Содержание
Интернет: Интернет и СМИ: Lenta.ru
Пародирующий бородатых боевиков Twitter «tvjihad» успел обрести культовый статус. Его создатель рассказал о том, откуда начался джихад, как появляются шутки про муджахидов и почему «Исламское государство» (запрещено в России) — это повод посмеяться. «Лента.ру» публикует монолог амира «Д///ИХАД’а».
Объявление джихада
Идея «tvjihad» родилась в сентябре 2013 года. Источником вдохновения были новостные проекты джихадистов — например, тот же «Кавказ-Центр»; в том, что касается оформления, свою роль сыграл телеканал «Дождь».
На самом деле среди пользователей в момент создания аккаунта был популярен Twitter-аккаунт сайта «Кавказ-Центр» (запрещен в России), одной из отличительных черт которого были совершенно дикие и шокирующие заголовки. Публике это нравилось. Тогда же я подумал, что этот эффект можно использовать для создания собственного проекта.
В итоге появилась идея «Д///ИХАД’а» — аккаунта, пародирующего модный в тот момент телеканал «Дождь» и «Кавказ-Центр». Мне хотелось объединить то, что на первый взгляд объединить нельзя. Тем более что я в равной степени интересовался и российской политикой, и связанными с джихадом событиями в Сирии. В результате получился такой сюрреализм.
Контент я придумывал на ходу, постепенно вырабатывая собственный формат, это заняло примерно месяц. Как я уже говорил выше, к тому моменту я давно интересовался темой джихада, а потому у меня уже был массив знаний по теме, которые я мог активно применять при наполнении аккаунта контентом. Кроме того, уже по ходу ведения проекта я в полной мере открыл для себя «творчество» Сейфуллаха Шишани (Руслана Мачаликашвили) — плохо говорящего по-русски боевика из Панкисского ущелья, проникновенные видеообращения которого стали настоящим мемом.
Не могу сказать, что аккаунты разного рода исламистских группировок были источником вдохновения, но, чтобы стебаться над «Кавказ-Центром», приходилось активно следить за их Twitter. Тексты Тимура Муцураева (барда времен первой чеченской кампании, воевавшего против федеральных сил, его творчество запрещено в России) про джихад весьма поверхностны, а потому я почерпнул оттуда только ряд мемов, которые даже незнакомому с темой человеку кажутся смешными, — например, про тех же «шахидов в зобу у райской птицы» или «12 000 моджахедов» из песни «Иерусалим». И вообще наша тема — скорее нашиды.
В описании аккаунта указано, что это — «совместный проект «Кавказ-центра» и Телеканала «Дождь». С «Дождем» взаимоотношения складывались довольно интересно — изначально официальный аккаунт был подписан на «Д///ИХАД», однако, в этом году экс-главред «Дождя» Михаил Зыгарь выдал перл про то, что «Д///ИХАД — это враги телеканала «Дождь» в ходе одной из своих лекций.
По большей части все это делалось и делается по фану: диплома по востоковедению у меня нет. Арабским языком, как можно понять, я в определенной степени владею и имею образование в смежной области. Да, я не инженер, который вдруг решил податься на джихад.
Через неделю неспешного ведения аккаунта его заметила интернет-общественность — в частности, популярный @LevSharansky, а также другие пользователи с десятками тысяч подписчиков. Посыпались ретвиты, и в первый же день в таком режиме число подписчиков выросло с десяти до тысячи. Если не ошибаюсь, это было 26 октября 2013 года. Потом были и две тысячи, и три, и четыре, и пять. И вот наконец число подписчиков подошло к 30 000. Я просто продолжал вести аккаунт, что называется, «на одной волне». После 3000 подписчиков было все довольно плавно — в среднем их прибывало по 1000 в месяц.
Я неоднократно слышал от всяких юных особ в Twitter замечания о том, что «tvjihad — это нашисты». Могу заверить: идея создания аккаунта полностью принадлежит мне и никогда не согласовывалась где бы то ни было, тем более что данный аккаунт, можно сказать, «для души» и к моему заработку отношения не имеет.
