ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ. Мировая рейтинговая система оценки силы игроков спортсменов принята. Мировая рейтинговая система оценки силы игроков


ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ. Мировая рейтинговая система оценки силы игроков спортсменов принята

Теннис в КрасногорскеТеннисная жизнь в Красногорском районе Московской области ГлавнаяСпортМировая рейтинговая система оценки силы игроков спортсменов принята

Рейтинг Elo в играх для двух игроков / Хабр

Раньше наш рабочий процесс прерывался из-за ряда неразрешенных вопросов:
  • А кто из нас лучше всех играет в настольный футбол?
  • С кем бы мне сейчас пойти поиграть?
  • Кого надо уволить, потому что он не работает а только играет?
Наш опыт решения данных вопросов с помощью системы рейтинга Elo будет рассмотрен в статье. А также ссылка на репозиторий и на сайт будут разбросаны по статье. Когда компания маленькая, а игроков еще меньше, то вопрос лучшего решается простым проведением турнира в пятницу вечером раз в пару месяцев. Шикарнейший повод выпить за счет компании.(Мы по неопытности это не сразу поняли. И сначала просто так играли.) Но компания растет, лига тоже увеличивается, и вот уже отыграть турнир, даже с учетом предварительного разбиения на группы, становится очень сложно. Это просто физически тяжело на большом футбольном столе провести 15 партий за вечер.

На данном этапе опытные игроки в онлайн игры шахматисты подсказывают, что существует метод расчета относительной силы игроков Elo, которая как раз используется для оценки уровня шахматистов.

Про Elo
Разработал систему американский профессор физики и шахматист Арпад Эло.

Каждый новый игрок обычно получает рейтинг 1400. На самом деле не принципиально сколько. По итогам каждого матча часть рейтинга переходит от одного игрока к другому. И чтобы не уходить в минус берется изначально с запасом.

Будем считать, что игрок A в случае выигрыша получает 1 очко, в случае поражения — 0, а при ничьей — 0.5. Назовем эту переменную Sa.

Введем ожидаемое количество очков(Ea), которое игрок A получит за игру:

Ea = 1 / (1 + 10^((Rb-Ra)/400)) где Rb и Ra — это текущий рейтинг игроков B и A соответственно. Ea принадлежит интервалу (0, 1).

Коэффициенты подобраны таким образом, чтобы при разнице в рейтинге в 200 пунктов, ожидаемое количество очков равнялось приблизительно 0.75. Новый рейтинг игрока A считаем по формуле:

Ra’ = Ra + K * (Sa — Ea) где K — коэффициент. Это максимальное количество пунктов рейтинга, который игрок может получить/потерять за одну игру. Обычно равняется 16. В ФИДЕ зависит от уровня игроков и варьируется от 10 до 30.

Аналогично считается рейтинг второго игрока Rb'.

Очевидно, что Ea + Eb = 1, Sa + Sb = 1 и следовательно Ra’ — Ra + Rb’ — Rb = 0, то есть у нас игра с нулевой суммой. Из формул видно, что сильный игрок за победу над слабым игроком получает меньше рейтинга, чем если слабый выиграет у сильного.

Мы рейтингом пользуемся уже около года. Отыграли более тысячи матчей. По моему субъективному мнению рейтинг отображает достаточно точно расстановку игроков в текущий момент времени. Как только кто-то в компании начинает играть лучше, например освоив удар, в течение недели занимает соответствующее место в рейтинге.

Также не проблема, если неделю или две не заносили результаты. При возобновлении рейтинг быстро восстанавливается.

После введения рейтинга сильно изменилось поведение во время игры. Матчи стали зрелищней. Если раньше, пропустив пару мячей в начале, проще было уже слить этот матч и начать новый, то теперь есть стимул биться до конца, чтобы не потерять (или не подарить сопернику) очки рейтинга! Автор статьи недавно проигрывал 1:6. А выиграл 7:6. Это был жаркий матч.

Естественно, когда мы решили попробовать рейтинг, первым делом поискали готовые реализации. И хотя многие онлайн игры используют Elo, не нашли ничего толкового, где бы мы могли просто заносить результаты наших игр. Поэтому в пятницу вечером был накидан google-скрипт для google-доков.

Пол года назад захотелось посмотреть на Asp.Net Core в действии(тогда RC1 был). И объективно google-скрипта уже давно не хватало. А там как раз выходные были. В итоге появилась система рейтинга, которой мы успешно пользуемся до сих пор. Нам нравится. Мне точно, а остальные может боятся сознаться, что нет.

Я думаю будет правильным поделиться со всеми. Исходники доступны здесь.

Получилось что-то явно большее чем просто MVP. В том числе сейчас реализовано:

  • Подсчет рейтинга Elo;
  • Дополнительная статистика: соотношение побед, забито/пропущено, победы и поражения подряд;
  • Подсчет очков получаемых/теряемых в случае победы/поражения при игре с конкретным игроком в следующем матче. Надо же как-то планировать с кем лучше сейчас играть;
  • Импорт результатов матчей из csv. Это мы с google-скриптов переезжали;
  • Аутентификация с поддержкой OAuth. Пока только google, так как нам хватает. Но добавить еще какую систему несложно;
  • Упрощенная система прав доступа. Существует админ лиги с возможностью управлять лигой и просто игроки;
  • Приглашение новых пользователей. С уведомлением по емеил;
  • Раздельные лиги. Каждый пользователь может создать свою приватную лигу, которая будет видна только игрокам лиги;
  • Поддержка двух языков: английского и русского. У меня давнишние счеты с локализацией приложений. И сильно хотелось посмотреть как это реализовано в Asp.Net Core;
  • Адаптивный дизайн. Ничего сверх естественного. Просто Bootstrap. Чтобы удобно было заносить результаты с телефона;
  • Должно работать с выключенным JavaScript. Удобнее конечно с включенным. Но так как было желание посмотреть на некоторые фичи именно MVC, то получилось многостраничное приложение.
Во время разработки для хостинга я использовал Azure. Будучи уверенным, что потом спокойно перееду на какой-нибудь хостинг. Так уж и быть, даже оплачу его. И попытался переехать… Даже был морально готов заплатить баксов 50 в год за самый скромный вариант. Но когда я провозился сначала день с миграцией базы, а потом еще и не завелся проект, потому что хостер не очень-то готов к Asp.Net Core, вынужден был остаться на Azure. Но ценник там большой. А с другой стороны есть с чем сравнивать, Azure значительно удобнее.

Вспомнилась реклама на Хабре про хостинг Azure для стартапов. Почитал условия. Написал жалобное письмо на указанный емеил. И проект добавили в программу поддержки стартапов. Надеюсь, после статьи не исключат. Хотя я считаю, что проект всем требованиям удовлетворяет. В итоге, вопрос с хостингом теперь решен на 3 года! Так что если кто не хочет разворачивать проект локально, присоединяйтесь к нам, создавайте свою лигу. Экспериментально было установлено, что название не очень запоминающееся. Поэтому мы общим голосованием решили использовать learningstreet.ru.

Захватывающая история почему именно LearningStreet

Давным давно один наш коллега, верстая подпись к письму, написал в шутку адрес офиса как learning street 79 (Учебная улица). Мы посмеялись. А буквально день спустя я назвал ряд ребят «пацанами с которыми мы работаем»(в негативном контексте), а не друзьями. Слово за слово и вспомнилась цитата героя фильма Волк с Уолл-стрит: «это Уолл-стрит. Здесь нет друзей». Которая была модифицирована в «это Лёнинг-стрит. Здесь нет друзей». С тех пор, если кому-то кажется что мир к нему неоправданно жесток в пределах нашего офиса, мы вспоминаем про Лёнинг-стрит. То есть каждый день. Собственно в рейтинге по футболу у нас друзей тоже нет и пощады ждать не стоит.

Теоретически, если у кого есть идеи доменных имен подходящих для сайта, можно прикрутить. У меня как раз есть бонусы у одного из хостеров.

Ах да, чуть не забыл. Кого надо уволить? Судя по всему меня:

habr.com

ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

Фрагмент книги Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А.Полозов. – М.:Советский спорт, 2007 – 316с.

