10 глупостей о средневековой жизни из книг в жанре «фэнтези». Фэнтези средневековье


Фэнтези-средневековье | RPG | FANDOM powered by Wikia

Фэнтези-средневековье — жанровая разновидность исторического фэнтези, в котором историческим сеттингом является средневековая Европа: рыцари, короли, религиозные войны, вот это всё, плюс драконы, великаны, артефакты и живые боги.

Типичным представителем фэнтези-средневековья является Средиземье, мир «Властелина колец», заполненный отсылками к легендам артуровского цикла и европейскому фольклору, в котором главные персонажи встречают эльфов, гномов, драконов, умертвий, наследников полуразрушенных королевств, волшебников и разнообразные магические предметы от кольца всевластия до светящихся вблизи орков мечей. При этом сходство с европейской конкретикой у Средиземья очень поверхностное, там нет прямых аналогов земных государств, главный герой никак не похож на типичного протагониста героического фэнтези, он поддаётся искушению главного злодея и почти проваливает главный квест, волшебников на весь мир меньше десятка, активных из них три, и т. д. У последователей Толкина параллели были куда более прямые, магии было куда больше, а в настольных сеттингах авторы книг часто прямым текстом заявляют, что такая-то страна — это их аналог Японии, а такая-то — Германии.

Фентези-средневековье — обычный вариант основы сеттинга типичного фентези. Стоит заметить, что шаблон фентези-средневековья устойчиво отличается от средневековой Европы даже в «технических» чертах. В числе отличий:

  • Застывший технический прогресс — военное дело, принципы изготовления доспехов и оружия, не говоря уже про способы обработки земли и прочего не меняются веками. Из-за этого в мире часты древние государства и волшебные предметы, которые даже без волшебной составляющей сохраняют свою функциональность (например, мечи основателей династий, которые остаются неотличимыми от современных на протяжении поколений, а не превращаются в церемониальные принадлежности).
  • Всеобщий язык и значительная культурная однородность или стабильность нескольких культур.
  • Анахронизмы, вызванные типовыми образами. Например, рыцари фентези-средневековья обычно поголовно носят полный латный доспех, но при этом в мире нет огнестрельного оружия и пушек, которые в реальности активно распространялись как раз к тому моменту, когда рыцарство переходило к латам. Точно так же ремесленники в городах объединяются в гильдии и активно ведётся торговля между разными частями света, но при этом не развито банковское дело.
  • Отсутствие монотеистической религии и аналогов христианской церкви как надгосударственной организации — обычно в фентези-средневековье действует пантеон олимпийского типа, причём священники-чудотворцы чаще посвящают себя одному конкретному божеству. Пантеон при этом объединён достаточно формально и соперничество внутри него — дело обычное; активно также действуют тёмные, злые божества, не включающиеся в официальный пантеон.

Примеры фэнтези-средневековых сеттингов Править

ru.rpg.wikia.com

10 глупостей о средневековой жизни из книг в жанре «фэнтези» • Фактрум

Средневековье охватывает огромный промежуток времени — от 5-го века до н. э. до 15-го века н. э., и включает в себя большое количество европейских стран. Но вы легко заметите, что многие разоблачения здесь касаются именно Англии 14-го века, а всё благодаря работе Яна Мортимера The Time Traveler’s Guide to Medieval England («Путешествие во времени по средневековой Англии»).

Ян Мортимер

Должны ли романы-фэнтези быть исторически точными? Конечно, нет. Часть процесса создания миров — это изобретение новых идей, или сочетание элементов различных культур и периодов времени, или даже использование исторических мифов и заблуждений. Но если Вы читаете много книг или смотрите много фильмов с псевдосредневековыми установками, у вас может сложиться ошибочное впечатление, что вы действительно знаете, на что была похожа жизнь в Средневековье.

Фактрум рассматривает основные заблуждения и разоблачает их.

1. Крестьяне были единым классом людей, которые были более или менее равны между собой

Легко подумать, что люди в эпоху Средневековья были просто разделены на очень широкие классы: члены королевской семьи, дворяне, рыцари, духовенство и крестьяне в самом низу. Но только то, что перед вашим именем не было слова «король», «лорд», «сэр», «отец» или «брат» (или их женских аналогов) не значило, что вы не были обеспокоены собственным социальным положением. Существует обширный класс людей, которых сегодня мы могли бы просто назвать «крестьяне», но на самом деле и внутри этого классе была сложная иерархия.

