Первый выход в открытый космос совершил кто: 57 лет со дня первого выхода человека в открытый космос

18 марта в истории Космонавтики

Год

18 марта

1964

Запуск спутника «Космос-26» для изучения магнитного поля Земли.

1965

Советский космонавт Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2» пилотируемого лётчиком-космонавтом Павлом Ивановичем Беляевым.

1980

На космодроме «Плесецк» при подготовке к пуску на стартовой позиции взорвалась ракета «Восток-2М», в результате чего погибли 48 человек, множество пострадавших.

2001

С плавающей платформы «Одиссей» в Тихом океане успешно запущена российско-украинская ракета-носитель «Зенит-3SL», доставившая на орбиту американский спутник ХМ-2 Rock.

2003

Спутником SOHO впервые были засняты два одновременных протуберанца с противоположных сторон диска Солнца.

2004

Рекордно близко от Земли (43 тыс. км) пролетел астероид.

18 марта 1965 года Алексей Леонов совершил полёт в космос совместно с Павлом Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал не только работе, но и его возвращению в космический корабль. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Гагарин был первым космонавтом, но до него летали собаки, и какое-то представление о том, что его ждёт в космосе, уже имели. Выход Леонова в открытый космос, конечно же, подготовили десятки учёных-специалистов самых разных областей – врачи, инженеры, конструкторы и др. Они предусмотрели всё, что можно было предусмотреть на Земле, но неприятностей избежать не удалось. Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 35 сотых атмосферы, снаружи — ноль).

«Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он оказался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей прикинул, что с момента, как он «закрыл скафандр» прошёл уже час, и рискнул уменьшить давление в скафандре, не спросив разрешения у специалистов и даже не доложив на Землю, нарушил важное правило: космонавт на любые действия должен спрашивать разрешение у Земли. Но спрашивать было некогда, у него закончился бы кислород, которого и так оставалось лишь на 20 минут!

Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и делал, сообщая обо всем своему командиру и на Землю.

Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе – в глухой пермской тайге. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе». После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы посадить вертолеты и вывезти космонавтов, нужно было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до вертолёта. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта.

Первый выход человека в космос

https://ria.ru/20200318/1568671562.html

Первый выход человека в космос

Первый выход человека в космос — РИА Новости, 18.03.2020

Первый выход человека в космос

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время РИА Новости, 18.03.2020

2020-03-18T03:43

2020-03-18T03:43

2020-03-18T03:43

справки

ссср

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155967/91/1559679156_0:414:2902:2046_1920x0_80_0_0_dfd0662f7fb3c4505249341a91698213.jpg

