«Игра Престолов»: фэнтези для умных. Семь богов игра престолов
Старые Боги и Новые | Игра Престолов Вики
Старые Боги и Новые
The Old Gods and the New
Показан
6 мая 2012 года
«Старые Боги и Новые» — шестая серия второго сезона сериала «Игра престолов» и шестнадцатая сериала в целом. Она вышла на телеэкраны США 6 мая 2012 года.
Краткое содержание Править
Винтерфелл Править
В Винтерфелле мейстеру Лювину удается отправить ворона как раз перед тем, как Теон Грейджой и железнорожденные захватывают незащищенный замок. Ранее Теон выманил из Винтерферлла всех людей Старков с помощью уловки, совершив нападение на Торрхенов Удел.
Родрик отказывается подчиняться Теону
Теон убеждает Брана Старка сдать замок ему, а взамен обещает, что никто не пострадает. Во дворе Винтерфелла Бран объявляет всем домочадцам Старков, что сдал замок Теону. Псарь Фарлен отказывается подчиняться новому господину, и тогда Дреннан, один из захватчиков, бьёт его по голове. Железнорожденные приводят в Винтерфелл Родрика Касселя, пойманного при возвращении из Торрхенова Удела. Кассель, разъярённый подлым поведением Теона, плюет ему в лицо. Дагмер заявляет своему капитану, что Кассель должен заплатить железную цену, так он оскорбил Теона на глазах его людей. Теон приговаривает Родрика к смерти и отрубает ему голову.
Ночью Оша помогает Брану, Рикону, их лютоволкам и Ходору сбежать из Винтерфелла.
Западные земли Править
Робб хочет казнить Теона.
В военном лагере в Западных землях Робб Старк разговаривает с Талисой и представляет её своей матери Кейтилин, которая только что прибыла из Штормовых земель с Бриенной Тарт. Их беседу прерывает Русе Болтон, который сообщает новость о захвате Винтерфелла.
Робб, взбешённый предательством Теона, хочет немедленно вернуться со своей армией на Север и отбить замок. Русе останавливает его, объясняя, что Ланнистеры отступают, и, отправившись домой, Робб лишится всех завоеваний. Лорд Болтон говорит, что Теон удерживает Винтерфелл с небольшой шайкой, и просит разрешения послать туда из Дредфорта своего бастарда Рамси Сноу, который соберёт пару сотен людей, освободит замок и спасёт братьев Робба. Робб соглашается при условии, что Теона к нему доставят живым, чтобы он лично мог казнить его.
Харренхол Править
Тайвин отчитывает знаменосца
В Харренхоле, базовом лагере Ланнистеров в Речных землях, Тайвин Ланнистер отчитывает своего знаменосца Амори Лорха за то, что тот в силу своей неграмотности отправил письмо о передвижениях пехоты Ланнистеров Марлину Дормунду (вассал Старков), а не Деймону Марбранду, которому оно предназначалось. Он отмечает, что его чашница Арья и то умеет читать.
В лагерь Тайвина прибывает Петир Бейлиш. Арья прячется от него, так как боится, что Мизинец узнает её. Бейлиш рассказывает об убийстве Ренли Баратеона и о том, что благородные дома Штормовых земель перешли на сторону его старшего брата Станниса. Однако Тиреллы, у которых самое большое войско, вернулись в Хайгарден и ещё не присягнули ни одному королю. Поэтому Бейлиш просит позволить ему представлять интересы дома Ланнистеров и заключить выгодное соглашение с Тиреллами для того, чтобы совместно бороться со Станнисом и Роббом Старком .
Арья замечает на столе письмо, в котором упоминается имя её брата Робба. Воспользовавшись моментом, девочка крадёт его и читает. С письмом её ловит Амори Лорх. Он хочет рассказать о произошедшем Тайвину, но Арья называет имя Амори Якену Хгару, и тот успевает его убить прежде, чем тот донес на девочку.
Королевская Гавань Править
Проводы Мирцеллы в Дорн
В Королевской Гавани король Джоффри, Серсея Ланнистер, Томмен Баратеон и Санса Старк вместе с придворными провожают в Дорн принцессу Мирцеллу. Согласно плану Тириона, Мирцелла будет жить в доме принца Дорна Дорана Мартелла, а когда придёт время, выйдет замуж за его младшего сына Тристана. Верховный септон читает молитву и благословляет путешествие.
Когда королевская семья возвращается назад, беженцы, наводнившие столицу после начала Войны пяти королей, начинает требовать хлеба и выкрикивать оскорбления в адрес Джоффри. Кто-то швыряет коровью лепешку в лицо королю. Разозленный Джоффри приказывает своим гвардейцам «убить их всех», но они не в силах противостоять многотысячной толпе Начинается бунт. Джоффри, Серсее и Тириону удается добраться до Красного замка невредимыми. Верховного септона толпа разрывает на части.
Джоффри приказывает убить всех
К своему ужасу Тирион понимает, что по дороге потерялась Санса Старк. Узнав об этом, Джоффри не собирается её спасать, до сих пор не понимая её значения как политической пленницы. Однако Тирион объясняет, что если Санса погибнет, то Старки в отместку убьют Джейме. Несколько мужчин ловят Сансу и собираются её изнасиловать. На помощь девушке приходит Сандор Клиган, который убивает обидчиков. Он приносит Сансу в замок и просит горничных позаботиться о ней. Тирион благодарит Пса за спасение жизни Сансы, но тот отвечает, что поступил так не ради него.
За Стеной Править
Джон Сноу не может убить Игрит
Группа разведчиков Ночного дозора под руководством Куорена покидает основной лагерь дозорных на Кулаке Первых Людей и движется по горной гряде Морозные Клыки. От Джона Сноу сбегает его лютоволк Призрак.
Отряд замечает у костра караульных одичалых и убивают всех, кроме рыжеволосой девушки Игритт, к горлу которой Джон приставляет свой меч. Куорен расспрашивает пленницу о планах одичалых, но она отказывается отвечать на вопросы. Тогда Куорен решает убить Игритт и вытаскивает меч, но Джон Сноу сам вызывается привести приговор в исполнение. Куорен вместе с остальными уходит к горной вершине, но Джону не хватает духа казнить девушку, которой в итоге удается сбежать. Джон её ловит, однако они оказываются отрезанными от остальной части отряда Куорена. Им приходится переночевать под открытым небом.
Кварт Править
Дейнерис ждёт Короля Пряностей
В Кварте Дейнерис Таргариен проводит переговоры с Королем Пряностей и хочет купить у него корабли, чтобы пересечь Узкое море и завоевать Семь королевств. Она предлагает заплатить за корабли тройную цену, однако торговец считает такие инвестиции очень рискованными, ведь у Дейнерис нет ни армии, ни союзников в Вестеросе, и отказывается от сделки. Переговоры с Королём Шёлка и Королём Меди также ни к чему не приводят. Дейнерис возвращается в дом Ксаро и там обнаруживает, что её охранники перебиты, Ирри задушена, а драконы похищены.
Интересные факты Править
Общее Править
- Название серии относится к Старым Богам, которым сейчас поклоняются, в основном, на севере, и к Новым Богам, которым поклоняются на юге.
- В письме Тайвина Ланнистера, которое украла Арья, написано следующее: «Десять тысяч маршируют с запада на Ланниспорт через Зуб (Золотой Зуб). По нашим оценкам они присоединятся к вам в конце недели. Разведчики докладывают, что Робб Старк перебрасывает войска к югу от побережья. Оповестите Серреттов о том, что они должны повернуть на восток к Серебряному Холму».
- В сцене отплытия принцессы Мирцеллы в Дорн, она плачет, хотя по книге она сохраняла спокойствие.
Сравнение с событиями книг Править
- В книге драконов Дейнерис никогда не похищали.
- В книге Арья второй жертвой выбирает жестокого управляющего Виза. Этого персонажа нет в сериале.
Съёмки Править
- В книге Ирри не умирает, но, похоже, у создателей сериале не было выбора. Актриса Амрита Ачариа была вынуждена покинуть съёмочную площадку, так как ей не удалось получить норвежское гражданство и ей не продлили рабочую визу.
Бюст хорватского моряка.
- Сцена с убийством Ирри была снята, но не вошла в финальную версию серии. Согласно удалённым кадрам, Ирри была задушена Дореа. Это была сложная сцена, и у актрисы Амриты Ачарии даже остались синяки на шее.
- Сцена бунта была снята у главного входа в старый город Дубровника.
- Съёмки дворца Короля Пряностей проходили в Княжеском дворце в Дубровнике, и в кадр попал бюст хорватского моряка 16 века Михо Працату.
