Трудно быть богом (игра). Игры наподобие трудно быть богом


Трудно быть богом (игра) - это... Что такое Трудно быть богом (игра)?

«Тру́дно быть бо́гом» — компьютерная ролевая игра, разработанная по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких

Факты об игре

  • Игра разрабатывалась с 2005 по 2007 г.
  • Название планеты в повести «Трудно быть богом» нигде не упомянуто. В игре встречается несколько искажённый вариант из повести Леонида Филиппова «День ангела» — во втором выпуске альманаха «Время учеников» планета названа Цурэнаку (в игре «Цуринака»).
  • Несмотря на то, что игра вышла в 2007 году, графика не поддерживает Wide-мониторы (широкий формат типа 16:9, 16:10).

Игровой мир

Действие игры происходит в будущем на вымышленной планете Цуринака. Население этой планеты представляет собой гуманоидную расу, представители которой физически идентичны землянам. Их цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. Более развитые земляне негласно присутствуют на планете в качестве наблюдателей и прилагают свои усилия к гуманизации нравов местных жителей, а также к общему развитию данной цивилизации.

Флора и фауна Цуринаки разнообразна и состоит как из привычных земных видов (лошади, волки, разнообразные растения), так и из эндемичных (гигантские пауки, пиявки и др.). Причины такого разнообразия поясняются в самом конце игры.

Наиболее значимым государством на планете является Эсторская Империя. Формально, его провинциями являются Арканар, Ирукан и ряд других фактически независимых государств. Действие игры разворачивается в Арканаре.

Основные персонажи

  • Главный герой. Выпускник Имперской школы разведчиков. В игре по имени он никак не называется, пользователю предоставляется возможность самому задать имя главного героя.
  • Консул Арата. Профессиональный бунтовщик, возглавивший Арканар после падения монархии.

Роли персонажа

Одной из особенностей игры является возможность выбора роли игроком. В зависимости от роли определяется отношение к игроку других игровых персонажей. Это напрямую влияет на игровой процесс. Так, например, если стоит задача вернуть законному владельцу квестовый предмет, похищенный разбойниками, эту задачу можно выполнить двояко. Можно убить всех разбойников и забрать предмет, а можно, переодевшись разбойником, бескровно забрать его посредством переговоров. За различные способы прохождения квестов начисляется, как правило, разное количество очков. Кроме того, некоторые квесты можно получить и пройти, только находясь в определённой роли. Возможность смены роли не задается скриптами и всегда доступна для игрока.

Роль определяется одеждой. Всего на персонажа можно надеть до шести предметов одежды. Если хотя бы пять из них будут статусными для определённой роли, эта роль присваивается игроку. Значок статусной одежды помечен соответствующей буквой. Если на персонаже надето менее пяти статусных предметов одежды, ему присваивается роль наемника.

Возможные роли приведены ниже [1]:

  • Наёмник. Фактически, нейтрал. Враждебен для монахов, разбойников и серых.
  • Вор. Одежда с буквой В. Враждебен для монахов и почти всех баронских дружин.
  • Дон. Одежда с буквой Д. Представитель дворянства. Враждебен для монахов, войск АВР, разбойников и серых.
  • АВР. Одежда с буквой А. Представитель Арканарской Вольной Республики — государства, провозглашённого консулом Аратой. Враждебен для монахов, всех баронских дружин, разбойников и серых.
  • Монах. Одежда с буквой М. Представитель Святого Ордена. Враждебен для части баронских дружин, войск АВР, серых и разбойников.
  • Серый. Одежда с буквой С. Представитель Серых рот — воинских формирований, служивших опорой власти в королевстве Арканарском. Враждебен монахам, большинству баронских дружин, войскам АВР и разбойникам.

Сюжет игры [1]

Действие игры происходит через два года после событий, описанных в повести. Главный герой получает своё первое задание: он должен будет пробраться в Арканар и ликвидировать Арату, лидера мятежников и правителя Арканара. Также, ему поручается собрать сведения о доне Румате Эсторском.

Прибыв в Арканар, персонаж узнает, что город блокирован баронским ополчением. Тем не менее, ему удается проникнуть в город. Там он ведет расследование, направленное на поиск информации о доне Румате. Параллельно он ищет возможности выполнить основное поручение, но, когда такой случай предоставляется, главный герой не убивает Арату. После этого главного героя похищают люди графа Римона и доставляют к нему в замок, но персонаж осуществляет побег и укрывается в Пьяной берлоге. Однако подручный графа Римона находит его там и пытается убить при помощи отравленного клинка. Получив рану, главный герой переносится в загробный мир. Там к нему являются духи умерших, также он встречает дона Румату Эсторского. От него персонаж узнает о существовании Земли, также Румата пытается пояснить суть действий землян на Цуринаке. Затем персонаж при помощи шамана-варвара возвращается в мир живых. Там он ставит агентов-землян перед фактом того, что ему о них известно. Он соглашается на совместную с землянами работу. Также он получает информацию, что полностью излечить его может лишь некто брат Руди.

Одним из призраков, встреченных персонажем в загробном мире, был барон Мусин. Он поручил главному герою отомстить за себя — он был отравлен. Взамен призрак предлагает назваться его племянником и получить наследство — замок с прилегающими территориями. Всю необходимую для этого информацию барон Мусин предоставил.

Прибыв во владения барона Мусина, персонаж вступает в наследование имущества своего «дяди». В одной из комнат замка он находит земные артефакты и оружие и выясняет, что его «отец» (муж сестры барона Мусина) был земным агентом.

Затем главный герой разыскивает брата Руди. Тот тоже оказывается земным агентом, его настоящее имя — Рудольф Сикорски. После выполнения ряда его поручений главный герой получает противоядие.

Возвратившись в свой замок, персонаж встречает там графа Римона. Тот тоже оказывается землянином, однако не действующим агентом. Он имитировал свою смерть несколько лет назад, чтобы иметь возможность без помех заниматься поиском некоего артефакта, оставленного на Цуринаке в незапамятные времена сверхцивилизацией Странников. Граф предлагает совместно продолжать эту работу, и персонаж игры соглашается. Он разыскивает части карты, на которой возможно отмечено местонахождение этого артефакта. Получив полную карту, главный герой отправляется в Гниловражье. Там он находит этот артефакт — это суперкомпьютер, управляющий развитием цивилизации Цуринаки. Получив к нему доступ, главный герой может выбрать два варианта развития местной цивилизации — ускоренный прогресс и ускоренный регресс, а также возможность уничтожения суперкомпьютера.

После выбора персонажа игра заканчивается.

Рецензии

... рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2».

