Содержание
50 отечественных альбомов 2018. Часть 4
До конца 2018 года осталось совсем немного. Но нам хватит, чтобы вспомнить все лучшие отечественные альбомы этого года. Вспоминайте с нами, вспоминайте лучше нас.
Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube. Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно.
20.
OFFMI «Страха нет”
слушать
Мы долго не могли подобрать заголовок к летнему интервью с OFFMi, в итоге озаглавили его «Дикий вайб», потому что это правда очень взбалмошная и диковатая музыка, с особенным грувом. Битмейкеры тут не просто работники невидимого фронта, а полноправные соавторы, среди них — Bad Zu! и SP4K. Но это не значит, что сам OFFMi не нужен альбому «Страха нет». Его тексты, хаотичные и абстрактные, которые сложно разобрать, но которые идеально ложатся на эти инструменталы, окончательно превращают все в немного нетрезвую вечеринку. В центральной песне “Больше” поется: «Меньше п***ди, больше танцуй» — неплохая формула, в общем.
19.
КРОВОСТОК «ЧБ»
слушать
Носители статуса абсолютного культа как для аудитории рэпа, так и за ее пределами, на этом альбоме не позволяют себе отклоняться от однажды взятого курса бытописателей метафизических бродяг на теле застрявшей в лимбе страны. Их герой безжалостен, запас цитат неиссякаем, а чувство юмора ядовитее водоема у завода.
О чем бы Шило, Фельдман и Фантомас не рассказывали в своих песнях — о токаре, который, впечатлившись в детстве книгой о Буратино, стал править не поленья, а людей, о рейдерских захватах или войне бандитов за передел территории — всякий раз получаются “античные трагедии в русских славных лицах”, сообщающие о временах, в которые мы живем, что-то такое, чего не в силах сформулировать больше никто.
18.
СМОКИ МО «День первый»
слушать
Сейчас многие и не вспомнят, но Смоки Мо одним из первых принес сюда новую волну рэпа (10 лет назад его альбом с 808-ми драм-китами и песнями про сук сильно рвал шаблон тру-слушателю — примерно как сейчас Элджей). Годы идут, а он по-прежнему не устает следить, наблюдать и впитывать новое. “День первый” выполнен в стилистике сдержанного трэп-минимализма, при этом настолько качающей и нешаблонной музыки Смоки не записывал давно: то тут возникнет фламенко-перебор, то там — неожиданный автотьюновый припев, то на смену биту придет одинокий гитарный бой. А в середине тут вообще обнаруживается реггетоновая “Стать дымом” — вот уж того, что мировую моду на латинскую танцевалку у нас первым подхватит Смоки, точно никто не ожидал.
17.
THOMAS MRAZ «Hangover»
слушать
Первый альбом, который обладатель одного из самых мощных голосов в новой русской поп-музыке выпускает в качестве артиста Booking Machine. Надо сказать, что в этом году, в отличие от прошлого, Thomas Mraz был крайне плодовит: выходу “Hangover” предшествовали еще девять синглов. Среди них — “Stereocoma” и “Sangria”, записанные с Oxxxymiron и Markul соответственно, имеющие гораздо более выраженный потенциал для стриминг-платформ и радиоэфиров, чем большинство альбомного материала. Впрочем, не похоже, чтобы автора заботили такие материи. На “Hangover” он борется со стрессом от высоких ожиданий публики, стремится к творческой свободе (цитата: “Ты не должен всем нравиться, будь собой, найди себя”), и будто ребенок, взявший за руку Питера Пэна, летает по дивным мирам и пересказывает жизненные события как сказку (Thomas и на обложке “Hangover” изображен в образе джинна). Это альбом-калейдоскоп, где нет прежней целостности “May 13”, державшейся на фигуре симпатичного и понятного героя, зато есть ураганное чувство свободы.
Если раньше и получалось Алмаса протаскивать по категории “новое R&B”, то теперь — упс, не выйдет. Ведь этим тегом, как правило, обозначают нечто подражательное, пересадку чужеродного стиля на местную почву в надежде, что тот приживется. По такой схеме у нас до сих пор работают многие. А “Hangover” — принципиально другой уровень.
16.
