Реальная история 300 спартанцев и Фермопильского сражения. 300 спартанцев ксеркс фото


обстоятельства легендарного подвига и всей битвы с громадным войском персидского царя Ксеркса, предыстория, факты, сравнение с кино

Подвиг трёхсот спартанцев в сражении при Фермопильском ущелье, которое случилось ещё в 480 году до нашей эры — яркий пример мужества и героизма. В Голливуде было снято целых 3 фильма, повествующих об этом подвиге — первый в 1962 году, второй в 2006 году (самый известный, режиссёр Зак Снайдер) и третий в 2014 году. И сам этот факт говорит, что это действительно очень захватывающая история. Конечно, в этих фильмах много неточностей, фантазий и выдумок. А как же всё было на самом деле, в реальности?

Предыстория сражения

Сражение при Фермопилах — это одно из ключевых сражений греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс собрал огромное войско, чтобы вторгнуться в Европу и покорить греческие города-государства. По оценкам современных исследователей, численность персидского войска, состоявшего на самом деле из представителей множества разных народов, была в диапазоне от 80 до 250 тысяч. При этом древнегреческий историк Геродот пишет о пятимиллионом войске, но это явно не соответствует действительности.

Историк Геродот в своих трудах подробно описал битву при Фермопилах, но в своих оценках он не всегда был точен

В 481 году до н. э. амбициозный Ксеркс отправил послов во многие эллинские полисы с требованием «земли и воды», то есть потребовал признания своей власти. Впрочем, в Афины и Спарту послы не были отправлены — прошлый опыт говорил, что в этих полисах могут c ними поступить весьма жёстко (десять лет назад в Афинах персидского посла, пришедшего с похожим посланием, казнили, а в Спарте бросили в колодец, сказав, чтобы он поискал «земли и воды» там).

Осенью этого же года в Коринфе прошло общегреческое собрание. На нём был заключён союз и достигнута договорённость о прекращении междоусобных распрей — только так можно было что-то противопоставить персидской угрозе. К правителям греческих колоний были направлены послы с просьбой помочь. Этот шаг, однако, не имел особого успеха.

На следующий год стало ясно, что Ксеркс настроен крайне решительно и серьёзно. Он даже придумал весьма изящный способ переброски своего войска из Европы в Азию. Он создал два понтонных перехода из связанных между собой кораблей через пролив Геллеспонт (современное название пролива — Дарданеллы).

Так выглядит Ксеркс по версии создателей фильма «300 спартанцев» (2006)

Когда об этом стало известно в Афинах, живший тут стратег Фемистокл предложил дать бой Ксерксу в узком Фермопильском проходе (ущелье) — попасть в южные земли Греции (чего жаждал Ксеркс) другим путём по суше было невозможно. С другой стороны, здесь войско греков могло хоть как-то сдерживать противника, явно превосходящего по численности. Чтобы ущелье нельзя было обойти по морю, кораблям афинян и других союзников было велено контролировать пролив между островком Эвбея и материковой частью Эллады. Там почти одновременно с битвой при Фермопилах произошло масштабное морское сражение.

Морская битва греков и персов: греки таранят корабль противников

Подготовка к битве

Итак, к середине августа 480 года до н. э. персидская армия оказалась на побережье Малийского залива перед входом в Фермопилы. К эллинскому войску Ксеркс отправил посла, который предложил всем сдаться и получить в обмен на это свободу и титул «друзей персов».

Объединённым греческим войском руководил спартанский царь Леонид. Он все предложения Ксеркса отверг. Тогда посол передал приказание персидского царя сложить оружие, на что греческий царь Леонид ответил «MOLON LABE», что означает «Приди и возьми». Эта фраза стала легендарной.

Царь Леонид в фильме «300 спартанцев»

В среднем ширина Фермопильского прохода составляла шестьдесят шагов. Греки соорудили здесь стену, точнее говоря, невысокую баррикаду из тяжёлых камней, и разбили за ней лагерь, перекрывающий проход по всей ширине.

Войско царя Леонида состояло из 7000 гоплитов (тяжеловооружённых воинов) и 2000 лучников. Хотя по нынешним оценкам, число греческих воинов, оборонявших Фермопильский проход, могло доходить и до двадцати тысяч. И, конечно, ни о каком стократном или тысячекратном превосходстве персов, о котором говорили древние историки, не могло быть и речи.

Воины Спарты — лучшие в Древней Греции

Безусловно, отдельного разговора заслуживает личная гвардия Леонида состоящая из тех самых 300 спартанцев. Число воинов в гвардии было всегда постоянным, если один умирал, то его занимал другой. Спартанцы заслужили в Греции славу наиболее смелых и неустрашимых воинов. «Вместе победить или вместе умереть!» — таков был их девиз.

Спартанский воин с мечом и щитом

Леониду на тот момент было больше сорока лет (точный его возраст на момент битвы при Фермопилах установить специалистам не удалось) и считалось, что он являлся потомком полубога Геракла в двадцатом поколении. Перед походом на Фермопилы лично отобрал из граждан 300 мужей, у которых уже были сыновья. Остальным спартанцам предписывалось присоединиться к войску после того, как окончатся праздники. И хотя старейшины Спарты пытались уговорить Леонида взять больше, чем 300 человек, Леонид был неумолим.

Интересный факт: даже нашествие персов не заставило спартанцев отказаться от священных торжеств. В Спарте в это время праздновали Карнеи — праздник в честь Аполлона Карнейского, длившийся целых девять дней.

Вообще надо сказать, что в Спарте сложился весьма интересный государственный строй. Основным принципом здесь был принцип единства полноправных граждан. И государство строжайшим образом регламентировало жизнь спартанцев, пресекало возникновение имущественного расслоения. Спартанцы были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледельчество и ремёсла были уделом неполноправных граждан — пэриеков и илотов.

Воспитание молодёжи считалось в классической Спарте государственным делом. Вся система воспитания была подчинена цели сделать из ребёнка гражданина-воина. С семи до двадцати лет сыновья граждан Спарты обязаны были жить в своеобразных военных интернатах. Юноши занимались здесь физподготовкой и закаливанием, играли в военные игры. Также у будущих воинов вырабатывали навык лаконичной и грамотной речи. Среди личностных качеств наиболее важными считались выносливость, преданность и решительность. В общем, в этих интернатах было весьма суровое воспитание. И это явно одна из причин, почему спартанцы были так хороши в битвах.

И наверняка все знают этот мем

Первые дни штурма греческих позиций

Ксеркс, подойдя к Фермопилам, выждал четыре дня, а на пятый отправил на штурм самые боеспособные отряды из мидян и персов. Согласно сведениям историка Диодора, в авангарде здесь находились воины, чьи родственники пали в Марафонском сражении. Оно случилось за десять лет до битвы при Фермопилах, и в нём одержали победу греки.

Первая атака персов была достаточно прямолинейной — они ударили строго по центру. Имея явное численное превосходство, персы хотели быстро решить исход сражения в свою пользу, но греки встретили их и выстояли. Тактика греков была следующей: они делали вид, что начинали отступать, но потом вдруг резко разворачивались и контратаковали разрозненных персов — это было очень эффективно. Сложилась уникальная ситуация: самая многочисленная на тот момент армия мира не была способна противостоять сравнительно небольшому числу эллинов. Причём ещё какая-то часть греческих воинов оставалась за стеной.

Сражение при Фермопилах действительно было очень ожесточённым

Потом персидский царь послал в бой киссийцев и саков, которые славились своей брутальностью. Но и тут воины Ксеркса не смогли осуществить прорыв. Они имели лёгкое вооружение и не обладали хорошей строевой подготовкой. И потому были бессильны против дисциплинированной фаланги противника, укрывшейся за сплошным рядом огромных щитов.

День уже близился к вечеру, когда в бой пошёл десятитысячный отряд «бессмертных» (хотя, конечно, они были смертны, просто так называли элитную гвардию персидских войск). Но и они отступили после непродолжительного боя. 300 спартанцев всё это время принимали участие в битве, при этом их потери, если верить историку Ктесию, были ничтожны — всего три человека.