Постепенно я обзавелся джамаатом. В ту пору, когда у меня был еще незаблокированный паблик во «ВКонтакте», да и в дальнейшем ко мне примкнули несколько единомышленников, с которыми мы в основном занимаемся мониторингом дел джихада — пароль от аккаунта по-прежнему есть только у меня.
Бородатые подписчики
Нас заметили довольно скоро — первые муджахиды начали приходить в реплаи через пару недель после открытия аккаунта. Изначально они принимали аккаунт за «свой», и поэтому активно подписывались. Соответственно, после каждого прикола над джихадистами следовали вопли про «куфр, ширк и иртитад». Но в Twitter муджахидов довольно мало, поэтому большой процент визитов «воителей джихада» пришелся на паблик во «ВКонтакте», где как находящиеся в Сирии боевики, так и диванные интернет-муджахиды из Дагестана грозились отрезать всем головы.
Там появлялись даже широко известные в узких кругах боевики — например, Абу Рофик, которого знает, наверное, все профильное сообщество благодаря его активной и агрессивной краудфандинговой кампании в соцсетях. В Twitter сочные бабахи у братьев встречаются не так часто — все же сюда из этого контингента попадают боевики с еще не окончательно отмершим мозгом, а потому беседы в реплаях иногда бывают интересными. В прошлом году я их даже скринил и выкладывал.
На наши шутки реагируют в основном неадекватные братья, которые обещают нам всякие кары, приводя различные хадисы. Но были и более-менее адекватные ребята, с которыми можно было поговорить и нормально пообщаться. Бывает и такое, что до какого-то пользователя Twitter не сразу доходит, что аккаунт пародийный, и в итоге в реплаях я нахожу сообщения типа «ВЫ МРАЗИ ВСЕ ИГИЛ СДОХНИТИ!!!!».
Конечно, за несколько лет накопилась такая тонна смешных моментов, что, наверное, все уже и не вспомнишь. А вот мемы последнего полугодия связаны в первую очередь с чатами салафитов в Telegram: то, как я выкладывал скриншоты адовой переписки оттуда и как они потом искали «муртада» в своих рядах. Что характерно, меня до сих пор не раскрыли.
Забавная история произошла прошлым летом и связана она с этим твитом:
Он очень быстро и довольно неплохо разошелся по Twitter, темой заинтересовались СМИ — один из новостных телеканалов даже отправил в Чечню съемочную группу, которая быстро сделала сюжет про этих отважных борцов против кошельков джихадистов.
На самом же деле этой истории, в общем-то, и не было: дамы на фото — не чеченки, да и отношения к мошенничеству с ИГ не имеют. Этот телеканал, однако, сделал сюжет, в котором показал переписку между «боевиками» и «невестами» на чистейшем русском и без единой ошибки, а также рассказал, что кого-то там только что поймали, хотя и этого не было. Так из одного твита родилась на 90 процентов фейковая история в СМИ.
Много лулзов вызывают и другие фейки. Например, мы дичайше угорали с тех историй про «вербовку в боевики ИГ (запрещено в России) через GTA»: на арабском юмористическом YouTube-канале смонтировали звуки из «Звона мечей 4» на видеоряд из GTA с похожими моментами — подрывом автомобилей, расстрелами и так далее, а массмедиа представили историю так, что ИГ будто бы создало собственную игру по мотивам GTA.
Есть и классические случаи. Типичный вариант: в паблик во «ВКонтакте» заходит «мусульманская» девушка, которая начинает говорить, что тут смеются над исламом, хотя такого, в общем-то, и нет — стебут здесь исключительно «Исламское государство» и просто муджахидов. Ее спрашивают: «Где твой хиджаб?» А у нее фото из ночного клуба в профиле. И тут она отвечает: «Я что, арабка какая-то, чтобы хиджаб носить?»
Вот еще кулстори. Аккаунт, с которого я вел паблик «Д///ИХАД’а» во «ВКонтакте», назывался Абу-Муслим Шишани, и на него писали джихадисты всех мастей, думая, что это настоящий Муслим Абу Валид Шишани (командир одной из бригад чеченских боевиков в Сирии).