LIZER «Teenage Love»
слушать
2018 был прорывным, но сложным год для Lizer — если кратко, то его очень много обвиняли в отсутствии самобытности. Настолько, что он даже переделал свой альбом «Teenage Love», чтобы «убрать все моменты, которые могли бы быть на кого-то похожи». Это сработало. На альбоме Lizer грустит, радуется, кричит и местами говорит много высокопарных фраз, которые работают (“Я свободный, потому что молодой”). Все это — под самую разную музыку, от бодрого электропанка (“На сцене” и “Пойдем гулять”) до хмурой “Пачки сигарет”, к которой в гугле ищут аккорды. «Teenage Love» — песни выкрученных на максимум эмоций и сильных перепадов настроений. Послушайте “Птицы улетают на юг”, самую нетипичную по звучанию песню на альбоме, почему-то вызывающую сравнения с Ласковым Маем. И попробуйте не согласиться, что в своем образе отвергнутого миром молодого человека Lizer предельно органичен.
15.
IC3PEAK «Сказка»
слушать
В этом году об IC3PEAK говорили очень много — в основном из-за случае срывов их концертов силовиками. Есть какая-то невеселая ирония в том, что группа начала петь на русском только в 2017 году. И если послушать альбом “Сказка”, частично становится понятно, почему у них такие проблемы — неподготовленные люди просто испугались такой музыки.
Творчество IC3PEAK и раньше не было дружелюбным, но “Сказка” выкрутила этот показатель до предела — это очень темный альбом, где в текстах встречаются строчки вроде “Я из страшной русской сказки, все равно откуда ты” и “Я всегда бью в ответ, мои шрамы — амулет”, а сами песни больше напоминают саундтрек к хоррору. В этом очень большая заслуга вокалистки Насти, которой с одинаковым успехом удается гипнотизирующее пение и речитатив, стилизованный местами под детские считалочки (а одна из песен так и называется). Добавьте к этому сумасшедшие басы, дисторшн и жутковатую электроннику — получите седые волосы впечатлительных правозащитников.
14.
EIGHTEEN «Delight»
слушать
Даниил “Eighteen” Щеглов заходил в музыку долго (почти пять лет), но когда выпустил свой первый клип “Земной шар”, то сразу хотелось сказать: ого, вот новый герой — и переслать другу. Это было стилёво и необычно: пьянящий танцевальный хит, навеянный золотой эрой британского тустепа. Эту линию Eighteen продолжает на своем дебютнике: в прошлом танцор балета “Тодес”, он зовет всех на танцпол. В 2018-м танцевальная музыка была популярна в России как никогда, но в мачистском и негодяйском виде. “Delight” ведет свою родословную скорее от первого альбома Ивана Дорна: настолько в нем мало суровости и много кружащего голову грува.
13.
BIG BABY TAPE «Dragonborn»
слушать
“Go-go, Tape! Пум-пум, ту-ту-ту, гр-р-ра!” — так “Dragonborn” начинается, и так его хочется описывать целиком, потому что после первого прослушивания вы все равно ничего другого не запомните. И в этом нет ничего плохого. Эта музыка в первую очередь рассчитана на уничтожение ваших наушников, но если решите залезть на Genius за текстами — обнаружите, что весь этот сплав американского лексикона с русским языком работает на удивление органично. Так поступили многие, и в итоге песня “Gimme the Loot” с той самой строчкой про твою бу оказалась в топе.
“Dragonborn” — это ортодоксальный рэп в те времена, когда рэп окончательно сливается с другими жанрами. Песни по две минуты, час хронометража, почти полное отсутствие припевов, мощный бас, а еще шутеры, таты, лин, акаб, гуап, лут, бичес и группиз.
12.
ЭЛДЖЕЙ «Sayonara Boy X»
слушать
“Sayonara Boy X” — момент фиксации триумфа не только флегматичного негодяя с белыми линзами, но и всего дискотечного рэпа про порок и запрещенные вещества. Именно здесь — большой хитяра “Минимал” и та самая песня про биомусор, которая сделала краштест самоиронии у многих. А еще есть “Lego” и “Secret Chat”, которые закинули бы любого ноунейма в топы чартов, но у Элджея просто нашлись вещи похитовее.
Это точно не самый интересный с точки зрения звука альбом Элджея (следом вышел “143”), но точно самый показательный для артиста и жанра — такие называют визитными карточками, портретами и другими пошлыми словечками. Здесь Элджей предстает ровно в том виде, в котором мы его запомним. Если когда-то вдруг выпустят энциклопедию местного хип-хопа, то в главе про хаус-рэп самый большой абзац должен быть про “Sayonara Boy X”.
11.