- В 2012 году за создание этой серии сериал получил премию Эмми в номинации «Лучший грим».
Адаптация Править
Серия охватывает следующие главы из книг цикла «Песнь льда и пламени»:
- Вторая книга, «Битва королей»:
- Глава 34, Джон IV: Джон не может заставить Призрака держаться рядом.
- Глава 36, Тирион VIII: Мизинец предлагает провести переговоры с Тиреллами.
- Глава 37, Теон III: по настоянию железнорожденных убит северянин.
- Глава 38, Арья VIII: Арья просит Якена убить вторую жертву.
- Глава 39, Кейтилин V: Кейтилин возвращается из Штормовых земель.
- Глава 40, Дейнерис III: Дейнерис не может получить корабли.
- Глава 41, Тирион IX: Мирцелла отправляется в Дорн.
- Глава 46, Бран VI: Бран просыпается и узнает, что Теон захватил Винтерфелл.
- Глава 50, Теон IV: Теон отправляет письмо в Дипвуд Мот и просит о помощи. Он спит со служанкой. Ему сообщают о бегстве Брана и Рикона.
- Глава 51, Джон VI: Игритт схвачена, Куорен хочет убить ее, но Джон позволяет жить.
- Глава 52, Санса IV: Санса вспоминает свое спасение во время бунта.
- Глава 56, Теон V: человека обеглавливают.
- Глава 66, Теон VI: сир Родрик убит.
- Только 15 из 25 актёров основного состава появляются в этой серии.
- Джек Глисон (Джоффри Баратеон) записан ниже в списке актёров.
ru.gameofthrones.wikia.com
Боги сериала Игра Престолов.. Разное от Игра Престолов
Владыка Света.Владыка света является так же Рглором и Красным богом, его поклонники живут преимущественно на Эссосе. Все ритуалы связанные с поклонением этому божеству сосредоточены на свете и огне. Владыка света является религией вольных городов. В Вестеросе поклонение Владыке Света не распространено.
В концепции данной религии заложено можно сказать вечная борьба добра со злом. Согдасно этой религии в мире существует 2 бога – один создатель, несущий свет тепло развитие добро, а другой несущий разрушение холод смерть. И жизнь заключается в вечной борьбе этих двух богов Владыки Света с Богом смерти. Других же богов поклонники религии воспринимают как подделки демонов, которых необходимо сжечь.
Согласно этой религии важно все что создает свет — как лучи так и тени… Люди поклоняющиеся данной религии прежде всего ориентируются в действиях с помощью видений и пророчеств, которые они видят при контакте с огнем. В сериале Игра престолов онлайн мы можем наблюдать, как Мелиссандра неоднократно общается и зрит видения с помощью огня. Владыка света оставил для своих поклонников священные текста.
Согласно легенде, много столетий назад была активная война между Владыкой света и Иным (Богом смерти, чье имя нельзя произносить всуе). Главным оружием Иного были Белые ходоки, его холодные дети смерти. И тогда некий Азор Ахай создал огненный меч и одержал победу над армией Иного. Однако, ему пришлось пожертвовать многим. Для того, что бы меч обрел необходимую силу Азору пришлось проткнуть им сердце своей любимой жены Ниссы Ниссы.
Поэтому все поклонники религии Владыки света верят и ждут, что накануне новой войны с Иным, которая все ближе, согласно всем пророчествам, принц Азор переродивись в ином обличье вернется и взяв свой огненный меч вновь победит тьму. Согласно пророчествам, именно его появление должно пробудить каменных драконов.
Символ религии – сердце в огне.
Так как с огнем связаны все ритуалы, в любом явлении огня маленьком и большом можно провести ритуал. Так же принято приносить человеческие жертвоприношения. Представителями религии являются красные жрицы и жрицы, которые молят у костра о наступлении рассвета в мире.
В молитвах имеет место фраза «Ночь темна и полна ужасов» в ответ на которую необходимо отвечать «Владыка, направь на нас свой свет». Красные жрицы говорят на высоком валерийском.
Удивительно, но их традиционное приветствие на валирийском «Валар моргулис» / «Валар дохэйрис»!!!
В сериале и книгах нас совсем запутали. Так как в сериале назвали Красным богом Бога смерти (это сказал Якен Хгар, когда беседовал с Арьей Старк в Игра престолов 2 сезон 5 серия, 26 минута «…Красный Бог должен получить свое, милая девочка…»). А приветствие Валар Моргулис приписывается как безликим (поклонникам Бога смерти так и красным жрецам). Давайте вместе разберемся!!! Требуются книжники с аналитическим складом ума смотревшие сериал ;D
Старые БогиСтарые Боги — религия преимущественно популярная на севере Вестероса, однако, в других уголках материка так же находятся поклонники данной религии. Религия господствованла в Вестеросе до времен, когда андалы пришли на эти земли и принесли с собой веру в семерых. Долгое время эти две религии конфликтуют между собой.
Вера в Старых Богов изначально была верой детей леса. Дети леса жили в лесах Вестероса и еще за много лет, до того, как там появились первые люди. Лица которые мы видели вырезанные на деревьях – чардревах, это лица вырезанные детьми леса. Они долгое время воевали с первыми людьми, но позже заключили договор, что дети леса останутся занимать территории в лесах, а люди будут жить на остальной территории Вестероса. Так же люди пообещали не трогать святыни детей леса – деревья. После чего постепенно эта религия вошла и в веру первых людей.
В последствии войны с Иным, белыми ходками численность детей леса значительно уменьшилась в Вестеросе. Носителями религии остались заселившие Вестерос первые люди, но после того как пришли андалы, они уничтожили детей леса, не желая признавать их религию. Андалы, так же нарушили обещание людей и уничтожили чардрева находящиеся на юге Вестероса. Как раз в Бран находится в окружении последних выживших детей леса.Поскольку устоять пред вторжением Андалов удалось только северянам, там вера в старых богов и осталась более популярной. Многие сотни лет две религии лили кровь, но со временем люди приняли возможность сосуществования народов с разными верами.
Чем глубже на север тем основательнее вера в Старых Богов. Одичалые поклоняются старым богам и Северяни так же. За стеной других богов нет среди религиозных предпочтений людей.
Старые Боги сами по себе прообразы живой природы, это духи деревьев, скал, ручьев и т.п. Они не требуют никаких особых ритуалов в поклонении, у них нет святых иерархий законов и заповедей. Верующие в Старых богов просто медитируют в богорощах пред лицом святого чардрева. Однако, не смотря на то, что в религии Старых Богов, нет текстов и правил, люди поклоняющиеся этой религии по умолчанию с высокой ценностью относятся к гостеприимству, законному рождению детей и негативно относятся к инцестам.
Религия Старых Богов является разновидностью анимизма или панпсихизма. Она подразумевает то, что все в этом мире имеет свой дух, природа одушевленная, даже у маленького листика есть душа.Богорощи.Богорощи согласно книгам присутствуют в внутри каждого замка на севере. Богорощи – места засаженные деревьями, которые для поклонников Старых Богов служат местом для медитации и поклонения Богам. В сердце богорощи обычно находится чардрево с вырезанным детьми леса лицом, как правило из порезов сочится сок по стволу, от этого кажется что оно плачет.Бгорощи есть так же все еще сохранились в Хайгардене, Риверране и Королевской Гавани, однако их там используют больше в качестве садов, чем священных мест.
Вера в семерых
Вера в Семерых — это основная вера юга и центра Вестероса. Встречаются еще поклонники старого бога, но в основном там преобладают поклонники Семерых.
Вера семерых кардинально отличается от Старого Бога, так как главным местом поклонения является Великая Септа в сердце семи Королевств. А преводителем религиозного общества Веры в Семерых является великий септон.Вера в семерых появилась на Эссосе еще за несколько тысячи лет до войны королей, там где жили андалы. Но после набега андалов на Вестерос, они одержали победу и истребили все места почитания Старых Богов к югу от Перешейка. Таким образом они поубивали и по подчиняли себе первых людей, которым пришлось сменить религию.Вера в Семерых – это поклонение одному Богу имеющему семь лиц, которые означают определенный жизненный статус.1. Отец: является символом божеского суда. Именно он решает судьбы душ людей после их смерти, вынося на суд их деяния.2. Мать: Женская сила. Символ созидания, размножения, плодородия, прощения.3. Дева: символ красоты любви и чистоты.4. Воин: символ мужества, силы и смелости.5. Кузнец: символ профессионального умения, создания и сотворения.6. Неведомый: символ неизвестности и смерти (Ему молятся очень редко).7. Старица: символ мудрости и проницательности.Утонувший БогУтонувший Бог – это религия железных островов, железнорожденных.Утонувший Бог по легенде появился из воды принеся пламя. Эта религия поощряет убийства воровство и насилие, делая их священными. Поэтому железнорожденные и являются пиратами и грабителями. Убить врага в бою – это святое дело.