ЧАСТЬ 3. РЕЙТИНГИ В СПОРТЕГЛАВА 6. ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ.В спорте рейтинги появились одними из первых. Причем в отличие от экономики и социологии, где традиционно особую роль играли экспертные оценки, в спорте удалось выйти на более формализованный режим. Например, в общественной жизни рейтингом политика почти всегда считали процент поданных за него голосов на выборах, научного работника — частоту цитирования его публикаций в печати и др. В спорте с самого начала соревнований по игровым видам спорта существовала простейшая система рейтинга в виде начисления очков победителю встречи. Однако и здесь есть вариации: из-за многообразия проводимых турниров к рейтингу футбольной команды могут причислить уровень ее достижений в Лиге чемпионов или число побед в клубном первенстве страны.6.1. . ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ РЕЙТИНГА В СПОРТЕС древних времен люди соперничали друг с другом. Это стремление быть лучше другого, опередить всех, вообще борьба за лидерство – было в крови у каждого из представителей мужской половины и отражало дух воина и охотника. Тот, кто побеждал больше врагов в битвах между племенами, считался лучшим воином, ему оказывали почести и предоставляли преимущества при дележе трофеев, лучший охотник имел право первым забирать свою долю добычи и т.д.Позднее человек изобрел спортивные состязания, в которых воины и охотники получили возможность померяться силами не в реальной битве с врагом или схватке с диким зверем, а путем сопоставления своего умения, силы и ловкости в специальных упражнениях, служивших ранее просто для тренировок в боевом искусстве или охоте, а также в условных парных схватках или коллективных битвах.Проблема рейтинга в спорте появилась после того, как число участников соревнований выросло и действующие формы проведения соревнований не позволяли всех их достоверно прора

tennis-krasnogorsk.ru

Рейтинг Elo в играх для двух игроков / Хабр

Раньше наш рабочий процесс прерывался из-за ряда неразрешенных вопросов:
  • А кто из нас лучше всех играет в настольный футбол?
  • С кем бы мне сейчас пойти поиграть?
  • Кого надо уволить, потому что он не работает а только играет?
Наш опыт решения данных вопросов с помощью системы рейтинга Elo будет рассмотрен в статье. А также ссылка на репозиторий и на сайт будут разбросаны по статье. Когда компания маленькая, а игроков еще меньше, то вопрос лучшего решается простым проведением турнира в пятницу вечером раз в пару месяцев. Шикарнейший повод выпить за счет компании.(Мы по неопытности это не сразу поняли. И сначала просто так играли.) Но компания растет, лига тоже увеличивается, и вот уже отыграть турнир, даже с учетом предварительного разбиения на группы, становится очень сложно. Это просто физически тяжело на большом футбольном столе провести 15 партий за вечер.

На данном этапе опытные игроки в онлайн игры шахматисты подсказывают, что существует метод расчета относительной силы игроков Elo, которая как раз используется для оценки уровня шахматистов.

Про Elo

Разработал систему американский профессор физики и шахматист Арпад Эло.

Каждый новый игрок обычно получает рейтинг 1400. На самом деле не принципиально сколько. По итогам каждого матча часть рейтинга переходит от одного игрока к другому. И чтобы не уходить в минус берется изначально с запасом.

Будем считать, что игрок A в случае выигрыша получает 1 очко, в случае поражения — 0, а при ничьей — 0.5. Назовем эту переменную Sa.

Введем ожидаемое количество очков(Ea), которое игрок A получит за игру:

Ea = 1 / (1 + 10^((Rb-Ra)/400)) где Rb и Ra — это текущий рейтинг игроков B и A соответственно. Ea принадлежит интервалу (0, 1).

Коэффициенты подобраны таким образом, чтобы при разнице в рейтинге в 200 пунктов, ожидаемое количество очков равнялось приблизительно 0.75. Новый рейтинг игрока A считаем по формуле:

Ra’ = Ra + K * (Sa — Ea) где K — коэффициент. Это максимальное количество пунктов рейтинга, который игрок может получить/потерять за одну игру. Обычно равняется 16. В ФИДЕ зависит от уровня игроков и варьируется от 10 до 30.

Аналогично считается рейтинг второго игрока Rb'.

Очевидно, что Ea + Eb = 1, Sa + Sb = 1 и следовательно Ra’ — Ra + Rb’ — Rb = 0, то есть у нас игра с нулевой суммой. Из формул видно, что сильный игрок за победу над слабым игроком получает меньше рейтинга, чем если слабый выиграет у сильного.

Мы рейтингом пользуемся уже около года. Отыграли более тысячи матчей. По моему субъективному мнению рейтинг отображает достаточно точно расстановку игроков в текущий момент времени. Как только кто-то в компании начинает играть лучше, например освоив удар, в течение недели занимает соответствующее место в рейтинге.

Также не проблема, если неделю или две не заносили результаты. При возобновлении рейтинг быстро восстанавливается.

После введения рейтинга сильно изменилось поведение во время игры. Матчи стали зрелищней. Если раньше, пропустив пару мячей в начале, проще было уже слить этот матч и начать новый, то теперь есть стимул биться до конца, чтобы не потерять (или не подарить сопернику) очки рейтинга! Автор статьи недавно проигрывал 1:6. А выиграл 7:6. Это был жаркий матч.

Естественно, когда мы решили попробовать рейтинг, первым делом поискали готовые реализации. И хотя многие онлайн игры используют Elo, не нашли ничего толкового, где бы мы могли просто заносить результаты наших игр. Поэтому в пятницу вечером был накидан google-скрипт для google-доков.

Пол года назад захотелось посмотреть на Asp.Net Core в действии(тогда RC1 был). И объективно google-скрипта уже давно не хватало. А там как раз выходные были. В итоге появилась система рейтинга, которой мы успешно пользуемся до сих пор. Нам нравится. Мне точно, а остальные может боятся сознаться, что нет.

Я думаю будет правильным поделиться со всеми. Исходники доступны здесь.

Получилось что-то явно большее чем просто MVP. В том числе сейчас реализовано:

  • Подсчет рейтинга Elo;
  • Дополнительная статистика: соотношение побед, забито/пропущено, победы и поражения подряд;
  • Подсчет очков получаемых/теряемых в случае победы/поражения при игре с конкретным игроком в следующем матче. Надо же как-то планировать с кем лучше сейчас играть;
  • Импорт результатов матчей из csv. Это мы с google-скриптов переезжали;
  • Аутентификация с поддержкой OAuth. Пока только google, так как нам хватает. Но добавить еще какую систему несложно;
  • Упрощенная система прав доступа. Существует админ лиги с возможностью управлять лигой и просто игроки;
  • Приглашение новых пользователей. С уведомлением по емеил;
  • Раздельные лиги. Каждый пользователь может создать свою приватную лигу, которая будет видна только игрокам лиги;
  • Поддержка двух языков: английского и русского. У меня давнишние счеты с локализацией приложений. И сильно хотелось посмотреть как это реализовано в Asp.Net Core;
  • Адаптивный дизайн. Ничего сверх естественного. Просто Bootstrap. Чтобы удобно было заносить результаты с телефона;
  • Должно работать с выключенным JavaScript. Удобнее конечно с включенным. Но так как было желание посмотреть на некоторые фичи именно MVC, то получилось многостраничное приложение.
Во время разработки для хостинга я использовал Azure. Будучи уверенным, что потом спокойно перееду на какой-нибудь хостинг. Так уж и быть, даже оплачу его. И попытался переехать… Даже был морально готов заплатить баксов 50 в год за самый скромный вариант. Но когда я провозился сначала день с миграцией базы, а потом еще и не завелся проект, потому что хостер не очень-то готов к Asp.Net Core, вынужден был остаться на Azure. Но ценник там большой. А с другой стороны есть с чем сравнивать, Azure значительно удобнее.

Вспомнилась реклама на Хабре про хостинг Azure для стартапов. Почитал условия. Написал жалобное письмо на указанный емеил. И проект добавили в программу поддержки стартапов. Надеюсь, после статьи не исключат. Хотя я считаю, что проект всем требованиям удовлетворяет. В итоге, вопрос с хостингом теперь решен на 3 года! Так что если кто не хочет разворачивать проект локально, присоединяйтесь к нам, создавайте свою лигу. Экспериментально было установлено, что название не очень запоминающееся. Поэтому мы общим голосованием решили использовать learningstreet.ru.

Захватывающая история почему именно LearningStreet

Давным давно один наш коллега, верстая подпись к письму, написал в шутку адрес офиса как learning street 79 (Учебная улица). Мы посмеялись. А буквально день спустя я назвал ряд ребят «пацанами с которыми мы работаем»(в негативном контексте), а не друзьями. Слово за слово и вспомнилась цитата героя фильма Волк с Уолл-стрит: «это Уолл-стрит. Здесь нет друзей». Которая была модифицирована в «это Лёнинг-стрит. Здесь нет друзей». С тех пор, если кому-то кажется что мир к нему неоправданно жесток в пределах нашего офиса, мы вспоминаем про Лёнинг-стрит. То есть каждый день. Собственно в рейтинге по футболу у нас друзей тоже нет и пощады ждать не стоит.

Теоретически, если у кого есть идеи доменных имен подходящих для сайта, можно прикрутить. У меня как раз есть бонусы у одного из хостеров.

Ах да, чуть не забыл. Кого надо уволить? Судя по всему меня:

habr.com

Рейтинг Эло Википедия

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло — метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков (например, сёги, го или шахматы). Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло (венг. Élő Árpád; 1903—1992).

Принципы системы рейтингов Эло могут быть применены также и в других видах спорта, в том числе и в командных видах спорта, например, в футболе, баскетболе, бейсболе и подобных[1][2].

