Содержание
Мировой феномен и интеллектуальное разочарование: как создавалась «Игра престолов»
В десятилетнюю годовщину сериала «Игра престолов» Forbes Life вспоминает, как создавалась одна из самых масштабных и прибыльных киновселенных современности
«Игра престолов» войдет в историю как один из самых масштабных проектов нашего времени. Общий бюджет шоу составил почти $1,5 млрд, траты оказались оправданными: на первом сезоне HBO заработал $171 млрд, прибыль постоянно росла, и последний, восьмой, сезон принес уже $525 млн. За восемь лет с выхода сериала канал смог привлечь 50 млн новых зрителей. Шоу стало самым популярным проектом HBO (раньше эту позицию занимал сериал «Клан Сопрано»), поэтому Вестерос и его жители — золотая жила для канала, а также для Джорджа Мартина, чья литературная сага «Песнь льда и пламени» легла в основу сериала. D 2017-м Forbes оценивал его состояние в $15 млн. Потенциально «американский Толкиен» может заработать еще больше на будущих спин-оффах.
Как возникло королевство Вестерос
Мартин начал писать еще ребенком, а в школе открыл для себя произведения Джона Толкиена — это открытие, как позднее признавался сам Мартин, просто «взорвало его мозг». В 1970-е годы Джордж начал публиковать свои рассказы в журналах, в 1977 году издал первый роман «Умирающий свет» — научно-фантастическую историю о фестивале на приближающейся к апокалипсису планете.
В 1983 году Мартин готовился к публикации четвертого романа «Шум Армагеддона». Издатели заверили Джорджа, что он станет его первым бестселлером. Роман действительно получил положительные оценки критиков, а Стивен Кинг впоследствии заявил, что «Шум Армагеддона» — это лучшее, что он читал об американской поп-музыке. Но неожиданно для автора и издателей читатели встретили книгу холодно. «Вместо того чтобы вывести меня на новый уровень, это [публикация романа «Шум Армагеддона»] почти разрушило мою карьеру», — говорил позднее Мартин.
Больше всего издателя впечатлило это пьянящее переплетение секса и власти
С карьерой писателя, казалось, было покончено. Мартина пригласили стать сценаристом в Голливуде. Спустя несколько лет, в 1991 году ему неожиданно пришла в голову сцена: мальчик становится свидетелем казни, а затем находит в снегу волчат.
Из этого образа родилась история королевства Вестерос, раздираемого гражданской войной. За основу Мартин взял реальное историческое событие — войну Алой и Белой розы в Англии. В 1993 году рукопись «Игры престолов» попала к редактору британского издательства HarperCollins Джейн Джонсон. Она пришла в восторг: «Текст был резким, остроумным и динамичным, диапазон персонажей — все они были живыми — поражал воображение. Построение мира впечатляло. Но больше всего впечатляло это пьянящее переплетение секса и власти».
Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы Мартин понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части. ·Liam McBurney·PA Images via Getty Images
Американский Толкиен
Летом 1996 года «Игра престолов» была опубликована. Тираж составил около 5000 экземпляров в твердом переплете. Выход романа не стал сенсацией. На одну из встреч с поклонниками пришел только один человек — сам Джордж Мартин, но со временем читатели стали рассказывать друг другу про роман. По словам Джонсон, «рекомендации из уст в уста вскоре распространились среди фанатов, как лесной пожар».
Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части. Было решено, что «Песнь льда и пламени» включит в себя семь книг.
Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках
Вслед за «Игрой престолов» Мартин опубликовал в 1998 году «Битву королей», в 2000 году — «Бурю мечей», в 2005 году — «Пир стервятников». Четвертый роман занял первое место в рейтинге бестселлеров The New York Times и The Wall Street Journal и был включен в список «100 лучших книг в жанре фэнтези всех времен» по версии журнала Time. «Мы превзошли все наши первоначальные ожидания, и вскоре все книги из серии попали в списки бестселлеров. Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках», — вспоминала Джонсон.
«Независимо от того, являетесь ли вы правителем Семи королевств, наследником древней династии, хранителем Севера, ваш конец может быть ближе, чем вы думаете», — говорится в исследовании, посвященном феномену популярности саги Джорджа Мартина. Ученые пришли к выводу, что реалистичность и непредсказуемость «Песни льда и пламени» и есть разгадка популярности серии.
Сегодня первое издание «Игры престолов» можно купить за $240, а экземпляр с автографом автора обойдется в $6000
В 2011 вышла пятая и на сегодняшний день последняя книга саги «Танец с драконами». В первый день появления романа в продаже были куплены рекордные 298 000 экземпляров. В то же время начал резко расти интерес к другим книгам Мартина — в 2013 году был продан 1 млн экземпляров «Игры престолов», что принесло писателю $12 млн. В 2014 году он заработал еще $12 млн на продаже книг саги в мягкой обложке. К 2019 году во всем мире продано 90 млн копий романов Мартина — сегодня первое издание «Игры престолов» можно купить за $240, а экземпляр с автографом автора обойдется в $6000.
