Насколько судьбы и образы героев фильма «Матильда» близки к исторической правде. Твоя краса матильда преступление


Матильда круче Ленина. Почему была непобедимой балерина Кшесинская? | Персона | Культура

В семье Феликса Кшесинского — танцовщика, сделавшего польскую крестьянскую пляску мазурку самым модным танцем при дворе русских императоров, появился последний ребёнок. Дочь. Матильда.

Сейчас благодаря ещё не вышедшему, но уже обсуждаемому фильму Алексея Учителя это имя употребляется только и исключительно в связке с другим — Николай II Романов. Что между ними было? Флирт? Платоническая страсть? Или не было вообще ничего? Тем, кто упражняется в решении подобных проблем, стоит напомнить — это примерно то же самое, что свести разговор о Петре Чайковском к единственному вопросу — был ли он гомосексуалистом.

У руля культуры?

Матильда родилась в год, когда Чайковский обдумывал «Лебединое озеро», а умерла уже после распада The Beatles, немного не дотянув до своего столетия. На этом фоне два года отношений с «наследником русского престола Ники» — с 1892 по 1894 г. — капля в море, заставляющая вспомнить анекдот: «Леонид Брежнев — мелкий политический деятель в эпоху Аллы Пугачёвой».

Забавно, что так оно и было. Тот период развития русского балета можно смело назвать эпохой Кшесинской. Все сколько-нибудь значимые события и достижения так или иначе связаны с её именем. Часто она даже не отдавала себе отчёта в том, что творит историю русской культуры как таковой. Вот Матильда вспоминает свой первый по-настоящему крупный успех: «Самым большим для меня событием было выступление в роли Авроры в «Спящей красавице» 17 января 1893 года. Самой ценной была похвала Чайковского, который выразил желание написать для меня балет». Но по-настоящему «самым ценным», изменившим развитие русской культуры, было другое. На «Спящей красавице» присутствовал мало кому тогда известный Сергей Дягилев. Попал он туда почти случайно, поскольку интереса к балету не проявлял. Однако искусство Кшесинской произвело на него такое впечатление и дало такой заряд, что хватило на всю жизнь — и на триумф его балетных «Русских сезонов» в Париже, и на создание общей атмосферы того, что мы называем Серебряным веком.

«Кургузый оковалок»

Именно искусство — не внешность. Внешность была заурядная, если не сказать хлеще. Впрочем, иные современники так и выражались, называя Кшесинскую «кургузым оковалком». И было за что. При росте 153 см она весила 50, а впоследствии и 60 кг. Грудь плоская, «корма» тяжёлая, ноги короткие и довольно толстые. Плюс невоздержанность в еде, что при её данных совершенно неприемлемо. Педагог её класса, «душа русского балета» Лев Иванов, неоднократно делал Кшесинской замечания: «Жаль, что такая талантливая артистка так сильно располнела».

Неважные данные компенсировались совершенно ураганной техникой и страстью. В самом начале её карьеры теа­тральный критик Александр Плещеев заметил: «У мадемуазель Кшесинской крепкие пуанты… меня поразила удивительная точность движений дебютантки и её стиль». А вот Аким Волынский — уже насчёт эмоций и артистизма: «От вычурно кричащих линий её демонического искусства веет иногда морозным холодком… Черно­глазая дьяволица балета без конца повторяет под «браво» всего зала свои невиданные фигуры, свой ослепительно-прекрасный диагональный танец через сцену». Характерный момент — Матильда, внимательно читавшая все критические отзывы, уцепилась за слово «демонический». В ход тут же было пущено старинное семейное предание Кшесинских, пришедшееся очень кстати. Дед Матильды, Ян Кшесинский, будучи музыкантом-виртуозом, вроде бы общался и даже концертировал вместе со знаменитым «дьяволом скрипки» — Никколо Паганини. Отличный пиар-ход.

Пиар сейчас понимают в основном как рекламу, хотя изначально это налаживание общественных связей. Пожалуй, именно в этом и состоял основной талант Кшесинской. Ей удалось сделать то, к чему подспудно стремится любой артист — переформатировать театр или даже целое направление под себя. По поводу чего сокрушался директор Императорских театров Владимир Теляковский: «Казалось бы, балерина должна принадлежать репертуару. А тут оказывается наоборот — репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала его своей собст­венностью и могла дать или не дать танцевать другим». Обычно всё это списывают на то, что Кшесинская состояла в романтических отношениях сначала с наследником престола Николаем II, а потом и с великим князем Сергеем Михайловичем.

Гений пиара

При этом забывается один факт: в семье Романовых очень и очень многие великие князья заводили себе любовниц в балетной среде. Однако ни одна из них не достигла таких высот, как Кшесинская. По той простой причине, что Матильда умела безо всяких постельных дел расположить к себе людей, которые принимали решения не только на высшем, но и на других уровнях. 

