Obscure but Cool. Стимпанк киберпанк дизельпанк биопанк


киберпанк, стимпанк, дизельпанк и другие

Как правило, при слове "панк" у нас в голове сразу возникает образ брутального анархиста, обвешанного цепями и с огромным ирокезом на голове. Хотя у этого слова есть несколько значений, они все неразрывно связаны между собой. Думаю, все слышали такие термины, как "киберпанк" и "стимпанк". За этими интересными понятиями лежит целая история.

Откуда это всё взялось?

Началось всё в 1983 году, когда американский писатель-фантаст Брюс Бетке дебютировал рассказом с довольно незатейливым названием. Он так и назывался — "Киберпанк", от комбинации двух английских слов: "cybernetics" (кибернетика) и "punk" (мусор). По последнему слову можно понять, что мир киберпанка не обделён грязью разных сортов: улицы, вечная пасмурная погода и, конечно же, сами люди. Каноничный киберпанк представляет из себя мрачную антиутопию в оболочке ретрофутуризма. Искусственный интеллект, правящие миром корпорации, огромный уровень преступности, протезы и компьютер в мозгу у каждого бомжа, вынужденного влачить своё жалкое существование в этом жестоком мире — это и есть киберпанк. Жанр был построен на противоречивости и описан как "high tech, low life" — высокие технологии, низкий уровень жизни. Парадоксально, но в оригинальном рассказе Бетке киберпанка не было вообще, он лишь придумал сам термин. Первым настоящим произведением в этом жанре стал роман Уильяма Гибсона "Нейромант", выпущенный в 1984 году и показавший тот самый аутентичный мир. Гибсон изобразил, какое же всё-таки страшное будущее может нас ждать. Будущее, в котором нет места состраданию, а все персонажи по-настоящему грязны и падают всё ниже и ниже, не видя смысла в дальнейшем существовании. Вот наступил 1987 год. Именно тогда писатель Кевин Джетер, обнаружив сильные сходства в сеттингах произведений Тима Пауэрса (The Anubis Gates), Джеймса Блэйлока (Homunculus) и собственных работ ("Ночь Морлоков"), начал поиски общего термина. В апреле того же тогда он написал в редакцию научно-фантастического журнала "Locus" следующее письмо:

"…Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…"

Очевидно, что это слово оказалось лишь пародией на популярный тогда киберпанк. Хотя характерная стилистика паропанка была известна давно, ещё с XIX века, Джетер лишь придумал обобщённое определение. То есть, если Бетке придумал термин, чтобы описать ещё несуществующий жанр, то Джетер сделал это с уже известным направлением.Черты стимпанка, в общем-то, не сильно отличаются от киберпанковых. Та же антиутопия, но вместо андроидов и аугментаций у нас тут паровые двигатели и дирижабли, а корпорации были заменены аристократией и буржуазией. С виду кажется, что стимпанк — это благородный, даже утопический жанр, полный светлых образов, но это не так. Точнее, так было не всегда. Дело в том, что с развитием жанров и самих технологий всё это стало не более чем любопытным ретрофутуризмом, окончательно трансформировавшимся в нечто совершенно иное. Жанры утратили те самые характерные черты и превратились в стили. Понятие киберпанка и стимпанка стало иметь более эстетическое и декоративное значение. Панки эволюционировали.Всё изменилось в 2000 году. Самый конец двадцатого века ознаменовался рождением ещё десятка жанров. Steve Jackson Games, авторы GURPS — универсальной ролевой игровой системы, предназначенной для любых типов игр, в своём издании GURPS Steampunk открыли целую кучу стилей: стоунпанк, бронзпанк, сандалпанк, кэндлпанк и транзисторпанк для игр в соответствующих мирах. В 2001 появился термин "дизельпанк", придуманный игровым дизайнером Льюисом Поллаком как маркетинговый ход для описания своей настольной ролевой игры Children of the Sun. Увидев модное слово "панк", и читатели, и писатели окончательно сошли с ума и начали выдумывать всё новые и новые жанры.