И на аватарке там стояла вот такая картинка:
Изображение: проект «Д///ИХАД»
Никого это не останавливало: кто-то просил указать ему путь в Сирию, кто-то задавал вопросы по исламу. Там была куча смешных моментов — можно было спокойно издеваться над ничего не подозревающими любителями джихада. Жаль, что этот аккаунт также был заблокирован администрацией «ВКонтакте», лишившей нас возможности общаться с искренними братьями и сестрами.
К тому, что рассказал, могу добавить, что мне на этот аккаунт писали муджахиды из ИГ с предложением перейти к ним, даже указывали конкретные пункты, на которые можно подойти и сдаться дозорным.
Конечно, диванные муджахиды присылали просьбы принять их в Сирии. В ответ я давал им телефон приемной местных силовых структур: неплохой прием для троллинга братьев и сестер, жаждущих поехать на длительный отдых в жаркую арабскую страну. Ах да — особенно нравилось, когда писали незамужние кавказские девушки с просьбой принять их в Сирии и жениться на них. Для такой схемы использовался очень простой вариант: пофлиртовать с гурией, а под конец сказать, что она «поехавшая», если собирается уехать под постоянные бомбежки лишь ради того, чтобы совершить никях (вступить в брак) с заросшим и немытым мухаджиром.
Своя дауля
ИГ существовало и до появления моего аккаунта. Можно говорить о всплеске внимания к нему со стороны медиа, которые, в общем-то, несут долю ответственности за такой быстрый рост «Исламского государства» — без «раскрутки» в СМИ группировка силами только лишь своих медиацентров не смогла бы добиться такого впечатляющего результата и такой широкой поддержки во всем исламском мире.
Появился массовый интерес к теме ИГ, спровоцированный теми же массмедиа. Изначально я взял курс на то, чтобы использовать контент ИГ в своей собственной канве: не распространять информацию про новые видеоролики ИГ (которые, впрочем, с определенного момента начали появляться по несколько штук в день), делая за медиаподразделения ИГ их же работу, а, напротив, подмечая смешные моменты на видео — например, школьные девчачьи рюкзаки с котиками у бородатых боевиков с автоматами или закрытые головы у лошадей на карусели (по мнению боевиков ИГ, лошади на карусели тоже являются идолами). Одновременно появился большой массив контента, связанного с ИГ, как высокого, так и ужасающе низкого качества, и это также наложило отпечаток на деятельность «tvjihad» — пришлось тщательнее вымерять степень соответствия того или иного контента.
Появился как контент ИГ, так и контент пользователей — школота во «ВКонтакте» начала нашиды миксовать. У самого ИГ шуток особо и нет. Единственное, что есть, — это принадлежащий стороннику ИГ аккаунт «Горячие новости», автор которого имеет большой опыт пребывания на дваче и рождает мемы «ко-ко-коалиция,» «кукарекурды» (курды), «пешмергеи» (Пешмерга) и «сахаватники» — сахаватами ИГ называет поддерживаемые США группировки в Сирии и Ираке.
Самый главный смешной момент у ИГ — весь пафос пропаганды, приемы из известных фильмов, которые используются для «артхаусной» съемки казней.
Изображение: проект «Д///ИХАД»
В конце лета 2014 года у нас созрел еще один проект. Тогда еще были распространены аккаунты «вилайятов ИГ», их блокировали, но не очень активно. Основным их контентом были фото и ссылки на фоторепортажи территории ИГ. Мы подгадали момент и, когда произошла очередная блокировка, вторглись со своим аккаунтом «вилайята Дийяла» — число подписчиков моментально достигло 4000: ИГ очень быстро восстанавливает ядро фолловеров в Twitter. Мимикрируя под настоящий аккаунт ИГ, мы выкладывали старые фоторепортажи из вилайята, а затем начали подмешивать к ним скриншоты из видео с юго-востока Украины, оформленные как фотографии медиацентров ИГ. В ход пошли и фотографии подмосковных дач — иностранные боевики удивлялись, как все зелено на северо-востоке Ирака.