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром. Необходимость выполнения космонавтами внекорабельной деятельности как эффективного средства решения ряда важных задач во время пилотируемых космических полетов предвидел еще ученый Константин Циолковский, который уже в 1926 году приступил к обоснованию основных принципов создания скафандра, системы шлюзования и страховки, предназначенных для обеспечения работы человека в открытом космосе. Вскоре после полета Юрия Гагарина (1961) главным конструктором Сергеем Королевым было принято решение о начале подготовки к проведению операции выхода человека из кабины космического корабля в открытое космическое пространство.Для выполнения этой задачи был доработан трехместный космический корабль «Восход». Его сделали в двухместном варианте. Это увеличивало свободный объем, облегчающий перемещение космонавтов в кабине при подготовке к выходу в открытый космос. Для выхода предназначалась шлюзовая камера «мягкого» типа, разворачиваемая в рабочее положение на орбите. Она имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Шлюзовая камера соединялась с кабиной космонавтов герметичным люком. Также герметичным люком оборудовалась она и со стороны, обращенной в космическое пространство. Таким образом, космический корабль имел два герметичных объема, которые были разделены между собой и в то же время могли сообщаться друг с другом. Такая конструкция позволяла совершить выход за пределы корабля, не разгерметизируя кабину космонавтов. Внутри шлюзовой камеры помещались два киноаппарата (для съемки процесса входа космонавта в нее и выхода), система освещения, пульт управления. Снаружи камеры был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Во время работ вне космического корабля космонавт снабжался кислородом от ранцевой автономной системы жизнеобеспечения.Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту она помещалась в свернутом виде под обтекателем корабля. Перед спуском на Землю основную часть камеры «отстреливали», и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде – имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк. Для выхода человека в открытый космос разработали специальный скафандр («Беркут») мягкого типа. Он имел многослойную герметичную оболочку, с помощью которой внутри поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения человека от теплового воздействия солнечных лучей. Шлем скафандра имел двойное герметичное остекление и защитный фильтр, которые обеспечивали космонавту достаточный обзор и предохраняли глаза от воздействия солнечных лучей. Этими скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы один из них мог при необходимости оказать помощь другому, вышедшему в космическое пространство. Подготовку к полету основной (командир корабля Павел Беляев, второй пилот Алексей Леонов) и дублирующий экипажи начали в конце 1963 года. Космонавты отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время тренировок на наземных стендах, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. 18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог ему надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода. Потом подключил его к скафандру.Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управлять основными операциями шлюзования мог и Леонов с пульта, установленного в шлюзовой камере.Беляев наполнил камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля с ней. После того, как Леонов «вплыл» в камеру и проверил герметичность скафандра, командир корабля закрыл люк и начал ее разгерметизацию. В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка полета была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся ее люк, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел в космическое пространство. Его с кораблем связывал только фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля. В открытом космосе Леонов совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние – один метр – для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до –100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Он не смог втиснуться в люк шлюза. В космическом вакууме скафандр сильно раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань, а диаметр люка был небольшой. В обычном состоянии зазор между скафандром у каждого плеча Леонова и краем люка составлял всего 20 миллиметров. Космонавт сделал несколько безрезультатных попыток протиснуться в шлюз. Ситуация становилась критической, так как в его скафандре заканчивался запас кислорода, рассчитанный всего на 20 минут. Тогда Леонов, без согласования с Землей из-за нехватки времени, решил сбросить давление в скафандре до аварийного. В нормальных условиях это грозило закипанием азота в крови и к гибели человека. Но Леонов рассчитал, что кипение быть не должно. Он уже час дышал чистым кислородом, и к этому времени азот должен был «вымыться» из крови. После сброса давления, скафандр уменьшился, и Леонов протиснулся в шлюз головой вперед вопреки инструкции, предписывающей заходить в него ногами. Это произошло в 11 часов 47 минут. После закрытия внешнего люка, Леонову пришлось разворачиваться в шлюзовой камере, так как входить в корабль все равно нужно было ногами. Иначе войти в него он не смог бы из-за крышки люка, открывающейся внутрь, которая съедала 30% объема кабины. Развернуться в шлюзе было сложно, так как его внутренний диаметр составлял один метр, а ширина скафандра в плечах космонавта – 68 сантиметров. С большим трудом Леонов справился с этой задачей. В 11 часов 51 минуту 54 секунды, начался наддув шлюзовой камеры. После ее заполнения Леонов перешел в кабину космического корабля. За время эксперимента он взмок, как будто на него вылили ушат воды – так велика была физическая нагрузка. Космонавт вспоминал, что для того, чтобы только сжать кисть руки в перчатке, ему требовалось усилие в 25 килограммов. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в него передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.После возвращения в космический корабль Леонова произошло «закислораживание» кабины. Причину этого выяснили специалисты, когда экипаж вернулся на Землю. Оказалось, что люк между кораблем и шлюзовой камерой не полностью закрылся, образовалась щель. Экипаж не мог это определить, так как датчик люка показывал его штатное закрытие. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. Его стало так много, что при малейшей искре мог произойти взрыв. Только когда общее давление достигло большой величины, оно придавило люк. После этого рост давления прекратился, а затем оно стало падать. Состав воздушной смеси в корабле стал нормализовываться. Когда ситуация стабилизировалась, космонавты смогли продолжить выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но на этом трудности у экипажа не закончились. Еще одна нештатная ситуация возникла у них при возвращении на Землю. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. «Отстрел» камеры повлиял на автостабилизацию полета, вышла из строя система ориентации. Это была первая посадка в ручном режиме. Ручную ориентацию корабля нужно было осуществлять по визуальному прибору-визиру «Взор», использование которого в таком режиме было затруднено. Из-за перекомпоновки кабины «Востока-2» изменили расположение прибора так, что, сидя в кресле командира экипажа, было невозможно оценить положение корабля по отношению к Земле. Проведя ориентацию корабля, командир экипажа должен был успеть вернуться в кресло, пристегнуть привязные ремни и включить тормозную двигательную установку. На все эти действия ушло некоторое время, что привело к изменению баллистики посадочной траектории в сторону перелета. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой заснеженной тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми. Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Спасатели на лыжах смогли добраться до них только на следующий день. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести в креслах кабины спускаемого аппарата. Утеплились они за счет споротых кусков внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины. Спасатели принесли с собой продукты, медикаменты, некоторые теплые вещи для экипажа. Космонавтам пришлось еще одну ночь провести в тайге, пока готовилась площадка для приема вертолета. Для ночевки спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места. 21 марта место для приема вертолета было расчищено, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета. 20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» – 497,7 километра. На самом деле Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду, но по положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду – Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, летчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.Во время первого выхода в открытый космос была продемонстрирована принципиальная возможность пребывания и работы человека вне космического корабля и было показано, что при движениях в открытом космосе основное значение приобретает, прежде всего, зрительный анализатор, затем тактильная и мышечно-суставная рецепция.Первым американцем, побывавшем в открытом космосе, стал астронавт Эдвард Уайт. Это произошло 3 июня 1965 года, во время его полета на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты. За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие – многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня – обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ссср

