ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Человек во вселенной бжд
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности. Как ЭТО ПОНЯТЬ? Как охватить и осмыслить? И можно ли это сделать вообще? Почему воз никла проблема? Давно ли она возникла? Важна, серьезна ли?
Чтобы хотя бы несколько приблизиться к возможности получить ответы на все эти вопросы, следует задать еще много вопросов и попытаться ответить на них. Например: Хотим ли мы жить долго и быть здоровыми? Хотим ли мы здоровой долгой жизни своим детям и внукам? Казалось бы, ответ ясен. Конечно, хотим! Тогда почему же мы так строим свою жизнь, так организуем свой труд, чтобы сократить продолжительность своей жизни и жизни своих детей, чтобы постоянно страдать от различных заболеваний? Более того, мы много делаем для того — естественно, неспециально, — чтобы у нас рождались дети с врожденной патологией, чтобы они умирали в раннем возрасте.
Знаем ли мы с вами, почему это происходит? Знаем ли, какие невидимые поля созданы человеком, какую воду мы пьем, что едим, чем дышим?
Ответы на многие вопросы учеными уже даны. Однако рассматриваемая нами проблема относится к такой категории проблем, которые могут быть решены комплексно, во-первых, если государство будет стимулировать их решение; Во-вторых, если на всех участках хозяйственной деятельности будут работать руководители, в-третьих, если каждый человек, начиная с детского возраста, будет не только понимать проблему, но и чувствовать ее. Для полного успеха должно смениться хотя бы одно поколение. Но состояние проблемы таково, что ждать уже нельзя. Проблему надо решать чрезвычайно быстро.
Человечество вошло в эпоху постиндустриальной культуры, когда техно и энерговооруженность достигли огромных масштабов. Техносфера по своей массе стала соизмерима с биосферой.
Главная трудность заключается в том, что человечество значительно быстрее продвигается в познании техногенных (созданных интеллектом человека) процессов, существенно отставая в познании процессов, происходящих в природе. Именно поэтому, решая, кажущиеся сегодня и важнейшими проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека и существованием человеческого общества, мы часто не можем предсказать не только отдаленные по следствия таких решений, но и более близкие (в пределах одного- двух поколений).
В России в каждые три с половиной минуты происходит несчастный случай на производстве, в каждые полтора часа погибает человек. Особенно высок уровень травматизма среди шахтеров, машиностроителей, металлургов, лесозаготовителей.
Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости (на 10 тысяч работающих) регистрируется в угольной промышленности (91,8), тяжелом (16,6), энергетическом (11,6), строительно-дорожном (9,6) машиностроении, цветной (8,9) и черной (8,7) металлургии.
Ведущими в структуре профессиональной заболеваемости являются заболевания, обусловленные физическими факторами:
вибрационная болезнь (17,9%), нейросенсорная тугоухость (17,6%). В последнее десятилетие в РФ ежегодно выявляется около 9 тысяч больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания, что в два раза больше, чем в конце 80-х годов, когда в России регистрировалось немногим более пяти тысяч больных ежегодно.
Можно ли снизить производственный травматизм и профзаболеваемость? Обеспечить высокий уровень качества трудовой жизни? К настоящему времени сформулирована концепция качества трудовой жизни, включающая следующие условия:
• справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;
• безопасные и здоровые условия труда;
• непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении;
• трудовая производственная демография и правовая защищенность работника;
• возможность профессионального роста и уверенность в будущем;
• социальная полезность работы.
В России в настоящее время идет процесс перестройки социально содержания труда и предпринимаются серьезные шаги к реализации концепции качества трудовой жизни. Одним из таких шагов следует назвать организацию профессиональной подготовки по безопасности жизнедеятельности. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 05.03.94 г. утверждены специальности по направлению «Безопасность жизнедеятельности». В 2002 г. были подготовлены государственные стандарты второго поколения по специальностям 350100 «Безопасность жизнедеятельности в Техносфере» и 330500 «Безопасность технологических процессов и производств». Во многих технических вузах РФ открыта подготовка по этим специальностям.
Предлагаемое учебное пособие, подготовленное кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного технического университета, освещает для студентов, приобщающихся к новой области знаний, безопасности жизнедеятельности, в общих чертах основные понятия, позволяющие понять будущую профессию, получить начальные знания по проблеме.
ВСЕЛЕННАЯ И ЗЕМЛЯ:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.
Проработав эту главу, вы должны уметь:
1. назвать Современные гипотезы о возникновении Вселенной.
2. Охарактеризовать структуру Вселенной.
3. Рассказать о гипотезах происхождения солнечной системы.
4. дать характеристику Земли и ее строения.
5. Объяснить современные представления о возникновении жизни на Земле.
6. Привести сведения о происхождении человека и рассказать об основных признаках и отличиях человека от Животных.
Сотворение мира во все времена занимало умы людей. Каким образом образовалось все то, что, мы видим вокруг себя? Как воз никли звезды, Солнце, Луна? Когда и как родилась Земля и по чему на ней появилась жизнь? Эти и другие столь же вечные вопросы человек задавал себе всегда и пытался найти на них ответ сообразно с тем, во что верили его предки уже не одну тысячу лет.
В наше время мы уже можем ответить па вопрос о сотворении мира на основании фактов и научных гипотез, можем сказать с большей определенностью, когда и как это произошло.
Ответ на этот вопрос стал возможен совсем недавно, во второй половине ХХ столетия. А ведь еще в 1654 г. епископ Аршер «точно» рассчитал, что окружающий нас мир возник в 4004 г. до на шей эры, и эта дата была признана почти официальной.
1.1. Современная модель Вселенной
Строение и эволюцию Вселенной изучает наука космология. Современная космология возникла в начале ХХ века с созданием Эйнштейном общей теории относительности, в уравнениях которой были описаны фундаментальные свойства материи, пространства и времени. Однако эта первая релятивистская модель Вселенной описывала тогда статистическую Вселенную. В 1922—1924 гг. советский математик Александр Фридман (1888—1925), основываясь на законах Эйнштейна, высказал гениальную идею о том, что Вселенная не может быть стационарной: из-за наличия сил тяготения, которые главенствуют в космических масштабах, звездные системы не могут находиться на неизменном расстоянии друг от друга, они должны либо удаляться, либо сближаться. Он предложил общие уравнения для описания Вселенной, меняющейся с течением времени.
Теоретические рассуждения Фридтчтана ученые не связывали с реальным миром, пока в 1929 г. американский астроном Эдвин Хаббл (1889—1953) с помощью астрономических наблюдений не подтвердил расширение видимой части Вселенной. Он использовал эффект Доплера, смысл которого заключается в том, что линии в спектре движущегося источника смещаются на величину, пропорциональную скорости его удаления или приближения, по этому скорость Галактик можно вычислить по изменению положения ее спектральных линий. Несколько раньше американский астроном Весто Слайфер определил, что у большинства Галактик, которые он исследовал, спектральные линии смещены в красную сторону. Это означало, что они удаляются от нашей Галактики. Хаббл по красному смещению спектральных линий определил рас стояние (т) до некоторых Галактик и установил, что Галактики удаляются друг от друга, и чем дальше находятся Галактики, тем с большей скоростью они удаляются (Закон Хаббла). Своими работами Хаббл не только подтвердил вывод Фридмана о нестационарной Вселенной, но и доказал, что происходит расширение Вселенной. Следовательно, Вселенная нестационарная и расширяется.
Модели Фридмана послужили основой всего последующего раз вития космологии, поскольку по своей сути они описывают механическую картину движения огромных масс Вселенной с неизменным в среднем движением в ней миров, то есть отражают эволюционный характер развития Вселенной, утверждая то, что в далеком прошлом Вселенная была не такой, как сегодня. Расстояние между нашей и другими Галактиками непрерывно увеличивается. Однако Галактики не разлетаются в разные стороны от нашей Галактики, она не является центром расширения, а происходит взаимное удаление всех Галактик. Это удаление часто сравнивают с удалением друг от друга нарисованных картинок на надуваемом шарике.
Согласно общей теории относительности, наиболее общепринятой в космологии является модель однородной, изотропной, нестационарной, горячей, расширяющейся Вселенной. Эта модель говорит о том, что свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках: однородность характеризует распределение в среднем вещества во Вселенной, а изотропность указывает на то, что во Вселенной не существует каких-либо выделенных точек и направлений. Это означает, что у нашей Вселенной нет пространственного центра, то есть все ее свойства эквивалентны. Кривизна пространства- времени Вселенной связана с плотностью масс, и гравитационное поле описывается уравнением Эйнштейна. Это релятивистская космологическая модель Вселенной.