Предыстория[ | код]

Идея применения индивидуального коэффициента силы игроков была выдвинута горьковским шахматистом С. С. Зефировым в 1939 году. Л. Я. Абрамов, использовав систему пересчёта, предложенную московским математиком, мастером спорта СССР А. А. Хачатуровым, подсчитал индивидуальный коэффициент советских гроссмейстеров и мастеров по результатам их участия в соревнованиях 1947—1949 годов.

Позднее в СССР применялась модифицированная система московского инженера Б. Беркина.

Создание системы Эло[ | код]

Арпад Эло, квалифицированный шахматист уровня мастера, активно работал в Шахматной федерации США (англ.)русск. со времени её основания в 1939 году. Шахматная федерация США применяла цифровую систему для обсчёта рейтингов, которые позволяли следить за прогрессом шахматистов. Но эта система была несовершенной и иногда приводила к необоснованному росту рейтингов. По поручению Шахматной федерации США профессор Эло разработал новую систему на статистической основе.

Система рейтингов Эло была предложена Шахматной федерацией США в 1960 году. В 1970 году ФИДЕ приняла систему рейтингов Эло за основу при решении вопросов, связанных с присвоением званий гроссмейстера и международного мастера, комплектованием отборочных и других турниров и так далее.

Рейтинг Эло для шахматистов[ | код]

Под рейтингом Эло в шахматах обычно подразумевают рейтинг ФИДЕ, который получают шахматисты после выступлений в турнирах с обычным контролем времени. В 2012 году были также введены рейтинги для быстрых шахмат и блица. Помимо этого, многие шахматные федерации, а также интернет-порталы имеют свой собственный рейтинг. Каждая система рейтингов имеет свои особенности и не следует в точности первоначальным предположениям Эло.

В шахматах рейтинг Эло вычисляется по результатам игр шахматистов друг с другом. Система рейтингов Эло делит шахматистов на девять классов: высший класс начинается с рейтинга 2600, низший класс соответствует рейтингу 1200 и ниже.

Рейтинги и звания ФИДЕ[

ru-wiki.ru

Система измерения шахматной силы - Шахматное место

Играющих в шахматы всегда интересовал вопрос о наиболее сильных игроках определённой местности. Ну и само собою, вопрос как между собою сыграют лучшие шахматисты двух регионов или стран тоже.

Сейчас шахматистов настолько много, что даже обладателей высшего шахматного титула более 1300 человек.Абсолютное большинство играющих или просто умеющих играть- находятся вне зоны учёта FIDE, и не имеют официальной оценки силы своей игры.

Среди тех кто всё-таки однажды сыграл в турнирах с обсчётом рейтинга Эло- такая оценка имеется, и он внесён во всемирный реестр шахматных игроков.

В настоящий момент в FIDE применяется система рейтинга предложенная американским профессором физики и астрономии Арпадом Эло.Специализация профессора в физике и астрономии мне например неизвестна, но известность всемирную ему принесла именно административная деятельность в FIDE! Да вот так бывает, что основная специализация у человека в науке, в преподавании, а хобби или попутная административная деятельность приносит известность. Несмотря на то, что шахматы были на втором месте- Арпад Эло был национальным мастером, был на хорошем счету в шахматной федерации США.

Предложенная им система- была достаточно проста, хотя и хорошо продумана, она была более совершенной, чем применявшиеся системы рассчёта ранее. В её основе лежит прогноз результата между конкретными шахматистами. В зависимости от совпадения с прогнозом зависит и изменение рейтинга игрока. По итогам скажем турнира с 9-ю партиями шахматист либо добавляет рейтинг либо теряет, с учётом всех 9-и сыгранных партий.

Наиболее точное и оправданное изменение рейтинга относят к играм шахматистов высокой квалификации. А наименее объективен рейтинг при игре шахматистов низовых уровней, ввиду значительного числа не прогнозируемых грубых ошибок.

Сам профессор Эло так отзывался о своей системе:"Часто люди, не слишком хорошо знакомые с природой и ограничениями статистических методов, ждут от рейтингов слишком многого. Рейтинги обеспечивают лишь сравнение успехов, не больше и не меньше… Определение рейтинга каждого отдельного шахматиста можно сравнить с определением положения покачивающегося на волнах поплавка, привязанного к удочке леской, колышущейся на ветру"

Я в целом согласен, что рейтинг Эло- это показатель успешности игры шахматиста против конкретных людей, в конкретных соревнованиях. Мне иногда гораздо легче играть с некоторыми противниками с рейтингом 2450, чем с отдельными личностями с рейтингом 2150-2250. Есть два шахматиста в этом диапазоне, с которыми я за жизнь не смог даже вничью сыграть! Т.е. можно явно говорить, что гораздо объективнее личный персональный счёт между двумя конкретными людьми. Но и коэффициент Эло- имеет свою объективность, так как игра в турнире, это не одно и тоже что матчи.

Есть и ещё популярная тема для разговоров среди шахматистов по поводу рейтинга. "Переоценённые или наоборот недооцененные рейтинги игроков из разных регионов. Т.е. в некоторых регионах рейтинг 2200 имеет существенно разную практическую силу игры :-))При этом такое было всегда!Со слов ветеранов Челябинской области, на всесоюзных соревнованиях была типичная картина (сейчас никого не хочу обидеть!!! А просто цитирую кое-кого): "Дали на жеребьёвке мастера из Москвы? Очень хорошо, играй на победу- лёгкая партия. У тебя кто? У меня перворазрядник из Якутии... О, брат! Держи ухо в остро! Очень самобытно играют, с огоньком!"

_____________________________В целом рейтинг Эло для исчисления самого высшего уровня игроков- пожалуй очень даже уместен и актуален. С момента введения рейтинга Фишер, Карпов, Каспаров, Топалов- были не только чепионами мира, но и явными фаворитами по рейтингу! Т.е. что-то он общественности может говорить, да!

Опытные расчётчики посчитали рейтинг для чемпионов мира до Ботвинника- и оказалось, что и раньше тоже, не было случайности чемпионы были первыми номерами и здесь.........

Недавно один Уважаемый френд меня спросил, как такое случилось, что первенство мира разыгрывали два человека (В.Ананд и Б.Гельфанд)- и оба не с высшими рейтингом? Почему не играл Магнус Карлсен- рейтинговый фаворит?

Я сначала не знал, что сказать... а оказалось, что Магнус письменно уведомил К.Иллюмжинова, что отказывается принимать участие в отборочном цикле. Его мотивировка: Плохой регламент!Во первых- очень много циклов идущих друг за другом, это истощает шахматистов. У них у всех есть понимание отдыха, поиска пика формы и т.д. Там очень всё серьёзно! Во вторых- сам цикл от старта до матча чемпион-претендент занимает (ВНИМАНИЕ!)- 5 лет !!!!

Ну это нормально?! Если парню сейчас 22 года, и он уже сейчас играет на первой позиции- зачем ему париться ещё 5 лет, что бы доказывать свою причастность к короне и возможности бороться с Анандом в матче?

Лично я сторонник того, что бы первенство мира проходило по более демократичной системе... что бы раз в 2 года у нас была возможность выяснять статус самого сильного. Чего тянуть то?Ну ведь очевидно, что чемпион Намибии (при всём моём Уважении)- не сможет конкурировать с шахматистами из первой десятки! Ну есть ведь рейтинг лист... сделать порог отсечения скажем первая двадцатка. И пусть среди них пройдёт пара турниров отборочных. И всё! Вот чемпион, вот претендент. _____________________________________________________________________________

Последние годы, стали очень культивироваться соревнования по активным (темпо) шахматам (контроль времени больше 5 минут и меньше 30 минут), а также по шахматному блицу (партии по 5 минут).Это тема отдельного интересного поста- блиц и активные шахматы- хорошая альтернатива для шахматистов. И много кто себя там и находит, и преуспевает!Под эту тенденцию стали считать отдельно и рейтинг по активным шахматам, блицу (рапиду). Стали возникать довольно интересные игроки. С невысоким рейтингом в класические шахматы и очень крутым на его фоне рейтингом по рапиду ! Умельцы есть! И они среди нас ;-)

Всем своим ребятам я постепенно намекаю, на то, что можно попробовать себя и на "коротких дистанциях". Там тоже чемпионаты мира, тоже призовые, тот же адреналин.

_________________________________________________________________________________________Ну и в заключение примерное соотношение рейтинга и квалификационных разрядов, званий:

более 2.700 Гроссмейстер, претендующий на звание Чемпион мира по шахматам

2.500-2.699 Гроссмейстер

2.400-2.499 Международный мастер

2.200-2.399 Национальный мастер

2.000-2.199 Кандидат в мастера

1.800-1.999 1-ый разряд

1.600-1.799 2-ой разряд

1.400-1.599 3-ий разряд

1.200-1.399 Средний любитель

1.000-1.199 Слабый любитель

менее 1.000 Новичок

chessplace.livejournal.com

Положение о рейтинге ФИДЕ | Шахматное приангарье

 По просьбе любителей шахмат г. Иркутска для широкого ознакомления публикуем основы рейтинговой системы, применяемой Международной шахматной федерацией (FIDE) для расчёта персонального рейтинга. Материал взят непосредственно из «Положения о рейтинге ФИДЕ», опубликованной в «Руководстве для арбитров ФИДЕ» от 27.02.2015 г. на сайте Российской шахматной федерации. 