Мортимер отмечает, что, например, в Англии в 14-м веке вилланы, феодальные крестьяне, прикреплялись к земле конкретного лорда. Вилланы не считались свободными людьми и могли быть проданы вместе с землей лорда. А свободные люди были из разных социальных и экономических классов. Землевладелец, например, мог стать достаточно успешным для того, чтобы арендовать поместье лорда и, по существу, самому выступать в роли лорда. В деревне несколько семей могли держать в своих руках власть, заменяя собой большинство местных чиновников. Мы склонны называть всех этих людей «крестьянами», но они сильно отличались между собой по тому месту, которое занимали в иерархической структуре в пределах своего класса.

2. Постоялые дворы были трактирами с большими общими залами внизу и комнатами на этажах

Есть несколько стандартных картинок, которые прочно укоренились в псевдосредневековом фэнтези, и одна из них — таверны. Вы и ваш спутник наслаждаетесь несколькими кружками эля в главном зале, слушаете все местные сплетни, а затем поднимаетесь в арендованную комнату, где спите (один или с любовницей) на жестком матрасе.

Пиво и сидр часто готовили и дома; муж мог потребовать, чтобы его жена научилась пивоварению

Это изображение не полностью вымысел, но правда немного сложнее, не говоря уже о том, что интереснее. Если бы вы объединили городскую гостиницу средневековой Англии с пивной, то, вероятно, получили бы что-то напоминающее тот фэнтезийный постоялый двор. Были гостиницы, где можно было арендовать кровать (или, скорее, место в постели), и у них действительно были залы, для того чтобы поесть и выпить. Но они не были трактирами; владельцам гостиницы обычно разрешали подавать еду и напитки только своим постояльцам. Мортимер отмечает, что вы, вероятно, нашли бы небольшой номер с несколькими кроватями, на которых могли разместиться до трех человек. Только в самых престижных гостиницах можно было найти комнаты с одной или двумя кроватями.

В городах были и специальные учреждения для выпивки: таверны для вина и пивные для эля. Пивные были более шумными заведениями. Но пиво и сидр часто готовили и дома; муж мог потребовать, чтобы его жена научилась пивоварению. В книге «Жизнь в средневековой деревне» отмечается, что английская деревенская таверна часто была и чьим-то домом. Как только ваш сосед открывал новую партию эля, вы могли пойти в его дом, заплатить несколько пенсов и сидеть выпивать со своими односельчанами.

Были и другие варианты для размещения. Путешественники могли рассчитывать на гостеприимство людей равного им или низшего социального класса, пользуясь их едой и кроватями в обмен на дорожные байки и чаевые. Или можно было отправиться в больницу, которая была не только местом лечения, но и гостеприимства.

3. Вы никогда не увидели бы женщину-оружейника или купца

Конечно, некоторые фэнтезийные истории будут ставить женщин в равное (или относительно равное) положение с мужчинами, наделяя их теми же самыми профессиями и ремеслами, что и мужчин. Но во многих вымышленных историях женщина, которая делает броню или продает товары, показалась бы неуместной, хотя это неправильно отражает средневековую действительность. В Англии вдова могла продолжать торговое дело своего умершего мужа. И Мортимер говорит, что среди портных, оружейников и купцов часто можно было встретить вдов. Некоторые женщины-купцы были на самом деле довольно успешны, вели международную торговлю и имели впечатляющий капитал.

Женщины занимались даже преступной деятельностью, в том числе разбоем. Многие банды в средневековой Англии состояли из семей, включая жен с мужьями и сестер с братьями.

4. У людей были ужасные манеры поведения за столом, кости и объедки они бросали на пол

Извините, даже в Средние века члены светского общества, от королей до вилланов, следовали определенному этикету, и этот этикет включал в себя также и правила поведения за столом. Фактически, в зависимости от того, когда, где и с кем ели, приходилось соблюдать очень строгие правила. Например, если лорд передавал кому-то свою чашу за обеденным столом, это было знаком его расположения. Следовало принять чашу, немного отпить и вернуть обратно.

5. Люди не доверяли никаким формам магии и часто сжигали ведьм

В некоторых фэнтезийных историях магия легко воспринимается всеми как часть повседневной жизни. В других к волшебству относятся в лучшем случае с подозрением, а в худшем — как к богохульству. Может быть, вы даже слышали библейское указание: «Ворожей не оставляй в живых».

В 11-м веке колдовство рассматривалось как светское преступление, но церковь делала ведьме несколько внушений, прежде чем отправить на костёр

Но не всегда магия в Средневековье рассматривалась как ересь. В своем эссе «Ведьмы и мифы средневекового „Времени горения“» Анита Обермайер говорит, что в течение 10-го века католическая церковь не была заинтересована в наказании ведьм за ересь; она больше была заинтересована в искоренении еретического суеверия о «ночных летающих существах».

