Рецензия на Company of Heroes 2. Company of heroes 2 отзывы


Негативные отзывы на Companies of Heroes 2

Думал Ахум, что сегодня расскажет. Но рассказывать он ничего не будет. Вместо этого Ахум использует блог как трибуну типа «бочка». Если хотя бы десять читателей обратят внимание, уже будет неплохо.

25 июня состоялся релиз игры Company of Heroes 2, стратегии, полностью посвященной Великой Отечественной войне. Сюжет игры претендует на историчность. Игру можно купить в фирменных магазинах 1С, а также через Steam.

Первые русскоязычные отзывы копировали забугорных коллег. Однако рекламная кампания закончилась, и свое мнение начали высказывать обычные игроки. В сюжете все переврали, налепили штампов и выставили армию-победительницу кучкой бандитов. Общественное мнение трансформировалось в радикальный видео-обзор на CarambaTV. И пошли по воде круги.

Идет сбор подписей, направленный главе Valve за отмену распространения Coh3 в Steam на территории СНГ и «1С-Софтклаб» — аналогично, но на физических носителях. Ньюэллу уже собрали 7500 подписей, все с постсоветского пространства. Отменят ли продажи? Маловероятно. Хотя, если этот снежный ком докатится до Государственной Думы Орды…

Активисты пытаются воздействовать другими способами. Минусуют трейлер на YouTube, например. Или на официальном сайте пытаются докричатся до верхов. Оба способа результатов не дали. Впрочем, успехи есть. На авторитетном сайте Metacritic игра была обласкана критикой и получила 80% рейтинга. Поборники исторической правды торпедировали игровой проект, выставляя предельно низкие оценки пользователей. Чтобы это не выглядело флешмобом, оставляются отзывы. Например:

"Сценарий написал фанатами Йозефа Геббельса. Срамота. Холодная война закончилась, зачем выставлять СССР Мордором? Почему бы не прочесть настоящих исторических книг? Нет, давайте запилим еще одну игру про этих ужасных русских."

Публикации Гроссмана открыли советским читателям тему Холокоста

Пользовательский рейтинг упал до 1,7/10 и продолжает стремиться к нулю. Это заметили игровые ресурсы и обратились к разработчикам. Например обзор конфликта вокруг игры на Polygon, где приводится развернутая аргументация, почему русскоязычные игроки против Companies of Heroes 2.

Разработчикам пришлось оправдываться. Дескать, прочитано немало книг. Пока назван только один автор — военкор Василий Гроссман. Тут есть тонкий момент: самая популярная книга Гроссмана это роман «Жизнь и судьба», откровенно враждебная существовавшему режиму. Даже во времена хрущевской оттепели все рукописи были изъяты. Один черновик был снят на микропленку и переправлен на Запад. Книга увидела свет уже после смерти автора, и, благодаря скандальным обстоятельствам, стала популярной.

Вот такая у нас исторически правильная игра. Что делать? Решать вам, Ахум что знал — рассказал.

ahum.club

Company of Heroes 2: Обзор

Company of Heroes, вышедшая в 2006-м году, до сих пор остается одной из лучших RTS в истории. Есть свои достижения и у сиквела. Правда, не такие приятные. Во-первых, игра опровергает известную каждому русскому человеку истину про то, что между первой и второй — перерывчик небольшой. 7 лет — редко кто заставлял нас так долго ждать продолжения успешной компьютерной игры. Во-вторых, в Company of Heroes 2 мы увидели один из самых одиозных и однобоких пересказов событий Второй мировой войны…

В одиночных заданиях, сражениях с компьютером и мультиплеерных битвах между игроками можно выступить на стороне Третьего Рейха.

Перечитывая Геббельса

Полноценная советская кампания — безусловно, главное новшество Company of Heroes 2. Многие с нетерпением ждали возможности освободить Сталинград, поучаствовать в сражениях под Ленинградом и Москвой и взять Рейхстаг в составе Красной армии. Но далеко не всем понравится то, как студия Relic Entertainment все это преподносит в своей новой игре.

Клюква начинается уже в стартовом ролике кампании, где нам представляют главного героя. По мнению великих знатоков вселенной Warhammer и истории СССР, типичного советского офицера тех лет звали… Лев Абрамович Исакович. Сидит он, естественно, в одной из тюрем ГУЛага, ждет расстрела и вспоминает, как дошел до жизни такой. Выясняется, что наш Лев Абрамович храбро сражался и постоянно конфликтовал с НКВД. Коварные комиссары только и делали что расстреливали отступающих солдат, бросали их в бой без оружия, сжигали поля вместе со своими, чтобы не оставлять ресурсы фашистам. А однажды без суда и следствия застрелили рядового, который покинул свой пост, чтобы вырвать Исаковича из лап немцев.

И вообще, из миссии в миссию, из ролика в ролик авторы назойливо повторяют, что Красная армия победила нацистов только благодаря заградительным отрядам, ужасным морозам и простому численному превосходству, позволявшему бестолковым и жестоким генералам легко жертвовать тысячами людей. И заградотряды, и НКВД, и ГУЛаг, и приказ №227 «Ни шагу назад», и морозы, и большие потери — все это было. Но сводить все исключительно к этому — значит пойти по стопам великого манипулятора общественным сознанием Йозефа Геббельса. Министр пропаганды Третьего Рейха тоже объяснял беспрецедентное сопротивление русских страхом перед комиссарами. И тут же сам себе противоречил, утверждая, что «на протяжении всей своей истории русские неизменно проявляли необычайное упорство и стойкость в обороне».

Кровавые комиссары и генерал Мороз

Все это, конечно, неприятно и некрасиво, но долго обижаться на разработчиков не получается. У них там, на Западе, своя пропаганда и свои штампы. Это все равно что обижаться на неразумных и наивных детей, которые мало чего знают, редко читают и верят всему, что слышат, не проверяя источники.

