Мир Игр - все для геймера! Test drive unlimited 2 обзор
Обзор Test Drive Unlimited 2
Ежели вы лицезрели уникальный Test Drive Unlimited 2, вам наверное запомнились два предмета.
Во-1-х, практически неописуемый 2007-го года, охват. Дороги видео игры петляли по большому острову Оаху – это 3-ий по размеру между гавайских островов и огромная область, размером примерно с Лондон. А во-вторых, любознательный мультиплеер, который успешно вшили в сплошное полотно видео игры. Даже в сингле а "синглом" кампанию TDU можно обругать только с конкретной натяжкой геймер никогда не оставался один. Раз в пару минут на магистрали попадали остальные шоферы, которым постоянно можно было помигать фонарями и устроить гонку.
В целом, в 2007-м TDU оказался приятным подарком. Спустя 4 года, продолжение данной для нас нежданности смотрится попыткой создателей как минимум, не попортить оригинал. Здесь новейший, впрочем очень схожий полуостров. Сейчас – испанская Ивиса, немного превосходящая размерами Прагу. Буквально таковой же мультиплеер.
До этого всего остального, Test Drive Unlimited 2 смотрится переписанной и поправленной версией 1 части. Не считая размеров и онлайна, продолжение копирует ее шикарным набором каров и тем, как его подают. Здесь примерно сотка лицензированных машин, которые раскидали по автоцентрам маленьких населенных пунктов. Бороздить просторы между ними, выбирая новейшие 4 колеса, нежданно атмосферно и очень хорошо. В любой из автомобильных салонах можно забежать — гоночная видеоигра обернется симулятором шоппинга от традиционного первого лица – и перед покупкой все машины дают разглядеть, как снутри, так и снаружи.
При всем этом автобаза имеет возможность показаться вам некоторое количество угловатым. У TDU 2 не было гигантских бюджетов Forza Motorsport либо Gran Turismo и можно увидеть, что ее модели отстают от прогрессивных эталонов качества на некоторое количество принципиальных лет. Это быстрее грубоватые копии уровня Need for Speed: Carbon, но не образцы эталона Need for Speed: Shift. Однако их большое количество, машины кропотливо отобраны и подают их со вкусом, и в TDU 2 точно есть некий четырехколесный эротизм. Автофетишистам понравится : Ауди, Феррари, Астон Мартин и прочие автомобиль, попавшие в игру, любопытно подбирать, разглядывать и, конечно, собирать в гаражах.
Покупая машины, изучая полуостров, собирая спрятанные в кустиках каркасы Фольксваген Beetle и, естественно, побеждая в гонках, основной персонаж будет расти в уровнях. Впоследствии 10-го его поджидает милый сюрпризец. На юге Ивисы раскроется аэродром и оттуда станет возможно улететь на Оаху, место действия 1 части. Для сиквела полуостров немного перерисовали.
Приметно, что создателям TDU 2 хотелось сделать ежели не шедевр, то, непременно, проект, который бы отличался из толпы. У них была цель не «Прогнуть мир», а выпустить гоночную игру за которой увязалась бы сотка, две сотни тыс. поклонников. И она, вне сомнения, кого-либо приманит. 1 завлечет автобаза. Остальных – привлекательная картина. В TDU 2 безупречные закаты, будто бы с туристских открыток, рассветы из христианских телепрограмм и меланхоличные дождики. Некоторые запустят ее, дабы поездить по "почти-что-настоящим" островам. Некоторые – из-за неплохого мультиплеера.
Здесь можно выезжать наперегонки с милицией. Можно получить внедорожник и влезть на бугры, в бездорожье. Можно сесть в всякую из 100 машин и повертеть башкой, дабы полюбоваться салоном. В конце концов, можно сопоставить снимки экрана с фото Ибицы и убедиться в том, что смоделированный полуостров только смахивает на реальный.
Однако стоит "взяться за руль", как TDU 2 мгновенно утрачивает всю притягательность. Ей не хватает сумасшествия – адреналина и "мяса" – дабы оказаться на самом деле увлекательной аркадой. И буквально так же не хватает хирургической точности и интереса к мелочам, дабы кинуть вызов Need for Speed: Shift, Grid, The Crew иличем дьявол не шутит Forza Motorsport.
TDU 2 остается со своей точки зрения интересной. Она увлекательна, как увлекательны японские симуляторы поездов: представьте - успокаювающе шумит мотор, вас магнетизируют накатывающие виды... Однако в то же время, навсегда как японские симуляторы поездов - для большинства TDU 2 будет очень скучна.
playsector.ru
Test Drive Unlimited 2 Рай с проколами Обстоятельный обзор / Блог обзорщиков
В феврале-месяце большинство европейцев лицезреют из окон не самую радужную картину: оледенелые дороги, месиво из грязи и снега и озверевших от холода бабулек, чвалающих в ближайший гастроном. В этом свете выпуск игры, в которой большую часть времени вы смотрите на пальмы, пляжи, Bugatti Veyron и девок в бикини, выглядит крайне удачным решением.В Eden Games вообще следят за трендами и на полную используют одно из главных течений последних лет – общение между игроками. Ибица на пару с Оаху под завязку забиты игроками, каждый из которых в любой момент может бросить вам вызов разной степени тяжести: пригласить в гонку, свой клуб или даже к себе домой. Но все это будет потом, а вначале, если у вас доселе был хоть какой-то опыт знакомства с гонками, то TDU 2 не вызывет у вас ничего кроме чувства бешенства.Сносно в этой игре управляются лишь полноприводные машины. Остальные начинает натурально кидать из стороны в сторону начиная со старта. Вхождение же в любой мало-мальски серьезный поворот превращается в целое испытание для психики. Создается впечатление, что под каждым авто прикреплен монстрического вида пропеллер, раскручивающий тачки на все четыре стороны Ибицы. Чувство контроля отсутствует напрочь. В реальной жизни, спорткары именно так себя и ведут на высоких скоростях. Но ведь Test Drive аркада, а не симулятор и такой подход прийдется по душе далеко не всем. И если с управлением еще можно бороться, выставив в настройках подходящий вам уровень сложности, то с искусственным интеллектом на уровне чайника борьба ваша обречена на провал изначально.Оценка 80%
stopgame.ru
Test Drive Unlimited 2 — Игры Mail.Ru
Подавляющему большинству игроков никогда в жизни не удастся рассекать просторы Ибицы или Гавайев на новенькой Ferrari с открытым верхом.
Увидеть Париж и умереть? Чушь! Уехать на Ибицу и работать там таксистом! Вот цель жизни! Авторы Test Drive Unlimited 2 создали действительно райский во всех смыслах остров. И дело даже не в вечнозеленых пальмах, нежно-золотистом песке и шепчущем что-то ласковое прибое. Рай на виртуальной Ибице весьма практичный. Где еще простой «бомбила» за одну поездку на четыре километра получит 3000 долларов?
Впрочем, игра отнюдь не про таксистов, хотя возможность подзаработать извозом подворачивается довольно часто. Главный герой, которого любезно предлагают выбрать из нескольких персонажей, олицетворяет собой классического замарашку с судьбой принца. В начале истории он «по чистой случайности» попадает в поле зрения эксцентричных организаторов гоночного чемпионата Solar Crown на Ибице. А далее следует классическое восхождение к богатству и славе, и путь к ним начинается с хриплого, сильно подержанного Ford Mustang и пролегает через многие десятки автомобилей от знаменитейших концернов, включая Ferrari.
В заданиях по перегону машин можно опробовать крутые тачки, не покупая их
Лечу, куда хочу
Заезды проходят по фантастически красивым трассам испанской Ибицы и гавайского Оаху. Чтобы объездить все улицы, шоссе и проселки двух островов, не отвлекаясь на соревнования и прочие глупости, понадобится добрый десяток часов. Если же смотреть по сторонам, не отказывая себе в эстетическом удовольствии, то времени уйдет вдвое больше.
Пейзажам Test Drive Unlimited 2 самое место в туристических буклетах: аккуратные улицы прибрежных городков спускаются прямо к пляжам, утыкаясь в заманчиво желтеющий песок. Главные городские маршруты грациозно извиваются вдоль побережья, огибая пирсы, ощетинившиеся мачтами яхт. Скоростные магистрали в глубине островов перетекают по холмам, то ныряя в тенистые заросли сочно-зеленого леса, то взлетая значительно выше уровня моря, чтобы явить путешественнику завораживающий вид.
В одном уютном микромире уживаются мегаполисы из стекла и бетона, домашние уютные фермы, величественные рощи и бескрайние сельхозугодия. Причем никто не мешает уставшему от роскоши владельцу Ferrari лихо крутануть «баранку», променяв зеркально-гладкий асфальт на бугристую целину. Воистину, лечу, куда хочу. Не сказать, чтобы в первой части
Test Drive Unlimited
было как-то особенно тесно, но вторая дает явно больше возможностей менять маршрут по своему усмотрению. И пусть деревянные заборы по-прежнему держат удар со стойкостью противотанкового ежа, зато стоят далеко не везде. Есть где разгуляться.
В большинстве автомобилей все приборы внутри работают
Дрессировать и укрощать
С разнообразием и красотой здешних пейзажей может сравниться лишь разнообразие и красота местного автопарка. Каждый автомобиль, будь то старенький заднеприводный Lotus или свирепый внедорожник Land Rover, точно копирует свой реальный прототип. Можно похлопать дверями, побаловаться стеклоподъемниками и повертеть головой в салоне. И если вы, к примеру, собрались приобрести новенький Golf, а до ближайшего салона Volkswagen полторы тысячи километров по российским ухабам, то с помощью игры вполне можно составить первое представление о своей мечте.
