Мой взгляд на фильм Аронофски "Мама!" (не без спойлеров). Мама аронофски отзывы
Мой взгляд на фильм Аронофски "Мама!" (не без спойлеров) | Блогер mar_adentro на сайте SPLETNIK.RU 14 сентября 2017
Обычно я сажусь за написание отзыва-рецензии с чётко сформированным мнением. Сегодня случай особый – я посмотрела фильм Даррена Аронофски Mother! Я покидала зал в полном недоумении и молчании. Перед тем, как озвучить первые мысли или просто дать волю междометиям, я позволила себе истерически рассмеяться. Я уверена, что режиссёру бы это понравилось. Он снял фильм-паранойю, на которую сложно реагировать базовыми эмоциями вменяемого человека.
Нет, покупая билеты, я конечно же подозревала, что за самым безобидным и таким понятным словом может скрываться какая-то леденящая кровь история. Экспрессивный спецэффект в виде восклицательного знака подготовил меня к тому, что может быть а-а-а-а-а!!!! страшно. Оказывается, иногда бояться надо не триллеров с потоками крови и вывернутыми наружу телами, а апокалиптического настроя и попыток режиссёра синтезировать нашу действительность со Священным писанием.
В итоге вы чувствуете себя учениками сумасшедшего профессора, который для наглядности обречённости нашей порочной жизни нанял в качестве лабораторных крыс Дженнифер Лоуренс, Хавьера Бардема, Мишель Пфайффер и др. В надежде, что такие звёздные персоны быстрее донесут до нас смысл его кинематографического послания. Но поскольку профессор Аронофски является сумасшедшим, то ему свойственно облекать свои мысли и слова в аллегории. А теперь я, как прилежная студентка, попытаюсь изложить своими словами, что я уловила в лекции Даррена Авраамовича!
Мама! Она же Лоуренс. Она же Матушка-Природа, которая стоит на страже порядка и красоты. Не зря же герой Бардема говорит, что она вдыхает жизнь в их дом. Ей предназначено быть красивой. Что значит красота в глазах Аронофски? Длинные волосы, покрашенные в пепельно-сизый цвет, глянцево-фарфоровая кожа и по-девичьи упругая и налитая грудь, которая должна легко угадываться под футболкой и ночной сорочкой. Героиня Пфайффер в какой-то момент уже не выдерживает и одёргивает Матушку-Природу, чтобы та, дескать, прикрыла свои дары.
Мама – идеальное воплощение хранительницы очага. Она не просто готовит, чистит и подметает. Она сама с нуля построила большой дом в Викторианском стиле. Ей дорогá каждая стена, каждая дверь и каждый стул. Но любит она не только дом. Она любит и Его.
Он – это Хавьер Бардем. Он же – писатель-поэт. Что делает писатель-поэт? Верно. Творит. Но творить ему приходится сквозь муки. Ему не хватает вдохновения. Только не подумайте, что он – неудачник. Он весьма себе известная личность. На полках в их доме стоят его книги.
И вот их двое, ну или трое, если считать дом. Он пытается найти вдохновение, а Она стоит на страже тишины и покоя.
Вдруг мнимую идиллию прорезает противный звонок в дверь! Страшно? Ну и правильно. Чего же бояться?! Там всего лишь герой Эда Харриса – Мужчина, а на следующий день через порог переступит и героиня Мишель Пфайффер – Женщина.
Ох, уж эти гости! Сколько сразу разных фильмов с их участием проносится в голове. Из последнего сразу вспомнила Приглашение (2015), где каждый звонок в дверь сулил приход нового гостя, на которого у хозяев были свои планы.
В данном случае в гостях, которые несмотря на возраст с юношеским порывом предаются любовным утехам и которые ведут себя в чужом доме на удивление нагло и по-хозяйски, угадываются наши прародители – Адам и Ева. Даже если вы их не узнаете сразу, то вам помогут их сыновья, которые тоже оказываются в этом доме. Старший убьёт младшего прямо на глазах у изумлённой Матушки-Природы, которой будет нелегко смириться с испорченным полом – там останется кровавое пятно. Каин убивает Авеля.
