Содержание
Лучшие стратегии в реальном времени на ПК
Жанр RTS чрезвычайно разнообразен. Он существовал ещё до появления персональных компьютеров, а за прошедшие десятилетия оброс самыми разнообразными механиками и поджанрами. Неподготовленному геймеру очень просто потеряться в этом многообразии. Поэтому мы поможем разобраться в нём и представляем вам подборку лучших стратегий в реальном времени, в которые можно поиграть и сегодня.
Northgard
Неожиданно нашумевшая стратегия от Shiro Games. Игрок берёт под командование один из кланов викингов, чтобы привести его к процветанию. Каждая фракция, кроме стандартных механик, имеет свои особенности: уникальные постройки и юниты, экономические условия и берсерка.
Игровой процесс проходит в реальном времени, но при этом медитативен. От вас потребуется не мгновенный микроконтроль и сотни нажатий в минуту, но правильное распределение ресурсов и точный расчёт.
В игре доступна сюжетная кампания, матчи против компьютера и два онлайн-режима. В одном открыты несколько вариантов победы: военная, «научная», по условию карты и т.п. В другом победное условие определяется случайно.
Недавно Northgard портировали на телефоны, распространяя её по покупной модели. К сожалению, онлайн-бои на этой платформе пока не доступны.
Ancestors Legaсy
Проект от малоизвестной польской студии, рассказывающий о средневековых войнах. В восьми сюжетных кампаниях предстоит играть за четыре исторические фракции, вроде викингов или славян, возглавляемых историческими и легендарными личностями.
Игровой процесс не поражает масштабностью. В большинстве случаев армия ограниченна десятью отрядами, в каждом из которых редко бывает больше пятнадцати человек. Военачальники и вовсе в одиночестве занимают целый слот. При этом у каждого отряда накапливается опыт, поэтому просто распустить его часто очень невыгодно.
Во внесюжетных битвах всё вращается вокруг захвата деревень. Именно они вносят основной вклад в экономику вашего поселения, поэтому их нужно оборонять. А так как силы ограничены, приходится постоянно разрываться между контролем территорий и нападением на врага.
Графика и дизайн на высоте. Игра сделана на Unreal Engine 4, поэтому прорисовка солдат и окружения, анимации и эффекты радуют глаз. Оружие и доспехи реалистично-изящны, постройки крайне натуралистичны.
Проект больше рассчитан на прохождение кампании, чем на онлайн-битвы, и вряд-ли понравится любителям сетевых баталий.
Серия Stronghold
Оригинальный Stronghold 2001-го года заинтересовал первых игроков, а Stronghold Crusaiders превратил эту серию в по-настоящему массовый продукт. Последующие части не изменяли радикально игровой процесс, внося лишь локальные изменения.
Это динамичная игра, заточенная под постоянные боевые действия и быстрые сражения между игроками. Экономика не примитивна, но очень проста по современным меркам; она лишь придаток к постоянному производству юнитов.
Присутствует обширная система фортификации. Игроки могут строить стены и башни, размещать на них стрелков и машины. Чтобы разрушать их, можно производить осадные машины и специальную пехоту с лестницами.
В противоположность этому, кампания не особо богата. Но и в ней каждый компьютерный соперник имеет свои особенности ведения боя: предпочитает разные тактики, постройки и юнитов.
Начиная со второй части, серия перешла в 3D.
Age of Empires 2
Легендарная игра от Ensemble Studios, в которой игрок возглавит одну из исторических цивилизаций. Доступна как обширная кампания за легендарных личностей, вроде Жанны Д’Арк и Чингиз-хана, так и сетевые сражения.
Каждая фракция отличается несколькими экономическими свойствами и двумя-тремя уникальными юнитами. С ней вы пройдёте несколько эпох, от раннего средневековья до имперского времени. Чтобы победить соперника, нужно уничтожить его военной силой, либо построить и защитить чудо света. В сюжетных миссиях список условий значительно расширяется и зависит от текущего сюжета.
Оригинальная игра вышла в 1999-м году, но недавно разработчики выпустили переиздание. При этом на обе версии до сих пор активно выпускают патчи и вводят дополнительные нации. Активное игровое сообщество никогда не забывало проект, а в последнее время его популярность значительно выросла, и даже в старом издании легко найти живого соперника.
Серия Total War
Одна из известнейший серий в истории игровой индустрии, посвященная управлению государством и масштабным войнам в различных сеттингах. Первая часть происходила в феодальной Японии, но потом серия побывала в античности, средневековье, новом времени и даже в фэнтезийной вселенной Warhammer: Fantasy Battles.
Вся серия построена по одному принципу. Игровой процесс разделён на две части. Глобальную карту, на которой в пошаговом режиме происходит управление экономикой, строительство, дипломатия и перемещение войск. И тактическую карту, где игрок управляет сражением конкретных армий, которые столкнулись на глобальной карте.
От части к части вносятся отдельные изменения: упрощается или усложняется дипломатия, меняется экономика или деление регионов, параметры юнитов. В зависимости от сеттинга меняется и боевая составляющая. Если в Total War: Shogun 2 под контролем игрока оказываются классические самураи и немногочисленные аркебузиры, то в Total War: Warhammer в бой идут огромные монстры и толпы фэнтезийных существ, а поле боя обильно забрасывается магией.
Самый широкий круг игроков найдёт что-нибудь для себя. Любителям затяжных боёв понравится Medieval 2, дипломатии и управления – Three Kingdoms, эстетики и красочности – Shogun 2. В большинстве частей всё ещё жив онлайн, представляющий из себя битвы настраиваемых армий. К большинству игр, особенно к более старым, активно разрабатываются любительские моды, позволяющие сыграть в сеттинге «Властелина колец» или «Игры Престолов».
Серия Company of Heroes
Серия RTS про Вторую мировую. Обе игры умудряются соблюсти баланс между кампанией и сетевыми сражениями. В сюжетных миссиях игровой процесс вращается вокруг реальных исторических событий, в рамках которых игрок постепенно захватывает карту или обороняет рубежи. В битвах соперники борются за контрольные точки, приносящие победные очки (уничтожить противника тоже можно, но это намного труднее).
В кампании первой части игрок возглавляет американскую армию, во второй – советскую. Последняя вызвала обоснованную волну негодования в России из-за искажения исторических событий и издевательства над памятью предков. Общественность даже собирала подписи за запрет игры на территории РФ, но не вышло. Но, несмотря на это, чисто геймплейно, это до сих пор одна из лучших игр в данном сеттинге.