Стоит заметить, что в этой записи я описываю лишь технопанки. У меня есть что сказать насчёт остальных жанров (сплаттерпанк, эльфпанк, маннерпанк, готикпанк и т.д.) но за меня это уже сделал другой автор, Константин Костин. Он грамотно расписывает классификацию жанров и поднимает вопрос об их проблеме. Всё метко, лаконично и по делу. Настоятельно рекомендовано к прочтению тем, кто заинтересован в этой теме.

Список жанровТехнопанк — это жанр, в котором определяющую роль играет особенный стиль и уникальные технологии. В отличие от таймпанков (временных панков), акцент здесь делается конкретно на технологиях той или иной эпохи, а не атмосфере самой эпохи, поэтому действия могут этих происходить хоть в 1500, хоть в 2100 году. Так как панк - это всё-таки фантастика, все технологии в таких жанрах должны быть хорошо освоены и возведены в абсолют, но в то же время являться чем-то обыденным. К примеру, "панк" в условиях средневековья (кэндлпанк, о нём ниже) — это не просто мрачная историческая повесть, а мир, в котором бронетехника закована в латы, по небу летают каменные замки, а рыцари круглого стола носят силовые мечи и винтовки. Тем не менее, сейчас технопанки считаются просто стилями, эволюционировав из литературных жанров. Это и есть их главная проблема: стиль есть, а цельных произведений по мотивам нет, ибо подавляющее большинство из них было придумано для настольных игр. Прежде всего мы рассмотрим эстетику каждого стиля.

Стоунпанк (Stonepunk) — Каменный век. Простейшие технологии на основе бамбука и, собственно, камня. Пример: "Флинстоуны"

Бронзпанк/Айронпанк (Bronzepunk/Ironpunk) — Бронзовый век. То же, что и стоунпанк, но люди в совершенстве освоили добычу и обработку металлов.

Сандалпанк (Sandalpunk) — Античность. Дерево, металлы (преимущественно золото), шестерни, своеобразная пышность и утопичность. Грубо говоря, это стимпанк во времена античности.

Кэндлпанк/Миддлпанк/Плэгпанк (Candlepunk/Middlepunk/Plaguepunk) — Средневековье. Суть этого жанра описана чуть выше. Примеры: игра Strife, серия LEGO Nexo Knights

Клокпанк (Clockpunk) — эпоха Возрождения. Мир, в котором люди не дошли до пара, но вовсю пользуются шестернями и пружинами. Примеры: серия книг Emberverse и отечественный мультфильм "Шкатулка с секретом"

Стимпанк (Steampunk) — Викторианская эпоха. Паровые двигатели, дирижабли, высокая детализация всего и вся, шестерни и насосы. Второй по популярности жанр после киберпанка. Примеры: "Ночь Морлоков", игры Bioshock Infinite и Arcanum

Теслапанк (Teslapunk) — альтернативный вариант стимпанка, ключевую роль в котором играет электричество. Представляет из себя намного более мрачный мир, тесла-катушки на каждом углу и электрические пушки и дубинки у доблестных полицейских. Пример: игра Dishonored

Дизельпанк (Dieselpunk) — 20-50-е годы XX века. "Ревущие двадцатые" как они есть - громоздкая техника, пулемёты, пропеллеры и металлическая цветовая гамма. Существует несколько поджанров: Оттенсианский дизельпанк (Ottensian Dieselpunk), представляющий собой утопические идеалы промышленной революции, и Декопанк (Decopunk), архитектурный стиль с элементами "ар-деко": гладкими и обтекаемыми зданиями. Примеры: настольная игра Children of the Sun, "Метрополис", "Человек в высоком замке"

Атомпанк (Atompunk) — 50-60-е. Мир, в котором ядерная энергия стала использоваться повсеместно, как в промышленности, так и в быту. Также иногда жанр называют "Рейгановской готикой". Нередко граничит с пост-апокалипсисом, потому что от холодной войны никуда не деться. В таком случае, атомпанк как довоенное время приобретает утопические черты. Примеры: The Gernsback Continuum, серия игр Fallout

Транзисторпанк (Transistorpunk) — 60-е. Шпионская атмосфера, переключатели, провода, различные гаджеты, радиооборудование и психоделики. Примеры: серии флэш-игр Covert Front (действие разворачивается в альтернативном начале двадцатого века) и Submachine (хороший пример синтеза многих стилей с древней культурной эстетикой и уникальными технологиями, подробнее об этой серии можно узнать во второй части поста про флэш-игры)

