Секреты rome total war 2: Полезные советы по Total War: Rome II — Сообщество Империал

Rome Total War. Советы и секреты. Часть 1 | VRgames

Rome Total War — еще одна великолепная глобальная стратегия от Creative Assembly. Как и многие подобные игры, она представляет собой серьезный продукт, требующий внимательного изучения. Игроки проходят игру за разные стороны, открывают для себя все новые и новые грани. За время, прошедшее с момента выхода игры, у многих (в том числе и у меня лично) накопилось большое количество тактик, советов и секретов. Ими мне и хочется с вами поделиться.

Вначале были римляне…

Создается впечатление, будто разработчики хотели заставить нас проходить обучение перед началом игры в кампанию. Но не поддавайтесь на провокации, все это обман. На самом деле достаточно отыграть несколько ходов и выйти в меню, где тут же появится возможность играть в имперскую кампанию.

Imperial Campaign — это то, что в других подобных играх называется «Большой кампанией». Есть карта, на ней представлен ряд стран, между которыми идет нескончаемая борьба за власть над миром (в данном случае — над Средиземноморьем). Но когда вы будете играть первый раз, для выбора доступны лишь три фракции: Юлиев, Сципионов и Брутов. Изначально ни за кого, кроме римлян, играть нельзя. Вообще народы (в терминологии игры) делятся на три категории. Первые — playable (игровые), к ним относятся те страны, которые открыты в самом начале, а также те, которые вы сделали доступными в кампании. Как это ни странно звучит, но чтобы сделать страну доступной, необходимо уничтожить ее в кампании (или пройти всю кампанию один раз). Вот такие они добрые ребята, эти римляне. Вторая категория народов — unlockable (закрытые). Их можно будет открыть в кампании описанным выше способом. И наконец, третья группа — nonplayable (неигровые). Увы, даже если вы их завоюете, проку от этого не будет. Разработчики посчитали, что эти народы не должны быть доступны и закрыли их для нас. А между прочим, в их число попали скифы, армяне и македонцы — не самые слабые страны Древнего мира.

И что же нам теперь, просить милостей у Creative Assembly, надеясь на исправляющий ситуацию патч? Нет, мы сами «возьмем то, что есть». Для этого пригодится любой текстовый редактор, а также понадобится небольшое количество времени (буквально пять минут). Ищите в каталоге
Каталог_установки_игры\Data\ World\Maps\Campaign\imperial_campaign файл с именем descr_strat.txt. Именно в этом файле (а также в других ему подобных) содержится информация о настройках кампании в текстовой форме. В самом верху файла под словом campaign написано playable. За этим словом перечислены изначально открытые фракции (romans_julii, romans_brutii и romans_scipii). Дальше все завершается командой end. После нее перечисляются нации, открываемые в перспективе (от команды unlockable), и все остальные (nonplayable). Дальше выбираем нужные нам фракции-страны и переносим их в раздел между командами playable и end (первой за playable). Все — эти нации станут нам доступны при выборе сторон. Единственный момент — не рекомендую подключать две фракции: romans_senate и slave. Игра за первых чревата «вылетами», ну а последние отнюдь не являются славянами (что сразу приходит в голову) — это повстанцы и восставшие рабы, и играть за них, прямо скажу, скучно и неинтересно.

Слово о провинциях римских и доходах с них

Провинции — это не просто неровные фигуры на карте. Если в предыдущих играх серии Total War перемещение армий между соседними провинциями всегда занимало один ход, то нынче ситуация изменилась. Армии (а также агенты) реально передвигаются по карте (в зависимости от своей скорости). И, соответственно, скорость передвижения, зависящая от самого медленного отряда в армии, приобрела большое значение. Если ранее можно было спокойно ставить в армию осадные орудия и, не напрягаясь, перемещать войско туда-сюда, теперь вы трижды подумаете, прежде чем так поступать. Осадные орудия сильно замедлят скорость перемещения по карте, в результате чего можно просто не успеть к нужной точке в нужное время. Впрочем, в случае перспективы долгой осады можно таскать с собой «артиллерию Древнего мира», но об этом — в разделе о войнах и осадах.

Ранее провинции были малоинформативными. Теперь же мы видим те ресурсы, которые в них производятся, дополнительные здания (вроде портов), торговые караваны, перемещающиеся по карте, а также строения оборонительного характера: наблюдательные вышки и форты. Карта не просто стала разнообразнее и эстетичнее, она еще и помогает нам определить богатство провинции без получения информации о городе посредством засылки шпионов. Глянули на территорию соперника, увидели интенсивное движение караванов по дорогам — ага, значит, не такой уж он и бедный, каким старается прикинуться. И такой информации можно получить огромное количество.

На каждую провинцию приходится один город. Город — средоточие государственной власти в провинции, ее культурный, экономический, военный, религиозный и политический центр. До тех пор, пока вы контролируете город, вся территория провинции принадлежит вам, приносит доход и поставляет рекрутов в армию. Что из этого следует? Города стоит холить и лелеять, заботясь об их обороне, экономике и внутренней жизни. Поэтому поговорим о городах несколько более подробно.

Открыв экран города, мы попадаем на главную панель поселения. На ней можно получить информацию о губернаторе города, настроении его жителей, количестве получаемых налогов, количестве жителей на данный момент, приросте населения и его количестве, требуемом для достижения городом следующего уровня развития. Внизу есть закладки, позволяющие переключаться между строительством зданий (construction), вербовкой отрядов (recruit), починкой зданий после осад и штурмов (repair) и восстановлением отрядов (retrain). Ну и, конечно, стрелочки, позволяющие изменять уровень налогов.

Наиболее важный момент, который стоит усвоить раз и навсегда, — в каждом вашем городе (даже самом захудалом) должен быть губернатор. И пусть у него поначалу нет навыков в управлении (показываемых свитками) или влиянии (лавровыми венками), но губернаторы в процессе игры могут эти навыки получить (сами по себе или через свиту), и тогда они станут для города полезными. Чем выше у губернатора характеристика управления, тем больше будут доходы с его провинции. А с ростом влияния растет степень удовлетворенности населения. К тому же когда вы порабощаете население покоренных городов (используете кнопку enslave после взятия города), рабы распределяются равномерно только между городами, в которых у вас есть губернаторы. Надеюсь, теперь вы поняли важность этих управляющих даже для заштатного городка на окраинах огромной империи. В конце концов, сила государства в Rome Total War складывается из силы всех его составляющих, так что заботьтесь обо всех поселениях страны.