Железнорожденные когда вырастают, что бы стать мужчиной должны пролить кровь врага – такой обряд посвящения в настоящие мужчины.Так же у них не принято за что-либо платить золотом. У железнорожденных «железная цена» — если они хотят что-то получить, они должны забрать это силой а не монетами. Таким образом очевиден смысл девиза дома Гренджоев «Мы не сеем».
Железнорожденные очень внимательно относятся к своему поклонению Утонувшему богу, так как эта религия оправдывает все их злодеяния.
По легенде когда то давно, Утонувший Бог вел бой со Штормовым богом. И тогда он проиграл, после чего штормовой Бог заточил его в воде. Поэтому считается, что утонувший железнорожденный попадает на пир к утонувшему Богу и женятся на прекрасных русалках и это считается благословением, если железнороденный утонул, значит, он нужен был своему Богу. А штормовой бог временами посылать на море шторм, что бы разрушить и уничтожить плывущих на кораблях поклонников Утонувшего Бога.Главная фраза молитв Железнорожденных : «Что мертво, умереть не может», в ответ принято говорить: «но восстает вновь, сильнее и крепче чем преждеМорская вода место священия младенцев и взрослых – в ней проходит ритуал благословения.Священники представляющие эту религию называются Утонувшими людьми. Ими могут быть только мужчины, да и в общем эта религия чествует только мужской пол, поэтому удивительно, что Яре Гренджой позволено так много – и корабли и уважение и власть над железнорожденными. Но тут наверное имеет место статусность.
Главная казнь железнорожденных, это когда человека привязывают намертво на берегу моря, когда наступает время прилива – и соленая морская вода постепенно подступает медля перед тем, как забрать его жизнь.Тем не менее железнорожденные гостеприимны и чтят брак и детей рожденных в браке, так же они выступают против инцестов.Бог смертиБогу смерти преимущественно поклоняются на Эссосе в городе Браавос.Первое упоминание о Боге смерти было в сериале Игра престолов 1 сезон, когда Сирио Форель, «учитель танцев» Арьи сказал девочке: «Что мы говорит Богу смерти ? – Не сегодня».
После этого Арья сталкиваясь с жестокость жизни в Игра престолов 3 сезон признает, что единственный действительно настоящий бог – это Бог Смерти.Это религия безликих – убийц из вольного города Браавос. Так же Бога Смерти называют Многоликим. Его почитатели уверены, что это единственный существующий Бог, но он имеет много лиц. Что те кто почитает других Богов, на самом деле покланяются Богу Смерти, так как они не знают, того, что все их Боги это лишь другие обличья единого Бога – Бога смерти.
Великий жеребецЭто религия дотракийского общества. Для дотракийских воинов лошадь является важнейшей ценностью настоящего воина. У дотракийцев очень сложная и насыщенная религия.
Дотракийская вера не исключает признание существования других Богов. Они поклоняются Великому жеребцу считая его самым сильным и благословенным для них Богом. Однако они не исключают, что где-то правят другие Боги, но они уверенны, что другие намного слабее.
Согласно их религии- звезды это слуги Бога Великого Жеребца, а луна его жена. И после смерти их тела должны быть сожжены, что бы пепел мог подняться до звезд.Так же в этой религии так же есть свой герой, явления которого ждут поклонники данной веры. Существует легенда о том, что в один день появится «Жеребец, который покроет весь мир», который однажды объединит все кхаласары и завоюет весь мир.
Дотракийцы очень суеверны, перед боями они всегда ждут знаков от своего бога. Главных пути дотракийца – убийства и силы. Их религия только приветствует это.
Свадьбы дотракийцев длятся целые сутки. После принятия даров, молодые смотрят смертельные дуэли и оргии. Без нескольких убийств на свадьбе – дотракийская свадьба считается скучной.Согласно книгам, дотракийцы были самыми первыми людьми появившимися в этом мире.
Надеемся что в Игра престолов 5 сезон нас погрузят еще глубже в интересное пересечение верований Вестероса и Эссоса.В новом сезоне Игры престолов будет больше действий развернутых в Браавосе, поэтому возможно нам приоткрою еще больше тайн безликих и Бога Смерти. Так же как и касательно Старых Богов, в сердце которых, пристанище детей леса оказался Бран.
fanparty.ru
краткая информация о религии в Игре Престолов (14 фото) . Чёрт побери
Люди делятся на два типа, те кто смотрел Игру престолов, и те, кто из принципа этого не делает. Но отрицать очевидное невозможно. Мир созданный Дж. Мартином поистине велик и по своему интересен.Тем, кто читал книги «Песнь льда и пламени» эта статья может быть уже знакома, но сейчас много тех, кто лишь смотрел сериал, а в нём о богах говорится не много.
Народ Вестероса, жителей Семи Королевств, как правило нельзя назвать особенно религиозными. Для большей части людей, суровых северян, или жизнерадостных обитателей благодатного юга, религия – лишь привычный и успокаивающий набор ритуалов, сопровождающий их на жизненном пути. Настоящая религиозность встречается редко, однако, некую формальную принадлежность к какой-нибудь конфессии имеет почти каждый.
Религия Семи
Начало почитания Семерых в Вестеросе связано с андальским завоеванием, когда пришедшие из-за Узкого моря высокие светловолосые воины с семиконечной звездой новых богов, вытатуированной на груди, отвоевали все южные королевства Вестероса у Первых людей. Вместе с армиями хозяев Вестероса умолкали и их Старые боги, воинственные, мрачные и чуждые человеческому пониманию. Рочитание их сохранилось только в северных землях. Везде, кроме Севера, были вырублены чардрева, и завоеватели провозгласили победу Семерых над Старыми Богами. Ныне этих же богов чтит правящая династия Таргариенов..
Отец.
Его представляют себе как бородатого человека средних лет в короне. Он считается олицетворением справедливости и законов, покровителем королей. Заповедь, которую он даровал людям, гласит: «Будь справедлив». По традиции, он ассоциируется с синим цветом, а его символом является корона.
Мать.
Ее представляют себе как ласково улыбающуюся женщину средних лет в богатых одеждах. Она считается олицетворением материнства и плодородия, покровительствует женщинам и вообще всем, кто заботится о детях. Заповедь, дарованная ею людям, звучит как «Будь милосерден». Цвет, традиционно ассоциируемый с Матерью — зеленый, ее общепринятым символом является чаша (в том числе, чаша для подаяния).
Кузнец.
Как правило, его представляют себе в виде очень крепкого человека в кожаном фартуке, с кузнечным молотом в руке. Кузнец считается олицетворением трудолюбия и физической силы, покровителем ремесел и всякой мирной работы, а также людей, ею занимающейся. Его заповедь — «Будь трудолюбив». Цветом Кузнеца является оранжевый, а общепринятым символом — молот.
Дева.
Ее представляют себе в виде молодой девушки с распущенными волосами. Дева считается олицетворением красоты и невинности, она покровительствует всем искусствам и, соответственно, людям творческих профессий, а также влюбленным и вообще всем юным и невинным созданиям. Ее заповедь гласит: «Будь чист в делах и помыслах». По традиции, цветом Девы считается голубой, а ее символом — цветок (чаще всего — роза, но не обязательно).
Воин.
Мужчина воинственного вида в доспехах и с мечом. Воин считается олицетворением храбрости и верности, покровителем рыцарей. Его заповедь — «Будь храбр». Традиционным цветом Воина является красный, а символом — меч.
Старица.
Ее представляют себе пожилой женщиной с посохом и фонарем. Старица — олицетворением житейской мудрости и терпения, которые приходят с годами. По легенде, именно она выпустила первого ворона и открыла ворота в Потусторонний Мир. Ее заповедь звучит как «Чти мудрость и старость». Цветом Старицы считается желтый, а в качестве ее символа используется переносная лампа, свеча или фонарь.
Неведомый.
Его представляют себе по-разному, чаще всего в виде закутанной в покрывало фигуры, не мужской и не женской; но иногда и в более фантастическом виде — к примеру, получеловеком — полузверем. Неведомый — олицетворение смерти, мистики, всего загадочного, таинственного и необъяснимого. Его заповедь — «Помни о смерти». Цвет Неведомого — фиолетовый, а его символом по традиции являются песочные часы.
