Новый трейлер «Дюнкерка», или как снимают военную драму Кристофера Нолана. Дюнкерк как снимали
«Дюнкерк»: над седой равниной моря Нолан пафос нагоняет
Если бы в режиссерских титрах к этому фильму значился Никита Михалков, его бы распяли: а) за пафос; б) за то, что картина похожа на «Титаник», «Перл-Харбор» и еще много чего военно-морского. Но поскольку «Дюнкерк» снят автором «Интерстеллара», «Темного рыцаря» и «Начала», отношение у кинокритиков и фанатов к этому творению будет, скорее всего, снисходительно-уважительное.
В основу сюжета фильма Кристофера Нолана лег реальный исторический эпизод. Во время Второй мировой войны немцы блокировали у города Дюнкерк части английской, французской и бельгийской армий. Черчилль решил эвакуировать соотечественников на Британские острова: премьер-министр был бы рад, если бы домой вернулись хотя бы 30 тысяч британцев. Однако английским военным невероятными усилиями удалось переправить более 400 тысяч людей, причем не только своих сограждан. До безопасного места было рукой подать — всего 42 км, но это расстояние нужно было суметь преодолеть, лавируя между немецкими подводными лодками и уходя от бомб, летящих с воздуха. Навстречу военным кинулись гражданские суда: прогулочные яхты, торговые корабли… Это был героизм, патриотизм, помноженные на огромный профессионализм.
Кадр из фильма «Дюнкерк»
Кристофер Нолан давно хотел поведать эту историю, поскольку, как и большинство британцев, вырос на рассказах об эвакуации из Дюнкерка. «Это значительная часть нашей культуры. Она у нас в крови», — признается режиссер. В доске своих желаний режиссер теперь с чистой совестью может поставить отметку Done: у него получилось далеко не безупречное, но адреналинистое, брутальное кино, эпический экшен-триллер, в котором, кстати, нет ни одной женщины. Санитарки и медсестры, раздающие бутерброды, не считаются.
Главная интрига для всех, кто ожидал «Дюнкерк», была связана с тем, как Нолан решит вопрос визуализации. Режиссер, создававший миры сновидений («Начало»), бескрайнего космоса («Интерстеллар») и Готэм-сити («Темный рыцарь»), теперь погружался в реальность. Как человек, любящий математическую точность и структурированность, Нолан разбил фильм на три составные части — «Земля», «Воздух», «Вода» — и принялся неистово декорировать каждое из этих реальных пространств. Вода у него получилась то лазурная, то в моменты взрывов серая, враждебная, с густой пеной. Земля — словно игрушечная: золотые пески да пряничные домики. Эту красоту героям предстоит покинуть. Воздух — синее небо, которые взрезают похожие на стрижей боевые самолеты, и за штурвалом одного из них — сам сэр Том Харди.
Том Харди в фильме «Дюнкерк»
Начиная с «Темного рыцаря», Нолан во всех своих картинах использовал камеры IMAX. Однако на этот раз решил снимать не только на них, но и на 65-миллиметровую пленку весь фильм целиком. В итоге при просмотре «Дюнкерка» в IMAX-зале зрителю потребуется недюжинное здоровье: от резкости картинки режет глаза.
Со звуком тоже всё очень непросто. От низкочастотной, отдающей в самое сердце музыки страдает весь организм. Композитор Ханс Циммер весьма затейливо обработал «Нимрод» из вариаций «Энигма» Эдуарда Элгара. Элгар, портрет которого напечатан на 20-фунтовой купюре, идеален, когда нужно подчеркнуть «британистость» события и одновременно нагнать ужас и ожидание вселенской катастрофы. Однако тут Циммер явно переусердствовал. Обработал он и тиканье часов, и рокот моторов. В итоге по части тревожности получился перебор — в какой-то момент ты ловишь себя на мысли: «Когда наконец уймется этот набат или ротор?!» Весь фильм ты ждешь катарсиса, в том числе музыкального. А он все не наступает и не наступает.
Кадр из фильма «Дюнкерк»
Не обеспечивают катарсис и герои картины. Мало того что нам не представлены (пусть хоть коротенько) их биографии и судьбы — почти все они получились схематичными и ходульными: Свихнувшийся, Трус, Джентльмен, Чиновник, Бравый офицер… А еще они разговаривают шершавым языком плаката. Вот примеры диалогов: «Вы молодцы!» — «Мы ведь только выжили...» — «Это немало»; «Это нечестно...» — «Выживание — дело грязное. Это цена возвращения!» — «Но как с этим жить?!»; «Что там?» — задумчиво разглядывая спешащие на помощь гражданские кораблики. — «Это Родина...» Поклонники Нолана наверняка свалят все на плохой русский перевод, но поскольку в этом кино вообще говорят мало, то эти рваные фразы, в общем-то, трудно напитать иным смыслом.
Кино у Нолана получилось густонаселенное, персонажей много — в итоге у зрителя расфокусируется внимание. Ты уже не осознаешь, кому сопереживать больше, кому — меньше. Режиссер прочитал несколько исторических томов, советовался с Джошуа Левиным, автором книги «Забытые голоса Дюнкерка», знакомился с участниками тех событий. Однако в свой фильм никаких реальных персонажей не перетащил, предпочев создавать историю при помощи вымышленных героев. И видимо, зря: энергия — живая, человеческая — в этой истории утрачена.
Кадр из фильма «Дюнкерк»
Кто из актеров запомнился? Отминусовывем Тома Харди, поскольку он лишь на секунду предстает без шлема, и игры там не видать. Пропустим Кеннета Брана, Фионна Уайтхеда, Тома Глинн-Карни, Джека Лауди, Киллиана Мёрфи, Джеймса Д’Арси, Гарри Стайлса, Анейрина Барнарда — их роли не войдут в сокровищницу мирового кино. В сухом остатке — умные глаза Марка Райнэлса (который выглядит тут как абсолютный Абель из «Шпионского моста» Спилберга) и харизма Барри Кеогана. Последний только что прогремел на Каннском фестивале своим участием в фильме «Убийство священного оленя» Йоргаса Лантимоса. Обладатель запредельно неприятной внешности Барри Кеоган мастерски ее эксплуатирует, вызывая в одних фильмах отвращение, а в других — жалость.
Подводя итог, выскажу личное мнение: Кристофер Нолан снял технически сложное, зрелищное, чрезвычайно пафосное, урапатриотическое кино во славу доблестных ВВС и морского флота Британии. Видимо, сидя в Америке, режиссер так истосковался по родине, что даже согласился на такой вот слоган: «Когда 400 000 человек не могли вернуться на Родину, Родина вернулась за ними». А еще это весьма толерантный фильм. Во-первых, несколько од спето на тему англо-французской дружбы. Во-вторых, на протяжении почти двух часов (фильм идет 1 час 47 мин.) фашистов ни разу не называют немцами, а только словом «враг». Вы можете себе представить, чтобы в разгар битвы командир кричал: «Враг наступает с запада!»?
Джеймс Д’Арси и Кеннет Брана в фильме «Дюнкерк»
Возвращаясь к тому, с чего начала, замечу: упоминание Никиты Михалкова в этой рецензии далеко не случайно. Во время просмотра «Дюнкерка» у меня, да и у многих журналистов, возникла устойчивая ассоциация с фильмами «Утомленные солнцем — 2» и «Солнечный удар»: сцены, когда корабли бомбят с воздуха, когда моряки задыхаются в подтопленном корабле, ну очень похожи. Впрочем, если продолжить цепочку ассоциаций, то «Дюнкерк» можно сравнить и с картиной «Спасти рядового Райана» и даже с «Марсианином». Вот этот месседж, что Родина своих не сдает, а борется за жизнь каждого своего гражданина, конечно, весьма сентиментален и привлекателен. Настолько, что перед ним не устоял даже такой мастер, как Кристофер Нолан. Кстати, девять его фильмов суммарно собрали более 4 миллиардов долларов. Посмотрим, насколько пополнит эту копилку «Дюнкерк».