Экономика очень проста, но бои сложны и разнообразны. Множество видов отрядов и техники, реалистичные механики укрытий и подавления огнём, необходимость выстраивать оборону и прикрывать подразделения создают широкое тактическое разнообразие. Зимние бои ещё больше расширяют возможности: солдаты могут увязнуть в снегу и замерзнуть, метель снижает видимость, а следы могут раскрыть недавно прошедшие мимо отряды.
Отрядов у одного игрока относительно немного, и устроить массовое сражение можно только с участием большого количества людей. Поэтому игра остаётся популярной у любителей камерных тактических стратегий, где каждый отряд на вес золота.
Men of War 2: Assault Squad
Стратегия про Вторую мировую от немецкой студии Digitalmindsoft. В ней есть несколько кампаний за разные стороны конфликта, но по-настоящему проект раскрывается в сетевых боях.
Дело в том, что у каждого солдата есть личный инвентарь, поэтому любого пехотинца можно экипировать как угодно прямо в бою. Передавать ему гранаты и ремонтные наборы, забирать у погибших противников оружие и даже каски. Соответственно, у них ограничено и количество патронов, которые нужно регулярно пополнять.
Похожая история и с техникой. У каждого танка реалистичная модель пробития, а внутри сидит экипаж. После гибели машины, выжившие бойцы продолжают сражение в качестве пехоты и могут даже захватить уцелевшую вражескую технику.
Во время боя игрок может взять под контроль любую единицу: танк или человека, и самостоятельно управлять всеми её действиями: двигаться, стрелять, бросать гранаты, залегать. Настоящее мастерство заключается в грамотном переключении между этими режимами и своевременном личном присутствии на важнейших участках фронта.
Игра вышла в 2014-м году, и до сих пор не имеет равных аналогов. Онлайн сравнительно небольшой, но стабильный, и легко можно попасть даже в матч 3 на 3 или больше игроков.
Command & Conquer: Red Alert 3
Необычная стратегия 2008-го года, продолжающая альтернативную историю предыдущей части. Лидеры Советского Союза, потерпев поражение от сил Альянса, отправляются в прошлое и убивают Эйнштейна, таким образом не изобретшего атомную бомбу. Теперь СССР получает ещё один шанс, но неожиданно в конфликт вмешивается императорская Япония, не пострадавшая от ядерного оружия.
В течении трёх кампаний игрок знакомится с юнитами и механиками и приводит к победе одну из сторон. А дополнение Uprising добавляет ещё четыре мини-кампании и два дополнительных одиночных режима.
Главное в проекте – неповторимый визуальный стиль и специфический юмор. СССР посылает в бой боевых медведей, огромные дирижабли «Киров» и блокирует урон абсолютной системой защиты «Железный занавес», а Япония конструирует огромного робота-самурая для захвата мира.
Серия никогда не славилась балансом, и эта часть не исключение. Поэтому сетевые бои скудны и быстро надоедают. Но одиночное прохождение займёт не один десяток часов и подарит незабываемые воспоминания.
Warhammer: 40000. Dawn of War 1 и 2
Игры от создателей Company of Heroes. В них игрок попадает в жестокий мир Warhammer: 40000 с умирающим человечеством и многочисленными ксеносами, угрожающими ему. Части кардинально отличаются друг от друга, но остаются одними из лучших работ в своём жанре.
Первая игра – классическая RTS с постройкой базы и наймом отрядов. Система укрытий и захвата точек перекочевала из первой Company of Heroes, поэтому сетевые баталии тут так же динамичны и тактически разнообразны. Кампания же повествует о бесконечной и кровавой войне между непримиримыми космическими соперниками.
До сих пор активен онлайн. В мастерской Steam многие фанаты создают моды, которые могут использоваться и в сетевой игре. Поэтому сейчас сражения превратились в масштабные битвы с сотнями юнитов и огромными машинами, достойными лора известной вселенной.
Вторая часть – заточенная под сюжетную кампанию камерная стратегия. Игроку выдают несколько бойцов-космодесантников с небольшими отрядами. Каждого можно прокачивать и различно экипировать. Все они – основные действующие лица истории. Игровой процесс заключается в решении всё новых тактических задач наличными силами.
Сетевая игра превратилась в мелкие стычки за ключевые объекты. У игрока максимум 5-10 маленьких отрядов, отстраивать базу нельзя. Но и такие сражения нашли своих поклонников, поэтому онлайн до сих пор активен. Кроме того, есть совместный режим выживания, в котором придётся обороняться от бесконечных волн врагов и прокачивать своего командира.
Star Wars: Empire at War
Древний, но совершенно не потерявший актуальности проект по известной вселенной. Кроме сетевых схваток доступны кампания и режим захват галактики, в котором предстоит контролировать общую экономику десятков планет и стратегически распределять между ними войска.
В игре два типа битв: космические и наземные. Наземные – это классическая RTS со строительством своей базы, уничтожением вражеской и захватом нейтральных объектов. В режиме захвата галактики у нападающей армии не будет опорного пункта, и справляться придётся наличными силами. Космические – тоже RTS, в которой всё будет вращаться вокруг космических станций, которые самостоятельно производят юниты и ресурсы.
В игре всего три фракции: империя, повстанцы и бандиты, но у каждой свой уникальный набор пехоты, техники и кораблей. А неравнодушные фанаты продолжают создавать и регулярно обновлять десятки модификаций.
На данный момент это единственная живая стратегия по Star Wars и достойный представитель своего жанра.
StarCraft II
Классический StarCraft произвёл революцию в жанре, и Blizzard решили разработать продолжение, представляющее всё лучшее на новом графическом движке. У них это получилось вполне.
StarCraft II много лет привлекает новых игроков и удерживает старых. По мнению большинства, это стратегия с идеальным балансом сторон, которая требует от игрока высокого навыка. Простая экономика грамотно сочетается с десятками уникальных юнитов, обладающих особыми способностями. Это порождает широкое тактическое разнообразие и, по прошествии десятка лет, игроки до сих пор продолжают находить всё новые решения.
В игре активный онлайн, хорошо развит киберспорт. Для любителей истории и харизматичных персонажей подойдёт кампания с различными игровыми условиями и дополнительными юнитами, которая затягивает на десятки часов. Это одна из лучших игр жанра, подходящая самому широкому кругу игроков.
Supreme Commander
Легендарная игра от Gas Powered Games, стоящая особняком от современников. В то время, когда конкуренты создавали камерные стратегии с кучей уникальных механик юнитов и быстрыми партиями, эти разработчики сделали упор на массовые сражения сотен единиц техники.