Всплеск интереса к саге произошел в 2011 году не только из-за выхода новой части — тогда же на экраны вышел первый сезон сериала «Игра престолов».
На проработку проекта ушло четыре года. В 2009 году стартовали съемки пилотной серии, на которую HBO выделил $10 млн.
«Это точно будет бомба»
Писатель долго отказывался от предложений экранизации (ему казалось, что в романах слишком много деталей и сюжетных линий, из-за чего качественный полный метр снять невозможно), пока с ним не связались сценаристы Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс. Они встретились за завтраком и так разговорились, что засиделись до ужина.
Бениофф и Уайсс предложили проект каналу HBO, но приняли его не сразу: предстояли большие расходы, а в успехе проекта не было уверенности. Бениофф рассказывал: «Мы сочинили длинное письмо. Исписали страниц пять мелким шрифтом, но все же втолковали: старые жанры на новый лад — то, что надо. Это точно будет бомба».
Лена Хиди, сыгравшая Серсею Ланнистер, вспоминала, что выглядела как «танцовщица из Вегаса» в мехах и с пышными волосами
На проработку проекта ушло четыре года. В 2009 году стартовали съемки пилотной серии, на которую HBO выделил $10 млн. Это была крупная сумма: в 2014 году на один эпизод в США в среднем тратили $2 млн. Однако пилот так и не вышел на экраны — по словам шоураннеров, они «допустили несколько досадных промахов, из-за чего отснятый материал оказался нелепым и скучным. Актриса Лена Хиди, сыгравшая Серсею Ланнистер, вспоминала, что выглядела как «танцовщица из Вегаса» в мехах и с пышными волосами.
В 2011 году первый сезон вышел на экраны. Пилот посмотрело 2,2 млн зрителей, а финальная серия привлекла к экранам больше 3 млн человек.
Величайшее шоу на Земле
HBO отказались от выпуска пилотной серии, однако самому проекту решили дать второй шанс. В новой версии Бениофф и Уайсс приняли решение уволить актрису Тэмзин Мерчант, игравшую роль Дейенерис Таргариен, и заменили ее малоизвестной Эмилией Кларк. Джейсон Момоа, сыгравший кхала Дрого, вспоминал: «Мерчант была хороша. Но, когда появилась Эмилия Кларк, меня вдруг осенило. Я понял, что до нее не мог вжиться в свою роль».
Экономика Железного трона: «Игра престолов» как бизнес-империя
На новую пилотную серию канал снова выделил $10 млн, а после презентации дал проекту зеленый свет. Съемки первого сезона обошлись в $60 млн — одной из центральных статьей расхода стало создание реалистичного мира сериала. «Бюджет на спецэффекты был небольшим по меркам кино, но не по меркам телевидения», — рассказывала Люси Эйнсворт-Тейлор, продюсер по визуальным эффектам. В первом сезоне насчитывается 700 сцен, созданных с помощью компьютерной графики.
Многие зрители были так возмущены смертью главного героя, что призвали бойкотировать HBO
В 2011 году первый сезон вышел на экраны. Пилот посмотрело 2,2 млн зрителей, а финальная серия привлекла к экранам больше 3 млн человек. Самый высокий рейтинг (9,6 из 10) получил предпоследний эпизод «Баелор», в котором казнят главного героя Эддарда Старка. Гибель центрального персонажа потрясла аудиторию. Многие зрители были так возмущены смертью Эддарда, что призвали бойкотировать HBO: им казалось, что внезапная и трагическая смерть персонажа — это манипуляция их чувствами и маркетинговый ход.
Критики были в восторге. «В костюмированных драмах есть настоящее очарование, мифология сочетается со всеми элементами, которые нравятся людям: войны, честь, гордость, похоть, власти и юмор. «Игра престолов» имеет все это в избытке и подкрепляет исключительным сторителлингом, превосходной актерской игрой и потрясающими визуальными эффектами», — написал обозреватель The Hollywood Reporter Тим Гудман.
В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах.
Эффект «Игры престолов»
До шестого сезона бюджет одного эпизода составлял в среднем $6 млн, за исключением предпоследней серии второго сезона. Она была посвящена битве на реке Черноводной. Дэн Уайсс шутил: «Мы видели в фэнтези множество сражений на суше и довольно мало — на воде. Наверное, потому, что большинство создателей фэнтези умнее нас и знают, как их избежать». После долгих уговоров HBO выделил дополнительные $2 млн на съемку. Бюджет в $8 млн за серию оказался рекордным для «Игры престолов» вплоть до запуска шестого сезона — в нем эпизод в среднем обходился каналу в $10 млн.