На второй день персидский царь опять послал на штурм греческих позиций свою пехоту. Он обещал щедрую награду за успешное наступление и казнь за побег с поля брани. Но и это не помогло: все атаки второго дня тоже оказались бесплодными. Отряды Ксеркса сменяли друг друга, но это ни к чему не приводило. Царю персов пришлось возвратиться обратно в лагерь.

Предательство Эфиальта

Ксеркс не понимал, как действовать дальше, пока к нему (это был всё тот же второй день сражения) обратился человек по имени Эфиальт. Он за щедрую награду вызвался показать персам горную тропку в обход Фермопильского ущелья. В фильме 1962 года «З00 спартанцев» мотивация Эфиальта представлена так: он якобы хотел покорить своим богатством красивую спартанку Эллу, которая ему очень нравилась. В фильме 2006 года Эфиальт был горбуном, которого Леонид из-за этого не взял в свою гвардию (он не мог поддерживать строй, состоящий из рослых и статных мужчин). Он затаил зло и стал предателем. Однако истинные мотивы Эфиальта окутаны тайной. Зато известно, что в честь предателя греки впоследствии назвали демона, правящего ночными кошмарами.

Эфиальта изображают горбуном, но не факт, что он действительно был таким

Секретную тропу караулили силы фокийцев из Средней Греции — всего их было около тысячи. Отборный отряд персов в 20000 человек во главе с полководцем Гидарном шёл, не выдавая себя, всю ночь, а на рассвете напал на ничего не подозревающих фокийцев. Фокийцы были загнаны на горную вершину, а Гидарн, воспользовавшись этим, просто продолжил двигаться в тыл к эллинам, обороняющим Фермопилы. Фокийцы отправили гонцов, чтобы уведомить о манёвре персов. Но эта информация была уже известна: грекам во главе с Леонидом ещё ночью рассказал об этом Тиррастиад — персидский воин-перебежчик.

Гибель спартанцев и других греческих воинов

У Леонида к этому времени оставалось около пяти тысяч воинов. Весть о заходящих с тыла персах сделало оборону стены бесполезной. Желая спасти значительную часть греческого войска, Леонид отдал им приказ отступить и соединиться с прочими эллинскими силами, и, действительно, около 2000 воинов двинулись на юг. Сам Леонид остался с 300 земляками — спартанцам в принципе их устав запрещал отступать, вне зависимости от обстоятельств. Однако отряды фиванского (под командованием Демофила) и феспийского (под командованием Леонтиада) ополчений общей численностью примерно 2000 человек тоже отказались уходить. В итоге на Фермопилах они разделили участь спартанцев.

Триста спартанцев готовы к последнему бою

Заметив приближающихся с тыла персов, ведомых Эфиальтом, греки отступили от своих баррикад расположились на возвышенности у выхода из Фермопил. Они уже не рассчитывать победить, только достойно умереть. В конечном счёте горстка смелых эллинов приняла бой в месте, где проход уже значительно расширялся. Но и там персы толком не могли развернуться, многие из них погибали в результате давки или падения с обрыва.

Персы стреляли в оставшихся на поле брани греческих героев из луков, бросали в них камни. А спартанцы всё равно держались очень мужественно. Когда у воинов из Спарты ломались копья, они бились с противники короткими мечами, а иногда и вступали в рукопашную. Геродот свидетельствует, что при этом особую доблесть проявили спартанцы Алфей, Диенек и Марон. Упоминается и некий Дифирамб из Феспии, тоже проявивший себя как смелый воин. В жестокой сече не уцелел практически никто. В бою погиб Леонид, но и персы потеряли, например, Аброкома и Гиперанфа, братьев Ксеркса. Ксеркс, кстати, когда всё закончилось, лично отправился на осмотр места сражения. Обнаружив тело Леонида, он повелел отрубить ему голову с плеч и посадить на кол.

Вся битва при Фермопилах на карте

Из трёхсот спартанцев выжил лишь Аристодем — они из-за болезни был заранее оставлен Леонидом в Альпенах, поселении неподалёку от ущелья. Когда Аристодем вернулся в Спарту, его ждало бесчестье. Ни один человек не говорил с ним, за ним закрепилось прозвище Аристодем-Трус. Известно, что в дальнейшем Аристодем попытался реабилитировать себя и героически погиб в сражении при Платеях. По некоторым данным, в живых остался ещё и некий спартанец Пантит, который якобы был послан в качестве гонца в Фессалию. Когда он вернулся в Спарту, его тоже ждал позор.

Воздавая должное противникам, персы погребли павших эллинов с воинскими почестями на том же холме, где произошёл последний бой. Вскоре над их могилой был сделан памятник в виде статуи льва (Леонид означает в переводе с древнегреческого «подобного льву») с красивой эпитафией.

А так выглядит памятник царю Леониду и 300 спартанцам в Фермопилах

Павших спартанцев на родной земле почитали как настоящих героев. И даже спустя шесть столетий в Спарте каждого из них помнили по имени.

Документальный фильм «Последний бой 300 спартанцев»

knowhistory.ru

300 спартанцев и царь Леонид (71 фото) на сайте ФотоЖаба.ком

Сегодня у нас фотожаба на фильм “300 спартанцев” и царя Леонида в частности. Фотожабы получились отменными, спартанцы доставляют, а Леонид дак вообще отжигает!

fotojaba.com

Персидский царь Ксеркс и легенда сражения при Фермопилах

Персидский царь Ксеркс I является одним из известнейших персонажей древней истории человечества. Собственно, именно этот правитель вел свои войска на Грецию в первой половине V века. Именно он бился с афинскими гоплитами в Марафонском сражении и со спартанцами в той самой, широко раскрученной сегодня в популярной литературе и кино битве при Фермопилах.

Начало греко-персидских войн

Персия в самом начале V века до нашей эры была молодой, но агрессивной и уже могущественной империей, успевшей покорить целый ряд восточных народов. Кроме прочих территорий, персидский царь Дарий также овладел некоторыми греческими колониями-полисами в Малой Азии (территории современной Турции). В годы персидского владычества среди греческого населения персидских сатрапий – так назывались административные территориальные единицы Персидского государства – нередко поднимало восстания, протестуя против новых порядков восточных завоевателей. Именно помощь Афин этим колониям в одном из таких восстаний и привела к началу греко-персидского конфликта.

Марафонская битва

Первым генеральным сражением персидского десанта и греческих войск (афинян и платейцев) стало Марафонское сражение, произошедшее в 490 году до нашей эры. Благодаря таланту греческого полководца Мильтиада, который грамотно использовал строй гоплитов, их длинные копья, а также наклонную местность (греки теснили персов со склона вниз), афиняне одержали победу, остановив первое вторжение персов в их страну. Интересно, что с этой битвой связана современная спортивная дисциплина «марафонский бег», которая составляет дистанцию в 42 км. Именно столько пробежал античный гонец от места битвы к Афинам, чтобы сообщить о победе соотечественников и упасть замертво. Подготовке более массового вторжения помешала смерть Дария. На трон взошел новый персидский царь Ксеркс I, продолживший дело отца.

Фермопильское сражение и триста спартанцев

Второе вторжение началось в 480 году до нашей эры. Царь Ксеркс вел многочисленное войско в 200 тыс. человек (по оценкам современных историков). Очень быстро были покорены Македония и Фракия, после чего началось вторжение с севера в Беотию, Аттику и Пелопоннес. Даже коалиционные силы греческих полисов не могли противостоять столь многочисленным силам, собранным из множества народов Персидской империи. Слабой надеждой греков стала возможность принять сражение в узком месте, через которое проходила персидская армия в своем пути на юг – Фермопильском ущелье. Численное преимущество противника здесь было бы вовсе не так заметно, что оставляло надежды на победу. Легенда о том, что персидский царь Ксеркс был чуть ли не бит здесь тремя сотнями спартанских воинов – некоторое преувеличение. На самом деле в этом сражении приняло участие от 5 до 7 тыс. греческих солдат от разных полисов, не только спартанских. И для ширины ущелья этого количества было более чем достаточно, чтобы успешно сдерживать врага двое суток. Дисциплинированная греческая фаланга ровно держала строй, действительно остановив полчища персов. Никто не знает, как бы закончилось сражение, однако греки были преданы одним из жителей местной деревни – Эфиальтом. Человеком, показавшим персам обходной путь. Когда царь Леонид узнал о предательстве, он отправил войска в полисы для перегруппировки сил, оставшись обороняться и задерживать персов с небольшим отрядом. Теперь их действительно оставалось крайне мало – около 500 душ. Однако никакого чуда не случилось, практически все защитники были перебиты в тот же день.