Бои проходят на картах размером до 20км2. Батальоны танков, эскадрильи самолётов и флоты сталкиваются на обширном фронте. После достаточного развития базы становится доступно атоиное оружие и прототипы: огромные юниты, способные уничтожать целые армии. Игроки будут управлять передвижными заводами, прямо на ходу создающими технику; летающими тарелками, убивающими всё живое под собой; и даже пушками, стреляющими на другой конец карты.
Экономика построена на непрерывной добыче ресурсов. Потребуется строить и оборонять многочисленные генераторы и фабрики, захватывать и контролировать места добычи. Рабочие корабли могут даже разбирать погибшую технику и здания.
В центре всего – командующий. Это универсальный юнит, способный строить здания и уничтожать врагов, опасный и выносливый. Но и столь же уязвимый, ведь при гибели командующего игрок проигрывает.
Графика и дизайн не слишком красочны, юниты разнообразны внешне, но не слишком уникальны в отношении механик и способностей. Экономика не сложна, но неподготовленному игроку может показаться громоздкой. Однако, игра идеально подходит любителям масштабных столкновений и долгих (более получаса) партиях.
Stellaris
Paradox Development Studio, прославившаяся в своё время нашумевшими Hearts of Iron и Europa Universalis, решилась на эксперимент и выпустила глобальную стратегию в космическом сеттинге. Риск полностью оправдался, и новый проект стал вехой в игровой индустрии, собрал армию фанатов и привлёк внимание разработчиков к научно-фантастической тематике.
Игрок возглавляет целую космическую расу, взаимодействуя с соседями и постепенно осваивая галактику. Каждая раса свободно настраивается перед партией и имеет индивидуальный набор особенностей. Она приспособлена к жизни на определённых типах планет, использует определённый вид технологий и устроена на конкретных социальных основаниях.
Вы можете выбрать агрессивных милитаристов-рабовладельцев, которые будут разрушать всё вокруг и подавлять другие культуры. Или религиозных пацифистов, уважающих чужое мнение и стремящихся к мирному сосуществованию. Конечно, возможны и религиозные милитаристы, насаждающие свой культ и подавляющие инакомыслие. Словом, вы сможете удовлетворить практически любые научно-фантастические фантазии.
На протяжении партии вам предстоит следить за экономикой, вплоть до экономики отдельных планет, строить и улучшать флоты, осваивать новые технологии. Нужно постоянно исследовать, колонизировать, расти, разрешая при этом многочисленные внутренние и внешние конфликты, как политические, так и военные. Ведь как бы пацифичны вы ни были, остальные не обязаны соглашаться с вами.
Одна партия может длится не один десяток часов, а их количество потенциально неограниченно. Доступен также кооперативный режим, в котором могут участвовать несколько игроков против компьютерных соперников или без последних. Эта игра действительно затягивает и, если вы решитесь потратить на неё это время, сможет радовать вас долгие месяцы.
Серия Warcraft
Легендарная серия, заложившая основы современных RTS. В ней впервые появилась возможность отдавать команды нескольким юнитам одновременно, герои и сюжет, не уступающий по увлекательности игровому процессу.
Вторая часть принесла популярность Blizzard, а третья расширила игровые возможности: новые движок и дизайн, дополнительные расы, новый продвинутый редактор карт. История Арториаса так зацепила игроков, что они десятки раз перепроходили игру; а когда надоедало, отправлялись в мультиплеер; когда надоедал и он, скачивали пользовательские карты.
Недавно вышло переиздание WarCraft III: Reforged, и старые сервера больше не поддерживаются. Но фанаты до сих пор играют и в оригинальную версию на сторонних серверах или по локальному соединению. Так что сейчас самое время приобщиться к классике игровой индустрии в любом удобном варианте.
Rise of Nation
Необычный гибрид Civilization и Age of Empires, по странному стечению обстоятельств не получивший широкой известности.
Играть предстоит за одну из наций, которая пройдёт путь от древности до современности, добывая ресурсы, строя города, воюя и возводя чудеса света. И всё это происходит в реальном времени! Игрокам предстоит делить территорию, воевать и договариваться, создавая для себя наиболее выгодные условия.
Кроме этого, доступно несколько глобальных режимов, в которых предстоит захватывать поделённый на провинции мир в серии сражений.
Поклонники никогда не переставали играть в неё, а в 2014-м году игра получила переиздание и теперь официально доступна для покупки.
They Are Billions
Стратегия в стимпанковском сеттинге, в которой предстоит сразаться с зомби. Доступна кампания с разнообразными миссиями и одиночные сражения на генерируемых картах.
Игроку предстоит захватывать ресурсы, отстраивать базу и оборонять её от периодически приходящих орд зомби. Видов юнитов и врагов не много, но все они уникальны. Экономика довольна проста и обыкновенна для подобных стратегий.
Игровой процесс довольно аркаден и рассчитан на весёлый отстрел зомби, порой превращается в tower defence и только изредка бросает вызов.
Серия Anno
Несколько очень похожих друг на друга игр про строительство городов и развитие экономики. Ваши поселения нужно развивать: удовлетворять потребности жителей, строить предприятия и транспорт. Всё это приносит различные ресурсы и товары, которые нужно использовать для выстраивания производственных цепочек, которые ещё быстрее вырастят экономику.
В каждом сценарии есть соперники, расширяющие или ограничивающие ваши возможности. С ними можно торговать, но они могут и мешать вам развиваться. Например, объявить войну и нападать на корабли, которые перевозят ресурсы между городами.
Разные части происходят в разном сеттинге: от XVIII века до недалёкого будущего.
The Settlers 7
Экономическая стратегия непрямого контроля. Здешним юнитам вы не сможете отдавать приказы непосредственно, только ставить задачи и организовывать условия их выполнения.
Экономика похожа на таковую в Anno. Игрок так же должен выстраивать производственные цепочки, получая всё более сложные товары. Разные типы жителей предъявляют разные требования, и не станут жить в поселении, если там нет нужного товара.
Есть и военная составляющая. Можно строить фортификации и нанимать отряды. Армию нужно содержать, для особых юнитов понадобятся особые ресурсы.
Доступны режим кампании, одиночных и сетевых сражений. Для победы нужно выполнить определённое количество условий раньше противников, поэтому уничтожать их не обязательно.