В зависимости от кривизны пространства различают открытую модель, в которой кривизна отрицательна или равна нулю, и замкнутую модель с положительной кривизной. В замкнутых моделях Вселенная оказывается конечной, но столь же неограниченной, так как, двигаясь по ней, нельзя достичь какой-либо границы.
Итак, в современном понимании Вселенная — это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.Часть Вселенной, охваченная астрономическими наблюдениями, называется Метагалактикой, или нашей Вселенной. В состав Метагалактики входят каша Галактика, которую мы видим в виде Млечного Пути, и другие Галактики, например ближайшие к нам Туманность Андромеды и Магеллановы Облака, т. е. Метагалактика — это более высокая структурная организация, чем Галактика. Раз меры Метагалактики очень велики: радиус космологического горизонта составляет 15—20 млрд. световых лет.
studfiles.net
Тема 8. Человек во Вселенной
Количество просмотров публикации Тема 8. Человек во Вселенной - 703
1. Бесконечность Вселенной в релятивистской космологии. Философское понимание конечного и бесконечного.
2. Эпоха ноосферы.
3. Проблема коэволюции.
Взаимодействия человека и космоса были предметом пристальных размышлений ученых всех времен и народов. Космологии Аристотеля и Птолемея, астрономические системы И.Кеплера, Коперника и Галилея были направлены на изучение Вселенной. Космологическая зависимость человека была центральной проблемой для ученых-магов средневековья. Эпоха Ренессанса могла похвалиться тем, что была создана научная астрономия и произведена демаркация между астрономией и астрологией.
Современные представления о Вселенной основаны на релятивистской космологии, у истоков которой стоят А.Эйнштейн и А.Фридман. Как научная дисциплина космология исследует структуру и свойства Вселенной и ставит проблему пространственно-временной бесконечности. Веками и тысячелетиями складывались представления о бесконечности мира в пространстве и времени. Οʜᴎ уходили своими истоками в античную натурфилософию и космологию. В возникшей в связи с общей теорией относительности релятивистской космологии оказалось возможным строить как бесконечные, так и конечные в пространственно-временном отношении модели Вселенной.
Вскоре после создания общей теории относительности в 1917ᴦ. Эйнштейн построил первую релятивистскую модель Вселенной. Мир Эйнштейна обычно называют ʼʼцилиндрическимʼʼ, так как его можно представить в виде бесконечно протяженного четырехмерного цилиндра. Вдоль образующей цилиндра простирается ось времени, она неограниченно направлена как в прошлое, так и в будущее. Сечение цилиндра дает пространство. В данной модели — это трехмерное сферическое пространство с постоянной положительной кривизной. Оно имеет конечный объём. Это не следует понимать так, что имеется какой-то ʼʼкрай светаʼʼ, за которым ничего не существует. Просто пространство, выражаясь фигурально, ʼʼзамыкается само на себяʼʼ, благодаря чему в нем можно бесконечно кружить, никогда не наталкиваясь на преграду.
При этом ʼʼцилиндрический мирʼʼ Эйнштейна уже в прошлом. Попытки Эйнштейна построить стационарную модель Вселенной в настоящее время рассматриваются как дань традиционным представлениям о неизменном существовании Вселенной в вечности.
Более современное решение этой космологической проблемы было дано советским математиком А.Фридманом и развито бельгийским космологом М.Леметром. Фридман отказался от предположения о стационарности мира, сохранив постулат его однородности и изотропности.
Мнения современных ученых расходятся. Одни приняли гипотезу бесконечно расширяющейся Вселенной и считают, что согласно концепции ʼʼбольшого взрываʼʼ около 17—20 миллиардов лет назад Вселенная была сконцентрирована в ничтожно малом объёме в сверхплотном сингулярном состоянии. Произошедший ʼʼбольшой взрывʼʼ положил начало расширению Вселенной, в процессе которого плотность вещества изменялась, кривизна пространства разглаживалась. Другие считают, что на смену расширению вновь придет сжатие и весь процесс повторится. На этом основании выдвигается гипотеза пульсирующей Вселенной, в которой приблизительно каждые 100 миллиардов лет все начинается с ʼʼбольшого взрываʼʼ.
Бытие человека во Вселенной отражается философскими понятиями конечного и бесконечного. Конечное — это философская категория для обозначения такой характеристики предметов, явлений и процессов, которая фиксирует их определенность и границу, в пределах которой существует объект. В принципе не было ни одного значительного философа, который не размышлял бы о неизбежной гибели всего рожденного. Гегель отмечал, что ʼʼконечное вообще в том и состоит, что нечто имеет границу, ᴛ.ᴇ. в том, что здесь положено его небытие, что здесь это нечто прекращаетсяʼʼ. ʼʼОткрытиеʼʼ конечности человеческого бытия указывало не только на жесткие границы существования, но и на бесконечность — ряд сменяющих друг друга поколений. Исходными и наиболее очевидными моментами конечного выступают определенность и граница.
Не следует понимать конечное как нечто застывшее, пребывающее вне движения. Сущность конечного в том и состоит, что оно само себя отрицает, двигается к концу. Следовательно, конечное не должна быть понято вне движения, а только будучи в движении.
Отрицанием конечности выступает бесконечность. С бесконечностью в философию и науку вошли парадоксы, антиномии, противоречия. Древний символ круга или змеи, кусающей себя за хвост, был призван для обозначения бесконечности. Стремление постигнуть бесконечность неизменно сталкивалось с огромными трудностями. Существовало даже устоявшееся выражение ʼʼhorror infinitiʼʼ — ʼʼужас бесконечногоʼʼ. В случае если исходным пунктом конечного выступает ограниченность, то идея бесконечности существует в человеческом мышлении как интуитивное представление об отсутствии границ. При этом безграничность не есть бесконечность. Возьмем, к примеру, шар: двигаясь по его поверхности, мы нигде не упремся в границу. Это нечто безграничное, но в то же время конечное. По этой причине более существенными характеристиками бесконечного являются неисчерпаемость и неопределенность
Существование человека во Вселенной связано с постижением неисчерпаемости материи и вглубь и вширь. Неисчерпаемость материи вглубь охватывается представлением об интенсивной бесконечности. Существование интенсивной бесконечности говорит о том, что в природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутренней структуры объектов. Взаимопревращаемость частиц доказывает их более сложную природу. Экстенсивная бесконечность в отличие от интенсивной уходит не в глубь, а за пределы данного объекта͵ в мир ʼʼбольшогоʼʼ.
2.Большую роль в научном изучении бытия человека во Вселенной сыграло учение В.Вернадского о биосфере и ноосфере. Сам термин ʼʼноосфераʼʼ был предложен французским исследователем Э.Леруа в 1927 ᴦ. для обозначения современной стадии, геологически переживаемой биосферой, при обсуждении на парижском семинаре А.Бергсона доклада Вернадского. Впоследствии он широко использовался П.Тейяром де Шарденом, который понимал ноосферу как ʼʼмыслящий пластʼʼ, своеобразную оболочку земли, зародившуюся в конце третичного периода, разворачивающуюся над растениями и животными, вне биосферы и над ней. ʼʼ...С первым проблеском мысли на Земле жизнь породила силу, способную критиковать ее саму и судить о нейʼʼ, — писал Шарден. Ноосфера, включая в себя мысли и дела человека, в значительной степени будет определять эволюцию нашей планеты.
В едином эволюционном потоке понятие ʼʼноосфераʼʼ фиксирует появление и использование новых средств и факторов развития, имеющих духовно-психическую природу. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витальности, ᴛ.ᴇ. с возникновением самой жизни.
Образование ноосферы из биосферы предполагает проявление всего человечества как единого мыслящего целого. Чтобы ноосфера оправдала свое наименование как ʼʼсфера разумаʼʼ, в ней действительно должна господствовать гуманистическая научная мысль. Разум должен стать не только специальным аппаратом познания, но и организующим источником жизнедеятельности. С введением понятия ноосферы философия задумывается над значением нового вида энергии. По своему субстратному составу он является разновидностью биохимических процессов, но по качественному проявлению выступает как энергия разума, культурообразующая энергия, энергия научной мысли.
