Сообщество Империал: Вопросы по игре Crusader Kings II - Сообщество Империал. Crusader kings 2 за кого играть интереснее


обзор игры, прохождение, системные требования

Жанр глобальной стратегии давно пользуется популярностью. Цель такой игры - участие в одном из периодов мировой истории. Геймер в этом случае управляет государством, следит за всеми факторами его развития: экономикой, культурой, обществом, политикой и военным оснащением.

Но важно и понимать, что единого определения термина «глобальная стратегия» не существует. За несколько лет существования этого жанра появилось множество модификаций, которые выходят за рамки вышеописанного толкования.

К глобальным стратегиям относится и Crusader King 2. Обзоры на эту игру появились в день релиза. Сразу стоит отметить, что проект получил хорошие отзывы и 8-9 баллов из 10. Что же особенного в этой игре?

Описание

Обзор игры Crusader King 2 ожидали долгое время, как и сам проект. Компания Paradox Development Studio анонсировала его в августе 2010 года. И лишь в 2012 году состоялся выпуск игры.

Эта часть является продолжением предыдущей, которая появилась в 2004 году. Поклонники были в восторге от Crusader King и просили разработчиков сделать вторую историю.

Геймплей

Поскольку перед нами глобальная стратегия, то от игры Crusader King 2 и обзора ее сюжетной линии ждать многого не стоит. Перед нами по-прежнему смоделированная система феодальных отношений Средневековья. Игроку предстоит познакомиться или продолжить знакомство с Европой и Ближним Востоком. Придется внимательно отслеживать личные взаимоотношения, участвовать или проводить войны и крестовые походы. Иногда придется вести интриги и бороться за внимание папы римского.

Игрок сразу должен выбрать династию. Этим игра отличается от других, где геймер может выбирать государство. Помимо реальных исторических персон, которые на века вписаны в мировую историю, у игрока есть возможность создать своего собственного героя.

Прохождение

Что нужно знать для прохождения игры Crusader King 2. Обзор проектов обычно заключается в пошаговом описании действий, необходимых для достижения финальной сцены игры. Но поскольку перед нами глобальная стратегия, вариантов развития геймплея очень много. Поэтому нужно знать некоторые моменты, которые помогут и получить удовольствие от игрового процесса, и успешно развивать виртуальный мир.

Как уже упоминалось, геймер руководит не государством, а династией. Причем управлять он может только главой этой самой династии. Если тот умирает, под руководство геймера попадает преемник главы. Остальные игровые персонажи с одной стороны вам подвластны, с другой - лишь до тех пор, пока верны вам. И, тем не менее, у них также могут быть свои цели и желания. Управлять каждым вассалом игроку нельзя.

Правление

Обзор Crusader King 2 поможет игроку лучше разобраться с ситуацией в виртуальном мире. К примеру, важно понимать, что европейские монархии имеют свой уровень влияния на политическую ситуацию. Правителями могут быть графы, герцоги и короли. В системе титулов есть вероятность, что один из королей может стать и герцогом, и графом. Чтобы выбрать один из вариантов правления, нужно в начале игры кликнуть по соответствующему значку:

  • король - это крепостная стена;
  • герцог - это одинокий замок;
  • граф - поместье.

Сразу нужно сказать, что, несмотря на то что король является самым главным и влиятельным правителем, играть за него ничуть не проще, чем за графов. У всех трех представителей есть свои проблемы и задачи. Но сложно отрицать, что, играя за короля, можно полноценно почувствовать власть над государствами и десятками тысяч людей. Но и сделать графа королем - не менее почетная миссия.

Варианты правления

Условно варианты правления можно поделить на несколько сфер. К примеру, можно делать акцент на дипломатии. В этом случае игроку нужно поддерживать отношения с вассалами и придворными, вести внешнеполитические интриги. Есть вариант воспитывать наследников. Несмотря на то что эту сферу можно отнести к дипломатической, она обширная и может существовать обособленно.

Многие геймеры выбирают и мирное развитие, при котором не нужно плести интриги или заморачиваться по поводу взаимоотношений вассалов. Тут нужно просто управлять доменом, проводить реформы и развивать государство.

