Подвижные игры китая для детей. Игры про китай


Подвижные игры китая для детей | Игры для детей

В этой игре принимают участие не менее шести человек. Однако чем больше игроков, тем интереснее. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30—40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке камешек или шарик. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим, и игра продолжается.

Состязание с чашами (китай)

Команды играют друг против друга. У каждого игрока деревянные щипцы или зажим, чаша или кубок. Эти чаши ставят на стулья друг подле друга на расстоянии 3 м. В другом углу площадки ставят большую чашу или блюдо, в которую кладут столько шариков, чтобы на каждого игрока было не менее четырех-пяти. Иногда берут орехи и ими заменяют шарики.

По сигналу игрок идет к большой чаше и пытается щипцами поднять шарик. Затем несет его к своей чаше и кладет туда.

Кто первым отнесет все четыре или пять шариков в свою чашу, тот выиграл.

Правила: Игрок может нести лишь по одному шарику. Дотрагиваться до шариков рукой нельзя. Если игрок уронит шарик, он должен снова щипцами поднять его, отнести в общую чашу, а оттуда снова поднять и отнести к себе.

Поймай за хвост дракона! (китай)

В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за го-лозой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним. Черепашье гнездо (малайзия)

Один из игроков — черепаха. Он охраняет свое гнездо. Остальные разбойники. На земле рисуют круг диаметром в полтора метра — это гнездо. В гнездо кладут 4—5 камней — черепашьи яйца. Черепаха стоит в кругу, остальные располагаются вне круга и стараются украсть яйца. Для этого они выбирают момент, когда можно подкрасться к камням. Но надо следить, как бы черепаха их не поймала. Кого она схватит, тот меняется с ней местами и начинает сторожить оставшиеся яйца. Игра продолжается, пока все яйца не украдут. Тогда камни прячут, и черепаха (пока их прячут, она зажмуривается) должна их отыскать. Если ей не удастся собрать все, она платит залог.

Игроков может быть сколько угодно, но минимум — четверо. Водящий преследует остальных игроков; если он коснется кого-либо, тот начинает водить. Однако новому водящему труднее, так как он должен бежать, одной рукой постоянно держась за ту часть тела, которой коснулись, будь то рука, плечо, голова, поясница, колено, локоть. Так он должен догнать и осалить кого-либо. Только в этом случае, он освобождается.

Если играет большая группа людей, выбирают нескольких водящих.

Камень, ножницы, бумага (япония)

Два игрока становятся друг против друга, заложив руки на спину. Одновременно они хором произносят: «Ян-кен-пон!» При произношении последнего слога каждый протягивает вперед руку, изображая рукой камень, ножницы или бумагу. (Эти три предмета и означают слова ян-кен-пон). Сжатый кулак — камень, раскрытая ладонь — бумага, расставленные средний и указательный пальцы — ножницы. Камень побеждает ножницы, так как может сделать зазубрины. Ножницы побеждают бумагу, потому что могут ее разрезать. Бумага побеждает камень, так как в нее можно обернуть камень, можно его туда запрятать. Итак, побеждает тот, кто «сильнее», кто выбрал «более сильный» предмет. (Если игра ведется не на счет, то проигравший получает наказание. Выигравший может больно щелкнуть своего противника по вытянутой и повернутой вниз ладони.)

В какие игры играют дети в Китае?

Анна Троицкая | 7.06 | 1105

Думаете, что «поймай дракона» и «хромоногий цыпленок» – это позы йоги? А вот и нет, это – популярные китайские игры. Хотите узнать о них больше, читайте в нашей статье!

Играя, ребенок совершенствует свои физические навыки и эмоционально разряжается. А подвижные игры в большой компании еще и учат детей взаимодействию и работе в команде. Разнообразить детский праздник или пикник можно при помощи игр народов мира. О том, во что играют дети в Италии, мы писали раньше. сегодня же мы поговорим о любимых играх детей в Китае.

Поймай дракона за хвост!