Зимой от взрывов проваливается лед. Так можно утопить вражескую технику.

А главное, сама кампания поставлена умело и динамично. Каждая миссия заставляет действовать на два, а то и на три фронта. Любая, даже самая очевидная задача вроде захвата опорных пунктов врага обязательно обрастает новыми подробностями и поручениями. Захватили вы их, предположим, — и тут же вас заставят отбивать массированные контратаки, потом попросят выбить снайперов из указанных точек. И параллельно порыскать по окрестностям в поисках запасов топлива. Или захватить вражеские гаубицы. Или за ограниченное время провести бронетранспортер с саперами к главному герою, которого вот-вот схватят немцы.

И все это время враги ни на секунду не дают вам расслабиться. Ситуации, когда они просто сидят у себя на базе и ждут вас в гости, практически исключены. Мобильные отряды фрицев при поддержке бронетехники периодически носятся по карте, совершают дерзкие вылазки и всячески мешают вам жить. А если они этого не делают, то портить кровь игроку начинают артиллерия и минометные расчеты, которые периодически обстреливают именно то место, где вы решили передохнуть, собрать подкрепления и зализать раны перед очередным марш-броском.

В пылу таких жарких схваток у нас просто не остается времени думать о том, кто там и как извращает факты. К тому же и комиссары со своим «ни шагу назад!», и суровые советские морозы нашли применение непосредственно в игровом процессе, что сделало игру и колоритнее, и увлекательнее, и динамичнее.

Так, у нас появилась возможность получать бесплатные подкрепления, которые по своей эффективности делятся на три типа: новобранцы, фронтовики и штрафники. Чем активнее и успешнее вы сражаетесь, тем быстрее станут доступны более мощные пополнения. Так вот, после появления на поле боя таких «халявных» бойцов на определенное время вступает в силу тот самый приказ №227: если кто-то из ваших подчиненных, прижатый огнем или изрядно потрепанный, запаникует и побежит с поля боя, то его тут же расстреляют. То же самое произойдет, если вы сами захотите вывести из сражения один отряд, чтобы освободить место для другого.

Что же касается морозов, то теперь на некоторых картах вам приходится сражаться не только с неприятелем, но и с суровым русским климатом. Долгое пребывание на холоде может убить весь отряд. Тем более если пойдет метель, усиливающая эффект замерзания. Поэтому приходится вовремя рассовывать бойцов по домам и бронетранспортерам, искать костры или разводить их с помощью саперов, чтобы отогревать подопечных. И все это — одновременно продолжая сражаться, удерживать и отбивать.

Одиночные задания предлагают разные интересные условия: нужно, например, за отведенное время уничтожить залпами «Катюши» все захваченные немцами здания.

Хорошо не забытое старое

Комиссары, влияние сурового климата, бесплатные подкрепления — все это главные, но не единственные изменения в игровом процессе. Так, теперь иначе учитывается «туман войны»: если вам или врагу обзор закрывает какое-то здание или техника, то ни вы, ни он не увидите, что происходит за препятствием. Это позволяет совершать более эффективные фланговые маневры и вынуждает чаще использовать дымовые гранаты. Кроме того, тяжелая техника стала живучее, некоторые начальные постройки возводятся автоматически, а подкрепления теперь прибывают не из воздуха, а из-за краев карты.

Такие перемены, безусловно, в чем-то делают игру более интересной, сложной и разнообразной, но в целом они характерны скорее для дополнения, чем для полноценного сиквела. Суть игрового процесса за 7 лет не изменилась. Мы все так же возводим саперами различные здания по производству отрядов пехоты и техники. Копим три знакомых вида ресурсов: людские резервы расходуются на новых «юнитов», боеприпасы — на использование ими разных умений, топливо — на строительство зданий и техники. И конечно же, захватываем и удерживаем контрольные точки: чем больше их в вашем распоряжении, тем больше ресурсов и ближе победа.

На месте и командные очки, позволяющие использовать особые умения, заказывать уникальных «юнитов», проводить бомбардировки, артобстрелы указанной точки или, например, сбрасывать туда прокламации, заставляющие врагов нервничать, колебаться и отступать. Как и раньше, вам нужно выбрать один из наборов таких способностей. Только теперь они ассоциируются с конкретными генералами, проповедующими одну из нескольких доктрин ведения войны. Если выберете, например, доктрину под названием «Гвардейская тактика совместных действий», то получите доступ к атакам Ил-2, саперы научатся строить 152-мм гаубицу, а новобранцы — залегать по вашему приказу, чтобы не получать урон.

Игра все так же мешает реализм с аркадой и всякими условностями, которых тут в разы больше, чем, например, в отечественной «В тылу врага 2». Танки лучше пробиваются с тыла, бойцы паникуют и бросаются на землю под сильным огнем, ищут укрытия и заходят в здания, которые, впрочем, можно разрушить мощными артобстрелами. В то же время здесь частенько случаются трагикомичные ситуации, когда немецкий танк и русская противотанковая пушка долго обстреливают друг друга на расстоянии нескольких метров, а между ними носится пехота, не получая урона. Или когда единственный оставшийся в живых боец, находясь рядом со спасительным бронетранспортером, одновременно замерзает до смерти, лечится (то бишь восстанавливает численность отряда) и сражается.

Как и раньше, солдаты могут поднимать трофейное оружие, захватывать технику и собирать брошенные врагом ресурсы.

Наконец, никуда не делись и давние проблемы с ИИ: например, подопечные без вашей указки не догадаются развернуть пулемет или пушку в сторону противника, убивающего однополчан где-то в 10 метрах от них.

В бой с бюллетенем

Если на какие-то глобальные перемены в игровой механике авторы так и не решились, то некоторые тренды они все-таки учли. Благодаря этому в игре появились особые сценарии для совместного прохождения, возможность покупать в Steam за отдельные деньги уникальных генералов с их доктринами, встроенная функция просмотра трансляций сетевых матчей, более широкие возможности по настройке собственной армии и система испытаний.