RSAC «Голые факты»
слушать
Если сейчас просто взять и перечислить все проекты, которые были у Феликса Бондарева за 10 лет его карьеры, то можно спокойно занять этим списком абзац текста. “Голые факты” — страшно-представить-какой его альбом по счету, но сам он называет его дебютником.
Почему именно он привлек к проекту RSAC больше внимания, чем ранние работы? Сам Феликс, мастер ёмких определений, объяснял в интервью это так: “Если раньше меня можно было слушать в основном по пьяни, то сейчас можно и трезвым”. При этом нельзя сказать, что он как-то себе изменил: это по-прежнему похмельные самокопательные песни, где от меланхолии до танцев — один шаг. Просто в этот раз Феликс работает на максималках, по полной раскрывая свой талант сонграйтера.
Движком альбома стали ритмичные вещи “Твоя Россия” и “Заткнись и держи меня руку”. Но там припрятано еще много сюрпризов: нецензурная кричалочка “Неинтересно”, гитарный взрыв “0” и “Поезда” с элегантнейшим припевом, одним из лучших в этом году. Заканчивается все песней, где поется “Этот мир был послан нами н***й, этот мир послали мы в п***у”. Короче, перед вами правдивая и полная жизни пластинка о любви.
Установить приложение YouTube Music для iOS или Android можно ниже.
Дисс на Оксимирона от короля маркетинга
Лучшие русские альбомы 2018 — топ-10 новинок рэп, рок, поп-музыки на русском языке в 2018 году
Здесь сразу стоит сделать оговорку — это список не лучших отечественных альбомов (за этим обращайтесь к собственным ощущениям), а, скорее, музыкальная повестка года. То есть это такие альбомы, по которым мы запомним 2018 год в русской музыке — не обязательно хорошие, но все же важные.
Пару-тройку лет назад школьница из Екатеринбурга ворвалась в интернет со смешными милыми песнями-мемами про Гошу Рубчинского и Крым, исполненными наивным, почти детским голосом поверх простенького синтезатора. Обычно такие истории заканчиваются год спустя, но не в этом случае — Лиза повзрослела, а популярность только подпрыгнула вверх. Все благодаря прекрасному дебютному альбому «Раскраски для взрослых».
И в этом есть большая заслуга не только Монеточки, но и продюсера Вити Исаева (БЦХ), удачно добавившего ностальгическую электронику 80-х. Сама же Лиза прокачала на максимум умение писать строчки-панчлайны, но что важнее — песни на альбоме звучат именно как песни, а не забавные зарисовки. Что бы на пластинке ни играло — от грустного трибьюта умершему дедушке «Твое имя» и неожиданно эротичной «Нимфоманка» до хитовой «Каждый раз» с саркастичной «90-е» — все хочется разбирать на цитаты и рассказывать-рассказывать-рассказывать друзьям и близким.
«Раскраски для взрослых» — это поэтичный, разноцветный и очень ироничный портрет поколения соцсетей. И как же хорошо, что у него есть такой голос.
2018 год оказался для Саши Бузе абсолютно прорывным — он стал молодежным кумиром, записал два альбома, попал к Юрию Дудю на интервью и к Урганту в шоу, а еще поехал в тур на 50 городов (позже перенес, потому что по неопытности повредил голосовые связки).
Все это просто кричит: «Перед нами новая звезда». Однако долгое время это было не так — GONE.Fludd начинал еще в группе Sabbat Cult из объединения YUNGRUSSIA (там, например, состоял Pharaoh, Boulevard Depo, Thomas Mraz и Mnogoznaal). В то время образ был другой — куда мрачнее. И известности почти что не было.
Ситуация окончательно изменилась в 2018 году с выходом альбома Boys Donʼt Cry. Простые факты: 21 тысяча репостов ВК, несколько миллионов прослушиваний официального плейлиста, топ Apple Music и платиновый сертификат. А еще текст песни «Мамбл» попал в топ-10 самых просматриваемых песен на сайте Genius. Второй за год альбом «Суперчуитс» только закрепил успех предыдущего.
А все потому что GONE.Fludd — персонаж уникальный. Рэп-герой, похожий на Хварана из Tekken, делающий очень мелодичный и мультяшный рэп со своим странным флексиконом («чуитс», «чизарп» — у этих слов есть значение). Но «мультяшный» не означает «глупый» — на альбомах встречаются совершенно удивительные для 2018 года вещи вроде скретчей, фанка и такого звучания, под которое можно легко представить танцующих би-боев. Есть песни и посерьезнее — «Сахарный человек», например. Это песня о наркотиках, напоминающая страшную детскую сказку с метафорами вроде «сладости могут забрать твои зубы, но всерьез хотят забрать лишь душу». Попробуйте послушать, если еще не. Вдруг затянет в этот фэндом.