Majesty: The Fantasy Kingdom Sim
Вышедшая в 2000-м году, первая Majesty завоевала симпатии игроков. Идея оказалась простой, но гениальной: а что, если игрок окажется с другой стороны фэнтезийного мира, будет не выполнять задания, а выдавать их?
Вы должны обустраивать город, строить гильдии и магазины, нанимать героев. Каждый из них индивидуален и действует полностью самостоятельно. Можно только выдавать задания и обещать награду, а они сами решат, хотят выполнять её или нет. Некоторые будут убивать монстров бесплатно, стремясь прославиться, а другие и пальцем не пошевелят без обещания серьёзной суммы.
Все карты генерируются случайно, даже в кампании. Сложность растёт и, если в начале всё проходит просто, то под конец нужно сильно постараться для победы. К сожалению, доступна только одиночная игра.
Homeworld
Космическая стратегия в реальном времени, впервые введшая механику трёхмерного космоса, в котором корабли могли свободно перемещаться.
Игровой процесс построен вокруг материнского корабля – огромной базы, в которой сосредоточены все исследования, производство, и вообще вся экономика. Остальные корабли играют вспомогательную роль: воюют, добывают ресурсы, помогают в строительстве.
Для победы нужно уничтожить вражеский главный корабль. Потом можно отстроиться, произвести дополнительную армию и отправиться на следующую миссию.
Доступен только режим одиночного прохождения. Недавно разработчики выпустили ремастер, подтянув графику и оптимизировав игру под современные системы.
Лучшие RTS-стратегии на PC, топ стратегий
Самым ярким и противоречивым игровым жанром среди всех возможных на компьютере является RTS (от англ. Real-Time Strategy — стратегия в реальном времени). Его особенность заключается в совмещении сложности и разнообразия геймплея, приятной графики и завораживающей атмосферы. В этой статье представлены лучшие RTS-стратегии на PC за всю историю видеоигр.
ТОП-7 лучших RTS
Стоит обратить внимание на один интересный факт: текущая игровая индустрия по сравнению с 10–15-летней давностью игровых разработок, конечно, показывает хороший продукт этого жанра, но его достаточно мало. Вероятно, это особенность современных предпочтений игроков. Больше всего качественных RTS было выпущено в прошлом десятилетии или в конце 90-х.
Но даже те, кто только родился в начале нулевых годов, могли слышать о некоторых стратегиях, которые были популярны в период их рождения и взросления. Ниже приведена, по моему мнению, семерка лучших стратегий в реальном времени на ПК. Они расположены не в рейтинговом соотношении, а просто в порядковом, поскольку каждая из них заслуживает быть первой.
Warhammer 40,000: Dawn of War
Классический представитель своего жанра от компании Relic Entertainment выпущен в 2004 году, где в основе игровой механики лежит добыча ресурсов, исследование технологий, создание армии и уничтожение опоздавшего в таком же развитии противника. Игра отличается тем, что здесь особое место занимает тактическая составляющая. Здесь нет умопомрачительных боев десяток боевых единиц, — отряды по 6–10 юнитов с еще меньшим количеством военной техники являются основной ударной силой на карте.
В игре есть возможность управлять отдельными группами войск, создавая, например, по 6 бойцов в отряде с добавлением в него командира, который значительно его усиливает. Таким образом, игра делает акцент на микроконтроле игрока. Не получится просто отправить «райткликом» всех в бой, — при равном количестве бойцов противника такой поход, вероятнее всего, закончится провалом. Каждый юнит является значимой единицей на поле боя.
Как и положено ранним представителям стратегий в реальном времени, здесь есть своя кампания на прохождение. В ней события происходят на планете Тартарус. Командир Космических Десантников, Габриэль Ангелос, прилетает сюда, чтобы остановить нашествие орков, ставших целой бедой для всей местной космической системы. В ходе битвы выясняется, что зеленокожие являются марионетками Космодесанта Хаоса. И теперь противостояние усложняется до предела.
Стоит отметить все дополнения серии «Dawn of War», поскольку они расширяют игровой процесс или механику, оставляя атмосферу и идеологию не тронутой. Различные представители игровой журналистики, в том числе и постсоветсткой, поставили игре достаточно высокие оценки (в среднем, 90 из 100 баллов).
В Steam игра распространяется в виде дополнений, последняя из которых — «Soulstorm», где включено наибольшее количество рас и максимально расширен игровой процесс.
Смотреть трейлер «Warhammer 40,000: Dawn of War»
Игра создана в 2000 году американской компанией Westwood Studios, которая отличалась в своих продуктах Command & Conquer наличием кинематографических роликов, погружающих игроков в будто бы кино.
Игровые события разворачиваются в параллельном мире, который сделал Альберт Эйнштейн во второй половине 20-го века. По итогам первой части, Альянс выиграл войну против СССР, Сталин погиб в решающем бою за Москву. Место руководителя Советским Союзом занимает Председатель Совета Министров Александр Романов, который должен поддерживать мир. Однако у самого Романова несколько другие планы, связанные с отмщением американцам за оккупацию и разгром.
Отдельную роль в игре занимает советский персонаж Юрий, ради которого даже выпущено дополнение к основной части. Он обладает способностью ментального воздействия на людей, чтобы с их помощью достигать своих целей. У «красных» даже есть специально здание, которое может «читать мысли» противников, помечая их ближайшие действия (цели атаки, движение).
Основным ресурсом для реализации военного потенциала являются драгоценные камни, которые добывают специализированные машины. Здесь возможно создание армии на 20 и более юнитов (в том числе и транспортных средств), ограничение лишь в средствах на их приобретение. Каждая из сторон обладает уникальными зданиями и бойцами, но игровой баланс соблюден. Для работоспособности базы необходима энергия, которая дается при возведении реакторов.
Ожесточенные бои сопровождаются красивой и атмосферной музыкой от Фрэнка Клепаки, написавший 19 треков, двое из которых, правда, так и не были добавлены в игру.
Смотреть трейлер «Command & Conquer: Red Alert 2
WarCraft III
Едва ли компания Blizzard подразумевала, что WarCraft III станет культовой игрой, покорившей сердца миллионов игроков по всему миру. Она была выпущена в далеком 2002 году, но ее популярность настолько велика, что в 2019 году планируется выход переиздания части Reign of Chaos на обновленном движке.
Сразу стоит отметить, что часть «Frozen Throne» является неотъемлемой частью WarCraft III, поскольку, во-первых, продолжает сюжет, во-вторых, значительно расширяет и улучшает предыдущую часть «Reign of Chaos».
