ПРОТОТИП. Кто такой прототип
Прототип персонажа - это... Что такое Прототип персонажа?
Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа[1].
Прототип (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения[2]
Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры» («образца», «оригинала»), преобразуемой сквозь свою призму видения писателем. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе.
Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности прототипа, не только отражает порожденный эпохой тип личности: он — осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться «прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или прототипом для произведений другой эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Направления и жанры могут оказывать воздействие на роль прототипа. Максимальное «равнение» на прототип — в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и прототипом, выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).
Значение исследования прототипа зависит от его характера. Чем более ярким явлением общества и истории является прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, так как получается отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.
Прототип в детской литературе
В детской литературе является распространённой ситуация, когда прототипом является ребёнок, которому рассказывается история (как бы про него). Льюис Кэрролл рассказал историю Алисы в Стране Чудес, катаясь в лодке с Алисой Лидделл, Джеймс Барри рассказывал сказки про маленького тёзку Питера Пэна его старшим братьям, точно так же Кристофер Робин стал персонажем сказок Александра Милна, а дочь Кира Булычёва — Алисой Селезнёвой. Очевидно, что на таких героев не столько переносятся черты реального ребёнка, сколько концентрируются желательные черты. А вот имя, напротив, всегда остаётся реальным.
Примеры прототипов героев
Литература
- Альтман М. С., Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в., в сборнике: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965
- Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974
Примечания
См. также
dic.academic.ru
ПРОТОТИП - это... Что такое ПРОТОТИП?
прототип — прототип … Орфографический словарь-справочник
ПРОТОТИП — (греч., от protos первый, и typos признак, свойство). Первообраз, основной тип: первое изображение, первая модель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТОТИП греч., от protos, первый, и typos,… … Словарь иностранных слов русского языка
Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его… … Литературная энциклопедия
прототип — См. пример... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. прототип прообраз, первообраз; опытный образец; пример; модель, оригинал, архетип, макет, лицо Сло … Словарь синонимов
прототип — а, м. prototype <гр. protos первый + typos отпечаток. 1. Кто или что л., являющееся предшественником или образцом последующего. БАС 1. По сей причине во всяком образованном государстве принимается правилом или законом: 1) иметь и сохранять… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРОТОТИП — ПРОТОТИП, прототипа, муж. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора. см. прото…. Думают … Толковый словарь Ушакова
ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства. Благодаря тому, что структуры человеческого знания и памяти включают в себя П. как… … Философская энциклопедия
прототип — ПРОТОТИП, прообраз, книжн. первообраз … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПРОТОТИП — см. Теория прототипа. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Прототип … Большая психологическая энциклопедия
ПРОТОТИП — (греч. prototypon прообраз) реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа … Большой Энциклопедический словарь
ПРОТОТИП — ПРОТОТИП, а, муж. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны Карениной. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Prototype | Протопедия вики | FANDOM powered by Wikia
"Стань всем... Измени все!" ―Слоган.[src] PrototypeРазработчик
Radical Entertainment
Издатель
Activision
Релиз в США
9 июня 2009
Релиз в Европе
12 июня 2009
Игровые режимы:
Одиночный
Платформы:
Xbox 360, PS3, PC
Носители:
DVD, Blu-ray Disc, скачиваемый контент
Prototype, т.ж. [PROTOTYPE] (русск. Прототип) — компьютерная игра, научно-фантастический экшн от третьего лица, разработанный компанией Radical Entertainment. В США игра была выпущена 9 июня 2009 года, а в Европе 12 июня для платформ PlayStation 3, Xbox 360 и PC. В России игру, в оригинальной английской версии, издаёт Soft Club. Весной 2011 года издана PC версия игры с русскими субтитрами.
С 10 июня 2009 года PC-версия игры, на английском, испанском, итальянском и французском языках, стала доступна для скачивания через Steam.
Сюжет разворачивается в Нью-Йорке, заражённом страшной эпидемией, заставляющей людей мутировать и видоизменяться. Главный герой - Алекс Мерсер - тоже заражён, но его вирус особеннный: он сохраняет рассудок и пользуется вирусом как своей силой. Алекс может использовать внешность, воспоминания и навыки поглощенных им людей, а так же трансформировать части своего тела в оружие или броню.