На двух последних пунктах остановимся подробнее. В Company of Heroes 2 есть особая система бюллетеней. По сути, это пассивные навыки. Один увеличивает дальность броска коктейлем Молотова, другой — живучесть легких танков, третий — урон, наносимый новобранцами, и так далее. Открываются такие бюллетени по мере того, как вы играете, зарабатываете опыт и новые звания, а также выполняете особые условия (например, чтобы те же новобранцы сражались на 5% эффективнее, нужно 100 раз использовать способность «ура!»).

Потом с помощью этих бюллетеней можно формировать собственные наборы армий. Помимо трех пассивных навыков нужно выбрать трех генералов с их уникальными доктринами. Можно даже настроить внешний вид разных родов техники.

Такие наборы нужны для «скирмиша» и сетевой игры, где можно сражаться как против других игроков, так и против ИИ. Именно в этих режимах, как и раньше, раскрывается вся суть Company of Heroes 2. Проблемы, которые предлагает сюжетная кампания, покажутся детским лепетом по сравнению с этими испытаниями: здесь побеждает тот, кто быстрее принимает правильные решения, грамотнее строится, активнее штурмует контрольные точки и дольше их удерживает. Впрочем, и тут не обошлось без ложки дегтя — в игре не все ладно с балансом, поэтому армии фашистов изначально сильнее советских солдат.

Согреваться зимой можно по-разному.

***

Company of Heroes 2, безусловно, можно предъявлять претензии. Предвзятое и где-то даже провокационное освещение действий Красной армии, небольшое количество важных изменений в механике (особенно учитывая тот факт, что первая часть вышла аж 7 лет назад!), проблемы с ИИ, странные понятия о реализме, некоторый дисбаланс. А еще — плохая оптимизация движка, из-за чего игра тормозит, часто вылетает и всячески чудит с сохранениями. И все-таки заострять на этом внимание мы не будем. В сложившихся условиях, когда классические RTS уже почти никто не выпускает, да и релиз самой Company of Heroes 2 одно время был под угрозой срыва, авторы, видимо, сделали все, что могли. Игра вышла, не скатилась в очередное условно-бесплатное нечто и предложила пусть не кардинально новый, но все равно интересный, местами улучшенный и дополненный геймплей. Скажем разработчикам за это спасибо.

Плюсы: отличный мультиплеер; увлекательный игровой процесс; зрелищная постановка миссий и заданий; появление климатического фактора.Минусы: однобокое освещение действий советских войск; не всегда адекватный ИИ; проблемы с оптимизацией и балансом; мало существенных нововведений.

stopgame.ru

Company of Heroes 2: рецензия - Лаборатория

Оглавление

Вступление

Люблю стратегии за их долговечность. Пока летние блокбастеры перегорают один за другим, вдумчивые игры продолжают радовать из поколения в поколение – они совершенствуются, дополняются, эволюционируют. Запустите любую игру Сида Мейера на старте продаж и сейчас: поймете, что вода точит камень, а время – баланс.

Company of Heroes 2 – из круга тех игр, что успешны по умолчанию. Делают ее опытные люди и делают хорошо, так что даже за мелкие недоработки не стоит беспокоиться – заплатки закроют прорехи в балансе, а дополнения утолят жажду нового контента. Без ответа остается только один вопрос: можно ли рекомендовать игру всем или это роскошь исключительно для ценителей жанра?

– Либо ты умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не становишься негодяем. х/ф «Темный рыцарь» (2008)

Урок интерактивной истории

Оригинальная Company of Heroes не была вехой в развитии и становлении жанра, просто, как говорят в таких случаях, ей повезло выйти в нужное время и нужном месте. В середине нулевых происходит закат классических базостроительных игр, WarCraft все меньше ассоциируется со стратегией, а жанр выживает за счет сиквелов именитых гигантов. Создать франшизу с нуля в таких условиях тяжело, но у Relic получилось.

Смысл игры сводился к захвату и удержанию стратегических точек: одни производили ресурсы, необходимые для производства войск и использования спецприемов, контроль других дарил очки, склоняющие чашу весов в сторону победителя. Вместо многомиллионных армий отдельные отряды и лимит войск, вместо молниеносных прорывов планомерное выдавливание врага – на смену стратегии приходят тактика и микроконтроль.

Убивая врагов, войска повышаются в звании. Ветераны не только эффективнее в бою, но и могут изучить новые умения.

Подкованный игрок заметит сходство с предыдущей работой Relic – RTS Dawn of War по мотивам вселенной Warhammer 40k. Те же точки, та же борьба за территорию, даром, что вместо космического десанта и орков у нас американцы и немцы, а крики «За Императора!» заменили патриотическими лозунгами морской пехоты. Но разница все же была…

Прежде всего, это реализм. Боец с автоматом и штык-ножом не мог сразить бронемашину, солдаты промахивались и панически отступали при виде превосходящих сил противника, а танк «Тигр» мог в одиночку решить исход битвы, если не подставлять под удар его уязвимые борта и корму. Система повреждений местами была странная и мало кто ее понимал, но аналогов ей не было… если не считать серию «В тылу врага», превосходящую творение Relic почти во всем.

Во всем, кроме эффектов. Company of Heroes – одна из самых зрелищных игр своего времени. Ролики на движке не уступали блокбастеру Call of Duty 2, детализация солдат и бронетехники поражала воображение. Рокот пулеметных очередей, минометные залпы – звуки войны заменяли фоновую музыку, полностью погружая вас в действие, происходящее на экране.

Обычно побеждает тот, кто первым построит танки. Чаще всего у врага просто некому пробить их броню.

Единственное, что осаждало первоначальный восторг, это разнообразие, а точнее, его отсутствие. Независимо от контекста боевых задач, большую часть игры мы либо захватывали точки, либо обороняли точки. Третьего не дано. Позже вышли дополнения с новыми сторонами конфликта и кампаниями, но каждый раз коса находила на те же камни – миссии, разнообразие, сюжет.