Самым активным и агрессивным вариантом правления является военное дело. Оно подразумевает проведение различных войн с другими династиями, стычки и религиозные споры.

Дополнения

На данный момент известно 13 официальных дополнений, небольшой сюжет и несколько мелких дополнений, которые никак не влияют на геймплей. Каждое DLC имеет свои особенности и открывает игрокам новые возможности. Где-то можно окунуться в мир мусульман, где-то отправиться в Индию. Игрок может сам выбрать для себя подходящее дополнение, которое бы разнообразило геймплей.

Первые дополнения

Самым первым дополнением стало Sword of Islam. Оно открыло игроку мусульманские династии, разные виды интриг и другие нововведения. В Legacy of Rome появились расширенные возможности управления Византийской империей. У государя есть много новых задач: управление фракциями, ослепление или кастрирование заключенных, борьба с великой схизмой и т.д.

Интересным оказалось дополнение Way of Life, которое открыло игроку много новых опций: участие в дуэли, соблазнение, прерывание любовных отношений. Можно даже шпионить или освобождать пленников. Суть этого DLC в том, чтобы ставить перед персонажами цели и получать бонусы.

Monks and Mystics

Предпоследним дополнением стало Crusader King 2 Monks and Mystics. Обзор на него появился в марте 2017 года, сразу после его выхода. Это DLC было создано для расширения религиозного аспекта. Персонажи теперь могут принять постриг в монашеский орден либо участвовать в собраниях сатанистов.

Геймеру доступно несколько задач и миссий, которым он должен следовать, чтобы добиться успеха. Например, он может присоединяться к монашеским орденам. Также можно заняться развитием новой тайной веры, превратив ее в одну из основных общепринятых религий.

Есть возможность окунуться в потусторонние силы и поклонение дьяволу. Чтобы быть более влиятельным и популярным, необходимо собирать реликвии. Можно также создавать украшения или оружие.

Jade Dragon

Обзор Crusader King 2 Jade Dragon ждали долго. Это последнее дополнение, которое не просто добавило новые возможности для игрока, но и заметно расширило геймплей. В ноябре 2017 года у геймеров появилась возможность следить за средневековым Китаем. Вместе с этим добавили китайских персонажей, товары, религию.

Многим игрокам понравилось и то, что разработчики решили внедрить новые 8 казус белли для объявления войны.

Системные требования

Поскольку игра 2012 года, да еще и в жанре глобальная стратегия, многого от ПК она не требует. Работает с операционными системами Windows Xp, Vista и 7. Для запуска нужен процессор Intel Pentium IV или AMD 3500+ с частотой от 2,4 ГГц. Для игры подойдет видеокарта Nvidia GeForce 8800 или ATI Radeon X1900 с объемом памяти от 512 Мб. Достаточно будет 2 Гб оперативной памяти и столько же внутренней памяти на ЖД.

Помощь

Поскольку игра довольно непростая, и не всегда просто следить за всеми аспектами виртуального мира, игроки ищут читы для Crusader King 2. За все время их собралось огромное количество. Например, чтобы получить полную информацию о персонаже, нужно использовать код charinfo. Игрок сможет узнать все о желаниях этого ИИ, его здоровье, культуре, религии и многом другом.

Есть целый блок читов, которые помогают отредактировать персонажа. Чтобы убавить или добавить ему несколько лет, нужно вписать age и желаемый показатель. Если нужно улучшить навык дипломатии или образования, можно использовать команды add_diplomacy и add_learning соответственно. Для убавления используем минус, для добавления - плюс.

Много в игре Crusader King 2 читов на армию. Чтобы их использовать, нужно ввести соответствующий код в окно консоли. К примеру, можно использовать event 238 - помощь в войне, или event 239 - отказ помощи. Есть возможность объявить войну сюзерену (event 240) или мирно объявить войну сюзерену (event 241). Чтобы быстро решить исход войны, можно использовать код event 251 - враг умирает, и война заканчивается.

Можно также использовать в Crusader King 2 читы на армию и деньги. Для этого можно найти соответствующий файл и установить его в корень игры. Обычно в такие файлы установлены специальные коды, которые активируются автоматически, и игрок получает 50 тысяч золота, по 500 очков престижа и благочестия.