- Рецензия Самима Сарвари на альбом «СУПЕРЧУИТС»
Есть ощущение, что громче этого альбома в отечественной музыке 2018 года не было ничего. На то есть причины — молодежный кумир, весело читавший про магазин Gucci и бургеры, вдруг выпустил тяжелую пластинку социального рэпа. А на ней прошелся по всему, за что принято ругать Россию-2018: коррупция, нищета и несправедливость. Такой флип никто не ожидал. Да и оценили не все.
И заслуженно. «Пути неисповедимы» — это по большей части деревянный рэпак из 2007 года, написанный неудачным плакатным языком. И тут, конечно, не про музыку. Но важно другое. Позволить себе настолько смелую выходку, будучи популярной звездой, и до конца отстаивать свое право на это — очень круто. Причем делает это простым доступным языком для своей аудитории, пускай и выходит выпуск «Намедни» для среднего школьного возраста. Так что рассматривайте альбом как акцию — так будет лучше.
- Рецензия Василия Курмелева на «ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ»
Еще один пример моментального взлета. Альбом вышел 21 ноября и за пару дней не только оккупировал все молодежные паблики, но и топ Apple Music. О его авторе заговорили только в 2018 году.
Откуда такая популярность? Ответ кроется в самом персонаже. Big Baby Tape делает шумный бухающий рэп, напичканный английским сленгом вперемешку с русскими словами. Причем звучит это на удивление органично. Отсюда и куча запросов по его текстам — например, песня Gimme The Loot со строчкой-мемом «я взял твою бу, и я ее *бу» попала в топ сайта Genius.
А еще Dragonborn попросту выделяется на фоне современных тенденций на поп-рэп. В нем 23 трека, он идет час, и все это время занимает рэп без передышек. Ноль припевов, ноль бриджей, ноль интерлюдий. Очень злодейский и почти ортодоксальный рэп, призванный разнести колонки в труху (в ВК даже есть bassboosted-версии песен, не включайте их).
Dragonborn — это пример того, как быстро сейчас можно стать популярным артистом. А получится ли на одном и том же приеме статус удержать — вопрос открытый.
Да, это EP на три песни, но контекст настолько насыщенный, что убирает многие большие альбомы на раз-два.
Еще до историй с отменами концертов Хаски заставил интернет поиграть в детектив с элементами теологии. Все началось 10 сентября с ролика, в котором рэпер удаляет с рабочего стола готовый альбом «Евангелие от собаки». Позже появляется видео, в котором он на пустыре уничтожает компьютер с удаленным альбомом. «На меня смотрят слишком много людей. Я хочу снова стать хозяином самому себе. Теперь все будет иначе. Сегодня я принял ключевое решение в жизни», — пишет он.
Потом выходит песня «Человек в интернете» с неожиданным панк-роковым звучанием. В ней звучит строчка «вы убили Иисуса Христа». До этого музыкант рассказывал, что «Евангелие от собаки» должен был стать историей об Иисусе в современной Москве.
На следующий день начинается дичь. Хаски «вешается» на балконе отеля «Ритц Карлтона». Его увозит полиция. Важный момент — в номере, где это все происходило, рэпер год назад снимался для интервью GQ. На следующий день выходит ролик, стилизованный под это интервью, где Хаски произносит: «Если бы я действительно был рэпером сейчас, то я бы, наверное, покончил с собой». Следом публикуется песня «Убить рэпера». Вторая из трех. Звучание все то же — андеграундный рок.
Появляется теория, что Хаски повторяет историю Иисуса. Его арестовывают в четверг, а в пятницу он «умирает». В воскресенье в таком случае должно быть воскрешение. Практически так и происходит — в субботу в паблике артиста появляется сообщение о прощании с рэпером, которое должно на следующий день. Все так и случается — Хаски лежит в гробу, люди проходят мимо него и целуют в лоб, рэпер иногда открывает глаза. Потом выходит песня «Животворящий флоу» с очередными грязными гитарными запилами и нервным вокалом.