Все испортила ошибка в арабском предложении — в реплаях к этому твиту нас назвали «курдскими ослами и евреями». На этом дело не закончилось — мы, пользуясь все еще обширной базой подписчиков, стали выкладывать фотографии командиров ИГ с провокационными подписями, вызывая бурю негодования у адептов ИГ, которые не понимали, почему официальный аккаунт «вилайята» смеется над прической Абу Вахиба. В итоге нас заблокировала администрация Twitter, но от проекта остались только хорошие воспоминания. Было смешно наблюдать, как твит с фотографиями пленных украинских солдат, стилизованный под фоторепортаж ИГ, адепты группировки принимали за свою очередную победу.
Кяфиры боятся
Единственный конфликт, если его можно таковым назвать, был весной этого года, когда аккаунт заблокировали почти на месяц. Как известно, Twitter активно «борется» с пропагандой «Исламского государства», и зачастую под раздачу попадают аккаунты, которые сами борются с пропагандой ИГ другими и, надо сказать, более эффективными методами. Пришлось приложить усилия, чтобы аккаунт разблокировали. Но если мы говорим о сторонних проектах, был заблокирован и аккаунт «Прогресса для Ирака» — и до сих пор он не разблокирован.
Изображение: проект «Д///ИХАД»
Наш джамаат собрался не сразу. Кто-то пришел из Twitter, кто-то из «ВКонтакте». Вообще, с братьями мы делали и делаем очень интересные вещи, помимо мониторинга джихада по всему миру. Например, осенью 2014 года мы делали проект в Facebook, от которого по ту сторону российско-украинской границы должно здорово бомбануть, если там узнают, что на самом деле это было. Деталей раскрыть не могу. Единственное — могу сказать, что деятельность проекта сопровождалась улюлюканьем как украинских пользователей, так и многих украинских СМИ. Это было абсолютно по фану, и цель была соответствующая: постебаться над совсем обезумевшими от пропаганды Марiчками и Мыколами.
Во «ВКонтакте» мы решили расширяться в январе 2014 года, дела вроде шли неплохо, хотя времени и на «ВКонтакте», и на Twitter не всегда хватало, с учетом общей загруженности. Тем не менее к моменту блокировки там набралось больше 13 000 подписчиков. В сентябре 2014 года среди администрации почти всех соцсетей началась массовая истерика по поводу «пропаганды ИГИЛ»: блокировали очень многие аккаунты, совершенно не разбираясь в деле, причиной этого стали в том числе и «разгромные» публикации в различных медиа. В начале ноября под горячую руку попал и «Д///ИХАД» во «ВКонтакте». На все вопросы по поводу блокировки паблика не самый адекватный сотрудник техподдержки отвечал, что там «терроризм, призывы и экстремизм». Какие-то «призывы» нашел и тогдашний пресс-секретарь «ВКонтакте». В итоге мы решили плюнуть на эту соцсеть и развивать Twitter.
Поскольку забавного контента в Twitter и других социальных сетях стало меньше, мы переключились на Telegram. Залезть в закрытый чатик труда не составляет. Дагестанские и чеченские школьники, которые их создают, интеллектом не блещут, да и общаются между собой на русском языке, в очередной раз планируя то, как они «завтра отберут у кафиров Хасавюрт». Тем более в Telegram сейчас идут войны между различными группами пользователей. Например, в арабоязычные чаты сейчас уже почти смысла нет залезать — практически любой из них в течение нескольких минут атакуется шиитами, которые осуществляют «вайп» стикерами с шокирующим контентом, не отстают от них и сторонники ИГ — публичные чаты иракских и иранских шиитов, сторонников «Хезболлы» и так далее тоже часто подвергаются нападениям со стороны дагестанских и арабских школьников. Вести джихад в Telegram можно не вставая с дивана.
У меня уже давно была мысль собрать интересующихся темой людей в одно сообщество. Когда был паблик во «ВКонтакте», это более-менее получалось (до тех пор, пока не забанили), а Twitter как-то не сильно подходит для таких целей. Чат в Telegram — идеальный вариант в этом смысле. И его недавно атаковали: да, пришлось даже убрать публичную ссылку и закрыть чатик на санацию. А 50 братьев приняли шахаду от банхаммера.