Илона Егиазарова
www.vokrug.tv
— Новый трейлер «Дюнкерка», или как снимают военную драму Кристофера Нолана
Warner Bros. Pictures несколько дней назад поделилась основным трейлером предстоящего военного драматического фильма режиссера Кристофера Нолана «Дюнкерк», на первых кадрах которого мы видим сотни тысяч солдат британских и союзных войск, оказавшихся в ловушке на береговой линии, где за спиной лишь море, а враг подходит все ближе. Примечательно, что для Кристофера Нолана это первый фильм, основанный на исторических событиях. Все его предыдущие картины были основаны на оригинальных сценариях, ремейках, романах или комикс-адаптациях.
Главные роли в военном фильме, съемки которого проходили во французском городе Дюнкерк, исполняют: Анейрин Барнард, Кеннет Брана, Джеймс Д'Арси, Том Глинн-Карни, Том Харди, Барри Кеоган, Джек Лауден, Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс, Гарри Стайлз и Фьен Уайтхед. Российская премьера «Дюнкерка» запланирована на 20 июля 2017 года.
Синопсис
Фильм расскажет историю спасения более трехсот тридцати тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции, в начале Второй мировой войны. События начинаются со сцен окружения союзных солдат Британской империи, Бельгии и Франции силами противника. Пойманные в ловушку на пляже и находясь спиной к морю, они сталкиваются лицом к лицу с неразрешимой ситуацией, тем временем как тиски противника закрываются все ближе и ближе.
Официальный трейлер военного фильма «Дюнкерк»
Дублированный трейлер
«Дюнкерк» — «400 тысяч человек»
«Дюнкерк» — «933 корабля»
«Дюнкерк» — «26 миль»
«Дюнкерк» — «9 дней»
Всё что нужно знать о съёмках военного фильма «Дюнкерк»
- По уже устоявшейся традиции, Кристофер Нолан решил использовать настоящие морские эсминцы вместо компьютерной графики для изображения сцен морского боя.
- Режиссёрский гонорар Кристофера Нолана составил 20 миллионов долларов плюс 20 процентов от кассовых сборов — крупнейшая сделка для режиссера. Ранее абсолютным рекордом в размере $20 миллионов мог похвастаться Питер Джексон за работу над «Кинг-Конгом» [2005].
- Для достижения максимально возможного качества изображения и продолжая демонстрировать преимущества плёнки перед цифровыми форматами, Нолан использует комбинацию 15/70 мм IMAX и Super Panavision 65 мм. После «Мастера» и «Омерзительной восьмёрки», «Дюнкерк» станет третьим фильмом нынешнего десятилетия, снятым и показанным на 70-мм плёнке.
- Это первый фильм режиссера с момента «Бессонницы», в котором нет Майкла Кейна.
- Массовка численностью 1500 человек, кран и огнемёт были использованы для воссоздания эвакуации 333 тысяч солдат союзных войск.
- «Дюнкерк» — первый фильм Кристофера Нолана, основанный на исторических событиях. Все его предыдущие картины были основаны на оригинальных сценариях, ремейках, романах или комикс-адаптациях.
- Для того, чтобы избежать использования компьютерных изображений, отдел реквизита подготовил картонные контуры солдат и военной техники, которые размещались на дальнем плане для создания иллюзии большой армии.
- Музыку для «Дюнкерка» пишет Ханс Циммер, для которого этот фильм станет шестым совместным проектом с Кристофером Ноланом. Ранее они работали над трилогией «Тёмный рыцарь», научно-фантастическим триллером «Начало» и научно-фантастическим фильмом «Интерстеллар». Ханс Циммер получил номинации на «Оскар» за музыку к фильмам «Начало» и «Интерстеллар».
- Это пятый совместный проект Кристофера Нолана и Киллиана Мерфи.
- Это третий совместный проект Кристофера Нолана и Тома Харди после таких картин, как «Начало» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».
- Кристофер Нолан изучал немое кино для того, чтобы воздействовать на зрителей сценами неопределённости с использованием одних лишь деталей, из-за небольшого количества диалогов в фильме.
- «Дюнкерк» — первый военный фильм Кристофера Нолана.
- После того, как Кристофер Нолан узнал о том, насколько молоды и неопытны были солдаты, для сцены на пляже режиссёр решил рассматривать кандидатуры молодых и неизвестных актеров.
- «Это важный момент в истории Второй Мировой Войны. Если бы эта эвакуация не увенчалась успехом, Великобритании пришлось бы капитулировать. И весь мир был бы потерян, или знал бы иную судьбу: немцы, несомненно, покорили бы Европу, а США не вернулись бы на войну. Это момент разрыва в войне и в истории мира. Решающий момент», — так Нолан высказался о важности Дюнкеркской операции — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы в 1940 году.
- История «Дюнкерка» рассказывается с трёх разных точек: на пляже с пехотой [Фьен Уайтхед и Гарри Стайлз], эвакуация военно-морским флотом [Киллиан Мерфи и Марк Райлэнс] и в воздухе [Том Харди].
- «Для бойцов, которые принимали участие в конфликте, у разворачивающихся событий была разная темпоральность. На суше, некоторые оставались неделю на пляже. На воде, события длились максимум один день. Если вы летели к Дюнкерку, у британских «Спитфайров» хватало топлива на один час полёта. Для смешивания этих разных версий истории, необходимо смешивать временные слои. Отсюда и сложная структура; даже если история очень проста. Не повторяйте это в студии; это будет мой самый экспериментальный фильм», — заявил Нолан в интервью журналу Premiere.
- В качестве фонового декора во время съёмок использовали две исторические рыбацкие лодки — UK 12 и UK 114. Как бы то ни было, UK не значит Соединённое Королевство. На голландском это код для города Урк, в котором проходила основная часть съёмок.
- Кристофер Нолан в качестве вдохновения для массовых сцен «Дюнкерка» приводит такие картины немого кинематографа, как «Алчность» [1924], «Нетерпимость» [1916] и «Восход солнца» [1927].
- В создании этого фильма режиссер Кристофер Нолан сосредоточил внимание на «реальности» каждого аспекта — будь то установка IMAX-камеры в кабину и на крыло реального британского истребителя, плавающие вместе с актёрами в воде операторы или создание непредсказуемых моментов для зрителей.
- «Дюнкерк» ознаменует собой воссоединение Кристофера Нолана с Хансом Циммером, Ли Смитом, Хойтом Ван Хойтемом, Натаном Кроули, Томом Харди и Киллианом Мерфи, работавшими с режиссёром над трилогией «Тёмный рыцарь».
xage.ru
Нолан выпустил фильм о съёмках «Дюнкерка» — Новости на Фильм Про
В преддверии «Оскара» Кристофер Нолан, создатель фильма «Дюнкерк», решил рассказать о том, как снималась картина об эвакуации военных из французского города Дюнкерк во время Второй мировой войны. Фильм номинируется в восьми категориях премии «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр».
Нолан выпустил фильм о съёмках «Дюнкерка»
Кинорассказ о работе над фильмом «Дюнкерк» длится 30 минут и переносит зрителей на съёмочную площадку военной драмы, которая, по мнению многих критиков, стала лучшей в творчестве Кристофера Нолана.«Дюнкерк». Фильм о фильме
В видеоролике о съёмках фильма использованы интервью с режиссёром Кристофером Ноланом, его женой и по совместительству продюсером «Дюнкерка» Эммой Томас и с другими членами съёмочной группы, которые рассказывают о создании этого сложного исторического кино.Создатели «Дюнкерка» рассказывают о фильме
«Дюнкерк» – это авторский взгляд режиссёра Нолана на события, разразившиеся в городе Дюнкерк, во время Второй мировой войны. В 1940 году союзные войска были окружены и прижаты немцами к побережью Дюнкерка. По приказу Уинстона Черчилля всю военную мощь направили на помощь солдатам. В ходе эвакуации, в которой по собственной инициативе принимали участие и гражданские суда, было спасено около 400 тысяч военных. В фильме не так много диалогов, основной акцент сделан на батальные сцены. Основные роли в военной драме исполнили Том Харди, Фьён Уайтхед, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс.Трейлер фильма «Дюнкерк»
«Дюнкерк» представлен в следующих категориях премии «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший монтаж», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника», «Лучший звук», «Лучший звуковой монтаж». Кристофер Нолан в первый раз поборется за звание лучшего режиссёра по версии американских киноакадемиков, хотя его работы – «Помни» и «Начало» – уже были в списке номинированных (правда, так и не стали лауреатами). Получит ли Нолан заветную награду, станет известно 4 марта.www.filmpro.ru
Все, что мы можем рассказать о новом военном блокбастере «Дюнкерк»
Эвакуация британских экспедиционных сил из Франции в Британию в мае-июне 1940 года стала ключевым событием Второй мировой войны для западных стран. Однако она осталась за кадром большинства крупных военных драм. Постановщикам приятнее было показывать наступление, не бегство. Но у Кристофера Нолана свой взгляд на мир и на прошлое, и его новая грандиозная картина наконец-то воздает должное тем драматичным событиям. Она называется просто – «Дюнкерк».Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой британские войска под немецким огнем уплывают на родину, чтобы не оставить ее без защиты. Так быстро англичане не бежали из Франции со времен Столетней войны!
