Воля человеческая. Рецензия на фильм «Прибытие». Обзор прибытие


Обзор фильма "Прибытие" (2016)

"Прибытие" - настоящий фильм-откровение. Ещё год назад никто не мог и помыслить, что экранизация ранее считавшейся неэкранизируемой повести Тэда Чана "История твоей жизни" станет одним из самых ожидаемых и самых высокооценённых фильмов 2016 года.

Но в итоге, картина Дэни Вильнёва ("Пленницы", "Убийца") оказалось чрезвычайно эмоциональной, умной, и красивой научно-фантастической драмой.

Дени Вильнёв

Тэд Чанг

В центре сюжета - лингвист Луиза Бэнкс, пытающаяся наладить контакт с таинственными пришельцами, чьи корабли появились в двенадцати точках по всему миру.

Вопреки трейлерам, "Прибытие" оказывается фильмом отнюдь не о проблематике первого контакта с пришельцами, а пронзительной притчей о восприятии времени и жизненных ценностях. Фильм сложно упрекнуть в недостатке научности, а лингвисты и филологи в определённые моменты и вовсе дружно предадутся сапиооргазму, но в ядре сюжета - драма потерявшей ребёнка матери, оборачивающаяся в финале нечто большим нежели банальная слёзовыжималка. По силе и глубине посыла, "Прибытие" находится на одном уровне с "Интерстелларом" Кристофера Нолана. Но там, где британский демиург действует в своём фирменном морализаторском ключе чтобы достучаться до широких масс, Вильнёв работает тоньше, создавая свой шедевр в первую очередь для интеллектуального меньшинства.

Однако "Прибытие" - услада не только для мозга, но также для глаз и ушей. Великолепный минималистичный стиль во всём - в дизайне пришельцев и их кораблей, в саундтреке Йохана Йоханнссона, и в пейзажах - порадует чуткую эстетскую душу.

Пришельцы из «Прибытия» загадочны, необычны, и впечатляющи.

 

А чего только стоит музыка из открывающей сцены!

А ещё здесь выдающийся актёрский состав: клюевые роли исполнили Эми Адамс, Джереми Реннер, и Форест Уитакер. Все лицедеи как будто родились для своих ролей, в особенности - исполнительница главной роли  Эми Адамс.

 

Эми Адамс — Луиза Бэнкс

Главная героиня картины. Невероятная игра Эми Адамс - одно из главных достоинств картины. Луиза Бэнкс в исполнении Адамс - один из лучших женских персонажей в наше чрезмерно объективизированное время. А ещё, женственная, умная, и решительная Луиза просто невероятно сексуальна в оранжевом скафандре.

 

Джереми Реннер — Йен Доннели

Неожиданно, Джереми Реннер очень убедителен в аплуа простячка-добрячка учёного. А мы-то думали что ему лишь спецагентов играть.

 

Форест Уитакер — полковник Вебер

А вот Форест Уитакер находится в типичном для себя амплуа - властный, но разумный старый вояка с левосторонним птозом.

 

СПОЙЛЕР! Ниже следует объяснение сюжета фильма "Прибытие"

Если не хотите портить себе удовольствие от просмотра, просто не читайте содержимое этого блока.

Весь фильм - демонстрация восприятия времени Луизой, получившей возможность видеть одновременно прошлое, настоящее, и будущее. Таким образом, подстать письменности пришельцев, сознание героини получает закольцованную во времени структуру, ровно как и все события картины. Это объясняет проблемы в её личной жизни: сцены с дочерью и мужем - видения будущего. Луиза выйдет замуж за Йена и родит от него дочь. Однако, благодаря приобретённому от пришельцев дару, после смерти ребёнка Луиза начинает по-другому относиться к жизни, и продолжает ценить каждый её момент.

obvm.ru

Фильм «Прибытие» — обзор, обсуждение и объяснение

Внимание! Спойлеры!

Фильм «Прибытие» по мере развития сюжета дает зрителю большое количество подсказок, но не открывает истины до самого финала.  Успех картины обусловлен мастерством режиссера Дени Вильнева и Теда Чана — автора рассказа «История твоей жизни», который лег в основу киноленты.   

Главная героиня произведения — лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс), которую привлекают для расшифровки языка гептоподов — инопланетной расы, прибывшей на Землю в таинственных черных кораблях. В то время, как международное сообщество обеспокоено присутствием незваных гостей и готовится дать вооруженный отпор, Луиза должна найти способ коммуникации с пришельцами.

Жюри кинофестиваля Торонто, где состоялась премьера «Прибытия», назвало работу Вильнева одним из лучших научно-фантастических фильмов последних десятилетий.  В дополнение к неожиданно высоким кассовым сборам картина снискала высокие оценки критиков и зрителей по всему миру.