— http://www.ag.ru/games/hard-to-be-a-god/review

Примечания

dik.academic.ru

Трудно быть богом — Игры Mail.Ru

Сказ о странных, непонятных, вгоняющих в краску проектах великих игровых разработчиков

Иногда даже боги делают ошибки. Или просто странные штуки. Вспомните Зевса, который не мог усмирить свое либидо, отчего в древности и страдал весь бренный мир. Или Кратоса, который натворил столько дел в своей Греции, что ему пришлось стать викингом. В нашем случае масштаб бедствия не такой серьезный, ведь речь у нас пойдет о богах игровой индустрии. А точнее — об их странных идеях, которые они продвигали наряду со своими прославленными шедеврами. И речь пойдет не о безделицах, вроде переиздания NES в 2016 году. Все гораздо серьезнее.

Остап Бендер мира видеоигр в 2012 году выкинул следующий трюк — предложил сыграть в разбивание огромного виртуального куба за деньги в своей новой игре Curiosity. Чего еще можно было ожидать от человека, обещавшего сделать в Fable деревья, растущие в риал-тайме (это помимо миллиона других доселе невиданных фич, вроде появления у героя морщин и седины после стрессовых ситуаций)? Много чего, но только не этого. Не подумайте, что Молинье — этакая вариация Александра Курицына от геймдева: Питер в какой-то степени гений и безоговорочный инноватор. У него немало заслуг перед игроками (тот же Fable, Dungeon Keeper, Black &White, The Movies), но некоторые его выходки вызывают эмоции в диапазоне от легкого недоумения до прострации последней стадии.

Проект Curiosity предлагал игрокам всем вместе на скорость разбивать по крошечным кусочкам огромный куб, надеясь первыми добраться до центра. В конце пути их ожидал аттракцион невиданной щедрости, но что именно за щедрость была припасена для победителя — оставалось тайной до самого финала. Чтобы ускорить продвижение вглубь куба, игрокам предлагалось покупать за реальные деньги продвинутые «ковырялки» и надеяться докликать до центра раньше других.

Первым до центра дошел паренек из Эдинбурга по имени Брайан Хендерсон. В финале его ждал ролик-поздравление от господина Молинье и возможность стать «богом» в новой игре мэтра под названием Godus. Победитель получал возможность глобально влиять на события игры и забирать себе процент с вливаемых игроками денег.

Стоило ли оно того? На первый взгляд — да, ведь Хендерсон начал играть всего-то за час до собственной победы. Другое дело, что этот громкий эксперимент ни к чему толковому не привел, а Godus, который Молинье истово называл не иначе как переосмыслением собственной великой Populous, так и висит в Early Access уже который год.

Сама по себе идея Curiosity была отличной, но Молинье ошибся в одном. Он сделал эту игру как большую, но, в конце концов, неудачную рекламную кампанию для Godus, а должен был просто подойти к ней, словно к какому-нибудь арт-проекту. Вместо того чтобы превращать это в рекламный трюк, стоило поместить в центр куба что-то совершенно невероятное, потрясающее воображение (вспомните разработчиков Saints Row, которые в коллекционные издания игр успешно запихивали суперкары). Или же спрятать там ссылку на второй этап игры (скоростное уничтожение огромного шарика, например), но никак не хоум-видео престарелого англичанина, рассказывающего о своей новой игре.

А что касается Хендерсона, победителя Curiosity, то впоследствии оказалось, что право на божественный статус и отчисления с продаж он получает лишь на первые шесть месяцев после запуска игры. А начиная с 2015 года, представители студии-разработчика и вовсе перестали выходить с ним на связь. Как позже заявил Молинье в интервью The Guardian, человек ответственный за связь с победителем попросту ушел из компании, а замены ему не нашлось. Питер назвал все это «непростительным», а затем и вовсе зарекся беседовать с прессой. Это, правда, не помешало ему дать интервью для проекта Don't Die в начале 2016 года. К его обещаниям нам, увы, не привыкать. А обманутый победитель все-таки нашел какое-никакое пристанище в виде NPC в игре Not A Hero от Devolver Digital.

Человек с лучшим именем из когда-либо придуманных начинал свой путь в качестве создателя уровней для игр id Software. Корпя над уровнями к Quake и DOOM в заношенной майке Nine Inch Nails, он отлично проявил свои дизайнерские способности, что в будущем вылилось в череду собственных релизов. Самым значимым из них стала American McGee's Alice. Именно такой готической «Алисы» ждали фанаты от Тима Бертона много лет. Но предприимчивый МакГи опередил и превзошел его за 10 лет до выхода фильма (хотя стоит признать, что Alice является логическим продолжением поднятой Бертоном в картинах «Кошмар перед рождеством» и «Эдвард Руки-ножницы» мрачной истерии).

С выходом Alice Американ повысил ставки, снискав славу мастера-визуализатора и неплохого геймдизайнера. К несчастью, это не вытянуло его следующие проекты. Имя Американа МакГи ютится рядом с такими тайтлами, как Grimm, эпизодической игроизацией сказок в 23 эпизодах (Telltale, выкуси!), и Bad Day L.A., игрой-катастрофой (во всех смыслах) про афроамериканского бомжа-сквернослова, спасающегося от всех бед человечества разом. Все это были заурядные игры в не слишком заурядной обертке, но немногие знают, что у Американа после его переезда в Китай созрела еще одна совершенно невероятная в своей странности идея — BaiJiu Racer.

Таинственное название скрывает за собой всего лишь байцзю — популярный в Китае алкогольный напиток, по составу похожий на водку. Возможные шутки о состоянии МакГи, в котором он придумал эту игру (и название), кажутся уж слишком очевидными. Как и любой проект, созданный в ходе знакомства с алкоголем (к которому примешался еще и фирменный креатив мастера), игра эпатировала не на шутку.

Bai Jiu Racer задумывался гротескно нарисованной ММО-гонкой, где предлагалось играть за, очевидно, нетрезвых представителей китайского (сельского) стритрейсерского сообщества. Гоняться предстояло на телегах, тракторах и мотороллерах для доставки еды, попутно распугивая кур и мирных собирателей риса. Помимо этого, игрокам предстояло заниматься самым настоящим тюнингом, приколачивая молотком к своим повозкам новые апгрейды. Незабываемые реалии «Поднебесной по-американовски» должен был обеспечить Unreal Engine 3, способный одинаково успешно отрисовывать как безумной красоты локации из тысяч полигонов в Gears of War, так и квадратных мультяшных старушек, рассекающих по таким же мультяшным рисовым полям.

Главной особенностью игры МакГи называл стопроцентно честную соревновательную часть, завязанную исключительно на навыках игрока. Учитывая это, а также весьма любопытное визуальное исполнение и нестандартный подход в целом, очень жаль, что мы так и не увидели финальный результат. И пусть, что игра своей идеей уж очень напоминала малоизвестную детскую игру Beanotown Racing, но только в Китае. Да и с Mario Kart сходства недвусмысленные. Но это же все-таки Американ МакГи, который в середине нулевых стал кем-то вроде Николаса Кейджа от игровой индустрии — проекты создателя Alice вызывали интерес уже благодаря его имени в названии.

Но главный вопрос — могли бы мы рассчитывать на какие-нибудь алкогольные гонки на маршрутках, поселись Американ в России, а не Китае, останется без ответа.