Деньги — основа благополучия любого государства (и не только в игре). Игрок, у которого казна полная, способен практически на любые поступки. Вы сможете строить величественные здания и дороги, нанимать войска, флот или наемников, скупать вражеские армии и использовать финансовые аргументы в дипломатической игре. Короче говоря, денег много не бывает (на протяжении игры вы не раз в этом убедитесь). Откуда же берутся эти «смешные маленькие кругляшки»? Основной источник доходов мудрого государя — трудолюбивое население. У разумного правителя народ платит такие налоги, которые позволяют развернуться стратегическому таланту первого, но и не обижают последний. А обижать жителей ни в коем случае нельзя. Все дело в том, что чем выше налоги, тем медленнее растет население, и тем меньше уровень его удовлетворенности. И если первое можно оставить на низком уровне, то со вторым следует бороться, ибо восставшие города ничего хорошего государству не принесут, а провинция может даже отделиться от метрополии. Легко ориентироваться в настроениях народа вам помогут не только цифры удовлетворенности жителей, но и специальный значок восстания (крестьянские вилы). Как только он загорится — жди беды, пришла пора понижать налоги или вводить дополнительные воинские части в город.
Ну а с ростом населения спешить не надо. На последних уровнях сложности, когда город разрастается до размеров древнего мегаполиса, население становится очень трудно удовлетворять. И приходится прибегать к нетрадиционным методам — заражать город чумой, вызывать в нем восстания и подавлять их и т.п. Так что старайтесь по мере возможностей задерживать рост. С другой стороны, многие считают прирост населения полезным и, не стесняясь, пользуются перечисленными способами, но это уже дело вкуса.

Кстати, о чуме. Иногда вам сообщают, что в каком-то городе произошло неприятное событие — там появилась чума (или какая-нибудь другая заразная болезнь). С этого момента и до окончания заболевания в городе будет постоянно убывать население, численность солдат в стоящих там армиях также сократится. Ни в коем случае не стоит выводить войска из города и отправлять их в другие города! Такие отряды могут стать разносчиками заразы, и ее будет гораздо сложнее локализовать. Поставьте лучше зараженный город на карантин, не вводите туда ни отрядов, ни агентов, и спокойно ждите окончания эпидемии. Через какое-то время болезнь сойдет на нет (длительность неприятного события зависит не только от случайных факторов, но и от санитарно-гигиенических зданий в городе, например, канализации).

Rome Total War славится еще и тем, что предоставляет полноценную статистическую информацию о многих игровых моментах. Например, на экране города вы можете нажать кнопку, позволяющую посмотреть, из каких факторов складывается уровень удовлетворенности населения, его прирост и количество получаемых с города денег. Можно также получить информацию о характеристиках зданий, юнитов, а также историческую справку по ним.

Снова о доходах, зданиях и торговле

Немаловажной составляющей доходных статей бюджета государства является торговля. Торговля бывает двух типов — сухопутная и морская. Для первой надо строить дороги и расширять специальные торговые здания (вроде палаток торговцев и рынка). Для второй — заниматься портами, вкладывая деньги в их строительство. И дороги, и порты очень важны, так что об их строительстве стоит позаботиться своевременно.

Зданий в игре превеликое множество. Причем для разных культур здания отличаются (и не только по внешнему виду), но есть и ряд общих черт. По сути, здания можно разделить на экономические, военные, оборонительные, религиозные, санитарно-гигиенические и управленческие. Экономические приносят доходы государству, военные — позволяют строить более мощные армии, оборонительные — улучшают защиту (стены), религиозные — поддерживают высокий моральный дух населения, санитарно-гигиенические — его прирост, а управленческие — рост самого города. Перечислять все здания слишком долго. В игре есть замечательное древо строительства, которое всегда можно посмотреть. Но несколько советов все же дам.
Итак, в первую очередь позаботьтесь о дорогах. Дороги приносят государству двойную выгоду. Они не только улучшают торговые отношения с соседними регионами, что приводит к наполнению казны, но и повышают нашу обороноспособность. Не зря же в Риме строительство дорог всегда считалось важным государственным делом. Ведь армия, при наличии дорог, сможет быстрее передвигаться по территории страны, а это позволит быстро реагировать на возникающие со всех сторон угрозы. А уж в угрозах в Rome Total War у вас никогда не будет недостатка.

Достаточно быстро следует позаботиться и о росте доходов, обзаведясь какими-нибудь денежными зданиями (вроде шахт или ферм). Старайтесь строить порты, получая доход от торговли и расширяя военно-морскую мощь державы. Впрочем, о влиянии морской мощи на историю мы еще поговорим отдельно.
Не стоит забывать и об обороне. В конце концов, город, в котором построены мощные стены, сложно взять приступом даже армией, в несколько раз превосходящей силами ваш гарнизон. А пока противник застрял под стенами крепости, у вас будет шанс нанять новые войска и подвести подкрепление, после чего разбить вражину в чистом поле. В общем, стены также важны, особенно для приграничных городов.

А вот все остальное стоит строить лишь по мере надобности. Если видите, что население становится недовольным, стройте храмы (или держите в городе войска). Если прироста нет совсем — постройте канализацию или что-либо в том же духе. Причем некоторые храмы могут быть полезны не только для успокоения населения. Дело в том, что каждому народу доступно три вида храмов. Все они в той или иной степени успокаивают народ, но некоторые из них дают еще и дополнительные бонусы (вроде опыта построенным в городе войскам или повышения прибыли от торговли). В общем, не все так однозначно, и многое зависит от конкретной ситуации. Общий же совет — в первую очередь заботьтесь об экономике. Сильная экономика позволит без труда победить даже соседа с превосходящими армиями, достаточно будет лишь перевести страну на военные рельсы, наклепать войск и отправить их на фронт.

Население может быть недовольно вами тогда, когда город был недавно завоеван вашими войсками и оккупирован ими (occupy). Пройдет много времени, прежде чем люди примут культурные ценности завоевателя. Но можно им в этом помочь. Первый способ не совсем гуманен (зато действенен) — не оккупировать, а порабощать население. Тогда все они быстро поймут, кто здесь самый цивилизованный, но число жителей данного города резко сократится. Второй способ непосредственно связан со строительством и не снижает количества горожан: оккупируем город, продаем его культовые постройки (храмы) и строим аналогичные своей нации. Да, чуть не забыл сказать — большинство зданий можно продать, получив с них часть стоимости постройки. Не ахти какая опция, но при затяжной войне с сильным противником может помочь.