Мы собираемся продолжать в том же духе, не сбавляя накал джихада. Ибо сказано: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас» (2:216).
Проигиловский телеграм-канал попал в рейтинг «Медиалогии» — Новости — Teletype
На этой неделе исследовательская компания «Медиалогия» (ее рейтинги регулярно публикуют различные СМИ, в том числе и федеральные) опубликовала два рейтинга про самые популярные телеграм-каналы. Первый рейтинг – про самые цитируемые каналы, а второй – про самые популярные по количеству подписчиков.
В топ самых цитируемых телеграм-каналов «Медиалогия» внесла канал, посвященный исламу, у которого сейчас чуть более семи тысяч подписчиков. В его описании говорится: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий. 35:28🌿 لا إله إلا الله».
Выяснилось, что автор этого канала – сторонник террористов «Исламского государства», в канале он часто публиковал (а потом удалял, опасаясь блокировки) ссылки на связанные с ИГ ресурсы. В администрации Telegram сообщили «Варламов.ру», что этот канал будет заблокирован. В «Медиалогии», в свою очередь, пообещали удалить его из своего рейтинга.
«Рейтинг Telegram-каналов «Медиалогии», опубликованный накануне, отличился не только каналом Габрелянова на 1-м месте («цитируешь сам себя в «Лайфе» – становишься лидером по цитируемости»), но и самым настоящим каналом «Исламского государства» на 12-й строчке. Проект «Т***й знания» – это пропагандирующий «чистый ислам» (проще – салафизм/ваххабизм) канал, который ведет натуральный сторонник ИГ.
Вот это – реальные игиловцы, в отличие от тех, что изобличают в докладах ручные эксперты из Общественной палаты. С одной стороны, это упущение со стороны Telegram, что канал еще не забанен (прикидывающийся сугубо религиозным он периодически постит ссылки и тексты в поддержку ИГ), но с другой, смешно, что настоящими популяризаторами терроризма становятся обладатели госконтрактов, производящие фейковые рейтинги».
Телеграм-канал «Методичка»
«Люди рекламируют канал, который ведет чеченский мунафик из Вены, болеющий с дивана за «Исламское государство». Впрочем, за ИГ он не только болеет, но и помогает ему в плане пропаганды, регулярно распространяя у себя ссылки на более радикальные каналы. А попал он в топ, вероятно, потому, что мы в начале года обозначили канал как одного из инициаторов травли Ильи Мэддисона за ролик с шутками о Коране. Из-за этого куча упоминаний в СМИ, и может, объективно канал в рейтинг попадает, но получается, что ссылки на террористические ресурсы распространяет «Медиалогия», а террорист все равно Дуров».
Телеграм-канал «Д///ИХАД»
«Он [автор канала, попавшего в топ «Медиалогии»] вкидывает ссылки, а потом удаляет, чтобы не забанили. Сейчас стал реже вкидывать, потому что рискует быть забаненным. Канал больше года существует. Поначалу [распространение ссылок] было каждый день, потом стал раз в несколько дней вкидывать рекламу каналов сторонников ИГ, агрегирующих ссылки на все остальное. Он, кстати, видел пост в «Джихаде», меня умолял в личке удалить текст. Ну и, получается, сейчас точно пиарить не будет каналы ИГ, так как спалили».
Автор телеграм-канала «Д///ИХАД», «Варламов.ру»
(канал «Д///ИХАД», если что, пародийный)
«Среди недавно удаленных сообщений нет ссылок на игиловские каналы, но флаг ИГ и тематические сообщения действительно постили. Модераторы еще поизучают живые сообщения – и выпилят».