По мере развития сюжета, «Прибытие» преподносит ряд парадоксальных открытий, которые предваряют неожиданный финал.  Тем не менее, многие загадки фильма требуют отдельного обсуждения, чем мы и займемся в этой статье.

Пришельцы — кто они?

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты  бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Несмотря на обеспокоенность военных почти сразу становится понятно, что пришельцы появились на Земле с мирными целями. Если бы они собирались атаковать, то сделали бы это незамедлительно. Очевидно, что гигантские корабли инопланетян появились здесь для одной лишь цели — установления контакта.

Пока разные страны мира пытаются наладить связь с кораблями, опустившимися на их территориях, Луиза, Иэн Доннели (физик) и полковник Вебер общаются с пришельцами, приземлившимися в штате Монтана. Двух представителей внеземной расы, делегированных для ведения переговоров, земные ученые для определенности называют Страшилой и Железным Дровосеком. Используя визуальные средства, Луиза и Иэн медленно и с большим трудом  налаживают коммуникацию с чужаками.

Чего они хотят?

Страшила и Железный Дровосек издают странные звуки, похожие на песни китов, а также рисуют круговые символы. Ученые быстро понимают, что язык и образ мыслей инопланетян радикально отличаются от человеческих. Поскольку гептоподы, как выясняется, воспринимают время нелинейно, их язык чрезвычайно трудно дешифровать.

После смерти одного из инопланетян (второй описывает ее, как «процесс умирания») второй пришелец заявляет, что их цивилизации потребуется помощь землян через три тысячи лет.  

Мы не получаем информации о характере угрозы, которой подвергается раса гептоподов. Но, согласно сюжету, они прибыли на нашу планету, чтобы заложить фундамент будущего сотрудничества с людьми, для чего и требуется научить землян странному языку пришельцев.

Что инопланетяне передают людям?

Учитывая опасность, угрожающую цивилизации гептоподов через три тысячи лет, они намерены обеспечить человечество нелинейным восприятием времени. Несмотря на то, что в контактах с инопланетянами было задействовано множество людей, лишь Луиза оказалась достаточно открыта и миролюбива для понимания пришельцев.

Многие страны заняли враждебную позицию по отношению к инопланетянам. Луиза оказывается единственной ниточкой, на которой болтается мирное решение вопроса.

Как устроен язык гептоподов?

Создатели «Прибытия» дают несколько подсказок, позволяющих понять принципы инопланетного языка.  

Согласно гипотезе Сепира — Уорфа, язык, на котором мы говорим, определяет наше восприятие реальности. Примерно в середине фильма Луизу начинают посещать видения, что сказывается на ее восприятии времени и собственных воспоминаний.

Главная сложность при декодировании языка пришельцев, с которой сталкивается Луиза, — иная структура. Люди составляют предложения, передающие звуки речи. Гептоподы, однако, при общении используют знаки, которые позволяют передавать полную историю объекта или явления разом. Язык гептоподов не имеет временной протяженности, он не завязан на прошлое, настоящее и будущее.

Как понять концовку?

Когда Луиза, говорит дочери, что ее имя «Анна» — это полиндром, мы получаем главный ключ к пониманию «Прибытия».  В начале фильма мы наблюдаем депрессивное состояние Луизы, связанное с болезнью и смертью дочери. У зрителя создается впечатление, что он наблюдает трагическую предысторию Луизы.  Но поскольку весь фильм — один большой палиндром, становится понятно, что болезнь ребенка не флешбэк, а флешфорвард.   Мы видим историю Луизы вне времени.

Этот парадокс — самая сложная для восприятия часть фильма. Когда Луиза похищает спутниковый телефон и связывается с китайским лидером, она использует знания о прошлом. Луиза повторяет Шану слова его умирающей жены: «война не создает победителей, она создает только вдов».   

Откуда у Луизы это знание? От самого  генерала Шана! В будущем, рассказывая о своих решениях во время прибытия гептоподов, Шан, вероятно, поведал всему миру о фразе своей жены (и Луизы), которая предотвратила войну.  

Получается, что снабдив Луизу своим языком, пришельцы наградили ее даром предвидения.

Выбор Луизы

Освободившись от линейного восприятия реальности, Луиза видит свою жизнь целиком — от начала до конца. Она терзается «воспоминаниями о будущем», о смерти еще неродившейся дочери.   Но выбор Луизы состоит в принятии жизни со всеми трагическими моментами, которые готовит будущее. Хотя героиня знает, что ее ждет гибель ребенка и развод с мужем, Луиза соглашается с таким будущим, ведь в нем есть и счастье.

Хотя жизнь Луизы может показаться предопределенной, дар инопланетян не исключает возможности выбирать свое будущее. Луиза не говорит Иэну о том, что будет с их дочерью, и когда муж предлагает ей завести ребенка, женщина с радостью соглашается, хоть и знает, что Иэн разорвет брак после смерти Анны.

