Список лучших пошаговых стратегий. Стратегия пошаговая игры
Список лучших пошаговых стратегий
Своими корнями пошаговые стратегии уходят в обычные настольные игры. До 1990 года большая часть стратегий являлась пошаговыми. Разработчики игр либо просто переносили на экраны мониторов уже существующие в природе настольные игры, либо черпали из них до 100% вдохновения. Многие знатоки компьютерных игр считают прародителем все пошаговых стратегий текстовую игру из шестидесятых годов прошлого века – Hamurabi, смысл которой был в пошаговом управлении шумерским государством. А спустя несколько лет, в 1972 году, появилась даже многопользовательская стратегия под названием Empire. После этого начался расцвет Turn-Based Strategy.
Каждая уважающая себя компания, производящая на свет компьютерные игры, стремилась выпустить свой проект, способный привлечь геймеров. Действие игр происходило как на Земле, так и в далёком космосе. Как в наше время, так и в будущем или прошлом. Как в реальном мире, так и в вымышленных измерениях. И даже несмотря на то, что в последние годы Turn-Based Strategy начинают постепенно сдавать свои позиции и уже не пользуются прежним спросом и популярностью, поклонники пошаговых игр до сих пор с удовольствием играют как в проверенные временем шедевры, так и в более современные проекты.
1: Sid Meier’s Civilization (1991-2016)
Одна из самых популярных TBS в истории компьютерных игр. Sid Meier’s Civilization умудрилась сочетать в себе как военную стратегию, так и экономический симулятор. Вся игра проходит в пошаговом режиме. Игрок должен контролировать огромную территорию, подвластную ему, и при этом не забывать об отрядах, которые посылает для выполнения тех или иных заданий. Приходится не только отбиваться от наседающих со всех сторон врагов, но ещё и заключать союзы с соседними государствами, торговать, вести переговоры, заниматься политикой и экономикой, следить за населением и так далее. В игре прослеживается развитие человечества с древних времён до освоения космоса. Одержать победу можно несколькими способами – завоевать мир (что сделать весьма непросто), развиться быстрее других наций или построить первым космический корабль и покинуть грешную Землю.
2: Total War (2000-2016)
Одна из самых “долгоиграющих” пошаговых стратегий. Данная серия игр охватывает самые разные периоды времени истории человечества – феодальную Японию, средневековье, древний Рим, современность, наполеоновские войны. Перемещая по глобальной карте свои войска или флот, игрок пытается захватить как можно больше территорий. При этом он не должен забывать развиваться как в экономическом или военном плане, так и в области религии, политики, шпионаже и прочих не менее важных делах, без которых невозможно нормальное развитие империи.
Сама игра происходит в пошаговом режиме, а вот битвы идут в реальном времени. Не последнее место в сражениях играет тактика – геймеру необходимо точно знать, где и какие войска нужно расположить, чтобы добиться перевеса в предстоящей битве.
3: Heroes of Might of Magic 3 (1999)
Бесспорно, серия игр Heroes of Might of Magic – это не только классика пошаговых стратегий, но ещё и заслуженный король в данном жанре, сравниться с которым не сможет ни одна другая игра. Даже те геймеры, которые считают Turn-Based Strategy слишком скучными и затянутыми, и то с упоением, до покраснения глаз, убивали за ней всё своё свободное время. Несколько кампаний, в течение которых игроку предоставляется шанс влезть в шкуру предводителя самых разных рас, не позволят расслабиться ни на минуту. Масса юнитов обладающих уникальными способностями, и большой выбор героев, имеющих свои таланты и преимущества. Помимо этого в игре колоссальное количество артефактов и разнообразной экипировки, благодаря которой можно значительно улучшить качества главных героев. Всё это вкупе делает “Героев меча и магии” самой “долгоиграющей” в жанре TBS.
4: King’s Bounty: The Legend
Одна из лучших игр, сочетающих в себе элементы TBS и RPG. King’s Bounty можно смело назвать прародителем современных пошаговых стратегий. Ведь именно она является матрицей, с которой разработчики “Героев меча и магии” черпали своё вдохновение. Игроку предстоит отправиться в путешествие по миру, состоящему из ряда островов и подземелий. При этом гулять по фэнтезийному миру, населённому рыцарями, феями, драконами, пиратами, дикими животными, нежитью, демонами и прочими он может вполне свободно, а вот все бои совершаются в пошаговом режиме. В помощь игроку и его отряду даётся небольшой дракончик, обладающий колоссальной силой. По мере прокачки героя можно увеличивать армию и улучшать помощника. Строить ничего не надо. Добывать – тоже. Достаточно выполнять задания разной сложности, получаемые от персонажей игры. В качестве награждения можно получить руны и камни, с помощью которых улучшаются навыки и характеристики героя.
5: Disciples 2 – Dark Prophecy (2002)
В отличие от других фэнтезийных миров, где полно всевозможных фей, единорогов и прочих обитателей сказочных королевств, Disciples представляет собой мрачный и, скорее, готический мир. Основными расами здесь являются люди, гномы, демоны и нежить. Как и практически во всех стратегиях в Disciples придётся строить и развивать свои города, добывать ресурсы и постоянно с кем-нибудь воевать. Правда, в отличие от большинства Turn-Based Strategy, здесь нельзя собрать огромную армию, состоящую из сотен юнитов. В подчинении игрока находятся лишь несколько солдат, которых можно развить в более продвинутых и могущественных бойцов. Главное – это побольше воевать и копить для них опыт. Каждый из созданных героев обладает своими преимуществами. Кто-то отвечает за разведку, кто-то за оборону замков, а кто-то за рукопашные схватки.
6: Age of Wonders 3 (2014)
Игроку предоставляется возможность влезть в шкуру могущественного волшебника, которому предстоит отправиться в путешествие по фэнтезийному миру, чтобы завоевать все доступные королевства. Основные действия в игре – развивать захваченные города, копить ресурсы, набирать армии и участвовать в боях. Как и в “Героях”, в Age of Wonders 3 города развиваются из небольших поселений в крупные метрополии, в которых находятся казармы, всевозможные защитные сооружения и прочие здания. Основных рас в игре 6 – люди, высшие эльфы, гоблины, гномы, дракониды и орки. Со временем к ним добавилась ещё одна – полурослики. Каждая из них обладает своими преимуществами и уникальными талантами, делающими игру увлекательной, а современная графика наделила Age of Wonders 3 яркой и сочной картинкой, доставляющей эстетическое удовольствие от разворачивающихся на мониторе событий.