Разумеется, речь идет лишь об оценке интерьера и экстерьера, а не особенностей управления. Разработчики предусмотрели три уровня реализма, но ни один из них не передает ощущения от вождения в полной мере. На самом аркадном машины вообще носятся по трассе, как по рельсам, намертво приклеившись резиной к дорожному полотну и идеально вписываясь в самые крутые повороты. В спортивном режиме отличия между автомобилями и сходство с реальностью проступают четче. Задний привод послушно срывается в занос, стоит перегазовать на повороте или заложить слишком резкий вираж, а полноприводная машина яростно цепляется за грунт всеми четырьмя «когтями», позволяя водителю сохранять уверенный контроль над ситуацией. Ну а на хардкорном уровне маятник отклоняется в противоположную сторону — автомобили приходится укрощать и дрессировать, как диких хищников.
Но даже там болид остается несокрушимой чугунной болванкой. Встреча с бетонной стеной на скорости 200 км/ч грозит лишь царапинами да частично оторванным бампером. С «гражданским» транспортом при столкновениях также ничего страшного не происходит. Аборигены вообще ведут себя за рулем очень странно. Видимо, наученные горьким опытом, они прыгают в кювет задолго до аварии, едва почуяв опасность. Естественно, на обочине «чайников» поджидают столбы и деревья, о которые они послушно стукаются, включают «аварийку» и замирают навсегда. Пешком на райских островах вообще не ходят — солнечные пляжи и курортные улочки пусты, как египетские отели в революционный сезон.
Для каждого из шести классов машин — своя школа вождения
Солнце, звезды и Луна
Правда, заезды обычно проходят на такой скорости, что смотреть по сторонам и возмущаться отсутствием пешеходов совершенно недосуг. В одной игре авторы собрали столько соревнований, что хватило бы на два-три обычных автосимулятора. Состязание на скорость с другими водителями — самое банальное из всех. Здесь есть гонки, где нужно устанавливать максимальную скорость, как можно дольше ехать со скоростью не ниже заданной, есть дуэли, где на кону стоит машина, есть и полицейские погони.
Все это — с живыми соперниками. Конечно, если не подключаться к сети, можно соревноваться и с виртуальными водилами, у которых в этот раз даже есть свои колоритные типажи. Только вот в голове у них пусто. Свернуть с дороги метров за пять до поворота и вполне предсказуемо впечататься в забор для них обычное дело. С живыми визави соревнования обретают азарт, тем более что устраивать их можно где угодно и когда угодно. Взять хотя бы спонтанные заезды: встретили кого-то на дороге, моргнули фарами — и понеслась.
Уставших от обычных гонок ждет нетривиальная фотоохота, вынуждающая колесить по острову в поисках конкретных мест и делать снимки в строго заданных условиях. Скажем, на закате. Во второй части
Test Drive Unlimited
солнце движется по небосклону как положено, с Востока на Запад, регулярно уступая место звездам и Луне. На практике это означает бесконечный восторг от тропических пейзажей в разном освещении — от серебристого ночного до пряничного предзакатного румянца. Вместе с солнцем по небу гуляют и тучи, периодически обрушивая на дома и машины тропические ливни — скользкая дорога прилагается.
И все это подается в самых разных ракурсах, в том числе с видом изнутри автомобиля, который стал удобнее, функциональнее и красивее. Выглядывая из-за руля, машиной можно вполне сносно управлять, хотя лихие виражи на крутых поворотах будут уже не такими эффектными, как при взгляде со стороны. Зато благоговение и трепет от игры теней на фотореалистичном торпедо не сравнится ни с чем.
Герой и его автомобиль бессмертны — падение с обрыва в воду просто вернет их на трассу
Умчаться вдаль за горизонт
Наслаждаться всем перечисленным можно почти бесконечно. Сочетание ландшафтов, дорогих машин и видов деятельности таково, что новые грани автомобильного Эдема открываются и через день, и через неделю и наверняка даже через месяц плотного общения с игрой. Свобода и разнообразие шокируют, а царящая вокруг роскошь прямо-таки пленяет.
Тюнинг-салоны позволяют украшать железных коней наклейками и выжимать из них дополнительные лошадиные силы. Встроенный редактор интерьеров предоставляет колоссальные возможности по преображению домов, будь то изначально доступный ржавый вагончик на шесть квадратных метров или баснословно дорогое бунгало с видом на море.
Не стоит забывать и о магазинах одежды и парикмахерских, ведь виртуальный персонаж — это глаза и уши (а также щеки, нос и губы) пользователя в игре. Им даже можно вроде как «ходить» внутри зданий и по гаражу, хотя конечностей при этом не видно и в зеркалах проклятый вампир не отражается. Зато после каждого заезда его счастливую или грустно-помятую физиономию дают крупным планом.
Конечно, до идеальной гоночной игры при всех своих возможностях второй Test Drive Unlimited не дотягивает. Хотя бы из-за графики, проблемы которой знакомы еще по Gran Turismo 5. В обоих «автомастодонтах» практически безупречно проработан лишь ряд самых дорогих и роскошных машин. В них прекрасно все, вплоть до искорки в краске «металлик». Прочие автомобили выглядят поплоше и местами сделаны спустя рукава. В подержанном «Мустанге», например, не работал ни один прибор на панели (хотя это могла быть и задумка авторов). Гражданский же транспорт выглядит просто убого, и тем сильнее желание поскорее его объехать и умчаться вдаль за горизонт, навстречу рассвету и ветру.
Именно эта романтика, искусно поддерживаемая самыми разными инструментами, помогает примириться с недоделками. Подавляющему большинству игроков никогда в жизни не удастся рассекать просторы Ибицы или Гавайев на новенькой Ferrari с открытым верхом. А Test Drive Unlimited 2 воспроизводит этот опыт по сегодняшним меркам достаточно правдоподобно, отсекая всю «бытовуху» и акцентируя внимание на главном. Так почему же не провалиться в этот сон, тем более что длиться он будет ровно столько, сколько сам захочешь?
games.mail.ru
Обзор игры Test Drive Unlimited 2 — Мир Игр — все для геймера!
Игр со словами Test Drive в названии очень много. Наверняка когда-то кто-то даже снимет полноценную историю серии. Интересно же: «Тест-драйвы» на полках магазинов почти 25 лет — и за этот срок их кидало в крайности не раз. Они успели побывать на туче платформ, узрели смерть Commodore, Atari и CGA-графики. Test Drive уже «ходила в школу» и имела аж 11 инкарнаций (три проекта и восемь сборников и дополнений), когда в 1994-м году появилась Need For Speed. Еще в 1990-м Test Drive 3 предложила пачку новшеств: свободный мир, кое-где полигональная графика… на лобовое стекло даже бабочка могла сесть, а стеклоочистители оказывались незаменимыми в снежную бурю или дождь.
А потом серию понесло во все тяжкие. В 1997-м году она зачем-то решила тягаться с Need For Speed. Свободный мир съели мыши, авто лишились кокпитов, вместо хотя бы симпатичных спрайтово-пиксельных изображений — корявые 3D-модели в уродливом, полностью объемном окружении времен зари компьютерной графики. Зато серия унаследовала проблемы предшественников из восьмидесятых: ужасное управление, странную физику, глуповатый AI. К пятой части все стало вообще плохо. Сам помню — играть было невозможно. Частая жалоба — компьютерные противники обгоняют, не оставляя шансов. Так и было.
Попутно выпускались еще Test Drive Off-Road. Первая — страшная снаружи и внутри, вторая — получше, с экономической системой. Третья — просто развитие идей. У основной серии дела стали еще хуже: Test Drive под номером 6 проблем не исправила — слабая внешность, досадное управление и ироничное отношение AI. Полицейский режим разве что вытягивал — для тех, кому поднадоела Need For Speed: Hot Pursuit.
Для меня все закончилось в 2000-м году. После вышли всего две части: ремейк четвертой про уличные гонки и эксклюзивно консольная Eve of Destruction про автобои на арене. Самая приличная Test Drive, 2002-го года выпуска, оказалась и наименее заметной.
Теперь вы имеете некоторое представление о серии — и понимаете, что первая Test Drive Unlimited стала настоящим возвращением к корням и перерождением. Бескрайний остров, километры ровных дорог, магазины, камера в кабине, полноценная поддержка руля, хоть немного функциональный салон и приятное благородство роскошных автомобилей с легким налетом приятных современных технологий. GPS внутри Nissan 350Z дублировал карту! Восторг, хоть и сдобренный багами. Мотоциклы оказались вообще неуправляемыми, а игра быстро исчерпала себя — стоило сесть в настоящую машину, и увлекательность симуляции испарилась. Однако ж это был прорыв — после десятилетий всякого разного пугающего фуфла прямо манна. Возвращение удалось, вторая часть пошла в том же направлении. Только количество штучек, «фишечек» и рюшечек увеличилось. Осталось только выяснить, выместили они остальное или это странное щекочущее чувство «чего-то не того» лишь потому, что в ногу мне поддувает корпусной вентилятор?
Остров? Дайте два!