К слову: в апреле этого года Relic и SEGA выпустили в Steam переиздание первой части со всеми дополнениями. Ключевым изменением стал переезд сетевой части на сервера Steam и поддержка всех языков, включая русский. Новую версию получили все обладатели старой, также ее можно получить, зарегистрировав коды дисковых изданий. Версии «Буки» теперь тоже активируются в Steam.

Ни шагу назад!

Со времен закрытой бета-версии стало ясно, в каком направлении разработчики будут развивать сиквел. Company of Heroes с приставкой «2» – дополненная и улучшенная версия первой части, не растерявшая своих прежних достоинств. Еще ярче, еще эффектнее, еще элегантнее – стадию «по одежке встречают» игра проходит уверенно и без заминок.

Достоинство сюжета в том, что он есть как таковой. Не преуменьшаю значимость и интересность истории роты «Эйбл» из оригинала, но там не было ни запоминающихся лиц, ни имен, а вся кампания состояла из нарезки отдельных эпизодов, связанных одним лишь театром военных действий – Нормандией, открытием второго фронта в Европе в ходе операции «Оверлорд».

Постановка боевых задач на аутентичных фотографиях выглядит стильно, хотя это и не ровня тактической карте из первой части серии.

Вторая часть переносит нас в самое сердце Советского Союза, во времена Великой Отечественной войны, когда солдаты Красной армии отдавали свои жизни за каждый клочок земли, замедляя решительное наступление войск вермахта. Битва за Сталинград, защита плацдарма на подступах к Москве, Люблин, Ленинградское сражение – игра покажет многие места боевой славы наших предков.

Повествование начинается, когда сама война уже закончилась. Главный герой игры, лейтенант с говорящей фамилией Исакович, отбывает срок в исправительно-трудовом лагере Сибири. За что и почему сидит – неизвестно, а его бывшему начальнику, прибывшему в эту глушь, предстоит провести расследование, чтобы докопаться до истины.

Как и в Battlefield 3, все сюжетные миссии – один большой флэшбек. Сквозь время и пространство мы перелетаем от одной битвы к другой, чтобы выяснить, «что же было на самом деле». Впрочем, не стоит ждать теорий заговора в духе Assassin’s Creed или мистицизма, как в замке Вольфенштейн, в Company of Heroes 2 всего лишь изложен «новый взгляд» на события тех далеких и безрадостных времен.

Миссия в Сталинграде напоминает партию в DotA: бесконечный поток ботов с обеих сторон, и только мы можем как-то повлиять на ситуацию.

Даже в игре о Великой Отечественной смогли обыграть тему плохих русских. Расстрелы отступающих солдат-дезертиров – есть, отправка войск на убой – есть, сжигание собственных сел – в наличии. Странно, что в игру не вставили сцены с изнасилованиями и прочими зверствами Советов на освобожденной территории, ведь лейтенант Исакович дошел до самого Берлина.

У каждого своя точка зрения и на Союз, и на советское командование, и на войну, но пассажи в стиле «коммунизм равно фашизм» уже изрядно утомили. Да и право на собственное мнение не обязует меня читать и видеть бред: куда бегут дезертиры, если впереди окопы с немцами, а позади берег? Зачем деревенские дома-то сжигать и захватывать пустой склон, где нет ничего, кроме абстрактной «точки»?

Один из них «плохой», другой «хороший». По выражению лиц определите, кто из них кто. Или по погонам.

Если оставить сценарий, ориентированный для промывки мозгов западной аудитории, все остальное на высшем уровне. Company of Heroes 2 напоминает фильмы Зака Снайдера – пустые в душе, зато чертовски красивые и зрелищные. Восхитительные рендерные ролики, стильно анимированные заставки – ответственные за визуализацию поработали куда лучше, чем сценаристы и авторы диалогов.

Отдельная благодарность тем, кто занимался переводом и дубляжом. У Company of Heroes 2 менялись западные и региональные издатели, но это не сказалось на сроках выхода локализаций – в день мирового релиза мы уже могли поиграть на русском языке, да и в тестовых версиях он присутствовал. Качество перевода – другой вопрос, но на фоне игр Capcom работа приятно выделяется.

Гусеница сбита, движение невозможно

Пустая в душе прежде всего кампания. Она всего одна и только за Советский Союз – желающим провести тест-драйв «Тигра» стоит ждать дополнений или довольствоваться одиночными сценариями и битвами с ИИ. Но если раньше мне это казалось недостатком, то чем ближе был финал истории, тем сильнее хотелось, чтобы все происходящее наконец-то закончилось.

Relic – не Blizzard: сделать интересные и оригинальные миссии в очередной раз не получилось. Продавить оборонительные рубежи противника, удерживать позиции от наступающих сил врага – вот и все, что может предложить игра. Кто-то скажет, в этом суть любой стратегии, но особых условий здесь настолько мало, что порой кажется – их вообще нет.

Воевать сразу на нескольких направлениях не так тяжело, как следить за собственными войсками и успевать раздавать команды.

Менее очевидная проблема – ограниченность. Не раз ловил себя на мысли, что игра просто сама в себя играет, а наш удел – вовремя жать на кнопки и ждать очередных приказов. В ряде миссий у нас вообще нет возможности для маневра: может, таким способом нам и хотели донести, насколько советские офицеры были скованы обстоятельствами, но все же мы покупаем игру, а не билет в кинотеатр.

Для примера возьмем оборону Мценска. Дана задача: оборонять рубежи. Если враг их захватит, думаете, миссия закончится поражением? Вовсе нет, просто линия фронта сместится на новые позиции, а затем к штабу. От разгрома нас спасает не умение командовать, а скрипт, активирующий подкрепление в виде советских танков. Отвоевать склон обратно – дело техники, в прямом и переносном смысле.