7: Endless Legend (2014)
Ещё один прекрасный образчик Turn-Based Strategy, сюжет которой развивается в фэнтезийном мире. Действие игры происходит на планете Ауриги, которую населяют несколько различных рас. Игроку предстоит взять под контроль одну из них и постараться колонизировать планету, делая упор на сражения и добычу определённых ресурсов, доступ к которым открывается сразу после захвата провинции. Построив город, начинайте развиваться и набирать могущественную армию. Чем больше территории переходит под ваш контроль, тем сложнее удерживать власть. На игру влияют и посторонние факторы – окружающая природа и смена времён года. Не последняя роль в Endless Legend отведена дипломатии, которая приносит игроку некоторую сумму дипломатических очков.
8: Master of Orion 2016 (2016)
Выбрав одну из десяти представленных в игре рас, игрок приступает к освоению и захвату дальнего уголка галактики. Ему предстоит сразиться за господство над близлежащими планетами с массой воинственно настроенных народов, управляемых AI. Правда, одной войной сыт не будешь. Придётся ещё подумать и о налаживании дружеских контактов с другими расами. Начав управлять только одной планетой, геймер постепенно расширяет сферу влияния, присоединяя к своей империи другие миры. В распоряжении игрока четыре вида ресурсов – производство, продовольствие, исследование и кредиты, распоряжаться которыми надо с умом. Победа в Master of Orion 2016 достигается полным доминированием над другими цивилизациями с последующим их уничтожением. Менее кровожадные игроки могут выиграть, если получат права на установление мира.
9: Космические рейнджеры 2: Революция (2011)
3300 год. Наша галактика подвергается нападению кровожадных доминаторов, являющихся боевыми роботами, которые много лет назад подняли бунт против человечества и стали отдельной независимой расой. Последней надеждой пяти разумных цивилизаций становятся космические рейнджеры. Только от них зависит мир и спокойствие в нашей части Вселенной. Игрок выбирает любую пришедшуюся ему по нраву расу, получает звездолёт и вступает в ряды рейнджеров. Естественно, основной смысл игры – это постоянные сражения, но уникальность “Космических рейнджеров” в том, что геймеру предстоит не только воевать, но и торговать, выполнять всевозможные миссии и напрягать свои мозги, решая текстовые квесты. Также от дальнейшего вашего выбора будет зависеть финал игры – выбрав путь пирата вы превратитесь в бесчестного негодяя, а став героем – освободите мир от назойливых роботов.
10: Демиурги I (2001)
Игра является симбиозом двух легендарных проектов – TBS “Герои меча и магии” и Magic: The Gathering, классической карточной игры. Игрок берёт на себя выполнение квестов, которые ему отдают по мере прохождения игровые персонажи, а параллельно занимается прокачиванием своего героя, собирающего руны с заклинаниями и набирающего умения и опыт. Бои, как и положено по канонам жанра, пошаговые. При этом они имеют колоссальное количество тактических решений. Противники по очереди совершают ходы, суть которых заключается в произнесении разной сложности заклинаний, способных в той или иной мере нанести вред оппоненту, или призывающих на помощь разнообразных созданий, атакующих врага.
www.4yougame.ru
Лучшие пошаговые стратегии на ПК
Список лучших пошаговых стратегий на все времена, по версии Strategka.com. Пошаговые стратегии часто избегаются некоторыми консервативными любителями стратегий в реальном времени, так как считают их слишком медленными, трудными и скучными. Но все совсем наоборот, пошаговые стратегии могут быть еще более захватывающими, чем их аналоги в реальном времени. Проще говоря, когда ты знаешь, что умрешь в течение 10 ходов, если не совершишь подвиг, то будешь делать все возможное, чтобы изменить результат. Звучит довольно интересно, не правда ли? Мы любим пошаговые стратегии. Но некоторые из них чуть больше, чем остальные.
Существуют ли какие либо пошаговые стратегии, которые вы хотели бы добавить в список или порекомендовать читателям? Оставьте свое мнение в комментариях.
Age of Wonders 3 (с дополнениями Golden Realms и Eternal Lords)
Age of Wonders 3 это последняя игра в длительной серии от Triumph. Она представляет собой последнее поколение фэнтези -тематических пошаговых стратегий, игра предлагает игрокам как стратегический, так и тактический геймплей. История игры происходит в фантастическом мире населенном различными расами и классами. Задача игрока основать свою собственную империю, состоящую из множества уникальных юнитов. Исследовать карту мира, открывать новые локации, а также вести захватывающие сражения, это квинтэссенция Age of Wonders 3.
Два выпущенных пакета дополнений: Golden Realms и Eternal Lords вносят огромные улучшения в основную игру.
Наш подробный обзор на Age of Wonders 3 можно прочитать здесь.
Endless Legend
Endless Legend - игра определенно заслуживает место в этом списке. Выпущенная в 2014 году, она до сегодняшнего дня является, интересной пошаговой глобальной стратегией. Стратегия в этой фэнтези игре проявляется в мириаде разнообразных, сильно отличающихся друг от друга фракций, с разными геймплейными стилями и уникальными конечными целями. В стратегических играх, культура еще никогда не была более сложной и приятной, чем в Endless Legend. Это глубокая и разнообразная игра, с захватывающими асимметричными фракциями, суб-расами, героями, квестами и многим другим. А ещё, игра выглядит просто великолепно.
Наш подробный обзор на Endless Legend можно прочитать здесь.
Civilization: Beyond Earth
Civilization: Beyond Earth – одна из лучших пошаговых глобальных стратегий за последние годы. Благодаря различным фракциям и философиям, игра остается интересной даже после нескольких прохождений, в каждом из которых уникальные сценарии стимулируют игрока, вырабатывать стратегии и новые пути решения задач.
Цивилизация Сида Мейера: За пределами земли пошаговая стратегия, где задачей игроков становиться строительство и поддержка человеческих колоний на странных и опасных планетах. Исследуйте опасности и преимущества новых планет, изучайте заполненные ценными ресурсами и враждебными формами жизни территории. Стройте заставы, раскапывайте древние инопланетные реликвии, приручить новые формы жизни, развивайте цветущие города и устанавливайте торговые маршруты, все ради процветания своего народа. Игра способна долго удерживать возле себя, после того как уже давно должен идти спать.