Сюжет
В игре рассказывается имтория Александра Дж. Мерсера (озвучен Барри Пеппером), который приходит в себя на прозекторском столе в морге здания, принадлежащего корпорации ГЕНТЕК, крупной и влиятельной компании, занимающейся генной инженерией. Алексу удается сбежать, но он потерял память, поэтомуТело Мерсера в морге
теперь ему предстоит выяснить, что именно произошло с ним. Вскоре он обнаруживает у себя необычные способности, которые заключаются в суперсиле, нечеловеческих скорости, ловкости, стойкости, возможности трансформировать свое тело в оружие и "поглощении" других людей, при этом получая их воспоминания, внешность и навыки. Ничего не помня о своей собственной жизни, Алекс начинает выслеживать и поглощать тех, кто замешан в этом происшествии, чтобы узнать правду. Во время своих поисков Алекс сталкивается с двумя группами своих врагов: "Черной Стражей", специальным военным подразделением по борьбе с биологическими угрозами из форта Детрик; и зараженными, состоящими из горожан, которые были инфицированы странным вирусом, и мутантов, звестных как Охотники. Капитан Кросс, офицер "Черной Стражи", командует операцией по поимке и задержанию Алекса.Встреча Алекса и Кросса
накачать газообразный биологический агент "Кровотоксин" под землю острова Манхэттен, с целью "выкурить" зараженных из-под земли, чтобы уничтожить их напрямую. План удался, но из-под земли появилась Элизабет Грин, воплотившись в огромное монстроподобное существо. После схватки с ней, Алексу удалось ослабить её защиту и он поглотил Грин. Позже Алексу становится известно, что генерал Ренделл, глава "Черной Стражи", планирует "зачистку" острова, как когда-то это сделал в Хоуп - с помощью ядерной бомбы. Неизвестный связной, оказавшийся капитаном Кроссом, с помощью Алекса проникает на авианосец "Рональд Рейган", где находится Ренделл.Геймплей
Помимо акробатических трюков Алекс может взбегать по стенам домов, прыгать на сотни метров вверх, парить в воздухе и развивать огромную скорость бега. Падения с любой высоты не наносят ему урона, но ударная волна от приземления может убить находящихся поблизости горожан и солдат, а так же повредить транспорт и землю. Алекс может использовать несколько видов оружия, управлять военным транспортом, проводить различные комбо-атаки не только на земле, но и в воздухе, скользить по земле, используя тела мертвых врагов, а так же использовать их как снаряды. Алекс может восстанавливать здоровье, поглощая любую биомассу, а так же со временем уровень здоровья повышается автоматически.Основные суперсаособности Алекса включают смену облика и трансформацию конечностей в оружие, приобретаемое в ходе игры, посредством покупки в улучшениях или получения в миссиях. Боевые навыки включают большой и мощный Клинок, быстрые и острые Когти, телескопический Хлыст, Мышечную массу, увеливающую силу и Кулаки-молоты.
Защитные навыки состоят из широкого Щита, который со времнем разрушается, но может быть восстановлен, и Брони, покрывающей все тело и снижающей скорость, ловкость и высоту прыжка. Оба навыка позволяет Алексу прокладывать путь через множество препятствий. К зрительным навыкам относятся Инфракрасное зрение, помогающее Алексу видеть врагов сквозь дым и другие препятствия, и Зрение зараженного.
Любой из атакующих навыков может быть совмещен с защитным, но их активация немедленно выдаст Алекса, если тот находится в маскировке.
Самые разрушительные атаки - Опустошители - требуют высоких показателей Критической Массы или состояния, близкого к смерти. Они включают такие Опустошители, как "Жгуты" (из тела Мерсера во всех направлениях вырывается множество тонких жгутов), "Кладбище Шипов" (массивные шипы из биомассы, выходящие из земли) и "Критический Урон" (из рук Алекса вырывается твердый "жгут" из биомассы, наносящий урон только одной цели).
Разработка
Игра была аннонсирована в августе 2007 года под эгидой Sierra до объединения с Activision. ИзначальныйОбложка игры от Sierra
облик Мерсера, его способности и стиль боя были полностью изменены. DC Wildstorm была выпущена серия комиксов для раскрытия всей истории игры, авторами которых были Джастин Грей, Джимми Палмиотти, Деррик Роберсон и Мэтт Джейкобс.Релиз игры был позже отложен до 2009 года из-за провала в разработке и планах мультиплеера. Radical позднее объявили точную дату выхода игры и решение об отказе от мультиплеера.
Реакция
Prototype был доступен для скачивания в Steam, а так же для покупки в обычных магазинах 9 июня (США) и 12 июня (Европа) 2009 года. Игра возглавила рейтинги продаж недели в Steam, а версия для Xbox стала одной из самых продаваемых игр 2009 года в Северной Америке: было продано более 419.900 копий. Это сделало игру Платиновым Хитом. Prototype был отмечен за "интригующий сюжет и главного героя", а так же за "широкие возможности и способности", но раскритикован за "неудобное управление" и "дубовую графику окружающего мира".
Игра была выпущена через две недели после "InFamous", игры с аналогичным концептом, студии Sucker Punch Productions. Это привело к множеству сравнений двух игр критиками.
Сиквел
Основная статья: Prototype 2В декабре 2010 года, Radical Entertainment выпустила тизерный трейлер под названием "Murder Your Maker" (русск. "Твой убийца - твой создатель"). Сюжет игры сконцентрирован вокруг истории сержанта Джеймса Хеллера, ветерана войны, вернувшегося домой, в разоренный войной город.
Галерея
Промо-арт
Видео
Prototype Launch Trailer-0
Prototype Sierra trailer-0
Prototype - Sierra Gamer's Week 07 Trailer (HD)-0
ru.prototype.wikia.com
Прототип это - Прототип значение
Прототип это реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» прототипа, его творческое преображение — неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала. Степень ориентированности на прототип, характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие прототипа, иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, — существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом — в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к прототипу наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л.Н.Толстого, 1852-57) и в автопсихологической лирике (в качестве прототипа лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о прототипе говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько прототипов, совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы образы Грушницкого в «Герое нашего времени» (1839—40) М.Ю.Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А.П.Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова… Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И.С. Русской писатели о литературном труде). Существование прототипа не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего прототипа — Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М.Э.Брэддон «Аврора Флотт» (1863).
Использование прототипа нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения прототипа, легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т.Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г.Гауптман (Манн Т. Письма). В восприятии произведения читателем «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 7). Прототип обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (автобиографическая основа поэзии А.А.Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации: Блок А. Письма к жене). Особенно важно изучение прототипа, когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (ряд произведений Н.С.Лескова).
Слово прототип произошло от греческого prototypon, что в переводе означает — прообраз.
Может быть интересно:
Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.
Please wait...
www.litdic.ru
ПРОТОТИП - это... Что такое ПРОТОТИП?
ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».
Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 3537). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).
