 года на Каннском кинофестивале.

В том же году появилась новая картина, в съемках которой принимал участие Эдвард Нортон. Фильмография актера пополнилась боевиком «Эволюция Борна», где он сыграл отставного полковника Эрика Байера. А еще Эдвард показал самого себя в довольно популярной американской комедии «Диктатор».

А уже в 2014 году Нортон сыграл инспектора Хенкельса в нашумевшей картине «Отель Гранд Будапешт», премьера которой состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале. Кстати, критики оценили ее довольно высоко.

Личная жизнь актера

Сразу же стоит отметить, что Эдвард Нортон не слишком сильно распространяется о своей личной жизни. Актер считает, что поклонникам не стоит знать все об артисте вне сцены, так как это может повлиять на восприятие его творчества.

Тем не менее известно, что он встречался с Кортни Лав, вдовой Курта Кобейна. Он даже гастролировал с ней в составе группы «Hole» в качестве сессионного гитариста. А в 1999 году актер начал появляться на публике вместе с известной мексиканской актрисой Сальмой Хайек. В 2003 году пара распалась — в последующих интервью Сальма не раз упоминала о том, что они слишком часто ссорились. Есть также информация о романе актера с Дрю Берримор.

Последние несколько лет Эдвард Нортон встречался с продюсером Шоной Робертсон. В 2011 году звездная пара объявила о помолвке, а спустя год они поженились. В марте 2013 года у супругов родился сын.

fb.ru

Эдвард Нортон / Edward Norton / : всё о персоне

Эдвард Нортон родился 18 августа 1969 года в Бостоне, США. Его мать преподавала английский язык, а отец работал прокурором в администрации Картера. Эдвард с самого детства был серьезным, целеустремленным ребенком - уже в возрасте 5 лет он выбрал для себя актерскую профессию после того, как посмотрел спектакль в котором играла его няня.

Закончив школу, в которой он также играл на театральной сцене, Нортон поступил в престижный университет Йель, где посвятил себя изучению астрономии, истории и японского языка. Получив диплом в области исторических наук, он отправился в Японию, работать в компании своего деда - Enterprise Foundation. И только несколько лет спустя, в 1994 году, вернувшись в Нью-Йорк, Эдвард решил отказаться от привычной работы и полностью посвятить себя актерскому мастерству.

Подрабатывая официантом, Нортон играл на нескольких театральных сценах Нью-Йорка, и в итоге был принят в компанию New York Signature Theater Company, членом совета директоров которой он является в настоящее время.

Примерно в то же время, голливудские продюсеры были заняты поисками актера на второстепенную роль в судебном триллере с Ричардом Гиром в главной роли. После того, как Лео Ди Каприо отказался от этой роли, им пришлось прослушать более 2100 претендентов, никто из которых не подходил на роль тихого молодого человека с серьезным психическим расстройством. Нортона взяли на роль без малейших сомнений и в результате именно его игра вытянула весь фильм - так, в результате, Нортон за первый свой фильм был номинирован на премию Оскар (как лучший актер второго плана), а также был удостоен Золотого Глобуса в аналогичной номинации.

На этой волне успеха Нортон был приглашен сразу в несколько небезызвестных фильма - Вудди Аллен предложил ему роль в своей картине "Все говорят, что я люблю тебя" /Everyone Says I Love You/, а Милош Форман - в скандальной ленте "Народ Против Ларри Флинта" / The People Vs. Larry Flynt/ , на съемках которой у актера начался роман с Кортни Лав.

Успех, сопровождавший карьеру Нортона с самого ее начала был омрачен личной трагедией - в 1996 году скончался его дедушка, а год спустя от рака мозга умерла его мать.

В 1998 году Нортон был снова номинирован на премию "Оскар", на этот раз на роль скинхэда в фильме "Американская История Икс", однако и на этот раз удача отвернулась от молодого таланта.

По настоящему культовым актером Нортон стал для многих только после легендарного "Бойцовского Клуба" Дэвида Финчера - несмотря на то, что фильм был запрещен для широкого проката в некоторых странах (прежде всего в США), он в мгновение ока снискал популярность огромного числа зрителей по всему миру, вписав золотыми буквами имена Дэвида Финчера, Эдварда Нортона и Брэда Питта в историю современного кинематографа.

В 2000 году Нортон решил попробовать себя в новом качестве, заняв режиссерское кресло и сняв спродюсированный им же фильм "Сохраняя Веру" - романтическую комедию о двух священниках разного вероисповедания, влюбленных в одну девушку.

Год спустя Эдвард составил компанию таким звездам как Роберт Де Ниро и Марлон Брандо, снявшись с ними в криминальной ленте "Медвежатник" /The Score/, которой, к сожалению, не удалось никак выделиться из серой массы картин подобного жанра.

2002 год стал самым плодотворным в карьере актера - свет увидели 4 ленты с его участием - он сыграл эпизодическую роль в "Фриде" (а также принял участие в написании сценария для этой картины и завязал роман с Сальмой Хайек), составил компанию Робину Уильямсу в провалившейся в прокате комедии "Убить Смучи" а также сыграл главные роли в "Красном Драконе" и "25-м Часе".

www.kinomania.ru