Содержание
История Стэна Ли. Почему без него бы не было вселенной Marvel
. 100 лет со дня рождения легендарного автора комиксов
Обновлено 28 декабря 2022, 10:02
Vince Bucci / Getty Images
28 декабря 1922 года родился Стэн Ли — один из создателей Человека-паука, Железного человека, Халка и многих других супергероев. Стэн Ли — культовая личность не только для мира комиксов, но и для всей современной культуры. Значение созданных им персонажей трудно переоценить — одни только фильмы вселенной Marvel с участием Стэна Ли (он появлялся в роли камео в большинстве проектов) принесли их создателям более $30 млрд. РБК Life вспоминает основные вехи биографии знаменитого автора комиксов и рассказывает о его влиянии на культуру.
Комиксы как простой способ увидеть победу добра над злом
Стэн Ли (урожденный Стэнли Мартин Либер) родился в семье еврейских эмигрантов из Румынии в 1922 году. Его детство пришлось на Великую депрессию, семья жила бедно, родителям Стэна и его брату (он также стал автором комиксов) приходилось ютиться в квартире с одной спальней.
Hulton Archive / Getty Images
Стэн Ли провел свое детство во времена Великой депрессии, когда миллионы американцев еле сводили концы с концами
Когда Стэн Ли вспоминал о своем детстве, то чаще всего говорил, что ему постоянно хотелось сбежать: ссоры в семье, экономические трудности, еврейское происхождение, которое в те годы в США могло быть поводом для оскорблений. В своем дневнике в детские годы Ли писал: «Нужно достигнуть вершины и остаться там».
Несмотря на сложные отношения с семьей, именно она помогла ему устроиться на первую работу, которая впоследствии стала отправной точкой в его удивительной карьере автора комиксов. Он устроился ассистентом редактора в Timely Comics Джо Саймона — эта компания в 1960-х превратится в Marvel Comics. После нескольких мелких поручений Саймон дал Стэну первое серьезное задание — написать историю на две страницы для выпуска «Капитана Америки». Она не была примечательной с точки зрения сюжета, но благодаря этому маленькому наброску и появился псевдоним Стэн Ли, который автор сохранит до конца жизни.
Wikipedia
Стэн Ли стремился работать по профессии, даже находясь на службе в армии во время Второй мировой войны
Карьера Ли шла в гору, и вскоре он уже занял кресло редактора в издательстве. Это была успешная эпоха для комиксов. Во время Второй мировой войны ими зачитывались все. Комиксы были простым способом увидеть победу добра над злом, которую так ждали по всему миру в 1940-х. В сюжеты включали реальных нацистских солдат и злодеев, сражающихся на их стороне. Солдат изображали карикатурно — с некрасивыми лицами, острыми носами и маленькими глазами, а на форме рисовали свастику. После победы интерес к комиксам пошел на спад — Ли пришлось заново искать себя до конца 1950-х.
«Наши супергерои — это такие же люди, как я или вы, но со сверхспособностями»
Истории о супергероях стали вновь набирать популярность, поскольку выпускавшиеся в 1950-х комиксы, по мнению взрослых, толкали детей на преступления. Криминальные комиксы оказались под запретом цензуры, и издателям пришлось искать новые сюжеты для привлечения аудитории. Тогда и пригодился талант Стэна Ли.
К началу 1960-х Ли хотел уйти из профессии и наконец заняться «чем-нибудь серьезным», но его жена посоветовала попробовать еще раз и придумать персонажей уже в соответствии с его собственным вкусом. Так родилась «Фантастическая четверка». Стэн Ли придумал персонажей, а его соавтор Джек Кирби их нарисовал. «Фантастическая четверка» стала настоящей революцией в мире комиксов. Ли наделил супергероев фобиями и особенностями характера, а также придумал пару супругов, за взаимодействием которых было интересно наблюдать. «Четверка» была максимально близка и понятна аудитории. Однажды Стэн Ли сказал: «Наши супергерои — это такие же люди, как я или вы, но со сверхспособностями».
Shutterstock
Комиксы Marvel 1960-х, принесшие славу Стэну Ли
На фоне успеха «Фантастической четверки» Ли, Кирби и еще один художник, Стив Дитко, запустили большинство культовых персонажей Marvel — Халка, Человека-паука, Железного человека, Доктора Стрэнджа и Людей Икс. Они были придуманы точно таким же образом. Комиксы постепенно начинали читать не только дети, но и студенты, люди среднего возраста.
Стэн Ли в 1960-х не только сделал супергероев похожими на обычных людей, но и поселил их в мире, напоминающем наш. В нем также шла холодная война и гонка вооружений. «Фантастическая четверка», придуманная Ли, летала в космос, чтобы обогнать коммунистов, а Халк был ученым, который занимался гамма-излучением (в 1960-х продолжалась разработка и улучшение атомного оружия). А еще этот мир был общим для всех героев — в некоторых выпусках они пересекались по сюжету. Именно тогда начала формироваться так называемся вселенная Marvel.
Mario Tama / Getty Images
Вселенная Marvel включает в себя сразу всех придуманных студией персонажей. Многие из них — авторства Стэна Ли
Интересно, что Ли максимально прямолинейно отсылал к холодной войне, чтобы подогреть интерес читателей. Например, во время Карибского кризиса — обострившегося противостояния США и СССР, которое чуть не привело к ядерной войне, — вышел номер комикса про Тора, в котором он назван «заключенным красных» («красными» называли коммунистов, политические силы СССР).
Легенда Marvel
Успех Marvel во многом строился на новаторском для того времени взаимодействии создателей. Если раньше автор сам придумывал историю и даже визуальный ряд, а потом просто отдавал художнику для того, чтобы тот все нарисовал, то при Стэне Ли автор работал с художником максимально на равных. Сначала они обсуждали сюжет и характер персонажей, затем художник начинал свою часть работы и только после этого передавал эскизы автору для прописывания диалогов. Благодаря такому расширению свободы художника комиксы превратились в по-настоящему визуальный медиум, где текст не играет главенствующей роли.
В 1960-е в Marvel работала уже команда авторов и художников. Стэн Ли придумал начинать каждый номер со своеобразной газетной страницы Bullpen Bulletins. В ней он делился новостями о предстоящих выпусках Marvel и рассказывал о сотрудниках. Так он стремился приблизить их к читателям, чтобы те понимали, благодаря кому появляется каждый выпуск.