Глава модерации русскоязычного контента в Telegram, «Варламов.ру»
«Мы смотрели упоминаемость телеграм-каналов в российских СМИ и этот канал упоминался, как и было зафиксировано в рейтинге, именно в российских СМИ 121 раз. Основные темы были связаны с Ильей Мэдиссоном, при этом это были довольно влиятельные источники – «Московский комсомолец», «Газета.ру», РИА «Новости» и так далее. Сейчас мы этот канал из рейтинга, конечно, удалим.
Представитель «Медиалогии», «Варламов.ру»
29 июня, 17:38 Администрация Telegram заблокировала телеграм-канал сторонника ИГ. Из рейтинга «Медиалогии» его убрали.
Дубайская международная конференция и выставка по гуманитарной помощи и развитию
При поддержке Dubai Cares
COVID-19 усугубил ранее существовавшие пробелы в развивающихся странах, которые уже были перегружены, недостаточно обслуживались и столкнулись со значительными ограничениями технических возможностей, что привело к серьезным нарушениям обучения.
Контекст
Мир замер из-за воздействия COVID-19. Аэропорты, рестораны, кинотеатры и другие элементы социальной среды пострадали от заражения этим вирусом. В то время как просмотр фильмов и обеды на публике не важны для нашей жизни, работа и образование необходимы.
Системы образования и обучения сильно пострадали из-за COVID-19. На пике закрытие школ охватило более 180 стран. В настоящее время, согласно системе отслеживания воздействия ЮНЕСКО на образование, по всей стране по-прежнему закрыты 34 школы и затронуто более полумиллиарда детей. «Среднесрочные и долгосрочные последствия кризиса обучения [вынудили] 1,6 миллиарда учащихся во всем мире покинуть классы» (ЮНЕСКО). Это особенно верно для образования в развивающихся странах, которые уже столкнулись с плохими экономическими условиями, а также справились с низким уровнем грамотности, умения считать, зачисления и профессионального мастерства.
В июле ЮНЕСКО подсчитала, что «около 24 миллионов учащихся, от дошкольного до университетского уровня, рискуют не вернуться в школу в 2020 году из-за перерыва в обучении из-за COVID-19. Почти половина из них находится в Южной и Западной Азии и странах Африки к югу от Сахары. Студенты университетов страдают больше всего из-за расходов, связанных с их учебой. Дошкольное образование является вторым наиболее пострадавшим, в то время как на уровне начального и среднего образования риску подвержены 10,9 миллиона учащихся, 5,2 миллиона из которых — девочки».
Поскольку из-за закрытия школ учащиеся и их родители вынуждены были вернуться домой, возникла потребность в подключении и оборудовании. «Сегодня половина населения мира (3,6 миллиарда человек) по-прежнему не имеет доступа к интернету». Многие страны с низким уровнем экономического развития и отсутствием связи, адаптированные через национальное вещание по телевидению и радио, «однако преимущества интернет-решений по сравнению с радио- и телевизионными решениями значительны: подключенные цифровые технологии позволяют использовать два способ общения, взаимодействие в реальном времени, игровое обучение и многое другое. Инвестиции были направлены на то, чтобы сделать цифровые инструменты главным центром обучения, а не классные комнаты из кирпича и миномета» (ЮНЕСКО).
«По оценкам ООН, почти 500 миллионов учащихся от дошкольных учреждений до старших классов средней школы не имели никакого доступа к дистанционному обучению. Три четверти этих учащихся жили в беднейших семьях или в сельской местности. Более детальные данные показали более тонкие различия, которые прослеживались и функционировали, чтобы подчеркнуть существующие социальные, экономические, гендерные и географические линии разлома. Анализ, проведенный Brookings, показывает, что в разгар закрытия школ около 90 процентов стран с высоким уровнем дохода предоставляли ту или иную форму дистанционного обучения в режиме онлайн, но только 25 процентов стран с низким уровнем дохода делали то же самое» (ЮНЕСКО).
Одним из флагманских нововведений, отвечающих на это на глобальном уровне, является GIGA, инициатива, запущенная ЮНИСЕФ и МСЭ в сентябре 2019 года для подключения каждой школы к Интернету и каждого молодого человека к информации, возможностям и выбору. GIGA поддерживает немедленный ответ на COVID-19, а также изучает, как подключение может создать более прочную инфраструктуру надежды и возможностей в «время после COVID». Основная цель GIGA — подключить 2 миллиона школ и 500 миллионов детей к 2025 году и 5 миллионов школ и 1 миллиард детей к 2030 году за счет финансирования местных инфраструктурных предпринимателей и цифровых общественных благ с открытым исходным кодом.