В игре представлены 4 игровые расы: Альянс, Орки, Нежить и Ночные Эльфы (в кампании «Frozen Throne» возможно немного поиграть за расу Наг). Каждая из них обладает своими особенностями, уникальными юнитами и строениями. Кампания выстраивает утонченную сюжетную линию, в которой переплетаются судьбы каждой из рас, показывая их с особой стороны, раскрывая их суть и природу. В обычных сражениях с компьютером или другими игроками бои выглядят довольно увлекательно.
Здесь представлено 3 вида ресурсов: золото, дерево (необходимые для производства строений) и пища (нужна для найма юнитов). Первые два добываются непосредственно на карте из рудников и деревьев соответственно, а последний — при возведении соответствующих зданий, расширяющих максимальное количество воинов в армии. Здесь также, как и в вышепредставленной «Dawn of War», каждый юнит на вес золота, поскольку размер отрядов небольшой (до 12 юнитов). Но их можно назначать на отдельные клавиши и создавать отдельные группировки войск.
Сюжет довольно длинный, но уникально интересный. Повествование начинается с того, что орки снова вторглись в человеческие земли. Но на этот раз они ведут себя достаточно странно, рассказывая о грядущих демонах. Люди не верят в эти истории, поскольку победили демонов давным давно. Артас Менетил, паладин и принц Лордерона, является лидером защиты Альянса, но безумная жажда мести за свой народ приводит к неожиданным последствиям…
Смотреть трейлер «Command & Conquer: Red Alert 2
StarCraft II
На первый взгляд, обычная стратегия в реальном времени (хоть и от компании Blizzard Entertainment), где хорошо продумана сюжетная кампания, организованная в трилогию. Но со временем игра приобрела настолько большую популярность в соревновательном плане, что стала киберспортивной дисциплиной мирового уровня.
В состав StarCraft II входит три части: «Wings of Liberty» (2010), «Heart of the Sarm» (2013) и «Legacy of the Void» (2015). О них стоит говорить, как об одном целом, поскольку игровая механика и идея у них, в целом, одинаковые.
Как и положено играм такого жанра, ключевые действия здесь заключаются в добыче ресурсов и масштабных боях. Ресурсы позволяют возводить постройки для найма боевых юнитов и их модернизации. Бойцы могут добывать ресурсы или сражаться. Главная цель в PvP-битвах — уничтожение всех сооружения соперника.
Игровой сюжет начинается, спустя 4 года после событий предыдущей части игры. Тогда Керриган и зерги получили доминацию в секторе Копрулу. Они уничтожили флот Объединенного Земного Директората, Доминион Терранов и захватили родную землю протоссов Айур. Потом Керриган отправляется на Чар, при том что она могла справиться с оставшимися по всему сектору силами сопротивления. Следующие 4 года о её судьбе не было никакой вести, и за это время другие области стали расцветать и укрепляться…
Несмотря на увлекательную атмосферу однопользовательской кампании, разработчики делали больший акцент на мультиплеере. Здесь реализовано несколько сетевых режимов, а система ладдера была заменена лигами и дивизионами. Игра впечатляет тем, насколько хорошим микроскиллом должны обладать игроки, чтобы завоевать победу.
Смотреть трейлер «StarCraft II: Wings of Liberty
Company of Heroes
Очередной шедевр от Relic Entertainment, выпущенный в 2006 году. Игровой процесс серьезно похож на предыдущий продукт компании «Warhammer 40,000: Dawn of War». Под управлением игрока — отряды бойцов и отдельные единицы техники и уникальные юниты. Ключевой аспект состоит в сражении за ресурсы.
Стороны в игре представляют собой три направления — пехота, десант и танки у США и оборона, наступление и пропаганда у Германии. Прогресс в них открывает доступ к новым юнитам и атакам.
Как и в «Dawn of War», здесь есть система «выдачи» оружия. То есть, игрок решает, каким оружием будет экипирован каждый взвод, от обычных пехотинцев до инженеров. Отличие в том, что это оружие будет выпадать на месте гибели взвода, которое могут подбирать те, у кого оружия нет.
Помимо здоровья и уровня морали, у взвода есть еще элемент «укрытие». В бою или при передислокации по нейтральной или вражеской территории воины пытаются занять максимально удобную позицию для защиты от вражеского огня, используя стены, стоги сена или только что взорванный танк.
В игре используется 3 вида ресурсов: вооружение (обеспечение бойцов экстра оружием или получение новых возможностей), топливо (строительство зданий и создание бронетехники) и личный состав (строительство зданий, создание новых юнитов).
Одиночная кампания представляет некоторые крупные операции военных сил США при битве за Нормандию, включая «День “Д”», битвы «при Карентане» и «при Шербуре», операцию «Кобра» и другие. Игра передает особый дух Второй мировой войны, где сражения происходили не на жизнь, а на смерть.
Смотреть трейлер «Company of Heroes»
Rise of Nations
Кажется, данный продукт, выпущенный в 2003 году, является лучшим среди всех продуктов Big Huge Games. Игра включает в себя заимствованные идеи глобальной стратегии из легендарной пошаговой стратегии «Sid Meier’s Civilization», но реализована по абсолютным законам стратегий в реальном времени.
В «Rise of Nations» имеется 6 видов ресурсов, основное назначение пяти из которых — возведение построек и создание юнитов. Шестой вид ресурса — знания — нужны для исследования в библиотеке, пусковых шахт, строительства некоторых чудес света и ракет. По сравнению с другими играми, здесь ресурсы не иссякаются.
Реализация кампании в игре немного отличается от типичных RTS. События происходят на геополитической мировой карте. Фиксированных сценариев от разработчиков здесь нет, — игрок сам волен выбирать, что захватывать на следующем шаге. Это очень похоже на «Total War»-серию, но с большим уделением внимания конкретным миссиям, а не стратегической карте.
Стандартный сценарий обычный сражений начинается с развития выбранного государства, начиная с древней эпохи, когда люди ещё вооружались пращами и камнями. С развитием технологий, народ становится более продвинутым. Улучшается вооружение, методы сбора ресурсов, да и их разнообразие увеличивается. Так, можно дойти до последней стадии, когда можно выпускать ядерные ракеты и тогда уже наверняка завершить конфликт с врагами.
Отдельного внимания заслуживает музыкальная составляющая. Великолпеные саундтреки в игре написаны с оттенком культур соответствующих народов, что позволяет в полной мере погрузится в атмосферу развития выбранной нации.