И в 14-м веке в Англии вы могли обратиться к магу или ведьме для решения некоторых незначительных «магических» задач, например для поиска потерявшейся вещи. В Средневековой Англии к магии без каких-либо еретических компонентов относились терпимо. Но в конце 15-го века по Европе распространилась испанская инквизиция, и на ведьм действительно началась охота.

Сожжение ведьм не были чем-то неслыханным в Средние века, но оно не было широко распространено. Обермайер объясняет, что в 11-м веке колдовство рассматривалось как светское преступление, но церковь делала ведьме несколько внушений, прежде чем отправить на костёр. Первое сожжение по обвинению в ереси состоялось в 1022 году в Орлеане, второе — в 1028 году в Монфорте. В 11–12 веках это были единичные случаи, но в 13-м веке сожжение на костре становится более распространенным наказанием для людей, повторно впавших в ересь. Тем не менее наказание зависело от того, где происходило действие. В 14-м веке вас не сожгли бы как ведьму в Англии, но с большой вероятностью сделали бы это в Ирландии.

6. Мужская одежда была всегда практичной и функциональной

Да, средневековые люди разных классов интересовались модой. И иногда мода, особенно мужская, получалась довольно абсурдной. Вначале одежда была более функциональной, но в течение 14-го века мужская мода в Англии была довольно экспериментальной. Корсеты и подвязки были характерны для мужчин, и мода все более и более поощряла мужчин показывать форму бедер и ног. Некоторые мужчины-аристократы носили одежду с рукавами такой длины, что рисковали споткнуться о манжеты. Стало модным носить обувь с чрезвычайно длинными носками — у одной такой пары обуви, привезенной из Богемии, длина носков составляла около 50 сантиметров, и их нужно было привязывать к подвязкам мужчины. Была даже причуда носить мантию так, чтобы голова проходила через отверстие рукава, а рукава в этом случае представляли собой объемный воротник.

Важно также отметить, что модные течения просачивались от королевской семьи к аристократии, а от нее вниз в простой народ. Через определенное время после появления модного веяния среди дворянства менее дорогая версия появлялась среди низших слоев населения. Фактически регулирующие расходы законы были приняты в Лондоне для того, чтобы не позволять людям одеваться лучше и дороже, чем предполагает их положение. Например, проститутке в 1330-х в Лондоне не разрешалось обшивать капюшон чем-либо кроме овчины или меха кролика, иначе одежду могли отобрать.

7. Слуги всегда были людьми низкого происхождения

На самом деле, будь вы высокопоставленной личностью, у вас, вероятнее всего, были бы высокопоставленные слуги. Лорд мог послать своего сына служить в поместье другого лорда, например к брату жены. Сын не получал бы никакого дохода, но по-прежнему считался бы сыном лорда. Эконом лорда мог и сам быть лордом. Статус в обществе основывался не просто на том, были ли вы слугой, но и на вашем семейном положении, а также на том, кому вы служили и что входило в ваши обязанности.

Труднее всего осознать, что в период позднего Средневековья в английских семьях в подавляющем большинстве слугами были мужчины. Мортимер описывает хозяйство графа Девона, в котором было 135 слуг, но только три из них были женщинами. За исключением прачки (которая не жила в семье), штатными слугами были мужчины, даже в домах, возглавляемых женщинами.

8. Медицина была основана на чистом суеверии

В романах-фэнтези исцеление часто происходит по волшебству. У вас должен быть свой священнослужитель, который получает дар исцеления от богов, а в противном случае рядом должен быть кто-то, кто может перевязать рану или сделать примочку.

Обертывание больных оспой в ярко-красную ткань, лечение подагры безвременником, использование масла ромашки для лечения боли в ухе — все это на самом деле эффективные способы лечения

Да, средневековая медицина была основана по большей части на том, что мы сегодня называем мистической чепухой. При постановке диагноза использовали астрологию и гуморальную теорию. Кровопускание было самым признанным методом лечения, а многие целебные средства были не только бесполезны, но и очень опасны. И хотя в то время уже были медицинские колледжи, мало кто из врачей мог в них учиться.

И все же некоторые аспекты средневековой медицины были логичны даже по современным стандартам. Обертывание больных оспой в ярко-красную ткань, лечение подагры безвременником, использование масла ромашки для лечения боли в ухе — все это на самом деле эффективные способы лечения. И хотя слово «брадобрей» (парикмахер-хирург) приводит многих из нас в ужас, некоторые из них были на самом деле довольно талантливы. Джон из Ардена использовал в своей практике анестезирующие средства, а многие хирурги были специалистами в снятии катаракты, лечении нарывов и в правлении костей.