Наконец, стоит рассмотреть долгосрочные последствия снижения уровня образования, поскольку «Всемирный банк прогнозирует, что финансовые затраты на эту потерю обучения составят 10 триллионов долларов США или 10% мирового валового внутреннего продукта» (ЮНЕСКО). Человеческое и экономическое воздействие задержки образования будет колебаться в течение следующего десятилетия, поскольку менее образованные студенты, рабочие и граждане войдут в мир, который одновременно регрессирует (изменение климата) и быстро развивается (технологии). Те, кто уже находятся в невыгодном экономическом положении, подвергаются большему риску остаться позади еще больше.
Постановка задачи:
Как обсуждалось выше, дистанционное обучение не всегда осуществимо из-за низкой распространенности подключения и оборудования в развивающихся странах и странах, где население имеет меньше возможностей покупать сотовые телефоны и ноутбуки, в то время как общественность и частный сектор с меньшей вероятностью будет строить инфраструктуру связи, такую как вышки сотовой связи и точки доступа Wi-Fi.
- Как можно доставить решения для дистанционного обучения в малообеспеченные / отдаленные / сельские районы с низкой загруженностью оборудованием и отсутствием доступа в Интернет, чтобы не исключать их из образовательных услуг и систем, которыми они уже недостаточно обслуживались?
- Подумайте об инновационных*, осуществимых и масштабируемых решениях для сбоев в обучении в развивающихся странах
На что обратить внимание при разработке решения и критериях проверки:
- В развивающихся странах часто ограничен доступ к транспорту, чистой воде и санитарии
- *Инновация не обязательно означает высокотехнологичность и революционность. Иногда самая инновационная вещь — это использование или переформулировка чего-то базового и изобилующего новым и недорогим способом
- Подумайте об устойчивости конструкции, так как многие решения в конечном итоге собирают пыль после первоначальных инвестиций и вмешательства
- Продумайте воспроизводимость и масштабируемость решения для глобального охвата в аналогичных средах
- Рассмотреть возможность межсекторального сотрудничества (связь, правительство и научные круги)
- Рассмотрим оперативную часть: как это будет работать, под какой эгидой, с какой организационной или совместной структурой
- Обдумайте, кто и как будет финансировать ваше решение
Программа конференции — 2022 — DIHAD
При поддержке Dubai Cares
COVID-19 усугубил ранее существовавшие пробелы в развивающихся странах, которые уже были перегружены, недостаточно обслуживались и столкнулись со значительными ограничениями технических возможностей, что привело к серьезным нарушениям обучения.
Контекст
Мир замер из-за воздействия COVID-19. Аэропорты, рестораны, кинотеатры и другие элементы социальной среды пострадали от заражения этим вирусом. В то время как просмотр фильмов и обеды на публике не важны для нашей жизни, работа и образование необходимы.
Системы образования и обучения сильно пострадали из-за COVID-19. На пике закрытие школ охватило более 180 стран. В настоящее время, согласно системе отслеживания воздействия ЮНЕСКО на образование, по всей стране по-прежнему закрыты 34 школы и затронуто более полумиллиарда детей. «Среднесрочные и долгосрочные последствия кризиса обучения [вынудили] 1,6 миллиарда учащихся во всем мире покинуть классы» (ЮНЕСКО). Это особенно верно для образования в развивающихся странах, которые уже столкнулись с плохими экономическими условиями, а также справились с низким уровнем грамотности, умения считать, зачисления и профессионального мастерства.