Рецензии и отзывы

Игра действительно оказалась неплохой и получила много отзывов от русских и иностранных изданий. «Игромания» поставила проекту оценку 8,5. Авторы сайта уверены, что тем, кто ранее играл в первую часть, или вообще в игры от Paradox Crusader King 2, точно понравится. А вот новичкам, которые только знакомятся с глобальной стратегией, лучше найти проект попроще.

Даже опытные игроки отметили то, что пришлось предварительно пройти обучение, потому что игра действительно оказалась сложной. Понравилось многим и то, что относительно новой части был переработан интерфейс. В новую часть Paradox решили добавить музыку. Причем саундтреки получились настолько добротными, что дополнили бы любую ролевую игру.

Главное достоинство проекта - большое количество дополнений. О нем говорилось не раз и в разных рецензиях, и в отзывах геймеров. Конечно, не все DLC оказались по-настоящему удачными. Но разработчики выбрали правильный курс на улучшение каждой династии и акценты на определенные народы.

fb.ru

Crusader Kings II - Играем за Сицилию.

Начал игру за герцога Сицилийского Роберта Первого. Сразу хочу сказать что это реальное историческое лицо, как впрочем и многие другие в этой игре.

Роберт де Отевиль Гвискар (Хитрый) совместно с братьями захватил Южную Италию и начала отвоёвывать у арабов Сицилию. К 55 годам имел около 10 детей. Причем все зачаты как раз недавно в возрасте 40-50 лет. Начинаем игру мы именно им. У него довольно неплохие навыки, особенно военное дело и интрига. В первые годы игры можно смело его ставить во главе войска, далее это делать не советую так как наш герцог уже не молод, а интрига нам пригодится много раз.

Кому интересно история сего персонажа ищите Роберт Отвиль Гвискар, Robert Viscart, Robertus de Altavilla, Robertus cognomento Guiscardus o Viscardus; Отвиль-ла-Гишар.

Итак на что следует обратить внимание в первые годы игры. Ну во первых нам новых завоеваний больше не надо, нам бы это удержать, у Роберта всего два замка и в подчинении куча графов за лояльностью которых надо постоянно следить, так и норовят поднять мятеж. А на юге ещё вечно чем то недовольный брат с двумя графствами. Правда у одного графства штрафы за недавнее завоевания, но это ненадолго.

Я считаю что в первую очередь надо укрепить королевскую власть свою ( а для этого надо стать королём).

Приоритетная задача это создать титул "Королевство Сицилия". С этим титулом решается множество задач. Получим престиж. Проще станет заключать браки с другими королями и искать союзы. Получим поводы для войны на все графства де-юре расположенные в королевстве Сицилия. Завоевания станут проще, некоторые графы без войны согласятся стать вассалами. Получим нормальный повод для войны с мусульманами в Сицилии. Да у нас уже есть повод "Священная война за надел Сицилия", но по этому поводу за сицилийские эмираты может впрячься вся мусульманская Африка и Испания. А по поводу "де-юре претензия" только союзники, а их там мало. Для этой задачи нам требуется что то около 350 золота и 200 благочестия. Значит копим деньги и благочестие. Деньги идут нам от наших владений и от успешных осад в войнах, от грабежа городов и мечетей. Собираем копеечка к копеечке и никуда не тратим. Стараемся не вызывать свой флот, а плавать только на вассальских судах, что бы самим деньги не тратить. Пуская вассалы тратятся. Благочестие от успешных битв и осад в войнах с мусульманами.

Вторая задача это создать обширную вотчину. На старте у нас всего два графства, этого мало что бы эффективно удерживать вассалов в узде и отбиваться от претендентов. Для формирования вотчины нам нужно 2 герцогских титула и все графства в пределах этого герцогства. Для этой задачи хорошо подходят Герцогство "Апулия", "Калабрия" и "Сицилия". Сицилию ещё предстоит завоевать. Поэтому остановимся на Апулии и Калабрии. В калабрии у нас вечно недовольный братец. Начнем с Апулии. В апулии у нас три графства, одно из них наше, остальные два в руках Графа Бари и Граф Лечче.

