Рецензия на фильм «По соображениям совести» (2016). Рецензия по соображениям совести


Рецензия на фильм «По соображениям совести»

Спустя десять лет после «Апокалипто», Мэл Гибсон возвращается к режиссерскому амплуа, сняв не менее эмоциональную и кровавую картину – «По соображениям совести».  Военная драма с Эндрю Гарфилдом в главной роли, известному по «Новому Человеку-пауку», показывает героя без стильного синтетического  костюма и генетических «примочек»  – обычного рядового, спасающего жизни.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Вторая мировая, американцы проводят операцию по захвату японского острова Окинава, новобранец Десмонд Досс отказывается брать оружие и убивать врагов. «Религиозный фанатик и пацифист» – так клеймят его однополчане, попутно раздавая тумаки и обвинения в трусости.  Но Десмонд не боится войны, он добровольно идет на фронт, а отдавать долг родине собирается другой монетой – не отнятыми жизнями, а спасенными. Все, что у него есть –  это неактуальные принципы и духовная пища, (Десмонд не ест даже мяса) которой он подкрепляется в перерывах между армейской рутиной.  Так, вооружившись библией и аптечкой, наивный и отважный Десмонд отправляется в бой. На своих по-мальчишечьи худых плечах он выносит раненных товарищей и врагов, не разбирая под слоями крови, грязи и военной политики «своих» и «чужих».  Единственное, чем руководствуется герой: личные принципы, основанные на вере в божьи заповеди, и страх повторить судьбу отца, жизнь которого покалечила Первая мировая война.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Соль фильма, от которой щиплет глаза и наворачиваются слезы, в реальной истории, на которой основан сюжет. Американец Десмонд Досс стал первым отказником по соображениям совести в США, получившим высшую военную награду –  Медаль почета. Кадры с интервью поседевшего Досса режиссер включает в последние минуты ленты.

Мэл Гибсон, под стать герою фильма, не изменяет своим режиссерским принципам – показывать неживописную правду, не отводя камеру и зрительский взгляд от ужасающих реалий (будь то страдания Христа, жестокие нравы индейцев или смерть на поле боя). История, начавшись с солнечных и радостных картин мирной жизни, плавно перетекает в кадры цвета хаки с огненными вспышками и всклоченной землей. Реализм, к которому напрашивается приставка гипер-, кажется второй сутью картины – то, что ужасает, также вызывает сильнейший интерес, и даже внутреннее, скрытое наслаждение. Так что  зритель, сжимая кулаки и съеживаясь в кресле, с жадностью поглощает все виды военных смертей, с оторванными конечностями, разбросанными внутренностями и хлещущей во все стороны кровью. 

Кадр из фильма «По соображениям совести»

«По соображениям совести», как и задумывалось, стал фильмом о герое,  правда, немного идеализированном, с ноткой «святости». Его сюжетные линии с отказом и принятием, нелюбовью окружающих, а затем их раскаянием и почитанием – вполне предсказуемы, они переходят из одного геройского фильма в другой, стандартизируя видение киноиндустрии подвигов и их носителей. Особо искусственным кажется последний художественный кадр, где раненный Десмонд висит над обрывом, прижимая к груди окровавленную библию и смотря в небо. Настолько буквально режиссер, руками оператора, возносит теперь уже не простого рядового к лику «американских суперменов», хоть и имеющий под собой реальную, а не вымышленную судьбу. Более человечными вышли персонажи Винса Вона, Люка Брейси и Хьюго Уивинга.  

Хоть слегка вычурная в своей правдивости и реалистичности, картина визуально и сюжетно эффектна. Гибсон в этой работе смог передать все, что хотел: жестокую реальность войны, где «пацифист» звучит как оскорбление, и личную историю скромного санитара, сумевшего доказать действенность спасения, а не убийства, и подарившего надежду своим сослуживцам. 

Инна Син

В российском прокате с 17 ноября 2016

Расписание и покупка билетов на фильм «По соображениям совести»

Рецензия к фильму По соображениям совести на портале Киноафиша - это возможность ознакомиться с мнением о фильме из авторитетного источника. Для всех рецензий в разделе доступно комментирование и Вы можете оставить своё мнение о рецензии и задать интересующие Вас вопросы.

www.kinoafisha.info

Рецензия на фильм «По соображениям совести»

Впечатляющий военный байопик о героическом американском санитаре, который участвовал в штурме Окинавы.

