Стимпанк киберпанк дизельпанк биопанк: самые популярные жанры ретрофутуризма / Хабр

самые популярные жанры ретрофутуризма / Хабр

иллюстрация автора Fpeniche

В первые десятилетия XXI века популярность ретрофутуризма высока. Слова «киберпанк», «стимпанк», «дизель- и атомпанк» часто звучат при описании новых тайтлов в компьютерных играх, кино и аниме. Знатоки щеголяют терминами «нанопанк» и «биопанк», погружаясь в споры о жанровой границе стим- и дизельпанка.

Везде от вики и до лурка висят краткие пояснения о сути жанров ретрофутуризма и разнице между ними. Увы, они часто довольно-таки однообразны, и лично мне всегда хотелось почитать чуть более глубокий разбор с элементами СПГС. Ну а раз хотелось – почему бы не рискнуть написать свой вариант? Чем и попробую заняться.

▍ Киберпанк: отец-основатель


Про киберпанк, причины его зарождения в Америке рубежа 70-х и 80-х годов, и популярности именно в США и Японии у меня есть отдельная статья, посему слишком растекаться по древу не будем.

Если кратко – в то время в Штатах совпало несколько трендов. Нефтяной кризис с резким ростом цен на нефть наложился на глухое разочарование от того, что виделось поражением революции хиппи – и вполне реальное поражение во Вьетнаме. Экономика пребывала в кризисе, производства закрывались и уходили к дешёвой рабочей силе Азии.


Промзоны, бедные районы, пустоши становились всё более опасным местом из-за роста преступности, подстёгнутой безработицей. Социальное расслоение, несколько сглаженное экономическим ростом и обществом потребления 50-х и 60-х, вновь резко обострилась. Один за другим гремели скандалы вокруг сильных мира сего: политики, военачальники и корпоративные боссы раз за разом оказывались коррумпированными ворами, лицемерными лжецами и циничными убийцами. Атмосфера напоминала российские 90-е.

Изменились и субкультуры. На место отвергавших мир консервативных родителей, политиков и военных, но веривших в светлое будущее нового мира хиппи пришли разочаровавшиеся уже решительно во всём панки, зло плевавшие на общество и любые его ценности как таковые. В глазах обывателей уличные банды и устрашающе выглядевшие панки сливались в единый образ угрозы «нового агрессивного варвара» – и порой это соответствовало действительности.


В это же самое время происходила стремительная электронная и цифровая революция. Дешёвая и качественная японская электроника завалила Америку. Компьютеры из громоздких специализированных устройств для учёных и инженеров превращались в предмет массового использования, всё более причудливые гаджеты и промышленные роботы не сходили со страниц прессы и экранов ТВ.

Один из девизов панк-культуры гласит «будущего нет», и это тоже очень близко киберпанку. Точнее, в нём оно технически и есть, но там всё ещё хуже – и то, что при этом ещё и высокотехнологичнее, это «хуже» только усугубляет. Суть киберпанка часто описывают фразой «High tech – low life». В момент зарождения киберпанка как жанра это вполне точно описывало наблюдаемую вокруг реальность США начала 80-х, и казалось, что дальше будет только хуже. Именно из этого черпали вдохновение Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, авторы «Блейдраннера» и многие другие.


Слово «киберпанк» из одноимённого рассказа Брюса Бетке изначально имело совершенно буквальное значение: его персонажем был панк-хакер с ирокезом. Более точной характеристики жанра, соединившего кибернетичность с атмосферой «панка», антисоциального бунта среди общественного бардака, экономических бедствий и каких-то крайне сомнительных личностей во власти.

Да, в 1981 США возглавил Рейган, и через несколько лет его «рейганомика» выведет Америку на новый активный рост – но жанр уже успел родиться. И на фоне восстановления экономики он только крепче покорял сердца, как тремя десятилетиями ранее подчёркнуто мрачный и безысходный нуар прекрасно «заходил» стремительно богатеющим американцам 50-х.


Миры мрачных кибертрущоб на фоне сверкающих неоном небоскрёбов, конфликты отчаянных хакеров-бунтарей или честных детективов с жестоким миром корпоративного беспредела, где трудно понять, где кончаются советы директоров и начинается якудза, стали фактом мировой культуры.

А когда реальность победившей информационной революции – несмотря на вполне реальное high tech low life, в которой мы живём – оказалась совсем непохожей на то, что описывали классики жанра, киберпанк был осмыслен как один из жанров ретрофутуризма. То есть, того, как люди прошлого видели будущее из своего времени.


К тому времени уже успел родиться и самый сферический в вакууме пример ретрофутуризма: стимпанк.

▍ Стимпанк – он же паропанкъ


Шестерёнки. Шестерёнки everywhere – именно так выглядит сферический в вакууме образ стимпанкового персонажа, устройства или пейзажа. Казалось бы – ничего общего с эстетикой киберпанка. Однако стимпанк как популярный и актуальный жанр родился из киберпанка самым непосредственным образом. Именно стимпанк имеет больше всего общего с киберпанком из всех прочих жанров «панк-ретрофутуризма» — и больше всего оснований называться «панком».

Эстетика и технологии стимпанка – это примерно то, как видели будущее люди с середины XIX по начало ХХ века, время бурного развития технологий и всё более вездесущих паровых машин. Поэтому главным классиком «стимпанка до стимпанка» со всем основанием можно назвать основателя жанра научной фантастики – Жюль Верна.


Именно потому лозунг high tech low life справедлив и для стимпанка. Это и в реальности был мир жёстких социальных контрастов и напряжённости, нищеты пролетариев и роскоши промышленных магнатов, а также стремительного, фантастического развития технологий на фоне глубокого экономического расслоения и общественной напряжённости. Всё это весьма напоминало Америку начала 80-х – только было гораздо более жёстким и жестоким.

Стимпанк действительно очень похож по духу на киберпанк. Только на место коррумпированных CEO глобальных корпораций в сияющих неоном меганебоскрёбах в стимпанке оказываются прожжённые дельцы-магнаты, развращённые аристократы и коррумпированные министры в роскошных дворцах с вышколенной прислугой. Им противостоят вместо хакеров учёные и инженеры, путешественники и детективы.


Кругом декаденты и революционеры-карбонарии, тайные ложи и религиозные фанатики. Мир стимпанка тоже глубоко урбанистичен – но вместо кибергетто это бесконечные чадящие заводы и погружённые в нищету рабочие кварталы, соседствующие с районами дорогих особняков и магазинов в эстетике модернизма и неоготики. Над всем этим почти неизбежно парят ребристые дирижабли, порой колоссальных размеров, а на рейдах стоят ощетинившиеся стволами причудливые броненосцы.

Злодеем, как и в киберпанке, может оказаться не корпорация или якудза, а чей-то изощрённый ум – но тут это будет не возненавидевший человеческое общество хакер и не слетевший с катушек искусственный интеллект, а какой-нибудь байронический безумный профессор, слегка опереточный злодейский злодей.


