Психологические игры. Описание процесса игры. Бункер роли игра


Ролевая игра «Бункер»

Описание игры. Участникам дается инструкция: «На Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище — герметичном бункере. Взрыв произошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось, и уровень радиации, таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2–3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).

Возможный перечень ролей.

♦ Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).

  • Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).

  • Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

  • Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

  • Мужчина, 22 года, студент института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

  • Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.

  • Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

♦ Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей. Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.

  • Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.

  • Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.

Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре.

Таким «козырем» могут быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества и т. п. В то же время чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).

Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши — вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все... Выберите тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните: в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для построения новой цивилизации. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако если убедить в этом группу не удастся, он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода окажутся исчерпанными и вы начнете задыхаться».

При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей:

Число участников игры/Количество мест в «бункере»

6/4

7–8/5

9–10/6

11–12/7

Когда в игре участвует больше 12–13 студентов, то лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на две подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интересно сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.

Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» — например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер, ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.

Психологический смысл игры. Отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.

Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаивании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба?

В данной игре делается акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей, и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре студенты, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.

Преподавателю рекомендуется проверить решение проблемных заданий, самостоятельно выполненных студентами к данному практическому занятию, после окончания занятия.

Методические рекомендации к практическому занятию 11. Закономерности общения и взаимодействия людей.

Рекомендуется обсуждение вопросов практического занятия в устной форме, представление докладов по темам, обозначенным в плане занятия. Обязательно провести работу по усвоению категориального аппарата социальной психологии (устный опрос по терминам, использованным в ходе занятия). Вторая часть занятия может быть проведена в виде игрового психологического тренинга по использованию вербальных и невербальных средств общения. Для этого можно использовать следующие упражнения.

studfiles.net

Психологическая игра Бункер

Сценарий психологической игры «Бункер» используют, чтобы отработать ролевое взаимодействие. Игра «Бункер» имеет большое значение в практике тренингов, неизменно вызывая массу эмоций у участвующих.

Игроки сидят за столами по кругу

Для игры понадобятся: бумага и ручки

Количество игроков: 6 – 12

Психологическая игра Бункер с профессиями

«Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в числе счастливчиков, оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».

Затем следует список персонажей на выбор.

Роли

  1. Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.
  2. Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.
  3. Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.
  4. Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.
  5. Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.
  6. Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.
  7. Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.
  8. Тренер по физической культуре , 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.
  9. Академик, чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук.
  10. Женщина , 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.

Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.

Психологическая игра Бункер: правила

«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».

Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.

Время

У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.

i-in-news.ru

Где поиграть в Бункер в Ульяновске

Бункер – разновидность тренинга, который проводят психологи для отработки ролевого взаимодействия. Однако игра давно вышла за рамки психологической практики и в настоящее время используется, как увлекательное занятие, вызывающе массу эмоций.

Какие роли есть в игре Бункер

Обычно в Бункере участвуют 6-12 человек. В начале ведущий сообщает о произошедшей на планете ужасной катастрофе – из-за борьбы за мировое господство все-таки началась война с применением ядерного оружия. Однако некоторой группе людей удалось спастись, оказавшись в защитном бункере. И… О, чудо! Среди счастливчиков, конечно, оказались именно вы. К сожалению, покинуть его просто так не выйдет. На поверхности отмечается несовместимое с жизнью радиационное загрязнение. Отчаиваться не стоит, потому что убежище подготовлено для беспроблемной жизни в течение года. Существует надежда, что за этот период радиационный фон на Земле приблизится к допустимому, и ваша группа сможет покинуть защитное сооружение. При этом вы ничего не знаете о судьбе цивилизации на поверхности. Может быть именно вы станете основателем нового общества?

Далее участникам предлагается выбор ролей. При этом персонажи отличаются по полу, возрасту, образовательному уровню, социальному положению и пр.