Молодой провинциальный рабочий Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) исповедует адвентизм седьмого дня и отвергает насилие. Его вера запрещает ему даже прикасаться к оружию. Но в разгар Второй мировой войны Десмонд решает, что не может отсиживаться в тылу, пока другие юноши из его города воюют. Поэтому он добровольно записывается в армию, и ему обещают, что он станет полевым санитаром, которому не нужно носить оружие. Однако командиры парня настаивают, что каждый солдат должен научиться стрелять, даже если его военная работа – спасать раненых, а не убивать японцев. Десмонду многое приходится перенести, пока его не посылают на Окинаву, где ему предоставляется случай показать, чего он стоит на поле боя.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Чем дольше существует Голливуд, тем менее он склонен делать главными положительными героями пылко верующих христиан с Библией у сердца и молитвой на устах. Голливудцы знают, что такие персонажи раздражают многих людей как в Америке, так и в мире, и потому стараются не потерять публику еще до того, как она распробовала кино на вкус. Но так как ревностные христиане существуют и им хочется смотреть про себя фильмы, то в Америке сложился почти что параллельный фундаменталистский кинематограф, где есть свои герои, свои хиты, свои любимые сюжеты.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Мелу Гибсону предложили снять «По соображениям совести» вскоре после выхода «Страстей Христовых». Он дважды отказывался от проекта, прежде чем решился им заняться

В 2004 году героем христианского кино стал Мел Гибсон. Его библейская драма «Страсти Христовы» была ориентирована на фундаменталистскую аудиторию, и Гибсон подключил к рекламе ленты влиятельных пастырей и крупные церковные общины. В результате картина собрала более 600 миллионов долларов, что сделало «Страсти» самым прибыльным фильмом не на английском языке (напомним, что лента была снята на аутентичных наречиях библейского времени).

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Несмотря на этот колоссальный успех, Гибсон тогда не стал его развивать. В этом году, однако, он вновь выпустил если не фундаменталистский, то явно христианский фильм, в первую очередь рассчитанный на церковную аудиторию.

Конечно, «По соображениям совести» – история героя войны, а не библейского персонажа или знаменитого священника. Однако несгибаемая вера Десмонда Досса (реального человека, награжденного высшей военной наградой США) имеет колоссальное значение для повествования. Сперва скромный, но решительный юноша отстаивает свое право служить родине, не беря в руки винтовку, и никакие издевательства сослуживцев и командиров не могут его сломить. Хотя его одолевают сомнения и искушения, герой стоит на своем.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Когда же Десмонд оказывается на поле боя, молитва поддерживает его во время поразительного подвига, который мы не будем в деталях описывать, чтобы не испортить сюрприз. Досс не проповедует свою веру и даже молится часто про себя, но его поступки говорят громче слов. И суть его подвига в спасении жизней, а не в обычном на войне геройском убийстве. Можно соглашаться или не соглашаться с философией Десмонда – кстати, картина предлагает убедительные и здравые аргументы в пользу того, почему полевой санитар должен уметь стрелять, – но невозможно отрицать духовную силу и невероятное мужество парня, человечно и обаятельно сыгранного Эндрю Гарфилдом, бывшим Человеком-пауком.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Картина полностью снята в родной для Мела Гибсона Австралии. Боевые сцены снимались в окрестностях Сиднея

Первая часть картины стандартна для такого рода лент, и пробежки под крики сержанта из учебки, ночные побои, чистка сортиров и прочие прелести подготовки к войне не особенно захватывают. Равно как и шаблонные картины из личной жизни парня (у героя есть милая девушка и отец-алкоголик). А вот когда Десмонд и его рота оказываются на Окинаве и начинают штурмовать неприступный горный кряж, зрители понимают, почему «По соображением совести» удостоился на Западе высоких оценок.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Помните знаменитую сцену высадки в Нормандии в «Спасти рядового Райана», которая столь сильна, что подминает под себя все последующее повествование? Мел Гибсон снял еще более страшную и беспощадную войну – настоящую мясорубку, в которой американцы и японцы перемалывают друг друга пулями, гранатами, огнеметами, штыками, ножами и даже голыми руками. Они сражаются за безжизненную гору, но она имеет стратегическое значение, и этого достаточно, чтобы изо дня в день буквально заваливать друг друга трупами. «Война – это ад» – немного найдется картин, которые так доходчиво и кроваво доносят до зрителей эту мысль.