Вместе с ростом затрат росла и популярность шоу. В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах. Первые семь сезонов имели в среднем рейтинг 8,5 из 10, а целый ряд эпизодов заработал небывало высокие оценки — например, девятая серия третьего сезона, в которой произошла «Красная свадьба», получила рейтинг 9,9 на iMDb.
Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными
«Игра престолов» оказалась не просто одним из самых просматриваемых и любимых зрителями проектов. Шоу кардинально изменило восприятие поп-культуры и саму поп-культуру в целом — прежде всего, телевидение. «Я помню, когда моя любовь к драконам мешала заводить друзей, — заметил журналист Финн Хоган в своей авторской колонке, — Но затем на несколько прекрасных лет «Игра престолов» стала универсальным языком поп-культуры в мире. Она представила пример идеального бизнес-кейса, и студии тратят миллиарды, чтобы экранизировать другие культовые фэнтези-книги». Началась гонка за создание новой «Игры престолов» — на экраны вышли «Ведьмак» и «Тень и кость» от Netflix, а Amazon заплатил $250 млн за права на экранизацию «Властелина колец».
«Игра престолов» кардинально изменило восприятие поп-культуры и саму поп-культуру в целом — прежде всего, телевидение.
Влияние «Игры престолов» распространилось за пределы поп-культуры. Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, так или иначе связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными. Бренды использовали коммерческий потенциал «Игры престолов» для продвижения своей продукции.
Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки
Разработчики игры Game of Thrones: Conquest за первый год после ее выхода смогли заработать около $125 млн. В 2019 году Adidas выпустил лимитированную коллекцию кроссовок Ultraboost Game of Thrones — дизайн каждой из шести пар обыгрывал характеры персонажей и кланов сериала. Компания Oreo сняла рекламу, в которой обыгрывались начальные титры «Игры престолов»: замки и локации из печенья создавались под музыку опенинга. В продаже появился виски Johnnie Walker в бутылках, чей дизайн был вдохновлен первой серией «Зима близко».
Курсы валирийского языка на платформе Duolingo прошло более 900 000 человек — он оказался популярнее вьетнамского и норвежского
Косвенно «Игра престолов» повлияла на развитие туристической отрасли. Еще с 2012 года в хорватском городе Дубровник, который «сыграл» в сериале Королевскую Гавань, заметили 10% рост турпотока. То же самое происходило с другими локациями, задействованными в шоу. Экономика Северной Ирландии к июлю 2016 года обогатилась благодаря съемкам «Игры престолов» на £150 млн.
Фанаты «Игры престолов» также начали изучать специально созданные для сериала валирийский и дотракийский языки. Курсы по выдуманным наречиям стали заработком для репетиторов — британский сайт Bark. com предлагал преподавателям валирийского оплату до £40 в час. Курсы, посвященные изучению этого языка, на платформе Duolingo прошло более 900 000 человек — он оказался популярнее вьетнамского и норвежского.
Постепенное отхождение от литературной основы усугубилось в пятом и последующих — у шоураннеров не осталось первооисточника, на который можно было бы опираться при создании сценария.
Начало конца
Проблемы у «Игры престолов» начались после того, как создатели сериала стали отходить от первоисточника. Третья серия четвертого сезона, по версии The Guardian, оказалось самой слабой за все время существования проекта, в том числе из-за неоднозначной сцены насильственного секса Серсеи с братом: «Это ужасное решение — переписать сцену из книг и превратить ее в изнасилование».
Постепенное отхождение от литературной основы усугубилось в пятом и последующих — у шоураннеров не осталось первоисточника, на который можно было бы опираться при создании сценария. К 2015 году Джордж Мартин должен был закончить шестую книгу под названием «Ветра зимы», но работа над ней все еще продолжается. По словам писателя, процесс медленно продвигается из-за его популярности: «Я постоянно даю интервью. У меня есть планы на поездки. Я не пишу, когда путешествую. Я действительно должен находиться в собственном доме, чтобы спокойно писать. Большую часть моей жизни никто меня не беспокоил, но теперь меня беспокоят каждый день».
«Почему женщины убивают», экранизация Стивена Кинга и возвращение «Друзей»: 11 самых ожидаемых сериалов лета
Шоураннерам сериала пришлось ориентироваться на собственную интуицию и опыт, но у критиков и поклонников сериала росло недоверие к их версии истории. В преддверии долгожданной встречи двух популярных героев, Дейенерис Таргариен и Джона Сноу, обозреватель Forbes писал: «Они влюбятся? Станут врагами? Закатят драко-лютоволчью вечеринку? Кто знает? Но я должен сказать, что мне немного грустно, что это [покажет] HBO, а не Джордж Мартин. Шоу начинает страдать, потому что ему не хватает книг Мартина».
