Национальный кинопортал Film.ru — все о кино. Бегущий по лезвию герои


Как устроен мир "Бегущего по лезвию" - Культура

В четверг в российский прокат вышел фильм "Бегущий по лезвию 2049". Это сиквел легендарной картины британского режиссера Ридли Скотта по мотивам романа Филипа К. Дика. ТАСС рассказывает о том, как появился первый фильм и как устроен мир "Бегущего по лезвию".

История создания оригинального "Бегущего по лезвию" напоминает космогонический миф: там есть боги и герои, все менялось несколько раз, и даже итоговый фильм символично существует в семи монтажных версиях (по штуке на день сотворения).

Экранизировать роман Филипа К. Дика "Снятся ли андроидам электроовцы?" собирался Мартин Скорсезе, но не срослось (хотя режиссер встретился с писателем через год после выхода книги). В итоге за сценарий взялся не слишком успешный актер по фамилии Фанчер (не путать с режиссером Финчером). Он купил права на роман, написал очень камерную версию с акцентом на экологии и даже втюхал ее продюсеру (правда, со второй попытки, после некоторых правок).

Затем в этой истории нарисовался великий и ужасный Ридли Скотт, который уже заявил о себе "Чужим" и готовился к съемкам "Дюны" (как сейчас — постановщик сиквела Дени Вильнев). Взяться за будущего "Бегущего по лезвию" Скотта подтолкнула семейная трагедия (смерть старшего брата), а "Дюну" он в итоге так и не снял (это сделал Дэвид Линч).

Подготовка к съемкам и сам продакшн напоминали маленькую войну: Скотт выбросил первый сценарий, начал писать свой и ругался с Фанчером и продюсерами так, что тем пришлось нанять еще одного сценариста. На стадии кастинга на небосклоне появился Стивен Спилберг, порекомендовавший Харрисона Форда, который только-только снялся в "Индиане Джонсе" и хотел роль посерьезнее.

До этого главным кандидатом на роль Декарда был Дастин Хоффман, но его версия персонажа начала сильно расходиться с режиссерской. Дальше было еще хуже — Скотт конфликтовал с Фордом (режиссер считал, что Декард — репликант, актер хотел играть человека), а также со всей американской съемочной группой. Последним не нравились его дотошность, стремление снять идеальный дубль, внимание к деталям и авторитарность.

В довершение бед фильм вышел в прокат с хеппи-эндом (в режиссерской версии открытый финал), провалился и не встретил понимания у критиков. Затем, впрочем, стал классическим, как периодически случается с актами творческой воли.

Фильму пошла только на пользу "высокая детализация", которую требовал Скотт. Кинематографический мир будущего, вылупившийся из романа Дика, оказался неуютным, но очень живым. 2019 год, мрачно-электрический Лос-Анджелес. Человечество покоряет космос и отправляет в колонии работать репликантов — совершенных роботов, во всем превосходящих людей.

Правда, искусственный интеллект периодически дает сбой — и андроиды начинают бунтовать. Поэтому их срок годности ограничили четырьмя годами, а на Земле их объявили вне закона. За репликантами-нелегалами модели Nexus-6 охотятся бегущие по лезвию — специально обученные лос-анджелесские копы, способные не только к меткой стрельбе, но и проведению теста Войта-Кампфа на эмпатию.

Одинокий, неуживчивый и склонный к употреблению виски Рик Декард (Форд) — один из лучших в своем деле, но собирается завязать. Однако сначала его приглашают в корпорацию "Тайрелл", которая производит репликантов модели Nexus-6, чтобы он протестировал секретаршу Рэйчел (Шон Янг).

Та оказывается новейшей моделью андроида — со встроенной памятью, препятствующей бунту искусственного интеллекта. Параллельно Декард охотится на репликантов, сбежавших из колонии во главе с агрессивным Роем Батти (Рутгер Хауэр). У андроидов же накопились вопросы к создателю, ведь им скоро умирать, а очень не хочется.

Бегущий по лезвию бродит по густонаселенному Лос-Анджелесу, где смешались восток и запад, где яркие неоновые вывески соседствуют с признаками близящегося конца света, где летают автомобили, а люди ночуют в мусоре.

"Бегущий по лезвию 2049" рассказывает, что же случилось с этим миром за следующие тридцать лет. А произошло немало. Через год после того, как Декард и Рэйчел сбежали из ЛА, корпорация "Тайрелл" наладила производство модели Nexus-8 — уже без ограничений жизни, но с клеймом на яблоке глаза, где отпечатывается порядковый номер, чтобы репликанта проще было выявить.

В 2022-м случается Блэкаут: мощный взрыв уничтожил почти все электронные носители и экономику, сильно затормозив прогресс. В короткометражном анимационном приквеле Black out 2022 об этом историческом эпизоде рассказывает режиссер Синъитиро Ватанабэ ("Ковбой Бибоп", "Космический Денди"), подтверждая версию, что за провокацией стоит не несчастный случай, а непокорные репликанты.

От услуг Nexus-8 отказываются, а человечество сталкивается с голодом. От катастрофы их спасает слепой гений Ниандер Уоллес (Джаред Лето), разработавший в 2025-м генно-модифицированную пищу. В 2028-м Уоллес покупает корпорацию "Тайрелл", у которой начались финансовые проблемы после запрета на репликантов. А уже в 30-е он разрабатывает новых — покорных андроидов (модель Nexus-9).

Старые же модели продолжают отлавливать бегущие по лезвию — благо им достаточно изучить глазное яблоко, а не принуждать репликантов проходить ЕГЭ. Возле Лос-Анджелеса также изменился климат — повысился уровень воды, поэтому от моря пришлось отгородиться стеной-дамбой (в отличие от любящего огонь Ридли Скотта, Дени Вильнев — поклонник водной стихии).

На момент начала фильма "Бегущий по лезвию 2049" у Ниандера Уоллеса, который еще в 30-е возомнил себя богом и начал именовать покорных андроидов не иначе как своими ангелами, появляется идефикс — репликантам необходима функция самовоспроизводства.

Дальнейший сюжет строится вокруг вопроса, способны ли репликанты рожать и любить, а также препятствуют ли имплантированные воспоминания формированию свободной личности. Как еще одна форма жизни в ленте Вильнева фигурируют голограммы-домохозяйки Джой (Ана де Армас) — заботливые спутницы жизни, к которым покупатели могут прикипеть душой не меньше, чем Хоакин Феникс к операционной системе "Саманта" в ленте "Она".

Так Дени Вильнев заглядывает в будущее, где меняются модели и культурный контекст (влияние Востока сокращается, увеличивается — нераспавшегося Советского Союза), а вопросы остаются прежними. Репликанту нужен репликант — и это главное?

Алексей Филиппов

tass.ru

История «Бегущего по лезвию»

Мир Реальность Политика Экономика LifeStyle Будущее

Разделы

Health

Новости

Пьяный таксист врезался в столб в Киеве, пострадал пассажир

22:23

Жертв землетрясения в Индонезии перестанут искать

21:55

Саудовского журналиста убили в консульстве этой страны в Стамбуле

21:25

Жену премьера Израиля судят за растрату бюджетных денег

21:01

Глава КНДР пригласил международных инспекторов посетить закрытый ядерный полигон

20:25

Из-за аварии лимузина в США погибло 20 человек

19:57

В российской колонии произошел бунт, десятки пострадавших

19:27

Лидеры США и КНДР проведут еще одну встречу

19:00

Турция решила больше не брать кредиты МВФ

18:38

В Болгарии убили журналистку

18:10

Стало известно, сколько государство задолжало шахтерам по зарплате

17:45

В Петербурге пожелали Путину «долгих лет тюрьмы»

17:20

Великобритания может ответить России кибератаками

16:50

В Кабмине рассказали, как можно восстановить отношения между народами Украины и России

16:21

Экс-чиновника горсовета на Закарпатье объявили в розыск из-за похищения человека

16:16

Силовики установили более 200 имен наемников из ЧВК "Вагнера"

15:52

Украину ожидает потепление

15:15

В Минобороны показали карту минных полей Донбасса

14:24

Подозреваемый в убийстве экс-депутата в Армении покончил с собой

14:00

Стало известно о новых детях, которые отравились в Хмельницком

13:40

Читать все новости

realist.online

Бегущий по лезвию - Gpedia, Your Encyclopedia

«Бегу́щий по ле́звию» (англ. Blade Runner) — художественный фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в марте-июле 1981 года по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Главные роли в кинофильме исполнили Харрисон Форд, Шон Янг, Рутгер Хауэр, Эдвард Джеймс Олмос, Дэрил Ханна, Джоанна Кэссиди, Брайон Джеймс.