Литература:Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;Русские писатели о литературном труде, т. 14, Л., 1954 1956;Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;его же, Хвала Каменам, М., 1982;Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 2331.
В. Е. Хализев.
literary_encyclopedia.academic.ru
Prototype — Lurkmore
« | My name is Alex Mercer… I am the reason for all of this. They call me the killer, the monster, the terrorist… I'm all of these things. | » |
— откровения Усамы бен Ладена главного героя. |
Prototype (Прототип, Прататупе, Прототайп, Шпрототайп, Проституп) — серия консольно-компьютерных игр в якобы жанре экшена нового поколения от канадской студии Radical Entertainment. В реале все обернулось многочасовым Y.O.B.A.-побоищем, особенно во второй части, где Радикалы сделали попытку снабдить сей аттракцион вменяемым сюжетом. Вышло — как всегда.
И вот про это вся игра. Типичное времяпровождение в игреПриятственно иногда попить кофейку в рабочий перерыв и пострелять пару сотен тушек в каком-нибудь годном клоне наследнике zombie shooterʼа. Прототип возвел изничтожение полусгнивших супостатов в абсолют, предоставляя нехилое разнообразие их отправки на тот свет и превращая массовый дестрой в краеугольный камень серии. Игра вся из себя GTA-подобная помесь beat'em'all, слэшера с элементами RPG и даже (!) стелс-экшона. Главный герой — перекачанный анаболиками вирусом мужик в неизменной куртке со светящейся НЁХ на спине. В процессе игры мутирует, получая способность отращивать в любой момент гигантские когти, лезвия, щупальца, весла и прочие кавайные вещи. Все это сопровождается невозбранным выпиливанием людишек в гигантских количествах. Людишки радостно распадаются на составные части, обильно заляпывая улицы города кетчупом, оторванными конечностями и шматами мяса. У нас имеет широкое хождение в первую очередь как симулятор массового геноцида.
Собственно, технические характеристики:
- Прохождение представляет собой процесс превращения ГГ из начинающего воителя, только и способного на хлипкие удары кулаком, в матерую тварь, выносящую в одиночку целые армии. Из князи в императоры, в общем, ничего сверхъестественного.
- Человеческая жизнь не ставится ни во грош. Максимум, на что способны элитные войска по борьбе с биологической заразой — красиво умереть от рук мутанта (хотя во второй части они научились отвешивать главному герою ответные пиздюли прикладом винтовки). Судьба любого прямоходящего существа в Prototype предрешена — он взорвется кровавым дождичком.
- В игре присутствует полная свобода действий. С учетом того, что ГГ бегает со скоростью гоночного болида (и даже по стенам) и сигает на 100500 метров, ход разрабов более чем предсказуем. В первой части город был застроен картонными коробками, и делать среди них было абсолютно нечего от слова вообще, во второй — коробками пополигональней. Теперь можно послушать байки горожан и посмотреть, как бомж копается в мусорном баке.
- Особый цинизм ситуации придает и то, что аптечки в игре бегают на двух — реже на четырех — ногах. Прототип идеального оружия способен в прямом смысле сожрать любого врага, тем самым поправив свое здоровье, что и создает комический эффект. Попутно мы присваиваем чужие воспоминания и составляем полную картину творящегося в городе беспредела. Не ускользает от внимания и факт того, что ассимилирование протекает при помощью вирусных щупалец, что, в свою очередь, дает килотонны вдохновения художникам, повернутым на соответствующей тематике.
- Главный герой чаще всего убивает сознательных граждан с таким изощренным садизмом, что Фредди Крюгер с грустью скрежещет перчаткой. В лучшем случае — просто пробьет ударом кулака грудную клетку насквозь, в не самом худшем — засунет щупальце в задницу так, что торс перестанет составлять с ногами единое целое и улетит в неведомые дали. Серьезно.
- Пропаганда зловещей корпорации Гентек, призывающей «Сдать родственников на опыты», доставляет.
- Несмотря на творящееся вокруг мракобесие с супеrмутантами, супеrсилами, супеrсолдатами и прочим оружием возмездия, большинство из них имеет вполне себе реальные основы, как то: термобарические снаряды, истребляющие все вокруг с завидной эффективностью, «Абрамсы» (во второй части обзавелись отбойниками и кавайными кирдык-миниганами, позволяющими творить на улицах «Большого Яблока» феерическое шоу), «Апачи» — в общем, все то, что может продать дядя Сэм страждущим для борьбы со злобным вирусом. Ясное дело, герой все это добро использует не по назначению.
- ГГ способен перевоплощаться в любое существо своей комплекции — хоть в случайного прохожего, хоть в бомжа, хоть в зазевавшуюся девицу — достаточно сожрать оригинал. Тем же макаром можно скрытно потреблять солдат, проникать на военные базы (вот вам и весь стелс) и устраивать их обитателям мелкие пакости вроде локального артобстрела. О таких не совсем естественных вещах как бабуля, отрывающая башню у танка, и говорить не приходится.
- Саундтрек, полный клинического идиотизма и пафоса.
- Ко второй части прилагается совершенно упоротое Radnet-издании, содержащее в своих недрах полноценный набор супермена — и ни одной дополнительной миссии. К парочке бессмысленных скинов, тупых соревнований, роликов о разработке и баловства с гравитацией прилагались: стрельба лазерным лучом из глаз (и не просто так, а с характерным «пиу-пиу!»), бесконечное планирование, а также неимоверно доставляющая возможность отправить врага в полет богатырским пинком под вражескую же задницу. В целом издание чуть более, чем полностью уныло, однако пипл схавал и остался доволен.
