Stellaris — твой космос, твои правила. Рецензия. Stellaris как играть


Stellaris — твой космос, твои правила. Рецензия / Игры

Жанр Глобальная стратегия
Издатель Paradox Interactive
Разработчик Paradox Development Studio
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Quad Q9400 2,6 ГГц/AMD Athlon II X4 640 3,0 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 9, например NVIDIA GeForce GTX 460 v2/AMD Radeon HD 5770, 4 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i3-2100 3,1 ГГц/AMD Phenom II X4 850 3,3 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 560 Ti/AMD Radeon HD 6850
Дата выхода 9 мая 2016 года
Возрастной ценз от 7 лет
Платформы PC

Когда студия вроде Paradox Interactive, известная в первую очередь глобальными историческими стратегиями, решает оседлать ракету и отправиться исследовать глубины космоса, невольно начинаешь переживать за конечный результат. Вдруг не выйдет, вдруг будет скучно или слишком криво (в памяти еще свежи впечатления от ранней версии недавней Master of Orion)?

Вот лучше было бы криво, ведь после очередной бессонной ночи появляется желание проклясть и разработчиков, создавших Stellaris, и всю галактику вместе с кнопкой «Играть» в Steam, призывающую нажать на нее что в шесть вечера, что в семь утра. Уж больно занимательный 4X-проект получился.

⇡#Свободу галактическим свинкам!

День для рептилоида Василия с самого утра не задался. Империя в огне — внутри границ бушуют сепаратисты, которые хотят независимости для своей системы, снаружи наседают воинственные моллюски-конкистадоры с мощным флотом. Да и на дальнем рубеже не все гладко — идет война между двумя могущественными фракциями, которая рискует перекинуться на дружественные системы. На решение всех проблем разом ресурсов точно не хватит.

Вот уж спасибо, только заторможенного в развитии губернатора не хватало

Абзац выше описывает реальную ситуацию, которая сложилась во время очередной партии в Stellaris. Это один из сотен возможных вариантов развития событий. Впрочем, чтобы дорасти до таких масштабов, предстоит пройти долгий путь. Для начала нам предлагают определиться с расой, а это процесс небыстрый. Выбор внушительный — от обычных людей до разумных грибов-пацифистов. И ведь каждая отличается политическим строем, отношением к другим видам и уймой дополнительных параметров и нюансов. Если же варианты, доступные по умолчанию, не нравятся, то под рукой есть удобный редактор, где можно или подправить, или с нуля собрать собственную цивилизацию.

Дальше остается лишь отправиться на покорение неприветливого космоса. В Paradox понимают, что великое начинается с малого, поэтому на старте вам достанется роль космических пионеров, то есть расы, только-только освоившей технологию передвижения на дальние расстояния. Если в этот момент открыть галактическую карту, то можно не на шутку испугаться масштабов. Но бояться не стоит, ведь Stellaris очень терпелива к новичкам и, совершенно не торопясь, шаг за шагом объясняет особенности своей механики. Например, научным кораблям, как и исследованиям, нужны руководители: аномалии, соседние системы и новые технологии сами себя изучать не будут. Для остальных дел нанимать лидеров не обязательно, но желательно — губернаторы и адмиралы будут давать поселениям и флоту полезные бонусы. Причем секрет вечной жизни даже в глубоком космосе так и остался секретом — члены руководящей элиты стареют и умирают. Особенно досадно, когда в иной мир отходит ученый, занимающийся важными изысканиями, а на его замену, как назло, именно сейчас не хватает ресурсов. И это лишь одна из множества мелочей, которые нужно держать в уме.

Вообще, свежую «парадоксальную» стратегию можно условно разделить на три уровня управления: планетарный, системный и галактический. На поверхности небесных тел мы задаем вектор развития поселений: что именно строить и кого из жителей отправить работать на добывающую или производственную станцию. В отдельной солнечной системе есть возможность изучать небесные тела, если вы попали сюда впервые, а также устанавливать разнообразные сооружения, от научных станций до оборонительных форпостов. Наконец, на карте вселенной доступна информация о ресурсах в каждом конкретном регионе — располагая этими данными, можно спланировать, в каком именно направлении двигать границы империи, а кого из соседей лучше остерегаться.

Приятно, когда половину галактического бублика занимают твои подданные

И все это происходит не в привычном для жанра пошаговом режиме, а в реальном времени. В любой момент игрок может изменить скорость его течения или включить паузу, чтобы спокойно раздать приказы или прочитать описание технологий. Очень непривычно, а глаза в первый час отчаянно пытаются найти кнопку «Завершить ход». Однако вскоре привыкаешь, исследование десятков систем затягивает, а затем, спустя некоторое количество минут (в зависимости от размеров и формы выбранной галактики), обнаруживаешь, что далеко не один во вселенной. Тут уже романтика свободных космических путешествий и невероятных открытий начального этапа игры постепенно упирается в стену геополитических проблем и межвидовой вражды. Особенно остро подобное ощущается, если «посчастливилось» оказаться между соседями-ксенофобами, которые наотрез отказываются пускать на свою территорию даже гражданские исследовательские суда, не говоря уже про военный флот.

С момента, когда карта галактики начнет заполняться разноцветными овалами с гербами различных государств, Stellaris становится торгово-политическим симулятором. Для укрепления мирного сосуществования заключаются разнообразные соглашения, учреждаются посольства, формируются альянсы и даже создаются федерации, однако далеко не все расы горят желанием сотрудничать. Тут-то и пригодится грубая сила. Впрочем, просто так на чужую территорию вторгнуться никто не даст — необходимо не только объявить войну, но и указать, с какой целью она ведется. Допустим, сделать проигравшую сторону своим вассалом или заставить ее отдать выбранные планеты под ваше руководство. На каждое из требований затрачивается определенное количество ограниченных боевых очков, так что раскатать губу и захватить все разом не получился — нужно думать и выбирать.

Сами же столкновения проходят в автоматическом режиме. Вы просто направляете корабли в атаку, а дальше игра сама подсчитает, кому и сколько было нанесено урона. В это время слева высвечивается окошко с информацией о текущем положении в бою, но максимум, что вы сможете сделать — это отдать приказ к отступлению. Поэтому делить флотилию на несколько звеньев нет никакого смысла, все равно в непосредственном сражении ими нельзя управлять. Легче сформировать из всех боевых единиц одну гигантскую армаду — Stellaris позволяет объединять в «стек» бесконечное количество войск — и раскатывать получившимся комом всех, кто встанет на пути.

Жаль, битвы нельзя «проматывать» — и так очевидно, что красным определенно не поздоровится

⇡#Когда-нибудь эта империя достанется тебе, сынок

Со временем количество колонизированных и захваченных планет разрастется настолько, что с ними просто физически не получится совладать. Это не говоря о штрафах за превышение лимита подконтрольных небесных тел. Поэтому есть возможность выделить системы в отдельные сектора — такие автономии управляются компьютером, а в вашу казну стекается процент от добытых на ее территории ресурсов. И тут начинаются новые проблемы — этому не нравится политический строй, там появилась оппозиционная фракция. Набрав достаточно сторонников, искусственный интеллект сперва станет подбивать поселение на бунт, затем — саботировать производство, а финальным аккордом явится вооруженное восстание с целью обретения независимости.

И стоит хотя бы на десять минут отвлечься и пустить все на самотек, как грозная империя зависает над пропастью, на дне которой бушует хаос гражданской войны. Случается подобное, само собой, в самый неудобный момент. Вы можете проводить военную кампанию на дальних рубежах с целью расширения влияния, а в это время другая половина государства под звуки всплывающих уведомлений провозгласит свою независимость, лишит притока всех ресурсов, располагающихся на ее территории, и хорошо, если не успеет подружиться с вашим же врагом.

