Содержание
Компьютерные игры
Стенограмма беседы с настоятелем храма отцом Валентином, состоявшейся 23 февраля 2013 г.
Приветствую вас, коллеги, братья и сестры!
На повестке дня современная тема, которой, можно сказать, без году неделя, совсем она новая. Почему для нас это важно? Потому что в практике православного сознания нужно всегда всё проверять святоотеческим опытом, уточняющим и дающим правильный вектор понимания и решения проблемы. В нашем же случае святые отцы, конечно, не могли и во сне увидеть, что однажды возникнет проблема, которую мы с вами сегодня будем обсуждать. Хотя, разумеется, самые общие нравственные ориентиры у них даны.
Мне вспоминается один фантастический рассказ, суть его такова: звездолет из соседних галактик залетает то ли преднамеренно, то ли случайно в поле нашей Земли, начинает исследовать планету, а в это время из звездолета бежит погулять галактический ребенок. Встречает одного журналиста. Тот сидит перед компьютером, и вдруг у него пробегает по монитору фраза: «Давай поговорим». «Ну давай». Поговорили. «А давай поиграем?». «Давай». «А во что?». Тот предлагает в шахматы, так как довольно неплохо играет, обладает первым разрядом. Они начинают играть, и ребенок осваивает это моментально, все ходы математически просчитывает с огромной скоростью. Журналист в долгу не остается, компенсирует другим, интуитивно жертвует фигуру, получает позиционное преимущество, и начинается у них увлекательная партия, они переходят в эндшпиль, когда не очень понятно, чем всё кончится, потому что в эндшпиле количество ходов близится к бесконечности. И вдруг инопланетянин пишет: «Извини, зовут домой срочно». Тот кричит: «Подожди! Я же выигрываю!»… но ребенок сбегает. Эта завязка призвана показать значение игры в нашем человеческом понимании как средства коммуникации, как одной из основ соединения людей.
Компьютерная игра возводит нас к первоосновам общения, что понуждает нас обратиться к онтологии явления, к понятию сути игры, — и получает тем самым достаточно глубокое измерение. Зададимся вопросом: было ли когда-нибудь время, когда человечество не играло? Ответ очевиден: не было. Оно играло всегда. Больше того — не только оно. Собаки, котята, гиппопотамы, слоны, лисы — играют все. В связи с этим мне хотелось бы обратиться к цитате очень известного специалиста в э той области — Йохана Хёйзинга, который написал известный трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938). Там говорится следующее: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя. Но хочется того или нет, признавая игру, признают дух. Ибо игра, какова бы ни была ее сущность, не есть нечто материальное. Уже в мире животных ломает она границы физического существования. С точки зрения детерминировано мыслимого мира, мира сплошного взаимодействия сил, игра есть в самом полном смысле слова superabundance (излишество, избыток). Только с вмешательством духа, снимающего эту всеобщую детерминированность, наличие игры делается возможным, мыслимым, постижимым. Бытие игры всякий час подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический характер нашего положения во Вселенной. Животные могут играть, значит, они уже нечто большее, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное». (Хейзинга Й. Homo Ludens. — М.: Прогресс, 1992. — с. 12–13.) Итак, повторим для себя еще раз — разве можно рационально заниматься излишеством, избытком? То есть, иррациональное начало в игре задает вектор, который указует нам на Дух, приводящий ее в действие. Видимо, Адам и Ева тоже играли.
Рассмотрим этот вопрос исторически. Играли всегда, но не столько и не так, как играем мы сейчас. Интенсивность игры в месячном, недельном и суточном кругу изменяется от древности до сего времени. Почему? Потому, что раньше человек не мог позволить себе задействовать достаточно сил, чтобы заниматься таким излишеством. В древности игра была менее масштабной и того времени, которое уделяется ей сейчас, тогда не уделялось, потому что нужно было выспаться и поесть, и побороться вообще-то за выживание.
Игры всегда делились на мускульно-физические (пример: Олимпийские в Греции) и интеллектуальные (те же шахматы, начало которых никто не может угадать). В древности люди занимались и теми, и другими видами, и только в дальнейшем они стали разводиться в связи с коммерциализацией игры, которая стала вовлекаться в нашу жизнь на основании экономического ингредиента. Хотя в частном порядке это было и раньше. «Хлеба и зрелищ!» — мы помним вопль римской толпы, из которого ясно, что уже императоры Рима снижали политическое напряжение через показ зрелищ.
Интенсивность увлечения играми по мере приближения к Средневековью и Новому времени увеличивается более-менее плавно, а в течение Нового времени взрывается по экспоненте — происходит целая революция, когда огромные массы начинают играть повседневно, потому что технический прогресс и связанное с ним высвобождение времени дают человеку возможность большую часть жизни посвящать игре. И теперь мы имеем беспримерную зависимость от игр, завязанную на психологическом требовании релаксации. Человек не может постоянно находиться в напряжении. Как мы понимаем, самый полноценный отдых — это смена деятельности, и игра — достаточно эффективная смена. Не думаю, что вам нужно объяснять, что лежание на диване является отдыхом в самом наименьшем значении. (Правда, есть определенные психологические типы, которые любят полежать, но в процентном отношении их довольно мало. В основном, если у человека есть шанс как-то вовлечься в действие, он вовлекается).
Как было уже сказано в приведенном мной фантастическом рассказе, игра получает значение коммуникации. Человеку не свойственно быть одному — он может быть либо с Богом (и тогда, по меркам общества, он может быть «одинок»), либо с кем-то из себе подобных. И игра во многом восстанавливает процесс общения даже у тех, у кого он нарушен. Эта коммуникативность сейчас облекается в поразительные масштабы: вспомним бесконечные стадионы, которые собирают 50–100 тысяч человек, вспомним спортивные бары, в которых концентрируется население всего итальянского, например, города, когда идет матч.
Сказав об особенности игры как средства общения и тем самым обогащения себя, мы обнаруживаем явление, для обсуждения которого мы сегодня собрались, — компьютерные игры.
Первые признаки происхождения компьютерных игр относятся к появлению «Паскалины», суммирующей машины Блеза Паскаля, в 1642 году. То есть, уже в середине XVII века были отголоски явления, которое сейчас развивается в планетарном масштабе. Первые ЭВМ вышли в 1943 году, и вместе с ними появились самые примитивные элементы игры. В 90-е гг. мы открыли границы и пустили ЭВМ на свою территорию, получив модель компьютерных игр, которые предложили совершенно новые условия. На смену интеллектуальным и физическим играм, которым предавалось человечество на протяжении всей истории, пришло новое содержание и новый формат.
Что в них нового? Самое главное — имитация реальности, которая и получила такую привлекательность. Это необычайной важности феномен — никакие игры так не завораживали человеческое сознание, не парализовали волю, и мы вправе задаться вопросом — почему? Что понудило нас обозначить эту проблему как катастрофическую?