[править] Ключевые персонажи
- Алекс Мерсер — бывший нерд, биолог по призванию, просиравший свое будущее в лабораториях по изучению генома и успешно протестировавший на себе разработки. Сирота, из родственников — только сестра, посему обозлен на все прогрессивное человечество. Умеет практически всё: бегает, прыгает, летает, жрет врагов, учится их мудрости, пилотирует военную технику, стреляет почище любого снайпера — универсал, одним словом. Облачен в черную куртку, жилет с капюшоном и рубашку, которую не заправляет принципиально. Немного похож на Роршаха из «Хранителей», но отличается абсолютной беспощадностью и неприменимостью суперспособностей на пользу обществу. Страдает от аллергии, в чем легко можно убедиться, просто оставив клавиатуру в покое на пару минут. При этом он, как и совы из «Твин Пикса» — не то, чем кажется: (спойлер: Алекс Мерсер и не Мерсер вовсе, а живое воплощение вируса, взявшее форму и личность своего первого носителя.) Неудивительно, что благодаря своей отрицательности и харизме (к слову, в первой части она сводилась исключительно к умению красноречиво молчать) Алекс завоевал популярность в массах. Очень одинок и пребывает в думах о создании лучшего мира со всеобщим равенством и процветанием.Во второй части переквалифицировался в главного антагониста и ради создания этого самого мира угробил кучу народу исключительно из гуманистических соображений, но случилось вестимо что. Породил своей предположительной смертью нескончаемые потоки нытья и срачей, которые идут по сей день. Фанаты свято верят в его триумфальное возвращение.
- Джеймс Хеллер — афроамериканец, бывший сержант морской пехоты США, с богатым военным прошлым и тяжёлой судьбой, протагонист второй части. Nuff said. Словосочетание «тупой вояка» слишком мягко для сего индивидуума — по уровню ай-кью приближается к овощу. Жена и дочь (якобы) погибли во время эпидемии, в чем крошка Джим, разумеется, винит вышеописанного Мерсера. Все время ходит с угрюмой рожей и проводит ладонью по лысине, убежденный скинхэд. Переводится на зараженную территорию с желанием отомстить Алексу и/или погибнуть. Хеллер не забывает крыть противников дивной помесью мата и жутких оскорблений (в русской версии эффект утерян, увы), выпиливает всех в пределах досягаемости с завидной креативностью (ибо способен убить как голыми лезвиями, так и любым подручным предметом). При этом его постная физиономия озверевает и становится довольно кавайной. Периодически доставляет своими шуточками, касающимися в первую очередь гениталий. По способностям самую чуть уступает Алексу, плюс, появился еще один перк — заваливание любого злодея (а главных в Prototype 2 аж два) простым везением. Использует легальный чит — гигантские непробиваемые щиты, отражающие ракеты и способные поглотить любой урон, да еще и шипами во фрагов огрызаться. Алсо, Хеллер имеет несовершеннолетнего отпрыска по имени Майя, которую очень любит и всячески опекает, зверски убивая любого, кто косо смотрит на дочу. Фэндом его ненавидит за ассимиляцию Мерсера и стремится уничтожить, ибо нехуй!
[править] Собственно, сама серия
[править] Предтечи
Год эдак 2005. Вышедшая на голубые экраны картина «Халк» радует глаз, продюсеры набивают карманы, а группа канадских бездельников думает, чем бы заняться. Решение приходит неожиданно: сделаем-ка игру по фильму! Низкополигональный зеленый мужлан в фиолетовых труселях носится между коробками, олицетворяющими город, прыгает за версту и выносит танки, которые взрываются от одного его появления. Игруля вышла вполне годной, заработав высокие оценки от критиков и фэнов. После этого разрабам хотелось ещё большего.
[править] Первая часть
И вот наступает 2009 год. Летом тихо, без всяких помпезностей состоялся релиз. Пять сил — когти, мышечная масса, лезвие, хлыст, кувалды, возможности вроде виденья в темноте, перевоплощение, бег по стенам — чего еще нужно для счастья? Сюжет особо не блистал, целиком и полностью состоя из штампов и идеально умещаясь в одно предложение: «Вирус вырвался на свободу». Из бездны плохих оценок игру вытащили фонтаны крови, дистиллированное веселье в лице уничтожения всего сущего и разнообразная боевая система из пятидесяти с хуем эпичнейших приемов. И если вторая часть давала почувствовать себя супеrгероем с первых секунд, первая была по-настоящему хардкорной и жесткой. Не то что финальный босс — рядовые охотники заставляли игроков сраться кирпичами и перепроходить отдельные миссии не раз и не два. Все заканчивается ядерным взрывом, а главгерой, вылезя из его центра, отряхнувшись и произнеся проникновенный монолог, уходит в неизвестном направлении. Если при прочтении этого абзаца у вас сложилось впечатление, что сие творение — очередная YOBA — вы удивитесь. Это настолько YOBA, что является практически пародией на жанр, хотя разработчики и не подают вида.
В итоге первая часть окупилась (для подобного проекта 2 миллиона впаренных покупателям дисков — это огого!). Радикалы, почуяв выгоду, пошуршали мозгами и занялись созданием сиквела.