9. Самая мощная группа войск состояла из покрытых бронёй рыцарей на конях

Джеймс Г. Паттерсон в эссе «Миф о конных рыцарях» объясняет, что, хотя образ сидящего верхом рыцаря и был популярен в Средние века, он не соответствовал реальностям войны. Панцирная конница, объясняет он, может быть невероятно полезной, даже разрушительной против новобранцев, но гораздо менее действенной против обученной вражеской пехоты. А вот наземные войска, включая рыцарей, идущих пешком, которые часто исполняли роли командиров, были неоценимы в сражении. Даже во времена крестовых походов, когда образ конного рыцаря казался символом боевой славы, основным способом ведения войны была осада.

В 14-м веке у англичан наиболее действенным методом ведения войны становится стрельба из лука. Так, Эдуард III в. 1331-м и отчасти в 1363 годах запретил футбол, потому что люди проводили слишком много времени за игрой и недостаточно — за тренировкой по стрельбе из лука. Особенно успешно английские лучники действовали против французской кавалерии.

10. Только мужское сексуальное удовольствие было важно

По общему убеждению, распространенному во время Средневековья, женщины были более похотливыми, чем мужчины. Точнее, намного похотливее. Насилие в средневековой Англии 14-го века было преступлением, но не между супругами. Жена по закону не имела права отказать своему мужу, но и муж не мог отказать своей жене. Существовало мнение, что женщины всегда хотели секса, и отсутствие регулярных отношений плохо сказывалось на их здоровье. Женский оргазм был также важен; другое общее убеждение состояло в том, что женщина не может забеременеть без оргазма. К сожалению, это привело к тому, что насильника невозможно было привлечь к ответственности, если жертва забеременела.

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru

Фэнтези-средневековье — Ролевая энциклопедия

Фэнтези-средневековье — жанровая разновидность исторического фэнтези, в котором историческим сеттингом является средневековая Европа: рыцари, короли, религиозные войны, вот это всё, плюс драконы, великаны, артефакты и живые боги.

Типичным представителем фэнтези-средневековья является Средиземье, мир «Властелина колец», заполненный отсылками к легендам артуровского цикла и европейскому фольклору, в котором главные персонажи встречают эльфов, гномов, драконов, умертвий, наследников полуразрушенных королевств, волшебников и разнообразные магические предметы от кольца всевластия до светящихся вблизи орков мечей. При этом сходство с европейской конкретикой у Средиземья очень поверхностное, там нет прямых аналогов земных государств, главный герой никак не похож на типичного протагониста героического фэнтези, он поддаётся искушению главного злодея и почти проваливает главный квест, волшебников на весь мир меньше десятка, активных из них три, и т. д. У последователей Толкина параллели были куда более прямые, магии было куда больше, а в настольных сеттингах авторы книг часто прямым текстом заявляют, что такая-то страна — это их аналог Японии, а такая-то — Германии.

Фентези-средневековье — обычный вариант основы сеттинга типичного фентези. Стоит заметить, что шаблон фентези-средневековья устойчиво отличается от средневековой Европы даже в «технических» чертах. В числе отличий:

  • Застывший технический прогресс — военное дело, принципы изготовления доспехов и оружия, не говоря уже про способы обработки земли и прочего не меняются веками. Из-за этого в мире часты древние государства и волшебные предметы, которые даже без волшебной составляющей сохраняют свою функциональность (например, мечи основателей династий, которые остаются неотличимыми от современных на протяжении поколений, а не превращаются в церемониальные принадлежности).
  • Всеобщий язык и значительная культурная однородность или стабильность нескольких культур.
  • Анахронизмы, вызванные типовыми образами. Например, рыцари фентези-средневековья обычно поголовно носят полный латный доспех, но при этом в мире нет огнестрельного оружия и пушек, которые в реальности активно распространялись как раз к тому моменту, когда рыцарство переходило к латам. Точно так же ремесленники в городах объединяются в гильдии и активно ведётся торговля между разными частями света, но при этом не развито банковское дело.
  • Отсутствие монотеистической религии и аналогов христианской церкви как надгосударственной организации — обычно в фентези-средневековье действует пантеон олимпийского типа, причём священники-чудотворцы чаще посвящают себя одному конкретному божеству. Пантеон при этом объединён достаточно формально и соперничество внутри него — дело обычное; активно также действуют тёмные, злые божества, не включающиеся в официальный пантеон.