Галактическая карта очень информативна

Не допустить подобного поможет, как ни странно, интерфейс. Стоит отдать должное Paradox за заботу о пользователях — несмотря на большое количество окон, в них просто невозможно потеряться. Всегда понятно, где находишься и куда щелкать, а всплывающие подсказки не просто подробно опишут технологию или параметр, но еще и помогут понять, на что именно сейчас уходят ресурсы. Нужно только не стесняться наводить курсор на непонятный элемент. Особой похвалы заслуживает выделенное меню, где в удобной форме представлена вообще вся информация о подконтрольных планетах, войсках, гражданских судах, фракциях и прочих важных параметрах. Если на старте игры на него не особо обращаешь внимание, то на поздних этапах оно превращается в основной инструмент контроля жизненных показателей огромной империи.

Наверное, пора заканчивать, и так получилось слишком много. Однако все, что здесь описано, — лишь малюсенькая часть стратегии, которую Paradox без особой рекламы выпустила в Steam. Это совершенно непредсказуемое, невероятно увлекательное и комплексное творение может с легкостью заставить вас выпасть из реальной жизни на многие дни. И даже после партии на 30–40 часов покидать Stellaris нет никакого желания. Хочется выбрать другую расу, поставить сложность повыше, а карту — побольше и вновь отправиться покорять галактику.

Достоинства:

  • огромнейшая вселенная, доступная для исследования;
  • глубокие возможности настройки рас;
  • всесторонняя поддержка пользовательских модификаций, которые определенно сделают игру еще лучше;
  • удобный и информативный интерфейс;
  • игровой процесс затягивает так, что для написания рецензии пришлось силой возвращать себя в реальный мир.

Недостатки:

  • в русской локализации строчки залезают друг на друга, делая текст нечитаемым;
  • нет наглядного дерева технологий, поэтому их изучение происходит наобум;
  • небольшие технические огрехи и странные подтормаживания при сражениях больших армий.
Графика Графика в играх этого жанра не слишком важна, но Paradox постаралась на славу. Космос выглядит отлично, сражения заливают экран взрывами, а интерфейс удобен и приятен глазу. Огорчает лишь падение производительности во время масштабных баталий — и это на компьютере, далеко превосходящем рекомендуемые требования.

8

Звук Главная тема чудо как хороша — звучит в трейлере, можете послушать. Однако подавляющая часть музыки — это производные от нее, а потому и приедаются быстро. Лучше включить фоном что-нибудь свое и наслаждаться процессом.

6

Одиночная игра На протяжении каждого матча игра из романтического приключения космических первопроходцев превращается в военно-политическую гонку самых разнообразных видов за господство над вселенной. И для достижения победы все средства хороши.

9

Коллективная игра Представьте, что все, о чем говорилось в рецензии, можно проворачивать с живыми соперниками на карте. Получилось? Добро пожаловать в мультиплеер Stellaris.

9

Общее впечатление Огромная, цельная, умная, захватывающая — Stellaris не хочет отпускать даже глубокой ночью. Если честно, то мы совершенно не против.

9

Подробнее о системе оценок 

⇡#Видео:

 

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru

Секреты: Краткий гайд по Stellaris: Utopia — Игры Mail.Ru

Что включает в себя новое крупное дополнение к популярной космической стратегии

Полезные гайды

Авторы высокооцененной космической стратегии Stellaris продолжают держать свою аудиторию в тонусе. Не успели игроки привыкнуть к уже имеющимся контенту и геймплею, как 6 апреля 2017 года Paradox Interactive выпустили дополнение Stellaris: Utopia. Нововведения этого DLC дают возможность попробовать другие способы развития империи и методы дипломатии. Рассмотрим, что включает в себя Utopia и как использовать основные новшества.

Традиции

Одно из важнейших нововведений дополнения является система традиций. Она дает возможность разнообразить империи и разыгрывать новые сценарии их развития.

Теперь у вас есть доступ к семи деревьям традиций (см. скриншот выше). Также в Stellaris появился новый ресурс — единство, который потребуется для разблокировки традиций. Чем больше разблокировано, тем дороже стоят последующие. Единство увеличивается ежемесячно и добывается за счет строительства правительственных зданий, таких как памятники, мавзолеи и храмы. За традиции вы получите три типа бонусов: стартовый (за принятие древа), бонусы за каждую открытую традицию (5 для каждого древа) и завершающий (за открытие всех пяти традиций в древе).

Бонусы за стремление

Каждый раз, когда вы полностью открываете древо традиций, помимо прочего вы разблокируете один слот для бонусов за стремление. Всего в игре доступно 8 слотов, которые вы можете заполнить в соответствии с вашими предпочтениями. Сами бонусы вы будете получать за изучение соответствующих технологий. Помимо прочего, будучи вставленными в ячейки, бонусы (перки) дают различные преимущества — увеличение скорости исследования, быстрое терраформирование, возможность строить уникальные объекты и так далее.

Также благодаря этому нововведению вы сможете развивать свою империю одним из трех уникальных путей — биологическим, псионическим или синтетическим. Пути взаимоисключающие, и сочетать их у вас не получится.

1. Биологический путь. Базируется на исследованиях ДНК и эволюции. Тем, кто избрал этот путь, для начала нужно изучить технологию «Адаптация генома» и получить за это перк «Инженерная эволюция». Это позволит вам получить доступ к технологии «Очистка генетического материала» и нанимать генетически модифицированных солдат. Далее цепочка выглядит таким образом: технология «Воздействие на генную экспрессию» -> перк «Эволюционное мастерство» ->технология «Переустановка генов». Теперь вы можете на свое усмотрение менять виды, убирая или добавляя желаемые свойства, плюс в вашем распоряжении теперь есть пять уникальных для биологического пути черт. Путь будет полезнее всего тем, кто концентрируется на рабстве — с неограниченной возможностью менять генетический код вы можете управлять рабами как захотите.

2. Псионический путь. Основной целью этого пути является доступ к таинственному измерению «Покров» (The Shroud), куда могут проникнуть только псионики.

Такой доступ может дать вам множество преимуществ и бонусов, включая ускорение производства и исследований, уникальные технологии («Прекогнитивный интерфейс», «Прыжковый пси-двигатель», «Псионические щиты», «Живой металл»), мощные корабли или бессмертного лидера-псионика с высокими характеристиками. Правда, есть вероятность, что из Покрова вас настигнут проклятия, дающие равноценные бонусам дебафы.

Цепочка действий для открытия псионического пути: технология «Псионическая теория»->перки «Разум превыше материи» и «Трансцендентность». После этого все ваши лидеры получат псионические бафы к способностям, и в журнале появится специальный проект — за 5000 очков исследования вы сможете провести специальный сеанс и получить доступ к Покрову. После этого под Покров вы сможете заглядывать каждые 60 месяцев за 1200 энергокредитов.

3. Синтетический путь. Базируется на слиянии биологических и синтетических форм жизни и создании киборгов, а затем и тотальных синтов. Для превращения населения в киборгов вы должны получить перк «Плоть слаба» и выполнить появившийся проект (1000 очков исследования+100 за единицу населения). Получившиеся киборги будут иметь специфические бонусы к характеристикам. Следующий шаг по превращению киборгов в синтов будет выглядеть так: получение перка «Синтетическая эволюция» ->спецпроект (1000 очков исследования+200 за единицу населения). Поздравляем, теперь вы правите империей трудолюбивых и сильных синтов.

Если этос вашей империи — «Спиритуалисты», то вы получите штраф к отношениям (-40 ели лидер стал киборгом, -100 — если он уже синт).

Мегасооружения

Если вы видели миры-кольца Павших империй, то вы уже имеете представление о том, что такое мегасооружения. Помимо внушительных бонусов (и стоимости) они неплохо демонстрируют ваше превосходство над другими империями.

