«Русские»: тема российского вмешательства в сериалы / Россия / Районы / Домашняя страница
© Себос/Shutterstock
В последние годы Россия все больше присутствует в сердцах, умах и дискуссиях Запада, в том числе в сфере культурного производства. Здесь мы рассказываем о трех известных телесериалах, которые вынесли на малый экран тему вмешательства России в политическую жизнь западных стран
17/12/2020 —
Ирэн Диоли
Вмешательство России (фактическое или предполагаемое) в политические процессы западных демократий стало весьма актуальным вопросом в общественных дебатах в последние годы, особенно (но не исключительно) после выборов 2016 года, которые привели Дональда Трампа в Белый дом и Brexit в Великобританию. Несмотря на туманный, неясный характер самых известных медийных кейсов, развернувшихся вокруг темы, призрак российского вмешательства заглянул в дебаты, связанные с различными эпизодами европейской политической жизни: в том числе в Италии, как, например, в случае с российским помощь в Ломбардии во время первой фазы Covid-19пандемия. Если важно сохранять осознание того, что часто в контексте опасений, связанных с уязвимостью демократических систем, Россия также (иногда прежде всего) является символом, а не угрозой, в равной степени верно и то, что ее присутствие в дискурсах Запад сам по себе является признаком далеко не неуместного влияния — иными словами, российской мягкой силы, которая варьируется от традиционных, неподвластных времени источников, таких как классическая музыка или литература, до престижа, обеспечиваемого дипломатической и военной напористостью России на мировой арене, между действительным и воображаемым. Конечно, не случайно, что параллельно с появлением и развитием опасений, связанных с вмешательством России в политику западных демократий, в сериалах появлялись и тематические линии, посвященные вмешательству России.
Например, в 3-6 сезонах политического триллера «Карточный домик» (2015-2018) мы встречаем Виктора Петрова, бывшего агента КГБ, ставшего президентом РФ. От инициалов до фона персонаж представляет собой не одну аналогию с Владимиром Путиным — параллель подсказывает и кастинг, с выбором актера, чем-то напоминающего нынешнего российского президента. Главной чертой характера Виктора Петрова является именно пресловутая напористость, снискавшая Путину как восхищение, так и иронию части европейской общественности: от непреклонности в переговорах до соблазнения первой леди, российский антагонист прекрасно воплощает в себе Путинский стереотип, на деле доведенный до крайности и на грани пародии. Ссылаясь на социальный консерватизм, который стал неотъемлемой частью нарратива современной российской власти, сериал посвящает дугу гомофобным законам против «пропаганды ЛГБТ», показывая арест американского активиста, который позже покончил жизнь самоубийством в российском тюрьма. Затем Петров признается главному герою сериала, президенту США Фрэнку Андервуду, что лично он считает рассматриваемый закон варварским, но что он ввел его для поддержки своего народа, по его мнению, «консервативного и традиционалистского». Чтобы не оставлять сомнений в параллелизме с Путиным, Петрову даже бросают вызов Pussy Riot во время их телевизионного камео и упоминаются его фотосессии без рубашки. Таким образом, сериал, неоднократно подвергавшийся критике за упрощенное представление международной политической динамики, представляет собой принципиально карикатурное изображение России, отождествляемой с ее президентом в чисто антагонистической роли по отношению к Соединенным Штатам. контрапассо ? Похоже, члены российской фабрики троллей смотрели «Карточный домик», чтобы черпать вдохновение для создания фейковых новостей.
В последних двух сезонах шпионского сериала «Родина» (2018-2020) мы встречаемся с Евгением Громовым, российским разведчиком, который сплетает сложные отношения соперничества, сотрудничества и влечения с главной героиней, агентом ЦРУ Кэрри Мэтисон. В этой арке повествования сериал, кажется, хочет развить, как также заявляла команда сценаристов в некоторых случаях, ряд событий и тем, начиная от избрания Трампа и заканчивая одержимостью «фейковыми новостями». А вот и Громов, которому с помощью управления фабриками троллей, организации социальных кампаний и манипулирования ультраправыми лидерами общественного мнения удается добиться отставки президента США Элизабет Кин. Таким образом, в этой серии мы видим практически буквальное выражение опасений по поводу российского вмешательства, направленного на компрометацию западных демократий.