В центре сюжета история детектива из специального отдела полиции Лос-Анджелеса Рика Декарда (англ.)русск., вынужденного разыскивать и уничтожать искусственно созданных для тяжёлых и опасных работ людей, которых называют репликантами.[⇨]

Фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная версия с хэппи-эндом (1982), которая была плохо принята кинокритиками и провалилась в прокате, и режиссёрская версия (англ.)русск. с открытым финалом (1992), которая согласно опросу шестидесяти учёных, проведённому британской газетой «The Guardian», была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории[2][3].[⇨]

Основным мотивом фильма является вопрос «Человек или Репликант?». Этим вопросом задаётся Декард, разыскивая репликантов, а затем тестируя Рейчел, которая не подозревает о том, кто она. Этот вопрос он задаёт и себе. Этим же вопросом задаются зрители после просмотра кинофильма.[⇨]

Фильм вышел в прокат 25 июня 1982 года и, несмотря на то, что студия считала этот день счастливым, он провалился в прокате, собрав в первый уик-энд всего 6,15 млн долларов.[⇨]

Одни обозреватели посчитали, что благодаря визуальным эффектам совсем не видно сюжетной линии, другие критиковали неспешное повествование, считая, что фильм не соответствует критериям приключенческого боевика, а третьи посчитали, что этот фильм выдержит испытание временем.[⇨]

Картина выиграла «Премию Хьюго» за лучшую постановку, приобретя статус культовой. Став ярким образцом фильма в жанре «Киберпанк» и представителем направления неонуар. В 1993 году картина вошла в «Национальный реестр фильмов» Библиотеки Конгресса США.[⇨]

В 2017 году картина получила продолжение в виде фильма «Бегущий по лезвию 2049».[⇨]

Сюжет

Контекст и название

Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Человечество разделено на классы людей и репликантов — продуктов генной инженерии, искусственных людей, андроидов. Последние внешне неотличимы от людей, но находятся на положении их рабов и выполняют функции, либо рискованные для жизни (работа в шахтах), либо унижающие достоинство (проституция). Несмотря на их производность от людей и институциализированную второсортность, новейшие модели репликантов превосходят своих создателей физической силой и интеллектом.

Чтобы сохранить возможность контроля над репликантами, создатели заложили в них генетическую программу, в соответствии с которой по истечении четырёх лет жизни репликанты умирают. Однако некоторые репликанты не желают мириться с подобным положением и пускаются в бега в поисках способа продления жизни, либо просто не желая быть рабами. Эти «сломанные роботы» подлежат физическому уничтожению, или «отправке в отставку». Данная функция возложена на особое подразделение правоохранительных органов — «блейд-раннеров» (англ. blade runner).

Термин «blade runner» был позаимствован Скоттом из рассказа Алана Ноурса «The Bladerunner» и одноимённого сценария Уильяма Берроуза, где означал распространителя контрабандных медицинских товаров[4]. Название фильма на русском языке возникло благодаря буквальному дословному переводу оригинального названия (англ. blade — лезвие, runner — бегун) — «Бегущий по лезвию».

Репликанты противятся истреблению и периодически поднимают восстания против людей. По этой причине их использование разрешено только во внеземных колониях. Для распознавания репликантов используется тест Войта-Кампфа на эмпатию, способность к сопереживанию. Именно с проведения такого теста над репликантом Леоном Ковальски и начинается фильм.

Фабула

Рик Декард (Харрисон Форд) готовится оставить работу «бегущего по лезвию», однако его отзывают из отпуска в связи с опаснейшим случаем побега из колонии репликантов модели «Nexus-6». Группа прибывших на Землю беглецов состоит из командира боевого отряда Роя Батти (Рутгер Хауэр), солдата Леона (Брайон Джеймс), проститутки-убийцы Зоры (Джоанна Кэссиди) и «базовой модели для удовольствия» Прис (Дэрил Ханна). Босс Декарда, капитан Брайант (М. Эммет Уолш), раскрывает ему срок жизни модели «Nexus-6» (четыре года) и даёт в напарники Гаффа (Эдвард Джеймс Олмос) — карьериста, говорящего исключительно на «жаргоне» (англ. Cityspeak — язык, являющийся смесью всех основных языков окончательно глобализовавшейся планеты, попал в фильм из книги). Они должны отыскать и уничтожить беглецов.

Декард отправляется в корпорацию «Tyrell», где производятся репликанты, чтобы узнать, работает ли тест Войта-Кампфа на модели «Nexus-6». Президент корпорации доктор Элдон Тайрелл (Джо Тёркел), чтобы испытать Декарда и возможности новой модели репликанта, вынуждает его вместо репликанта сначала провести тест Войта-Кампфа на своей секретарше Рейчел (Шон Янг). К удивлению Декарда, Рейчел не проходит тест, хотя Декарду потребовалось задать ей около ста вопросов, после чего Декарду сообщают, что Рейчел — экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью, как у человека. Пытаясь доказать свою человеческую природу, Рейчел показывает ему свою детскую фотографию с матерью. Декард с ходу перечисляет Рейчел и другие её «воспоминания», на деле позаимствованные Тайрелом у своей племянницы и имплантированные в её сознание, чем приводит девушку в отчаяние.

Тем временем репликанты спешат выяснить даты своего изготовления и, соответственно, оставшийся срок жизни. В чайнатауне Рой и Леон посещают цех по производству глаз для репликантов. При допросе работающего там старого китайца Ганнибала Чу (Джеймс Хонг) им удаётся получить сведения о «генетическом дизайнере» по имени Дж. Ф. Себастьян (Уильям Сандерсон).

Декард и Гафф обыскивают гостиничный номер Леона. В его комнате Декард находит фотографию, а в ванной — искусственно синтезированную змеиную чешую. Декард видит сон с единорогом, проснувшись, он изучает фотографию. Зацепки приводят его к стрип-клубу, в котором работает «девушка со змеёй» — танцовщица Зора (Джоанна Кэссиди). Она пытается убежать, и Декард во время преследования убивает её. После этого босс сообщает ему об исчезновении Рейчел из корпорации и поручает включить девушку в число своих мишеней. Вскоре после гибели Зоры «бегущий по лезвию» подвергается нападению со стороны Леона, ожесточённого смертью Зоры. В ходе схватки, когда Леон уже готовится убить полицейского, Декарду на помощь неожиданно приходит Рейчел и убивает Леона. Декард исключает её из числа своих жертв.

Прис заводит знакомство с Себастьяном и выясняет, что 25-летний изобретатель подвержен преждевременному старению. Его причудливая квартира в старинном здании заполнена живыми игрушками-репликантами, а в свободное время он играет в шахматы с Тайреллом. Себастьян хорошо понимает тягу репликантов к жизни и, поддавшись на их уговоры, вызывается проводить их в штаб-квартиру своего босса. Роя сводит с ума то, что ему, кому дано больше способностей, чем любому иному, отмерена столь короткая жизнь. Он надеется, что Тайрелл способен что-то изменить. Но Тайрелл бессилен, ибо краткость века репликанта определена ещё при его создании. «Вы горите ярче и сгораете быстрее», — произносит он. Потерявший надежду Рой целует в губы, а затем убивает своего создателя. Вероятно, следом за Тайреллом он убивает и Себастьяна (эта смерть не показана, однако в следующей сцене Рой спускается на лифте в одиночестве, а в окончательной версии фильма по полицейскому радио в машине Декарда сообщается, что тело Себастьяна обнаружено рядом с телом Тайрелла).

Декард добирается до квартиры Себастьяна, ставшей убежищем для Роя и Прис. Прис нападает на полицейского, но погибает от выстрелов Декарда. По физической силе и боевым навыкам Рой намного превосходит Декарда и, несмотря на то, что процесс умирания андроида уже запущен, Рой калечит своего преследователя, ломая ему два пальца. Пытаясь уйти от Роя, Декард делает неудачный прыжок с одного здания на другое и начинает соскальзывать в бездну. Отчаянно цепляясь за железную балку, он повисает над пропастью, и тут над ним вырастает фигура Роя.

Рой спасает Декарда, вытаскивая своего врага из пропасти. Рой, репликант, созданный для убийства, столь сильно ценил человеческую жизнь, в которой самому ему было отказано, что в последнее своё мгновение решил сохранить жизнь человека, который хотел его убить. Из окровавленной руки андроида торчит металлический шип — теперь Рой уподобляется не Иуде, а Христу[5]. Отпустив в просветлевшее небо белого голубя, он умирает с цитатой из Фридриха Ницше на устах[6], а Декард с Рейчел отправляются в Канаду, чтобы жить вместе «долго и счастливо». Фильм завершается монологом Декарда о том, что он не знает, когда будет запущен процесс умирания андроида у Рейчел, но надеется, что никогда.

Позднее «хэппи-энд» был исключён из режиссёрской версии фильма, и фильм получил открытый финал: Декард вместе с Рейчел покидает квартиру и на площадке перед дверью находит оригами в форме единорога, которые постоянно мастерит из обрывков бумаги Гафф. Декард понимает, что Гафф был здесь, но пощадил Рейчел. В ушах у него звучит прощальная фраза Гаффа:

Жаль, ей не дано пожить. А впрочем, кто живёт?

Оригинальный текст (англ.)

It’s too bad she won’t live. But then again, who does?

В сценарии 1981 года начало фразы Гаффа было иным[7]:

Жаль, у неё недолгий срок, а! А у кого не так?