В октябре все три сингла выходят одним EP «Триптих о человечине». Эксперименты со звучанием радуют не всех, но одно отрицать точно нельзя — такой перформанс, заставивший интернет поучаствовать в теологическом детективе, точно запомнится надолго. В последний раз похожее было, когда Oxxxymiron выпустил альбом «Горгород».
- Денис Майоров о песне «Человек в Интернете»
- Денис Майоров о песне «Убить рэпера»
- Денис Майоров о песне «Животворящий флоу»
- Рецензия Василия Курмелева на альбом «Любимые песни (воображаемых) людей»
Гречка появилась в 2017 году и стала новым громким именем в отечественной поп-музыке — все благодаря цепким песням под гитару о неуверенной юности. В интернете начали сравнивать молодую певицу с Земфирой. Историю про критику от госпожи Рамазановой вы уж точно слышали.
Все это время ей недоставало одного — песни, пускай и чувственные, страдали от сырости. С другой стороны, в этом была своя фишка. Ощущение, что ты слышишь эту музыку чуть ли не в подземном переходе или на площади от девушки с гитарой и открытым футляром для мелочи. В реальности у нее действительно был такой период.
Альбом «Мы будто персонажи» — это переход к «серьезному» звучанию. У певицы появился лайв-бенд, аранжировки стали профессиональнее, а тексты взрослее. Теперь это не только истории о сгорающей молодости, теперь песни и о молодости неуютной, пытающейся делать первые шаги в сторону сближения с другими.
- Послушайте альбом «Мы будто персонажи»
- Большое интервью с Гречкой
Markul — участник Booking Machine, лидером которого является Oxxxymiron. Они познакомились еще в лондонской эмиграции, куда Markul попал в 12 лет. Вот только если Мирон вынес для себя оттуда грайм, то музыка Markul ориентирована больше на урбан-поп в стиле J Hus и Octavian. Еще один их общий момент — это клип на совместный трек Fata Morgana. Сейчас у него больше 22 миллионов просмотров.
В этом году он выпустил альбом Great Depression. Его название — не только общий настрой альбома, но и отсылка к Америке 30-х годов и «Великому Гэтсби», в антураже которого был снят клип «Корабли в бутылках». Это мелодичная пластинка с цепкими припевами, но тем не менее, в ней чувствуется серьезный налет меланхолии. В общем, такая музыка, когда стильные люди красиво грустят.
«Найти новых ощущений здесь практически никак, я каждый день скрываюсь от панических атак».
- Обзор альбома Great Depression от Самима Сарвари
Главный враг России — такое ощущение возникает, когда смотришь на концертную ситуацию IC3PEAK. Все явно в курсе, что во второй половине 2018 года вдруг резко участились случаи отмен выступлений артистов под всевозможными предлогами. Сильнее всего достается этому дуэту — их концерты срывают силовики (с задержанием), в текстах находят «суицидальную направленность», а на организаторов конкретно давят. Даже забавно, что на русском группа начала петь только год назад.
До всех этих событий аудиовизуальные террористы в этом году выпустили альбом «Сказка», на который очень хочется повесить тег «русский народный хоррор». Это музыка, перегруженная басами и утопленная в дисторшене, в которой звучат строчки «Выхожу на улицу гладить кота, а его переезжает тачка мента» и «Мир подарит, сколько просишь, заберет, когда не ждешь. Не играю в твои игры, ты когда-нибудь умрешь». Они похожи на детские считалочки, в них много родной фольклорности, от них попросту жутко — особенно, когда вокалистка Настя Креслина вдруг от холодного шепота срывается на истошный крик.
Понятно, почему особо впечатлительные добиваются отмен их выступлений — им попросту стремно.
- Послушайте альбом «Сказка»
В прошлом году Feduk и Элджей прогремели на страну с песней «Розовое Вино». Она сработала батутом, который подбросил их куда-то высоко-высоко в музыкальные топы, где они до сих пор и остаются. С поправкой на то, что она же дуэт и развалила. А еще запустила целый тренд на хаус-рэп, который начал стихать только сейчас.
Элджей продолжил писать такие же танцпольные боевики, а с Федором вышло немного иначе — он экспериментировал, писал гитарные баллады, выпустил неожиданный хит-коллаборацию «Холостяк» с ЛСП и Егором Кридом. Ну в ноябре — пластинку More Love. Очень забавно, что на следующий день у Элджея тоже вышел альбом.