XCOM: Enemy Unknown - Enemy Within
XCOM: Enemy Within – достойный преемник пошаговой тактической стратегии от Microprose, создававшейся почти два десятилетия назад. Новый XCOM возрожденный разработчиками из Firaxis, упрощает все то, что делало оригинальную игру немного раздражающей, и улучшает все её удачные качества, доводя их до современных стандартов. Игре удается заставить игрока заботиться о своей команде и беспокоиться о совершаемых решениях. Делаете ли вы им трансплантации или превращаете их в роботов, вы все равно будете называть их своими друзьями. XCOM: Enemy Within стоит выше других стратегических игр. XCOM по популярности и успеху является доказательством силы пошаговых стратегических игр, выдержавших испытание временем.
Наш подробный обзор на XCOM: Enemy Unknown - Enemy Within можно прочитать здесь.
Xenonauts
Глубокие стратегические системы и чистые (без примесей) пошаговые бои в Xenonauts торжествуют над играми, перегруженными игровым дизайном. Если вы старый фанат серии X-COM, забудьте о поиске древних установочных дисков или необходимости мирятся с 20-летней графикой: играйте в Xenonauts, это лучший способ пережить те славные дни, когда игровой процесс был более серьезным и сложным. А если вы новичок в X-COM, то эта игра позволит вам изучить классические корни серии, с добавлением глубины и деталей.
Наш подробный обзор на Xenonauts можно прочитать здесь.
Master of Magic
Master of Magic выглядит как ребенок от Civilization и Lord of the Rings. Но эта игра больше, чем просто фэнтези цивилизация. Выпущенная в 1995 году, и созданная ныне несуществующей Simtex, Master of Magic была первой в своем роде игрой о создании империи с пошаговыми тактическими сражениями.
Вы как Архимаг соперничаете за господство над землей против других сильных волшебников, сначала нужно было выбрать расу (став её покровителем) с её множеством бонусов, штрафов и специальных способностей. Также нужно было выбрать книги заклинаний, позволяющие вам колдовать разнообразные заклинания, основанные на выбранных школах магии.
В то время как большая часть игры состоит из создания своей империи, пошаговые бои в Master of Magic также являются частью игрового опыта. Вы можете набирать героев, предоставляющих свои услуги в обмен на оплату и использовать их, чтобы вести свои войска к победе. Сражения проходят на изометрической карте аналогично Final Fantasy Tactics, ваши поступки определяют вашу победу или поражение.
Jagged Alliance 2
Jagged Alliance 2 остается непревзойденной пошаговой стратегией, предлагающей некоторые из самых сложных изометрических сражений, никогда ранее не виденных в жанре.
В Jagged Alliance 2 действие происходит в вымышленной южноамериканской стране Арулько. Вы наемник, и вас нанимают свергнуть лидера страны и вырвать её из рук тирана. С помощью имеющихся в вашем распоряжении средств Вы должны отбивать города и выполнять задания, вы можете нанять наемников и привлекать на помощь местных жителей и полицию. Это восстание, и вы его ведете.
JA2 использует стратегический экран карту, где отображаются стратегические задачи, и выбирается порядок их выполнения. Вы управляете более чем одной группой юнитов, и вы должны также контролировать управление вашими освобожденными городами. Бои и индивидуальная разведка локаций, происходит на тактическом экране, где игрок может выдать индивидуальные прямые команды своим наемникам. Игра обладает элементами RPG, вы можете тренировать своих наемников, делая из них более эффективных убийц и экипировать техническими средствами, полученными в качестве вознаграждения или приобретенными через интернет-магазин. Одним из наиболее интересных элементов игры является ее фальшивые интернет-сервисы, изобилующие сайтами по набору новых наемников и другими услугами.
Galactic Civilizations 2
Если вы когда-нибудь хотели, завоевать космос с армией кастомизированных кораблей «судного дня», то это пошаговая косическая стратегия для вас. Она обладает умным, творческим ИИ, а чтобы закончить игру может потребоваться несколько недель. Вы должны сбалансировать экономику, технологии, дипломатию, культурную и военную мощь, чтобы создавать альянсы, воевать и доминировать в галактике.
Вы можете играть за людей или любую другую из девяти рас, каждая из которых со своими уникальными сильными и слабыми сторонами, возможностями и социальной ориентацией (торговцы, милитаристы, злые, добрые и т.д.). Если этого не достаточно для вас, вы можете создать свою собственную уникальную расу с ее собственными отличительными характеристиками. Затем выбрать тип галактики, в которой вы хотите начать свое космическое приключение.
Хотите быстрого действия? Играйте в маленькой галактике, заполненной звездами и пригодных для жизни планетами, с несколькими конкурирующими расами, и установите максимум скорости технологических достижений. У вас настроение начать длительную, эпическую космическую оперу? Настройте гигантскую галактику (существует шесть различных размеров карт) с далеко расставленными друг от друга звездными системами. Напоминает игры из серии Цивилизация, но в больших масштабах и с большей глубиной.
Disciples 2
Disciples 2 – одна из немногих стратегических игр, показывающая насыщенную готическую тему. Действие игры происходит в темном фэнтезийном мире (в отличие от мира единорогов с радугами), основное внимание истории в D2 вращается вокруг четырех основных рас находящихся в состоянии постоянной войны. Империя людей, кланы горных гномов, проклятые демонические легионы и орды скелетной нежити. Этот игровой сеттинг вдохновлен фэнтези вселенной Warhammer и как вы догадываетесь, или не догадываетесь, в этом мире нет ничего приятного.
Подобно Героям Меча и Магии, делается упор на сухопутные карты, и сюжет покрывает четыре отдельных игровых кампании, со связанными друг с другом историями. Суть игры проста: вы строите столицу позволяющую исследовать новые подразделения и заклинания, с помощью своих героев ведете свои войска, выполняя разведку и сами сражения. Бой в игре очень напоминает японские пошаговые RPG, такие как Ogre Battle. Бои ничего общего с HoMM не имеют.
Heroes of Might and Magic 3
Третья игра в серии Heroes of Might and Magic игровые события происходят после второй части, в ней произошла куча разных событий, о которых здесь никто не помнит, и они никого не волнуют. Сюжет никогда не был сильной стороной серии, и большая часть привлекательности игры исходит от великолепного геймплея.
