Все Самое Лучшее Учащимся. Романы о средневековье


Рыцарская литература Средневековья: список и обзор

Рыцарская литература - это крупное направление творчества, которое получило свое развитие в Средневековье. Героем ее являлся совершающий подвиги воин-феодал. Самые известные произведения этого направления: созданная во Франции Готфридатом Страсбургским "Песнь о Роланде", в Германии - "Тристан и Изольда" (стихотворный роман), а также "Песнь о Нибелунгах", в Испании - "Родриго" и "Песнь о моем Сиде" и другие.

В школе в обязательном порядке освещается тема "Рыцарская литература" (6 класс). Ученики проходят историю ее возникновения, основные жанры, знакомятся с главными произведениями. Однако тема "Рыцарская литература Средневековья" (6 класс) раскрывается сжато, выборочно, упускаются некоторые важные моменты. В этой статье мы бы хотели более подробно ее раскрыть, чтобы у читателя было более полное представление о ней.

Рыцарская поэзия

Рыцарская литература включает в себя не только романы, но также и поэзию, которая воспевала верность некоей даме сердца. Ради нее рыцари с риском для жизни подвергали себя различным испытаниям. Прославлявшие эту любовь в песнях поэты-певцы назывались миннезингерами в Германии, трубадурами - на юге Франции, и труверами - на севере этой страны. Самые известные авторы - Бертран де Борн, Арно Даниэль, Джауфре Рюдель. В английской литературе 13 века важнейший памятник - баллады, посвященные Робин Гуду.

Рыцарская литература в Италии представлена в основном лирической поэзией. Основал новый стиль, который прославлял любовь к даме, Гвидо Гвиницелли, болонский поэт. Крупнейшие его представители - Гвидо Кавальканти и Брунетто Латини, флорентийцы.

Образ рыцаря и прекрасной дамы

Слово "рыцарь" означает в переводе с немецкого "всадник". Оставаясь воином, он должен был в то же время иметь прекрасные манеры, поклоняться даме сердца, быть культурным. Именно с культа последней и возникла куртуазная поэзия. Представители ее воспевали благородство и красоту, а знатные дамы относились благосклонно к этому виду искусства, который превозносил их. Возвышенной была рыцарская литература. Картинки, представленные в этой статье, подтверждают это.

Куртуазная любовь, конечно, была в некоторой мере условной, так как подчинялась полностью придворному этикету. Воспеваемая дама, как правило, была супругой сюзерена. А рыцари, влюбленные в нее, оставались лишь почтительными придворными. Поэтому куртуазные песни, которые льстили женскому самолюбию, окружали одновременно феодальный двор сиянием исключительности.

Куртуазная поэзия

Куртуазная любовь была тайной, поэт не осмеливался называть по имени свою даму. Это чувство выглядело как трепетное обожание.

Созданных в то время поэтических текстов очень много, и авторство большинства из них потеряно. Но в ряду многочисленных бесцветных поэтов возникали и запоминающиеся, яркие фигуры. Самыми известными трубадурами были Гираут де Борнейль, Бернарт де Вентадорн, Маркабрюн, Джауфре Рюдель, Пейроль.

Виды куртуазной поэзии

Существовало множество видов куртуазной поэзии в Провансе, но самыми распространенными были: альба, кансона, пасторела, баллада, плач, тенсона, сирвентес.

Кансона (в переводе - "песня") излагала в повествовательной форме любовную тему.

Альба (что означает "утренняя звезда") посвящалась разделенной, земной любви. В ней говорилось о том, что влюбленные после тайного свидания расстаются на заре, о ее приближении их извещает слуга либо стоящий на страже друг.

Пасторела - это песня, в которой повествуется о встрече пастушки и рыцаря.

В плаче поэт тоскует, оплакивая собственную долю, либо скорбит о гибели близкого ему человека.

Тенсона - своеобразный литературный спор, участие в котором принимают либо два поэта, или же Прекрасная Дама и поэт, поэт и Любовь.

Сирвентес - песня, где затрагиваются социальные вопросы, важнейший из которых: кто достоин любви больше - бесславный барон или учтивый простолюдин?

Такова вкратце рыцарская куртуазная литература.

Трубадуры, о которых мы уже упоминали, являются первыми куртуазными поэтами Европы. После них были немецкие "певцы любви" - миннезингеры. Но чувственный элемент в их поэзии сыграл уже меньшую роль, чем в романской, преобладал скорее морализаторский оттенок.