[править] Вторая часть
Состоялся анонс продолжения, и фанаты начали в спешном порядке впадать в ахуй. Негативная реакция общественности была спровоцирована в первую очередь заменой главного героя на какого-то незнакомого вояку, да еще и Алекса главным плохишом сделали! И это еще полбеды. Дело в том, что Мерсер во второй части эпопеи превратился в невообразимого, просто сказочного долбоеба, совершающего нелогичные поступки, пиздящего ради развлечения людишек и создающего целую армию себе подобных для захвата мира. Графика похорошела и заиграла новыми красками, геймплей не изменился ни на йоту, под нож легла система прокачки — и все ради удобства консольщиков. Сюжет, и раньше-то не особо аховый, окончательно скатился в маразм, стал изобиловать ВНЕЗАПНОСТЯМИ (тут вам и священник, внезапно выясняющий, что Мерсер готовит экстерминатус всея планеты, и тян, внезапно понимающая, что нигра ей нравится и она его хочет) и роялями в кустах (Выжившая вопреки всем законам логики и природы Мая Хеллер — далеко не единственный рояль, тысячами их игра наводнена). А ведь разработчики когда-то гордо надували щеки и заявляли, что только бездушный сухарь не проникнется к персонажам симпатией и сопереживанием, а также что (цитируя по промту) «новый протагонист понравится вам еще больше старого». Временами сценаристы действительно пытаются нагнать драмы выпилом персонажей или демонстрированием их богатого внутреннего (психологического, в контексте игры эта поправка важна) мира — безжалостный и лысый полковник Рукс, который отдает приказы о расстрелах мирного населения по десять раз на дню, передающий привет своей маленькой дочурке, доставляет. Остальные картонки, по ошибке сценаристов названные персонажами, не вызывают ничего кроме гомерического хохота. Зато атмосфера умирающего от зомби-апокалипсиса города получилась — пальчики оближешь, со всеми так любимыми пиплом штампами: зловещими экспериментами, шашлыками из человечинки и молоденькими путанами. Все это сопровождается вполне себе солдатским юморком («У нее длиннее, чем у меня» — далеко не самая двусмысленная), касающимся расчлененки, ебли с трупами, расизма и других приятных вещей. А уж новоприобретенная сила «щупальца» — вообще подлинное признание разработчиков в любви к хентаю. Отростки из чистого вируса насиловали всех, до кого могли дотянуться, с неистовостью машины мщенья (одна из причин, по которой представительницы прекрасного игру потребляют). Присутствует физика упругого тела с возможностью запузырить любой объект на тех самых тендрилах в воздух и подвесить его, людей вообще рвет на куски. Человек-паук резко меняет ареал своего обитания и остается не у дел. Проект угробили: вышеозначенная причина — народ ни в какую не хотел ебашить полюбившегося персонажа — и неоригинальность увиденного. По-настоящему свежих идей сиквел не предложил, а отдавать кровные за коробочку с негром-убивцем, когда в дисководе еще вертится зеркальный кругляш с практически идентичной первой частью, мало кто захотел. Итог — экономическая несостоятельность проекта и многочисленные увольнения из студии хитрожопой Активижн.
[править] Будущее серии
Будущее у игры пока относительно пессимистичное — разработчик лишь анонсировал тайтл под названием «Incredible project», но вряд ли это как-то связано с вышеописанной серией. Тем не менее, права на серию по-прежнему принадлежат издателю Активижн, и якобы на каком-то там официальном сайте было размещено обнадеживающее послание, глаголящее о скором возобновлении работ и создании новой части, за которую примется явно иной разработчик.
[править] В свободное время
Но все эти безобразия рано или поздно приедаются. Обыватель забивает на пройденную гаму, мозговитый начинает искать новые развлечения. Тонкий троллинг электронных человечков подразумевает некую комбинацию iвентов, которые имеют место в геймплее.
- Можно подвесить тендрилами в воздухе около 100500 трупов, заскринить их и слать друзьям дивиться (альтернативы нет, ибо мультиплеер не завезли).
- Хохмы ради можно завалить Мерсера в финале одними кулаками. Да, все настолько просто.
- Можно кинуть солдата с небоскреба, взять ракетницу и подстрелить его в полете.
- Можно уебать танк с ноги. Также можно сбить вертушку зубодробительным апперкотом.
- Можно вообще ничего не делать, а просто бродить по городу, слушая рассказы пушечного мяса.
- Можно сыграть с гидрой (гигантским червяком) в волейбол машиной.
- Можно кидать людей на винт летящего вертолета.
- В отдельных миссиях людей можно кидать в доменную печь.
- Можно рубить винтом вертолета зомби (классика!).
- Можно взять вирусный гранатомет, прийти на военную базу и обратить там в зомби большинство персонала. Оставшиеся солдаты героически обороняются и погибают, а вы ловите лулзы.
- Можно кататься с пригорка на мусорном баке. И попутно отстреливать попавшихся солдат из термобарической ракетницы.
- Можно перевоплотиться в какую-нибудь девушку и гнобить уже ей всех подряд.
- Можно пролететь через весь остров, прыгнув на вертушку с когтями и промахнувшись.
- Можно отправить вертолет в неведомые дали, связав его щупальцами с автомобилем и отпустив.
- Можно использовать людей как общественный транспорт.
- Можно установить биобомбу на базе и свалить. Изумлению военных, разбуженных веселым чавканьем, не будет предела.
- Можно подойти к человеку на крыше и напугать его так, что бедолага, извергая тонны кирпичей, спрыгнет вниз.
- Можно писать бегом по стене огромные надписи вроде «ХУЙ».
- Можно отрывать у танков и вертолетов ракетницы и пулеметы и использовать их по назначению.
- Можно спасать отчаявшихся самоубийц в Красной зоне (но это уже для извращенцев).
- Можно зачистить всю базу вояк методом стелса.
- Можно играть в футбол оторванной головой суперсолдата.