Легко показать, что идея ноосферы В.Вернадского имеет большую историко-философскую традицию. Наиболее древний образец убежденности во всемогуществе разума можно встретить в герметической философии и в философии гностиков, где познание мира и его изменение суть тождественны. А наиболее поздний — в представлении П.Флоренского о ʼʼдухосфереʼʼ или ʼʼпневматосфереʼʼ. Целостность мироздания и космопсихология человека как универсальные характеристики великого эволюционного процесса, великолепно описанные Рерихами, понятие живого и разумного Космоса, трепета пульса Земли (А.Чижевского), ʼʼлучевое человечествоʼʼ как обозримое космическое будущее людей (по К.Циолковскому) — идеи, родственные емкому понятию ʼʼноосфераʼʼ.
Представление о ноосфере выступило программным возражением против тех многочисленных и, увы, фактографических наблюдений глобальных негативных последствий деятельности человека. Возникло два сценария развития ноосферных процессов. Согласно первому, это — апокалипсис, когда ноосфера как сфера разума не оправдывает своего наименования, так как разум разрушает самое себя. Согласно второму, возможна гармоничная конвергенция всех типов материальных систем, коэволюция как новый этап согласованного существования природы и человека.
3.Проблема, состоящая в том, чтобы вписать человека с произведенным им технократическим, искусственным миром в универсальное эволюционное развитие, предстала как проблема коэволюции. Обеспечение коэволюции биосферы и общества как принципа их совместного развития с крайне важно стью предполагает определенные запреты и регламентацию человеческой деятельности. Здесь возникает потребность в некоем ʼʼэкологическом императивеʼʼ, который накладывал бы рамки определенных ограничений на совместные действия и поведение людей. Ноосфера как сфера разума предполагает и новую, разумную нравственность, и перестройку всего бытия с ориентацией на идеалы непротиворечивого коэволюционного развития.
Термин ʼʼкоэволюцияʼʼ стал активно использоваться в 60-х годах как удобная интерпретация термина ʼʼноосфераʼʼ. Человек признается не наблюдателем, а естественной частью Космоса, воспринимающей его жизнь не только рационально, но и чувственно — через тело и душу. В ней речь идет о наиболее оптимальных условиях совместного протекания органической и культурной эволюции, когда гены и культура, образно выражаясь, ʼʼдержат друг друга на привязиʼʼ. Примат, однако, отдается генам, считается, что именно они программируют основные правила коэволюции.
Рассматривая проблему коэволюции, следует узнать , какие воздействия на совокупность всех живых организмов, в т.ч. и человека, будут иметь значение для выживания человека как биологического вида, для сохранения и воспроизводства на Земле человеческого общества и цивилизации. Биосфера — это сложная система, развивающаяся крайне неустойчиво. Ее эволюция знает множество катастроф. По современным данным, для естественного образования нового биологического вида требуется не менее 10 тысяч лет. Скорость техноэволюции в отличие от биоэволюции постоянно возрастает. При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции говорить о коэволюции природы и общества невозможно. Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными потрясениями. Реакция системы на возмущение зависит от мощи последнего. В случае если возмущение ниже допустимого порога, то система в силах справиться и подавить негативные последствия, в случае если выше, то последствия разрушают систему. По этой причине нагрузки на биосферу не должны превышать ее возможности по сохранению стабильности биосферы. Такое взаимодействие и есть реальная основа принципа коэволюции.
referatwork.ru
Каково место человека во Вселенной?
Мы уже установили, что система миропонимания включает в себя научные представления о материи, бытии, о Вселенной, о космосфере, о месте и роли человека во Вселенной, в Космосе.
Научная методологическая программа и исходные познавательные установки современного диалектического материализма, позволяют раскрыть мировоззренческую проблему человека во Вселенной, решить вековечный спор науки и религии о сущности мира, его законах, их познании и использовании в человеческом или божественном «измерении» мира.
Конституирование современной естественно-научной картины мира во многом определено «вселением» в эту картину самого человека и выявлением его места и роли в системе мироздания. Давно известный, старый мировоззренческий вопрос о месте, роли, значении человека во Вселенной, в Космосе обретает сегодня, в свете данных новейших наук о космосфере, новые концептуальные пути своего решения. Решающим в этом отношении выступает выявление и исследование, обобщение роли «человеческого фактора» при изучении проблем астрономии, астронавтики, космологии, астрофизики, квантовой физики, экологии, биосферологии, ноосферологии и других наук и направлений, дающих обильный материал для мировоззренческих обобщений. Глобальный факт наличия во Вселенной земной жизни, в том числе и человечества на Земле как разумного сообщества космобиопсихосоциальных существ, субъекта познавательной и предметно-преобразовательной деятельности, обретает огромное, фундаментальное значение для научного понимания многоуровневого строения Вселенной и её развития от прошлого состояния к настоящему и будущему. Вместе с тем изучение человечества в космическом аспекте имеет большое значение для приращения знаний о самом человеке, для разработки его более многостороннего, интегрального, универсального образа.
Эти новые научные достижения при неправильной методологической и мировоззренческой вооруженности могут дать пищу для всякого рода антропоцентрических интерпретаций, абсолютизирующих человека, приводящих к субъективистским, теологическим объяснениям мира и человека во Вселенной. Такого рода рассуждения возникали у известных космологов, физиков (Ф. Хойл, Дж. Уилер, С. Хокинг, Б. Картер и др.).
Для выявления существа взглядов на человека во Вселенной следует ограничить определенными понятиями предмет изучения. Мы обозначим этот предмет космосферно-мировоззренческим объектом.
Космомировоззренческие представления зародились в глубочайшей древности, в эпоху становления человека. Астрономические знания стали накапливаться, опредмечиваться еще в условиях родо-племенной формации. Но наиболее интенсивно развивались в период цивилизации, закреплялись в памятниках, сооружениях, в языке, фольклоре. Существовал мифологический способ отражения и систематизации, объяснения фактических данных и практических действий. Мифология является первой мировоззренческой системой, опиравшейся на архео- или палеоастрономические представления человека, на обыденные представления о Солнце, о небе, Луне, звездах, дополненные антропоморфными домыслами.
В последующие эпохи господства религиозного мировоззрения представления о Вселенной и человеке получили теологическое объяснение, опиравшееся на мифологию, в частности на трехмерную вертикаль мира – небесное, земное, подземное, иерархически заселенную своими жителями – небожителями, земными жителями, подземными жителями...
Натурфилософское рационалистическое мировоззрение вело борьбу против мифологического и религиозного представлений о Вселенной и человеке, разрабатывались геоцентрические и гелиоцентрические взгляды на мир, альтернативные концепции бесконечного и конечного, ограниченного и безграничного в пространстве и времени, альтернативные идеи цикличности (и обратимости) в развитии мира и однонаправленности (необходимости) эволюции Вселенной.
Развитие науки и современной космопрактики (освоение Космоса человеком), обобщение данных более чем сотни космических (и пограничных) научных дисциплин дали огромную информацию о Вселенной и человеке, принципиально новые обобщения мировоззренческого содержания.
Современный образ Вселенной характеризуется такими чертами:
а) «расщепление» понятия и образа астрономо-физической Вселенной и мира в целом. Появление моделей «ветвящихся», параллельных, многосвязных Вселенных;
б) фундаментальное обоснование концепции взрывающейся (теория большого взрыва) Вселенной, утверждение образа анизотропной1 нестационарной Вселенной, разработка идеи взаимосвязи локального и глобального, микро и мегаструктурных пространственно-временных характеристик и мировых констант;
в) утверждение антропного принципа в качестве методологического и мировоззренческого ориентира и регулятива, осознание и системно-научное обоснование закономерностей связи двух разномасштабных процессов: глобального развития Вселенной (или, точнее «нашей» Вселенной) и возникновения эволюции жизни и разума. Современная картина Вселенной связана с построением современной общенаучной картины мира и перестройкой общемировоззренческих ориентиров, положений, установок.
Из наиболее активно разрабатываемых сегодня выступает антропо-космическая концепция, стремящаяся всесторонне утвердить космический подход к человеку, раскрыть научно, мировоззренческие его единство с Космосом, противоречивые их взаимоотношения в разных аспектах, плоскостях.
Особенности антропокосмизма, основные его научные и мировоззренческие положения представлены в трудах отечественных ученых – К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного и др.
Не только Солнечная система и Земля как космическое образование, но и жизнь на Земле – есть процесс и результат развития Космоса. Человек, как высшее проявление жизни, есть результат, продукт не только земной, но и космической эволюции, «и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются – писал А.Л. Чижевский, – результатом творческого воздействия космических сил. А поэтому и строение земной оболочки, её физико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил». Человечество – неотъемлемая, органическая составная часть Космоса.