Жанр рыцарского романа

В 12 веке рыцарская литература ознаменовалась возникновением рыцарского романа - нового жанра. Создание его предполагает, кроме творческого восприятия окружающего мира и вдохновения, и обширные познания. Рыцарская и городская литература тесно связаны между собой. Авторами ее чаще всего являлись люди ученые, пытавшиеся своим творчеством примирить идеалы равенства всех перед Богом с нравами и обычаями эпохи, существовавшими в действительности. В качестве протеста против последней выступали идеалы куртуазности. Эта мораль, которую отражала рыцарская литература в Средние века, была утопична, но именно она показана в романе.

Французский рыцарский роман

Расцвет его знаменует бретонский цикл. К самым известным из романов данного цикла относятся: "Брут", "Эрек и Энида", "Клижес", "Тристан и Изольда", "Ивэйн", "Прекрасный незнакомец", "Парцифаль", "Роман о Граале", "Гибельный погост", "Перлесваус", "Смерть Артура" и другие.

Во Франции рыцарская литература Средневековья была широко представлена. Более того, она является родиной первых рыцарских романов. Они были своеобразным сплавом позднеантичных пересказов Овидия, Вергилия, Гомера, эпических кельтских преданий, а также рассказов о неведомых странах крестоносцев и куртуазных песен.

Кретьен де Труа был одним из создателей этого жанра. Наиболее известным его творением является "Ивейн, или Рыцарь со львом". Мир, который создал де Труа, является воплощением рыцарственности, потому герои, обитающие в нем, стремятся к подвигам, к авантюре. В этом романе Кретьен показал, что подвиг сам по себе бессмыслен, что любые авантюры должны быть целенаправленны, наполнены смыслом: это может быть защита некоей оклеветанной дамы, избавление девушки от костра, спасение родственников своего друга. Самоотречение и благородство Ивейна подчеркнуто его дружбой с царем зверей - львом.

В "Повести о Граале" этим автором использовались еще более сложные приемы, раскрывающие характер человека. Подвиг "трудности" героя обрекает на аскетизм. Однако это отнюдь не христианская аскеза для спасения своей души, по внутренним побуждениям глубоко эгоистическая, а великая целеустремленность и собранность. Персиваль, герой произведения, покидает не благодаря религиозному мистическому порыву свою подругу, а в результате целого комплекса чувств, в котором смешалась печаль о брошенной матери с желанием помочь Королю Рыболову, дяде героя.

Рыцарский роман в Германии

У другого известного средневекового романа, "Тристан и Изольда", совершенно другая тональность. В основу ее были положены ирландские сказания, описывающие несчастную любовь прекрасных молодых сердец. Отсутствует в романе рыцарская авантюра, выдвигается на первый план конфликт между общепринятыми нормами и побуждениями возлюбленных. Страсть королевы Изольды и юноши Тристана толкает их на то, чтобы попрать супружеский и вассальный долг. Трагический оттенок приобретает книга: герои становятся жертвой рока, судьбы.

В Германии рыцарский роман был представлен в основном в переложении произведений французских: Генрих фон Фельдеке ("Энеида"), Готфрид Страсбургский, Гартманн фон Ауэ ("Ивейн" и "Эрек"), Вольфрам фон Эшенбах ("Парциаль"). Они отличались от последних углублением религиозно-нравственной проблематики.

Рыцарский роман в Испании

В Испании рыцарский роман до 16 века не получил развития. Известен в 14 веке только один под названием "Рыцарь Сифар". В следующем, 15 столетии, появляются "Куриал и Гвельфа" и "Тирант Белый", написанные Жоанотом Мартурелем. В 16 веке Монтальво создал "Амадис Гальский", также появился анонимный роман "Пальмерин де Оливия" и другие, всего более 50.

Рыцарский роман в Италии

Рыцарская литература Средневековья этой страны характеризовалась в основном заимствованными сюжетами. Оригинальным вкладом Италии является поэма "Вступление в Испанию", написанная безымянным автором в 14 веке, а также "Взятие Памплоны", ее продолжение, созданное Никколо из Вероны. Итальянский эпос развивается в творчестве Андреа да Барберино.

fb.ru

Романы о Средневековье и о возникновении национальных монархий («Айвенго», «Квентин Дорвард»)

