Хованский о цое: Интернет: Интернет и СМИ: Lenta.ru

Содержание

Кому помогла слава Виктора Цоя? Анита Цой притворялась родственницей, а Юрий Хованский бесил фанатов | Палач

Три разные истории.

К творчеству Виктора Цоя можно относиться по-разному, но он – культовая фигура. Солист «Кино» умер на пике и оставил бесконечную почву для рассуждений. Ему посвящают трибьюты, постоянно находятся забытые демки, а фанаты гадают, каким бы Виктор был сейчас. И раз уж его посмертная слава так велика, к ней иногда пристраиваются самые разные люди.

Вспоминать можно много и долго. Вплоть до позорной радужной песенки «Цой» от Сергея Шнурова, которую в 2018 году просто утопили в дизлайках. Не помог даже модный клип от Ильи Найшуллера.

Но оставим Шнура, танцующего с 3D-моделькой, в покое. У нас есть гораздо более интересные примеры, как имя и репутация Виктора Цоя в разной степени помогла другим, не связанным с ним персонажам. И начнём с одной из самых неприятных.

Анита Цой выдавала себя за родственницу Виктора

Так уж вышло, что Цой – распространённая корейская фамилия. Современного певца Анатолия Цоя тоже терзают вопросами про лидера группы «Кино». И он не против исполнить «Группу крови» в честь знаменитого однофамильца. Но это так, милый трибьют.

Анита Цой – другое дело. В 1997 году она появилась на сцене, стилистически копируя Виктора. Посмотрите, как певица всем своим видом показывает, что фамилия Цой – не просто совпадение.  

Анита гуляет по питерским улочкам, где до этого гулял Виктор Цой. В песне фигурирует дым сигарет и вокальные переходы в стиле «Кино», а в конце камера смотрит в небо, где проступает надпись «Посвящается Виктору». Неужели эта дамочка действительно связана с тем самым Цоем? Невозможно не построить ассоциацию.

Тут важно уточнить, что Анита Цой никогда не говорила, что она родственница Виктора Цоя. Но на раннем этапе не давала прямых опровержений. Даже это «Посвящается Виктору» выглядит как очень личная недосказанность. Не «Моему кумиру Виктору Цою», а по имени – так обычно говорят о знакомых людях.

Позже Анита всё-таки сказала, что она однофамилица и поклонница Виктора Цоя, но не более. Но в том, что пиар певицы был основан на этих слухах, особых сомнений нет. Пусть речь идёт не о прямых заявлениях, а о тонких неоднозначных сигналах.

Как рассказывала сама Анита, когда фанаты группы «Кино» выяснили, что певица не связана с Виктором Цоем, её хотели избить у подъезда. Их оскорбило, что в древние времена многие воспринимали девушку как родственницу легенды.

Музыкант Сергей Кузьменко стал копией Цоя в кино

Киевский паренёк Сергей Кузьменко на 22 года младше Цоя. Но он с детства понял, что невероятно похож на солиста группы «Кино». Карьера Кузьменко началась с группы «Запасной выход», игравшей самые реалистичные каверы на Виктора – хотя бы из-за внешности солиста и стилизованного вокала. Посмотрите, как Кузьменко похож на Цоя в другом своём проекте.

Позже его приглашали исполнять роль Цоя в разных шоу – паренёк побывал даже на «Большой разнице». Но лучшим образом Сергея стал персонаж по имени Рома Легенда – герой одной из новелл недооценённого фильма «Шапито-шоу», вышедшего в 2011 году. 

Там Кузьменко сыграл самого себя. Герой по имени Рома – простой паренёк, похожий на Виктора Цоя. Однажды его замечает ушлый продюсер Сергей и заманивает в проект «Эрзац-звезда», где собирается вылепить из Ромы не просто кавер-музыканта, а копию, способную заменить Виктора. Получается плохо: деньги уходят, людям не интересен псевдо-Цой, а сам Рома ловит звезду. 

«Сотрудничество» – самая смешная из четырёх новелл «Шапито-шоу». И самый неожиданный трибьют Цою. Никаких подобострастных признаний в любви или пародий на серьёзных щах. Просто история сотрудничества хитрого неудачника и искреннего простачка, где Рома Легенда в каждом кадре пытается картинно перенимать фирменные позы Цоя. Похоже, Сергей Кузьменко был рождён не для того, чтобы петь каверы на «Кино», а для этой роли. Сыграть Цоя – обычное дело, а вот сыграть его копию – точно что-то новое.

Юрий Хованский издевался над фанатами Цоя

В карьере Хованского было много разных периодов, но одна из её неотъемлемых её частей – привычка говорить гадости про Виктора Цоя и упиваться злобой фанатов. Нет, этот элемент не сделал карьеру Юры, но ветераны рунета хорошо помнят время, когда приколы про Цоя были важной чертой Хованского.

У Юры даже был кавер на «Аквариум» под названием «Виктор Цой мёртв». О чём ещё можно говорить? Нападать на Хованского сейчас из-за старых песен – абсурд и явно излишняя мера. Тогда рунет был другим, а Хован просто утверждал себя в статусе провокатора. И у него получалось. Фанаты «Кино» даже угрожали блогеру.

Помимо оскорблений ради троллинга, у Хована были и более конструктивные претензии. Ему не нравится ни музыка Цоя, ни безумный культ почитания рокера. Сам Юра, как известно зрителям его стримов, предпочитает скорее Егора Летова. Для истории всё это значит лишь то, что в начале 2010-х не было более открытого хейтера творчества Виктора Цоя, чем Юрий Хованский. И это, кстати, тоже легитимная часть наследия группы «Кино» и их лидера.

Зачем Горшок и другие рокеры пели песню «Басков – не козел»? Это была смерть русского рока

Кинчев из «Алисы» – звезда ужасного русского рока. Но его рэп еще хуже

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Анита Цой Виктор Цой Группа «Кино» Истории Кино Музыка Музыканты Русский рок Фанаты Юрий Хованский

Versus с СОБРом как пик карьеры Хованского

Блогер, рэпер, комик и политик старательно строил свою карьеру в шоу-бизнесе на провокациях. Получив как-то по лицу от коллеги по цеху, он внял его совету и старался в будущем оскорблять только мёртвых. Но за них в конце концов заступились силовики.