Я бы сказала, что именно зарисовка с использованием этих четырёх лиц является наиболее удачной и любопытной для внимательного зрителя. Чего стоит только кровавая рана на спине Мужчины, которую случайно замечает Мама. Вы о чём подумали? Ага. Ребро Адама. На вопрос, как оно было утилизировано, ответ приходит в виде позвонившей в дверь на следующий день Женщины.
Таких завуалированных отсылок к Ветхому и Новому Заветам будет много.
Матерью в физиологическом смысле этого слова героиня Лоуренс становится, когда рожает младенца-мальчика. Через эти роды она трансформируется в Богоматерь. Это не моя фантазия. На такое преображение намекают разные знаки-символы. К дверям толпа приносит дары в виде фруктов. Правда, эта же ликующая толпа потом убивает этого малыша. Что она с ним делает конкретно, не скажу, так как меня могут читать люди впечатлительные. Просто замечу, что метафору этой ужасной смерти я раскрыла, вспомнив обряд причащения, когда мы вкушаем кровь и тело Христа в виде вина и просфоры.
Я не могу проигнорировать раскрытие концепции дома.
Некоторые зрители сначала могут подумать, что они видят очередную страшилку о проклятом особняке. Биение сердца внутри стен вполне может ввести в подобное заблуждение. На деле всё глубже и сложнее. Дом в фильме – это аллегория и на Дом Божий, и на рай, и на ад. Герой Бардема радушно встречает вереницы гостей в соответствии со Св. Евангелием от Иоанна: В доме Отца Моего обителей много (= места всем хватит).
Данный фильм интересен для педантичного анализа. Мама! через первичный неприятный осадок может захлестнуть новой волной, когда в памяти будут всплывать какие-то кадры и вы будете искать им объяснения. Действительно, плюс этой картины в том, что каждая сцена, каждое действие завуалированным образом отсылают нас к Библии. Но этот же плюс становится минусом, когда зритель старается понять посыл режиссёра, который обратился к значимым и вечным опорным пунктам. Фильм выглядит разрозненно-сумбурным из-за желания автора подружить жанр триллера с серьёзным, экзистенциальным посланием, адресованным публике. Кстати, жанровое своеобразие триллера у Аронофски сводится всего лишь к навязчивому скрипу половиц (это в новом-то доме) и шороху.
Мне показалось, что Аронофски решил доказать Стэнли Кубрику, Ларсу фон Триеру, Терренсу Малику и Мэлу Гибсону, что ради великой идеи можно пренебречь жанровыми рамками и превратить страх в размышление, чтобы потом размышление заставило вас вздрогнуть. На мой взгляд, эта попытка может быть названа удачной только в том случае, если зритель быстро сориентируется и поймёт, что происходящее на экране – не ужастик, а творческое толкование Священного писания.
www.spletnik.ru
Рецензия на фильм Даррена Аронофски «Мама!»
Есть убеждение, что всю жизнь человек посвящает созерцанию и через него он созидает или разрушает. Подумайте, сколько в вашей жизни было произведений, которые вводили вас в шок? Именно те, за которыми вы просто наблюдаете. После подобного фильма нет мыслей, одни эмоции, и лишь потом на вас обрушивается вся философская проблематика картины. Так вот, именно одним из таких произведений является фильм Даррена Аронофски «Мама!».