Оригинальный текст (англ.)

It's too bad, she don't last, eh! But who does.

Создатели фильма

Основной актёрский состав

Производство

Сценарий

Заинтересованность в киноадаптации романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» появилась вскоре после его публикации в 1968 году.[8] Режиссёр Мартин Скорсезе думал над этим, но так и не решился[9][10][8]. Продюсер Херб Джаффе начал работу в 1970 годах, но Дику не понравился сценарий, написанный сыном Хербе, Робертом.[8] Автор отозвался о сценарии как об ужасном, а когда Роберт прилетел к нему в Санта-Ану, он ещё у трапа самолёта предложил набить ему морду прямо там[10][8].

В 1977 году Хэмптон Фэнчер написал свой сценарий[11][8]. Продюсер Майкл Дили заинтересовался сценарием Фэнчера и убедил режиссёра Ридли Скотта принять участие в съёмке фильма. Сначала Скотт отказался от проекта, но после того, как отошёл от работы над картиной «Дюна», решил что у него есть время.

Интерес Ридли Скотта к вопросам жизни и смерти был порождён смертью старшего брата Фрэнка от рака кожи[12]. Мучительное умирание брата травмировало психику режиссёра до такой степени, что на протяжении нескольких лет его мучили кошмары[12][11]. Пытаясь отвлечься от этих неприятностей, он заинтересовался сценарием по роману Филипа Дика. Саму книгу он, впрочем, так и не прочитал[13].

21 февраля 1980 года он присоединился к проекту[8] и сумел поднять бюджет фильма с 13 миллионов долларов до 15. Сценарий Фэнчера в большей степени был сосредоточен на экологических проблемах и в меньшей на проблемах общества и религии,[14] Скотт потребовал переписать его. Фэнчер не был согласен с этим и выбыл из проекта, хотя позднее он вернулся для того, чтобы внести правки.[14] А Скотт нанял Девида Пиплза для того, чтобы тот переписал сценарий[15][8][14].

Подбор актёров

Подбор актёров для картины оказался непростой задачей, прежде всего на ведущую роль Декарда. Сценарист Хэмптон Фэнчер видел в роли Декарда Роберта Митчема и писал свой сценарий под него.[16] Режиссёр Ридли Скотт и продюсеры картины провели несколько месяцев переговоров с Дастином Хофманом, который в итоге выбыл из проекта из-за разногласий относительно видения персонажа.[16] В конечном итоге выбор остановился на Харрисоне Форде, благодаря его работе в фантастическом фильме «Звёздные войны» и участию в съёмках картины «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга, который его всячески расхваливал.[13] В тот момент Форд искал глубокую драматическую роль. По данным производственных документов, на главную роль рассматривались многие актёры, в том числе Джин Хэкмен, Шон Коннери, Джек Николсон, Пол Ньюман, Клинт Иствуд, Томми Ли Джонс, Арнольд Шварценеггер, Аль Пачино и Бёрт Рейнольдс.[16]

Одна из ролей, на которую нетрудно было подобрать актёра, была роль Роя Батти, жестокого, но чрезвычайно умного лидера репликантов.[17] Скотт выбрал Рутгера Хауэра, не встречаясь с ним лично, так как видел его работы в кино у режиссёра Пола Верховена.[16]Филип Дик назвал Рутгера Хауэра идеальным воплощением сверхчеловека, а сам актёр не раз говорил, что считает свою роль в этой картине самой значимой в карьере[18]. По мнению актёра, не каждому доводится принять участие в съёмках картины, которая меняет человеческое мышление.[19] Он сам переписал финальный текст своего персонажа и отдал его Скотту перед началом съёмок.[20]

Затем начался подбор актёров на второстепенные роли. Так, актрису Шон Янг пригласили на роль экспериментальной модели репликанта Рейчел с имплантированными воспоминаниями, заставляющими её думать, что она человек[21]. На эту роль также пробовалась Нина Аксельрод.[16]Дэрил Ханна сыграла Прис, базовую модель репликанта для удовольствий. На эту роль пробовалась актриса Стейси Нелкин, но получила другую роль, сцены с которой не вошли в окончательную версию фильма.[16] Подобрать актрис на роли Рейчел и Прис было непростой задачей, понадобилось несколько кинопроб и постановочных сцен для того, чтобы увидеть актрис на экране.[16]

Эдвард Джеймс Олмос, сыгравший Гаффа, пользуясь своей принадлежностью к разным этническим группам, помогал создать «Городской язык», на котором говорит его персонаж, смесь всех языков планеты[22]. М. Эммет Уолш исполняет роль капитана Брайанта, сильно пьющего, неряшливого ветерана полиции, типичного представителя фильмов жанра нуар. Джо Тёркел играет доктора Элдона Тайрелла, корпоративного магната, который построил империю на создании человекоподобных рабов. Уильям Сандерсон был одобрен на роль Дж. Ф. Себастьяна, тихого и одинокого гения, сочувствующего репликантам из-за своей болезни, одним из симптомов которой было ускоренное старение[23]. Джеймс Хонг, сыгравший пожилого генетика Ганнибала, специализирующегося на синтетических глазах, и Хай Пайк получили свои роли после первой кинопробы, что просто невероятно с учётом требований режиссёра Ридли Скотта[24].

Съёмки

К моменту начала съёмок компания «Filmways», вложившая более 2,5 миллионов долларов в подготовку к съёмкам[25], лишила проект финансирования. За 10 дней продюсер Дили смог привлечь три компании для финансирования съёмок картины, которые выделили 21,5 миллион долларов[26][27]. Филип Дик начал беспокоиться о том, что никто не сообщил ему о начале съёмок, это лишь укрепило его недоверие к Голливуду[28]. После того как Дик публично раскритиковал сценарий, предложенный Фэнчером, студия отправила ему сценарий, переписанный Девидом Пиплзом[29]. Дик одобрил сценарий и 20 минут визуальных эффектов, которые подготовили специально для него. Съёмки картины начались 9 марта 1981 года и закончились спустя 4 месяца[30].

Здание Брэдбери-билдинг, в котором отсняли часть материала, расположено в Лос-Анджелесе, однако большая часть съёмок фильма проходила в калифорнийской студии Warner Brothers, что довольно нетипично для Скотта[31]. Поначалу съёмочная группа выезжала на натурные съёмки в Нью-Йорк, Лондон, Бостон и Атланту, однако довольно скоро стало ясно, что ни один современный город не сможет передать облик города будущего так, как «тепличные» условия голливудской студии[31].

Харрисон Форд не смог найти общего языка со Скоттом, и во время съёмок дело чуть было не дошло до потасовки[32]. Форд заметил, что эта картина не является его любимой, дело было не только в работе со Скоттом, но и в том, что его заставили заниматься озвучкой. Тяжёлый нрав режиссёра вызывал у съёмочной группы такой стресс, что все носили майки с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом» — это намёк на знаменитую фразу Роджерса: «Никогда не встречал никого, кто бы мне не нравился»[13].

Одним из первых зрителей фильма стал тяжелобольной[33]Филип Дик. Фильм произвёл на него большое впечатление[13], он посчитал, что сценарий прекрасно увязан с книгой, а будущее, которое воплотил на экране Ридли Скотт, именно такое, каким он его себе и представлял. Добавив, что на экране он увидел свой внутренний мир. В Рутгере Хауэре он увидел идеальное воплощение ницшеанского сверхчеловека — «ледяное, арийское, безупречное»[34].

Стилистика

Нуар будущего

Транспортное средство

На момент выхода в прокат «Бегущий по лезвию» не вписывался в расхожие схемы классификации фильмов. Парадокс состоял в том, что визуальный ряд картины о технологиях следующего века был замешан на нуаровых образах 1940-х годов. Из интервью режиссёра следует, что он изначально хотел бросить вызов Голливуду, поставив в центр крупнобюджетного блокбастера фигуру пресыщенного жизнью антигероя, «почти бездушного человека, которому плевать, стреляет ли он в спину или в лицо», становятся ли его жертвами мужчины или женщины[31]. Режиссёр стремился придать фигуре Декарда сходство с Марлоу — циничным героем «Глубокого сна» (1946) и других детективов Рэймонда Чандлера[31].

Полицейская машина

С высоты сегодняшнего дня в фильме видят один из первых образцов «нуара будущего», или нео-нуара[35]. «Бегущий по лезвию» насыщен отсылками к проникнутым цинизмом и пессимизмом жанровым голливудским фильмам 1940-х годов.

Так, Брэдбери-билдинг — неоренессансное здание 1893 года постройки, которое представлено в фильме обиталищем дизайнера репликантов, — прежде фигурировало в классических нуарах «Двойная страховка» (1944) и «Мёртв по прибытии» (1950)[36]. Декард носит плащ спортивного покроя — непременный атрибут детективов в фильмах сороковых, а Рейчел — классическая «роковая женщина» в традиции Гилды[31][35].

Она предпочитает помаду яркого красного цвета, её тёмные волосы туго собраны в узел, она носит жакеты с объёмными подплечниками а-ля Джоан Кроуфорд.