  1. Школьница, 15 лет. Миловидного типа девушка, имеющая нормальный IQ. Пребывает в полнейшем шоке от происходящего. Плачет и отмалчивается. Проявляет симпатию к парню 17-ти лет, который также попал в убежище.
  2. Юноша, 17 лет. Физически развит, но интереса к учебе абсолютно нет. Отвечает на симпатию девушки, проявляет знаки внимания.
  3. Молодой человек, 22 года. Альпинист. Из-за частых конфликтов уволен из МЧС. Может быть инициатором драки.
  4. Девушка-студентка, 20 лет. Занимается легкой атлетикой, обучается в институте физкультуры. Привлекательна и общительна. Успехи в спорте – пожалуй, единственные в ее жизни. Беременна.
  5. Взрослый мужчина, 48 лет. Профессор кафедры физики. Имеет заболевания сердечно-сосудистой системы. Образованный и рассудительный человек, отлично разбирается в электронике. Имеет опыт строительства.
  6. Девушка, 19 лет. Собирается стать врачом, учится в университете. Однако особыми знаниями не отличается. Обратиться к такому «будущему доктору» — довольно рискованное решение. Увлекается вязанием и шитьем.
  7. Инструктор по физкультуре, 28 лет. Женщина, недавно работавшая учительницей. Владеет несколькими иностранными языками. Знает тонкости спортивного туризма.
  8. Мужчина, 32 года. Отличается превосходной физподготовкой, владеет приемами восточных единоборств. Служил в ракетных войсках, поэтому выжить может практически в любой ситуации. Имеет пристрастие к алкоголю.
  9. Женщина-ученый, 42 года. Специализируется на сельском хозяйстве. Добьется высокого урожая даже на Марсе. Отлично готовит.
  10. Седовласый академик, имеющий сотни научных публикаций по гуманитарным наукам на протяжении 57-ми лет.

В различных интерпретациях список персонажей может разниться, однако нужно учитывать, что каждая роль несет в себе определенные черты, без которых сюжет может стать неинтересным.

Обычно роли разбирают сами участники, но если договориться не получается – используется жеребьевка.

Как играть в Бункер

Итак, роли распределены. Ведущий сообщает, что запаса кислорода на всех не хватит, так как убежище было рассчитано на меньшее количество людей. Кому-то придется выйти на поверхность, где ждет неминуемая смерть. В обратном случае погибнут все. С учетом важности персональных характеристик каждого человека, необходимо выбрать жертву или даже нескольких. При этом герой, от которого желает избавиться команда, должен всеми силами защищаться и приводить убедительные доказательства важности своего персонажа для группы. Иными словами, «без меня никак, потому что…». Проводя «разборки», не следует забывать о времени. Если кандидатуры на «верную смерть» не будут выбраны в течение 10-15 мин. – умрут все.

Сколько игроков нужно исключить, зависит от общего количества играющих. Обычно это 2-3 человека.

Игра Бункер  – новые знакомства и незабываемые эмоции!

Впервые узнали о такой игре или уже бывали на психологическом тренинге и желаете еще раз окунуться в увлекательную атмосферу игры Бункер? Антикафе Speloe – это отличная площадка для данного действия. Посетить наше заведение могут, как новички, так и многолетние поклонники Бункера.

Игру начинает и сопровождает наш опытный сотрудник, который с удовольствием объяснит правила. Мы предлагаем отдельно выделенную зону, где ничего не помешает процессу игры. Реалистичности добавит специально разработанный антураж и особый реквизит. Во время обсуждения вердикта ведущий нагнетает обстановку. Это может быть неожиданное выключение освещения из-за «возникновения проблем с подачей электричества». В какой-то момент инструктор может громко хлопнуть по столу – «на поверхности взрыв». Подобные действия лишь придают процессу обсуждения азарта. Не забывайте, что на поверхности ядерная война, и может произойти, что угодно! Со временем кислород заканчивается, и дышать становится все труднее.

Для особого драйва следует постараться и самим участникам. Бурные обсуждения и жестикуляция (в рамках приличия 🙂 только придают игре особой эмоциональности.

Салонная игра Бункер – это отличная возможность научиться отстаивать свои интересы с использованием разнообразных способов влияния. Кроме того, подобная игровая деятельность учит ориентироваться в группе и взаимодействовать с ее участниками. Помимо этого, игра может привести к переоценке своих жизненных ориентиров.

А в конечном итоге Бункер в тайм-кафе Speloe – это интересно и весело, необычно и увлекательно! Это новые знакомства и незабываемые эмоции, которые не свойственны реальной жизни. Приходите с родственниками, друзьями или коллегами и убедитесь в этом лично.

Вы также можете приятно провести время в антикафе Speloe за всемирно известной ролевой игрой Мафия.

speloe73.ru

Ролевая игра на тему «Бункер»

Ролевая игра «Бункер»

Сценарий ролевой игры.