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155967/91/1559679156_173:0:2902:2047_1920x0_80_0_0_9fa620f66ef4ab5ae9c3ea33ba6f89ae.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

справки, ссср

Справки, СССР

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром.

Необходимость выполнения космонавтами внекорабельной деятельности как эффективного средства решения ряда важных задач во время пилотируемых космических полетов предвидел еще ученый Константин Циолковский, который уже в 1926 году приступил к обоснованию основных принципов создания скафандра, системы шлюзования и страховки, предназначенных для обеспечения работы человека в открытом космосе. Вскоре после полета Юрия Гагарина (1961) главным конструктором Сергеем Королевым было принято решение о начале подготовки к проведению операции выхода человека из кабины космического корабля в открытое космическое пространство.

Для выполнения этой задачи был доработан трехместный космический корабль «Восход». Его сделали в двухместном варианте. Это увеличивало свободный объем, облегчающий перемещение космонавтов в кабине при подготовке к выходу в открытый космос. Для выхода предназначалась шлюзовая камера «мягкого» типа, разворачиваемая в рабочее положение на орбите. Она имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.

Шлюзовая камера соединялась с кабиной космонавтов герметичным люком. Также герметичным люком оборудовалась она и со стороны, обращенной в космическое пространство. Таким образом, космический корабль имел два герметичных объема, которые были разделены между собой и в то же время могли сообщаться друг с другом. Такая конструкция позволяла совершить выход за пределы корабля, не разгерметизируя кабину космонавтов.

Внутри шлюзовой камеры помещались два киноаппарата (для съемки процесса входа космонавта в нее и выхода), система освещения, пульт управления. Снаружи камеры был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Во время работ вне космического корабля космонавт снабжался кислородом от ранцевой автономной системы жизнеобеспечения.

Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту она помещалась в свернутом виде под обтекателем корабля. Перед спуском на Землю основную часть камеры «отстреливали», и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде – имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.

Для выхода человека в открытый космос разработали специальный скафандр («Беркут») мягкого типа. Он имел многослойную герметичную оболочку, с помощью которой внутри поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения человека от теплового воздействия солнечных лучей. Шлем скафандра имел двойное герметичное остекление и защитный фильтр, которые обеспечивали космонавту достаточный обзор и предохраняли глаза от воздействия солнечных лучей.

Этими скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы один из них мог при необходимости оказать помощь другому, вышедшему в космическое пространство.

Подготовку к полету основной (командир корабля Павел Беляев, второй пилот Алексей Леонов) и дублирующий экипажи начали в конце 1963 года. Космонавты отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время тренировок на наземных стендах, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос.