По некоторым данным, World of Warcraft на сегодняшний день вовлекает в игру больше 10 миллионов человек. И не все из этих людей понимают, что играют с 10 миллионами. Такая масштабность и разнообразие дают необычайную притягательность. Плюс — детективная подоплека, которую предоставляет нам фабула любой игры. Эта подоплека всегда привлекала умы, за исключением глубоких и проработанных — для них это попросту скучно. А вот умы усредненные и ниже среднего подвисают под этот формат. Возьмите, например, бесконечные сериалы — почти все подвязаны на интригу, каждая серия ставит некую загадку, поэтому завтра нужно обязательно посмотреть следующую, чтобы узнать, что же там будет, даже если мы в 99,9% можем это предугадать. Саму Агату Кристи распутывают на раз — и всё равно смотрят. Построение игр также основано на интересе — «а что дальше?».
Этот интерес развивается в рафинированно тепличных, парниковых условиях. Если ты пойдешь на реальный средневековый турнир — неясно, вернешься ли ты оттуда вообще. Да и развлечения попроще — футбол, хоккей, регби — требуют огромной выкладки. А с компьютерными играми всё очень приятно: ты сидишь за чашкой чая, за рулоном колбасы и участвуешь в рыцарском бою. Совмещение планов имитации опасности, доблести и тепличных условий дают синдром засасываемости. Впечатлений много, физических затрат минимум, тепло, уютно, сытно — никогда и нигде в прошлом эти условия не сосуществовали так на первый взгляд гармонично. В римском Колизее и то жарко было — там даже крышу натягивали, потому что под палящим солнцем невозможно было сидеть. А тут кондиционер включил — и тебе не жарко, даже если ты гладиатор.
Итак, дав определенное представление о компьютерном игровом субстрате, мы должны поговорить о плюсах и минусах, которые игра несет в себе. Сначала, как водится, о плюсах.
Каждый человек в известном смысле является продуктом своей эпохи, и соответственно, призван ответить на запросы времени. Если человек на них не отвечает — и не по причине того, что погружен, например, в славистику или историю средневековой Руси, — он просто пустышка. Так вот компьютер — это явление и, более того, веление времени. Не представляю себе какой-то области, в которой теперь он не играет роли, да и житие в перспективе без него невозможно.
Несмотря на такую вроде бы обыденность, приобщение к этой культуре имеет еще и имиджевую составляющую. В Москве это обычное дело, но кое-где по России заниматься компьютерами довольно престижно.
Помимо этого, есть у игры и развивающие стороны. Я водил дочку на коррекцию зрения, и офтальмолог посадил ее за компьютер, чтобы она следила за двигающимися на мониторе фигурками. Видимо, на примитивном уровне реакции, рефлексы, координация таким образом оттачивается, работа мышкой совершенствует нервную систему. Плюс — развивает память. Против пятнадцатилетнего юнца мы, люди постарше, просто динозавры, мы не успеваем за ним, за тем, как он запоминает порядок действий, который в большинстве игр достигает двузначных чисел. Известное развитие интеллектуальных способностей в процессе игры зафиксировать можно.
Еще следует заметить, что даже примитивная игра есть мера творчества. Когда нужно быстро принять решение, задействуются творческие резервы. Да еще и воля с терпением развиваются. Другое дело, что они совершенно не экстраполируются на другие области жизни. И это огромная угроза, потому что адепты компьютерных технологий надеялись как раз на то, что всё это будет работать в комплексе. Но… не работает. Все перечисленные мной положительные особенности имеют примечания, которые мы сейчас и будем уточнять.
Теперь о минусах и их, к сожалению, больше. Самое опасное — имитация реальности, которая также называется виртуальной. Виртуальная реальность — это, буквально, возможная. Виртуальные частицы в физике — это возможные частицы, которые могут появиться, а могут и не появиться. И виртуальная реальность такая: то ли есть она, то ли нет. Судя по тому, как ребенок или юноша работает с компьютером, похоже, что реальность эта есть, и ее исчезающий элемент только запутывает дело. Что же дурного, если человек, сидя в кресле, получает возможность построения новой жизни? Это, казалось бы, открывает бездонные перспективы. Какая мать не хотела бы бесконечно развивать воображение ребенка? Человеку обязательно нужно уметь моделировать реальность. И мы в прошлом уже имеем подобное средство развития, только глубже и продуктивнее. Во-первых, это бабушкины сказки, и, во-вторых, книги. Бабушкины сказки были всегда, и ребенок, слушая их, выстраивал реальность, развивал фантазию. Когда книги стали доступны, человек также обогащал ассоциативный ряд, дорисовывал картинку, участвовал. Построение реальности при чтении идет очень интенсивно, максимально вовлекает творческие силы.
Сейчас, когда предлагается готовый визуальный ряд, собственное творческое участие человека становится минимальным. Визуально-наблюдательный ряд всегда понимался специалистами как вторичный в силу его изначально заданной пассивности восприятия. И это действительно проблема. Как только телевидение вошло в наш быт, с ним вошла и большого разнообразия жизнь, но чужая. И эта жизнь стала интереснее, чем собственная. Чем больше человек смотрит ТВ, тем больше обедняется, потому что не может строить свою жизнь: перипетии собственной жизни требуют большой выкладки. Как только появляется готовый видеоряд — напрягаться не надо. Он влечет тебя за собой. Не ты его осуществляешь, а он тебя. И, конечно, быстро к этому привыкаешь. И уже не хочешь писать, например, рассказ — зачем, если можно посмотреть что-то гораздо более интересное, что уже сделано кем-то другим?..
Идет искажение базовых параметров антропологических характеристик — чувств, ассоциаций, коммуникации. Да, коммуникация 10 миллионов человек в игре есть, но ясно, что это «Федот, да не тот»: ты не видишь лица человека, не говоришь с ним, вас как бы разделяет рампа, и с одной стороны она расковывает, а с другой — лишает ответственности, не дает напрягаться так, как того требуется, и главное — усекает определенную меру чувств. Я имею в виду, конечно, базовое чувство любви. Если оно начинает деформироваться, психика изменяется и человек просто может деградировать или еще хуже, сойти с ума.
Проблема антиномии естественного и искусственного всегда стоит перед нами и в компьютерных играх они достигают серьезного напряжения. Искусственное отличается именно параметрами любви. Вспомните игрушки тамагочи: у некоторых детей расстраивалась нервная система, и они горевали по умершему электронному существу, которого вроде как и не было… За этим стоит необыкновенная деформация психологическая и, главное, духовная. Деформированная природа коммуникаций уводит подлинную жизнь и предоставляет жизнь другую. Последователи компьютерных технологий скажут, что не уводит, а, напротив, обогащает и не надо усложнять и надумывать. Действительно, полемика адептов компьютерных игр и традиционалистов будет продолжаться, и только в будущем человечества мы увидим итоги положительные или отрицательные. На сегодняшний день нам кажется, что отрицательные. Потому что факты есть: стрессовая составляющая колоссально увеличилась, нервные заболевания наблюдаются в поразительном масштабе, и мы действительно склонны усматривать на этом печать искусственности, налагаемой современной цивилизацией в целом и компьютерными играми в частности.