Старые Боги
Старые боги – это древние боги Вестероса. Во всяком случае, когда на этот континент много тысяч лет назад вступили Первые люди, там уже обитали таинственные Дети леса и поклонялись своим безымянным и непонятным богам. Считается, что именно они вырезали первые лица на чардревах. После долгой и кровопролитной войны Первые люди заключили с Детьми леса мирный договор, и с тех пор стали селиться повсюду на земле Вестероса, мирно живя бок о бок с Детьми леса, и со временем они оставили своих богов ради древней религии таинственных жителей лесов. .Объектом поклонения в религии Старых богов являются некие природные силы, очень далекие от человеческого понимания, и, тем не менее, грозные и могущественные. До некоторой степени, персонификацией этих сил считаются чардрева, растущие в богорощах замков, а кое-где и сами по себе.
Утонувший Бог
Объектом поклонения этой религии является Утонувший Бог – символ буйной, капризной и беспощадной морской стихии, в равной степени жестокий и по отношению ко всем, кто отваживается доверить ему свои жизни и имущество. Судя по всему, железные люди, живущие в милости Утонувшего Бога, каким-то образом отождествляли с ним себя, считая себя его детьми, и подражая его холодности, беспощадности и безразличию к человеческим страданиям.У Утонувшего Бога нет мест поклонения, точнее, поклоняться ему волен любой, в любом месте.Излюбленной фразой-девизом почитателей Утонувшего Бога является «То, что мертво, умереть не может, оно лишь восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде».
Рглор, владыка Света, бог Огня и Теней
Сутью этой религии является противостояние Рглора и его холодного и мрачного визави, Иного, чье имя запретно, желающего уничтожить всю жизнь в мире. В борьбе с Иным и его приспешниками, последователи Рглора учат жертвовать тем, что тебе дорого, и даже самим собой, потому что чем драгоценнее жертва, тем больше порадует она Рглора, любящего подношения.Объектом поклонения, как не трудно догадаться, является сам Рглор, не имеющий ни воплощения, ин персонификации в реальном мире, кроме своих служителей.Местом поклонения Рглору обычно служит высокий и яркий молитвенный костер, который его служители зажигают на закате и поддерживают горящим всю ночь, но, так же, в молитвенных целях может использоваться любой источник огня и/или света.
Многоликий бог
Богу Смерти поклоняются в основном Безликие, убийцы из Браавоса. Они называют его Многоликий Бог или Бог со многими лицами. Чёрно-белый дом — храм Многоликого в Браавосе, а также штаб-квартира Безликих.
В этой религии нет священнослужителей и жрецов, есть лишь Безликие, слуги этого бога. Они проводят время в тишине и уединении до тех пор, пока их не наймут, чтобы даровать смерть кому-либо.
Безликие верят, что Многоликому поклоняются большинство людей в большинстве религий, просто он меняет свое лицо и предстает перед ними другим богом.
Великий Жеребец
Дотракийцы верят в то, что помимо Великого Жеребца существуют и другие сверхъестественные существа, поэтому их религия является генотеизмом. Это вера в одного бога, но признание существования других богов, в которых можно верить, а можно и не верить. Эти другие боги имеют власть только в определенных местах. Так, например, дотракийцы не поклоняются Великому Пастуху, богу лхазарян, но они не отрицают того, что Великий Пастух может существовать, но у него есть власть только в Лхазаре. Соответственно, Великий Жеребец сильнее и могущественнее, потому что имеет власть везде и всегда.Дотракийцы верят, что звезды на ночном небе — это кхаласар Великого Жеребца. А после смерти они встретятся со своими предками в Ночных землях, но только если их тела будут сожжены. После сожжения тело дотракийца превращается в пепел, который способен подняться до неба и до кхаласара Великого Жеребца. Также дотракийцы верят, что луна — это жена солнца. Детей они считают «благословением Великого Жеребца».
chert-poberi.ru
фэнтези для умных — МАЯК ПРО
20 сентября 1948 года родился известный писатель Джордж Р.Р. Мартин, подаривший миру цикл книг «Игра Престолов», по одной из книг которого был снят одноименный сериал. Фэнтези, действие которого происходит в мире Вестероса, ставит перед нами вполне современные и реальные проблемы общества и человека. Не смотря на всю кровавость сюжета и обилие интриг, в первую очередь читателя и зрителя заинтересовывают персонажи. У каждого свои причины участвовать в войне за Железный трон, все персонажи имеют уникальные характеры и те, кто в начале отталкивает зрителя, ближе к середине становятся чуть ли не самыми интересными и поддерживаемыми персонажами.
О том, какие проблемы поднимает Джордж Р.Р. Мартин в своем произведении, в нашей подборке.
Карта Вестероса и Свободных земель
Религиозные мотивы «Игры Престолов» В мире Вестероса, как и в нашем современном мире, существует пять религий. Культ Семерых – это идолопоклонничество Семерым богам, являющимся отражением одного бога. Однако на практике жители Вестероса поклоняются каждому Богу отдельно.
Семь Богов
Многоликий Бог – Бог Смерти. Верующие в этого бога считают, что все люди поклоняются Многоликому, просто он меняет свое лицо и предстает другим Богом. В Культе Семерых Многоликий – это Неведомый, олицетворяющий смерть.
Многоликий Бог принимает любой облик
Владыка Света. В этой религии, основывающейся на поклонении огню, есть два божества – один создает свет, другой – тьму. Их война вечна, и из-за такого взгляда на мир, последователи Владыки Света считают остальные религии неверными и подлежащими уничтожению.
Владыка Света
Старые Боги – безликие и безымянные духи природы. Это не вера – набор суеверий, в которых отсутствуют храмы и какие-либо служения богам.
Лики Старых Богов изображали на стволах деревьев
Утонувший Бог оправдывает мародерство и пиратство. Религия сосредоточена на искусстве управлять кораблем, а ее последователи верят в том, что они должны грабить, насиловать и убивать.
Утонувший Бог – покровитель Железных людей
В каждой стороне Вестероса верят в своих Богов, и на этой почве нередко начинаются конфликты и войны.
Проблема жизни и смерти На страницах романа насчитывается около 53 смертей – и это только именованных персонажей. Сколько погибло безымянных, второстепенных персонажей – не возьмется сосчитать даже истинный фанат «Игры Престолов». Появление жизни в рома показывается с разных сторон. Это и физическое явление, когда из яиц вылупляются драконы, и метафорическое, например, перерождение слабой женщины Дейнерис в могущественную правительницу кхалиси, а так же возникновение теней Владыки Света, благодаря магии.
Проблема свободы Джордж Мартин рассматривают эту проблемы с двух стороны: как свободу личности и как свободу целого народа. Они тесно связаны между собой, переплетаются и дополняют друг друга. Например, Дейнерис Таргариен сначала ведет борьбу за личную свободу: независимость от решений брата, затем мужа. И став кхалиси, Дейнерис освобождает множество народов, устанавливая свои порядки и законы.
Дейенерис из дома Таргариенов, именуемая первой, Неопалимая, Королева Миэрина, Королева Андалов, Ройнар и Первых Людей, Кхалиси Дотракийского Моря, Разбивающая Оковы и Матерь Драконов
Любовный мотив Пожалуй, любовь – основная движущая сила всего романа. Любовь у Джорджа Мартина не толкает людей на подвиги, а ломает их, заставляя совершать безумства, калечить себя и окружающих. В этом книжная любовь Мартина приближена к реальной: она опошлена и зачастую лишает человеческих качеств.
ПерсонажиДжордж Мартин показывает зрителям весь человеческий путь от рождения через боль, страдание и счастье к смерти – героической или подлой. Все персонажи на протяжении развития сюжета меняются, раскрываясь с разных сторон. Джон Сноу из мальчика, привязанного к своему отцу и семье, становится смелым мужчиной, готовым отразить атаку смерти. Серсея Ланнистер бесконечно любит своего брата и общих детей, при этом ненавидя и убивая детей семьи Винтерфелла. Тирион Ланистер, карлик с омерзительной внешностью и острым умом, вызывает отвращение: он зол, мстителен и похотлив. Однако, когда читатель узнает ближе Тириона, он понимает: карлик – чуть ли не единственный «светлый» персонаж саги – он не подлый и действует только исходя из личных соображений. Героев «Игры Престолов» нельзя разделить на положительных и отрицательны: они, как и люди, меняются, и расплачиваются за каждый свой поступок.
Мир «Игры Престолов» очень разнообразен. Он динамичен, включает в себя множество глобальных проблем, как для человека, так и для всего мира. «Игра Престолов» – must have в библиотеке и фильмотеке каждого.