Для начала вам потребуется открыть несколько бонусов за стремление: «Бездна» дает доступ к постройке обитаемых станций, «Круг жизни» позволяет создавать миры-кольца, «Галактические чудеса» разблокирует сферы Дайсона, научные нексусы и разведывательные центры. Настоятельно рекомендуется также открыть бонус «Мастера-строители», который на 33% ускорит строительство мегасооружений и на 25% снизит их стоимость.

1. Обитаемые станции.

Постройка продолжается 5 лет, стоит 100 очков влияния и 5000 минералов. Обитаемая станция в полном смысле этого слова является искусственной планетой с аналогичными структурой и свойствами — теперь вам не нужно захватывать планеты, вы в состоянии строить собственные. Включает 12 свободных регионов. Станцию необходимо колонизировать, также она имеет уникальный набор зданий с бонусом к энергокредитам. Внешний вид станции будет зависеть от господствующей расы вашей империи.

2. Миры-кольца.

Постройка продолжается 60 лет, стоит 300 очков влияния и 110 000 минералов (45 лет, стоит 2250 очков влияния и 82 500 минералов с бонусом «Мастера-строители»). Это мегасооружение необходимо строить вокруг звезды (вокруг черных дыр их строить нельзя). Миры-кольца — идеальные экосистемы, пригодные для заселения любыми видами. Включает 4 секции с 25 свободными регионами каждая. По мере постройки уже имеющиеся в системе планеты будут поглощены кольцом.

3. Сфера Дайсона.

Постройка продолжается 55 лет, стоит 300 очков влияния и 210 000 минералов. Строится вокруг звезды, по завершении постройки продуцирует дополнительные 400 энергокредитов, не требуя дальнейших вложений. Все луны и каменные планеты в системе замерзают, так как перестают получать излучение звезды. Сфера не может быть построена в одной системе с миром-кольцом.

4. Научный нексус.

Постройка продолжается 25 лет, стоит 300 очков влияния и 70 000 минералов. Не может быть построен на орбите обитаемых планет, лун или астероидов. Дает существенный бонус к науке, равноценный бонусу от хорошо развитой научно-ориентированной планеты.

5. Разведывательный центр.

Постройка продолжается 25 лет, стоит 300 очков влияния и 70 000 минералов. Не может быть построен на орбите обитаемых планет, лун или астероидов. Является важным военным и стратегическим объектом, так как обеспечивает вам обзор всей галактики — вы сможете видеть размеры флота противника и население планет. Если нексус построен, можете не изучать технологию «Усилители планетарных сигналов» и сконцентрироваться на чем-то более полезном.

Расширенное правление

В Utopia присутствуют несколько дополнительных гражданских моделей и уникальная форма правления, имеющие специфические свойства и влияющих на развитие империи куда больше, чем стандартные.

1. Коллективный разум (форма правления)

Все подданные империи с коллективным разумом обладают единым псионически объединенным сознанием и не вступают во фракции. Лидер здесь бессмертен, а благополучие населения не зависит от уровня счастья. В случае присоединения поселения с коллективным разумом к империи с другой формой правления, все его население погибнет. Аналогично поведут себя завованные поселения, не обладающие коллективным разумом. Но выход все же есть: пойти по биологическому пути развития, который позволит вам добавлять или убирать гены коллективного разума. Кстати, псионический и синтетический пути для таких империй недоступны.

2. Синкретическая эволюция (гражданская модель). С ней вы начнете игру, имея в подчинении 4 поселения другой расы — трудолюбивых, сильных, мирных, но не очень умных рабов.

3. Поборники чистоты (гражданская модель). Цель таких империй — избавить галактику от всех других разумных существ. Отрицают любую дипломатию, любые поселения чужаков подвергаются геноциду. Имеют бонус +33% к урону армии и скорострельности, могут использовать тактику бомбардировки «Армагеддон». Модель несовместима с синкретической эволюцией.

4. Механисты (гражданская модель). С ней вы начнете игру, имея в подчинении 4 поселения роботов, плюс в вашем распоряжении будут технологии, позволяющие увеличить количество таких поселений — «Активные экзоскелеты» и «Рабочие-роботы». Стоимость обеспечения механических существ будет стоить вам на 5% меньше. Модель несовместима с синкретической эволюцией.

Идеологическая обработка

Для того, чтобы быстрее подчинять примитивные цивилизации и побуждать их принимать ваши принципы и этику, в игру была добавлена новая миссия для наблюдательных станций.

Теперь они способны «перевоспитывать» чужаков — когда миссия активна, этика поднадзорной примитивной цивилизации постепенно будет меняться в сторону вашей собственной, и в конце концов будет точно ей соответствовать.

games.mail.ru

Stellaris

Даже после прохождения обучения я большую часть времени плохо понимала, что происходит. Как и большинству, мне пришлось пользоваться гайдами от других геймеров, чтобы начать полноценно понимать каждую деталь игры.

В случае со Stellaris Paradox показали все, чему они успели научиться, от подачи игровой механики и до создания чертовски хорошей стратегии.

Цель стратегий 4Х, к которым относится и Stellaris, состоит в четырех условиях: исследовать, расширяться, эксплуатировать, уничтожать. Это означает, что игра предлагает пользователю массу возможностей. В частности, вам придется укреплять границы, заключать сделки с другими фракциями и участвовать в войнах.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Многие 4Х-стратегии известны повышенной сложностью, которая достигается за счет необычайной глубины игровой механики. В то время как Civilization вполне понятна для новичков, Crusader Kings II заставит потратить немало часов на просмотр обучающих роликов от собратьев-геймеров, чтобы хоть как-то освоиться в игре.

На шкале сложности Stellaris находится где-то посередине между Civilization и Crusader Kings. К счастью, здесь есть замечательный режим обучения, который поможет как новичкам, так и опытным игрокам привыкнуть к разным игровым системам. Вместо специальной обучающей вводной игры, в которой игрока водят за ручку, Paradox предоставляют обучающий режим, встроенный в основную игру. В самом начале вам предлагается выбрать полный обучающий режим, режим подсказок или отключить обучение вовсе. В первом случае подсказки и описания будут выскакивать при каждом клике – и поверьте, это здорово поможет вам разобраться в игровых моментах. Когда вы решите, что в обучающем режиме больше нет необходимости, достаточно будет кликнуть по кнопке «Больше не показывать».

Я неплохо знакома с 4Х-стратегиями, но думаю, что и новичкам эта игра не покажется слишком сложной, если они готовы потратить время на изучение тонкостей игровой механики. Вообще, Stellaris предлагает доступ к игровой википедии, но, на мой взгляд, она не настолько подробна, как хотелось бы.

Почувствовать себя демиургом

Игроки могут выбрать одну из множества заранее сгенерированных рас, однако таким образом вы лишаете себя одной из самых привлекательных особенностей игры – кастомизации расы до полного идеала. Возможность выбрать черты, тип оружия, эстетические особенности и кучу других параметров позволяет действительно почувствовать себя создателем империи. А можно просто оставить все параметры на волю рандома и пойти по течению.

Для страдающих гигантоманией здесь настоящее раздолье

Выбрали империю? Теперь можно настроить параметры игры. Размер карты – от крошечной (150 звезд) до огромной (1000 звезд), а форма галактики может быть эллиптической, спиральной, кольцеобразной, но некоторые параметры могут быть недоступными, если у вас не хватает звезд. Здесь можно выбрать количество ИИ-империй, а также то, какие из них получают фору на старте (чтобы все не брали новые технологические уровни одновременно). Это делает игру гораздо интереснее: если вас поместили под боком развитой империи, вы либо в большой опасности, либо в большом выигрыше, все зависит от вашего подхода и переговорной тактики.