Wikipedia
Стэн Ли фактически придумал собственное СМИ в рамках компании Marvel — Bullpen Bulletins. Оно было частью комикса
Несмотря на это, внимание общества все больше фокусировалось на Стэне Ли. Вскоре компанию решили покинуть художники Стив Дитко и Джек Кирби. Все персонажи, в том числе их сюжетные линии и особенности характера, рождались в процессе разговоров между Ли, Дитко и Кирби, но последние получали гонорар только как художники. Их перестал устраивать такой расклад. Кроме того, многие участники команды были фрилансерами. Они не получали авторские права за выпуск. Младший брат Стэна Ли Ларри Либер отмечал: «Пока мой старший брат богател, я с трудом находил деньги на аренду квартиры».
Роль Стэна все возрастала. В 1972 году он перестал писать комиксы и стал издателем и президентом Marvel. Фактически — главным героем собственной компании: он постоянно выступал публично, читал лекции, его фотографии не сходили с первых полос газет. Именно тогда появился привычный нам образ Стэна Ли — седые волосы, большие усы и, конечно, очки-авиаторы. В 1980-х Ли переехал в Калифорнию, чтобы попытаться продать там права на выпуск фильма о героях Marvel.
Wikipedia
С 1970-х Стэн Ли становится главным героем компании Marvel, регулярно выступая на пресс-конференциях и читая лекции
Стэн Ли даже провел встречу с будущим режиссером «Титаника» и «Аватара» Джеймсом Кэмероном, но безуспешно. С кино у Marvel в 1980-х все совсем не ладилось. В 1986-м вышел первый официальный полнометражный фильм по мотивам комиксов Marvel — «Говард-утка». Он провалился в прокате и даже получил премию «Золотая малина», несмотря на то что один только костюм главного героя — утки — стоил $2 млн, а продюсером выступил Джордж Лукас.
Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Говард-утка», первого официального полнометражного фильма по мотивам комиксов Marvel
В середине 1980-х Marvel начала сдавать позиции DC Comics. В компании в это время работали несколько бывших художников Marvel, благодаря которым DC смогла вырваться вперед. Затем в 1990-х комиксы начали читать меньше, и в индустрии произошел спад. Marvel объявила о серьезных денежных убытках и даже на время расторгла контракт со Стэном Ли, который к тому времени уже перестал быть президентом компании и выступал только в роли издателя. Затем он де-юре вернулся в качестве почетного председателя, хотя на практике не имел никаких обязанностей.
Живой талисман
В конце 1990-х и в начале 2000-х Стэн Ли занимался собственными медиапроектами — Stan Lee Media (компания обанкротилась, а ее сооснователь сел в тюрьму за мошенничество), а затем POW!Entertainment (со столь же неоднозначной репутацией). Он хотел создать что-нибудь, что выстрелит благодаря его имени, но получились мультсериал о супергероине-стриптизерше «Стрипперелла» и еще один похожий проект в коллаборации с Playboy «Hef’s Superbunnies», который так и не увидел свет.
Albert Ortega / Getty Images
Стэн Ли долго и упорно пытался продать идею о съемках фильмов по комиксам Marvel в 1980-е, но нужное время еще не наступило
Тем временем дела Marvel начали идти в гору — все благодаря кинематографу. Техника развилась до такой степени, что наконец все задумки из комиксов про супергероев можно было исполнить с применением реалистично выглядящих спецэффектов. В 1998 году вышел фильм Marvel «Блэйд» — про получеловека-полувампира. В первый же год он собрал свыше $70 млн в США. Затем, в 2000-м, последовали «Люди-икс». В этой картине Стэн Ли впервые появился в роли камео, сыграв продавца хот-догов.
Киноуспех Marvel (компания с 2005 года носит название Marvel Entertainment), свидетелями которого мы являемся сейчас, начался с фильма «Железный человек» (2008). После этого сюжеты всех фильмов Marvel разворачивались в единой вселенной, и в каждом из них на радость фанатам находилось место Стэну Ли — компания старалась не забывать одну из главных фигур в собственной истории. Всего с начала 2000-х он появился на экранах более 20 раз. Но это еще не все: в 2006 году Marvel Entertainment отметила 65-летие пребывания Ли в компании, опубликовав серию комиксов, в которых он по сюжету взаимодействует с некоторыми из своих персонажей — например, с Человеком-пауком и Серебряным Серфером.
Charley Gallay / Getty Images for Disney
Стэн Ли за несколько месяцев до своей смерти на премьере фильма «Мстители: Война бесконечности»
Любовь к комиксам не покидала Стэна Ли до последних лет жизни. В 2018 году буквально за несколько дней до смерти он вместе со своей дочерью Джей Си придумал нового персонажа — Человека-грязь. А уже потом на экраны вышли «Мстители: Финал» (2019), где Стэн Ли исполнил свою последнюю роль. Действие сцены с участием Ли происходит в 1970-х, и для нее прославленного автора специально омолодили. «Любите, а не воюйте» (слоган противников войны во Вьетнаме), — выкрикивает Ли из окна автомобиля перед военной базой и уносится вдаль. Звучит как отличное завещание.
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Поляков Илья
Вас может заинтересовать
Стэн Ли: Человек, который изменил мир навсегда
28 декабря 2022 / КиноРепортер
Вспоминаем писателя, редактора, визионера и одного из столпов современной поп-культуры.
28 декабря 1922 года родился Стэн Ли – человек, которого большинство знают по потрясающим камео в фильмах Marvel. Но знаменит он совсем не этим: на счету Ли не только создание половины любимых супергероев, но и реформирование всей комикс-индустрии и вывод ее из тени больших собратьев. «КиноРепортер» решил рассказать подробнее о достижениях Стэна Ли и прикинуть масштаб отпечатка мастера на всей современной культуре.
Рождение титана
В 1940-х еще не было как такового Marvel: комиксы выходили под брендом Timely и чаще всего являлись кальками среднего качества с других популярных героев. Первыми из них были Подводник (Submariner) и Человек-факел, которые дожили до сегодняшних дней, претерпев череду изменений. В 1940-м туда же пришел Стэнли Мартин Либер – 18-летний мальчишка на побегушках, который уже через год станет редактором и возьмет знаменитый псевдоним Стэн Ли.