«Чудо Дюнкерка»
Когда Первая мировая война подошла к концу, у Великобритании были мощнейший на планете военный флот и сухопутная армия, которая была куда сильнее, чем это было необходимо в мирное время. Но как долго продлится мир? Власти страны решили, что как минимум десятилетие. Хотя прозорливым политикам ясно было, что послевоенное мироустройство ненадежно и что рано или поздно Германия попытается взять реванш, трудно было представить, что шок от мясорубки Первой мировой войны быстро пройдет и что солдаты не поднимут на штыки тех, кто позовет их назад в окопы – под пули, танковые гусеницы и газовые атаки.
Поэтому в Британии было введено так называемое «Десятилетнее правило», предписывающее значительно сократить военные расходы и в дальнейшем планировать их так, как будто стране еще десять лет не будет грозить крупный конфликт. Инициатором этой доктрины был сэр Уинстон Черчилль, который в то время был военным министром. В 1928 году, когда срок действия правила истек, он был продлен. «Десятилетнее правило» отменили лишь в 1932 году. К тому времени британские военные расходы в сравнении с 1919 годом упали почти в семь раз.
Это было благом для мирных отраслей экономики, но военные били тревогу. Британский флот настолько ослабел и сократился, что в случае войны не смог бы защитить торговые суда, на рейсах которых держалась империя. Какое-то время от адмиралов отмахивались, но когда в 1933 году Гитлер пришел к власти и Германия взяла курс на военный реванш, стало ясно, что вояки правы. Британские военные силы надо было срочно увеличивать и перевооружать. Поскольку, например, в национальной военной авиации все еще доминировали бипланы времен Первой мировой войны, которые к тому времени были откровенно устаревшими машинами.
Важно понимать, что Британия боялась не только Германии. Ее огромным колониям угрожали и другие страны – прежде всего Япония и Италия. Поэтому, запуская программу перевооружения и увеличения военных расходов, империя сосредоточилась на развитии сил, способных быстро перемещаться и защищать владения короны по всему миру. Так что упор был сделан на флот и авиацию, а сухопутная армия финансировалась по остаточному принципу. Предполагалось, что в случае нового европейского конфликта по образцу Первой мировой войны Британия поможет воевать французским войскам, а не примет основной удар на себя. Тем более что собственных владений на материке у Британии все равно не было, и размещать войска в континентальной Европе империя могла лишь с разрешения местных правительств.
В сентябре 1939 года этот план пришлось приводить в исполнение. Прежде британские политики не любили поляков (в том числе за то, как те обращались с украинцами) и поддерживали с ними отношения лишь потому, что Польша была буфером между Европой и Советским Союзом. Но в 1939 году, чтобы сдержать гитлеровскую экспансию, Британия подписала с Польшей договор о военном союзе. У Франции с Польшей такой договор уже был, и предполагалось, что Германия не решится нападать на Польшу в страхе перед войной на два фронта. При этом ни Франция, ни Британия не были в полной мере готовы к большой войне, и их власти отчасти блефовали. Понятно, они не сообщали об этом Польше, которая ради союза с Францией и Англией пренебрегла союзом с СССР. Тот в связи с этим подписал с Германией пакт Молотова-Риббентропа.
Гитлер, однако, был бесноватым, а не пугливым. Блицриг против Польши в связи с подписанием англо-польского соглашения был перенесен всего на несколько дней. Он начался 1 сентября 1939 года, и Франции и Англии пришлось два дня спустя объявить Германии войну. Однако устраивать свой блицкриг они не могли, да и не рвались. 7 сентября французы начали боевые действия на границе, но они были ограниченными и никакого успеха не возымели. В свою очередь, британские бомбардировщики сбрасывали на Германию не бомбы, а листовки. При этом полякам по официальным каналам рассказывали, что война кипит и что Гитлер уже отводит дивизии с Восточного фронта, чтобы сдержать могучую поступь союзников. Это было откровенное, беспардонное вранье, и поляки быстро поняли, что их предали.
Если бы Польша продержалась несколько месяцев, то возможно, что союзники бы все-таки раскочегарились и нанесли тот удар, на который поляки рассчитывали. Но Польша фактически перестала существовать как государство уже к середине сентября. После того как ее правительство сбежало из страны, а вступивший в войну СССР забрал себе Западную Украину и Западную Белоруссию, война на Западном фронте свелась к бессмысленной «Странной войне». Перемирие не заключалось, но боевые действия на суше фактически не велись, и Франция отчаянно сигнализировала, что не хочет повторения Первой мировой войны с ее океанами крови при нулевом движении «траншейного фронта».
Гитлер тоже этого не хотел. Он хотел победу за счет блицкрига, и «Странная война» позволила ему подготовить полномасштабное наступление. 10 мая 1940 года германские войска вошли в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, дабы через территории этих стран напасть на Францию с той стороны, где у нее не было мощных укреплений. «Странная война» сменилась настоящей, и Франция быстро начала проигрывать.
В предшествующие месяцы Британия воевала с Германией в воздухе и на море. Однако были и британские экспедиционные силы по образцу тех, которые участвовали в Первой мировой войне. К концу сентября 1939 году британцы перевезли во Францию 150 тысяч солдат и 21 тысячу единиц военной техники, а к марту 1940 года экспедиционные силы составили почти 400 тысяч бойцов. Это была значимая армия, но она многократно уступала по численности 2-миллионой французской армии.
Вооружены британцы были, прямо скажем, не по высшему разряду. Сказывались вышеупомянутые перекосы в финансировании. У офицеров порой не было пистолетов, армейские бинокли были в дефиците… И так далее, и тому подобное. При таких проблемах со снаряжением Британия не могла прислать большую армию, даже если бы объявила паническую мобилизацию. Кроме того, кто бы руководил новобранцами? Опытные офицеры тоже были на вес золота, и их нельзя было произвести, выделив дополнительные средства военным заводам. Британский экспедиционный корпус был максимально возможным по численности, и его посылка капитально ослабила дислоцировавшиеся в Британии части, предназначенные для защиты островов.
Когда немцы начали наступление, то британцы держались лучше французов (все-таки это были отборные части), но никакого результата это не дало. Оборона стремительно разваливалась, и британцы не могли победить – только геройски погибнуть без всякого смысла. Поэтому было решено отступать на север, во французский порт Дюнкерк, откуда войска можно было вывезти в Британию.
Там-то и прошло то, что позднее назвали «чудом Дюнкерка». Лондонские власти боялись, что успеют вывезти лишь несколько десятков тысяч человек, а все остальные – напомним, цвет имперской сухопутной армии – станут военнопленными. Это был бы столь сильный удар по британской обороне и по духу нации, что немецкому вторжению после этого было бы очень трудно сопротивляться. Настроения высших чиновников были самыми паническими.
Однако с 25 мая по 3 июня малые и большие суда, отчасти военные, отчасти гражданские, переправили в Британию 224 тысячи британцев, 139 тысяч французов и несколько подразделений бельгийцев. Немцы обстреливали и бомбили Дюнкерк и прибрежные воды, но вовремя взять его то ли не смогли, то ли не захотели – есть и такая версия. Правда, британцы бросили во Франции технику и тяжелое оружие и снаряжение, но произвести новые боевые машины было проще, чем заместить опытных, уже обстрелянных солдат и офицеров.