Не совсем понятно, почему Иэн, как и Луиза не овладел языком и вневременным мышлением пришельцев.

Прибытие

Фильм заставляет по-новому воспринимать фразу Ральфа Уолдо Эмерсона «Жзнь — это путешествие, а не пункт назначения».   Во многом «Прибытие» — иллюстрация этой идеи.  Для Вильнева Луиза — ученица, а гептоподы — всезнающие профессора, которые учат ее лучше понимать свою жизнь. Пришельцы не дают ни решения проблем, ни спасения от смерти. Вместо этого фильм задает нам простой вопрос: если бы мы могли увидеть свою жизнь целиком, со всеми радостями и страданиями, стали бы мы что-то менять?

Луиза выбирает жизнь с ее победами и потерями, понимая, что путь стоит намного дороже, чем пункт назначения.

sci-fi-news.ru

Обзор фильма «Прибытие» - Рецензия, отзыв

Какими только не показывали пришельцев в кино: милыми и дружелюбными, грозными завоевателями, мудрыми наставниками и так далее. Казалось бы, с ними уже сложно придумать что-то интересное, что-то новое. Как бы не так! Режиссёр «Пленниц» и «Убийцы» Дени Вильнев со своей командой представили совершенно иной взгляд на внеземную расу.

«Прибытие» повествует о, собственно, прибытии внеземной цивилизации именуемых Гиптоподами (что это значит, узнаете сами). Двенадцать кораблей пришельцев «приземляются» во всех частях планеты. Но они бездействуют, зависнув в воздухе, вызывая хаос и беспорядок на улицах. Мировые правительства решают установить с ними контакт, но все попытки терпят провал.

Руководство США нанимает первоклассного лингвиста Лиуизу Бэнкс (Эми Адамс) и физика Яна Доннели (Джереми Реннер) для расшифровки незнакомого языка. В их руках оказывается судьба человечества. Постепенно, слово за словом ученые разбираются в непонятных символах и… Пожалуй, даже этой информации должно хватить, чтобы составить представление о сюжете. Здесь не будет перестрелок, космических путешествий и прочего, что мы привыкли видеть в фантастическом жанре.

Зачем? Почему? Что это такое? Во время просмотра возникает множество вопросов, на которые фильм даёт ответы в конце. Сюжетный поворот в конце может и не вводит в шок, но его непредсказуемость преуменьшать не стоит. Из-за финала действительно стоит перетерпеть некую неторопливость первых двух актов.

Несмотря на то, что первая половина посвящена раскрытию героев, запоминаются только главный дуэт и вояка-капитан, который то и дело толкает клишированные фразочки и служит больше юмористическим персонажем. Юмор, несмотря на серьезный тон, хорошо вписывается в картину. А вот некоторые фразы героев вызывают смех не от искрометной шутки, а от несуразности сказанного. Учитывая то, что диалоги наполнены терминами из разных сфер деятельности (типа «игра с ненулевой суммой»), это кажется странным. К счастью, таких моментов мало.

Вам наверняка интересно, в чем смысл фильма. Если без спойлеров, то в ядре картины лежит простая мысль — ничто не вечно.

В остальном у «Прибытия» все хорошо. Актёры выкладываются, заставляя верить в происходящее, музыка создаёт атмосферу, а съёмка и эффекты погружают в историю. Да, тут все работает на сюжет, отчего картина воспринимается как авторское кино, но только с большим бюджетом. За это стоит сказать большое спасибо Sony Pictures. Не многие выделяют много денег на такое неординарное (в каком-то смысле даже смелое) кино.

История «Прибытия» многогранна. Она заставляет додумывать и разбираться вместе с героями в происходящем. Самое интересное, что пришельцы в фильме выступают ружьем на стене – они инструмент для повествования. Во главе поставлена история человека, его прошлого и будущего.

В кино с 11 ноября 2016 года

pluggedin.ru

Обзор иностранной прессы по фильму «Прибытие», лучшему сай-фаю года от режиссера Дени Вильнева

В 2016 году на Землю уже не раз наведывались пришельцы. Нынче их намерения весьма прозрачны: колонизировать планету, а коренное население уничтожить. Так себя вели инопланетяне из «Дня независимости», «Пятой волны» и «Кловерфилд, 10». Вторженцы из фильма «Прибытие» выбились из этого ряда – они, так скажем, пришли договориться. По крайней мере, на контакт с ними выходят лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) и физик Ян Доннели (Джереми Реннер). Они должны разгадать язык внеземного разума, узнать об их намерениях и предотвратить глобальную катастрофу. Судьба человечества в руках представителя точных наук и гуманитария.

В основу фильма легла повесть Теда Чана «История твоей жизни», изданная в 1998 году. Сценарией по ней писал Эрик Хайссерер, у которого в фильмографии значатся ремейк «Нечто» и пятый «Пункт назначения». Увидев автора с таким послужным списком, можно было бы испугаться, но Хайссерер взял новую для себя высоту. Из-под его пера вышел первоклассный сценарий для одного из лучших фильмов этого года.