Ибица! Море, пляжики, бодрящий ветерочек и богатенькие ребята рассекают на дорогих авто. Мы буквально ныряем в эту жизнь — стремительная карьера от парковщика без работы до гонщика в престижном соревновании. Сюжет — чисто косметический. Вот проводится состязание «Корона солнца», но один из участников сломал ногу в трех местах. И теперь нашему герою, внешность которого можно задать в начале, предстоит от нижних ступеней пройти до самых высот. По пути, чтобы не скучать, заглядывая в магазины одежды, парикмахерские, покупая дома — можно даже услугами пластического хирурга воспользоваться. Годами проверенная схема… и вряд ли это можно записать в плюсы. «Соревнование» выглядит абсолютно фальшивым, понты «Короны солнца», сдобренные килограммами пафоса (и местами не совпадающей с движениями губ озвучкой), вызывают отторжение. Но слушать комментарии организатора придется часто — они повторяются и лишний раз напоминают об искусственности происходящего…
Зато остров действительно огромный. Ибица не уступает Гавайям из первой части. Правда, разницы меж ними особой не чувствуется (хотя из-за размеров территории я, пожалуй, мог и не насмотреться на Гавайи в достаточной мере). Буйная зелень, сотни километров дорог, прекрасные закаты, сапфировый океан… Выглядит вторая часть получше, цвета стали сочнее, а асфальт играет бликами и отражениями после дождя. Технологический прогресс заметен. При этом система не подыхает под натиском графики — насладиться пейзажами Test Drive Unlimited 2 (далее TDU2) смогут многие.
Особенно хорошо острова раскрываются в обзорных гонках. Сто с лишним километров по извилистому маршруту. Таймер в верхнем углу безжалостно отмеряет более 50 минут. Это уникальная черта TDU2. Среди остальных такие продолжительные заезды может позволить себе разве что Gran Turismo 5, но и там они — кольцевые. А здесь панорама постоянно меняется. Проносимся мимо полей, что там растет — не понять, похоже на пшеницу, светло-бежевые колоски обступают дорогу по обеим сторонам. Поддаем газу, на скорости 270 вылетаем на южную оконечность острова — открывается вид на океан, небо и вода сливаются в дымке. Путь пролегает прямо у обрыва, от падения вниз отделяет лишь небольшой отбойник. Резкий поворот — солнце слепит, но движению это не мешает. Сияние заполняет салон (вид из кабины хорош), мир покрывается золотистой глазурью. Постепенно краски тускнеют, последние лучи отскакивают от кузова авто, закат в реальном времени перетекает в ночь, на сцену выходят звезды и огромная луна.
Ибица зелена: ковер травы покрывает все в округе, но других растений немного, в основном это кустарники и крупные деревья. Они не дают земле остаться «голой», а заодно усмиряют ретивых любителей «срезать» путь. Стоит свернуть с гладкого асфальта — так или иначе поцелуешься с флорой. Но это не везде — местами деревья будто обступают, превращаясь в полноценный лес. Гавайи такими массивами встречали чаще. Тем временем трасса приводит в город на берегу.
Прекрасная бухта, мерцание огней дорогих отелей, небо затянуто тучами, свет окон заменяет звезды, первые капли дождя червячками сползают по лобовому стеклу… Стеклоочистители нам не понадобятся — не даром их нельзя включать. Ливней тут не бывает, капли просто размазываются, а сцепление с дорогой, как и ожидалось, ухудшается. Дождь сравнительно быстро заканчивается, небо проясняется, скоро утро. Чернота уступает лазури, первые лучи робко прорезают темень, отвлекаешься на секунду — рассвет заливает сонный город до краев.
Так ощущается TDU2. Мир цельный, а гонки — всего лишь его небольшие куски, подчиненные общим законам. Делим единую картину на трассы внутри острова, побережье, бездорожье, ночью, днем или в дождь. Причем не важно, какой из стальных коней под нами, разве что размазывание на скорости лучше заметно.
Автопарк
Машин в TDU2 много… по крайней мере на первый взгляд. Магазины щедро разбросаны по двум островам. «Мерседес», «Бугатти», «Ауди», «Шевроле», «Форд», «Феррари» и «банда» европейских суперкаров — «Аскари», «Кенигсегг», «Спайкер»… Классика опять же — «Лянча», «Мустанг», «Лотус». В диковинку — джипы «Туарег», «Мерседес» серии ML, Audi Q7, Range Rover и другие. Не 1000 авто, как известно где, конечно, но у всех проработанный салон, даже некоторая интерактивность есть. Но бедная — вместо какого-то интересного функционала всего три опции: опустить стекла, сложить крышу (если она это умеет) и померцать поворотниками. Про кнопку активации забываешь через пять минут езды. Мигать желтыми огнями на полупустых трассах будет только истинный извра… хм, ценитель. Внутри тачки, правда, можно вертеть головой, рассматривая богатство отделки, но…
Главная неприятность TDU2 — аляповатые, ненатуральные авто (это обозначает грубо, неизящно сделанные, а то там кто-то в комментариях сомневался в моих познаниях — привет ему). Модели словно пластиковые, хотя мир радует видом. Получается трагическое несоответствие объекта и окружения. TDU2 одновременно напоминает древнейшую в плане технологичности GTA: San Andreas и безызвестную гонялку средней руки года эдак 2005-го. При взгляде на кузов не покидает неприятное ощущение — вместо глянца дорогих красок дешевая китайская игрушка. В салоне этот привкус чуть ослабевает, но даже в лучших болидах интерьер выглядит неубедительно. GPS в центральной консоли у некоторых машин предательски разрушает хоть какое-то погружение. Он выглядит чуждо. Вспомните старые фильмы: всегда легко понять, работает ли телевизор в кадре, или изображение наложили отдельно. Так и тут. Кто-то даже подметил во время одного из стримов, что TDU2 у Gran Turismo 5 по полной… как говорил Джей. И по причине невеликолепности железных коней — в одну из первых очередей.
Но вернемся к конкретике. Авто делятся на классы: А — дорожные; B — джипы; C — классика. 7 категорий по мощности и крутости для А, в B — 4 уровня, в C — всего три. В каждой такой группе — три-четыре транспортных средства. Редко больше. Привычная вроде бы картина, не так ли? Но разделение жесткое. Если турнир, то только на определенной тачке. Отсюда рождается однообразие, на него многие жалуются. Берем, допустим, стартовую «Лянчу». Нам на ней — два турнира пройти (и кубок) просто-таки придется. Заходим в гонку… и кто наши противники? «Лянчи», «Мустанги» и «Лотусы». Восемь участников — три марки. И так дюжина соревнований, хорошо хоть некоторые из них на время или на удержание максимальной скорости. Чувство постоянного повторения не проходит — всякий раз перед началом заезда нам показывают старт с разных ракурсов. Кучка пластиковых машинок. От колымаг низшего уровня до топовых А1 так и будет. И деваться некуда. Физика и ощущения от управления тоже не способствуют… если не забраться в настройки (нужен контроллер от Xbox 360 на ПК, для консолей тоже актуально) — игра направлена на широкую аудиторию, упрощенность заметна. Зато если хорошенько покопаться, то можно научить TDU2 понимать оба стика, уровень подачи топлива регулируется плавно, руль — мягко слушается. Однообразие — второй серьезный камушек в огород TDU2. Я долго и упорно пытался добраться до микс-соревнований хотя бы из разных классов, но так и не нашел таковых. Прокачался до 15 уровня, закупил суперкаров, но толку нет — гонки так и проходят по «лестничному» сценарию.
Что касается улучшений, то дело это весьма неоднозначное. Во-первых, нужно найти мастерскую, которая привязана к стране-изготовителю. Во-вторых, прокачать уровень «путешествий» (один из четырех параметров героя, о них ниже), чтобы открыть сами улучшения. В базовом варианте доступна только первая отметка. Чтобы заработать максимальную четвертую, нужно тщательно исколесить местность рядом с автосервисом. Еще хороший вариант — помогать NPC в их делах. Эти товарищи отмечаются специальным значком, платят сущие гроши и регулярно то пропадают, то появляются вновь. Это своего рода мини-игры с простыми условиями: доберись до финиша на время или без помарок и улетов с дороги; держи высокую скорость, развлекая пассажира; следуй за нечестной женой и далее в таком духе. На эти очки «путешествий» завязаны шмотки и прически в магазинах и парикмахерской. Чем дальше проходишь — тем сильнее ощущается их нехватка. В одном из салонов одежки мне не удалось купить вообще ничего: «Маловато достижений!» — отрезал продавец. Достижения и различные побочные «фишечки» — вообще значительный кусок TDU2, о них и поговорим.
«Фишечки» и свистелки
Со времен первой Test Drive Unlimited мир вырос вдвое — мотоциклы вырезали к чертям, а к привычной езде кое-чего добавили. Это «кое-что», правда, я не берусь перечислять — всяких мелких штучек в TDU2 много. Не уверен даже, что попробовал их все. Уже давно разработчики пытались гоночки как-то разнообразить. Тут для этого решили ввести персонажа и социализировать его. Собственно социум колесит по хайвеям вместе с нами, я даже победил какого-то журналиста в первые дни запуска серверов, еще до релиза. Повстречать других геймеров можно в магазинах, аэропорту, автосалонах. Пробуем подружиться — получаем очки контактов. Они влияют на наш общий уровень, а он добавляет всяких-разных полезных штук. К примеру, специальный детектор отсылает к еще одной «фишке» — фотографиям. Это особая мини-игра простейшей сути: отыщи место, сделай снимок в определенных условиях. Но место просто так не найти, острова-то огромные! А вот с устройством легче. Максимальный уровень — 60. И складывается он из различных активностей: путешествия, гонки, мода и контакты. Сколько там на высшей точке бонусов дают — даже представить не могу. TDU2 хватает на многие часы — глядишь, к грядущей Live-трансляции что-то да узнаем (кстати, приглашаю желающих покататься — следите за новостями).