Цель: формирование у обучающихся чувства ответственности за происходящее в окружающем мире.

Задачи:

- показать значимость исторических событий, и важность их изучения для истории человечества;

- выявить значимость социального статуса в жизни современного человека;

- предоставить возможность моделировать ситуации;

- продолжить развивать умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: 30 бумажных журавликов, мультимедиапроектор, компьютер, презентация.

Ведущие:

Добрый день, уважаемые учащиеся. Нам приятно видеть вас, и мы надеемся на совместное сотрудничество в проведении внеклассного мероприятия в рамках «Года истории». Сегодня с вами будут работать преподаватель биологии, химии Ладыгина А.В. и преподаватель истории, обществознания Григоренко Е.А.

Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, какое событие государственной важности произошло 4 марта 2012г. (избрание президентом России Путина В.В.)

Вопрос: Обратимся к предвыборной программе президента. Какие слова президента являются ключевыми? (создание ядерного щита, для защиты государства).

Вспомните, в истории человечества были примеры использования ядерного оружия против мирного населения? (да. Хиросима, Нагасаки)

Вот, об этих событиях нам хотелось бы с вами поговорить.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — единственные в истории человечества два примера боевого использования ядерного оружия.

Вопрос: Кто, когда и почему использовал ядерное оружие?

Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны (официально объявленная цель — ускорить капитуляцию Японии).

Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 «Bockscar». Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

Большое значение при выборе цели придавалось психологическим факторам, таким как: достижение максимального психологического эффекта против Японии, первое использование оружия должно быть достаточно значительным для международного признания его важности.

Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умерли мгновенно, их тела обратились в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе, даже бумага, воспламенялась на расстоянии до 2 км от эпицентра. В течение нескольких минут 90 % людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше от эпицентра, умерли. Взрывной волной были выбиты стёкла на расстоянии до 19 км.

Обратите внимание на экран. Световое излучение вжигало тёмный рисунок одежды в кожу и оставляло силуэты человеческих тел на стенах. Многочисленные небольшие пожары, которые одновременно возникли в городе, вскоре объединились в один большой огненный смерч. Огненный смерч захватил свыше 11 км² города, убив всех, кто не успел выбраться в течение первых нескольких минут после взрыва.

Вопрос: Какие последствия взрывов проявились через несколько лет? (беседа)

Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва, могло достичь или даже превысить 200 000 человек.

……………………………………………………………………………………….

ИГРА: Попробуем представить себе следующую ситуацию:

Вы живете на планете Земля, где очень счастливы и для вас никаких запретов не существует. Произошло использование атомного оружие одной из стран в отношении нашего государства. После этого погибло много людей.

Вам посчастливилось, вы уцелели, так как оказались в противоядерном бункере, где есть все необходимое: запасы кислорода, воды и пищи на целый год. Вам предстоит основать новую цивилизацию после того как вы выйдете из бункера.

Для проведения игры нам необходимо 2-3 команды по 10 человек.

  • Взрыв произошел недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось и уровень радиации таков, что человек гибнет в течении нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер, и начать жить как раньше. Однако что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество. А значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию.

  • Для этого мы вам предлагаем перечень ролей тех, кто остался в бункере. Вы должны распределить роли. (тянут жребий)

(инструкция часть 2)

  • Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши – вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, что система обеспечения воздухом в бункере рассчитана на меньшее количество людей, чем в нем оказалось! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Ваша задача, выбрать тех, кому придется выйти из бункера на поверхность на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно , хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не стане, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Если же вам убедить группу не удастся - он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, затем запасы кислорода исчерпаются и вы начнете задыхаться. Из бункера из 10 участников должны уйти 4 человека.

Материал для участников игры

Участники игры.__________________________________________________

Девочка – подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история со взрывом привела её в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Кроме того, влюблена в оказавшегося в бункере мальчика.

__________________________________________________________________

Мальчик – подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника, балбеса, с 12 лет принимает наркотики. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере.

__________________________________________________________________

Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене ничего не умеет делать. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности. Курит и пьет пиво.

___________________________________________________________________

Девушка, 21 год, студентка выпускного курса мединститута. Однако, училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому. Чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем. Пробовала амфитамин

____________________________________________________________________

Мужчина 22 года. Студент институту физкультуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако, склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку в пьяном виде на рабочем месте.