Казалось бы, такие бои должны выжигать из людей все человеческое, превращать их души в дымящиеся остовы вроде того, который курится в голове Досса-старшего, потерявшего во время Первой мировой войны лучших друзей и так и не смирившегося с утратой. Но Десмонд остается человеком, и в этом его главное, самое невероятное достижение. Так же как главное достижение Гибсона как режиссера в том, сколь мастерски он сопоставляет кошмар войны с ее пафосом, безумие с благородством, жестокость с душевностью и нотками юмора, внутренние переживания с внешними испытаниями. «По соображениям совести» не революционизирует военный байопик, но он наполняет мощным содержимым знакомые жанровые формы. И он напоминает, что великие герои воевали не только в Красной армии. Хотя, конечно, у нас их было больше, и они, как правило, защищали свою землю, а не штурмовали чужую.

С 17 ноября в кино.

www.film.ru

Мы тебя вытащим. Рецензия на фильм «По соображениям совести»

C 11 ноября, с недельным опозданием от мирового проката, в российские кинотеатры приехал фильм Мела Гибсона «По соображениям совести». Военная драма, которая начинается с фразы «Правдивая история», но почему-то не стесняясь превращается в христианскую агитку.

Десмонд Досс — герой США, который участвовал в военных операциях во Вторую мировую, и при этом никого не убивал. Обыкновенный парень из американских 30-х годов: скромный, обаятельный, с зализанными волосами и львиным патриотизмом. Он вырос в религиозной и достаточно аскетичной семье, с пьянчугой отцом, сорванцом братом и тихоней мамой. Пошел воевать против Гитлера, которого считал настоящим Сатаной, и спас более 100 человек. Он не стрелял, не резал и не бежал в атаку — Досс даже не брал в руки винтовку — парень со всей храбростью бросался в окопы и вытаскивал раненых товарищей. За что получил высшую военную награду страны — Медаль почета.

доссГибсон не просто так взялся за столь сложную и важную историческую ленту: даже в реальном пересказе жизни Десмонда много истинной христианской веры. Господин режиссер помножил предысторию парня на два: первые полтора часа вы не увидите военных действий, будут только детали американской жизни того времени, будто перенесенные с рождественских открыток. Улыбчивый Досс гуляет по лесу и поет в унисон с птицами, его девушка — несомненно порядочная медсестра, с улыбкой ярче лучей солнца, а пьяница отец — злодей, конечно, но ветеран Первой мировой, да еще и великолепный Хьюго Уивинг, как такого ненавидеть. Мелу, видимо, настолько надоели обвинения в антисемитизме и жестокости, что он показал лакированную и идеальную Америку: герои мечтают отомстить за Перл Харбор, цитируют Библию и чистят витражи в католической церкви.

Но мистер Гибсон не мог обойтись без фирменного ультранасилия: в стартовой сцене фильма больше грязи, крови, кишок и расчлененки, чем во всем «Сталинграде» Бондарчука. К сожалению для фильма, именно с российской лентой аналогии проскакивают чаще всего. В особенности в моментах со строевой подготовкой и казармой: сослуживцы Досса — настолько гротескные персонажи, что вы вряд ли запомните хоть кого-то, и когда на экран польется напалм вперемешку с кровью — не будете грустить об утрате. В «По соображениям совести» напрочь отсутствует драматическая основа хорошего военного кино: герои нарисованы жирным карандашом Меловской пропаганды, также как и их противники — обязательно уродливые, орущие и грязные японцы. Даже «Перл Харбор» Майкла Бэя был менее занудным в первой половине: диалоги там, при всей тупости, были не настолько претенциозными и пустыми, как вышло здесь.

Зато там был отличный экшен, пусть и с меньшим рейтингом, который, видимо, пугает Гибсона. Он так заигрался с анатомичностью, что забыл выделить бюджет на качественную графику для взрывов и более-менее сносные следы от пуль. Поэтому, когда в очередной раз спокойная сцена резко сменяется перестрелкой — кого-то обязательно неожиданно убивают выстрелом в голову или просто вспарывают живот — вы уже не пугаетесь, а лишь немного вздрагиваете от мозгов или сосудов, нарисованных поверх грима. В такой ситуации особенно жалко актеров, которые стараются и выдают отличные сцены. Тот же Гарфилд, сыгравший Досса, который последние несколько лет считается плаксивым актером, носится словно гепард средь окопов и прекрасно справляется с ролью искреннего и слегка зажатого парня.