Просмотров: 361
pro.radiomayak.ru
Религия в Вестеросе. Разное от Игра Престолов
Народ Вестероса, жителей Семи Королевств, как правило нельзя назвать особенно религиозными. Для большей части людей, суровых северян, или жизнерадостных обитателей благодатного юга, религия – лишь привычный и успокаивающий набор ритуалов, сопровождающий их на жизненном пути. Настоящая религиозность встречается редко, однако, некую формальную принадлежность к какой-нибудь конфессии имеет почти каждый. Здесь я привожу краткие описания религий не в порядке их появления в земле Семи Королевств, а по распространенности.
I. Религия Семи, или Семибожие
Начало почитания Семерых в Вестеросе связано с андальским завоеванием, когда пришедшие из-за Узкого моря высокие светловолосые воины с семиконечной звездой новых богов, вытатуированной на груди, отвоевали все южные королевства Вестероса у Первых людей. Вместе с армиями хозяев Вестероса умолкали и их Старые боги, воинственные, мрачные и чуждые человеческому пониманию. Рочитание их сохранилось только в северных землях. Везде, кроме Севера, были вырублены чардрева, и завоеватели провозгласили победу Семерых над Старыми Богами. Ныне этих же богов чтит правящая династия Таргариенов.
Вместе с Семибожием и объединением государства под властью Повелителей драконов, в Вестерос пришло рыцарство, так что поклонение Семерым можно так же назвать религией, породившей и питавшей собой рыцарские законы чести, верности и долга. Новым богам угодны доблесть и верность клятвам и обетам, но не менее близко и милосердие. Эта многогранность этики и отражается в различной природе Семерых богов.
Семеро богов, которых ныне чтит большая часть населения Вестероса – это боги, олицетворяющие различные стороны человеческой натуры и деятельности и разные явления окружающего мира. По сути, они являются лишь семью ликами одного единственного и всеобъемлющего Божества.
Отец. Его представляют себе как бородатого человека средних лет в короне. Он считается олицетворением справедливости и законов, покровителем королей. Заповедь, которую он даровал людям, гласит: «Будь справедлив». По традиции, он ассоциируется с синим цветом, а его символом является корона.
Мать. Ее представляют себе как ласково улыбающуюся женщину средних лет в богатых одеждах. Она считается олицетворением материнства и плодородия, покровительствует женщинам и вообще всем, кто заботится о детях. Заповедь, дарованная ею людям, звучит как «Будь милосерден». Цвет, традиционно ассоциируемый с Матерью — зеленый, ее общепринятым символом является чаша (в том числе, чаша для подаяния).
Кузнец. Как правило, его представляют себе в виде очень крепкого человека в кожаном фартуке, с кузнечным молотом в руке. Кузнец считается олицетворением трудолюбия и физической силы, покровителем ремесел и всякой мирной работы, а также людей, ею занимающейся. Его заповедь — «Будь трудолюбив». Цветом Кузнеца является оранжевый, а общепринятым символом — молот.
Дева. Ее представляют себе в виде молодой девушки с распущенными волосами. Дева считается олицетворением красоты и невинности, она покровительствует всем искусствам и, соответственно, людям творческих профессий, а также влюбленным и вообще всем юным и невинным созданиям. Ее заповедь гласит: «Будь чист в делах и помыслах». По традиции, цветом Девы считается голубой, а ее символом — цветок (чаще всего — роза, но не обязательно).
Воин. Мужчина воинственного вида в доспехах и с мечом. Воин считается олицетворением храбрости и верности, покровителем рыцарей. Его заповедь — «Будь храбр». Традиционным цветом Воина является красный, а символом — меч.
Старица. Ее представляют себе пожилой женщиной с посохом и фонарем. Старица — олицетворением житейской мудрости и терпения, которые приходят с годами. По легенде, именно она выпустила первого ворона и открыла ворота в Потусторонний Мир. Ее заповедь звучит как «Чти мудрость и старость». Цветом Старицы считается желтый, а в качестве ее символа используется переносная лампа, свеча или фонарь.
Неведомый. Его представляют себе по-разному, чаще всего в виде закутанной в покрывало фигуры, не мужской и не женской; но иногда и в более фантастическом виде — к примеру, получеловеком — полузверем. Неведомый — олицетворение смерти, мистики, всего загадочного, таинственного и необъяснимого. Его заповедь — «Помни о смерти». Цвет Неведомого — фиолетовый, а его символом по традиции являются песочные часы.
Все вышесказанное более подробно изложено в священных тестах религии Семибожия. Возможно, впоследствии священные тексты будут пополняться — у Религии Семи были свои пророки, свои святые (к примеру, Бейелор Благословенный, король-септон).
(Неудивительно, что для почитателей Семибожия число семь — сакральное. Для всех, выросших в этой традиции, является привычным приносить семь обетов во время церковных обрядов, наблюдать присутствие именно семи менестрелей на пиру; Королевская Гавань была построена с семью воротами, и т.д. Также неудивительно, что повсеместно принятым на юге мирным знаменем является радужное, с семью длинными хвостами и семиконечной звездой, венчающей древко.)
Местом поклонения Семерым является храм, называемый «септа» и имеющий семиугольную форму. В каждом из углов септы устанавливается живописное, скульптурное или любое другое изображение соответствующего бога Семерки или их атрибутов в следующем порядке (слева направо от двери): Кузнец, Старица, Мать, Дева, Отец, Неведомый, Воин. Таким образом, прямо напротив двери находится алтарь Девы, а по обеим сторонам от него, соответственно, алтари Отца и Матери. В септе непременно должен находится хотя бы один семигранный кристалл горного хрусталя, который при попадании на него света рассыпает во все стороны радужные блики. Также в септе есть колокол либо колокола, звон которых созывает на службы и оповещает о важных событиях. В септах побогаче статуи богов украшаются драгоценными камнями, граненые кристаллы стоят на каждом алтаре, в окна вставлены яркие витражи; в простых деревенских септах могут быть просто грубо намалеванные углем на стенах атрибуты семерых богов. Богослужения в септах сопровождаются пением гимнов и чтениями священных текстов, а также воскурением благовоний. Вознося в септе молитву, принято ставить свечу на алтарь того бога, к которому обращаешься. Поскольку септа — священное здание, в ее стенах запрещено угрожать кому-либо оружием и проливать кровь.
В случаях, когда молитва происходит вне септы, служители Семерых достают семигранные кристаллы небольшого размера (так, чтобы влезали в поясную сумку) и поднимают их над головой.
Служители Семерых зовутся септонами (мужчины) или септами (женщины). Следует особо выделить тот факт, что в Церкви Семерых наличествует полное равноправие полов — мастера в курсе, что в этом они несколько противоречат первоисточнику, однако просят игроков ориентироваться именно на их концепцию. Быть посвященным в сан септона (или септы) в принципе может быть человек любого возраста и происхождения, прошедший необходимую подготовку. При вступлении в сан септы и септоны дают обет безбрачия и символически отрекаются от своего земного родства, обещая служить и поклоняться только единому в семи лицах и воплощениях Божеству. В знак своего служения они носят на груди семигранный прозрачный кристалл. При исполнении своих священных обязанностей септоны и септы облачаются в церемониальные одежды белого цвета, однако в повседневной жизни могут одеваться как миряне. Никто также не запрещает им иметь и «гражданскую» профессию — многие септоны и септы были известны как замечательные швеи, лекари, художники. Не препятствует их сан и заниманию постов и должностей (так, септон Барт сорок лет был десницей короля). Они также могут участвовать в любых увеселениях по своему усмотрению, не забывая, однако, о скромности и достоинстве служителя своей веры.
В повседневные обязанности септонов и септ, помимо регулярных служб в септе, входят заключение браков, наречение новорожденных младенцев именами, заупокойные службы по умершим. Еще септоны и септы принимают исповеди (следует обратить внимание, что, в отличие от христианской традиции, септоны не дают на исповеди отпущения грехов. Они могут лишь выслушать человека, помочь ему отделить хорошее от дурного, посоветовать, как исправить свои ошибки, посочувствовать или же похвалить его от имени Семерых. Тайна исповеди, впрочем, остается). В септах также производятся церемонии коронации, посвящения в рыцари, даются обеты и торжественные клятвы. Кроме того, септонов и септ всегда просят благословить какое-нибудь начинающееся дело, будь то отправление в дальнюю дорогу или Божий Суд.