Так, в 1899 г. она решила уст­роить себе бенефис по случаю десятой годовщины пребывания на сцене. Это было против всех правил — бенефисом обычно отмечали только двадцатилетие службы. Но Кшесинская отправляется к министру двора барону Владимиру Фредериксу. И там, как бы вскользь, упоминает, что свои знаменитые 32 фуэте подряд она смогла исполнить только благодаря ему: «Я пояснила, что для исполнения 32 фуэте на одном месте нужно иметь перед глазами какой-нибудь заметный предмет. Министр сидел в партере, в середине ряда, а его ордена сияли даже в полутёмном зале». Судьба незаконного бенефиса была решена. По окончании представления за Матильдой отправились 5 подвод, нагруженных цветами.

Умение нравиться людям Кшесинская довела почти до совершенства. Так, мастерством Матильды восторгалась не терпящая классического балета Айседора Дункан. А всё потому, что Кшесинская когда-то посетила её выступление и кричала ей «Браво!», взгромоздившись на стул венского театра. В её пользу было решено скандальное дело «Кшесинская против большевиков и лично Ленина» — летом 1917 г. суд постановил, что её особняк занят незаконно и должен быть освобождён. Для этого Кшесинская танцевала перед революционными солдатами «Русскую»: «Дрожа от страха, я стояла за кулисами, но, в конце концов, всё же решилась выйти на сцену. Весь зал встал и встретил меня громом аплодисментов». 

Да, она не терпела конкурентов и для их уничтожения использовала всю мощь своих связей. Но даже в этом можно найти плюс — благодаря интригам Кшесинской, которая выжила итальянских балерин из театра, русский балет стал по-настоящему русским. 

Кстати, ту же «Русскую» 63-летняя Матильда танцевала в Ковент-Гардене 14 июля 1936 г. На бис её тогда вызывали 18 раз — своего рода рекорд, особенно для флегматичных англичан. Это было её последнее выступление.

www.aif.ru

«Матильда». Не тот фильм назвали «Краем»

Я посмотрел фильм, после которого возникло одно желание: срочно пересмотреть «Летят журавли», «Апокалипсис сегодня», снова увидеть те ленты, благодаря которым я заболел кино, из-за которых я в него влюбился по уши. Потому что то, что я увидел, показало мне голую и горькую правду: российское кино сегодня балансирует на грани катастрофы. Оно подошло к самому краю, за которым — адовы глубины пошлости, бескультурья и профанации.

Я посмотрел «Матильду».

Любому режиссеру, в том числе и мне, стоит помнить, что случаи, когда звезды на небе сходятся — встречаются творческие личности, талантливые люди, идеи которых понятны и созвучны, они работают вместе, и происходит чудо нового творения, — такие случаи происходят нечасто. Бывают неудачи. Они случаются у всякого. По моему мнению, так произошло с «Матильдой».

Что снимал Алексей Учитель? Драму? Фэнтези? Мелодраму? Историческое кино? Внутри фильма персонажи существуют каждый в своем жанре: Данила Козловский изображает триллер, Евгений Миронов — комедию, а актеру, приглашенному на роль Николая, видимо, сказали, что нужна мелодрама, и потому на протяжении всего фильма у него мокрые глаза. И если прекрасный Миронов что-то играет, то про остальных это сказать никак нельзя — они изображают. У них получаются в лучшем случае типажи, а не живые персонажи. И зачем было приглашать в этот фильм зарубежных актеров — для меня загадка.

Затем: какая идея легла в основу фильма? О чем это кино? Не нахожу ответа. После увиденного у меня возник один, главный вопрос: зачем? Зачем было снимать этот фильм? Зачем было нужно государству поддерживать эту картину двадцатью пятью миллионами долларов? Какие политические или пропагандистские, или воспитательные цели оно, государство, преследовало? Я понимаю, когда государство тратит деньги на создание фильмов про космос, хоккей и т. д. Это нормально — гордиться своими достижениями. Художественную ценность этих проектов сейчас не обсуждаю — просто понимаю, зачем нужны такие фильмы. 

Может быть, правы те конспирологи, которые предрекают в скором времени реставрацию в России монархии — и тогда можно предположить, что таким способом народ начинают готовить к новым политическим реалиям? Но любой здравомыслящий человек, посмотрев фильм «Матильда», сделает единственно возможный вывод: монархия — удел развратных вырожденцев, полный тупик, выхода из которого нет; впереди — революция. Это — цель?