Очки моды складываются из покупки домов (которые нужны для расширения гаража), новых машин и шмоток. О путешествиях мы уже говорили, разве что стоит добавить — по островам разбросаны разбитые тачки, если найти их все, то полагается приз. Каждый найденный кузов тоже добавляет баллов. Это для самых прожженных, меня такие аркадные «собери все» только отпугивают — манчкинский дух требует, здравый смысл с воплями протестует.
Стоит отметить интересный прибор — «конвертер трюков в деньги» (название заставляет улыбнуться). Его крепят к нашим тачкам раз и навсегда. Проносимся с ветерком мимо трафика — получаем немного денег, но они как бы «висят» до следующего уровня безумств. Полоска добирается до края от быстрой езды, заносов или прыжков, и деньги можно списать на счет нажатием кнопки. Но можно рискнуть и раскрутить счетчик еще сильнее. Чем опаснее и продолжительнее маневры, тем больше сумма; серия прерывается после столкновения. Сделано это чудо, чтобы игроку не скучно было колесить по островам. Да, зарабатываются копейки — больше 1000 баксов без напряга не сделаешь. Но, с другой стороны, гонять по неизведанным местам все равно придется, а так хоть не зря.
Жизни сетевой дела
Множество возможностей заточены под сетевое взаимодействие. Самое простое — встретиться на дороге и скатать случайную трассу в режиме один на один. Ставки небольшие, зато все быстро и стремительно. Другие игроки ездят вместе с нами — интерфейс сигнализирует заранее, так что соперников и друзей видно как из кабины, так и на общей карте.
Различных рейтинговых и свободных гонок по Сети тоже много. Настолько, что часто и соревноваться не с кем. С момента релиза прошло не так уж много времени — если в салонах еще и можно увидеть толпы, то едва справляющиеся с потоком игроков сервера размазывают популяцию по двум островам очень тонким слоем. Есть еще центр пользовательских заездов — настройки тут богатейшие, но вместе состязаться не получится. Такие испытания либо на время, либо на скорость, а побеждают обладатели лучших машин… и читеры, так что туда лезть — только на гребне волны, когда все уже достигнуто.
К сожалению, буйный цвет социальной жизни омрачен багами и недоработками. Меняющие цвета дисков автомобили — это, конечно, мелочи. А вот «лежащие» сервера, отсутствующие функции и прочие неполадки подобного характера — это прискорбно. Сейчас TDU2 пытаются активно патчить. Eden Games с сочными следами пенделей общается с аудиторией на форумах и пытается хотя бы «держать в курсе». Думаю, будет полезно — по ссылке можно узнать, в каком статусе проблемные дела. Жаль, но на момент написания статьи большая половина онлайновых сервисов не функционировала. Крестим пальцы и верим, что до весны все починят, и сетевые взаимодействия (в том числе «клуб») мы посмотрим в прямом эфире.
***Test Drive Unlimited 2 отлично вернула серию к корням. Огромные просторы, интерактивность, еще и социализация… Да и разработчики без дела не сидят — следят за продуктом. А там и дополнения разные будут… Для широкой, без пристрастий к симуляторам и даже к играм в целом целевой аудитории — годится. В TDU2 можно зайти на треть часа, чтобы проехаться по неизведанным дорогам. Сюда можно заглянуть, быстренько, за часок, одолеть еще один турнир, выполнить пару отдельных испытаний или сразиться с другими игроками. Отрадно, что серия «нашла себя». Это похвально.
Плюсы: огромный простор; множество уровней и достижений; ассортимент автомобилей; детализированные кабины; невысокие системные требования; глобальность подхода; сетевые взаимодействия.Минусы: машины выглядят неубедительно, напоминают пластиковые модельки; редкие баги; повторяющиеся соревнования и комментарии; сюжет — пафосная чушь.
mir-game.com
Обзор Test Drive Unlimited 2 » DeGames
Игр со словами Test Drive в названии очень много. Наверняка когда-то кто-то даже снимет полноценную историю серии. Интересно же: «Тест-драйвы» на полках магазинов почти 25 лет — и за этот срок их кидало в крайности не раз. Они успели побывать на туче платформ, узрели смерть Commodore, Atari и CGA-графики. Test Drive уже «ходила в школу» и имела аж 11 инкарнаций (три проекта и восемь сборников и дополнений), когда в 1994-м году появилась Need For Speed. Еще в 1990-м Test Drive 3 предложила пачку новшеств: свободный мир, кое-где полигональная графика… на лобовое стекло даже бабочка могла сесть, а стеклоочистители оказывались незаменимыми в снежную бурю или дождь.А потом серию понесло во все тяжкие. В 1997-м году она зачем-то решила тягаться с Need For Speed. Свободный мир съели мыши, авто лишились кокпитов, вместо хотя бы симпатичных спрайтово-пиксельных изображений — корявые 3D-модели в уродливом, полностью объемном окружении времен зари компьютерной графики. Зато серия унаследовала проблемы предшественников из восьмидесятых: ужасное управление, странную физику, глуповатый AI. К пятой части все стало вообще плохо. Сам помню — играть было невозможно. Частая жалоба — компьютерные противники обгоняют, не оставляя шансов. Так и было.
Попутно выпускались еще Test Drive Off-Road. Первая — страшная снаружи и внутри, вторая — получше, с экономической системой. Третья — просто развитие идей. У основной серии дела стали еще хуже: Test Drive под номером 6 проблем не исправила — слабая внешность, досадное управление и ироничное отношение AI. Полицейский режим разве что вытягивал — для тех, кому поднадоела Need For Speed: Hot Pursuit.
Для меня все закончилось в 2000-м году. После вышли всего две части: ремейк четвертой про уличные гонки и эксклюзивно консольная Eve of Destruction про автобои на арене. Самая приличная Test Drive, 2002-го года выпуска, оказалась и наименее заметной.
Теперь вы имеете некоторое представление о серии — и понимаете, что первая Test Drive Unlimited стала настоящим возвращением к корням и перерождением. Бескрайний остров, километры ровных дорог, магазины, камера в кабине, полноценная поддержка руля, хоть немного функциональный салон и приятное благородство роскошных автомобилей с легким налетом приятных современных технологий. GPS внутри Nissan 350Z дублировал карту! Восторг, хоть и сдобренный багами. Мотоциклы оказались вообще неуправляемыми, а игра быстро исчерпала себя — стоило сесть в настоящую машину, и увлекательность симуляции испарилась. Однако ж это был прорыв — после десятилетий всякого разного пугающего фуфла прямо манна. Возвращение удалось, вторая часть пошла в том же направлении. Только количество штучек, «фишечек» и рюшечек увеличилось. Осталось только выяснить, выместили они остальное или это странное щекочущее чувство «чего-то не того» лишь потому, что в ногу мне поддувает корпусной вентилятор?
Остров? Дайте два!
Ибица! Море, пляжики, бодрящий ветерочек и богатенькие ребята рассекают на дорогих авто. Мы буквально ныряем в эту жизнь — стремительная карьера от парковщика без работы до гонщика в престижном соревновании. Сюжет — чисто косметический. Вот проводится состязание «Корона солнца», но один из участников сломал ногу в трех местах. И теперь нашему герою, внешность которого можно задать в начале, предстоит от нижних ступеней пройти до самых высот. По пути, чтобы не скучать, заглядывая в магазины одежды, парикмахерские, покупая дома — можно даже услугами пластического хирурга воспользоваться. Годами проверенная схема… и вряд ли это можно записать в плюсы. «Соревнование» выглядит абсолютно фальшивым, понты «Короны солнца», сдобренные килограммами пафоса (и местами не совпадающей с движениями губ озвучкой), вызывают отторжение. Но слушать комментарии организатора придется часто — они повторяются и лишний раз напоминают об искусственности происходящего…
Зато остров действительно огромный. Ибица не уступает Гавайям из первой части. Правда, разницы меж ними особой не чувствуется (хотя из-за размеров территории я, пожалуй, мог и не насмотреться на Гавайи в достаточной мере). Буйная зелень, сотни километров дорог, прекрасные закаты, сапфировый океан… Выглядит вторая часть получше, цвета стали сочнее, а асфальт играет бликами и отражениями после дождя. Технологический прогресс заметен. При этом система не подыхает под натиском графики — насладиться пейзажами Test Drive Unlimited 2 (далее TDU2) смогут многие.
Особенно хорошо острова раскрываются в обзорных гонках. Сто с лишним километров по извилистому маршруту. Таймер в верхнем углу безжалостно отмеряет более 50 минут. Это уникальная черта TDU2. Среди остальных такие продолжительные заезды может позволить себе разве что Gran Turismo 5, но и там они — кольцевые. А здесь панорама постоянно меняется. Проносимся мимо полей, что там растет — не понять, похоже на пшеницу, светло-бежевые колоски обступают дорогу по обеим сторонам. Поддаем газу, на скорости 270 вылетаем на южную оконечность острова — открывается вид на океан, небо и вода сливаются в дымке. Путь пролегает прямо у обрыва, от падения вниз отделяет лишь небольшой отбойник. Резкий поворот — солнце слепит, но движению это не мешает. Сияние заполняет салон (вид из кабины хорош), мир покрывается золотистой глазурью. Постепенно краски тускнеют, последние лучи отскакивают от кузова авто, закат в реальном времени перетекает в ночь, на сцену выходят звезды и огромная луна.