Что было потом

Фермопильское сражение так и не выполнило ту задачу, которую на него возлагали греческие мужи, однако оно стало вдохновенным примером героизма для других защитников страны. Персидский царь Ксеркс I все же сумел победить здесь, однако в дальнейшем потерпел сокрушительные поражения: на море - спустя месяц при Саламине, и на суше - в битве при Платеях. Греко-персидская война продолжалась еще в течение последующих тридцати лет в качестве затяжных вялотекущих конфликтов, в которых перевес все больше склонялся на сторону полисов.

fb.ru

ПОДВИГ 300 СПАРТАНЦЕВ | Военная история

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате. 

  

Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой. 

Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию. И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами. Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши. 

Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения. В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме. 

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота. 

В конце VI века до н.э. Персидская держава, завоевав к тому времени греческие города-государства Малой Азии (Ионию), направила свою экспансию на территорию Эллады. В 480 году до н. э. огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт. Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные. 

Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов. Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную. 

Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись. Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот". 

Объединённое войско греков в Фермопилах состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооружённых воинов-гоплитов, посланных как передовые отряды, пока города собирали ополчения. Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет. 

На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км. 

В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход. 

Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. 

Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья. И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря. 

Греки оказались в окружении. Что было делать? Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю. 

Ксерокс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»! 

Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой. Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса. 

Царь Ксеркс лично осмотрел поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая спартанских илотов (илоты – государственные рабы).

Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину. 

За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре. 

Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». 

На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: "Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе". 

Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя. 

В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев. 

Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.). 

История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат. 

Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму. Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха. 

Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы. В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи. 

Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс. 

Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно? Может быть, мешает врождённая агрессивность? Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой. 

Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней? Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?

Что можно противопоставить парадигме завоевания? Война – она в умах!

За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью. 

Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету… 

Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие. 

А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины? Имело ли их самопожертвование смысл? 

Почему спартанцы не сдались? Зачем они погибли? 

Не зачем, а почему!Они не могли иначе! Их лозунгом были слова: победа или смерть! 

Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину. По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился. 

Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих? Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих. 

А был ли подвиг? Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении? Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные. Что же это, героизм по необходимости? 

Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы? Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!

Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию! 

             

Подобный подвиг совершили 28 героев-панфиловцев, преградивших фашистским танкам дорогу в Москву. Они спасли нас – ныне живущих. 

Погибающие ради других хотят, чтобы смерть их не была напрасной. Вот почему так важно помнить погибших героев. Это нужно не мёртвым, это нужно живым!

 

maxpark.com

Любимое кино. 300 спартанцев (9 фото)

В сентябре 480 года до нашей эры судьба западной цивилизации решилась в ущелье Фермопилы на берегу Эгейского моря. Три дня маленькая армия под командованием спартанского царя Леонида защищала узкий проход, который атаковали огромные персидские силы. Если бы греки тогда сдались без боя, история мира могла бы пойти иначе. Но спартанцы бились до конца, и мы до сих пор помним их подвиг. В 2007 году эта легендарная битва была воспета в эпическом голливудском блокбастере Зака Снайдера «300 спартанцев».

На войне очень важно, кто выиграет сражение, но еще важнее, кто напишет историю. Если бы хрестоматийную хронику греко-персидских войн сочинили персы, мы бы читали в учебниках, как прогрессивное Персидское царство пыталось принести мир и процветание в варварские греческие края, где веками непрерывно лилась кровь. Школьники восторгались бы веротерпимостью персов и их законами, направленными на ограничение и отмену рабства, а спартанцы считались бы безумными протофашистами, чей милитаристский режим держался на садистском угнетении. Свобода? Какая может быть свобода в городе, где жизнь каждого была расписана с рождения до смерти!

Однако персидскую точку зрения сейчас изучают лишь в Иране, а весь остальной мир живет в системе идеологических координат, которую задал «отец истории» Геродот. Поэтому в Персидском царстве видят кошмарную восточную деспотию, Спарта воспринимается как недостижимый образец мужества и доблести, а битва в Фермопилах изображается как героическое сражение за свободу и независимость всех греческих городов-государств. Да, Леонид задержал персов всего на три дня, но это дало время на сбор армий и на организацию масштабного отпора. Что в конечном итоге привело к победе Греции над полчищами царя по имени Кхашаярша, которого мы знаем под греческим именем Ксеркс (в греческом языке нет звука «ш»).

Конечно, историки и все, кто всерьез интересуется античностью, в курсе, что события V века до нашей эры были отнюдь не однозначными. Но это никогда не останавливало тех, кто хотел использовать битву в Фермопилах для развлечения и пропаганды. Так, в 1962 году, в разгар холодной войны и во время особой популярности фильмов об античности, польский голливудец Рудольф Мате поставил размашистый исторический боевик «300 спартанцев». Там прямо говорилось, что Греция была «единственным оплотом свободы» в древнем мире и что Леонид сражался с «рабской империей» персов.

Намек был прозрачным: «Древняя Греция – это нынешний Запад, а Древняя Персия – это нынешний СССР. Так давайте вдохновимся подвигом спартанцев, чтобы в урочный час дать отпор советским ордам!» Правда, в СССР этот антисоветский посыл решили проигнорировать, и лента вышла в наш прокат, где пользовалась большой популярностью. В Союзе считалось, что это коммунисты должны учиться у древних воинов беззаветной доблести. Хотя, разумеется, для нас раб-гладиатор Спартак был куда большим авторитетом, чем спартанский монарх.

Среди тех, кто благодаря фильму Мате вдохновился героизмом Леонида, был маленький американский мальчик по имени Фрэнк Миллер. Он увидел картину через пару лет после ее выхода, когда ему было семь лет, и «300 спартанцев» произвели на маленького Фрэнка неизгладимое впечатление. Он привык к тому, что голливудские герои одерживают победы и истребляют врагов, а в «300 спартанцах» армия Леонида погибала – и это подавалось как великий триумф. Фрэнк на всю жизнь запомнил, что героизм бывает самопожертвенным, и история спартанцев во многом определила творчество Миллера, когда он вырос и стал художником и сценаристом комиксов.

Миллер прославился благодаря супергеройским сагам о таких персонажах, как Сорвиголова, Росомаха и Бэтмен. Однако в конце 1980-х он надолго поссорился с мейнстримными комикс-студиями и сосредоточился на оригинальных и независимых проектах, права на которые принадлежали ему, а не издательству. Во второй половине 1990-х Миллер создал знаменитый неонуарный комикс «Город грехов», а в 1998 году он опубликовал пять выпусков комикса «300 спартанцев», вдохновленного реальной историей и фильмом Мате.

К тому времени Миллер уже не был наивным мальчиком, который раскрыв рот внимал экранной пропаганде. Он изучал историю и знал, что спартанцы были отнюдь не лапочками, а персы – не адскими злодеями. Однако Миллер все еще был под впечатлением от подвига Леонида. И он решил соединить приятное с полезным.

В отличие от картины Мате, комикс Миллера не претендовал на историческую достоверность. Напротив, в издании подчеркивалось, что оно передает рассказ единственного спартанца, который был в Фермопилах и остался жив (Леонид отослал рассказчика в Спарту, чтобы тот поведал о жертве товарищей). Разумеется, Дилий расставлял акценты по законам военной пропаганды, армейского хвастовства и спартанского патриотизма. Это раскрепощало Миллера как сочинителя и как художника и одновременно напоминало вдумчивым зрителям, что нельзя безоговорочно верить всему, что им с жаром рассказывают свидетели. Не говоря уже о рассказах тех, кто играет в «испорченный телефон» с реальными событиями.