Сама история начинается с похожего на видение, явления: везде огонь, женщина, с ожогами, синяками и измученным лицом, и мужчина, который, ставя кристалл на подставку, возвращает дом в привычное состояние, и складывается впечатление, что ничего и не было. Далее мы видим даму в постели, которая является женой мужчины, она все время занимается обустройством дома, совершенствуя и доводя его до идеала. На вопрос «Зачем восстанавливать старый дом, вместо того, чтобы построить новый?», она отвечает «Это Его дом», и тут можно осознать, каковы чувства героини к супругу и насколько они сильны. Он – (именно так зовут её мужа) писатель, который не может найти вдохновения, постоянно работающий в своём кабинете. Но постепенно в их доме появляются посторонние, всё начинается с врача, который думал, что здесь находится гостиная, и вместо того, чтобы дать ему уйти, Он предлагает ему остаться. Именно с этого момента появляются аллегорические отсылки к Библии, а точнее буквальное её трактование. Здесь и Адам, и падение рода человеческого, и убийство…
События, начинающиеся равномерно, постепенно набирают оборот и становятся всё более и более эмоционально заряженными. Чем дольше вы смотрите фильм, тем больше недоумение он у вас вызывает. Мама показана как жертва обстоятельств, которая пытается донести свои слова, но её никто не слушает, из-за чего она терпит неуважение. В фильме есть две крайние точки, и каждая из них обусловлена все большим и большим количеством хаоса. Проблема в том, что, во-первых, дом не велик, а во-вторых, люди показаны, как фанатики, которые безрассудно разрушают всё вокруг, как будто не понимают и не видят, к чему это идёт. А Он не обращает внимание на то, что творится дома, наслаждаясь грешной жизнью человеческой и поклонением ему. Всё это приводит женщину к агрессии на мужа и людей, и непониманию, как можно их пустить и дать им всё разрушать. Но в этом и была суть фильма, задать основной вопрос и вызвать столь сильный пик эмоций, который доходит до апогея в конце, и заставить нас вскочить и сделать что-то невообразимое.
Можно сказать, что это один из самых противоречивых и эмоциональных фильмов, который оставляет свой след в вашем сердце. После его просмотра, можно погрузиться в долгие размышления и вопросы, на которых часто нет ответа. Создатель даёт вам возможность побыть созерцателями и лишь потом сделать выводы. Даррен Аронофски обрушивает на вас всю суть своего видения мира, после которого, вы не останетесь прежними.
Автор: Никита Славников
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Отзыв про Фильм "Мама!" (2017): "Тема сотворения мира в новом шедевре Мама! от Аронофски - Дарю тебе сердце..."
Отзыв:
Много шума и споров уже образовалось вокруг фильма Мама! знаменитого Даррена Аронофски, посмотреть который мне удалось на выходных. Отзывы в сети самые противоречивые и эмоциональные, от полнейшего восторга, то плеваний "как такое можно смотреть" и "кто такое снимает". Если картина создает столько шума, стало быть в ней действительно есть что-то необычное и яркое. Иначе, многие бы так и отзывались "средняя посредственность, на разок можно". Но ведь народ или призывает обязательно выделить время на это кино или ни под каким предлогом не тратить время.
Сам создатель отчасти не без нагнетания нужного градуса интриги, мало что говорил широкой общественности о сюжете Мамы! Это интерес подогрело, но что ценней, не раскрыло самого важного - настоящей сути фильма. Для людей верующих фильм может оказаться неприятным зрелищем, ведь в нем есть отсылки ( они приходят в голову не сразу), к религии, теме создания мира, о двух началах,и неизбежности конца чего бы то ни было.Даже самого прекрасного.
Сюжет можно вертеть и крутить, смотреть на него под разными углами, и тогда в голову придут разные трактовки. Тут вам и взаимоотношения женщины и мужчины, их суть, и некий глобальный прообраз нашей планеты и людей, множащихся как тараканы, да и еще так гадящих "в душу". Если вы любите философию и способны не воспринимать буквально происходящее на экране а переводить его в аллегорию - вы сможете одолеть, а возможно и разгадать смысл авторского посыла. А то что он есть - сомневаться не стоит.
Фильм не отягощен именами ибо все относительно. А символы начинаются уже если просто взять распечатанную рекламку в руки.