Схема боевых действий 21 мая — 4 июня 1940 года
Это, конечно, не была победа. Британцы не наступали и даже не отступали, а спешно бежали. Но Дюнкерк мог стать катастрофой, которая бы приговорила Британию к судьбе Франции и сделала бы невозможным открытие «второго фронта» в 1943 (Италия) и 1944 годах (Франция). А так в Британии после Дюнкерка случился патриотический подъем, и свеженазначенный премьер-министр Уинстон Черчилль довел страну до победы во Второй мировой войне. Хотя тогда, летом 1940 года, он боялся, что следующим премьером станет нацистский наместник.
Дюнкерк для Британии стал не только чудесным спасением армии, с которой уже почти простились. Это еще и был символ народного единства перед лицом общей беды. Богачи и бедняки, моряки и «сухопутные крысы», военные и гражданские – все трудились сообща, чтобы переправить солдат домой, на защиту родных берегов. Правда, роль невоенных судов была значительно преувеличена в пропагандистских целях, но это была простительная, «белая» ложь. Нужно было любой ценой пригасить противоречия между общественными классами, чтобы немцы не вогнали между ними клин и чтобы страна не развалились еще до вторжения.
В дальнейшем, однако, Дюнкерк занял неоднозначное место в британской истории. С одной стороны, эпическое достижение, а с другой стороны, позорное бегство. Далеко не такая приятная история, как реальные и вымышленные британские свершения второй половины войны. Поэтому после того, как в 1958 году картину под названием «Дюнкерк» выпустил ветеран войны и второстепенный британский режиссер Лесли Норман, национальное кино к этой теме почти не обращалось. Кстати, в фильме 1958 года играли будущий М из «бондианы» Бернард Ли, будущий выдающийся режиссер Ричард Аттенборо (постановщик «Ганди») и будущий лауреат актерского «Оскара» Джон Миллз.
Отметим, что в 1964 году французский режиссер Анри Вернёй снял военную драму «Уик-энд в Дюнкерке», где показал события с французской точки зрения. Главного героя ленты сыграл знаменитый Жан-Поль Бельмондо. Фильм был основан на книге романиста Робера Мерля, который в Дюнкерке был французским переводчиком британских войск. Мерль тогда не уплыл с англичанами, попал в немецкий плен и провел много месяцев в концлагере.
Работа над фильмом
У режиссера «Помни…», «Престижа», «Темного Рыцаря», «Начала», «Интерстеллар» Кристофера Нолана двойное гражданство – американское по матери и британское по отцу. Он вырос в обеих странах и с детства знал военную историю обоих государств. «Чудо Дюнкерка» всегда его искренне восхищало, и идея снять о тех событиях фильм пришла к Нолану еще в середине 1990-х – до того, как в 1998 году вышла его первая картина «Преследование».
Дело было так. Хороший знакомый пригласил Нолана и его будущую жену и продюсера Эмму Томас в морское путешествие через Ла-Манш. Плыть предстояло на небольшом частном судне, и предполагалось, что это будет легкая прогулка. Но погода испортилась, море взволновалось, и плавание заняло 19 часов, причем горе-путешественники едва не погибли. Когда Нолан прибыл в Дюнкерк, он вспомнил историю и представил, каково это – переправлять солдат на маленькой, битком набитой посудине и делать это в бурном море и под огнем немцев. Тогда он решил, что обязательно когда-нибудь воспоет на экране подвиг гражданских моряков и других участников переправы.
Кристофер Нолан на съемочной площадке фильма "Дюнкерк"
Понятно, в то время это была несбыточная мечта. Военное кино снимать вообще очень дорого, а военное кино на воде стоит столько, что его почти не снимают. Вспомним, какие бюджеты у «Пиратов Карибского моря», даже если на экране всего несколько судов, а не целый флот! Молодой режиссер не мог получить такие средства на собственный проект ни тогда, ни даже позднее, когда Нолан прославился как мастер триллеров и постановщик комиксных блокбастеров.
Тем не менее в свободное время Нолан думал о том, каким будет его фильм о Дюнкерке. Его захватывал не только реальный драматизм «чуда Дюнкерка», но и то, что лента не вписывается в обычную голливудскую парадигму военного кино, где герои в финале одерживают победу, пусть и давшуюся большой ценой.
Постепенно Нолан решил, что в его картине не будет лондонских политиков и немецких военных. Он не хотел разжигать национальную вражду и рассказывать про большую политику. Его интересовали только «маленькие герои» – британские солдаты, моряки, летчики, которые эвакуировались или обеспечивали эвакуацию. В фильме не должно было быть никого выше рангом, чем полковник.
Чтобы картина была не только содержательной, но и увлекательной, Нолан счел, что ее нужно выстроить как триллер. Он хотел как можно быстрее перейти к экшену, чтобы публика с замиранием сердца следила за тем, кто из героев выживет, а кто погибнет в тех передрягах, которые им предстоят. По этой же причине диалоги в картине были сведены к минимуму – по крайней мере, по меркам лент Нолана, которые обычно весьма словоохотливы.
С годами режиссер стал столь уважаемым творцом, что студия Warner стала позволять ему тратить огромные деньги на нестандартные оригинальные проекты вроде «Начала» и «Интерстеллар». И Нолан не подвел инвесторов. Обе ленты стали большими хитами, и это открыло путь к главной мечте режиссера – многомиллионному блокбастеру о Дюнкерке. Причем Нолан не умолял студию вложиться в его затею, а наоборот – едва ли не навязал Warner свой проект и выбил себе огромный гонорар в 20 миллионов долларов сразу и еще 20% от сборов картины. Прежде на таких «царских» условиях работал лишь Питер Джексон, когда после «Властелина Колец» снимал «Кинг Конга». Но то «Кинг Конг», а здесь – военная драма, причем с относительным хеппи-эндом. Вот что значит голливудский авторитет!
Как обычно, Нолан сам написал сценарий. Его консультантом был британец Джошуа Ливайн, сочиняющий популярные исторические книги на основе интервью с еще живыми свидетелями описываемых событий. Почему именно Ливайн? Потому что Нолану было важно не зарыться в документы, а узнать из первых рук, каково было плыть через Ла-Манш в 1940 году или сражаться в воздухе с немецкими бомбардировщиками. Так что режиссер с помощью своего консультанта встречался с ветеранами, расспрашивал их и использовал услышанное в сценарии. Правда, реальных людей он решил в текст не вписывать, чтобы свободно комбинировать самые драматичные подлинные события, а не рабски следовать тому, кто и что в реальности пережил. Так что прототипов у героев ленты много, но никто из персонажей не стал портретом с натуры.
На съемочной площадке фильма "Дюнкерк"
Чтобы охватить все грани случившегося, Нолан выстроил картину из трех сюжетных линий, которые на экране развиваются параллельно, как будто одновременно, но в реальности по времени входят одна в другую, как матрешки. Это неделя жизни на берегу (собственно, весь период эвакуации), день морской переправы и час воздушного боя. У каждой линии свои главные герои, и это нарочито субъективные, частные повествования. Так сказать, отдельные цветы, запах которых передает запах всего сада. Тем не менее визуально картина была задумана максимально размашистой, и для съемок использовались камеры сверхвысокого разрешения IMAX, которые Нолан задействует в своих фильмах со времен «Темного Рыцаря».
Слушая рассказы ветеранов, Нолан был поражен тем, как много среди них было вчерашних мальчишек, еще совсем неопытных солдат и младших офицеров. Поэтому он решил, что ключевые роли сыграют начинающие актеры со «свежими» лицами, которые будут примерно того же возраста, что их персонажи. И никаких американцев! Конечно, голливудцы – это плюс для раскрутки фильма по всему миру. Но раз американцев не было в Дюнкерке, то их не должно было быть на экране.
Если главную роль можно отдать неизвестному исполнителю, то это значит, что счастливчик будет «идеальным кандидатом», выбранным после долгого и придирчивого кастинга. Так, роль юного солдата Томми, главного героя «береговой» линии, досталась 20-летнему лондонцу Фенну (Фиону) Уайтхеду, который ранее снялся лишь в британском фантастическом мини-сериале «Он». Прежде он работал в кафе, но теперь его карьера должна пойти вверх. Почти как в «Ла-Ла Ленде»!