Тем не менее Миллер консультировался с историками и глубоко изучал свою тему. Он даже съездил в Грецию и посетил Фермопилы, чтобы лучше представлять, что на самом деле произошло и как сейчас греки относятся к спартанскому героизму. Хотя в наши дни Фермопилы скорее дезориентируют исследователя, поскольку их современный облик радикально отличается от того, что было в V веке до нашей эры. В частности, море сейчас куда дальше от гор, чем во времена Леонида. Напомним, что Фермопилы – это узкий проход между заливом и горными склонами. В античные времена там едва могла проехать повозка. Это было идеальное место для того, чтобы построить укрепление и удерживать противника, не вооруженного пушками.

В 2000 году «300 спартанцев» вышли отдельной книгой (так называемым «графическим романом»), а вскоре комиксом заинтересовался продюсер Джанни Нуннари. Итальянец начал свою карьеру как экспортер гонконгского и европейского кино в Америку, а затем перебрался в Голливуд и стал продюсировать сперва дорогостоящие рекламные ролики, а потом и полнометражные фильмы. Его «большим» дебютом в 1995 году стали «Семь» Дэвида Финчера. Также Нуннари работал над циклом «От заката до рассвета», но его особенной страстью были античные сюжеты. Он пытался экранизировать «Илиаду» («Троя» Вольфганга Петерсена была конкурирующим проектом, из-за которого Нуннари свернул свою экранизацию), он участвовал в создании «Александра» Оливера Стоуна, и он очень хотел вернуть на экран царя Леонида и спартанцев.

Какое-то время Нуннари намеревался спродюсировать картину по мотивам научных исследований Фермопильской битвы и художественного романа Стивена Прессфилда «Огненные врата», который в Америке изучают в военных академиях. Но права на эту книгу купили более ушлые продюсеры (после «Гладиатора» все античное разлеталось как горячие пирожки). Тогда Нуннари выяснил, что еще есть о Фермопилах, и наткнулся на «300 спартанцев».

До выхода экранизации «Города грехов» еще было четыре года, но Нуннари и без помощи Роберта Родригеса понял, что Миллер так мастерски строит графическое повествование, что нет смысла покупать права на «300 спартанцев» лишь ради повествовательной канвы. Фильм нужно было снимать как по возможности точное воссоздание миллеровского изображения, с его эффектными кадрами, дизайнами и монтажом. Поэтому Нуннари в паре с голливудским продюсером Марком Кэнтоном, давним знакомым Миллера и бывшим главой студии Sony, сделали художнику лестное предложение, и тот не смог отказаться. Хотя Миллер очень не любит продавать голливудцам права на свои комиксы – дабы не ужасаться потом, как их исковеркали.

В то время как Нуннари вел переговоры с Миллером, об экранизации «300 спартанцев» мечтал начинающий голливудец Зак Снайдер. В 1990-х и в начале 2000-х он снимал музыкальные и рекламные ролики, но уже грезил о полнометражных проектах, и комиксные фильмы его интересовали больше всего. Миллер был одним из его любимых авторов, Снайдер готов был экранизировать любое его произведение. Однако самые известные комиксы Миллера, включая «Город грехов», уже были разобраны к тому времени, когда Снайдер в 2004 году удачно дебютировал в полнометражном кино с хоррор-ремейком «Рассвет мертвецов», и продюсеры стали принимать его всерьез.

Однажды Снайдер зашел к Нуннари, чтобы обсудить возможные совместные проекты, и увидел на столе у продюсера книгу «300 спартанцев». Режиссер сразу признался, что любит этот комикс и что он не раз разбирал его с профессиональной точки зрения, чтобы поучиться у Миллера и прикинуть, как «300 спартанцев» можно экранизировать. У Нуннари тогда уже был сценарист – дебютант Майкл Гордон, который ранее работал ассистентом Кэнтона. Режиссера, однако, у проекта еще не было, а Снайдер рассуждал о «300 спартанцах» с таким жаром, что он понравился и Нуннари, и Кэнтону, и Миллеру, когда мнением последнего поинтересовались.

Инвесторов из студии Warner было убедить сложнее, чем продюсеров. Вышедшие одновременно с «Рассветом мертвецов» античные ленты «Александр» и «Троя» слабо прошли в американском прокате («Александр» просто провалился, а «Троя» окупилась за счет иностранных зрителей), и вложившаяся в обе ленты Warner не горела желанием возвращаться в древние времена. Однако Снайдер и Миллер предлагали более крутое и эффектное зрелище, чем рутинный пересказ учебника истории. Когда к 2005 году Снайдер снял трехминутный тестовый ролик, иллюстрирующий его видение «300 спартанцев», впечатленная Warner дала «добро». Сыграл свою роль и успех «Города грехов» в начале 2005 года. Он показал, что есть коммерческий смысл в экранизации комиксов Миллера «близко к картинке».

Что важно, киноверсия «300 спартанцев» была задумана и одобрена как жесткое кино с «взрослым» рейтингом R. Кровавость и откровенность были столь важны для Снайдера, что он даже представить себе не мог, как будут выглядеть «300 спартанцев» в рамках «подросткового» рейтинга PG-13.

При всем уважении режиссера к комиксу, Снайдер не собирался становиться беспрекословным рабом Миллера. Он был готов в точности воспроизвести многие «кадры» из комикса, но он также хотел расширить и дополнить повествование, чтобы фильм впечатлил сильнее оригинала. Миллер на это согласился, и Снайдер вместе со своим давним другом-сценаристом Куртом Йонстадом подготовил окончательную версию сценария (наработки Гордона тоже были использованы).

Главных отличий нового сценария от комикса было два. Во-первых, у Миллера спартанская царица Горго не играла почти никакой роли в повествовании. Снайдер же постоянно работал как с продюсером со своей женой Деборой (они познакомились, когда Дебора, будучи рекламным менеджером, наняла Снайдера для съемок рекламного ролика), и «игнорирование» Горго для него было непостижимо. Поэтому он существенно расширил сюжетную роль царицы и подчеркнул, что Леонид опирается на жену и советуется с ней, когда речь идет о судьбе Спарты.

Во-вторых, у Миллера рассказчик врал, но не завирался. Персы в комиксе были хоть и бесчисленными, но обычными людьми. В фильме же Ксеркс приводит армию, где есть неправдоподобные мутанты и даже жуткие монстры. Это, впрочем, было вполне органично для древних баек. В античные времена и много позже любили рассказывать о всяческих псеглавцах, живущих в далеких краях.

Шотландский актер Джерард Батлер лишь в 25 лет понял, что не хочет быть юристом, а хочет блистать в театре и кино. Это пошло ему на пользу. К тому времени когда он всерьез начал ходить на кастинги и пробиваться на экран, Батлер был уже «не мальчиком, но мужем», и роли он сразу стал получать соответствующие. Так, в 2000 году Батлер сыграл Дракулу в хорроре «Дракула 2000», а в 2001-м он сыграл предводителя гуннов Атиллу в мини-сериале «Атилла».

Несмотря на участие Батлера в эпических и блокбастерных постановках, продюсеры «300 спартанцев» заинтересовались актером, когда увидели его в семейной драме «Дорогой Фрэнки». Батлер был в этом фильме столь мужественным и обаятельным, что создатели «300 спартанцев» решили, что из шотландца получится харизматичный спартанский царь – мужчина, на которого все обращают внимание, когда он заходит в зал. Батлер, который еще не считался полноценной звездой, долго не раздумывал и согласился. Он еще не знал, что ему предстоит пережить на тренировках…

Бразильский актер Родриго Санторо тоже не до конца понимал, на что соглашается, когда ему предложили роль Ксеркса. Реальный Ксеркс, судя по всему, носил окладистую бороду и роскошные одеяния, которые полностью закрывали его тело. Миллер же изобразил Ксеркса бритым и почти голым, покрытым лишь цепочками и пирсингом (пирсинг у древних персов действительно был, но очень скромный). Поскольку Ксеркс в фильме мнит себя богом, то он не может выглядеть как обычный человек и даже как обычный правитель. Санторо, которого привлек знающий бразильское кино Нуннари, было сказано, что дизайн наряда Ксеркса еще не окончательный и что его экранный наряд, вероятно, будет не столь безумным, как в комиксах. Это оказалось ложью. Впрочем, выходец из страны карнавалов быстро привык к садо-мазо наряду.