Сериал «Американцы» (2013-2018) предстает как один из самых масштабных, поскольку русские – или, лучше сказать, советские – персонажи являются не пешками в повествовательной дуге, основанной на стереотипных концепциях, а главными героями истории, которая стремится быть актуальным историческим исследованием периода от начала до конца восьмидесятых годов, от начала эпохи Рейгана до рассвета гласности . Титульные «американцы» на самом деле являются двумя агентами КГБ, работающими под прикрытием в виде молодой пары, которая кажется идеальным воплощением американской мечты в пригороде Вашингтона, с двумя детьми и соседом, который является агентом контрразведки ФБР. Написанный бывшим агентом ЦРУ, через различных персонажей помимо главных героев, сериал открывает несколько окон в русский и советский мир: советское посольство в Вашингтоне, различные взгляды на повседневную жизнь в Москве и ее учреждениях, а также детские воспоминания о Филипп/Миша и Елизавета/Надежда. В данном случае тема советского вмешательства в американскую политическую жизнь находится в центре сюжета, но по сравнению с двумя приведенными выше сериями перспектива гораздо более тонкая и менее американоцентричная. «Русские» не просто злодеи или антагонисты — статус главных героев придает им точку зрения, делающую представление более многогранным и чутким. На самом деле, показывая персонажей, занимающихся шпионажем, манипулированием, убийством и соблазнением по приказу Кремля, а также управлением повседневной жизнью брака и воспитанием (фактически американских) детей, сериал порывает со стереотипами, обращая внимание на личную травму. и человеческая стоимость жизни под прикрытием.
Если «Американцы», используя рамки времен холодной войны, покажут, как можно выйти за рамки стереотипного представления России и русских также и в телевизионных сериалах для широкой публики, «Карточный домик» и «Родина» будут вместо этого остаются ярким свидетельством того, как российская угроза воспринималась в США в годы президентства Трампа.
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта ESVEI, частично поддержанного грантом Фонда Институт Открытого Общества в сотрудничестве с OSIFE Фондов Открытого Общества. За содержание этой публикации полностью отвечает Osservatorio Balcani e Caucaso Transeuropa.
Комментарии, без ограничений, vengono vagliati dal nostro staff prima di essere resi pubblici. Il Tempo necessario per questa operazione può essere variabile. Vai alla nostra policy
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев от Disqus.blog комментарии от
внутри путинской пропагандистской машины | The New Yorker
Шесть вечеров в неделю Владимир Соловьев, один из самых влиятельных голосов в российской пропаганде, собирает полдюжины ученых мужей для более чем двухчасового, казалось бы, неподготовленного политического диалога. Самые последние эпизоды были посвящены насмешкам над Украиной и ее союзниками, особенно Соединенными Штатами и президентом Байденом, а также обсуждению вариантов действий России. «Должны ли мы просто превратить мир в пыль?» — спросил Соловьев во время своего выступления 29 апреля.й. Его гости — семеро мужчин средних лет — от души смеялись. Позднее Соловьев помрачнел. «Я хотел бы напомнить Западу о двух заявлениях, имеющих историческое значение», — сказал он. «Президент Российской Федерации задал вопрос: «Какой смысл в мире, в котором нет России?» — это цитата из интервью, которое сам Соловьев дал Владимиру Путину в 2018 году, в котором Путин ответил на вопрос о возможности ядерной войны. Второе заявление, которое цитировал Соловьев, тоже было от Путина в 2018 году: «Если они начнут ядерную войну, мы ответим. Но мы, как праведники, попадем прямо в рай, а они будут только каркать». Соловьев часто цитирует это, иногда как своего рода призыв и ответ своим гостям.
Все вещательное телевидение в России либо принадлежит, либо контролируется государством. Основные вечерние выпуски новостей на двух главных государственных каналах, Первом канале и Первом канале России, освещают примерно одни и те же сюжеты в примерно одинаковом порядке. 30 апреля, например, Первый канал вел репортаж из недавно «освобожденного от неонацистов» села; Выпуск новостей Russia One начался с общего отчета о достижениях российских войск: «Ликвидированы сотни неонацистов, поражены десятки воздушных целей, несколько ударов по командным пунктам и складам техники». Оба выпуска сообщали о зверствах, якобы совершенных украинскими войсками. «Украинская армия в очередной раз бомбила гражданские объекты», — заявила Russia One. Первый канал передал подробное признание якобы украинского военнопленного, который заявил, что изнасиловал россиянку и убил ее мужа. Оба канала транслировали репортажи из военного госпиталя, где группа молодых людей в одинаковых полосатых пижамах получила медали за героическую роль в «освобождении» украинских городов и сел.
Покрытие повторяется не только изо дня в день, от телеканала к телеканалу; почти идентичные истории появляются в печатных и онлайн-СМИ. По мнению ряда нынешних и бывших сотрудников российских новостных агентств, этому есть простое объяснение: на еженедельных встречах с кремлевскими чиновниками редакторы подконтрольных государству СМИ, в том числе вещательных и издательских, согласовывают темы и темы для разговоров. Пять дней в неделю контролируемая государством консалтинговая компания публикует более подробный список тем. (Организация не ответила на запрос о комментариях.) Сам я не видел этих списков — лица, имевшие к ним доступ, говорили, что они слишком боялись судебного преследования по новым законам о шпионаже, чтобы делиться ими, — но они согласились проанализировать списки. в течение пары недель. Они сказали, что списки обычно содержат от шести до десяти тем в день, которые, по-видимому, предназначены для дополнения военных обновлений Министерства обороны, которые представляют собой обязательное освещение. Те из моих источников, которые видели эти списки, работают на невещательные СМИ, но описываемые ими темы для обсуждения неизменно появлялись в выпусках новостей на Первом канале и Первом канале.