Ричард Гэрриот, он же лорд Бритиш — человек невероятных талантов и амбиций. Именно он придумал оснащать текстовые компьютерные RPG графикой, что существенно раздвинуло горизонты тогда еще молодого жанра. Игры серии Ultima за авторством Ричарда совершали революцию за революцией, а Ultima Online считается первой полноценной MMORPG. Но, тем не менее, он здесь.

Гэрриот всегда мечтал о космосе, хотел стать астронавтом, как и его отец. Космос манил его, заставлял покупать луноходы и копии советских спутников. Космос сподвиг его на создание провальной, но амбициозной sci-fi MMO под названием Tabula Rasa. Потерпев после ее краха огромные убытки, Ричард взял отпуск и отправился в космос по горящей путевке за каких-то 30 миллионов долларов. Это была ошибка. Космос прикончил его как великого геймдизайнера. Невидимая черная дыра, словно Галактус из Marvel, высосала из господина Гэрриота весь потенциал разработчика-гения, когда он пребывал на МКС и выращивал там свои экспериментальные белки.

В ходе полета он (задолго до идеи снимать порно в космосе) поучаствовал в нелепой космической рекламе, призванной продлить жизнь его умирающей ММО — повез на орбиту флешку с оцифрованными ДНК некоторых игроков Tabula Rasa, а также неких «выдающихся людей от науки и искусства». Зачем? Наверное, затем, чтобы друзья из других миров смогли из этих образцов воссоздать нашу расу и использовать в качестве доставщиков пиццы.

Нет ничего плохого в том, что человек исполнил мечту своей жизни, но, вернувшись на Землю, старлорд Бритиш не перестал хотеть делать игры. Побираясь на краудфандинге после попыток освоить казуальный рынок, Гэрриот с горем пополам делает новую ММО Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues, которая выглядит скорее как несмешная шутка. Некогда великий разработчик с серьезным лицом презентует эту игру, называя ее наследницей великой Ultima. Ничего не напоминает? Похоже, Ричард вслед за Молинье решил напомнить, чего он такого гениального напридумывал лет этак тридцать назад.

Но это было лишь начало. На звание финального гвоздя в крышку претендует недавняя пиар-акция, в ходе которой мистер Гэрриот начал приторговывать на eBay собственной кровью (!) под брендом новой ММО (!!!).

«Сосуд для крови самого лорда Бритиша — это потрясающий ансамбль меди, стали и стекла. Реликварий прекрасно подойдет как украшение на стену в комнате» — гласит описание. Каково, а?

Стоимость этого абсурда варьируется от 6 до 10 тысяч долларов за сосудик, и покупатели уже нашлись! Как гласило описание, игрокам помимо основы для разведения маленьких Гэрриотов у себя дома, полагались еще и DLC для Shroud of the Avatar. Похоже, история с флешками, ДНК и Tabula Rasa повторяется. Браво, мой лорд. Браво.

Единственное, что стоящего сделал Ричард Гэрриот в последние годы — написал вступительное слово к отличнейшей книге Тристана Донована «Играй. История видеоигр». Горячо рекомендуется к прочтению.

В чем же в итоге виноват Молинье? Он много рассказывал о том, что будет в его играх, и в итоге многие обещания оказывались несдержанными. Иногда — потому что они безумные. Иногда — потому что они почти нереализуемые.

В чем виноват МакГи? В своей слишком бурной фантазии. Но ведь это простительно — креатив это прекрасно. Хоть и не помешает добавить слово «стоп» в личный словарь.

А в чем виноват Гэрриот? В том, что он ведет себя, мягко говоря, возмутительно и делает абсолютно безвкусные вещи, чтобы привлечь внимание журналистов. А нужно-то всего лишь заплатить денег хорошей маркетинговой фирме. Иначе такими темпами он скоро начнет продавать не только свою кровь, но и что-нибудь гораздо менее скромное. Все это попахивает отчаяньем.

Как видите, все сегодняшние герои вполне достойны документалок имени себя, вроде Indie Game: The Movie. Ошибиться может каждый, но не каждый найдет в себе силы начать все сначала. В качестве сайд-проекта мэтрам можно посоветовать собрать свою собственную рок-группу, как это сделали, например, Мэтт Гроунинг и Стивен Кинг. Ну или вместе заняться разработкой новой игры. Пусть это будет хоть стратегия про Сталина и марсиан с непрямым контролем, хоть квест про мексиканского лучадора, влюбленного в видеоигры девяностых. Но только не ММО. Пожалуйста.

games.mail.ru

Трудно быть Богом — Игры Mail.Ru

Изначально братьями Стругацкими роман "Трудно быть Богом" задумывался как веселое приключенческое произведение с рабочим названием "Седьмое небо". Обсуждаемый писателями сюжет имел лишь один общий момент с конечным вариантом — место действия: чужой феодальный мир, за которым наблюдают жители Земли, где давно установился счастливый коммунистический строй. Согласно первоначальной версии, у средневековых инопланетян уже наступила эпоха географических открытий, и какой-то местный капитан обнаружил богатый материк, оказавшийся населенным агрессивным зверьем. В ситуацию решили вмешаться земляне — они постарались помочь колонизаторам, выдав им современное оружие. Началась бойня. Во время нее выяснилось, что дикие существа разумны, все сильно удивились, и совет Земли в жутком расстройстве сделал выговор своим аналитикам.

Плюсы

  • в меру любопытный сюжет;
  • персонажи озвучены с большой любовью;
  • практически отсутствуют расхождения с книгой.

Минусы

  • неадекватное поведение союзников;
  • лошади крайне непрактичны;
  • картинка изрядно устарела;
  • чрезмерное количество агрессивной живности;
  • жуткое количество технических ошибок.

Борис Натанович Стругацкий вспоминал в своих "Комментариях к пройденному", что изначально планировалось писать весело и интересно, в стиле "Трех мушкетеров" Дюма, только со средневековой мочой и грязью, чтобы показать, как коммунист, оказавшийся в подобной среде, медленно, но верно обращается в мещанина, оставаясь при этом милым и добрым. Появившийся же в продаже вариант оказался совсем иным — сюжет поменяли, книгу назвали "Трудно быть Богом", но это не помешало ей разойтись по миру несколькими миллионами экземпляров. В советское время делать деньги на таких вещах никто не умел, хотя не так уж сложно было наладить производство комиксов, мультфильмов, сувениров и прочих сопровождающих товаров, чтобы пополнить социалистическую казну.

Чудесное исцеление Араты Горбатого

Наверстать упущенное попыталась воронежская студия "Бурут", создавшая одноименную ролевую игру, которая, согласно утверждению авторов, является "продолжением" романа. Ее события развиваются после того, как дон Румата Эсторский, повредившись рассудком из-за убийства любимой монахами, убил дона Рэбу, пришедшего к власти при помощи интриг. С тех пор прошла пара лет. Город Арканар, где происходили все события книги, контролирует бывший профессиональный бунтовщик Арата — несчастный юноша, получивший горб в результате избиения железными палками и потерявший правый глаз после удара булавой по голове. По крайней мере, так его описали Стругацкие; в игре же Арата отличается прекрасной осанкой и великолепным зрением.