Ибица зелена: ковер травы покрывает все в округе, но других растений немного, в основном это кустарники и крупные деревья. Они не дают земле остаться «голой», а заодно усмиряют ретивых любителей «срезать» путь. Стоит свернуть с гладкого асфальта — так или иначе поцелуешься с флорой. Но это не везде — местами деревья будто обступают, превращаясь в полноценный лес. Гавайи такими массивами встречали чаще. Тем временем трасса приводит в город на берегу.
Прекрасная бухта, мерцание огней дорогих отелей, небо затянуто тучами, свет окон заменяет звезды, первые капли дождя червячками сползают по лобовому стеклу… Стеклоочистители нам не понадобятся — не даром их нельзя включать. Ливней тут не бывает, капли просто размазываются, а сцепление с дорогой, как и ожидалось, ухудшается. Дождь сравнительно быстро заканчивается, небо проясняется, скоро утро. Чернота уступает лазури, первые лучи робко прорезают темень, отвлекаешься на секунду — рассвет заливает сонный город до краев.
Так ощущается TDU2. Мир цельный, а гонки — всего лишь его небольшие куски, подчиненные общим законам. Делим единую картину на трассы внутри острова, побережье, бездорожье, ночью, днем или в дождь. Причем не важно, какой из стальных коней под нами, разве что размазывание на скорости лучше заметно.
Автопарк
Машин в TDU2 много… по крайней мере на первый взгляд. Магазины щедро разбросаны по двум островам. «Мерседес», «Бугатти», «Ауди», «Шевроле», «Форд», «Феррари» и «банда» европейских суперкаров — «Аскари», «Кенигсегг», «Спайкер»… Классика опять же — «Лянча», «Мустанг», «Лотус». В диковинку — джипы «Туарег», «Мерседес» серии ML, Audi Q7, Range Rover и другие. Не 1000 авто, как известно где, конечно, но у всех проработанный салон, даже некоторая интерактивность есть. Но бедная — вместо какого-то интересного функционала всего три опции: опустить стекла, сложить крышу (если она это умеет) и померцать поворотниками. Про кнопку активации забываешь через пять минут езды. Мигать желтыми огнями на полупустых трассах будет только истинный извра… хм, ценитель. Внутри тачки, правда, можно вертеть головой, рассматривая богатство отделки, но…
Главная неприятность TDU2 — аляповатые, ненатуральные авто (это обозначает грубо, неизящно сделанные, а то там кто-то в комментариях сомневался в моих познаниях — привет ему). Модели словно пластиковые, хотя мир радует видом. Получается трагическое несоответствие объекта и окружения. TDU2 одновременно напоминает древнейшую в плане технологичности GTA: San Andreas и безызвестную гонялку средней руки года эдак 2005-го. При взгляде на кузов не покидает неприятное ощущение — вместо глянца дорогих красок дешевая китайская игрушка. В салоне этот привкус чуть ослабевает, но даже в лучших болидах интерьер выглядит неубедительно. GPS в центральной консоли у некоторых машин предательски разрушает хоть какое-то погружение. Он выглядит чуждо. Вспомните старые фильмы: всегда легко понять, работает ли телевизор в кадре, или изображение наложили отдельно. Так и тут. Кто-то даже подметил во время одного из стримов, что TDU2 у Gran Turismo 5 по полной… как говорил Джей. И по причине невеликолепности железных коней — в одну из первых очередей.
Но вернемся к конкретике. Авто делятся на классы: А — дорожные; B — джипы; C — классика. 7 категорий по мощности и крутости для А, в B — 4 уровня, в C — всего три. В каждой такой группе — три-четыре транспортных средства. Редко больше. Привычная вроде бы картина, не так ли? Но разделение жесткое. Если турнир, то только на определенной тачке. Отсюда рождается однообразие, на него многие жалуются. Берем, допустим, стартовую «Лянчу». Нам на ней — два турнира пройти (и кубок) просто-таки придется. Заходим в гонку… и кто наши противники? «Лянчи», «Мустанги» и «Лотусы». Восемь участников — три марки. И так дюжина соревнований, хорошо хоть некоторые из них на время или на удержание максимальной скорости. Чувство постоянного повторения не проходит — всякий раз перед началом заезда нам показывают старт с разных ракурсов. Кучка пластиковых машинок. От колымаг низшего уровня до топовых А1 так и будет. И деваться некуда. Физика и ощущения от управления тоже не способствуют… если не забраться в настройки (нужен контроллер от Xbox 360 на ПК, для консолей тоже актуально) — игра направлена на широкую аудиторию, упрощенность заметна. Зато если хорошенько покопаться, то можно научить TDU2 понимать оба стика, уровень подачи топлива регулируется плавно, руль — мягко слушается. Однообразие — второй серьезный камушек в огород TDU2. Я долго и упорно пытался добраться до микс-соревнований хотя бы из разных классов, но так и не нашел таковых. Прокачался до 15 уровня, закупил суперкаров, но толку нет — гонки так и проходят по «лестничному» сценарию.
Что касается улучшений, то дело это весьма неоднозначное. Во-первых, нужно найти мастерскую, которая привязана к стране-изготовителю. Во-вторых, прокачать уровень «путешествий» (один из четырех параметров героя, о них ниже), чтобы открыть сами улучшения. В базовом варианте доступна только первая отметка. Чтобы заработать максимальную четвертую, нужно тщательно исколесить местность рядом с автосервисом. Еще хороший вариант — помогать NPC в их делах. Эти товарищи отмечаются специальным значком, платят сущие гроши и регулярно то пропадают, то появляются вновь. Это своего рода мини-игры с простыми условиями: доберись до финиша на время или без помарок и улетов с дороги; держи высокую скорость, развлекая пассажира; следуй за нечестной женой и далее в таком духе. На эти очки «путешествий» завязаны шмотки и прически в магазинах и парикмахерской. Чем дальше проходишь — тем сильнее ощущается их нехватка. В одном из салонов одежки мне не удалось купить вообще ничего: «Маловато достижений!» — отрезал продавец. Достижения и различные побочные «фишечки» — вообще значительный кусок TDU2, о них и поговорим.
«Фишечки» и свистелки
Со времен первой Test Drive Unlimited мир вырос вдвое — мотоциклы вырезали к чертям, а к привычной езде кое-чего добавили. Это «кое-что», правда, я не берусь перечислять — всяких мелких штучек в TDU2 много. Не уверен даже, что попробовал их все. Уже давно разработчики пытались гоночки как-то разнообразить. Тут для этого решили ввести персонажа и социализировать его. Собственно социум колесит по хайвеям вместе с нами, я даже победил какого-то журналиста в первые дни запуска серверов, еще до релиза. Повстречать других геймеров можно в магазинах, аэропорту, автосалонах. Пробуем подружиться — получаем очки контактов. Они влияют на наш общий уровень, а он добавляет всяких-разных полезных штук. К примеру, специальный детектор отсылает к еще одной «фишке» — фотографиям. Это особая мини-игра простейшей сути: отыщи место, сделай снимок в определенных условиях. Но место просто так не найти, острова-то огромные! А вот с устройством легче. Максимальный уровень — 60. И складывается он из различных активностей: путешествия, гонки, мода и контакты. Сколько там на высшей точке бонусов дают — даже представить не могу. TDU2 хватает на многие часы — глядишь, к грядущей Live-трансляции что-то да узнаем (кстати, приглашаю желающих покататься — следите за новостями).
Очки моды складываются из покупки домов (которые нужны для расширения гаража), новых машин и шмоток. О путешествиях мы уже говорили, разве что стоит добавить — по островам разбросаны разбитые тачки, если найти их все, то полагается приз. Каждый найденный кузов тоже добавляет баллов. Это для самых прожженных, меня такие аркадные «собери все» только отпугивают — манчкинский дух требует, здравый смысл с воплями протестует.
Стоит отметить интересный прибор — «конвертер трюков в деньги» (название заставляет улыбнуться). Его крепят к нашим тачкам раз и навсегда. Проносимся с ветерком мимо трафика — получаем немного денег, но они как бы «висят» до следующего уровня безумств. Полоска добирается до края от быстрой езды, заносов или прыжков, и деньги можно списать на счет нажатием кнопки. Но можно рискнуть и раскрутить счетчик еще сильнее. Чем опаснее и продолжительнее маневры, тем больше сумма; серия прерывается после столкновения. Сделано это чудо, чтобы игроку не скучно было колесить по островам. Да, зарабатываются копейки — больше 1000 баксов без напряга не сделаешь. Но, с другой стороны, гонять по неизведанным местам все равно придется, а так хоть не зря.
Жизни сетевой дела
Множество возможностей заточены под сетевое взаимодействие. Самое простое — встретиться на дороге и скатать случайную трассу в режиме один на один. Ставки небольшие, зато все быстро и стремительно. Другие игроки ездят вместе с нами — интерфейс сигнализирует заранее, так что соперников и друзей видно как из кабины, так и на общей карте.
Различных рейтинговых и свободных гонок по Сети тоже много. Настолько, что часто и соревноваться не с кем. С момента релиза прошло не так уж много времени — если в салонах еще и можно увидеть толпы, то едва справляющиеся с потоком игроков сервера размазывают популяцию по двум островам очень тонким слоем. Есть еще центр пользовательских заездов — настройки тут богатейшие, но вместе состязаться не получится. Такие испытания либо на время, либо на скорость, а побеждают обладатели лучших машин… и читеры, так что туда лезть — только на гребне волны, когда все уже достигнуто.