____________________________________________________________________

Женщина, 24 года . психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет несколькими иностранными языками.

Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

__________________________________________________________________

Женщина, 34 года, учитель истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей. Однако своих детей у неё нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.

__________________________________________________________________

Мужчина , 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи.) Курильщик со стажем. В последнее время стал часто жаловаться на сильные боли в области сердца.

__________________________________________________________________

Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.

Обсуждение.

Садако Сасаки и тысяча бумажных журавликов

В 1950-х получила широкую известность история японской девочки из Хиросимы Садако Сасаки, умершей в 1955 году от последствий облучения (лейкемии). Уже находясь в больнице, Садако узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. В Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Желая выздороветь, Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Согласно книге «Садако и тысяча бумажных журавликов» (англ.) канадской детской писательницы Элеанор Коэр (англ.), Садако успела сложить только 644 журавлика, после чего, Садако умерла 25 октября 1955 года.

Маленькая мужественная девочка Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны. Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект. В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано:

«Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».

Хочется напомнить всем, что у ядерной войны, может быть, начало, но окончания не будет!

Ребята, подводя итог нашей работы, хочется вернуться к словам президента Путина В.В. Можно ли согласиться с его с ним, что ядерный щит – это гарантия безопасности страны или все же есть альтернатива?

Скажите, наше сотрудничество заставило вас сегодня задуматься о будущем мирового сообщества?

Надеемся, наше сотрудничество с Вами не прошло бесследно для Вас. В память об этом мы дарим Вам бумажных журавликов, который считается в наше время символом протеста против ядерной войны!

8

videouroki.net

Профориентационная работа со старшеклассниками

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определённой профессии.

Актуальность профориентации как общественной проблемы вызвана необходимостью преодоления противоречия между потребностями общества и сложившимися профессиональными устремлениями молодёжи.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом. Изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства людей.

Мы убеждены: чтобы вызвать активную готовность к профессиональному самоопределению, необходимо ставить школьников в определённые условия, организовывать их активную деятельность, индивидуальную и коллективную. Ведь воспитание – процесс двусторонний, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося.

В воспитательный компонент работы по профориентации школьников входят:

  • беседы о выборе профессии,
  • читательские конференции,
  • обзорные экскурсии на предприятия города,
  • тематические экскурсии в учреждения профессионального образования города,
  • участие в конкурсах мастерства,
  • родительские собрания по проблемам профессиональной ориентации школьников,
  • индивидуальные консультации учащихся и их родителей по оказанию помощи в формировании обоснованных профпланов.

Приложение

Игра «Выжившие профессии»

За основу взята ролевая игра «Бункер» Грецова А.Г. Смотреть Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007. С. 147-150

Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, стулья по кругу, столик, в центре которого карточки ролей, бейджи, булавки, реквизит для создания сценического образа.

Ход сценария

Включается музыка (Приложение 1). Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом. Выключается музыка и свет.

Включается видеозапись (Приложение 2): «Передаём специальный выпуск новостей. На планете Земля разразилась ядерная война. Произошёл мощный взрыв. Всё разрушено. В живых никого не осталось. Уровень радиации на Земле таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Есть версия учёных, что только через год уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что жизнь на Земле возобновится».

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Вам повезло. В момент бомбардировки вы случайно оказались в бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошёл совсем недалеко от вас. Однако ваш бункер уцелел и в нём есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Вполне возможно, что погибло всё человечество, а значит именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

Участникам раздаются карточки (Приложение 3): «Получите перечень ролей тех, кто оказался рядом с вами. Самостоятельно распределите их».

Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией.

Звучит музыка (Приложение 1), участники расходятся за ширмы, переодеваются. После этого каждый выходит на сцену, выступает с самопрезентацией и садится в круг на стульчик.

Теперь даётся вторая часть инструкции: «Вы чувствуете резкую нехватку кислорода? Вам становится тяжело дышать? Дела в вашем бункере не так уж хороши. Система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нём оказались! Значит, кем-то придётся пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придётся выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 15 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнёте задыхаться»…

При определении того, сколько мест будет в бункере и соответственно сколько человек должны быть исключены, следует руководствоваться таблицей.