Как и многие другие игры того времени, о создании империи, игра была разделена на ряд различных кампаний, в каждой из них вы берете под свой контроль одну из многих игровых рас. Каждая раса оснащена собственными городами, которые вы строите с целью набора новых юнитов для поддержания своих вооруженных сил. Каждую армию ведет герой, которого вы можете тренировать, зарабатывая опыт в бою и вне боя, обучая их с каждым новым уровнем новым навыкам и способностям. Герои также зависят от экипировки, которую Вы им даете - магические предметы, разбросанные по всем землям и носимые вражескими героями.
Сражения проходят на «сетчатом» поле, и ваша армия представлена стеком юнитов. Десять драконов могут сделать барбекю из тысячи крестьян, а ваши другие подразделения в это время могут пока расслабиться.
Это была игра, лишавшая вас сна каждый раз, когда вы играли в неё, почти так же как любая игра в этом списке.
Valkyria Chronicles
Это, черт возьми, почти идеальная попытка Sega, взять пошаговую стратегию и смешать её со значительной частью контроля в реальном времени. Гибриды, как это часто с ними может произойти, смешивая элементы притупляют их, но Valkyria Chronicles перемешивает системы таким образом, что они компенсируют более слабые стороны друг друга. Вишенка на торте это то, как всё взаимосвязано вокруг системы отряда, учитывающей межличностные отношения, рост юнитов в уровне, изучение новых приказов, и вдумчивая, иногда темная альтернативная история, отражающая вторую мировую войну. Все это замечательно, но поле боя это то место, где Хроники Валькирии действительно доставляют. Вы командуете в пошаговых сражениях, смотря на карту сверху вниз, и тратя фиксированное количество командных очков за ход. Однако, когда вы используете командные очки, чтобы выбрать юнит, камера переноситься за его плечи (См. GIF в действии здесь).
Вся игра выглядит, как будто была воплощена в жизнь благодаря использованию кистей и нежных акварелей. Визуальный стиль просто выдающийся с многими эффектами, такими как ветер и ноги поднимающие пыль. Есть бесчисленное множество мелких эффектов, которые делают каждый момент безупречно стильным.
Valkyria Chronicles начинается в маленьком, нейтральном государстве - Галлии, старающемся избежать вовлечения в войну между Атлантической Федерацией и Восточно-Европейской империей. Тем не менее, это становится невозможным, после того как империя нападает на Галлию с намерением использовать её богатый запас ресурса под названием Рагнит.
Гюнтер, молодой ученый и сын умершего военного героя, оказывается членом милиции Галии и становится командиром седьмого отряда. В то время как существуют десятки членов отряда 7, история в Valkyria Chronicles фокусируется на нескольких ключевых персонажах и их борьбе среди ужасов войны.
Banner Saga
Banner Saga, это ролевая игра объединенная с пошаговой стратегией, и завернутая в приключенческий мини-серии о викингах. Игра заслуживает похвалы за её художественный и музыкальный стиль. Вам придется путешествовать по потрясающим пейзажам, как будто взятым прямо из мультипликационного фильма. В свою очередь впечатления, дополняет мрачная история мира балансирующего перед падением, где суровость скандинавского ландшафта отражает тяжелое взаимное недоверие беженцев бегущих от жуткого врага.
Ведение битв с кропотливо анимированными врагами в стратегическом пошаговом бою, возвращает нас к дням классических тактических игр. Даже на легком режиме, Banner Saga это сложная тактическая пошаговая стратегия, которая наказывает глупость поражением.
В разговорах с людьми вам придется принимать решения, неизбежно ведущие к неясным последствиям. Отсутствие какой-либо функции сохранения (только автосохранения) заставляет вас жить с вашим выбором, даже если это означает увидеть когда-то любимых друзей в рядах врагов.
Баннер Сага зрелая игра, направленная на геймеров, ценящих искусство, сюжет и стратегию. Игра не всегда может дать геймерам то, чего они хотят, но она дает им то, что им нужно: сложные задачи, тактический геймплей, и сильную, полностью реализованную атмосферу.
Наш подробный обзор на Banner Saga можно прочитать здесь.
King's Bounty: The Legend
King`s Bounty: The Legend приключенческая RPG с пошаговыми тактическими сражениями, происходящими в сказочном фэнтези мире бесстрашных рыцарей, злых магов, мудрых королей и прекрасных принцесс. Игрок ведет своего персонажа через игровой мир; исследует его; командует армиями в бою; и выполняет основные и бонусные задания. В игре два различных режима: режим приключений и режим сражений. В режиме приключений, игрок контролирует персонажа в режиме реального времени, ведя его по карте ища приключения, сокровища и выполняя задания. В режиме сражений игрок берет на себя роль военного вождя, ведущего свои войска сквозь битвы в шахматном формате.
Dominions 4: Thrones of Ascension
Вы Бог! Вы мастер и повелитель верного народа. В вашем распоряжении немыслимые силы. Вы стремитесь сделать этот мир своим. Но есть и другие, кто стоит на вашем пути. Вы должны победить и уничтожить этих претендентов. Только тогда вы сможете подняться на божественный трон и стать новым всемогущим богом.
Когда вы начинаете игру, вы решите, какого рода будет ваш бог, и выбираете свой доминион, это влияет на ваши земли и ваших последователей. Это выражение вашего божественного могущества и веры ваших последователей. Если доминион умрет, то вы тоже погибаете. Ваша власть вдохновляет ваших священных воинов и дает им силы, полученные от вашего владычества.
Для того чтобы выиграть и стать Единым Истинным Богом, вы должны победить своих врагов одним из трех различных способов: завоевать их земли, погасить их доминионы или взойти на Престолы Вознесения.
Наш подробный обзор на Dominions 4: Thrones of Ascension можно прочитать здесь.
Silent Storm
Это тактическая пошаговая стратегия. Действие игры происходит во время второй мировой войны, сеттинг второй мировой более-менее переполнен играми в любом другом жанре, но не этот. Сильно чувствуется, что при создании разработчики вдохновлялись Jagged Alliance 2, по крайней мере, с точки зрения тактических сражений. Silent Storm отдает нам на попечении отряд коммандос союзников, их задача проникновение в немецкие тылы, разведывательная и диверсионная деятельность.
Игра упакована тоннами оружия времен второй мировой и к концу игры немного ударяется в научную фантастику с лазерами и скорострельными пулеметами, установленными на бронированных экзоскелетах. Сумасшествие, это точно, но это только добавляет иге шарма.