Что значит эта задумчивость в глазах у Него и протянутая вперед рука? Почему странный шарик во второй руке так похож на...Землю.
Он из фильма Мама!
А глядя на героиню Дженнифер Лоуренс вспоминается Данко. Он был тоже способен отдать свое сердце.. просто так, потому что хотел блага. Но Она - не Данко, она готова отдать всю себя только Ему.
Она из фильма Мама!
Это великая любовь или великое проклятье. Все новое и прекрасное начинается с жертвы? Масса вопросов роится в голове после просмотра. Признаться, это кино мне далось куда проще Антихриста, да и послевкусие оказалось другим.
А начало, в котором появляется странный хрустальный предмет, обладающий магией созидания (потом станет ясно, что это), очень символичен.
Большая просьба к тем, кто только собирается в зал на просмотр. Нет в этом кино НИ-ЧЕ-ГО развлекательного, оно снято, чтобы дать пищу для ума. Не готовы к этому - не идите, не тратьте время, тем более, сбивая потом других своими отзывами. А то потом начинается "сам не видел, но порицаю".
Как подобраны актеры на главные роли в Маме! - выше всяких похвал. Не скажу за ВСЕ роли, но за ключевые -только похвала. Хотя Хавьер Бардем мне больше нравится с бородой, выбритый - меньше. Но тут на подобное не обращаешь внимания. А Лоуренс - она доказала свое умение быть разноплановой, в финале мне даже хотелось плакать и в голову пришли строки "Дюрю тебе сердце, что хочешь с ним делай".
Героиня Пфайффер - криворукая Ева, их дети, готовые друг друга убить из-за родительской любви .. продолжать не буду, сравнения становятся слишком очевидны.
Посмотреть фильма Мама! можно уже онлайн, но предупреждаю, что если вы настоящий ценитель кино, лучше или ждать идеальной версии или потратить вечер на кинозал.
Неприятные,жуткие в проявлении бешеной и эгоистичной человеческой природы моменты есть, НО... не воспринимайте вы их буквально, это про другое. Он и Она потому и не имеют имен, что в сущности они им и не нужны. Когда есть что то вечное, оно может иметь миллион имен или не иметь ни одного, сути его это ни как не изменит.
spasibovsem.ru
обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски — Оффтоп на DTF
14 сентября в прокат РФ вышла очередная картина от режиссёра «Реквиема по мечте», «Чёрного лебедя» и «Фонтана». В ней приближающийся к своему 50-летию Даррен Аронофски вновь замахнулся на библейскую тематику, но в этот раз более цельно и внятно, чем обычно. Его фильм можно обсуждать часами.
Главная проблема «мамы» (так и называется, с маленькой буквы) — её маркетинг. Пытаясь скрыть смысл фильма до самой премьеры и оставляя намёки лишь на постерах, команда Аронофски невольно создала иллюзию того, что картина относится к жанру хоррора или триллера.
Включите любой трейлер, и вы узнаете из него, что это история о влюблённой паре, к которой в дом вторгаются незнакомцы, а потом начинается нечто странное — кровь, огонь, насилие, секс. В таком свете синопсис фильма до степени смешения похож на сюжет шестого сезона «Американской истории ужасов», и это вряд ли можно считать комплиментом.
Однако «мама» — это не хоррор, не триллер, не их деконструкция, да и вообще не какой-либо из основных жанров. Слишком много здесь всего смешалось, и ни одну деталь при этом не хочется выкинуть. Наверное, это связано с тем, что Аронофски, по его словам, в состоянии ярости написал сценарий всего за пять дней: самые цельные художественные произведения создаются именно так.
«маму» не хочется называть даже «фильмом-головоломкой», хотя это, пожалуй, самая близкая характеристика. Повествование в этой истории идёт в нескольких параллельных слоях, и как только в голове складывается какая-то более-менее внятная картина, Аронофски тут же переключает ваше внимание на что-то новое, конфликтующее с тем, что вы уже осознали.