Все септоны и септы одного королевства подчинены Главному септону королевства. Главные септоны Королевств (на момент начала игры их семь — Королевство Штормов (Штормовой Предел и знаменосцы), Королевство Скалы (Бобровый Утес и знаменосцы), Королевстов Камней (Орлиное Гнездо и знаменосцы), Речные Земли (Риверран и знаменосцы), Долина (Хайгарден и знаменосцы), Пайк, Дорн (Солнечное Копье и знаменосцы)) образуют Совет Веры, во главе которого стоит Верховный септон из септы Бейелора в Королевской Гавани. Он, помимо кристалла на груди и белых церемониальных одежд, носит тиару из витого золота, украшенную драгоценными камнями; также знаком его сана является особый перстень. По сравнению с рядовым служителем Семибожия, Верховный септон обладает несоизмеримо большей властью — так, он, например, может разрешить от любого обета, начиная с брачного и кончая мейстерским.
Следует особо отметить, что Церковь Семибожия — весьма могущественная и независимая экономически организация.
Существуют также люди, которые желают посвятить свою жизнь служению вере, но по тем или иным причинам (не хотят или не могут) не принимают посвящение в септонский сан, избирая другие формы служения. Они не могут совершать обряды, однако в их существовании есть свои плюсы. Некоторые из них приносят обеты нищеты, целомудрия и самоотречения и живут, странствуя и проповедуя. Их зовут нищенствующими братьями. Одеваются они, как правило, в балахоны из некрашеной шерсти, препоясанные веревкой. Вместо кристалла они носят на шее чашки для подаяния.
Другие объединяются в так называемые духовные ордена, члены которых посвятили себя служению какому-то конкретному божеству Семерки, а не всем в целом.
Представители духовных орденов живут в своем сообществе, септрии, отдельно от мирян и в обществе друг друга предаются благочестивым размышлениям, молитвам, а также деятельности, угодной их божеству. Вместо кристалла они носят на груди изображение атрибута того воплощения единого Божества, которому они служат. Например, духовный орден, посвященный Кузнецу называется «Коричневые Братья», его члены занимаются сельским хозяйством и ремеслами. Носят они бурые облачения, на шее — железный молоточек. Септрий расположен на землях Тиреллов, неподалеку от Королевского тракта. Известен также староместский Дом Матери, где воспитываются дети-сироты, — женщины, живущие в той обители, носят зеленые одежды и изображение чаши на груди. Представителями ордена Отца являются королевские Судьи и парламентеры, которые носят синие одежды и изображение короны на груди. Известны случаи, когда обязанности Королевского Судьи делегировались кому-либо временно, но, как правило, это пожиненное служение.
II. Старые Боги
Старые боги – это древние боги Вестероса. Во всяком случае, когда на этот континент много тысяч лет назад вступили Первые люди, там уже обитали таинственные Дети леса и поклонялись своим безымянным и непонятным богам. Считается, что именно они вырезали первые лица на чардревах. После долгой и кровопролитной войны Первые люди заключили с Детьми леса мирный договор, и с тех пор стали селиться повсюду на земле Вестероса, мирно живя бок о бок с Детьми леса, и со временем они оставили своих богов ради древней религии таинственных жителей лесов. После андальского завоевания, а впоследствии прихода из-за моря Повелителей драконов, Таргариенов, Старые боги были практически полностью вытеснены с юга страны, где их место заняла более понятный для людей культ Семерых. Верные последователи Старых богов охранились, в основном, на Севере, среди потомков Первых людей.
Объектом поклонения в религии Старых богов являются некие природные силы, очень далекие от человеческого понимания, и, тем не менее, грозные и могущественные. До некоторой степени, персонификацией этих сил считаются чардрева, растущие в богорощах замков, а кое-где и сами по себе.
Старым богам, по традиции, оставшейся еще от Первых людей, принято поклоняться в богорощах, сохранившихся при большинстве крупных замков, хотя, в принципе, это не имеет особого значения. Иногда для вознесения молитвы может быть достаточно пня, оставшегося от некогда росшего чардрева, или даже любого обычного дерева самого по себе. Самая известная богороща находится на острове Ликов.
О служителях Старых богов (если их можно было назвать служителями) уже тысячи лет ничего не слышали, хотя по преданиям, у Детей леса их называли Видящими-Сквозь-Зелень. Еще рассказывают сказки о неких «Зеленых людях», которые охраняют и защищают богорощи.
Несмотря на то, что культ Старых богов уже давно не расширяется, его последователи все так же приносят под сень богорощ своих младенцев, чтобы Старые боги благословили их, заключают там брачные союзы, и приносят клятвы и обеты. Сохранились части древних ритуалов, связанных со Старыми богами, но, как правило, молитвы обращаемые к ним произносятся молча, или наедине с чардревами, и потому не имеют установленных форм. Считается, что не имеет значения, как ты обращаешься к Древним Богам, если они услышат тебя, то ответят. Или – не ответят. Потомки Первых людей верят, что Старые боги покровительствуют справедливости, провидцам, и таким древним человеческим законам, как закон гостеприимства, родства и кровной мести.
III. Утонувший Бог
Судя по всему, Утонувший Бог, которому поклоняются на Железных Островах, является единственным, избегнувшим забвения среди богов Первых Людей. Это мрачное божество подводного мира, моря и мореплавателей издавна почитают железные люди. Религия Семи, принесенная на острова Таргариенами после смерти Харрена Черного, не смогла не только вовсе изгнать Утонувшего Бога с его каменистой вотчины, но даже и просто сколько-нибудь серьезно его потеснить.
Объектом поклонения этой религии является Утонувший Бог – символ буйной, капризной и беспощадной морской стихии, в равной степени жестокий и по отношению ко всем, кто отваживается доверить ему свои жизни и имущество. Судя по всему, железные люди, живущие в милости Утонувшего Бога, каким-то образом отождествляли с ним себя, считая себя его детьми, и подражая его холодности, беспощадности и безразличию к человеческим страданиям.
У Утонувшего Бога нет мест поклонения, точнее, поклоняться ему волен любой, в любом месте.
Жрецы Утонувшего Бога одеваются в зелено-сине-серые длинные одежды, отпускают длинные волосы и бороды, и вплетают в них морские водоросли. Символом их служения, как правило, является мех или бурдюк с соленой морской водой, который они всегда носят при себе и используют для благословения. Как и все прочие жрецы, они занимаются предсказаниями, в том числе, предсказаниями погоды, но ничто, не имеющее отношения к морю или мореплаванию, их, как правило, не занимает. Редко кто из них, по мнению окружающих, пребывает в своем уме.
Излюбленной фразой-девизом почитателей Утонувшего Бога является «То, что мертво, умереть не может, оно лишь восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде».
IV. Рглор, владыка Света, бог Огня и Теней
Религия Рглора, Владыки Света и Теней пришла в Семь Королевств из Асшая совсем недавно. Строго говоря, ее последователей в Вестеросе сейчас можно легко пересчитать по пальцам одной руки. Единственным общеизвестным из них является Торосс, воинственный жрец, живущий при дворе безумного Короля Эйериса. Он был призван туда из Асшая для того, чтобы попытаться своими чарами превратить беспокоящую приближенных страсть к огню, охватившую короля, в пламя любви, но не преуспел, и с тех пор, подвизается при дворе, пьянствуя, веселясь. И принимая участие во всех турнирах, охотах и прочих забавах, какие только подвернутся под руку.
Сутью этой религии является противостояние Рглора и его холодного и мрачного визави, Иного, чье имя запретно, желающего уничтожить всю жизнь в мире. В борьбе с Иным и его приспешниками, последователи Рглора учат жертвовать тем, что тебе дорого, и даже самим собой, потому что чем драгоценнее жертва, тем больше порадует она Рглора, любящего подношения.Объектом поклонения, как не трудно догадаться, является сам Рглор, не имеющий ни воплощения, ин персонификации в реальном мире, кроме своих служителей.
Местом поклонения Рглору обычно служит высокий и яркий молитвенный костер, который его служители зажигают на закате и поддерживают горящим всю ночь, но, так же, в молитвенных целях может использоваться любой источник огня и/или света.
Служители Рглора одеваются во все красное, их приверженность к этому цвету настолько велика, что иногда они красят красным так же волосы и ногти на руках и ногах. Как правило, их фанатичная преданность огню и всему, что с ним связано, заставляет их выглядеть в глазах людей если не сумасшедшими, то очень эксцентричными, что странным образом роднит их с помешанными на Драконовом Огне Таргариенами.
fanparty.ru
мир Игры престолов и 🐺 ПЛиО
Джейхейрис и Алисанна. Иллюстрация Дага Уитли.Джордж Мартин опубликовал в своем Not a Blog фрагмент первого тома «Пламени и крови». На английском языке книга выйдет 20 ноября 2018 года; точная дата выхода книги на русском языке неизвестна, но, по слухам, это тоже случится в нынешнем году. В оригинальную версию войдут 75 черно-белых иллюстраций Дага Уитли и новое генеалогическое древо Таргариенов. Книга традиционно выйдет и ограниченным тиражом в SubPress с дополнительными иллюстрациями Гари Джани.