Число участников Количество мест в бункере
6 4
7–8 5
9–10 6
11–12 7

Во время обсуждения и принятия решения ведущий дополнительно «нагнетает обстановку», например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось»).

Примерный диалог участников

Профессор: Я, как самый старший здесь мужчина, к тому же профессор ядерной физики – этим всё сказано – считаю, что нас должна покинуть женщина в возрасте, (обращаясь к ней) извините.

Агроном: Позвольте, вы так просто от меня не отказывайтесь. Подумайте, чем вы будете питаться, выйдя на землю после радиации. А я единственная среди вас знаю, как подобрать и вырастить устойчивые сорта культурных растений, применить безопасные биологические средства их защиты. Чтобы вырастить урожай, надо знать, когда рыхлить почву, когда поливать, когда применять химикаты. Кроме того, я хорошо готовлю и буду кормить вас кулинарными изысками. На мой взгляд, именно Вам, профессор, надо нас покинуть, поскольку Ваше сердце долго не выдержит экстремальных условий.

Механик: Я согласен с мнением агронома. Сам же я техник – новатор. Хоть ещё и не достиг учёных степеней, всё впереди. Могу придумать новые типы инструментов, приспособлений, улучшить технологию обработки изделий.

Психолог: Так, необходимо помнить, что у тебя неуживчивый характер…

Дизайнер: Хочу обратить внимание, что нельзя придумывать такие технические объекты, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. (Обращаясь к механику и подсаживаясь к нему) Конструкторы-механики должны сотрудничать с дизайнерами и стремиться, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

Спортсмен: Пожалуйста, не отказывайтесь и от меня. У меня отменное здоровье. Я молодой, сильный, ловкий. Я вам пригожусь в новой цивилизации везде, где нужна сила.

Пожарный: Так я тоже силён. К тому же умею справляться с пожарами любой степени сложности, готов экстренно отвечать на внезапные сигналы.

Психолог (обращаясь к пожарному): Да, но у тебя конфликтный характер. Здесь в условиях закрытого пространства твоя неуравновешенность способна провоцировать драки.

Боевой офицер (обращаясь к пожарному): А с пожарами и я умею справляться. Кроме того, знаю сам и научу вас всех приёмам выживания в экстремальных ситуациях.

Врач: Но не забывайте, что наш боевой офицер скрытый алкоголик!

Боевой офицер: А где в этом бункере алкоголь? И вообще, в сложившейся ситуации я готов отказаться от своей вредной привычки.

Актриса (обращаясь к врачу): А вот вы, уважаемый врач, плохо учились в мединституте, и нам не понятно, можете ли Вы оказывать медицинскую помощь? Я обеспокоена, потому что жду ребёнка. К тому же я актриса. А искусство тесно сплетается с миром труда, проникает в быт, вносит в общее дело эстетические ценности. Значительная доля моих трудовых затрат остаётся скрытой от посторонних. Я ежедневно работаю над совершенствованием уровня своего мастерства, строго соблюдаю специальный режим…

Психолог (обращаясь к актрисе и подсаживаясь к ней): Чтобы такой напряжённый труд приносил удовлетворение, важно воспитывать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание. Этого нелегко достигнуть, но я буду помогать.

Врач: Я плохо училась в мединституте. Больше мечтала о крахмальном халате, открытии новых лекарств (достаёт из карманов лекарства и даёт их актрисе). А тут пролежни лежачего больного, неукротимая рвота, необходимость успокоить больного, объяснить родным безысходность положения близкого им человека, выслушивать справедливые жалобы больных. Но я не потеряла человеколюбия, душевной щедрости, бескорыстия!

Учительница: А я буду воспитывать, и учить подрастающее поколение!

Психолог: Следует учесть, что наша учительница по состоянию здоровья не может продолжить человеческий род. А я тоже педагог, плюс обладаю знаниями детской и возрастной психологии…

Ведущий напоминает, что дышать становится всё труднее, потому что воздух в убежище заканчивается. «Вы определились, кому следует покинуть бункер?» Если группа так и не определилась, даётся ещё 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путём открытого голосования.

Боевой офицер: Давайте подведём итог. Наверное, я выскажу мнение большинства, что нас должны покинуть пожарный, у которого конфликтный характер и которого смогу заменить я, профессор, страдающий сердечным заболеванием, и учительница по состоянию здоровья, её сможет заменить психолог.