И у нас доступна интрига "Отозвать титул Бари" и "Отозвать титул Лечче". Мы можем отозвать их и напрямую, но это настроит против нас остальных вассалов. Но их мало, если сразу по очереди у всех отозвать по одному, то они могут не успеть создать фракцию. Правда потом придётся кого то назначать на избыточные графства, а минус за отзыв титула всё равно сохранится. Так что лучше через интриги. У нашего пока ещё герцога высокий уровень интриганства, приглашаем присоединиться к интриге любого доступного персонажа и вуаля, доступно решение "отозвать титул". Отзываем, вассал поднимает мятеж, мы его легко разбиваем. Титул наш. Не забываем нанять гвардию. Два ополчения с двух графств + гвардия + вассалы, в итоге у нас значительный численный перевес над несчастным графом.

Потом таким же образом отзываем второе графство. В итоге мы имеем полностью подконтрольное нам Герцогство Апулия со всеми графствами в его пределах. Плюс одно графство в Калабрии. Итого 4 замка. С такой вотчиной нам уже любой мятежный вассал не страшен. Кстати можно ещё и столицу перенести из Апулии в Бари или в Лечче, там технологии выше. Только лучше дождаться наверно когда там религия сменится с православия на католичество.

С 4 графствами копить деньги на королевский титул уже проще.

Ввязываемся в любые священные войны, получаем благочестие и грабим города.

И ещё что бы отдельный пост не писать я хотел поделиться с вами вот чем: знакомства в каменске-уральском хороший сайт, приятный глазу дизайн, есть также мобильная версия, вобщем рекомендую.

aleshasyomin.livejournal.com

Вопросы по игре Crusader Kings II - Сообщество Империал

Дата: 58 мин. назад

Дата: 09 Август 2018, 17:32

Дата: 25 Июль 2018, 01:32

Дата: 19 Июль 2018, 18:51

Дата: 12 Июль 2018, 21:31

Дата: 12 Июль 2018, 15:45

Дата: 31 Май 2018, 18:50

Дата: 30 Май 2018, 20:36

Дата: 22 Май 2018, 20:16

Дата: 21 Май 2018, 19:34

Дата: 20 Май 2018, 15:22

Дата: 17 Май 2018, 21:25

Дата: 03 Май 2018, 10:32

Дата: 24 Апрель 2018, 19:45

Дата: 26 Март 2018, 16:29

Дата: 20 Март 2018, 20:31

Дата: 15 Март 2018, 20:21

Дата: 08 Март 2018, 18:24

Дата: 08 Март 2018, 15:24

Дата: 21 Февраль 2018, 20:56

Дата: 20 Февраль 2018, 21:56

Дата: 20 Февраль 2018, 21:34

Дата: 23 Январь 2018, 20:00

Дата: 12 Январь 2018, 16:14

Дата: 11 Январь 2018, 20:38

Дата: 10 Январь 2018, 22:35

Дата: 20 Декабрь 2017, 01:58

Дата: 30 Ноябрь 2017, 20:16

Дата: 28 Ноябрь 2017, 21:49

Дата: 14 Ноябрь 2017, 19:08

Дата: 09 Ноябрь 2017, 10:05

Дата: 26 Октябрь 2017, 20:23

Дата: 12 Октябрь 2017, 15:04

Дата: 10 Октябрь 2017, 04:11

Дата: 04 Октябрь 2017, 16:14

Дата: 28 Сентябрь 2017, 15:04

Дата: 19 Сентябрь 2017, 15:50

Дата: 25 Август 2017, 03:15

Дата: 24 Август 2017, 10:32

Дата: 24 Август 2017, 10:27

Дата: 05 Июль 2017, 23:05

Дата: 24 Май 2017, 06:23

Дата: 19 Май 2017, 22:57

Дата: 08 Апрель 2017, 18:57

Дата: 08 Апрель 2017, 18:38

Дата: 05 Апрель 2017, 22:34

Дата: 31 Март 2017, 19:31

Дата: 26 Март 2017, 15:26

Дата: 23 Март 2017, 22:37

Дата: 20 Март 2017, 00:49

imtw.ru

Вопросы по игре Crusader Kings II - Сообщество Империал

Р-р-ребята,а как сделать так,чтобы моя армия имела не одного генерала,а нескольких?А то к примеру армии викингов,имея около 600 чел. макс,всегда в составе своей маленькой армии имеют три генерала(блин эти адские жопошники свиньи нападают на тебя всей стаей,когда ты и так уже находишься в войне).И ещё непоняточка:как вступить в союз с кем нибудь,кроме брака родственников?