Это позволяет фильму быть колким и держать зрителя в состоянии хаотичного поиска смысла до самого финала — да и после выхода из зала тоже
«мама» слишком сложна, чтобы назвать её простым зрительским фильмом, и слишком проста, чтобы сказать, что она снята для критиков. Она находится где-то посередине. И её главное достоинство — безупречная зацикленная конструкция, которая порождает бездну трактовок. Как только вы придумаете несколько логичных версий происходящего и решите, что в фильме больше ничего не осталось, наружу вылезет ещё какой-нибудь вариант — не менее привлекательный.
Этот фильм почти невозможно полюбить, после некоторых его сцен хочется помыться, но если вы ищите в кино пищу для ума, то он вам определённо понравится
Об этом фильме лучше ничего не знать заранее, поэтому до просмотра стоит прекратить читать на этом месте. Вторая часть текста может для вас убить суть всей этой головоломки: в ней мы пройдёмся по нескольким основным слоям «мамы».
Написанное ниже не стоит считать истиной в последней инстанции. Аронофски содержимое фильма почти не комментирует.
Слой первый: буквальный
Это именно та версия фильма, которую зрителям продают маркетинговые материалы.
Молодая девушка живёт вместе с мужем-писателем, который заметно старше неё. Их дом стоит в поле, так далеко от цивилизации, что в нём даже не ловят мобильные телефоны.
Писатель страдает от творческого кризиса и приглашает в дом незнакомца, с которым можно поговорить. Незнакомец, врач по профессии, удивительным образом оказывается слишком неприятным, чтобы его можно было терпеть, но слишком вежливым, чтобы нашёлся повод его выгнать.
Появление незнакомца приводит к череде событий, которые полностью разрушают жизнь главной героини, а вместе с ней и дом, который она строила своими руками для себя и любимого.
До самой концовки фильм воспринимать в таком виде не удастся: чем дальше, тем сильнее его события подчиняются логике сновидений. Вещи начинают происходить не потому, что это разумно или предсказуемо, а потому, что ситуация должна с каждой минутой становиться всё менее терпимой — как в кошмаре.
Слой второй: беременность в негативном свете
Поскольку главная героиня никогда не покидает свой дом, а окружающее его пространство выглядит слишком безупречным, быстро становится понятно, что дом — это метафора. Но метафора чего?
С появлением персонажа Мишель Пфайффер у нас появляется первая версия. Актриса играет женщину, которая уговаривает Лоуренс завести ребёнка, используя знакомые всем аргументы — «укрепи свой брак», «часики тикают».
Пфайффер в таком свете символизирует общественное давление, которое вынуждает женщину распоряжаться своим телом не так, как она хочет, а так как «надо».
В свою очередь, дом, который Лоуренс строит и пытается довести до совершенства — это её тело, которое чем дальше развивается история, тем больше рушится и тем меньше подчиняется ей самой.
А дырка в полу, к которой героиня раз за разом возвращается, внешне похожа на окровавленную вагину и символизирует страх перед родами.
В такой трактовке фильм показывает беременность как вторжение в гармонию женского организма — то есть, в негативном ключе. Если уж зайти в этих размышлениях совсем далеко, то можно приписать Аронофски даже поддержку идеи абортов.
Слой третий: экологический
Эта концепция объясняет закольцованность сюжета и то, почему у дома есть подобие сердца, к которому главная героиня постоянно прислушивается, прислоняясь к стенам.
В этом слое дом — это Земля, рай, который нам подарила природа. Поначалу мы жили в гармонии с планетой, но чем больше нас становилось (это как раз гости, приходящие в дом), тем безрассуднее мы относились к её дарам.
В итоге мы стали разворовывать ресурсы Земли, не задумываясь о последствиях, и это, по мнению Аронофски, приведёт к катастрофе.
