Европа универсалис 3 божественный ветер: Европа 3: Божественный ветер — рецензия и обзор на игру на AG.ru

Европа 3: Божественный ветер — рецензия и обзор на игру на AG.ru

Europa Universalis 3 – одна из
немногих игр, к которым вышло целых
четыре аддона. И несмотря на то, что
глобальные исторические стратегии
– не самый популярный жанр на PC,
дополнения явно востребованы.
Пользуясь этим, Paradox с радостью идет
навстречу фанатам. Дело дошло до
того, что следующую тему определяли
голосованием на форуме.

Asiopa Universalis

Поклонники, уставшие от «евроцентризма»,
посоветовали заняться другими
частями света. В итоге разработчики
обратили взор на второй по важности
регион – Азию. Тамошние жители не
осваивали далекие континенты, не
двигали вперед науку и не создавали
промышленность. Тем не менее,
масштаб их владений поражает, а
распутывать клубок местных
политических и религиозных проблем
так же увлекательно, как на Западе.

Первое государство, затронутое
изменениями, – Япония. В предыдущих
версиях не было инструментов,
позволяющих изобразить здешние
феодальные «разборки» и отсутствие
интереса к остальному миру. В Divine
Wind все иначе: игрок выбирает
одного из четырех даймё,
стремящихся стать сёгуном. Первые
ведут переговоры только между
собой. Второму разрешено общаться с
инородцами, но количество
доступных ему опций зависит от «авторитета»,
а на него влияют отношения с
императором и даймё. Настоящий
серпентарий! Правда, столкнувшись с
внешним агрессором, самураи держат
удар сообща.

Серьезные подвижки коснулись и
Китая. Кажется, что Поднебесная –
гигант, способный подмять под себя
всю Азию. Однако ничего похожего в
тот исторический период не
произошло. Причина тому –
внутренние неурядицы,
раньше моделировавшиеся примитивным
штрафом. В Divine Wind власть
делят бюрократы, храмовники и
евнухи. Победителя выявляют
случайные события, настройки
политики и таланты монарха.

Кто бы ни взял верх, это наложит на
игрока ряд ограничений. Одна
фракция запрещает развязывать
войны, другая не возводит здания,
третья не посылает колонистов и т. д.
Оставаться под началом кого-либо из
них навсегда – опасно, ибо лоббисты
загубят нормальное развитие. Но
переписывать законы, чтобы
склонить чашу весов в нужную
сторону, дозволено раз в тринадцать
лет. Приходится составлять план на
целые столетия, который легко может
сорвать потеря Мандата небес. Лидер,
лишившийся божественной поддержки,
едва ли спасет страну от хаоса.

В такой момент не преминут
заглянуть на огонек кочевники. Орды,
захватившие земли от Монголии до
Поволжья, действуют по своим
правилам, и язык дипломатии им
непонятен. Варвары — постоянная
угроза для цивилизованных соседей.
Вариантов для заключения с ними
временного перемирия всего два:
заплатить им или обложить данью.
Отобрать вотчину у степняков тоже
непросто — необходимо занять регион
армией, отрядить туда поселенцев и
беречь их до тех пор, пока область
не станет вашей. В общем, азиатского
колорита хоть отбавляй –
знакомство с новинками затягивает
на несколько партий кряду.

На пути к идеалу

Разумеется, не только атмосферой Востока хорош аддон. Paradox изрядно
переработала систему
строительства. На вербовку зодчих
отныне тратится магистрат, поэтому
каждый подряд – стратегическое
решение. Нельзя накопить тысячу
золотых и заказать 20 мастерских на
следующий день после их
изобретения.

Стандартных зданий в Divine Wind
— аж 56 типов. От подобных чисел
голова идет кругом, хотя на самом
деле все не так ужасно. Постройки
рассованы по семи «цепочкам» —
чтобы освоить второй уровень, не
обойтись без первого. Продвинутые
версии исключают друг друга, и
важно заранее придумать, что куда
засунуть. Некоторые доступны в
единственном экземпляре или
требуют конкретных ресурсов.

Найти место в плашке провинции
для таких богатств было нелегко.
Ради этого меню Paradox пожертвовала
уродливыми 3D-диорамами городов.
Удались и прочие реформы
интерфейса. Обсуждая условия мира,
игрок изучает перекройку
территорий прямо на основном
экране. Из Hearts of Iron 3: Semper Fi
перекочевали «глобальные цели», из Victoria
2 – внешний вид карты при
сильном отдалении.

Переговорщикам выдали пару новых
кнопок: «попросить союзников о
помощи индивидуально, а не всех
скопом» и «присоединить члена
личной унии». Расширять сферу
влияния еще полезнее – теперь это
увеличивает прирост магистратов и
дает бонус к навыку дипломатии.
Правда, если со страной нельзя
торговать, то «взять ее под крыло»
запрещено.