Попытки копировать все, что плохо лежит (среди героев Timely того времени были, к примеру, «Гомер, счастливое привидение» и «Уаки Дак», подозрительно напоминавшие Каспера и Даффи Дака соответственно), привели к краху компании. С 1951 года дела шли неважно, и к концу десятилетия были уволены почти все сотрудники – кроме Стэнли, на плечи которого в 1960-е ляжет кажущаяся непосильной задача.
Самый крупный игрок рынка, DC, на тот момент выходил невероятными тиражами и был одним из немногих, кто все еще издавал супергероику. Балом правили вестерны, детективы и комиксы на военную тему. Но тут DC выпускают серию «Лига справедливости», объединяя самых главных своих героев в одну команду. Мартин Гудман, глава компании, дает Стэнли установку: скопировать команду героев. Но Стэнли бы не был собой, если бы выпустил ширпотреб. Вооружившись поддержкой Джека Кирби, которого впоследствии нарекут королем комиксов, он решил создать такую команду, про которую ему было бы интересно читать самому, – так родилась «Фантастическая четверка».
Четверка астронавтов в результате воздействия космических лучей получает суперспособности: Рид Ричардс становится невероятно эластичным. Его девушка, Сью Шторм, может по собственному желанию становиться невидимой. Брат Сью, Джонни, может летать и воспламеняться, а вот другу Рида, Бену Гримму, повезло меньше – его кожа превращается в камень.
Но мировую известность Четверке принесли не их способности, а сам подход к комиксу: в отличие от привычных героев с каменными лицами и идеальной добродетельностью, они остались людьми с вполне понятными человеческими проблемами: они не рады своему положению (особенно Бен), часто вступают в перепалки друг с другом и решают вполне бытовые проблемы. Полная противоположность героям DC. Добавьте к этому яркий и непривычный стиль Кирби (немного упрощенный в сравнении с «вылизанной» графикой конкурентов) – и получите бомбу, которая упала на американский рынок и преобразила его навсегда.
Атлант расправил плечи
1962 год приносит новых героев – Халка и Человека-паука, тоже рожденных Стэном в соавторстве с Джеком Кирби и Стивом Дитко соответственно. Дитко умело рисовал чудаковатых героев, так что ботаник-Паркер из-под его пера вышел вполне убедительным. И вновь герои наделены слабостями: Брюс Баннер бесконтрольно превращается в монстра, из-за чего плачет в первом же выпуске, не понимая, как ему дальше жить, а Паркер далеко не сразу становится на путь героя и нередко жалеет о том, что получил свои силы. Marvel находит свой собственный путь, отличающий его от всех конкурентов.
1963-й – год рождения целой вереницы супергероев: Тор, Доктор Стрэндж, Человек-муравей, Оса и Железный человек. С последним связана крайне интересная идея Ли – он пытался создать героя, который должен вызвать неприязнь: на дворе 1960-е, разгар холодной войны, а новый герой при этом – оружейный магнат.
Все супергерои Стэна Ли стали нашими соседями: если Супермен жил в выдуманном Метрополисе, Бэтмен – в Готэме, то тот же Доктор Стрэндж обитает в Нью-Йорке. При этом все они живут не просто в нашем мире – они живут в одном мире и могут даже столкнуться на страницах разных серий, что для своего времени выглядело невероятно революционно.
Герои DC всегда сражались с врагами извне, герои Marvel часто сражались с самими собой, решая различные внутренние конфликты. По сути, Ли изобрел антигероя – не самого хорошего человека, который лишь постепенно обращается к свету под гнетом обстоятельств. И это было невероятным шагом в сравнении с героями, идеальными от рождения. Также Ли предложил воскресить не только Подводника, но и Капитана Америку – одного из героев, чья серия выходила в начале 1940-х.
В том же 1963-м свет увидел и первый выпуск «Мстителей». Неизменная пара Ли – Кирби создали команду из тех, что уже успели заработать себе сольную славу за считаные месяцы: в первый состав вошли Человек-муравей, Халк, Железный человек, Тор и Оса. В четвертом выпуске к ним присоединился и Кэп, которого они нашли замороженным во льдах. Состав команды позже будет многократно меняться – в том числе и без участия самого Ли. Так, буквально за 5 лет Marvel перевернули мир комиксов с ног на голову – по сути, благодаря одному очень упорному и трудолюбивому человеку.
Новые времена – новые правила
Новый подход к сюжету и иллюстрациям быстро вытащил Marvel из безвестности. В 1963 же году произошла еще одна небольшая революция – Ли и Кирби представили миру Людей Икс. Революционность заключалась в том, что в этой команде герои не получили силы после облучения особыми лучами или какого-то иного воздействия – они просто родились такими. Сам Ли это объяснил тем, что «кусать» каждого героя радиоактивным пауком попросту глупо, поэтому он «выбрал более трусливый путь – и сделал их мутантами». И если поначалу это была классическая история о сражении между героями и злодеями (уже в первом выпуске появился Магнето), то постепенно в комиксе стали подниматься более сложные темы вроде расизма и предубеждений.
Параллельно с созданием историй и вселенных Ли занимался не менее важной вещью – пиаром компании. И на этой почве он выигрывал у DC с огромным отрывом: вел колонку писем и «Мыльницу», в которой очень непринужденно и весело общался с читателями на равных в противовес канцелярским ответам от DC. Руководство двух издательств, кстати, нередко подкалывали друг друга, и не всегда красиво, вплоть до острых высказываний на публике и прямо в тексте собственных комиксов.
В 1965 году Ли создает фан-клуб Marvel, в который, как ни смешно, вошли и некоторые важные шишки из DC. Marvel вводят и первого афроамериканца-супергероя, Черную Пантеру. Ли влияет на ослабление печально известного комикс-кода – серии правил, созданных для того, чтобы комиксы точно были безопасны для детей, а соответственно, и ужасно беззубы. Толчком для этого становится выпуск «Человека-паука», в котором друг Питера, Гарри Озборн, становится наркозависимым.