Medieval: Total War (Серия игр Total War)
Если бы вы когда-либо прочитали многостраничные боевые отчеты, посвященные игре от лица орды, вы бы понять на что может вдохновить геймера Medieval: Total War. Выбрав период между ранним и поздним средневековьем, Вы выбираете свою фракцию и участвуете в общем дележе Европы. Выбор роли правителя начинается от Салах ад-Дина до короля Ричарда Львиное Сердце, вашей целью является не только охрана своих собственных земель, но и ведение крестовых походов против неверных противоположной религии.
Игра разделена между двумя режимами: управление империей в пошаговом режиме, и стратегические битвы в реальном времени. Бои проходят в местах, где ваши войска идут плечом к плечу против вражеской фракции. На экране империи, каждый ход занимает сезон и вашими обязанностями становятся планирование и разработка стратегий развития вашей империи, выполнение дипломатических действий, набора армии и принятие военных решений.
strategka.com
Пошаговые стратегии - играть онлайн бесплатно
Бесплатная браузерная онлайн игра в фэнтезийном стиле, с элементами стратегии. В основу сюжета игры положена известная серия книг «Игра престолов: песнь льда и пламени» Джорджа Р.Р. Мартина. Вам предстоит пройти путь от захудалого разорившегося дворянина, до богатого и могущественного вельможи. Вас ждёт отличная графика, огромное количество локаций и вариантов их прохождения, борьба за новые территории, торговля с другими игроками, интриги, войны и многое, многое другое.
Многопользовательская пошаговая стратегия с элементами RPG. Сюжет игры построен вокруг A.I.M. (организация наёмников), которая действует практически во всех точках мира. Jagged Alliance Online порадует вас такими особенностями, как отличная проработка деталей и реалистичная 3D графика, большой выбор наёмных юнитов и отличный арсенал оружия, жестокие сражения с другими игроками и преодоление, созданных искусственным интеллектом, препятствий, а также многое, многое другое. Попробуйте! Море адреналина гарантировано!
MMORPG с элементами экономической стратегии. Графическое оформление, вопреки расхожему мнению о браузерных играх, на очень высоком уровне. Игра просто поражает богатством красок, разнообразием ландшафтов и детальностью их проработки. Действие игры происходит в необычном и живописном мире Шерус, жители которого противостоят силам Зла, желающим завоевать и поработить все расы. Дух дракона – отличная игра, показывающая, что у браузерных игр есть огромный потенциал!
Бесплатная браузерная военно-экономическая стратегия, события которой происходят в далёкую эпоху античности. Травиан, стартовавший ещё в 2004 году, стал первой, признанной игроками всего мира, браузерной стратегией. Травиан поможет вам испытать свою ловкость, силу духа, мужество, хитрость и смекалку, игра для, умеющих предусмотреть каждое действие противника и спланировать собственную тактику, мыслящих людей. Проявите себя, достигнув вершин славы и признания!
Браузерная онлайн игра с эзотерическим уклоном. Дар – это целая история длиной в несколько жизней. Каждая жизнь здесь уникальна и полностью зависит от самого игрока. Здесь вы являетесь бессмертной душой, проходящей через множество жизненных циклов и перерождений. От того как вы будете проживать данные вам жизни, будут зависеть и предоставляемые вам возможности. Вы сможете присоединиться к одному из представленных в игре культов, здесь вы сами будете определять свою судьбу, ведь каждое ваше действие будет влиять на всю дальнейшую историю мира.
Новая карточная стратегия, продолжающая знаменитую серию Might & Magic и является примером отличной адаптации Героев Меча и Магии под новый карточный формат. Большое разнообразие карт и вариантов расстановки юнитов, делают игровой процесс очень насыщенным и увлекательным, здесь очень много путей к победе. Вам будет необходимо постоянно анализировать каждый свой ход, так как даже, казалось бы, уже выигранное сражение, может быть неожиданно проиграно, из-за пары удачно сыгранных карт. Присоединяйтесь!
4gameground.ru
Пошаговая стратегия — WiKi
Риск — настольная пошаговая стратегическая играОсновной характеристикой пошаговых стратегических игр является дискретность игрового процесса. Игра состоит из фиксированных во времени моментов («шагов» или «ходов»), которые завершаются только по команде игрока. Во время этих ходов игрок совершает свои действия. Один ход может соответствовать промежутку во много лет в игровом мире, за которые игрок успевает управиться с событиями в каждом городе империи и отдать приказы сотням военных отрядов[1][2][3].
В большинстве пошаговых стратегий игроки совершают ходы по очереди, как в таких классических настольных играх, как шахматы и Риск[2][4]. Примерами таких игр являются Sid Meier's Civilization[5] и Heroes of Might and Magic[6].
Существует тип стратегических игр, которые обычно относят к пошаговым, но игроки в них делают ходы одновременно. Иногда их еще называют пошаговыми стратегиями в реальном времени или tick-based strategy (от англ. tick — метка). В таких играх все игроки совершают игровые действия одновременно и в реальном времени. Когда игрок заканчивает возможные или желаемые действия, он отмечает, что готов к следующему ходу. После того, как все игроки просигнализировали о завершении хода, начинается следующий ход. Игры данного типа часто относят к пошаговым стратегиям, потому что в основе игрового процесса лежит «пошаговость», несмотря на то, что действия совершаются одновременно. Примером такой игры может служить Age of Wonders [6][7].
Некоторые стратегические компьютерные игры комбинируют в себе элементы пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени. Такие игры, как Lords of the Realm от Impressions Games и Total War от Creative Assembly используют пошаговую механику на уровне глобальной стратегии и управления, а тактические сражения происходят в реальном времени. Тем не менее, исход сражений зачастую зависит от решений принятых во время пошаговой фазы, и в целом игровой процесс ближе к пошаговым стратегиям, чем к стратегиям в реальном времени. Во многих «гибридных» играх сражения в реальном времени могут быть пропущены, а их исход рассчитан автоматически[5][8].
Компьютерные пошаговые стратегии происходят от настольных стратегических игр, в которых игроки, как правило, совершали действия по очереди[2]. До 1990 года почти все стратегические компьютерные игры были пошаговыми[9]. Большинство первых пошаговых стратегий были либо вариациями существующих настольных игр, либо в той или иной степени были вдохновлены ими[10].
Текстовую игру конца 1960-х годов Hamurabi часто называют прародителем компьютерных стратегических игр. В ней игроку предстояло управлять ресурсами и землями шумерского государства, а сам игровой процесс был пошаговым[11].