«Поймай дракона за хвост» очень напоминает популярную у нас «Змейку». В эту игру лучше всего играть большой компанией (от 8-10 человек). Участники становятся друг за другом и кладут правую руку на правое плечо впереди стоящего. Игрок, стоящий в цепочке первым, – это голова дракона, а игрок, находящийся в конце, – хвост ящера.

Цепочка игроков следует за головой, которая пытается поймать хвост. В то же время участники, находящиеся к хвосту ближе всего стараются всеми силами не дать ведущему добраться до последнего игрока. Если дракону все-таки удается «укусить» себя за хвост, то участник, стоящий в цепочке последним перебегает вперед и становится новой головой.

Дети обожают подвижные игры

Китайский бадминтон

От обычного бадминтона эта версия игры отличается тем, что играют в нее не ракетками, а ногами и вместо волана используют картонный или пенопластовый круг с воткнутыми в него крупными перьями. Участники игры по очереди начинают ногой набивать круг. Побеждает игрок, набивший волан большее количество раз.

Хромоногий цыпленок

Участники делятся на 2 команды, каждой из которых выдается по 10 палочек длиной 20-25 см. Один из членов команды лесенкой раскладывает палочки на расстоянии в 40 см друг от друга (т.е. для игры нужны 2 такие лесенки).

Игроки становятся друг за другом и по очереди начинают «прыгать» по лесенке на одной ноге. Задача каждого из участников – перепрыгнуть по очереди все палочки, не задевая их. Если игрок проходит весь путь без ошибок, он, не вставая на вторую ногу, забирает последнюю палочку, прыгает обратно и укладывает палочку недалеко от начала лесенки. После этого участник снова начинает «подъем» по лестнице забирает уже девятую снизу палочку. Так повторяется до тех пор, пока игрок не соберет все «ступеньки».

Тогда в дело вступает следующий участник. Он заново раскладывает палочки и начинает их перепрыгивать. Игра продолжается до тех пор, пока эстафету не пройдут все игроки одной из команд.

7.06 Развитие детей Детский праздник Играем вместе

Подвижные игры из Китая

Наши дети все меньше проводят время на свежем воздухе, игры нашего детства, на которых выросло несколько поколений кажутся им не интересными. Однако, надо же как то заинтересовать детей подвижными играми на свежем воздухе. Возможно, это помогут необычные игры, с необычными атрибутами и правилами.

Для такого полезного дела, как приобщения детей к командным подвижным играм, не жалко потратиться на атрибуты для игры. К примеру, купить одинаковые бейсболки, шарфы, майки. Найдите интернет магазин детской одежды. который предлагает недорогую детскую одежду и подберите одежду для подвижных игр. Есть интернет магазины которые предлагают одежду для карнавалов, там тоже можно найти немало одежды для подвижных сюжетных игр. Использование атрибутов одежды для детских игр поможет увлечь ребят самим процессом игры.

«Поймай дракона за хвост!» Это подвижная веселая игра для большой компании подойдет для дня рождения.

В игре принимают участие как минимум десять человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто впереди стоит, -голова дракона, а последний – его хвост.

Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост. Шеренга постоянно находится в движении, тело следует за головой. Голова пытается схватить последнего игрока. При этом шеренга не должна разрываться. Участники игры на стороне хвоста не позволяют голове хвост ухватить. Однако если голова себя ухватит за хвост, то игрок, стоящий последним в шеренге, идет вперед и становится головой, а игрок, бывший предпоследним в шеренге, становится новым хвостом.

«Да зрр». Эта подвижная игра проводится на улице. Играть можно всей семьей.

Вам понадобятся две палочки. Одна должна быть на обоих концах заостренной и иметь длину около 10 см, а другая должна быть длиной примерно 70 см. Это «дубинка» или бита. Можно даже воспользоваться ручкой от щетки, так как она достаточно крепкая и толстая.