Ну а неким условным аналогом японского извода киберпанка, где вместо хакера-одиночки и бунтаря в центре сюжета стоят честные сотрудники спецслужб, частенько, впрочем, влетающие в конфликт с собственной системой, можно назвать детектива Эраста Фандорина. Кстати, Шерлок Холмс – тоже вполне «стимпанковский» персонаж, что нередко ныне и обыгрывается.

Произведения, которые можно было бы назвать стимпанком, в немалом количестве возникали и до формального зарождения жанра, немало их появилось уже в 60-е. Слово «стимпанк» стало прямой калькой со слова «киберпанк». Его в 1987 году придумал по прямой аналогии с киберпанком писатель Кевин Джетер, чтобы охарактеризовать тексты, описывающие альтернативно-исторические миры, похожие на викторианскую Британию XIX века с паровыми машинами и прочей ретро-эстетикой. Ранее он называл то, что писал сам, а также его коллеги Тим Пауэрс и Джеймс Блейлок, «фэнтези в гонзо-исторической манере», и краткий термин оказался удачным.


Ну а вслед за рождением термина и ростом популярности жанра отцы-основатели киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг опубликовали в 1990-м году свой классический роман в стиле стимпанка «Разностная машина». Он заслужил большую популярность — и понеслось.

Дальше были «Лига выдающихся джентльменов», «Дикий, дикий Запад», третий «Назад в будущее», «Хроники хищных городов», «Ходячий замок» Миядзаки, «Syberia», «BioShock Infinite»,«Dishonored» и множество других произведений.

Есть у стимпанка и свои поджанры. Например, «царьпанк» – паропанк с русской экзотикой, доходящей до развесистой клюквенности про казаков и медведей с самоварами водки, примером которого можно назвать роман и сериал «Тень и кость».


Часто говорят, что если в кадре есть устройства с двигателями внутреннего сгорания – то перед нами уже дизельпанк. Это не совсем так. В «позднем» стимпанке порой хватает явно не паровых технических устройств, взять хотя бы «Лигу выдающихся джентльменов».

Да и один из первых и до сих пор ярчайших выражений эстетики того, что позже назовут стимпанком, фильм 1965 года «Большие гонки» — уже имеет многие характерные черты жанра, но выстроен вокруг трансконтинентальной гонки на отнюдь не паровых автомобилях.

Из всех жанров ретрофутуризма стимпанк, пожалуй, имеет самое большое количество активных приверженцев. Стимпанк-фесты или мероприятия с активным участием любителей стимпанка существуют по всей планете, порой в самых неожиданных местах. И пусть порой количество шестерёнок доходит до абсурда, а загадочные агрегаты «под бронзу» с «паровыми котелками» и «манометрами» не имеют и тени функциональности – фэндом стимпанка огромен, многообразен и живее всех живых.


Грань между стимпанком и дизельпанком тоньше, многограннее и неопределённее просто потому, что соответствующие эпохи – в отличие от стим- и киберпанка – непосредственно соседствовали и вытекали одна из другой. Исторической «точкой перехода» во многом можно назвать Первую мировую войну: в которую мир вошёл под звон шпор, блеск кирас и эполет, с аристократами, дредноутами и цеппелинами – а выехал из туч отравляющих газов на танках под рёв многомоторных дальних бомбардировщиков и революционных демонстраций.

В этом плане верхней временной границей стимпанка можно назвать мир польского художника Якуба Ружальского (из-за частой записи его фамилии Różalski упрощённым под англоязычную аудиторию шрифтом чаще известный как Розальский), чьи арты про альтернативный паропанковый 1920-й год легли в основу игр «Scythe» и «Iron Harvest». Уже никаких викторианских аристократов, шестерней и цилиндров, по полям Полании и Руссвета бродят замысловатые боевые шагающие машины, поддерживаемые лавами конницы и небесными крейсерами. По виду они явно выглядят работающими на дизельном топливе – но часто просто утыканы подчёркнуто паровыми трубами.


И всё же значительная часть эстетики мира «Серпа» Ружальского уже относится к следующему жанру: дизельпанку.

▍ Дизельпанк: романтика небес


Дизельпанк – жанр «панка», занимающий почётное третье место после кибер- и стимпанка. Он уже заметно отличается по духу и сути от двух «старших братьев», и несколько менее популярен в смысле активной фан-базы. Стимпанк-фесты, по крайней мере, встречаются несравнимо чаще, чем дизельпанк-фесты. Зато, в отличие от стимпанка, дизельпанк пользуется «читом»: почти автоматическим интересом огромного количества любителей истории мировых войн ХХ века.

Сам термин появился только в 2001 году по аналогии со стимпанком как маркетинговый ход – но оказался удачным, востребованным и зажил своей жизнью.


Дизельпанк — это альтернативные миры, похожие на период интербеллума: 20-е и 30-е годы ХХ века между двумя мировыми войнами, а также часто и сами эти войны. Это уже время не перехода от сословного общества к промышленному капитализму на фоне декаданса и революционной напряжённости, а эпоха грандиозных социальных, индустриальных и архитектурных экспериментов конструктивизма, арт-деко и неоампира. Паровые машины стремительно вытеснились двигателями внутреннего сгорания, бензиновыми и дизельными – откуда и название жанра. Это мир построения утопий и тоталитарных режимов, торжества демократий, коммунизма и фашизма на обломках империй, колоссальных мировых войн. На место аристократов и дельцов приходят харизматичные вожди, генералы и бюрократы, а разведывательные игры ведут уже не шпионы с кинжалами, а могущественные спецслужбы.


Дух момента перехода от мира паропанка к дизельпанку довольно точно уловлен в последнем советском фильме про Шерлока Холмса «Двадцатый век начинается», где гениальному сыщику приходится бороться уже не со зловещим гением Мориарти.

В этом случае «панка», в отличие от кибер- и стимпанка, обычно, оказывается, гораздо меньше. Его герои часто тоже асоциальны, но иначе, чем в стим- и киберпанке. Большое место в дизельпанке занимают лётчики и авиация. Дирижабли в нём тоже встречаются – но уже более совершенные и заметно более редкие, чем в стимпанке. Дизельпанк – это царство авиаторов: вполне историчная деталь, ибо в эпоху интербеллума знаменитые лётчики-рекордсмены во многих странах имели статус, сравнимый со звёздами кинематографа.


Авиаторы, пилотирующие причудливые самолёты 20-х и 30-х годов, оказываются либо главными героями, либо его сюжетно важными соратниками. Часто они – ветераны мировой войны, не сумевшие найти себя на «гражданке», то самое «потерянное поколение» из книг Хэмингуэя и Ремарка. Здесь же нередки воздушные пираты на гидропланах и летающих авианосцах.