Больше всего в жизни Юрий Хованский любит «хайп». Ну, помимо наркотиков, разумеется. Потому что «хайп» приносит «бабло», а на «бабло» можно купить спиртное и наркотики. Сложно представить что-либо более «хайповое», чем сцена задержания известного алкоблогера. Разумеется, видео моментально оказалось в Сети. Но с наркотиками, похоже, нужно было вовремя завязывать.

— Это из-за этой песни? — поинтересовался заплетающимся голосом артист у бойцов, послушно уронив голову в пол.

И, вероятно, подумал: «Петь нужно так, чтобы к тебе приходил СОБР и просил исполнить на бис».

Но лучше всего получился разговор о наркотиках.

— Наркотики, вспоминай хорошо, есть? — поинтересовался оперативник.

— Да нет… Не должны быть. Ну, у нас когда кто-то приносил, может, что-то осталось, но сейчас не думаю, — ответил Хованский.

— Хорошо вспоминайте, — вежливо попросил ещё один представитель силовых структур.

— Ну, насколько мне известно, не должно быть. Сам употреблял, было дело, но давненько уже, — пролепетал артист, отчаянно путаясь в показаниях.

Фото: iz.ru

31-летний Юрий Хованский — один из самых популярных российских блогеров, но старшему поколению его имя обычно ничего не говорит. Лет 10 назад он начинал свой творческий путь, как стендап-комик. Подобно филлипсовскому Джокеру, он хотел смешить людей и дарить им радость, но очень быстро понял законы этого сурового мира: ненависть и зависть продаются лучше.

И тогда артист стал щедро разбавлять свой искусный «сортирный» юмор грубыми выпадами в адрес известных людей. Он, в частности, оскорбил покойных Виктора Цоя и Михаила Горшенёва, что, видимо, должно было поставить начинающего рэпера на один уровень с ними. А заодно инициировал петицию о проверке психического здоровья Елены Мизулиной. Разумеется, организаторы петербургского рэп-фестиваля Versus не могли пройти мимо такого таланта, ведь ритуальные оскорбления — самая суть «баттла».

Но однажды Хованский также оскорбил живого артиста и его жену. В ответ Noize MC его побил.

— Хочу посоветовать Юрию впредь издеваться исключительно над усопшими музыкантами, как он уже делал, поливая грязью Виктора Цоя и Михаила Горшенёва. Это несколько более безопасно. Я же сатисфакцию по своему вопросу получил в полном объёме и бить его больше не собираюсь, — сказал музыкант по итогам настоящего баттла.

Noize MC/ Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com

Совет пришёлся ко двору. После этого Хованский выбирал мишени либо среди тех, кто не сможет ответить, либо среди тех, кто не будет отвечать.

Например, прошёлся по только что умершему сатирику Михаилу Задорнову. Правда, иногда блогер изменял своему правилу, наркотики — дело такое, и это плохо для него заканчивалось. К примеру, конфликт с предпринимателем Олегом Тиньковым он тоже «не вывез».

Зато в результате его заметили не только на «версусе», но и в Госдуме, ведь там ненависть и оскорбления — это тоже товар, в котором знают толк. Так Хованский стал помощником депутата от ЛДПР Василия Власова. В партии поспешили откреститься от артиста, заявив, что он был уволен ещё полгода назад, но при этом назвали его работу плодотворной и усомнились в справедливости задержания.

Фото: vk.com/Василий Власов

В конце концов музыкант, поэт, режиссёр и прочая, и прочая совсем потерял берега. Очередной свой «шедевр» он решил посвятить террористическому акту на Дубровке. В 2002-м году несколько десятков террористов захватили в заложники около 1000 зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве. В результате погибли 130 человек.

В «песне» Хованского говорилось, что «Норд-Ост — это было классно», и артист хочет «видеть части русских свиней, распластанных на стене вагона» и чтобы при этом «убили больше русских детей». Чувство меры музыканта окончательно атрофировалось.

Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com

Видео попало в Сеть. Разразился скандал, и Хованский довольно нелепо оправдывался. Примерно настолько же нелепо, как в случае с наркотиками. Он заявил, что якобы исполнял свою «песню» всего один раз, и это было «перед группировкой нацистов». Судя по всему, это были не русские «нацисты», а нацисты какой-то другой национальности, иначе не очень понятно, как в итоге блогер дожил до встречи с оперативниками. Теперь ему придётся ответить за оправдание терроризма.

ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОЙ РОК-ЗВЕЗДЕ РОССИИ ЖИВЕТ НА

912

АКЦИИ

В субботу исполняется 30 лет со дня смерти самой любимой звезды рок-н-ролла России. Когда Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году, для молодого человека в Советском Союзе это было так, как если бы Боб Дилан, Джеймс Дин и Мухаммед Али погибли одновременно. Юлия Абашева родилась в России в год смерти Цоя. Тем не менее, она, как и тысячи других россиян, которых не было в живых во время его карьеры, стала на всю жизнь поклонницей Виктора Цоя. Она объясняет, почему для читателей PKM.

Виктор Цой
(1962-1990)

80-е годы были расцветом русского рок-н-ролла и панк-рока. Многие успешные группы регулярно выступали на панк-сцене в позднесоветское время. Некоторые до сих пор вместе, выпускают прекрасные альбомы и дают концерты в аншлаговых залах по всей России. «Алису», «ДДТ», «Аквариум» и «Пикник» знают повсюду и до сих пор жадно слушают. Но ни одна из этих групп не может сравниться с тем фанатизмом и любовью, которые были даны ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) группе «Кино» в период ее расцвета. Кино по необходимости распалось в 1990, когда ее фронтмен, автор песен и певец Виктор Цой погиб в возрасте 28 лет в автокатастрофе, трагедии, от которой многие фанаты до сих пор полностью не оправились.

Виктор Цой

Поскольку Цой умер в год моего рождения, я не смог посетить ни один из его концертов. Однако это не помешало мне или кому-либо из моих сверстников стать преданными поклонниками его творчества. Я отчетливо помню тот момент, когда впервые познакомился с музыкой Кино. Мне было 9 лет. Моя двоюродная сестра Оля приехала к нам в гости из Беларуси. Она принесла с собой магнитофон и несколько кассет и проиграла их все для меня. Это были записи различных рок-групп; многие из которых мне понравились. Однако с того момента, как я услышал пение Цоя, я был взволнован до глубины души. Я буквально влюбился в его музыку и сразу понял, что не хочу слушать никакой музыки, кроме Кино. Это чувство осталось со мной более двадцати лет.


Цой был и остается символом эпохи перестройки в СССР, голосом молодого поколения, отчаянно желающего и ждущего перемен.