[править] Порожденные мемы
- Великая куртка Мерсера — самый распространенный из дальнейшего списка. После выхода игры народ в спешном порядке стал требовать себе деньги на такую курточку, доводя родителей/жен до белого каления. Производители, ясное дело, почуяли профит и стали такие куртки варганить и продавать. Встречаются как экземпляры ручной работы, в деталях повторяющие оригинал, так и совсем богопротивные, с крылышками, отпечатанными на принтере. Отдельное удовольствие составляет идти в данной амуниции по улице: прохожие провожают незнакомца с вызывающим рисунком на спине долгими взглядами. Косплееров (уже с лезвиями, когтями и прочим каваем) в последнее время расплодилось как тараканов.
- TAGGAAAAAAAART!!! YOU'RE SUICIDAL MORON..! — во время предпоследней миссии ополоумевший вояка удирает от протагониста на термобарическом танке, собираясь прорваться к мосту (обстреливается точечным артиллерийским огнем) и свалить из зоны заражения. Мерсер, обнаружив в себе невероятный приступ харизмы (напомним, большую часть игры молчит), его преследует и вразумляет соответствующей фразой.
- DAT MERCER'S ASS — обтянутый в грубую джинсовую ткань объект воздыханий всей женской половины фэндома. К слову, на Девиантарте существует целый «Храм задницы Мерсера».
- ПРАТАТУПЕ — русскоязычный недомем, зафорсенный школоподобным пользователем Вконтакте. Изображает упоротого Мерсера с соответствующими быдлофразами вроде «Прататупе ставт лойс, кароч».
- Готовимся к жаре — виной всему абсурдоперевод первой части, словно вышедший из-под пера классиков Промта. Привел к появлению целой ватаги совершенно упоротых диалогов. Несоответствие окружающей атмосфере безнадеги и всеобщего увядания лишь подогрело аппетит народных масс.
- It's raining day! — обнаружение больших толп народу в первой части всегда было поводом, чтобы включить щит. В этом режиме главный герой несется подобно боевому зверю известной породы, сметая все на своем пути. Людей подбрасывает вверх и шмякает об асфальт.
- Кондиционер — якобы имбоватое оружие (в реальности этот безобидный атрибут крыши любого офиса не раз спасал главгероя от вертушек, которые в игре любят налетать пачками и ВНЕЗАПНО), выпиливающее все формы жизни в радиусе метания не хуже, чем мутировавший палец ноги из этого вашего Фоллаута за номером два. Говорят, даже Супермен может быть побеждён при помощи кондиционера, так-то!
- Стекло — если кондиционер является универсальным оружием, то обычное стекло по версии фанатов Прототипа является чуть ли не универсальной защитой, непробиваемой и непреодолимой даже Б-гом. А виной всему игровые механики и следующий из них факт: главгерой не может в разбивание стекол на небоскребах во время эпичного бега по стенам — оно максимум трескается. По чести говоря, бьющиеся стекла в игре таки есть: в автомобилях (игнорятся фанатами как не подвергающиеся воздействию героя напрямую) и в одной из миссий по обороне от набигающих зомбаков защитного экрана в первой части (после обнуления полоски прочности выплывает надпись «Миссия провалена», сам момент нарушения целостности не показан).
- Ты ненастоящий Мерсер — Prototype породил целую прорву блогов и акков Вконтактике, ведомыми личностями, воображающих себя Алексами Мерсерами — им-то обычно и адресуется эта фраза. Возникла благодаря одной из фанатских теорий — согласно ей, клоун печального образа, по ошибке названный Мерсером во второй части, является косплеером, злым клоном или ещё бог весть чем. И да, на текущий момент 99,9% из этих блогов в стагнации, остались самые упорные и упоротые.
[править] Порожденные срачи
Алекс Мерсер и Коул МакГрат стали лютыми противниками еще до выхода их игр. И хотя адекватные и мыслящие логически пиплы регулярно заявляют, что в этих играх нет ничего общего и что спор смысла не имеет — стоит кинуть на просторах интернетов вышеописанный клич — тут же слетится целая армада школотени и начнет хардкорную дискуссию, приводя одни и те же аргументы. Суперсилы в открытом мире — какая уж там логика? Спасибо, что хоть в плагиате друг друга не обвиняют (хотя Prototype успешно называли «Инфаймоус с кишками», а InFamous — «Прататупе для консольщиков и электриков». Алсо, чаще всего стоящие по разные стороны баррикад — личности, первый раз игравшие именно в ту игру, за которую душа болит.
Еще более несостоятельный срач. Алекс — няшка по всеобщему признанию, но исключения встречаются. Либо это просто тролли, желающие позлить фанатов. И если вышеописанный спор чаще всего идет с применением аргументации, то этот — с угрозами, цитатами нацистов и толстым, ОЧЕНЬ толстым троллингом. Удел нубов.
- Большинство геймеров младшего возраста, воспитанных на проектах с непомерно раздутым бюджетом, справедливо считают игру Y.O.B.A., какой свет не видывал. Хотя большинство его как раз не видывало и не играло. Аргумент «В Прототипе можно сбить вертолет каратистским ударом ноги» можно заранее выбросить на помойку как смехотворный.
- После выхода второй части большинство фанатов свалило, напоследок громко хлопнув дверью, предварительно пообещав выдернуть разрабам ноги и вставить их туда, где осознается полный смысл слова «pain». Из-за Мерсера, из-за кого же еще. Дальше угроз, козе понятно, дела не пошли.
- Графон как в первой, так и во второй части для своего времени совсем не торт.