Безумные учёные никуда не делись, и в дизельпанке их амбиции могут достигать ещё большего размаха – особенно на службе у воинственных государств. Помимо самолётов в наличии радио и первые телеэксперименты, радиация и лучи смерти, супертанки и суперлинкоры, вундерваффе и шушпанцеры. На смену бронзе и латуни стимпанка приходит до блеска отполированная сталь, на смену цилиндрам и очкам-гогглам – лётные шлемы. Миры дизельпанка колеблются на грани не революции, а очередного блицкриг-вторжения или мировой войны.


Если миры киберпанка и стимпанка подчёркнуто урбанистичны, то в дизельпанке гораздо больше внимания уделяется экзотическим странам и континентам. Джунгли Амазонки и пустыни Египта и Аравии, арктические пустоши и пики Гималаев, отдалённые атоллы и оживлённые тропические порты. Тут обычны мистические тайны древних цивилизаций, всяческие книги и саркофаги, которые лучше не открывать.


Вообще таинственность, загадочность, секретность хоть седой древности, хоть современных на момент событий произведения спецслужб, политических заговоров и секретных проектов – очень характерная черта дизельпанка.

Наверное, первым примером жанра, ещё несущим немало черт «стимпанка-до-стимпанка», можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга. Сюда же, в категорию отцов-основателей эстетики будущего жанра относятся фантастика Герберта Уэллса и Александра Беляева, фантастические фильмы 20-х и 30-х годов под тревожное завывание терменвокса.


К образцам дизельпанка относятся не только «Небесный капитан: мир будущего» и «Ракетчик», обычно приводимые в примеры жанра. В той или иной степени дизельпанком можно обозвать почти любое произведение по заданной эпохе, имеющее характерные черты жанра, не существовавшие в реальности, образцы техники и явную неисторичность происходящего. К ним вполне можно отнести и классическую трилогию про Индиану Джонса, и «Мумии», и российский сериал «Шпион», чьё действие разворачивается в мире грандиозной Москвы, где полностью реализованны конструктивизм и сталинский ампир.

Советским дизельпанком можно назвать «Аэлиту» и «Роковые яйца», «Тайну двух океанов» 1956 года – как и одноимённый роман 1938 года, а также многочисленные и ныне забытые романы и повести фантастики СССР эпохи интербеллума . Ну и «Хорошо забытое старое», мультипликационная квинтэссенция советской НФ того времени.


В какой-то степени даже «Порко Россо» Миядзаки, «Корто Мальтезе» и диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах» — тоже яркие примеры дизельпанка. И даже Лавкрафт, особенно его поздние интерпретации вроде компьютерных игр – по современным меркам в изрядной степени дизельпанк.

▍ Атомпанк


Последний из жанров «панка», получивший широкое распространение. Если условной гранью стим- и дизельпанка была Первая мировая война, то границей дизель- и атомпанка становится уже конец Второй мировой с её финальным аккордом, ядерными ударами по Хиросиме и Нагасаки.

Романтика разгоревшейся к концу 40-х годов холодной войны, космической и ядерной гонки сверхдержав, их шпионских игр и интриг – это атомпанк. Это эстетика 50-х и 60-х. Америка 50-х с её яростным уютом, становлением общества потребления и шпиономанией маккартизма, плавно переходящая в психоделико-сексуальную революцию 60-х с хиппи, космосом и рок-н-ролом на фоне Карибского кризиса и прочих опасных военно-шпионских авантюр.


Если классические фильмы про Индиану Джонса были типичным примером дизельпанка, то «Королевство хрустального черепа» с тщательно собранными приметами 50-х — это уже скорее атомпанк.

Самолёты ещё больше сверкают полированной сталью – но становятся реактивными. На место вундерваффе приходят ядерные бомбы, ракеты и спутники, космические полёты. Атомпанк гораздо ярче любых своих коллег по ретрофутуризму: это время ярчайших красок металла и пластика, стремительных и дерзких форм.


В мире атомпанка царят атмосфера секретности, шпиономания и ещё более могущественные спецслужбы, чем в дизельпанке. Если символический герой дизельпанка – это авиатор, то героем атомпанка чаще оказывается суперагент. Здесь тоже часты экзотические места и страны, но в них чаще разворачиваются не авантюры путешественников, а шпионские игры или спецоперации Холодной войны. Само собой, почти везде оказываются суперсекретные базы. Возможно, со сбитыми летающими тарелками и даже инопланетянами: тема внеземных пришельцев и вообще космоса тут достигает своего пика.


Впрочем, часто злодеем в атомпанке оказывается не «вражеская» сверхдержава и даже не сошедшие с ума «свои» генералы и политики с ядерной кнопкой, а разного рода суперзлодеи с секретными базами и гипертехнологиями, против которых готовы объединяться даже ЦРУ и КГБ.

Да-да, постфактум ранние «Джеймсы Бонды» с Коннери, а также французские комедии про Фантомаса смотрятся как представители жанра атомпанка. Сюда же можно отнести чёрную комедию Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил ядерную бомбу» о холодной войне, переходящей в ядерную. Ну и «Остин Пауэрс» с «Агентами АНКЛ», конечно, вместе с «Фоллаутом».


Атомпанк, продолжая неразрывную последовательность альтернативно-исторических жанров с раннего стимпанка середины XIX века, упирается в конец 60-х или начало 70-х годов. В какой-то степени упоротой постироничности можно назвать символическим финалом эстетики атомпанка «Страх и ненависть в Лас Вегасе».

А что же дальше?

Дальше змея ретрофутуризма кусает себя за хвост. Потому что уже вот-вот упрётся в то самое время, когда родился киберпанк. Но уже не совсем в киберпанк.


Устоявшегося названия для жанра всё ещё нет, хотя с середины 2010-х он обрёл изрядную популярность на волне всеобщего увлечения синтвейвом и ретровейвом. Иногда его называют кассет-панком и формикапанком, но эти названия «не на слуху». Этот жанр описывает время зарождения киберпанка, с 70-х до ранних 90-е годов – но уже не «изнутри», а в ностальгической перспективе взгляда из 2010-х и 2020-х.

Снова много неона, японских надписей, трущоб и технологий, но тот мир, который для современников был пугающим и неопределённым, теперь выглядит ностальгически уютным.

Примеров жанра в кино или литературе не так уж много, этот жанр гораздо популярнее в треках и видеоклипах, ибо родился уже в эпоху YouTube и стриминговых сервисов. В качестве примеров можно вспомнить «Кунг Фьюри», «Атомная блондинка» и, пожалуй, «Внутри Лапенко». Это, в общем-то, не киберпанк, даже невзирая на Хакермэна – но, как и прочие «панки», доводят дух и эстетику эпохи его зарождения до особо концентрированного градуса.