А так охрененная игрушка-играю сейчас за уэссекс,мой первый правитель помер потому,что его кто то огрел по башке и он стал невминько ,зато он оттяпал 2 провы слева ,вроде у какого-то герцога.Но сейчас началась реальная жесть,т.к. вся шотландия(всё королевство) в руках у сильного язычника + у него юг ирландии(3 провы) и ещё 2 провы рядом северо-восточнее меня + флот нешутейный.Я хочу объявить свящ.войну против него за эти 2 провы ,но боюсь,что он меня укатает,вот почему я и спрашиваю:как создать союз кроме брака родств.,союз с мерсией был бы равнозначным этому богохульному язычнику.Сейчас я играю уже за сына,взорвал брата своего ,а брат отца ещё во время правления отца был посажен в тюрьму ,а его владения я отобрал сначала с помощью интриг,а потом сыном,когда он сидел в тюрьме(было написано,что можно отобрать и мнение вассалов не поменяется,т.к.он хренов предатель) ,кстати прикол в том,что я предлагал его выкупить всего лишь за 10зол.у его же вассала,а он фигушки,хотя сам имел больше 100зол.,его б маршалом назначить(всё равно у него больше нет владений и всего 1 вассал,зато навык военного дела 22,а мнение обо мне -100,но если подсчитать,то -200 с гаком ).Ну вот,как то так.

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Ём забыл.А как переносить столицу и ещё как перекрывать проливы,чтобы твои лодки не давали высадиться враж.войскам(или лодками нельзя биться,а только переправлять войска?)

imtw.ru

Как я в парадоксовые игры играл, часть 2/2

В Crusader Kings 2 я, каюсь, не доиграл. В отличие от симулятора европейского монарха, CK2 это симулятор интриг и династического вырождения. Вотчина протагониста-феодала ограничена 2-3 маленькими провинциями (в моем случае Павия и сопредельные, в Северной Италии), в нескольких дворах которых происходят многочисленные браки, имеющие последствиями споры хозяйствующих субъектов, в которых можно принимать чью-либо сторону. К вопросу дейтинга я подошел весьма ответственно и написал на PHP парсер сейва. Он позволял среди 60 тысяч неписей обнаружить умную и красивую невесту на выданье в какой-нибудь среднеевропейской глуши, блестящего саванта-преподавателя или управляющего, крутого военачальника или просто 53-го в очереди наследования персонажа, которого можно было бы пропихнуть в графья, поубивав 52 предыдущих (ну или дождавшись, пока они сами справятся).

Вот такое несложное условие

if ($age >= 10 && $age <= 40 &&        (int) simple_get($who, 'designated_hier') == 0 &&        array_sum(array_map(function($check) use($culture) {            return strpos($culture, $check) !== false ? 1 : 0;        }, ['shiite', 'sunni', '_pagan' /* Не бракосочетаются с неверными */, 'panjabi', 'hindustani', 'rajput', 'bengali', 'kannada' /* Слишком далеко */])) == 0 &&        count(array_intersect(get_traits($who), [48,49,50,51,52,54,55,58,59,60,62])) == 0 &&        (int) simple_get($who, 'spouse') == 0 &&        simple_get($who, 'death_date') === false &&        $mark >= 3    )

позволяло мне искать подходящих брачных партнеров, чтобы был ни стар, ни млад, ни в парше, ни в парче, наследников не имел, веры был подходящей, не имел ничего из длинного списка наследственных заболеваний (но они каким-то образом все равно просачивались в династию), ну и собственно, чтобы был жив, еще не в браке, и не днище. Простые требования сужали десятки тысяч до 160 человек, у которых, как правило, не было либо ничего вообще, либо желания чем-нибудь обогатить мою фамилию.