Положение о рейтинге ФИДЕ утверждено в 1982 году Генеральной Ассамблеей с поправками, внесенными

внесенными Генеральными Ассамблеями с 1984 по 2012 год, вступило в силу с 1 июля 2014 года.

Партия, сыгранная за доской,  будет оцениваться ФИДЕ, если она проведена в соревновании, зарегистрированном в ФИДЕ, и соответствует всем следующим требованиям.

Введение
  • Генеральная Ассамблея может изменить следующие правила по рекомендации Квалификационной Комиссии. Любые такие изменения вступают в силу с 1 июля года, следующего за годом решения Генеральной Ассамблеи. Такие изменения будут применяться к турнирам, начатым с этой даты или после нее.
  • Турниры, которые будут обсчитываться, должны быть предварительно зарегистри-рованы федерацией, которая будет нести ответственность за представление ре-зультатов и рейтинговых сборов. Турнир и его игровое расписание должны быть за-регистрированы за одну неделю до начала турнира. Председатель Квалификаци-онной Комиссии может отказать в регистрации турнира. Он может также позволить провести обсчёт турнира, даже если он был зарегистрирован менее чем за неделю до начала турнира. Турниры, в которых возможно выполнение норм для присвоения званий, должны быть зарегистрированы за 30 дней до начала.
  • Все арбитры в рейтинговом турнире ФИДЕ должны быть лицензированы, в против-ном случае турнир не будет обсчитываться.

0.4 Обо всех официальных соревнованиях ФИДЕ и континентальных соревнованиях должны представляться турнирные отчёты, которые будут обсчитываться. Главный Арбитр несет ответственность за представленные результаты.

0.5 ФИДЕ оставляет за собой право не обсчитывать конкретный турнир. Организатор соревнования имеет право обратиться в Квалификационную Комиссию с апелляцией. Такая апелляция должна быть подана в течение семи дней с даты сообщения о решении.

Статья 1: Рейтинг игры

1.1 Для того чтобы партия была обсчитана, каждый игрок должен иметь следующее ми-нимальное время на выполнение всех ходов, при этом предполагается, что игра длится 60 ходов.

Если, по крайней мере, один из игроков в турнире имеет рейтинг 2200 или выше, это время для каждого игрока должно быть минимум 120 минут.

Если, по крайней мере, один из игроков в турнире имеет рейтинг 1600 или выше, это время для каждого игрока должно быть минимум 90 минут.

Если все игроки в турнире имеют рейтинг ниже 1600, это время для каждого игрока должно быть минимум 60 минут.

1.2 Партии, в которых все ходы сделаны с более быстрым контролем времени, чем указано выше, исключаются из списка для обсчёта рейтинга.

1.3 Для партий, в которых задаётся определённое количество ходов до первого контроля времени, это количество ходов должно быть равным 40.

Статья 2: Применяемые правила

2.1 Игра должна проводиться в соответствии с Правилами игры в шахматы ФИДЕ.

 

Статья 3: Продолжительность игры

3.1 В любой день общее игровое время не должно превышать 12 часов. Это рассчитано, исходя из того, что партии продолжаются 60 ходов, хотя партии с добавлением времени на каждый ход могут продолжаться дольше.

Статья 4: Длительность соревнования

4.1 Продолжительность турниров не должна превышать 90 дней, за исключением:

4.11 Могут обсчитываться турниры лиг, которые длятся в течение более чем 90 дней.

4.12 Квалификационная Комиссия может утвердить рейтинг турниров продолжительностью более 90 дней.

4.13 Для соревнований продолжительностью более 90 дней ежемесячно должны представляться промежуточные результаты.

Статья 5: Несыгранные партии

5.1 Независимо от того, произошло ли это из-за неявки соперника или по любой другой причине, несыгранные партии не учитываются. Любая партия, в которой оба игрока сделали, по крайней мере, один ход, будет обсчитываться.

Статья 6: Состав турнира

6.1 Если игрок без рейтинга в своем первом турнире получил ноль, его результаты и результаты его соперников против него не учитываются. Но если игрок без рейтинга уже играл рейтинговые партии, то этот результат включается в расчет его общего рейтинга.

6.2 В круговом турнире, по крайней мере, одна треть игроков должна иметь рейтинг. Согласно этому требованию,

6.21 Если в турнире участвует менее 10 игроков, по крайней мере, 4 игрока должны иметь рейтинг.

6.22 В двухкруговом турнире с участниками без рейтинга должно быть, по крайней мере, 6 игроков, четверо из них должны иметь рейтинг.

6.23 Национальные чемпионаты, сыгранные по круговой системе, должны быть обсчитаны, если, по крайней мере, 3 участника (или 2 женщины в турнирах исключительно для женщин) имели официальный рейтинг ФИДЕ до начала турнира.

6.3 В соревнованиях по швейцарской системе или в командных соревнованиях:

6.31 Для расчета первого перфоманса игрока без рейтинга он должен набрать, по крайней мере, ½ очка.

6.32 Для игроков, имеющих рейтинг, учитываются только партии против соперников, имеющих рейтинг.

6.4.В случае, если в круговом турнире не были сыграны одна или более партий, для обсчёта рейтинга результаты турнира должны быть представлены, как если бы турнир проводился по швейцарской системе.

6.5 В случае, когда матч заканчивается после заранее определенного количества партий,  партии, сыгранные после того как один игрок выиграл матч, не должны обсчитываться.

6.6 Матчи, в которых один или оба игрока не имеют рейтинг, не будут оцениваться.

Статья 7: Официальный рейтинг-лист ФИДЕ

7.1 Квалификационная Комиссия должна подготовить к первому числу каждого месяца список, который включает рейтинговые партии, проведённые в течение рейтингового периода от предыдущего списка. Это должно быть сделано с использованием фор-мул рейтинговой системы.

7.11 Рейтинговый период (для новых игроков см. Статью 7.14) это период, в течение которого имеет силу текущий рейтинг-лист.

7.12 В текущем рейтинг-листе для каждого игрока, рейтинг которого превышает минимальный уровень, указываются следующие данные:

Звание ФИДЕ, Федерация-член ФИДЕ, Текущий рейтинг, Идентификационный номер ID ФИДЕ, Количество рейтинговых партий, сыгранных в рейтинговом периоде, Дата рождения, Пол и текущее значение коэффициента К игрока.

7.13 Для попадания в рейтинг-лист дата закрытия турнира должна быть не позже трёх дней до даты выпуска листа; турниры, закончившиеся до этого или в этот день, могут быть обсчитаны для рейтинг-листа. Официальные соревнования ФИДЕ оцениваются для рейтинг-листа, даже если они заканчиваются в последний день перед датой выпуска рейтинг-листа.

7.14 Рейтинг нового игрока в рейтинг-листе будет опубликован только в том случае, если он соответствует следующим критериям:

7.14a Если он основан на результатах, полученных при соблюдении условий Статьи 6.2, минимум 5 партий.

7.14b Если он основан на результатах, полученных при соблюдении условий Статьи 6.3, минимум 5 партий, сыгранных против соперников, имеющих рейтинг.

7.14c Условие минимума 5 игр не требуется выполнять в одном турнире. Для получения начального рейтинга объединяются результаты нескольких турниров, сыгранных в пределах последовательных рейтинговых пери-одов продолжительностью не более 26 месяцев.

7.14d Рейтинг должен быть, по крайней мере, не ниже минимального уровня рейтинга, равного в настоящее время 1000.

7.14e Рейтинг рассчитывается на основе всех его партий, как если бы они были сыграны в одном турнире, (но рейтинг не публикуется до тех пор, пока игрок не сыграл, по крайней мере, 5 партий), для чего используются все имеющиеся рейтинговые данные.

7.2 Игроки, которые не включаются в рейтинг-лист:

7.21 Игроки, рейтинг которых падает ниже минимального уровня рейтинга, отмечаются в следующем рейтинг-листе, как “исключённые”. После этого их результаты обрабатываются таким же образом, как результаты любого другого игрока без рейтинга.

7.22 Игроки, имеющие звание, но не имеющие рейтинг, публикуются отдельным списком одновременно со списком игроков, имеющих звание и рейтинг.

7.23 При оценке рейтингов и присвоении званий рейтинг неактивных игроков считается равным их последнему опубликованному рейтингу.

7.23a Игрок начинает считаться неактивным, если он не играет рейтинговые партии в течение одного года.

7.23b Игрок восстановит свою активность, если он сыграет, по крайней мере, одну рейтинговую партию в течение рейтингового периода, а затем попадёт в список следующего рейтинг-листа.

Статья 8: Применение рейтинговой системы ФИДЕ

Рейтинговая система ФИДЕ это числовая система, в которой результаты соревнования преобразовываются в разности рейтингов, и наоборот. Её функция заключается в получении научно измеренной информации наилучшего статистического качества.