Ещё часто перечисляются клокпанк, нанопанк, биопанк, стоунпанк — но как сколько-то заметные и масштабные явления о них говорить пока что сложно. Все прозвучавшие панк-жанры, кроме киберпанка — изначально ретрофутуристичны, и даже сам киберпанк теперь стал ретрофутуризмом, начинаясь как вполне научно-фантастические попытки угадать будущее. Все они касаются технологического прогресса – и потому на времена до массовой индустриализации XIX века не «ложатся». Даже хронологически примыкающий к стимпанку гипотетический «наполеон-панк» звучит глубоко инородно – и свёлся бы к обычной альтернативной истории.

А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?

киберпанк, стимпанк, дизельпанк и другие

Как правило, при слове «панк» у нас в голове сразу возникает образ брутального анархиста, обвешанного цепями и с огромным ирокезом на голове. Хотя у этого слова есть несколько значений, они все неразрывно связаны между собой. Думаю, все слышали такие термины, как «киберпанк» и «стимпанк». За этими интересными понятиями лежит целая история.

Откуда это всё взялось?

Началось всё в 1983 году, когда американский писатель-фантаст Брюс Бетке дебютировал рассказом с довольно незатейливым названием. Он так и назывался — «Киберпанк», от комбинации двух английских слов: «cybernetics» (кибернетика) и «punk» (мусор). По последнему слову можно понять, что мир киберпанка не обделён грязью разных сортов: улицы, вечная пасмурная погода и, конечно же, сами люди. Каноничный киберпанк представляет из себя мрачную антиутопию в оболочке ретрофутуризма. Искусственный интеллект, правящие миром корпорации, огромный уровень преступности, протезы и компьютер в мозгу у каждого бомжа, вынужденного влачить своё жалкое существование в этом жестоком мире — это и есть киберпанк. Жанр был построен на противоречивости и описан как «high tech, low life» — высокие технологии, низкий уровень жизни. Парадоксально, но в оригинальном рассказе Бетке киберпанка не было вообще, он лишь придумал сам термин. Первым настоящим произведением в этом жанре стал роман Уильяма Гибсона «Нейромант», выпущенный в 1984 году и показавший тот самый аутентичный мир. Гибсон изобразил, какое же всё-таки страшное будущее может нас ждать. Будущее, в котором нет места состраданию, а все персонажи по-настоящему грязны и падают всё ниже и ниже, не видя смысла в дальнейшем существовании.
Вот наступил 1987 год. Именно тогда писатель Кевин Джетер, обнаружив сильные сходства в сеттингах произведений Тима Пауэрса (The Anubis Gates), Джеймса Блэйлока (Homunculus) и собственных работ («Ночь Морлоков»), начал поиски общего термина. В апреле того же тогда он написал в редакцию научно-фантастического журнала «Locus» следующее письмо:

«…Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…»

Очевидно, что это слово оказалось лишь пародией на популярный тогда киберпанк. Хотя характерная стилистика паропанка была известна давно, ещё с XIX века, Джетер лишь придумал обобщённое определение. То есть, если Бетке придумал термин, чтобы описать ещё несуществующий жанр, то Джетер сделал это с уже известным направлением.
Черты стимпанка, в общем-то, не сильно отличаются от киберпанковых. Та же антиутопия, но вместо андроидов и аугментаций у нас тут паровые двигатели и дирижабли, а корпорации были заменены аристократией и буржуазией. С виду кажется, что стимпанк — это благородный, даже утопический жанр, полный светлых образов, но это не так. Точнее, так было не всегда. Дело в том, что с развитием жанров и самих технологий всё это стало не более чем любопытным ретрофутуризмом, окончательно трансформировавшимся в нечто совершенно иное. Жанры утратили те самые характерные черты и превратились в стили. Понятие киберпанка и стимпанка стало иметь более эстетическое и декоративное значение. Панки эволюционировали.
Всё изменилось в 2000 году. Самый конец двадцатого века ознаменовался рождением ещё десятка жанров. Steve Jackson Games, авторы GURPS — универсальной ролевой игровой системы, предназначенной для любых типов игр, в своём издании GURPS Steampunk открыли целую кучу стилей: стоунпанк, бронзпанк, сандалпанк, кэндлпанк и транзисторпанк для игр в соответствующих мирах. В 2001 появился термин «дизельпанк», придуманный игровым дизайнером Льюисом Поллаком как маркетинговый ход для описания своей настольной ролевой игры Children of the Sun. Увидев модное слово «панк», и читатели, и писатели окончательно сошли с ума и начали выдумывать всё новые и новые жанры.

Стоит заметить, что в этой записи я описываю лишь технопанки. У меня есть что сказать насчёт остальных жанров (сплаттерпанк, эльфпанк, маннерпанк, готикпанк и т.д.) но за меня это уже сделал другой автор, Константин Костин. Он грамотно расписывает классификацию жанров и поднимает вопрос об их проблеме. Всё метко, лаконично и по делу. Настоятельно рекомендовано к прочтению тем, кто заинтересован в этой теме.

Список жанров
Технопанк — это жанр, в котором определяющую роль играет особенный стиль и уникальные технологии. В отличие от таймпанков (временных панков), акцент здесь делается конкретно на технологиях той или иной эпохи, а не атмосфере самой эпохи, поэтому действия могут этих происходить хоть в 1500, хоть в 2100 году. Так как панк — это всё-таки фантастика, все технологии в таких жанрах должны быть хорошо освоены и возведены в абсолют, но в то же время являться чем-то обыденным. К примеру, «панк» в условиях средневековья (кэндлпанк, о нём ниже) — это не просто мрачная историческая повесть, а мир, в котором бронетехника закована в латы, по небу летают каменные замки, а рыцари круглого стола носят силовые мечи и винтовки. Тем не менее, сейчас технопанки считаются просто стилями, эволюционировав из литературных жанров. Это и есть их главная проблема: стиль есть, а цельных произведений по мотивам нет, ибо подавляющее большинство из них было придумано для настольных игр. Прежде всего мы рассмотрим эстетику каждого стиля.

Стоунпанк (Stonepunk) — Каменный век. Простейшие технологии на основе бамбука и, собственно, камня. Пример: «Флинстоуны»

Бронзпанк/Айронпанк (Bronzepunk/Ironpunk) — Бронзовый век. То же, что и стоунпанк, но люди в совершенстве освоили добычу и обработку металлов.

Сандалпанк (Sandalpunk) — Античность. Дерево, металлы (преимущественно золото), шестерни, своеобразная пышность и утопичность. Грубо говоря, это стимпанк во времена античности.