Может, это патриотическое кино? Авторы в своих интервью произнесли много пафосных слов, намекая, что фильм — о высоком: Успенский собор, Кремль, Ходынское поле, царские дворцы, сцена Мариинского театра — в этих местах, мол, бьется сердце России. Тогда, простите, я что-то пропустил. Я не увидел в фильме ни единой идеи, ни поступка, ничего, чем я мог бы гордиться как гражданин. А места — ну, что места: в Кремле после 1917 года такие субъекты поселились, что — будь здоров, до сих пор стыдно вспоминать. Мне показывают персонажа с бородой, в мундире, похожего на последнего русского императора, и я вижу, что это похотливый человек, патологический потаскун, который тащит к себе в спальню балерину, едва только та на сцене случайно (?) оголила грудь. Сразу же — в койку. Это даже не страсть. Это просто животное желание. Николай вскакивает, издавая нечленораздельный звук. И «сердце России» забилось учащенно, да.

Сама Кшесинская в реальной жизни была нерядовая женщина — красавица, авантюристка и интриганка, умная и талантливая, обладавшая даром влиять на людей. Но в фильме все просто — она шлюха, предназначенная для лиц определенного круга. И хотя даже шлюху можно сыграть интересно, приглашенная иностранная актриса не играет ничего.

Будущую императрицу Александру Федоровну, неглупую, прекрасно образованную, с хорошим воспитанием женщину превратили в тупую немку, полную дуру с пустым взглядом — как будто вклеенную сюда из какого-то другого, комедийного фильма.

Персонаж Данилы Козловского — психически нездоровый человек, которого назвали «графом Воронцовым». Граф он или не граф — не знаю. Но когда он запросто врывается в личные апартаменты императора (?!) и сходу бьет императора в лицо (?!!), у меня ощущение, что такое понятие, как бытовая правда, в концепции фильма просто отсутствовало. Почему «граф Воронцов» так поступает — Бог его знает, нам не рассказали. О том, что русские дворяне друг друга (не говоря уже об особах императорской крови) не могли ударить ни при каких обстоятельствах, речь не идет: мужики бабу не поделили, понимать надо. До 1917 года еще далеко, но «кино-царь» и «кино-граф» ведут себя как председатель домкома и дворник, между которыми разрывается любвеобильная Дунька-повариха из рабочей столовой.

Граф хватает Кшесинскую, они пытаются спастись на плоту. На плоту! Просто схватить беглецов — слишком простая задача для преследователей. Плот поджигают. Но граф остается верен — нет, не Кшесинской — себе: стоя в пламени, он продолжает хватать ее за грудь, видимо, руководствуясь простым и понятным желанием: «А, гори оно все синим пламенем! Хоть за бабу подержаться перед смертью».

Плот взрывается (!), Воронцов погибает. Кшесинская остается в живых, ведь впереди — коронация, и циничная авантюристка просто обязана испортить торжественную церемонию. То, что на самом деле ее и близко не подпустили ко дворцу — не проблема для авторов: балерина появляется на коронации, да еще как появляется! Классика: распахиваются двери собора — и врывается она, вся в белом. Почему-то ее не замечают (а она-то так старалась!). Но потом лазутчицу обнаруживают, и начинается беготня в духе «Кода да Винчи»: за балериной гоняются по всему собору. Наконец она оказывается на хорах, откуда — посреди коронации — романтически восклицает: «Ники!..» Окрик долетает до уха Николая — и он грохается в обморок. Чудо что за начало правления.

Без двух минут император лежит без сознания посреди Успенского собора. Вокруг — сотни, тысячи людей. А Ники лежит. Высвободившееся время он тратит с пользой: он фантазирует, как он подбегает к Кшесинской, целует ее, обнимает… Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: обморок проходит, и надо вставать, чтобы принять корону Российской империи. За все это время ни единой душе в голову не приходит помочь государю. Ну, упал в обморок, очухался, встал — и слава Богу, продолжим. Ники демонстрирует качества, которые выдают в нем незаурядный характер и силу воли: сам поднимает корону, сам водружает себе на голову. Историческое кино?..

Вообще, император России — на секундочку, самого могущественного государства мира на тот момент — в фильме существует вне всякого контекста. Он как будто в вакууме. Вокруг него нет ни адъютантов, ни слуг — никого, никакого окружения. Он просто перемещается по экрану. Единственный момент, когда контекст появляется, — сцена, где Николай стреляет по воронам из ружья. Кто постарше — сразу вспомнит знаменитую сцену из великой «Агонии» Элема Климова. Вот тебе и контекст. Но ту сцену руководство «Мосфильма» распорядилось вставить в фильм, так как у режиссера получался слишком хороший царь. А сейчас она зачем понадобилась?