Удивительное дело: несмотря на то, что департамент здоровья США попросил Ли написать эту историю, одобрения на выпуск от управления комикс-кода он получить не сумел. Но Marvel заслужили справедливую похвалу за поднятие сложной и важной темы. Комикс-код устарел, и это был явный звоночек.
В 1972-м Ли понимает, что пришло время двигаться дальше, и перестает самостоятельно писать ежемесячные истории. Последним номером был «Фантастическая четверка #125».
Уже не человек – символ
Стэн Ли перестает столь же плотно писать сам, но не бросает комиксы. Периодически он создает отдельные истории и новых героев: так, к примеру, в сотрудничестве со знаменитым художником Жаном «Мебиусом» Жиро он напишет комикс «Парабола» об очередном противостоянии Серебряного серфера и Галактуса – огромного существа, поедающего целые планеты. На какое-то время он становится президентом компании, но довольно быстро уходит, так как в работе президента «слишком много цифр и слишком мало творчества».
Кроме того, Стэн Ли начинает интересоваться продажей прав на героев для кино и телевидения: он один из первых понял невероятный потенциал для экранизации собственных творений. Одному из первых повезло, что неудивительно, Человеку-пауку, который уже в 1967-м получил собственный мультсериал. На большие экраны же Marvel будет добираться долго и довольно мучительно: первая киноэкранизация появится только в 1977 году (все тот же Человек-паук).
При этом попыток экранизации было на удивление много – например, в 1986-м начинались съемки фильма «Доктор Стрэндж». В том же году все же добрался до экранов «Говард-утка» Уилларда Хайка от студии Lucasfilm, который с треском провалился в прокате. Ли же еще с начала 1980-х говорил о том, что контроль над производством фильмов по комиксам должен быть у самой студии, что долгое время оставалось лишь мечтами.
Одной из самых ярких экранизаций стали «Люди в черном», а для героев самого Ли первой по-настоящему успешной – «Люди Икс» 2000 года. Кстати, он там же появился и в камео – той самой небольшой роли, которую многие фанаты с нетерпением ждут в каждом новом фильме.
Вообще, Стэн Ли впервые появился на большом экране в 1989 году, в фильме «Невероятный Халк: Испытание», и с тех пор регулярно оказывался в фильмах, мультфильмах и даже в играх (что примечательно, появлялся он не только в фильмах студии Marvel).
Словно этого мало, Ли основывает несколько новых фирм: первой ласточкой стала Stan Lee Media, разорившаяся в конце 2000-го из-за финансовых махинаций. Следом за ней, в 2001-м, – POW! Entertainment для создания фильмов, теле- и видеоигрового контента. Также он успел написать собственную автобиографию и книгу о том, как создавать комиксы. Все еще недостаточно? Как насчет Stan Lee Foundation – благотворительного фонда по поддержке творческого начала и доступности литературы для всех?
Вечное сияние
Ближе к концу жизни Ли испытывал немало трудностей как со здоровьем, так и с окружением: в 2012 году ему установили кардиостимулятор, а в апреле 2018-го вскрылась глобальная история с тем, что Ли стал жертвой издевательств — менеджер пытался ограбить престарелого творца. И даже дочь была не слишком добра к своему отцу. И все равно он продолжал улыбаться и творить добро. В ноябре 2018 года его не стало, но Стэн Ли надолго останется в памяти как создатель целой вселенной.
Art by Akshay Vinchurkar
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться
Стена есть Стена (не) стена – Корпорация Циркон
Последнее обновление
- Zircon Community
Это продолжение популярного блога под названием «Стена есть стена, есть стена». Я получил кучу положительных отзывов, и люди сочли статью очень полезной. С учетом сказанного, вот дополнительная информация о часто невоспетой и неправильно понятой… стене.
Можно с полным основанием ожидать, что типичная стена в вашем доме будет иметь определенные общие свойства и характеристики. Большинство внутренних домов, построенных после начала 19 века.50-е годы перешли на использование стеновых панелей из гипсокартона (в отличие от гипсовой конструкции, которая использовалась в течение многих лет до этого). С гипсокартоном было и остается гораздо проще иметь дело, и он более последователен. Большинство внутренних стен из гипсокартона имеют толщину 1/2 дюйма. Некоторые могут быть 5/8” (немного толще). Некоторые стены в вашем доме могут считаться «противопожарными стенами», то есть стенами, предназначенными для замедления распространения огня по всему дому. Гипсокартон противопожарной стены удваивается, поэтому его толщина составляет не менее 1 дюйма. Эти стены обычно строятся между пристроенным гаражом и домом, но они могут быть и в других частях дома.
Шпильки для стен (деревянные доски размером 2 х 4, которые обрамляют стены) располагаются на расстоянии 16 дюймов. Эта характеристика может варьироваться по всему дому, особенно в ванных комнатах, туалетах, кухнях и узких углах. Так что, хотя 16 дюймов и является нормальным правилом, особенно при наличии достаточного места, не рассчитывайте на него постоянно. И именно поэтому вам нужен цирконовый искатель шипов.
Также следует учитывать различные строительные материалы, которые могут содержаться в ваших стенах. Наиболее распространена изоляция, но в зависимости от типа помещения (например, ванная комната, кухня, подсобное помещение и жилая площадь) могут быть и другие соображения. Влаго- или звуконепроницаемые материалы довольно распространены. Эти дополнительные материалы создают состояние «переменной плотности». Другими словами, та стена, которую вы считали гипсокартоном толщиной всего 1/2 дюйма, на самом деле намного толще и имеет более одной плотности. Искатели циркониевых стержней работают, различая изменение плотности.
Эта минута наконечника Zircon поможет вам найти двойные и тройные шпильки в стене.
Весьма вероятно, что не все стены в вашем доме представляют собой пустотелую гипсокартонную конструкцию толщиной ½ дюйма. Вот почему так важно, чтобы вы наметили, где находятся шпильки в ваших стенах, когда вы завершаете свои проекты «сделай сам». Если у вас есть вопросы или проблемы с поиском стоек для стен, свяжитесь с нами в Zircon, прежде чем сверлить или прибивать гвоздями стену. Zircon разрабатывает множество различных моделей датчиков StudSensor для решения этих различных проблем со стенами. Мы ежедневно помогаем домашним мастерам и профессиональным подрядчикам решать эти вопросы, а также поддерживаем обширную базу знаний в Интернете. Вы можете быть «хозяином стены», но сначала вы должны «познать стену». Пожалуйста, дайте нам услышать от вас, и помочь вам использовать наши продукты успешно.