К сожалению, буйный цвет социальной жизни омрачен багами и недоработками. Меняющие цвета дисков автомобили — это, конечно, мелочи. А вот «лежащие» сервера, отсутствующие функции и прочие неполадки подобного характера — это прискорбно. Сейчас TDU2 пытаются активно патчить. Eden Games с сочными следами пенделей общается с аудиторией на форумах и пытается хотя бы «держать в курсе». Думаю, будет полезно — по ссылке можно узнать, в каком статусе проблемные дела. Жаль, но на момент написания статьи большая половина онлайновых сервисов не функционировала. Крестим пальцы и верим, что до весны все починят, и сетевые взаимодействия (в том числе «клуб») мы посмотрим в прямом эфире.
***
Test Drive Unlimited 2 отлично вернула серию к корням. Огромные просторы, интерактивность, еще и социализация… Да и разработчики без дела не сидят — следят за продуктом. А там и дополнения разные будут… Для широкой, без пристрастий к симуляторам и даже к играм в целом целевой аудитории — годится. В TDU2 можно зайти на треть часа, чтобы проехаться по неизведанным дорогам. Сюда можно заглянуть, быстренько, за часок, одолеть еще один турнир, выполнить пару отдельных испытаний или сразиться с другими игроками. Отрадно, что серия «нашла себя». Это похвально.
Плюсы: огромный простор; множество уровней и достижений; ассортимент автомобилей; детализированные кабины; невысокие системные требования; глобальность подхода; сетевые взаимодействия.Минусы: машины выглядят неубедительно, напоминают пластиковые модельки; редкие баги; повторяющиеся соревнования и комментарии; сюжет — пафосная чушь.
Все материалы к игре
www.degames.ru
Обзор игры Test Drive Unlimited 2
Версия для печати страницы: Обзор игры Test Drive Unlimited 2Все самое свежее об играх читайте и смотрите на StopGame.ru Игр со словами Test Drive в названии очень много. Наверняка когда-то кто-то даже снимет полноценную историю серии. Интересно же: «Тест-драйвы» на полках магазинов почти 25 лет — и за этот срок их кидало в крайности не раз. Они успели побывать на туче платформ, узрели смерть Commodore, Atari и CGA-графики. Test Drive уже «ходила в школу» и имела аж 11 инкарнаций (три проекта и восемь сборников и дополнений), когда в 1994-м году появилась Need For Speed. Еще в 1990-м Test Drive 3 предложила пачку новшеств: свободный мир, кое-где полигональная графика… на лобовое стекло даже бабочка могла сесть, а стеклоочистители оказывались незаменимыми в снежную бурю или дождь.А потом серию понесло во все тяжкие. В 1997-м году она зачем-то решила тягаться с Need For Speed. Свободный мир съели мыши, авто лишились кокпитов, вместо хотя бы симпатичных спрайтово-пиксельных изображений — корявые 3D-модели в уродливом, полностью объемном окружении времен зари компьютерной графики. Зато серия унаследовала проблемы предшественников из восьмидесятых: ужасное управление, странную физику, глуповатый AI. К пятой части все стало вообще плохо. Сам помню — играть было невозможно. Частая жалоба — компьютерные противники обгоняют, не оставляя шансов. Так и было.
Попутно выпускались еще Test Drive Off-Road. Первая — страшная снаружи и внутри, вторая — получше, с экономической системой. Третья — просто развитие идей. У основной серии дела стали еще хуже: Test Drive под номером 6 проблем не исправила — слабая внешность, досадное управление и ироничное отношение AI. Полицейский режим разве что вытягивал — для тех, кому поднадоела Need For Speed: Hot Pursuit.
Test Drive 6. А в это время Need For Speed выкатила High Stakes. С турнирами, улучшениями, деньгами. Даже машины можно было ставить на кон.
Для меня все закончилось в 2000-м году. После вышли всего две части: ремейк четвертой про уличные гонки и эксклюзивно консольная Eve of Destruction про автобои на арене. Самая приличная Test Drive, 2002-го года выпуска, оказалась и наименее заметной.Теперь вы имеете некоторое представление о серии — и понимаете, что первая Test Drive Unlimited стала настоящим возвращением к корням и перерождением. Бескрайний остров, километры ровных дорог, магазины, камера в кабине, полноценная поддержка руля, хоть немного функциональный салон и приятное благородство роскошных автомобилей с легким налетом приятных современных технологий. GPS внутри Nissan 350Z дублировал карту! Восторг, хоть и сдобренный багами. Мотоциклы оказались вообще неуправляемыми, а игра быстро исчерпала себя — стоило сесть в настоящую машину, и увлекательность симуляции испарилась. Однако ж это был прорыв — после десятилетий всякого разного пугающего фуфла прямо манна. Возвращение удалось, вторая часть пошла в том же направлении. Только количество штучек, «фишечек» и рюшечек увеличилось. Осталось только выяснить, выместили они остальное или это странное щекочущее чувство «чего-то не того» лишь потому, что в ногу мне поддувает корпусной вентилятор?
Скорость в режиме «пузом по асфальту» чувствуется отлично. Даже на плохоньких машинах.
Остров? Дайте два!Ибица! Море, пляжики, бодрящий ветерочек и богатенькие ребята рассекают на дорогих авто. Мы буквально ныряем в эту жизнь — стремительная карьера от парковщика без работы до гонщика в престижном соревновании. Сюжет — чисто косметический. Вот проводится состязание «Корона солнца», но один из участников сломал ногу в трех местах. И теперь нашему герою, внешность которого можно задать в начале, предстоит от нижних ступеней пройти до самых высот. По пути, чтобы не скучать, заглядывая в магазины одежды, парикмахерские, покупая дома — можно даже услугами пластического хирурга воспользоваться. Годами проверенная схема… и вряд ли это можно записать в плюсы. «Соревнование» выглядит абсолютно фальшивым, понты «Короны солнца», сдобренные килограммами пафоса (и местами не совпадающей с движениями губ озвучкой), вызывают отторжение. Но слушать комментарии организатора придется часто — они повторяются и лишний раз напоминают об искусственности происходящего…
Зато остров действительно огромный. Ибица не уступает Гавайям из первой части. Правда, разницы меж ними особой не чувствуется (хотя из-за размеров территории я, пожалуй, мог и не насмотреться на Гавайи в достаточной мере). Буйная зелень, сотни километров дорог, прекрасные закаты, сапфировый океан… Выглядит вторая часть получше, цвета стали сочнее, а асфальт играет бликами и отражениями после дождя. Технологический прогресс заметен. При этом система не подыхает под натиском графики — насладиться пейзажами Test Drive Unlimited 2 (далее TDU2) смогут многие.
Особенно хорошо острова раскрываются в обзорных гонках. Сто с лишним километров по извилистому маршруту. Таймер в верхнем углу безжалостно отмеряет более 50 минут. Это уникальная черта TDU2. Среди остальных такие продолжительные заезды может позволить себе разве что Gran Turismo 5, но и там они — кольцевые. А здесь панорама постоянно меняется. Проносимся мимо полей, что там растет — не понять, похоже на пшеницу, светло-бежевые колоски обступают дорогу по обеим сторонам. Поддаем газу, на скорости 270 вылетаем на южную оконечность острова — открывается вид на океан, небо и вода сливаются в дымке. Путь пролегает прямо у обрыва, от падения вниз отделяет лишь небольшой отбойник. Резкий поворот — солнце слепит, но движению это не мешает. Сияние заполняет салон (вид из кабины хорош), мир покрывается золотистой глазурью. Постепенно краски тускнеют, последние лучи отскакивают от кузова авто, закат в реальном времени перетекает в ночь, на сцену выходят звезды и огромная луна.
Восход над океаном. В главной роли — Lotus Evora.
Ибица зелена: ковер травы покрывает все в округе, но других растений немного, в основном это кустарники и крупные деревья. Они не дают земле остаться «голой», а заодно усмиряют ретивых любителей «срезать» путь. Стоит свернуть с гладкого асфальта — так или иначе поцелуешься с флорой. Но это не везде — местами деревья будто обступают, превращаясь в полноценный лес. Гавайи такими массивами встречали чаще. Тем временем трасса приводит в город на берегу.Прекрасная бухта, мерцание огней дорогих отелей, небо затянуто тучами, свет окон заменяет звезды, первые капли дождя червячками сползают по лобовому стеклу… Стеклоочистители нам не понадобятся — не даром их нельзя включать. Ливней тут не бывает, капли просто размазываются, а сцепление с дорогой, как и ожидалось, ухудшается. Дождь сравнительно быстро заканчивается, небо проясняется, скоро утро. Чернота уступает лазури, первые лучи робко прорезают темень, отвлекаешься на секунду — рассвет заливает сонный город до краев.
Так ощущается TDU2. Мир цельный, а гонки — всего лишь его небольшие куски, подчиненные общим законам. Делим единую картину на трассы внутри острова, побережье, бездорожье, ночью, днем или в дождь. Причем не важно, какой из стальных коней под нами, разве что размазывание на скорости лучше заметно.