More Love — это все та же воздушная городская романтика, герой которой не пытается быть брутальным альфой, а хочет оставаться приятным парнем. Без сравнений с альбомом Элджея обойтись нельзя — если у него вышла пластинка с ожидаемыми клубными хитами, то Feduk в разы гибче. Он всегда в состоянии поиска. И кажется, что у него больше шансов выиграть на длительной дистанции.
Крутые альбомы, которые мы бы советовали друзьям и знакомым
- Noize MC — No Comments
Невеселый EP Ивана Алексеева на четыре песни, одна из которых — переделанная версия первого трека «В темноте» на стихи Бродского. Слушать тем, кто скучает по Noize MC периода «Станция Кантемировская».
- Thomas Mraz — Hangover
Первый альбом уфимского романтика на Booking Machine. Все те же воздушные песни про ветер в голове, но уже не в кармане.
- Anacondaz — Я тебя никогда
Новый альбом группы, до сих пор успешно продвигающей рэпкор в России. На этот раз это преимущественно панковские песни со все теми же удачными строчками-панчлайнами вроде «Не вырезай меня из своей жизни, как Луи Си Кея вырезал Нетфликс». У нас можете почитать краткий обзор от Самима Сарвари.
- Mnogoznaal — Гостиница Космос
Самый атмосферный и концептуальный рэп-альбом этого года. Шаманизм в текстах, холодная отстраненность в инструменталах и общее ощущение вечной зимы.
- RSAC — Голые факты
Мартовский альбом Феликса Бондарева, известного по куче проектов (например, Щенки и Макулатура) и которому респектуют все современные успешные отечественные рокеры вроде Пошлой Молли и ПАСОШ. Честный инди-поп об отношениях, выпущенный в самое подходящее время — весной.
- DaKooka — Герой
Экспериментальный андеграундный поп из Украины для тех кого воротит от радиофрендли песен-прилипал. Такая музыка могла бы звучать в фантастических фильмах. Не забудьте почитать наше интервью с певицей.
- Комсомольск — Дорогие москвичи
Ироничная поп-музыка с оттенком ностальгии о современной Москве и живущих в ней людей с рассыпанными в песнях приметами времени вроде строчек «Успокойся, я не из Чечни, чтобы передо мной ты извинялся».
- Лауд — ТанецГолосЗвук 3
Уфимское трио делает такую музыку, после которой на танцпол хотят бежать даже те, кто предпочитает просто покачивать головой в такт, стоя в углу.
- Cream Soda — Красиво
Еще один танцевальный альбом, но только теперь от украинцев с лейбла Ивана Дорна. Смесь ретро, фанка и диско — то есть музыки очень несовременной, но такой, после которой хочется вернуться назад на парочку десятилетий.
Топ российских рэп-исполнителей | Ласт.фм
Не хотите видеть рекламу? Обнови сейчас
Не хотите видеть рекламу? Обнови сейчас
org/MusicGroup»> org/MusicGroup»>
«Мы говорим о цепях и кроссовках» Битва внутри рэп-сцены России
МОСКВА — Накануне президентских выборов в России тысячи москвичей кружатся в переполненном концертном зале; руки высоко подняты, головы кивают в такт.
Они пришли посмотреть на хип-хоп-квартет Kasta, который вышел на сцену со взрывным сетом, охватывающим каталог за более чем 20 лет. Они опускают гимн 2017 года «Скрепы» — термин, который президент Владимир Путин использовал в речи о большой английской булавке, которая может сплотить нацию. Публика хорошо знает трассу.
«Хотим плохих дорог, хотим, чтобы нас угнетали другие
Мы хотим жить не толково, а в долг, лишь бы показать пример
Нашим заклятым врагам дать пощечину
На всех плетут козни, но для нас больше всего»
Каста исполняет «Скрепы» вживую в Москве.
На следующий вечер, на митинге в честь победы Путина на Манежной площади, рэпер Тимати выходит на сцену, чтобы выступить с одной песней перед 35-тысячной толпой.
Он исполняет песню о любви «Дорога в аэропорт», посвященную 8 миллионам молодых людей, проголосовавших впервые. Текст песни — «Это любовь или просто секс?» — говорите о романтических отношениях, которые могли исчерпать себя.
Участники Kasta (слева направо): Хэмил с МС и продюсером Влади; Змей; Шим; Хэмил.
В клипе на песню Тимати играет мужчину, который бросает одну девушку ради другой, дарит ей инкрустированное бриллиантами кольцо, прежде чем пара уезжает на закат в Лос-Анджелес на белом Rolls-Royce.