БОКС-ОФИС

«Прибытие» впервые показали в сентябре на Веницианском кинофестивале. В широкий прокат картина выходит только сейчас, 11 ноября. В США ей прочат скромные сборы, проводя параллель с «Районом № 9». Это сай-фай не для народных масс, а для ценителей умного научно-фантастического кино. Полнометражный дебют Нила Бломкомпа, который до сих пор остается его лучшей работой, напомним, стартовал с 37,4 миллиона долларов и в итоге заработал в Штатах 115,4 миллиона. Прогнозируемые сборы «Прибытия» несколько ниже – 21 миллиона на старте и 90 по итогам домашнего проката. Впрочем, этого хватит, чтобы окупить 47-миллионный бюджет. Вдобавок лента выходит в сезон наград, и, возможно, деньги – не главная ее цель.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ

 

* Рейтинг Rotten Tomatoes отображает процент положительных рецензий от их общего числа. Рейтинг Metacritic основывается на оценках, которые выставляют различные издания. Вычисляется средний рейтинг путем деления суммы оценок на количество рецензий с последующим округлением до целого числа.

«ПРИБЫТИЕ» ХВАЛЯТ

– За завершенность. Одна из главных проблем фильмов, которые берутся с размахом рассуждать на философские темы, – это наличие тезиса и гипотезы, но отсутствие вывода. «Прибытие» выдвигает теорию, строит логическую цепочку и приходит к заключению.

– За свежесть. «Прибытие» клишированно, но умудряется выглядеть по-новому.

– За саундтрек, который написал Йохан Йоханссон. Этот композитор работал с Дени Вильневом над «Пленницами» и «Убийцей». В этот раз ему удалсь сделать музкальное сопровождение, которое пробирает до дрожи.

– За операторскую работу Брэдфорда Янга, снявшего «грязный сай-фай». Все красиво, изящно и грациозно.

– За, что неудивительно, актерскую игру и режиссуру. Эми Адамс, Джереми Реннер и Дени Вильнев получили свои закономерные «плюсы».

«ПРИБЫТИЕ» РУГАЮТ

– За… не ругают, а скорее нехотя упрекают за легкое «провисание» в преддверии кульминации. Некоторым показалось, что темп сбился, когда в фильме появился политический контекст.

– За несбалансировать «мозга» и «сердца». Дени Вильнев же не документальный фильм снимал. Само собой, у его героев есть чувства, эмоции и своя история. Эта история должна трогать, вызывать сострадание. Так вот, достучаться он смог не до всех, однако таких мало.

– За логику – она, видите ли, не всегда понятна, но за ее ходом всегда интересно следить. Странная претензия, не находите?

ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ

«Пища для ума в “Прибытии” достойна звезд Мишлен. И без того красивую, провокационную аллегорию здесь превращают в мысль, которая может перевернуть ваше мировоззрение. Это захватывающая, головокружительная вещь от Вильнева». (Robbie Collin/The Telegraph)

«”Прибытие” – мозаика, запакованная в красивую коробку. Внутри упаковки эмоциональная и интеллектуальная глубина, которая поможет вам проглотить скрупулезно построенный сюжет. И, как любой качественный сай-фай, фильм находит что сказать о сегодняшнем мире; в частности, о необходимости коммуникации, о том, как мы должны преодолевать культурные различия, если мы хотим выжить как вид». (Dan Jolin/Empire)

«Довольно быстро становится ясно, что, будучи картиной про вторжение пришельцев, “Прибытие” не слишком-то заинтересовано в инопланетянах. Реакция человечевства – вот что важно. Дени Вильнев задает тон в самом начале, а далее следует взрослое, глубокомысленное зрелище, сосредоточенное не на сценарии конца света, а на сильном, полном нюансов размышлении о любви, взаимоотношениях и состоянии человечества». (Ben Bishop/The Verge)

«”Прибытие” в какой-то степени является анти-“Днем независимости”. Вильнев предпочитает встать в один ряд с куда более тонкой работой – с “Близкими контактами третьей степени” и с тяжеловесным (но не особо гуманистичным) “Интерстелларом”. Как и бывает в случае с заумными научно-популярными работами, “Прибытие” не всегда на 100% понятно, но всегда интересно». (David Rooney/The Hollywood Reporter)

«Я стал агностиком по отношению к фильмам такого рода после разочарований от “Интерстеллара” Кристофера Нолана и Midnight Special Джеффа Николса. Как бы то ни было, “Прибытие” попал в обе цели – получился интересным и чувственным». (Peter Bradshaw/The Guardian).