Сцена репетиции коронации — испытание не для слабонервных. Детей в кино не берите. Потому что там Александре Федоровне неосторожно прикалывают шпилькой к волосам корону — и тут вдруг по лицу будущей императрицы начинает течь струя густой венозной крови в палец толщиной. От укола шпилькой.

Иногда с концептуальными недостатками фильма тебя примиряет эстетическое наслаждение — это когда кино здорово снято, когда в нем отличные декорации, музыка, грим — в общем, когда есть нечто высококлассное, помимо содержания. Здесь этим надеждам не суждено сбыться. У персонажей «Матильды» второсортные, криво приклеенные искусственные бороды, у них ужасающий грим. Зато балерины Мариинки танцуют в сценических костюмах со вставленными в них светодиодами. Не шучу. Светодиоды в конце девятнадцатого века. А за что тогда японцы Нобелевскую премию получали в 2014-м?

К балетной теме создатели подошли с большим вниманием. В какой-то момент в картине возникает еще одна балерина. Зачем? Чтобы показать, как во время спектакля, тут же, за сценой ее употребляет некий высокопоставленный сановник из ближайшего окружения императора. Еще один ценитель прекрасного. Она пытается возразить — мол, ей сейчас на сцену, вот, уже и увертюра заканчивается; властный мужчина, обуянный страстью, отмахивается: подождут. Кто подождет: император? Вся свита, весь петербуржский высший свет, зрители?

Такое ощущение, что историческим персонажам, взятым из прошлого, создатели дали взаймы свои собственные сегодняшние представления о жизни. И тогда все становится на свои места. Тогда понятно, откуда это хамовато-пренебрежительное: «подождут». Понятно, почему Николай прикрывает голую Кшесинскую, лежащую на царском ложе, императорской мантией с горностаями, которую, на минуточку, надевали по самым торжественным и крайне редким случаям: успех нынешнего российского кино уже немыслим без «американской красоты» — красивой голой задницы в дорогом VIP-антураже. И тогда понятно, почему в фильме НЕТ царя. Его личности, пусть даже воссозданной силами кино, — нет. Актер есть, имя в титрах есть, а царя Николая — нет. Пустота. Некого винить: таких понятий, как чувство долга, собственное достоинство, честь, вера и тому подобных в окружающей нас действительности осталось так мало, что показать, сыграть их уже мало кто сумеет.

Все знают, что финал — это половина успеха. Что мы видим здесь: Николай приезжает на Ходынку, где произошли страшные события, и молится, просит прощения, стоя среди мертвых тел. А в следующем кадре — праздничный фейерверк, на фоне которого кино-царь смотрится не хуже Рэмбо в той сцене, когда американский герой бежит из джунглей, а позади него разрываются мины.

Концовка вообще сражает наповал. Надпись на экране: «Они жили счастливо 24 года». Это про Николая и Александру. Прозрачное: «…и умерли в один день» спрятано от зрительских глаз, но мгновенно возникает в голове у каждого первого. В конце концов, трэш тоже нужно красиво «закольцевать». Получилось.

Создатели фильма вволю поиздевались над всеми своими героями. Над всеми. Снова — вопрос: зачем? Чтобы мы почувствовали — что?

Как это можно назвать? Кроме как катастрофа — по-моему, никак. И это произошло с уважаемым мною режиссером Алексеем Учителем.

***

Пока писал — немного остыл. Бог с ними, с авторами. Меня порадовали зрители: народ в зале смеялся. Люди, вы прекрасны! Вы чувствуете главное. Вы понимаете, где правда, а где ложь. Не теряйте эту способность — и все будет хорошо.

Юрий Грымов

Источник

www.odigitria.by

Фильм оценили по зубам. Чем «Матильда» не угодила экспертам Поклонской | Кино | Культура

История противостояния между депутатом Государственной Думы РФ Натальей Поклонской и создателями художественного фильма «Матильда» вышла на новый уровень.

Поклонская направила в Генеральную прокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма «Матильда», сделанной по ее заказу.

Согласно опубликованному тексту, эксперты исследовали «распечатку текста сценария аудиовизуального произведения (фильма) „Матильда“ (режиссер — А.Е. Учитель) — на 120 листах», а также аудивидеозаписи двух рекламных роликов (трейлеров) картины.

Как пишет в обращении в Генпрокуратуру сама Поклонская, экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Председателем комиссии стал член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Виктор Слободчиков. Согласно документу, стаж научной деятельности специалиста составляет 48 лет, стаж экспертной деятельности — 28 лет.

Также в состав комиссии вошли доктор юридических наук, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при главном управлении Минюста РФ по Москве Игорь Понкин (стаж научной деятельности — 27 лет, стаж экспертной деятельности — 17 лет), доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького Всеволод Троицкий (стаж научной деятельности — 58 лет, стаж экспертной деятельности 26 лет), а также кандидат культурологи, доктор технических наук, профессор кафедры теологии факультета гуманитарных наук Московского государственного лингвистического университета Александр Евдокимов (стаж научной деятельности — 40 лет, стаж экспертной деятельности −12 лет).