На земле следует начертить квадратное поле. Каждая из сторон должна быть полтора метра. В эту игру играют вдвоем, однако можно играть и командами. Палка должна находиться в квадрате, а дубинка – у игрока, который начинает первым. Он ею бьет по одному из концов палки, и та взлетает. Когда она летит в воздухе, он бьет по ней таким образом, чтобы она как можно дальше упала. Цель другого игрока – с того места, куда палочка упала, постараться бросить ее обратно в квадрат. В случае если у него это получится, ему записывают одно очко, и он становится игроком, начинающим игру.

Если игроков много, они должны разделиться на равные команды. Игроки команд совершают поочередно начальные удары, а также обратные броски. Начинающий игрок как можно дальше отбрасывает палочку из квадрата. Первый игрок другой команды обратно бьет в направлении квадрата. В случае если палочка попадет не туда, его товарищ по команде бьет ее дальше еще в воздухе.

Очки получают только игроки отбивающей команды. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков в десяти турах.

Дерматит у ребенка, как можно помочь?

Покупаем детскую одежду из Китая

Источники: http://sites.google.com/site/orlova241/igry-narodov-mira/podviznye-igry-narodov-azii, http://www.do3.ru/ru/articles/play/4626/, http://www.kindereducation.com/podvizhnye-igry-iz-kitaya.html

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Традиционные игры и развлечения древнего Китая

Китайские традиционные игры весьма разнообразны, и человек любого пола и возраста найдёт что-то  интересное для себя.  Многие  из них зародились в глубокой древности, разошлись по всему Китаю и стали частью культуры на много веков.  Некоторые из тех древних игр считаются прародителями современных видов спорта. Они были очень простыми в правилах, не требовали долгого объяснения, и главное - не нуждались в каком-то особом инвентаре, использовалось только то, что можно было найти на улице или не требовало особого мастерства в изготовлении. Поэтому в играх могли участвовать и дети из самых бедных семей.

Старинная игра в волчок, появилась  при династии Сун (960-1279 гг.), только в то время она носила название «Тысячи».  Особых правил и приготовлений для игры не требуется. Всё очень просто,  детям требовалось найти иглообразный предмет размером примерно в три сантиметра. Воткнуть его в середину небольшой тарелки, например, деревянной или из слоновой кости.  Получается что-то наподобие современной юлы, которую, соответственно, нужно раскручивать. Чья дольше прокрутится, тот и победил. Как правило, каждый игрок изготовлял сам свою юлу. Интересно, что и на Руси еще в 10-ом веке была аналогичная игра, волчок назывался «кубарь», откуда и выражение «катиться кубарем». Сотни этих самых кубарей были найдены на раскопках древнего Новгорода. В Китае более современное название игры, которое переводят на русский как «волчок», появилось многим позже, при династии Мин  (1368—1644). Уже в то время игрушку можно было приобрести на городских рынках. Была она деревянной и чуть видоизмененной, с длинной веревочкой. По правилам, нужно было бросить волчок и потянуть за веревочку, чтобы она начал крутиться. Как только игрушка начинала замедлять ход, можно было снова дернуть за веревочку. Так, раскручивая волчок, можно было играть до бесконечности. Игра была очень популярна во всем Китае. Сегодня игрой в волчок увлекаются кто бы вы думали? Взрослые мужчины! Они особыми битами с размаху лупят по вращающемуся снаряду, не давая ему продыху. Этакий гибрид детской игры и неплохой такой физической зарядки и эмоциональной разрядки заодно. 