Народные волнения в городе продолжаются с прежней частотой, разбойники нападают на мирных граждан в каждом переулке, при этом по ходу сюжета зрителю постоянно внушают, что действующий правитель Арканара хороший донельзя. В самом начале главного героя — молодого выпускника школы разведки — просят убить Арату (больно неудобный и принципиальный для власти человек оказался). Попутно об услуге просит и сам император, которого интересует любая информация об исчезнувшем доне Румате Эсторском. Однако даже до получения этих заданий необходимо дожить...

О душевнобольных и переодевании

Тихое местечко, откуда создатели предлагают начать погружение в мир братьев Стругацких, является базой имперской разведки. Там вас познакомят с начальством — благородным доном Майши, который научит обращению с мечом на трех чучелах, а затем вытащит собственный клинок и… одним ударом прикончит протагониста. Здесь нужно либо смириться с тем, что игра оказалась слишком короткой и с грустным концом, либо повторить попытку в надежде, что такого не произойдет. Во втором случае место сумасшедшего дона займут другие персонажи, также легко впадающие в приступы неконтролируемой ярости и заставляющие проявлять хитрость во время общения с ними. Им ничего не стоит напасть на вас после спасения от наемных убийц, предварительно выразив благодарность за помощь.

Столь же странен и сам главный герой, обладающий редким психическим заболеванием — боязнью прыжков, которую психиатры именуют катапедофобией. Бревна, заборчики и прочие незначительные препятствия становятся для него непроходимыми барьерами; лишь после покупки лошади ситуация нормализуется. С собой калека таскает целый пучок оружия, поделенного на четыре категории: легкое (шпаги и сабли), среднее (копья и пики), тяжелое (двуручные молоты и мечи) и дистанционное (луки и арбалеты). Аналогично по количеству и число "мирных" навыков: здоровье, дипломатия, выносливость и медицина, увеличивающая эффективность лечения союзников.

Отдельного внимания заслуживают возможность путешествовать верхом и фокусы с переодеванием. Драться сидя на лошади крайне неудобно, зато перемещение из точки А в точку Б проходит гораздо быстрее. Напялив же на себя одежду вора или роскошные аксессуары дона, можно завоевать доверие бандитов, либо найти общий язык с капризными аристократами соответственно. Помимо мирного населения на дорогах встречается множество хищных животных и разбойников — их уничтожение позволяет разжиться полезными трофеями и деньгами. В свою очередь опыт, необходимый для развития персонажа, набирается преимущественно при выполнении стандартных заданий, как правило заключающихся в поисках никчемной безделушки или убийстве торговца, задолжавшего денег кровожадным кредиторам.

Невидимые капканы

Выполнять их порой нет ни малейшего желания — со слишком уж большим количеством проблем и трудностей сопряжены поиски истины. В лесу постоянно нападают полчища волков, питающихся исключительно случайными прохожими; там же обитают и многочисленные разбойники — не менее агрессивные существа, жаждущие крови и зрелищ; а дорогу частенько преграждают различного рода заставы — чтобы их миновать, придется терпеть хамское обращение стражи и выполнять ее капризы. Однако все эти проблемы отходят на второй план на фоне жуткого количества технических недоделок. Очень трудно быть игроком, когда враги стреляют сквозь стены, союзники впадают в необъяснимые истерики, а сам главный герой то и дело застревает в невидимых капканах.

Впрочем, при всех этих недочетах очевидно, что авторы вложили немало фантазии в сценарий, построив по-настоящему огромное государство на основе немногочисленных описаний самих Стругацких. Разворачивающиеся на экране события в точности следуют заданной писателями линии и наверняка заинтересуют многих поклонников их творчества. Страдающий склерозом благородный дон Тамэо, требующий бутылку достойного вина, хмурые монахи, вершащие свои дела во имя Господа, вечно пьяный отец Кабани и даже специфический лексикон книги оставлены нетронутыми и вызывают желание узнать, чем закончится вся эта история. Жаль только, ее "прочтение" доставляет совсем не те эмоции, которых ждешь от подобных произведений.

В конце прошлого века такую игру назвали бы революционной. В наше время аляповатые отростки на заду лошадей, именуемые хвостами, лица-пятна, на которых трудно что-либо разглядеть, и одинаково неестественная походка вызывают бурные овации лишь у неискушенных зрителей. Спокойная мелодия во время боев сменяется энергичной музыкой, разогревая страсти, а персонажи искренне выражают свои чувства в разговорах, не забывая про интонацию и акценты. В происходящее на экране так и хочется поверить. Правда, при этом желательно закрыть глаза, чтобы не видеть, как твердо стоит на своих ногах отец Кабани, уверяющий, что спит. Создатели не стали изобретать очередной велосипед, взвалив выбор направления движения и удары на мышь, а немногочисленные функции — на кнопки клавиатуры. Разобраться в таком раскладе сможет и ребенок. Самое интересное здесь — диалоги, создающие определенное представление о сюжете. Томительное ожидание загрузки очередной локации, драки в порту и поиски доспехов для сумасшедших донов воспринимаются на их фоне как досадные помехи. Для прочтения книги, легшей в основу, требуется несколько часов, при этом она подарит массу эмоций и удивит продуманным сюжетом. Для прохождения игры требуется в десятки раз больше времени, и тратить его нет никакого смысла — ничего кроме кучи промахов и ошибок вы не найдете.

games.mail.ru

Трудно быть богом (игра) - это... Что такое Трудно быть богом (игра)?

«Тру́дно быть бо́гом» — компьютерная ролевая игра, разработанная по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких

Факты об игре

  • Игра разрабатывалась с 2005 по 2007 г.
  • Название планеты в повести «Трудно быть богом» нигде не упомянуто. В игре встречается несколько искажённый вариант из повести Леонида Филиппова «День ангела» — во втором выпуске альманаха «Время учеников» планета названа Цурэнаку (в игре «Цуринака»).
  • Несмотря на то, что игра вышла в 2007 году, графика не поддерживает Wide-мониторы (широкий формат типа 16:9, 16:10).

Игровой мир

Действие игры происходит в будущем на вымышленной планете Цуринака. Население этой планеты представляет собой гуманоидную расу, представители которой физически идентичны землянам. Их цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. Более развитые земляне негласно присутствуют на планете в качестве наблюдателей и прилагают свои усилия к гуманизации нравов местных жителей, а также к общему развитию данной цивилизации.

Флора и фауна Цуринаки разнообразна и состоит как из привычных земных видов (лошади, волки, разнообразные растения), так и из эндемичных (гигантские пауки, пиявки и др.). Причины такого разнообразия поясняются в самом конце игры.

Наиболее значимым государством на планете является Эсторская Империя. Формально, его провинциями являются Арканар, Ирукан и ряд других фактически независимых государств. Действие игры разворачивается в Арканаре.