Напротив, роль рядового Алекса, нового друга Томми, получил знаменитый певец – участник бойз-бенда One Direction Гарри Стайлз. Правда, Нолан музыку для девочек не слушает, и он понятия не имел, кто такой Стайлз, когда его прослушивал. Для режиссера было важно лишь, что это харизматичный молодой человек, который прежде не снимался в кино.
Третьего из «береговых» рядовых изобразил уэльский актер Анайрин Барнард, бывший Ричард III из исторического сериала «Белая королева» и князь Борис Друбецкой из сериала «Война и мир». Барнард не только опытнее своих экранных друзей, но и старше их. Ему уже тридцать лет.
Анайрин Барнард, Гарри Стайлз и Фьён Уайтхед
Чтобы у зрителей все же была общая, а не только частная картина происходящего, Нолан ввел в сюжет двух высокопоставленных офицеров – пехотного полковника Уиннарта и морского командора Болтона. Они вместе отвечают за эвакуацию и потому лучше всех знают, что творится в Дюнкерке. Из их диалогов многое можно почерпнуть. Уиннарта сыграл Джеймс Д’Арси (дворецкий Джарвис из сериала «Агент Картер»), а Болтона – знаменитый актер и режиссер Кеннет Брана.
Кристофер Нолан и Кеннет Брана
Когда военные просят гражданских о помощи, среди прочих из Англии в Дюнкерк отправляется маленькая деревянная яхта мистера Доусона. Эту роль сыграл Марк Райлэнс, лауреат «Оскара» за изображение Рудольфа Абеля в фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост». Вместе с мистером Доусоном плывут его юный сын Питер и друг Питера по имени Джордж. Их сыграли дебютант Том Глинн-Карни и ирландец Барри Кеоган из «Аферы по-английски». По пути троица спасает безымянного контуженого солдата, которого изобразил ирландский красавчик и выдающийся актер Киллиан Мерфи – Пугало из цикла Нолана о Бэтмене.
Наконец, в центре «воздушной» сюжетной линии находятся два военных пилота – начинающий Коллинз и матерый Фаррьер. Их сыграли шотландец Джек Лоуден (Николай Ростов из «Войны и мира») и Том Харди (Бэйн из «Темного Рыцаря: Возрождение легенды» и Безумный Макс из «Безумного Макса: Дорога ярости»).
Вначале Нолан не был уверен, что снимать Дюнкерк нужно в Дюнкерке, но он быстро убедился, что нигде больше не сможет реалистично воссоздать реальные события. Ему нужны были определенное море, определенный берег, определенный выход к воде, и альтернативы Дюнкерку не нашлось. Так что «береговая» часть фильма снималась на севере Франции.
Понятно, перед съемками строителям пришлось вновь сделать порт таким, каким он был в 1940 году. В частности, была восстановлена восточная дамба, к которой швартовались большие корабли (они не могли подойти ближе к берегу, потому что там для них было слишком мелко). Эту узкую дамбу хорошо помнят все участники событий, так как на ней толпились солдаты, пытавшиеся забраться на корабли. Понятно, она была еще и отличной мишенью для немцев.
Дамбе из фильма тоже грозила опасность, но не рукотворная, а природная. Чтобы ее не смыли волны, ее пришлось построить достаточно капитально, и это потребовало совместных усилий киношников и портовых строителей и инженеров. К счастью, власти Дюнкерка с удовольствием поддержали проект. Тем не менее каждый шторм был серьезным испытанием. Как для дамбы, так и для судов, которые к ней во время съемок швартовались.
На съемочной площадке фильма "Дюнкерк"
Прежде чем снимать пиротехнические сцены, пляж Дюнкерка пришлось прочесать в поисках неразорвавшихся снарядов военной эпохи. Никто не хотел, чтобы реальная взрывчатка сдетонировала от пиротехники. Закладывать пиротехнику пришлось в специально расчищенные от камней углубления, чтобы от киношных взрывов разлетался песок, а не камешки, которые могли кого-нибудь ранить или разбить дорогостоящую камеру.
Иногда для военных съемок арендуют реальные, исторические мундиры, но в «Дюнкерке» было слишком много экшена, чтобы сохранить раритеты в товарном виде. Так что мундиры и костюмы были пошиты специально для фильма на основе сохранившихся фотографий, выкроек и реальных нарядов. Нолан контролировал весь процесс и проверял каждую деталь. Он даже показывал актерам, как шнуровались ботинки в 1940 году, и требовал, что у звезд было все так, как у солдат Дюнкерка.
Съемки на воде отчасти проходили в проливе Ла-Манш, но в основном группа работала на искусственном озере Эйсселмер в Нидерландах. Оно площадью 1100 квадратных километров, и это самый большой пресный водоем в Западной Европе. Озеро Эйсселмер возникло, когда морской залив Зёйдерзее отгородили многокилометровой дамбой. На этом озере есть морские волны, но оно куда спокойнее, чем «открытая вода», и потому снимать там проще и безопаснее. Нолану подсказал это место голландский оператор-постановщик Хойте ван Хойтема, который работает с режиссером со времен «Интерстеллар». Также он снимал «бондовский» блокбастер «007: Спектр».
Роль яхты мистера Доусона Moonstone сыграла настоящая яхта, построенная в 1939 году. Группа купила ее, а не арендовала, чтобы делать с ней все, что киношникам заблагорассудится. К съемкам массовых водных сцен были привлечены десятки сохранившихся военных и гражданских судов военных лет, которые были наняты в девяти разных странах. Среди прочих в фильме сыграл французский эсминец Maillé-Brézé, который с 1991 года используется как плавучий музей. Судно уже давно не на ходу, так что его притащили на буксире. Некоторые из задействованных кораблей в самом деле возили британцев в 1940 году через Ла-Манш. Некоммерческие организации сохраняют их как памятник английской истории.
Для съемок воздушных боев использовалось три реальных, музейных британских самолета Spitfire, а также испанский HA-1112 Buchón, который изображал немецкие «Мессершмитты». Для съемок пилотов в кабине лучше подошел поздний советский Як-52 – спортивно-тренировочный самолет, внутренне схожий со «Спитфайером». Дело в том, что к самолету надо было прикрутить тяжелую камеру, что, конечно, с раритетами делать ни в коем случае нельзя. Самолеты в самом деле летали и выполняли фигуры пилотажа, а снимали их со специального самолета с встроенной камерой. Задействовался и более привычный для голливудцев съемочной вертолет, но он не может летать со скоростью боевых истребителей. А самолет-камера может! Кстати, для съемок на воде применялась камера, смонтированная на катамаране.
Нолан мог бы здорово упростить себе и своим подчиненным жизнь, если бы активно использовал компьютерные эффекты. Но он всегда по возможности использует «реальные» съемки и оптические, а не компьютерные трюки. Так, например, движущаяся декорация с закрепленным самолетом для съемок актеров в кабине была сооружена на высокой скале, чтобы запечатлеть якобы летящий самолет на фоне неба и облаков. И никакого «зеленого экрана»!
Персонажи «Дюнкерка»
Томми, Гибсон и Алекс
Томми, Гибсон и Алекс – главные герои «береговой» сюжетной линии фильма. Это молодые британские солдаты, которые находятся в Дюнкерке и боятся, что не смогут эвакуироваться. Поэтому они пытаются самовольно пробраться на один из кораблей, которые вывозят людей в Британию. Солдат сыграли Фенн Уайтхед, Анайрин Барнард и Гарри Стайлз.
Мистер Доусон
Питер
Джордж
Мистер Доусон, Питер и Джордж – главные герои «морской» сюжетной линии фильма. Это гражданские британцы, которые плывут в Дюнкерк на маленькой яхте, чтобы помочь военным с эвакуацией солдат. Питер – сын мистера Доусона. Джордж – приятель Питера. Моряков сыграли Марк Райлэнс, Том Глинн-Карни и Барри Кеоган.
Коллинз
Фаррьер
Коллинз и Фаррьер – главные герои «воздушной» сюжетной линии фильма. Это британские военные летчики, которые на истребителях защищают соратников на земле и на воде от немецких самолетов. Пилотов сыграли Джек Лоуден и Том Харди.