Первый альбом Кино, который я купил, под названием Чёрный (известный фэнам как Чёрный Альбом ), был последним альбомом группы, выпущенным посмертно в декабре 1990 года. одним из моих любимых стал «Hам с тобой» («Для тебя и меня»). С самого начала басового ритма под аккомпанемент гитары вокалу Цоя песня меня покорила. Я играл в нее снова и снова. Видео песни ниже показывает сцены из фильма, Игла.   Мы обсудим этот фильм позже. (Посмотри на русский таксофон. Слава Богу за мобильные телефоны.)

Hам с тобой ( Для тебя и меня)

 

Я не могу сказать, где лицо, а где маска / И я не могу отличить, где морковь, а где кнут./  Вилы в сене не оставишь / И все рыбы плавают в сетях /  Море от моря не отличишь земля. / Или что медь, а что золото /  Что строить, что разрушать/ И я хочу знать, почему я пою здесь и для кого я пою?

Ты и я, под ясным голубым небом / Для нас с тобой лес становится глухой стеной / Я с тобой: мы не будем пить из колодцев, в которые люди плюют / Это это план для нас с тобой

Здесь камни как мыло /  И сталь как жесть /  Сила становится слабостью/  Правда вся лесть/  И непонятно, где кожа, а где шило/  И не ясно, где оскорбление, а где возвращение /  И мне не нравится, что здесь происходит. Нет, мне не нравится, что здесь происходит.

Ты и я, под ясным голубым небом / Для нас с тобой лес становится глухой стеной / Я с тобой: мы не будем пить из колодцев, в которые люди плюют / Это план для тебя и яТы и я, под ясным голубым небом

У нас с тобой черная ночь и воды реки /  Наши беды нас больше не побеспокоят /  Уходите, извините и прощайте /  Это план для вас и меня.

####

Кино

Увлекшись музыкой Цоя, я делал то же, что и другие подростки моего времени: собирал его альбомы на аудиокассете, покупал футболки с его изображением на груди и, чтобы узнать о нем побольше (в те доинтернетовские дни), я искал статьи в любом журнале, который попадался мне в руки. И конечно, я научился играть его песни на гитаре. Эти привычки до сих пор довольно распространены в России. Практически каждый, кто учится играть на гитаре в России, начинает с песен Виктора Цоя.

Так в чем источник популярности Виктора Цоя? Он уже был звездой при жизни, но его репутация продолжала постоянно расти на протяжении тридцати лет после его смерти. Сегодня он по-прежнему остается самым любимым музыкантом в России.


Почти все, кто учится играть на гитаре в России, начинают с песен Виктора Цоя.


Родился 21 июня 1962 года в простой семье в Ленинграде (сейчас, а теперь снова в Санкт-Петербурге). Его родители были небогаты – отец работал инженером, мать преподавала физкультуру в начальной школе. В детстве Виктор продемонстрировал развитые способности к рисованию, поэтому мать отдала его в художественную школу. Именно там он впервые проявил интерес к рок-музыке. Свою первую акустическую гитару он получил в подарок от родителей. Еще будучи подростком, он сформировал свою первую рок-группу Chamber No. 6, которая просуществовала около пяти лет.

Группа «Кино» образовалась в 1982 году. К тому времени Виктор уже дружил с самым известным ленинградским рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым, лидером группы «Аквариум». БГ, как его знают по всей России, был очень впечатлен написанными Цоем песнями и очень ему помог. В то время, когда Цой записывал свой первый альбом, 45 , он и Алексей Рыбин были единственными участниками «Кино». BG нанял других музыкантов из своей группы Aquarium для помощи в записи песен. Позже Рыбин покинул группу, и Юрий Каспарян стал играть на соло-гитаре. К ним присоединились Игорь Тихомиров на басу и Георгий Гурьянов на барабанах. У Георгия был уникальный стиль игры на барабанах: он играл только стоя. Дебютный альбом Кино, 45 , спродюсированный BG, имел огромный успех, и вскоре за ним последовали еще три альбома: 46 , Начальник Камчатки и This is Not Love .

Цой и коллега по группе Алексей Рыбин во время записи альбома 45

Несмотря на успех группы и растущую личную популярность, Цой оставался простым человеком. В те времена Советского Союза музыканты не получали денег от продажи билетов на концерты или их записей, поэтому почти все они были вынуждены работать на других работах. Цой работал кочегаром в котельной в многоквартирном доме. Его работа заключалась в том, чтобы подбрасывать уголь в топку, чтобы там было тепло. Владельцы здания были щедры и к другим рок-музыкантам, в том числе к Александру Башлачеву, талантливому певцу и автору песен, который покончил жизнь самоубийством в возрасте 27 лет9.0003

После смерти Цоя подвал, где он проводил зимы, разгребая уголь, стал клубом, известным как Камчатка. Работает до сих пор, находится в подвале того же жилого дома на улице Блохина в Санкт-Петербурге. Сегодня это нечто среднее между клубом и музеем. Здесь регулярно проходят концерты с участием различных коллективов, исполняющих песни Цоя, а гитара Цоя и картины, которые он написал, постоянно экспонируются.

Я люблю приходить сюда просто для того, чтобы расслабиться и окунуться в атмосферу места, пропитанного историей; послушать музыку, посмотреть на экспонаты. Для меня, как и для многих других поклонников его творчества, Камчатка наполнен воспоминаниями о Цое и согрет радушием его поклонников. Здесь могут собраться единомышленники, объединенные любовью к музыке Виктора Цоя.

Камчатский клуб/музей со стороныКамчатка изнутри Показ котла, в который Цой загребал уголь.

Пожалуй, самое значительное событие в истории российского рок-н-ролла произошло в 1986 году с выпуском в США альбома Red Wave . Этот альбом, состоящий из двух пластинок, по одной стороне посвящал четырем наиболее известным тогда рок-группам СССР. : Кино, Аквариум, Алиса и Странные игры. Это была первая запись, познакомившая Запад с русским рок-н-роллом. Инициатором и продюсером альбома была американка Джоанна Стингрей, которая на тот момент знала о русском рок-н-ролле больше, чем кто-либо за пределами СССР. Стингрей неоднократно посещала Советский Союз, где подружилась со многими рок-музыкантами, в том числе с Цоем и Б.Г. Она экспортировала записи групп, которые использовались на Red Wave нелегально из СССР в Америку. Выход этого альбома открыл перед советскими музыкантами совершенно новые горизонты. Они получили возможность сотрудничать с западными рок-группами, давать концерты и выпускать альбомы за границей. Гребенщиков (БГ) работал с участниками The Band над своим альбомом Lilith и с Энни Леннокс. Он даже появился на шоу Дэвида Леттермана. Чуть позже Джоанна Стингрей вышла замуж за соло-гитариста «Кино» Юрия Каспаряна. В начале 19В 90 году Цой впервые посетит Соединенные Штаты со Стингреем и Каспаряном.