Формикапанк (Formicapunk) — утопическая эстетика 70-80х. Примитивные цифровые технологии, кассеты, пластинки, антуражные автомобили, словом, тот самый лампово-неоновый ретрофутуризм восьмидесятых, но под другим названием. Тематический блог в Tumblr и комикс про жизнь в таком мире

Киберпанк (Cyberpunk) — мрачное кибернетическое будущее: импланты, андроиды, цифровые наркотики и всеобщее угнетение. Считается основоположником всех панков. Примеры: "Нейромант", "Бегущий по лезвию", "Джонни Мнемоник", серия игр System Shock

Пост-киберпанк — менее мрачная, но не менее жёсткая версия киберпанка. В основном, обыгрывается в комедийных произведениях. Имеется ещё одна разновидность, Киберпреп (Cyberprep), где воспевается утопичность подобных технологий. Пример пост-киберпанка: "Трансметрополитен"

Биопанк (Biopunk) — мир победивших биотехнологий. Здесь каждый человек может манипулировать с ДНК, а влиятельные корпорации с радостью применяют биологическое оружие, например, зомби-вирус. Особое значение имеет выведение новых видов и органические тенхологии в целом. Примеры: "Гаттака", серия игр Resident Evil, Scorn, Bioshock

Нанопанк (Nanopunk) — альтернативный вариант киберпанка, где балом правят нанотехнологии. Нанороботы и модификации тела на молекулярном уровне - вполне обыденные вещи в таких мирах. Примеры: "Рибофанк", "Алмазный век", серия игр Metal Gear Solid

Гринпанк (Greenpunk) — утопическая реальность, в которой люди таки прислушались к предупреждениям экологов, одумались и начали наконец жить в гармонии с природой. Имеет направление Соларпанка (Solarpunk), где всё почти то же самое, но особый акцент делается именно на технологиях солнечных батарей. Пример: "Экотопия"

Химпанк (Chemicalpunk) — "новое направление в искусстве". Был создан красноярским художником Василием Слоновым. Сам автор описывает своё творение так: "В отличии от Стим-Панка (SteamPunk), обращённого в прошлое и воспевающего эстетику паровых машин, Хим-Панк (СhemicalPunk) обращён к настоящему и устремлён в будущее, воспевая эстетику ядерных реакторов, нефтехимических комплексов и постиндустриальных нано-корпораций. Хим-Панк (СhemicalPunk) – это безумный хоровод прекрасной вибро (и просто) резины, графеновых нанотрубок, лабораторной стали, стекла и всех элементов таблицы Менделеева… Хим-Панк (СhemicalPunk) – это прекрасные экзистенциальные судороги современных мегаполисов, и пред апокалипсический планетарный румянец…"

ИтогПанки прошли долгий и трудный путь для того, чтобы окончательно закрепиться в культуре как эстетические стили. Кто знает, что будет дальше — будем ли мы жить в условиях кибер-, био- или, может быть, нано-панка, и ретрофутуризм окажется правдой? Может быть, ближайшие годы озарят нас появлением новых жанров, и мы увидим какой-нибудь газопанк, кристаллпанк и прочее? Сомнительно, так как жанр панка выглядит мёртвым, но сама стилистика продолжает жить.

obscurebutcool.blogspot.com

Клокпанк — Posmotre.li

« Смажь колеса времени не для первой премии,Ему ведь очень больно от трения.Обижать не следует время — Плохо и тоскливо жить без времени. »
— Владимир Высоцкий, «Песня об обиженном времени»

Клокпанк (clockpunk) — антураж, где технологии основаны на действии сложных механизмов (например различных пружинных механизмов). В чистом виде встречается редко, обычно соседствуя со стимпанком, ветропанком и фэнтези. В отличие от того же стимпанка, особо не претендует на то, чтобы изображать альтернативную реальность, где развитие технологий пошло по иному пути, и в клокпанковых произведениях нередко применение магии наряду с механизмами. Отчасти потому что кодификаторами этой эстетики и выступают в основном сказки (Гофмана, Андерсена, Баума), отчасти потому что авторы всё-таки понимают, что из одних только шестерёнок, пружинок и перфокарт не сделаешь особо продвинутых машин совсем без применения магии, а искусственный интеллект должен быть наделён некоей метафизической душой.