8.1 Рейтинговая шкала является произвольной шкалой с интервалом класса игрока, установленным на уровне 200 пунктов. Приведённые ниже таблицы показывают преобразование относительного результата соревнования (процент набранных очков) р в разность рейтингов dp. Для нулевого (р=0.00) или стопроцентного (р=1.0) результата разность рейтингов dp неизбежно будет неопределенной, но она принята условно равной 800. Вторая таблица показывает преобразование разницы в рейтинге D в вероятность выигрыша PD для игроков с более высоким H и более низким L рейтингом соответственно. Таким образом, две таблицы фактически являются зеркальным отображением.

 (a) Таблица преобразования полученного результата p в разность рейтингов dp
p dp p dp p dp p dp p dp p dp

 

 1.00 800 .83 273 .66 117 .49 -7 .32  -133 .15 -296
.99 677 .82 262 .65 110 .48 -14 .31  -141 .14 -309
.98 589 .81 251 .64 102 .47 -21 .30  -149 .13 -322
.97 538 .80 240 .63 95 .46 -29 .29  -158 .12 -336
.96 501 .79 230 .62 87 .45 -36 .28  -166 .11 -351
.95 470 .78 220 .61 80 .44 -43 .27  -175 .10 -366
.94 444 .77 211 .60 72 .43 -50 .26  -184 .09 -383
.93 422 .76 202 .59 65 .42 -57 .25  -193 .08 -401
.92 401 .75 193 .58 57 .41 -65 .24  -202 .07 -422
.91 383 .74 184 .57 50 .40 -72 .23  -211 .06 -444
.90 366 .73 175 .56 43 .39 -80 .22  -220 .05 -470
.89 351 .72 166 .55 36 .38 -87 .21  -230 .04 -501
.88 336 .71 158 .54 29 .37 -95 .20  -240 .03 -538
.87 322 .70 149 .53 21 .36 -102 .19  -251 .02 -589
.86 309 .69 141 .52 14 .35 -110 .18  -262 .01 -677
.85 296 .68 133 .51 7 .34 -117 .17  -273 .00 -800
.84 284 .67 125 .50 0 .33 -125 .16  -284    
(b) Таблица преобразования разности рейтингов D в вероятность выигрыша PD
для игроков с более высоким H и более низким L рейтингом соответственно

D

PD

D

PD

D

PD

D

PD

H

L

H

L

H

L

H

L

0-3 .50 .50 92-98 .63 .37 198-206 .76 .24 345-357 .89 .11
4-10 .51 .49 99-106 .64 .36 207-215 .77 .23 358-374 .90 .10
11-17 .52 .48 107-113 .65 .35 216-225 .78 .22 375-391 .91 .09
18-25 .53 .47 114-121 .66 .34 226-235 .79 .21 392-411 .92 .08
26-32 .54 .46 122-129 .67 .33 236-245 .80 .20 412-432 .93 .07
33-39 .55 .45 130-137 .68 .32 246-256 .81 .19 433-456 .94 .06
40-46 .56 .44 138-145 .69 .31 257-267 .82 .18 457-484 .95 .05
47-53 .57 .43 146-153 .70 .30 268-278 .83 .17 485-517 .96 .04
54-61 .58 .42 154-162 .71 .29 279-290 .84 .16 518-559 .97 .03
62-68 .59 .41 163-170 .72 .28 291-302 .85 .15 560-619 .98 .02
69-76 .60 .40 171-179 .73 .27 303-315 .86 .14 620-735 .99 .01
77-83 .61 .39 180-188 .74 .26 316-328 .87 .13 > 735 1.0 .00
84-91 .62 .38 189-197 .75 .25 329-344 .88 .12  

8.2 Определение рейтинга игрока, ранее не имевшего рейтинг, Ru в данном турнире.

8.21 Если в своём первом рейтинговом турнире результат игрока без рейтинга равен нулю, его результаты не учитываются.

Сначала определяется средний рейтинг Rc соревнования.

(а) В турнире по швейцарской системе или командном турнире: это просто средний рейтинг его соперников.

(b) В круговом турнире учитываются результаты как игроков, имеющих рейтинг, так и игроков без рейтинга. Для игроков без рейтинга средний рейтинг соревнования Rc  является также средним рейтингом турнира Ra, определяемым следующим образом:

  1. Определяется средний рейтинг игроков, имеющих рейтинг Rar.
  2. Определяется относительный результат соревнования p для каждого игрока, имеющего рейтинг, против всех его соперников.

Затем определяется разность рейтингов dp для каждого из этих игроков.

Далее определяется средняя из рассчитанных разностей рейтингов

dp = dpa.

  1. Средний рейтинг турнира Ra = Rar — dpa x n/(n+1),

где n – число соперников.

8.22 Если он набрал 50% очков, тогда Ru = Ra.

8.23 Если он набрал больше 50% очков, тогда Ru = Ra + 20 за каждые пол-очка свыше 50%.

8.24 Если он набрал меньше 50% в турнире по швейцарской системе или в командном турнире:  Ru = Rc + dp.

8.25 Если он набрал меньше 50% в круговом турнире: Ru = Ra + dp x n/(n+1).

8.3  Затем рейтинг Rn, который должен быть опубликован для игрока, ранее не имевшего рейтинг, определяется так, как будто новый игрок сыграл все свои партии до сих пор в одном турнире. Начальный рейтинг рассчитывается с использованием общего результата против всех соперников. Он округляется до ближайшего целого числа.

8.4  Если игрок без рейтинга получает опубликованный рейтинг до оценки конкретного турнира, в котором он сыграл, тогда он обсчитывается как игрок, имеющий свой текущий рейтинг, но при обсчёте его соперников он считается игроком без рейтинга.

8.5 Определение изменения рейтинга игрока, имеющего рейтинг.

8.51 Для каждой партии, сыгранной против игрока, имеющего рейтинг, определяется разность рейтингов D игрока и его соперника.

8.52  Если соперник не имеет рейтинг, тогда рейтинг определяется по окончании соревнования. Это применяется только в круговых турнирах. В других турнирах партии против соперников без рейтинга не обсчитываются.

8.53  Предварительные оценки игроков без рейтинга, полученные по результатам более ранних турниров, игнорируются.

8.54  При расчёте рейтинга разность в рейтинге более чем 400 пунктов считается как будто она равна 400 пунктам.

8.55 (a) Для определения вероятности выигрыша игрока PD используется таблица 8.1(b).

(b) ΔR = результат – PD. Для каждой игры результат может быть 1, ½ или 0.

(c) ΣΔR x K = Изменение Рейтинга для данного турнира или рейтингового периода.

8.56  K – коэффициент развития.

Для нового игрока в рейтинг-листе используется K = 40 до тех пор, пока он не сыграет в турнирах, по крайней мере, 30 партий.

До тех пор, пока рейтинг игрока не превышает 2400, используется K = 20.

Как только опубликованный рейтинг игрока достигнет 2400, K = 10 и остаётся на этом уровне впоследствии, даже если рейтинг упадёт ниже 2400.

Для всех игроков, не достигших 18 лет, используется K = 40, пока их рейтинг остается ниже 2300.

8.57 Изменение Рейтинга округляется до ближайшего целого числа. 0.5 округляется вверх (независимо от того, положительное ли изменение или отрицательное).

8.58 Определение рейтинга в круговом турнире.

Если в турнире принимали участие игроки без рейтинга, их условные рейтинги определяются с помощью итераций. Затем эти новые оценки используются для определения Изменений Рейтинга игроков, имеющих рейтинг.

Далее для каждого из игроков, имеющих рейтинг, для каждой партии определяется DR с использованием оценки Ru (новый), как будто она является установленным рейтингом.

Статья 12: Некоторые замечания о рейтинговой системе

12.1 Следующая формула даёт хорошую аппроксимацию таблиц 8.1a/b.

P = 1/(1 + 10 — D/400). Однако здесь использовались таблицы.

12.2  Таблицы 8.1a/b были использованы именно так, как указано, без экстраполяции для получения третьей значащей цифры.

12.3  Коэффициент развития K используется в качестве стабилизирующего влияния на систему. При K = 10 рейтинг перекрывается приблизительно в 70 партиях, при К = 20 в 35 партиях и при K = 40 — в 18 партиях.

12.4 Система была разработана для того, чтобы дать возможность игрокам легко проверить свой рейтинг.

Статья 13: Включение в рейтинговую систему

13.1 Чтобы быть включенным в рейтинг-листы ФИДЕ (FRL) по классическим, быстрым шахматам или блицу, игрок должен быть членом национальной шахматной феде-рации, являющейся членом ФИДЕ. Федерация не должна быть временно или постоянно исключенной из членов ФИДЕ.

13.2 Обязанностью национальных федераций является сообщение в ФИДЕ об игроках, которые не должны быть включены в рейтинг-листы.