Став героем многочисленных насмешек, Гибсон, вместо того чтобы одуматься, лезет еще дальше. Его Досс никакой не приземленный и спокойный солдат, вытаскивающий товарищей с того света из большой к ним любви, как было в реальности. Его Досс — это второй Христос, о чем режиссер не гнушается говорить прямо с экрана. Сначала Десмонда бьют, ненавидят и оплевывают, что несомненно было на самом деле, потом он спасает всех и не боится снайперских пуль, что также вполне правдиво, но после наступает сцена омовения окровавленного героя на закате солнца. Сослуживцы едва не несут его на руках и относятся словно к божеству. При всем уважении, Десмонд на самом деле воодушевлял солдат, но он был не идолом, а скорее талисманом: сослуживцы знали, что если поймают пулю, он обязательно вернет их домой.

Так почему бы вместо яркой рекламной брошюры не показать правду. В фильм, из-за безумно затянутого вступления, попала только операция на Маэде. Можно было тактично опустить некоторые детали его жизни до войны, потому что там, на самом-то деле, не было ничего хорошего, кроме любимой девушки и плаката с 10 заповедями. И показать, как Досс зарабатывал уважение сослуживцев: он был в джунглях Гуама, ползал в грязи острова Лейте и бинтовал солдат на Окинаве. Они постепенно привыкали к тому, что товарищ вооружен только лентой и каской с крестом, а не сделали из него икону за одно лишь взятие высоты в Маэде. Раскрытие солдата через демонстрацию военных операций — логичное решение, которым Гибсон почему-то пренебрег.

Мне не хотелось бы опускаться до низости и бить режиссера стопкой книг по истории  — допущения есть, ведь это художественное кино, снятое ради зрелищности. Мне кажется нечестным то, что историю героя Досса свели к двухчасовой драме: где первую часть невозможно смотреть из-за бриллиантового блеска идеализированности, а вторую хочется расширить ради, черт возьми, военных действий в военном фильме. Как сказал один из героев фильма, словно обращаясь к режиссеру, вписывающему еще одну библейскую отсылку в сценарий: «Хватит цитировать всякое дерьмо». Вот да, господин Гибсон, хватит.

disgustingmen.com

«По соображениям совести», рецензия, Postcriticism

Байопик о герое войны

По соображениям совести (Hacksaw Ridge), 2016, Мэл Гибсон

Андрей Волков видит в картине Гибсона редкий для современного кино христианский фильм

×

Дисклеймер

Postcriticism – журнал о кино, а не о политике. Редакция может не разделять убеждения и мнения авторов, но всегда уважает их право на эти убеждения и мнения. К этому же мы призываем и вас

Не верьте тем, кто убеждает, что сейчас хорошее кино снимать перестали. Эти люди не ведают, о чём говорят, как не ведали римляне, кто был тот распинаемый пророк на Голгофе. Дерзну сказать — они и не любят кино. Я, например, никогда не перестану смотреть новинки, пусть не раз мне приходилось иметь дело с перехваленной ерундой. Но так приятно отыскать бриллиант среди горы мусора! И ещё лучше, когда удаётся поделиться тем, что нравится тебе, с кем-то ещё. Ведь для того люди и пишут тексты.

«По соображениям совести» — новый фильм Мэла Гибсона, который, в отличие от Клинта Иствуда и Вуди Аллена, не столь плодовит, но безошибочно снимает настоящее кино. В эпоху, когда одни режиссёры могут в год снимать по 5 фильмов, он один фильм снимал 14 лет, начав над ним работу ещё до «Апокалипсиса», когда был жив герой его картины Десмонд Досс. В какой-то мере его пятый фильм логически продолжает религиозную линию, начатую «Страстями Христовыми». И кому-то он точно больше понравится, нежели весьма натуралистичный фильм о Христе. Несмотря на большое мастерство постановщика и оригинальный подход к материалу, «Страсти Христовы» всё равно проигрывают по уму давнему «Причастию», поскольку как будто специально реализуют от противного слова церковного служки о духовных страданиях Христа, которые намного превосходили его физические мучения.

«По соображениям совести» — редкий удачный перевод оригинального названия, не совсем точный, но отражающий саму проблематику. В то время, когда в мире вновь поднял голову милитаризм, а война снова стала священной, Мэл Гибсон представляет иной взгляд на место человека в мире войны и даёт иную картину храбрости. Ведь мужество нужно не только в бою, но и чтобы отстаивать свои убеждения. Десмонд Досс не желает брать в руки оружие, поскольку это не соотносится с его верой, но хочет служить своей стране. Война сломила его отца, и ныне он жалкий пьяница с трудным характером, который любит поговорить с могилами своих друзей на кладбище, которым навсегда 18 лет. Война оборвала их жизни в самом начале, они никогда не вырастут, не создадут семьи, не воспитают детей. А те, кто выжил, вынужден навечно нести ужасы войны в своём сердце.