В июле ЮНЕСКО подсчитала, что «около 24 миллионов учащихся, от дошкольного до университетского уровня, рискуют не вернуться в школу в 2020 году из-за перерыва в обучении из-за COVID-19. Почти половина из них находится в Южной и Западной Азии и странах Африки к югу от Сахары. Студенты университетов страдают больше всего из-за расходов, связанных с их учебой. Дошкольное образование является вторым наиболее пострадавшим, в то время как на уровне начального и среднего образования риску подвержены 10,9 миллиона учащихся, 5,2 миллиона из которых — девочки».
Поскольку из-за закрытия школ учащиеся и их родители вынуждены были вернуться домой, возникла потребность в подключении и оборудовании. «Сегодня половина населения мира (3,6 миллиарда человек) по-прежнему не имеет доступа к интернету». Многие страны с низким уровнем экономического развития и отсутствием связи, адаптированные через национальное вещание по телевидению и радио, «однако преимущества интернет-решений по сравнению с радио- и телевизионными решениями значительны: подключенные цифровые технологии позволяют использовать два способ общения, взаимодействие в реальном времени, игровое обучение и многое другое. Инвестиции были направлены на то, чтобы сделать цифровые инструменты главным центром обучения, а не классные комнаты из кирпича и миномета» (ЮНЕСКО).
«По оценкам ООН, почти 500 миллионов учащихся от дошкольных учреждений до старших классов средней школы не имели никакого доступа к дистанционному обучению. Три четверти этих учащихся жили в беднейших семьях или в сельской местности. Более детальные данные показали более тонкие различия, которые прослеживались и функционировали, чтобы подчеркнуть существующие социальные, экономические, гендерные и географические линии разлома. Анализ, проведенный Brookings, показывает, что в разгар закрытия школ около 90 процентов стран с высоким уровнем дохода предоставляли ту или иную форму дистанционного обучения в режиме онлайн, но только 25 процентов стран с низким уровнем дохода делали то же самое» (ЮНЕСКО).
Одним из флагманских нововведений, отвечающих на это на глобальном уровне, является GIGA, инициатива, запущенная ЮНИСЕФ и МСЭ в сентябре 2019 года для подключения каждой школы к Интернету и каждого молодого человека к информации, возможностям и выбору. GIGA поддерживает немедленный ответ на COVID-19, а также изучает, как подключение может создать более прочную инфраструктуру надежды и возможностей в «время после COVID». Основная цель GIGA — подключить 2 миллиона школ и 500 миллионов детей к 2025 году и 5 миллионов школ и 1 миллиард детей к 2030 году за счет финансирования местных инфраструктурных предпринимателей и цифровых общественных благ с открытым исходным кодом.
Наконец, стоит рассмотреть долгосрочные последствия снижения уровня образования, поскольку «Всемирный банк прогнозирует, что финансовые затраты на эту потерю обучения составят 10 триллионов долларов США или 10% мирового валового внутреннего продукта» (ЮНЕСКО). Человеческое и экономическое воздействие задержки образования будет колебаться в течение следующего десятилетия, поскольку менее образованные студенты, рабочие и граждане войдут в мир, который одновременно регрессирует (изменение климата) и быстро развивается (технологии). Те, кто уже находятся в невыгодном экономическом положении, подвергаются большему риску остаться позади еще больше.
Постановка задачи:
Как обсуждалось выше, дистанционное обучение не всегда осуществимо из-за низкой распространенности подключения и оборудования в развивающихся странах и странах, где население имеет меньше возможностей покупать сотовые телефоны и ноутбуки, в то время как общественность и частный сектор с меньшей вероятностью будет строить инфраструктуру связи, такую как вышки сотовой связи и точки доступа Wi-Fi.
- Как можно доставить решения для дистанционного обучения в малообеспеченные / отдаленные / сельские районы с низкой загруженностью оборудованием и отсутствием доступа в Интернет, чтобы не исключать их из образовательных услуг и систем, которыми они уже недостаточно обслуживались?
- Подумайте об инновационных*, осуществимых и масштабируемых решениях для сбоев в обучении в развивающихся странах
На что обратить внимание при разработке решения и критериях проверки:
- В развивающихся странах часто ограничен доступ к транспорту, чистой воде и санитарии
- *Инновация не обязательно означает высокотехнологичность и революционность.