По всему фильму Скотта разлит свойственный жанру нуара дух циничного пессимизма. Создателям «Бегущего по лезвию» чужда идея прогресса: через переливы холодных неоновых огней прорываются распад и разложение материи, а сцена убийства главы фирмы-производителя киборгов снята при свечах, как будто в костюмной драме.

Для обозначения антиутопии, в которой высокие технологии XXI века сходятся с приметами зари индустриальной эры (социальное бесправие, кризис гуманности, уличный беспредел), впоследствии возник особый термин — киберпанк. «Бегущий по лезвию» считается одним из первых и наиболее характерных примеров этого стилистического направления[37].

Ночной город

Сияющий бесчисленными огнями, но от того не менее мрачный, мегаполис «Бегущего по лезвию» представляет собой синтетический сплав разнородных влияний, среди которых исследователи выделяют «Метрополис» Фрица Ланга (1927)[38]. Прямые аллюзии к фильму Ланга — порхающие над городом летательные аппараты полицейских (спиннеры) и Декард, карабкающийся по карнизу дома в стиле ар-деко[39]. Городская застройка, в которой богатые живут буквально над своими работниками, у Ланга в «Метрополисе» это «Трон Башня», а в «Бегущем по лезвию» это «Здание Тайрелла». Специалист по визуальным эффектам Девид Драэр использовал стиль «Метрополиса» для создания внешнего вида города[40][41].

Помимо выдержанных в нарочито контрастных тонах фильмов в жанре нуар, на облик этого города повлияли и графические прототипы — хрестоматийная картина Эдварда Хоппера «Полуночники» и печатавшиеся во французском журнале «Кричащий металл» (Métal Hurlant) комиксы Мёбиуса[34][42]. Последнему было предложено принять участие в работе над фильмом, однако он отказался со ссылкой на занятость, о чём впоследствии сожалел[43].

Мир будущего в «Бегущем по лезвию» мерцает огнями рекламы

Скотт использовал внешний вид города Гонконга[44] и индустриальный пейзаж из своего дома в северо-восточной части Англии.[45] На визуальный стиль картины повлияли работы итальянского архитектора Антонио Сант-Элия.[46] Скотт нанял художника Сида Мида, который, как и режиссёр, был под впечатлением от журнала комиксов «Métal Hurlant»[47]. Лоуренц Полл и арт-директор Девид Снайдер реализовали на практике зарисовки Скотта и Мида. Дуглас Трабэл и Ричард Яричич руководили работами по созданию визуальных эффектов.

Смоделированный для «Бегущего по лезвию» образ загнивающего футуристического мегаполиса оказался весьма востребован в Голливуде конца XX века. И это неудивительно — создателям фильма удалось предсказать актуальные для рубежа тысячелетий проблемы перенаселения, глобализации, генной инженерии и климатических изменений[48]. Картина Скотта послужила одним из визуальных прообразов трилогии братьев Вачовски «Матрица» (1999—2003)[49]. В схожих урбанистических декорациях с преобладанием ночных сцен и сумрачных фонов поставлены такие блокбастеры, как «Бэтмен» (1989), «Пятый элемент» (1997), «Тёмный город» (1998) и «Искусственный разум» (2001)[50].

Последние сцены из оригинальной киноверсии, на которых Рейчел и Декард едут по дороге, сняты режиссёром Стэнли Кубриком. Ридли Скотт связался с Кубриком и попросил у него разрешения на использование части материала, не вошедшего в картину Кубрика «

www.gpedia.com

Все, что мы можем рассказать о новом фантастическом блокбастере «Бегущий по лезвию 2049»

Тридцать пять лет назад, в 1982 году, фантастический фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» стал родоначальником киберпанка. Многие картины, сериалы, комиксы были вдохновлены тем, как «Бегущий» изобразил мрачное будущее, где власть принадлежит корпорациям, а биороботы столь разумны, что их можно считать рабами, а не устройствами. Чем популярнее становилась картина, тем чаще говорилось, что ее сюжет стоит продолжить. И вот наконец до проката добрался грандиозный сиквел, созданный режиссером «Прибытия» Дени Вильнёвом. Он называется «Бегущий по лезвию 2049».

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой репликанты нового поколения охотятся на своих беглых предшественников, в то время как Америка умирает от экологической катастрофы. Будущее планеты давно не было таким гнетущим и завораживающим!

Предыстория фильма

В конце 1950-х американский писатель-фантаст Филип К. Дик работал над романом «Человек в высоком замке». Это была книга об альтернативной истории мира, в которой Германия и Япония выиграли Вторую мировую войну и разделили между собой США и СССР. Чтобы сделать роман достовернее, Дик штудировал нацистские дневники и воспоминания. Там было много жуткого, но одна фраза поразила его до глубины души. Эсэсовец, служивший в лагере смерти, жаловался, что крики детей не дают ему спать по ночам. Нацист писал о страданиях малышей с таким негодованием, будто речь шла о хулиганах, которые ночью включают громкую музыку.

Дик был ошеломлен тем, что человек может быть настолько лишен сочувствия, и это навело его на мысль сочинить футуристический роман, посвященный бесчувствию по отношению к андроидам – почти неотличимым от людей искусственным существам, которых в будущем используют как рабов на грязных и опасных работах. Когда андроиды сбегают, их истребляют специально подготовленные охотники, умеющие выявлять и уничтожать искусственных существ. Легко заметить, что изданная в 1968 году книга Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» была вдохновлена не только германским нацизмом, но и американским рабовладением. Писатель предупреждал, что давно отжившие порядки могут возродиться на новом витке технологической эволюции.

Ридли Скотт и Филип К. Дик

Помимо социальных проблем роман поднимал экзистенциальные вопросы. Дик показал, что технологический прогресс может размыть такие понятия, как «разумное существо», «искусственное создание», «искреннее переживание», «фантазия» и «реальность». При этом повествование было напряженным и изобретательным. Оно захватывало и заставляло задуматься.

Несмотря на все достоинства этой и других книг Филипа К. Дика, они не пользовались коммерческим успехом. Фантаст всю жизнь нуждался в деньгах, хотя его неоднократно выдвигали на престижные жанровые премии и удостаивали призов. В частности, роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на премию «Небьюла», которую ежегодно присуждает Американская ассоциация писателей-фантастов. К счастью, поклонниками Дика были не только коллеги-сочинители, но и голливудцы, которые могли рекламировать его творчество своими экранизациями.

В конце 1960-х Голливуд живо интересовался фантастикой. Вспомним хотя бы такие классические блокбастеры, как «2001 год: Космическая одиссея» и «Планета обезьян», вышедшие в один год с «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Разговоры об экранизации «Мечтают…» пошли почти сразу после ее публикации, но тогда они так и остались разговорами, хотя о создании картины по мотивам романа подумывали такие постановщики, как Мартин Скорсезе.

Новый виток интереса к «Мечтают…» начался десять лет спустя, после выхода в 1977 году «Звездных войн». Проект экранизации запустил бывший телевизионный актер Брайан Келли, который на съемках попал в аварию, был частично парализован и переквалифицировался в продюсера, вложив в свой бизнес деньги, отсуженные у студии за пренебрежение нормами безопасности. Большой поклонник романа, Келли привлек к своей затее начинающего сценариста Хэмптона Фанчера и работающего в Америке британского продюсера Майкла Дили.

Фанчер не сразу оценил всю глубину и сложность романа, и его первые попытки сочинить сценарий были довольно плоскими. Однако затем он осознал истинную сложность задачи и провел много месяцев, экспериментируя с разными подходами к тексту, пока наконец не сочинил редакцию, которой остался доволен.

Ридли Скотт на съмках фильма "Бегущий по лезвию"

Тем временем Дили «окучивал» своего земляка Ридли Скотта – британского постановщика рекламных роликов, который после перехода в большое кино прославился благодаря блистательному фантастическому хоррору «Чужой». Скотт после «Чужого» хотел экранизировать эпический фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна», в сравнении с которым «Мечтают…» казался мелкотравчатым. Но когда от рака умер его старший брат Фрэнк, потрясенный до глубины души режиссер вынужден был выйти из этого проекта. В конечном итоге «Дюну» в 1984 году выпустил Дэвид Линч.

После того как Скотт пришел в себя, он решил с головой погрузиться в работу, и сценарий Фанчера, который в то время назывался «Опасные дни», пришелся как нельзя кстати. Он предлагал не только творческий вызов талантам Скотта как постановщика и дизайнера, но и мрачный и печальный сюжет, созвучный скорби режиссера.

Первоначально планировалось, что картина будет скромным разговорным детективом, все действие которого будет развиваться в футуристических интерьерах. Однако Скотт мыслил амбициознее, чем Фанчер, и он стал перекраивать проект, чтобы развернуть на экране масштабную картину жизни в Лос-Анджелесе 2019 года. Сценарист сперва пытался потакать режиссеру, но вскоре их видения так сильно разошлись, что Фанчера уволили и заменили Дэвидом Уэббом Пиплзом, тоже начинающим автором. В руках Пиплза сценарий стал более динамичным и «мускулистым», и со временем Фанчер признал, что его замысел выиграл от сторонних правок.