Еще одна важная опция при создании новой игры – перелеты на сверхзвуковой скорости – существенно влияет на стиль игры. У вас есть три варианта: варп-перелеты, перелеты через червоточины и перелеты в гиперпространстве. Первый рекомендуется новичкам как самый незатейливый. Он медленнее других, но все, что вам нужно сделать, – кликнуть на нужный пункт назначения и переместиться к нему. Вариант с червоточиной более продвинутый и требует постройки специальных станций для быстрых перелетов между двумя точками. Гиперпространство быстрее, но заставит вас прыгать от звезды к звезде по линейным путям.

Понятно, что в игре, посвященной исследованиям и расширению территорий, способы путешествий имеют немалое значение. Каждый из них кардинально изменит стиль вашей игры на начальных этапах, но я все-таки советую новичкам использовать варп. С червоточинами вы можете потратить слишком много времени на то, чтобы понять, что к чему.

Занавес поднимается

Итак, собственно игра. На старте в вашем распоряжении родная планета, космопорт, научно-исследовательский корабль (который вы будете отсылать для исследования новых звездных систем и поиска нужных ресурсов) и строительный корабль (который будет строить станции на других планетах для добычи этих ресурсов). Они могут делать и многое другое, но если я начну вникать в подробности, этот обзор превратится в диссертацию.

Манящие пейзажи далекой планеты

Стартовая планета – это больше, чем просто стандартная база. Поверхность планеты выглядит как набор ячеек, к каждой из которых привязаны определенные ресурсы. Для их сбора юниты игрока должны занять ячейку. Со временем юниты растут, позволяя игроку занимать больше ячеек с ресурсами, но вместе с тем увеличивают объемы потребления пищевых продуктов. Здания можно строить и улучшать прямо на ячейках, чтобы увеличить добычу или изменить тип добываемого ресурса.

Ресурсов в империи много; три самых важных – Энергия, Минералы и Влияние. Почти все, что вы строите – корабли, станции, здания, – расходует Энергию в течении всего своего существования. Минералы напоминают деньги, их приходится тратить практически на все. Влияние – несколько более абстрактный ресурс, оно представляет собой политический вес. Этот ресурс очень медленно пополняется, так что любые действия, требующие расхода Влияния (например, политические указы), требуют основательного обдумывания.

Существует три категории исследований: Физика, Общество и Инженерия. Для каждой категории есть свой добываемый ресурс, который можно тратить на исследование новых технологий – оружие, здания, идеология. По завершении каждого исследования игроки получают три новых возможности, которые могут показаться несколько случайными. Вы не найдете здесь привычного «технологического дерева»; вместо этого игрокам предлагается выбирать самые подходящие из доступных вариантов.

Дипломатия вселенского масштаба

На ранних этапах игра не впечатлит масштабностью. На расширение понадобится время, и это поможет вам свыкнуться со многими игровыми особенностями. Главная цель – скопить ресурсов, исследовать соседние звездные системы и начать налаживать контакты с другими империями. По ходу игры возникает все больше моментов, требующих внимания. Где-то на полпути вы поймете, что отношения с другими империями – довольно важная составляющая игры, так как они создают базу для создания альянсов и федераций, задающих тон конечным этапам.

Когда дипломаты молчат, говорят пушки

Интерфейс переговоров значительно упрощен по сравнению с другими играми жанра, но почти все основные элементы присутствуют – обмен минералами, доступ к границам и договоренности в сфере исследований. Здесь просто понять, какие сделки увенчаются успехом, а какие нет, отсюда и присутствие показателя «Одобрение сделки», который должен быть выше единицы, чтобы сделка имела шанс на успех.

Завершающая стадия игры – сплошная политика. На этом этапе будет создаваться множество альянсов, начато множество войн. У империй появится множество маленьких (сравнительно) армий в различных уголках вместо одного мощного военного катка, потому что на этой стадии опасность вездесуща, как никогда до сих пор. Правильное управление ресурсами имеет решающее значение. Именно на этой стадии невероятно важно знать обо всех особенностях, помогающих вам выживать, – к примеру, расположенные на орбите войска будут «есть» гораздо меньше ресурсов, чем если бы вы их просто бросили бездельничать в космосе.

К счастью, игра всегда предоставит вам возможность сделать паузу и как следует все обдумать, как и наоборот – ускорить процесс. У вас не будет проблем с тем, чтобы нажать Alt+Tab и оставить игру в фоновом режиме, прислушиваясь к звукам уведомлений, а потом снова открыть игру, когда нужно. Просто имейте в виду, что будут моменты, требующие вашего полного внимания.

Приятная вишенка

Как будто всего вышесказанного недостаточно, в течение игры то и дело будут происходить события, которые сделают геймплей еще увлекательнее. Игроки будут натыкаться на артефакты на древних планетах, а иногда даже на зарождающиеся цивилизации. Stellaris предлагает такой простор для открытий, что, сколько раз вы бы ни играли, новые прохождения никогда не будут похожи на предыдущие.

Флот... услада глаз моих

Процесс построения империи приносит невероятное удовлетворение. Здесь бесконечное количество увлекательных мелочей, в особенности если добавить пару-тройку модов. Paradox известны своим благосклонным отношением к модам, и Stellaris – не исключение. Хотите увеличить галактику до 5000 звезд? Пожалуйста! Хотите создать собственную расу? Да ради бога!

Разработчики проделали прекрасную работу для того, чтобы сделать такую сложную игру доступной. Это позволяет получать немалое удовольствие от геймплея. Невероятно интересно не просто исследовать галактики, но и пользоваться возможностью выбирать из огромного количества вариантов.

Это игра для всех, кто обожает стратегии, и тех, кто всегда хотел попробовать себя в этом жанре. Stellaris позволяет вам почувствовать удовольствия от создания империи и следования по тому пути, который выбираете именно вы, даже если это оканчивается неудачей.

Stellaris легка для понимания и невероятно увлекательна – идеальная комбинация для игры в жанре, известном своей непробиваемой сложностью.

gamerulez.net

Рецензии: Stellaris — Игры Mail.Ru

Проработанная до мелочей стратегия про космическую экспансию, которая надоедает задолго до порабощения вселенной

Не секрет, что Paradox Interactive делает чуть ли не самые комплексные и глубокие стратегии во всей индустрии. Пусть игры студии и не так красивы, как Civilization или Total War, но зато они могут занять на сотни часов времени, создавая все новые интересные ситуации. Чего стоит хотя бы знаменитая Crusader Kings 2 — самый, наверное, реалистичный симулятор средневекового правителя, где важно не только воевать, но и принимать участие в запутанных политических интригах и религиозных конфликтах. Логично, что такой же глубины мы ждали и от новой игры Paradox — космической стратегии Stellaris.

И сперва кажется, что все так и есть. Stellaris выглядит амбициознее предшественниц: вместо единственной планеты Земля игра охватывает сразу целую галактику с тысячами звездных систем. Игрок управляет высокоразвитой цивилизацией, которая начинает с колонизации соседних планет и постепенно создает могущественную межзвездную империю. Здесь нужно исследовать космос, изучать технологии, развивать подконтрольные планеты и, разумеется, построить сильный флот, чтобы защищаться от других империй или нападать самому.

То, что игру делала Paradox, замечаешь уже на экране выбора фракции. Даже выбор между готовыми цивилизациями может затянуться на полчаса, которые игрок будет изучать плюсы и минусы каждого варианта. Но куда интереснее создать расу с нуля. Количество возможностей впечатляет: внешний вид, форма государственного правления и еще куча опций, определяющих мировоззрение будущих покорителей космоса. Пацифисты-ксенофилы, желающие объединить весь космос в одну дружную семью? Нет проблем. Разумные грибы-милитаристы, смысл существования которых заключается в войне? Запросто.