Картина Гибсона — редкий христианский фильм в современном кино, взывающий к лучшим чувствам человека, пробуждающий душу. После его просмотра кому-то станет чуть более понятна принципиальная позиция ветерана Крымской войны Льва Толстого, его непротивление злу насилием. Когда человек берёт в руки оружие, он уже готов убить в своём сердце. Нравственные заповеди, сказанные Христом не ради красного словца, теряют смысл, если считать, что есть исключения. Не убий — значит, не убий никогда.

«По соображениям совести», рецензия

Всегда ли плоха война? Всегда, но иногда страна бывает вынуждена вступить в войну. Война затронула и США, где такие же простые люди защищали свой дом от хищных волков. Десмонд Досс принёс клятву богу после того, как поднял на отца оружие в гневе, что никогда никого не убьёт. Сколько из нас дают пустые обещания? Разве это не трусость, не подлый поступок — не отвечать за свои слова? А Досс пошёл до конца, потому что верил, что то, что он делает, это правильно. Как он говорит в фильме, «я не могу представить Христа с ружьём, но могу вообразить его санитаром «.

Ненасильственное сопротивление Досса не только не навредило в битве с японцами, но и укрепило боевой дух. Не всех из нас укрепляла вера в бога, как Досса, хотя бы потому, что в СССР официальной религией был атеизм. Но люди сражалась за свои семьи, за будущее своих детей, наконец, друг за друга и лишь единицы за товарища Сталина, никогда не бывавшего на передовой. В фильме Гибсона подвиг раненного санитара, который отдаёт необходимую ему плазму крови более тяжело раненному бойцу, кажется намного человечнее, нежели советское мифотворчество, призывавшее умирать назло врагу и бросаться грудью на амбразуру. Никому ведь не пришло в голову героизировать подвиг знаменитого поэта Эдуарда Асадова, который, несмотря на тяжелейшее ранение, довёл грузовик с боеприпасами до артиллерийской батареи, за что поплатился глазами. И таких было много, истинно человеческих поступков на войне, но, к сожалению, нам и сейчас выставляют советские мифы, вроде Матросова на амбразуре или 28 памфиловцев, о которых даже сам министр культуры сказал, что это миф.

Так что же сделал Досс, за что его наградили? Ну, по советским меркам немного. Всего лишь спас 75 человек, вытащив из-под огня как санитар. Сколько таких санитаров было у нас? Кто же прославлен? Почему раз за разом из земли встают страшные советские тени, словно статуя Будды в умном антисталинском фильме «Нанкинский пейзаж», которую нашли где-то в Монголии и установили в самом центре Москвы.

Пятый фильм Мэла Гибсона отличает негромкая, человеческая интонация, без декларативного пафоса, без аффектаций. Такие фильмы не становятся мифами, как не стала им гениальная «Баллада о солдате», но именно такие честные картины свидетельствуют об ужасах войны тоньше и лучше, чем сотни «Освобождений» и «Сталинградских битв».

Картина Гибсона — редкий христианский фильм в современном кино, взывающий к лучшим чувствам человека, пробуждающий душу. После его просмотра кому-то станет чуть более понятна принципиальная позиция ветерана Крымской войны Льва Толстого, его непротивление злу насилием

Восхищаешься и деликатно воссозданной довоенной атмосферой, словно почерпнутой из доброго старого кино, когда герои были благороднее, а поступки понятнее. Возможно, в ряде романтических сцен не хватает юмора, который был так к месту в блокбастере «Пёрл-Харбор», но всё искупает удачно выбранный на главную роль Эндрю Гарфилд — он смотрится комично, но в то же время в нём чувствуется внутренняя сила, искренняя любовь и сочувствие к ближним. Прекрасно выглядит Хьюго Уивинг в сложной роли отца (кстати, поначалу Мэл планировал сам сыграть эту роль), который, несмотря на тяжёлый характер, всё-таки любит сына и готов помочь ему в осуществлении мечты служить санитаром на войне. И, конечно, это тот западный военный фильм, где отчётливо расставлены приоритеты своей страны. Если у нас учили в плен не сдаваться, а тех, кто сдался, после — в ГУЛАГ, то там спасали даже одного солдата, чтобы вернуть его матери, потерявшей всех других детей, а вернувшихся из плена встречали как героев. Ведь они и были героями, пусть и предпочли не застрелиться в окружении, как призывала советская пропаганда, а сохранить дарованную богом жизнь для своих близких.