Параллельно со шлифовкой текста Скотт разрабатывал визуальное решение ленты. Он вдохновлялся французскими комиксами из культового журнала Heavy Metal и привлекал к разработке дизайна талантливых художников и профессиональных футуристов, поставлявших смелые идеи для крупных корпораций. Скотт стремился, чтобы мир будущего был одновременно поразительным и правдоподобным, стильным и живым, американским и мультикультурным.

Ридли Скотт и Харрисон Форд на съмках фильма "Бегущий по лезвию"

Когда продюсеры проекта представили инвесторам сценарий и дизайны, они получили бюджет в 21 миллион долларов – скромная сумма по нынешним временам, но большие деньги для начала 1980-х. В дальнейшем бюджет вырос до 28 миллионов долларов, и это позволило Скотту реализовать большинство его идей и взять на главную роль Харрисона Форда, который стал звездой первой величины после «Звездных войн» и первой серии «Индианы Джонса». Также в картине снялись Рутгер Хауэр, Шон Янг, Дэрил Ханна и Эдвард Джеймс Олмос.

Рутгер Хауэр на съмках фильма "Бегущий по лезвию"

Съемки шли тяжело и медленно. Скотт впервые снимал в США, и его британский диктаторский стиль своенравные американцы встречали в штыки. Постановщика в то время еще недостаточно уважали, чтобы безропотно выполнять каждое его предписание, и конфликты порой бывали жесткими и даже выплескивающимися в прессу, что для Голливуда неслыханное дело. В итоге Скотт смог завершить съемки, но на этапе монтажа его уволили, и прокатную версию фильма продюсеры смонтировали сами. В дальнейшем это породило многолетнюю эпопею под названием «На видео выходят новые монтажные версии картины, и фанаты спорят, какая из них лучше и какая ближе к первоначальному режиссерскому замыслу».

Откуда взялось название «Бегущий по лезвию», под которым лента вышла в свет? Из одноименной книги американского фантаста Алана Норса, где английское словосочетание The Blade Runner означало «контрабандист, который перевозит медицинские инструменты» (прежде всего скальпели). В романе речь шла о мире, где многие пользуются нелегальными медицинскими услугами. В контексте фильма Скотта слово «лезвие» не имеет никакого значения, но режиссеру так понравился звучный заголовок книги Норса, что продюсерам пришлось купить права на экранизацию романа, чтобы законно использовать его название.

«Бегущий по лезвию» вышел в прокат 25 июня 1982 года и попал под каток «Инопланетянина». Появившаяся двумя неделями ранее позитивная семейная картина Стивена Спилберга пользовалась таким бешеным успехом, что мало кто хотел после нее смотреть сумрачный и шокирующий фантастический фильм для взрослых. Конечно, критики посмотрели «Бегущего» и написали про него, но их оценки не были однозначны. Одни полагали, что Скотт снял шедевр визуального и философского кино, в то время как другие находили ленту слишком сухой и затянутой, а также чрезмерно полагающейся на спецэффекты. В результате фильм при бюджете в 28 миллионов долларов заработал лишь 27 миллионов долларов – то есть позорно провалился.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

К счастью, на дворе уже была эпоха видео, и выпуск «Бегущего по лезвию» на кассетах подарил фильму вторую жизнь. Чем больше поклонников фантастики смотрели кино и чем чаще они его пересматривали и вдумывались в каждую деталь, чем яснее становилось, что Скотт все-таки создал шедевр. В скором времени «Бегущему» начали подражать как в Голливуде, так и в других странах – в частности, в Японии, – и с годами лента стала одним из самых влиятельных фантастических произведений. Сейчас практически любая футуристическая картина, рассказывающая о «корпоративном будущем», андроидах, биороботах, причудливом смешении восточных и западных культур, опирается на «Бегущего» или отталкивается от него. То же можно сказать о сериалах, мультфильмах, видеоиграх.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

Итак, прокатное фиаско обернулось победой на видеорынке. Однако было уже слишком поздно для того, чтобы снимать сиквел с сохранением прежней команды. Да и не рвались создатели картины после всех конфликтов на съемочной площадке снова собираться и вместе работать. У всех были новые проекты, и «Бегущий по лезвию» больше десятилетия оставался единственным и неповторимым.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

В 1995 году неприкосновенность «Бегущего» нарушил писатель Кевин Джетер, который выпустил книжный сиквел «Бегущий по лезвию 2: Грань человечности». Британский сценарист и постановщик Стюарт Хезелдайн рассматривал возможность экранизации этой книги, но не смог заинтересовать правообладателей картины Скотта своими предложениями. Если верить Хезелдайну, его сценарий понравился всем, кроме тех, кого надо было убедить.

Еще через десять лет, во второй половине 2000-х, Ридли Скотт решил вернуться в научную фантастику, которая его некогда прославила. Среди прочих проектов, один из которых в итоге стал «Прометеем», он разрабатывал идеи как сиквела, так и приквела «Бегущего по лезвию», причем последний задумывался как короткометражный мини-сериал для Интернета и телевидения. Эти замыслы отдали концы в 2010 году, потому что Скотт не нашел для них финансирования.

Наконец, еще через год, в начале 2011-го, со Скоттом связалась независимая кинокомпания Alcon Entertainment, которая была основана в 1997 году Бродериком Джонсоном и Эндрю Косовом. Alcon начала со скромных постановок вроде молодежной комедии «Где моя тачка, чувак?» и триллера «Бессонница» Кристофера Нолана. Когда Джонсон и Косов набили руку, они в 2010-х решили попробовать себя в больших проектах – таких как «Превосходство», ремейк «На гребне волны» и сиквел «Бегущего по лезвию». К тому времени, когда они позвонили Скотту, они уже купили права на съемку продолжения. Вопрос был лишь в том, согласится ли мэтр им помочь.

Мэтр согласился, хотя в то время Скотт был вплотную занят «Прометеем». После многолетнего перерыва британцу не терпелось вернуться в свои прежние фантастические миры и усовершенствовать их с помощью новых спецэффектов и куда больших бюджетов, чем в 1980-е. Так началась история картины, которая была без затей названа «Бегущий по лезвию 2049» – в честь года, когда развивается ее действие. Напомним, что действие первого «Бегущего по лезвию» разворачивается в 2019 году.

Работа над фильмом

Когда Ридли Скотт решил, что спродюсирует нового «Бегущего по лезвию» и, возможно, снимет его, он позвонил Хэмптону Фанчеру и поинтересовался, не хочет ли тот заняться картиной. Фанчер, который много лет не слышал голос Скотта, был шокирован тем, что режиссер, который некогда выжил его из картины, вновь предлагает работать вместе. Но никаких других занятий у Фанчера не было. Его кинокарьера фактически завершилась после выхода в 1999 году триллера о серийном убийце «Лишенный жизни», который Фанчер сочинил и поставил. Так что сценарист согласился и улетел из Нью-Йорка в Лондон, где живет и работает Скотт.

Дени Вильнёв, Ридли Скотт, Харрисон Форд и Райан Гослинг

Скотту повезло – Фанчер как раз написал фантастический рассказ, не имеющий отношения к «Бегущему по лезвию», но тематически с ним связанный. Из этого рассказа выросла сценарная заявка, а из нее – краткий сценарий, который в дальнейшем развернул в полноценное повествование сценарист «Логана» и «Американских богов» Майкл Грин, также известный по работе над «Зеленым Фонарем».

До недавнего времени мы ничего не могли рассказать о замысле Фанчера и сценарии Грина, поскольку их произведение держалось в строжайшем секрете. Сейчас мы знаем, о чем в нем идет речь, но все равно не будем углубляться в подробности, поскольку режиссер картины Дени Вильнёв настоятельно просит критиков и журналистов раскрывать как можно меньше сюжетных тайн, чтобы не испортить зрителям сюрпризы.

Тем не менее мы можем сказать, что Фанчер и Грин не пошли по пути, который в прошлом предлагал Скотт. Они не стали изображать жизнь в инопланетных колониях, куда в мире «Бегущего по лезвию» бегут все состоятельные жители Земли. Действие сиквела вновь развивается на Земле, где экологическая обстановка стала совсем удручающей. По крайней мере, в районе Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и близлежащих городов и территорий. Небо постоянно закрыто тучами, все время идет дождь или снег, часты туманы и бури, вся растительность и дикая живность вымерла. Если бы не выведенная генетиками снедь вроде съедобных червей, калифорнийцы давно бы умерли от голода.

После всех скандалов и восстаний, связанных с репликантами, производившая их корпорация Tyrell обанкротилась. Но свято место пусто не бывает. Новый концерн Wallace, созданный слепым бизнеменом-генетиком Ниандером Уолласом, поднял упавшее знамя. Сперва Wallace нажился на генетически модифицированной еде, а затем заплатил достаточно взяток, чтобы ему разрешили производство репликантов на основе патентов Tyrell и новых разработок. Конечно, при условии, что репликанты нового поколения не будут бунтарями вроде их опасных предшественников.