Смотреть трейлер «Rise of Nations»
Age of Empires II: Conquerors
К оригинальной Age of Empires II в 2000 году вышло дополнение «Conquerors», давшее игре (помимо новых цивилизаций, воинов, технологий и карт) большую славу. Настолько большую, что в 2013 году Microsoft решила в 2013 году выпустить переиздание продукта в HD качестве. Впрочем, популярно было не дополнение, а сама Age of Empires II.
Антураж игры — условное средневековье. Здесь большие войска исторический наций сражаются между собой, передавая настоящую атмосферу тех времен. Игра предоставляет 4 исторических периода: Темные века, Феодализм, Высокое Средневековье и Империализм (эпоха Возрождения). Переходы в них зависят от развития игрока.
Как и положено RTS, здесь можно развивать поселение (но, как и было упомянуто, не в абсолютно эпохальном векторе, как в «Rise of Nations»), добывать ресурсы, усовершенствовать армию и т. п. К слову, ресурсы здесь такие: еда (найм новых юнитов и изучение некоторых улучшений), дерево (строительство зданий и кораблей), золото (найм некоторых юнитов и некоторые улучшения) и камень (строительство стен и некоторых поздних сооружений).
В стандартном режиме боя против компьютера или других игроков карта генерируется по заданным параметрам, и игра начинается в эпоху Темного Века. Для выигрыша необходимо построить и защитить некоторое время Чудо Света, а также можно разгромить всех своих противников.
Стоит отметить высокий (особенно на то время) уровень графики и разнообразие сюжетных линий кампаний, которые окунают игрока в различные исторические периоды, показывая положение дел той эпохи. Игровые критики, в среднем, оценили игру на 9 из 10 баллов.
Смотреть трейлер «Age of Empires II: Conquerors»
Command & Conquer: Generals
Вслед за «Red Alert 2», выходит не менее увлекательная стратегия в реальном времени серии Command & Conquer — «Generals». Состоялось это в 2003 году. Впрочем, у игры почти ничего нет общего со вселенной и атмосферой «Red Alert» и «Tiberian».
В «Generals» представлены 3 фракции: США, Китай и ГЛА. Каждая из них обладает своеобразными особенностями: на вооружении США — технологии по последнему слову науки и техники; Китай доверяет морально устаревшим, но проверенным временем технологиям развитых государств, а также берет количеством; ГЛА ориентированы на небольшие атаки, химическое оружие и большое количество недорогих бойцов. Также каждая фракция имеет собственное супероружие.
По сравнению с «Red Alert» и «Tiberium», в «Generals» отсутствуют протагонисты, кроме присутствующих в бою (которые играют несущественную роль). Являясь генералом своей фракции, игрок получает «очки генерала», которые повышают ранг и открывают доступ к новым возможностям, как то: авиаудар, ремонт юнитов в некоторой области.
Графическая составляющая довольно качественная. На 2003 год это было абсолютным успехом. Антураж игры подчеркивали красивые саундтреки от Билла Брауна и Микаэля Сандгрена в количестве 50 штук, — для каждой фракции с соответствующей стилистикой. В том же 2003 году по версии журнала «Игромания», игра стала победителем в номинации «Лучшая стратегия».
Смотреть трейлер «Command & Conquer: Generals»
Command & Conquer Remastered Collection обзор
Многие из моих обзоров Command & Conquer Remastered Collection написаны заглавными буквами. Хорошие, взволнованные заглавные буквы.
Я сейчас успокоился, но вот парочка избранных примеров, почищенных для публикации: «О, классно, запускается фанатская современная версия стилизованной под оригинал программы установки»; «О боже, перезаписанная музыка просто идеальна — Act on Instinct переворачивает кусочки»; и «Боже мой, я забыл, как сильно я люблю звук заряжающегося обелиска».
Сразу скажу: если вы, как и я, играли в оригинальные Command & Conquer и Red Alert и любили их, то это то, чего вы хотите. Вы получаете обе игры со всеми их расширениями, а также консольные миссии, которые никогда не выходили на ПК. Это четыре кампании примерно по десять часов каждая, секретный парк развлечений и мини-кампании гигантских муравьев, а также 34 отдельные миссии для Red Alert и 25 для C&C, которые предлагают сложные задачи — я хорошо помню Under Siege из C&C’s Covert Operations — или просто глупое развлечение. : Monster Tank Madness из Red Alert’s Aftermath предлагает вам перепрограммировать супертанки с дистанционным управлением, оснащенные орудиями Cruiser.
Режим «Схватка» для пользовательских игр против ИИ, многопользовательский режим с современной инфраструктурой, редактор карт и поддержка модов — все в одном удобном пакете в Steam или Origin, и это огромный кусок контента. И теперь, когда EA выпустила исходный код, практически нет предела тому, насколько крутыми могут быть эти моды.
Обновленная графика 4K отлично справляется с добавлением деталей к юнитам и структурам, которые вы знаете и любите, не ставя под угрозу их дух. Многие транспортные средства в оригинале были размытыми пятнами, но танки, Хаммеры и корабли союзников теперь распознаются такими, какими они должны быть. Советские бойцовые псы злобны и красноглазы, но при этом остаются очаровательными. Некоторые анимации движения пехоты выглядят немного странно — гренадеры выглядят так, как будто они тверкают в музыкальном видео, — но даже эти причуды скорее милы, чем раздражают. И эй, если вы предпочитаете классический вид, вы можете нажать пробел, чтобы плавно вернуться к ’90s, как я часто делал для сравнения.
Прохождение кампании открывает невиданные ранее архивные кадры роликов с живыми выступлениями, снятых под руководством Джо Кукана. Здесь есть несколько прекрасных моментов, например, Кукан, который, давайте вспомним, играет Кейна, злобного маньяка величия, стоящего за Братством Нод, тявкает: «Бар-к-к-р! Кора, кора, кора! чтобы имитировать толпу репортеров, допрашивающих генерала Шеппарда Эрика Мартина. Эти бонусные сцены могут даже расширить ваше понимание оригинальных игр — например, теперь я знаю, что коммандер Картер пытался сказать в своем искаженном брифинге для GDI 06 (знаменитая миссия Commando) в первый раз.
EA и Petroglyph обработали эти ролики с помощью апскейлера ИИ, чтобы добиться современного разрешения и частоты кадров. Результаты неоднозначны. На брифингах GDI есть немного одурманенного синдрома вазелиновых линз, но Нод вышел довольно хорошо. С видео Red Alert дела обстоят хуже, они выглядят мягкими и зернистыми, но они все еще почти справляются со своей задачей.