Вальтер Скотт использует опыт «антикварного» и приключенческого романа ХVШ века, театр Шекспира, фольклор – в первую очередь жанр баллады. Если в ХVШ веке человеческая природа рассматривалась как единая во все времена, а изменения во внешней жизни – только как не имеющая большого значения «одежда» для этой природы, то в романтизме возникает новая концепция истории и романтический метод исследования и художественного воплощения исторического процесса. В ХVШ веке передавали историческую атмосферу какой-либо эпохи (романы Филдинга), но эта эпохаеще не осознавалась как звено в живом историческом движении общества. В английской литературе основу романа составляет биография героя, его приключения, – то, что с ним случается. У Вальтера Скотта в его романах обрисовывается только тот период жизни героя, когда он становится участником исторических событий, когда выявляется связь каждого человека с движением истории. И причина всего того, что происходит с героем, заключается не в «случайности» или «судьбе», а в большом социальном конфликте, в котором участвуют те главные силы, которые вступают в борьбу в данную историческую эпоху, составляют движущую, «действующую» силу истории. В этом проявляется сходство с шекспировскими драмами – герои яркие, сильные, их характеры резко очерчены, это свободные натуры – и большинство таких героев появляется по концепции Вальтера Скотта именно в эпоху Средневековья. Все процессы этой эпохи уже завершились и явственно видны из исторической перспективы. На это время приходится становление первых европейских национальных государств. Вальтер Скотт создает в своих исторических романах обобщенный образ Средневековья как исторического пролога, без которого было бы невозможно возникновение современного автору периода истории и современного государства. Вальтер Скотт исходит из консервативных представлений об эволюции общества. Современная буржуазная Англия кажется ему идеалом законности и гуманизма. Но художественная правда его романов вступает в противоречие с его взглядами – главные герои, носители идеи современного гуманизма, – самые бесцветные и неинтересные в романах. Скотт заимствует из драматургии приемы описания бытового фона и создает таким образом национальный колорит – описывает подробности костюмов, поведения, обычаи и нравы. Все повествование строится как развертывание все более широкой перспективы, а частная судьба вплетается в общее историческое полотно. Скотт изображает различные социальные типы. Как и у Шекспира, большое значение имеют массовые сцены – народные праздненства, сражения, народные восстания. Главные герои – как правило вымышленные персонажи, это молодая влюбленная пара, втянутая в водоворот исторических событий. Исторические деятели появляются как участники событий – но по мере того, как судьба главных героев оказывается связана с их ходом.. Второстепенные персонажи – наиболее яркие и запоминающиеся в романах Скотта. Это слуги, ремесленники, шуты, воины, крестьяне. У каждого из них свой характер, особенности речи, костюм, привычки, они участвуют в развитии интриги и самой истории. Народ как движущая сила истории впервые с такой полнотой и наглядностью отражается именно в романах Вальтера Скотта. Наиболее четко в эволюции европейского общества выделяются три этапа: племя или клан, средневековое государство и современное автору государство. Современность все время присутствует в романах, поскольку Скотт дает каждое событие в двух ракурсах – историческом (как его видят его участники) и современном (с позиции ХIХ века). Центральное понятие романа – это единство страны, которое должно создаваться в процессе истории, и положительные герои – те, которые способствуют возникновению этого единства. А отрицательные это, как правило, представители средневековых феодальных сил, сопротивляющихся такому единству. И в почти каждом романе Скотта есть представители трех временных этапов – прошлого, будушего и настоящего, они вступают друг с другом в конфликт и борьбу, в процессе которых и осуществляется движение истории вперед, какие бы жертвы и утраты не требовало бы это движение. В начале многих романов описывается дорога и путешествующий по ней молодой герой. Его путь – это опосредованное отражение пути самой истории, участником которой – вольным или невольным он становится во время своих странствий.

vslu.ru

Ищу книгу о Средневековье

Уважаемые читатели,

посоветуйте, пожалуйста, книгу о Средневековье. Хочется прочесть не столько роман с закрученным сюжетом, сколько познавательную, но не сухую книгу о событиях и деятелях эпохи. Есть ли книга о Средних веках, где не только приводятся "годы жизни, годы правления, основные реформы", как в ученике, но дух времени, интересные и увлекательные описания традиций и событий.

Ищу книгу

Уважаемые, задали такую задачку: Требуется: книга про Италию Критерии: это должна быть художественная литература (НЕ путеводитель), но в то же время, чтобы ее можно было использовать как путеводитель. То есть должны быть какие-то герои, сюжет (все это должно заинтересовывать,…

Ищу книги, где герой - Дьявол

Я не так уж много прочла книг, где дьявол является одним из героев. Меня совсем не интересует литература, где он предстает классической христианской страшилкой с рогамикопытами серой и прочей атрибутикой. Книги, где акцент на сделке человека с дьяволом, ("Фауст"…

Ищу книгу о вреде курения.

Доброго времени суток! Слышала я, либо в инете где-то читала, что есть такая книга, прочитав которую, люди тут же бросают курить. Подскажите пожалуйста, кто знает, как она называется и кто автор. А если она еще и на английском в оригинале, то будет совсем замечательно.…

Ищу книги...

Здравствуйте все чточитатели! Ищу книги, которые посвящены разным видам искусства и вообще способствуют самообразованию и просвещению в этой области. Больше интересует музыка, балет и театр. Буду очень благодарна за все ваши советы!

www.ljpoisk.ru