Ни в коем случае не ставьте галочку напротив опции автостроительства. Можете мне поверить, компьютер вам такого настроит, вовек не расхлебаете. Лучше уж помучаться, но распланировать свои поселения самому.

И еще один немаловажный момент. У государства есть столица. Как и в Civilization, чем удаленнее город от столицы, тем больше в нем коррупция. Соответственно, доходы падают. При разрастании империи у нас есть выход — переносить столицу таким образом, чтобы она всегда находилась в центре государства. Но даже это не всегда спасает, и приходится ограничивать рост на одном направлении и округлять границы. Специальных же зданий для снижения коррупции a la суды в Civilization нам не предлагают. Есть и второй способ бороться с коррупцией в отдаленных уголках империи — держать там способных губернаторов.

О вашей семье

Очень большую роль в игре занимает семья — эдакий мафиозный клан, управляющий страной. Именно из ее представителей набираются губернаторы и полководцы. Без семьи прохождение усложняется в несколько раз.

Все члены вашей семьи смертны. Приблизительно в районе 60-летия они умрут (год в игре состоит из двух ходов), так что стоит быть готовым к этому заранее и растить достойную смену. Откуда берутся новые члены клана? Во-первых, они появляются естественным путем, в результате браков членов семьи. Во-вторых, приходят с улицы в качестве сватов к дочерям членов семьи. Здесь (в отличие от рождения) можно проявить разборчивость и указать некоторым на дверь. Дочка погорюет-погорюет, да и найдет себе нового жениха. Но отказывайте ей в родительском разрешении на брак лишь в том случае, когда потенциальный муж ничего собой не представляет, чтобы не получить в итоге постоянных отказов ситуацию со «старой девой», которая никому уже не нужна. Третий способ приобретения новых членов семьи — подкуп вражеских героев. Хороший дипломат способен подкупить почти любого (за исключением главы семьи и его наследника), посему не стоит пренебрегать такой возможностью. Лично мне удавалось подкупать совершенно гениальных товарищей. Ну и четвертый способ получить нового члена семьи — в результате сражения армии без генерала. Если ваша армия в этой ситуации добьется невиданных успехов, ее капитан станет героем и предложит вашей семье свои услуги. Берите его не задумываясь, герои-полководцы (да и управленцы тоже) на дороге не валяются.

У наших героических личностей имеется три параметра. Это характеристики командования (command), управления (managment) и влияния (influence). Чем выше командование, тем лучше будет сражаться армия под началом генерала. Отображается эта характеристика (как и в предыдущих играх серии) звездочками. Генерал с семью-восемью звездочками способен решать исход масштабных битв небольшими силами. Ну а генерал с десятью звездочками на поле боя — царь и Бог в одном лице. Об управлении и влиянии мы упоминали выше. Помимо параметров герои получают дополнительные навыки (за какие- нибудь достижения). Например, тот, кто долго управлял большим городом, скорее всего станет умелым градоправителем и повысит свою характеристику управления.

Еще у каждого героя может появляться свита — это те товарищи, которых он «подбирает» на жизненном пути. Среди них могут быть как обычные персонажи (вроде телохранителей, повышающих шанс успешно избежать покушения), так и те, что повышают различные характеристики, а также уникальные личности (вроде Архимеда). Бывают и абсолютно бесполезные представители свиты (вроде «собутыльников» — есть в игре и такие). Не отчаивайтесь, от них можно избавиться. Бытует мнение, что свита преследует героя до самой смерти и погибает вместе с ним. Это мнение в корне ошибочно! Представителей свиты можно передавать от одного героя другому (нельзя только держать у одного героя двух одинаковых спутников). Для этого надо свести этих героев вместе в одной точке и перетащить иконку спутника с одного члена семьи на другого. Из этого можно сделать два вывода. Первый — для неугодных вам спутников можно завести специального героя (наиболее ненужного), которому их и «спихивать». А уж он со своей смертью утащит их в могилу. Второй — перед смертью героя стоит передать его сотоварищей по жизненному пути кому-нибудь другому, и тогда реально добиться бессмертия полезных людей, даже при смертности губернаторов и полководцев.

В общем, растите свою семью, накапливайте свиту и старайтесь обеспечить роду достойное и славное существование своей игрой.

Агенты

Игра потеряла бы часть своей привлекательности, если бы в ней не было дипломатической и шпионской составляющей. Хвала римским Богам — Юпитеру там, Марсу опять же:), все это есть. Итак, существует три вида агентов — это дипломаты, шпионы и убийцы. Предназначение первых — налаживание контактов с другими фракциями и их отдельными представителями. Вторых — ведение разведывательной и контрразведывательной деятельности. Третьих — забота о неблагополучии агентов и героев других государств. Разберем всех троих по отдельности.

Дипломатия в серии Total War хорошеет от игры к игре. Ныне возможно если не все, то очень многое. Ваш дипломат при встрече с представителем другой стороны обладает рядом возможностей (опций). Так, он может подписать договор о торговле (увеличивающий прибыли), договориться об альянсе, предложить обменяться картами, напасть вместе на какую-нибудь страну или даже заставить государство стать вашим протекторатом. Можно также «убедить» соперника платить дань или «вернуть» вам одну из его провинций (но для этого понадобятся дополнительные аргументы в виде армии-другой под стенами городов соседа). В обмен на ваши запросы можно предлагать дань (единовременную и походовую), а также провинции. Короче говоря, богатство возможностей необычайное — от сколачивания большого союза нескольких стран до взимания дани со всех соседей. Кстати, сразу разъясню, что в игре понимается под протекторатом. Государство-протекторат становится вашим союзников и пускает ваши войска на свои земли. Не так уж и много, но и не мало. Еще дипломаты могут подкупать вражеских героев или агентов. Успех подкупа (как и вышеописанных действий) зависит от навыка влияния у вашего представителя сферы международных отношений. Подкупая армию, помните, что на вашу сторону перейдут те и только те ее отряды, которые можете производить вы сами. Остальные просто разойдутся по домам. Можно подкупать и города, но это уже несколько сложнее и накладнее. Дипломаты (как и другие агенты) смертны, могут приобретать свиту и навыки-перки. Чем успешнее действия дипломатов, тем сильнее они становятся. Жаль только, что потом специалисты по международным отношениям все равно умирают, но если позаботиться о передаче лучших представителей свиты другому дипломату, горевать о потере вы будете значительно меньше.