Первые часы после старта — пожалуй, самые сложные и интересные. Игрок начинает с домашнего мира, колонизирует ближайшие планеты, а после ударяется в микроменджмент — на каждой планете следует возводить постройки и следить, чтобы для их функционирования было достаточно населения. Научные корабли, тем временем, будут уходить все дальше от дома, исследуя космос. Планет, на которых может жить конкретно ваша раса, в Stellaris не так много, но проблема решена очень изящно — достаточно часто встречаются молодые и еще не вышедшие в космос цивилизации, которых можно или поработить, или включить в состав империи, подтянув до нужного уровня развития.

После того, как империя подрастает, Stellaris неожиданно преображается. Игрока чуть ли не насильно заставляют поделить свои владения на секторы, управляемые губернаторами. Менеджмент планет мигом отходит на второй план — возможности по управлению секторами элементарные, да и особых проблем они не доставляют, исправно принося ресурсы. Игроку же предлагают заняться более важными вопросами — какие изучать технологии, какие глобальные законы издавать, сколько ресурсов выделить на содержание космического флота, какие модификации установить на корабли. Хватает головной боли и при контакте с другими развитыми цивилизациями. Дипломатическая система Stellaris опирается на особенности рас — так, в союз с игроком вступят только те, кто обладает близкими взглядами и ценностями. Возможны и совсем экзотические варианты — например, «попасть под крыло» более развитой цивилизации, а затем, развившись с ее помощью, попытаться вновь обрести свободу.

Проблема, однако, в том, что именно на этом месте Stellaris быстро начинает надоедать. После того, как проходит изначальный «вау-эффект» от столкновения со всеми ее геймплейными фичами, приходишь к осознанию, что Stellaris во многом даже проще других игр от Paradox. К середине кампании сюрпризов все меньше и меньше, игровая механика никак не меняется, а происходящее становится все более монотонным. В игре нет политической и религиозной борьбы внутри фракции, тут нет торговли с другими цивилизациями или между своими колониями, да и некоторые вещи, казавшиеся поначалу крутыми, начинают портить игру.

Например, в Stellaris очень специфическая система развития. Вместо привычного древа технологий здесь три основных направления — в определенные момент в каждом из них игрок получает несколько карт, символизирующих разные технологии, из которых он должен выбрать лишь одну. Однако полезных технологий в наборе может быть две и больше, и далеко не факт, что технология, от которой игрок откажется, выпадет в следующем наборе. В итоге развитие расы выглядит хаотично — никогда нельзя быть уверенным, что через некоторое время ты изучишь все, что тебе нужно.

Не все идеально и с политической системой. В теории она выглядит великолепно, но на практике красота часто разбивается об искусственный интеллект, который, похоже, путается во всех расовых особенностях куда круче игрока. Компьютер в Stellaris слишком пассивен, а его действия временами не поддаются совершенно никакой логике — например, раса, которая выглядит идеальным союзником, может напрочь отказываться вступать с игроком в альянс. В итоге, несмотря на кучу потенциальных возможностей, реальный способ победить в Stellaris обычно один — война.

И тут игрок сталкивается с последним недостатком — полным отсутствием боевой системы. Достаточно просто выделить мышкой флот и отправить его на перехват вражеских сил. Про тактику можно сразу забыть: исход сражения определяется автоматически и зависит исключительно от численности флотов и продвинутости кораблей. Со стратегией все тоже плохо — компьютер слишком пассивен, поэтому в большинстве случаев легко получается собрать превосходящие силы и атаковать врага на своих правилах.

Создав для Stellaris невероятно сложную и при этом интересную механику, в Paradox не смогли сделать главное — научить игру играть в саму себя. Да, порой в Stellaris случаются интересные партии, когда выпавшие особенности рас и их положение в космосе создают запоминающиеся ситуации. Но чаще все выглядит иначе — настоящее удовольствие получаешь лишь в первые часы, а затем управление галактической империей превращается в рутину. Очень надеемся, что разработчики не забудут про потенциально отличную игру и выпустят к Stellaris дополнение, которое исправит самые серьезные просчеты.

games.mail.ru

древо технологий и пара советов по его развитию

В игре Stellaris древо технологий отсутствует как таковое. Нет тех привычных игроку ответвлений, дающих право выбора следующей ступени развития. Вероятность выпадения ячеек развития напрямую зависит от качеств учёного, занимающегося указанным направлением. Подробнее будет рассказано в статье.

О проекте

Игра Stellaris представляет собой космическую стратегию, где игроку предстоит захватывать миры, сражаться с противниками и развивать собственную империю. Как и полагается, картой служит произвольно сгенерированный участок космоса со своим многообразием планет, звёзд и туманностей.

Первая половина игры уходит на освоение глубин Вселенной и развитие собственной империи. А уже после, когда границы держав начинают пересекаться, возникает необходимость контактировать с другими фракциями. Интерес к игре поддерживается возможностью возникновения «кризисов» - восстания машин или вторжения врагов из другого измерения.

Старт

Прежде чем начать партию в игре Stellaris, требуется выбрать:

  • Видовую принадлежность: рептилоиды, членистоногие, млекопитающие, грибы, моллюскообразные, растения, птицы.
  • Этические установки (или этики) - набор качеств, характеризующих империю. Как правило, это диаметрально противоположные критерии: милитаризм - пацифизм, ксенофобия - ксенофилия, материализм - спиритуализм. Отдельным критерием, не имеющим связки, стоит коллективный разум. Выбранный параметр напрямую влияет на форму правления и отношение к другим цивилизациям.

  • Основополагающие признаки вида - на выбор доступны как бонусы (живучесть, выносливость), так и штрафы (внешнее уродство, слабость).
  • Один из трёх способов сверхзвукового перемещения: варп-прыжок, гиперлинии, червоточины.
  • Форма правления. Всего на выбор предлагается 15 штук. Каждая характеризуется своими бонусами и временем перевыборов лидера. Имеется возможность менять формы правления в течение игры.
  • Тип оружия, доступный на старте: лазер, ракеты, кинетическое оружие.
  • Условия проживания - на выбор девять типов среды обитания выбранного биологического вида, за который предстоит играть.

Игра Stellaris, древо технологий

На русском и других языках, представленных в игре, принцип выпадения технологий прост. Следует учитывать следующие параметры:

  • классификация выбранного исследовательского направления;
  • ранее изученные технологии;
  • принятая в империи идеологическая доктрина;
  • обнаруженный мусор, что предназначен для оранжевых карточек.

Например, если игроку хочется освоить технологические достижения синтетиков и воочию лицезреть Восстание Машин, то в Stellaris древо технологий (или подобие такового) должно выглядеть так:

  • Специалист по искусственному разуму занимается освоением физических исследований. Первым делом постигаются такие вещи, как логика самосознания, искусственный разум, управление искусственным интеллектом.
  • Далее в области социологии изучается колониальная централизация и галактическое администрирование.
  • Следом идёт инженерия. Здесь всё должно изучаться в строго определённом порядке: сначала активные экзоскелеты, затем рабочие роботы, после них идут дроиды, а в конце - синтетики.

По прошествии 50 лет будет спровоцировано появление органических киборгов, которые потребуют исключительных прав для себя как для ущемляемой социальной группы, что и приведёт к Восстанию Машин.

Выбор пути

Большую роль играет везение. Особенно в начале, когда игрок получает учёных. Фактически класс этого юнита определяет дальнейшее технологическое развитие. Допустим, если в самом начале стартовым оружием было выбрано ракетное, а достался учёный в области узконаправленных лучевых потоков, то врага бить придётся плазменными пушками, а не ракетами. А специалист, который строит в игре Stellaris корабли, должен быть перенаправлен с исследований в области физики в инженерию, где от него больше пользы будет. Нижеприведённые перечни способствуют лучшему пониманию способов ротации светил науки в империи.

Исследования в области социологии:

  • Колонизация, расчистка, терраформирования, а также централизованная власть.
  • Установление размеров собственного флота, исследование академии, а также усиление наземной армии.
  • Развитие влияния, система указов, имперская граница, деление на сектора, навыки лидеров, административное деление, федерация.
  • ПСИ-технологии: армия, искусственный интеллект, пси-двигатели.