Для получения дополнительной информации обязательно подпишитесь на нас в Twitter или нажмите «Нравится» на Facebook.
Опубликовано Том Зибенталь
Том — эксперт по пользовательскому опыту и менеджер по работе с клиентами в Zircon. Он предоставляет персонализированное обучение, образование и обслуживание клиентам высоких технологий и оборудования по всему миру. Все с улыбкой, в придачу!
Еще посты этого автора
Будьте в курсе
Получайте эксклюзивные предложения и идеи для проектов!
Пограничная стена в Техасе, финансируемая из частных источников, может рухнуть, если ее не отремонтировать. Подпишитесь на информационный бюллетень ProPublica Big Story, чтобы получать подобные истории в свой почтовый ящик, как только они будут опубликованы.
Lea la versionen en español aquí.
Томми Фишер объявил свою новую пограничную стену, финансируемую из частных источников, будущим сдерживания, быстро возводимой стальной крепостью, простирающейся на 3 мили в одном из самых оживленных секторов пограничной службы.
В отличие от поколения строителей стен до него, он сказал, что понял, как построить структуру прямо на берегу Рио-Гранде, что было рискованным, но потенциально решающим шагом, когда дело дошло до национальной системы пограничных стен.
Фишер использовал свой самопровозглашенный «Lamborghini» стен, чтобы выиграть федеральные контракты на сумму более 1,7 миллиарда долларов в Аризоне.
Но на его демонстрационном образце видны признаки эрозии стока, и, если его не исправить, может возникнуть опасность падения в Рио-Гранде, по словам инженеров и гидрологов, которые просмотрели фотографии стены для ProPublica и The Texas Tribune. Говорят, его не следовало строить так близко к реке.
Всего через несколько месяцев после подъема, по их словам, на фотографиях виден ряд выемок и оврагов в различных точках конструкции, где дождевые стоки размыли супесь под фундаментом.
Крупный план эрозии у основания пограничной стены, финансируемой из частных источников, в Миссии.
Кредит:
Вероника Г. Карденас для The Texas Tribune/ProPublica
«Когда река поднимется, она, скорее всего, атакует те участки, где обнажен фундамент, что еще больше ослабит опору забора и может привести к тому, что его части … упадут в Рио-Гранде», — сказал Алекс Майер, профессор инженер-строитель в Техасский университет в Эль-Пасо, проводивший исследования в бассейне Рио-Гранде.
Фишер отклонил опасения. Юрист компании Марк Куртуа назвал эрозию «нормальной частью новых строительных проектов, подобных этому, и никоим образом не ставит под угрозу забор или связанную с ним проезжую часть». Он добавил, что компания будет стремиться построить дренажные канавы, чтобы уменьшить износ. Ни Куртуа, ни Фишер не ответили на дополнительные вопросы, заданные через офис Куртуа.
Проект частной стены Миссии, второй проект Фишера после аналогичного проекта за пределами Эль-Пасо, является малоизвестной, но важной частью усилий, направленных на то, чтобы помочь президенту Дональду Трампу выполнить свое предвыборное обещание построить 450 миль «большой красивой стены» у конец 2020 года. Для администрации Техас остается самой большой проблемой. Это потому, что Рио-Гранде служила естественным разделителем, и, в отличие от других штатов, большая часть прилегающих к нему земель находится в частной собственности.
Проекты частных заборов Фишера в Нью-Мексико и Южном Техасе выросли благодаря финансовой и политической поддержке We Build the Wall, влиятельной консервативной некоммерческой организации, в которой бывший политический стратег Трампа Стив Бэннон является членом правления. Группа заявляет, что собрала 25 миллионов долларов на строительство частной стены и утверждает, что заключила соглашения с землевладельцами о 250 милях прибрежной собственности в Техасе.
Успех Фишера и контракт на 1,3 миллиарда долларов в Аризоне, который он выиграл в мае — крупнейший контракт на пограничную стену из когда-либо заключенных — пришли, несмотря на неоднократные вопросы о его квалификации и работе. Чиновники Инженерного корпуса армии заявили, что фирма выиграла, потому что она представила самую низкую цену.
В декабре прошлого года член палаты представителей Бенни Томпсон, штат Миссисипи, призвала генерального инспектора Пентагона пересмотреть первый контракт Фишера на забор на 400 миллионов долларов, заключенный в декабре из-за опасений о «ненадлежащем влиянии». Аудит продолжается.
Виктор Манджаррес, заместитель директора Техасского университета в Центре права и человеческого поведения Эль-Пасо, сказал, что никогда бы не стал строить на берегу реки.
«Это бред», — сказал Манджаррес, бывший начальник сектора Эль-Пасо пограничной службы, много лет работавший вдоль реки Рио-Гранде. «Вы получите все проблемы с гидрологией, и даже не от наводнения, а от обычных приливов и отливов. … Если бы я был начальником сектора и построил что-то подобное, у меня были бы большие проблемы.
По мнению некоторых инженеров и гидрологов, новая пограничная стена Фишера в Миссии, финансируемая из частных источников, может обрушиться в Рио-Гранде.
Кредит:
Вероника Г. Карденас для The Texas Tribune/ProPublica
Трудности при строительстве
Уникальный ландшафт долины Рио-Гранде, расположенной на самой южной оконечности Техаса, уже почти два десятилетия бросает вызов строителям стен. Топография долины включает в себя широкую пойму, что вынудило правительство построить барьеры внутри страны поверх системы дамб. В результате остались участки сельскохозяйственных угодий, кладбищ и даже домов на нейтральной полосе к югу от забора, который строился урывками.
Хотя река Рио-Гранде и укрощена рядом ирригационных и противопаводковых дамб, она периодически, а иногда и катастрофически, разливается. В 2010 году ураган «Алекс» нанес значительный ущерб берегам реки, в том числе Национальному центру бабочек, расположенному вверх по реке от забора Фишера.