Второй вид агентов — шпионы — ваши глаза и уши. Без них никак не обойтись. Они способны не просто проникнуть во вражеский город, все о нем разузнать, но и совершить диверсионные акции. Правда, от молодого шпиона не стоит ожидать больших достижений. Его лучше всего вначале потренировать на каких-нибудь безобидных объектах вроде отрядов повстанцев. Зато «раскачанный» шпион будет для вас неоценимым подспорьем. Так что стройте шпионскую сеть не задумываясь. Ведь тот, кто знает и врага и себя, обязательно победит в битве. Шпионы помогут открыть ворота вражеского города для вашей армии. Для этого держите там шпиона (лучше всего с высокой характеристикой шпионажа) и ждите подхода своей армии. Когда она начнет штурм, есть вероятность того, что ворота откроются, и потери у вас будут гораздо меньше (особенно это касается мощных крепостей, где реально «положить» все свое войско в обычной ситуации). Как же избежать того, чтобы противник не сотворил такую же «шутку» с вами? Да очень просто — развернуть в своих городах контрразведывательную сеть. Сажайте в каждый свой город по шпиону и ждите результатов. Рано или поздно вражеский лазутчик попадется «на горячем», и его обязательно казнят (кстати, то же самое ожидает вашего доблестного разведчика в случае провала). И помните, отлавливать шпионов врага необходимо — они не только могут открыть врата города атакующей армии, но еще и похищают деньги из казны (а вот это уже страшный смертный грех).

И, наконец, третий вид агентов — убийцы. Уже по названию можно догадаться об их предназначении — убивать всех неугодных вашей фракции товарищей (агентов и героев). Здесь слабенький убийца также мало чем поможет. Его предварительно лучше всего «развить» на «безопасных» людях (вроде командиров отрядов повстанцев или армиях без героя). Зато уж мощный ассассин будет укладывать врагов штабелями. Вот только покушения на главу вражеской фракции и его наследника все равно вряд ли будут успешными. В деятельности убийц вам поможет подсказка, показывающая вероятность успешного совершения покушения. Само собой, что при вероятности меньше 10% не стоит и пытаться что-то делать (разве что вы мазохист или фанат перезагрузок). Бороться с убийцами можно двумя способами. Первый — отряды телохранителей, но процесс этот случайный, так что особо на него не надейтесь. Второй (и предпочтительный) — завести собственный штат убийц и натравливать их на вражеских ниндзя, проникших куда не следует. И своих ребят обучите, и врага к героям не допустите — двойная выгода.

О колонистах и Чудесах

Rome Total War, как может, старается приблизиться к Civilization. Конечно, для этого придется много работать, но Creative Assembly согласна на это. Так, в игре появились колонисты (правда, условные). Нет, основывать новые города нельзя (это убило бы саму концепцию геймплея), зато можно увеличивать с помощью псевдо-колонистов население уже существующих городов.

Способ оказался весьма прост. Дело в том, что когда отряд строится, рекруты для него вычитаются из состава населения. Следовательно, когда вы решите распустить отряд, его воины вольются в стройные ряды горожан. Вот и все, что надо знать для организации колонизации. Строим в сильно разросшемся городе отряды крестьян и перегоняем их в маленькое село, а через десяток-другой ходов поселение разрастается и переходит на новый уровень. Просто, как пять копеек, и в то же время не так уж очевидно, если не разбираться в игровой механике.

В игре есть и Чудеса Света (очередной реверанс в сторону Сида Мейера). Строить их, к сожалению, нельзя, можно лишь заполучить военным путем. Чудеса расставлены в тех провинциях, где они должны находиться согласно исторической справедливости. Так, в одной из областей Греции стоит Статуя Зевса, в Малой Азии — Мавзолей, а в Египте — Пирамиды. Чтобы получать от Чуда Света «плюшки», необходимо взять провинцию с ним под свой контроль. Тогда полезные свойства Чуда передадутся вашему государству. А польза от них действительно немалая. Так, Статуя Зевса дает прибавку к лояльности населения империи, а Мавзолей понижает время строительства «долгостроев». Короче говоря, старайтесь заполучить Чудеса как можно раньше — и вы почувствуете всю пользу от них уже на начальном этапе развития.

Мы такие разные…

В игре множество народов (около двадцати), у каждого из которых есть свои плюсы и минусы (а также уникальные виды войск). Народы делятся на группы, имеющие общие типы зданий. Ну и добавьте сюда различия между римлянами и всеми прочими.

Дело в том, что римские фракции являются как бы частью единого римского государства. Изначально они находятся в союзе (до того момента, пока не начнется гражданская война), соответственно, воевать против Рима очень тяжело (по крайней мере три компьютера-Рима всегда поддерживают друг друга). Но не это главное. Главное то, что представителям всех трех римских фракций выдают задания, а также почетные должности.

Задания — это квесты, периодически приходящие от Сената. Причем отнюдь не всегда они будут совпадать с вашими устремлениями. Например, вы играете за Юлиев и воюете с галлами, а от Сената приходит приказ атаковать город в Африке, в карфагенских владениях. Выполнять его или нет — вам решать, но учтите два фактора. Первый — если часто отказываться от заданий, Сенат обозлится и перестанет назначать представителей вашей фракции на ответственные посты. Зато за успешное выполнение боевой задачи последует какая-нибудь награда (в виде должности, денежной суммы и т. п.). Второй фактор — не стоит ввязываться в войну со всеми народами. Даже вашей мощной фракции сражаться со всем Средиземноморьем может оказаться «не по зубам». В общем, смотрите по ситуации. Так, если предлагают атаковать город, захваченный рабами и повстанцами, делайте это — и город приобретете, и задание выполните. А вот если ради выполнения задания придется гнать армию или флот через всю карту да еще и ссориться с нейтральной державой — не беритесь ни в коем случае.