На продвижение заключительного восьмого сезона «Игры престолов» было потрачено $20 млн.
«Интеллектуальное разочарование»
На продвижение заключительного, восьмого, сезона «Игры престолов» было потрачено $20 млн. Премьерную серию в США посмотрели 11,76 млн зрителей, второй эпизод — более 10 млн. Несмотря на отсутствие масштабных сражений и неожиданных поворотов, вторая серия была названа одной из лучших за всю историю сериала: критики отмечали атмосферу тревожного ожидания битвы и хвалили раскрытие характеров персонажей.
Казалось, что рекордно большой бюджет себя оправдал, но рейтинги сериала начали ползти вниз. Третья серия «Долгая ночь» — самая дорогая в сезоне — вызвала неоднозначную реакцию, в том числе из-за светового решения. Журналист Мэттью Голд отметил: «Часто картина была нечеткой, и я понятия не имел, что происходит. И не я один. Многие люди не могли разглядеть, что происходило, потому что было слишком темно». Некоторые критики также писали, что с белыми ходоками, которые представлялись самой большой и страшной угрозой на протяжении всего сериала, расправились слишком быстро. По мнению автора The Washington Post Алиссы Розенберг, конец третьего эпизода — это «интеллектуальное разочарование».
На портале IMDb последняя серия шоу получила самый низкий рейтинг за всю историю существования проекта: всего 5,2 из 10
Еще меньше фанатам понравилась четвертая серия «Последние из Старков», которая заработала ничтожный по меркам сериала рейтинг 6,3 — тот самый эпизод, где создатели забыли убрать из кадра стаканчик Starbucks. Эта история больно ударила по рейтингам шоу, но оказалась полезной для сети кофеен — в связке с сериалом ее упомянули на различных порталах и площадках более 10 000 раз. Бесплатную рекламу оценили в $2,3 млрд.
Сайт Bark запустил службу психологической поддержки для тех, кто не мог справиться с разочарованием из-за концовки.
В мае 2019 года на экраны вышла заключительная серия «Железный трон» — когда началась трансляции, пользователи по всему миру стали жаловаться на сбои в работе видеосервиса HBO Go. Сайт канала был перегружен из-за большого количества желающих увидеть финал — эпизод собрал 19,3 млн просмотров и вызвал новую волну ожесточенной критики. Портал USA TODAY написал о «катастрофическом финале, который фанаты не заслужили», а сайт Bark запустил службу психологической поддержки для тех, кто не мог справиться с разочарованием из-за концовки. На портале IMDb последняя серия шоу получила самый низкий рейтинг за всю историю существования проекта: всего 5,2 из 10.
Сериал закончился — что дальше?
Сегодня известно, что HBO готовит два приквела «Игры престолов» — один из них, под названием «Дом дракона», расскажет о Вестеросе под управлением династии Таргариен задолго до событий сериала. Проект опирается на книгу Джорджа Мартина о доме «драконьих королей», но скорее всего, не будет придерживаться литературной основы, что уже вызвало сомнения у некоторых фанатов вселенной.
«Прилив снимает с мели все лодки»: сможет ли HBO Max составить конкуренцию Netflix и Amazon
Пока рано судить о том, насколько новое шоу на основе мира «Песни льда и пламени» будет популярным. Учитывая разочарование фанатов в заключительном сезоне «Игры престолов» и их фрустрацию от ожидания нового романа Джорджа Мартина, реакция на спин-офф может быть куда более холодной, чем ожидают его создатели.
Сериалы на миллиард. Рейтинг богатейших телепродюсеров по версии Forbes
6 фото
«Игра престолов», «Мандалорец» и другие — Игромания
Уже больше двадцати лет сериалы переживают настоящий ренессанс: растёт их популярность, растут масштабы, а значит, растут и бюджеты. Сегодня мы вспомним десятку самых дорогостоящих проектов в новейшей истории телевидения. Будут здесь и проверенные хиты, и амбициозные провалы, а пара позиций вас наверняка удивит.