Полковник Уиннарт и командор Болтон
Полковник Уиннарт и командор Болтон – старшие офицеры, которые организуют эвакуацию из Дюнкерка. Уиннарт командует на суше, а Болтон – на море. Офицеров сыграли Джеймс Д’Арси и Кенннет Брана.
Ожидания
Военным лентам не всегда легко побеждать в мейнстримном прокате, но репутация Нолана и продолжительная раскрутка «Дюнкерка» должны помочь картине окупиться. Хотя вряд ли она добьет до сборов, которые сделало «Начало». Все-таки это не развлекательная и преимущественно британская история. Хотя события в Дюнкерке повлияли на весь будущий ход войны.
Западные критики, со своей стороны, «Дюнкерк» активно поддерживают. Фильм громогласно хвалят и называют в одном ряду с такими современными военными полотнами, как «Спасти рядового Райана». Кстати, неслучайное совпадение – обе ленты рассказывают о спасении людей, а не о победе над врагом. Что ж, гуманизм – дело хорошее. Но надо всегда помнить слова Черчилля, сказанные по поводу Дюнкерка: «Войны эвакуациями не выигрываются». Даже чудесными эвакуациями.
www.film.ru
как снимался «Дюнкерк» Кристофера Нолана — Рамблер/кино
Дюнкеркская эвакуация, известная также под кодовым названием Операция «Динамо», развернулась в начале Второй мировой войны во французском городе Дюнкерк. В мае 1940 года британские, французские и бельгийские части оказались заблокированными здесь немецкими войсками.
Для эвакуации было мобилизовано 693 английских и 250 французских военно-морских и торговых кораблей. Этого оказалось мало, и британское правительство обратилось с просьбой о помощи к владельцам частных кораблей, судов и катеров. Операция проходила под непрерывным огнем немецкой артиллерии и бомбардировками.
С 26 мая по 4 июня было эвакуировано около 340 тысяч солдат. Причем более половины из них спасло гражданское население: рыбаки, паромщики и владельцы лодок.
Кристофер Нолан, родившийся в Лондоне, в своем эссе для The Telegraph отметил: «Для меня, как и для многих британцев, история Дюнкерка — то, на чем я вырос. Она стала чем-то вроде мифа».Британский фильм на американские деньги
Нолан задумал снять фильм о тех событиях 20 лет назад. Но для ленты ему требовался огромный бюджет. Режиссер, по его словам, мог найти необходимую сумму только в Голливуде, но американские студии предпочитают снимать фильмы о своей стране. В Дюнкерке их солдат не было.
"Я не поднимал эту тему, пока не заслужил доверия со стороны студий — достаточного для того, чтобы снять британский фильм, но с американским бюджетом", — рассказывает Нолан.
При подготовке к проекту режиссер читал воспоминания очевидцев, общался с историками и изучал архивные материалы. Советником Нолана стал историк Джошуа Левин, автор книги «Забытые голоса Дюнкерка». Вместе они поговорили с ветеранами, которые участвовали в операции. «Их осталось немного, — пишет Нолан, — и им сейчас по 90 лет, но они любезно предоставили нам свое время».
Режиссер отметил, что для каждого Дюнкерк стал чем-то своим: для одних это история о храбрости, для других — о самоотверженности солдат, державших периметр, позволяя тем самым отступать другим. Нолану встретились люди, которые считали, что эта операция — лишь пропагандистский трюк, подготовленный Черчиллем.
"Интерпретаций много. Мы использовали этот подход в фильме: предложили зрителю несколько аспектов эвакуации, но при этом показали, что существует множество других историй. Там находилось около 400 тысяч человек, у каждого из них свой опыт. Был порядок и хаос, благородные поступки и трусость", — продолжает Нолан.
Без компьютерной графики
По словам режиссера, ему было важно максимально аутентично рассказать об этом этапе войны. Если бы план по эвакуации провалился, Великобритании пришлось бы капитулировать, считает он. Нолан также постарался отбросить политику: ни генералов в комнатах, ни Черчилля в фильме нет, да и враг мелькает где-то на горизонте. Эта история в первую очередь — о выживании.
Чтобы убедить продюсеров студии Warner Bros., Нолан рассказал, что собирается максимально погрузить зрителей в происходящее на экране — создать виртуальную реальность, для которой не потребуется шлем. «Я сказал им, что мы посадим зрителя в кабину истребителя „Спитфайр“ и устроим бой с „Мессершмиттами“. Мы выведем его на берег, где везде песок и волны. Мы поместим зрителя на маленькие лодки рыбаков и дадим почувствовать, как волны бьются о борт», — рассказывает режиссер.
При этом он старался как можно реже прибегать к компьютерной графике. Нолан нашел корабли и самолеты, максимально похожие на технику тех лет. «Воздушные бои, которые создаются с использованием компьютерной графики, нарушают законы физики ради визуальной силы. Мы же хотели показать зрителям, насколько тяжелыми были воздушные сражения», — продолжает Нолан.
Отдел реквизита даже создал картонные контуры солдат и техники. Их разместили как можно дальше от камеры, что придало кадрам масштабности и избавило от необходимости создавать компьютерные спецэффекты.
В эпицентре событий
В сценах на воде режиссера проконсультировали звездные коллеги: Стивен Спилберг и Рон Ховард. Они посоветовали снимать ему ручной камерой, находясь рядом с актерами в воде. «Тот факт, что мы могли быть рядом с ними, испытывая те же чувства, определил дух этих сцен. Быть вместе с актерами, а не отсиживаться в палатке, смотря видео, жизненно важно для этого фильма», — говорит режиссер.Нолан предпочитает снимать на кинопленку, он не изменил себе и в этот раз. Лента снята на 70 мм и будет демонстрироваться в этом же формате. На показ на таких условиях согласились уже 125 кинотеатров по всему миру — это рекорд для современного проката.
Среди актеров, принявших участие в проекте, не так много громких имен: разве что Том Харди и Марк Райлэнс. Нолан сделал ставку на молодых или малоизвестных артистов. Например, у Финна Уайтхеда, исполнителя главной роли, за плечами всего одна роль в мини-сериале, Дэмиен Боннар снимался лишь у себя на родине во Франции, Том Глинн-Карни тоже успел поработать лишь над одним сериалом. В фильме также дебютировал Гарри Стайлз — участник популярного бой-бэнда One Direction. По слухам, на площадке всегда дежурил его телохранитель — на случай массовой атаки поклонниц. А вот музыку для ленты написал, пожалуй, самый титулованный композитор Голливуда Ханс Циммер, это уже шестой их с Ноланом проект."Каким бы сложным не был съемочный процесс, мы всегда знали, что это ничто по сравнению с тем, что люди испытали в 1940 году", — добавляет Нолан.
Виктория Сальниковаkino.rambler.ru
Рецензия на фильм "Дюнкерк" (Dunkirk)
Маятник общественного отношения к неординарным авторам постоянно качается, и на примере Кристофера Нолана это хорошо заметно. Сперва он был гением – однозначным и безусловным. Его хвалили критики, любили зрители. Потом пришла странная мода его поругивать – причем даже не в привычном стиле «Нолан уже не тот!», а в стиле «да он и никогда не был тем!». Обычный, типа, режиссёр, пустышка. И стиль у него однообразный, и с эмоциями всё плохо, да и вообще – не айс. Но после «Дюнкерка» вроде как все опять его любят и уважают.
Короче, относиться к Нолану можно по-разному, но ни один хейтер, я думаю, не будет оспаривать тот факт, что Нолан создаёт чисто авторский продукт. Он не ремесленник, а творец – снимает что хочет, как хочет и не оглядывается ни на кого. Гений он или не гений – это пусть история судит, однако Нолан всегда создаёт нечто новое и интересное.
В этом году Крис снял фильм о Второй мировой войне, все зрители его наверняка уже посмотрели, пора и мне сказать несколько слов.
Первобытный страх
«Дюнкерк» с самого начала и вплоть до финала производит очень странное и тревожное впечатление – так войну ещё никто не показывал. И уникальность картины заключена не в каких-то чисто стилистических примочках, а в самой концепции фильма.