13.3 Любой игрок, исключённый из рейтинг-листа из-за того, что он не может получить членство в национальной федерации, может обратиться в ФИДЕ за специальным разрешением на включение в рейтинг-лист.

ПРИМЕРЫ  РАСЧЁТА РЕЙТИНГА
  1. В 9-туровом турнире по швейцарской системе игрок с рейтингом ФИДЕ 2212 и менее чем 30-ю играми, проведенными за свою шахматную карьеру, играл против следующих соперников с соответствующими рейтингами и имел следующие результаты:
  2. (1926) 1
  3. (2011) 1
  4. (2318) 0
  5. (2067) 0.5
  6. (2219) 0.5
  7. (2585) 0
  8. (2659) 1
  9. (2464) 0.5
  10. (2652) 0.5

Рассчитаем его новый рейтинг после окончания турнира.

Для расчета нового рейтинга игрока с рейтингом используем таблицу 8.1(b).Вычисляем разницу рейтингов для каждого соперника.

  1. 2212 – 1926 = 286, результат 1, p(H) = 0.84,           dR =    1 – 0.84 = +0.16
  2. 2212 – 2011 = 201, результат 1, p(H) = 0.76, dR =    1 – 0.76 = +0.24
  3. 2318 – 2212 = 106, результат 0, p(L) = 0.36, dR =    0 – 0.36 = –0.36
  4. 2212 – 2067 = 145, результат 0.5, p(H) = 0.69, dR = 0.5 – 0.69 = –0.19
  5. 2219 – 2212 = 7, результат 0.5, p(L) = 0.49,           dR =  0.5 – 0.49 = +0.01
  6. 2585 – 2212 = 373, результат 0, p(L) = 0.10, dR =     0 – 0.10 = –0.10
  7. 2659 – 2212 = 447, рассматриваем max. 400,

результат 1,    p(L) = 0.08,            dR =    1 – 0.08 = +0.92

  1. 2464 – 2212 = 252, результат 0.5, p(L) = 0.19, dR = 0.5 – 0.19 = +0.31
  2. 2652 – 2212 = 440, рассматриваем max. 400,

результат 0.5, p(L) = 0.08,            dR = 0.5 – 0.08 = +0.42

ΣdR= 0.16 + 0.24 – 0.36 – 0.19 + 0.01 – 0.10 + 0.92 + 0.31 + 0.42 = +1.41

Он сыграл меньше 30 партий, поэтому K = 40.

Тогда изменение его рейтинга будет: K х ΣdR = 40 х 1.41 = +56.4

Его новый рейтинг будет 2212 + 56.4 = 2268.4. Округляем до 2268.

  1. Методика расчёта условного рейтинга игроков без рейтинга для кругового турнира
Игрок Рейтинг Результат p dp Rc Ru Rc новый Ru новый We Изменение

Рейтинга

A 2600 8 0.89 351         7.38 +6.2
B 2500 7 0.78 220         6.50 +5.0
C 7     2348 2411 2348 2411    
D 2400 6 0.67 125         5.40 +6.0
E 6     2348 2386 2348 2386    
F 2150 4 0.44 -43         2.52 +22.2
G 2300 3 0.33 -125         4.21 -18.15
H 2     2348 2150 2337 2139    
I 1     2348 2032 2305 1989    
J 2300 1 0.11 -351         4.21 -48.15

 

Rar = (2600 + 2500 + 2400 + 2150 + 2300 + 2300)/6 = 2375

dpa = (351 + 220 +125 -43 -125 -351)/6 = 29.5

Ra  = 2375 -29.5 x 9/10 = 2348

Для игрока C        Ru = 2348 + 5 x 12.5   = 2411

Для игрока E        Ru = 2348 + 3 x 12.5   = 2386

Для игрока H        Ru = 2348 – 220 x 0.9 = 2150

Для игрока I          Ru = 2348 – 351 x 0.9 = 2032

Однако, оценка игрока I более чем на 400 пунктов ниже рейтинга игроков A и B, а оценка игрока H более чем на 400 пунктов ниже рейтинга игрока A.

Поэтому для оценки игрока H рейтинг игрока A считается равным 2550.

Rc(новый) = 2342.

Поэтому для оценки игрока I рейтинг игроков A, B  считается равным 2432.

Rc(новый) = 2322.

Далее для каждого из игроков, имеющих рейтинг, для каждой партии определяется DR с использованием оценки Ru (новый), как будто она является установленным рейтингом.

 

 

www.angarachess.ru

ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

Фрагмент книги Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А.Полозов. – М.:Советский спорт, 2007 – 316с.

ЧАСТЬ 3. РЕЙТИНГИ В СПОРТЕГЛАВА 6. ПРОБЛЕМА РЕЙТИНГА В СПОРТЕ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ.В спорте рейтинги появились одними из первых. Причем в отличие от экономики и социологии, где традиционно особую роль играли экспертные оценки, в спорте удалось выйти на более формализованный режим. Например, в общественной жизни рейтингом политика почти всегда считали процент поданных за него голосов на выборах, научного работника — частоту цитирования его публикаций в печати и др. В спорте с самого начала соревнований по игровым видам спорта существовала простейшая система рейтинга в виде начисления очков победителю встречи. Однако и здесь есть вариации: из-за многообразия проводимых турниров к рейтингу футбольной команды могут причислить уровень ее достижений в Лиге чемпионов или число побед в клубном первенстве страны.6.1. . ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ РЕЙТИНГА В СПОРТЕС древних времен люди соперничали друг с другом. Это стремление быть лучше другого, опередить всех, вообще борьба за лидерство – было в крови у каждого из представителей мужской половины и отражало дух воина и охотника. Тот, кто побеждал больше врагов в битвах между племенами, считался лучшим воином, ему оказывали почести и предоставляли преимущества при дележе трофеев, лучший охотник имел право первым забирать свою долю добычи и т.д.Позднее человек изобрел спортивные состязания, в которых воины и охотники получили возможность померяться силами не в реальной битве с врагом или схватке с диким зверем, а путем сопоставления своего умения, силы и ловкости в специальных упражнениях, служивших ранее просто для тренировок в боевом искусстве или охоте, а также в условных парных схватках или коллективных битвах.Проблема рейтинга в спорте появилась после того, как число участников соревнований выросло и действующие формы проведения соревнований не позволяли всех их достоверно проранжировать. Появилась необходимость в интернациональных первенствах с участием десятков миллионов спортсменов или команд. Однако по круговой системе провести такое соревнование невозможно – может не хватить жизни. Таким образом, в настоящее время в системе спортивных соревнований возникла необходимость проведения глобального макротурнира, однако формула его проведения требует конкретизации. Эту проблему предстоит решать, однако из-за большой численности участников прийти к консенсусу относительно формы проведения такого макротурнира представляется проблематичным.6.2. ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ КЛАССИФИКАЦИЙОЦЕНКА ИГРОКОВ В ХОККЕЕ«Плюс-минус», (показатель полезности), отражает разность заброшенных и пропущенных командой шайб в то время, как тот или иной игрок находился на льду. Этот показатель не применяется к вратарям. Когда команда, играющая в меньшинстве или в равных с соперником составах, забрасывает шайбу (голы со штрафных бросков не учитываются), игроки этой команды, находящиеся в этот момент на льду, получают «плюс». .Первой командой, начавшей подсчитывать показатель «плюс-минус», были «Монреаль Канадиенс» примерно в 1950-х годах. Другие команды НХЛ переняли инициативу в начале 60-х, а сама НХЛ начала официально вычислять «плюс-минус» в 1968 году. Обычно изобретение «плюс-минуса» связывают с именем известного игрока и тренера Эмиля Фрэнсиса, однако он всего лишь популяризировал и немного адаптировал систему, придуманную в Монреале. Показатель зависит от фактора партнеры/соперники – поместите игрока в 4 звено самого «слабого» клуба кхл и в 1 звено самого сильного клуба – получите 2 разных показателя