Дейтинг изрядно обогатил игру. Мой первый читерский альтер-эго имел сумму атрибутов 74, и я, глядя на свой двор бездарей и неучей, небезосновательно полагал себя самым крутым в мире. Дейтинг показал, что 226 лет назад родился Карл Великий, у которого было вообще 90. Ну, решил я, парадоксы захардкодили непобедимого великого персонажа. Расширил область поиска на весь мир и обнаружил, что в мировом рейтинге Карл Великий только пятый после четверки индусов-теологов. И где-то в Южной Индии канцлером у герцога служит маленький страшный индус 60 лет Пурандарадаса, самый умный человек во Вселенной, с суммой 102.

В CK самым важным является показатель престижа. «Но, леди, вы же ЖИРНАЯ! Король Ришар получает +5 престижа». Этот показатель снижается, если в сообщении вида «ваш взгляд упал на (имярек)» выбрать, что бастардов и так уже выше крыши. Один из них, мулат, был настолько хорош в секретных операциях, что получил придворную должность, титул герцога и тщательно отобранную умницу-жену, призванную задрать статсы его потомства до небес. Неблагодарный ублюдок прирезал свою жену, едва покинув двор! (Возможно, это потому, что альтер-эго сделал ход ***м и родил от жены бастарда еще одного бастарда). Черная неблагодарность неписей делает сводничество почти бесполезным за пределами семьи протагониста.

Не особо поощряет симулятор феодализма и создание сети профессионалов, эдаких меритократов, жалованья интеллектуальной элите графских и герцогских титулов направо и налево. Как я позже прочитал в гайдах, оптимальной стратегией будет давать графские титулы самым тупым и неамбициозным членам собственной семьи, а остальных держать при дворе. Один весьма умный и амбициозный молодой (сначала) парень дослужился сначала до графа (женившись на моей дочке), затем до герцога, а затем от своего тайного министра я узнал, что он метит на мое императорское место! Это необычное ощущение, мало в какой игре его можно испытать. Представьте, темнеет экран, чья-то рожа в рогатом шлеме сообщает «Вали отсюда, теперь я тут Довакин», и игра закрывается. У этого парня и моей дочки родился сын, который долго был моим тайным советником. У него родился свой сын, мой правнук. Дочь померла, герцог женился второй раз и родил сына. Тем временем правнук помер, а потом при подозрительных обстоятельствах помер и тайный советник. Я думал, что либо он, либо правнук унаследует герцогство, а тут оказалось, что наследник — сын от второй жены, из его династии. Эта история побудила меня познакомиться с политическими убийствами, и справедливость была восстановлена: я убил и сына этого парня, и его дочь, сравняв счет 2:2. Герцогство же унаследовала сестра внука моей дочки. Я подумывал заказать и самого этого не в меру амбициозного типа, но он успел подохнуть сам.

Письмо: легенды ходят о вашей мудрости и милосердии! Конечно, я присоединюсь к заговору Убить Хуго Мак Альпина.

Щедрые вливания усилий в родную кровинушку, увы, часто не дают должного эффекта. Можно 40 лет растить единственного парня-наследника, будущего короля Италии и Бургундии, а он возьми и помри в 37 от стресса. Когда в весьма почтенном возрасте преставился первый король Аршамбо, несмотря на все предпринятые меры, трон достался сопляку 11 лет. Впрочем, без хорошей группы наставников поддерживать народ на уровне невозможно. Первой из этой когорты стала некая Бонне с весьма высокими статсами, которую я призвал в начале игры и, увы, не сообразил, что на ней надо жениться, предпочтя бедную, но умную ирландскую принцессу. Бонне дожила до почтенного возраста и обучила добрую треть моего двора. Наиболее же любимых отпрысков я обучал сам, периодически отвечая на каверзные вопросы, меняющие наклонности падаванов :)