Настоящий Досс в интервью говорил: «я постоянно повторял — Господи, дай мне спасти ещё одного». А мы скажем другое — Голливуд, дай нам ещё такое же кино, пока за наш счёт не сняли новый «Сталинград».

postcriticism.ru

Рецензия на фильм «По соображениям совести» (2016)

Оригинальное название: Hacksaw Ridge.

Жанр: драма, военный, биография, история.

Режиссер: Мэл Гибсон.

В ролях: Эндрю Гарфилд, Сэм Уортингтон, Тереза Палмер, Люк Брейси, Винс Вон, Хьюго Уивинг, Рэйчел Гриффитс, Натаниэль Бузолич.

Продолжительность: 139 мин. / 02:19.

Возрастное ограничение: 18+.

США. На дворе Вторая мировая война. Благочестивый Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд) говорит своей будущей невесте Дороти (Тереза Палмер), что он хочет присоединиться к армии Соединенных Штатов. Но Дезмонд хочет отправиться туда в качестве санитара — его призвание спасать людей, а не убивать.

Впереди Дезмонда ждет подготовка в тяжелых условиях. Товарищи по казарме с презрением относятся к нему, потому что они не могут понять, почему тот не хочет брать оружие в руки, как и все солдаты. Досс — очень религиозен и пацифист.

Не могут понять таких выходок сержант Хауэлл (Винс Вон) и капитан Гловер (Сэм Уортингтон). Дезмонд не прошел курс военной подготовки (он не сдал стрельбу, поскольку уклонился от того, чтобы взять в руки оружие). Ему светит военный трибунал. Военный суд принимает решение в пользу Десмонда, парню открывается путь в зону боевых действий в качестве санитара. В жестокой битве за тихоокеанский остров Окинава для Дезмонда и его батальона открывается настоящий ад войны.

Японцы оказывают ожесточенное сопротивление, большие потери несут обе стороны. Но Дезмонд верит в Бога и делает все, чтобы помочь спасти как можно больше солдат.

Мэл Гибсон возвращается в большое кино после десятилетнего перерыва. Именно столько времени прошло с тех пор, когда Мэл снял отличный фильм «Апокалипсис».

После пьянства, бытового насилия, обвинений в антисемитизме и многочисленных скандалов, прекрасный Голливуд снова раскрыл объятия для режиссера «Храброго сердца». Оно и неудивительно, ведь он взялся за постановку военного фильма, в основу которого легли реальные события Второй мировой войны.

История Дезмонда Доса тесно переплетена с религией и насилием, как это было в том же «Апокалипсисе». Только акценты несколько смещены. Вместо жестоких и кровавых майя — безжалостные японцы, которые отчаянно бьются и совершенно не боятся смерти. А воевать с таким врагом очень и очень трудно.

Hacksaw Ridge (оригинальное название картины) — это на самом деле название скалы, за которую так упорно боролись американцы.

Новое творение Гибсона условно можно разделить на три части. Первая — это история детства Досса и его любовь к медсестре Дороти, в которой Эндрю Гарфилд демонстрирует свою дурацкую сладкую улыбку и пытается очаровать новоиспеченную пассию. Слава богу, длится она недолго. Всего полчаса.

Следующие полчаса нас ждет базовая военная подготовка в армии, снятая по типовым лекалам жанра: кричащий сержант со склонностью к словесной деградации (его играет Винс Вон), жизнь в казарме, ну и неприятие в свой лагерь адвентистов седьмого дня, которые отказываются брать в руки оружие. Мол, какого черта приперся в армию, если не хочешь воевать и убивать врагов. Но Дезмонд всячески пытается отстоять свое законное право принимать участие в военных действиях в качестве санитара. Он хочет спасать жизни, а не отбирать. Самое интересное, что ему это удается.

В заключительном третьем акте режиссер безжалостно бросает нас в настоящий ад войны. С многочисленными жестокими батальными сценами, оторванными конечностями, разбитыми головами и выпущенными внутренностями. Режиссер остается верен себе и снимает все в духе строгого натурализма.

Гибсон в какой-то степени превзошел сцену высадки американских войск в Нормандии в ленте Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Настоящая мясорубка, которая своей жестокостью и натурализмом затеняет большинство военных фильмов.