Обложка альбома Red Wave

  Помимо выпуска четырех альбомов серии Red Wave , Джоанна написала книгу на русском языке под названием Stingray in Wonderland . В нем рассказывается о ее жизни в русском рок-н-ролле и с Цоем, Каспаряном и БГ.

Виктор Цой, Джоанна Стингрей и Юрий Каспарян

В 1987 году Цой получил свою первую роль в кино в Асса, культовом советском фильме 1987 года режиссера Сергея Соловьева. Он появляется в конце фильма, играя рок-музыканта, который пытается выступить вместо своего друга, повредившего руку в результате несчастного случая (другими словами, он играет самого себя). Он и его друг идут в кабинет менеджера клуба, который читает им регламент, объясняя, какие шаги им нужно выполнить, чтобы Цой получил работу. Цой и его друг просто выходят из комнаты, идут в ресторан и Цой начинает петь эту песню. Пока играет песня, идут финальные титры.

Постер к фильму Асса

Меняй!

Вместо тепла – зеленое стекло. / Вместо огня – дым/ Очередной день, вырванный из пепла календаря/ Солнце красное совсем выгорело/С ним день догорает/ На пылающий город падает тень. /

Наши сердца требуют перемен / Наши глаза требуют перемен / В нашем смехе и в наших слезах / В пульсирующей крови в наших венах / Мы ждем Перемен!

Электрические огни продолжают наш день / И спичечный коробок пуст / Но на кухне газ горит синим цветком / Сигарета в руке, чай на столе, общая сцена / Больше ничего нет, все в нам

Наши сердца требуют перемен / Наши глаза требуют перемен / В нашем смехе и в наших слезах / В пульсирующей крови в наших венах / Мы ждем Перемен!

Мы не можем похвастаться мудростью наших глаз / И тем, как мы двигаем руками / Нам не нужно всего этого, чтобы один друг понял другого / Сигарета в руке, чай на столе, так что круг замыкается / И вдруг нам становится страшно что-то менять

Наши сердца требуют перемен / Наши глаза требуют перемен / В нашем смехе и в наших слезах / В пульсирующей крови в наших жилах / Мы ждем Перемен!


На могиле Цоя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы.


Очередное появление Цоя в кино вызвало наибольший всплеск популярности «Кино». Это был фильм Игла , режиссер Рашид Нугманов. Он касался темы незаконных наркотиков; тема, ранее запрещенная советской цензурой. Цой исполнил главную роль. По просьбе режиссера он вел себя максимально естественно; как будто он играл самого себя. Фильм стал культовым в России. За роль в фильме Цой был назван лучшим актером года по результатам опроса, проведенного кинохроникальной компанией «Советский экран». (Да, у нас, русских, тогда еще были кинохроники.) В саундтрек к фильму вошла песня «Звезда по имени Солнце», которую Цой написал во время съемок. По сей день она остается его самой популярной песней и одной из моих любимых.

Постер к фильму Игла

«Звезда по имени Солнце»-Кино:

Звезда по имени «Солнце»

2 Белый, серый лед / На потрескавшейся земле. / Лоскутное одеяло поверх него / Город окружён дорожным кольцом.

/

Над городом плывут облака / Отсекая небесный свет. / Над городом висит желтый дым. / Город двухтысячелетний / Живущий под светом звезды / Именем Солнца.

И две тысячи лет войны, / Войны без особых причин. / Война — дело молодых / Лекарство от морщин.

Красно-красная кровь – / Через один час она впитается в землю / Через два начинают расти цветы и трава, / Через три она снова жива / И лучами звезды согрета / Именем солнца.

И мы знаем, что так будет всегда, / Судьба любит людей / Живущих по иным законам / И тех, кто обречен умереть молодым.

Он не знает слов «Да, сэр» и «Нет, сэр». / Он не помнит ни чинов, ни имён, / Но до звёзд может дотянуться / Не зная, что это сон. / И он упадет, опаленный звездой / Именем Солнца.

Песня в финальных титрах фильма Игла:

Кино дало свой последний концерт в Лужниках в Москве 24 июня 1990 года. Семьдесят тысяч человек пришли. Через полтора месяца Виктор Цой погиб в автокатастрофе, возвращаясь с рыбалки в Латвию. Он умер на пике своего таланта, оставив неизгладимое наследие своих песен.

Это моя любимая песня с последнего концерта. Извините, без субтитров, «Стук»

Нити провода, ток в руках / Телефон говорит во все голоса / Пока, время твое вышло / И пальто на гвоздь, шарф на рукаве / И перчатки в кармане шепчут / «Может подождать до утра», до утра…

Но странный звук стучит и велит мне: «В путь». /Может быть, это мое сердцебиение, может быть, стук в дверь/И когда я обернусь на пороге,/ Я скажу только одно слово: «Верю».

Снова пойду на вокзал, Снова сяду в поезд. /Опять служители будут раздавать салфетки и чай. / Снова не усну я над стоном колес / В уме слышу слово: «Прощай».

Но странный звук зовет: «В дороге». / Может быть, это мое сердцебиение, может быть, стук в дверь / И когда я обернусь на пороге, / Скажу лишь одно слово: «Верю».

####

Виктор Цой Стена траура

Вскоре после смерти Цоя в Москве произошло странное: глухая фанерная стена на одной из улочек города вдруг была покрыта фотографиями Цоя и текстами его песен. Он стал живым памятником самой популярной рок-звезде России. Он все еще существует. Люди приезжают со всей страны, некоторые из-за рубежа, чтобы написать на Стене, разместить фотографии или письма, оставить цветы. Каждый год 15 августа, в годовщину его смерти, собирается народ и проходит импровизированный концерт его произведений; ничего не планируется. Все происходит спонтанно. Приходят люди всех возрастов, от детей до бабушек и дедушек. Как вы увидите на видео, первая исполнительница — молодая девушка; ненамного старше, чем я был, когда впервые услышал музыку Цоя.