Какой еще отрицательный момент мы видим? Безусловно, агрессию. Все игры, в основном, активные, жесткие, экспрессивные. Я в игры никогда не играл, но слышу звуки, которые из них доносятся, — или визг тормозов, рычание двигателя, или рычание человека, который зарезал другого. Взрывы, крики, междометия. Думаю, какие-то певучие игры-мелодрамы тоже есть, и я просто не слишком знаю рынок компьютерных игр, но лейтмотив большинства все-таки продуцирует жестокость, агрессию, которые становятся второй натурой человека. Поклонники боевиков идут от противного и говорят, что чем больше они видят крови, убийств, несправедливости, тем сильнее в них вырабатываются инстинктивные желания творить добро и любить. Мы должны относиться к этой позиции со всей серьезностью и уважением, потому что, если мы не увидим положительную составляющую, не сможем вести сколько-нибудь адекватный диалог. Как только мы перейдем на менторские нравоучения — всё, ставим, говоря музыкальным языком, бекар, операцию по выстраиванию диалога мы провалили. А ведь homo ludens составляют подавляющую часть цивилизованного мира (не беру Африку, Ближний Восток), понимают игру как благо, и это надо учитывать.
Тем не менее, мы все-таки вынуждены признать: бесконечные бои, гонки, кровопролития заканчиваются тем, что машина переворачивается, ты погибаешь, но потом живенький, хорошенький начинаешь новую гонку… Игры кодируют, заряжают человека, на уровне рефлексов он получает прививку. На рефлекторном уровне человек от 6 до 20 лет (беру условный возраст становления) привыкает к искусственному, агрессивному, ложно реальному или реальному-с-искажениями, в котором нет любви и сострадания, прикипает к этому способу жить, и гипноз его тотален. Оттащить его от игры — как отобрать миску у собаки, когда она ест: даже самая добрая может укусить. Выключив компьютер, ребенок из превосходной добротной жизни, полной удовольствий, погружается в другую, вполне укладываемую в директивы «убери в доме, помой посуду, заправь кровать, начни делать уроки». Альтернатива не в пользу подлинной реальности: она получает сугубо отрицательное измерение, которое на ассоциациях закрепляется, в рефлексах затвердевает. Как только ребенок отворачивается от компьютера и видит искаженное лицо матери, испытывает не самое приятное чувство. И перспектива духовного развития у него скукоживается. Если я говорил о некотором возможном развитии интеллектуальном, развитии нервной системы, то о духовном здесь и речи нет, потому что духовный рост требует запретительных мер, работы со страстями, которая невыразимо трудна для человека, расслабленного играми.
Теперь главный вопрос из-за которого все собрались — что же можно противопоставить игре? Сначала нужно определить, насколько наш ребенок болен, как сильно подсажен на эту иглу. Обычно мы немного демонизируем этот вопрос и, если ребенок сидит за компьютером три часа, уже с ума сходим. А чем ему еще заниматься, если, например, он видит с материнской или отцовской стороны один негатив? Настаиваю на том, чтобы мы не паниковали раньше времени. Зависимость можно выявить при определенных условиях. Угрожающий симптом — игры в ночное время, когда ребенку даже неинтересно спать, когда у него есть интересы большие, нежели удовлетворение естественных потребностей организма. Нужно смотреть за всем — за нарушением режима питания, за выражением глаз, за тонусом эмоционального настроения: ясно, что, когда у человека отбирают игрушку, настроение понижается — но как долго оно таковым сохраняется, как быстро человек переключается на что-то другое?
Демонизировать компьютерные игры ни в коем случае не стоит, но что делать, если мы имеем прецедент такой зависимости?
Будем идти от противного — чего делать не надо? Психиатры и психологи говорят об одном — насилие проявлять бесполезно. По аналогии с алкогольной зависимостью: нужно подвести человека к тому, чтобы он сам согласился с тем, что болен и хочет исцелиться. Вся работа должна быть направлена именно на это. Как можно подвести человека к этому пониманию? Словесно-творческой терапией: что-то объяснять, не запрещая. Это главное правило — не запрещать, потому что в противном случае мы получим запретный плод, опасность которого знаем: даже в идеальных условиях Рая запретный плод сработал, и сатана постоянно играет на этом. Когда мы запрещаем, мы отрезаем себе пути к коммуникации, к тому, чтобы ребенок понял нас как партнера (надеюсь, что аудитория адекватно понимает мои слова: запреты, конечно, должны быть и я призываю совсем не к полной их ликвидации). Нужна творческая терапия — поразмышлять вместе над жизнью, над ее смыслом, показать какие-то примеры реализации этого смысла на практике и, главное, предоставить ребенку возможность самому этой реализацией заниматься. Здесь, конечно, поможет одно, другое, третье интересное дело, которое уравновесит прежнее увлечение. Если это не действует, остается одна надежда — на возраст. Если вы работаете грамотно, боретесь за человека, предоставляя ему шансы самореализации, по мере взросления может случиться так, что человек просто наиграется. Я не раз встречался с тем, что люди, сильно вовлеченные в игровую сферу, уходили из нее и потом, уже имея эту прививку, к ней не возвращались. Хотя на примере нашего телевизора можно отметить, что иногда даже время не лечит и порой человек до гроба так и не может насмотреться…
В завершение моего экскурса хотелось бы сказать вот что. Положение по альтернативе компьютерным играм у нас печальное, пока нет сколь-нибудь реальной панацеи от таких игр, но ни в коем случае не надо квалифицировать их как отрицательное явление. Особенно не нужно демонизировать сами компьютерные технологии в целом — вот главная мысль, которую я хочу донести. Каждое новое время воевало со своим старым, каждое устраивало целые бучи, чтобы не допустить прихода нового, и это всегда было безуспешным. Предполагаю, старики, которые рассказывали сказки и вдруг увидели, что «Мурзилки» выходят на каждом шагу и их читают все подряд, тоже ерничали по этому поводу.
Компьютерные технологии есть плод христианской цивилизации, ее интеллектуального потенциала, который реализовался в такой вот форме. И эта форма имеет свои козыри: простота и скорость коммуникации, единство пространства всего земного шара. Это нужно понять и принять, переварить, потому что раз это косвенный продукт христианской цивилизации, у нее всегда найдутся средства ума Божия, чтобы претворить злокачественную ткань в доброкачественную. Но если мы уйдем с этого поля в абсолютном неприятии, интервенции и войне, которую чаще всего и закатываем, то будем просто выброшены на обочину истории. Хода вспять не существует: история когда-нибудь кончится, и, чтобы кончится, ей нужно пройти все этапы развития. Поэтому ни в коем случае не уходя с этого поля, мы должны за него сражаться и вырабатывать свое приятие его и какие-то свои методы. У меня была одна мысль — я думал, что можно создавать высокоинтеллектуальные игры, которые давали бы душе положительные токи мудрости Божией, но при работе непосредственно с материалом увидел, что это невозможно. Потому что как только мы делаем игры глубокими, они становятся менее интересными и более трудными в освоении. Сложность также в том, что православная среда у нас стоит в стороне от этого — создается мало литературы на тему, очень мало верующих людей этим занимается. Поэтому призываю вас, братья и сестры, сохранять терпение, делать выводы, констатировать как отрицательные, так и положительные стороны, умно противодействовать отрицательным сторонам, используя опыт и нарабатывая новый. Если у вас есть какие-то соображения или вопросы, пожалуйста.