Человечество – сила, способная преобразовать природу во все более возрастающих масштабах и тем самым влиять на космическую эволюцию. Обратная зависимость земной и космической эволюции от человечества увеличивается и будет возрастать с развитием человеческой космопрактики, развертыванием производства в Космосе, качественным изменением науки. Будущее распространение разумной жизни во Вселенной имеет существенное значение и для Вселенной, главным образом для её обитаемых областей, где космическая среда подвергается трансформации благодаря разумной практической деятельности людей.
Процесс формирования и развития ноосферы, последовательное распространение её в пространство Солнечной системы, благодаря геокосмической деятельности человека, следует рассматривать как качественно новый этап в развитии системы Вселенная – человек. В реализации этого процесса человек может выступать не только в качестве создателя искусственных сооружений из естественных космических материалов, но и в виде устроителя биокосмических зон Солнечной системы, заселенных различными, творчески изученными, трансформированными и отобранными земными формами жизни.
Эта раскрытая обратная зависимость Космоса от человечества требует более глубокого изучения не только Вселенной, но и жизни, в том числе вершины её пирамиды – Человека. Человечество несет прямую ответственность перед космической природой за сохранение земной природы и самого себя, как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на планете Земля.
Необходимо преодоление чисто утилитарного, потребительского отношения к природе, к Космосу, деятельности для сиюминутной выгоды, отчужденно – «покорительного» принципа отношений человека к природе.
Концепция антропокосмизма не закрывает тех реальных гипотез, которые развиваются сегодня в науке, в частности, той концепции, что земная жизнь – это лишь одна из форм существования космической жизни, и человек не одинок во Вселенной. По мнению К.Э. Циолковского, обосновавшего с новых позиций идею множественности миров, – населенность Вселенной есть абсолютная, хотя не фактическая истина». (Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга. 1930. С. 2). Обнаружение иных цивилизаций, внеземных форм жизни – дело времени, дело науки и космопрактики человека. Циолковский писал не только о встрече в Космосе разумных существ, но и об объединении космических цивилизаций, с тем чтобы стать реальной силой, способной воздействовать на эволюцию Вселенной. Научно-фантастическая художественная литература раскрывает давно уже эту проблему (Ефремов И. Туманность Андромеды).
Антропокосмизм – реальная проекция нового бытия людей и одновременно гигантская прогностическая научная программа развития человека, общемировоззренческая компонента его сознания. С антропокосмическим масштабом, измерителем бытия и духа, сознания реально возрастают перспективы человечества, будущее земной цивилизации, её прогресс и бессмертие. Бесконечный в пространстве и во времени, и неисчерпаемый в своих материальных – энергетических – информационных ресурсах Космос является объективной предпосылкой, условием и основой существования жизни, осуществления процесса неограниченного развития разумной жизни. Одна Земля или другое ограниченное космическое образование не может быть такой основой. Только выход человека в Космос, его «обустройство», широкое распространение в нем развития человеческой космопрактики открывает земной цивилизации путь к безграничному прогрессу и бессмертию. Развитие антропокосмизма существенно обогащает методологическое содержание наук, философии, меняет мировоззрение, идеологию, социальную психологию, наполняя их элементами космизма.
На наших глазах стремительно развертывается космизация современной науки, хотя уже имелись задолго до космических полетов достижения астрономии, астрофизики и других наук. Совершенствуются научно-организационные, экономические основы космизации науки. Космизация в науке развивается на эмпирическом уровне, научно-теоретическом и мировоззренческом, сформировались более 100 новых научных дисциплин в сфере космических исследований. Четко определены группы наук – технические, естественные, гуманитарные, концентрирующиеся вокруг космонавтики. Формируется ряд комплексов наук разных направлений, в частности комплекс наук о Земле и её подсистемах, изучаемых из Космоса или комплексно с участием космических средств – космическая океанография, землеведение, космическая геология, геодезия, метеорология и др. Есть комплекс наук, изучающих Солнце, околосолнечную среду и планеты, комплекс направлений, исследующих макроземные предметы в Космосе, включая человека, комплекс астрономических дисциплин и др. Развиваются взаимосвязи всех наук, групп, комплексов наук, и, в частности, геоцентрических и космических.
Уже давно идет процесс идеологизации и политизации космической деятельности. Геополитическая космическая доктрина может приобретать милитаристское и невоенное направление. Существует и процесс космизации политико-идеологических построений. Новые возможности космонавтики существенно изменили содержание и характер политических доктрин, военных стратегий ядерных стран.
Развертывается космизация правосознания – создаются правовые регуляторы космической деятельности и сопряженные с ней сферы, затрагивающие межгосударственные и общечеловеческие интересы. За последнее время освоения Космоса опубликовано более 1000 научных работ по космическому праву, приняты многочисленные межгосударственные соглашения, договоры по освоению Космоса и космических объектов.
Осуществляется космизация нравственности, морального познания с приматом общечеловеческих этических ценностей. Разрабатывается учеными правовой и нравственный аспект будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями.
В сфере литературы, кино, живописи, телевидения, музыки и даже хореографии развертывается космизация искусства. В научной фантастике более половины произведений посвящены Космосу.
Подвержены космизации экологическое и религиозное сознание. Если обобщить итоги космической деятельности человека, процессы космизации духовной жизни, то вполне своевременно выделение в ряду форм общественного сознания такой формы, как космосферное сознание. Оно имеет четко выраженный объект отражения, предметы изучения, свой специфический способ отражения и гносеологический, понятийный аппарат, особые взаимосвязи с другими формами сознания, имеет психологический, эмпирический, обыденный уровень отражения, оказывает большое обратное влияние на человеческую деятельность, адекватно отражает космопрактику человечества, имеет уже солидные свои традиции, нормы, правила и т.д. Сегодня мы можем с полным правом говорить не только о непрофессиональном, но и о профессиональном космосферном сознании космонавтов, многие месяцы работавших в Космосе. Их сознательная профессиональная работа в Космосе уже насчитывает в общей сумме несколько лет и будет все время увеличиваться количественно и качественно. Будущие космические производственные комплексы, вахтовая работа, а затем и постоянные поселения землян в Космосе качественно изменят их сознание: земное станет геокосмическим и собственно космосферным сознанием.
В историческом аспекте антропокосмизм зарождается как диалектическое отрицание и диалектический синтез двух противоположных направлений в развитии философско-мировоззренческих концепций – антропоцентрических учений, подчеркивающих уникальность и единственность человека и порой обожествляющих, и отрывающих его от природы, а также учений космизма, исходящих из единства человека с бесконечным Космосом и развивающих идею множественности обитаемых миров.
Таким образом, включая в себя антропоцентризм в диалектически снятом виде, антропокосмизм не «растворяет» человека во Вселенной, хотя попытки представить человека ничтожной пылинкой Космоса встречаются в некоторых концепциях космизма. Но тезис о том, что человек есть центр мира, наивысший пик его развития в антропокосмизме лишается своей абсолютности и статичности и переосмысливается в более адекватной и конкретной форме. Человек рассматривается как вершина развития материи на Земле, в Солнечной системе и, возможно, в более широких масштабах. Но наряду с этим, признается наличие иных аналогичных вершин развития в других местах Вселенной, что является следствием космичности самих феноменов жизни и разума. Антропокосмизм принципиально полицентричен как в смысле утверждения множественности космических центров бытия различных форм жизни и разума, так и в смысле выдвижения тезиса о неизбежности появления помимо Земли иных центров существования человечества во Вселенной в ходе её освоения в будущем. Поэтому переход от антропоцентризма (и от тесно связанного с ним геоцентризма) к антропокосмизму есть переход от моноцентризма к полицентризму в понимании места и роли жизни и разума во Вселенной.
В конце 50-х гг. XX в. был выдвинут советскими учеными Г.М. Идлисом и А.Л. Зельмановым антропный принцип, согласно которому Вселенная обладает глобальными свойствами, «небезразличными» к существованию в ней человека. То есть, возникновение, развитие и существование человека в Космосе возможно не на любом, а только на определенном этапе развития Космоса.