В прошлом году парень моей сестры Дамир Мухамеджанов (производственный редактор московского телеканала) ездил туда и снимал трибьют. Неотредактированная версия этого видео показана ЗДЕСЬ

На могиле Цоя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы. Их приносят преданные поклонники; иногда мной. Я прихожу сюда не только для того, чтобы почтить его память, но и для того, чтобы постоять и подумать о своей жизни; его радости и печали, так или иначе связанные с его песнями; песни отчаяния, надежды и любви. В этом месте практически невозможно остаться одному. Поток посетителей на могилу Цоя кажется неиссякаемым, несмотря на то, что со дня его смерти прошло уже тридцать лет.

Могила Цоя в Санкт-Петербурге

Сейчас я попытаюсь ответить на вопрос, поставленный в начале этой статьи: «Чем вы объясняете такую ​​популярность?» Мне кажется, ответ можно найти в словах самого Виктора Цоя. В интервью 1987 года он сказал следующее: «Почти все можно простить тем, кто честен. Скажем, например, если мы [Кино] непрофессионально играем нашу музыку или непрофессионально поем наши песни — а мы сделали бесчисленное количество ошибок такого рода — наши поклонники не заметят этого, но, если мы не попробуем мы делаем все возможное, чтобы быть честными, наши фанаты никогда нас не простят». Я думаю, в этом вся суть. Песни Цоя — это честные песни, и присущая им честность — это то, что больше всего импонирует слушателю. Когда я столкнулся с музыкой Цоя, я был девятилетним ребенком. Смысл его текстов не всегда был мне понятен. Понимание пришло позже – поэтому любовь, возникшую к его творчеству в столь раннем возрасте, можно объяснить моим интуитивным чутьем, которое подсказывало мне, что то, что я слушаю, настоящее, искреннее, честное.

В качестве финальной песни я оставлю вам одну из редких песен Цоя на английском языке «Группы крови» («Группа крови»):

Группы крови

Виктора Цоя

Такая теплая место,
Но там на улице,
Где ждут наши следы,
Сапоги звездной пыли
Сверкают и сияют.
Вот пастухи и мягкое кресло,
Ослепительные сны под ярким солнцем, шар,
Курок нетронутый
Когда было нужное время.

На рукаве мой знак группы крови,
На рукаве указан мой порядковый номер,
Пожелай мне удачи в бою,
Говорю, говорю!
Я не останусь в этом зеленом поле,
Я не останусь в этом зеленом поле,
Пожелай мне сейчас счастья,
Скажи сейчас, скажи!
… Повезет!

Я могу заплатить, но никогда не хочу
Триумф любой ценой,
Я никогда не хочу
У меня под ногой лежит чей-то сундук.
Я лучше останусь здесь с тобой,
Просто остаться здесь с тобой,
Но звезда, которая высоко в небе
Всё же указывает мне путь.

На рукаве мой знак группы крови,
На рукаве указан мой порядковый номер,
Пожелайте мне счастья,
Говорю сейчас, говорю!
… Повезет!

Цой был и остается символом эпохи перестройки в СССР, голосом молодого поколения, отчаянно желающего и ждущего перемен. Он и Кино олицетворяли свободу и уход от серой советской действительности и ее бесчисленных запретов, оставив тем самым свой след не только в истории советского рока, но и в истории России.

БОЛЬШЕ ИЗ ПКМ:

BANG: ПУНКТ ПО РУССКОМУ РОКУ, ОТ ПАРКА ГОРЬКОГО ДО ВИКТОРА ЦОЯ

Троицкий коктейль | Газета «День»

04 августа, 00:00

Фото В. ЮДИНА

Поделиться:

Слово российского критика Артемия ТРОИЦКОГО имеет большое значение в музыкальном мире, но всегда вызывает ажиотаж. Его суждения вызывают диаметрально противоположные отклики, что только подтверждает авторитет критика. В последнее время он также пользовался большим влиянием на гражданской сцене. Троицкого все чаще можно увидеть на мероприятиях, организованных оппозицией, а количество исков, поданных обиженными им чиновниками, достигло полудюжины. Троицкий не менее интересен как собеседник, чем как критик. Предлагаем нашим читателям убедиться, что это так.

1. МУЗЫКА

Теперь, когда мы находимся на расстоянии лет, чем был «самиздатовский рок» – приключением, школой? Что это за опыт?

«Естественно, самиздатский рок давал мне больше свободы, чем сочинение текстов для советских журналов и газет. Я мог совершенно свободно употреблять сленг и даже прибегать к некоторым полунеприличным словам. С другой стороны, писать о местной рок-музыке можно было только в самиздате, пока не пришли новые времена. Я помню, как написал свою первую статью о русской рок-группе «Машина времени» в 1976, но и это не было опубликовано. Первые мои публикации на российскую тематику, кстати, весьма рассудительные и «дисциплинированные», стали печататься примерно в 1980-е годы. Где-то к концу 1970-х западной рок-музыкой я уже не интересовался, но и показывал много энтузиазма по поводу нашей новой волны. Мне захотелось написать на эту тему. Сделать это можно было только в самиздатских изданиях, таких как «Зеркало», «Ухо», а также в студенческих альманахах и рукописных джазовых журналах типа «Квадрат».

Что Вы предпочитали в самиздатских изданиях как читатель?

«Для меня самиздат и магнитофонные записи были абсолютно естественной информационной нишей. Одно и то же — читать самиздат или слушать Галича. Именно в самиздате я впервые прочитал много интересной литературы – не только политической, от Солженицына и Варлама Шаламова до «Мастера и Маргариты», но даже порно рассказы ныне забытых авторов, а также совершенно невинные вещи, такие как Братья Стругацкие. Я относился к этому совершенно беззаботно: никогда не прятал и не сжигал, иногда с большим удовольствием читал самиздатовские рукописи в метро. Это было частью игры в кошки-мышки».

У вас также был совсем другой опыт работы журналистом. Что вам дала работа в Playboy?

«С профессиональной точки зрения это почти ничего не дало мне, кроме знания того, как работает издательская индустрия. И некоторые вещи стали для меня крайне неприятным открытием, в частности, осознание жестокой судьбы рекламщиков, о которой я даже не подозревал, когда погружался в этот водоворот. В противном случае это было просто приятное времяпрепровождение, бесконечные большие и маленькие романы, а еще, пожалуй, то, что моя любимая жена Вера — сестра модели Playboy. Сначала я познакомился с ее сестрой и только потом открыл для себя мое настоящее сокровище – Веру Альбертовну, с которой я живу в мире и согласии уже более 10 лет».