Перевод этого фрагмента выполнил участник нашего форума Анонимус-сан; благодарим также Xanvier Xanbie, ЛедиЛёд и Sarantan за замечания и исправления. На русском языке книгу выпустит издательство АСТ, но переводом для официального издания занимаются другие переводчики, так что в русском издании этот текст будет выглядеть по-другому. Далее →
7kingdoms.ru
Мир Фантастики. К вопросу об историчности «Песни льда и пламени»
Об историчности Дж.Р.Р. Мартина много говорили, но именно эта статья породила довольно значительное обсуждение на форуме по данному вопросу. Наверное, потому что статья получилась противоречивой: здесь почти не рассматриваются тонкости, конкретные примеры «за» и «против» из истории, в основном выводы сделаны на фактах из сферы общей эрудиции.
Вообще тот номер МФ был урожайным на Мартина. Мартин стал темой редакторской колонки Петра Тюленева, и его точка зрения в целом многими разделяется, но вот корни Песни он усмотрел в военно-стратегических играх вроде Вархаммера…
Словом, читаем и удивляемся…
Кривое зеркало: историчность «Песни льда и пламени»
«Что скажет история? — История, сэр, солжет, как всегда».Джордж Бернард Шоу
Едва ли не каждый цикл фэнтези в той или иной степени эксплуатирует средневековую атрибутику, знакомую каждому еще со школьной скамьи. Мечи, рыцари, феодальные государства и религиозные войны — все они стали почти неотъемлемой частью жанра. В то же время и сами авторы, и все разумные читатели понимают, что исторической достоверностью в большинстве романов нашего любимого жанра и не пахнет.
С легкой руки Джорджа Мартина фэнтези, достаточно близкое к реальности, которое принято называть «историческим», набирает все большую популярность. Цикл «Песнь льда и пламени» считается фактически эталоном этого направления фэнтези. Мир «Семи королевств» выглядит очень достоверным и кажется, будто писатель совершенно не грешит против исторических реалий. Но так ли это на самом деле?
На Вестеросе все спокойно
Средневековая Европа. На ее основе Мартин создал свой Вестерос. Что первым приходит на ум, когда разговор заходит о той эпохе? Конечно же, войны: крестовые походы, Столетняя война, Война Алой и Белых Роз, Реконкиста — и это далеко не полный перечень только крупных военных конфликтов, раздиравших Евразийский континент. Европа, конечно, не жила от войны до войны, но почти не знала ни одного мирного десятилетия, и кто-то с кем-то воевал постоянно.
Что же мы видим при внимательном изучении «новейшей истории» Вестероса — той эпохи, когда из разрозненных Семи королевств было создано единое государство? Примерно триста лет назад династия Таргариенов, используя свое секретное оружие — трех драконов, последовательно завоевала все земли от Стены до южных берегов Дорна и создала единую могущественную и стабильную империю. Почему после этого все сохранившие свои земли лорды вроде Старков или Мартеллов, которые принесли присягу Таргариенам, не лезли воевать — понятно: кому охота, чтобы его изжарили драконы?
Почему в рыцарских орденах Вестероса принят целибат, если в этом мире нет христианства с его ограничениями?
Вот только умер последний из драконов более чем за полтора века до событий «Игры престолов». В нашей с вами средневековой реальности не прошло бы и пары лет, чтобы кто-нибудь не попытался испытать, крепок ли трон под новой династией, или не попробовал бы свести старые счеты. Потеря главного козыря правящей династии немедленно должна была спровоцировать массу конфликтов! Почему Семь королевств тут же не рассыпались на самостоятельные враждующие государства — вопрос, на который в книгах ответа нет. А ведь никаких жестких культурно-религиозных скреп, которые могли бы удержать от развала столь огромную страну, здесь нет: Семь королевств отличаются друг от друга и традициями, и культурой, и уровнем развития. Все дворяне Вестероса поголовно настолько миролюбивы? Верится слабо.
В нашем мире рыцарство тратило львиную долю своей энергии на крестовые походы, то есть сражалось и погибало в завоевательных походах в иные земли. Зачем мужчине меч, если он не может пустить его в дело? Каждый хочет приумножить свое состояние или хотя бы блеснуть воинской доблестью! Однако рыцари Вестероса, похоже, отличаются от земных какой-то особой кротостью и отсутствием страсти к обогащению.
В реальности для младших сыновней и безземельных дворян войны были едва ли не единственной возможностью разбогатеть и подняться по социальной лестнице, а порой и просто награбить на пропитание. Но ни своих еретиков, ни неверных соседей в мире «Песни льда и пламени» не наблюдается (вернее, они есть, но их никто и не думает трогать), так что чем, помимо турниров, занималось рыцарство Вестероса большую часть своей тысячелетней истории — остается загадкой.
Вопреки всем законам логики, Вестерос оставался на удивление спокоен. За полтора столетия огромный континент, населенный сотнями рыцарей, не знал ни одной действительно крупной войны. Разве что Дорн не давал покоя Таргариенам, один раз побуянили Одичалые, с которыми северяне разобрались собственными силами, да внутри правящей династии вспыхивали разногласия, выливавшиеся в локальные восстания, но и между ними проходило когда десять лет, а когда и все пятьдесят. Очевидно, что с реальностью, в которой пожар войны в средневековой Европе почти не затухал, эта картина имеет крайне мало общего.
Нельзя не отметить, что большинство войн в земной истории имели как внутренние, так и внешние причины. Однако у Мартина весь Вестерос и располагающиеся на нем Семь королевств живут будто в вакууме и практически лишены серьезного влияния со стороны соседей. А ведь даже знаменитая английская Война Алой и Белой Розы, от которой писатель отталкивался, создавая «Песнь», была бы немыслима без вмешательства соседей-французов во внутренние дела Туманного Альбиона.
В последние годы практически любого автора, рискнувшего ввести в свое произведение элементы реальной истории, обвиняют в копировании «Песни». Но это все равно что винить самого Джорджа в подражании Сенкевичу, Дюма или Вальтеру Скотту. Кроме того, вопреки распространенному мнению, Мартин — не единственный и даже не первый автор, работающий в жанре исторического фэнтези. Во-первых, вспомним цикл скрупулезной Кэтрин Куртц, которая очень внимательно относится ко всем историческим деталям. Она выстраивает свои книги вокруг церковных гонений на расу магов-Дерини и столь печально известного свойства человека — уничтожать всех, кто отличается от тебя. Мир Куртц очень похож на средневековую Британию и выписан очень реалистично. Во-вторых, у нас есть профессиональный историк Гарри Тертлдав. Действие его цикла «Пропавший легион» разворачивается в мире, практически списанном с Византии (автор — большой специалист по истории этого государства), куда попадает римский легион времен Цезаря. Можно по-разному относиться к творчеству Тертлдава, но не признать, что он в совершенстве описывает исторические моменты, в которых великолепно разбирается, — начиная от архитектуры и традиций и заканчивая мелкими бытовыми деталями и военным делом, — нельзя. Из российских авторов, пожалуй, только Вера Камша смогла добиться серьезных успехов на этом поприще. Если в «Хрониках Арции» есть прямые параллели между героями цикла и историческими личностями, то в «Отблесках Этерны» реальная история служит лишь отправной точкой и источником вдохновения. Во многих аспектах «исторического фэнтези» — подробном описании военных кампаний и битв или в рассказе о религиозных распрях — Вера Камша может дать фору даже Мартину, в подражании которому ее часто и совершенно незаслуженно обвиняют.
Поражает и долголетие иных правящих Вестеросом родов. Даже триста лет Таргариенов по меркам нашей истории — срок весьма солидный, а уж непотопляемость Старков, правящих Севером несколько тысяч лет, — это вообще что-то из области фантастики. Стоит только вспомнить, сколько раз менялись династии на престоле Англии или Франции за последнюю тысячу лет.
Такое ощущение, что мир Мартина спал сладким сном и проснулся лишь незадолго до первого романа «Песни», когда очередной Таргариен оказался безумцем, и у многих дворян просто не оставалось иного выбора, кроме восстания. Но если бы в реальности свергали только совершенно никудышных королей, так в Англии до сих пор могли бы править Плантагенеты, последний из которых погиб на поле боя в 1485 году. Дворяне Вестероса проявляют такие чудеса миролюбия, что им бы мог позавидовать сам кот Леопольд. И только после перемены правящей династии понеслось: началась череда жестоких конфликтов, выписанных с изрядным натурализмом, в которых приняли участие буквально все жители континента.