«Люди не ценят силу Рио-Гранде, когда она действительно просыпается», — сказал Джуд Бенавидес, который специализируется на картировании поймы в Нижней долине Рио-Гранде в Техасском университете долины Рио-Гранде. «Это меняет ландшафт».
Фишер сказал, что его стена — примерно в миле к югу от того места, где правительство уже строит свою версию — наконец-то обеспечит «пограничную безопасность на границе» благодаря конструкции, которая стирает опасения затопления и эрозии, которые мешали прежним планам, и значительно ускоряет до времени строительства.
Это будет первая стеновая система, которая не вызовет затопления и не отклонит воду, заявил основатель We Build the Wall Брайан Колфадж в своем твите. «Лучшие инженеры в мире разработали это для наводнений, а не для государственных служащих».
Система Фишера использует экскаваторы для подвешивания секций столбов, и без необходимости получать множество разрешений и согласований он построил ее всего за несколько недель, в отличие от государственных проектов, на выполнение которых уходят месяцы или годы.
Кен Швенке/ProPublica
Когда правительство строит пограничное ограждение, оно должно соответствовать длинному списку требований, включая встречи с общественностью и планы управления, хотя критики говорят, что этот процесс довольно беззуб, поскольку Министерство внутренней безопасности отказалось от многих экологических требований.
Компания Fisher не обязана соответствовать даже этим уменьшенным требованиям.
Правительственные строители также были замедлены выдающимися битвами доменов с землевладельцами, не желающими продавать. Фишер сказал, что его план строительства на берегу реки более привлекателен для тех, кто надеется избежать забора, разделяющего их землю пополам и оставляющего акры за забором.
Как Фишер начал строить
Стратегия Фишера разрабатывалась годами. Вскоре после выборов 2016 года он стал частым гостем на Fox News, где привлек внимание Трампа. В прошлом году The Washington Post сообщила, что президент «ухватился» за заявления Фишера о скорости и качестве и «агрессивно настаивал» на фирме в беседах с высшими должностными лицами национальной безопасности.
Но бизнес Фишера по созданию пограничной стены начался не очень хорошо, несмотря на то, что он заплатил лоббистской фирме десятки тысяч долларов за то, чтобы она добивалась заключения контрактов. В 2017 году фирма, основанная в 1952 году и наиболее известная крупными проектами строительства автомагистралей, получила отказ от своего прототипа стены в Министерстве внутренней безопасности. Позже он попытался присоединиться к элитной группе предварительно одобренных претендентов на пограничную стену, но инженерный корпус армии снова отклонил его, заявив, что он не выполнил свои требования и не получил необходимых разрешений регулирующих органов.
В ответ Фишер подал в суд на департамент и был добавлен в список предварительно одобренных участников торгов благодаря давлению со стороны Белого дома, сообщили корреспонденту Post в прошлом году представители администрации.
Фишеру также помогли тесные отношения с сенатором-первокурсником США Кевином Крамером, R-N.D., который выступал за компанию вместе с Трампом и зятем Трампа Джаредом Кушнером. Согласно финансовым отчетам кампании, Фишер и члены его семьи пожертвовали не менее 24 000 долларов во время победившей заявки Крамера в 2018 году. Представитель Крамера не ответил на электронные письма для комментариев.
Амбиции Фишера сочетались с его дерзостью — еще одним качеством, которое, по мнению наблюдателей, привлекло его к президенту. В прошлом году он сравнил традиционное государственное строительство стены с лошадью и повозкой. «Но у меня есть Lamborghini, и там будет бетонная дорога, и мы сможем ехать двести миль в час, а не десять», — сказал он Texas Monthly.
Пока Крамер лоббировал интересы компании, включая привлечение Фишера к выступлению Трампа о положении в стране в 2018 году, Фишер создал два частных предприятия вместе с We Build the Wall, в состав совета директоров которого входят сторонники жесткой иммиграционной линии, такие как бывший конгрессмен от Колорадо Том Танкредо, бывший Милуоки. Шериф Дэвид Кларк и бывший госсекретарь штата Канзас Крис Кобах.
Первый был в гористой местности Санленд-Парка, штат Нью-Мексико, недалеко от Эль-Пасо, где стена ограждения длиной в полмили появилась, казалось бы, за одну ночь, к удивлению местных жителей в День поминовения 2019 года.
Должностные лица Санленд-парка временно остановил проект забора группы, потому что у него не было надлежащих разрешений на строительство, что побудило We Build The Wall начать кампанию, чтобы наводнить городской персонал отказом.
— Значит, чиновники Санленд-парка поддерживают открытые границы, секс-рабынь и нелегальные наркотики, проникающие в их общины? Колфаге ответил в Твиттере и приказал последователям «сжечь телефонные линии».
Мэр Санленд-парка Хавьер Переа сказал, что ему несколько раз угрожали смертью и тысячи сообщений, в некоторых из них говорилось, что он должен быть осторожен, и что противодействие стене равносильно государственной измене. «Я поддержу соответствующий закон», — говорилось в одном электронном письме. «Я бы присутствовал на повешении».
«Если бы они следовали правилам с самого начала, не было бы такого хаоса и споров», — сказал он ProPublica и The Texas Tribune. «Но это не было их намерением, их намерением было привлечь внимание к проблемам и сбору средств». В конечном итоге город выдал разрешения, и стена все еще стоит.
Шесть месяцев спустя Фишер переехал на 800 миль на восток и, как и его компании в Санленд-парке, начал строительство, на этот раз вдоль песчаных берегов Рио-Гранде.
Начав частное предприятие с We Build the Wall в Нью-Мексико, Фишер направился в Техас, чтобы построить стену рядом с Рио-Гранде.
Кредит:
Вероника Г. Карденас для The Texas Tribune/ProPublica
Судебный процесс замедляет строительство
Проект стоимостью 42 миллиона долларов, который включал вклад в размере 1,5 миллиона долларов от We Build the Wall, потерпел крах в самом начале. Когда Фишер начал расчищать путь для стены, в декабре на его компанию подали в суд федеральное правительство и соседний заповедник дикой природы.