— Отец Валентин, сейчас рождается все больше детей с ослабленной нервной системой. Даже в Библии есть изречение, что до определенного возраста к ребенку можно применять насилие в той или иной мере. И вот если мать видит, что у ребенка ослаблена нервная система и что ему проще реализоваться в виртуальной реальности, а не в настоящей жизни, есть ли смысл матери применять насилие? Потому что иногда одними уговорами ничего не добьешься…
— Безусловно, силовые родительские методы при необходимости обязательны. Главное — не перегибать палку. Другой вопрос в том, стоит ли вообще устранять игры, исключать их из кругозора?.. Чрезмерная изолированность напоминает гетто. И как только, спустя годы, человек из него вырвется, начнется компенсация. С другой стороны, это может стать такой ранней прививкой против компьютера, когда человек уже обретет себя в других интересах и потом будет гармонично относиться к технологиям. Наверное, нужно смотреть за склонностями ребенка индивидуально. Поначалу не исключать, но ограничивать пользование компьютером, а вот после определенного возраста (в 12, в 14 лет… — в зависимости от развития) нужно прекращать агрессивную интервенцию на этот фронт его интересов и просто разговаривать с ребенком, чтобы стать ему другом, чтобы в 20 лет он остро нуждался в твоем совете. Это главное. Вы всегда должны стремиться к одному — чтобы было понимание между вами и ребенком в 20 лет. А чаще всего мы наблюдаем воспитательную ошибку, когда ребенок в этом возрасте просто смотреть на родителей не хочет… Хотя в этой области без ошибок вообще не обойтись, потому что ребенок — тайна за семью печатями, антиномия и подходить к нему нужно только с уважением, с любовью, и мудростью и, главное, с молитвой.
— Сейчас опасность представляют не столько компьютерные игры, сколько соцсети. Общение в них трудно назвать нормальным. Если человек уже вырос, если у него есть прививка от этого, как Вы сказали, то и в соцсетях он будет общаться более-менее нормально. А если он попадет туда в младенчестве — будет та же болезнь, когда человек просто сидит и вот так неполноценно проводит время…
— О соцсетях нужно говорить, имея в виду понятие двора. Как только мы отпускаем ребенка на двор, он может приучиться к не очень хорошим вещам, потому что границы там открыты, структурированности общества, которой мать бы хотела для ребенка, нет и в виду этого дурные сообщества сильны необычайно. Сама идея общественных классов со второй половины 20-ого столетия претерпевает деформацию и имя ей — глобализация, которая входит в права, хотим мы того или нет. Квинтэссенция этого процесса — США, политическое образование, которое, путем сплава многих рас и национальностей, оказалось необычайно живучим и дало миру эту модель. Она перетекла в мир, в Европу, где образовался Европейский Союз. И идеи эти продавливаются всё дальше. Поэтому рекомендации точечного наблюдения родителями за детьми верны, но, похоже, ввиду глобализации, когда помимо родителей на ребенка влияет еще и, условно говоря, полмира, не будут очень действенными. Тут необходимы общецерковные меры. В-общем оставляю этот вопрос открытым, необходимо думать над ним и дальше.
— Позвольте добавить. Для детей разрабатывались специальные обучающие социальные сети. Однако в нашей стране или, если взять уже, в московском регионе, они не получили развития — помешал внутренний тормоз учителей, которые ничего не понимают и не принимают, сами не хотят развиваться. Методы тоталитарного управления в школе существуют, а несвободная личность учителя свободную личность ученика воспитать не может. Поэтому эти направления — например, созданная академиком А. М. Кондаковым программа развития ИКТ-компетентности родителей и учителей — потерпели фиаско. Даже в среде людей, которые работают с компьютером, есть, кто говорит детям: «Нельзя, это плохо». Но мы знаем, что запретный плод сладок и что те дети, которые не получают дозировано прививку к этому, потом получают взрыв интереса и просто гибнут. Всё должно быть в меру, подконтрольно, системно, и всегда нужно злому противопоставлять доброе, и такие варианты есть.
— Я слышал о них, но результатов практического действия не вижу. Будем надеяться, что жизнь возьмет свое и они разовьются. Было бы хорошо, чтобы информация об этих проектах была опубликована более широко, чтобы все их увидели и могли подумать соборно. Есть ли еще у вас вопросы, братья и сестры?
— Я хотела бы поразмышлять на тему — что противопоставить компьютерным играм? Думаю, каждый, особенно, родитель, может противопоставить только себя. Я работаю в детском саду и сама занимаюсь с детьми — не играми, но компьютерными программами. Я изучаю с ними язык и должна сказать, что идея использования компьютера — очень большая мотивация для ребенка на этом этапе. Потому что если ребенку сказать «выучи английский, он поможет тебе в жизни», это ребенка не заинтересует. Сейчас дети переученные — например, мальчик восьми лет говорит, вздыхая тяжело: «Ой, уже обедать пора, а я еще ни одной игрушки в руках не держал». Компьютер может стать той самой «игрушкой», которая одновременно будет и образовывать. С соцсетями сложнее. Если ребенку запретить их дома, он пойдет к другу и выйдет в соцсеть с ним. И здесь на помощь могут прийти опять же только родители. Когда вы с ребенком ужинаете, поговорите с ним — и он обязательно расскажет, что же он в социальных сетях видел, и здесь уже вы сможете свою точку зрения ему высказать. Совпадет ли она с его точкой зрения, совпадет ли ваша точка зрение с точкой зрение его друзей — другая история, но если у вас налажен, как сказал отец Валентин, контакт с ребенком — это главное.
— Спасибо большое. Полностью согласны с Вами в том, что от родителей все зависит. И необходимо сконструировать некие методики, которые помогли бы родителям грамотно работать с этим новым явлением. Родители тоже должны быть компьютерно образованы — это требование времени, и этого не надо бояться. Если родитель будет говорить с ребенком на грамотном современном языке, то ребенок его услышит, а если на языке запретов — нет. Поэтому призываю вас всех, братья и сестры, подумать над тем, как это явление осваивать, чтобы направлять его на пользу нашим детям и нам самим.
Какие игры хотят запретить в России, как закон об ЛГБТ повлияет на компьютерные игры ноябрь 2022 | msk1.ru
Игры с демонстрацией насилия, с информацией об изготовлении наркотиков могут попасть под запрет в России
Фото: Олег Малиновский / NGS55.RU
Поделиться
Распространение компьютерных игр, пропагандирующих насилие, жестокость и ЛГБТ. Такое предложение выдвинуто первой замглавы комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой.
— Видео- и компьютерные игры, распространяемые на любых видах носителей, <…> не должны содержать информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, — цитирует текст документа РИА Новости.
Под запрет могут попасть игры, в которых содержится информация по изготовлению наркотиков и о способах самоубийства. Запретить могут игры, способные склонить несовершеннолетнего к противоправным действиям, в том числе и пропаганда ЛГБТ.