Если говорить о том, что в игре сделано с душой, на ум сразу же приходит дизайн меню.

И суть не в том, что нас самих выставляют пешками на поле боя, а в общей недосказанности. Никто не говорит, сколько нужно продержаться: до середины кампании я вообще считал, что провалить миссию здесь невозможно – настолько проста была даже «генеральская» сложность. Иногда цели операции трудно предугадать, ведь после зачистки одного региона карта расширяется и даются новые вводные.

На фоне блеклых миссий проявляется и самокопирование: первая же глава в Сталинграде содрана под копирку с высадки в Нормандии – такая же самоубийственная атака с берега, такой же прорыв через укрепленные рубежи врага. Даже главному герою внешность новую не придумали – по типажу лица он копия небезызвестного капитана Тита из Warhammer 40k: Space Marine.

Артиллерия способна попортить вам немало нервов, поэтому уничтожайте таких красавцев при первой же возможности.

Самая оригинальная находка кампании – это русская зима. Часть миссий проходит в не самое жаркое время года и это отражается на игровом процессе. Солдаты получают обморожения и умирают от холода; бросаются нелестными словами в адрес командования, сидя в заснеженных окопах; бронетехника может и вовсе уйти под лед, если замерзший покров пробьют снарядом.

Как и раньше, нас балуют интерактивностью окружения. Пехота может укрыться в домах от холода и пуль, только что подбитый танк послужит надежным укрытием для солдат. Бронемашины без труда преодолеют мелкие заграждения, а призывники обучились основам паркура, перепрыгивая заборы. А вот система повреждений такая же странная: танку можно повредить орудие, обездвижить его, но происходит это случайно, а не благодаря выцеливанию уязвимых мест – аналогов прямого управления, как в серии «В тылу врага», у нас так и не появилось.

Ничто советского солдата не согреет лучше, чем кузов немецкого бронеавтомобиля.

Хотите трудностей и проверки своих командирских навыков, отправляйтесь на «театр боевых действий» – это серия заданий, объединяющих сценарии, одиночные и совместные битвы с ИИ. Здесь вас уже не ведут за ручку и не так стесняют скрипты, да и возможность поиграть за вермахт присутствует.

Одиночные задания (сценарии) – усложненные миссии на картах из кампании: обычно в вашем распоряжении небольшой отряд, за выполнение задач получаете ресурсы и подкрепления. Условия самые разные: захватить точки, убить офицеров, выдержать натиск врага. Всегда есть основная и бонусная задача: отобьете семь волн противника – уже победа, но необязательное условие – продержаться еще три.

Таблица наград словно говорит нам – воевать мы будем еще очень долго.

В исторических битвах против ИИ задач нет, борьба ведется только за контрольные точки: у каждой команды по 500 очков, если вы владеете точкой, вражеский счет убывает, а победу празднует тот, кто первым опустошит копилку оппонента – по такому же принципу играются и сетевые баталии.

В некоторых эпизодах «театра» вам помогает союзник, хотя способен он разве что отвлекать врага – координировать действия как в Red Alert 3 здесь не выйдет. Последний тип сражений – совместные сценарии: те самые битвы с ИИ, но на этот раз вам помогает не бездушный бот, а приятель из Steam.

Стратегическое многоточие

Игровая механика со времен первой части практически не изменилась. Только в кампании и сценариях вы иногда сражаетесь ограниченным количеством войск, в остальных случаях все начинается с главного штаба и развития инфраструктуры, хотя строительство в игре отнюдь не на первом месте.

Company of Heroes 2 базостроительная стратегия только «на бумаге» – теперь даже новые отряды не рождаются в казармах, а прибывают из-за пределов карты. Обустройство штаба обычно заканчивается возведением производственных построек и защитных сооружений – враги редко заходят к вам на огонек, поскольку вся борьба разворачивается вокруг победных точек и скважин с ресурсами.

За победную точку одни саперы дерутся с другими. Частое явление в начале сетевых партий.

Как в старые добрые времена, ресурсов три вида. Очки личного состава позволяют призывать новобранцев, а их поток зависит от того, насколько вы хороши в качестве завоевателя. Боеприпасы и топливо добываются на стратегических точках: первые расходуются на специальные приемы (гранаты, улучшение оружия солдат), вторые пригодятся при заказе бронетехники.

К слову: не путайте контрольные и стратегические точки. Одни важны для победы на карте, возле них можно построить оборонительные сооружения; другие приносят только ресурсы, причем некоторые из них начнут вас обогащать лишь после строительства на точке специальной постройки.

Колонна бронетехники – страшная сила, но без поддержки пехотных соединений далеко не бессмертная.

Помимо основных объектов, на карте встречаются и точки с особыми строениями. Полевой госпиталь излечит всех раненых солдат, находящихся поблизости, ремонтный цех отвечает за починку техники. Если же кто-то из отряда пал в бою, восполнить потери можно лишь у штаба или специальной машины.

Как и в оригинале, в бою вы получаете командные баллы, а тратятся они на военные доктрины. Каждое очко позволит вам получить одну из способностей, вроде прикрытия штурмовиков или призыва элитного отряда пехоты. Одни умения бесплатные, другие кушают ресурсы при активации, а потом еще и перезаряжаются. Принять доктрину можно лишь в мультиплеере или битвах с ИИ.

Военные доктрины подбирайте с умом, ведь именно они зачастую предопределяют тактику игры на весь бой.

О сетевых сражениях добавить как-то и нечего – проходят они по правилам исторических сражений, только сражаетесь вы с реальными людьми вместо ботов. Выбрать можно между режимами игры (контрольные точки или уничтожение) и количеством участников (от двух до восьми человек, 1х1-4х4).

В мультиплеере игра проходит не только на полях сражений, но и в вашем личном штабе. Вы вправе самостоятельно настроить доктрины, которые будут доступны в бою, а также пассивные улучшения, чтобы усилить конкретные стороны своей армии. Часть модернизаций изначально недоступна, открывается по мере прокачки уровня и выполнения боевых задач: убьете n врагов – ваша пехота улучшит меткость на 2%.