Кэндлпанк/Миддлпанк/Плэгпанк (Candlepunk/Middlepunk/Plaguepunk) — Средневековье. Суть этого жанра описана чуть выше. Примеры: игра Strife, серия LEGO Nexo Knights

Клокпанк (Clockpunk) — эпоха Возрождения. Мир, в котором люди не дошли до пара, но вовсю пользуются шестернями и пружинами. Примеры: серия книг Emberverse и отечественный мультфильм «Шкатулка с секретом»

Стимпанк (Steampunk) — Викторианская эпоха. Паровые двигатели, дирижабли, высокая детализация всего и вся, шестерни и насосы. Второй по популярности жанр после киберпанка. Примеры: «Ночь Морлоков», игры Bioshock Infinite и Arcanum

Теслапанк (Teslapunk) — альтернативный вариант стимпанка, ключевую роль в котором играет электричество. Представляет из себя намного более мрачный мир, тесла-катушки на каждом углу и электрические пушки и дубинки у доблестных полицейских. Пример: игра Dishonored

Дизельпанк (Dieselpunk) — 20-50-е годы XX века. «Ревущие двадцатые» как они есть — громоздкая техника, пулемёты, пропеллеры и металлическая цветовая гамма. Существует несколько поджанров: Оттенсианский дизельпанк (Ottensian Dieselpunk), представляющий собой утопические идеалы промышленной революции, и Декопанк (Decopunk), архитектурный стиль с элементами «ар-деко»: гладкими и обтекаемыми зданиями. Примеры: настольная игра Children of the Sun, «Метрополис», «Человек в высоком замке»

Атомпанк (Atompunk) — 50-60-е. Мир, в котором ядерная энергия стала использоваться повсеместно, как в промышленности, так и в быту. Также иногда жанр называют «Рейгановской готикой». Нередко граничит с пост-апокалипсисом, потому что от холодной войны никуда не деться. В таком случае, атомпанк как довоенное время приобретает утопические черты. Примеры: The Gernsback Continuum, серия игр Fallout

Транзисторпанк (Transistorpunk) — 60-е. Шпионская атмосфера, переключатели, провода, различные гаджеты, радиооборудование и психоделики. Примеры: серии флэш-игр Covert Front (действие разворачивается в альтернативном начале двадцатого века) и Submachine (хороший пример синтеза многих стилей с древней культурной эстетикой и уникальными технологиями, подробнее об этой серии можно узнать во второй части поста про флэш-игры)

Формикапанк (Formicapunk) — утопическая эстетика 70-80х. Примитивные цифровые технологии, кассеты, пластинки, антуражные автомобили, словом, тот самый лампово-неоновый ретрофутуризм восьмидесятых, но под другим названием. Тематический блог в Tumblr и комикс про жизнь в таком мире

Киберпанк (Cyberpunk) — мрачное кибернетическое будущее: импланты, андроиды, цифровые наркотики и всеобщее угнетение. Считается основоположником всех панков. Примеры: «Нейромант», «Бегущий по лезвию», «Джонни Мнемоник», серия игр System Shock

Пост-киберпанк — менее мрачная, но не менее жёсткая версия киберпанка. В основном, обыгрывается в комедийных произведениях. Имеется ещё одна разновидность, Киберпреп (Cyberprep), где воспевается утопичность подобных технологий. Пример пост-киберпанка: «Трансметрополитен»

Биопанк (Biopunk) — мир победивших биотехнологий. Здесь каждый человек может манипулировать с ДНК, а влиятельные корпорации с радостью применяют биологическое оружие, например, зомби-вирус. Особое значение имеет выведение новых видов и органические тенхологии в целом. Примеры: «Гаттака», серия игр Resident Evil, Scorn, Bioshock

Нанопанк (Nanopunk) — альтернативный вариант киберпанка, где балом правят нанотехнологии. Нанороботы и модификации тела на молекулярном уровне — вполне обыденные вещи в таких мирах. Примеры: «Рибофанк», «Алмазный век», серия игр Metal Gear Solid

Гринпанк (Greenpunk) — утопическая реальность, в которой люди таки прислушались к предупреждениям экологов, одумались и начали наконец жить в гармонии с природой. Имеет направление Соларпанка (Solarpunk), где всё почти то же самое, но особый акцент делается именно на технологиях солнечных батарей. Пример: «Экотопия»

Химпанк (Chemicalpunk) — «новое направление в искусстве». Был создан красноярским художником Василием Слоновым. Сам автор описывает своё творение так: «В отличии от Стим-Панка (SteamPunk), обращённого в прошлое и воспевающего эстетику паровых машин, Хим-Панк (СhemicalPunk) обращён к настоящему и устремлён в будущее, воспевая эстетику ядерных реакторов, нефтехимических комплексов и постиндустриальных нано-корпораций. Хим-Панк (СhemicalPunk) – это безумный хоровод прекрасной вибро (и просто) резины, графеновых нанотрубок, лабораторной стали, стекла и всех элементов таблицы Менделеева… Хим-Панк (СhemicalPunk) – это прекрасные экзистенциальные судороги современных мегаполисов, и пред апокалипсический планетарный румянец…»

Итог
Панки прошли долгий и трудный путь для того, чтобы окончательно закрепиться в культуре как эстетические стили. Кто знает, что будет дальше — будем ли мы жить в условиях кибер-, био- или, может быть, нано-панка, и ретрофутуризм окажется правдой? Может быть, ближайшие годы озарят нас появлением новых жанров, и мы увидим какой-нибудь газопанк, кристаллпанк и прочее? Сомнительно, так как жанр панка выглядит мёртвым, но сама стилистика продолжает жить.

Разный панк: жанры панка от А до Я

С тех пор, как киберпанк стал популярен, люди любят добавлять слово панк к жанрам. Я планирую написать пост о том, почему, и должны ли мы? этого явления. Но сначала, для сбитого с толку непрофессионала, я собираюсь рассказать о различных жанрах панка, которые вы можете найти!

 Ссылки в этом блоге являются партнерскими. Мы получим небольшую комиссию, если вы совершите покупку после перехода по одной из этих ссылок. 

Что такое жанры панк?

Жанры панка на самом деле определяются тем, что они берут технологии определенного периода времени и растягивают их до фантастических уровней. По этому поводу есть разногласия, потому что многие считают, что жанры панка также должны быть о бунте, социальном отчуждении и привязанности к большому правительству. Но дело в том, что многие работы в этих жанрах больше не делают этого.

Лично я считаю, что самые лучшие панк-музыки получаются благодаря использованию этой технологии и анализу того, как она повлияет на общество. От киберпанк-робототехники до зеленых технологий солярпанка — у нас есть много возможностей оторваться от реальных социальных норм в этих жанрах прямо сейчас.

Эфирпанк/Мэджик-панк

Эфирпанк или Мэджикпанк (у него также есть несколько других названий), вероятно, один из самых разнообразных жанров панк-панка. Магия высокого фэнтези создает технологии, более подходящие для научно-фантастического мира, от волшебных небесных кораблей до эфирных пушек, с большим количеством золота и позолоченных вещей по какой-то причине. Сеттинг Эберрон и Каладеш от Wizards of the Coast берет эфирпанк в двух разных направлениях: более темный в случае Эберрона и более ар-нуво для Каладеша, в то время как 9Класс наводчика 0015 TERA отличается ярко выраженной азиатской эстетикой.