Темы делятся на четыре широкие категории: экономические, откровения, сентиментальные и ироничные. Экономические истории должны показать, что западные санкции против России усложнили жизнь в Европе, чем в России: люди в Британии не могут позволить себе отопление, немцев могут заставить ездить на велосипедах, потому что цены на бензин растут, фондовые рынки падают, а Западная Европа может столкнуться с продовольственным кризисом. Разоблачительные темы сосредоточены на дезинформации и дезинформации на Западе. Это могут быть истории об украинских беженцах, которые разоблачают свою истинную преступную сущность, совершая кражи в магазинах в одной из западноевропейских стран, или отрывок об Остине Тайсе, американском журналисте, похищенном в Сирии в 2012 году, в котором предполагается, что его наказали за то, что он сказал правду. о Соединенных Штатах. Сентиментальные истории сосредоточены на связях между русскими в России и на востоке Украины: пара, которая женится в недавно «освобожденном» Бердянске, гуманитарная помощь из России, прибывающая в Донецкую область, и российские врачи, оказывающие медицинскую помощь детям, пострадавшим на Украине. Наконец, ироничные истории сосредоточены на насмешках над президентом Украины Владимиром Зеленским и, часто, над предполагаемым психическим расстройством Джо Байдена. Для этого российское телевидение часто использует фрагменты из шоу Такера Карлсона на Fox News.
В первые дни полномасштабного вторжения России в Украину я был в Москве, смотрел телевизор, и меня поразило то, как каналы преуменьшали значение войны: тон был обыденным, выпуски новостей без изменений. Я предположил, что это была стратегия, направленная на то, чтобы заставить россиян мало внимания уделять тому, что Кремль называл «специальной военной операцией». Но, согласно моим источникам, то, что я наблюдал, было не преднамеренной стратегией, а ее отсутствием. По крайней мере, некоторые кремлевские медиа-менеджеры не знали о грядущем вторжении. Теперь телевидение — это сплошная война; помимо ток-шоу и выпусков новостей, есть специальные репортажи, которые претендуют на развенчание западной и украинской пропаганды или на разоблачение корней так называемого украинского фашизма, и вымышленные драмы о Великой Отечественной войне, термин России для советской части Второй Мировая война. В прошлом журналистам на телевидении и в печатных СМИ давали указания рассматривать истории под определенным углом. Но люди, которые видели списки, сегодня описывают менее предписывающий процесс. «Именно это, а не это — например, Мариуполь, а не Буча», — сказал один из моих источников. «И в этом пространстве вы даже можете вести дискуссию».
Соловьев, чье шоу транслируется на канале Russia One, является мастером организации того, что звучит как дискуссия, в узком пространстве, определенном властями. 26 апреля он и Маргарита Симоньян, руководящая российским государственным новостным холдингом «Россия сегодня» и международным подразделением телевизионной пропагандистской машины RT, обсудили предполагаемый заговор с целью убийства их и нескольких других пропагандистов, который якобы был сорвана тайной полицией днем ранее. Кадры рейда выглядели как пародия — среди улик, которые, по утверждениям полиции, были найдены, были брелок со свастикой на одной стороне и украинский трезубец на другой, коктейли Молотова в пластиковых бутылках (ничего страшного) и три видеоигры. патроны. Симоньян размышляла, что убийство было спланировано по приказу оппозиционного политика Алексея Навального в сотрудничестве с Зеленским, поскольку оба являются неонацистами.
В 2020 году сам Навальный пережил покушение, которое, по-видимому, было совершено российской службой безопасности ФСБ; он находится в тюрьме уже больше года. «Вы можете себе представить, что бы он здесь делал, если бы его не посадили в тюрьму?» — сказал Симоньян. Прежде чем я погрузился в просмотр российской пропаганды, независимый социолог Лев Гудков сказал мне, что телевизионная риторика основана на «приписывании оппоненту собственных черт». Это действительно настолько просто. Соловьев и его гости, а также другие ведущие новостей, репортеры и ведущие «Первого канала» и «Первой России» звучат как обиженные дети на детской площадке: «Нет, ты нацист!»; « Вы обстреливаете жилые кварталы!»; « Вы убиваете журналистов!»; « Вы насилуете и убиваете мирных жителей!»; « Вы геноцид!» (Я попросил Соловьева и Симоньян дать интервью; Соловьев не ответил, и Симоньян использовала свой Telegram-канал, у которого около трехсот тысяч подписчиков, чтобы сообщить, что она не будет со мной разговаривать.)