Я большой поклонник превосходных ремастеров Age of Empires от Microsoft, но EA и Petroglyph сделали здесь все возможное. Усилия, которые они предприняли, чтобы втиснуть ценность в этот ремастер при каждой возможности, ощутимы и похвальны. Это ставит Warcraft III: Reforged в позор. Я изо всех сил пытаюсь представить, чего еще могут хотеть поклонники оригинала.
Больше похоже на это: Ознакомьтесь с лучшими классическими играми на ПК
Но нам нужно обсудить сами игры, и как бы мне ни нравилось возвращаться к опыту, который зажег мою любовь к жанру стратегии в такой великолепной новой упаковке, горькая правда в том, что они держатся хуже, чем Age of Empires II или Варкрафт III. Особенно это касается Command & Conquer.
Когда я играю в старые кампании, вспыхивает ряд знакомых болей, которые затушевываются в памяти. Юниты медленно реагируют на приказы, на мгновение дрейфуя своим нынешним курсом, как будто не желая менять направление, что причиняет боль, когда разница заключается в том, взорваны они Обелиском или нет. Для современных игроков в MOBA, привыкших нажимать так, будто это спасет тропический лес, и чтобы их чемпион мгновенно реагировал на каждый приказ, это будет пыткой.
Предоставляя постоянный поток ресурсов от нескольких дешевых рабочих юнитов, как Warcraft, так и Age of Empires исправили модель сбора C&C, в которой дорогие комбайны медленно наполняют большой резервуар денег и сбрасывают его на одну свалку (в Red Alert свалка мгновенно, тогда как в C&C это занимает некоторое время — я полагаю, водитель берет газету). Когда вы строите свою армию, вы скоро сожжете свою последнюю свалку (оставьте дверь открытой), что приведет к длительному простою, когда вы ничего не сможете сделать, пока ваш комбайн не вернется на базу.
Говоря о комбайнах, они являются главными и печально известными демонстраторами очень глупого поиска пути юнитов C&C. Вот еще одна из моих отзывных заметок: «мои два комбайна регулярно застревают на одном единственном мосту к полю тиберия, и мне хочется плакать»; или «они слишком глупы, чтобы найти путь к одному и тому же нефтеперерабатывающему заводу, который они оба делят, вместо того, чтобы просто построить второй за дополнительные 600, потому что я дешевый». Все юниты будут пытаться выбрать самый прямой маршрут для выполнения приказа о перемещении, даже если он в конечном итоге приведет их к обрыву, вместо того, чтобы заранее планировать маршрут, который избегает обрыва, не говоря уже об ожидающей катушке Теслы.
Отсутствие возможности держаться за руки — еще одна распространенная тема, которая в 90-е годы считалась бы проблемой, но с точки зрения современного здравого смысла дизайн считается враждебным для игроков. Как упоминалось ранее, брифинг миссии для GDI 06 не дает вам информации о том, что делать, как и стратегическая карта, когда вам предоставляется выбор мест для атаки. Миссии часто содержат структурные проблемы, которые кажутся неприятными и бестолковыми, и их нужно решать методом проб и ошибок.
И все же, несмотря на все это, странная вспышка гениальности оригинального разработчика и прародителя Petroglyph Westwood Studios все еще сияет через игровые системы, мебель карты и дизайнерские условности, которые кажутся изношенными по сегодняшним стандартам. Миссии кампании бесконечно разнообразны и остаются свежими до самого конца. Вражеские солдаты хитро расположены за деревьями, используя географию уровней в качестве камуфляжа. У этих структурных проблем всегда есть решение, с большой хитростью спрятанное в этих простых картах, и это всегда радость обнаружить. Например, я быстро сжигаю свой скудный тиберий в последней миссии GDI, заставляя меня задыхаться от средств и разочарования, пока я не обнаруживаю шесть плохо защищенных бункеров для хранения Nod. Я посадил пятерых инженеров в БТР, устроил дерзкий рейд, чтобы захватить их и их содержимое, и у меня так много денег, что мне нужно построить несколько собственных бункеров.
Необходимость — мать изобретения, как говорится, и эти игры тому доказательство. Удивительно, как Westwood смогли сделать так много с таким малым. Тем не менее, есть явный шаг вперед в качестве и амбициях от C&C до Red Alert. Добавление военно-морских юнитов, внутренних карт и некоторых базовых событий по сценарию позволяет еще более творчески разрабатывать миссии, а больше воздушных юнитов и способностей карт, таких как самолеты-шпионы и десантники, придают ощущение размаха и масштаба, которых не хватает наземной C&C. Юниты чувствуют себя немного менее глупыми, и были внесены некоторые улучшения качества жизни, такие как эти комбайны с быстрой разгрузкой, которые сглаживают некоторые разочарования C&C.
Но для фанатов оригинала ностальгия в любом случае смягчит разочарование: даже когда я ругал свои дурацкие комбайны, я делал это с полуулыбкой на лице. Все то, на что вы с любовью оглядываетесь назад, все еще здесь: по-прежнему захватывает дух, чтобы заполучить роскошные игрушки C&C, такие как танки Mammoth, крейсеры и супероружие, даже если некоторые из них ошеломительно неэффективны по сравнению с их шумихой в роликах: генералы союзников поднимите шумиху над железным занавесом, но сделать единичный юнит неуязвимым на 45 секунд просто не составит большого труда.
Похожие: Проверьте лучшие стратегические игры на ПК
Вам нужно хотя бы немного уже существовавшей любви к C&C, чтобы смириться с фундаментальными — назовем их «причудами», — которыми игра все еще загромождена в своей основе. Подростки-циники и TikToking без чувства почтения к одному из первых титанов компьютерных игр, вероятно, могут остаться в стороне. Но для ностальгирующих или для тех, кто пропустил ее в первый раз и хочет попробовать игру, которая была для RTS тем же, чем Doom был для FPS, в этом году нет ничего проще, чем рекомендовать Command & Conquer: Remastered Collection. За 20 долларов это невероятная ценность.
Эти игры часто стареют, но их гениальность просвечивает, особенно в этой полированной упаковке. Это один из лучших ремастеров, и его легко порекомендовать ностальгирующим или любопытным.