10 место — «Рим», $9 млн на эпизод
В 2000 году огромный успех «Гладиатора» Ридли Скотта фактически воскресил жанр «пеплум» — размашистые исторические полотна про эпоху мечей и сандалий. И пока в Голливуде наперегонки снимали «Александра» и «Трою», канал HBO тоже решил не отставать. Вместе с BBC он запустил в производство один из своих самых амбициозных проектов — «Рим». Подход был максимально серьёзным: продюсеры хотели показать Вечный город времён Юлия Цезаря во всём его кровавом великолепии, без скидок на телеформат. Для этого на студии в Италии отстроили огромные, детально проработанные декорации античных улиц и пошили сотни аутентичных костюмов. Всё вышеперечисленное влетело в сотню миллионов долларов на один только первый сезон из двенадцати эпизодов. И хотя «Рим» получил от критиков высочайшие оценки и три премии «Эмми», неудивительно, что после второго сезона канал решил закрыть шоу. Отчасти вина легла на страшный пожар, который уничтожил половину декораций как раз после окончания съёмок, но это был, скорее, удачный предлог. Всё-таки для телевидения середины нулевых затраты были чересчур большими.
9 место — «Друзья», $10 млн на эпизод
Казалось бы, что может быть проще и дешевле ситкома? Одни и те же простенькие декорации, одни и те же актёры (за исключением редких приглашённых звёзд), никаких визуальных изысков и сложных трюков. Как же так вышло, что к началу нулевых «Друзья», которые не нарушали ни одного из этих принципов, стали одним из самых дорогостоящих сериалов на ТВ? Причина проста: успех. С момента своего запуска в 1994 году шоу обрело просто феноменальную популярность — как и команда ведущих актёров. Дженнифер Энистон, Мэттью Перри, Кортни Кокс, Мэтт ЛеБлан, Лиза Кудроу и Дэвид Швиммер к концу девяностых стали звёздами мирового уровня. И гонорары требовали соответствующие — так что к финальным сезонам создателям приходилось тратить на 22-минутный эпизод порядка 10 млн долларов. С тех пор из традиционных ситкомов лишь «Теория большого взрыва» подбиралась к аналогичным цифрам.
8 место — «Скорая помощь», $13 млн на эпизод
Раскошеливаться на внезапно раскрутившихся актёров вообще приходилось многим продюсерам. Особенно досталось создателям некогда культовой «Скорой помощи». Джордж Клуни начал сниматься в сериале в 1994-м, будучи малоизвестным телеактёром, а закончил пять лет спустя в статусе одного из самых завидных холостяков Голливуда. Его коллега Ноа Уайли тоже успел зарекомендовать себя в других проектах. Да и сама по себе «Скорая помощь» была не из дешёвых. В конце концов, запускал её автор «Парка Юрского периода» Майкл Крайтон, а помогал ему сам Стивен Спилберг. Все 90-е шоу удерживало титул самого рейтингового сериала на американском телевидении. Неудивительно, что к четвёртому сезону создатели не жадничали выкладывать по 13 млн долларов за эпизод. Правда, продлился аттракцион невиданной щедрости всего два сезона. Затем Клуни окончательно отправился покорять большой экран, да и остальные участники оригинального состава потихоньку разошлись, что позволило существенно снизить затраты.
7 место — «Отжиг», $11-16 млн на эпизод
Netflix всегда гордился своим статусом авторской вольницы. Дескать, это на умирающем телике шоураннеры должны париться из-за такой несуразицы, как рейтинги, эфирное время и бюджетные ограничения. У них же, на главном стрим-сервисе планеты, кинематографисты могут снимать что угодно, как угодно и сколько угодно. Например, Баз Лурман, режиссёр «Мулен Руж» и «Великого Гэтсби», имеет право без лишних переживаний спустить кучу денег на роскошный мюзикл про становление хип-хопа. Для этого команда в деталях воссоздала Нью-Йорк семидесятых, что оказалось весьма непростой задачей. В конце концов, никто из зрителей не жил, скажем, в Римской империи, поэтому о ней легко приврать, а вот семидесятые ещё много кто прекрасно помнит. Костюмы, антураж, красочные музыкальные номера — от всего этого запланированный бюджет в 11 млн на эпизод нередко распухал аж до 16 млн. В результате «Отжиг» стал самым дорогостоящим провалом Netflix. Точных цифр просмотров никто не раскрывает, но то, что предполагаемую хип-хоп-сагу закрыли после одиннадцати серий, о многом говорит.
6 место — «Корона», $13-15 млн на эпизод
Но иногда игра всё-таки стоит свеч. Как, например, в случае с «Короной» всё того же Netflix. Кто бы мог подумать, что жизнеописание Елизаветы Второй окажется для стрим-гиганта прорывным хитом уровня «Очень странных дел»? Каждый новый сезон стабильно возглавляет топ по просмотрам и собирает щедрый урожай наград, но и влетает всё это в копеечку. Как мы уже выяснили, исторические драмы ближнего прицела в производстве даже затратнее, чем сериалы про условное Средневековье. И уж тем более когда речь идёт о самой известной королевской семье на планете. Тут и грим, и причёски, и наряды, которыми любовался весь свет. Так, например, одна лишь точная копия свадебного платья Елизаветы обошлась почти в 40 тысяч долларов. А в придачу к этому пришлось отстраивать внутреннее убранство Букингемского дворца. В результате бюджет одного лишь первого сезона составил 156 млн долларов. Для сравнения: оскароносная драма «Король говорит!» с Колином Фёртом стоила в десять раз меньше.