Национальный центр бабочек и Международная пограничная и водная комиссия подали в суд на компанию Fisher Sand & Gravel Co. и ее дочерние компании, чтобы они не строили забор до тех пор, пока не будет представлено подробное инженерное исследование для определения влияния забора на течение Рио-де-Жанейро. Гранде и близлежащие объекты.
IBWC является двусторонним органом, который регулирует строительство в пойме между США и Мексикой, поскольку сооружения могут усугубить наводнения и изменить русло реки, потенциально нарушая международные договоры о воде. Здесь международная граница представляет собой воображаемую линию, проходящую посередине реки.
Комиссия имела дело с Фишером в Нью-Мексико, где она также выразила обеспокоенность после того, как его команда построила здание на федеральной собственности без разрешения. В свою очередь, Колфаге, награжденный ветеран войны в Ираке, ответил кампанией в социальных сетях, намекая на то, что IBWC и ее комиссар Джейн Харкинс, назначенная Трампом, впускают в страну нелегальных иммигрантов и подрывают позиции президента.
Та же картина повторилась в Техасе. Колфаге нацелился на Национальный центр бабочек, а также на преподобного Роя Снайпса, приходского священника церкви Ла-Ломита, культового святилища, построенного вдоль реки Рио-Гранде в 1899 году. собственности из будущих государственных планов строительства стен.
Kolfage написал в Твиттере, что они «способствуют торговле детьми» и что центр бабочек является домом для «безудержной секс-торговли».
Исполнительному директору центра Марианне Тревиньо-Райт также угрожали расправой. Один разгневанный пользователь Facebook сказал ей: «Вы все должны быть в тюрьме или повешены».
Было «шокирующим» оказаться на стороне такой ненависти, сказал Тревиньо-Райт, который беспокоится о финансовых последствиях для центра дикой природы площадью 100 акров, который знакомит общественность с биоразнообразием и полагается на гранты и пожертвования.
В суде IBWC пожаловалась окружному судье США Рэнди Крейну на то, что вместо того, чтобы представить необходимые полные гидравлические модели, Фишер и его команда представили шестистраничный документ с основными чертежами, в которых отсутствовали необходимые детали.
Несмотря на неоднократные просьбы о дополнительной информации и заверения в том, что строительство будет остановлено до тех пор, пока американская секция IBWC не проанализирует модель и не посоветуется со своими мексиканскими коллегами, Fisher Industries продолжала копать траншеи, удалять растительность и выравнивать берега, свидетельствуют показания суда. .
Фишер настаивал на том, что действовал добросовестно и что он встречался с официальными лицами IBWC, включая Харкинса, перед проектом, чтобы показать им, что его строители планировали сделать. Он свидетельствовал, что агентство не подняло никаких тревожных сигналов в связи с проектом и сообщило ему, что его юрисдикция ограничена частной собственностью.
Крейн вынес решение в пользу Фишера в январе, заявив, что, хотя инженерные изыскания еще не были завершены, правительственные поверенные не смогли доказать, что проект нарушает соглашение с Мексикой. Он позволил Фишеру продолжить строительство, но судебный процесс продолжался, поскольку IBWC управляла гидравлическими моделями. Два месяца спустя, когда внимание всей страны было приковано к вспышке COVID-19, Колфаге приветствовал завершение строительства забора с помощью высококачественного видео.
В марте модель IBWC определила, что забор нарушил договор, отклонив слишком много воды в одной точке по его длине. Но в целом они сочли, что воздействие стены незначительно, и рекомендовали внести небольшие изменения в конструкцию, например, установить ворота.
Лоуренс Данбар, инженер-эколог и инженер-строитель, изучавший отчет от имени ProPublica и The Texas Tribune, сказал, что модель неверна, отчасти потому, что в ней использовались ошибочные измерения ширины столба, которые должны были показать меньшее засорение. По его словам, IBWC также необходимо запустить модель выше по течению от забора, чтобы она работала должным образом.
«Я ожидал, что забор поднимет уровень воды (во время наводнения), вопрос был только в том, насколько», — сказал Данбар, который имеет 30-летний опыт работы в вопросах наводнения и дренажа и в прошлом возглавлял гидролог Инженерного корпуса армии при разработке различных пойм для FEMA.
«Вы устанавливаете препятствие, барьер посреди поймы крупной реки, от которой отходит дамба», — сказал Данбар, выступавший в качестве свидетеля-эксперта по ряду судебных исков штата и федерального правительства. судебные иски, в том числе в Верховном суде США. «Важно, чтобы они поняли это правильно, и они явно не поняли это правильно».
Салли Спенер, пресс-секретарь IBWC, заявила, что комиссия не может комментировать особенности модели из-за надвигающегося судебного процесса против Фишера, но она сказала, что инженеры комиссии обладают «первоклассной квалификацией и опытом».
Критики говорят, что решение комиссии отражает ослабление надзора со стороны агентства, которое в последние годы позволило использовать более удобные для строительства гидрологические модели отчасти из-за политического давления.
«Они все еще знают, что США не могут гарантировать, что забор не окажет негативного влияния на Мексику и не повлияет на границу в случае наводнения», — сказал Стивен Мамм, профессор политологии в Университете штата Колорадо, который десятилетиями изучал отношения США и Мексики. водная дипломатия.
Но, добавил он, каждая секция должна представлять свои правительства и подчиняться их президентам.
Впервые в феврале комиссар IBWC Харкинс пожертвовала в общей сложности 500 долларов кампании Трампа и республиканскому комитету политических действий, даже несмотря на то, что ее агентство судилось с Фишером за то, что оно не смогло доказать, что его ограждение не нарушит договор, за которым она наблюдает. Согласно федеральным записям о взносах на избирательную кампанию, ни один из трех ее предшественников не вносил подобных взносов за время своего пребывания в должности. По словам Харкинс, через пресс-секретаря она «просто ответила на обычную просьбу о политическом пожертвовании».
Хотя Мексика и выступала против строительства пограничной стены, она делала это тихо. Официальные лица отказались комментировать эту историю, передав все вопросы в американскую часть комиссии. Спенер сказал, что их мексиканские коллеги все еще рассматривают обновленную гидравлическую модель.
Но они обеспокоены потенциальными препятствиями, которые могут поднять уровень воды в результате, сказала она, и тем, что забор может быть сбит во время наводнения, вызывая удары ниже по течению.