Запасайтесь друзьями, если хотите заработать полный комплект медалей – совместные сценарии в одиночку не пройти.

Новые уровни и звания вы получаете за любые боевые действия, будь то кампания, сетевая игра или миссии «театра боевых действий». Разработчики поддерживают игру мероприятиями, поэтому иногда у вас будет возможность проходить ускоренную воинскую подготовку, получая двойную порцию опыта. Азарта добавляют и достижения Steam в количестве 362 штук.

Заключение

Во время игры в финальную версию не покидало ощущение, что за окном еще весна, а на экране монитора – закрытая бета. Да, выглядит и звучит игра восхитительно, местами сильно увлекает… но только местами. Театр боевых действий – интересно, оригинально, стильно; мультиплеер – динамично, как и раньше, плюс Steam; кампания и сюжет – лучше бы их не было вообще.

К качеству игры претензий нет: Company of Heroes 2 – это отполированный до блеска продукт, только ближе он к категории «товар», нежели «искусство». Что и хочется упрекнуть, так это содержание: как минимум неоднозначный сюжет, очень мало одиночных заданий и карт для мультиплеера. Дополнения наверняка будут, но за стоимость игры хотелось получить больше.

В «театре боевых действий» пока доступны только миссии 1941-го года. Позже появятся задания из других временных отрезков.

И вот мы подходим к ответу на главный вопрос: можно ли порекомендовать игру всем? Как ни странно, да. Хороший выбор для тех, кто жанром интересуется мало, при этом любит зрелищные и красивые игры. Зато любителей вдумчивых игр стоит предостеречь: как стратегия игра достаточно слабая, да и ее концепция устарела на несколько лет – сообщество устало от вечной борьбы за точки.

Вердикт: эволюция популярной стратегической серии. Без откровений и грубых ляпов, но очень далека от идеала. Просто хорошая игра.

Оценка: 7.2.

Между строк. Иногда просто умиляет, как трепетно создатели игр относятся к реализму. Никогда не задумывались, почему в интервью или презентациях часто звучат слова о реалистичности и достоверности, но одновременно умалчивается об интересности и увлекательности? Вот, в WarCraft III тоже есть борьба за территорию, там мы захватываем золотые шахты, потому что в них рабочие добывают ресурсы. А в чем смысл владения обычным пустырем с флагом? Это ж не завод или аэродром… Новый взгляд на реализм?

Виталий Красновид aka Dezintegration

Выражаем благодарность:

  • Компании Relic Entertainment за предоставленные для дистрибутива игры ключи.

overclockers.ru

Рецензия на игру Company of Heroes 2, Обзор Company of Heroes 2

Канадская студия Relic набила руку на стратегиях, и мало кто беспокоился о механике и балансе в будущей игре. Куда большие треволнения вызывала странная инициатива — переселить игру с запада на восток. Маршрут армий союзников изучен вдоль и поперек, от атлантических пляжей до германских земель, не один десяток игр посвящен этим операциям. Во многих боевиках про Вторую мировую имелись кампании с советскими бойцами в главных ролях, но отдать на откуп коммунистам целую игру — такое случалось редко.

Relic выкопали творчество советского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, чтобы продемонстрировать историческую, прости господи, достоверность. В чем же она заключается? Офицеры НКВД, которые расстреливают без суда и следствия всех, кто ослушался приказа или проявил инициативу. Приказ 227 и пули в спину от своих. Поджог родных земель вместе с солдатами, которые не успели отступить. Казнь польских союзников лишь за то, что после войны они могут выступить против СССР. Долгие годы в лагерях для тех, кто не хочет мириться с этими ужасами. Главный герой кампании, с типично советским именем Лев Абрамович Исакович, именно так и поступил — «утратил веру в Курс Партии» и отправился в места не столь отдаленные. Его разрозненные воспоминания на допросе складываются в сюжет кампании.

Нельзя сказать, что Relic огульно оклеветала советский строй, что подобных злодейств никогда не было (хотя приказ «Ни шагу назад», возможно, спас страну от гибели). Проблема в том, что показанная история почти целиком состоит из зверств и предательств. Словно Красная Армия воевала не столько с немцами, сколько с собственным руководством. Вся фабула подчинена одной идее — победа вопреки, а не благодаря. Да что там! Кампания открывается наступлением безоружных новобранцев на пулеметный расчет, а титры ползут на фоне освещенной прожекторами «зоны»! Лишь единожды мы увидим настоящий подвиг, все прочее экранное время занято битвами, расстрелами, допросами и бессмысленными жертвами.

Даже оправдать эти кошмары Relic не потрудились. Мы-то с вами знаем, какой ценой был взят Берлин, а в странах просвещенного запада роль СССР в войне принижают и порой пытаются обвинить Советский Союз в каких-то абсурдных грехах. Сюжет никак не покажет американцу, британцу или французу, что вклад Страны Советов был значительно больше, чем принято считать. Битва за Сталинград выглядит жалкой возней в окопах, о блокаде Ленинграда упомянуто лишь намеком. Зато в изобилии и в ассортименте — заградотряды, штрафные батальоны и прочие преступления. Не летопись победы, а папка с уголовным делом.

Несмотря на цветущую антисоветщину, кампания в Company of Heroes 2 по-своему хороша. Не раз и не два приходится завершать задание из последних сил, без подкрепления и, что называется, без штанов. Сами по себе сценарии несложные и не оставляют простора для тактической мысли, но грамотная постановка помогает пощекотать нервы.