Каладеш, Magic the Gathering (Wizards of the Coast)

Поджанр: панк-подземелье

Панк-подземелье берет идею магических технологий, делает ее более жесткой и смешивает героическое фэнтези с мечом и колдовством. Представьте себе волшебников в плащах и волшебный кокаин, торгуемый на улицах городов. Подземельный панк можно считать циничным эфирпанком. Рассмотрим двемеров Скайрима и Время приключений . Ravnica , еще один сеттинг Wizards of the Coast, является часто цитируемым примером Dungeonpunk, а Shadowrun смешивает подземельный панк с киберпанком.

Apunkalypse

Apunkalypse — это название TVTropes для идеи нескольких взаимосвязанных жанров панк-панка, которые все разделяют идею постцивилизационного апокалиптического сеттинга.

Пустынный панк

Пустынный панк не всегда является сеттингом апокалипсиса, но его самый известный пример определенно им является. В основном речь идет об адаптации технологий к сверхсуровым условиям пустыни. Элементы панка можно увидеть в социальной борьбе, которую вызывает апокалипсис. Пустынный панк часто может видеть политический ландшафт, в котором доминируют военачальники или банды, а средний гражданский является аутсайдером, который зарабатывает на жизнь мусором.

Безумный Макс — самый известный фильм про пустынного панка. Эстетика пустынного панка немного шероховатая, с собранными воедино технологиями, взятыми из того, что было до апокалипсиса.

Видеоигра «Безумный Макс»

Oceanpunk / Piratepunk

В то время как Desertpunk представляет апокалипсис в виде пустыни, Oceanpunk представляет все затопленным. Это довольно приличный прогноз, учитывая современные опасения по поводу глобального потепления.

Oceanpunk похож по темам на Desertpunk, но с эстетикой, которая должна адаптироваться ко всей этой воде. Некоторые работы Oceanpunk используют много образов жителей тихоокеанских островов в своем воображении апокалипсиса. Другие сохраняют сколоченный индустриальный вид пустынного панка.

Океанпанк может включать плавучие города, людей, живущих в поселениях кочевых кораблей, и даже подводные поселения. Когда он больше склоняется к пиратской стороне своей эстетики, его можно было бы назвать пиратским панком.

Waterworld и аниме Gargantia on the Verdurous Planet являются хорошими примерами в стиле океанпанк.

Концепт-арт Gargantia on the Verdurous Planet

Atompunk

Да, практически на каждое десятилетие 20-го века есть один из них.

Atompunk берет стиль Mid Century Modern, ядерную революцию и космическую эру спутника и смешивает их все вместе, чтобы создать что-то довольно гладкое и блестящее. Фильмы Fallout , Futurama и The Incredibles действительно хорошо подводят итог Atompunk.

В Atompunk есть свои элементы панка, происходящие в контексте постмаккартизма, движения за гражданские права и войны во Вьетнаме. Технологии развивались стремительно, и общество с трудом успевало за ними. Жанр имеет благодатную почву для переосмысления этой социальной борьбы.

Orbit City от The Jetsons

Ведутся споры о том, является ли Atompunk синонимом Raypunk и Teslapunk. Я вообще склоняюсь к тому, что они все одинаковые. Основное отличие состоит в том, что Теслапанк/Райпанк обычно не включают ядерную энергию, но имеют одинаковую эстетику.

Это великолепная эстетика, поэтому неудивительно, что она стала популярной в последние годы. Существует также реальное возрождение архитектуры и дизайна, вдохновленного модерном середины века, так что, может быть, мы еще увидим появление Atompunk?

Биопанк

Биопанк — биологический двоюродный брат Киберпанка.

Часто они происходят в очень похожий период времени, или же биопанк является преемником киберпанка. Металл и технологии заменены биологическим взломом, генетическими модификациями и органическими улучшениями. Биопанк, возможно, даже продвигает вторжение в личную жизнь глубже, чем киберпанк, с такими технологиями, как генетическое отслеживание, дизайнерские дети и клонирование, широко распространенные в этом жанре.

Киберпанк часто рассматривает человека и машину, но биопанк берет на себя тему человека и пост-человека. Большой вопрос, который задает биопанк, заключается в том, где человек перестает быть человеком? Когда ни один из жанров не доведен до крайности, вы можете найти элементы биопанка и киберпанка в одной и той же обстановке. Но многие авторы представляют себе кибернетические технологии киберпанка как более примитивного родственника биоинженерии биопанка.

Jurassic Park и Activision Prototype охватывают биоинженерные аспекты биопанка, но не его эстетику. Sonnie’s Edge, короткометражка из Love Death & Robots , — недавний пример, сочетающий в себе как технологию, так и эстетику.

Бронзовый панк/сандаловый панк


Gods of Egypt (2016)

Sandalpunk и Bronzepunk — конкурирующие термины для одного и того же. Взяв технологии древнего классического мира (времен Платона и Аристотеля) и построив на их основе ретрофутуристическую цивилизацию.

Эстетика Бронзепанка — это колонны, сандалии (отсюда и альтернативное название) и спартанцы. Существует множество вдохновляющих материалов, от архитектурного гения афинян до антикитерского механизма, который послужил прочной основой для жанра. Знаете ли вы, что римляне изобрели паровые двигатели, но понятия не имели, что с ними делать, и поэтому никогда не занимались этой технологией?

Bronzepunk представляет собой ситуацию, когда древний мир придумал, что делать с этими технологиями, и продвинулся — не потеряв своей древней эстетики и даже общества. Bronzepunk довольно часто связывают с Aetherpunk, с магией, обеспечивающей продвижение, но вам не нужно делать это, когда вы пишете свой собственный.

Disney’s Atlantis: The Lost Empire — яркий пример и один из моих любимых . Sinbad: Legend of the Seven Seas также дает нам представление о мире Bronzepunk, а Gods of Egypt с его квазироботическими египетскими богами и фантастическими технологиями — отличное место, чтобы увидеть другой сегмент классического мира, переосмысленный в Bronzepunk.

Клокпанк

Одним словом, Клокпанк — это стимпанк, но немного более старинный.

Clockpunk представляет механизмы Clockwork, доведенные до довольно интересного уровня. Самая забавная часть клокпанка в том, что некоторые его части теоретически возможны, но очень неэффективны. Заводные механизмы могут быть очень сложными и впечатляющими, но требуют много усилий и ухода.

Он часто имеет эстетику 18-го века, вдохновленную французским двором Версаля и грузинами, и во многих отношениях Clockpunk является технологической стороной жанра рококопанк. Рококопанк — очень нишевая идея, и я не могу найти примеров, кроме одной косплей-группы, так что я думаю, что пока он останется под клокпанком.