Эстетика клокпанка обычно соответствует XVIII-XIX векам (время промышленной революции) или позднему средневековью (время изобретения механических часов, и затем жизни Леонардо да Винчи), но в отличие от других «панков», не так сильно привязана к определённой эпохе, и её также вполне можно переместить в древнюю Грецию или древний Китай.

Если стимпанк полагается больше на грубую мощь машин, силу-энергию управляемую человеком, то клопанк скорее описывает тонкость, замысловатость, одушевлённость и работу с информацией.

Примеры и предтечи[править]

В отличие от статьи о паропанке, здесь не будет чёткого разделения на предтеч и последователей, поскольку клокпанк практически не существует как единое явление, и уже большинство предтеч не относятся к «твёрдому» варианту.

Мифология, мистификации, проекты, реальная жизнь[править]

  • В современных произведениях по греческой мифологии так изображают воинов, созданных богами из металла (стража Огня, украденного Прометеем, или Талоса, стража острова Крит). Хотя если взять древнегреческие представления, они больше походили на обычных живых героев, чем на роботов, просто с таким необычным происхождением.
  • Изобретения античного учёного Архимеда действительно применялись для защиты от римлян — такие как метательные машины, кран, переворачивающий корабли («Лапа Архимеда»), но не обошлось без легенд и преувеличений: ему приписывают изобретение пушки (описанной другим гением — Леонардо да Винчи) и системы зеркал, концентрирующей лучи солнца, чтобы они сжигали корабли (на самом деле, полагают, зеркала использовались для прицеливания метательных орудий).
  • Вышеупомянутый Леонардо да Винчи известен многими изобретениями, опередившими время, часть из которых действительно могла работать (а в фэнтези милое дело, чтобы работала и другая часть). Среди них вертолёт (не мог работать), орнитоптер (самолёт, более напоминающий птиц и летучих мышей, чем впоследствии реальные самолёты), парашют, водолазный костюм, танк на мускульном ходе, пулемёт, самоходная телега (возможно, на пружинной тяге и с поворотами, запрограммированными системой блоков) и даже робот, основанный на принципе человеческих мускулов (действительно был создан, но не сохранился).
  • Живший в XVIII в. изобретатель-авантюрист Фаркаш (Вольфганг) Кемпелен сконструировал автоматон под названием «Турок», отлично игравший в шахматы якобы с помощью сложного механизма. На самом деле там, где будто бы располагался механизм, сидел опытный шахматист (там побывали многие игроки) и управлял фигурой.

Литература[править]

  • Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный король» — чудесные игрушки мастера Дроссельмейера.
  • Г. Х. Андерсен — сказки «Свинопас», «Соловей».
  • Л. Ф. Баум, продолжения его истории о стране Оз — механический человек Тик-Ток.
    • В продолжениях же от А. М. Волкова появлялся добрый механический великан Тилли-Вилли.
  • «Три толстяка» Ю. К. Олеши, разумеется!
  • Ф. В. Булгарин (тот самый герой эпиграмм Пушкина). Особенно «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в двадцать девятом веке.» (1824)
  • Наталья Щерба, «Часодеи». Присутствуют элементы клокпанка, вроде заводных роботов-клоккеров.
  • «Заводная» Паоло Бачигалупи. Сильно переплетен с биопанком. Но если брать исключительно технику, она действует на основе заводных пружин. Необычна тем что это всё не в прошлом, а в будущем в котором кончилась нефть.

Кино[править]

  • Хэллбой II: Золотая Армия — собственно Золотая Армия, представляющая собой огромные самовосстанавливающиеся человекоподобные механизмы.