И без того высокого Санторо сделали нечеловечески высоким с помощью комбинированных съемок и оптических иллюзий. Аналогичные приемы ранее использовались во «Властелине Колец», чтобы передать разницу в росте между «полуросликами»-хоббитами и прочими персонажами.

Кстати, о нарядах. Реальные спартанцы, как и другие древнегреческие воины, носили крепкие доспехи на металлической основе, которые плохо пробивались копьями и стрелами. Миллер отлично об этом знал, но он хотел показать браваду спартанцев и их полное презрение к смерти, а также изобразить греческих воинов гибкими, ловкими, отлично фехтующими. Доспехи, как казалось художнику, слишком сковали бы его персонажей. Так что в комиксе и в фильме спартанцы сражаются в трусах, шлемах и плащах на голое тело. Кстати, примерно так спартанских воинов порой изображали в античные времена, когда стремились показать их мужественность, а не в точности передать все детали доспехов.

Но вернемся к кастингу «300 спартанцев». Будущая звезда «Игры престолов» Лена Хиди получила роль царицы Горго. Ранее британка снялась в «Книге джунглей» 1994 года, в «Братьях Гримм» и в ряде менее известных проектов.

Англичанин Доминик Уэст из культового телесериала «Прослушка» получил роль продажного спартанского политика Терона, который тайно поддерживает Ксеркса и надеется заполучить Горго после гибели ее мужа. Британец Эндрю Тирнан сыграл уродливого предателя Эфиальта, который в кульминации ленты показывает персам, как обойти Фермопилы и окружить спартанцев. Облик злодея – это одно из преувеличений Дилия, реальный Эфиальт вряд ли выглядел по-особенному.

Самого рассказчика Дилия изобразил австралиец Дэвид Уэнэм из «Властелина Колец». Будущий герой «Прометея» и «Людей Икс» Майкл Фассбендер сыграл спартанского воина Стелия, а актер из Ганы Питер Менса получил роль незадачливого персидского посла, которого Леонид сбрасывает в колодец в самой известной сцене картины. Также отметим более чем двухметрового канадского рестлера Робера Майе, который в сложном гриме изобразил полубезумного гиганта из персидской гвардии.

Чтобы изобразить лучших воинов Древней Греции, которые только и делали, что сражались или тренировались, актерам пришлось поселиться в спортзале. Их подготовкой занимались два ведущих специалиста – бывший выдающийся альпинист Марк Твайт, который в определенный момент переквалифицировался в эксперты по фитнесу, и координатор трюковых сцен Деймон Каро, работающий в Голливуде со времен «Последнего киногероя». Твайт отвечал за индивидуально подобранные диеты и разработку мускулатуры, а Каро вместе со своим заместителем Чэдом Стахелски, будущим постановщиком «Джона Уика», готовили актеров и каскадеров к многочисленным боевым сценам – к работе с мечами, копьями, щитами. Обожающий силовые упражнения Снайдер занимался вместе со своими звездами.

Тренировки заняли восемь недель. Они проходили почти по военным правилам. Тренирующиеся должны были постоянно состязаться друг с другом, и их наказывали или поощряли в зависимости от результатов. Занятия были групповыми, и актеров не только противопоставляли друг другу, но и заставляли работать как единое целое – точнее, как слаженное боевое подразделение. Твайту доводилось тренировать пожарных, спасателей, спецназовцев, и он знал, как добиться нужных результатов.

Всем было тяжело, но некоторым – особенно трудно. Например, оказалось, что у Батлера большие проблемы с самодисциплиной. Он пахал как сумасшедший в спортзале, но потом не мог отказать себе в кружке пива, что тренеров совершенно не устраивало. Так что и ему, и им пришлось помучиться, чтобы достичь желаемого результата. Зато после выхода картины все фитнес-сайты были набиты статьями о том, как вылепить свое тело по образцу мускулистых героев «300 спартанцев».

Чтобы получить полный контроль над изображением, что нельзя было контролировать, Снайдер пошел по стопам Роберта Родригеса и снял «300 спартанцев» так же, как был снят «Город грехов» – на студии, с минимумом декораций и в окружении синих экранов. Всего одна сцена, с участием нескольких лошадей, была снята на улице. Фоны, небо, море, горы, полчища персов – все это было нарисовано.

Впрочем, в мультфильм от этого картина не превратилась. Для фильма были изготовлены сотни экземпляров бутафорского оружия, тринадцать аниматронных лошадей и даже аниматронный волк (кстати, в реальности спартанский обряд посвящения в мужчины включал не убийство животного, а убийство раба). На съемочной площадке было выполнено множество трюков, а наложение пластического грима могло занимать по полдня. Никто из актеров не мог сказать: «За меня всю работу сделают художники». Впахивание в спортзале продолжилось не менее интенсивным впахиванием перед камерами. Работа велась на студии Icestorm Studios в канадском Монреале. Она проходила в хронологическом порядке сцен и продолжалась с середины октября 2005 года в течение двух месяцев.

Для продюсеров это было очень нервное время, поскольку по рабочим материалам трудно было понять, какое кино в итоге получится. Деньги тратились, но нельзя было определить, не расходуются ли они впустую. Окончательный облик «300 спартанцев» сложился лишь после почти годового компьютерного постпродакшена, которым занималось около десятка специализированных студий. Концептуальным камертоном, служившим для настройки визуального решения, была следующая идея: «Картина одновременно должна казаться реалистичной съемкой и набором эффектных книжных иллюстраций».

Благодаря отсутствию больших звезд, частых переездов, сложных декораций и прочего, что делает блокбастеры сверхдорогими, бюджет картины составил всего 60 миллионов долларов. Впрочем, Warner вряд ли решилась бы потратить больше на ленту, которую можно было бы назвать как крутой, так и курьезной («Воины Ксеркса больше похожи на орков, чем на персов!»).

«300 спартанцев» были впервые представлены публике в декабре 2006 года, а массовый прокат начался 9 марта 2007 года. Это, как считается, не лучшее время для премьеры блокбастеров, и продюсеры были ошеломлены тем, какой интерес к фильму проявили зрители. Как считается, в пользу фильма сыграла мощная рекламная кампания в Интернете, которая достучалась до тех, кому кино более всего могло понравиться. Всего лента заработала 456 миллионов долларов, 211 из них – в США.

Итоговые оценки ленты были неоднозначными. Картину предсказуемо дербанили за полный отказ от исторической достоверности, за «черно-белые» характеры героев, за оскорбительное изображение персов и за многое другое, что не понравилось критикам, ученым и специалистам по политкорректности. Иранцы так и вовсе восприняли фильм как американскую агрессию и едва ли не прелюдию к вооруженной атаке.

С другой стороны, Снайдер добился того, чего хотел добиться, – создал впечатляющий мифологизированный портрет запредельной мужественности и абсолютной верности долгу. «300 спартанцев» кажутся сражением Добра и Зла, потому что именно так видит войну греков и персов рассказчик Дилий. И он использует это видение, чтобы зажечь сердца воинов перед битвой при Платеях, которая решила исход войны. Зрители же в зале вправе решать, верят ли они Дилию и восторгаются ли они спартанцами или же видят в рассказе спартанца откровенную пропаганду.