5 место — «Игра престолов», $15 млн на эпизод
От королей и королев настоящих перейдём к вымышленным. Вы наверняка ожидали увидеть «Игру престолов» гораздо выше в топе, но нет — в ранних сезонах главное фэнтези минувшего десятилетия было немногим дороже «Рима». В первом так и вовсе нет ни крупных битв, ни драконов, а из больших актёров только Шон Бин, который тогда же и выбыл из состава по сюжетным причинам. Но чем дальше заходило противостояние Старков и Ланнистеров, тем внушительнее становились цифры. В завершающем сезоне средний бюджет достиг 15 млн долларов на эпизод. Понятное дело, число весьма условное, ведь сожжение Королевской гавани, очевидно, дороже серии с долгими разговорами у камина в Винтерфелле. И кто бы что ни говорил про восьмой сезон «Игры престолов», в плане размаха и зрелищности он однозначно установил среди сериалов новую планку. Которую, конечно же, многие сразу захотели подвинуть.
4 место — «Видеть», $15 млн на эпизод
У мегакорпорации Apple точно нет проблем с финансами, так что свой новый стрим-сервис она решила сходу наводнить гарантированными хитами. И, пожалуй, из всех стартовых проектов Apple TV+ наиболее амбициозным был сериал «Видеть» — постапокалиптическая фантастика поистине исполинских масштабов. Если HBO тратил по 15 млн на каждую серию финала своей саги, зная, что его точно будут смотреть по всему миру, то «яблочники» спустили такие же суммы на дебютный сезон. И даже больше, ведь эпизодов было не шесть, а восемь. На эти деньги создатели постарались отстроить мир нового каменного века, населённый племенами незрячих людей. Ну и Джейсон Момоа со времён начала «Игры престолов» знатно подорожал: Аквамен, как-никак. Правда, особого ажиотажа «Видеть» не вызвал, да и критики оказались весьма скупы на положительные оценки. Но Apple всё равно продлила сериал на второй сезон. Возможно, из принципа: закрытие стало бы признанием провала.
3 место — «Мандалорец», от $15 млн на эпизод
Полноценный, не анимационный сериал по «Звёздным войнам» долгие годы считался совершенно неосуществимой идеей. И не просто так: это же сколько денег надо спустить, чтобы всё не выглядело как очередной «Стар Трек» или печально известный рождественский спецвыпуск? Много, очень много. Но Disney, подобно Apple, решила не экономить на стартовом эксклюзиве своего нового стрим-сервиса.
Надо отдать должное создателям «Мандалорца»: чтобы осуществить задуманное и уложиться хоть в какой-то разумный бюджет, они пошли на уйму технических ухищрений. Взять хотя бы гигантские изогнутые экраны, на которые можно выводить инопланетные пейзажи, нарисованные в Unreal Engine. Но даже так стоимость получасового эпизода стартовала от 15 млн долларов. Одна только аниматронная кукла Грогу, более известного как Малыш Йода, обошлась в два миллиона. Но такова цена полного погружения в далёкую-далёкую галактику.
2 место — «Братья по оружию» и «Тихий океан», $12,5 млн и $20 млн на эпизод
Дороже «Звёздных войн» может быть разве что война настоящая — особенно если за её изображение берётся дуэт Стивена Спилберга и Тома Хэнкса. На волне успеха «Спасти рядового Райана» они решили создать для телевидения что-то столь же масштабное, значимое и достоверное. И, как вы уже знаете, достоверность стоит дорого. Точные реплики военной формы и вооружения, сложные практические эффекты с минимальным использованием графики, построенные с нуля масштабные декорации нескольких европейских городов, да ещё и съёмки в разных странах в придачу — на десять серий «Братьев по оружию» ушло 125 млн долларов, то есть 12,5 млн на эпизод. Внушительно, особенно для 2001 года, но едва ли рекорд. Его Хэнкс и Спилберг поставили девятью годами позже, когда взялись за условное продолжение «Братьев» под названием «Тихий океан». Вот там примерно на то же самое ушло уже 200 миллионов. Это абсолютный максимум как для формата мини-сериала, так и для телевидения вообще.