Основные персонажи

  • Главный герой. Выпускник Имперской школы разведчиков. В игре по имени он никак не называется, пользователю предоставляется возможность самому задать имя главного героя.
  • Консул Арата. Профессиональный бунтовщик, возглавивший Арканар после падения монархии.

Роли персонажа

Одной из особенностей игры является возможность выбора роли игроком. В зависимости от роли определяется отношение к игроку других игровых персонажей. Это напрямую влияет на игровой процесс. Так, например, если стоит задача вернуть законному владельцу квестовый предмет, похищенный разбойниками, эту задачу можно выполнить двояко. Можно убить всех разбойников и забрать предмет, а можно, переодевшись разбойником, бескровно забрать его посредством переговоров. За различные способы прохождения квестов начисляется, как правило, разное количество очков. Кроме того, некоторые квесты можно получить и пройти, только находясь в определённой роли. Возможность смены роли не задается скриптами и всегда доступна для игрока.

Роль определяется одеждой. Всего на персонажа можно надеть до шести предметов одежды. Если хотя бы пять из них будут статусными для определённой роли, эта роль присваивается игроку. Значок статусной одежды помечен соответствующей буквой. Если на персонаже надето менее пяти статусных предметов одежды, ему присваивается роль наемника.

Возможные роли приведены ниже [1]:

  • Наёмник. Фактически, нейтрал. Враждебен для монахов, разбойников и серых.
  • Вор. Одежда с буквой В. Враждебен для монахов и почти всех баронских дружин.
  • Дон. Одежда с буквой Д. Представитель дворянства. Враждебен для монахов, войск АВР, разбойников и серых.
  • АВР. Одежда с буквой А. Представитель Арканарской Вольной Республики — государства, провозглашённого консулом Аратой. Враждебен для монахов, всех баронских дружин, разбойников и серых.
  • Монах. Одежда с буквой М. Представитель Святого Ордена. Враждебен для части баронских дружин, войск АВР, серых и разбойников.
  • Серый. Одежда с буквой С. Представитель Серых рот — воинских формирований, служивших опорой власти в королевстве Арканарском. Враждебен монахам, большинству баронских дружин, войскам АВР и разбойникам.

Сюжет игры [1]

Действие игры происходит через два года после событий, описанных в повести. Главный герой получает своё первое задание: он должен будет пробраться в Арканар и ликвидировать Арату, лидера мятежников и правителя Арканара. Также, ему поручается собрать сведения о доне Румате Эсторском.

Прибыв в Арканар, персонаж узнает, что город блокирован баронским ополчением. Тем не менее, ему удается проникнуть в город. Там он ведет расследование, направленное на поиск информации о доне Румате. Параллельно он ищет возможности выполнить основное поручение, но, когда такой случай предоставляется, главный герой не убивает Арату. После этого главного героя похищают люди графа Римона и доставляют к нему в замок, но персонаж осуществляет побег и укрывается в Пьяной берлоге. Однако подручный графа Римона находит его там и пытается убить при помощи отравленного клинка. Получив рану, главный герой переносится в загробный мир. Там к нему являются духи умерших, также он встречает дона Румату Эсторского. От него персонаж узнает о существовании Земли, также Румата пытается пояснить суть действий землян на Цуринаке. Затем персонаж при помощи шамана-варвара возвращается в мир живых. Там он ставит агентов-землян перед фактом того, что ему о них известно. Он соглашается на совместную с землянами работу. Также он получает информацию, что полностью излечить его может лишь некто брат Руди.

Одним из призраков, встреченных персонажем в загробном мире, был барон Мусин. Он поручил главному герою отомстить за себя — он был отравлен. Взамен призрак предлагает назваться его племянником и получить наследство — замок с прилегающими территориями. Всю необходимую для этого информацию барон Мусин предоставил.

Прибыв во владения барона Мусина, персонаж вступает в наследование имущества своего «дяди». В одной из комнат замка он находит земные артефакты и оружие и выясняет, что его «отец» (муж сестры барона Мусина) был земным агентом.

Затем главный герой разыскивает брата Руди. Тот тоже оказывается земным агентом, его настоящее имя — Рудольф Сикорски. После выполнения ряда его поручений главный герой получает противоядие.

Возвратившись в свой замок, персонаж встречает там графа Римона. Тот тоже оказывается землянином, однако не действующим агентом. Он имитировал свою смерть несколько лет назад, чтобы иметь возможность без помех заниматься поиском некоего артефакта, оставленного на Цуринаке в незапамятные времена сверхцивилизацией Странников. Граф предлагает совместно продолжать эту работу, и персонаж игры соглашается. Он разыскивает части карты, на которой возможно отмечено местонахождение этого артефакта. Получив полную карту, главный герой отправляется в Гниловражье. Там он находит этот артефакт — это суперкомпьютер, управляющий развитием цивилизации Цуринаки. Получив к нему доступ, главный герой может выбрать два варианта развития местной цивилизации — ускоренный прогресс и ускоренный регресс, а также возможность уничтожения суперкомпьютера.

После выбора персонажа игра заканчивается.

Рецензии

... рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2».