Беляев помог ему надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода. Потом подключил его к скафандру.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управлять основными операциями шлюзования мог и Леонов с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля с ней. После того, как Леонов «вплыл» в камеру и проверил герметичность скафандра, командир корабля закрыл люк и начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка полета была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся ее люк, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел в космическое пространство. Его с кораблем связывал только фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние – один метр – для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до –100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Он не смог втиснуться в люк шлюза. В космическом вакууме скафандр сильно раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань, а диаметр люка был небольшой. В обычном состоянии зазор между скафандром у каждого плеча Леонова и краем люка составлял всего 20 миллиметров. Космонавт сделал несколько безрезультатных попыток протиснуться в шлюз. Ситуация становилась критической, так как в его скафандре заканчивался запас кислорода, рассчитанный всего на 20 минут. Тогда Леонов, без согласования с Землей из-за нехватки времени, решил сбросить давление в скафандре до аварийного. В нормальных условиях это грозило закипанием азота в крови и к гибели человека. Но Леонов рассчитал, что кипение быть не должно. Он уже час дышал чистым кислородом, и к этому времени азот должен был «вымыться» из крови.

После сброса давления, скафандр уменьшился, и Леонов протиснулся в шлюз головой вперед вопреки инструкции, предписывающей заходить в него ногами. Это произошло в 11 часов 47 минут.

После закрытия внешнего люка, Леонову пришлось разворачиваться в шлюзовой камере, так как входить в корабль все равно нужно было ногами. Иначе войти в него он не смог бы из-за крышки люка, открывающейся внутрь, которая съедала 30% объема кабины. Развернуться в шлюзе было сложно, так как его внутренний диаметр составлял один метр, а ширина скафандра в плечах космонавта – 68 сантиметров. С большим трудом Леонов справился с этой задачей.

В 11 часов 51 минуту 54 секунды, начался наддув шлюзовой камеры. После ее заполнения Леонов перешел в кабину космического корабля. За время эксперимента он взмок, как будто на него вылили ушат воды – так велика была физическая нагрузка. Космонавт вспоминал, что для того, чтобы только сжать кисть руки в перчатке, ему требовалось усилие в 25 килограммов.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в него передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в космический корабль Леонова произошло «закислораживание» кабины. Причину этого выяснили специалисты, когда экипаж вернулся на Землю. Оказалось, что люк между кораблем и шлюзовой камерой не полностью закрылся, образовалась щель. Экипаж не мог это определить, так как датчик люка показывал его штатное закрытие. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. Его стало так много, что при малейшей искре мог произойти взрыв. Только когда общее давление достигло большой величины, оно придавило люк. После этого рост давления прекратился, а затем оно стало падать. Состав воздушной смеси в корабле стал нормализовываться.

Когда ситуация стабилизировалась, космонавты смогли продолжить выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но на этом трудности у экипажа не закончились. Еще одна нештатная ситуация возникла у них при возвращении на Землю. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. «Отстрел» камеры повлиял на автостабилизацию полета, вышла из строя система ориентации.

Это была первая посадка в ручном режиме. Ручную ориентацию корабля нужно было осуществлять по визуальному прибору-визиру «Взор», использование которого в таком режиме было затруднено. Из-за перекомпоновки кабины «Востока-2» изменили расположение прибора так, что, сидя в кресле командира экипажа, было невозможно оценить положение корабля по отношению к Земле. Проведя ориентацию корабля, командир экипажа должен был успеть вернуться в кресло, пристегнуть привязные ремни и включить тормозную двигательную установку. На все эти действия ушло некоторое время, что привело к изменению баллистики посадочной траектории в сторону перелета. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой заснеженной тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Спасатели на лыжах смогли добраться до них только на следующий день. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести в креслах кабины спускаемого аппарата. Утеплились они за счет споротых кусков внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины. Спасатели принесли с собой продукты, медикаменты, некоторые теплые вещи для экипажа. Космонавтам пришлось еще одну ночь провести в тайге, пока готовилась площадка для приема вертолета. Для ночевки спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места. 21 марта место для приема вертолета было расчищено, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» – 497,7 километра.