Профессор (и другие): Нам неприятно, но мы вынуждены подчиниться общему решению (покидают бункер).

Обсуждение

Ведущий: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.

Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.

Пожарный: Мне жаль, что мой герой вынужден был покинуть бункер только из-за конфликтного характера. На будущее надо иметь в виду, что всем необходимо быть доброжелательными.

Профессор: Надо следить за своим здоровьем. Не допускать перегрузок организма.

Боевой офицер: Я согласен с этим мнением. И из опыта моего героя хочу добавить, что надо отказываться от вредных привычек.

Врач: Следует всегда и везде хорошо учиться!

Фото Марии Абросимовой, ученицы 10-го «А» класса МБОУ «СОШ № 37»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Описание процесса игры - Психологические игры.docx

Психологическая игра БУНКЕР с профессиями

Описание процесса игры:«Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в числе счастливчиков, оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».

Затем следует список персонажей на выбор. Все "знакомятся" друг с другом

Роли

Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.Тренер по физической культуре, 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках. Академик, чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук. Женщина , 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.

Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.

«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».

Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.

У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

Описание процесса игры:

Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара: Канат 50 м Аптечка с медикаментами 5 кг Компас гидравлический 6 кг Консервы мясные и рыбные 20 кг Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг Конфеты разные 20 кг Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг Палатка 10 - местная 20 кг Баллон с кислородом 50 кг Комплект географических карт 25 кг Канистра с питьевой водой 20 л Собака 5 кг Лодка резиновая надувная 25 кг Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д." При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр ( в круг ) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1. Высказать своё мнение может любой член экипажа 2. Количество высказываний одного человека не ограничивается 3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения. 4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход 5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. 

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение ? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием. Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особеннона начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете , что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Внутриигровые задачи и условия победы:Задача участников - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить за борт.перейти в каталог файлов

metodich.ru

Психологическая игра Бункер | Наши дети

Прекрасная игра на выявление лидерских качеств, которая вызовет море эмоций и выведет вас из застоявшейся зоны комфорта. Число участников от шести человек и более. Итак, поехали:

Ядерный взрыв. Несколько счастливчиков успели укрыться в бункере и выжить. Но на поверхность можно будет только после окончания ядерной зимы и падения радиоактивного фона. Вам нужно продержаться несколько лет. Что случилось со всей цивилизацией людей вы не знаете. Возможно, вы последние выжившие на планете Земля. Еды не хватает. Поэтому каждый месяц вы будете съедать по одному человеку из бункера. Ведущий раздаёт всем роли (на бумажке). Вы можете придумать их сами, связать со своей работой, сделать смешными. Мне очень нравятся, когда в игре для взрослых на бумажке указывается должность и какой-нибудь недостаток. Например, талантливый хирург, лишившийся правой руки. Или биолог-агроном с опухолья мозга. Китайская порноактриса. Болтливый менеджер-консультант. Бесплодный спортсмен. И так далее. Если игра для подростков, то можно сделать такие роли: Плаксивая, молчаливая 16-летняя школьница, которая влюблена в юношу. Юноша, 17 лет, тупой, с хорошими физическими данными, симпатизирует школьнице. Двоечник, агрессивный, постоянно влезает в драки. Ботакник, зацикленный на учёбе. Девушка, увлекающаяся программами по выживанию, но с плохой обучаемостью (насколько хорошо она запомнила эти передачи неизвестно). Серая мышка, глупая, и уже ждёт ребёнка. Солдат с хорошей физической подготовкой, склонный к алкоголизму. Женщина 45 лет, повар, увлекается шитьём и огородом. В конце могут выжить только трое. Пусть решают, кого и в каком порядке будут съедать. На каждое обсуждение давайте не более 10 минут. Иначе вся группа погибает от голода. Веселье обеспечено!

Ещё можно сделать игру интересней, если вы скажете, что можно врать. То есть первые несколько участников (например, двое, которых съедят первыми) могут не говорить, что у них написано на бумаге Или придумать себе другие роли. Придумывать, обманывать могут все. Но после того, как из игры выбывают двое, все должны будут назвать свои настоящие роли.

В конце обязательно проведите обсуждение. Какие эмоции вы испытали во время игры? Почему выжили именно эти люди? Какие способы убеждения были самыми убедительными?

Сообщения по теме:

nashydety.ru