В 1972 году Питер Лэнгстон создал многопользовательскую пошаговую стратегическую игру Empire, которая была основана на одноименной настольной игре, разработанной студентами Рид-колледжа. В 1977 году Уолтер Брайт создал пошаговую стратегию, которая тоже называлась Empire. По словам Брайта, игра не имела никакого отношения к игре из Рид-колледжа и базировалась на настольной игре собственного авторства, созданной по мотивам игры Риск[11][12][13].
В конце 1970-х годах энтузиаст настольных игр Джоэл Биллингс основал компанию Strategic Simulations, Inc., которая открыла рынок стратегических компьютерных игр. Дебютной игрой компании стала созданная Джоном Лайонсом и выпущенная в 1980 году пошаговая стратегическая игра Computer Bismarck, которую часто называют первым «серьёзным варгеймом для микрокомпьютеров»[12][14][15]. В 1981 году вышла пошаговая стратегия Eastern Front (1941) для домашних компьютеров Atari, ставшая первой стратегической игрой, добившейся большого коммерческого успеха[16][12]. Всего было продано свыше 60 000 копий игры.
Космические пошаговые стратегии Andromeda Conquest от Avalon Hill и Reach for the Stars от Strategic Studies Group вышедшие в 1982 и 1983 годах, заложили основу для жанра 4X игр[17].
Компания Koei выпускает в 1983 году игру Nobunaga's Ambition, а в 1985 Romance of the Three Kingdoms — первые части одних из самых долго существующих серий в жанре. Эти серии пользуются большой популярностью в азиатских странах. Каждая из них в настоящее время насчитывает более 15 игр[18][19].
В 1989 Strategic Studies Group выпустила созданную пошаговую стратегию в стиле фэнтези Warlords. Игра поддерживала многопользовательскую игру в режиме hot-seat до 9 человек и пользовалась большой популярностью в начале 90-х годов[20]. За ней последовала серия из четырех пошаговых стратегий и нескольких играх в других жанрах.
В 1991 году Сид Мейер создал пошаговую стратегическую игру Civilization, игровой процесс которой заключался в развитии племени через века от доисторического времени до космической эпохи[18]. Журнал GamePro назвал в 2007 году Civilization самой важной стратегической игрой[21], а журнал Computer Gaming World поставил в 1996 году на первое место в списке лучших игр всех времен[22]. Civilization дала начала серии успешных игр, в которой на 2015 год был продан 31 миллион копий[23].
В 1993 году Джулиан Голлоп создал научно-фантастическую игру X-COM: UFO Defense, включающую в себя элементы стратегической игры, пошаговой тактики и ролевой игры[18][24]. По мнению журнала Edge, именно эта игра сделала пошаговый варгейминг массовым[25].
В середине 1990-х Strategic Simulations, Inc. произвела две успешные серии пошаговых тактических варгеймов о второй мировой войне — Panzer General и Steel Panthers[26][27].
Компания New World Computing в 1995 году выпустила спин-офф от своей серии ролевых игр Might and Magic — Heroes of Might and Magic, первую часть популярной одноименной серии пошаговых стратегий с ролевыми элементами. Игра была создана Джоном Ван Канегемом и основывалась на приключенческой пошаговой ролевой игре 1989 года King's Bounty[28][3].
В 1999 году вышла игра Age of Wonders, соединившая в себе стратегическую игру на глобальной карте, характерную для 4X стратегий, дерево изучения магических заклинаний и тактические сражения[29].
Комбинирование жанров было продолжено Creative Assembly в их серии стратегий Total War. Игры этой серии сочетают в себе элементы стратегии в реальном времени и глобальной стратегии. Первая часть серии вышла в 2000 году[30][5].
ru-wiki.org
Пошаговые стратегии - это... Что такое Пошаговые стратегии?
1989
Поша́говая страте́гия (англ. Turn-Based Strategy, TBS) — жанр компьютерных игр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени.
Пошаговые стратегии ведут свою историю с настольных игр, в частности, варгеймов. Возможна игра как с одним или несколькими соперниками, управляемыми компьютером, так и мультиплеер. Кроме того, в пошаговых стратегиях возможен режим хот сит (англ. Hot seat — «горячее кресло», «горячий стул», «горячее место»), в котором несколько человек играют, сменяя друг друга, за одним компьютером (таким образом, мультиплеер возможен даже на одном компьютере, что было очень актуально в эпоху до развития компьютерных сетей).
Классификация
По традиции к пошаговым стратегиям относят игры, основу которых составляет управление ограниченными ресурсами; такие игры всегда включают развитую экономическую и технологическую составляющие.
В более широкой трактовке к пошаговым стратегиям относят вообще все пошаговые игры, так как все без исключения игры содержат стратегическую составляющую. В этой трактовке в число пошаговых стратегий попадают, например, такие игры, как Worms, шахматы и преферанс.
Можно предложить и такую трактовку:
К играм с идеологией пошаговых стратегий относятся игры, в которых имеется стратегическая составляющая при отсутствии «микроменеджмента» (скоростного управления мышью, определяющего победу или поражение). В такое определение включается, например, семейство глобальных стратегий компании Paradox (Европа 1-2-3, День Победы 1-2, Виктория, Крестоносцы) и семейство Total War (Shogun, Medieval 1-2, Rome).
Хотелось бы отметить что глобальные стратегии Европа 1-3,День Победы 1-2, Виктория и Крестоносцы все же являются стратегиями в реальном времени с возможностью тактической паузы.В тоже время игры семейства Total War(Shogun, Medieval 1-2, Rome) являются пошаговыми стратегиями с возможностью ведения боя как в автоматическом(исход рассчитывается компьютером), так и тактическом(игрок сам управляет ходом сражения в реальном времени) режимах.
Основные примеры
Пошаговые стратегии сильно различаются между собой, однако можно выделить несколько примеров игр, реализующих характерные особенности этого жанра.
Warlords
Игра разработана программистом Стивом Фоукнером из SSG (в 2004 года основателя Infinite Interactive). Первая часть Warlords вышла в 1989 году для платформы PC. В 2000 году появилось ответвление в жанре стратегия в реальном времени под названием Warlords: Battlecry.
Особенности Warlords:
- минимально развитая экономика (деньги поступают только от городов и уходят на зарплату войскам)
- никаких иных ресурсов, кроме денег
- развитые дипломатические отношения
- важную роль играют квесты — задания, за выполнение которых игрок получает бонусы
- битвы проходят автоматически, а исход битвы зависит от того каким образом игрок расставил отряды в армии
Линейка игр Warlords:
Heroes of Might and Magic
Эта серия игр разрабатывалась компанией New World Computing, а затем была передана Nival Interactive.