На самом деле Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду, но по положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру.

ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду – Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, летчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Во время первого выхода в открытый космос была продемонстрирована принципиальная возможность пребывания и работы человека вне космического корабля и было показано, что при движениях в открытом космосе основное значение приобретает, прежде всего, зрительный анализатор, затем тактильная и мышечно-суставная рецепция.

Первым американцем, побывавшем в открытом космосе, стал астронавт Эдвард Уайт. Это произошло 3 июня 1965 года, во время его полета на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие – многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня – обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

СправкиСССР

Алексей Леонов: пионер выхода в открытый космос | Космос

Алексей Леонов был одним из первых 20 летчиков советских ВВС, прошедших обучение на космонавтов в 1960 году. В 1965 году он стал первым человеком, который вышел из космического корабля и вышел в открытый космос — опыт, который едва не закончился трагедией. Выход Леонова в открытый космос стал поворотным моментом в освоении космоса, поскольку он продемонстрировал, что будущие космические экипажи смогут выходить из своей капсулы для проведения экспериментов и ремонта.

Десять лет спустя, в 1975 году, Леонов руководил первым сближением советского и американского космических кораблей. К концу своей второй космической миссии он провел в общей сложности 7 дней и 32 минуты вдали от планеты Земля.

Связанный: История выхода в открытый космос: Выставка Смитсоновского института: 50 лет выхода в открытый космос в фотографиях

Леонов также был талантливым художником и был наиболее известен своими картинами космических сцен. Пионер космоса и художник умер в возрасте 85 лет 11 октября 2019 года, и его с любовью вспоминают астронавты, космонавты и любители космоса во всем мире.

Космонавт Алексей Леонов на борту испытательного проекта «Союз-Аполлон» с наброском, сделанным им одним из американских членов экипажа. (Изображение предоставлено НАСА)

Детские годы Леонова

Леонов родился 30 мая 1934 года в глухой деревне Листвянка современной Иркутской области России. Он был восьмым из девяти детей Евдокии и Архипа Алексеевича. Леонов.

Еще до рождения Леонова его дед был сослан в Сибирь за участие в революции 1905 года при царском режиме. Согласно книге «Первая команда советских космонавтов: их жизнь и наследие» (Springer Science & Business Media, 2009 г.), рост политических потрясений в регионе затруднил существование семьи Леонова.) Колина Берджесса и Рекса Холла. Когда Леонову было около 3 лет, его отца арестовали за предполагаемые политические убеждения. Мать Леонова была вынуждена перевезти свою семью к сестре в Кемерово, за несколько сотен километров. В конце концов его отец был освобожден и получил компенсацию за неправомерное заключение и смог присоединиться к своей семье в Кемерово.

Связанный: Гигантские скачки: величайшие вехи полета человека в космос

Леонов развил талант и любовь к искусству в раннем возрасте и смог заработать немного денег, продавая свои работы , но он не был заинтересован в том, чтобы сделать это своей карьерой. Когда ему было шесть лет, он познакомился с советским летчиком, который произвел на юного Леонова сильное впечатление, и тот решил стать летчиком.

«Я помню, как лихо он выглядел в темно-синем мундире с белоснежной рубашкой, темно-синим галстуком и перекрещенными кожаными ремнями на широкой груди», — вспоминал Леонов в статье «Первый отряд космонавтов СССР: их жизнь и наследие». .» Старший брат Леонова, Петр, тоже был студентом авиационного факультета и помог Леонову увлечься полетами.

Первый космонавт бывшего Советского Союза Алексей Леонов был прикреплен к своему космическому кораблю «Восход-2» 18-футовым пуповиной. (Изображение предоставлено FAI)

В 1948 году его семья переехала в Калининград, в оккупированную Советским Союзом Восточную Пруссию. Леонов закончил там среднее образование в 1953 году и вскоре после этого поступил в летную школу. В мае 1955 года он совершил свой первый самостоятельный полет. Затем он записался на программу обучения, чтобы стать летчиком-истребителем, а также посещал уроки рисования на неполный рабочий день.