Так выглядят турниры. Вообще все. Наперегонки, на скорость, на время, на выбывание…
АвтопаркМашин в TDU2 много… по крайней мере на первый взгляд. Магазины щедро разбросаны по двум островам. «Мерседес», «Бугатти», «Ауди», «Шевроле», «Форд», «Феррари» и «банда» европейских суперкаров — «Аскари», «Кенигсегг», «Спайкер»… Классика опять же — «Лянча», «Мустанг», «Лотус». В диковинку — джипы «Туарег», «Мерседес» серии ML, Audi Q7, Range Rover и другие. Не 1000 авто, как известно где, конечно, но у всех проработанный салон, даже некоторая интерактивность есть. Но бедная — вместо какого-то интересного функционала всего три опции: опустить стекла, сложить крышу (если она это умеет) и померцать поворотниками. Про кнопку активации забываешь через пять минут езды. Мигать желтыми огнями на полупустых трассах будет только истинный извра… хм, ценитель. Внутри тачки, правда, можно вертеть головой, рассматривая богатство отделки, но…
Главная неприятность TDU2 — аляповатые, ненатуральные авто (это обозначает грубо, неизящно сделанные, а то там кто-то в комментариях сомневался в моих познаниях — привет ему). Модели словно пластиковые, хотя мир радует видом. Получается трагическое несоответствие объекта и окружения. TDU2 одновременно напоминает древнейшую в плане технологичности GTA: San Andreas и безызвестную гонялку средней руки года эдак 2005-го. При взгляде на кузов не покидает неприятное ощущение — вместо глянца дорогих красок дешевая китайская игрушка. В салоне этот привкус чуть ослабевает, но даже в лучших болидах интерьер выглядит неубедительно. GPS в центральной консоли у некоторых машин предательски разрушает хоть какое-то погружение. Он выглядит чуждо. Вспомните старые фильмы: всегда легко понять, работает ли телевизор в кадре, или изображение наложили отдельно. Так и тут. Кто-то даже подметил во время одного из стримов, что TDU2 у Gran Turismo 5 по полной… как говорил Джей. И по причине невеликолепности железных коней — в одну из первых очередей.
Вид из салона. Немного портит обзор затемненное лобовое стекло.
Но вернемся к конкретике. Авто делятся на классы: А — дорожные; B — джипы; C — классика. 7 категорий по мощности и крутости для А, в B — 4 уровня, в C — всего три. В каждой такой группе — три-четыре транспортных средства. Редко больше. Привычная вроде бы картина, не так ли? Но разделение жесткое. Если турнир, то только на определенной тачке. Отсюда рождается однообразие, на него многие жалуются. Берем, допустим, стартовую «Лянчу». Нам на ней — два турнира пройти (и кубок) просто-таки придется. Заходим в гонку… и кто наши противники? «Лянчи», «Мустанги» и «Лотусы». Восемь участников — три марки. И так дюжина соревнований, хорошо хоть некоторые из них на время или на удержание максимальной скорости. Чувство постоянного повторения не проходит — всякий раз перед началом заезда нам показывают старт с разных ракурсов. Кучка пластиковых машинок. От колымаг низшего уровня до топовых А1 так и будет. И деваться некуда. Физика и ощущения от управления тоже не способствуют… если не забраться в настройки (нужен контроллер от Xbox 360 на ПК, для консолей тоже актуально) — игра направлена на широкую аудиторию, упрощенность заметна. Зато если хорошенько покопаться, то можно научить TDU2 понимать оба стика, уровень подачи топлива регулируется плавно, руль — мягко слушается. Однообразие — второй серьезный камушек в огород TDU2. Я долго и упорно пытался добраться до микс-соревнований хотя бы из разных классов, но так и не нашел таковых. Прокачался до 15 уровня, закупил суперкаров, но толку нет — гонки так и проходят по «лестничному» сценарию.Что касается улучшений, то дело это весьма неоднозначное. Во-первых, нужно найти мастерскую, которая привязана к стране-изготовителю. Во-вторых, прокачать уровень «путешествий» (один из четырех параметров героя, о них ниже), чтобы открыть сами улучшения. В базовом варианте доступна только первая отметка. Чтобы заработать максимальную четвертую, нужно тщательно исколесить местность рядом с автосервисом. Еще хороший вариант — помогать NPC в их делах. Эти товарищи отмечаются специальным значком, платят сущие гроши и регулярно то пропадают, то появляются вновь. Это своего рода мини-игры с простыми условиями: доберись до финиша на время или без помарок и улетов с дороги; держи высокую скорость, развлекая пассажира; следуй за нечестной женой и далее в таком духе. На эти очки «путешествий» завязаны шмотки и прически в магазинах и парикмахерской. Чем дальше проходишь — тем сильнее ощущается их нехватка. В одном из салонов одежки мне не удалось купить вообще ничего: «Маловато достижений!» — отрезал продавец. Достижения и различные побочные «фишечки» — вообще значительный кусок TDU2, о них и поговорим.
Вот так в любой точке острова можно сделать фото.
«Фишечки» и свистелкиСо времен первой Test Drive Unlimited мир вырос вдвое — мотоциклы вырезали к чертям, а к привычной езде кое-чего добавили. Это «кое-что», правда, я не берусь перечислять — всяких мелких штучек в TDU2 много. Не уверен даже, что попробовал их все. Уже давно разработчики пытались гоночки как-то разнообразить. Тут для этого решили ввести персонажа и социализировать его. Собственно социум колесит по хайвеям вместе с нами, я даже победил какого-то журналиста в первые дни запуска серверов, еще до релиза. Повстречать других геймеров можно в магазинах, аэропорту, автосалонах. Пробуем подружиться — получаем очки контактов. Они влияют на наш общий уровень, а он добавляет всяких-разных полезных штук. К примеру, специальный детектор отсылает к еще одной «фишке» — фотографиям. Это особая мини-игра простейшей сути: отыщи место, сделай снимок в определенных условиях. Но место просто так не найти, острова-то огромные! А вот с устройством легче. Максимальный уровень — 60. И складывается он из различных активностей: путешествия, гонки, мода и контакты. Сколько там на высшей точке бонусов дают — даже представить не могу. TDU2 хватает на многие часы — глядишь, к грядущей Live-трансляции что-то да узнаем (кстати, приглашаю желающих покататься — следите за новостями).
Очки моды складываются из покупки домов (которые нужны для расширения гаража), новых машин и шмоток. О путешествиях мы уже говорили, разве что стоит добавить — по островам разбросаны разбитые тачки, если найти их все, то полагается приз. Каждый найденный кузов тоже добавляет баллов. Это для самых прожженных, меня такие аркадные «собери все» только отпугивают — манчкинский дух требует, здравый смысл с воплями протестует.
Стоит отметить интересный прибор — «конвертер трюков в деньги» (название заставляет улыбнуться). Его крепят к нашим тачкам раз и навсегда. Проносимся с ветерком мимо трафика — получаем немного денег, но они как бы «висят» до следующего уровня безумств. Полоска добирается до края от быстрой езды, заносов или прыжков, и деньги можно списать на счет нажатием кнопки. Но можно рискнуть и раскрутить счетчик еще сильнее. Чем опаснее и продолжительнее маневры, тем больше сумма; серия прерывается после столкновения. Сделано это чудо, чтобы игроку не скучно было колесить по островам. Да, зарабатываются копейки — больше 1000 баксов без напряга не сделаешь. Но, с другой стороны, гонять по неизведанным местам все равно придется, а так хоть не зря.
К другу в тачку, кстати, можно присесть. «Феррари» 430 изнутри.
Жизни сетевой делаМножество возможностей заточены под сетевое взаимодействие. Самое простое — встретиться на дороге и скатать случайную трассу в режиме один на один. Ставки небольшие, зато все быстро и стремительно. Другие игроки ездят вместе с нами — интерфейс сигнализирует заранее, так что соперников и друзей видно как из кабины, так и на общей карте.
Различных рейтинговых и свободных гонок по Сети тоже много. Настолько, что часто и соревноваться не с кем. С момента релиза прошло не так уж много времени — если в салонах еще и можно увидеть толпы, то едва справляющиеся с потоком игроков сервера размазывают популяцию по двум островам очень тонким слоем. Есть еще центр пользовательских заездов — настройки тут богатейшие, но вместе состязаться не получится. Такие испытания либо на время, либо на скорость, а побеждают обладатели лучших машин… и читеры, так что туда лезть — только на гребне волны, когда все уже достигнуто.
К сожалению, буйный цвет социальной жизни омрачен багами и недоработками. Меняющие цвета дисков автомобили — это, конечно, мелочи. А вот «лежащие» сервера, отсутствующие функции и прочие неполадки подобного характера — это прискорбно. Сейчас TDU2 пытаются активно патчить. Eden Games с сочными следами пенделей общается с аудиторией на форумах и пытается хотя бы «держать в курсе». Думаю, будет полезно — по ссылке можно узнать, в каком статусе проблемные дела. Жаль, но на момент написания статьи большая половина онлайновых сервисов не функционировала. Крестим пальцы и верим, что до весны все починят, и сетевые взаимодействия (в том числе «клуб») мы посмотрим в прямом эфире.
Игра наполнена такими вот вставками. Одежку главного героя/героини будем видеть часто.