Говоря об истории твоей жизни, я хотел бы спросить вот о чем. Ты постоянно участвуешь во всевозможных рок-проектах. Зачем тебе это нужно? Нужно ли рок-критику пробовать себя на сцене?

«Это хобби, чистое и простое. Ну, почти все, чем я занимаюсь в жизни, кроме любимой семьи, это хобби. Но среди них есть второстепенные по значимости увлечения, к которым относится музицирование. Я крайне несерьезно к этому отношусь. Например, я играл на соло-гитаре в «Звуках Му» в начале 19-го.80-е годы. Потом бросил по собственной инициативе, потому что репетировать было очень скучно, и я считал это пустой тратой времени. Я до сих пор иногда пою с группой «Отзвуки Му» и изредка записываю свои саундтреки, но обычно делаю это либо на благотворительность, либо на какие-то пародийные шоу. У меня нет и следа комплекса музыканта-неудачника. Я на сто процентов уверен в том, что говорю».

В таком случае не может быть никаких сомнений в беспристрастности ваших суждений.

«Нет, мои суждения пристрастны и индивидуальны. Мне просто надоедает быть своего рода автоматическим читателем информации и выносящим вердикты. С другой стороны, я думаю, что любой субъективизм или пристрастность в работе критика должны быть хорошо обоснованы».

Кстати о субъективизме: почему поколение советских панков конца 1980-х вас так не любило?

«Честно говоря, я ничего об этом не знаю. На самом деле я поддерживал дружеские отношения со шпаной. Был человек по имени Егор Летов [фронтмен сибирской панк-рок группы «Гражданская оборона». – Ред.]. Мы поссорились, как только встретились. Должно быть, я говорил о нем в негативном тоне. Но Летов есть Летов, а панки есть панки. В Новосибирске и Петербурге были замечательные панк-группы, с которыми я всегда дружил. Московские панки Тараканы сочинили про меня матерную песню после того, как я сказал, что московская панк-волна — это декоративный панк, и посоветовал им взять за образец питерских и сибирских рокеров. Были и поп-панк-группы, которые гастролировали по немецким пабам – я никогда не относился к ним серьезно, и если бы меня спросили, я бы сказал об этом открыто. Вот почему они начали ненавидеть меня. Но это их проблемы».

Давайте говорить в более широком контексте. Вы как-то назвали современный русский рок поп-кичем с электрогитарами. Они настолько плохи?

«Нет, они улучшились за последние несколько лет. С одной стороны, оживились некоторые старые активисты — Василий Шумов, Михаил Борзыкин, Юрий Шевчук, а с другой — появились новые ростки, такие как Люмен, Барто, «Последние танки в Париже». Кроме того, есть и неплохой рэп. Так что рок-н-ролл сейчас в какой-то степени на подъеме в России. Насколько продолжительным и, более того, насколько высоким будет этот подъем — вопрос, на который я не могу ответить, но сейчас он гораздо более интересен».

Если вспомнить героическую эпоху, то я думаю, что советский рок был скорее движением сопротивления, политическим самовыражением и театром. Музыки как таковой в ней было очень мало.

«В той ситуации, в которой мы жили, привлечь внимание гневными текстами было гораздо проще, чем музыкой, потому что, кроме того, тогда было сложно делать интересную музыку по чисто техническим причинам: не было хороших инструментов, репетиционных баз, и т.д. Но как только эти возможности появились, они принесли с собой хорошую музыку. Кстати, это в первую очередь относится к киевлянам. Я до сих пор считаю, что в советское время не было более интересной в музыкальном плане группы, чем «Коллежский асессор» Васи Гойденко. Если бы были другие условия, эта замечательная и самобытная группа заняла бы место в иконостасе авангардного рока рядом с самыми известными немцами, французами, британцами и американцами. Их бы цитировали, как Cocteau Twins и других. Так что у нас не было много хорошей музыки, но она все же существовала».

Но, похоже, иначе и быть не могло. Согласитесь, что все идеи в рок-музыке закончились именно в 1991 году, а на Западе это произошло еще раньше – в 1980-м? После этого мы можем видеть только очень талантливые и удачные рекомбинации.

«Я не могу этого отрицать, потому что сам, к сожалению, придерживаюсь той же точки зрения. Скажу только точнее: дело не в том, что идеи кончились, а в том, что уже были сделаны открытия. Промежуток времени с 19В период с 50-х по начало 80-х годов в области поп-музыки и рок-музыки совершались грандиозные открытия — что-то вроде открытия Америки. Боюсь, в таком масштабе ничего никогда не будет достигнуто, потому что кажется, что все уже открыто. Ноты остались прежними, и Земля оказалась круглой. Тем не менее талантливые люди есть и в западной, и в нашей музыке. На этом чистом поле продолжают копать какие-то маленькие ямы, заново комбинировать и изобретать какие-то, пусть даже банальные, вещи. Но нам, людям, привыкшим к великим открытиям, этого кажется недостаточным. Отсюда грусть и уныние. Но мы должны мириться с этим. Кто-то может ностальгировать, но я в этом отношении более динамичный человек, потому что у меня есть радио- и телепередачи с новой музыкой, которую я продолжаю слушать. Меня это вполне устраивает».

Не могу поверить, что вы не испытываете, хотя бы иногда, ностальгии по смутным подпольным временам…

«Вообще я не из тех, кто испытывает ностальгию. Скорее, я сентиментален. Но я решительно борюсь в себе с сентиментальностью: твердым решением отсекаю всякую ностальгию и стараюсь жить настоящим и будущим. Справедливости ради, крупных открытий, конечно же, было немало. А сколько я их сделал на местах: например, Гребенщикова я открыл в 1979, Майк Науменко в 1980-м, Цой и Мамонов в 1981-м и, в довершение всего, Башлачев в 1984-м. Это было фантастика. Я жил в настоящем вулкане гениев. Конечно, у нас сейчас этого нет, и это нельзя изменить. Но все же не все так плохо, ведь у меня есть и другие интересы в жизни, такие как семья, дети и масса интересной работы. Начальство тоже устраивает всякие новые авантюры, так что, как видите, скучать некогда».

2. ПОЛИТИКА

Мы как раз будем говорить о власти. Почему вы были так политически активны в последние несколько лет? Насколько я помню, в 1990-х у вас отношение было куда спокойнее.