Должности для римлян — не только почетное право и обязанность, но и неплохая прибавка к характеристикам. Часто тот, кто занимает какую-нибудь должность, усиливает свои характеристики или навыки. Так что стремитесь «продвигать» своих парней на почетные посты. Жаль только, что, в отличие от Pax Romana, повлиять на выбор «отцов-сенаторов» достаточно сложно.

Римляне, греки и египтяне — одни из самых «продвинутых» наций. У них отличный набор зданий, прекрасные храмы и войска. Совсем по-другому обстоит дело с так называемыми «варварскими» народами. Зачастую у них и храмы послабее, и войска. Но не стоит отчаиваться, играя за какую-нибудь Скифию. Всегда есть возможность изменить ход сражения и даже войны в свою пользу. Достаточно лишь использовать уникальные особенности. Приведу лишь один пример. Те же скифы обладают конными лучниками, способными применить тактику «мельницы» — построиться в круг и на скаку, перемещаясь по кругу, атаковать врага стрелами. В общем, приложите к делу свой мощный интеллект — и госпожа Виктория заглянет и в ваш дом. А мы пока подводем итоги.

Что же дальше?

Основные моменты строительства своей империи мы рассмотрели. Надеюсь, что мои советы помогут вам в расширении государства. В следующий раз я постараюсь рассказать об армии и флоте, сражениях и осаде. Тактика и стратегия в Rome Total War достигла особенной, ранее неведомой аналогичным играм глубины, и без специального разговора по данной тематике нам с вами как истинным стратегам никак не обойтись.

P.S. Для игры использована английская версия 1. 1.

Morgul Angmarsky

Руководство и прохождение Rome Total War Alexander

Представляем вам гайд для аддона Rome Total War Alexander. Советы касаются прохождения стратегической кампании за легендарного героя Александра Македонского. Путь будет долгим и тернистым, так что приготовьтесь.

Главная задача — захватить 30 крупных городов на мизерной карте. Ещё нужно умудриться успеть всё сделать за 100 ходов, иначе кампания засчитает фатальный крах и покажет гибель Александра.

этап 1: старт

Старт — это самое худшее, что в кампании Александра. Ведь для неподготовленного игрока старт кампании обернётся крахом в первые 10 ходов. Начинается всё примерно так. Мы видим перед собой фракцию Македония, у которой всего 2 города — Спарта и Пелла. Александр стоит у самой столицы с большим войском. На востоке стоит Византий под контролем Фракии. На севере — Эпидамнус под властью Иллирии. В Малой Азии рядом с Галикарнассом засел Парменион, окружённый персидскими легионами.

Мы благополучно наступаем на Галикарнасс. Армия Пармениона оказывается окружённой буквально со всех сторон. Мы отыгрываем битву, получаем по полной от персов и теряем самого доблестного полководца в истории.

Потом мы обнаруживаем, что с экономикой далеко не всё в порядке. Со старта у нас 10 000 динариев. Уже через 1 ход количество монет уменьшается, а через 5 — в стране наступает экономический кризис. Не на что покупать солдат и не на что развивать города. Флот, стоящий в море, благополучно уничтожается персидской армадой адмирала Ариарамна. Александр оказывается блокирован со всех сторон. Но это ещё не самое страшное.

Мы предпринимаем отчаянные попытки прорыва к Византию, чтобы освободить его от фракийцев. Но снова труба! Фракийцы уничтожаются нашими силами, но после захвата их города мы получаем лишь ничтожное количество монет и совершенно ненужный город. Более того, иллирийцы с севера приходят и берут в осаду Эпидамнус. В итоге, мы так и не выбиваемся из экономического кризиса.

Потом мы шлём нашего Александра отбивать Эпидамнус. Экономика между тем уже опускается ниже канализационного люка. В бою мы успешно отражаем атаку иллирийцев, но неожиданно от вражеских стрел гибнет Александр. Битва выигрывается, мы надеемся на продолжение игры… но его не происходит, а появляется здоровенный инфолист с тревожными завываниями о гибели Александра и прекращении кампании.

Что же всё-таки делать? Для начала следует вернуться к исходной точке. И вот мы снова видим перед собой жалкую Македонию с жутким экономическим кризисом и раздробленными силами. Самым правильным решением будет сперва повысить налоги в городе Пелла, а в Спарте этого делать не стоит, ведь неосторожный взлёт налогов может привести к бунту.

Пармениона лучше благополучно убрать из Малой Азии и быстро доставить кораблями до Византия, фракийской столицы. За 1 ход следует разбить войска местного царя и захватить столицу, заметно пополнив казну. Александра же следует направить к Эпидамнусу. Всё это нужно организовать за первые два хода, иначе вы получите либо банкротство, либо поражение в кампании.

Старайтесь аккуратно использовать Александра в бою. При его гибели сразу идёт конец кампании. К тому же во время кампании нередко случаются различные стихийные бедствия. То где-то вспыхивает чума, то наводнения, а то и землетрясения. Захватите Эпидамнус, уничтожив всё иллирийское сопротивление. Не используйте автобой, действуйте только сами.

После уничтожения Иллирии разграбьте город или ликвидируйте его населения. Потом быстро перенаправьте Александра обратно в Македонию. Самым безопасным местом для него будет город Пелла. Не обязательно его тащить во все горячие точки. Далее продолжайте действовать появляющимися полководцами и генералом Парменионом.

этап 2: расширение

Если вы всё правильно сделали в первом этапе, переходите ко второму. К этому времени у вас уже должны быть под контролем 4 провинции, включая Эпидамнус и Византий. Теперь действуйте осторожно. Не стоит в спешке набирать по 300 тысяч воинов. Наберите лишь самых лучших, включая кавалерию. В городах стройте кузницы и храмы, которые влияют на боеспособность войск. Создайте две небольших армии. Одну во главе с Парменионом быстро отправьте на кораблях к Галикарнассу. Другую же пошлите на восток через небольшой перешеек, который находится недалеко от Византия. Александра не используйте вообще, пускай сидит себе в Пелле.

Каждое сражение лучше играть без автобоя. Первая армия должна прибыть к Галикарнассу, и как можно быстрее его захватить. Если враг пошёл на вылазку, нужно дать ему бой прямо у города и постараться обратить всю его армию в бегство. Если к врагу подошло подкрепление и дало вам бой, смело командуйте македонской фалангой и отбивайтесь.