Заводной андроид из «Доктора Кто».

Девушка в камине Эпизод второй серии «Доктора Кто» — один из моих любимых примеров клокпанка с механическими андроидами далекого будущего.

Киберпанк

Дедушка жанров панк, Киберпанк рассказывает о недалеком будущем, фокусируясь на быстрых технологических изменениях. Это часто включает антиутопические правительства, которые используют технологии для вторжения в жизнь, и отчуждение главных героев от этого общества. Он часто песчаный, темный и своего рода индустриальный по своей эстетике. Примеры включают Бегущий по лезвию , Измененный углерод и Матрица .

Концепт-арт грядущей игры Cyberpunk 2077

Жанр берет свое начало в работах таких авторов, как Филлип К. Дик. Киберпанк много занимается социальной революцией и последствиями вмешательства технологий в жизнь человека. Вездесущее наблюдение, ужасающее оружие и легкость, с которой человеческие части тела могут быть заменены металлом, — вот некоторые важные краеугольные камни технологий киберпанка.

Дизельпанк

Дизельпанк — довольно примечательный пример и, возможно, самый известный после Стимпанка. Дизельпанк представляет Первую мировую войну, Вторую мировую войну и межвоенный период, и доводит эти технологии и промышленную эстетику до экстремального уровня. Его стартовый период обычно приходится на начало Первой мировой войны.

Дизельпанк был придуман для RPG Children of the Sun. И если стимпанк в целом оптимистичен в отношении технологий и того, как достижения могут помочь человечеству, то дизельпанк отражает свое время. Технологии теперь обратились в первую очередь к проблемам войны и эффективности.

Фильм Небесный капитан и мир завтрашнего дня — отличный пример дизельпанка.

Поджанр: Decopunk

Decopunk — подкатегория более известного Dieselpunk. На самом деле, вся разница в том, что в то время как его грубый родственник имеет тенденцию быть индустриальным и милитаристским в эстетике. Напротив, Decopunk использует безвкусный стиль ар-деко для своих технологий. Bioshock 1 , пожалуй, самый известный пример. Подробнее об этом я писал здесь.

Формикапанк / Кассетный футуризм / Модем-панк

Формикапанк — это приветствие 70-х и 80-х годов. Большая часть кассетного футуризма на самом деле является продуктом продюсеров научной фантастики 80-х, которые понятия не имеют, как на самом деле будет выглядеть будущее, и используют то, что у них уже есть. Яркие цвета, блочные компьютерные экраны и постмодернистская архитектура. Многие примеры на самом деле являются научно-фантастическими фильмами и телешоу того времени, которым приходилось работать с ЭЛТ-экранами и аналогичными технологиями для своих «футуристических» декораций. аниме 9Действие 0015 Cowboy Bebop происходит в 2070-х годах и сильно напоминает стиль 1970-х.

Готик-панк

Если бы у готик-рока был литературный жанр, то это был бы он. Если вы пытаетесь идентифицировать готический панк, вам следует обратить внимание на архитектуру начала 2000-х, большой мегаполис и темные, задумчивые сверхъестественные элементы.

Ролевая игра «Белый волк» Vampire: The Masquerade дал название этому жанру и является самым ярким примером. Другие примеры, которые приходят на ум, включают Хеллбой и Другой мир.

Концепт-арт отмененной MMO World of Darkness.

Нанопанк

Нанопанк, киберпанк и биопанк действительно имеют много общего. Они просто представляют, как люди по-разному воспринимают технологии. Нанопанк — это экстремальные нанотехнологии.

Вместо кибернетики или генной инженерии в Nanopunk крошечные роботы выполняют приказы человечества и используются для улучшения или в качестве оружия.

В отличие от своих собратьев, нанопанк часто более блестящий. Много хрома, яркие цвета и гладкие поверхности. Но эстетика жанра на самом деле еще не определена, так как она все еще зарождается. Crysis — известный пример, а также детская серия Generator Rex. Big Hero 6 имеет некоторые элементы технологии нанопанк, но без эстетики.

Silkpunk

Silkpunk — это стимпанк, перенесенный в Японию, Корею и Китай. В то время как у викторианцев были пароходы и железные борта, Silkpunk полон таких идей, как боевые змеи, вооруженные фейерверки, футуристические китайские джонки и терракотовые автоматы. Смешанный с азиатским травяным законом, ссорящимися китайскими богами и бессмертными императорами, а также архитектурными стилями этих разнообразных восточноазиатских цивилизаций. Жанр был назван писателем Кеном Лю в честь романа 9.0015 Милость королей (партнерская ссылка).

Соларпанк

Соларпанк возник из ветки Tumblr в 2014 году. Он очень похож на Экопанк, но с более радикально другим образом будущего во многих отношениях. Он сочетает в себе экологически чистые идеи с ар-нуво и африканской архитектурой, создавая причудливое неоклассическое будущее. Но я не хочу преуменьшать тот факт, что солярпанк сохраняет радикальные панк-корни жанра, настаивая на радикальных социальных изменениях. Соларпанк стал популярен и теперь вносит свой вклад в видение будущего экологическими политическими движениями.

The River by Owen C.

Поджанр: Лунарпанк

Лунарпанк — это просто Соларпанк без эстетики ар-нуво. Лунарпанк мрачный и готический, и часто включает в себя языческие, сатанинские или викканские образы. Он сохраняет экологические посылы солярпанка, просто помещает их в другие ловушки.

Поджанр: Tidalpunk

Если бы у Solarpunk и Oceanpunk был ребенок, это был бы Tidalpunk. Tidalpunk — это солнечный панк в море, восстановление после изменения климата и использование энергии приливов.

Стимпанк

Следующим был стимпанк! Этот термин был придуман писателем К. В. Джетером в конце 1980-х годов для описания его и его современников викторианских фэнтезийных романов. Разностная машина (1990) также во многом способствовала популяризации жанра.

Все о викторианской эпохе и технологиях, основанных на зубчатых колесах, шестеренках и силе пара. Это действительно, точнее, о Британской империи 19-го века. Стимпанк редко освобождается от своего британского происхождения, и другие жанры появились, чтобы охватить весь остальной мир.

Вопреки некоторым мнениям, стимпанк может довольно легко включить в свое название панковскую часть, если автор захочет. Викторианская эпоха, как и воображаемое будущее киберпанка, была временем больших социальных и технологических изменений. Когда технологии начали проникать в жизнь, занятость и правительство так, как никогда раньше.

Аэрофлорале II | L’expedition Vegetale

Добавьте к этому сумасшедших ученых и воображаемые достижения, которые викторианцы предлагали, но так и не смогли осуществить, и конфликт общества и технологий становится весьма экстремальным. Достаточно взглянуть на историю восстаний луддитов. Там достаточно места, чтобы взглянуть на социальное неравенство, расизм и неприятие сексуальности, которыми славятся викторианцы.