Теперь об «игре в ласточку». Она сродни популярной в России в начале двухтысячных игре, называемой «сокс». Зарождение «Ласточки» относят ко времени правления династии Хань  (206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.). А вот популярность игра получает при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени есть легенда об этой игре. Один странствующий шаолиньский монах прибыл в город Лоян. Во время прогулки по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал одной ногой волан по 500 раз на каждую ногу. И ни разу не уронил его на землю. Мальчишка зарабатывал этим аттракционом, развлекая уличных зевак.  Монах был поражен такими способностями и пригласил мальчика на обучение в Шаолинь. С тех пор игра и приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появилось несколько разновидностей игры: в одного, пара на пару, четыре на четыре и пр.  Цель игры оставалась неизменно прежней: не уронить волан дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин  (1644 — 1911 гг). Можно сказать, что в ласточку играли во всех уголках Китая. Игра не имеет ограничений в возрасте, в нее можно играть всей семьей. Еще одной отличительной особенностью является ее подвижность. Китайцы всегда уделяли своему здоровью особое внимание. А играть в ласточку очень полезно для поддержания физической формы. Именно поэтому игра до сих пор так популярна в парках в любой части Китая, правда, сейчас эта игра более популярна среди пожилого населения. Тогда же в нее играли абсолютно все, особенно ее любили подростки. Игра была настолько популярна, что о ней сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине самая семейная и народная игра Китая.

Игра в кунчжу можно считать китайским йо-йо. Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 — 280 гг). Именно тогда были найдены первые упоминания в стихах поэта Цао Чжи о прекарсной игре кунчжу. Со времени династии Мин (1368—1644 гг ) также сохранилась детская песня о кунчжу. Все это только лишний раз доказывает, какая долгая история у этой игры. Именно при династии Мин были разработаны первые общие правила и материал изготовления. Игрушка изготавливалась из бамбука или дерева.  Кунчжу по форме напоминает катушку. Она полая, а по бокам в кругах проделаны небольшие отверстия, 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук. Затем, игрок  натягивает веревку  на двух палочках. Поднимает над головой и подкидывает кунчжу. Цель игры крутить быстрее и дольше других соперников. Немаловажную роль играл звук, издаваемый снарядом. Преимущественно в игре участвовали дети всех возрастов. Игра очень способствовала физическому развитию детей, скорости реакции.

Уже при династии Цзинь (265-419 гг) качели становятся излюбленной забавой при дворе. А при династиях Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) качели приобретают неслыханную популярность. В каждом дворце при династии Тан были установлены качели и считались «Игрой полубогинь». Придворные девушки много проводили времени на качелях, играя в словесные игры. В эпоху Сун благодаря качелям зарождается акробатика. Это уже не просто развлечение девушек при дворе, а способ поддержать физическое здоровье мужчин, развивать выносливость и гибкость.  Летом и осенью устраивались показательные выступления. На эти зрелища приходили смотреть все, от крестьян и до императора и его наложниц. Перед началом, на воду ставили два корабля, на носу каждого устанавливали качели. Затем барабанами созывали зрителей и объявляли о начале выступления. Акробаты, медленно раскачивали качели и приступали к трюкам и всяческим выкрутасам. Они крутились воздухе, прыгали в воду, делали сальто и так далее. В выступлениях участвовали молодые физически развитые мужчины, часто из армии императора.  В развития будущего спорта эти выступления сыграли важную роль в китайской истории.  Считается, что победы в спортивной гимнастике и акробатике,  китайским спортсменам обеспечивает именно историческая любовь к качелям.

Запускать воздушные змея в небо исконно китайское занятие. Игра с поистине очень давней историей. Раньше змей был не бумажным, а деревянным. Сохранились описания о том, как «деревянный змей парит в воздухе».  Со времени изготовления первого деревянного змея прошло более 2400 лет.  И уже тогда каким-то образом его запускали в небо. При династии Восточная Хань  (25 — 220 гг.) появляются первые змеи из бумаги. И новое название игры - «Бумажный коршун». Тогда коршуна запускали дети. Каждый городился своим бумажным питомцем. Интересно, что при династии Тан один из императоров использовал змея для передачи тайных писем и очень преуспел в этом.