Физика:

  • Энергооружие, реактор, гипердвигатель.
  • Физико-технологические лаборатории, система противовоздушной обороны, искусственный интеллект.
  • Дефлекторы, оборонительные щиты, освоение варп-двигателей, червоточины.
  • Энергетические сооружения.
  • Сенсорные системы.

Инженерия:

  • Космические порты, станции защиты, штурмовые отряды.
  • Кинетическое оружие, броня.
  • Инженерные лаборатории, минералы, робототехника.
  • Ракетное оружие, торпеды, двигатели.

Заключение

Как уже упоминалось выше, в Stellaris древо технологий в принципе присутствует, но не в очевидной форме, как в любой другой стратегии. Везение играет большую роль. Чтобы не терять время зря, лучше изучить пару гайдов для более продуктивного и целесообразного эксплуатирования деятелей науки и техники.

Биолога было бы разумно переучить на колонизатора, например. Таким образом, при правильном развитии дальнейших событий игрок сможет раньше других получить технологию продвинутых дефлекторов. Удачи в освоении новых миров!

fb.ru

война и мир — Игры Mail.Ru

Гайд по основным типам взаимоотношений с другими империями

Полезные гайды

В предыдущих гайдах по Stellaris мы освещали некоторые вводные моменты и основные типы кораблей, сейчас уделим немного внимания тому, без чего не обходится ни одна стратегия — взаимоотношениям с внутриигровыми правителями. Рассмотрим основные типы взаимодействия с другими империями, благо игра предоставляет широкие возможности и в этом аспекте.

Посольства

При каждой встрече с новыми империями их лидеры пополняют ваш список контактов. Изначальную симпатию или антипатию отражают зеленые и красные цифры отношения в списке контактов; зависят они от характеристик ваших народов и их идейной совместимости, но все же можно предпринять попытку подружиться с кем угодно. Самый легкий способ наладить отношения с новоиспеченными соседями — учредить посольство. Оно будет укреплять вашу дружбу на 1 единицу ежемесячно; максимум единиц взаимоотношения составляет 100. Количество посольств в игре ограничено тремя, но существуют и иные способы побрататься с другими империями (об этом ниже). Ротация в данном вопросе не возбраняется — если убрать посольство, то отношения не испортятся мгновенно, рейтинг будет падать медленно и безболезненно.

Торговые соглашения

Торговля — второй по популярности способ задобрить потенциальных союзников. Имейте в виду, что некоторые соглашения могут заключать между собой только империи, уже имеющие хорошие взаимоотношения. Успех сделки зависит от интереса к ней другой стороны — показатель имеет числовое значение (минимальный — минус 1000). По умолчанию длительность каждой сделки составляет 10 лет, но по желанию ее можно изменить.

Предметами торговых соглашений могут стать (поодиночке или в комбинациях):

- Минералы, энергокредиты и стратегические ресурсы (единовременно или в виде периодических отчислений).

- Исследования — при заключении этого типа соглашений каждая сторона получит 25% бонус к изучению технологий, уже освоенных другой стороной.

- Предоставление доступа к миграции на планеты своей империи.

- Доступ к границам — позволяет свободно перемещаться по территории союзника любым типам судов и дает возможность строить станции в пределах чужой империи.

- Поддержание независимости — помощь в войне против сюзерена.

- Пакт о ненападении.

- Гарантия независимости — поддержка в случае войны.

- Информация (имеются в виду звездные карты).

Не стоит усердствовать с дорогими подарками в виде, скажем, безвозмездных минералов, такими дешевыми трюками расположение не купить. Нужно постепенно и медленно выстраивать успешные отношения в зависимости от потребностей конкретных империй.

Альянсы и федерации

Как и многие другие стратегии, Stellaris дает возможность создавать альянсы с другими империями. Заключение альянса существенно улучшает отношения с союзниками, но при этом отнимает 2 единицы влияния ежемесячно (милитаристы вынуждены платить больше). Имейте в виду, что если вы, являясь участником подобной группы, захотите объявить кому-нибудь войну, ваше решение должны одобрить и остальные. Если целью начала военных действий станет банальная выгода, то одобрения, скорее всего, ждать не стоит — должны быть учтены интересы всех союзников. Альянс можно в любой момент покинуть мирным путем.Альянс из четырех и более участником вправе объявить себя федерацией. Федерация управляется президентом, который может единолично принимать решения (в отличие от ситуации с альянсами), но не рассчитывайте на долгое правление — эту должность занимают все главы союзных империй по очереди. Членство в подобном союзе вряд ли придется по душе убежденным захватчикам и монополистам, но все же это неплохой вариант при наличии превосходящих по силе агрессивных соседей. У федераций есть еще один существенный плюс — собственный флот в дополнение к личным кораблям империй. Созданием общего флота занимается президент, который имеет право использовать лучшие технологии союзников.

Вассалы

В отличие от предыдущих типов отношений с другими империями, вассалы не имеют права голоса вообще — они обязаны безропотно поддерживать сюзерена в любых войнах и не имеют права голоса в вопросах внешней политики. Мирным путем выйти из-под такого покровительства не удастся. Для того, чтобы сбросить власть сюзерена, у населения империи-вассала должен быть высоким показатель «желание свободы». Если империя с достаточно мощным флотом предложит подчиненной кем-нибудь империи «поддержание независимости» (которое здесь реализовано как один из видов торговых соглашений), желание свободы автоматически возрастет. Лучшее время для организации восстаний — моменты, когда сюзерен ослаблен войнами, другими восстаниями или кризисами.

Объявление соперничества

Этот вид взаимодействия является одним из способов получить очки влияния. Чем мощнее соперник, тем сильнее зауважают вас ваши подданные и тем больше будет ежемесячный бонус к влиянию. Также прирост очков зависит от типа империи — пацифистам достанется меньше, чем милитаристам. Отношения с конкурентом одномоментно ухудшаются на 100 единиц, но при этом на 25 единиц улучшаются с империями, у которых нашелся общий с вами мальчик для битья. Количество соперников ограничено тремя, а минимальный срок таких отношений — 10 лет, по истечении которых может быть вновь объявлен мир.

Объявление войны

Для объявления войны не нужны причины, но обязательны цели. Вы можете выбрать их из общего списка целей после того, как нажмете кнопку «объявить войну»; у каждой цели есть определенная стоимость, а общая сумма очков не может превышать 100 (если, к примеру, вы пытаетесь отвоевать собственную планету, это будет стоить вам меньше обычного).

В зависимости от вашей военной мощи и выбранных целей ваш оппонент может сразу сдаться, попробовать договориться или принять вызов. В последнем случае при накоплении достаточного военного счета (который может колебаться от -100 до 100) вы можете попытаться объявить мирные переговоры и потребовать выполнения целей. Военный счет может пополняться несколькими способами:

- Сражения.

- Оккупация. Если вы хотите потребовать планету во время мирных переговоров, необходимо вначале ее оккупировать, высадив десант, что принесет вам дополнительные очки. Внимание! Не все оккупированные планеты станут вашими, а только те, которые вы выторгуете на переговорах после окончания войны. Также захваченные планеты перестают приносить своей империи ресурсы — таким образом, оккупация еще и помогает ослабить соперника.

- Блокада. В отличие от оккупации, блокада ограничивается лишением империи производимых на планете ресурсов.

- Цели. Некоторые из них способны давать бонусы к военному счету (к примеру, оккупация планеты из вашего списка целей ежемесячно увеличивает его на единицу).