Тем не менее в самой истории есть много поучительного. Главный герой спас жизнь более 70-ти солдат, так и не взяв в руки ружья. Дезмонд Досс был награжден Медалью Почета и стал настоящим героем эпохи. В такое практически невозможно поверить, но человек делал то, во что свято верил. Каждому, как известно, воздается по мере Веры его. По крайней мере, так сказано в Библии.

Эндрю Гарфилд, который сыграл главного героя, в общем выглядел неплохо. Особенно во второй половине фильма, когда убрал с лица свою дурацкую улыбку. А если серьезно, то у актера заметный прогресс наступил после того, как он повесил на гвоздь костюм Человека-паука и начал сниматься у больших режиссеров.

Гарфилд также очень достойно сыграл у Скорсезе в фильме «Молчание». Там тоже японцы и религиозная тематика. В «Молчании» он выглядел гораздо интереснее, но академики решили по-другому, потому номинацию на «Оскар» актеру дали именно за «По соображениям совести».

Из второстепенных ролей прекрасно сыграл Хьюго Уивинг, но здесь чего-то другого не ожидалось. Также стоит отметить Винса Вона, Сэма Уортингтона и Люка Брейси. Хорошая мужская компания подобралась.

topyfilmov.ru

По соображениям совести. Рецензия | Lumiere. Журнал о кино

Казалось, с Мэлом Гибсоном в Голливуде работать уже никто никогда не захочет. Неоднократное вождение в нетрезвом виде, антисемитские высказывания, избиения теперь уже бывшей супруги… От такого прошлого попробуй отмыться! Но вот проходит время, суды выносят приговоры, скандалист ведёт себя тише – и его потихоньку начинают вновь куда-то приглашать. С бобром в руке походил, со Сталлоне подрался, вспомнил, что и сам может быть первой скрипкой в боевиках. А тут и режиссуру предложили. И знаете, «По соображениям совести» заставляет если не забыть про его выходки, то хотя бы перестать думать о Гибсоне лишь в негативном свете.

Разгар Второй мировой. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) записывается в армию – но не для того, чтобы убивать. Досс видит свою миссию в спасении жизней – и идёт на фронт в качестве медбрата. Всё бы хорошо, но подготовка к сражениям включает в себя тренировки с оружием, а Десмонд ни при каких обстоятельствах не желает к нему притрагиваться. Испытав непонимание и унижения со стороны сослуживцев и командования (Сэм Уортингтон и продолжающий экспериментировать с ролями Винс Вон) и чуть не попав в тюрьму за измену, он всё-таки отправляется на поле боя, где, оставшись с раненными после отступления своих, доказывает, как все оказались неправы на его счёт.

История Десмонда Досса подкупает уже тем, что она – о редком человеке, существование которого мир словно не хочет принимать (начиная от его девушки – в исполнении Терезы Палмер, – удивляющейся его простоте и искренности, и заканчивая военными, для которых его заявления – в высшей мере неслыханные), но при этом он не замыкается, не отворачивается от людей, он весел, дружелюбен и – наоборот – хочет и стремится делать добрые дела. Потому и не сидит сложа руки, пока его сверстники сражаются и гибнут. Убивать он не может, но у него есть медицинские навыки – и на поле боя он может быть не менее полезным, чем остальные. Несмотря на все препятствия, его воля оказывается железной, а вера в то, что это и есть его путь – твёрдой, как скала.

Темы веры и соблюдения заповедей проходят через всю картину. И здесь их затрагивание особенно интересно: один из самых страшных грехов – убийство человека – совершается изо дня в день. У каждого своё мнение, в основном сводящееся к «либо ты, либо тебя», но лишь Досс не поступается принципами. И хотя кажется, что среди тумана, грязи, ошмётков человеческих тел и не боящегося смерти врага, можно сделать что-то важное, только вступив в бой, – Доссу удаётся в итоге стать героем, не совершив ни одного выстрела.

А там, где гремят выстрелы, Мэл Гибсон достигает новых высот. Сказать, что сам находишься в центре побоища – ничего не сказать. А вот то, что чувствуешь всё на своей шкуре – уже что-то да значит. Внимание к деталям (крупным планом кишки, простреленные головы, разорванные тела) соседствует с буквально непрекращающимся потоком действия, в котором остановиться и отвести дух – значит быть поражённым пулей, гранатой, штыком или огнемётом. Лишь ночные сцены заставляют разжать подлокотники кресла – да и то ненадолго. У потрясающей высадки в Нормандии из «Спасти рядового Райана» появился серьёзный конкурент – битва за Окинаву в «По соображениям совести».