Какой же вывод сделали эти достойные люди после всестороннего изучения материалов? Все желающие могут ознакомиться с полным содержанием данного документа, мы же сформулируем лишь несколько ключевых позиций, которые, скорее всего, вызовут новую волну обсуждения в обществе.

1. Сценария и трейлеров достаточно для вынесения вердикта о содержании фильма

«Комиссия считает представленные материалы (сценарий и трейлеры) достаточными для релевантных и объективных выводов о содержании и направленности фильма „Матильда“ режиссера А.Е. Учителя».

2. Факт канонизации Николая II имеет принципиальное значение для оценки фильма

«Существенное не только юридическое, но и общее культурно-нравственное значение для восприятия и оценки фильма „Матильда“ имеет общеизвестный факт, что Николай (Романов) и его супруга Александра Федоровна были канонизированы Русской Православной Церковью Московского Патриархата как святы — царственны страстотерпцы... Факт канонизации Николая и его семьи не мог быть неизвестен создателям фильма».

3. Невоцерковленные граждане России должны учитывать внутренние установления Русской Православной Церкви

«Распространение на отношения, возникшие в результате принятия внутренних установлений Русской Православной Церкви касательно указанных лиц, действия правовой нормы пункта 2 статьи 15 Федерального закона „О свободе совести и о религиозных объединениях“ обусловливает признания факта принятия указанных установлений юридическим фактом, то есть обстоятельством, с которым нормы законодательства связывают наступление правовых последствий... Религиозное почитание, осуществляемое верующими в отношении особо религиозно ценных для них объектов (притом что понимание религиозного почитания и формы его выражения могут быть различными в разных религиях), является формой реализации свободы вероисповедания и подпадает под правовую охрану, гарантированную статьями 148 и 282 Уголовного кодекс Российской Федерации».

4. Законы Российской Империи имеют значение в 2017 году

«Юридическое значение для оценки относимости связи образа Российского Императора Николая к православному христианству имеет то, что, согласно законам Российской Империи: «Император, как Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».

5. Создатели «Матильды» смешали «сакральное с вульгарно-сексуальным»

«Содержательно-коммуникативная направленность фильма „Матильда“ в целом реализована его создателями посредством помещения указанных образов в ситуации смешения религиозно высокоценного (сакрального) с вульгарно-аморальным, с вульгарно-сексуальным и т.д.».

6. «Матильда» формирует у зрителей «ложную убежденность»

«Концептуальный замысел фильма „Матильда“ реализован посредством совокупности, в том числе, некорректных приёмов, которые обеспечивают общий интегральный эффект фильма — формирование ложной убежденности зрителей в правдивости представленных в фильме крайне негативных образов Российского Императора Николая и его супруги Александры Фёдоровны».

7. Корона не может падать с головы Николая II даже в кино

«Ряд сцен фильма „Матильда“ направлен на достижение интроекции зрителями транслируемого фильмом заведомо ложного и крайне пейоративно-денигративного (уничтижительно-очерняющего) образа Николая как лица, обладающего крайне низкими умственными способностями... Усилить это впечатление призвана не имевшая места в реальности сцена обморока Николая во время коронации с падением короны с его головы».

8. Матильда Кшесинская похожа на крысу

«Усиливает негативный образ персонажа „Николай“ приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских, и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладавшей яркой классической европейской женской красотой Александрой Федоровной».

9. Для оценки «Матильды» члены комиссии посмотрели порнофильм

«В фильме «Матильда» выявлено применение отдельного самостоятельного приема совмещения религиозно высокоценного (сакрального) с низменно-вульгарным «вульгарно сексуализированным или генитально-сексуальным». Конкретное выражение применения указанного приема заключается в задействовании в роли канонизированного Русской Православной Церковью как святого (царственного страстотерпца)... — актера с порно-амплуа, а именно — германского актера Ларса Айдингера, исполнившего ранее (в 2012 году) выражено вульгарную порнографическую роль печатника Амоса Кводфри в порнографическом фильме П.Гринуэя „Гольциус и Пеликанья компания“.

«Комиссии пришлось произвести просмотр и оценку фильма П.Гринуэя „Гольциус и Пеликанья компания“, что дало достаточные основания для оценки этого фильма как порнографического аудиовизуального произведения, а указанного образа Амоса Кводфри — как порнографического образа».