Введение антропного принципа в космологию означало утверждение в ней важного методологического приема, ориентирующего на такую теоретическую реконструкцию прошлой эволюции Вселенной, которая в качестве исходной предпосылки берет современное присутствие в ней человека. Действительно, для того, чтобы появился человек необходимо наличие жизни, разнообразие её форм, объединенных в единую биосферу. Но для возникновения жизни требуется присутствие многих элементов тяжелее водорода: углерод, кислород, азот и др. В свою очередь, для образования этих элементов нужды реакции термоядерного синтеза, протекающие в недрах звезд. Обычно для «приготовления» элементов в результате звездного нуклеосинтеза требуется несколько миллиардов лет. Но Вселенная не располагала бы этим временем, если бы была замкнутой, а её радиус при максимальном расширении не превышал бы несколько миллиардов световых лет. Однако размеры наблюдаемой, расширяющейся Вселенной – огромны и больше этой величины.
Развитие Вселенной привело к возникновению человека. Сейчас ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения нашей Метагалактики, когда образовались и прошли достаточно длинный путь галактики и звезды, и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических, химических факторов, благоприятных для перехода от неживого к живому. Мы наблюдаем нашу космическую систему именно такой, какая она есть, потому что мы сами существуем, а при других её параметрах мы возникнуть и существовать просто не могли бы. Это утверждение и составляет суть антропного космологического принципа.
Выдвижение антропного космологического принципа породило некорректные объяснительные структуры субъективистского и телеологического толка, в частности, возникли мнения, что существование человека во Вселенной как бы предопределяет её глобальные свойства и ход эволюции (С. Хокинг, Дж. Барроу и др.), а Д. Лесли стал писать о новом доказательстве, якобы, бытия божьего в мире. Нельзя абсолютизировать антропный космологический принцип – сущность человека не выведешь непосредственно из природы Космоса. Но нельзя и принижать данный принцип, так как есть значительная «доля» космических факторов в процессе становления и развития общества. Человек – это не «врожденное», предопределенное эволюцией нашей Вселенной, а необходимо случайное приобретение. Он мог бы появиться в Космосе с другими свойствами.
Мир человека под воздействием способа производства, общественных отношений, развития науки, космизации изменяется, развивается разнонаправленно. Но самое главное, приобретенное при этом, – общечеловеческие ценности, ориентации, диалектически разностороннее мышление, выражающее противоречивое единство человека и Вселенной.
studfiles.net
Выполнил: Студент III курса группы ГМУ-07-3Б Латынов М.А. | |
Проверил: ___________________ |
doc4web.ru
Реферат: Роль человечества во вселенной
Роль человечества во вселеннойЯсно, что где-то во мраке грядущего человечество прекратит свое существование и что вечный поток движения Вселенной, в конце концов смоет и сотрет все следы человеческой культуры. Сама Земля будет когда-нибудь развеяна в пыль космических пространств, растворится в вечном круговороте мировой материи...
Это — диалектика и практически безразличная для нас перспектива — прежде чем это произойдет, протекут миллионы лет, народятся и сойдут в могилу сотни тысяч поколений. Но неумолимо надвигается время, когда мыслящий дух на Земле угаснет, чтобы возродиться вновь где-нибудь в другом месте бесконечной Вселенной.
Но если с практической точки зрения этот факт для нас совершенно безразличен и никак не может повлиять на нашу жизнедеятельность (ведь не складывает же рук индивид, хотя знает, что рано или поздно ему придется покинуть жизнь) — с теоретической точки зрения эта перспектива вовсе не лишена интереса.
Нельзя не отметить, что в той или иной форме эта проблема всегда брезжила в сознании человечества.
В наивно-мистической постановке она известна под названием проблемы конечной цели существования человечества, той высшей цели, ради которой осуществляется в мироздании мыслящий дух и ради которой человечество претерпевает такие страдания и муки,
Вопрос сводится к тому, какие условия сделают гибель человечества столь же неизбежной, сколь и его рождение в лоне всеобщего взаимодействия?
Итак, прежде всего, судьбы человечества тесно связаны с грядущими судьбами Земли и — более широко — с судьбами Солнечной системы. Это, так сказать, то ближайшее звено мирового взаимодействия, которое определяет непосредственно неизбежный конец человечества.
Поэтому-то большинство теоретических гипотез о конце человеческого существования и обращается к представлению о том, что когда-то, во тьме грядущего, постепенно остынет Солнце, истощатся запасы тепла на планете, и человечество уже поэтому начнет клониться к закату.
Но возникает вопрос — а нет ли таких фактических обстоятельств, которые перекрывают эту абстрактную возможность? Не слишком ли абстрактно прочерчена перспектива?
Что Солнце и планеты со временем остынут — это бесспорно. Но ведь человечество — и чем дальше, тем в большей степени — перестает быть послушной игрушкой внешних обстоятельств. Его могущество возрастает из года в год. Человечество находит все новые и новые, все более совершенные, способы освобождать запасы тепла, движения, энергии, накопленные в других формах, кроме прямого солнечного излучения.
Чем дальше развивается человечество, тем более и более глубокие клады энергии (тем более могучей, чем глубже она запрятана, чем концентрированнее она накоплена) открываются перед ним и превращаются в условие его существования...
И не выглядит ли в связи с этим нелепой перспектива гибели от недостатка прямого солнечного излучения?
Не устраняет ли развитие производительной мощи человечества опасность погибнуть от космического холода, от холода межмировых пространств?
Да, готового тепла извне оно будет получать все меньше и меньше. Но тем больше и больше оно будет производить его само, извлекая «изнутри» материи концентрированные его запасы, которые — это теоретически бесспорно — абсолютно в самой мельчайшей обледеневшей частице, носящейся в вихрях межмировых пространств.
Ведь энергия, излучаемая Солнцем, не утрачивается бесследно — она накапливается, аккумулируется в других формах, и надо только суметь ее оттуда извлечь.
И нет сомнения, что человечество — тем более под угрозой гибели от холода — сумеет это сделать.
Оно, по-видимому, в силах будет создать — хотя бы в небольшой части пространства — искусственную среду и поддерживать ее, сохранять и воспроизводить и без помощи щедрой и даровой энергии Солнца.
Человечество, очевидно, погибнет не так, как рисуется на первый взгляд, — не от холода, не от простого недостатка тепла.
Но чего человечество (мыслящая материя вообще) пережить не в состоянии, несмотря на всю свою власть над природой — какого бы уровня эта власть ни достигла, — это — противоположное холоду межмировых пространств состояние мировой материи — состояние, к которому эволюция миров приводит столь же неизбежно, как и к остыванию, — огненно-раскаленная «молодость» космической материи, состояние раскаленного газа молодой, рождающейся туманности — исходной точки и нового космического цикла.
Это огненно-парообразное состояние, в котором все элементы превращены в бешено вращающиеся вихри и где не может принципиально сохраниться никакая искусственно созданная граница, за которой мог бы спрятаться человек никакая сколь угодно прочная и жароустойчивая «оболочка», отделяющая искусственную среду от остального от «не очеловеченного» мира, - по-видимому, и оказывается тем абсолют пределом, за которым уже невозможно существование мыслящей материл
Это — вопрос об обстоятельствах при которых остывающая мировая материя с необходимостью переходит стояние раскаленного тумана, стаи становится грандиозным ураганом, разогретым на миллиарды градусов Цельсия, собирающим к своему центру все рассад излучением запасы движения и тем самым дающим мировой материи космических пространств новую жизнь, угасающую в ледяной пустыне так называемой тепловой смерти.
Конец мыслящей материи совпадает по времени и по обстоятельствам с лом нового цикла развития материи космических просторов — с пунктом, в котором происходит огненное возрождение умирающих миров.
Но тем самым вопрос о конкретной картине гибели человечества, исчезновения мыслящей материи, ставится в связь с вопросом о тех естественных условиях, в которых становится возможным и неизбежным процесс, посредством которого умирающие от «тепловой смерти» миры возрождаются к жизни.
Иными словами, условия огненного возрождения космических систем оказываются одновременно и условиями, при которых делается уже абсолютно неизбежной гибель мыслящей материи гибель мыслящего духа.
Обе проблемы тем самым сливаются в одну.
Физика и астрономия до сих пор располагают данными, касающимися процесса рассеивания материи и движения звездных тел — процесса, который ведет в тенденции к состоянию так называемой тепловой смерти. Само представление о «тепловой смерти» есть не что иное, как теоретически выраженная тенденция процесса, связанного с излучением теплоты и света в межмировые пространства.
Но естественно-научное исследование еще не показало обратного процесса — процесса возрождения умерших миров, процесса превращения обледеневшего пара межмировых пространств в раскаленную туманность.
Что такой процесс каким-то естественным способом, заложенным в самой природе движущейся материи, постоянно происходит — это бесспорный теоретический вывод. Без этого процесса не могла бы естественным путем сохраняться и воспроизводиться в вечности существующая Вселенная, он представляет собой абсолютно необходимое, внутренне полагаемое движением мировой материи, условие существования Вселенной...