Будьте внимательны и выбирайте соперников и цели разумно. Если бросить вызов членам мощной федерации, то маловероятно, что вы накопите очки военного счета, необходимые для доминирования. Если же потребовать, к примеру, права на планету, к которой вы пока не можете выслать флот для защиты, она недолго будет оставаться вашей и вскоре уплывет обратно в хозяйские руки. Со своим стилем игры лучше определиться в самом начале при выборе собственной империи — некоторые народы обожают войны, а некоторые будут относиться к ним негативно.

games.mail.ru

Обзор игры Stellaris / Блог обзорщиков

Обзор выполнен в видеоформате, но специально для любителей почитать подготовлена и его текстовая версия. Хотя видео все равно лучше ;) Stellaris — проект во многом знаковый. Это и новая игра именитых разработчиков, не содержащая ни единой римской цифры в названии, и смелая попытка сделать массовой глобальную стратегию без имени Сида Мейера в заголовке, и одна из первых ласточек широкого возрождения жанра научной фантастики в играх и кино. Поэтому и отношение к нему — особое.

Глобальные стратегии шведской компании Paradox всегда были, скажем так, играми не для всех. Небывало высокий порог вхождения в проекты скандинавов за многие годы пропитался кровью тысяч неофитов, разбивших лбы в тщетных попытках его преодолеть. И, будем честны, на то имеются свои причины.

Вот решили вы однажды отдать должное жанру глобальных стратегий, прикупили по этому случаю знаменитую Europa Universalis и вздумали сыграть в альтернативную историю, прорубив былинное окошко сами-знаете-куда на двести лет раньше Петра Великого. Воодушевленные благородным стремлением, запускаете игру, смотрите на экран и… теряетесь. На вашу голову сыпятся десятки таблиц, карта изрезана кучей непонятных линий, всё раскрашено в какие-то пестрые цвета, а неизвестные люди настойчиво требуют странного. И когда вам начинает казаться, что вы разбираете хоть что-то в беспрерывном потоке информации, к Москве подходит крымский хан и навсегда отбивает желание вновь запускать еще раз хоть что-то, порожденное сумрачным скандинавским гением.

Но в этот раз в Paradox решили отойти от привычных лекал и мало того что перенесли действие игры из прошлого в будущее, так еще и постарались сделать ее интуитивно понятной и более доступной простым игрокам, сохранив при этом все то, за что их любят и ценят ветераны жанра. Удалось ли им воплотить задуманное? Об этом – ниже.

***

Игра начинает с того, что предлагает вам выбрать одну из имеющихся фракций, или, что несомненно интереснее, создать собственную. Настроить можно не только внешний вид нации, но и стилистику ее городов, дизайн кораблей, предпочитаемый вид вооружения, способ межзвездных перелетов, и, конечно же, сочетание перков, непосредственно влияющих на весь ход игры. Выбор между милитари-, паци, материал- и прочими «истами» предопределит не только числовые бонусы вроде отношения к вам соседей или уровня довольства населения, но и откроет доступ к уникальным строениям и технологиям, которые могут существенно повлиять на стратегию развития цивилизации, а также позволит выбрать одну из форм государственного правления, определяющую внутреннюю политику будущей империи.

Но вот фракция создана, мы жмем кнопку «готово», и перед нами открывается… космос. Stellaris красив, и не стесняется демонстрировать это с самого начала. Корабли прорезают сверкающими силуэтами бездны черной пустоты, звезды сияют огромными полыхающими сферами, а обитаемые планеты подсвечиваются огоньками городов с сокрытой от солнца ночной стороны. Первые минуты вы просто скачете от одного объекта к другому, жадно пожирая глазами открывшуюся картину.

Временами игра выдает живописнейшие картины

И, как это ни странно, всё в самом деле кажется интуитивно понятным: исследовательские корабли летают по планетам, инженерные станции строят орбитальные конструкции, обитаемые миры обрастают жителями и инфраструктурой, а услужливый робот-помощник ненавязчиво проводит курс обучения.

Вы достаточно быстро освоите основы игрового процесса.

Как и везде, в Stellaris всё решают кадры. Научное развитие замедляется без привлечения талантливых ученых, колонии чахнут без внимания исполнительных управленцев, а флот резко теряет в боеспособности, если на рубке многопалубного флагмана не стоит бравый адмирал в начищенном мундире с механическим попугаем на плече. Поэтому империя не остается безликой – всегда есть целая команда персонажей, вытягивающих ее вперед, в светлое будущее. И хороший игрок всегда будет холить и лелеять своих ветеранов, назначая их на посты в зависимости от имеющихся способностей и не отправляя опытных исследователей и вояк на самоубийственные миссии.

Самое начало партии — весь космос лежит перед нами, а в голове играют мотивы «Космической одиссеи» Кубрика

Настоящие флотофилы и технофашисты по достоинству оценят военную составляющую игры – корабли здесь делятся на классы, определяющие их размеры, и доступные ячейки на усмотрение игрока заполняются разработанными учеными образцами: вооружением, энергоблоками, защитными модулями, — поместить туда можно хоть эскадрилью бомбардировщиков, только бы позволяли габариты!

Каждый тип кораблей имеет свою боевую функцию, и, пускай поначалу это не вполне очевидно, даже в эпоху исполинских линкоров флот будет неполноценен без мелькающих тут и там крошечных корветов. Хотя в сражении вам и не дают напрямую командовать каждым кораблем, очень важно следить за ходом идущей баталии. Только на практике можно понять, как будет действовать флот при столкновении с врагом, какие модули полезны, а какие без дела простаивают большую часть боя. И очень, очень многое зависит от особенностей конкретного неприятеля – так, если противник предпочитает воевать массой малых кораблей ближнего действия, вам очень пригодится пара авианосцев со звеньями истребителей на борту, а если его суда обвешаны броней от форштевня до кормы, то хорошей идеей будет сменить бортовую артиллерию на плазменные пушки.

Частые визиты в конструктор кораблей — не роскошь, а суровая необходимость

Исправно работает и система дипломатии. Завидев пролетающие мимо конструкции самых невероятных форм и пропорций, вы даете отмашку научно-исследовательскому отделу, и тот в кратчайшие сроки расшифровывает их сигналы и выходит на связь с новой звездной цивилизацией. На галактической карте тут же появляется цветное пятно, обозначающее границы ваших новых соседей, и к числу государственных забот добавляется политика.

Инопланетяне любят, когда с ними ведут торговлю и заключают взаимовыгодные договоры, нервничают и злятся, когда пересекаются глобальные интересы или кто-то начинает вести себя чересчур агрессивно. И, если игрок не конченный ксенофоб-изоляционист, на его планетах рано или поздно появятся переселенцы с соседних звездных систем, готовые пополнить ряды его подданных и приступить к работе на благо новой мультикультурной родины. Принцип, впрочем, работает и в обратном направлении: если искреннюю улыбку в империи может вызвать разве что курс галактического рубля, уезжать за рубеж начнут уже собственные граждане, хаотично расселяясь по широким просторам галактики.

Пришельцев в игре много. Но появления знойных синекожих инопланетянок ожидать не стоит.

Искусственный интеллект в игре, как и всегда у «Парадоксов», вызывает минимум нареканий. Он вполне адекватен в дипломатических игрищах, неплох на стратегическом уровне и всегда готов оказать посильную помощь союзнику в ведении военных действий. Поэтому управляемые компьютером империи – это не безликие «боты», смысл существования которых заключается лишь в том, чтобы однажды быть завоеванными игроком, а полноценные галактические партнеры, с которыми следует обходиться осторожно и предусмотрительно. Потому что, как бы круты вы ни были, всегда следует помнить, что не было еще такого батьки, которого нельзя было бы забить гуртом.

Но как только вы начинаете считать, что в чем-то разобрались, игра тут же коварно подставляет подножку.