10. Глядя на Николая II в «Матильде», зрители будут думать о порнографии

«Порнографический образ Амоса Кводфри из указанного порнографического фильма будет искусственно невольно экстраполироваться на образ религиозно почитаемого верующими Русской Православной Церкви Николая в фильме „Матильда“ и в целом на образ Николая».

11. «Публичная демонстрация фильма „Матильда“ недопустима»

«Публичная демонстрация фильма „Матильда“, учитывая намеренное применение его создателями приемов, посредством которых осуществляется грубейшее унижение человеческого достоинства верующих Русской Православной Церкви и крайне болезненное оскорбление их религиозных чувств, — совершенно недопустима».

www.aif.ru

Эксперты, осудившие фильм "Матильда", сравнили Кшесинскую с "крысой": philologist

Режиссер и продюсер фильма «Матильда» Алексей Учитель ответил на очередные нападки депутата Натальи Поклонской, заручившейся поддержкой сразу четверых "экспертов". Как пишет "МК", бывший прокурор Крыма инициировала «психолого-культуролого-юридико-лингвистическое расследование» того, чего еще нет. Изучив сценарий и посмотрев трейлер будущего фильма, доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук пришли к выводу: «Матильда» оскорбляет чувства верующих, по сути это провокативный фильм. При этом в тексте экспертного заключения содержится следующий аргумент: "Усиливает негативный образ персонажа "Николай II" приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях чётко видны: "выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладавшей яркой классической европейской женской Александрой Федоровной..."

Наталья Поклонская на открытии часовни в честь святых царственных страстотерпцев государя Николая II в Симферополе. Фото: РИА Новости

Алексей Учитель так оценил результаты экспертизы, инициированной Поклонской: "Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и со всей съемочной группой фильма. Вместо того, чтоб спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления. Когда оскорбляли лично меня, меня это не сильно задевало. Но когда теперь одну из величайших балерин мира, жену одного из Великих Князей, да и просто женщину какие-то мужчины называют крысой, пишут о ее якобы кривых зубах и тому подобное, мне становится просто не по себе. Честно говоря, мне просто стыдно за этих людей. Стыдно и горько, что такие люди в России могут называться экспертами. По-хорошему стоило бы им самим сделать экспертизу. Только психиатрическую. В их так называемом экспертном заключении упоминается слово «манипуляция», но, на мой взгляд, все эти действия и есть манипуляция людьми, которые не видели картину".

Напомню, что в феврале этого года Наталья Поклонская в эфире одного из СМИ в очередной раз раскритиковала фильм Алексея Учителя "Матильда", пояснив, что в нем (буквально): "...Нарушается кощунственное отношение к чувствам православных верующих" (2:39).

Смотреть с 2:39

Ознакомиться с полным текстом заключения экспертов, привлеченных Н. Поклонской для осуждения фильме "Матильда", можно здесь.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Как работали над костюмами к фильму «Матильда»

Какие у тебя были условия по бюджету?

Почему мы все шили? У нас про 1896 год не было ни одной картины. Это очень определенная форма рукава — уже не Анна Каренина, но еще не «птичья грудка», когда чуть-чуть нависает над затянутой поясом талией. Я бюджет закатила в три раза больше, чем он был, но у нас и сценарий был в три раза больше. Бюджет… Мне все равно его не хватило, особенно в конце, когда он был не то что ограничен — он был отрицательный. Но можно было кое-что заменить друг на друга. Например, у нас два разных театра и еще день рождения — три сцены, где одни и те же люди, одни и те же платья, но их пришлось видоизменять. И мы три раза придумывали решение сцены для массовки. Один театр у нас весь в бриллиантах. Во втором бриллианты поменялись на цветы — гирлянды оформляют декольте у женщин. В одном театре у всех мужчин погоны, а в другом — эполеты. А для дня рождения мы просто совместили мужчин с эполетами и погонами, а женщинам сделали чехлы из сетки, повторяющие форму платья. Если ты на светло-бежевое платье делаешь чехол из прозрачной коричневой сетки, то платье становится совершенно другого тона — дымчатого. Там прослойка воздуха между сеткой и материалом, она дребезжит на экране.

И не видно сетку?

Нет. Более того, сетка существовала. На ней была вышивка, и она накладывалась сверху платья. Такое платье было у Александры Федоровны, его выставляли в Эрмитаже.