Нолан заснял войну очень холодно и обезличенно, подняв (или опустив?) происходящее с уровня личной драмы конкретного персонажа до уровня некой глобальной ситуации, когда сюжетные линии развиваются хаотично и непредсказуемо, завязываясь в странные узлы, которые расплетаются совершенно нестандартным способом. При этом из сюжета вычищены многие фундаментальные базисы, которые до этого казались совершенно незыблемыми элементами голливудского сценария.
«Дюнкерк» – это фильм, где не раскрывается ни один персонаж. Мы понятия не имеем о характерах героев, не знаем, плохие они люди или хорошие, но в контексте фильма это не имеет никакого значения. Они – просто люди. В самом общем, гуманистическом смысле слова. Нолановские персонажи не ведут душещипательных бесед, их имена либо не произносятся вообще, либо вы их не запомните. Они – чистые оболочки, и эти оболочки очень легко примерить на самого себя.
Кроме того в фильме нет ни любовной линии, ни предыстории, ни какой-то привычной ролевой системы, типа тут у нас главный герой, тут его друг и возлюбленная, там злодей и т. п. В картине Нолана невозможно выделить привычные архетипы или закрепить за персонажами какую-то четкую функцию. Весь «Дюнкерк» – это просто кинематографическая каша из персонажей и месиво из героев, слипшихся вместе в самых причудливых (а иногда и уродливых) комках. Причем это не недостаток картины, а её достоинство, поскольку такое обращение с героями воссоздаёт совершенно специфическое ощущение безумия войны и обезличенности пушечного мяса.
А ещё «Дюнкерк» – это историческое кино про вторую мировую, где немецкие солдаты появляются в кадре лишь в финале. На полторы секунды. Не в фокусе камеры.
Вообще, картина Нолана кажется духовным наследником немого кино – диалогов в фильме настолько мало, что они вообще не запоминаются. Куда большее значение имеют поступки и само действие – стартующее до того резво, что это вгоняет в ступор. В «Дюнкерке» начисто отсутствует вступление как таковое – Нолан всегда любил играться с композицией, и здесь он от своих вкусов не отошел. Фильм начинается безо всякой раскачки, как будто от него отрезали первые двадцать минут, после чего сюжет начинает метаться между различными сюжетными линиями, переключаясь с одной на другую абсолютно хаотично.
Вот солдаты на пляже, которые пытаются любыми способами попасть домой. Вот капитан гражданского судна, плывущий в Дюнкерк для участия в эвакуации. Вот пилот «Спитфайра», бросающийся в бой, чтобы обеспечить прикрытие кораблям. При этом сперва непонятно, в каких отношениях находятся эти три линии – они переплетены весьма своеобразно, в том числе и с точки зрения хронологии – солдаты на пляже сидят неделю, заплыв капитана занимает сутки, а пилот участвует в бою лишь один час. При этом все три арки смонтированы так, будто всё происходит одновременно, здесь и сейчас. Причем такая композиция играет важную роль – она не только придаёт фильму полифоничности, но и создаёт непередаваемое ощущение того жуткого хаоса, что сопровождает любую войну.
Забавно и то, что Нолан отошел от заложенной ещё в девяностых традиции показывать войну как непрерывную мясорубку а-ля «По соображениям совести». Типа, чем больше вывороченных кишок, повисших на заборах, тем реалистичнее. А вот нифига! Оперируя подростковым рейтингом PG-13 и не показывая в кадре ни крови, ни оторванных конечностей, Нолан каким-то образом умудряется успешно давить на страх, причем страх абсолютно иррациональный, поскольку мы не видим, собственно, немцев. Не видим врагов.
Враг у Нолана расчеловечен до самой последней стадии – если в каких-нибудь «300 спартанцах» Снайдер рисует персидскую армию в образе выродков-мутантов-фриков, то Нолан идёт ещё дальше. Враг у него – это вообще не люди. Враг – это невесть откуда приплывшие торпеды, переворачивающие и топящие огромные суда. Это визжащие штурмовики и бомбардировщики. Это черный дым в небе и вспышки взрывов в темноте. Это прилетающие откуда-то из-за края экрана пули и снаряды.
И всё это – работает. Не видя врага, а видя только смерть и безысходность, солдаты (а вместе с ними и зрители) в своём интеллектуальном развитии быстро деградируют до уровня пещерных людей с соответствующим строем психики и абсолютно животными страхами. Пока мы в пещере – мы в безопасности, но снаружи – угрожающий мир, в котором, возможно, обитают чудовища. Даже на постере фильма эта концепция четко прослеживается – солдат стоит на берегу, смотрит вдаль, а в тумане перед ним проступают непонятные тени. То ли корабли, то ли гигантские морские монстры, не ясно.
Оно и понятно, ведь сама война у Нолана – это не чисто человеческий конфликт как таковой, а эдакий гнев божий, стихийное бедствие или некая высшая катастрофа, которой невозможно ничего противопоставить – можно лишь бежать от неё без оглядки. И весь фильм – строго об этом. О бегстве. Не о героическом отступлении, а именно о паническом бегстве. И на это работает всё – и «тикающий» саундтрек Циммера, и предельно сжатый хронометраж, и безумный монтаж вкупе с револьверной композицией.
Вообще, про «Дюнкерк» можно много чего рассказать, да только нужно ли? Его проще один раз посмотреть. Ведь на самом деле фильм простой, как огонь. Нолан ничего не рассказывает, ничего не рассусоливает и ничего не втирает. Он не нагоняет пафос, не пытается отвечать на вечные вопросы бытия, не давит на слёзы и эмоции. Он просто делится своим личным взглядом на войну. И его взгляд резко отличается от того, что я видел в кино ранее. Ощущение новизны просто потрясающее, оно завораживает.
Почему же не максимальная оценка?
На мой взгляд, картину очень подвела концовка – не нужно было её затягивать, и уж точно не нужно было включать в фильм знаменитую речь Черчилля. Имхо, стоило завершить фильм, когда спасённые солдаты встречаются в Англии со слепым стариком, который раздаёт пледы на вокзале. Там в десяти словах смысла больше, чем в иных фильмах. Но после этой шикарной сцены «Дюнкерк» зачем-то тянется ещё минут десять, полностью вытряхивая из себя весь саспенс, весь ужас и убийственную атмосферу. «Дюнкерк» завершается на очень спокойной ноте, и на мой взгляд это ошибка.
Однако фильм в любом случае прекрасен. Настоящий сплав авторского кинематографа и голливудского блокбастера.
Одна из лучших картин этого года.
Рецензент: Мейн Хаус
Смотри также:
Добавить комментарий
kinotom.com
новости о мировом и российском кино
Этим летом Кристофер Нолан представил на суд зрителей свою новую ленту – военную драму «Дюнкерк». На этот раз режиссер-инноватор решил поэкспериментировать со временем, уложив в одно повествования неделю, сутки и час. Но мы расскажем не о том. Мы, как всегда, о спецэффектах, обойтись без которых в таком фильме невозможно. Читайте ниже о создании боевых сцен на воде, в небесах и на суше.
Кристофер Нолан известен тем, что предпочитает физические эффекты визуальным, стараясь снимать как можно больше на камеру и оставляя компьютерной графике только то, что сделать в реале уж совсем невозможно. Не изменил он своим предпочтениям и здесь.
Компьютерная графика в фильме использовалась в основном для поддержки физических эффектов и каскадерских трюков. Например, одним из самых сложных шотов на проекте были кадры взрыва на пляже, в которых предстояло убрать подбрасывающие каскадера тросы. В кадре было три или четыре троса и очень много деталей: летящий песок, камни, дым. Шот был длинный – каждый кадр отличался от предыдущего – и над ним пришлось основательно потрудиться, чтобы закрасить все ненужное так, чтобы никто ничего не заметил.
Для съемки реальных кадров на площадке использовали как полноразмерные реальные объекты, так и модели в разных масштабах, равно ,как и полноразмерные фотовырезки - старый трюк, позволяющий экономить деньги на рекцизит и декорации.