После банкротства Tyrell на Земле осталось немало беглых репликантов, которых не смогли поймать охотники вроде Рика Декарда из первой картины. Чтобы люди больше не пачкали руки, ловля прежних моделей была поручена новым репликантам, специально созданным для силовых операций. Они крепче, сильнее, выносливее, чем обычные люди и их предшественники.

Дени Вильнёв

Один из таких полицейских репликантов – главный герой «Бегущего по лезвию 2049». У него нет человеческого имени, и люди зовут его К – по первой букве кодового номера. Возможно, что это намек на «Процесс» Франка Кафки, где главного героя зовут Йозеф К. К ведет почти человеческую жизнь – ходит на работу, слушается начальника, спит в отдельной квартире. У него даже есть девушка, тоже искусственная. Но он ни на секунду забывает, что он – репликант.

Однажды во время охоты на пожилого репликанта К находит закопанный ящик со странным содержимым. Это содержимое становится основой для нового расследования, и вскоре выясняется, что вести его нужно в строжайшем секрете и что от его исхода зависит судьба корпорации Wallace и всех репликантов, бунтующих и послушных. По ходу следствия К посещает самые разные места, от офиса Wallace до гигантской свалки, и он знакомится с множеством людей и репликантов, среди которых оказывается и Рик Декард, скрывающийся от властей со времен первого «Бегущего по лезвию».

Кстати, кто такой Декард – человек или репликант? Ридли Скотт открыто говорит, что репликант, но «Бегущий по лезвию» даже в режиссерской версии лишь намекает на это и допускает разные интерпретации. К счастью для тех, кто не согласен с видением Скотта, «Бегущий по лезвию 2049» дает новую почву для размышлений, но избегает однозначного ответа.

Даже если Декард всегда был репликантом, он осознавал себя как человек. К же смотрит на ситуацию с иной точки зрения, и его осознание себя и своего места в мире становится ключевой темой нового фильма. Согласитесь, это логичная сюжетная эволюция, которая позволила сделать «Бегущего по лезвию 2049» одновременно схожим и несхожим с предыдущей лентой. Даже когда новая картина затрагивает те же проблемы, что и ее предшественница, она делает это под другим углом.

По мере того как проект обретал очертания, Скотт решил, что после завершения «Марсианина» поставит хоррор «Чужой: Завет», а не «Бегущего по лезвию 2049». Его дальнейшее расписание тоже было забито, и режиссер, забронировав за собой пост продюсера, согласился, чтобы нового «Бегущего» снимал новый человек со свежими идеями.

Французский канадец Дени Вильнёв к тому времени еще не выпустил драму «Прибытие», которая заставила говорить о нем как о мастере интеллектуальной фантастики. Однако его предшествующие реалистичные постановки вроде триллеров «Пленницы» и «Убийца» отличались визуальным мастерством и готовностью заглядывать в самые темные уголки людских душ.

Райан Гослинг, Харрисон Форд и Дени Вильнёв на съемочной площадке фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Именно поэтому продюсеры обратились к нему, когда им понадобилось заменить Скотта. При всей его фантастичности «Бегущий по лезвию» был в первую очередь нуарным триллером, а Вильнёв уже давно доказал, что знает толк в мрачных криминальных историях о неоднозначных героях. Конечно, работа со спецэффектами в блокбастерах тоже важна, но персонажи и их конфликты должны быть на первом месте.

Когда продюсеры впервые с ним связались, канадец отказался. Он испугался, что все испортит, если попытается снять сиквел одной из своих любимых картин. Но потом у него было время подумать, и когда ему позвонили во второй раз, он согласился. Вильнёв решил, что если уж развиваться как режиссер и браться за масштабный проект, то нужно заниматься кино, которое ему будет по-настоящему дорого.

Долгое время было непонятно, какую роль в фильме сыграет Харрисон Форд. Ранние версии сценария не включали пожилого Рика Декарда, и Скотт сомневался, что Форд физически сможет изобразить бывшего охотника на репликантов. Но в итоге Декарда в сценарий все же вписали, а Форд согласился его сыграть. Хотя, как и Вильнёв, он поначалу отказался. Актер сменил свое мнение о проекте, когда прочел сценарий и узнал, что именно ему придется делать. Отметим, что роль у Форда хоть и значимая, но небольшая. Декард появляется в сюжете лишь ближе к концу картины. Главный персонаж фильма – К. В этом нет никаких сомнений.

На съемочной площадке фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Кто среди нынешних голливудцев может сыграть одухотворенного Терминатора – персонажа со стальными кулаками, грустными глазами и напряженной внутренней жизнью, которая почти не проявляется, пока расследование не выбивает К из колеи? Режиссер и продюсеры остановились на Райане Гослинге, которому доводилось играть и чувствительных интеллигентов, и героев боевиков. Гослинг в нужной пропорции мужественен и душевен, и трудно сказать, кто мог бы его заменить, если бы актер отказался от роли. Может быть, Эмма Стоун?

На съемочной площадке фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Когда К смывает кровь и возвращается домой, его встречает Джой. В отличие от биологических репликантов, Джой – кибернетическое существо, которое лишь выглядит как очаровательная девушка. Это стандартная модель, и любой заинтересованный житель будущего может завести дома такую же красотку. Она ни за что не изменит, но может ревновать, и она отлично создает домашний уют, что очень полезно, когда за окном дистопия (или антиутопия). Роль Джой получила кубинская актриса Ана де Армас, которая в «Бегущем по лезвию 2049» куда уместнее, чем в недавнем комедийном триллере «Овердрайв», где она казалась слишком юной для своей роли.

На работе К тоже связан с женщиной. Его начальницу Джоши сыграла Робин Райт, поднаторевшая в экранной суровости за время съемок в сериале «Карточный домик». В корпорации Wallace детектив имеет дело с репликанткой Лав, которую изобразила голландская актриса Сильвия Хукс. Ранее она сыграла в драме Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Лав напрямую подчиняется основателю компании Ниандеру Уолласу, которого сыграл актер и музыкант Джаред Лето, нынешний исполнитель роли Джокера. Как уже говорилось, Уоллас слеп, что ничуть не мешает ему плести коварные планы по расширению власти и влияния корпорации.

Канадка Маккензи Дэвис из сериала «Остановись и гори» сыграла уличную проститутку Мариэтт. Швейцарка Карла Джури из фильма «Преисподняя» изобразила доктора Ану Стеллин, создательницу искусственных воспоминаний для репликантов (биороботы рождаются взрослыми, но им нужны детские воспоминания для нормального функционирования). Бывший рестлер Дэйв Баутиста из «Стражей Галактики» снялся в роли репликанта, которого К ловит в начале фильма. Ленни Джеймс из «Ходячих мертвецов» изобразил начальника детского приюта. Сомалиец Бархад Абди, номинированный на «Оскар» за свой кинодебют в «Капитане Филлипсе», изобразил уличного оценщика, к которому К обращается, когда не может попросить об экспертизе коллег. Наконец, Эдвард Джеймс Олмос вновь снялся в роли полицейского Гаффа.

Даже уличные сцены фильма были спроектированы так, чтобы их можно было снять на студии, с полным контролем над каждым уголком кадра. Лишь некоторые виды с воздуха снимались на природе в Исландии и Испании. Основная же работа велась на студии Korda Studios в 30 километрах от Будапешта, столицы Венгрии. Ранее Ридли Скотт работал там над «Марсианином». Это огромная современная студия, открытая в 2007 году и преимущественно рассчитанная на клиентов из Голливуда и богатых европейских стран, которые хотят западное качество по восточным ценам. Один из владельцев Korda Studios – Эндрю Вайна, известный голливудский продюсер, который вместе с семьей сбежал из Венгрии во время восстания 1956 года.

На студии группа снимала почти исключительно в павильонах, причем Вильнёв старался, чтобы как можно большая часть изображения физически присутствовала перед камерой. Так, например, виды из окон снимались по старинке, с помощью убедительно раскрашенных задников, а не с помощью нарисованных на компьютере пейзажей, вклеенных в кадр на место «зеленого экрана».

Вместе с режиссером, художниками и декораторами за создание иллюзии будущего отвечал британский мэтр американского кино Роджер Дикинс – постоянный оператор-постановщик братьев Коэн, который ранее снял для Вильнёва «Пленниц» и «Убийцу». Дикинс славится как мастер стильного изображения, и он не только работает в кино, но и консультирует голливудских аниматоров.

В отличие от съемок первого «Бегущего по лезвию», работа над «Бегущим по лезвию 2049» проходила с минимумом конфликтов и в соответствии с расписанием. Видно, правду говорят про канадцев, что с ними трудно поссориться… Без происшествий, впрочем, не обошлось. В августе 2016 года во время разбора декорации погиб строитель. На него обрушилась платформа, на которую крепилась декорация.