У вас была очень широкая география заказов. Канитель для эполет, которую можно купить только в Пакистане…

Мы с [художником] Олей Михайловой решили: гулять так гулять. Пойдем по проспекту пешком, и на карете проедем, и зайдем во все бутылочно-тортовые заведения. Так и прошлись по миру. В каждой стране, которая чем-то была знаменита, мы хотели что-нибудь заказать. Если уж дают один раз… В Англии делают пластику [под металл], которую никто так хорошо не сделает: мы в этой конторе делали все шлемы и для пожарных, и для уланов на коронации. Потом пошли по другим странам. В Индии лучше всего вышивают, причем вышивают мужчины. В Пакистане канитель делают (хотела бы я с этим человеком познакомиться лично, но в Пакистан не поеду). В Китае — ситцевые ткани, правда, они рвутся быстро (и у меня большой вопрос — ситцы ли это?). Но они намного дешевле, чем ситцевые вещи из Иваново, где весь ситец, как выяснилось, тоже из Китая. В Италии существуют ткани, которых у нас нет, — например, ткань, которая делает звук «фру-фру»: шелестит, хрустит, шипит.

Этого же не видно на экране.

Это видно. Этот шелест дает энергию артисту — ту, которую нужно. Он сам об этом не знает, но идет правильно и правильно носит платье.

У вас еще очень много бриллиантов.

Ой, горы бриллиантов, из Китая привезли ящиками. Мы их выкладывали на прозрачную сетку и делали «иконостасы» [на платья], как на самом деле, но в уменьшенном варианте. Сделали несколько по фотографиям, но никто из сегодняшних зрителей не поверит, что такое количество бриллиантов могло быть на одном декольте.

theblueprint.ru

В экспертизе фильма "Матильда" говорится, что негативный образ Николая II усиливает то, что его любовница некрасивая

В официальном экспертном заключении, сделанном по инициативе депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской, авторов фильма "Матильда" обвиняют в том, что главный герой картины, Николай II, предпочел "объективно красивой" императрице Александре Романовой "вызывающую отвращение" балерину Матильду Кшесинскую.

Комплексная экспертиза сценария и видеоматериалов фильма Алексея Учителя "Матильда", которую представила депутат Госдумы РФ, бывший "прокурор" аннексированного Крыма Наталья Поклонская, содержит абзац, который обвиняет авторов в том, что они "свели" императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской, которая, по их мнению, является некрасивой.

Об этом говорится в тексте официального документа, подготовленного в связи с обращением депутата Госдумы.

Сама Поклонская отметила, что "экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет".

В тексте документа говорится, что негативный образ персонажа "Николай II" усиливает "приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской".

Эксперты отметили, что на известных фотографиях балерины у нее "четко видны: выпирающие кривые зубы", а ее форма лица делает балерину похожей "на мышь или крысу". Также по их мнению, у балерины была несуразная фигура.

При этом они добавили, что императрица Александра Романова, напротив, обладала "яркой классической европейской женской красотой".

По мнению экспертов, в фильме балерину играла актриса с "удовлетворительными внешними данными", однако по их мнению, это не будет иметь значения, потому что зрители будут вспоминать фотографии "некрасивой" Кшесинской, которые они видели ранее.

Скриншот отрывка из официального заключения экспертов

В ноябре 2016 года Поклонская пожаловалась на фильм "Матильда" в Генеральную прокуратуру РФ. Прокуратура изучила трейлер "Матильды", но нарушений не обнаружила. Позже Поклонская также призналась, что ленту не видела и смотреть не собирается.

"Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых святых нашей церкви — Царя Страстотерпца Николая Второго и членов его семьи", — сказала Поклонская.

30 января Поклонская направила повторный запрос в прокуратуру.

В начале февраля руководитель организации "Христианское государство – Святая Русь" Александр Калинин заявил, что активисты будут добиваться отмены проката фильма.

Выход фильма запланирован на октябрь этого года.

gordonua.com

Насколько судьбы и образы героев фильма «Матильда» близки к исторической правде

26 октября на экраны выходит фильм о балерине Матильде Кшесинской и цесаревиче Николае. Насколько судьбы и образы героев картины близки к исторической правде?

Матильда Кшесинская

Прима-балерина Матильда Кшесинская (1903) Фильм В картине Алексея Учителя Матильда, которую сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, — блестящая красавица. Неслучайно вокруг прекрасной польки бушуют такие страсти. Матильду должна была сыграть Кира Найтли, но она забеременела, и пришлось искать замену. Михалина не танцовщица, она актриса, скрипачка и певица, но стать при росте 1,65 м у девушки балетная. Кшесинской не было 18, когда в марте 1890 года она познакомилась с цесаревичем. Михалине 25, и это уместно: фильм не о романтике, а о страсти.  Матильда, или Маля, как ее называли близкие, у Ольшанской волевая и своенравная. Кшесинскую действительно отличал сильный характер. Более десяти лет она царила на сцене Мариинского театра. Великие Тамара Карсавина и Анна Павлова имели статус первых балерин, но прима была одна — Кшесинская.