Предшественницей серии Heroes of Might and Magic, определившей их многие черты, была игра King's Bounty (1990), реализовная исключительно для одного игрока. Игра получила популярность, хотя во многом проигрывала 1995 году вышла игра Heroes of Might and Magic I, полностью заимствовашая механизм битвы из King’s Bounty, но включившая множество усовершенствований на стратегическом поле.
Особенности Heroes of Might and Magic:
- длительное развитие;
- развитая экономическая система и сбор ресурсов;
- управление битвой осуществляется игроком — также в пошаговом режиме;
- развитая система мультиплеера.
Линейка игр Heroes of Might and Magic
dic.academic.ru
Пошаговая стратегия Википедия
Поша́говая страте́гия (англ.
Turn-Based Strategy, TBS) — поджанр компьютерных стратегических игр, в которых игровой процесс состоит из последовательности фиксированных моментов времени, именуемых ходами (или шагами), во время которых игроки совершают свои действия.Характеристика
Риск — настольная пошаговая стратегическая играОсновной характеристикой пошаговых стратегических игр является дискретность игрового процесса. Игра состоит из фиксированных во времени моментов («шагов» или «ходов»), которые завершаются только по команде игрока. Во время этих ходов игрок совершает свои действия. Один ход может соответствовать промежутку во много лет в игровом мире, за которые игрок успевает управиться с событиями в каждом городе империи и отдать приказы сотням военных отрядов[1][2][3].
В большинстве пошаговых стратегий игроки совершают ходы по очереди, как в таких классических настольных играх, как шахматы и Риск[2][4]. Примерами таких игр являются Sid Meier's Civilization[5] и Heroes of Might and Magic[6].
Существует тип стратегических игр, которые обычно относят к пошаговым, но игроки в них делают ходы одновременно. Иногда их еще называют пошаговыми стратегиями в реальном времени или tick-based strategy (от англ. tick — метка). В таких играх все игроки совершают игровые действия одновременно и в реальном времени. Когда игрок заканчивает возможные или желаемые действия, он отмечает, что готов к следующему ходу. После того, как все игроки просигнализировали о завершении хода, начинается следующий ход. Игры данного типа часто относят к пошаговым стратегиям, потому что в основе игрового процесса лежит «пошаговость», несмотря на то, что действия совершаются одновременно. Примером такой игры может служить Age of Wonders [6][7].
Некоторые стратегические компьютерные игры комбинируют в себе элементы пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени. Такие игры, как Lords of the Realm от Impressions Games и Total War от Creative Assembly используют пошаговую механику на уровне глобальной стратегии и управления, а тактические сражения происходят в реальном времени. Тем не менее, исход сражений зачастую зависит от решений принятых во время пошаговой фазы, и в целом игровой процесс ближе к пошаговым стратегиям, чем к стратегиям в реальном времени. Во многих «гибридных» играх сражения в реальном времени могут быть пропущены, а их исход рассчитан автоматически[5][8].
История
Компьютерные пошаговые стратегии происходят от настольных стратегических игр, в которых игроки, как правило, совершали действия по очереди[2]. До 1990 года почти все стратегические компьютерные игры были пошаговыми[9]. Большинство первых пошаговых стратегий были либо вариациями существующих настольных игр, либо в той или иной степени были вдохновлены ими[10].
Текстовую игру конца 1960-х годов Hamurabi часто называют прародителем компьютерных стратегических игр. В ней игроку предстояло управлять ресурсами и землями шумерского государства, а сам игровой процесс был пошаговым[11].
В 1972 году Питер Лэнгстон создал многопользовательскую пошаговую стратегическую игру Empire, которая была основана на одноименной настольной игре, разработанной студентами Рид-колледжа. В 1977 году Уолтер Брайт создал пошаговую стратегию, которая тоже называлась Empire. По словам Брайта, игра не имела никакого отношения к игре из Рид-колледжа и базировалась на настольной игре собственного авторства, созданной по мотивам игры Риск[11][12][13].
В конце 1970-х годах энтузиаст настольных игр Джоэл Биллингс основал компанию Strategic Simulations, Inc., которая открыла рынок стратегических компьютерных игр. Дебютной игрой компании стала созданная Джоном Лайонсом и выпущенная в 1980 году пошаговая стратегическая игра Computer Bismarck, которую часто называют первым «серьёзным варгеймом для микрокомпьютеров»[12][14][15]. В 1981 году вышла пошаговая стратегия Eastern Front (1941) для домашних компьютеров Atari, ставшая первой стратегической игрой, добившейся большого коммерческого успеха[16][12]. Всего было продано свыше 60 000 копий игры.
Космические пошаговые стратегии Andromeda Conquest от Avalon Hill и Reach for the Stars от Strategic Studies Group вышедшие в 1982 и 1983 годах, заложили основу для жанра 4X игр[17].
Компания Koei выпускает в 1983 году игру Nobunaga's Ambition, а в 1985 Romance of the Three Kingdoms — первые части одних из самых долго существующих серий в жанре. Эти серии пользуются большой популярностью в азиатских странах. Каждая из них в настоящее время насчитывает более 15 игр[18][19].
В 1989 Strategic Studies Group выпустила созданную пошаговую стратегию в стиле фэнтези Warlords. Игра поддерживала многопользовательскую игру в режиме hot-seat до 9 человек и пользовалась большой популярностью в начале 90-х годов[20]. За ней последовала серия из четырех пошаговых стратегий и нескольких играх в других жанрах.
В 1991 году Сид Мейер создал пошаговую стратегическую игру Civilization, игровой процесс которой заключался в развитии племени через века от доисторического времени до космической эпохи[18]. Журнал GamePro назвал в 2007 году Civilization самой важной стратегической игрой[21], а журнал Computer Gaming World поставил в 1996 году на первое место в списке лучших игр всех времен[22]. Civilization дала начала серии успешных игр, в которой на 2015 год был продан 31 миллион копий[23].
В 1993 году Джулиан Голлоп создал научно-фантастическую игру X-COM: UFO Defense, включающую в себя элементы стратегической игры, пошаговой тактики и ролевой игры[18][24]. По мнению журнала Edge, именно эта игра сделала пошаговый варгейминг массовым[25].