Поэтому вся проблема заключается в том, чтобы выяснить и показать, каким путем, каким естественным способом может быть снова использована излученная в мировое пространство теплота, где и как эта рассеиваемая излучением материя и движение снова накапливаются в такой форме, которая обратно способна превращаться в чрезвычайно разогретые и плотные скопления, в мировые острова раскаленного газа, стягивающие к своему центру всю рассеянную в окружающих пространствах практически «неподвижную» материю и строящие из нее свое тело — тело будущих звезд, солнц, планетных систем и т.п.
Здесь мы и позволим себе высказать наше гипотетическое предположение относительно того, где и как этот процесс, регулярно возвращающий мировую материю из состояния «тепловой смерти» в состояние раскаленных облаков газа, совершается с необходимостью, заложенной в самой природе движущейся материи.
Гипотеза заключается в следующем.
Почему бы не предположить, что этот обратный процесс совершается при участии мыслящей материи, мыслящего духа — как одного из атрибутов мировой материи — и что без его участия, без его помощи этот процесс невозможен и немыслим?
Гибель мыслящей материи с необходимостью связана с процессом превращения остывающей материи межзвездных пространств в раскаленную туманность и является необходимым фактором этого последнего процесса. Мышление рассматривается нами (с точки зрения всеобщего процесса количественного превращения одних форм движения в другие) как одно из звеньев всеобщего круговорота мировой материи, как одна из форм, в которую превращаются все другие формы и которая обратно превращается в эти другие формы или содействует их взаимному превращению.
При этом — поскольку мыслящая материя мозга есть абсолютно-высший продукт всеобщего развития, — постольку резонно предположить, что в ходе всеобщего круговорота взаимных превращений одних форм движения мировой материи в другие она занимает особое место, играет особую роль — такую роль, которую не могут играть другие, менее сложно организованные формы движения. И эта особая роль, приличествующая его месту в системе форм движения мировой материи — как абсолютно-высшей форме движения, — и рисуется нашей гипотезой.
Реально эта роль представляется так: человечество (или другая совокупность мыслящих существ) в какой-то, очень высокой, точке своего развития — в точке, которая достигается тогда, когда материя более или менее обширных космических пространств, внутри которых человечество живет, остывает и близко к состоянию так называемой тепловой смерти, — в этой роковой для материи точке — каким-то способом (неизвестным, разумеется, нам, живущим на заре истории человеческого могущества) сознательно способствует тому, чтобы начался обратный — по сравнению с рассеиванием движения — процесс — процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности.
Мыслящий дух при этом жертвует самим собой, в этом процессе он сам не может сохраниться. Но его самопожертвование совершается во имя долга перед матерью-природой. Человек, мыслящий дух, возвращает природе старый долг.
Когда-то, во времена своей молодости, природа породила мыслящий дух. Теперь, наоборот, мыслящий дух ценой своего собственного существования возвращает матери-природе, умирающей «тепловой смертью», новую огненную юность — состояние, в котором она способна снова начать грандиозные циклы своего развития, которые когда-то вновь, в другой точке времени и пространства, приведут снова к рождению из ее остывающих недр нового мыслящего мозга, нового мыслящего духа...
Следовательно, появление мыслящего духа в русле мирового круговорота — вовсе не случайность, которой с равным правом могло бы и не быть, а внутренне-полагаемое условие его собственного осуществления. Иначе это не атрибут, а лишь «модус».
Ведь если предположить, что мыслящий дух рождается где-то на периферии круговорота мировой материи только затем, чтобы вскоре бесследно и бесплодно исчезнуть, вспыхивает на короткое мгновение на остывающей планете лишь затем, чтобы снова погаснуть, оставив после себя лишь развалины материальной культуры, которые столь же быстро развеет по Вселенной поток ее нескончаемого движения, — если предположить такую судьбу мыслящего духа, то в этом случае мышление оказывается чем-то вроде плесени на остывающей планете, чем-то вроде старческой болезни материи, а вовсе не высшим цветом мироздания, не высшим продуктом всеобще-мирового развития.
В этом случае мышление, даже если его и продолжать называть «высшим цветом» материи, оказывается пустоцветом — красивым, но абсолютно бесплодным цветком, распустившимся где-то на периферии всеобщего развития лишь затем, чтобы тотчас увянуть под ледяным или огненно-раскаленным дуновением урагана бесконечной Вселенной... Все действительное развитие мировой материи в этом случае происходит рядом с его развитием, совершенно независимо от него, и его появление абсолютно никак не сказывается на судьбах всеобщего развития.
Мышление превращается в абсолютно бесплодный эпизод, которого с равным правом могло бы и не произойти вовсе без всякого ущерба для всего остального.
Вряд ли такая роль соответствует месту мышления в системе форм движения мировой материи. Высшая форма ее движения не может быть самой бесплодной и самой ненужной из всех.
Гораздо больше оснований предположить, что мыслящая материя — как качественно высшая форма движения всеобщей материи — играет немаловажную роль в процессе всеобщего круговорота — роль, соответствующую сложности и высоте ее организации.
Почему же не предположить в таком случае, что мышление как раз и есть та самая качественно высшая форма, в которой и осуществляется накопление и плодотворное использование энергии, излучаемой солнцами?
То есть то самое звено, которого пока недостает, чтобы стал возможен действительный круговорот, а не односторонне-необратимый процесс рассредоточения материи и движения в меж мировых пространствах? Почему бы не предположить, что материя в своем развитии как раз и создает с помощью и в форме мыслящего мозга те самые условия, при наличии которых излучаемая энергия солнц не растрачивается бесплодно на простое нагревание мирового пространства, а накапливается в качественно высшей форме ее существования, а затем используется как «спусковой крючок», как взрыватель, дающий начало процессу обратного возрождения умирающих миров в форму раскаленной туманности?
Да, в эту качественно высшую форму движения, накапливаемую в виде материальной культуры, в виде власти мыслящих существ над мертвой материей, в виде мышления и его продуктов, — в эту качественно высшую форму движения превращается ничтожная доля тепла, излучаемого солнцами в мировое пространство. Но количественная малость этой доли вполне компенсируется тем что она накапливается в качественно высшей форме — в такой форме, в которую сама природа (без посредничества мышления) не может превратить бесплодно растрачиваемую излучением теплоту...
Человечество уже теперь способно высвобождать такие запасы движения, которые помимо него остались бы связанными и мертвыми в ядерных структурах, что в предположении, согласно которому грядущее человечество окажется способным высвободить из связанного состояния такое количество энергии, которого будет достаточно для того, чтобы превратить остывающую материю нашего звездного острова в океан раскаленного пара, — в этом предположении нет уже ничего удивительного и мистического.
Материальная и духовная культура мыслящих существ, которая осуществляется в природе очень редко и требует для своего появления чрезвычайно специфичных условий, и оказывается той формой движения, в виде которой происходит концентрированное накопление излучаемого солнцами тепла — тепла, которое по всем другим каналам растрачивается бесплодно, а только в этой форме вновь используется как средство, как способ огненного возрождения замерзающих участков большой Вселенной.
Реально это можно представить себе так — в какой-то, очень высокой, точке своего развития мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, производят сознательно космическую катастрофу — вызывая процесс, обратный «тепловому умиранию» космической материи, т.е. вызывая процесс, ведущий к возрождению умирающих миров в виде космического облака раскаленного газа и пара.
Попросту говоря, мышление оказывается необходимым опосредующим звеном, благодаря которому только и делается возможным огненное «омоложение» мировой материи, — оказывается той непосредственной «действующей причиной», которая приводит в актуальное действие бесконечные запасы связанного движения, на манер того, как ныне оно, разрушая искусственно небольшое количество ядер радиоактивного вещества, кладет начало цепной реакции.
В данном случае процесс, по-видимому, будет иметь также форму «цепной», т.е. самовоспроизводящейся по спирали, реакции — реакции, создающей своим собственным ходом условия своего же собственного протекания в расширяющихся в каждое мгновение масштабах. Только в данном случае цепная реакция распространяется не на искусственно накопленные запасы радиоактивного вещества, а на естественно накопленные запасы движения Вселенной, на запасы, связанные с состоянием тепловой смерти в мировом пространстве.
Попросту говоря, этот акт осуществляется в форме грандиозного космического взрыва, имеющего цепной характер, и материалом которого (взрывчатым веществом) оказывается вся совокупность элементарных структур, рассеянных излучением по всему мировому пространству.