На съемочной площадке фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Также во время съемок Харрисон Форд промахнулся и по-настоящему заехал Гослингу в челюсть (у них есть совместная боевая сцена). Конечно, младший коллега на ветерана не обиделся, но Форд все же прислал Гослингу в подарок бутылку виски, чтобы у партнера не осталось никаких неприятных чувств.

Чтобы подготовить публику к новой истории о мире будущего, создатели фильма заказали три короткометражных фильма о событиях, которые произошли в промежутке между «Бегущим по лезвию» и «Бегущим по лезвию 2049». Игровые ленты 2036: Nexus Dawn и 2048: Nowhere to Run поставил Люк Скотт, сын Ридли Скотта. Он в прошлом году дебютировал как постановщик с фантастическом хоррором «Морган».

Третью ленту, аниме Blade Runner Black Out 2022, нарисовал японский аниматор Синъитиро Ватанабе, создатель знаменитого сериала «Ковбой Бибоп». Это наиболее значимая часть трилогии, поскольку она объясняет, почему в 2049 году ценная информация хранится на аналоговых носителях, а не в компьютерных базах данных. Хотя, казалось бы, к тому времени все должно быть полностью компьютеризировано.

Персонажи «Бегущего по лезвию 2049»

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Офицер К – главный герой фильма. Это репликант новой модели, работающий в полиции Лос-Анджелеса и охотящийся на репликантов прежних поколений. Сюжет картины закручивается во время одного из расследований К. К сыграл Райан Гослинг.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Джой – кибернетическая спутница жизни К. Это стандартная модель домашней красавицы, но К относится к ней как к настоящей девушке и разговаривает с ней по душам. Джой сыграла Ана де Армас.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Лав – репликант-помощница миллиардера Ниандера Уолласа, который контролирует все производство биороботов. Лав выполняет функции секретарши и ассистентки, но она может быть и боевиком, если получит соответствующий приказ. Лав сыграла Сильвия Хукс.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Лейтенант Джоши – начальница К. Типичный полицейский функционер, Джоши предпочитает свою карьеру соблюдению закона и с готовностью выполняет инструкции «сверху». Джоши сыграла Робин Райт.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Ниандер Уоллас – самый влиятельный человек в фильме. Это слепой глава корпорации Wallace, которая производит всю генетически модифицированную еду на Земле и всех репликантов нового поколения. Уолласа сыграл Джаред Лето.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Рик Декард – бывший охотник за репликантами. Декард много лет назад сбежал со службы вместе с репликанткой Рэйчел. Мало кто о нем помнит, но он все равно прячется так, чтобы его никто не мог найти. Декарда сыграл Харрисон Форд.

Ожидания

Инвесторы, среди которых студии Sony и Warner, вложили в «Бегущего по лезвию 2049» 185 миллионов долларов. Такие деньги не тратят на проекты, в которые не верят, и прокатчики надеются на большой успех. Исследователи рынка с ними солидарны – это одна из самых ожидаемых картин года.

Другое дело, сможет ли почти трехчасовое фантастическое кино для взрослых с эффектным изображением, но без грандиозного экшена посостязаться с блокбастерами Marvel и прочими лидерами проката. Нельзя исключать, что картина всего лишь окупится и дальше не пойдет. Но если успех будет громким, то это станет отличным подарком для всех, кто обожает умную фантастику и надеется на новые ленты вроде «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049». Голливудцы обожают копировать чужой успех, каким бы нестандартным он ни был.

Что касается критиков, то на Западе фильм в один голос хвалят и ставят ему высочайшие баллы. На наш вкус, это перегиб, но картина в самом деле впечатляющая и заслуживающая просмотра, если вы хоть немного цените «Бегущего по лезвию» и его эстетику. Да, это три часа в кинозале, но они заполнены красотой и фантазией, а не претенциозными пустотами. Как и положено умному кино, «Бегущий по лезвию 2049» требует зрительского сотрудничества и многое предлагает взамен. А еще это замечательный сиквел, что само по себе подвиг.

www.film.ru

"Бегущий по лезвию 2049": отзывы о фильме

Фильм "Бегущий по лезвию 2049", отзывы о котором есть в этой статье, фантастическая картина популярного канадского режиссера Дени Вильнева. Продюсером выступил Ридли Скотт. Лента основана на известном романе Филипа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?". Фильм является фактическим продолжением картины 1982 года. В широкий прокат вышел в октябре 2017 года.

"Бегущий по лезвию"

Фильм "Бегущий по лезвию 2049", отзывы о котором можно узнать из этой статьи, снят, в первую очередь, для поклонников шедевра Ридли Скотта 1982 года.

Тот фильм назывался просто "Бегущий по лезвию". В нем события происходили в Лос-Анджелесе в 2019 году. К тому времени человечество было разделено на несколько классов. Это люди и репликанты. Последние - продукты генной инженерии. Внешне они неотличимы от обычных людей, но существуют в положении рабов, выполняют самую грязную и опасную работу. Трудятся в шахтах или стоят на панели. Люди относятся к ним как к существам второго сорта, в то время как последние модели репликантов начинают значительно превосходить своих создателей в интеллекте и физической силе.

Чтобы репликанты не вышли из-под контроля, срок их жизни ограничен четырьмя годами. Некоторые особи, не желая мириться с подобным положением вещей, пускаются в бега, чтобы отыскать способы продления жизни. Таких роботов уничтожают. Для этого в полиции создается специальное подразделение.

Противясь истреблению, репликанты систематически поднимают восстания против людей. В результате их использование разрешают только в колониях за пределами Земли.

Сюжет нового фильма

На фильм "Бегущий по лезвию 2049" первые отзывы поступили положительные. События в картине разворачиваются в 2049 году. Репликанты интегрированы в общество в статусе рабов. Главный герой Кей (его играет Райан Гослинг). Это последняя модель модифицированного человека, который находится на службе у полиции Лос-Анджелеса. Он выслеживает репликантов-одиночек. Живет Кей со своей виртуальной голографической подругой по имени Джой.

После очередного бунта Кей начинает расследование, которое приводит его на ферму. В схватке он лишает жизни лидера изгоев по имени Саппера Мортон, а также находит таинственный ящик, зарытый в земле. Судебные медики выясняют, что в нем находятся останки женщины-репликанта, которая умерла в результате осложнений при кесаревом сечении. Это тревожит всех окружающих, потому что всегда считалось, что репликанты не могут забеременеть.

Ответственное задание

Кей получает приказ уничтожить все улики, связанные с этим делом, потому что его начальство считает, что знания о способности репликантов размножаться могут быть опасными и даже привести к войне. В том числе главному герою предстоит избавиться от ребенка, который родился от женщины-репликанта.

Сильно переживая из-за приказа убить ребенка, Кей отправляется к основателю корпорации по производству репликантов Ниандеру Уоллесу. От него он узнает, что погибшую во время кесарева сечения женщину звали Рэйчел. Она была экспериментальным репликантом, имела романтические отношения с ветераном - Бегущим по лезвию. Как и в фильме 1982 года, его играет Харрисон Форд. Уоллес отправляет за Кеем репликанта-боевика по имени Лав. Его задача - отыскать ребенка Рэйчел. Сам Уоллес рассчитывает воспользоваться возможностью репликантов размножаться.

На ферме, с которой все началось, Кей находит загадочную дату, вырезанную на стволе сухого дерева. Рядом с тем местом, где был найден ящик с останками Рэйчел. Удивительным образом эта дата в точности соответствует воспоминанию Кея из детства об игрушечной деревянной лошадке, которая у него была. На ней была вырезана точно такая же дата. Со временем Кей находит эту игрушку в детском уголке на том же месте, где ее оставил много лет назад. Тогда он понимает, что его воспоминания реальны, а не имплантированы, как он считал раньше.

Виртуальная подруга Кея Джой настаивает на версии, что воспоминания могут означать только одно - Кей в действительности человек. Проверяя эту версию, они обнаруживают в списках родившихся двойняшек. Это мальчик и девочка, появившиеся на свет с идентичной ДНК. Однако в живых числится только мальчик, девочка считается погибшей. Ребенок был воспитан в детском доме.

Воспоминания

Кей находит доктора Стеллин, которая ему подтверждает, что программировать репликантов с помощью реальных воспоминаний людей незаконно. Тогда он и начинает подозревать, что сам является сыном Рэйчел.

Тем временем Кей проваливает тест на эмпатию, с помощью которого распознают репликантов. Он оправдывается тем, что завершил свою миссию, уничтожив ребенка. Ему дают двое суток на то, чтобы исчезнуть. Кей забирает с собой Джой, записав ее на мобильный эмиттер. Он рискует, потому что, если эмиттер окажется поврежденным, Джой будет навсегда удалена.

Разрушенный Лас-Вегас

Следы радиации на игрушке приводят Кея в Лас-Вегас, который к 2049 году стоит в руинах. Там он отыскивает Декарда, который признается, что это он подделал записи о рождении и был вынужден оставить беременную Рэйчел с активистами движения за свободу репликантов, чтобы ее защитить.