Именно при этой династии начинают изготавливать разной формы бумажные игрушки. Появляются мастера-изготавители. Прародителем современных дверных звонков в Китае считают бумажная китайская игрушка. Один из императоров очень любил музыку.  И решил совместить флейту и бумажного дракона.  Инструмент вложили в поделку и подвесили. Когда дул ветер, игрушка издавала мелодию. Отсюда, как гласит легенда, и появилось современное название «Воздушный змей».

russian.cri.cn

Древний Китай — эпоха стратегии

Почти 5000-летняя история Китая — это периоды затишья и резкие взлеты за ними. За последние 30 лет Китай из бедной страны превратился в мирового лидера и 2-й экономику мира (рост ВВП почти в 24 раза за этот период). За счет чего стал возможен такой рост? Возможно, что причина в особом образе мышления китайцев.

жители Древнего Китая собирают рис

Китай на протяжении тысячелетий оставался аграрной страной. Главная проблема земледельцев — силы природы. А в древности природа казалась абсолютно неуправляемой. Китайцы обращались к духам предков за ответами о будущем. Археологи нашли множество гадательных костей эпохи Шан (3-2 тысячелетие до н.э.). На костях записаны вопросы князей, будет ли дождь или засуха,или о войне и мире с соседним племенем. Жрецы и шаманы владели тайным знанием, как общаться с «представителями» мира — духами, и их магия была основой жизненного уклада.

Кость для гадания с вопросом предкам и предсказанием. Эпоха Шан, второе тысячелетие до н.э.

Интеллектуальная революция в Китае началась на закате династии Шан. Вместо шамана главным становится стратег. Группа мыслителей при дворе основателя династии ЧжоуУ-вана  (12 век до н.э.) разработала оригинальную философию, которая должна была объяснить как устроен мир и почему в нем происходят те или иные явления. Это философия постоянных циклических изменений инь и ян. Пожалуй, это была первая в истории цивилизации удачная попытка свести все процессы и явления к бинарной матрице из нулей и единиц. Как-будто древние старались создать компьютер для вычислений и расчетов.  У-ван установил поклонение небу вместо культа предков. Небо — это законы вселенной, подчиняющиеся переменам инь-ян.   

Цикл перемен, описывающий все явления в мире в виде бинарной матрицы инь и ян.

Мир теперь не был хаотическим потоком, а рассматривался как гармоничное существование трех измерений: небесного (смена сезонов, знамения и предсказуемые изменения природы), земного (география, ландшафт, мир растений и животных) измерения человека. Взаимодействие неба, земли и людей между образуют три слоя бытия, которые постоянно меняются во времени, подчиняясь силам инь и ян. Всё многообразие изменений удалось описать в виде 64 знаков из шести черт, которые составляют цикл перемен. 

Основатель династии Чжоу (11 век до н.э.)

У-вану приписывают создание системы перемен Чжоу И, которую сейчас многие знают благодаря Книге Перемен. Перемены стали первой стратегической системой в мире, претендующей на универсальность. Тебе лишь нужно определить свою точку в цикле и получить знак из шести сплошных и прерывистых черт. Дальше книга  объясняет что тебе делать, когда и как. Можно представить, какое впечатление  оказала на умы современников У-вана Книга Перемен. Это был переворот в мышлении. Оказалось, что реальность удивительно проста и гармонична, а будущее можно предсказывать,  а не только гадать о нем. Так первый правитель династии Чжоу положил начало стратегическому планированию. Ведь если мир — это упорядоченная вселенная с предсказуемым будущим, то здесь возможна долгосрочная стратегия. 

Слева план идеальной столицы Чжоу с сетью дорог. Справа система искуственных каналов

Первой задачей стратегии в Китае было помочь людям наладить свои земные дела в гармонии с законами природы. Так, китайцы начали планировать города с точки зрения эффективной логистики и развернули дорожное строительство, которой намного превосходило по масштабом римские стройки. Ирригационные системы тех времен работают в Китае до сих пор. Китайцы открыли плавку стали и железа почти на 2 000 лет раньше европейцев. Удивительно, что при этом Китай оставался очень архаичным обществом практически до 20 века. Возможно, что это была обратная сторона мощной философской школы, одной из идей которой было поддержание стабильности и следование «путем древних».