«В кульминационном моменте “Хранителей” Алана Мура ученый-миллиардер имитирует вторжение пришельцев, чтобы положить конец агрессии СССР и США, сплотив тем самым планету перед общим врагом. Дени Вильнев в “Прибытии” допускает обратное, показывая нам мир, в котором человечество не может работать сообща, несмотря на гостей с другой планеты. От фильма бегут мурашки по коже – спасибо операторской рабте Брэдфорда Янга и музыкальному сопровождению Йоханна Йоханнсона». (Alonso Duralde/The Wrap)

«Картина умно и умело снята. Один из тех случаев, когда операторская работа, саунд-дизайн, музыка и спецэффекты органично сливаются в единое целое». (Stephanie Zacharek/TIME)

ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ

Оператор Брэдфорд Янг в интервью Collider.com о том, почему «Прибытие» – это грязный сай-фай: «Как только мы решили, что картина будет о плоти и костях, о людях, о том, как видятся людям пришельцы, все стало зависеть от Луизы. Мы пошли ее путем и сняли то, что Дени назовет грязным сай-фаем или, иными словами, фильм об обычном утре вторника, когда вдруг появились пришельцы. Есть вещи, которые нельзя показать, если не сосредотачиваться на людях, их общем портрете и образе. Когда эта цель достигнута, определяется визуальный рельеф фильма и его форма».

Исполнительница главной роли Эми Адамс в интервью Entertainment Weekly об отличиях от других научно-фантастических собратьев: «От сценария дух захватывало, он оказался таким эмоциональным и интригующим. История о том, как мы с вами общаемся, о наших отношениях, о том, как мы живем в этом мире, и о поступках, которые совершаем. Думаю, что те, кто любят сай-фай, не пропустят фильм. А еще они будут удивлены».

РЕЙТИНГИ ФИЛЬМОВ-ПОБРАТИМОВ

 

ВЕРДИКТ

2016 год вплоть до конца летнего сезона был крайне скуден на добротные релизы. Осень, слава богу, меняет общую картину, и «Прибытие» – один из самых ярких экземпляров пасмурного времени года. Одназначно это один из must see 2016-го, тем более что о фильме наверняка еще не раз вспомнят, когда будут раздавать награды. Даже если уйти от статусности картины, обратить на нее внимание стоит, потому что она подарит вам яркие эмоции и заставит думать. Это не псевдоинтеллекутальное кино, это настоящая рефлексия о человечестве и человечности.

В российском прокате с 11 ноября.

www.film.ru

Обзор фильма «Прибытие» - Журнал Шпиль!

Трудности перевода

Снять толковый и оригинальный научно-фантастический фильм – задача не из легких. Особенно в наши дни, когда, казалось бы, все истории уже придуманы и рассказаны. В таких случаях нужно обращаться к научно-фантастической литературе и черпать вдохновение оттуда. Следующий шаг – поиск подходящего режиссера. Нужны ребята вроде Кристофера Нолана, Стивена Спилберга или почивших Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского. С недавних пор к списку режиссеров, способных снимать достойную фантастику, пора причислять и Дени Вильнева. Его новое творение под названием «Прибытие», о котором сейчас и пойдет речь, без зазрения совести можно называть лучшим научно-фантастическим фильмом года. Если любишь нестандартных пришельцев, мрачность и обескураживающую музыку – не пропусти. Подробнее читай дальше.

Несколько таинственных космических кораблей появляются в разных точках Земли. Для установления контакта с внеземными существами, коих называют «гептаподами», и расшифровки их языка, правительство обращается к лингвистке Луизе Бэнкс (Эмми Адамс) и физику-теоретику Йену Доннели (Джереми Реннер). Но расшифровка инопланетного языка – дело не из легких, а верно трактовать сказанное пришельцами – еще тяжелее. Параллельно тому, как главные герои пытаются выяснить цель визита внеземных существ, мир погружается в панику: начинаются массовые беспорядки, а лидеры радикально настроенных стран собираются развязать войну миров…

«Прибытие» – экранизация рассказа американского фантаста Теда Чана под названием «История твоей жизни», отмеченного престижными литературными наградами. Это очередное подтверждение того, что правильный выбор литературной основы для фильма – один из залогов успеха. Сперва кажется, что перед нами кино со стандартным для фантастических картин сюжетом об инопланетном вторжении. Но любую, даже заезженную и надоевшую аудитории идею, можно показать с совершенно другой стороны. На первом месте в «Прибытии» вовсе не пришельцы, а люди, то, как их жизни меняется посоле появления кораблей инопланетян. Акцент в фильме сделан на жизни главной героини, которая кардинально меняется в ходе того, как она познает язык гостей из другого мира.