«Дело в том, что парадигма 1990-х существенно отличалась от парадигмы 2000-х. Когда я говорил на эту тему где-то в 2005 году, меня на несколько лет забанили на Первом канале — я давал им интервью на каком-то светском мероприятии, которое сначала транслировалось на Дальнем Востоке. Кто-то это увидел и позвонил в Москву, после чего Костя Эрнст быстро занес меня в черный список на несколько лет».

Там было что-то неугодное?

«Я просто размышлял о диалектике таких вещей, как свобода и безопасность, и говорил, что при коммунистах была относительная безопасность, но не было свободы, при Ельцине была полная свобода, но абсолютно не было безопасности, а при Путине — ни свободы, ни безопасности. В этом вся проблема. Были вещи, которые меня не устраивали в 1990-е, например война в Чечне – кровавая, грязная, несправедливая, – но я думаю, что Ельцин придерживался каких-то базовых ценностей, особенно свобод, в том числе свободы слова. Так что было ощущение неэффективности правительства, но не подлости. Что же касается нынешнего руководства, то оно представляется крайне неискренним и лицемерным. К тому же отношение к простым людям еще более пренебрежительное, чем при Ельцине, Горбачеве или в советское время. К сожалению, повседневная жизнь в России подтверждает это множеством примеров. Действительно, я не хочу об этом молчать, хотя я и не состою в организованной политике. Вы никогда не заставите меня вступить в какие-либо организации или клубы. Это касается и политики, и религии, и многого другого».

Почему? Это ваша природа или позиция?

«Что касается характера, то это независимость с одной стороны и ответственность с другой. Я не люблю становиться заложником чьих-то уставов, доктрин, партийной дисциплины. Как добросовестный человек по натуре, я категорически отказываюсь нести ответственность за некоторые Parteigenossen. Такие случаи были в моей жизни. Например, когда я был членом правления Московской рок-лаборатории, я нес ответственность за некоторые действия этой организации, которые мне категорически не нравились. Убежать было невозможно, так как я был частью этой команды. Теперь, когда я получил горький опыт, я решил, что проще и естественнее нести ответственность за свои собственные идеи и действия».

Это должно быть источником вашей критики маршей несогласных. Но участие в этой демонстрации не накладывает на вас никаких обязательств и, кроме того, в основном отвечает вашим оппозиционным принципам. Нет ли здесь противоречия?

«У меня нет противоречий с самим собой. Повторяю еще раз: я не принадлежу ни к одной партии. По какой-то причине это наша практика: если вы в оппозиции, вы должны разделять существенный набор определенных доктрин. Если вы коммунист-оппозиционер, вы должны уважать Российскую коммунистическую партию или, еще лучше, глубоко растрогаться при виде Сталина, которого я как раз и считаю непревзойденным убийцей и преступником. Соответственно, если ты либерал, то должен почитать Егора Гайдара, ходить на митинги в защиту 31-й статьи Конституции и еще что-то делать. Но я разделяю некоторые взгляды одной группы и некоторые другие, например, взгляды «зеленых» антиглобалистов, которые, кстати, гораздо ближе мне, чем коммунисты и либералы. И все это я смешиваю в своем собственном коктейле. Коктейль Троицкий. И это все. Но я никому не навязываю свои взгляды, не создаю никаких партий и организаций, не ищу единомышленников».

А какая форма протеста вам больше нравится?

«Любое мероприятие, задуманное искренне, сделанное честными людьми и проведенное с хорошим настроением. И неважно, автогонка это, концерт, «монстрация» или флешмоб».

Что вы думаете о состоянии нынешней политической оппозиции?

«Я думаю, что нынешняя ситуация лучше, чем 3-5 лет назад, когда не на кого было смотреть: с одной стороны, люди, которые когда-то были частью правящей верхушки, такие как Касьянов и Немцов, но сейчас пытаются формируют альтернативный государственный орган, а с другой стороны, закоренелые коммунисты, на лицах которых ясно написано: «Нет будущего», есть и всевозможные маргинальные элементы с известной долей шовинизма и национализма. Все они были мне совершенно неинтересны, хотя я поддерживаю хорошие, даже дружеские отношения с Борисом Немцовым или Ириной Хакамадой, неплохо знаю Рыжкова и Каспарова. Но быть друзьями семьи и вместе стоять на баррикадах — разные вещи. Сейчас ситуация намного интереснее, потому что у нас есть мощная неполитизированная и беспартийная оппозиция, которую я считаю более убедительной».

Это то, что они называют гражданским сектором.

«Я не знаю, как это называется. К сожалению, очень скоро на все это будут наклеены ярлыки. Я имею в виду людей, которые делают конкретные вещи, будь то Евгения Чирикова, которая борется за Химкинский лес, или Российская Федерация Автомобилистов против дорожного феодализма, или Алексей Навальный против бюрократической коррупции, или Город без наркотиков против полицейского сокрытия наркотиков. торговля людьми и т. д. Это честные, сильные и энергичные люди, вносящие вклад в абсолютно конкретные дела. Это то, что я уважаю. Не знаю, нужна ли им моя помощь, но я готов стоять рядом с ними в одной очереди — но не по партийным спискам».

Мы всегда говорим об идеологии. Вы как-то назвали себя левым, подчеркнув, что либеральный капитализм вам не по душе. Но это гарантирует свободы, не так ли?

«Дело в том, что есть ценность, называемая свободой, и еще одна очень ценная вещь, называемая справедливостью. Да, дикий капитализм обеспечивает дарвинистскую свободу, основанную на выживании сильнейших. Этот капитализм хорош тем, что не ставит государство выше человека, тем более предприимчивого. Но далеко не все люди такие. Я, например, не предприимчив. У меня совершенно нет таланта к бизнесу. Я всю жизнь жил на гонорары. Я не представляю, что такое биржа или инвестиционный фонд. Мне до сих пор непонятно, как можно делать деньги из ничего. Я привык только так работать: дескать, пиши, сними, проведи концерт и получи свои деньги. Соответственно, либеральный капитализм предлагает свободу в этом отношении. Но справедливости здесь и в помине нет, потому что многие непредприимчивые люди оказываются на периферии. О них следует заботиться и не рассматривать их как отбросы, оставшиеся после применения теории социального дарвинизма. Вот почему я поссорился с буржуазными либералами».

То есть вы хотите, чтобы государство взяло на себя регулирующие функции?