С точки зрения современной физики это вовсе не выглядит невероятным.
Ведь ясно, что чем мельче искусственно разрушаемая структура, тем большие запасы внутренней энергии высвобождаются при ее разрушении. Разрушение химической структуры (которое происходит при самом сжигании) дает сравнительно небольшую дозу высвободившейся энергии. Несравнимо большее количество энергии высвобождается при разрушении атомного ядра. Чем «проще» структура, подвергающаяся разрушению, тем больше количество выделяемой при этом энергии, что показывает: чем мельче и проще материальная структура, тем прочнее ее внутренние связи, тем труднее ее разрушить, но тем больше энергии получается в том случае, если удается сделать реакцию цепной.
Если теоретически прочертить перспективу в будущее развитие техники и науки, то тенденция явная: человек идет к цепному разрушению все более простых, а тем самым все более прочных структур материи, высвобождая при этом все большее и большее количество связанной в этих структурах энергии. И как бы ни велика была затрата энергии, потребной на то, чтобы разрушить первую частицу, т.е. положить начало цепной реакции, эта затрата не идет ни в какое сравнение с общим количеством выделяемого при цепной реакции количества движения.
И перспектива теоретически такова; если бы удалось разрушить бесконечно малую структурную единицу материи, то взамен получилось бы пропорционально бесконечное количество высвободившейся при этом энергии — количество, которого достаточно для того, чтобы разрушить и превратить в раскаленные пары бесконечно большую м®. су остывшей материи.
Так в новом свете подтверждается сиг рая формулировка существа закона сохранения материи и движения, данная Лейбницем, — если бы была разрушена мельчайшая пылинка — рухнула бы вся Вселенная. Всю бесконечную Вселенную разрушить этот акт, конечно, не может, но поскольку разрушаемая структура по размеру и по сложности своей организации стремится к исчезающему малому пределу, то и количество высвобождаемой при этом энергии соответственно стремится к бесконечности. Область мировой материи, захватываемая процессом, включаемая в цепь реакции, остается поэтому ограниченной какими-то пределами. Каковы эти пределы — сказать сейчас, конечно, невозможно, так же невозможно, как и указать размеры и качественные характеристики той частицы, разрушение которой необходимо для того, чтобы вызвать этот процесс. Но процесс этот вполне объясняет возможность превращения сколь угодно больших конечных масс остывшей материи в раскаленную туманность, способную положить начало новым мирам.
С этой точки зрения гипотеза, по-видимому, выдерживает принципиальную критику.
Мышление, таким образом, и выступает как то самое звено всеобщего круговорота, посредством которого развитие мировой материи замыкается в форму круговорота — в образ змеи, кусающей себя за хвост, как любил выражать образ истинной (в противоположность «дурной») бесконечности Гегель.
Гипотеза, исходя из учета места и роли, которую мыслящий дух необходимо играет в системе всеобщего взаимодействия мировой материи, из учета объективных и помимо воли и сознания складывающихся в мироздании обстоятельств, проясняет ту самую «высшую» и «конечную» цель существования мыслящего духа в системе мироздания, на которой всегда спекулировали все и всяческие религии. Эта «конечная цель» сама понимается как с необходимостью достигаемое сознание, отражение места мыслящего духа в системе объективных условий, полагаемых развитием мировой материи.
И эта — объективно выведенная — «цель» бесконечно грандиознее и величественнее, чем все те жалкие фантазии, которые выдумали религии и связанные с ними философские системы.
Высшая и конечная цель существования мыслящего духа оказывается космически-грандиозной и патетически-прекрасной. От других гипотез относительно финала существования человечества гипотеза отличается не тем, что устанавливает в качестве этого финала всеобщую гибель — смерть, уничтожение представляют собой абсолютно необходимый результат в любой гипотезе, — а лишь тем, что эта гибель рисуется ею не как бессмысленный и бесплодный конец, но как акт по существу своему творческий, как прелюдия нового цикла жизни Вселенной.
Такого значения за человеком и такого смысла его гибели не может, по-видимому, признать ни одна другая гипотеза.
Гибель ведь все равно неизбежна, и ее неизбежности не может не признавать никакая гипотеза на этот счет. И единственное различие между возможными гипотезами может состоять лишь в различных толкованиях объективного смысла и роли акта гибели в лоне всеобщего круговорота мировой материи, места и роли этого акта в системе мирового взаимодействия.
Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящего духа вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрения всеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.
Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания, но и как цвет небесплодный, как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат.
Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом — актом, который превращает обледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров — систем, которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...
Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием. И когда-то вновь — в бесконечно далеком грядущем — новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут — как и мы ныне — созерцать сверкающие над небом их Земли звездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве.
В сиянии звездного неба мыслящее существо будет всегда видеть свидетельство могущества и красоты бессмертного даже в смерти своей мыслящего духа — опредмеченную, чувственно воспринимаемую, а потому не вызывающую никаких сомнений свою собственную власть над предметным миром.
Звездное нёбо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, в котором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить — на языке, понятном только ему, — вечно возрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух.
И в созерцании вечной природы человек — как и всякое мыслящее существо — будет испытывать гордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии — местом и ролью мыслящего существа в системе мирового взаимодействия. смысла и роли акта гибели в лоне всеобщего круговорота мировой материи, места и роли этого акта в системе мирового взаимодействия.
Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящего духа вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрения всеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.
Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания, но и как цвет небесплодный, как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат.
Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом — актом, который превращает обледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров — систем, которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...
Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием. И когда-то вновь — в бесконечно далеком грядущем — новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут — как и мы ныне — созерцать сверкающие над небом их Земли звездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве.
В сиянии звездного неба мыслящее существо будет всегда видеть свидетельство могущества и красоты бессмертного даже в смерти своей мыслящего духа — опредмеченную, чувственно воспринимаемую, а потому не вызывающую никаких сомнений свою собственную власть над предметным миром.
Звездное нёбо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, в котором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить — на языке, понятном только ему, — вечно возрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух.
И в созерцании вечной природы человек — как и всякое мыслящее существо — будет испытывать гордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии — местом и ролью мыслящего существа в системе мирового взаимодействия.
Список использованной литературы:
Журнал "Экология и жизнь".Эвальда Ильенковаа, философ.
www.neuch.ru
Презентация на тему: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ
Жизнедеятельность – это
повседневная деятельность и
отдых, способ существования | ||
человека. | Природные системы | |
Системы живой природы | Системы не живой природы | |
Нуклеиновые кислоты | Физический вакуум | |
Клетка |
| Кварки |
Многоклеточные |
| Элементарные частицы |
организмы растительного и |
| |
животного происхождения | Атомы | |
Биологический вид | ||
Популяция |
| Молекулы |
Биоценоз |
| Макроскопические тела |
Биосфера |
| Планеты и планетные |
|
| системы |
Звезды и звездные системы
Галактика Метагалактика – система
СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ
Техносфера - это среда
обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социальноэкономическим потребностям человека.
СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой;
Предмет БЖД: опасности и их совокупности, действующие в системе: человек – источник опасности;
Объект БЖД: человек, коллективы людей;
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки: защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Среда обитания – окружающая
человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Темпы роста населения Земли:
Рост численности населения Земли:
I – рост численности до 28–30млрд. человек к.2070–2100гг.; II – стабилизация численности на уровне 10 млрд. человек
Год | 1840 | 1930 | 1962 | 1975 | 1987 |
Численность населения, млрд. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
чел | 500000 | 90 | 32 | 13 | 12 |
Период прироста, лет/1 млрд. |
чел
Средняя плотность населения на Земле (площадь суши Земли
Годсоставляет 1491650млн.1950км2) 2000 2006 Средняя 3.7 20 40 43.6
плотность нас. чел./км2
Урбанизация – это процесс
переселения сельского населения в город на постоянное место жительство с целью привлечения его в промышленное производство или иными целями.
studfiles.net
Роль человечества во вселенной
Ясно, что где-то во мраке грядущего человечество прекратит свое существование и что вечный поток движения Вселенной, в конце концов смоет и сотрет все следы человеческой культуры. Сама Земля будет когда-нибудь развеяна в пыль космических пространств, растворится в вечном круговороте мировой материи...
Это — диалектика и практически безразличная для нас перспектива — прежде чем это произойдет, протекут миллионы лет, народятся и сойдут в могилу сотни тысяч поколений. Но неумолимо надвигается время, когда мыслящий дух на Земле угаснет, чтобы возродиться вновь где-нибудь в другом месте бесконечной Вселенной.