Леонов окончил Чугуевское высшее военно-воздушное училище летчиков 30 октября 1957 года в звании лейтенанта и впоследствии служил летчиком-истребителем в трех воинских частях, последняя из которых базировалась в Германии. Он женился на своей девушке Светлане Павловне за день до отъезда в Германию в 1959. 

Похожие: Космические традиции России! 14 вещей, которые делает каждый космонавт перед запуском

Несколько месяцев спустя, в октябре 1959 года, Леонов был выбран для участия в первой программе подготовки космонавтов. К тому времени он налетал 278 часов и совершил 115 прыжков с парашютом, что принесло ему звание инструктора военно-воздушных сил по парашютной подготовке. Возможность выпрыгнуть из самолета и выжить была жизненно важным требованием для программы, поскольку космонавты не приземлялись на своем космическом корабле, а автоматически катапультировались при приближении к земле по возвращении на Землю.

В 1960 году Алексей стал космонавтом 11, так как он и 19 других космонавтов начали подготовку по сверхсекретной советской космической программе. «Подготовка была тяжелой, так как не существовало программы, которая подготовила бы людей к этой задаче», — писал Леонов в предисловии к книге «Первая команда советских космонавтов: их жизнь и наследие».

Полеты Леонова в космос

Космонавт Алексей Леонов вошел в историю 18 марта 1965 года, когда он совершил первый в истории выход в открытый космос. (Изображение предоставлено Карлом Тейтом, художником по инфографике)

18 марта 1965 года Леонов покинул Землю, совершив свой первый полет в космос на корабле «Восход-2». Леонов был пилотом 26-часового полета под командованием Павла Беяева. Через девяносто минут после запуска Леонов покинул относительную безопасность своего космического корабля и стал первым человеком, свободно парившим в бескрайних безмолвных просторах космоса.

«Было так тихо, что я даже слышал биение своего сердца», — рассказал Леонов британскому информационному агентству о своем выходе в открытый космос спустя долгое время после этого события. «Я был окружен звездами и плыл без особого контроля. Я никогда не забуду этот момент. Я также чувствовал невероятное чувство ответственности».

Его веха чуть не обернулась трагедией, когда он попытался снова войти в капсулу. Разница давлений между воздухом в его скафандре и космическим вакуумом расширила его скафандр и сделала его настолько жестким, что он не мог пошевелить пальцами. Леонов принял рискованное решение открыть клапан в своем скафандре, чтобы выпустить часть воздуха, и это позволило ему стать достаточно мобильным, чтобы маневрировать внешним люком космического корабля. Он благополучно вернулся в капсулу чуть более чем через 12 минут после того, как вышел.

По возвращении на Землю бортовой компьютер космического корабля дал сбой, и экипаж из двух человек приземлился на расстоянии 600 миль от курса в отдаленном районе Уральских гор.0013 Музей истории космоса Нью-Мексико (открывается в новой вкладке). Властям потребовалось два дня, чтобы найти и спасти застрявших космонавтов.

По теме: 10 лучших советских и российских космических полетов

Леонов получил за свои заслуги звание Героя Советского Союза и стал заместителем командира отряда космонавтов.

В 1975 году Леонов командовал кораблем «Союз-19» и принял участие в первом сближении советского и американского космических кораблей — миссии, известной в США как 9-я миссия.0013 Испытательный проект «Союз-Аполлон» (ЭПАС) (откроется в новой вкладке). Космонавт Валерий Кубасов служил бортинженером корабля «Союз».

После того, как «Аполлон» состыковался с кораблем «Союз» , экипажи США и СССР смогли перейти с одного корабля на другой. Леонов провел на американской стороне 5 часов 43 минуты (он выучил английский язык и трижды посетил Космический центр Кеннеди в Хьюстоне в рамках подготовки к миссии). После 44 часов стыковки друг с другом два космических корабля разделились, а затем завершили второй успешный тест стыковки, который длился 3 часа.

«Союз-19» приземлился 21 июля 1975 года и ознаменовал конец пребывания Леонова в космосе. За выполнение задания ЭПАС ему было присвоено второе звание Героя Советского Союза.