В любом случае кино получилось ярчайшее, и его до сих пор помнят, любят и цитируют, хотя и нередко с иронией. Напротив, вышедший в 2014 году сиквел «300 спартанцев: Расцвет империи» хоть и окупился, но быстро забылся. Ведь в нем не было такой значимой и универсально понятной истории, как древний, но все еще вдохновляющий рассказ о воинах, которые бились до последнего – и стяжали вечную славу.

fishki.net

Битва при Фермопилах. Царь Леонид. 300 спартанцев :: SYL.ru

Зная заранее о неминуемой гибели, отряд спартанцев во главе со своим бесстрашным царем достойно принял бой противника, который по численности многократно превышал их силы. Но воины Спарты, по их убеждениям, были рождены, чтобы сражаться в боях и не ведать ни страха, ни боли.

Как все начиналось

Начнем с того, что спустя лишь некоторое время после окончания кровавой Марафонской битвы жители древней Эллады стали понемногу приходить в себя. Многие думали, что после победы греческих воинов над полчищем персов нашествие с их стороны больше не повторится, поскольку, как они полагали, те получили достойный отпор. Действительно, греки сражались очень достойно и одержали неоспоримую победу, однако этого было недостаточно, чтобы понять, что грядет новое нашествие персидских воинов, предотвратить которое будет невозможно.

В честь победы афинские монеты стали чеканить с добавлением изображения лавровой ветки, которая должна была напоминать жителям города о мужестве собственного народа. Мы неспроста упомянули деньги греков, поскольку это имеет также прямое отношение к дальнейшему развитию событий. Дело в том, что неподалеку от Афин был найден огромный серебряный рудник. Из этого серебра чеканили городскую монету, а впоследствии влиятельные мужи города планировали разделить все богатство между собой.

Однако выдающийся гражданин столицы Фемистокл смог убедить собрание влиятельных горожан в необходимости использования богатств на вооружение державы. С того момента было решено усилить флот, благодаря чему было куплено 230 триер ─ боевых трехгребных кораблей, которые сделали столичный флот самым мощным во всей Элладе. Как же удалось Фемистоклу убедить людей отказаться от огромного богатства и вложить средства в постройку кораблей? Очень просто: он один из немногих, кто понимал, что сражаться с персами можно только в море, а на суше их ждет полный разгром без шансов на победу.

Персы требуют у греков полного признания их царя

В октябре 486 г. до н. э. умер великий царь персов Дарий, а на его место пришел его собственный сын Ксеркс (или Хшаяршан ─ "царь героев"), который через несколько лет после кончины отца сосредоточил многотысячную армию на границе с Элладой. В тот момент царь персов вел активную подготовку в предстоявшей войне с греками, поскольку в его планы входило завоевание Греции. Он добился соглашения с Карфагеном. Он стал его союзником в набегах на Сицилию для ограбления богатых поселений, большую часть из которых составляли греки.

К греческим границам были стянуты огромные силы бесчисленной персидской армии, чтобы раз и навсегда уничтожить гордую державу. Ксеркс приказал своим послам передать личное требование о беспрекословном подчинении ему всех городов и признании его единственным царем. Персы посеяли панику в городах Греции среди населения, и большинство из них готовы были сдаться и принять царем Хшаяршана.

Однако спартанцы и жители Афин отвергли этот ультиматум и решили оказать достойное сопротивление грозному царю. Когда персидские послы прибыли в Спарту, то их попросту бросили в глубокий колодец, а в Афинах их ждала жестокая казнь за осквернение греческого народа. Они дали понять Ксерксу, что предпочтут умереть свободными людьми, чем примут его милостивую власть.

Начало нашествия

Взбешенный дерзостью греков, Ксеркс решил лично возглавить наступление. Это произошло в 481 г. до н.э., осенью, когда по его приказу полчища персидских воинов были сосредоточены неподалеку от Сард. Здесь войска проходили подготовку к сражению, и уже в начале апреля 480 г. до н. э. войска персов отправились в поход на греков. Уже к июню того же года солдаты достигли Македонии. Так начиналась битва при Фермопилах. Дата же самого сражения приходится на август того же года.

Для сокращения пути они решили пересечь Стримон, для чего были выстроены понтонные мосты, по которым войска пересекали реку. К городу Терме к тому времени подоспел персидский флот, который составлял 4,5 тыс. кораблей, 1,5 тыс. из которых являлись боевыми, а остальные - транспортными. Помимо огромного флота персидских солдат насчитывалось около 200 тыс. душ, что было более чем достаточно для победы над греками и Спартой.

Греки, в свою очередь, уже знали о нашествии ненавистного им персидского войска и начали готовиться к отражению неминуемого наступления. Битва при Марафоне закалила многих воинов, а победа придала храбрости и новых сил. Однако этого было недостаточно для отражения многочисленного вражеского нашествия. Лучшие полководцы Эллады стали искать выход из сложнейшей военной ситуации. При этом ополчение греческой армии едва насчитывало 10 тысяч воинов. Несложно было сопоставить численное соотношение сил обеих армий.

Греческий план заключался в том, что армия Ксеркса предположительно могла быть остановлена неподалеку от поселения Темпе, которое располагалось вблизи Пенея ─ небольшой реки, где была возможность перекрыть проход персов из Македонии в Фесалию. Однако греки просчитались со стратегией, поскольку противники выбрали путь в обход Темпе. Они выдвинулись в южном направлении и вплотную подошли к фесалийскому городу Ларисе. Греческим воинам пришлось срочно отступать, поскольку к такому натиску они были не подготовлены и не ожидали того, что персы обойдут их на собственной земле.

Дальнейшее развитие событий

Вынужденное отступление греческой армии было связано не только с тем, что по отношению к персам силы были неравными. Здесь немалую роль сыграла продажность фессалийской аристократии, которая благодаря определенным обещаниям Ксеркса стала ему очень быстро симпатизировать. К тому же они могли запросто заложить греческое ополчение. Поэтому без боя пришлось сдать персам фессалийские земли. Здешние войска славились своей конницей, поэтому при содействии греков фессалийцы могли противостоять вражескому нашествию. Однако у них было иное мнение, и после недолгих раздумий они перешли на сторону персидских «властителей».

Тем временем персы вели активное наступление на греческие земли, и чтобы противостоять персам, греки выставили весь свой флот по флангам вблизи Артемисия, который географически располагался на северо-востоке Эвбея. Предводителем греков в битве при Фермопилах был Леонид, а вот греческим флотом командовал Эврибиад, который был спартанцем по происхождению и очень грамотным стратегом. Греки во всеоружии ожидали прибытия полутора тысяч персидских боевых кораблей. Но здесь с персами природа сыграла злую шутку. Разразилась сильнейшая буря, которая уничтожила около семисот их кораблей.

Забегая наперед, отметим, что благодаря грамотной стратегии Эврибиада, который расположил флот в акватории мыса, флот греков остался невредимым. Персы выступили против флота Эллады оставшейся половиной своих кораблей. Возле Артемисия произошла ожесточенная двухдневная битва, благодаря чему грекам удалось полностью блокировать вход в Малийский пролив. Предполагалось сражение на следующий день, однако греки были ошеломлены новостями о том, что битва у Фермопил закончилась гибелью спартанского царя Леонида и его воинов. Дальнейшее сдерживание персидского флота не имело никакого смысла.

Ущелье Фермопил и воины Леонида

Теперь следует переместиться на сушу самого острова Эвбей, где неподалеку располагался эллинский флот и происходило морское сражение с персами. Неподалеку от самой северной точки Эвбея, вдоль склона крутых гор, от морского берега проходила дорога через ущелье. Это и были Фермопилы. Греция и по сей день почитает это место, не только как часть истории, но и благодаря целебным серным источникам, которые существуют по сей день. Но вернемся в 480 г. до н. э. ─ год битвы при Фермопилах, где расположился спартанский царь Леонид со своим пятитысячным отрядом.

Дальновидности греков могли позавидовать многие известные военачальники, поскольку еще за 100 лет до того, как началось Фермопильское сражение, эллины перегородили проход через ущелье мощной стеной. Леонид со своими воинами расположились за этим укреплением и ждали нашествия персов. Так начиналась битва при Фермопилах.