По большей части творение Вильнева – драма. Лица главных героев стабильно излучают грусть, они мрачны и задумчивы. Одна из немногих оплошностей «Прибытия» – поверхностные персонажи. Создатели так сконцентрировались на раскрытии героини Адамс с помощью драматичных флешбэков (которые оказываются вовсе не флешбэками) при участии ее умершей дочери, что, кажется, вовсе позабыли о существовании других персонажей. На ее фоне они кажутся безликими и совершенно пустыми. Но стоит отдать должное: Адамс замечательная актриса и великолепна в образе главной героини.

В картине затрагивается тема иных языков и то, как они влияют на восприятие действительности. В частности упоминает гипотеза Сепира-Уорфа, согласно которой язык определяет мышление человек. Пришельцы в фильме общаются с людьми устно, посредством необычных символов, которые немного смахивают на пятна краски, используемые в тесте Роршаха. Именно с инопланетным языком и связана неожиданная развязка фильма, расставляющая все на свои места. «Прибытие» тяжело назвать развлекательным кино. До того, как картина любезно прояснит все детали, зритель частенько будет чесать затылок в попытках понять, в чем же смысл происходящего на экране.

Во время просмотра «Прибытия» так и напрашиваются сравнения с «Интерстелларом» Нолана и даже «Солярисом» Тарковского, но аналогии хотелось бы провести с романом «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. В нем присутствует схожая инопланетная раса с планеты Тральфамадор, которая тоже иначе воспринимает ход времени и видит в 4-м измерении. Видимо, при написании «Истории твоей жизни» Тед Чан вдохновлялся именно этим произведением. Для любителей почитать рекомендуем ознакомиться как с рассказом Чана, так и с творением Воннегута.

«Прибытие» изначально не раскрывает все свои карты. Вильнев постепенно показывает деталь за деталью, из которых в финале складывается полноценный пазл. Сцена, в которой камера плавно подлетает к кораблю пришельцев, преодолевая поля и густой туман под аккомпанемент музыки, от которой мурашки по коже, – великолепное зрелище. Внешность инопланетян также сокрыта от зрителя практически до самого финала. Изначально показаны лишь смутные очертания паукоподобных существ, большая часть которых спрятана в тумане за прозрачной стеной их космического корабля. В некоторых сценах фильма обстановка нагнетается до такой степени, что начинает казаться, что в двух рядах от тебя сидит гептапод, который забыл перед сеансом отключить звук в телефоне, а вместо попкорна ты ешь пересоленный смысл бытия.

В визуальном плане «Прибытие» – настоящее произведение искусства. Во всех фильмах Вильнева прослеживается четкий стиль, с уклоном в сторону мрачности и реалистичности, с соответствующей операторской работой. Фильм пестрит красивейшими кадрами и сценами. Например, первый визит на корабль пришельцев с другим гравитационным полем, когда мир для главных героев переворачивается с ног на голову в прямом смысле слова. Отличная идея и шикарная реализация. Отменную визуальную составляющую подкрепляют композиции Йоханна Йоханнсона, который также работал над саундтреком для прошлых фильмов режиссера. Его мелодии будоражат воображение своим поистине «внеземным» звучанием. Дизайн также не отстает – корабли пришельцев не выглядят как шаблонные НЛО. Внешне они минималистичны и напоминают гальку, увеличенную до невероятных размеров и парящую в воздухе. А пришельцы немного смахивают на созданий из «Мглы» Стивена Кинга, особенно в окутывающем их тумане.

shpil.com

Воля человеческая. Рецензия на фильм «Прибытие» (2016)

В прокат выходит один из лучших фильмов этого года — научно-фантастическая лента «Прибытие» канадского режиссера Дени Вильнева.

Лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) тяжело переживает потерю собственной дочери, умершей от какой-то редкой болезни похожей на рак. Муж бросил Луизу еще до трагедии, и теперь лишь преподавательская деятельность и томные разговоры с мамой по телефону, кажется, единственным человеком, который продолжает подбадривать ее, хоть как-то отвлекают женщину от скорби.

Но однажды в кабинет Бэнкс заходит плотный темнокожий мужчина в военной форме (Форест Уитакер) и предлагает ей интересную работу. На Землю прилетели инопланетяне на космических кораблях, похожих на большие черные фасолины, и постоянно издают какие-то звуки. Власти думают, что это послания к людям, и что именно языковой эксперт может помочь расшифровать их. Цель ясна: разузнать и понять, с какой целью пришельцы прибыли на планету. Бэнкс соглашается и вместе с ехидным физиком-теоретиком (Джереми Реннер) отправляется на передвижную военную базу в Монтане на встречу с инопланетянами.

«Прибытие» — новый фильм ужасно популярного сегодня канадского режиссера Дени Вильнева, одного из главных представителей так называемого арт-мейнстрима в современном кино. Иными словами, Вильнев, обладая, безусловно, своим авторским почерком и концепцией, и поднимая в своих картинах чуть более глубокие и сложные темы, чем в традиционном коммерческом кинематографе, не стесняется снимать, в общем, жанровое кино. И несмотря на все заигрывания с фестивальностью, прямые отсылки к Кубрику, Нолану и Тарковскому, «Прибытие» остается, в первую очередь, научно фантастическим фильмом, а уж потом всем остальным.