- Суперсолдаты. По уровню НЕНАВИСТИ для большинства игроков эти качки со вставленными в позвоночник железными штырями и проводками в мозгу вплотную приближаются к шавкам из Modern Warfare. Ибо в первой части от бестий спасения не было: они обладали охуительной скоростью, карабкались по стенам как эти ваши ассассины, засекали героя прямо в маскировке и вообще здорово портили настроение. Ах да, еще на уровне сложности «хард» заставляли Алекса принять ислам парой ударов. С одним убером еще можно было тягаться, осыпая его градом эффектных ударов по канонам боевиков с Джеки Чаном, но когда разработчики щедрой рукой ставили их группами сразу по три штуки… Алсо, убер мог запросто схватить гг и приложить его позвоночником о свое колено (полоска здоровья от этого действия, понятное дело, также ополовинивалась). Избежать кары можно было только одним способом — успеть нажать за промежуток времени, стремящийся к нулю, левую (или правую, по усмотрению игры) кнопку мыши. Из-за говнистого интерфейса и слабой реакции школоты как минимум в 50% случаев сделать это можно было только уповая на удачу. Что же мы видим во второй части? Суперсолдат стал размазней, не способной причинить негру хоть сколь-нибудь приличного урона. В свою очередь, Хеллер сам научился блокировать их атаки стилем «пресс икс ту вин» и хуярить уберов об асфальт. Удобно? Бесспорно. Скучно? Ответ остается неизменным. Тем не менее, для тру-фанатов уберы остались няшками и любимцами, кошерно хрипящими ругательства сквозь банки противогаза. Только светятся они теперь словно новогодняя елка, как и большинство противников в сиквеле. Видимо, для того, чтобы Хеллер видел, что у него там на обед.
- Сюжет. Он весьма незамысловат, что в целом характерно для игр подобного жанра. Ситуацию усугубил основной способ его подачи — через воспоминания специальных неписей. В теории затея неплоха — игрок сам по кусочкам собирает всю историю, что дольше поддерживает интерес к игре. На практике же если игрок не нафармит пару сотен появляющихся в рандомных местах меченых болванчиков, он увидит только короткие брифинги перед миссиями вместо нормальных катсцен и краткое содержание вместо сюжета, выполненное в лучших традициях «Колобка»: выполнить пару заданий у одного персонажа — перейти к следующему, смыть, повторить.
- Как ни странно, геймплей. Большинством способностей и приемов игрок пользуется только несколько раз, просто чтобы хоть как-то развлечься, после чего напрочь о них забывает, ибо достойного применения им разрабы не придумали. Где-то к середине игры даже распоследний казуальщик успевает наиграться практически со всеми фичами. После этого делать в игре нечего, остается только проходить унылые и однообразные сюжетные миссии, что в сочетании с вышеописанными особенностями сюжета сильно портит общее впечатление.
- ИИ феноменально туп. Враги способны исключительно на нестройное набигание. Интеллект же прохожих никакой даже по меркам ГТА-образных песочниц. Простые гражданские реагируют на абсолютно любое событие одинаково — они бегут. Достаточно напугать одного лемминга, как кругом начинается паника — едва завидев его остальные также бросаются в бегство. Направление бега рандомное, неписи будут бежать от протагониста, к протагонисту, в стену, под танки, падать с обрывов. С одной стороны, благодаря этому (и графону) игра идет на весьма средних компах, с другой — атмосфера теряется, и вскоре даже кровавое убийство в стиле фаталити из МК вызывает не больше эмоций, чем потребление аптечки.
Фэндом у Прототипа небольшой, но гордый. Образы персонажей фанам нравятся до умопомрачения, но… славянских художников раз-два и обчелся, в этом легко убедиться, зайдя на Девиантарт и не только. В понятие «фанат» обычно включают:
- Умение запилить эпичнейший пейринг. Как сообщалось ранее, Мерсер — тот еще одиночка. Да и вариантов у него не так уж много, потому что местные женские персонажи... в общем они есть, иногда двигаются и издают звуки. Ситуацию надо исправлять! Он-то больше всего и страдает: его пейрингуют со всеми подряд, даже с самим-собой-вирусом. С кем только ему не приходилось миловаться: и с Ларами Крофтами, и с Сарами Керриганами, и с Янусами Просперами (Элис), даже женской версии командора Шепарда досталось. А так как обыватели Девиантарта — те еще извращенцы, парочки получаются не вполне традиционные. Проблеме взаимоотношений Алекса и Дезмонда посвящено 99% создаваемого артыстами контента. Самое интересное, что пидорасней назвать все это добро язык не поворачивается: все-таки Мерсер способен менять пол (да что там пол!) за доли секунды.
- Объяснение вселенной игры с точки зрения реального мира. Прототип — вселенная научнофантастическая, являющая собой сборную солянку из многих произведений про зомби и зловещие вирусы. Черт, да тот же Веном из Ultimate Spider-man прыгал через весь город, ломал асфальт под ногами и ассимилировал людей аз за четыре года до сабжа! А посему таки довольно интересно наблюдать за фанатиками, пытающимися обьяснить ляпы и особенности сюжета серии, призвав на помощь всю доступную логику и рациональность. Обсуждение того, каким образом Мерсер ставит раком законы сохранения массы и импульса, а также особенностей вирусного хайвмайнда и образа мышления местных слабоумных вояк, ведётся и по сей день.
- В свое время Мерсер со своим бритоголовым коллегой успел засветиться в доставляющем мульте Zero Punctuation. За подробностями и прочей спискотой сюда.
- Не раз и не два в интернетах было подмечено, что некоторые зараженные девушки чрезвычайно напоминают мутантов из Bioshock'а второго. Таким образом, радикалы были уличены в невозбранном плагиате. Кому-то пришло в голову, что это Элизабет, оказавшая вместо Парижа в Нью-Йорке — и понеслось.