1 место — «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний солдат», «Локи», $25 млн на эпизод
Но первое место всё равно у Disney — не зря ведь это главная медийная корпорация на планете. На своём главном детище, киновселенной Marvel, она экономить точно не станет. И если одна серия «Ванда/Вижна», «Сокола и Зимнего солдата» или «Локи» должна стоить аж 25 миллионов долларов — так тому и быть. На что уходят все эти деньги? Мы не знаем. Возможно, Элизабет Олсен, Энтони Маки и Том Хиддлстон так осмелели. Может, спецэффекты от студии Industrial Light & Magic стоят особенно дорого. Ну, или всё дело в обширной географии съёмок. Как бы то ни было, Кевин Файги и его команда поставили рекорд, который ещё долго никто не побьёт. По крайней мере, пока Amazon не выкатит свой мега-эпик по Толкину.
Что ж, вот таким получился наш топ самых дорогостоящих сериалов современности. Какие из них, на ваш взгляд, оказались неоправданно дорогими, а какие вышли дешевле, чем вы думали? Пишите в комментариях.
Бюджет «Дома дракона»: до 20 миллионов на эпизод
«Дом дракона» HBO стоил менее 20 миллионов долларов на производство первого сезона из 10 эпизодов, премьера которого состоится 21 августа, сообщил Variety источник, близкий к производству. .
Для сравнения, «Игра престолов» стоила HBO около 100 миллионов долларов за сезон. Его цена за серию началась примерно с 6 миллионов долларов в первом сезоне и выросла до 15 миллионов долларов в восьмом и последнем сезоне шоу.
Если вам интересно, как HBO удалось удержать стоимость первого сезона «Дома дракона» от того, чтобы она не превысила сумму, которую они заплатили за последний сезон «Игры престолов», особенно с учетом того, что ожидается появление еще большего количества компьютерных драконов. летать вокруг, инсайдер производства говорит, что HBO теперь настолько искусен в этих сериалах о построении мира за годы не только «Игры престолов», но и производства «Мира Дикого Запада» и «Его темных начал», что команда может сделать высококачественный серии максимально эффективно и результативно.
Предстоящий телесериал Amazon по «Властелину колец» «Кольца власти» обойдется примерно в 465 миллионов долларов в производство восьмисерийного первого сезона, подтвердил Variety . Источники сообщили, что высокая цена первого сезона «Властелина колец» от Prime Video, который дебютирует 2 сентября, включает начальные затраты на запуск сериала, который, предположительно, будет растянут на несколько сезонов.
Стремительный рост расходов на контент в индустрии становится объектом пристального внимания по мере роста бюджетов производства эпизодических телепрограмм. В четверг The Wall Street Journal сообщила, что источники, близкие к производству, говорят, что Netflix выложила по 30 миллионов долларов за каждый эпизод «Очень странных дел 4», который выйдет двумя партиями в мае и июле.
Действие 10-серийного приквела «Дом Дракона», действие которого происходит за два столетия до событий «Игры престолов», покажет, как Дом Таргариенов впал в ожесточенную и жестокую гражданскую войну, известную как Танец драконов. предвещая начало конца правящей семьи Вестероса.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на бесплатный информационный бюллетень Strictly Business от Variety , в котором освещаются доходы СМИ, финансовые и инвестиционные новости и многое другое.
Сериал создан писателем Джорджем Р. Р. Мартином и Райаном Дж. Кондалом («Колония») по роману Мартина «Пламя и кровь». Кондал и режиссер Мигель Сапочник являются исполнительными продюсерами и со-шоураннерами сериала; Мартин и Винс Джерардис также являются исполнительными продюсерами вместе с Сарой Хесс, Джоселин Диас, Роном Шмидтом, Клэр Килнер, Гитой В. Патель и Грегом Яйтанесом.
Как и в оригинальном сериале, «Дом Дракона» может похвастаться обширным актерским составом, с меньшим набором персонажей, включая Пэдди Консидайна (в роли короля Визериса I), Эмми Д’Арси (в роли принцессы Рейнрии, первого ребенка Визериса и его наследник), Мэтт Смит (как принц Деймон, младший брат Визериса), Рис Иванс (как сир Отто Хайтауэр, десница короля), Оливия Кук (как леди Алисент Хайтауэр, дочь Отто) и Фабьен Франкель (как сир Кристон Коул, рыцарь с глазами на Рейнрию).
В шоу также примут участие Стив Туссен, Ева Бест, Соноя Мизуно, Райан Корр, Джефферсон Холл, Дэвид Хорович, Грэм Мактавиш, Мэтью Нидэм, Билл Патерсон и Гэвин Спокс.
Сколько стоит сделать шоу
Автор
Кара Хедаш
Обновлено
«Игра престолов» заработала астрономическую сумму денег за восемь сезонов на HBO — вот разбивка бюджета шоу.