На протяжении четырнадцати глав нам устраивают экскурсию по местам воинской славы (а порой и бесчестья). Подступы к Москве, руины Сталинграда, «Дорога жизни», польские крепости — и, наконец, рейхстаг. Каждый раз боевые задачи рознятся, условия постоянно меняются: отступление с применением тактики выжженной земли, охота за «Тигром» (в институт его сдать, для опытов!), диверсии и самоубийственные контратаки, штурм Познаньской цитадели. Так и будем скакать от счастья до самого Берлина — если, конечно, вам по душе линейные задания с обучающим уклоном.

Однако вместе с кампанией исторический ликбез не заканчивается. В игру встроили «Театр военных действий», вдохновленный, очевидно, историческими сражениями в серии Total War. Здесь нас выпускают на карту Европы и выдают на руки список сценариев, основанных на реальных операциях. В отличие от сюжетных побоищ, «театральные» сражения куда менее линейны, содержат соревновательный элемент и достаточно сложны. Дело не сводится к обычной борьбе за контрольные точки: то вас заставят истреблять «Катюшами» ключевые объекты (отступление из Киева), то попросят четверо суток отбивать танковые клинья врага (битва за Броды).

Кроме того, в «Театре» нашлось место кооперативу — некоторые задания позволят позвать друзей с собой в битву. Сражения один на один с компьютером от этого, надо сказать, хуже не стали. Тем более сражения с ботами или в мультиплеере, которые были и остаются самой задиристой частью игры, кладбищем разбитых надежд для тех, кому не хватило воли, и триумфом стратегических замыслов для тех, кто оказался крепче.

Со времен бета-тестирования здесь изменилось многое, но суть та же — это по-прежнему динамичная битва за контрольные точки, ресурсы и территорию, причем гораздо более яростная, чем в первой Company of Heroes. Пехота штурмует высоты, танки оставляют воронки, инженеры роют траншеи и тянут колючую проволоку. Если не замерзнут насмерть.

Потому что многие карты засыпаны снегом по самые уши, а время от времени налетают зимние бури. Не успеют пехотинцы прибежать к костру или укрыться на стенами здания — и останутся лежать до весны. Кроме того, метель замедляет отряды, ухудшает видимость и вообще путает все карты — новация преотличная, хотя и не столь масштабная. Косвенное ее следствие — замороженные водоемы: врагов можно топить, словно шведов, обстреливая ледяную толщу из минометов.

Другое важное изменение — система True Sight. Говоря по-простому, туман войны рассеивается только там, куда может смотреть ваш отряд. Снайпера зорки, как орлы, но им не судьба увидеть, что происходит за соседним домом, пока они не подойдут хотя бы к его углу. Номинально это свойство можно использовать для засад, но темп игры просто не позволяет сосредоточиться на обустройстве подобных ловушек. Нас теснят в трех секторах, а в тылу кто-то сжигает лес. Какие уж засады!

Наконец, в ходе битвы вам предложат выбрать одного из трех командиров, которые дадут вам различные бонусы в зависимости от своих стратегических предпочтений. Например, танки особого назначения, авиаудар или доступ к каким-нибудь войскам. Выбор «подручных» генералов можно изменить в меню бюллетеней, только сначала командиров придется открыть... или купить. Кроме того, в меню есть вкладки внешнего вида и бонусов. Прибавки открываются по выполнении условий: убил 600 солдат пулеметным огнем — и отряд пулеметчиков станет на 5% быстрее стрелять.

Что касается новой стороны конфликта — Красной Армии, — то здесь все и хорошо, и спорно. Про ее колорит можно и не говорить, штаб в землянке говорит сам за себя. Вот баланс сил... тут уже сломана тысяча копий и предстоит сломать еще немало.

Советский Союз гораздо разнообразнее и универсальнее Третьего рейха по пехотной части. Есть дешевые новобранцы, есть бывалые штрафники, есть штурмовики и гвардейцы, которым палец в рот не клади. И в каждом отряде по шесть человек против четырех в формированиях немцев. Это касается и орудийных расчетов: там, где у нацистов три пулеметчика, у коммунистов их шесть.

Мало того, для пополнения пехотных отделений не нужно отступать на базу. Во-первых, новобранцы умеют пополнять другие отряды своими бойцами: было три гвардейца и шесть призывников, а стало шесть гвардейцев и три призывника. Во-вторых, есть дешевые и быстрые американские грузовики (лендлиз!), играющие роль полевого штаба, — то есть у отрядов поблизости активна кнопка пополнения.

Пехоту попытались сделать универсальной. Советские новобранцы умеют кидать коктейли Молотова — очень полезно против пулеметных расчетов; их же можно вооружить противотанковыми гранатами. В теории толпа пушечного мяса должна разгонять панцерваффе, как ОМОН — несанкционированный митинг, но на практике бронемашины почти всегда остаются вне зоны броска гранаты. Хотите гоняться за танком? Даже если не хотите — он убегать хочет.

А с танками у Советского Союза, как ни странно, туго. Очень многие жалуются, что на поздних этапах игры Германия зажёвывает «Тиграми» любую оборону. Доказать чью-либо вину здесь крайне сложно, потому что ни урон, ни прочность, ни другие характеристики нигде не обозначены. Подбили с одного выстрела? Вот и гадай — почему. Шесть фугасов в гусеницу, и всё нипочем? Радуйся — и тоже гадай. Одно можно сказать точно: даже если немецкие танки крепче, быстрее и кусаются больнее, в целом баланс сохранен. Это показали исследования самой Relic — 51% побед остался за нацистами, 49% — за Советами.

В любом случае, без умения играть в Company of Heroes 2 живется трудно. После десятка поражений неизбежно начнешь совершенствоваться. Отрицательный опыт — тоже опыт.