История Матильда не была красавицей.  Крупный нос, широкие брови… В рецензиях на балеты с участием «примы-балерины ассолюта» (так называли Матильду) много сказано о ее «физическом обаянии», но комплименты в адрес внешности сдержанны. Грациозную Кшесинскую (рост балерины 1,53 м) хвалили за то, что в ней «много жизни, огня и веселости». Возможно, в этих словах кроется тайна магического очарования Матильды, которая о себе говорила: «От природы я была кокеткой». Она любила и умела жить, радоваться роскоши и окружать себя первыми мужчинами государства, во власти которых дать все, что она пожелает.

Ларс Айдингер в роли Николая

Цесаревич Николай

Юный цесаревич Николай (1890) Фильм Роль цесаревича досталась 41-летнему немецкому актеру и режиссеру Ларсу Айдингеру. На контрасте с закрепившейся за Николаем славой слабого царя Айдингер играет почти шекспировского героя, человека сильных страстей, способного ради любви на бунт. Он страдающий, стремительный и резкий. Внешне экранный герой тоже мало напоминает исторического персонажа в юные годы. Айдингер высокий (рост 1,9 м), крупный, зрелый. Возраста добавляет и окладистая борода. Перед нами не слабый нерешительный цесаревич, а личность. Будь Николай таким героем, каким его сыграл Айдингер, кто знает, как бы сложились судьбы династии и страны. Кстати, роль Николая была сначала обещана Даниле Козловскому, но, когда решение изменилось, актеру предложили сыграть графа Воронцова — персонажа, которого в реальности не существовало.

История Рыжеватый, худой, невысокого роста, короткая стрижка ежиком и спокойные серо-зеленые глаза — таким увидела цесаревича Матильда. На момент встречи с Кшесинской 22-летний будущий император носил небольшие щегольские усики, борода появилась позже.  «Все всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одной из черт его характера было уметь владеть собою, — пишет о Николае Кшесинская в своих мемуарах «Воспоминания». — Для меня было ясно, что у наследника не было чего-то такого, что нужно, чтобы царствовать… Чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Он не умел настаивать на своем и очень часто уступал».

Кадр из фильма

Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Фильм Экранную Алису иначе как рыжей бестией не назовешь. Немецкая актриса Луиза Вольфрам, похожая на Тильду Суинтон, создала гротескный образ. Жалкая, долговязая, нескладная, она пытается соблазнить Николая танцем и запутывается в юбках, вызывая смех. Алиса — противоположность блистательной Матильде. Невеста цесаревича интригует против балерины, устраивает спиритические сеансы, колдует на крови и носит зеленые платья в жутких розочках. Императрица и мать Николая Мария Федоровна упрекает будущую невестку в безвкусии.

История Как только в апреле 1894 года принцесса стала невестой наследника, он признался ей в увлечении Кшесинской и разорвал отношения с балериной. В ответ получил от Аликс короткое письмо: «Что было, то было и никогда не возвратится… Я люблю тебя еще сильнее после того, как ты рассказал мне эту историю». По версии авторов фильма Алисе пришлось добиваться свадьбы с цесаревичем, но на деле все было иначе. Принцесса несколько раз отказывала наследнику, не желая изменять лютеранской вере, но затем поддалась уговорам. Как отмечали современники, Алиса отличалась безупречным вкусом и красотой. «Густые волосы тяжелой короной лежали на голове, украшая ее, но большие темно-синие глаза под длинными ресницами смотрели холодно…»

Ключи от сердца

Император Николай II и императрица Александра Федоровна (Аликс) Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам, сыгравшая Аликс
«Послушайте, как будет: это вы, а не я будете ревновать, мучиться, искать встречи и никого не сможете полюбить так, как меня…» — говорит в фильме Матильда наследнику. В действительности Матильда была заинтересована в отношениях больше, чем Николай, любила и страдала в разлуке сильнее, чем он. В июне 1893 года, когда в очередной раз не решился вопрос о помолвке наследника с принцессой Алисой, Кшесинская сняла дачу неподалеку от Красного Села, где стоял полк цесаревича. Но за лето он приехал к Матильде всего два раза. В дневниках Николая есть записи о том, что сердце и голова его в тот период были заняты только принцессой. «После помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и мы условились встретиться на Волконском шоссе. Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря. Наедине состоялась одна-единственная встреча… Что я испытывала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою», — признавалась Матильда. «Маля мне нравится, Аликс я люблю», — записал цесаревич в своем дневнике, и в этой фразе вся правда о любовном треугольнике — Николае,  Аликс и Матильде.  А вот строки из дневника царицы, которые она записала в первую брачную ночь: «Мы принадлежим друг другу навеки… Ключ от моего сердца, в котором ты заключен, утерян, и теперь тебе никогда не вырваться оттуда».

Подготовила Елена АЛЕШКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by