Против персидских орд подойдут фалангиты, гоплиты и пельтасты. Вперёд выпускайте фалангитов, пельтастов держите позади них. Отдельно сформируйте кавалерийскую бригаду с полководцем и наносите удары по тылам врага. Против колесниц лучше конницу не пускать, а уничтожать пельтастами и копейщиками. Пехоту противника насаживайте на копья вашей фаланги. Не допускайте бегства вражеских полководцев. Если всё сделали верно, то Галикарнасс становится вашим, и вы получаете +20 000 ресурсов.

Вторая армия должна идти во владения Скифии. Скифы разумеется попытаются выставить против вас своих одинаковых дикарей. Так же как и в случае с персами, выставляйте вперёд фалангитов и формируйте кавалерийские отряды. Конницей ударяйте по вражеским полководцам. Убийство генералов мгновенно обратит всех варваров в бегство. Идите в сторону города Танаис и возьмите его штурмом. После этого у вас будут под властью ещё 2 города, а заодно исчезнут все проблемы с экономикой.

этап 3: завоевание

Если второй этап прошёл на ура, значит, у вас уже под контролем 6 богатых городов. Теперь настало время завоеваний. Здесь всё намного проще. Можно даже не планировать стратегию, а просто лезть напролом, как носорог. Вначале быстренько захватывайте Малую Азию, попутно пополняя свою казну. Денег будет очень много, и скоро у вас окажется 100 с лишним тысяч ресурсов. Параллельно продолжайте создавать войска в захваченных городах. Можете уже не разбивать свои силы на несколько армий. Войско, сидящее в Танаисе, вытащите из города и кораблями перенаправьте на Кавказ. Там быстро возьмите Азару, полностью уничтожив Скифов и направляйтесь к Вавилону.

Можно беспорядочно переть напролом, уничтожая персов тысячами. Повторить реальные подвиги Александра вам здесь никто не даст. Но всё же если вы имеете в себе жилку стратега, можно создать четыре боеспособные армии, оснастив их при этом улучшенным вооружением. Одну из ваших армий следует направить к Вавилону через Сирию и Кавказ. Другую лучше отправить на покорение Палестины. Третью рекомендуется переправить к Египту, желательно кораблями через море. Четвёртая сила должна следовать к Вавилону вместе с первым корпусом. Таким образом, вы сумеете уничтожить всех персов в нескольких регионах и захватить половину карты.

После захвата Вавилона и Мемфиса экономический уровень достигнет небывалых высот. Всё, что остаётся делать дальше, это смотреть на счётчик ходов и продолжать захватывать все города персов до последнего. Придя в Среднюю Азию, вы наткнётесь на сопротивление Дахов, коричневатых голых варваров, похожих больше всего на сбрендивших германцев. Дахов разбивать так же легко, как Скифов, Иллирийцев или Фракийцев. Используйте линию пиконосцев и формируйте ударную кавалерию. При уничтожении полководцев армия врага обратится в бегство. Как только дойдёте до города Чач, скорее всего кампания прекратится, ведь 30 городов уже будут захвачены.

а может лучше неофициальные аддоны?

Честно признаться, аддон Александра вышел сплошным анахронизмом. Ужасный геймплей, мизерная карта, неисторичные регионы, кошмарные войска и отсутствие исторических событий того времени. Всё, что вы делаете, это без устали уничтожаете персов и коричневых дикарей, разбитых на 4 фракции. Хоть какую-то радость вызывают только исторические сражения, да и то они жутко сложные, затянутые и часто заканчиваются крахом всей армии.

Потому настоятельно рекомендуем попробовать фанатские улучшения оригинального аддона Rome Total War Alexander. Для начала советуем скачать специальный фикс для русификатора, исправляющий вылеты. Благодаря этому файлу можно вообще забыть про фатальные вылеты в кампании.

Тем, кому не по нраву оригинальная кампания аддона, рекомендуется скачать неофициальные версии. Rise of Alexander Light Version даёт возможность сыграть не только за Македонию, но и за множество других фракций, вроде Персии, Греческих городов, Дахских племён и Фракийского царства. Была убрана зависимость кампании от жизни Александра. Все существующие фракции пополнились новыми юнитами. Добавились исторические текстуры и модели почти для каждого вида войск. Появилась возможность захвата всей карты, включая территории Индии.

Есть и вторая версия аддона (Alexander Reborn), улучшающая кампанию оригинала. Там возможно сыграть лишь за 3 фракции — Македонию, Персию и Союз Дахов. Кампания улучшает положение Македонии со старта, даёт возможность завоевать Индию, добавляет много новых 3D-моделей. Зависимость от жизни Александра была также убрана. Ещё стоит отметить переработку экономической системы и увеличение мощи ИИ. Теперь сражения станут ещё более яростными и незабываемыми. Предстоит применить всю стратегическую сноровку, чтобы одолеть многочисленных врагов.

Но учтите, советы по прохождению кампании, представленные выше, здесь уже не потребуются. Ведь стартовое положение фракций далеко не безнадёжное, а экономика — совсем не кризисная. Так что у вас будет время для развития и обдумывания собственных планов. Удачной игры, стратеги!

СКАЧАТЬ фиксСКАЧАТЬ rise of alexanderСКАЧАТЬ alexander reborn 

Обзор Total War: Rome II: Полный бардак

Игры и культура —

Последняя часть легендарной франшизы исторических военных симуляторов — явный шаг назад.

Роуэн Кайзер

Лучшая часть Rome II — наблюдение за ростом на карте кампании.

На протяжении веков историки спорили о причинах падения Римской империи. Было ли это перенапряжением? Неясная преемственность? Христианство? Невезение? Отравление свинцом? История, конечно, большая, запутанная и сложная, так что, вероятно, это не что-то из этого.

Как и сам Рим, серия Total War могла бы стать империей, которая существовала десятилетиями. Rome II должен был стать его венцом. Так почему же такой провал? Причины велики, запутаны и сложны, но если подвести итог: Rome II берет все, что хорошо делает серия Total War , и делает это достаточно неправильно, чтобы снять все напряжение.

Основная предпосылка осталась такой же, как и в предыдущем Total War игры. Существует баланс между стратегической картой кампании и сражениями в реальном времени. Кампания является пошаговой и используется в основном для перемещения армий по совершенно великолепной карте, найма юнитов, строительства новых зданий и иногда участия в дипломатии. Сражения, с другой стороны, должны быть напряженными тактическими делами. Здесь вы маневрируете своими линиями на позиции, а затем используете любые преимущества, которые у вас есть, для победы.