В 1975 году Леонов участвовал в испытательном проекте «Аполлон-Союз», который стал первым международным пилотируемым полетом. На этом снимке из полета Леонов изображен с астронавтом НАСА Диком Слейтоном. (Изображение предоставлено НАСА)

Наследие Леонова

Леонов был командиром программы космонавтов с 1976 до 1982 года и был заместителем директора Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В 1991 году вышел в отставку в звании генерал-майора ВВС СССР. По данным Музея истории космоса в Нью-Мексико, находясь на пенсии, Леонов работал председателем инвестиционной корпорации в Москве и продолжал заниматься искусством.

Кратер Леонова на обратной стороне Луны назван в его честь, как и космический корабль в фильме Артура Кларка «2010: Одиссея 2». В 2017 году он снялся в российском художественном фильме «Эпоха пионеров» (также известном как «Выход в открытый космос») о миссии «Восход-2».

По теме: Выход в открытый космос в 50 лет: космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос 50 лет назад

Космическая гонка холодной войны» (Thomas Dunne Books, 2004) с луноходом «Аполлон-15» Дэвидом Скоттом.

Леонову исполнилось 85 лет 30 мая 2019 года, через день после того, как космонавты Олег Кононенко и Алексей Овчинин совершили выход в открытый космос гораздо дольше и рутиннее, чем первый 12-минутный выход Леонова. Кононенко и Овчинин украсили свои скафандры в честь русского героя .

Леонов скончался через несколько месяцев, 11 октября 2019 года. «Один из первых космонавтов мировой космонавтики, навсегда преданный своей стране и своему делу, вписал себя золотыми буквами в мировую историю космоса», Роскосмос (откроется в новой вкладке) сказал в выписке (откроется в новой вкладке). «С Алексеем Архиповичем ушла целая эпоха».

Герой-космонавт погиб, когда два астронавта НАСА, Кристина Кох и Эндрю Морган, работали за пределами Международной космической станции во время второго из пяти выходов в открытый космос, чтобы заменить старые батареи солнечных батарей. «Это горько-сладкий день для всех нас на Международной космической станции», — сказал командир станции Лука Пармитано из Европейского космического агентства, когда выходцы в открытый космос завершили свою работу.

«Мы опечалены гибелью легендарного космонавта Роскосмоса Алексея Леонова, который стал первым человеком, вышедшим в открытый космос 18 марта 1965 года», — написали представители НАСА в заявлении в Твиттере . «Его путешествие в космический вакуум положило начало истории внекорабельной деятельности, которая делает возможным сегодняшнее обслуживание космической станции».

Дополнительные ресурсы: 

  • Смотреть: » Российский космонавт обсуждает первый в истории выход в открытый космос 50 лет назад ,» от НАСА.
  • Прочтите отчет Леонова о его предсмертном опыте во время миссии «Восход-2», опубликованный в журнале Air & Space Magazine
  • Узнайте больше о Леонове наследие в этой трибьют-статье от NASA (открывается в новой вкладке). 

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Кимберли Хикок имеет степень бакалавра морской биологии Техасского университета A&M, степень магистра биологии Университета Юго-Восточной Луизианы и диплом о высшем образовании в области научной коммуникации Калифорнийского университета в Санта-Круз. Она бывший справочный редактор для Live Science и Space.com. Ее работы публиковались в журналах Inside Science, News from Science, San Jose Mercury и других. Среди ее любимых историй — рассказы о животных и неясностях. Уроженец Техаса, Ким сейчас живет в калифорнийском лесу секвойи.

Выход в открытый космос: наши любимые факты о первом выходе США в открытый космос

Первый выход американца в открытый космос, который состоялся 3 июня 1965 года, ознаменовал собой новую главу в исследовании человеком космоса. Изображения Эдварда Уайта II, парящего в космосе на фоне прекрасной бело-голубой Земли, распространили чувство чуда по всему миру — люди действительно могли попасть в это место, и это было потрясающе. Хотя выход в открытый космос (или выход в открытый космос, что означает выход в открытый космос) длился менее 20 минут, его значение для будущих полетов человека в космос в американском контексте нельзя недооценивать. Это было началом того, как мы понимали человеческую деятельность в условиях космоса, и, как в детстве, эти первые осторожные и осторожные шаги привели к десятилетиям новых возможностей. Однако для того, чтобы сделать работу в космическом вакууме эффективной, потребовались годы, и она зависела от создания таких инструментов, как поручни, лучшие перчатки и специально адаптированное оборудование, которое сделало бы возможным создание и обслуживание транспортных средств.