«Я думаю, что конечной целью и главной функцией государства является забота о слабых, бедных и непрактичных. Пусть сильные, талантливые и предприимчивые заботятся о себе — вперед! Но государство должно помогать старикам, детям или людям свободных профессий, чей талант не имеет ничего общего с извлечением прибыли. При этом государство должно быть добрым и справедливым, а не таким жестоким, как у нас».

О государстве и ваших отношениях с ним. Вы сейчас одновременно участвуете в пяти судебных процессах. Такое количество судебных исков против вас злой умысел или просто совпадение во времени?

«Это не совпадение. Конечно, это было хорошо организованное дело. Я сам не люблю вникать в политические интриги, мне совершенно чужда конспирология, но всякие умники говорят, что это как-то связано с предстоящими выборами. Внушают, что наше правительство боится какой-то активности в обществе, и его беспокоит то, что общественные деятели, обладающие некоторым влиянием среди простых людей, вместо того, чтобы размышлять о лирике Гребенщикова или писать любовные песни, вдруг проявляют, так или иначе, свою гражданскую позицию и, более того, делают это достаточно критично. Соответственно, чтобы показать, что может случиться с плохишами, которые задевают серьезных парней пустословием, выбрали меня. Откровенно говоря, я не могу сказать, что полностью принимаю эту версию. На месте Суркова я бы выбрал другую цель — более политизированную, с одной стороны, и более податливую — с другой. Но в данном случае эта участь постигла меня. Это меня в какой-то степени радует. Но, так как слава народного мученика меня совершенно не привлекает, а дел у меня бесконечное множество, куча интересов, плюс дети, в том числе младенцы, мне не нужна эта борьба. И все же я должен дать отпор, тем более, что это не я запустил дело».

Но, в то же время, Вадим Самойлов отказался от иска о извинениях, а сумма штрафа по иску майора милиции Хованского уменьшена. Они дают задний ход?

«Все эти судебные процессы с самого начала были надуманными. Все они искусственные. Самойлов отозвал часть своего костюма только потому, что до него дошло, что нельзя отрицать фразу «прирученный сурковский пудель», и глупо говорить: «Нет, Самойлов не пудель» или «Нет, он пудель». не прирученный, он совершенно дикий.» Слава богу, он получил сообщение после того, как я сказал это не раз в различных интервью. Та же история и с Хованским: иск — нелепая подстава. Сочувствую судьям, которым приходится выслушивать весь этот бред, а потом принимать компромиссное решение, которое не будет выглядеть слишком абсурдным. Думаю в результате все будет ок. У меня нет никаких сомнений по этому поводу».

Но все-таки, почему вы так строги к Самойлову? Ибо, активно сотрудничая с властями, он в любом случае обрекает себя на весьма незавидную судьбу.

«Во-первых, я не считаю выражение «прирученный сурковский пудель» чем-то жестким. Все слова, включая «пудель», хороши, правильны и абсолютно пригодны для печати. Это не что иное, как ироническое выражение. Нетрудно догадаться, что если бы я хотел устроить Самойлову настоящий ад, я бы сделал это гораздо эффективнее и результативнее. Я не хотел сделать слишком плохой поворот к нему. Теперь это он расшевелил эту историю, которой сделал себе явно сомнительную пользу, ибо никто не будет называть его иначе как пуделем в ближайшие пять или даже десять лет.

Кстати, а почему, на Ваш взгляд, некоторые рок-музыканты, даже такие одаренные, как Самойлов, сливаются с властью?

«На самом деле все, наконец, становится чисто человеческой историей. Взять, к примеру, группу «Агата Кристи», где было два брата Самойловых — Глеб и Вадим, вылитые друг в друга. Теперь они так же разбросаны, как были разбросаны герои шолоховского «Тихого Дона». Вадим — часть власти, и он этим очень гордится, а Глеб так и остался рокером-нонконформистом, и этот человеческий антагонизм в итоге вылился в распад их группы. Очень красивая и, я бы даже сказала, мифологическая история. И главная причина, по которой наши профинансированные рокеры сливаются с властью, а поп-артисты заискивают перед властью, носит экономический характер. Это приносит реальные деньги — правительственные заказы, корпоративы, фонды и выступления на различных прибыльных мероприятиях, таких как дни города или предвыборные кампании. Они кормятся из этого корыта. Вот и все.»

Может быть, лучше задать этот вопрос политологу, но все же, как вы думаете, можно ли сменить власть в России путем мирного и гражданского восстания?

«По моему мнению, единственная попытка мирного восстания в моей стране была предпринята в декабре 1825 года и, как известно, оказалась злополучной. С тех пор ничего мирного не было. Другими словами, у нас либо не было мирного пути, либо не было восстания. В этой стране можно что-то изменить мирным путем: должно произойти внутреннее перерождение элиты».

Только элита?

«Такова наша страна. Я думаю, что единственный реалистичный и позитивный сценарий для России — это нечто, напоминающее горбачевскую перестройку. И в этом плане я возлагаю слабые надежды на Медведева и его либеральную модернизационно настроенную команду – Кудрина и Чубайса, с которыми я, кстати, родился в один день. По крайней мере, это люди, которые осознают, что такое сегодняшний мир, и, в отличие от Путина и его команды, не мыслят исключительно силовыми категориями».

Но в России не раз случалось, что оттепель неизбежно сменялась сильными морозами. Это был как бы круг, постоянный возврат к авторитаризму.

«Это сложный вопрос. Могу лишь сказать, что Россия — феодальная страна по большинству основных понятий (имеется в виду, прежде всего, отношение власти к народу). В России нет даже намека на демократию. Все осталось, к сожалению, как было прежде: и опричнина, и монархия, и бояре, и крепостные. Опричники потом превратились в чекистов, а теперь гаишники и налоговики; были цари, потом генсеки партии, теперь есть президенты и премьеры, но я не вижу существенной разницы между нынешним строем в стране и при Иване Грозном».

Принимая во внимание, что этот режим может держаться очень долго, не кажется ли вам иногда, что вы занимаетесь бесполезным делом?

«Все может измениться, а может и не измениться. Я стратегический оптимист. Я прожил большую часть того, что можно назвать бессознательной жизнью в советское время, и должен сказать, что, в отличие от мудрых диссидентов, таких как Андрей Амальрик, я даже представить не мог, скажем, в 1983 или даже в 1985 году, что будет с моя страна, скажем, в 1989 году. Точно так же я думаю, что реальная жизнь и история могут приготовить для нас много сюрпризов, в том числе приятных».

3.

Leave a Comment