Мультфильмы[править]

  • Выше упоминалась повесть «Три толстяка». Но её экранизацию «Разлучённые» следует выделить отдельно, ибо там клокпанковый стиль концентрированнее, и в основном в готическом исполнении: тут и безликие гвардейцы Толстяков, и жуткие игрушки наследника Тутти (заколдованные дети), да и сами Толстяки похожи на рыбоподобные механизмы.
  • Мультфильм «Вернулся служивый домой» в стиле дымковской игрушки: солдат создаёт из дерева заводное «человечье подобие», чтобы оно раздавало щелбаны чертям. При том это подобие наделено эмоциями.
  • Советский мультфильм «Шкатулка с секретом» — в нём мальчик попадает внутрь музыкальной шкатулки, воспринимая её детали как одушевлённых существ.

Мультсериалы[править]

  • «Аладдин» — один из постоянных злодеев, греческий учёный Механикус, обильно располагает соответствующими шизотехническими роботами.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — в одной из серий, явно созданной под влиянием сказки «Соловей», герои попадают в некий Утай, императора которого отвлекают от жизни всяческими механизмами.

Комиксы[править]

  • Girl Genius: доктор Биттл одержим часами, и Биттлбург выполнен в стилистике клокпанка.
  • Hinges (в текущем русском переводе - "Шарниры") - он самый. Заводной город, населённый жителями-куклами, часовые механизмы повсюду, и городские чиновники - марионетки на нитях...

Аниме и манга[править]

  • The Heavenly Yard/Evillious Chronicles/Хроники Эвиллиоса тоже вполне подходят, взять хотя бы такой персонаж, как Заводная Кукла Мишель, дочь бедного-несчастного Галлериана Марлона.
  • Clockwork Planet - шестерёнки даже в названии

Видеоигры[править]

  • Серия квестов «Syberia» — вся об этом: о механических автоматах, наделённых душой, которых невежливо называть роботами(пополам с паропанком и дизельпанком).
  • «Alice American McGee» и «Alice: Madness Returns» — в мрачном варианте подобной эстетики выполнены уровни Безумного Шляпника.
  • The Elder Scrolls — если механизмы двемеров относятся к паропанку, то стилистика Заводного Города, вотчины данмерского бога Сота Сила, тяготеет скорее ко клокпанку.

Настольные игры[править]

  • Сеттинг «Макабрический Ренессанс» для системы «Дневник Авантюриста» (Savage Worlds). Помимо всего прочего, в наличии имеются механические доспехи (силовая броня), работающие за счет сложных систем шестерней, пружин и т. д. Также в этом мире существуют и действительно работают изобретения Леонардо да Винчи.
  • D&D, а именно Planescape — план Механус, царство модронов.
  • MtG — значительная часть артефактов. Насколько большая, впрочем, сложно сказать — очень уж они там разные, а у клокпанка, как указывалось в начале этой статьи, нет достаточно чёткого эталона.

posmotre.li

Биопанк

Биопанк — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.

Содержание

  • 1 История жанра
  • 2 Известные произведения жанра
    • 2.1 Книги
    • 2.2 Компьютерные игры
    • 2.3 Художественные фильмы
    • 2.4 Телесериалы
    • 2.5 Комиксы
  • 3 Художники и скульпторы, использующие в творчестве тему биомодификации
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История жанра

Исторически биопанк является ответвлением киберпанка. Однако, в отличие от наиболее известных производных — стимпанка и дизельпанка, биопанк является не фантастикой, построенной на известных ранее человечеству принципах, а на ожиданиях от прогресса биологических технологий. Несмотря на «возраст», жанр является зрелым, с опорой как на накопленные в литературе и науке знания, так и опыт неудачных предсказаний. Один из наиболее распространенных сюжетов — генная инженерия, ошибки которой приводят к масштабным последствиям. Данная тема поднимается, например, в франшизе «Парк Юрского периода». Другое направление связано с социальными эффектами от манипуляций над генами. Наиболее известным произведением в этом жанре является фильм «Гаттака» 1998 года.

В 2009 году роман Паоло Бачигалупи «The Windup Girl», рассказывающий о Земле XXII столетия, получил престижную фантастическую премию «Хьюго». В мире Бачигалупи глобальное потепление и исчерпание полезных ископаемых сделало мир зависимым от биокорпораций и специально выращенных рабов-гуманоидов, считающих себя «новыми людьми».

Некоторые авторы, полагают, что современные технологии все ближе подходят к миру биопанка.