РЕЙТИНГ МОЛОДЕЖНОЙ АССОЦИАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР («ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», «БРЕЙН-РИНГ»)Методика определения результатов турнира описана в регламенте. Однако в связи с большим количеством вопросов о том, что такое рейтинг и как его подсчитывают, хочу остановиться на этом моменте подробнее.Основным критерием оценки успехов команды в турнире является количество полученных ею очков. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Таким образом, количество очков — это количество правильных ответов. Часто возникают ситуации, когда к концу турнира у нескольких команд набирается одинаковое количество очков. В этом случае места в турнирной таблице распределяются по рейтингу.Рейтинг — это вспомогательный параметр, который учитывает сложность вопросов. Существует два вида рейтинга: рейтинг вопроса и рейтинг команды. Рейтинг вопроса равен количеству команд, которые ответили на данный вопрос неправильно. Рейтинг команды равен сумме рейтингов вопросов, на которые эта команда дала правильные ответы.Проиллюстрируем это на примере. Предположим, что в турнире принимает участие 5 команд, и было задано 10 вопросов.Таблица 6.3. Ттурнирная таблица имеет следующий вид:Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очки Рейтинг МестоКоманда 1 + + — + — — + + + + 7 13 1Команда 2 — + + + + — — + — — 5 9 3Команда 3 — + + — — — + — + — 4 6 5Команда 4 + + — + — — + — + — 5 7 4Команда 5 — + — + + + — + + — 6 11 2Рейтинг вопроса 3 0 3 1 3 4 2 2 1 4Знак «+» обозначает правильный ответ, знак «-» — неправильныйКак видно из приведенной таблицы, команды N2 и N4 набрали одинаковое количество очков. В этом случае не обходимо учитывать рейтинг.На первый вопрос ответило неправильно три команды (в столбце 1 три знака «-«), потому его рейтинг рамен 3. На второй вопрос правильный ответ дали все команды, и его рейтинг равен 0. На третий — три неправильных ответа, рейтинг рамен 3. И так далее.После этого определяем рейтинги команд. Команда 1 ответила правильно на вопросы 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10. Следовательно, ее рейтинг равен 3+0+1+2+2+1+4=13. Вторая команда ответила правильно на вопросы 2, 3, 4, 5 и 8, и ее рейтинг равен соответственно 0+3+1+3+2=9. Аналогично для команды 3 рейтинг равен 0+3+2+1=6, для команд 4 и 5 рейтинги равны соответственно 3+0+1+2+1=7 и 0+1+3+4+2+1=11.Таким образом, места в нашем гипотетическом турнире с учетом рейтинга распределились так, как указано в графе «Место».Система «очки-рейтинг» разработана более 10 лет назад, успешно опробована на многих взрослых и детских турнирах во многих городах и широко используется в настоящее время. Ее удобство заключается в том, что сложность вопроса определяется, во-первых, для играющих команд, а, во-вторых, автоматически. Такой подход позволяет более адекватно расставить команды в турнирной таблице в соответствии с их игровой силой.

РЕЙТИНГ В ПАРУСНОМ СПОРТЕЗа основу предлагаемой методики взята методика O’Neill Rankings for Olympic Classes принятая ИСАФ. Спортсмен, принимая участие в регатах, получает очки, которые суммируются для подсчета собственно рейтинга. Для каждого участника суммируются его ПЯТЬ лучших результатов за предыдущий календарный год. Формула подсчета рейтинговых очков за регату P = R x F x Q x YГде P= Премиальные очки, R — это очки за место в регате. За первое место начисляется 100 очков, за 2 — 99 и так далее. Только первые 100 участников получают очки за участие. F — коэффициент значимости. Каждой регате присваивается некий уровень значимости для спортсменов от 1 до 5, единица присваивается регатам наивысшего уровня. Значимость регаты должна определятся некой комиссией.Таблица 6.4. КоэффииентыУровень значимости Значение коэффициента F Процент участников получающих очки1 5 Первые 80%2 4 Первые 80%3 3 Первые 60%4 2 Первые 40%5 1 Первые 20%Очевидно, что официальные Чемпионаты страны должны иметь коэффициент значимости более высокий, чем все остальные пусть даже популярные и не менее представительные регаты. В зависимости от уровня значимости регаты определяется коэффициент F. Кроме этого значимость регаты также определяет процент участников регаты, которые получат рейтинговые очки за участие. Q — Коэффициент представительности. Каждой регате присваивается коэффициент представительности «Q». Он рассчитывается после окончания регаты, исходя из того, сколько участников регаты входили в первую тридцатку рейтинга перед началом регаты. Q определяется по формуле Q=1+n/30, где n, это число участников, которые входили в тридцатку в рейтинге к началу регаты. Q должен быть в пределах 1.0 — 1.5 . Для официальных чемпионатов страны Q всегда 1.5. Y — Годовой коэффициент. Для результатов текущего календарного года (последние 12 месяцев) годовой коэффициент Y равен 1. Таким образом подсчитываются рейтинговые очки для каждого участника для всех регат, в которых он участвовало и семь больших суммируются. Первое место в рейтинге занимает участник с наибольшим числом очков.

ФУТБОЛ: РЕЙТИНГ FIFA/COCA-COLAОпубликованный впервые в августе 1993 ФИФА и Компанией Кока-Кола, Мировой Рейтинг от ФИФА/Кока-Кола являет собой ежемесячный статус-лист всех мировых ныне действующих старших национальных сборных. В настоящий момент ранжирование включает в себя около 180 команд (всего в ФИФА входит 203 национальные ассоциации).При ранжировании учтены результаты всех международных матчей за последние восемь лет: матчи финалов Кубка Мира, предварительные матчи Кубков Мира, заключительные матчи континентальных первенств, предварительные матчи континентальных первенств, матчи Кубка Конфедераций ФИФА и товарищеские матчи.Рэнкинг-лист получается в результате расчетов по компьютерной программе, которая начисляет очки команды за каждый матч, согласно ясно определенным критериям. Учтенные следующие факторы:1. Результат (Победа, ничья и поражение)2. Число забитых и пропущенных мячей3. Место проведения матча (дома или в гостях)4. Важность матча (коэффициент умножения)5. Сила соперников6. Региональная сила (коэффициент умножения)Основная идея, лежащая в основе Ранжирования ФИФА/КОКА-КОЛА — та же самая что и для обычного первенства: в зависимости от результата, команда набирает некоторое число очков в каждом матче. Подсчитывается сумма набранных очков, и команды расставляются по мере убывания суммы набранных очков. Победа над слабым противником принесет меньше очков, чем победа над равным или более сильным соперником. Появляется стимул для слабой команды, которая в матче с сильной может набрать очки, даже при поражении.Следующий учтенный фактор — число забитых и пропущенных мячей в матче. Распределение этих очков зависит от относительных сил соперников. Другими словами, гол, забитый более слабой командой будет значить больше, чем гол забитый ей более сильным соперником. С другой стороны, за пропущенные мячи очки вычитаются. Чтобы поощрять нападение, пропущенные мячи имеют меньшую стоимость, чем забитые. Для того чтобы учесть дополнительные трудности, связанные с игрой на выезде, команде-гостю предоставлена маленькую премия — 3 очка. Для игр, сыгранных на нейтральном поле или в матчах на заключительном этапе Кубок Мира никаких очков не начисляется.Учитывается также важность игры. Матчам на Кубок Мира — придается более «тяжелый вес» чем товарищеским матч. Метод, примененный для этого,Таблица 6.7 Коэффициенты ФИФА-Кока-КолаСтатус матча КоэффициентТоварищеский матч 1,00Отборочные матчи континент. первенств 1,50Кубки ФИФА/КОНФЕДЕРАЦИЙ 1,50Предварительные матчи на Кубок Мира 1,50Финалы Континентальных первенств 1,75Финалы Кубка Мира 2,00состоит в том, чтобы использовать коэффициент, на который умножено общее количество очков данного матча. Это означает, что квалификационные матчи «весят», на 50 % выше, чем матч Узбекистан — Туркмения, континентальные финалы, соответственно, на 75 % выше и матчи в течение финалов Кубка Мира — вдвое больше.Основанный на вышеупомянутых соображениях, общее количество очков, отданных в кредит к команде после того, как матч будет зависеть от следующих критериев:1. Очки за результат (победа, ничья или поражение)2. Плюс очки за мячи, забитые в матче3. Минус очки за мячи, пропущенные в матче4. Плюс премия для команды гостя5. Умножение на коэффициент, учитывающий статус матча6. Умножение на коэффициент, учитывающий региональную силуКоличество очков за победу, ничью, или поражение, также за соотношение забитых и пропущенных мячей зависит от силы противника. Чтобы, не наказать недостаток успеха слишком строго, отрицательное общее количество очков округлено до 0.00.Некоторые фактические примеры должны помочь делать методы из ясного вычисления. В этом случае принимается, что три команды различных сил участвуют на маленьком дружественном турнире на нейтральной территории. Ради ясности не далеко премия команды, ни континентальный или факторы умножения статуса применяется.Перед турниром эти три команды имеют следующие общие количества очков:Команда A: — 630 очков: Команда B:- 500 очков: Команда C:- 480 очковТаким образом, команда А — сильнейшая из трех, как бы находится на некотором расстоянии от двух других, промерено равных по силе команд В и С. Следующая таблица показывает распределение очков, для трех возможных результатах матча между самой сильной командой A, и несколько более слабой командой B:Таблица 6.8. Практически примерСчет 3 : 1 1 : 3 2 : 2Команда A B A B A BОчки за результат +17.4 +2.6 -2.6 +22.6 +7.4 +12.6Очки за голы А +5.4 -3.6 +2.3 -1.6 +4.1 -2.7Очки за голы B -1.8 +2.7 -4.1 +6.2 -3.1 +4.7Все очки +21.0 +1.7 (0.00) +27.2 +8.4 +14.6Из таблицы можно видеть, что в случае 3:1 победа, команда получает общее количество 21.0 очков. Но как более сильной команде, победа непосредственно приносит только 17.4 из них. Более слабая команда B все же зарабатывает 1.7 очка. Если бы «более слабая» команда B выиграла матч со счетом 3:1, они получила бы 27.4 очка, в то время как отрицательный результат для команды А просто «обнуляется». При ничьей (2:2), команда B, как более слабая, получает несколько больше очков, чем команда A, являющаяся более сильной командой.

ra-first.com

Евгений Гик: Ваш рейтинг, гроссмейстер?