Судебные процессы и инженерные исследования Международной пограничной и водной комиссии замедлили строительство стены.
Кредит:
Вероника Г. Карденас для The Texas Tribune/ProPublica
Почему пограничные стены не строят у реки
Есть причина, по которой ни правительство, ни частный сектор не строили большие сооружения так близко к реке. По словам экспертов, учитывая динамику воды, тип местности и расстояние, вопрос был не в том, возникнут ли проблемы, а в том, как скоро.
ProPublica и The Texas Tribune проконсультировали шесть гидрологов и инженеров, имеющих опыт строительства стен, строительства вблизи водных путей или знакомых с рекой Рио-Гранде. Они проанализировали комбинацию шестистраничного анализа от Fisher Industries; 24-страничный гидравлический анализ IBWC от марта; серия фотографий забора и деталей проекта, взятых из показаний суда.
В отличие от столбовых заборов, которые правительство строит на глубине от 6 до 7 футов, стена Фишера имеет фундамент примерно 2 1/2 фута, а его ширина составляет 8 футов. Во время дачи показаний в суде Грег Генч, инженер проекта, преуменьшил влияние ветра на неглубокий фундамент забора и сказал, что он уверен, что конструкция фундамента подходит для этого района.
«Для меня это была самая большая ошибка, которую они допустили», — сказал Джозеф Джарвис, инженер, который 12 лет назад работал над сегментами пограничной стены. «Хотя они сосредоточились на скорости воды, которая будет проходить через столбы, более серьезной проблемой является вода, которая течет параллельно (забору), которая будет разрушать грязь, поддерживающую фундамент».
Эми Патрик, судебно-медицинский эксперт из Хьюстона, инженер-строитель и признанный судом эксперт по строительству стен, говорит, что беспокоится о ее стабильности в долгосрочной перспективе. «Они полагаются на очень неглубокий фундамент, чтобы предотвратить опрокидывание, а затем не заботятся о том, чтобы берег на стороне забора со стороны Рио-Гранде не размывался», — сказал Патрик, который поставил под сомнение инженерную жизнеспособность пограничных стен, как правило, вдоль южной части. граница.
Команда Фишера очистила берег от растительности. Сказали, что его пересеяли, но на фотографиях все еще видны проплешины. Местная растительность имеет ключевое значение, сказала Адриана Э. Мартинес, профессор Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле и геоморфолог, которая изучала влияние барьеров на свой родной город Игл-Пасс, штат Техас. Это помогает замедлить эрозию и свести к минимуму количество наносов, попадающих в реку, что может повлиять на качество воды. Рио-Гранде обеспечивает питьевой водой более 6 миллионов человек.
Решения по эрозии забора варьируются от заполнения эрозионных участков и тщательного восстановления растительности местными видами до установки опор под фундаментом, некоторые более дорогостоящие, чем другие. По словам экспертов, это также потребует постоянного наблюдения и обслуживания, поскольку мусор может забивать забор во время сильных штормов, что может усугубить наводнение.
Спенер, подтвердивший эрозию, сказал, что IBWC сообщила Фишеру, что компании необходимо следить за наклоном и устранять любые проблемы «своевременно».
Но неясно, каков план технического обслуживания Фишера. Ни IBWC, ни Хавьер Пенья, поверенный, представляющий Национальный центр бабочек, не получили копию от Фишера с тех пор, как они запросили ее в апреле.
Куртуа, поверенный компании, не прокомментировал вопрос технического обслуживания, но сказал, что ограждение и проезжая часть функционируют, как предполагалось, и являются структурно прочными. Он сказал, что Фишер лично осмотрел это место на прошлой неделе и объяснил эрозию легким поверхностным песком и теми частями, где «растительность еще не полностью закрепилась».
Спенер сказал, что правоприменительные полномочия комиссии в отношении заказа исправлений или изменений в завершенной структуре будут решаться в текущем судебном процессе.
Представитель США Хоакин Кастро, штат Техас, назвал стену, финансируемую из частных источников, незаконным тщеславным проектом, который ставит под угрозу собственность и безопасность техасских землевладельцев. Он призвал IBWC и суды серьезно отнестись к эрозии.
«Понятно, что никакие «корректировки» стены не сработают», — сказал Кастро, заместитель председателя комитета по иностранным делам Палаты представителей. «Эта ненужная «стена» должна быть снесена».
Еще одна пограничная стена для строительства
Проекты в Нью-Мексико и Южном Техасе, скорее всего, только начало для Фишера и «Мы строим стену». Они оба рекламировали соглашения с землевладельцами в Техасе о сотнях миль прибрежной собственности, где сущности могли бы построить больше стен, подобных той, что была в Миссии. Kolfage отказался указать местонахождение.
Они сказали, что надеются продать или подарить стены правительству США. До сих пор Таможенно-пограничная служба США не согласилась взять под контроль забор миссии, но заявила, что не обеспокоена тем, что частная стена мешает ее собственным усилиям в регионе, включая строительство параллельной стены примерно на 13 милях от недавно отремонтированная дамба — примерно в миле над структурой Фишера — как часть более крупного проекта стоимостью 300 миллионов долларов.
А после строительства ограждения Миссии Министерство внутренней безопасности в мае объявило, что оно открыто для частных компаний, предлагающих проекты пограничных ограждений. Колфаге назвал это изменение прямым результатом проектов частных стен, которые «доказали силу частного предпринимательства».
Из 30 возможных мест, определенных правительством для потенциальных проектов частных стен, 23 находятся в Техасе.
Еще одно слушание в федеральном суде назначено на следующую неделю, на котором Пенья, поверенный центра бабочек, сказал, что будет убеждать судью назначить немедленную проверку.
Также нерешенным остается требование IBCW исправить проблему отклонения, когда забор может преградить путь реке во время наводнения в нарушение международного договора. Спенер сказал, что они запросили у Фишера план с подробным описанием того, как они предлагают решить эту проблему.
По крайней мере, на данный момент Фишер упаковал свое оборудование и снова переехал на запад, где возводит 30-футовый забор вдоль южной границы Аризоны для федерального правительства.
— Они построили стену и ушли, — сказал Пенья. «Они получили свои пожертвования, свой государственный контракт и ушли от нас».