В середине 1990-х Strategic Simulations, Inc. произвела две успешные серии пошаговых тактических варгеймов о второй мировой войне — Panzer General и Steel Panthers[26][27].
Компания New World Computing в 1995 году выпустила спин-офф от своей серии ролевых игр Might and Magic — Heroes of Might and Magic, первую часть популярной одноименной серии пошаговых стратегий с ролевыми элементами. Игра была создана Джоном Ван Канегемом и основывалась на приключенческой пошаговой ролевой игре 1989 года King's Bounty[28][3].
В 1999 году вышла игра Age of Wonders, соединившая в себе стратегическую игру на глобальной карте, характерную для 4X стратегий, дерево изучения магических заклинаний и тактические сражения[29].
Комбинирование жанров было продолжено Creative Assembly в их серии стратегий Total War. Игры этой серии сочетают в себе элементы стратегии в реальном времени и глобальной стратегии. Первая часть серии вышла в 2000 году[30][5].
Примечания
- ↑ Voorhees, 2009, p. 263.
- ↑ 1 2 3 Nielson, Smith, Tosca, 2008, p. 44.
- ↑ 1 2 Schut, 2012, p. 630.
- ↑ Nielson, Smith, Tosca, 2008, p. 252.
- ↑ 1 2 3 Ratliff, 2015, pp. 7-8.
- ↑ 1 2 Elverdam, Aarseth, 2007, p. 5.
- ↑ Zagal, Mateas, 2007, p. 517.
- ↑ Dor, 2014, p. 276.
- ↑ Novak, 2011, p. 79.
- ↑ Millington, Funge, 2009, p. 828.
- ↑ 1 2 Nielson, Smith, Tosca, 2008, p. 58.
- ↑ 1 2 3 Davidson, 2009, p. 44.
- ↑ DeMaria, Wilson, 2003, p. 225.
- ↑ Proctor, 1988, p. 36.
- ↑ DeMaria, Wilson, 2003, p. 158-163.
- ↑ Ray, 2011, p. 21.
- ↑ Geryk, 2001.
- ↑ 1 2 3 Ray, 2011, p. 79.
- ↑ Kwon, 2013.
- ↑ Nielson, Smith, Tosca, 2008, p. 86.
- ↑ Fatt, 2007.
- ↑ Computer Gaming World, 1996.
- ↑ Matulef, 2015.
- ↑ Novak, 2011, p. 160.
- ↑ Edge Staff, 2009.
- ↑ DeMaria, Wilson, 2003, pp. 162-163.
- ↑ Crogan, 2008, p. 156.
- ↑ DeMaria, Wilson, 2003, p. 215.
- ↑ DeMaria, Wilson, 2003, p. 298.
- ↑ Crogan, 2008, p. 157.
Литература
- Jeannie Novak. Game Development Essentials: An Introduction. — 3. — Delmar Cengage Learning, 2011. — С. 79. — 512 с. — ISBN 978-1111307653.
- Rusel DeMaria. Reset: Changing the Way We Look at Video Games. — Berrett-Koehler Publishers, 2007. — С. 181. — 227 с. — ISBN 978-1576754337.
- Michael Ray. Gaming: From Atari to Xbox (Computing and Connecting in the 21st Century). — Berrett-Koehler Publishers, 2011. — 144 с. — ISBN 978-1615307043.
- Simon Egenfeldt-Nielson, Jonas Heide Smith, Susana Pajares Tosca. Understanding Video Games: The Essential Introduction. — Routledge, 2008. — 304 с. — ISBN 978-0415977210.
- Kevin Schut. Strategy games (англ.) // Mark J.P. Wolfe Encyclopedia of Video Games : сборник. — Santa-Barbara, California: Greenwood, 2012. — Vol. 2. — P. 627-630. — ISBN 978-0-313-37937-6.
- Ian Millington, John Funge. Artificial Intelligence for Games. — CRC Press, 2009. — 896 с. — ISBN 978-0123747310.
- Jacob A Ratliff. Integrating Video Game Research and Practice in Library and Information Science. — Information Science Reference, 2015. — 318 с. — ISBN 978-1466681750.
- Simon Dor. Strategy // The Routledge Companion to Video Game Studies / Mark J.P. Wolf, Bernard Perron. — Routledge, 2014. — 544 с. — ISBN 9781136290503.
- Drew Davidson. Well Played 1.0: Video Games, Value and Meaning. — ETC Press, 2009. — 442 с. — ISBN 978-0557069750.
- Rusel DeMaria, Johnny Lee Wilson. High Score!: The Illustrated History of Electronic Games. — McGraw-Hill Osborne, 2003. — 400 с. — ISBN 0-07-222428-2.
- 150 Best Games of All Time (англ.) // Computer Gaming World : журнал. — 1996. — No. 148. — P. 65.
- Christian Elverdam, Espen Aarseth. Game Classification and Game Design Construction Through Critical Analysis (англ.) // Games and Culture : журнал. — 2007. — Vol. 2, iss. 1. — P. 3-22. — DOI:10.1177/1555412006286892.
- Gerald A. Voorhees. I Play Therefore I Am. Sid Meier’s Civilization, Turn-Based Strategy Games and the Cogito (англ.) // Games and Culture : журнал. — 2009. — Vol. 4, iss. 3. — P. 254-275. — DOI:10.1177/1555412009339728.
- Jose P. Zagal, Michael Mateas. A unifying framework for the analysis of game temporality (англ.) // Situated Play, Proceedings of DiGRA 2007 Conference. : сборник. — 2007. — P. 516-522.
- Hyuk-Chan Kwon. Historical Novel Revived: The Heyday of Romance of the Three Kingdoms Role-Playing Games (англ.) // Playing with the Past: Digital Games and the Simulation of History : сборник. — Bloomsbury Academic, 2013. — P. 121-134. — ISBN 978-1623567286.
- Eric Kaltman. The Construction of Civilization (англ.) // History of Games International Conference Proceedings / Kinephanos : журнал. — 2014. — P. 105-118. — ISSN 1916-985X.
- Bob Proctor. Titans of the Computer Gaming World (англ.) // Computer Gaming World : журнал. — 1988. — Iss. 45. — P. 36.
- Patrick Crogan. Wargaming and the computer games: Fun with the Future (англ.) // The Pleasures of Computer Gaming: Essays on Cultural History, Theory and Aesthetics : сборник. — 2008. — P. 147-166. — ISBN 978-0786435951.
Ссылки
wikiredia.ru