Вот краткая формула концепции перемен. Перемены содержат три значения: Первое — простота изменения. Две силы инь и ян. Второе — перемены в изменениях. Инь всегда переходит в ян, а ян переходит в инь. Третье — неизменность изменений. Нет ничего постоянного, кроме постоянных перемен. «Перемены созданы для построения замыслов благородных людей. Они разделяют небо и землю, дают разумность человеческим связям проясняют путь правителя» — писал конфуцианский ученый Чжуан-цзы.

Мудрецы древности считали, что так выглядит реальность.

Другой китайский ученый 3 века до н.э. пишет: «Мудрецы древности тревожились о будущих поколениях и можно сказать, что их тревога была предельна. Потому они составили цикл перемен, описав законы природы и судьбы и выразили состояние дел и вещей, чтобы мы могли понять изменения, источником которых являются небо, земля и человеческая природа. Эти правила действуют и поныне. Я родился на тысячу лет позже, и печалюсь, что мрак уже затмил смысл этих древних правил«.

Что ты видишь? Реальность мультимодальна и всегда богаче наших представлений о ней

Изменчивость — одно из свойств живой природы. Стратеги Древнего Китая считали, что человеку нужно учиться гибкости планирования у муравьев, а стратегия должна быть текучей как вода и не иметь определенной формы. У воды нет плана, как ей течь, но она всегда выбирает самый быстрый путь движения, и сила ее потока бывает такова, что ничто не может его остановить. Образ потока, низвергающегося с высоты 1000 ли, стал примером стратегической мощи ши в «Искусстве войны» Сунь-цзы. Целью мудрого полководца должно стать управление потоками ши. Чужую стратегию нужно сковать, обездвижить и ослабить, как водные потоки останавливают дамбами, свою же сделать подобной цунами, тогда она сама принесет тебя на гребне волны к победе.

муравьиный agile в действии

Наблюдение за муравьями натолкнуло китайцев на концепцию цюань, что переводится как гибкие планы.  Как муравьи тащат добычу в муравейник, если они взялись за дело командой? Каждый тянет в свою сторону! Сверху это выглядит так, что сразу хочется им помочь. Движение кажется хаотичным, но при этом все они движутся к муравейнику, просто каждый тянет остальных по своей траектории. У муравьев нет определенной стратегии движения к муравейнику. Их стратегия — добиться гибкости движения, чтобы всегда выбирать самый простой и удобный маршрут, изменяя его по обстоятельствам. Такая команда тяни-толкай допрет гусеницу до муравейника, так как каждый раз какой-то муравей будет упираться в травинку или камень и его движущая сила ослабеет. Другие муравьи, путь которых свободен, перетянут остальных на себя, и все вместе они продолжат движение к цели.

Перемещение команды муравьев похоже на современную концепцию гибкого управления agile, в которой четко определены правила на локальных уровнях, а глобальная стратегия сохраняет вариативность. Идея цюань не всем пришлась по нраву. Многие ученые-конфуцианцы считали ее вредной, так как она противоречила их философии неизменного пути цзин и следования ритуалам древности. Последние в итоге возобладали, и ставка на поддержание стабильности завело Китай в стратегический тупик. 

Стратегические перекрестки миаи в текучей стратегии

Мультимодальность китайского мышления сформировалась благодаря философии циклов перемен. Но кроме того, огромное влияние на стратегическую школу Китая оказала игра Го. 

Окончание эпохи Чжоу — это столетия войн между удельными царствами. В древнем мире война была основным источником сверхдоходов, и элиты княжеств соревновались друг с другом в искусстве побеждать соседей. «Война — это путь обмана» — напишет Сунь-цзы в своей книге в 5 веке до н.э. Постоянные войны требовали инструмента для разработки стратегии. Им стала игра Го, с помощью которой правители и военачальники планировали свои завоевательные походы.