Историк из Йельского университета Тимоти Снайдер придумал термин «шизофашизм» для обозначения настоящих фашистов, называющих своих врагов «фашистами». Снайдер сказал, что эта тактика следует рекомендации Гитлера лгать настолько масштабно и возмутительно, что психическая цена сопротивления ей слишком высока для большинства людей — в случае с Украиной автократ ведет геноцидную войну против демократической нации с еврейским населением. президента, и называет жертв нацистами. Говорящие головы на российском телевидении регулярно признают очевидную абсурдность ситуации, которую они якобы описывают. «Мир сошел с ума», — заявил политолог Дмитрий Дробницкий в эфире Соловьева 29 апреля.й. «Русские — русофобы, а евреи — злейшие антисемиты». Через несколько дней министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью итальянскому телевидению повторил ту же утку о евреях-антисемитах, добавив, что Гитлер был наполовину евреем. Соловьев, который является евреем, назвал Зеленского «предполагаемым евреем».
Культура государственного телевидения формировалась постепенно в течение последних двух десятилетий. В 2000 году Путин начал свой первый президентский срок с того, что начал поглощение государством ведущего частного вещательного телеканала страны; через несколько лет все вещательное телевидение, включая местные станции, перешло под контроль государства. Государственное телевидение, прозябавшее в 1990-е годы, теперь получало хорошие деньги от государства, и многие журналисты, редакторы и продюсеры, работавшие на частные каналы, перешли на работу к государству. В 2004 году, во время вторых президентских выборов Путина, я побеседовал с Евгением Ревенко, заместителем главного редактора новостей Всероссийской государственной телерадиовещательной компании, холдинга, в который входит то, что сейчас называется Russia One. «Это простая логическая цепочка, — сказал он мне. «Мы государственное телевидение. Наше государство – президентская республика. Поэтому мы не критикуем президента». Ревенко, ранее работавший корреспондентом и ведущим новостей на независимом телевидении, возглавил новостную службу холдинга.
Фарида Курбангалеева, бывшая ведущая дневных новостей, начала работать в Russia One весной 2007 года, когда ей было 27 лет. «Это были очень мягкие времена», — сказала она мне через Zoom из Праги, где она сейчас живет. «Мы могли бы начать выпуск новостей с рассказа о Большом адронном коллайдере или смерти модельера Джанфранко Ферре, таких историй, представляющих общий интерес. Считалось дурным тоном начинать рассказ о Путине». К 2013 году, по словам Курбангалеевой, были опубликованы статьи, представляющие общий интерес, особенно международные, и появились репортажи о российских военных учениях. Курбангалеева рассказала мне о процессе редактирования. — Вы пишете свою копию в фирменной программе, а у моего начальства — Ревенко и человека, который был между мной и ним — она открыта на экранах. Телефон постоянно звонит: «поменяй это», «брось это».
Осенью 2013 года, по ее словам, она писала текст для статьи о вспыхнувших в Украине протестах, которые через несколько месяцев перерастут в революцию. «Я набрал слово «протестующие», и Ревенко позвонил мне и сказал: «Откуда вы беретесь называть их протестующими?» Он приказал Курбангалеевой вместо этого называть их пособниками нацистов. (Ревенко, который сейчас является депутатом российского парламента и одним из лидеров путинской партии «Единая Россия», отказался говорить со мной для этой статьи.) После того, как Россия оккупировала Крым, ведущие и репортеры получили указание назвать этот акт «воссоединением, » никогда не «аннексия». Курбангалеева рассказала мне, что делала все, что могла, например, использовала термин «украинские власти», даже когда в полученной копии использовалось слово «хунта». Но когда в 2014 году поддерживаемые Россией войска на востоке Украины с помощью российских ракет якобы сбили малайзийский авиалайнер, Курбангалеева заявила в эфире, что самолет был сбит украинским истребителем. Вскоре после этого она уволилась и уехала из страны.
Я разговаривал с несколькими людьми, которые бросили курить. Все сказали, что надо было уйти раньше. Один бывший корреспондент сказал, что ему потребовалось несколько лет терапии, чтобы уйти в отставку. Другой человек, проработавший корреспондентом новостей в Russia One более десяти лет, рассказал мне, что в течение многих лет она безуспешно пыталась сделать что-то еще. «Теперь я понимаю, что я идеальный работник государственного телевидения», — сказала она мне. «Я аполитичен, вообще не интересуюсь политикой. Таких граждан воспитывает этот режим». Она уволилась, как только началось полномасштабное вторжение в Украину, и сейчас учится, чтобы сменить профессию.