Некоторые замечательные примеры включают комиксы и фильмы «Лига выдающихся джентльменов» (партнерская ссылка), а мой личный фаворит — Зонтик-протекторат (партнерская ссылка) Гейла Кэрригера.

Поджанр: Кэтлпанк

Кэтлпанк — это в основном стимпанк на американском Западе. Действие жанров происходит в относительно схожие периоды времени в реальном мире, поэтому основная разница заключается в эстетике и сеттинге. Ковбои против пришельцев и эпизод Доктора Кто Город под названием Милосердие — несколько хороших примеров.

Стоунпанк

Стоунпанк достаточно прост. Представьте себе Флинтстоунов. Ты понял.

Stonepunk использует технологии каменного века чрезвычайно продвинутым способом. Это, пожалуй, самый крайний случай, когда технология проходит естественную точку остановки. Часто в этот жанр просто играют для смеха, и многим не нравится включать его в жанры панк-панка.

Предлагаемые жанры

Флауэрпанк: Панк, основанный на поедании живых существ. Образы, такие как сбор фей для их светящейся крови, чтобы сделать лампочки или электричество, питаемое душой, являются ядром флорпанка.

Маннерспанк: Маннерспанк — это панк эпохи Регентства. Это часто пересекается со стимпанком, и в основном это Fantasy of Manners, сделанная технологично.

Афропанк: Не путать с одноименным музыкальным жанром. Афропанк рассказывает о будущем, которое переосмысливает традиционную африканскую культуру, архитектуру и технологии в научно-фантастическом контексте. Предложено проектом Swordsfall.

Антропанк / Фурпанк : Предлагаемый поджанр биопанка, в котором будущее принадлежит антропоморфным животным (фурри), созданным с помощью генной инженерии.

Юртпанк / Панкистан / Степпанк : Футуристический панк-жанр, в котором монгольская и ближневосточная архитектура и культура возносятся к звездам.

Экопанк / Гринпанк : Жанр предлагает экологические решения гуманитарных проблем. Ранее более популярный, но многие из его ранее отличительных эстетических особенностей были поглощены Solarpunk 9.0003

Эльф-панк: Эльф-панк — это, по сути, городское фэнтези, ориентированное на фейри, или, в более экстремальных формах, ориентированное на фейри эфирпанк. Bright и Onward — два недавних фильма, которые пытаются исследовать этот жанр, но он изо всех сил пытается стать чем-то большим, чем просто городское фэнтези с эльфами.

Mythpunk : Mythpunk, несмотря на традиционный формат именования, не фокусируется на технологиях. Это литературный жанр, ориентированный на пересказ мифологии и фольклора с точки зрения квир-людей, цветных людей и женщин.

Castlepunk / Middlepunk / Candlepunk : Миддлпанк (из Средневековья) — это ретро-научная фантастика, использующая технологии средневековья. Plaguepunk конкретно относится к периоду между Черной смертью и Ренессансом. Warhammer 40k, пожалуй, ближе всего к популярному медиа, исследующему этот жанр, но лишь вскользь.

Дредпанк: Дредпанк фокусируется на эстетике ужасов до 20-го века. Bloodborne, разделы Dark Souls 9Игры 0016, Суини Тодд и Авраам Линкольн, Охотник на вампиров соответствуют требованиям некоторых жанров. Вместо технологий он фокусируется на сверхъестественно переосмысленном 19 веке. Непонятно, чем он отличается от готического хоррора.

Мезопанк : мезоамериканская эстетика, доведенная до крайности научной фантастики.

Киберпанк | Стимпанк Вики | Fandom

Лейн Ивакура в «Серийных экспериментах Лейн».

Содержимое

  • 1 Обзор
  • 2 Работы Киберпанка
  • 3 Производные киберпанка
    • 3.1 Стимпанк
    • 3.2 Дизельпанк
      • 3.2.1 Дизельпанк-завод
    • 3.3 Биопанк
      • 3.3.1 Работы в стиле биопанк
    • 3.4 Атомпанк
      • 3.4.1 Атомпанк

Обзор[]

«Классические персонажи киберпанка были маргинализованными, отчужденными одиночками, которые жили на краю общества в обычно антиутопическом будущем, где повседневная жизнь находилась под влиянием быстрых технологических изменений, вездесущей информационной сферы компьютеризированной информации и инвазивных модификаций. человеческого тела». – Лоуренс Персон, 9 лет.0337 Nova Express выпуск 16, 1998

Cyberpunk Works[]

  • Акира
  • Бегущий по лезвию
  • Призрак в доспехах
  • Serial Experiments Lain (источник изображения страницы)
  • Матрица
  • Tom Clancy’s Splinter Cell

Киберпанк производные[]

Стимпанк[]

Стимпанк заметные разработки концепции киберпанка. Жанр изначально сочетал в себе экстраполяции викторианских технологий и стилей с мрачным взглядом на мир киберпанка в стиле нуар . С тех пор он развивался в менее антиутопическом направлении.

  • Аватар: Легенда об Аанге и его дополнительный сиквел Легенда о Корре (первая серия получила ограниченные элементы вместе с дальневосточным Клокпанком, но вторая серия, тем не менее, является полноценной)

Дизельпанк[]

Дизельпанк — это поджанр, сочетающий эстетику 1920-х — начала 1950-х годов с сегодняшним днем. Дизельпанк основан на эстетике межвоенного периода Второй мировой войны (ок. 1920–1945). Жанр сочетает в себе поп-сюрреалистическое искусство с постмодернистскими технологиями и чувственностью. Впервые придуман в 2001 году гейм-дизайнером Льюисом Поллаком в качестве маркетингового термина для описания своей ролевой игры 9.0337 Children of the Sun , дизельпанк вырос, чтобы описать особый стиль визуального искусства, музыки, кино, художественной литературы и техники.

Работы дизельпанка[]
  • Небесный капитан и мир будущего
  • Война миров: Голиаф
  • Легенда о Корре (Жанр занимает сверхурочную работу в остальных «Книгах»)

Биопанк[]

Биопанк [1] [2] появился в 1990-х годах и описывает подполье биотехнологической революции, которая Ожидалось, что они начнут оказывать глубокое влияние на человечество в первой половине 21 века. Художественная литература в стиле биопанк обычно описывает борьбу отдельных лиц или групп, часто являющуюся результатом человеческих экспериментов, на фоне тоталитарных правительств или мегакорпораций, которые злоупотребляют биотехнологиями как средством социального контроля или получения прибыли. В отличие от киберпанка, он строится не на информационных технологиях, а на синтетической биологии и может несколько раз пересекаться с Sci-Fantasy. Однако, как и в посткиберпанке, люди обычно модифицируются и улучшаются не с помощью киберпрограмм, а с помощью генетических манипуляций с их хромосомами и других способов манипулирования телом в целом.

Leave a Comment