***
Test Drive Unlimited 2 отлично вернула серию к корням. Огромные просторы, интерактивность, еще и социализация… Да и разработчики без дела не сидят — следят за продуктом. А там и дополнения разные будут… Для широкой, без пристрастий к симуляторам и даже к играм в целом целевой аудитории — годится. В TDU2 можно зайти на треть часа, чтобы проехаться по неизведанным дорогам. Сюда можно заглянуть, быстренько, за часок, одолеть еще один турнир, выполнить пару отдельных испытаний или сразиться с другими игроками. Отрадно, что серия «нашла себя». Это похвально.Плюсы: огромный простор; множество уровней и достижений; ассортимент автомобилей; детализированные кабины; невысокие системные требования; глобальность подхода; сетевые взаимодействия.Минусы: машины выглядят неубедительно, напоминают пластиковые модельки; редкие баги; повторяющиеся соревнования и комментарии; сюжет — пафосная чушь.
stopgame.ru
Обзор Test Drive Unlimited 2
В этом мире бесконечно можно смотреть на несколько вещей: как течет вода, как горит огонь, и как стелется дорога перед вашим Феррари или Ламборгини. Что касается первых двух пунктов – они вполне достижимы, но вот с третьим – как-то сложно. И в этом деле нам помогают видеоигры. Прокатиться за рулем Bugatti Veyron можно в Need For Speed или Gran Turismo с легендарным треком британского Top Gear. В этих играх есть все компоненты: дорогие автомобили, разнообразные трассы – городские, пустынные, горные серпантины, гоночные треки. Но есть кое-что, чего ни один из этих гоночных симуляторов и аркад не дает – ощущение мечты, и, как ни странно, реалистичности. Я не имею в виду дух скорости, реалистичную физику, а само отношение играющего к своей роли – некое сопереживание. И есть лишь одна игра, которую я знаю, которая давала именно это ощущение – Test Drive Unlimited. Eden Games с первой части заявили курс на солнечную атмосферу, дорогие автомобили и реалистичное проживание карьеры фаната гоночных авто. Обратите внимание не гонщика, а фаната и в какой-то степени даже коллекционера. И вот на трассу выкатилась вторая часть гоночной игры – Test Drive Unlimited 2.
Главное в этой игре – персонализация в погоне за мечтой. С самого начала вы можете выбрать – мальчика или девочку, одеть на свой вкус, сделать прическу. Кто знает – может получится похожий на вас человек. Правда, детализации явно не хватает - все герои выглядят клонами друг друга, хотя одежда, очки, и цвет волос делают свое дело. С другой стороны, у вас не будет Стигоподобный персонаж как в Gran Turismo, а вполне себе человек, со своей физиономией и голосом.
В игре вам предлагают участвовать в целой серии соревнований Solar Crown, ведь ваш протеже всегда мечтал стать героем автогонок. Постепенно вы будете подниматься по карьерной лестнице вверх – получать лицензии на новые классы, покупать новые автомобили, заселять все новые и новые домики, в поисках больших гаражей и, конечно же, выигрывать гонки одну за другой. Стоит сразу отметить, что в этой части есть хоть какой-то сюжет. Если прошлый Test Drive это тупое прохождение гонок с покупкой все новых автомобилей, то сейчас вы участвуете в целой серии гонок, которые являются частью огромного телевизионного шоу. Вам предстоит получить что-то типа wild-card на участие в соревнованиях и наводить шороха на культовых в здешних краях героев покрышек и двигателей по мере прохождения карьерного режима. Однако, как всегда, постоянно гоняться необязательно. Иногда можно и нужно отдыхать, заезжать в магазины за одеждой, просто кататься по улицам – для этого также все предусмотрено и, поверьте, путешествие по улицам острова в океане – это незабываемо.
В качестве локации в начале игры выбрано вполне конкретное райское местечко – Ибица. Впоследствии, достигнув 10 уровня, вы сможете слетать на Гавайи. Как и в прошлой части, на всех локациях вы найдете все возможные дороги – городские улочки, автобаны, горные серпантины и пр. И если одной из особенностей первой игры были мотоциклы, то в TDU 2 вы встретите джипы. Честно, мне это напомнило NFS Underground 2, в котором гонки можно было проводить на запимпанных джипах как у Снуп Догги, Нелли и Пафф Дэдди. В связи с вводом такой тяжелой и проходимой техники – в игре отдельно выделились – бездорожье и грунт.
Машин, как и в первой части, предостаточно, и, чтобы выбрать, лучшее авто в своем классе приходится объездить 3-4 салона и мучительно выбирать между несколькими красотками. Что касается нововведений, то помимо уже упомянутого класса джипов появилась целая система прокачки персонажа, которая предусматривает один глобальный уровень и 4 подуровня (competition, social, discovery, collection). К примеру, от уровня исследования зависит количество одежды в магазине и т.д. Также к нововведениям относится система FRIM – за счет ряда действий (заносы, прыжки и проезды рядом с другими машинами на скорости) накапливается шкала, которая впоследствии превращается в денежный эквивалент. Таким образом, в пути до следующей точки вашего маршрута вы можете заработать некую сумму денег. Еще одна новенькая фишка игры – возможность персонализации. Помимо одежды стало возможно сходить к парикмахеру и даже сделать пластическую операцию.
Очень многое в игре завязано на мультиплеер. Огромное количество трасс, которые встречаешь по дороге и специальный клуб, вход в который можно осуществить только посредством игры в онлайне. Также тут есть казино, которое работает только в онлайне. Правда, онлайновый режим из самых интересных стал самым слабым местом игрового процесса. Сервера постоянно обваливаются, а отсутствие системы, где вы бы могли выбрать друзей в качестве соперников, сводит всю социализацию к стычкам со случайными игроками.
Гоночные режимы особых изменений не получили. Гонки, нокауты, тайм-трайалы, засечки по скорости, а также такси для супермоделей, в общем и целом все, как и было. Если только новым прибавлением считать фотостудию: тут по заказу нужно сделать 20 разных фото. Причем нужные локации найти не так то и просто, плюс включаются различные требования: погоды, времени и машины, которая должна попасть в кадр. Что касается автоштучек, то тут также случились видоизменения. Официальные дилеры остались, куда ж им деться, но также появился человек, который торгует б/у транспортом на порядок дешевле. Помимо этого появилась возможность помыть свой автомобиль. Связано это, прежде всего, с грунтовыми дорогами – пыль, летящая из под колес, превращает автомобиль в грязную лошадь, которая требует искупаться. Тюнинги и покраски из прошлой части – также никуда не делись.
Звук в игре. Сначала именно он заставил задуматься. Ну нету тут «Полета Валькирии», и осталось всего две радиостанции – RockRadio и Hariba. Обе радиостанции наполнены отличной музыкой для дороги и предельных скоростей, но все же классики как-то не хватает.
А теперь о недостатках. В геймплей вплели кучу маленьких фишек, которые красной нитью влились в общую канву. Например, поиски заброшенных и разбитых машин. Всего на острове их спрятано десять и от этого зависит уровень исследования территории, а, следовательно, количество возможной одежды в магазине. В общем, в игре многое взаимосвязано.
Графика. И тут у меня много вопросов к разработчикам. Со времен первой части она не только не улучшилась, но, пожалуй, что и ухудшилась. В прошлом графику неплохо спасал motion-blur, сейчас Eden Games решили избавиться от этого эффекта, и получилось, что все огрехи движка стали видны. Ветки деревьев выглядят немного квадратными, а в пути вы видите, как дальний вид отрисовывается и это сильно напрягает, или же в туннеле вы видите сначала машину, а уже потом резко включаются ее фары.
В управлении машиной также кое-что изменилось. Помимо гудка, сигнала фарами и открывания/закрывания стекол, появились поворотники. Включаются они через отдельное меню, поэтому только в случае, если вы хотите прослыть ну очень аккуратным водителем – будете ими пользоваться.
Баги: их в игре предостаточно. Например, если подъехать близко к автобусу на светофоре, он начинает сигналить ни с того ни с сего, а если подъехать к легковушке или медицинской машине на светофоре, то вы рискуете увидеть открывающиеся багажник или двери авто: довольно странное ощущение. Дальше больше, если наступает ночь, то, как только вы хотите моргнуть, чтобы создать соревнование, вы видите не лишний свет, а наоборот – выключение всего света. В гонках если вы опоздали со стартом, машины соперника не объезжают вас, а протискиваются через вас как привидения. И таких мелких шероховатостей в игре довольно много – побольше, чем в первой части.
Еще один пункт нареканий и споров – искусственный интеллект. По улицам трафик вновь ездит с недозволенными скоростями. Безусловно, радует, что эти машины перестали врезаться друг в друга. Что же касается ИИ в гонках – он тоже не сильно радует. Обогнав соперников, легко уходишь на добрую сотню метров вперед безо всяких проблем или на несколько секунд выигрываешь на чекпоинте в случае гонки на время.
Подведем итоги, в эту игру не влюбляешься с первого раза, да и со второго в общем тоже. Включив игру в третий раз – думаешь, а, собственно, почему бы и нет. В четвертый, пятый и десятый ты уже не оправдываешься перед собой и просто гоняешь по улицам на своем спорткаре. И все это несмотря на не лучшую графику и глюки, которые так или иначе замечаешь и плюешься. Но при этом игра не попахивает садомазохизмом. Секрет, на мой взгляд, куда проще. Как я и сказал в начале – Test Drive Unlimited это не реальный симулятор типа Gran Turismo, но и не совсем аркадная гонка, как например последний NFS. У Test Drive Unlimited свой особый подход к миру гонок. Это игра для фанатов дорогих авто, для фанатов скорости и для аристократов в душе, которые мечтают пройти по гаражу и провести пальцем по своим блестящим суперкарам, смахнув накопившиеся пылинки. У игры есть свой неповторимый дух и, если хотите, шарм. И она завораживает, в этот мир хочется вернуться, но не чтобы вдарить по газам и сжечь покрышки, а чтобы спокойно приоткрыть окно, поездить по улицам и набережным вдоль океана, сыграть в казино и купить себе пару-тройку суперкаров. Это ли не мечта?
Тестировалась версия для Xbox 360
gamemag.ru