Позднее был опубликован список игр, которые могут попасть под запрет:
- Inquisition;
- Assassin’s Creed;
- Assassin’s Creed: Brotherhood;
- Assassin’s Creed: Rogue;
- Assassin’s Creed: Syndicate;
- Assassin’s Creed Odyssey;
- Borderlands;
- Divinity: Original Sin 2;
- Dragon Age: Origins;
- Dragon Age: Inquisition;
- Life Is Strange;
- The Last of Us;
- The Last Of Us: Part 2;
- Fallout;
- Apex Legends;
- Overwatch и другие.
— Во всех этих играх есть геи, лесбиянки, трансгендеры и бисексуалы, — рассказала РБК Яна Лантратова.
Кроме того, по словам Лантратовой, запретить могут популярную игру The Sims, причем она упомянула именно третью часть серии.
— Также любимая многими девочками игра, The Sims 3, в которой игроку надо создавать семью, и у него есть довольно широкий выбор партнеров. У героя также есть опция поцеловать однополого друга, пригласить его на свидание, заняться любовью и даже создать семью и завести детей! — возмутилась Лантратова.
Потенциально противозаконный контент заметили в играх Le crime du parking (1985 года), Moonmist (1986) и Circuit’s Edge (1990). По словам Лантратовой, это одни из первых игр с персонажами нетрадиционной ориентации.
Законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды был принят в первом чтении 27 октября. MSK1.RU рассказывал, какие штрафы могут грозить за нарушение. Также мы рассказывали, какие книги и сериалы могут попасть под запрет, если законопроект будет принят.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
По теме
20 ноября 2022, 08:30
Сын в колонии, ЛГБТ-пропаганда и скандал с Минобороны. Что известно о депутате Госдумы Нине Останиной
18 ноября 2022, 16:41
Получила книгу об ЛГБТ с нецензурной надписью на пленке. Девушка пожаловалась на доставку в Ozon
18 ноября 2022, 09:43
Половину книг могут изъять из российских книжных магазинов из-за закона об ЛГБТ-пропаганде. Объясняем, почему
15 ноября 2022, 12:20
«Люди они трусоватые». Депутат Госдумы Нина Останина объяснила, зачем вводят уголовку за пропаганду ЛГБТ
11 ноября 2022, 23:32
«Живите как хотите у себя в спальне». В Госдуме хотят ужесточить закон о запрете пропаганды ЛГБТ
10 ноября 2022, 22:40
Конец Содома? Президент России Владимир Путин подписал «указ о скрепах»
08 ноября 2022, 08:30
«Невозможно определить, что это такое»: владелец гей-клубов и травести-артист — о законе об ЛГБТ-пропаганде
31 октября 2022, 18:36
Запретная свадьба. Прокуратура пытается аннулировать ЛГБТ-брак, который был заключен по всем правилам
29 октября 2022, 10:30
«Не хочется оставаться в таком обществе»: россияне поспорили из-за законопроекта о ЛГБТ-пропаганде
27 октября 2022, 12:08
Госдума единогласно приняла законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды в первом чтении
31 июля 2022, 11:30
Нельзя использовать свой флаг. Российские киберспортсмены столкнулись с реальными проблемами
Арина Майорова
ЖестокостьЗапретКомпьютерные игрыНасилиеЛГБТ-пропаганда
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Что я смогу, если авторизуюсь?
Новости СМИ2
Новости СМИ2
2023 Список игр для ПК — Системные требования и характеристики системы
Название | Описание | Выпуск | Жанр |
До бесконечности | Вы боретесь за свое здравомыслие и выживание в окопах Великой войны и… | 2023 | Действие |
Алан Уэйк 2 | По слухам, продолжение популярной игры Alan Wake от Remedy будет опубликовано… | 2023 | Стрелок |
Ковчег 2 | Пережить прошлое. Приручить будущее. Внезапно проснувшись в первобытном мире, наполните… | 2023 | РПГ |
Арма 4 | Официальное продолжение Arma 3. | 2023 | Стратегия |
Убийцы Крид Бесконечность | Предстоящая игра Assassins Creed, которая, по слухам, станет массовым Live Serv… | 2024 | Действие |
Аватар: Границы Пандоры | В этой новой отдельной истории играйте за На’ви и отправляйтесь в путешествие по… | 2023 | Действие |
Бэтмен 2025 | Мы ожидаем, что в конце концов появится еще одна игра о Бэтмене, и это будет п… | 2025 | РПГ |
Поле битвы 6 | По слухам, Battlefield 6 — следующая игра во франшизе Battlefield, которая… | 2023 | Стрелок |
Черный миф: Ву Конг | Совершенно новый приключенческий боевик от китайской студии Game Science Studio,. .. | 2023 | Действие |
Бордерлендс 4 | В Borderlands 3 возвращается классическая серия кооперативных шутеров-мародеров. Особенности… | 2023 | Стрелок |
Clash: Артефакты Хаоса | Вы Псевдо, могущественный воин, живущий отшельником в чужой стране… | 2023 | Действие |
Крайзис 4 | Давние слухи о следующей части серии Crysis были официально объявлены… | 2024 | Стрелок |
Ремейк мертвого космоса | Создан с нуля на движке Frostbite для следующего поколения, игроки… | 27-23 января | Стрелок |
Смертельная нить 2 | По слухам, это продолжение скандальной научно-фантастической эпопеи Хидео Кодзимы, в которой Са… | 2023 | Действие |
Диабло 4 | В Diablo IV будет огромная карта открытого мира с пятью смежными регионами. .. | 2023 | Действие |
Вечные ночи | Eternights — это игра в жанре экшн-свидания, в которой вы пытаетесь извлечь максимум из жизни… | 2023 | РПГ |
Последняя фантазия 7: Возрождение | В этой следующей отдельной главе трилогии ремейков FINAL FANTASY VII будет… | 2023 | РПГ |
Ремейк Final Fantasy VII, часть 2 | Вторая часть долгожданного и успешного ремейка Final Fantasy 7. | 2024 | РПГ |
забытый | В чужом мире, где будет проверена решимость, истина будет поставлена под сомнение… | 24-23 января | Действие |
Горького 21 | Убийство мутантов и кибернетических коммандос еще никогда не было таким увлекательным, как игра… | отменен | РПГ |
Grand Theft Auto VI | Ходят первые слухи о том, что Grand Theft Auto 6 появится где-то в течение 2. .. | 2024 | Песочница |
Жадность 2 | Снова погрузитесь в уникальный мир GreedFall в еще более глубокой ролевой игре… | 2024 | РПГ |
Наследие Хогвартса | Hogwarts Legacy — это захватывающая ролевая игра с открытым миром, действие которой разворачивается в… | 10-23 февраля | РПГ |