— http://www.ag.ru/games/hard-to-be-a-god/review

Примечания

xzsad.academic.ru

Morgen's blog: Трудно быть Богом. Обзор

Не питая особой слабости к произведениям братьев Стругацких, но имея приятные впечатления от прочтения "Пикника на обочине" и "Отеля «У погибшего альпиниста»", я несколько раз собирался "засесть" за "ТББ" сразу после ее выхода. Но, каждый раз, стоило мне начать, выходило что-то куда более интригующее, поэтому томительное ожидания глубокого погружения в мир игры все откладывалось. И свершилось оно не так давно. Я аккуратно открыл коробку коллекционного издания, заказанного накануне, перелистал содержимое, покрутил в руках карту - и начал установку.
Впервые покидаем разведшколу.
Особенности издания "Трудно быть Богом" - отечественная игра, созданная студией "Бурут", авторами очень неплохого "Восточного фронта" и невероятно затягивающего пошагово-сказочного "Златогорья". Вторую часть последнего я так и не добил. Боюсь заранее кого-то запугать, но,  поверьте, трудности бывают всегда. Игра защищена "Starforce" (этим уже никого не удивишь) пятой версии, она не поддерживает широкоформатные разрешения (вроде 1920х1080 или 1366х768). Но, и с этим можно мириться. Пожалуй, самой интересной особенностью выхода игры оказалось то, что вскоре после релиза форумы заполонили люди, жаловавшиеся на невозможность выйти из северного Арканара. Проблема наблюдалась и у обладателей лицензионной версии, но больше всего было тех, кто использовал скачанную с "торрентов" версию с exe-файлом от демо-версии. Ох, и неплохая же вышла защита от "пиратов". К счастью, я сел за капитальное прохождение не сразу, и на сегодняшний день уже доступен патч за версией 1.3, устраняющий досадную ошибку с северным Арканаром (в лицензионной версии, естественно).
В игре очень красивые отражения в воде.
И еще кадр в подтверждение.
Наверное, вторым по важности составляющим коллекционного издания (после самой игры) оказалась аудиокнига. Она представлена в сокращенном варианте, зато читает ее Леонид Ярмольник - с выражением, интонацией, стараясь передать атмосферу. Это был поистине новый опыт - прослушать аудиокнигу произведения, которое раньше не читал, после прохождения игры, созданной по оригинальной книге. Но, знаете, в этом что-то есть. Когда ты видел описанных персонажей в игре, слушая книгу, ты в воображении невольно накладываешь ее события на визуальные образы игры. Помимо того, в подарочном издании присутствуют матерчатая карта (!) и полностью цветное руководство. Если вдруг загоритесь - на "ОЗОНе" сейчас коллекционное издание можно купить за смешные деньги, дешевле jewel'а.
В эту дверь я так и не смог пройти. Наверное, много капусты ел.
Игровой процесс и сюжет Самая главная фишка, которая цепляет с первых минут игры - не графика, не сюжет, а система ролей. Многие вещи в игре имеют отметку о принадлежности к фракции: наемникам (нейтральный персонаж), Донам, АВР, Серым, Ворам, Монахам. Надев пять вещей одной фракции, персонаж становится ее представителем. При чем, это работает - воры атакуют богатого Дона, да и даже наемника, а вот своего не тронут, городская стража, естественно, будет атаковать вора да и любого другого, с кем здесь не в ладах. Одно условие - переодеваться (менять роль) можно лишь там, где персонажа никто не видит: зашел в палатку серый - хоп, вышел монах. Работает это примерно так: можно перебить всех воров, а можно переодеться одним из них и убедить ребят, что здесь для нашего брата становится опасно. Правда, со временем понимаешь, что честной нелинейности в прохождении миссий практически нет - уж если нужно переодеться доном, чтобы поговорить с бароном, то по-другому никак, тот просто велит казнить любого другого. Порой, это может создать ситуацию, когда придется искать вещи для полного "сета", поэтому я всегда носил в инвентаре по одной вещи каждого типа, чтобы, в случае чего, можно было не бегать по округе в поисках вещичек.
Пацаны, за мной!
На одной идее, конечно, не выехать. Поэтому у "ТББ" в запасе есть еще несколько - боевая система, прокачка, верховая езда... но, давайте по порядку.

Управление в игре осуществляется на стандартные WASD, а камера крутиться мышью. Никакого курсора нет, герой бежит вперед в направлении камеры. Почти как в Готике, но еще не как в "Neverwinter Nights"; камера регулируется на приближение/отдаление. Без курсора наносить удары можно лишь напрямую, по-этому левая кнопка мыши отвечает за удар, правая - за суперудар. При этом оружие нужно доставать из ножен и убирать обратно. Персонаж с вынутым оружием передвигается медленнее, а "индикатор очереди убийств" от убитых врагов уменьшается постепенно, тогда как при вкладывании оружия в ножны он сбрасывается до нуля. Полностью заполненнив его, персонаж начинает наносить некоторое время двойной урон. Внизу экрана есть панель быстрых действий, привязанная к цифровым клавишам, поэтому самым убойным вариантом является добавить туда несколько вариантов оружия и суперударов.

Перестрелки в игре неторопливые и затяжные.
Все оружие в игре поделено на холодное и стрелковое, а так же условно его можно поделить на местное и земное. Земное представлено как имитациями оружия аборигенов, выполненными из более технологичных материалов, так и футуристическими земными образцами. Что интересно, земное оружие или земная броня не вызывают у местных никакого любопытства. Ладно хоть, дают им пользоваться уже ближе к концу игры, иначе вышел бы отменный цирк. Холодное оружие делится на легкое, среднее и тяжелое. Легкое представлено одноручным и парным, среднее - древковым и двухсторонним, тяжелое - двуручным и комбинацией одноручного со щитом. Для каждого типа предусмотрены 2 суперудара, открывающиеся по мере прокачки этого типа оружия. Дистанционное оружие предсталено луками, арбалетами и земными образцами. Оно прокачивается не дифференцированно.
- Простите, можно воспользоваться туалетом?- Да ради Бога! Через стену в маленькую комнату, оттуда по улице - не заблудитесь.
За каждый новый уровень выдают по одному очку на развитие навыков владения холодным оружием и по два на развитие дополнительных навыков - дистанционного оружия, здоровья, дипломатии, выносливости, медицины. В руководстве к игре упоминается навык ловкость вместо здоровья, но в итоге из игры он почему-то исчез. Для тех, кто солидарен с народной мудростью "пока не пройдешь - не поймешь что качать", обмолвлюсь, что к концу игры персонажа удастся прокачать примерно до 20 уровня, чуть больше, если будете добивать побочные задания и зачищать локации. В общем, схема прокачки довольно простая. Чего не скажешь о сценарии.
А вот так проходят встречи с таинственным незнакомцем.
Сюжет для RPG - как воздух для человека, конечно, если это не "Diablo". "Трудно быть Богом" отчаянно пытается показать, что сюжет у нее - наикрутейший. И, возможно, он действительно хорош, вот только уж слишком он сложен. Конечно, есть безмерные фанаты произведения, которые с удовольствием окунутся в мир игры, сводя воедино все кусочки, попутно наслаждаясь видами описанных в произведении локаций, с другой стороны многие игроки книгу не читали, а игру купили, чтобы познакомиться с произведением, ну или просто потому, что продавец посоветовал. Сюжет игры запутан, и, просто следя за ним, можно не все понять, поэтому авторы придумали некоего персонажа, который появляется в ключевые моменты и обсуждает с нами произошедние события и дальнейшие действия. Выглядит это так - персонаж вдруг оказывается в каком-то параллельном мире на разрушенной площади, а прямо перед ним возникает его точный двойник. Что? Кто сказал "раздвоение личности"? По сути, такими вот фрагментами сюжет нам просто разжевывают. Что порой начинает надоедать.
Бой с лошади.
Наш герой - почти характерный для отечественных игр персонаж. Наши разработчики одно время баловались героями типа "у меня самый крутой сарказм, а вы - тупые неписи" вместо того, чтобы создавать проработанных персонажей. Но местный протагонист, хоть иногда и пытается выпендриться, чаще всего вполне разумный и серьезный парень. Да и лечится он серьезно, а не как в большинстве RPG. Нет, эликсиры здесь тоже есть, но чаще всего приходится восполнять здоровье различными овощами, например, капустой.

Ну и пара слов о верховой езде. Лошади есть, они скачут, есть верховые сражения. Вот только из-за размера локаций cкорость лошадям сделали очень низкую, да и суперудары использовать нельзя, есть лишь некоторый множитель от скорости лошади, позволяющий наносить более мощные удары на скаку. Конные враги не спешиваются и сражаются всегда из седла.