С цикличностью всё просто: её можно охарактеризовать и с библейской стороны, и с чисто научной. Например, метеорит, который погрузил Землю в многолетний сумрак и стал причиной вымирания динозавров — это как раз один из таких катаклизмов.
Аронофски говорит нам, что Земля очистится от человечества, уничтожив его, и начнёт всё сначала.
Слой четвёртый: библейский
Аронофски не так уж явно тычет библейской темой в зрителя, но пару раз всё же говорит об этом прямым текстом — устами Дженнифер Лоуренс. «Это мой рай», произносит она, описывая свой дом.
Но стоит заметить в «маме» одну библейскую деталь, и остальные метафоры тут же станут очевидными. Муж-писатель — это Бог, Лоуренс — богородица или сама мать-природа, первые два их гостя — Адам и Ева (поэтому у мужчины на спине рана от извлечённого ребра), которые срывают запретный плод — стоящий на полке камень, который хозяева дома запрещают трогать.
Дальше в сюжете появляются Каин и Авель, а в конце библейская история выходит на первый план.
Да, в фильме есть Иисус, которого Бог отдаёт людям на убой. Люди злые, порочные, алчные и даже выданные им заповеди трактуют неверно (фраза «Он велел делиться!» показана в фильме как причина кого-то обобрать). Но Бог всё равно постоянно их прощает и продолжает отдавать им самое ценное, что у него есть.
Слой пятый: творец и муза
Есть ощущение, что эту часть «мамы» Аронофски снимал уже для себя. Едва ли режиссёр такого масштаба не думает о себе как о большом творце. Да и тот факт, что после съёмок он начал встречаться с Дженнифер Лоуренс, тоже говорит о многом.
В этой трактовке герой Хавьера Бардема — художник, а Дженнифер Лоуренс — его муза. Она же явно играет эту роль и для самого Аронофски, который даёт ей в этом фильме намного больше крупных планов, чем положено.
Но в версии режиссёра музе при художнике уготована не самая приятная партия. Лоуренс в фильме почти никогда не остаётся наедине с Бардемом — он не принадлежит ей весь целиком, она вынуждена делить его с его работой и его поклонниками.
Творец любит не её саму, а её любовь к нему, и никогда не замыкается на ней одной. И пока муза отдаётся любимому вся целиком, позволяя рвать на части свою душу и тело (их снова символизирует дом), творец использует её эмоции как топливо для своего творчества. Он никого по-настоящему не любит и паразитирует на всех, кто его окружает.
Поэтому в начале и конце зацикленного фильма мы видим разных девушек. Потому что муза — это батарейка, которую творец выбрасывает как только она начинает садиться. И пока она горит и погибает от любви к нему, он кристаллизирует её чувства, ставит их на полку и живёт дальше как ни в чём ни бывало.
Слой шестой: чувство беспокойства и расстройство психики
В течение всего фильма в моменты кризиса героиня Дженнифер Лоуренс уходит в ванную комнату и в одиночестве пьёт какой-то желтый порошок, растворённый в воде. Он её успокаивает. Это главная загадка «мамы», которую авторы фильма никак не объясняют.
У журналистов на этот счёт пока есть лишь одно сильное предположение. Возможно, Аронофски в этих сценах отсылался к рассказу «Жёлтые обои» американской феминистки и писательницы Шарлотты Перкинс Гилман.
Жёлтый цвет символизирует безумие, а новелла Гилман рассказывает о женщине, которая сходит с ума от послеродового психоза. Причём в тексте как раз много внимания уделено окружению — порванным обоям и царапинам на полу. И на таких же мелочах Аронофски строит чувство тревоги в «маме».
Соответственно, дом в такой концепции — это голова главной героини, в которую одну за другой проникают негативные мысли (люди), из-за которых она теряет контроль над ситуацией и связь с реальностью, а потом, чтобы прекратить всё это, пытается покончить с собой.
#мама #обзоры
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написатьdtf.ru