Примеры фэнтези-средневековых сеттингов[править]

wiki.rpgverse.ru

Фильмы про Средневековье: подборка фэнтезийных и исторических

Про Средневековье  снято очень много и столько всего наворочено, что разобрать не так-то просто. например, есть фильмы, основанные на реальных событиях, но напичканные вымыслом, есть фильмы старательно воссоздающее то время, а есть вроде бы исторические фильмы, но в них на самом деле исторического не больше чем в игре «Герои меча и магии».

В этой статье мы разберем пять фильмов про Средние века, которые относятся к последнему типу фильмов. то есть на фоне вымышленного Средневековья происходят совершенно уникальные события, не имеющие к истории никакого отношения.

И на первом месте у нас вторая часть фильма Уве Болла «Во имя короля», снятая, как известно, на основе компьютерной игры. Можно предвидеть насколько плох этот фильм если: 1. Уве Болл чаще всего снимает скучное кино 2. Первая часть фильма уже была отчаянно скучной 3. В фильме снимается Дольф Ландгрен, в сущности являющийся отработанным для кинематографа материалом.«Во имя короля 2 / In the Name of the King 2: Two Worlds« вышел в 2011 году и имеет весьма низкий рейтинг, чуть больше 3.Фильм не только скучен, но и, по словам многих, кто его смотрел, совершенно не запоминается. Сюжет примитивен: война-война, беда-беда, вдруг посреди поля воин, который всех спасет.

Вторым в нашем списке идет «Время ведьм / Season of the Witch» так же вышедший в 2011 году. здесь главную роль играет всем известный Николас Кейдж — человек-лимоноед. Фильм повествует о черной стороне средневековья — охота за ведьмами, которые были ведьмами далеко не всегда.Итак, Европа, 14 век, эпидемия чумы. найдена виновница чумы, ведьма, она поймана, заточена в клетку и теперь ее нужно доставить в определенное место, где будут проведены некоторые ритуалы, разрушающие колдовство. Но не так просто выехав из пункта А, приехать в пункт Б. Фильм неплохо передает мрачную и безысходную обстановку, грязь, неграмотность и  мракобесие того времени. А что же Кейдж? да ничего, фильма он не портит.Рекомендую.

Фильм «Легенда о Джабберуоке / Jabberwock» тоже вышел в 2011 году и больше напоминает унылую сказку, чем историческое фэнтези. Сюжет взят из народного предания, повествующего о некоем воине, который приехал к родителям, но спокойно отдохнуть ему не дает поселившееся неподалеку чудовище. Когда терпение воина лопнуло, он взял меч и пошел убивать зверя, который, к слову, выглядит довольно жутко — тело как у дракона, голова как у жуткого насекомыша. Это ж надо такое придумать!Рейтинг  фильма балансирует между «мо-о-ожно посмотреть, если совсем ничего больше нет» и «такую муть смотреть, себя не уважать». Возможно, причиной тому участие в съемке канадцев, которые на моей памяти пока еще не сняли ни одного достойного фильма.

Фильм с поистине одиозным названием «Капитан Гром и Святой Грааль / El Capitan Trueno y el Santo Grial / Captain Thunder» вышел в 2011 году. Сюжет его незамысловат — шатающийся без дела с друзьями рыцарь становится свидетелем смерти некоего христианина, который не закончил порученное ему дело. Проникнувшись важностью момента, рыцарь принимает от умирающего квест на Священный Грааль с целью вернуть его в Испанию, откуда он был украден.Теперь капитан Гром вместе с двумя друзьями и подругой (между прочим принцессой викингов!) отправляются в дальнее странствие, полное рискованных приключений и битв. Как вы понимаете, на реликвию, которую они несут, находится немало желающих.Ясно, что фильм подростковый. Смотрим сами.

Примечательно то, что фильм «Орден Дракона / Dragon Crusaders« вышел в 2011 году! Ну и наворотили же создатели и сценаристы, чего только нет в этом фильме!Группа беглых тамплиеров (уже интересно!) нападает на пиратов (!!) и через это получает печать проклятия — отныне тамплиеры выглядят как жуткие монстры. В каком фильме про пиратов я такое уже видел? Теперь тамплиеры-неудачники должны найти дракона, который это проклятие придумал и наложил на пиратов, чтобы убить его и освободиться самим.

Чувствуете всю комичность и двусмысленность ситуации? Лично я считаю, что фильм удался, хотя рейтинг его и невысок, болтается в районе трояка.

Вот такая на сей момент подборка исторических фильмов про средневековье. Список можно продолжать, в планах подборка чисто исторических фильмов, без фэнтезийных примесей, так что следите за новостями.

Похожие записи

kapitan-grant.ru