Признаюсь сразу, что я особый клиент: я не люблю Вильнева, в отличие от многих моих друзей и просто поклонников современного кино. Предыдущие фильмы (кроме «Пленниц», которые, впрочем, были испорчены идиотским финалом) мне кажутся местами напыщенными, местами пустыми, как российские футбольные стадионы во время матчей РФПЛ. Но у Вильнева всегда было одно ценное качество — он как мало кто умеет в своих картинах соблюдать важнейший баланс: между сложным и простым, глубоким и поверхностным, уютным и зрелищным. И «Прибытие» — очередное тому доказательство и точно лучшая картина в карьере канадца.

История развивается неторопливо. Вот герои приезжают на базу, вот садятся расшифровывать инопланетные знаки, вот что-то начинает получаться и так далее. Иногда случаются банальности, вроде свихнувшихся в какой-то момент военных или, прямо скажем, совсем примитивных моментов связанных с расшифровкой инопланетной речи, на которых бы какой-нибудь режиссер наглее и изобретательнее обязательно бы сделал дополнительный акцент. Но Вильнев словно не видит нужды в этом, монотонно двигая сюжет вперед. Его интересуют куда более сложные задачи, а сюжет до поры до времени выполняет лишь дежурные функции.

Кажется, что у режиссера есть какое-то свое, почти беспроигрышное разрешение ситуации. И оно случится, но только в финале, который моментально превращает «Прибытие» из просто любопытной научной фантастики в один из лучших фильмов года. Чтобы избежать спойлеров, далее попробую высказываться аккуратно.

Новый фильм Вильнева, как хороший и честный бутерброд, состоит из двух слоев. На первом, сразу бросающимся в глаза, все очевидно и местами даже банально. «Прибытие» — это медленная научная фантастика про то, как люди пытаются найти общий язык с пришельцами. Что-то среднее между «Космической одиссеей» Кубрика, «Интерстелларом» Кристофера Нолана и, простите, «Древом жизни» Терренса Малика. От первых двух Вильнев берет темпоритм повествования и общую недосказанность сюжета, от третьего — визуальный стиль. В «Прибытии» нет ни впечатляющих спецэффектов, ни пробирающего до костей саспенса и преступно мало сюжетных сюрпризов. Но это довольно напряженный (особенно во второй половине) и нечеловечески красивый фильм — оператор Брэдфорд Янг («Сельма», «Жертвуя пешкой»), разумеется, не Эммануэль Любецки, на работы которого он тут, конечно, равнялся, но местами «Прибытие» выглядит просто феноменально. И это при том, что все события фильма разворачиваются более-менее в трех декорациях, две из которых — это помещения.

«Прибытие» — это картина о силе и воле человека. О том, что лишь единицы могут принять свою судьбу, даже не самую счастливую и благополучную. Такой фатализм в целом не свойственен Голливуду, в котором обычно идут на ура фильм про силу духа и про то, что человек сам вершит свою судьбу. «Прибытие» проговаривает другую мысль — что только смирившись со своей участью, ты наконец начнешь обращать внимание на самое важное в жизни. Найдешь свою любовь, призвание, любимую профессию и так далее. И никогда не будешь жалеть о прожитом, даже если твое счастье будет совсем недолгим.

 

В этом плане «Прибытие» кардинально отличается от той же «Космической одиссеи» или «Интерстеллара», масштабных фильмах, в которых поднимались грандиозные проблемы мироздания. «Прибытие» камернее, тут проблемы человечества сначала сужаются до судьбы одного героя, а потом выветриваются из фильма вовсе.

Вильнев, повторюсь, — далеко не самый мой любимый режиссер. В предыдущих картинах у него как минимум не всегда удавалось изящно сводить все нити воедино. О фатальных его промахах вообще не буду говорить — сегодня совсем не хочется. «Прибытие» до поры тоже кажется слишком медленным, слишком банальным, слишком непримечательным или, например, слишком холодным или сентиментальным фильмом (этих претензий можно наскрести сколько угодно). Больше игрой в искусство, чем, собственно, самим искусством. А потом оказывается, что Вильнев, как гигантская лазерная пушка, на протяжении двух часов, пока инопланетяне и люди общались символами, просто накапливал мощь, чтобы выстрелить из всех орудий по зрителю в финале. Концовка «Прибытия» — один из самых эмоциональных и мощных эндшпилей за год. Нужно быть совсем черствым человеком, чтобы не прослезиться или хотя бы не выдохнуть грустно в финале этой выдающейся картины.

Еще пару недель назад, казалось, что сиквел «Бегущего по лезвию», который будет снимать Вильнев — дурацкая затея. Сейчас, после фильма, сомнения остались, но появилась надежда.