9
Обзор Stronghold: Warlords – стратегия в реальном времени вне времени
Мой план идеален: тяжелобронированный штурмовой отряд из самураев и имперских мечников пойдет прямо к воротам вражеского замка, а за ними более мягкие подкрепления, прикрытые колесные маски. Это привлечет огонь лучников, пока я выдвигаю свои осадные орудия на позиции. Озабоченный приближающейся угрозой, мой противник не заметит воинов-ниндзя, которым я приказал взобраться на их стены. Ниндзя обходят зубчатые стены, расправляясь с лучниками сюрикенами.
Очевидно, ничего из этого не работает. Ни один план не выдерживает первого контакта с врагом — по крайней мере, так гласит старая военная пословица, — но мой план не выдерживает даже первого контакта. Это Stronghold: Warlords, и часть моих атакующих сил поймана на открытом воздухе отрядом быстрых конных лучников. Тем временем моих ниндзя обнаруживают еще до того, как они достигают стен. Ситуация усугубляется тем, что вассал отклонил мою просьбу о столь необходимой тележке с огненными стрелами, поскольку он изменил лояльность за моей спиной. И в довершение ко всему пожар уничтожил треть моих рисовых полей дома, что привело к коллапсу моей когда-то процветающей экономики.
Warlords может иметь новый внешний вид и сеттинг в феодальной Азии, но давние поклонники серии Stronghold могут быть уверены, что в ней нет места современным представлениям о сложности. Эта игра трудна , и, хотя ее сложность пугает, освоение многих ее систем может стоить затраченных усилий.
В Stronghold: Warlords есть пять кампаний, что звучит много, но все пять необходимы только для обучения многочисленным механикам. В то время как другие RTS-игры, такие как StarCraft и Command & Conquer, в конечном итоге отошли от строительства базы, здесь все еще в центре внимания.
Каждую игру вы начинаете с того, что закладываете основы своей экономики. Ваши цели и доступные ресурсы в конечном итоге придадут ему форму, но все начинается с производства еды и жилья, что привлекает крестьян в вашу крепость. Они берутся за доступные рабочие места и продолжают работать на вас до тех пор, пока вы делаете их счастливыми — высокие налоги, паршивые условия жизни и нехватка продовольствия побуждают их искать более зеленые пастбища.
Вам также необходимо строить лесозаготовки и каменоломни, чтобы обеспечить стабильные поставки строительных материалов, и содержать много водяных буйволов, чтобы таскать свою продукцию обратно на ваш склад, защищая ее на ходу.
Защита означает наличие армии. Плетеные щиты и метательные дротики, доступные на раннем этапе, не помогут вам, поэтому вам также нужны люди, которые делают мечи и доспехи, разводят лошадей для кавалерии и строят массивные стены и башни, которые образуют оборону вашего замка. Позже вам понадобится военная академия для обучения специализированных подразделений и осадный лагерь для катапульт и требушетов.
Во время игры нужно помнить о многом, поскольку вы одновременно управляете тремя играми. Экономика военачальников сама по себе достаточно сложна, с несколькими типами сельскохозяйственных культур, производственными цепочками и управлением населением, которые необходимо контролировать. Я провел часы в режиме Free Build, проектируя красивые концентрические замки вдали от постоянного давления выставления на поле и командования армиями, но попытка реализовать эти постройки мечты в реальной игре — это совсем другое.
В этом мире легко заблудиться. Stronghold: Warlords не может похвастаться самыми детализированными моделями или текстурами, но мелочи деревенской жизни придают суете вашего замка прекрасную жизненную силу. Яркая черепица пагоды и мягко покачивающиеся вишневые цветы укрывают фермерское сообщество, в котором можно щелкнуть мышью по каждой свинке, чтобы узнать ее имя и текущее времяпрепровождение — обычно «сопение» или «бездельничание», — когда они бродят по чайным плантациям и рисовым полям. Наблюдать за тем, как амбар наполняется мешками с рисом и рулонами шелка, достаточно приятно, чтобы мне часто не хотелось возвращаться на поле боя.
Отчасти это нежелание проистекает из того, как много нужно сделать в конфликте. Warlords придерживается подхода «чем больше, тем лучше» к военно-стратегическим играм, предоставляя вам головокружительный набор войск на выбор при формировании своих войск. Ниндзя, воины-монахи, огненные копейщики, самураи и даже волы с порохом завершают традиционные списки Warlords, предоставляя вам новые тактики, чтобы вы неизбежно терялись.
Если этого недостаточно, есть также титулованные военачальники, которых нужно держать под контролем. Новая особенность заголовка, это могущественные лорды NPC, которые контролируют участки территории на каждой карте, и которых можно либо завоевать силой, либо дипломатически добиться, чтобы они присоединились к вашему делу.
Находясь под вашим влиянием, военачальники могут быть призваны для предоставления дани – например, военачальник Дракон посылает вам огненных копейщиков и огненные стрелы, в то время как непритязательный Мышонок может помочь с дополнительным рисом, когда ваш амбар заканчивается.
Система военачальников кажется немного экспериментальной и зачаточной по сравнению с остальной частью игры, которая привносит всю глубину и детализацию, которые вы надеетесь и ожидаете от 20-летней серии. Если не считать нескольких военных бонусов, большинство военачальников не стоят того, чтобы их вербовать и поддерживать в хорошем настроении, когда вы уже заняты управлением замком и ведением нескольких войн.
Какой бы упрощенной ни была система военачальников, это еще один уровень сложности, наложенный на игру, которая уже скрипит под собственным весом. С таким количеством деталей, которые нужно изучить, неудивительно, что одиночная кампания часто больше похожа на серию суровых уроков, чем на развлечение. Миссии часто требуют, чтобы вы выработали определенный порядок операций, чтобы подойти к проблеме, а не поощрять эксперименты и игры, и может пройти почти до самого конца, чтобы понять, что вы сделали что-то фатально неправильное.
Такой подход к разработке миссий был широко распространен 20 лет назад, когда вышла первая Stronghold, но за прошедшие десятилетия он заметно угас. В одной из ранних миссий в кампании «Воюющие государства Китая», которая фокусируется на осадных боях и исключает экономическую игру, мне приходится вести войска в штурм ряда укрепленных перевалов. Я сильно завишу от заскриптованных подкреплений, чтобы выжить в финальной битве на вершине холма, но, поскольку я не могу знать, что это за подкрепления и когда они появятся, миссия кажется произвольной и несправедливой. первый раз. Только со второй попытки, когда у меня есть информация, необходимая для завершения с первого раза, я могу добиться успеха.
Даже цепочка экономических миссий кажется скорее упражнением в понимании намерений дизайнера уровней, чем осмысленной стратегической головоломкой.