Но если с практической точки зрения этот факт для нас совершенно безразличен и никак не может повлиять на нашу жизнедеятельность (ведь не складывает же рук индивид, хотя знает, что рано или поздно ему придется покинуть жизнь) — с теоретической точки зрения эта перспектива вовсе не лишена интереса.
Нельзя не отметить, что в той или иной форме эта проблема всегда брезжила в сознании человечества.
В наивно-мистической постановке она известна под названием проблемы конечной цели существования человечества, той высшей цели, ради которой осуществляется в мироздании мыслящий дух и ради которой человечество претерпевает такие страдания и муки,
Вопрос сводится к тому, какие условия сделают гибель человечества столь же неизбежной, сколь и его рождение в лоне всеобщего взаимодействия?
Итак, прежде всего, судьбы человечества тесно связаны с грядущими судьбами Земли и — более широко — с судьбами Солнечной системы. Это, так сказать, то ближайшее звено мирового взаимодействия, которое определяет непосредственно неизбежный конец человечества.
Поэтому-то большинство теоретических гипотез о конце человеческого существования и обращается к представлению о том, что когда-то, во тьме грядущего, постепенно остынет Солнце, истощатся запасы тепла на планете, и человечество уже поэтому начнет клониться к закату.
Но возникает вопрос — а нет ли таких фактических обстоятельств, которые перекрывают эту абстрактную возможность? Не слишком ли абстрактно прочерчена перспектива?
Что Солнце и планеты со временем остынут — это бесспорно. Но ведь человечество — и чем дальше, тем в большей степени — перестает быть послушной игрушкой внешних обстоятельств. Его могущество возрастает из года в год. Человечество находит все новые и новые, все более совершенные, способы освобождать запасы тепла, движения, энергии, накопленные в других формах, кроме прямого солнечного излучения.
Чем дальше развивается человечество, тем более и более глубокие клады энергии (тем более могучей, чем глубже она запрятана, чем концентрированнее она накоплена) открываются перед ним и превращаются в условие его существования...
И не выглядит ли в связи с этим нелепой перспектива гибели от недостатка прямого солнечного излучения?
Не устраняет ли развитие производительной мощи человечества опасность погибнуть от космического холода, от холода межмировых пространств?
Да, готового тепла извне оно будет получать все меньше и меньше. Но тем больше и больше оно будет производить его само, извлекая «изнутри» материи концентрированные его запасы, которые — это теоретически бесспорно — абсолютно в самой мельчайшей обледеневшей частице, носящейся в вихрях межмировых пространств.
Ведь энергия, излучаемая Солнцем, не утрачивается бесследно — она накапливается, аккумулируется в других формах, и надо только суметь ее оттуда извлечь.
И нет сомнения, что человечество — тем более под угрозой гибели от холода — сумеет это сделать.
Оно, по-видимому, в силах будет создать — хотя бы в небольшой части пространства — искусственную среду и поддерживать ее, сохранять и воспроизводить и без помощи щедрой и даровой энергии Солнца.
Человечество, очевидно, погибнет не так, как рисуется на первый взгляд, — не от холода, не от простого недостатка тепла.
Но чего человечество (мыслящая материя вообще) пережить не в состоянии, несмотря на всю свою власть над природой — какого бы уровня эта власть ни достигла, — это — противоположное холоду межмировых пространств состояние мировой материи — состояние, к которому эволюция миров приводит столь же неизбежно, как и к остыванию, — огненно-раскаленная «молодость» космической материи, состояние раскаленного газа молодой, рождающейся туманности — исходной точки и нового космического цикла.
Это огненно-парообразное состояние, в котором все элементы превращены в бешено вращающиеся вихри и где не может принципиально сохраниться никакая искусственно созданная граница, за которой мог бы спрятаться человек никакая сколь угодно прочная и жароустойчивая «оболочка», отделяющая искусственную среду от остального от «не очеловеченного» мира, - по-видимому, и оказывается тем абсолют пределом, за которым уже невозможно существование мыслящей материл
Это — вопрос об обстоятельствах при которых остывающая мировая материя с необходимостью переходит стояние раскаленного тумана, стаи становится грандиозным ураганом, разогретым на миллиарды градусов Цельсия, собирающим к своему центру все рассад излучением запасы движения и тем самым дающим мировой материи космических пространств новую жизнь, угасающую в ледяной пустыне так называемой тепловой смерти.
Конец мыслящей материи совпадает по времени и по обстоятельствам с лом нового цикла развития материи космических просторов — с пунктом, в котором происходит огненное возрождение умирающих миров.
Но тем самым вопрос о конкретной картине гибели человечества, исчезновения мыслящей материи, ставится в связь с вопросом о тех естественных условиях, в которых становится возможным и неизбежным процесс, посредством которого умирающие от «тепловой смерти» миры возрождаются к жизни.
Иными словами, условия огненного возрождения космических систем оказываются одновременно и условиями, при которых делается уже абсолютно неизбежной гибель мыслящей материи гибель мыслящего духа.
Обе проблемы тем самым сливаются в одну.
Физика и астрономия до сих пор располагают данными, касающимися процесса рассеивания материи и движения звездных тел — процесса, который ведет в тенденции к состоянию так называемой тепловой смерти. Само представление о «тепловой смерти» есть не что иное, как теоретически выраженная тенденция процесса, связанного с излучением теплоты и света в межмировые пространства.
Но естественно-научное исследование еще не показало обратного процесса — процесса возрождения умерших миров, процесса превращения обледеневшего пара межмировых пространств в раскаленную туманность.
Что такой процесс каким-то естественным способом, заложенным в самой природе движущейся материи, постоянно происходит — это бесспорный теоретический вывод. Без этого процесса не могла бы естественным путем сохраняться и воспроизводиться в вечности существующая Вселенная, он представляет собой абсолютно необходимое, внутренне полагаемое движением мировой материи, условие существования Вселенной...
Поэтому вся проблема заключается в том, чтобы выяснить и показать, каким путем, каким естественным способом может быть снова использована излученная в мировое пространство теплота, где и как эта рассеиваемая излучением материя и движение снова накапливаются в такой форме, которая обратно способна превращаться в чрезвычайно разогретые и плотные скопления, в мировые острова раскаленного газа, стягивающие к своему центру всю рассеянную в окружающих пространствах практически «неподвижную» материю и строящие из нее свое тело — тело будущих звезд, солнц, планетных систем и т.п.
Здесь мы и позволим себе высказать наше гипотетическое предположение относительно того, где и как этот процесс, регулярно возвращающий мировую материю из состояния «тепловой смерти» в состояние раскаленных облаков газа, совершается с необходимостью, заложенной в самой природе движущейся материи.
Гипотеза заключается в следующем.
Почему бы не предположить, что этот обратный процесс совершается при участии мыслящей материи, мыслящего духа — как одного из атрибутов мировой материи — и что без его участия, без его помощи этот процесс невозможен и немыслим?
Гибель мыслящей материи с необходимостью связана с процессом превращения остывающей материи межзвездных пространств в раскаленную туманность и является необходимым фактором этого последнего процесса. Мышление рассматривается нами (с точки зрения всеобщего процесса количественного превращения одних форм движения в другие) как одно из звеньев всеобщего круговорота мировой материи, как одна из форм, в которую превращаются все другие формы и которая обратно превращается в эти другие формы или содействует их взаимному превращению.
При этом — поскольку мыслящая материя мозга есть абсолютно-высший продукт всеобщего развития, — постольку резонно предположить, что в ходе всеобщего круговорота взаимных превращений одних форм движения мировой материи в другие она занимает особое место, играет особую роль — такую роль, которую не могут играть другие, менее сложно организованные формы движения. И эта особая роль, приличествующая его месту в системе форм движения мировой материи — как абсолютно-высшей форме движения, — и рисуется нашей гипотезой.
Реально эта роль представляется так: человечество (или другая совокупность мыслящих существ) в какой-то, очень высокой, точке своего развития — в точке, которая достигается тогда, когда материя более или менее обширных космических пространств, внутри которых человечество живет, остывает и близко к состоянию так называемой тепловой смерти, — в этой роковой для материи точке — каким-то способом (неизвестным, разумеется, нам, живущим на заре истории человеческого могущества) сознательно способствует тому, чтобы начался обратный — по сравнению с рассеиванием движения — процесс — процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности.
mirznanii.com