Великая китайская стена похожа на стенки из камней в игре Го

Простота  и философская глубина Го сделало игру зеркалом стратегического искусства. Нет знаменитых полководцев, которые не славились бы мастерством игры в Го. Силы инь-ян нашли свое выражение в противоборстве черно-белых камней на доске. Высшим искусством стратегии стала победа без обнажения оружия. Идея нетотальной победы была открыта китайскими военачальниками за доской Го, где камни мастеров сосуществуют в гармонии, а потери «живой силы» минимальны. В этом одно из главных отличий Го от шахмат (у китайцев они тоже были). Го — это игра с ненулевой суммой.

Игра Го постепенно стала стратегическим языком китайской элиты. Каждый чиновник обязан был уметь играть в Го, чтобы получить высокую должность. Иначе он просто не смог бы взаимодействовать с коллегами. Великая китайская стена, похоже, была придумана не без помощи Го. В Го длинные стенки камней обладают особо мощным влиянием на окружающее пространство. И надо сказать, что стена выполнила свое предназначение, защищая Китая от набегов с севера почти 1000 лет. Хотя и сейчас такой инфраструктурный проект вызывает удивление. Как доказать правителю состоятельность такой масштабной и дорогостоящей идеи?  Трудно представить себе лучшую демонстрацию, чем Го.

Благодаря этой игре китайские полководцы стали мастерами мультистратегии, работающей в разных плоскостях и на множество целей одновременно. Успешные примеры таких стратегий остались в памяти поколений в виде 36 стратагем. Стратагемное мышление — визитная карточка китайцев, которые рассматривают почти все значимые события через стратагемы. Этому они приучены с детства. Разберем стратагему № 2.

стратагема «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»

В эпоху сражающихся царств могучее царство Вэй (белые) напало на Чжао, осадив столицу (черные камни). Осажденные призвали на помощь царство Ци (справа на карте). Армия Ци насчитывала 80 000 воинов. Это была небольшая армия по тем временам. Силы Вэй намного превосходили ее. Куда же следовало двинуться этой армии? Правитель Ци собирался направиться в Чжао и там вступить в бой с вэйской армией.

У черных пять степеней свободы

Камни в игре Го умирают от удушья. У черных есть пять дыханий. Если белые перекроют их, то окончательно их задушат, и Чжао падет. К чему приведет лобовая стратегия правителя Ци? К сожалению для союзников, она не поможет осажденным:

Черные теряют степени свободы

Допустим мы добавим черный камень 1, пытаясь разжать тиски белых снаружи. Белые последовательно отнимают дыхания у черных камней. Как только черный отряд лишится последних двух дыханий, его снимут с доски. Это будет означать поражение Чжао. Знаменитый стратег царства Ци Сунь Бинь показал этот исход правителю на доске Го. «Что же делать?» — спросил тот. Сунь Бинь ответил:

 «Если хочешь распутать узел, то, конечно, не будешь со всей силы тянуть и дергать веревку. Если хочешь покончить с осадой, то лучше не вводить свои войска в Чжао, и так полное войск, а отправить их в место, свободное от войск. Все отборные войска царства Вэй стоят в Чжао. Поэтому я предлагаю, чтобы мы осадили столицу Вэй Далян«.

Мультимодальное решение — ударить одним камнем по шести слабостям белых

Это кажется невероятным, но только такое решение и работает! Теперь войска Вэй разбиты. Вы можете проверить это самостоятельно. Стратагема Ци привела к  провалу похода Вэй в Чжао без прямого вмешательства. Как только вэйцы узнали нападении Ци, они отступили из Чжао. Стратеги Ци применили еще одну стратагему («в покое ожидать утомленного врага»), поджидая спешно отступающие войска Вэй в засаде и полностью разгромили превосходящие силы вэйцев. Идея избегать занятых противником мест и двигаться в пустоту сейчас известна как стратегия голубого океана и активно применяется в бизнесе. 

автор: М. Емельянов.

Метки: 36 стратагем, agile, игра Го, История Китая, Книга Перемен, стратегия, Чжоу

clubgo.ru