И последнее: я обычно на «Мужиках» в конце года составляю десятку лучших фильмов года. Не все картины отсмотрены, не все еще добрались до проката, но я знаю уже сегодня одно наверняка: судьба «Прибытия» предрешена — фильм займет в ней одно из самых выигрышных мест.

«Прибытие» выйдет в российский прокат 11 ноября 2016 года.

disgustingmen.com

Рецензия на фильм «Прибытие»

Умная, интересная, интригующая, но одноразовая научно-фантастическая драма о налаживании контакта с причудливыми инопланетянами.

На Землю внезапно прибывают 12 инопланетных космических кораблей, которые садятся в разных уголках планеты. Пришельцы не пытаются обратиться ко всему человечеству, но они вступают в контакт с учеными, командированными правительствами соответствующих стран. Чего они хотят? Ответ на этот вопрос должна найти выдающийся лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс), которую направляют на временную военную базу, сооруженную в штате Монтана, неподалеку от инопланетного корабля. Пока Бэнкс и ее коллеги расшифровывают язык пришельцев и учат инопланетян своему языку, в мире накаляются политические и военные страсти. Все опасаются, что пришельцы готовятся к завоеванию планеты, или что та страна, с которой инопланетяне поделятся своими тайнами, станет гегемоном Земли.

Кадр из фильма "Прибытие"

Фильм основан на повести Теда Чана «История твоей жизни», которая в 2000 году получила фантастическую премию «Небьюла» в категории «лучшая повесть»

Новая картина канадца Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца») принадлежит к жанру, который никогда не выходит на первый план, но регулярно поставляет примечательные ленты. «Прибытие» – это интеллектуальная фантастика, которая стимулирует ум и воображение зрителей, а не животные инстинкты и земной патриотизм. В фильме есть экшен, но его так мало, что в сравнении с «Прибытием» «Солярис» Тарковского может показаться «Днем Независимости».

Кадр из фильма "Прибытие"

Когда критик видит такое кино после всех удачных и неудачных фантастических блокбастеров последнего времени, его душа отдыхает, а рука сама ставит картине высокую оценку. Но на то «Прибытие» и умное кино, чтобы оценивать его с умом, а не по воле профессионального инстинкта. А внимательный анализ ленты показывает, что она сейчас переоценена.

В чем состоит главная беда интеллектуального кино? Очевидно, в том, что это одноразовое зрелище. Получил порцию информации, переварил ее, и до свидания. Дальше эта информация варится в голове без помощи фильма. Как математики не перечитывают учебники алгебры, так и зрители не пересматривают фильмы, которые затрагивают лишь их умы.

Кадр из фильма "Прибытие"

Научным консультантом картины был Стивен Вольфрам – известный британский физик, математик и разработчик научного программного обеспечения (Mathematica и WolframAlpha)

Обойти эту проблему можно двумя способами. Можно снять настолько заковыристое кино, что в нем можно будет разобраться лишь после череды просмотров, а можно соединить интеллектуальную стимуляцию со стимуляцией эмоциональной. Потому что это как раз то, ради чего фильмы с удовольствием пересматривают.

Кадр из фильма "Прибытие"

Поначалу кажется, что «Прибытие» проблему одноразовости игнорирует. Картина с упоением смотрится, пока ждешь ответы на вопросы вроде «Как выглядят пришельцы?», «Как устроено их общение?», «Как Луиза подберет к ним ключик?» и «Во что все это выльется?». Но всякий раз, когда вдумываешься в увиденный фрагмент, ловишь себя на мысли, что не хочешь увидеть его вторично. Хотя дизайн пришельцев довольно изобретателен, и общаются они необычно и завораживающе красиво. Стильная картинка – это хорошо, но ее недостаточно на фоне плоских, примитивных характеров персонажей. Даже Луиза не кажется особенно интересной личностью, а все остальные герои – просто ожившие манекены.

Внезапно, когда повествование уже подходит к концу, лента разворачивается на 180 градусов в лучших традициях «Шестого чувства» и вводит в сюжет несколько новых идей, которые затрагивают не только зрительские умы, но и их чувства. Это поднимает «Прибытие» на уровень выше, делает Луизу запоминающимся персонажем и обеспечивает фильму сильный финал. Но такой «гол в раздевалку» проигрывает в сравнении с тем же «Солярисом», где аналогичные идеи вводятся в повествование намного раньше, и это позволяет их всесторонне рассмотреть и прочувствовать, а не просто констатировать. Да, вам будет что обсудить с друзьями или обдумать в одиночестве после завершения «Прибытия». Но вы вряд ли захотите пересмотреть картину. Если вы только не наслаждаетесь фильмами с Эми Адамс просто потому, что звезда присутствует в кадре.

С 11 ноября в кино.

www.film.ru