Несмотря на трагическую гибель THQ, Relic удалось довести Company of Heroes 2 до ума. Нельзя сказать, что это прорыв, — оригинал и так был хорош, а продолжение, что называется, «развивает идеи». Притом удачно и не разрушая хрупкую экосистему (тут, правда, найдутся несогласные). А вот благое намерение — показать истинное лицо Советской Армии — пошло прахом. Вместо великих деяний и подвигов нам четырнадцать миссий кряду показывают тоталитарное безумие, достойное Никиты Михалкова с его «Утомленными солнцем-2». И даже музыка, отличная музыка, сплетение классических мотивов в духе композиторов начала века с народной музыкой и военными маршами, — нагоняет больше трагизма, чем пафоса. Вот уж не думали, что будем жалеть об отсутствии пафоса...

gamesave.su

Company of Heroes 2. Подснежная ягода - Статьи

Рецензируемая версия игры: PC

Судьба у Company of Heroes 2 сложилась нелегкая. И без того долго разрабатывали игру, так еще банкротство издательства THQ заставило подвиснуть в воздухе продолжение самой высокорейтинговой стратегии в мире. Что же теперь будет с игрой? — гадали поклонники. Но когда павший было флаг подхватила давно неравнодушная к стратегиям SEGA, вопрос растворился сам собой. И хотя релиз игры несколько раз вынуждено переносили, ожидание компенсировалось бета-тестированием мультиплеерной составляющей — о ней мы уже рассказывали в нашем превью.

Однако оригинальная Company of Heroes впечатляла не только онлайновыми сражениями, но и одиночной кампанией, этаким почти фильмом в духе «Спасти рядового Райна», даром, что начиналось действие со знаменитой высадки в Нормандии. Держит ли марку вторая часть? Безусловно.

Хотя сперва нужно сказать, что действие теперь переносится на Восточный Фронт, концентрируя внимание на битвах, кипевших между советскими и немецкими войсками. В поле зрения не беготня по Омаха-бич и всякие там французские приключения, а действительно тяжелые и серьезные битвы. Такие как многомесячная резня в Сталинграде; снятие ленинградской блокады; освобождение Беларуси и Польши; и завершающий войну захват Берлина. Главным действующим лицом, нашим рассказчиком, становиться советский полевой командир по имени Лев Абрамович Исакович. Через призму его восприятия мы будем наблюдать за тем, как воевала Красная Армия. А воевала она, судя по всему, из рук вон плохо. Бросая своих на произвол судьбы, не считаясь с потерями и заставляя выполнять невыполнимые задания. А главным врагом советского солдата был не немецкий солдат, а свой полковой комиссар. Тот самый, который, руководствуясь приказом № 277, выставлял заградительные отряды и расстреливал любого, кого решал, что пора.

Помните, разработчики нахваливали свою «зиму»? Мол, как у нас чудесно погода отображается, огонь снег топит, морозец эту воду льдом схватывает, а вьюга злая сугробы наметает с нужной и правильной стороны. Все так и есть, все правда, не лукавили разработчики ни в чем. Однако, как обычно, есть одно «но». Все эти великолепные и полезные порою эффекты ровным счетом ничего не значат в одиночной кампании. Хотя бы потому что большую половину времени мы будем сражаться или не зимой, или в городах. Собственно говоря, вьюга, во время которой солдатик, оставленный без присмотра рискует замерзнуть, бушует только на одном уровне.

И не стихия мешает порою комфортно воевать, а приказ № 227. Время от времени комиссар особенно пристально начинает следить за вашими действиями, об этом уведомляет специальная шкала, и в это время не стоит отводить войска с позиций. Честно говоря, можно просто не обращать на эту ерунду никакого внимания и действовать так, как вам нравится. Складывается ощущение, что разработчики в последний момент перепугались революционности придуманного ими буйства метели и быстренько заменили чем-то не таким суровым, менее влияющим на игровую механику, которая, впрочем, почти неотличима от оригинала.

Разве что базу мы больше сами не возводим — те несколько непонятных полу-недо-палаткоземлянок, типа казармы или как их еще назвать, стоят сразу, прижавшись где-нибудь с краю карты. Учитывая, что заказанные юниты выбегают теперь откуда-то извне, из-за края экрана, существование построек вообще вызывает недоумение — зачем они? Не проще ли бы было вообще избавиться от этого атавизма? Ну да ладно. Главное, в остальном экспериментов не замечено. Мы захватываем и обороняем контрольные точки, которые снабжают нас дополнительными ресурсами и выполняем попутно всякие побочные задания. Все совершенно типично для стратегического жанра, но при этом бодро и нескучно. Единственное, к чему можно придраться — всё очень мелко. Нет масштаба, нет размаха. Даже штурм Рейхстага, если судить по количеству задействованных юнитов, выглядит как бой за сельсовет деревеньки Нижние Пфердиченки. Постоянный и вынужденный микроконтроль не позволяет прочувствовать глобальной серьезности поставленной задачи. Да и наступать чаще мы будем небольшими отрядами гусеничной техники, которая почти без поддержки способна прорвать любое направление. Со второй половины игры вы, скорее всего, напрочь забудете о пехоте.

А что же мультиплеер? Он все так же, как и на бета-тестировании, лишен баланса? К сожалению — да. Хотя все не так плачевно, как раньше, видно, что острые углы здорово сглажены и вообще проведена серьезная работа, но, к сожалению, одни юниты слишком сильны, а другие совершенно бесполезны. Хочется верить, что Relic Entertainment все же засучит рукава и исправит не самую приятную картину на многопользовательских полях сражений.

Ни переход под крыло другого издателя, ни отсрочки с переносами — ничто не повредило Company of Heroes 2 настолько, чтобы можно было всерьез придраться к ней. Да, хваленые погодные условия почти никак не влияют на игровой процесс, да, из-под снега местами щурится «клюква», да, масштаб мелковат и баланс малость перекошен. Все равно перед нами очень, очень хорошая стратегия в реальном времени.

Плюсы: отличная графика; высокая динамика боев; сюжетная кампания увлекает, не смотря ни на что.

Минусы: «странный», мягко говоря, баланс; раздражающая «клюква»; не чувствуется размаха.

Вердикт: отнюдь не революционная, но отличная стратегия в реальном времени.

www.playground.ru