Когда игра Total War работает, все эти компоненты гармонируют друг с другом. Принятие решений на карте кампании должно быть таким же увлекательным и важным, как и участие в тактических сражениях. Вот как это работало в первых Rome: Total War игра 2004 года и самая последняя установка, Shogun II 2011 года — , вероятно, две кульминации серии.

Но это сложный трюк. Если какой-либо из этих компонентов не работает, гармония нарушается, и игра становится разочаровывающей. И если все эти аспекты имеют проблемы, вся игра резко останавливается.

Огромная карта, огромное время загрузки

Самая большая проблема с Rome II в том, что он раздут. Карта кампании, как бы хорошо она ни выглядела, просто чертовски велика. Есть около 200 разных городов, и каждый из них контролируется фракцией. В отличие от многих предыдущих игр Total War , здесь нет независимых. Большинство этих фракций крошечные, состоящие из одного или двух городов. Это делает дипломатию невероятно раздражающей, так как нажатие на 30+ фракций только для того, чтобы увидеть, нужен ли им торговый путь, является противоположностью развлечения.

Также становится утомительно наблюдать, как ИИ-противник берет на себя ответственность за каждую из десятков фракций, пока вы ждете своей очереди. В самом начале (игра начинается в 272 г. до н. э., и каждый ход длится год) ожидание следующего хода может занимать вполне разумные 20–30 секунд. Через 10-20 лет, когда все фракции начинают перемещать своих шпионов и вести войны, ожидание очереди раздувается.

Рекламное объявление

Увеличить / Чрезмерно медленная кампания-пролог — признак грядущих событий

Небольшой средний размер фракции заставляет вас делать раздражающие решения, которые идут вразрез с центральной точкой игры. Изучение карты и установка торговых путей дадут вам деньги, но это также откроет больше частей карты. Это означает, что игра будет замедляться еще больше из-за более утомительных движений ИИ с каждым ходом. Вы можете отключить возможность наблюдения за движением ИИ, но это даст вам менее важную информацию. Вы можете отказаться от создания торговых путей, но это принесет вам меньше денег. В какой-то момент я обнаружил, что снимаю наушники, иду к раковине и мою посуду после каждого поворота. Rome II: отлично подходит для домашних дел!

Стратегическая карта без стратегии…

Чрезмерное время ожидания можно было бы простить, если бы действия, предпринятые во время каждой из них, были убедительными, но карта кампании на удивление скучна в Rome II . Проблемы возникают из неожиданного источника — попытки игры упростить управление провинциями. В Rome II группы из двух-четырех городов организованы в провинции, у которых есть мощная столица рядом с меньшими городами. Например, провинция «Провинсия» (Прованс, на юге Франции) состоит из столицы Массилии (Марсель) и небольшого города Толоса (Тулуза).

На первый взгляд, это кажется отличной идеей: избавиться от некоторого микроменеджмента, вписаться в историю и мотивировать игроков на завершение провинций одним махом. Проблема в том, что структура провинций в том виде, в каком она реализована, затрудняет доставку информации. В Shogun II общественный порядок был прост: каждому отрицательному пункту порядка можно было противопоставить отряд — четыре разгневанных лица отрицали четыре отряда. Но поскольку провинции в Rome II включают до четырех городов, информация из них крупнее, сложнее и аморфнее. Информация о провинциях предоставляется только в сумме, так что вы просто видите, что у вас, скажем, -36 общественного порядка.

Отсутствие четкой информации делает выбор Rome II скучным. Каждый ход больше похож на «Думаю, мне следует построить храм, больше ориентированный на общественный порядок, потому что это может помочь?» вместо гораздо более интересного и прямого «если я сейчас потрачу деньги на этот храм, эта провинция перестанет бунтовать через три хода». То же самое касается денег и еды, двух других основных стратегических соображений. Поговорка Сида Мейера о том, что «игра — это серия интересных выборов», — это фантастический способ построить стратегическую игру, но в Рим II .

Увеличить / Когда-то простая механика общественного порядка стала слишком сложной.

Тактический режим без тактики

К сожалению, бардак не только в стратегической кампании. Тактические сражения также являются важным шагом назад для серии. Во-первых, они удручающе редки. За первые 50 лет римской кампании у меня было только одно крупное сражение между относительно равными армиями. Мое первое крупное сражение просто не закончилось, вероятно, потому, что я убил каждого человека в последнем отряде моего врага, вместо того, чтобы обратить их в бегство, поэтому мне пришлось ждать 10 минут, пока истекал таймер (более поздняя битва вылетала при загрузке карты, подсвечивая многие технические проблемы, с которыми я столкнулся).

Рекламное объявление

То, как эта битва дошла до того, что я убил всех во вражеском отряде, вместо того, чтобы просто разгромить его армию, иллюстрирует самую большую проблему тактического боя Rome II: он не особенно тактичен. В лучшем случае бой Total War содержит несколько критических моментов принятия решений. Во-первых, вы решаете, как вы настроите свою армию: стоит ли изначально рисковать стрелковыми войсками перед войсками ближнего боя, как использовать преимущества холмов и лесов и так далее. Во-вторых, как вступать в бой: хотите ли вы атаковать или защищаться, частично или полностью. И в-третьих, как только большая часть армий будет задействована, вы выбираете, что переломит ситуацию. В Shogun II , своевременная кавалерийская атака во фланг вражеского отряда может обратить их в бегство, а затем и всю армию.

Сражения Rome II больше похожи на сражения в урезанной стратегии в реальном времени: беспорядочные, антитактические схватки, где построение линий и поддержание боевого духа не имеют значения по сравнению с броском всех ваших юнитов в бой. Сражения превращаются в горстку отдельных юнитов, бегущих друг на друга, пока пара не останется стоять, а одна армия не сломит другую армию. Все компоненты есть, но кажется, что все выключено. Атаки слишком быстрые, отдельные юниты обращаются в бегство слишком быстро, и эти бегства недостаточно влияют на близлежащие юниты. 9В 0015 Shogun II был правильный баланс, начиная с релизной версии и заканчивая исправлениями и расширениями. Возможно, впервые в серии Rome II ничему не научился у своего предшественника.