Просто причина 5 | Разработка Just Cause 5 официально началась, долгожданный сериал… | 2023 | Стрелок |
Королевство сердец 4 | Сора триумфально возвращается с обновлённым взглядом в начале… | 2026 | РПГ |
Встретиться со своим Создателем | Meet Your Maker — это постапокалиптическая игра от первого лица с элементами строительства и рейдов… | 30-23 декабря | Стратегия |
Легенды Майнкрафт | Раскройте тайны Minecraft Legends, новой стратегической игры в жанре экшн. Бывший… | 2023 | Стратегия |
Идеальная темная перезагрузка | Из «Инициативы», триллера о секретных агентах, действие которого происходит в мире ближайшего будущего. | 2023 | Стрелок |
добыча 2 | Официальное продолжение перезапуска Prey от Arkane в 2017 году. Не подтверждено… | 2023 | Стрелок |
Редфолл | Deathloop — это новая игра в жанре экшн от первого лица от Arkan, разработчика Dishonored… | 2023 | Действие |
Обитель зла 4 Ремейк | Ремейк любимой Resident Evil 4 от Capcom. | 24-23 марта | Стрелок |
Робокоп: Город изгоев | Станьте культовым наполовину человеком, наполовину машиной, наполовину героем-полицейским, пытаясь… | Стрелок | |
СТАЛКЕР. 2 | Откройте для себя обширную Чернобыльскую зону отчуждения, полную опасных врагов, смертоносных. .. | 2023 | РПГ |
Шерлок Холмс Пробужденный Римейк | Испытайте нервное приключение Лавкрафта, воссозданное с нуля… | 2023 | Приключение |
Звездный гражданин | Star Citizen — невероятно амбициозный космический боевой симулятор, в котором план… | 2024 | Стрелок |
Звездные войны Джедай: Выживший | Star Wars Jedi: Survivor — официальное продолжение игры Star Wars Jedi: F… | 2023 | Действие |
Звёздные войны: Рыцари Старой Республики, ремейк | 2023 | ||
Старфилд | Starfield — это научно-фантастическая ролевая игра с открытым миром, которая, по слухам, находится в разработке в Beth… | 2023 | Песочница |
Оптимизация | Streamline — многопользовательская игра от 1-го или 3-го лица, разработанная с нуля. .. | 30-16 сентября | Действие |
Уличный боец 6 | Street Fighter™ 6 — это следующая эволюция известной серии Street Fighter™… | 2023 | Действие |
Тест-драйв Unlimited Solar Crown | Опыт вождения и образа жизни в открытом мире в реальной локации… | ноябрь 09-21 | Гонки |
Легенда о героях: Следы в мечтах | Долгожданный финал эпопеи, охватившей континент, достигает апогея… | 2023 | РПГ |
Легенда о героях: Пути к Лазурному | The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — первая игра в Legend of He… | 2023 | РПГ |
Легенда о Наюте: Бескрайние тропы | The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — первая игра в Legend of He… | 2023 | РПГ |
Разветвители времени 4 | 2023 | ||
Warhammer 40,000: Болтган | Зарядите болтер и дайте волю мощному арсеналу Космического Десанта, чтобы взорвать. .. | 2023 | Стрелок |
Warhammer 40,000: вольный торговец | Вы возьмете на себя роль вольного торговца, потомка древней династии… | 2023 | РПГ |
Warhammer 40,000: Космический десантник 2 | Галактика в опасности. Целые миры рушатся. Ты нужен Империуму… | 2023 | Стрелок |
Warhammer 40.000: Варпфордж | Бесплатная цифровая коллекционная карточная игра, действие которой происходит в 41-м тысячелетии, Ва… | 2023 | Стратегия |
Во Лонг: Падшая династия | Wo Long: Fallen Dynasty следует за драматической, насыщенной событиями историей имени… | 2023 | |
Зороастра | Zoroastra the Game — это приключенческий экшн с открытым миром, головоломка-платформер,… | 03-25 апреля | РПГ |
Полный список игр PC Game Pass
- Списки игр Xbox
- Игры Game Pass для ПК
- Новости Game Pass для ПК
PC Game Pass (официально Xbox Game Pass для ПК) дает вам неограниченный доступ почти к 200 играм для Windows 10 за ежемесячную стоимость подписки 3,99 фунтов стерлингов / 4,99 долларов США / 3,99 евро / 4,95 австралийских долларов, а также дает вам 20% скидка на покупку игр для Windows 10 и скидка 10 % на все соответствующие надстройки для любых игр в рамках программы Xbox Game Pass для ПК .
На этой странице вы найдете полный список игр PC Game Pass с поддержкой достижений, а также новости о том, какие игры будут добавляться и удаляться из PC Game Pass каждый месяц.
Вы можете приобрести подписку PC Game Pass здесь, которая в настоящее время продается за 1 доллар в месяц.
ПК 1 месяц
Доступ к более чем 100 высококачественным компьютерным играм для Windows и членство в EA Play. Загружайте и играйте в новые игры от Xbox Game Studios в день их выпуска, а также в недавние блокбастеры и инди-игры, получившие признание критиков. Благодаря эксклюзивным предложениям и скидкам для участников, а также огромному разнообразию игр всех жанров, которые постоянно добавляются, у вас всегда будет во что поиграть.
9,99 £ 7,99 € 9,99 $ 10,95 $ 11,99 R $ 29,99 Уведомление о цене
Вы также можете получить Xbox Game Pass, PC Game Pass и Xbox Live Gold в комплекте по одной цене в Xbox Game Pass Ultimate, который в настоящее время также продается за 1 доллар. месяц.
Ultimate 1 месяц
Абонемент Xbox Game Pass Ultimate включает более 100 высококачественных игр для консолей, ПК, телефонов и планшетов, все преимущества Xbox Live Gold и членство в EA Play — и все это по одной низкой месячной цене. Играйте вместе с друзьями и откройте для себя следующую любимую игру. Подробнее см. ниже.
После любого рекламного периода плата за подписку продолжает взиматься по текущей обычной цене (может быть изменена), если она не отменена. Плюс применимые налоги.
Присоединение к Xbox Game Pass Ultimate позволит обновить оставшееся время Xbox Live Gold или Xbox Game Pass для консоли или Xbox Game Pass для ПК до Xbox Game Pass Ultimate на тот же период времени, но не более 36 месяцев. Все преобразования являются окончательными. Подробности см. на xbox.com/gamepass.
См. условия и подробности Xbox Game Pass Ultimate в описании продукта ниже.