Следует немного отвлечься и поговорить о греческих воинах, из числа которых формировалась армия древнегреческого государства. В городах-государствах, из которых в те времена состояла древняя Эллада, проживали ремесленники, земледельцы, рабочие и граждане других социальных слоев общества, которые могли себе позволить приобрести обмундирование и оружие, а в случае необходимости встать на защиту государства. Из этих людей формировались воинские подразделения. Сами воины назывались гоплитами. Пехота, состоявшая из гоплитов, вела боевые действия в фалангах. Каждый воин плотно стоял рядом с боевым товарищем. Они закрывались щитами, а впереди них выступали длинные копья. В случае гибели соратника по оружию позади стоящие воины приходил на их место, таким образом, подразделение без остановки двигалось в сторону врага. Греки отлично владели мечами и были хорошими мастерами ножевого боя. Как Марафонская битва, так и битва при Фермопилах не пугали греков, и они были готовы ко всему.

По окончании боевых действий гоплиты возвращались в свои полисы и приступали к привычному ремеслу. Любой гоплит мог лишиться своего гражданства, если он бежал с поля боя или предал своих собратьев по оружию. А вот спартанцы обучались и тренировались военному делу беспрерывно в течение всей своей жизни. Их девиз гласил о том, что либо они все вместе победят, либо вместе умрут за Спарту ─ свою землю. Поэтому битва при Фермопилах была воспринята ими как приближение к очередному подвигу ради своей Родины.

Армия противника

Воины царя Ксеркса представляли собой многотысячную армию, состоявшую из конных подразделений и хорошо обученной пехоты. Конница подразделялась на подразделения, в состав которых входили колесницы, а также верблюды с воинами-наездниками. Вообще кавалерия персов существовала в качестве самостоятельных подразделений, которая выполняла большую часть боевых задач. Как правило, она размещалась при ведении боя по флангам. Всадники были вооружены копьями и легким колющим оружием, с которым каждый воин умело обращался. Следует отметить, что персы были великолепными всадниками, а на лошадях они управлялись без седел. К тому же лошади были не подкованы, и их вынужденно доставляли на судах к местам предстоящих сражений.

Персидские воины не могли обходиться без обслуживающего персонала, поэтому у многих из них имелись слуги. Не секрет, что некоторые из греческих воинов перешли на сторону персов и были с удовольствием приняты в ряды армии. Эллины-предатели воевали без обслуги, а в их мужестве никто не сомневался после разгрома персов под Марафоном.

Для персов быть воином было делом всех их жизни. После того как мальчик достигал пятилетнего возраста, его забирали у родителей в специальные лагеря, где он с малых лет проходил воинскую подготовку. Если ребенок был из богатой семьи вельможи или из числа знати, то он уже заранее обречен был стать командиром. Детей обучали кулачному бою, верховой езде, выживанию в сложных условиях, учили пользоваться оружием. Уже по достижении пятнадцатилетнего возраста юноша был вполне подготовленным воином.

Служба персов продолжалась до тридцатилетнего возраста, после чего воин имел право заниматься делами государственными, продолжать дела своего отца или остаться служить дальше. Персидская пехота искусно владела многим видом оружия. Это были копья с острыми стальными наконечниками, кинжалы, боевые топоры, ножи и прочее, а защищались они при помощи легких плетеных щитов. Щиты персов полностью защищали их от попадания стрел. К тому же персидские воины славились своим умением метко стрелять из лука.

Начало грандиозного сражения

История битвы при Фермопилах берет свое начало в середине августа 480 г. до н. э. Леониду не пришлось долго ожидать появления армии Ксеркса. Он предусмотрел возможные варианты развития событий, поэтому принял решение основной частью своих солдат закрыть вход Средних ворот, а около тысячи фокийских воинов расположил слева от горы, тем самым перекрыв проход по одной тропе, которая вела в обход ущелья.

По его расчетам, сражение в Фермопильском ущелье должно было начаться именно в том месте, где он расположил силы. Этот проход был не единственным, однако для наступления он выгоднее остальных выделялся с точки зрения стратегии.

И вот Фермопильское сражение началось. Персы вплотную подошли к стене ущелья, постепенно количество прибывших к Средним воротам становилось все больше. Однако персы не решались пойти в атаку первыми, поскольку понимали, что не так уж и просто будет воевать в тесных стенах между отвесными скалами. Лишь спустя пять дней с момента психологического противостояния двух воюющих сторон царь персов отдал приказ к наступлению. Персы, выстроенные в боевых расчетах, пошли в атаку, и битва при Фермопилах приобрела ожесточенный характер.

Бесстрашным предводителем греков в битве при Фермопилах был царь Леонид, который к тому же обладал неимоверным командирским чутьем. Он решил расшатать воинские соединения персов, для чего ему пришлось прибегнуть к одной хитрости.

Когда началась битва у Фермопил, его отряд пошел в контратаку. Подпустив персов поближе, солдаты резко развернулись в сторону ущелья и бросились бежать в разные стороны. В этот момент персы подумали, что хваленые греческие воины струсили, и, разрушив воинский строй, начали догонять беглых эллинов. Однако греки, добежав до ущелья, максимально быстро построились в шеренги и так же быстро начали сокрушительную атаку на персов. Из их многочисленного войска первыми узнали сокрушительные удары спартанцев и греков кессианцы и мидяне. Мало того, греки неоднократно за один день боя использовали свою хитрую тактику, и все время успешно.

Увидев поражение своих воинов, Ксеркс приказал Гидарну ─ командиру отряда «бессмертных», уничтожить 300 спартанцев и несколько тысяч гоплитов, а затем любой ценой освободить проход в ущелье. Однако приказ они выполнить не смогли, поскольку поддались на хитрости греков и понесли огромные потери.

На следующий день сражения

Несмотря на то что у персов было численное преимущество, их атаки не увенчались успехом. Греки грамотно оборонялись в узком ущелье, поэтому у фронтальных атак персов не было шансов, и они несли огромные потери. К тому же Леонид проводил замену воинов, поэтому герои битвы в Фермопилах, которые выкладывались вчера, не жалея своих сил, могли отдохнуть от неимоверной усталости и восстановиться.

Казалось бы, Ксерксу никогда не удастся победить Леонида и его воинов. Однако нашелся среди местных греков человек по имени Эфиальт, который за определенную сумму согласился провести персов через Анопейское ущелье и обойти армию спартанского царя с тыла. Напомним, что царь Леонид предусмотрел возможное развитие таких событий и оставил там фокийских воинов. Эфиальт знал их количество. Он сообщил об этом персидскому царю. Тот, в свою очередь, отправил туда многотысячный отряд «бессмертных» во главе с Гидарном.

Об ответной хитрости персов

Гидарн со своим отрядом, ведомые Эфиальтом, отправились вечером в обход, в тыл греков. На рассвете они увидели фокийских воинов, которых Леонид оставил для прикрытия тыла. Гидарн приказал лучникам выпустить в них стрелы. Фокидяне были готовы принять бой, однако персы проигнорировали их и двинулись к основным силам спартанцев. Фокийские воины сразу поняли маневр персидских врагов, поэтому их военачальник приказал одному из них оповестить спартанцев о приближающейся опасности. Леонид вскоре узнал об угрозе, и у него оставалось очень мало времени до пришествия отряда Гидарна.

Мудрый спартанский царь в срочном порядке собрал начальников подразделений и сообщил им о том, что вскоре здесь появятся персы, и дальнейшая оборона ущелья теряет всякий смысл. Поэтому он распустил всех воинов. С ним были лишь его оставшиеся в живых воины ─ 300 спартанцев. Битва при Фермопилах, а точнее ее исход, была предрешена. Отметим также, что помимо этих людей с Леонидом осталось около четырех сотен фиванских воинов, а также изъявившие желание умереть со спартанцами семьсот феспийцев.