Увеличить / Очередная битва заканчивается скучным месивом.

Крах Рима

Все это приводит к тому, что игре совершенно не хватает срочности и импульса. Да, удручающе неэффективный темп Rome II после каждого хода является самым большим виновником. Но честных сражений недостаточно, чтобы нарушить нормальный темп, а те, что случаются, не захватывают дух. Развитие провинций и экономики больше похоже на бросание дротика в доску, чем на обратный отсчет ходов до вашего нового сверкающего здания. Искусственный интеллект противника практически пацифист, что крайне странно для игры под названием Total War.

Пожалуй, что больше всего тревожит в Total War: Rome II , так это то, что его невозможно спасти — его проблемы настолько же концептуальны, насколько и прагматичны. Я не могу представить себе патч или расширение с картой меньшего размера, хотя это была бы самая большая помощь, которую могла бы получить игра. В большинстве больших стратегических игр мотивация сыграть «еще один ход» является самой привлекательной частью. В Total War: Rome II «еще один ход» представляет собой угрозу.

Хороший:

  • Красиво

Плохой:

  • Тактические сражения грязные и глючные
  • Стратегический режим без интересных решений
  • ИИ ужасно неагрессивен

Уродливый:

  • Нажимаем кнопку «конец поворота» и ждем… и ждем…. и ждем…

Вердикт: Пропустить. Shogun II лучше во всех отношениях, как и несколько модов для оригинальной Рим: Total War .

Все, что вам нужно знать о Total War: Rome Remastered

Франшиза Total War устанавливает довольно высокую планку, когда дело доходит до пошаговой стратегии. Что касается лучшей части серии, то многие фанаты назовут Rome: Total War своей любимой игрой. Выпущенная в 2004 году игра имела огромный коммерческий успех и успех у критиков. За ним последовали два DLC: Александр , основанный на кампаниях Александра Македонского, и Варварское вторжение , посвященное закату Римской империи.

СВЯЗАННЫЙ: Франшиза Total War: 10 самых сложных фракций для игры в большой кампании

Анонс Total War: Rome Remastered был встречен с большим энтузиазмом со стороны преданных поклонников оригинала. Многие считают первую игру лучше ее продолжения, которое вызвало неоднозначную реакцию как фанатов, так и критиков. Благодаря множеству новых функций и визуальных улучшений переигрывать эту хваленую классику должно быть так же увлекательно, как и семнадцать лет назад. Посетите эту страницу в магазине Steam, чтобы узнать все подробности.

6/6 Изображения высокого разрешения

Первое и самое очевидное отличие от оригинала касается внешнего вида. Не секрет, что графику 2004 года сложно смотреть на современном железе. На протяжении многих лет моды исправили некоторые недостатки в этом отношении, но ничто не сравнится с преданным ремастером.

Total War: Rome Remastered будет иметь оптимизацию 4K, которая обещает предложить потрясающе четкие визуальные эффекты для тех древних полей сражений. Также включены сверхширокоэкранные возможности и собственная поддержка разрешения UHD. Кроме того, многие здания, объекты, модели юнитов и погодные эффекты перестроены с нуля, так что даже мелкие детали выглядят потрясающе.

Карта кампании также переделана, в нее добавлены гораздо более яркие цвета, которые действительно делают окружающую среду более яркой.

5/6 Включает все оригинальные DLC

Надлежащий ремастер такой классической игры был бы неполным без соответствующих DLC. Total War: Rome Remastered будет включать в себя дополнения Alexander и Barbarian Invasion , а также оригинальную копию Rome: Total War . Александр 9Дополнение 0152 посвящено подвигам знаменитого македонского полководца, которому с блестящей легкостью удалось победить грозную Персидскую империю.

СВЯЗАННЫЕ: Каждая игра Total War, ранжированная согласно Metacritic

Варварское вторжение снова смещает фокус на Рим. Подобно Total War: Attila , это дополнение посвящено распаду Римской империи, поскольку она сталкивается как с серьезными внутренними, так и с внешними проблемами. Удержать корабль на плаву станет сложной проверкой мастерства для любого опытного геймера-стратега.

Улучшения пользовательского интерфейса 4/6

Важно, особенно для стратегических игр, чтобы информация была легко доступна. Управление большой империей в игре Total War часто может быть трудным, поскольку игрокам приходится управлять общественными беспорядками, ресурсами, агентами, армиями, флотами и многим другим. Знание того, как найти все эти разбросанные части, значительно упрощает управление фракциями.

Total War: Rome Remastered содержит более современные усовершенствования пользовательского интерфейса. Внутриигровая камера была изменена, чтобы дать игроку больше гибкости в том, как он хочет видеть вещи со стратегического уровня. Новые наложения карты и сводные экраны делают определенную информацию, такую ​​как дипломатия, безопасность и варианты строительства, более доступной визуально.

На поле боя тактическая карта стала более удобной для пользователя, что упрощает выполнение командных решений. Расширенная внутриигровая Wiki также содержит массу полезной информации.

3/6 Новые фракции

По сравнению с более современными играми серии, Rome: Total War не содержит огромного списка фракций. Кроме того, не за все фракции, включенные в игру, можно было играть обычными средствами. Моды были необходимы, чтобы разблокировать определенные фракции, которые не предназначались для игры.

СВЯЗАННЫЕ: 15 лучших игр для фанатов римской истории

Total War: Rome Remastered будет включать 38 игровых фракций, разбросанных по основной игре и DLC. Большинство фракций, за которые нельзя было играть в оригинальной версии, теперь будут разблокированы, предлагая гораздо большее разнообразие с точки зрения игрового процесса.

2/6 Новые агенты и улучшения качества жизни

Помимо армий и флотов, игры Total War также предлагают множество агентов, которых можно нанять, которые могут помочь игроку в более «закулисной» манере. Оригинал 9В список агентов 0151 Rome: Total War входили убийцы, дипломаты и шпионы.

Этот базовый список остается прежним для Total War: Rome Remastered , но с одним дополнением. Появляются торговцы, представленные в Medieval II: Total War . Их функция состоит в том, чтобы увеличить доход в казну игрока, торгуя ценными ресурсами на карте кампании.

В отличие от оригинала, агентам в обновленной версии можно назначать миссии, которые они будут выполнять автоматически.

Leave a Comment