Два спектакля иллюстрируют углубление раскола в жанре. Русский рэп всегда требовал определенного количества чтения между строк, но рэперы старой школы говорят, что новое поколение артистов поглощено ярким стилем жизни.
Юная любительница концертов снимает выступление Kasta на свой телефон.
Около 2500 фанатов Касты всех возрастов посетили концерт в Москве.
В подвальном помещении звукозаписывающей студии в центре Москвы Птаха, настоящее имя Давид Нуриев, возлагает большие надежды на то, чтобы все было по-настоящему.
Птаха — не просто пуританин старой школы хип-хопа, оплакивающий потерю золотого века русского рэпа — жанра, который впервые обрел свою основу после падения железного занавеса в 1991 году.
Он говорит, что многие молодые российские рэперы перестали интересоваться социальными проблемами; они либо слишком заняты разглядыванием поверхностной реальности, которую им преподнесли как Россию 2.0, либо боятся высказываться.
И это меняет рэп-ландшафт России.
«Они настолько аполитичны, что доходят до того, что им все равно. Они боятся что-либо сказать на случай, если это может быть неверно истолковано, неверно оценено, неправильно понято».
36-летний Птаха говорит, что хочет, чтобы его музыка привлекала внимание к проблемам, которые он видит в обществе, но он не поддерживает Путина или оппозицию.
Хотя русский рэп появился почти через десять лет после того, как он стал популярен в Америке, с тех пор он стал мейнстримом, развившимся из своих американских корней. По данным российского Яндекс.Музыки, с середины 2013 по 2017 год количество россиян, слушающих рэп-музыку, удвоилось, и теперь этот жанр является одним из самых популярных среди молодежи до 30 лет. Большие звезды распродают стадионы за считанные минуты, а рэп-баттлы становятся вирусными за считанные дни.
Некоторые из самых авторитетных российских рэперов, такие как Kasta, Noize MC или Oxxxymiron, получили широкое признание за искусное использование русского языка — их каверзные тексты напоминают кубик Рубика эвфемизмов, которые слушатели могут разобрать.
Прошлым летом одно разрекламированное видео битвы между Оксимироном и его оппонентом Славой КПСС набрало 15 миллионов просмотров за три дня, даже вызвав короткий политический скандал, когда главный оппозиционер России Алексей Навальный назвал битву в Facebook «постмодернистской поэзией», а парламентарий от правящей партии использовал уничижительный сленг, приравнивая рэперов к преступникам низшего класса. На сегодняшний день у него 32,5 миллиона просмотров.
Но Птаха говорит, что эти рэперы — аномалия и что на рэп-сцене преобладают новички, которым не хватает глубины — их мелодии отражают общество, страдающее от коллективной амнезии в отношении прошлого.
Стереотипные представления о деньгах, деньгах и женоненавистничестве продаются, но Птаха говорит, что они обходят безобразные части российского общества.
«Мы говорим о цепях и кроссовках. Мы не говорим о главных вещах, для которых был предназначен рэп. Мы не говорим о важных вещах, об изменениях в нашей жизни, которая становится все хуже, пока мы молчим. В какой-то момент ты поймешь, что вокруг тебя кроссовки, золотые цепи и вооруженные люди, но ты просто стал мишенью для грабежа и убийства, и с этим уже ничего не поделаешь».
«Мы теряем компоненты, за которые мы любили рэп с самого начала», — говорит он.
Птаха читает рэп о достижении своих целей независимо от того, что думают другие люди.
В середине 90-х рэп-сцена России отражала культурные изменения постсоветской эпохи. Художники-новаторы, такие как Каста, использовали эту среду, чтобы свободно говорить о недавно открытом мире, где свободный секс, потребительство и вечеринки были темами для изучения. Но они также читали о бедах общества — взрыве легкодоступных наркотиков, подъеме неофашистских банд и экономике в руинах.
Птаха пережил то неспокойное время. Будучи подростком, бежавшим от войны в свой родной Азербайджан, он страдал от бездомности, участвовал в частых уличных войнах и был свидетелем заказных убийств, оставшихся нерасследованными.
«Мне понравились социальные моменты. В (американской хип-хоп группе) Public Enemy мне понравилась их борьба, их протест. Мне понравилась история Ice-T».
«Как любой ребенок, живущий в России, я не был чужд гангстерской истории… Мы слушали очень жесткий рэп и пытались вести себя как бандиты».
Птаха в своей мастерской.