Известные произведения жанра

Книги

  • Рибофанк Пола Ди Филиппо
  • The Movement of Mountains и The Brains of Rats Майкла Блюмлайна
  • Clade и Crache Марка Будза
  • White Devils Пола Дж. Макоули
  • Lilith's Brood Октавии Батлер
  • Заведённая девочка Паоло Бачигалупи

Компьютерные игры

  • BioShock 2
  • Серия игр Resident Evil
  • Prototype

Художественные фильмы

Телесериалы

  • Тёмный ангел (2000)

Комиксы

  • Doktor Sleepless
  • Fluorescent Black

Художники и скульпторы, использующие в творчестве тему биомодификации

  • Патриция Пиццинини
  • Ганс Руди Гигер

См. также

  • Суперсолдат
  • Нанопанк

Литература

  • Рыльщикова Л. М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра РАН . 2011. (дата обращения: 07.05.2016)..

Примечания

  1. ↑ 1 2 Рыльщикова Л. М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра РАН. 2011.
  2. ↑ 1 2 Газета. Ру: Двое с ракетами минус «Аватар» Премию «Хьюго» получили лучшие фантасты года.
  3. ↑ Популярная механика: Синтетическая биология изменит наш мир
  4. ↑ Quinion, Michael (1997). «World Wide Words: Biopunk».
  5. ↑ This Just In...News from The Agony Column. Trashotron.com. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  6. ↑ Locus Online: Review by Claude Lalumière. Locusmag.com. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  7. ↑ Science Fiction Book Reviews(недоступная ссылка — история). Scifi.com. Архивировано из первоисточника 17 мая 2008.
  8. ↑ Lalumiere BestOf2004.html
  9. ↑ White Devils by Paul McAuley - an infinity plus review. Infinityplus.co.uk. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  10. ↑ Newitz, Annalee (2001). «Biopunk».
  11. ↑ Grossman, Lev The Windup Girl by Paulo Bacigalupi. Time (8 December 2009). Архивировано из первоисточника 16 июля 2012.
  12. ↑ BioShock for Xbox 360 Reviews - Xbox 360 BioShock Reviews. 2K Games (August 21, 2007).
  13. ↑ Рецензия журнала "Лучшие компьютерные игры" на игру "BioShock 2". Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  14. ↑ NEUROETHICS | The Narrative Perspectives. Neuroethics.upenn.edu. Архивировано из первоисточника 31 мая 2008.
  15. ↑ Science Fiction News of the Week(недоступная ссылка — история). Scifi.com. Архивировано из первоисточника 13 мая 2008.
  16. ↑ Warren Ellis: Modify Your Body But Also Worry About the Planet. Io9.com. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  17. ↑ Genome Alberta Interview. Genome Alberta. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.

Ссылки

  • The Biopunk Directory, a comprehensive directory of biopunk resources
  • Biopunk.org, a community for bio-hackers
  • Hackteria.org, a community for bio-artists
Киберпанк и производные Киберпанк и производные Связанные темы
Ретрофутуризм · Киберпанк · Посткиберпанк · Биопанк · Нанопанк · Стимпанк · Вестерн-стимпанк · Пиратский стимпанк · Фэнтезийный стимпанк · Постапокалиптический стимпанк · Теслапанк · Дизельпанк · Оттенсианский дизельпанк · Пиекрафтный дизельпанк · Постапокалиптический дизельпанк · Сплаттерпанк
Киберкультура · Трансгуманизм · Антиутопия

Биопанк Информацию О

Биопанк Комментарии

БиопанкБиопанк Биопанк Вы просматриваете субъект

Биопанк что, Биопанк кто, Биопанк описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

"Дети" стимпанка - Posrednik Creative Group

Стимпанк необычный и очень интересный жанр. Причин любви к стимпанку много. Возможно, это некое бегство от действительности, желание окунуться в сказку, некий эскапизм, а может творческий порыв, умение видеть нечто большее в том, что теперь окружает.