Но основным источником огорчений, без сомнения, являются дочери на выданье. Ни один, даже самый задрипанный шестой претендент на говнобаронство, не соглашается на матрилинейный брак. Из черни уровнем не выше мэра все более-менее смышленые неписи — древние стариканы, которых к тому же любят взять в местный совет и не отпускать: «да вы что, это же наш управляющий, а вы мне какую-то принцессу предлагаете». Да и как можно выдавать внучку короля, дочь наследного принца, красавицу, умницу, аристократку, за какого-то мэришку, который, может, и гений, но ленивый и завистливый? А привезти обратно ее можно только обычным браком, в результате которого теряется династия, потому что просто отпустить в мой двор гнида-мэр Мухосранска отказывает королю трех королевств. Конечно, приятно, когда оказывается, что твоя няшка Арсинда — самая замечательная личность на выданье в доступной Ойкумене. Вот только где ей найти мужа?

Иногда проблемы возникают и у мужчин. Я старательно подыскивал жену своему наследнику, будущему альтер-эго, нашел замечательный вариант: гений, великолепный дипломат, но всего лишь придворная у какого-то мэра из Богемии. Сватаю к этому мэру своего Наследного! Принца! Трех! Королевств! А мэр в ответ: нет, не отдам, она моя любовница. И даже войной вопрос не решить, потому что король Богемии — мой брат. Когда я, наконец, перешел на Темную сторону, я сообразил, что мэра достаточно просто укокошить, и замечательная, хоть и постаревшая, дама тут же вышла замуж за моего придворного и приехала учить мой выводок.

Примечательно, что игра, судя по dna= в сейвах, действительно моделирует что-то, похожее на менделевскую генетику. И я, занимаясь прикладной евгеникой, с ужасом обнаружил, что спустя несколько поколений невозможно не подхватить какую-нибудь заячью губу, если подбирать супругов из равнознатной семьи! А когда в моей семье появился первый тупой, я даже задумался о том, чтобы его убить.

Думаю, в Crusader Kings нужно поиграть всем поклонникам монархии. Никакого положительного отбора голубой крови и атлантов, а только массовое отупение и гемофилия — таково настоящее лицо феодализма. Желание получить приемлемых наследников приводит к инцестам и бракам чуть ли не с простолюдинами. А все не расхватанные еще до рождения графини — генетический мусор. Чем большую территорию захватывает династия, тем больше в ней вырождение, а пытающаяся сохранить себя на уровне семья прозябает, владея десятком провинций. Неудивительно, что буржуазия так легко справилась с феодализмом. Рождается в знатной семье какой-нибудь скот, слабоумный, жестокий, гневный, ты его учишь-учишь, а он все равно скот, в итоге его вассалы терпеть не могут и сразу после наследования развязывают войны, гробя уйму жизней на ровном месте. Либо угощают апоплексическим ударом табакеркой.

Понятной и естественной после игры в CK2 становится идея государственности. Государства это некоторые искусственные множества экономических связных кластеров (графств), создаваемые самой верхушкой элиты исключительно для своих целей, вроде дать второму наследнику, чтобы не задумал войну.

Войны в CK2 сильно уступают EU3. В начале игры любая баталия завершается в пользу того, кто купит больше наемников. Но затем времена наемников проходят, чем сразу же норовит воспользоваться какая-нибудь арабская сволочь. Так случилось и со мной, под джихад, объявленный египетским царьком, арабы без труда сколотили 50-тысячную армию и разбили остатки наемных войск. В этом, конечно, была и моя вина, я не рассчитал, что боевые механики довольно сильно отличаются, и пустил войска двумя отрядами клещами вокруг Средиземного моря. Пока отряд, переправлявшийся через Гибралтар, преодолевал небольшие группки противника в Ливии, в Израиле второй корпус разгромили всухую. Пришлось собирать рекрутов из всех провинций под корень, и своевременная переброска десанта немного сняла напряжение на фронте.

И в этот момент помирает мой второй король, Ришар! У него была куча мужских наследников, а я не был в курсе, что стоит поменять законы на «elder takes it all». От могучей Италии мне остался жалкий огрызок, причем семейке мало было двух других королевств, они отобрали еще и мои графства в вотчине в Северной Италии, так что в середине огрызка зияла здоровенная дыра в пользу отожравшейся Византии. К Византии никаких казус белли не было, поэтому последняя хилая надежда на возврат исконно итальянских земель лежала в области де-юре претензий.