Во время пятимесячной выставки Вне космического корабля: 50 лет внекорабельной деятельности я ждал этой последней недели активности как (к сожалению) окончания очень успешной выставки, но также и момента, когда мы начнем отмечать годовщина выхода Уайта в открытый космос во время миссии Gemini IV . У посетителей музея в округе Колумбия теперь есть редкая возможность увидеть капсулу без крышки (без плексигласа), пока мы ремонтируем Boeing Milestones of Flight Hall 9.0140 . Для наших онлайн-посетителей я хотел бы поделиться несколькими интересными фактами о Gemini IV, его экипаже и этом судьбоносном выходе в открытый космос.

1. Командир Джеймс МакДивитт и Эд Уайт быстро подружились во время обучения по программе авиационной инженерии в Мичиганском университете, который они оба окончили в 1959 году. После выпуска они оба перешли в школу летчиков-испытателей на базе ВВС Эдвардс. , часто летающие вместе. Это сделало их уникально совместимыми для второй миссии Gemini. 2. МакДивитт и Уайт были членами класса астронавтов «Новой девятки», второго из когда-либо выбранных, и оба были новичками. Их резервная команда состояла из одноклассников «Новой девятки» и будущих членов экипажа «Джемини VII», Фрэнка Бормана и Джеймса Ловелла. 3. МакДивитт обнаружил потенциальную проблему с люком космического корабля во время испытаний в вакуумной камере, когда пружина не сжималась должным образом. Изучив механизм, он хорошо подготовился к обходному маневру во время полета, когда пружина вызвала проблемы при открытии и закрытии люка для выхода в открытый космос. 4. Цепи связи между астронавтами и землей вышли из строя во время выхода в открытый космос, что привело к тому, что МакДивитту пришлось передать всю наземную связь Уайту. Это было особенно сложно, когда центр управления полетом хотел, чтобы Уайт вернулся на космический корабль, а неисправные схемы и два энергичных астронавта задержали окончание выхода в открытый космос.

Эдвард Уайт совершает первый американский выход в открытый космос на фоне лимба Земли.

5. По причинам, о которых я могу только догадываться, камера, прикрепленная к верхней части маневрового модуля Уайта, Zeiss Contarex, принадлежит Национальному музею ВВС США, но объектив находится в коллекции музея. Я подозреваю, что, поскольку «зип-ган», как называлось маневренное подразделение, был заказан через ВВС, они, вероятно, поставили и камеру. Позже он был передан их собственному музею, а объектив, предположительно поставленный НАСА, был передан Национальному музею авиации и космонавтики вместе с другим оборудованием Gemini IV.

Эта 35-мм камера и объектив были прикреплены к верхней части маневрового блока Эда Уайта во время его выхода в открытый космос для Джемини IV.

6. Термоперчатки, покрывающие руки Уайта на фотографиях, были важны для согрева его рук, но одна из них выскользнула из люка до того, как астронавты закрыли его.
 

Отрывок из фильма о выходе Эда Уайта в открытый космос, первом для американца.

7. Герметичные перчатки скафандра, находящиеся под тепловыми перчатками во время выхода в открытый космос, были разработаны с умной функцией подсветки кончиков пальцев, которую Уайт мог активировать с помощью маленькой кнопки, чтобы лучше видеть органы управления кабиной в течение 45 минут темноты на каждой орбите.

Миссионерские перчатки Эда Уайта Gemini IV.

Несмотря на достижения и уроки, извлеченные во время Gemini IV, успех стал для НАСА несколько горько-сладким. Уайт погиб всего 18 месяцев спустя, когда в командном модуле начался пожар во время испытаний на стартовой площадке для первой миссии «Аполлон». МакДивитт возглавил «Аполлон-9» — первое испытание лунного модуля.

Leave a Comment