Кто знал, что шуточный вариант киберпанка, придуманный известным писателем К.У. Джетером станет настоящим культом для миллионов поклонников фантастики и анимэ. Хотя эстетика стимпанка воспроизводилась ещё в 60-е и в 70-е годы (я бы даже отметил в качестве предтечей этого жанра изображения и картинки конца 19, начала 20 столетий, где можно было увидеть дирижабли, курсирующие небо, причудливые железнодорожные пути, возвышающиеся над городскими улицами, необычные транспортные средства, то есть всё то, что ассоциировалось с будущим у людей той эпохи), официально генезисом этого жанра принято считать 80-е.

Стимпанк – это эстетика альтернативной истории, в которой мир достигает технологического прогресса, с помощью паровых технологий викторианской эпохи.

Сам термин родился из слов steam — «пар» и punk – «панк». Эстетика стимпанка должна была представлять собой мрачную антиутопию, но вскоре этот жанр буквально переродился и приобрёл совершенно противоположные черты, нежели закладывалось изначально. По сути, он стал олицетворением романтизма ушедшей эпохи, некоего поиска альтернативной реальности. На первый взгляд, может показаться, что стимпанк – некий эскапизм, однако именно в нём появились многие социальные антиутопии, затрагивались многие философские вопросы.

Итак, где же мы можем встретить черты стимпанка. Практически повсюду. Например, в известном фантастическом боевике «Дикий, дикий Запад», во многих картинах Хаяки Миадзаки, в анимэ «Стальной алхимик», в творчестве группы «Бостонское чаепитие», в некоторых сериях о «Докторе Кто».

Этот жанр, поистине, многообразен, хотя может показаться, что он ограничен определёнными рамками.

Стимпанк тесно связан, а лучше сказать, что он является прародителем многих подобных антиутопичных жанров, например, дизельпанка, бензопанка, таймпанка и многих других.

Дизельпанк

Дизельпанк – «ржавое будущее», мир победившего накопления и потребления. В нашей стране наиболее известным кинопроизведением в этом стиле является «Кин-дза-дза». В этом мире можно увидеть космические корабли, проржавевшие насквозь с управлением, словно в старом тракторе. Эстетика дизельпанка отличается от стимпанка тем, что не преследует цели возродить викторианскую эпоху в будущем, напротив, это вполне современные технологии, только утерявшие свой лоск, состоящие словно из металлолома.

Философия дизельпанка проста и основана на предупреждении об опасности бездумного потребления.

Бензопанк

Бензопанк – мир «бензинового рая» или ада. Мир, в котором вся жизнь человека зависит от бензина, но при этом даже капля воды будет цениться дороже цистерны топлива. Наиболее ярким представителем бензопанка является история о Безумном Максе. Можно встретить истории в стиле бензопанка у французского писателя Б. Вербера, в анимэ.

Эстетика сильно напоминает дизельпак, только упор делается на автовойны и бензин, как единственную меру исчисления всего.

Философия бензопанка, это опять же предупреждение об опасности бездумного желания всю технологическую мощь построить на двигателях и моторах.

Таймпанк

Таймпанк – по сути, это обобщённый термин для всех «панков». Таймпанк, это эстетика, в которой развивается какая-либо часть технологий, либо цифровая, либо паровая, либо любая другая. Таймпанк может, как отражать времена развития технологий, так и более поздние времена:

  • стоунпанк – жанр, моделирующий мир, состоящий из технологий, резвившихся из каменного века.
  • бронзпанк – будущее, застывшее в «бронзовом веке».
  • сандалпанк – представление о мире, в котором всё выражено в эстетике античности.
  • миддлпанк – средневековье, «накрывшее» весь мир, но с развитыми технологиями.
  • клокпанк – мир будущего в эстетике борокко, технологии в котором основаны на движениях пружин и маховиков.
  • атомпанк – наиболее приближенное к реальности изображение будущего, но с гипертрофированным изображением атомной энергии, её роли в мире.
  • нанопанк – наиболее отражающий перспективы будущего мир, в котором развились нано-технологии до невероятных вершин.
  • биопанк – наиболее популярный ныне жанр, в котором затрагиваются темы генной модификации живых существ.
  • космопанк – по сути, это смесь киберпанка и космооперы.

Список можно продолжать, так как фантасты любят экспериментировать с жанрами, искать новые варианты выражения своих чувств и мыслей.

Об авторе so_kir_kin
Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.

toposrednik.ru