Самолеты
Для создания воздушных боев в фильме использовали реальные самолеты, модели и частичную декорацию на гимбале – для крупных планов пилотов. В кадрах с гимбалом пришлось «дорисовывать» те части самолета, которые отсутствовали при съемке.
Модели самолетов готовы к съемке
Для выстраивания хореографии воздушных боев использовали превиз, но Кристофер Нолан не придерживался его слишком точно, оставляя возможность для импровизации и подчиняясь изменяющимся условиям, позволяя делать незапланированные движения и маневры. Так что превиз был не единственно верным построением, а направлением для работы.
«Многие режиссеры, – говорит VFX супервайзер фильма Эндрю Джексон, – любят «затирать» все неточности, выравнивать неровности, доводя кадр до стерильного идеала. Но тогда он кажется «отфотошопленным», натертым до блеска, и теряет убедительность. Кристофер Нолан же оставляет все погрешности, и реальную фактуру «как есть», что придает картинке дополнительную реалистичность». Именно это отличает его фильмы и делает их уникальными.
Съемка с применением метода усиленной перспективы. Модели самолетов позже будут уведены вдаль с помощью добавление воздушной перспективы для моделей
При создании воздушных боев цифровые самолеты оказывались на экране только на общих планах. Во всех остальных случаях это были либо полноразмерные винтажные самолеты, либо большие модели, снятые на камеру IMAX на пленку 70 мм. Для съемки применяли Piper Aerostar с закрепленными камерами, глядящими вперед и назад, Yak-52 с различными вариантами установки камеры и вертолет Eurocopter Squirrel.
В съемке моделей самолетов над водой были свои нюансы. Например, чтобы не терять маленькие самолеты из вида, их операторы должны быть в воздухе в вертолете до начала работы. Сначала взлетали два самолета и летали вокруг вертолета. После чего вся группа летела на съемочную локацию. Только половина всех полетов была успешной, несколько моделей были потеряны в процессе всех полетов. Но если все проходило успешно. И самолеты достигали кораблей, где находились актеры и съемочная группа, а камера при этом вдруг переставала работать, приходилось лететь обратно на берег – а это 15 минут полета – чтобы сесть и починить ее. Съемку миниатюрных самолетов производили со скоростью 48 кадров в секунду. На этой скорости 30 метров пленки в IMAX камере заканчивались за 90 секунд.
Все транспортные средства, применявшиеся для фильма, были не только отсняты, но и оцифрованы с помощью лидарного сканирования. Для всех самолетов были построены подробные цифровые модели с опорой на фотограмметрию и данные лидарного сканирования. Текстуры для моделей были отсняты на съемочной площадке. Основа изображения была отснята на площадке, но с помощью компьютерной графики были доработаны отдельные детали и элементы объектов, метки на них, окраска и другие элементы. А также – для финальных кадров с садящимся на пляж самолетом его пропеллер был заменен на остановившийся, и его шасси выпускали с помощью цифровых технологий. Изначально эту сцену планировали сделать полностью цифровой, потому что посчитали, что ее невозможно снять в реале, но пилот Дэн Фридкин смог посадить самолет на плотный морской песок. В итоге получилась очень красивая сцена, наверное, самая красивая в фильме.
Все падения самолетов в воду были сняты в реале с использованием копий этих самолетов в разном масштабе. На этапе постпродакшна VFX специалисты изменили тайминг движения некоторых элементов, добавили в кадры огня и дыма.
Кадры, в которых мы видим одного актера на фоне другого – в кабине самолета, были сняты с помощью самолета Як, декорированного под Спитфайр и камеры IMAX на крыле.
Для остальных крупных планов команда супервайзера спецэффектов Скотта Фишера построила кабину самолета на гимбале, способном вращаться по трем осям. Сначала планировали снимать на крыше автостоянки или какого-нибудь высокого здания.
Гимбал на утесе с видом на горизонт
Именно на нем снимали крупные планы актеров
Все хвостовые элементы самолета для этих кадров были достроены с помощью компьютерной графики
Съемка тонущего истребителя также производилась в бассейне студии Universal
«После успешного опыта съемки статичных объектов вместо движущихся на последнем «Безумном Максе», – делится Эндрю Джексон, – я знал, что горизонт в кадре создает нужную иллюзию и облегчает съемку. Мы нашли локацию на утесе над океаном и сняли большую часть кадров просто на камеру. Кадры с большим наклоном потребовали вычистки видов скалы и пляжа. Плюс для некоторых кадров нужно было достроить этому самолету хвост и крылья».
Тонущие корабли
В фильме три ключевые сцены с тонущими кораблями: плавучий госпиталь, эсминец и минный тральщик. И каждая из них была сделана разными методами. Например, плавучий госпиталь был моделью в масштабе 1:2, сцены с прыгающими с него людьми были сняты с применением частичной декорации. Все эти кадры дорабатывались на этапе постпродакшна.
Тонущий военный госпиталь был большой моделью, вставленной в фильм на этапе постпродакшна
Эсминец тонет ночью. Эти кадры снимали в студийном бассейне в Falls Lake на студии Universal в Лос-Анджелесе. Полноразмерная частичная декорация была установлена на гидравлический гимбал, позволявший наклонять декорацию по двум осям и таким образом имитировать затопление корабля. А минный тральщик тонет днем, эти кадры снимали в том же бассейне с использованием того же гимбала и крупных планов актеров. Общий план – это полностью цифровая картинка с CG кораблем и людьми.
Съемочный материал ночного затопления
Финальные кадры
Съемка затопления минного тральщика производилась в бассейне на гидравлическом гимбале
Интерактивный свет имитирует огонь на воде во время затопления минного тральщика
Еще одно фото со съемок в бассейне студии Universal
Взрывы и симуляция толпы
Конечно же, в фильме на военную тему очень много пиротехники. Ее в большинстве случаев делают на съемочной площадке – с помощью настоящей пиротехники и воздушных пушек. Но несколько взрывов на узком пирсе были цифровыми.
Что касается людей, то Кристофер Нолан использовал картонные вырезки для создания иллюзии большой массы людей. Эти силуэты очень искусно прятали за тысячной массовкой на переднем плане. На этапе постпродакшна эти статичные «заборы» слегка оживили с помощью компьютерной графики.
Картонные вырезки создавали иллюзию большой массы людей
Основная цифровая толпа была использована на общих планах пляжа сверху. Здесь применяли симуляцию толпы вместе с данным фотограмметрии, взятыми из фотографий со съемочной площадки. Сама анимация цифровых людей здесь довольно простая – это циклы стояния и хождения, а также – элементы махания руками для отдельных сцен. Ничего необычного. Но для создания CG людей, покидающих тонущий корабль, применяли технологию захвата движения.
Пейзаж
Городские кварталы и пляж были сняты на натуре, причем, съемка велась в самом Дюнкерке, там, где происходили описываемые в фильме события. Художник-постановщик Нейтан Кроули задекорировал попадающий в кадр современные здания фасадом цементной фабрики того периода. Оставшиеся современные здания потребовали цифровой обработки. На общих планах созданный на площадке дым был усилен с помощью дополнительных дымов, вставленных позже.
В ценах, когда мы видим Дюнкерк издалека, дымы тоже были усилены, но сделано это с помощью использования отснятых ранее дымов.
Цифровые люди на пляже Дюнкерка
«Крис Нолан настоял на том, чтобы все использованные дымы были съемочными и совершенно не подвергались обработке, - говорит Эндрю Джексон. – Их снимала IMAX группа во время натурных съемок в Дюнкерке».
Многие дымы на тонущих судах были добавлены на этапе постобработки, но они тоже были съемочными. В некоторых сценах требовалось скрыть съемочную группу на воде и аппаратуру, а также – добавить воду у краев кадра. Эти «заплатки» были сделаны с помощью CG симуляции воды. Цифровая вода также добавлена в сцене, где Томми и Гибсон несут носилки с раненым через дыру в пирсе.
Вся работа (ротоскопирование, моделировние, текстурирование, трекинг, добавление эффектов и композитинг) проводилась в разрешении 6.1K, чтобы потом вывести изображение обратно на пленку IMAX.
Всего в фильме 429 шотов с CGI, над которыми 260 человек студии Double Negative работали полтора года.
www.startfilm.ru