Купеческие будни тоже стали
сложнее и интереснее. В Divine Wind
негоцианты спекулируют только на
тех рынках, до которых могут
добраться. Приверженцы свободной
коммерции путешествуют охотнее,
зато меркантилистам проще
конкурировать в «родных» областях.
Кроме того, появились специальные «выгодные»
товары. Для прибавки надо стать
лидером по их производству или
перепродаже.

Перечислять мелочи можно долго.
Державы-колонизаторы покоряют
Новый Свет более логично (Южная
Америка в прямом смысле ближе
испанцам и португальцам, а Северная
— британцам и французам). Повстанцы
разных типов получили уникальные
флаги и дерутся между собой. Модель
Священной Римской империи приросла
несколькими важными механизмами.
Конечно, все это просто тонкая
настройка, но уж ветераны-то оценят
ее по достоинству.

* * *

Пожалуй, именно на давних фанатов
и нацелен Divine Wind. Несмотря
на то, что изменения очень приятны,
они не вызывают такого восторга,
как In Nomine и Heir to the Throne.
В отличие от предыдущих аддонов,
этот не страшно и пропустить. Хотя о
покупке вы точно не пожалеете,
особенно если неравнодушны к
азиатской тематике.

Официальные патчи для Europa Universalis 3

Все

Геймплей

Официальные патчи

Русификаторы

Саундтреки


|
Индустрия

Основатель рухнувшей криптобиржи FTX арестован

СD Projekt RED сообщила точное время выхода обновлённой версии The Witcher 3: Wild Hunt


|
Мероприятия

Забудьте про Elden Ring и God of War, настоящей звездой Game Awards стал флейтист оркестра


|
Обновления

Новый квест в некстген-версии The Witcher 3 полностью переведен и озвучен на русский язык


|
Консоли

Игра Hogwarts Legacy получила новую дату релиза для PS4, Xbox One и Switch, экшен про волшебников выйдет весной


|
Кино и сериалы

Продюсер фильма «Алита: Боевой ангел» продолжает намекать на производство сиквела


|
Скриншоты

Скриншоты улучшенной версии The Witcher 3: игра выглядит просто великолепно с трассировкой лучей и без неё


|
Мероприятия

Elden Ring стала игрой года по версии The Game Awards


|
Индустрия

Исполнитель роли Ви в русской версии Cyberpunk 2077 намекнул на возвращение к роли в дополнении Phantom Liberty


|
Скриншоты

Нейросеть нарисовала героев Mass Effect


|
Релизы

Состоялся релиз комедийного шутера High On Life


|
Трейлеры

CD Projekt RED опубликовали 5-минутный фильм с живыми актерами, который рассказывает события до The Witcher 3


|
Индустрия

Переносов больше не будет: Hogwarts Legacy отправилась на золото


|
Технологии

Геральт, монстры и Плотва: нейросеть обработала скриншоты The Witcher 3


|
Индустрия

Развлекательный портал PornHub опубликовал список самых популярных героинь видеоигр 2022 года

Europa Universalis III Divine Wind Обзор

Европа Универсалис III Божественный Ветер

Написано Томом Биттерманом 14. 01.2011 для
ПК

Еще:

Европа Универсалис III Божественный Ветер

Что-то есть в имени. Супермен, очевидно, хороший парень, а Пейнмастер МакКиллфейс — плохой. Мать Дарта Мола никогда не думала, что ее сын вырастет и станет главой джедаев. То же самое верно и для «Europa Universalis» — она будет о Европе и о том, что она сделала.

Однако движок в «Europa Universalis 3» (EU3) очень мощный и позволяет играть за любую из множества стран, многие из которых не входят в Европу. После нескольких прохождений за основные (и второстепенные) державы Европы может быть интересно сыграть несколько игр за Китай или Японию или некоторых других азиатских соперников. Проблема с этим в игре такая же, как и проблема, с которой столкнулись неевропейские державы в реальной жизни: никто не мог идти в ногу с технологическим, экономическим или социальным прогрессом Европы в этот период. Играть за неевропейскую нацию равносильно простому ожиданию вторжения европейской нации. Единственная альтернатива — как можно скорее подтолкнуть вашу нацию к событию «вестернизации», тем самым став европейской нацией во всем, кроме местоположения.

«Божественный ветер», четвертое расширение для EU3, пытается исправить эту ситуацию, конкретизируя Японию и Китай. Обе страны разделены на более мелкие единицы в начале игры. Китай теперь разделен между различными фракциями, которые борются за власть в рамках своего рода единой страны, в то время как игрок должен жонглировать ими, чтобы получить различные бонусы и избежать штрафов. Япония разделена на 4 воюющие псевдостраны, которые игрок должен объединить путем завоевания, чтобы стать императором. В результате эти страны будут работать как Священная Римская империя. Просто сделать так, чтобы они функционировали как единое целое, — само по себе подигра.