Игра престолов стоил астрономическую сумму денег, чтобы заработать за восемь сезонов на HBO. Эпический фэнтезийный сериал, основанный на романах Джорджа Р. Р. Мартина «: Песнь Льда и Пламени », был разработан Дэвидом Бениоффом и Д.Б. Вайс. После неудачного пилотного проекта « Game of Thrones » в 2009 году, HBO заказал обширную пересъемку перед официальным запуском сериала в 2011 году. Мало того, что название стало одним из самых популярных шоу HBO в истории, сериал стал поп-культурой. явление. Игра престолов официально подошла к концу с восьмым и последним сезоном в 2019 году. Хотя это было творческое решение, окончание шоу теперь позволяет сети выделять средства в другом месте, чтобы восстановить свой предстоящий список программ. Вот объяснение бюджета Game of Thrones .
За восемь лет Game of Thrones было показано в общей сложности 73 эпизода. Создание вымышленного мира Вестероса и других мест, окружающих Семь Королевств, было трудным делом. Разработка шоу была глобальной задачей, учитывая места съемок, необходимые для создания Игра престолов . Был также очень большой актерский ансамбль, у которого к концу сериала не было доступных ценников. В то время как некоторые из крупнейших звезд, такие как Кит Харингтон, Эмилия Кларк и Лена Хиди, зарабатывали более 500 000 долларов за серию, молодые звезды, такие как Софи Тернер и Мэйси Уильямс, зарабатывали около 175 000 долларов. Хотя это может показаться большим по сравнению с зарплатами в других телешоу, важно учитывать размер «Игры престолов» обычных актеров.
Связанный: Игра престолов: почему худшая боевая сцена шоу была такой плохой
HBO определенно не дал зеленый свет «Игре престолов» , не признав расходы, необходимые для каждого аспекта сериала. Когда сериал начался, бюджет «Игры престолов » для создания первого сезона, как говорили, составлял около 50-60 миллионов долларов, что составляет 5-6 миллионов долларов за серию. Большая часть дебютного сезона была снята в Северной Ирландии и на Мальте, но охват производства расширился по мере продолжения « Game of Thrones ». При этом требуемый бюджет постепенно увеличивался, несмотря на первоначальное сопротивление HBO.
Benioff & Weiss удалось увеличить бюджет GOT с течением времени
В среднем 5-6 миллионов долларов оставались в течение первых пяти сезонов Игры престолов , за исключением одного конкретного эпизода. В предпоследнем эпизоде второго сезона «Блэкуотер» была показана огромная битва, для которой требовались чрезвычайно большие декорации с катапультами, различным реквизитом и полноразмерным кораблем 14-го века. Чтобы должным образом развить эпизод «Битва при Блэкуотере», Бениофф и Вайс запросили дополнительные 2,5 миллиона долларов. HBO в ответ выделил 2 миллиона долларов, в результате чего общая стоимость только одного эпизода составила 8 миллионов долларов.
Начиная с 6-го сезона, бюджет «Игры престолов » увеличился примерно на 10 миллионов долларов за серию. При такой стоимости производства 6-й сезон обошелся в 100 миллионов долларов, тогда как 7-й сезон обошелся в 70 миллионов долларов. Некоторые из наиболее заметных эпизодов этого периода включали «Дверь», «Битва бастардов», «Бурерождённые» и «За Стеной». Финальный сезон Game of Thrones состоял всего из шести эпизодов, некоторые из которых были расширены. За последнее ура шоу, которое включало в себя ряд эпических боевых сцен, HBO выложил 15 миллионов долларов за серию. Даже со спорным финалом сеть, похоже, не сожалеет, так как они продвинулись вперед с Игра престолов приквел, Дом Дракона .
Бюджет Дома Дракона по сравнению с ПК
Чем больше Таргариенов, тем больше драконов, а это означает новый блестящий бюджет для Дома Дракона . В то время как последние сезоны «Игры престолов» создавали эпизоды по колоссальным 15 миллионам долларов за штуку, «Дом дракона » поднял ставку, и каждый эпизод стоил чуть менее 20 миллионов долларов. Первый сезон собрал около 200 миллионов долларов, что далеко от Первый сезон Game of Throne , стоивший всего около 50-60 миллионов долларов. Очевидно, что чем больше драконов, тем больше денег, поскольку компьютерная графика, необходимая для серии приквелов, намного превышает таковую для его предшественника. Кроме того, в Доме Дракона есть новые места съемок, включая Испанию, Португалию и, конечно же, Англию.
Связанный: House Of The Dragon, эпизод 9, продолжает одну большую традицию GOT (и ломает другую)
Дом Дракона начался с большого количества зрителей.