Птаха — один из немногих российских рэперов, которые за свою жизнь пережили две политические системы. Многие молодые рэперы (и их аудитория) выросли в условиях свободного рынка в России.
Путину, который доминировал в политической жизни России в течение 18 лет, во многом приписывают создание новой национальной идентичности из пепла беспорядочного перехода России от коммунизма к капитализму.
Но наряду с этими предполагаемыми достижениями, свобода прессы ужесточилась, права ЛГБТК почти не существуют, а гарантии для женщин и меньшинств ушли в тень. Государство доминирует в экономике, а бюрократия проникает во многие аспекты повседневной жизни.
Эти политические сдвиги повлияли и на эволюцию рэпа.
В 2009 году рэп получил официальное одобрение Путина после его выступления в телешоу «Битва за респект». После двух президентских сроков тогдашний премьер-министр похвалил рэперов за то, что они выдвинули социальные проблемы на первый план, заявив, что, хотя уличный рэп был грубым, они привнесли в него определенный «русский шарм».
Во время предвыборной кампании Путина в 2012 году рэпер Тимати снял рекламный ролик в поддержку кандидата и был приглашен на послевыборную вечеринку Путина, где они были сфотографированы с победным знаком. Сегодня Тимати — один из самых известных российских рэперов, владеющий несколькими швейными и продюсерскими компаниями.
Другие, более молодые исполнители, например, 20-летний Иван Дрёмин, который читает рэп под псевдонимом Face, использовали в своих работах ультранационалистические темы. В клипе на свою песню «Я бросаю Запад» он едет верхом на большом медведе (известный образ Путина), горбит Эмпайр-стейт-билдинг, читает рэп на горящем американском флаге и шаркает по экрану в одежде от Гуччи. одежда, а на заднем плане горит Capital Hill. В февральском интервью журналу Dazed Face сказал, что видео призвано «преувеличить и высмеять русский псевдопатриотизм».
Руководство ни Тимати, ни Face не ответило на запросы CNN об интервью.
Андрей Никитин, главный редактор музыкального онлайн-издания «Флоу», утверждает, что рэп в целом не был политизированным жанром в России и что рэперы всегда использовали лучшие возможности для себя.
Возьмем, к примеру, Тимати: «В определенные моменты поддержка Путина стала частью его имиджа. Но за пару лет до этого у него был трек под названием «Вопросы», в котором он критиковал его».
«Я не помню, чтобы рэперы выступали против войны (в Чечне) или какой-либо другой актуальной социальной проблемы. С таким же успехом они могли бы заявить о себе на кухне у соседей, но, с другой стороны, это размышления молодых людей, у которых просто нет зрелых политических взглядов».
Но 31-летний Иван Смекалин, совладелец музыкального магазина DiG, говорит, что помнит времена, когда рэп почти определялся социальным протестом.
Молодая женщина заходит в магазин винила DiG в Москве.
Иван Смекалин перебирает выставленные старые русские хип-хоп альбомы.
В своем магазине в модном районе Москвы Смекалин включает пластинку 90-х от Bad Balance, одного из пионеров российского хип-хопа.
«Слушаешь тексты этих групп — и не можешь понять, что они хотят сказать. Это русская поэтическая традиция — поэтому тексты иногда такие сложные», — говорит он.
Когда рэп стал мейнстримом в России, параллельно возникло движение, бросившее вызов этим идеям, говорит Смекалин, но он не думает, что это происходит сейчас.
Как и Птака, Смекалин ссылается на разделение поколений.
Молодые люди, родившиеся в путинской России, ничего другого не знают. Жизнь, по сравнению с поколением их родителей, намного лучше.
«Они просто хотят иметь деньги, тратить деньги и все такое потребительство. Они просто хотят повеселиться. Здесь не только молодые рэперы, но и все молодые люди в возрасте от 20 лет — они просто хотят потусить и расслабиться».
Совладельцы DiG Иван Смекалин (справа) и Петр Чинават.
Альбом Bad Balance из ’90 с.
Это были неспокойные времена, говорит он.
«Политические фиаско были в изобилии, а политика была грубой — людям было легче увидеть эти проблемы в открытую. Но сейчас российская политика другая».
Люди не видят, что происходит, потому что пропаганда стала более упорядоченной, утверждает Смекалин.
«Вы можете подумать, что здесь все хорошо — вы не видите мусора по всей улице, много кафе и парков. Вот почему я думаю, что многие молодые люди не могут понять, что делает правительство — это отполировано».