Легко определить, кто быстрее бегает, выше прыгает или дальше метает копье – достаточно просто узнать результаты спортсменов, им даже не обязательно соревноваться на одном стадионе. Это касается плавания, велосипедной или лыжной гонок – любого вида спорта, где важен фактор  времени или расстояния. Иначе обстоят дела в спортивных играх и в зрелищных видах, таких, как фигурное катание или гимнастика. Здесь не всегда легко сравнить достижения участников, тем более если они выступают не вместе. У кого из них выше рейтинг? Для точного ответа на этот вопрос нет безупречных критериев.  

Объединяя футбольные команды в равноценные группы для отбора на первенство мира иногда прибегают к голосованию, которое тоже не абсолютно объективно. Сложная иерархическая лестница существует в теннисе, но она охватывает лишь несколько десятков сильнейших теннисистов. 

Пожалуй, единственный вид спорта, где применяется четкая система определения силы, – это шахматы. Разработан простой математический метод, позволяющий упорядочить шахматистов по уровню игры, рейтингу, причем не только гроссмейстеров, а всех игроков на планете, участвующих в турнирах – не имеет значения, где они живут и играют.

В те далекие времена, когда в мире было всего несколько десятков мастеров, сравнивать их результаты не составляло труда. Они часто встречались в одних турнирах, и если один регулярно опережал другого, он и был сильнее. Если же два маэстро выступали одинаково успешно, то в случае необходимости между ними устраивался матч.

А во второй половине ХХ века только в международных состязаниях участвовали тысячи шахматистов. В такой ситуации сопоставить силу игроков стало гораздо труднее. На помощь пришла система коэффициентов (рейтингов), разработанная в 60-х годы американским профессором Арпадом Эло. Согласно этой системе, каждое соревнование, даже каждая партия влияют на рейтинг шахматиста. Гроссмейстеры очень дорожат своими рейтингами, поскольку от них зависит, например, приглашение на престижные турниры. Опишем кратко, в чем заключается система коэффициентов Эло.

Перед началом любого состязания определяется ожидаемое число очков Nож для каждого участника. Пусть Кст – «старый» рейтинг шахматиста, то есть до старта турнира или матча. Тогда его новый рейтинг Кнов, после окончания состязания, вычисляется по формуле:Кнов = Кст + 10 (N - Nож), где N – набранное им число очков. Если результат совпадает с ожидаемым, N = Nож, шахматист, очевидно, остается «при своих». Если же он набирает больше (меньше) очков, чем предполагалось, его рейтинг растет (падает). Из формулы видно, что одно очко в турнире равноценно 10 единицам рейтинга.

Осталось определить Nож. Пусть игрок встречается в матче с партнером, имеющим такой же рейтинг Кст, как и у него. Тогда следует ожидать, что матч закончится вничью, то есть Nож должно составлять 50 % возможного числа очков. Если его рейтинг выше (ниже), чем у соперника, то он должен набрать больше (меньше) 50%, причем соответствующий процент определяется по специальной таблице, построенной Эло на основе законов теории вероятностей.    

Для расчета рейтингов в турнире определяется  коэффициент турнира Кт – среднее арифметическое всех рейтингов участников до  его начала. Теперь для нахождения Nож игрока надо сравнить его рейтинг Кст не с рейтингом соперника, как в матче, а с Кт, а затем использовать ту же таблицу.

Для получения звания международного мастера надо достичь рейтинга 2400, а для международного гроссмейстера – 2500. При этом норму надо выполнить в двух или трех турнирах - в зависимости от общего количества партий (их должно быть не меньше 25). Сколько очков составляет норма, определяется рейтингами участников.  Коэффициент турнира Кт имеет и самостоятельное значение: он характеризует уровень состязания, его категорию сложности. Если 2250< Кт<2275, то международный турнир получает первую категорию, далее через каждые 25 единиц категория возрастает на единицу. Супертурнирами считаются такие, которые имеют коэффициент между 2750 и 2800 (21-я и 22-я категории), а если бы, скажем, сегодня состоялся матч за шахматную корону Каспаров – Топалов то он бы имел 24-ю категорию (2800<Кт)! - табл. 2.

В 60-е годы, когда Эло предложил свою систему, он вычислил, отступая в расчетах в прошлое, рейтинги всех великих игроков со времен Морфи – на наилучшем пятилетнем отрезке их шахматной карьеры. В число лидеров – рейтинг выше 2600 – попали 23 шахматиста (раньше коэффициенты Эло округлялись до 10) – табл. 1. 

Шахматные корифеи прошлогоЭм. Ласкер, Х-Р. Капабланка, М. Ботвинник               2720М. Таль                                                                                  2700П. Морфи (за три года выступлений)                            2690А. Алехин, В. Смыслов       2680Д. Бронштейн, П. Керес      2670С. Решевский, Р. Файн      2660В. Стейниц, И. Болеславский, М. Найдорф   2650А. Рубинштейн, М. Эйве, С. Глигорич,    2640С. Флор, А. Котов       2620З. Тарраш, Г. Мароци, А. Нимцович, Е. Боголюбов  2610

В 70-80-е годы этот список следовало бы пополнить еще двумя десятками имен знаменитых шахматистов. В первую очередь в него вошли бы чемпионы мира Т. Петросян, Б. Спасский, Р. Фишер, А. Карпов, Г. Каспаров, а также претенденты разных лет В. Корчной, Е. Геллер, Л. Полугаевский, М. Тайманов, Л. Портиш, Б. Ларсен, Н. Шорт, Я. Тимман и другие. На рубеже веков произошла определенная инфляция, теперь уже более 100 шахматистов имеют рейтинг выше 2600, а суперпрестижным уровнем считается 2700. По аналогии с альпинистами–восьмитысячниками (преодолевшими высоту 8000 метров) их называют семисотниками.

Раз в квартал ФИДЕ публикует рейтинг-лист с указанием коэффициентов всех действующих на данный момент шахматистов. Сейчас он включает уже более 20 тысяч игроков. В табл. 2 приведены все 18 семисотников на 1 января 2006 года.       Лидеры современных шахматГ. Каспаров (Россия)       2812В. Топалов (Болгария)      2802В. Ананд (Индия)       2791Л. Аронян (Армения), П. Свидлер (Россия)   2753П. Леко (Венгрия)       2742А. Морозевич (Россия)       2729А. Грищук (Россия), В. Крамник (Россия)    2728Э. Бакро (Франция)       2724Р. Пономарев (Украина)      2720Б. Гельфанд (Израиль)      2718В. Иванчук (Украина)       2713Ю. Полгар (Венгрия)      2710А. Широв (Испания)       2709М. Адамс (Англия)       2707В. Акопян (Армения), Т. Раджабов (Азербаджан)  2704            

Как мы видим, все упомянутые ранее шахматисты, кроме Каспарова, ныне покинули престижную зону, например, Карпов сейчас не входит даже в число 30 сильнейших. Отметим, что если шахматист более трех лет не участвует в турнирах, он автоматически исключается из рейтинг-листа.

В силу инфляции для более правильного сопоставления таблиц 1 и 2 к коэффициентам первой следовало бы прибавить примерно 100 единиц. В табл. 2 есть только одна представительница женского пола, Юдит Полгар. Несколько лет подряд она входила в десятку сильнейших, в 2005-м занимала даже шестое место, однако после рождения ребенка и годового перерыва не слишком удачно сыграла в мужском первенстве мира и немного потеряла в рейтинге. За несколько десятилетий лишь двое – Роберт Фишер и Гарри Каспаров взлетали на космическую высоту 2800, причем Каспаров в конце прошлого века имел заоблачный рейтинг 2851! И лишь в 2005-м Веселин Топалов, став чемпионом мира, стал третьим в компании - взял планку выше 2800.

В принципе наличие рейтингов позволяет объективно судить о силе шахматистов, но бывают и исключения, связанные с аферой. Вот один забавный пример. В середине 90-х ФИДЕ получило две таблицы фиктивных турниров. В качестве победителей обоих фигурировал тогдашний президент Шахматной федерации России, депутат Госдумы адвокат А. Макаров. В результате этот горе-игрок, не сыгравший в жизни ни одной турнирной партии с приличным шахматистом, якобы выполнил норму международного мастера, за два месяца с нуля достиг почти гроссмейстерской отметки 2465. Смешно, но вскоре выяснилось, что представленные Макаровым "партии" из виртуальных турниров переписаны у видных гроссмейстеров, включая шахматного короля Александра Алехина! Три года спустя Макаров, как и положено, был исключен из рейтинг-листа, ни разу так и не сев за доску, и позор депутата был заигран...

polit.ru