Тем временем Лав с помощниками отыскивают Кея. В схватке он получает тяжелое ранение, его бросают умирать, уничтожив предварительно устройство, на которое записана Джой. Но Кей все же остается жить. Его спасают члены движения за свободу репликантов. Оказывается, они тоже за ним следили. Их предводитель Фрейс признается, что ошибался, считая, что Кей играет уникальную роль в движении за освобождение. В действительности у Рэйчел родилась девочка.

К тому же Фрейс выступает за то, чтобы предотвратить действия Уоллеса, стремящегося раскрыть тайну размножения репликантов.

Финал картины

В отзывах о фильме "Бегущий по лезвию 2049" многие отмечают, что их поразил финал. В конце ленты Декард встречается с Уоллесом. Он считает, что чувства Рэйчел к нему были запрограммированы, чтобы проверить, может ли репликант родить ребенка. Поэтому он отказывается сотрудничать с корпорацией. Уоллес приказывает пытать Декарда, чтобы получить от него всю необходимую информацию.

Когда Декарда перевозят, на кортеж нападает Кей. Он сбивает две машины с охранниками, вынуждая третью приземлиться. В перестрелке он убивает оставшихся стражников и самого пилота.

Остается только Лав. С ним у Кея возникает схватка врукопашную. Главный герой получает серьезные ранения, но все-таки побеждает и убивает боевика. После этого он инсценирует смерть Декарда, чтобы спасти его от репликантов и Уоллеса, которые их преследуют. Развязка картины наступает в кабинете Стеллин. Кей уверен, что она дочь Декарда и Рэйчел.

Отзывы о фильме "Бегущий по лезвию 2049"

Зрители, которые увидели ленту в кинотеатрах, утверждают, что это невероятно красивый футуристический триллер. В нем видна умелая и профессиональная режиссерская работа, продуман буквально каждый кадр. Все это серьезно завораживает, заставляя смотреть, не отрываясь от экрана.

В отзывах о фильме "Бегущий по лезвию 2049" среди положительных моментов многие отмечали непредсказуемый сюжет. Когда после первого получаса кажется, что все очевидно и предсказуемо, все переворачивается с ног на голову. Зрителей ждет увлекательный сюрприз, сценаристы потрудились на славу, отказавшись от концепции истории об избранном герое. Хоть Гослинг на эту роль подходил как нельзя лучше.

Вообще, фильм очень атмосферный, поэтому у тех, кто посмотрел фильм "Бегущий по лезвию 2049" 4dx, отзывы были самые восторженные.

Авторское кино

Канадский режиссер Дени Вильнев заслужил много положительных отзывов. Кино "Бегущий по лезвию 2049" оказывается нестандартным фантастическим боевиком. Оно ближе к авторскому кино с его неспешным повествованием и весьма продолжительным хронометражем. Лента длится два часа 40 минут.

Этого следовало ожидать от Вильнева, снявшего до этого психологический детектив "Враг", в котором главный герой находит на видеокассете с неизвестным фильмом актера, как две капли воды похожего на него самого, и детективный триллер "Пленницы" про похищение двух девочек на День благодарения. Отзывы зрителей о фильме "Бегущий по лезвию 2049", которые знали, кто такой Вильнев, были исключительно положительными.

Актерская работа

Отдельно стоит упомянуть об актерской работе. Зрители фильма "Бегущий по лезвию 2049" в отзывах отмечали, что кастинг проведен скрупулезный, актеры подобраны очень точно.

Главная роль досталась двукратному номинанту на премию "Оскар" Райану Гослингу за драму Райана Флека "Полу-Нельсон" и комедийный мюзикл Демьена Шазелла "Ла-Ла Ленд".

Успехом можно считать то, что создатели привлекли актера, сыгравшего главную роль в "Бегущем по лезвию" 1982 года. Номинант на премию "Оскар" Харрисон Форд (за мелодраматический триллер Питера Уира "Свидетель") блестяще исполнил свою роль и спустя 35 лет.

В отзывах о фильме "Бегущий по лезвию 2049" часто упоминается игра голландской актрисы Сильвии Хукс. Ей досталась роль боевика Лав.

Актеры фильма "Бегущий по лезвию 2049" отзывы зрителей заслужили преимущественно положительные.

И это неудивительно. Например, владельца корпорации Ниандера Уоллеса сыграл обладатель премии "Оскар" Джаред Лето. Эту награду он получил за лучшую мужскую роль второго плана в драме Жан-Марка Валле "Далласский клуб покупателей".

Отрицательные отзывы

Про фильм "Бегущий по лезвию 2049" отзывы зрителей были и отрицательные. Некоторые утверждали, что это всего лишь бессмысленный и никому не нужный сиквел, снятый Вильневым, начинавшим свою карьеру как режиссер малобюджетных арт-хаусных картин.

Также бытовало мнение, что в современном кинематографе постпродакшн намного важнее, чем сама суть картины. А лихо раскрученный всеми "Бегущий по лезвию 2049" (отзывы о нем перед премьерой были положительные) оказался маловразумительной пустышкой.

Персонаж Райана Гослинга многим показался унылым и плохо прописанным героем, за которым откровенно скучно наблюдать.

Отзывы критиков

Про фильм "Бегущий по лезвию бритвы 2049" отзывы оставляли не только зрители, но и кинокритики. Специалистам в области кино фильм преимущественно понравился.

Известный отечественный кинокритик Антон Долин отмечал, что это пусть и не самый дорогой и не самый потенциально успешный голливудский блокбастер этого года, но, безусловно, самый ожидаемый. В фильме "Бегущий по лезвию 2049", по отзывам критиков, создана уникальная неспешная и притягательная атмосфера. К тому же это невероятно красивая и эпичная лента. Она рассказывает о мрачном будущем человечества. При этом многие темы, которые в ней затрагиваются, перекликаются с первой частью, снятой Ридли Скоттом.

Посмотрев фильм "Бегущий по лезвию 2049", в отзывах критики высоко оценили работу камеры оператора Роджера Дикинса, уже работавшего с Вильневым, а также постоянно снимающего с братьями Коэн, Эдвардом Цвиком, Сэмом Мендесом, Майклом Редфордом. С братьями Коэн он работал практически во всех их лентах - "Да здравствует Цезарь", "Старикам тут не место", "Большой Лебовски", "Фарго", "Человек, которого не было".

Соответствующую атмосферу для фильма удается создать, благодаря композиторам Хансу Циммеру и Бенджамину Уоллфишу.

fb.ru

Бегущий по лезвию 2049: пять фактов о фильме, которые вам нужно знать

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) — продолжение культовой киберпанк-фантастики Ридли Скотта. Мировая премьера фильма, режиссером которого стал Дени Вильнёв, планируется на начало октября. В главных ролях мы увидим Райана Гослинга, Харрисона Форда, Джареда Лето. Портал gamersdecide.com опубликовал пять самых важных фактов о новом «Блэйдраннере», которые нам нужно знать.

1. «Бегущий по лезвию 2049» имеет интересный сюжет

Это фильм о молодом блэйдраннере (Райан Гослинг), который находится в поисках своего старшего коллеги Рика Деркада (Харрисон Форд). Бегущий по лезвию — это тот, кто охотится на репликантов — агрессивных роботов, которые выглядят как люди. Декард пропал 30 лет назад, и персонаж Гослинга ищет Рика для того, чтобы спасти общество от надвигающегося хаоса.

2. «Бегущий по лезвию 2049» — это не ремейк.

Фильм Дени Вильнева не является ремейком оригинального «Бегущего по лезвию» 1982 года, в котором также снялся Харрисон Форд. На самом деле, это сиквел. В оригинальной истории действие разворачивается в 2019 году, новая же история происходит 30 лет спустя.

3. Мы увидим старых и новых персонажей

Харрисон Форд снова появится в роли Рика Декарда из оригинального фильма. Райан Гослинг и Джаред Лето представят новых персонажей — соответственно офицера К. и Ниандера Уолласа.

4. В этот раз обошлись без Ридли Скотта

Признанный мастер кинофантастики не является режиссером «Бегущего по лезвию 2049», режиссерское кресло занял Дени Вильнев, который номинировался на Оскар за прошлогоднее «Прибытие». Больше Вильнев не снимал ничего в научно-фантастическом жанре. Но канадского режиссера можно назвать поклонником sci-fi, учитывая, что его любимый фильм — «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Что касается Ридли Скотта, то он в этом проекте является одним из продюссеров.

5. «Бегущего по лезвию 2049» не снимали в США

Основная студия находится в Будапеште (Венгрия). Кроме того были съемки на Korda Studios в городке Этьек в 30 км от Будапешта, а воздушные сцены снимали в Испании и Исландии.

Купить книгу Мечтают ли андроиды об электроовцах? (Филип К.Дик).Книга, на основе которой снят фильм «Бегущий по лезвию». После ядерной войны Земля превратилась в пустыню, покрытую радиоактивной пылью. Немногие оставшиеся люди влачат жалкое существование в полуразрушенных городах. Рик Декарт, профессиональный охотник, получает задание найти и уничтожить нескольких андроидов, сбежавших с внешней колонии на Землю.

Похожие записи

altereos.ru