Карты нарисованы очень красиво.
Ух я вас ща всех!
Заключение Словами никогда не объяснить, КАК играется та или другая игра. Даже в видео показать это сложно, это нужно почувствовать, попробовать самому. "Трудно быть Богом" дает новый, местами свежий и необычный игровой опыт, при этом сочетая его порой с затягивающими, а порой скучными заданиями, абсолютно одинаковыми локациями, разными, но тяжело запоминающимися персонажами и очень запутанным сюжетом. Пожалуй, сюжет - главный камень на пути к финалу. Понять его и логично переварить в голове без авторского достающего разжевывания невероятно сложно, потому как ключевых персонажей довольно много, а толком узнать многих из них не дают. В итоге, "Трудно быть Богом" - игра, в которую хочется играть, довольно неплохой подарок ценителям авторов оригинального произведения и интересное занятие на много вечеров. Главное - смириться с огрехами.

morgen-s.blogspot.com

Трудно быть богом (игра) - это... Что такое Трудно быть богом (игра)?

«Тру́дно быть бо́гом» — компьютерная ролевая игра, разработанная по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких

Факты об игре

  • Игра разрабатывалась с 2005 по 2007 г.
  • Название планеты в повести «Трудно быть богом» нигде не упомянуто. В игре встречается несколько искажённый вариант из повести Леонида Филиппова «День ангела» — во втором выпуске альманаха «Время учеников» планета названа Цурэнаку (в игре «Цуринака»).
  • Несмотря на то, что игра вышла в 2007 году, графика не поддерживает Wide-мониторы (широкий формат типа 16:9, 16:10).

Игровой мир

Действие игры происходит в будущем на вымышленной планете Цуринака. Население этой планеты представляет собой гуманоидную расу, представители которой физически идентичны землянам. Их цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. Более развитые земляне негласно присутствуют на планете в качестве наблюдателей и прилагают свои усилия к гуманизации нравов местных жителей, а также к общему развитию данной цивилизации.

Флора и фауна Цуринаки разнообразна и состоит как из привычных земных видов (лошади, волки, разнообразные растения), так и из эндемичных (гигантские пауки, пиявки и др.). Причины такого разнообразия поясняются в самом конце игры.

Наиболее значимым государством на планете является Эсторская Империя. Формально, его провинциями являются Арканар, Ирукан и ряд других фактически независимых государств. Действие игры разворачивается в Арканаре.

Основные персонажи

  • Главный герой. Выпускник Имперской школы разведчиков. В игре по имени он никак не называется, пользователю предоставляется возможность самому задать имя главного героя.
  • Консул Арата. Профессиональный бунтовщик, возглавивший Арканар после падения монархии.

Роли персонажа

Одной из особенностей игры является возможность выбора роли игроком. В зависимости от роли определяется отношение к игроку других игровых персонажей. Это напрямую влияет на игровой процесс. Так, например, если стоит задача вернуть законному владельцу квестовый предмет, похищенный разбойниками, эту задачу можно выполнить двояко. Можно убить всех разбойников и забрать предмет, а можно, переодевшись разбойником, бескровно забрать его посредством переговоров. За различные способы прохождения квестов начисляется, как правило, разное количество очков. Кроме того, некоторые квесты можно получить и пройти, только находясь в определённой роли. Возможность смены роли не задается скриптами и всегда доступна для игрока.

Роль определяется одеждой. Всего на персонажа можно надеть до шести предметов одежды. Если хотя бы пять из них будут статусными для определённой роли, эта роль присваивается игроку. Значок статусной одежды помечен соответствующей буквой. Если на персонаже надето менее пяти статусных предметов одежды, ему присваивается роль наемника.

Возможные роли приведены ниже [1]:

  • Наёмник. Фактически, нейтрал. Враждебен для монахов, разбойников и серых.
  • Вор. Одежда с буквой В. Враждебен для монахов и почти всех баронских дружин.
  • Дон. Одежда с буквой Д. Представитель дворянства. Враждебен для монахов, войск АВР, разбойников и серых.
  • АВР. Одежда с буквой А. Представитель Арканарской Вольной Республики — государства, провозглашённого консулом Аратой. Враждебен для монахов, всех баронских дружин, разбойников и серых.
  • Монах. Одежда с буквой М. Представитель Святого Ордена. Враждебен для части баронских дружин, войск АВР, серых и разбойников.
  • Серый. Одежда с буквой С. Представитель Серых рот — воинских формирований, служивших опорой власти в королевстве Арканарском. Враждебен монахам, большинству баронских дружин, войскам АВР и разбойникам.

Сюжет игры [1]

Действие игры происходит через два года после событий, описанных в повести. Главный герой получает своё первое задание: он должен будет пробраться в Арканар и ликвидировать Арату, лидера мятежников и правителя Арканара. Также, ему поручается собрать сведения о доне Румате Эсторском.

Прибыв в Арканар, персонаж узнает, что город блокирован баронским ополчением. Тем не менее, ему удается проникнуть в город. Там он ведет расследование, направленное на поиск информации о доне Румате. Параллельно он ищет возможности выполнить основное поручение, но, когда такой случай предоставляется, главный герой не убивает Арату. После этого главного героя похищают люди графа Римона и доставляют к нему в замок, но персонаж осуществляет побег и укрывается в Пьяной берлоге. Однако подручный графа Римона находит его там и пытается убить при помощи отравленного клинка. Получив рану, главный герой переносится в загробный мир. Там к нему являются духи умерших, также он встречает дона Румату Эсторского. От него персонаж узнает о существовании Земли, также Румата пытается пояснить суть действий землян на Цуринаке. Затем персонаж при помощи шамана-варвара возвращается в мир живых. Там он ставит агентов-землян перед фактом того, что ему о них известно. Он соглашается на совместную с землянами работу. Также он получает информацию, что полностью излечить его может лишь некто брат Руди.

Одним из призраков, встреченных персонажем в загробном мире, был барон Мусин. Он поручил главному герою отомстить за себя — он был отравлен. Взамен призрак предлагает назваться его племянником и получить наследство — замок с прилегающими территориями. Всю необходимую для этого информацию барон Мусин предоставил.

Прибыв во владения барона Мусина, персонаж вступает в наследование имущества своего «дяди». В одной из комнат замка он находит земные артефакты и оружие и выясняет, что его «отец» (муж сестры барона Мусина) был земным агентом.

Затем главный герой разыскивает брата Руди. Тот тоже оказывается земным агентом, его настоящее имя — Рудольф Сикорски. После выполнения ряда его поручений главный герой получает противоядие.

Возвратившись в свой замок, персонаж встречает там графа Римона. Тот тоже оказывается землянином, однако не действующим агентом. Он имитировал свою смерть несколько лет назад, чтобы иметь возможность без помех заниматься поиском некоего артефакта, оставленного на Цуринаке в незапамятные времена сверхцивилизацией Странников. Граф предлагает совместно продолжать эту работу, и персонаж игры соглашается. Он разыскивает части карты, на которой возможно отмечено местонахождение этого артефакта. Получив полную карту, главный герой отправляется в Гниловражье. Там он находит этот артефакт — это суперкомпьютер, управляющий развитием цивилизации Цуринаки. Получив к нему доступ, главный герой может выбрать два варианта развития местной цивилизации — ускоренный прогресс и ускоренный регресс, а также возможность уничтожения суперкомпьютера.