Финальная битва спартанцев

Вскоре персы окружили Леонида и его войско. Как только неприятель подошел к спартанцам вплотную, фиванцы как один бросились в ноги персам с мольбой о пощаде. Леонид оставил их возле себя, поскольку они были предателями, а по спартанским законам они должны были умереть в бою, чтобы доказать, что являются честными и смелыми воинами. Небольшой отряд спартанского царя во главе с ним устремился в неравный бой с воинами Ксеркса.

В жестокой битве Леонид погиб первым, а оставшиеся воины продолжали драться с неприятелем за тело своего царя. Вскоре им удалось забрать тело Леонида, и спартанцы с остатками феспийцев были вынуждены отступать в глубь ущелья под натиском огромного войска персов. Далее все закончилось очень быстро. Ксеркс приказал лучникам поливать спартанцев стрелами до тех пор, пока из-за туч стрел не будет видно ни одного врага. Ровно в полдень погибли оставшиеся в живых спартанцы. Битва при Фермопилах была окончена героической гибелью мужественных воинов.

Царь Хшаяршан отдал приказ своим солдатам среди гор трупов отыскать тело ненавистного ему царя Спарты. Когда прошитое стрелами и изрезанное в боях тело царя Леонида воины принесли Ксерксу, он отрубил ему голову и насадил на копье, тем самым показав свою ярость героическому сопротивлению спартанских противников.

И вот после окончания кровопролитной битвы для царя героев путь в Элладу был открыт. Большая часть городов-полисов без боя сдалась персидскому царю. Оставшаяся часть греческой армии, которой продолжил командование Клеомброт, родной брат погибшего царя Спарты, для оказания дальнейшего сопротивления персидскому нашествию вынуждена была отступить в район полуострова Пелопоннеса и Коринфского перешейка.

На месте Фермопильского ущелья по окончании войны между греками и персами эллины водрузили памятник в память о великом спартанском царе Леониде и его бесстрашных воинах ─ статую льва. На протяжении многих веков спартанцы почитались греками. Память о них жива и сейчас.

www.syl.ru

актеры, сюжет и интересные факты

"300 спартанцев: Расцвет империи" - это продолжение первой части фильма исторического жанра. Работу над сюжетом взял на себя известный сценарист и графический художник Френк Миллер. Он прославился своими работами фильма "Бэтмен", "Город грехов", "Сорвиголова". Ноам Мурро согласился снимать "300 спартанцев: Расцвет империи". Актёры, сыгравшие главных героев: Ева Грин, Салливан Стелптон и Родриго Санторо. Премьера состоялась в начале марта 2014 года. Кинолента противопоказана к просмотру детям и лицам со слабой психикой, так как картине присвоили рейтинг R.

Сражение при Марафоне

Действия фильма ведутся сразу по трём сюжетным линиям: до, во время и после сражения Леонида. В картине зритель узнаёт предысторию всех главных персонажей. И складываются вместе частички двух фильмов "300 спартанцев" и "300 спартанцев: Расцвет империи". Актёры были на высоте - сыграли динамично и зрелищно.

В самом начале царица Спарты Горго, жена царя Леонида рассказывает своему войску события битвы при Марафоне, в котором Фемистокл, на тот момент простой солдат, развеял войска Персидского царя Дария. Он одним выстрелом из лука убивает правителя, но отпускает живым его сына Ксеркса. Этот поступок имеет последствия для всего народа Греции.

Царь-бог

Далее зритель видит, каким образом Ксеркс стал царём-богом. После смерти Дария его сын был безутешен. Воспользовавшись ситуацией, Артемисия, военачальница умершего царя, убеждает, что ему нужно стать богом и отомстить всей Греции. Для этого Ксеркс отправляется в пустыню, находит секретную пещеру с населяющими её мерзкими отшельниками. Искупавшись в священной воде, он становится богом среди смертных людей. От него не остается ничего, что могло напомнить прежнего Ксеркса.

Оттуда же мы узнаём и историю самой Артемисии. Её деревню сожгли, семью убили, а она попала на судно в качестве рабыни. Когда маленькую девочку бросили умирать, полуживую Артемисию нашёл персидский посол. Он вырастил и сделал из девушки смертоносного противника. Сначала она стала убийцей, а затем и военным советником царя Дария. Артемисия стала хладнокровным монстром с прекрасной внешностью.

Вернувшись из пустыни, царь-бог начинает войну с Грецией. Флот Фемистокла, благодаря его блестящей стратегии, одерживает две победы в сражениях на море. После двух поражений Артемисия приглашает Фемистокла на свой корабль для переговоров. Она предлагает себя взамен на его флот и людей. Но грек отказывает хозяйке корабля. Артемисия в гневе прогоняет его с обещанием встретиться на поле битвы.

Крах Артемисии

Герой Греции понимает, что без альянса Афины долго не продержаться. В следующем сражении персы поджигают море. И флот Фемистокла терпит огромные потери. А вражеская армия, которая также изрядно поредела, стоит в ожидании финального сражения.

В отчаянии Фемистокл отправляется ко вдове царя Леонида и просить возмездия и спартанские корабли. Царица Горго отвечает, что отдала всё Греции и больше давать ничего не намерена. Ксеркс предвидит итог сражения и приказывает Артемисии отступить. Но она ведёт остатки кораблей в бой против воли своего царя, жаждя крови врага.

В решающей битве мужчина и женщина сходятся в бою не на жизнь, а насмерть. Фемистокл убивает Артемисию, и последнее, что она видит, как на помощь афинянам спешит Спарта во главе с царицей Горго. В руках она держит меч мужа, таким образом, мстя за него. Персы отступают. Греция отвоёвывает свою свободу.

"300 спартанцев: Расцвет империи": актёры

Салливан Степлтон ведёт актёрскую карьеру с 1996 года, но благодаря криминальной драме "По волчьим следам" стал по-настоящему известным. Следующим фильмом, принесшим славу австрийскому актёру, становится проект "300 спартанцев: Расцвет империи". Салливан Степлтон играет ключевую роль в этом фильме – Фемистокла.

Ева Грин – французская актриса и модель. Свою карьеру она начала относительно недавно. С 21 года девушка выступала на сцене театра, и именно там её впервые заметил режиссёр Бернардо Бертолуччи. Он пригласил Еву на главную роль в его новом фильме "Мечтатели". Эта эротическая драма стала прорывом в карьере Евы Грин. Следующие фильмы: "Арсен люпен", "Царство небесное", "Рояль казино", "Трещины", "Чрево", "Последняя любовь на Земле", "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать", "300 спартанцев: Расцвет империи". Ева Грин получила известность. Её глубокие глаза просто завораживают. "Страшные сказки" - один из последних проектов, в котором участвовали Ева Грин.

Родриго Санторо – бразильский актёр. Самые известные фильмы, в которых участвовал Родриго: "Карандиру", "Реальная любовь", "300 спартанцев", "300 спартанцев 2", "Остаться в живых". Роль Ксеркса в двух частях фильма пока является самой значимой в карьере латиноамериканского актёра.

Интересные факты о фильме

1. В основу фильма лег графический роман, автор которого Френк Миллер.

2. Сначала режиссировать фильм хотел Зак Снайдер, но потом он захотел заниматься проектом "Супермен". И режиссером киноленты стал Ноам Мурро.

3. Несколько раз менялось название фильма. Сначала это был "Ксеркс", потом уже "300 спартанцев: битва при Артемисии". Но перед самой премьерой вариант "300 спартанцев: Расцвет империи" актёры и съёмочная группа признала лучшим.

4. Съёмки проходили в Болгарии.

5. В первом варианте сценария присутствовал царь Леонид, но потом его вырезали из-за отказа Джеральда Батлера.

6. Кубики на животе являлись неотъемлемым атрибутом каждого актёра.

7. Сцены морских сражений проходили на земле, воду добавили уже позднее при монтаже.

8. Родриго Санторо делали макияж в течение 6 часов, после которого он не мог активно двигаться.

9. Из-за большого роста царя-бога актёр Родриго Санторо не мог сниматься с другими. Ему приходилось находиться в специальной зеленой комнате.

10. Вторая часть фильма "300 спартанцев" планировалась как история о Ксерксе, его становлении и походе.

fb.ru