При всем многообразии научных исследований она скрывает от игрока технологическое древо, и руководствоваться приходится разве что общей эрудицией и здравым смыслом. Более того, предлагаемые к изучению доступные технологии каждый раз выдаются случайным образом, и если ранее вы мучились выбором между нейтронными торпедами и варп-двигателем, то в следующем наборе тот же самый ученый может предложить вам для исследования три разноцветных лазера, которые годятся разве что зергам брюшко щекотать.

Боевая мощь каждого судна измеряется в неких абсолютных единицах, в теории дающих определенное представление о силе соединения. Но на практике эти числа едва ли не бесполезны, а что по-настоящему важно, так это соотношение вашего вооружения с вооружением противника, и, например, устрашающий авианосный корпус может быть с легкостью разбит вдвое уступающей ему по мощи группе мелких эсминцев.

Усугубляет ситуацию и то, что флотом во время сражения мы не командуем и не можем даже назначить ему определенную формацию: небольшие и быстрые корабли всегда летят вперед и мрут как мухи под беспорядочным огнем неприятеля, а тяжелые и мощные линкоры остаются позади, лениво постреливая по врагу из дальнобойных орудий, если таковые вообще были на них установлены. Временами корабли теряются и бездельно простаивают на месте, формально участвуя в бою, в то время как на деле это лишь один вырвавшийся из рядов крейсер меланхолично постреливает по отдаленной орбитальной станции из единственной имеющейся дальнобойной пушки.

Линкоры внушительны и опасны. Если успевают к бою, конечно.

Периодически удивляют дипломатические маневры. Причем удивляют не столько своевременностью и адекватностью, сколько полной непредсказуемостью последствий. Приходят к вам этакие милые космические лисички и предлагают заключить миграционный пакт. Хорошо, почему бы и нет – лисичкам как-то даже неудобно отказывать. А потом половина ваших граждан пакует чемоданы и улетает на тарахтящем красном звездолете в неизведанные дали, оставляя заводы и электростанции покрываться космической пылью и порастать галактическим бурьяном. А может быть и наоборот – все свободное пространство ваших миров забивается своевольными и невежественными гастарбайтерами, которые тут же начинают чувствовать себя как дома и изо всех сил раскачивают и без того еле держащуюся на плаву лодку.

Или предложат симпатичные синие моллюски заключить долговременный союз – и вы, в общем-то, не против, отношения с ними отличные и это в самом деле может стать началом прекрасной дружбы, — но нигде не сказано, на каких условиях этот союз будет заключен и к каким последствиям приведет. Поэтому, если вы вдруг решите предложение принять, то можете изрядно удивиться, когда показатель влияния резко уйдет в минус, грозя надолго заморозить всякую политическую активность с вашей стороны.

Информации не хватает критически, и игрок временами ощущает себя голозадым индейцем, которому большой белый человек сверкая зубами протягивает блестящие бусы.

Всегда можно посмотреть, как соседи относятся к вам – но неясно, что они думают друг о друге. Где-то что-то построилось – и вы можете щелкнуть по извещению, переместившись в нужную систему – но вменяемого лога произошедшего отыскать не удастся. И всю первую половину игры совершенно не понятно, являетесь ли вы светочем науки и прогресса, или… или по чем, говорите, эти чудесные бусы?

Второй заметный изъян игры – это динамика. Вернее, ее бросающаяся в глаза неравномерность. Качественное развитие болезненно резко сменяется количественным и наоборот. Так, поначалу вы увлеченно исследуете ближний предел, основываете первые колонии и знакомитесь с загадочными пришельцами. Потом монотонно осваиваете все, до чего только можете дотянуться. Исчерпав свободное пространство, углубляетесь в политику и глобальные конфликты – которые сменяются блоковым паритетом и угасанием мотивации делать хоть что-нибудь. Строительство флота на поздних этапах игры занимает долгие годы, и вы, распланировав военную компанию, отдает приказ судостроительным верфям и ждете, ждете, ждете, — пока вокруг не происходит, по большому счету, ничего.

Если вы смогли вырвать из рук древней цивилизации технологичный мир-кольцо, то угрожать вам, по большому счету, уже просто некому

Смысл финальной стадии игры сокрыт в непроглядном тумане: когда все технологии изучены, казна переполнена и ваш фаворит в пятый раз подряд избран президентом пожизненно, делать становится банально нечего. В условиях победы значится заселение 40% обитаемых миров или уничтожение всех оставшихся империй, но это явно не та игра, где хочется заниматься тривиальной зачисткой местности – особенно если на всем ее протяжении вы увлеченно выстраивали дружное и крепкое галактическое сообщество, в котором сами играете ведущую роль. Удручает и то обстоятельство, что даже если вы объединитесь с партнерами по альянсу в федерацию (да, есть здесь и такая возможность), это не исключит их из числа фигур, которые по условиям должны быть сброшены с игровой доски. Дипломатической, культурной или научной победы в игре, к сожалению, (пока?) не предусмотрено.

Но все перечисленное с лихвой компенсируется занимательными игровыми возможности и чередой крупных и мелких событий.

Например, временами можно встретить народы, еще не вошедшие в космическую эру, построить на орбите их родного мира исследовательскую станцию и увлечься прогрессорством, знакомя неразумных туземцев с прелестями индустриализации, научного подхода и йоги по утрам… Или, польстившись на ресурсы новооткрытой планеты, устроить геноцид пребывающего в средневековье населения и направить туда своих колонистов… Или начать внедрять в их ряды агентов влияния, подчиняя примитивов собственной воле… И на каждый путь предусмотрена череда случайных и не очень событий, вносящих в процесс элемент разнообразия и толику здорового юмора.

Существуют и масштабные галактические сюжеты, вроде массового восстания роботов или вторжения всеуничтожающей армады из открытого космоса, противостоять которой в одиночку не в силах ни одна из существующих цивилизаций, и открытия остатков древних империй, обитатели которых до сих пор во всем превосходят копошащихся в округе новичков и по малейшему поводу готовы жестоко карать возомнивших о себе невесть что невежд…

Вторжение Роя может стереть с карты несколько империй разом, если народы вовремя не объединятся для общей борьбы

Прекрасно передана разница культур отличающихся друг от друга видов. Пролетающая мимо комета вызовет здоровый интерес у материалистов, но может вогнать в священный трепет суеверных теократов. Коллективистские соседи с радостью продадут отечественный паспорт и один за другим начнут просачиваться через границу, если ваши капиталистические доктрины позволяют возводить супермаркеты и торговать модными джинсами houte couture. А проиграв войну, не стоит удивляться, когда на подписании акта капитуляции вашему лидеру церемониально отрубят голову, после чего тот, конечно, сразу же помрет от несмываемого позора.

И таких деталей – множество. Они наполняют красками игровую вселенную и создают непередаваемое ощущение исследования, когда за каждым углом таится новое приключение, а череда событий, отделяющих начало игры от ее конца складывается в увлекательную, остающуюся в памяти историю.

Поэтому, несмотря на имеющиеся недостатки, на встречающиеся время от времени как мелкие, так и критичные «баги», Stellaris «Парадоксам» определенно удался. Уверенно шагнув навстречу широкой публике, они не обделили и опытных стратегов, предложив им много нового и увлекательного.

А изъяны… что ж, шведы традиционно поддерживают свои проекты на протяжении лет после релиза, в корне меняя патчами и дополнениями игровую механику, и разработчики уже официально подтвердили, что Stellaris не станет исключением.

Ну а меня зовут срочные дела – похоже, агент внедрения закрутил роман с дикой туземкой и поставил под угрозу срыва всю тщательно подготовленную кампанию ассимиляции. И я его понимаю – как можно устоять перед этим чарующим десятком блестящих фасеточных глаз?

P.S. Вопреки устоявшейся традиции, в игре с самого начала присутствует русский язык, и один из серьезнейших барьеров, отделявших последние игры компании от отечественного игрока, наконец-то рухнул. Дерзайте!

stopgame.ru