После выбора персонажа игра заканчивается.

Рецензии

... рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2».

— http://www.ag.ru/games/hard-to-be-a-god/review

Примечания

dikc.academic.ru

Трудно быть богом (игра) - это... Что такое Трудно быть богом (игра)?

«Тру́дно быть бо́гом» — компьютерная ролевая игра, разработанная по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких

Факты об игре

  • Игра разрабатывалась с 2005 по 2007 г.
  • Название планеты в повести «Трудно быть богом» нигде не упомянуто. В игре встречается несколько искажённый вариант из повести Леонида Филиппова «День ангела» — во втором выпуске альманаха «Время учеников» планета названа Цурэнаку (в игре «Цуринака»).
  • Несмотря на то, что игра вышла в 2007 году, графика не поддерживает Wide-мониторы (широкий формат типа 16:9, 16:10).

Игровой мир

Действие игры происходит в будущем на вымышленной планете Цуринака. Население этой планеты представляет собой гуманоидную расу, представители которой физически идентичны землянам. Их цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. Более развитые земляне негласно присутствуют на планете в качестве наблюдателей и прилагают свои усилия к гуманизации нравов местных жителей, а также к общему развитию данной цивилизации.

Флора и фауна Цуринаки разнообразна и состоит как из привычных земных видов (лошади, волки, разнообразные растения), так и из эндемичных (гигантские пауки, пиявки и др.). Причины такого разнообразия поясняются в самом конце игры.

Наиболее значимым государством на планете является Эсторская Империя. Формально, его провинциями являются Арканар, Ирукан и ряд других фактически независимых государств. Действие игры разворачивается в Арканаре.

Основные персонажи

  • Главный герой. Выпускник Имперской школы разведчиков. В игре по имени он никак не называется, пользователю предоставляется возможность самому задать имя главного героя.
  • Консул Арата. Профессиональный бунтовщик, возглавивший Арканар после падения монархии.

Роли персонажа

Одной из особенностей игры является возможность выбора роли игроком. В зависимости от роли определяется отношение к игроку других игровых персонажей. Это напрямую влияет на игровой процесс. Так, например, если стоит задача вернуть законному владельцу квестовый предмет, похищенный разбойниками, эту задачу можно выполнить двояко. Можно убить всех разбойников и забрать предмет, а можно, переодевшись разбойником, бескровно забрать его посредством переговоров. За различные способы прохождения квестов начисляется, как правило, разное количество очков. Кроме того, некоторые квесты можно получить и пройти, только находясь в определённой роли. Возможность смены роли не задается скриптами и всегда доступна для игрока.

Роль определяется одеждой. Всего на персонажа можно надеть до шести предметов одежды. Если хотя бы пять из них будут статусными для определённой роли, эта роль присваивается игроку. Значок статусной одежды помечен соответствующей буквой. Если на персонаже надето менее пяти статусных предметов одежды, ему присваивается роль наемника.

Возможные роли приведены ниже [1]:

  • Наёмник. Фактически, нейтрал. Враждебен для монахов, разбойников и серых.
  • Вор. Одежда с буквой В. Враждебен для монахов и почти всех баронских дружин.
  • Дон. Одежда с буквой Д. Представитель дворянства. Враждебен для монахов, войск АВР, разбойников и серых.
  • АВР. Одежда с буквой А. Представитель Арканарской Вольной Республики — государства, провозглашённого консулом Аратой. Враждебен для монахов, всех баронских дружин, разбойников и серых.
  • Монах. Одежда с буквой М. Представитель Святого Ордена. Враждебен для части баронских дружин, войск АВР, серых и разбойников.
  • Серый. Одежда с буквой С. Представитель Серых рот — воинских формирований, служивших опорой власти в королевстве Арканарском. Враждебен монахам, большинству баронских дружин, войскам АВР и разбойникам.

Сюжет игры [1]

Действие игры происходит через два года после событий, описанных в повести. Главный герой получает своё первое задание: он должен будет пробраться в Арканар и ликвидировать Арату, лидера мятежников и правителя Арканара. Также, ему поручается собрать сведения о доне Румате Эсторском.

Прибыв в Арканар, персонаж узнает, что город блокирован баронским ополчением. Тем не менее, ему удается проникнуть в город. Там он ведет расследование, направленное на поиск информации о доне Румате. Параллельно он ищет возможности выполнить основное поручение, но, когда такой случай предоставляется, главный герой не убивает Арату. После этого главного героя похищают люди графа Римона и доставляют к нему в замок, но персонаж осуществляет побег и укрывается в Пьяной берлоге. Однако подручный графа Римона находит его там и пытается убить при помощи отравленного клинка. Получив рану, главный герой переносится в загробный мир. Там к нему являются духи умерших, также он встречает дона Румату Эсторского. От него персонаж узнает о существовании Земли, также Румата пытается пояснить суть действий землян на Цуринаке. Затем персонаж при помощи шамана-варвара возвращается в мир живых. Там он ставит агентов-землян перед фактом того, что ему о них известно. Он соглашается на совместную с землянами работу. Также он получает информацию, что полностью излечить его может лишь некто брат Руди.

Одним из призраков, встреченных персонажем в загробном мире, был барон Мусин. Он поручил главному герою отомстить за себя — он был отравлен. Взамен призрак предлагает назваться его племянником и получить наследство — замок с прилегающими территориями. Всю необходимую для этого информацию барон Мусин предоставил.

Прибыв во владения барона Мусина, персонаж вступает в наследование имущества своего «дяди». В одной из комнат замка он находит земные артефакты и оружие и выясняет, что его «отец» (муж сестры барона Мусина) был земным агентом.

Затем главный герой разыскивает брата Руди. Тот тоже оказывается земным агентом, его настоящее имя — Рудольф Сикорски. После выполнения ряда его поручений главный герой получает противоядие.

Возвратившись в свой замок, персонаж встречает там графа Римона. Тот тоже оказывается землянином, однако не действующим агентом. Он имитировал свою смерть несколько лет назад, чтобы иметь возможность без помех заниматься поиском некоего артефакта, оставленного на Цуринаке в незапамятные времена сверхцивилизацией Странников. Граф предлагает совместно продолжать эту работу, и персонаж игры соглашается. Он разыскивает части карты, на которой возможно отмечено местонахождение этого артефакта. Получив полную карту, главный герой отправляется в Гниловражье. Там он находит этот артефакт — это суперкомпьютер, управляющий развитием цивилизации Цуринаки. Получив к нему доступ, главный герой может выбрать два варианта развития местной цивилизации — ускоренный прогресс и ускоренный регресс, а также возможность уничтожения суперкомпьютера.

После выбора персонажа игра заканчивается.

Рецензии

... рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2».

— http://www.ag.ru/games/hard-to-be-a-god/review

Примечания

3dic.academic.ru