Если в EU была и экспансия, и исследования, плавно расширявшие Ойкумену с части Европы до всего земного шарика за небольшим исключением вроде полюсов недоступности, то в CK с этим намного хуже. Нельзя воевать ни за какие территории, кроме тех, на которые есть претензии. Никакого исследования нет в принципе. Индию видно, но с ней ничего не сделать — слишком далеко. Арабы ближе, но их религия запрещает браки с кяфирами. Крайне ограничено взаимодействие даже с соседями вроде скандинавов или славян. Захардкоженных исторических событий, вроде того же объявления независимости США, на которое монарху положено реагировать по долгу службы, нет. Экономической части игры, даже по невзрачным парадоксовым меркам, по сути, нет. Технологий, которые позволяли британцам отстаивать честь короны в битвах с превосходящими силами противника, нет. Казалось бы, война на том же движке, но воевать скучно — нет ни фронтов, ни большого количества маневренных групп. Зато есть флот, который делает и без того неприятную войну еще более неприятной, поскольку в CK он почти не контрится и постоянно используется для десантов в тыл, из-за чего игрок закапывается в микроменеджменте. За счет этого зачистка территорий компа крайне неудобна.

Впрочем, вести даже такую неудобную экспансию в CK — очень неблагодарное занятие. Смысл иметь два королевства, если одно из них заберет невесть как оказавшийся за рубежом сынок второго наследника? Причем стоит только отпустить кого-нибудь куда-нибудь, например, для экспансии, тот, оказавшись без бдительного надзора, становится сам себе голова и ололо давай жениться на всяком быдле, вырождаться, не матрилинейно выдавать дочек, чудесно же из де Скарпонов становиться Быдлингами! Смотришь на династическое древо, а там твоя ветка наполовину вырожденная, а все остальные либо просто быдло, либо давно сменили фамилию. Таким образом, большая семья оказалась бесполезной, пополняя своими побочными ветвями чужие династии, а то и просто коптя где-нибудь небо без владений. Причем в результате успешного контрджихада владения появляются, но раздавать их некому — мужиков в династии полно, но мало кто их них мой подданный, а женщинам титул не положен.

Итоговый счет игры считается по числу владений разного размера, принадлежащих династии игрока. Но из-за серьезных проблем с целеполаганием и целедостижением, делать в игре особо нечего. Дети рождаются редко, семья постоянно уезжает куда попало, стремительно вырождаясь. Сидишь и закрываешь сообщения вида «еще один болван, которого ты не помнишь, умер и не оставил свою пару претензий наследнику, которого ты в первый раз видишь».

Выведением уберчеловеков интересно заниматься только первые 50 лет, после чего обнаруживается странное: гражданин, полученный продуманным скрещиванием и обучением, со статсами в 2-3 раза выше средних... не дает никаких преимуществ! Да, высокий навык управления дает возможность иметь немного больше владений, но это все равно больше зависит от того, у скольких вассалов стыришь титулы. За высокий уровень дипломатии чуть больше любят вассалы, но в игре этого не заметно, потому что они все равно либо все в восхищении, либо все точат зубы. В EU высокий навык генерала напрямую конвертировался в меньшие потери, в Цивилизации открытие новой технологии сразу дает новые юниты, преображает мир, продвигает игрока к заветному космическому кораблю. В CK же какие-то «Религиозные традиции», дающие через кучу времени, потрясающе, целых +10 у духовенства. Несмотря на военный навык 25 (а это очень много) у предводителя моего войска, исход битв с арабами все равно зависел только от численного перевеса.

Общее впечатление от эпохи, симулятором которой является CK, хорошо описывается цитатой из заставки EU: «Как будто разум окутался саваном, чтобы сойти в могилу, где он оставался много веков. Свет мысли погас». Благородное дело Тайвина Ланнистера подобно сизифову труду: какое наследие ни создавай, властными руками и читами, бездарные наследники все спустят в карты, уступят безжалостной энтропии или алчной толпе таких же знатных скотов.

sharpc.livejournal.com