И отсюда – ещё один плюс в истории Десмонда Досса. Гибсон, не навязывая мнений, просто рассказывает интересную историю о набожном человеке, по своей воле прошедшем через ад. Рассказывает достоверно, убедительно и очень зрелищно. Если бы супергероев не существовало в природе, после фильма о Доссе такое понятие точно придумали бы.

www.lumiere-mag.ru

Рецензия на фильм «По соображениям совести» Мела Гибсона

Простой мальчишка из маленького городка в Вирджинии Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) вырос в неблагополучной семье. Его отец Том (Хьюго Уивинг) вернулся с фронта Первой мировой войны другим человеком: отягощенный виной за гибель товарищей, он пристрастился к пьянству и домашнему насилию. Глядя на него, Десмонд дал клятву никогда не брать в руки оружие, что не помешало ему записаться в добровольцы после атаки японцев на Перл-Харбор. В «учебке» убеждения Досса понимания не находят. То его направляют на осмотр к психологу, то вовсе отдают под суд. Пройдя через унижения начальства и сослуживцев, рядовой отправляется на Окинаву в качестве медика, вооруженный лишь карманной библией и любовью к ближнему.

Десмонд Досс – реальный герой Второй мировой войны, один из тех, чью биографию заучивают в американских школах. Не сделав ни выстрела, рядовой вынес на своих плечах 75 раненых. Досс стал первым в истории «уклонистом», получившим почетную медаль «за отвагу», чем вдохновил сотни солдат. Отказ от ношения оружия в годы войны по религиозным соображениям – важный архетип американской истории. Таких, как Десмонд, было немало, но именно он стал олицетворением так называемых «солдат-пацифистов».

Прошло десять лет с момента выхода последнего фильма Мела Гибсона «Апокалипсис». Скандальная слава режиссера, в частности, связанная с довольно неоднозначной картиной «Страсти Христовы», усугубилась репутацией антисемита и заядлого пьяницы, с которым лучше вообще дел не иметь. «По соображениям совести», на первый взгляд – фильм примирение, возвращающий режиссера к героическому эпосу его «Храброго сердца». Но, несмотря на старомодность и консервативный пацифизм, в нем, пожалуй, гораздо больше самого Гибсона, чем в какой-либо его режиссерской работе.

Структурно «По соображениям совести» следует традициям антивоенных фильмов прошлого. Идиллическое начало, повествующее о детстве и любви юного Досса сменяется суровыми буднями строевой службы с утомительными пробежками и сержантом Ховеллом (Винс Вон), орущим в лицо простодушным новобранцам. Гибсон не отпускает своего героя ни на шаг, история развивается в чистом восхищении столь цельным и по-христиански простым парнем. Порой это выглядит даже слишком грубовато и неубедительно, но документальная достоверность истории полностью оправдывает ее патриотический пафос.

«По соображениям совести» целиком состоит из этических и эстетических контрастов. Как смысл веры и любви открывается лишь при столкновении с ненавистью и страхом, так и патетический пролог сменяется безжалостным адом войны, отрицающим все человеческое. В сценах битвы на Окинаве Гибсон превзошел себя, даже потеснив знаменитое взятие пляжа Омаха из «Спасти рядового Райана». Режиссер натурально вовлекает зрителя в бессознательный хаос бойни, в которой гибнут все утвержденные в прологе идеалы. Посреди ада выживает лишь вера щуплого медика, каким-то чудом спасающего одного за другим под непрекращающимся свинцовым огнем.

Для Эндрю Гарфилда роль Десмонда Досса, безусловно, настоящий прорыв. Бывший Человек-паук под руководством Гибсона весьма органично проследовал путь своего героя от добродушного деревенщины до святого мученика. Мужественную поддержку актеру составили Винс Вон и Сэм Уортингтон в роли капитана Гловера, своего рода неверующего фомы.

Новый фильм Гибсона не избежал недостатков, присущих и его прошлым работам. Его легко обвинить в расизме, наблюдая довольно издевательское изображение японских солдат, или христианском фанатизме, что тоже не будет безосновательно. «По соображениям совести» – чисто авторское кино, наполненное противоречиями и искренностью его автора, оправдывающими неоднозначность фильма и делая его чем-то большим, чем пацифистский манифест или религиозная проповедь. Прежде всего, это фильм о смелости быть собой, отстаивать свои убеждения, вопреки всему. И этому принципу следует сам Мел Гибсон.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

www.kinomania.ru