14,99 $ 10,99 € 12,99 $ 15,95 $ 16,99 R $ 44,99 Уведомление о цене
Игра | Оценка | Соотношение | Геймеры | Комп. % | Время комп. | Рейтинг | Добавлено | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7 дней до смерти (Windows) | 3 140 (1 000) | 3,14 | 6 753 | 2,5 | 25-30 часов | — | 27 апр 22 | ||
Воспоминания Синий | 1 163 (1 000) | 1,16 | 34 910 | 63,3 | 1-2 часа | 3.1 | 24 22 марта | ||
Чумная история: Реквием | 2 343 (1 000) | 2,34 | 102 212 | 4,3 | 20-25 часов | 4.4 | 04 22 октября | ||
Age of Empires II: окончательное издание (Windows) | 10 823 (1 960) | 5,52 | 46 261 | 0,2 | 150-200 часов | 4,5 | 07 19 ноября | ||
Age of Empires III: окончательное издание (Windows) | 5 268 (1 510) | 3,49 | 21 249 | 0,8 | 6-8 часов | 4,0 | 15 20 октября | ||
Эпоха Империй IV (Windows) | 12 158 (1 310) | 9,28 | 52 391 | 0,1 | 80-100 часов | 4. 3 | 26 21 октября | ||
Age of Empires: окончательное издание (Windows) | 1 921 (1 250) | 1,54 | 19 600 | 15,5 | 2-3 часа | 3,8 | 19 авг 19 | ||
Чужой: Изоляция (Windows) | 3 562 (1 000) | 3,56 | 8 118 | 2,8 | 15-20 часов | 4.3 | 09 20 апреля | ||
Удивительный симулятор выращивания (Windows) | 3 709 (1 000) | 3,71 | 48 | 0 | — | 14 сен 22 | |||
Амнезия: Коллекция (Windows) | 3 149 (1 000) | 3,15 | 565 | 4,6 | 12-15 часов | — | 20 22 октября | ||
Амнезия: Возрождение | 4 330 (1 000) | 4,33 | 11 892 | 0,6 | 12-15 часов | — | 20 22 октября | ||
Среди нас | 4 716 (1 180) | 4,00 | 168 769 | 0,3 | 4-5 часов | 3,7 | 09 21 ноября | ||
НАКОВАЛЬНЯ: Взломщик Хранилища | 4 484 (1 000) | 4,48 | 13 672 | 0,2 | 100-120 часов | 3,5 | 03 21 декабря | ||
Арагами 2 | 3 973 (1 000) | 3,97 | 89 796 | 2,6 | 20-25 часов | 3,5 | 17 сен 21 | ||
КОВЧЕГ: Эволюция выживания | 3 452 (1 500) | 2,30 | 222 041 | 7,4 | 1-2 часа | 3,2 | 03 22 марта | ||
С наступлением сумерек | 1 767 (1 000) | 1,77 | 63 235 | 5,2 | 12-15 часов | 4,0 | 19 22 июля | ||
Пепел сингулярности: эскалация (Windows) | 8 595 (1 000) | 8,60 | 1 013 | 0 | — | 13 сен 22 | |||
Астронир | 4 121 (1 075) | 3,83 | 149 793 | 1,3 | 60-80 часов | 3,6 | 06 19 февраля | ||
Спина 4 Кровь | 5 696 90 553 (1 380) | 4. 13 | 289 551 | 0,1 | 120-150 часов | 3,5 | 24 сентября 21 | ||
Боевые жабы | 4 106 (1 000) | 4.11 | 138 126 | 0,3 | 15-20 часов | 3,6 | 20 авг 20 | ||
Сосна Маяк | 1 734 (1 000) | 1,73 | 27 236 | 22,6 | 3-4 часа | 3,7 | 22 сен 22 | ||
Прежде чем мы уйдем | 11 383 (1 000) | 11,38 | 22 061 | 0,3 | 60-80 часов | 3,4 | 23 21 ноября | ||
Бен 10: Power Trip | 3 354 (1 000) | 3,35 | 40 323 | 2,6 | 12-15 часов | 2,6 | 16 21 декабря | ||
Осада (Windows) | 5 036 (1 000) | 5. 04 | 3 311 | 0 | — | 11 22 февраля | |||
Лезвие кровотечения | 2 192 (1 000) | 2,19 | 76 202 | 11,2 | 8-10 часов | 2,9 | 20 марта 20 | ||
Портал конструктора мостов | 2 856 (1 170) | 2,44 | 40 114 | 1,5 | 15-20 часов | 3,6 | 13 18 февраля | ||
Багснакс | 2 605 (1 000) | 2,61 | 53 178 | 9,0 | 15-20 часов | 3,9 | 25 22 апреля | ||
Цепные эхо | 4 832 (1000) | 4,83 | 14 576 | 1,6 | 50-60 часов | 4.1 | 08 22 декабря | ||
Детективное агентство Чайнатауна | 3 194 (1 000) | 3,19 | 1 772 | 2,4 | 10-12 часов | — | 07 22 апр | ||
Рыцарство 2 | 3 660 90 553 (1 000) | 3,66 | 100 599 | 0,6 | 40-50 часов | 3,8 | 04 22 октября | ||
Хор | 2 927 (1 000) | 2,93 | 48 615 | 2,7 | 20-25 часов | 4,0 | 07 22 июня | ||
Города: горизонты | 13 186 (2 620) | 5,03 | 143 720 | 0,0 | 150-200 часов | 3,9 | 21 20 мая | ||
Гражданин Спальный | 2 101 (1 000) | 2. 10 | 9 087 | 4,2 | 8-10 часов | 4.1 | 27 22 июня | ||
Разговор о кофе | 1 781 (1 000) | 1,78 | 64 406 | 20,3 | 3-4 часа | 3.1 | 16 авг 22 | ||
Коммандос 3 — HD ремастер | 3 620 90 553 (1 000) | 3,62 | 2 863 | 3,3 | 20-25 часов | — | 17 22 августа | ||
Изгнанники Конана | 3 788 (1 460) | 2,59 | 78 800 | 1,2 | 1-2 часа | 2,8 | 03 21 июня | ||
Кулинарный симулятор (Windows) | 8 357 (2 000) | 4,18 | 5 157 | 0 | — | 08 22 ноября | |||
Разгон 3: Кампания | 6 606 (1 750) | 3,77 | 188 060 | 1,4 | 25-30 часов | 3,6 | 09 19 июня | ||
Crackdown 3: Зона разрушения | 1 225 (500) | 2,45 | 19 407 | 6,2 | 6-8 часов | 2,2 | 09 19 июня | ||
Крикет 22 | 3 629 90 553 (1 000) | 3,63 | 12 592 | 1,4 | 15-20 часов | 3. 3 | 27 22 мая | ||
Коронный трюк | 5 248 (1 000) | 5,25 | 19 258 | 0,0 | 3,2 | 03 сен 21 | |||
Крестоносцы III (Windows) | 6 772 (1 561) | 4,34 | 6 054 | 0,2 | 150-200 часов | 4,4 | 01 сен 20 | ||
Danganronpa 2: Goodbye Despair Anniversary Edition | 2 528 (1 000) | 2,53 | 4 573 | 8,3 | 50-60 часов | 4,0 | 10 22 мая | ||
Danganronpa V3: Killing Harmony Anniversary Edition | 3 282 (1 000) | 3,28 | 2 165 | 3,9 | 60-80 часов | — | 15 сен 22 | ||
Danganronpa: Trigger Happy Havoc Anniversary Edition | 3 142 90 553 (1 000) | 3,14 | 16 271 | 5,9 | 40-50 часов | 4,0 | 18 22 января | ||