Пока работает хорошо. Единственная реальная проблема заключается в том, что это не идет очень далеко. Эти проблемы унификации в значительной степени ограничены ранней игрой. Если вы не объединили Японию достаточно рано, будьте готовы к тому, что до конца игры она будет иметь статус второстепенной державы. После объединения это становится все той же старой игрой – как можно быстрее вестернизировать или стать колонией.

Хотя приятно видеть, что они получают свое расширение на солнце (это шутка о «Виктории 2», понимаете?), восточные страны — не единственные вещи, которым уделяется некоторое внимание в этом дополнении. Некоторые из них довольно незначительные — улучшенная графика, улучшенный игровой баланс, новые достижения — но некоторые заслуживают более глубокого рассмотрения.

Лучшее улучшение — самое простое. Теперь игроку предоставляется реальная карта мира при заключении мира, и он может видеть и выбирать, какие провинции предлагать или требовать. В более ранних версиях игры для этого рецензента было бесконечным источником разочарования то, что ему представлялся только список провинций, и он не знал, где они находятся. Возможность непосредственно видеть, что поставлено на карту, чрезвычайно удобна. Еще одно приятное, хотя и незначительное улучшение — это меню улучшений провинции. При строительстве улучшения в провинции игроку теперь отображается матрица всех возможных улучшений. Действительные улучшения выделены цветом, недоступные выделены серым цветом. Каждая строка соответствует типу улучшения (например, религиозные, сухопутные войска, налогообложение), а каждый столбец отображает улучшения с возрастающим уровнем сложности (например, гавань, доки, верфь, космопорт). Это очень удобно при планировании развития.

Магистраты теперь более важны, поскольку для постройки улучшений провинции требуется магистрат. С одной стороны, это замедляет старую фазу «Я только что узнал, как строить дороги, теперь мне нужно нажать на каждую свою провинцию и построить в ней дорогу», которая останавливала бы игру. С другой стороны, это просто превращает это в «Хорошо, теперь у меня есть еще один магистрат, в какой провинции (провинциях) я еще не построил дорогу?» праздник микроменеджмента. Это не лучше.

Орды теперь жестче. С ними труднее иметь дело дипломатически и труднее дать отпор военным путем. Они сложны для организованных наций и могут быть слишком сложны для многих небольших восточноевропейских стран, с которыми они сталкиваются на раннем этапе. С ними лучше всего столкнется игрок, который хочет сосредоточиться на войне, а не на экономическом развитии.

Торговый диапазон (насколько далеко могут путешествовать ваши торговцы) был сокращен, а влияние пассатов было усилено, что усилило ограничения на перемещение во временном периоде. Это делает игры более исторически обоснованными, не ограничивая игрока.

Кроме того, к сожалению, теперь вы ограничены одним советником данного типа за раз. Больше не нужно накручивать дурную репутацию, а затем нанимать трех философов, чтобы быстро ее вернуть. Добавьте к этому новый, более быстрый темп упадка культурных традиций, и система советников будет работать намного лучше.

На самом деле не так уж много плохого можно сказать о «Божественном ветре». Можно было бы пожаловаться на то, что африканским и американским странам по-прежнему нечего делать или что у них много шансов сдержать европейцев, но в любом случае они действительно этого не сделали за период времени, охватываемый игрой. Они могут стать интересным модом или совершенно отдельной игрой, но, похоже, нет разумного способа включить могущественную империю коренных американцев в EU3, оставив ее (полу-) верной исторической симуляцией.

Это четвертое дополнение и не содержит ничего действительно революционного, ни хорошего, ни плохого. Это конец пути для EU3 как «живой» игры (хотя сообщество модов будет активно еще долгие годы). Любые радикальные новые разработки должны исходить от «Europa Universalis 4». Это был хороший пробег.

Подводя итог, «Божественный ветер» добавляет некоторый контент для Японии и Китая, реализует некоторые улучшения интерфейса и немного меняет игровой процесс, но ничего существенного не делает. Это хорошая покупка для фанатов серии, но она не убедит попробовать ее тех, кто еще не играет в EU3.

«Божественный ветер» наносит последние штрихи любимой франшизе «Europa Universalis 3». Это расширение добавляет полезный контент для Китая и Японии, но в основном представляет собой набор незначительных улучшений и настроек.

Рейтинг: 7,9 выше среднего

* Продукт, описанный в этой статье, был отправлен нам разработчиком/компанией.

Об авторе

Может написать ИИ лучше, чем кто-либо другой. Твоя мама любит меня больше, чем тебя. Как и твоя девушка. Выглядишь лучше, чем ты. Величайший из ныне живущих американских авторов (кроме Джина Вулфа, может быть). Скромный.

Просмотр профиля

Купить Europa Universalis III: Divine Wind PC DIGITAL