Короли воюют
Наконец-таки она началась — война, в которую Мартин погружает читателя столь же умело, как в запутанные придворные интриги. Верно? И да, и нет. Начнем разговор с известных воинских образований мира «Песни».
Ночной Дозор, как известно, должен был защищать весь цивилизованный мир от дикарей с Севера. В «Игре престолов» он состоял по большей части из бывших разбойников, насильников и прочих криминальных элементов. Излишне говорить, что они — едва ли лучшая оборона от родственных им по духу Одичалых, тем более что у большинства дозорных нет ни малейшей мотивации для честной службы вроде обещания помилования или несметных богатств по выходу в отставку (да и отставки как таковой здесь нет). Что выходило при схожих обстоятельствах в реальности? Казачья вольница, например: бунт на бунте. Ничего похожего на верный долгу Ночной Дозор, сплошь состоящий из «недолюдей», в учебниках истории не найти.
Евнух — никудышный воин, раб — еще хуже. Неужели минус на минус в этом деле дает плюс?
Еще более удивительными кажутся Безупречные — наемная армия рабов-евнухов, считающаяся самой сильной в мире. Спор о том, кого можно считать лучшими воинами средних веков, можно вести долго. Неудержимые кочевники или дисциплинированные швейцарцы, французские конные рыцари или английские лучники-пехотинцы… Но среди кандидатов на эту роль абсолютно точно не будет непобедимых евнухов! Подобная армия выглядит фантастично даже с точки зрения физиологии: как известно, у евнухов падает агрессивность, повышается склонность к полноте и праздному образу жизни — из такого теста могучую армию не слепишь. Вот слуги или интриганы из них и правда получались отличные, но упоминаний о выдающихся воинах-скопцах, тем более в количествах, достаточных для создания армии, история не сохранила.
В чем Мартин преуспел, так это в создании атмосферы мрачной безысходности и разрухи, неминуемо сопровождающей любые крупные войны. И потому читатель подчас не замечает, что как таковой войны в цикле не так уж и много. На все четыре уже написанных тома едва ли наберется более четырех-пяти крупных сражений, которые писатель подробно нам показывает. Многие битвы — как, например, бой, в котором был пленен Джейме, или штурм Драконьего Камня, во время которого сир Лорас лишился своей известной красоты, остаются «за кадром» и мы узнаем о них лишь постфактум. Да и те баталии, которые Мартин подробно описывает, показаны по большей части с точки зрения непосредственно участвующих в бою персонажей, а подробными описаниями тактических и стратегических изысков полководцев Мартин предпочитает своих читателей не обременять.
Бог своих узнает?
Если не причиной, то поводом едва ли не каждой крупной войны со времен первого крестового похода и до французской революции служили религиозные разногласия враждующих сторон. Одни шли походами во славу Христа на Константинополь, другие уничтожали соседей, верящих не так, как они, — то жителей Лангедока, то гуситов или гугенотов… Переоценить роль Церкви и Веры в истории и конфликтах Средних веков очень сложно.
Церковь была институтом, определявшим в весьма значительной степени жизнь каждого простого человека. Ордена владели несметными богатствами, святые отцы нередко обладали властью, которой могли позавидовать иные короли. А Святая Инквизиция, которая могла стереть в порошок самых знатных, самых влиятельных, самых сильных? Одним словом, даже не касаясь вопроса, на что была бы похожа европейская культура без христианства, невозможно не признать, что влияние его на ту эпоху было огромно.
Ничего хотя бы отдаленно напоминающего эту картину в Вестеросе нет и в помине. Хотят северяне верить в своих старых богов и поклоняться ликам на деревьях — да пожалуйста, никого это не волнует! Не нравятся вам семь богов? Не ходите в септу — ваше личное дело, никто и слова не скажет. В нашем, реальном мире могли спокойно прирезать или объявить войну за малейшее искажение или отличную от традиционной трактовку догматов даже в рамках одной религии. Отношение же людей к религии в Семи королевствах напоминает скорее сравнительно веротерпимую Америку дня сегодняшнего, нежели старушку Европу века этак тринадцатого.
Наверное, излишне напоминать, как кардиналы Ришелье и Мазарини фактически правили Францией, как велико в свое время было влияние магистров ордена тамплиеров, не говоря уж о Папе римском. А вот в Королевской гавани, да и в других частях Семи королевств роль септонов в основном чисто косметическая: в лучшем случае они могут служить советниками, но настоящего могущества в их руках не было и нет. И вообще, почему никто из знати Вестероса так и не воспользовался таким замечательным предлогом, как религия, чтобы ограбить соседние страны из-за их веры в других, «неправильных» богов, — наверное, одна из главных загадок «Песни льда и пламени».
Конечно, есть у Мартина и более агрессивные религии со всем стандартным набором «прелестей»: сжиганием неверующих на кострах, фанатизмом последователей и желанием принести, предпочтительно огнем и мечом, свою веру всему миру. Разумеется, с исключительно благой целью — этот самый мир спасти. Да вот сама подача этих религий Мартином выставляет их совершенно неправдоподобными. На протяжении веков религиозные радикалы никого на Вестеросе особо не беспокоили, а как началось действие романов — повылезали, будто чертики из табакерок, Утонувшие боги и прочие Рглоры. И если Утонувший бог хотя бы «хорошо забытое старое», то абсолютно новый для Вестероса жестокий Рглор должен был приживаться на новом месте с большим скрипом и кровью: достаточно вспомнить, как неохотно расставались наши предки со старыми богами во время Крещения Руси. А тут даже «продавшегося» новому богу Станниса обвиняют в отречении от старой религии как-то вяло и заодно с его прочими прегрешениями, а вассалы отказываются сражаться за него отнюдь не из-за того, что он предал веру предков.
Мелочей не бывает
Традиции, как известно, не рождаются на пустом месте и в девяти случаях из десяти бывают продолжением культурных и религиозных норм, принятых в обществе. Выбор рыцарем-победителем турнира его королевы был красивой традицией, позволявшей рыцарям проявить свою куртуазность. Нет ничего невероятного и в традиции, перспектива которой так не радовала Тириона и Сансу, — прилюдного раздевания молодоженов перед первой свадебной ночью. Но сложно представить, как две столь сильно противоречащие друг другу по духу традиции (одна превозносящая образ прекрасной леди, а вторая — лишенная всякого уважения к женщине) могли бы существовать одновременно в одной стране.
Судя как по описаниям доспехов и оружия в романах, так и по большей части иллюстраций, созданных по мотивам «Песни льда и пламени», Вестерос находится на уровне развития, сравнимом с Европой пятнадцатого века. Тогда пушки и огнестрельное оружие были еще далеки от статуса «последнего довода королей», но уже появились, и пройдет не так много времени, прежде чем они станут неотъемлемой частью любой битвы. Постоянно менялись — стараясь поспеть за военной доктриной — и более древние виды оружия, хотя бы пресловутые мечи, постепенно превратившиеся в шпаги. Сравним повесть «Межевой рыцарь» и «Игру престолов», действие которых разделяют более полувека. Найти хоть какие-то следы технического прогресса при всем желании не удается. За три сотни лет правления Таргариенов развития науки, даже военной, не происходило в принципе? Подход Мартина к описанию мира в этом плане обычен для фэнтези и, по очевидным причинам, имеет мало общего с исторической действительностью.
Ну и еще пара ляпов — напоследок. Какова функция любого настоящего замка? Быть домом — безусловно, но еще и оплотом, позволяющим отбить нападение врагов. В замках не делали широченных окон, как в современных домах: узкие прорези в толстых стенах могут в любой момент понадобиться как бойницы. А если замок северный, то вообще нет никакого резона выпускать тепло через слишком большое окно. К чему это архитектурное отступление? Чтобы можно было написать самую запоминающуюся сцену первого тома — падение Брана, которого успел схватить и отпустить Цареубийца? Ладно, черт уже с ними, с окнами. Но чтобы успеть схватить Брана за руку, Джейме должен был не только обладать реакцией джедая, но и талантами Мистера Фантастики…
Все вышесказанное, вся критика «Песни льда и пламени» с точки зрения истории ни в коей мере не умаляет многочисленных достоинств этого выдающегося цикла и заслуг Джорджа Мартина перед жанром фэнтези. Но все-таки его книги — именно фэнтези; и как фэнтези их стоит воспринимать и оценивать. Хотя между романами этого цикла и земной историей можно провести немало параллелей, но считать историю Семи королевств полным воплощением реальной истории средневековья в фэнтези-антураже — невозможно.
Мир фантастики №64; декабрь 2008Дмитрий Злотницкий
7kingdoms.ru