День щупальца, ремастеринг | 1 429 (1 000) | 1,43 | 40 486 | 37,9 | 2-3 часа | 3,7 | 29 20 октября | ||
DC League of Super-Pets: Приключения Крипто и Эйса | 1 387 (1 000) | 1,39 | 13 127 | 32,5 | 2-3 часа | 2,3 | 12 сен 22 | ||
Dead by Daylight (Windows) | 22 981 (3 960) | 5,80 | 13 121 | 0,1 | 500-750 часов | 4. 1 | 31 19 октября | ||
Мертвые клетки (Windows) | 11 745 (2 000) | 5,87 | 15 981 | 0,2 | 20-25 часов | 4.2 | 05 сен 19 | ||
Death Stranding (Windows) | 4 920 (1 000) | 4,92 | 18 411 | 1,5 | 80-100 часов | 4.3 | 19 авг 22 | ||
Петля смерти | 3 914 (1 000) | 3,91 | 136 441 | 1,3 | 25-30 часов | 4.0 | 20 сен 22 | ||
Дверь смерти (Windows) | 1 674 90 553 (1 000) | 1,67 | 2 668 | 13,5 | 10-12 часов | 4.2 | 20 22 января | ||
Глубокая скала Галактика | 4 972 (1 000) | 4,97 | 108 061 | 0,1 | 300-500 часов | 4. 0 | 04 20 ноября | ||
Спусковые устройства | 17,939 (1500) | 11,96 | 132 841 | 0,1 | 50-60 часов | 3,3 | 25 19 октября | ||
Игра деспота | 6 571 (1 000) | 6,57 | 14 644 | 0,1 | — | 29 сен 22 | |||
Уничтожить всех людей! (Виндовс) | 2 432 90 553 (1 000) | 2,43 | 11 179 | 6,3 | 8-10 часов | 3,9 | 25 21 апреля | ||
Dicey Dungeons | 3 565 (1 000) | 3,56 | 20 604 | 1,8 | 40-50 часов | 3,6 | 11 21 ноября | ||
ГРЯЗЬ 5 | 4 778 (1 800) | 2,65 | 103 775 | 1,4 | 20-25 часов | 3,3 | 25 21 февраля | ||
Дисковая комната | 2 708 (1 000) | 2,71 | 28 655 | 6,5 | 4-5 часов | 3,3 | 07 22 июня | ||
Dishonored 2 (Windows) | 3 329 (1 000) | 3,33 | 10 576 | 3,0 | 25-30 часов | 4. 4 | 03 19 октября | ||
Окончательное издание Dishonored (Windows) | 5 423 (1 640) | 3,31 | 2 425 | 1,6 | 40-50 часов | — | 01 21 декабря | ||
Dishonored: Смерть постороннего (Windows) | 2 075 (1 000) | 2,08 | 1 776 | 11,0 | 12-15 часов | — | 13 21 июня | ||
Дисней Долина Дримлайт | 4 062 (1 000) | 4,06 | 25 592 | 0,0 | 3,9 | 06 сен 22 | |||
Приключения Диснейленда | 4 309 (1 000) | 4,31 | 129 055 | 1,9 | 40-50 часов | 3,3 | 29 17 октября | ||
DJMAX Респект V | 19 626 (1 000) | 19,63 | 24 730 | 0 | 3,0 | 07 22 июля | |||
ДУМ (1993) | 3 424 (1 000) | 3,42 | 66 222 | 0,6 | 10-12 часов | 4. 3 | 12 21 марта | ||
ДУМ 3 | 3 301 (1 000) | 3,30 | 14 826 | 2,6 | 25-30 часов | 4.0 | 12 21 марта | ||
ДУМ 64 | 1 471 (1 000) | 1,47 | 76 069 | 35,9 | 1-2 часа | 3,6 | 12 21 марта | ||
DOOM Eternal (Windows) | 5 559 (1 545) | 3,60 | 20 229 | 0,4 | 25-30 часов | 4.4 | 01 20 декабря | ||
DOOM II (Классический) | 3 794 (1 000) | 3,79 | 32 537 | 0,4 | 15-20 часов | 4.2 | 12 21 марта | ||
Dragon Ball FighterZ (Windows) | 6 788 (1 000) | 6,79 | 4 072 | 0,4 | — | 03 22 марта | |||
Строители Dragon Quest 2 | 3 755 (1 000) | 3,76 | 47 166 | 2,6 | 80-100 часов | 4,0 | 04 21 мая | ||
Пейзаж снов | 5 086 (1 000) | 5,09 | 16 182 | 1,5 | 40-50 часов | 3,7 | 03 22 февраля | ||
Дюна: Войны специй (Windows) | 8 793 (1 000) | 8,79 | 4 258 | 0,4 | — | 17 22 ноября | |||
Программа Dyson Sphere (Windows) | 8 785 (1 000) | 8,78 | 2 782 | 0,1 | — | 13 22 октября | |||
Восток | 7 539 (1 000) | 7,54 | 7 323 | 0,4 | 35-40 часов | — | 01 дек 22 | ||
Край Вечности | 8 495 (1 000) | 8,49 | 29 276 | 0 | 3. 1 | 31 22 января | |||
Хроники Эйюдэна: Восход | 1 930 (1 000) | 1,93 | 28 483 | 15,0 | 15-20 часов | 3,9 | 10 22 мая | ||
Империя греха (Windows) | 6 533 (1 200) | 5,44 | 4 947 | 0,1 | 80-100 часов | — | 18 21 марта | ||
Академия побега | 1 560 90 553 (1 000) | 1,56 | 53 445 | 17,1 | 1-2 часа | 3,7 | 14 22 июля | ||
Европа Универсалис IV (Windows) | 15 689 (1 532) | 10,24 | 1 183 | 0,2 | — | 05 19 декабря | |||
Злой гений 2: Мировое господство | 8 392 (1 000) | 8,39 | 48 085 | 0,1 | 120-150 часов | 3,4 | 12 21 октября | ||
Эвилл | 5 292 (1 000) | 5,29 | 3 717 | 0,2 | — | 29 сен 22 | |||
ЭКЗАПУНКС (Windows) | 2 470 (1 000) | 2,47 | 232 | 5,6 | — | 25 22 августа | |||
Экзо Один | 5 963 (1 000) | 5,96 | 61 098 | 0,5 | 8-10 часов | 3. 1 | 15 21 ноября | ||
Экспедиции: Рим (Windows) | 8 955 (1 000) | 8,95 | 2 096 | 0 | — | 11 22 августа | |||
Fallout 4 (Windows) | 3 296 (1 600) | 2,06 | 12 219 | 2,8 | 4-5 часов | 4.1 | 12 21 марта | ||
Fallout 76 (Windows) | 6 678 (1 400) | 4,77 | 20 614 | 0,2 | 80-100 часов | 3,3 | 09 июл 20 | ||
FAR: Изменение приливов (Windows) | 3 188 (1 000) | 3.19 | 2 736 | 2,7 | 12-15 часов | — | 16 22 марта | ||
Farming Simulator 22 (Windows) | 3 994 (1 000) | 3,99 | 2 926 | 1,9 | 15-20 часов | — | 19 22 мая | ||
Дискетные рыцари | 3 209 (1 000) | 3,21 | 5 549 | 4,3 | 20-25 часов | 3,6 | 19 22 мая | ||
Футбольный менеджер 2023 (Windows) | 6 536 (1 000) | 6,54 | 5 981 | 0 | — | 08 22 ноября | |||
Консоль Football Manager 2023 | 2 723 (1 000) | 2,72 | 13 668 | 2,2 | 15-20 часов | 3. |