- Существуют аж два комикса на тему. Первый повествует (рисовка классическая) о приключениях копов в зараженном городе, второй (рисовка играет красками и богопротивна) — о становлении Мерсера как злодея.
- Некоторое время поступала информация, что в производстве находится фильм под названием «Прототип». И хотя повествовал он о побеге экспериментального человекоподобного робота, фанаты до последнего надеялись, что он О СОКРОВЕННОМ. Обернулось все дичайшим фейком — некто Марсело Гриона в своеобразной манере потроллил заинтересованных лиц, не скупившись на рекламу и создание довольно приличного трейлера.
- Существует также качественная, но совершенно упоротая короткометражка, с невообразимым сюжетом о плюшевом медвежонке и попытке Алекса его купить для своего племяша.
- Несмотря на заверения разработчиков в том, что (спойлер: Мерсер убил свою девушку-предательницу, подкараулив ее в лифте, фанатьё старательно делает вид, что он ее пощадил и занялся непристойным).
1 | 3 | yes | Показать | Скрыть |
|
lurkmore.to
прототип - это... Что такое прототип?
ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теория прототипов разрабатывалась параллельно в когнитивной психологии (Л.С. Выготский, Э. Рош), этнолингвистике (Ф. Лаунсбери), семантике (Л. Заде), когнитивной антропологии (Б. Берлин, П. Кей), философии (Дж. Лакофф). Философская основа теории П. — феноменология Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти с идеей воплощенного характера человеческого опыта, а также теория значения у позднего Витгенштейна. Теория П. противостоит классической аристотелевской концепции классификации, согласно которой в категории схватываются общие признаки класса предметов, составляющие необходимые и достаточные условия их отнесения к категории; категории являются продуктом абстрактно-логического мышления и соответствуют естественным родам вещей в мире. Теория П. исходит из установки на изучение естественных психологических процессов формирования категорий, в основе которых лежат доконцептуальные формы повседневного телесного опыта, такие как гештальтное восприятие, моторное движение и воображение (метафора, метонимия, ментальные образы).Внутренняя структура категории, в соответствии с теорией П., имеет асимметричный характер. Ее центром является П., вокруг которого группируются, на большем или меньшем расстоянии, другие представители категории, никогда не совпадая с П. Тот или иной представитель категории выступает в качестве П. благодаря наличию у него особых когнитивных свойств: он быстрее распознается, лучше усваивается, чаще употребляется. П. представляют собой пучки (кластеры) признаков. Эти признаки интеракциональны, т.е. возникают в результате взаимодействия человека со средой, а не принадлежат самим объектам. Отнесение предмета к категории происходит на основе сходства с П. Таким образом, члены класса объединяются по принципу семейного сходства, а не исходя из наличия полного набора сущностных свойств категории, которым ни один из представителей не обладает. Прототипические эффекты возникают в ходе применения в процессе познания идеализированных когнитивных моделей и имеют несколько источников, один из которых — метонимия: репрезентация категории субкатегорией, в качестве которой выступают социальные стереотипы, типичные примеры, идеалы, образцы, генераторы, субмодели, выдающиеся примеры.
О.В. Вышегородцева
В экспериментах, посвященных изучению таксономической структуры концептов, были получены факты, подтверждающие негомогенность данной структуры и наличие в ней предпочтительного уровня абстракции. Э. Рош выделила этот уровень в качестве базового, т.е. занимающего промежуточное положение между максимально абстрактным и максимально конкретным. На этом уровне абстракции находятся самые репрезентативные (типичные) примеры категорий, названные П.
П. имеют преимущество при всех видах когнитивной переработки; они быстрее называются, лучше запоминаются, быстрее вербализуются и визуализируются. П. спонтанно выбираются в качестве точки референции при осуществлении операций ментального сравнения. Показано, что при выполнении задач спонтанной категоризации П. максимизируют сходство между элементами внутри класса и увеличивают различие между элементами смежных классов. На феномене прототипичности демонстрируется нарушение метрики ментального пространства. Доказано, что расстояние от типичного примера до нетипичного меньше, чем от нетипичного до типичного.
В парадигме эксперты-новички изучают процесс формирования градиента типичности в процессе научения. В частности показано, что базовый уровень экспертов выше, чем базовый уровень новичков. Анализ бесед матерей с детьми показал, что матери спонтанно выбирают более низкий базовый уровень при использовании номинативной функции речи.
Большинство авторов полагают, что П. не имеют строгой привязанности к определенной модальности, поэтому в некоторых моделях они описываются как амодальные. Феномены типичности получены при работе с образным и концептуальным материалом; выделены функциональные и социальные П. Однако в настоящее время нет единодушия относительно того, какие параметры стимула являются определяющими при формировании П. (перцептивные, функциональные, лингвистические). Обсуждается вопрос: насколько феномен прототипичности зависит от лексической компетентности? В частности, в кросскультурных исследованиях изучается, насколько языковые нормы предопределяют выбор П.
Разработаны модели, в которых П. описываются, как точка в многомерном пространстве, как вектор или как распределение. Обсуждаются валидные методы для измерения «знакоместа» стимула (используя количество спонтанно выделяемых признаков, их общность, время понимания категории, частотность, скорость ассоциаций, близость смежных категорий). Напр., P.M. Носовски в дополнение к параметру близости объектов в многомерном пространстве вводит в модель параметр «пристрастность ответа».
Т.А. Ребеко
Лит.: Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998; Rosch £., Mervis С, Gray W.D., Johnson D.M., Boyes-Braem P. Basic objects in natural categories // Cognitive Psychology. 1976. V. 7. P. 382 — 439; Nosofsky R.M. Similarity Scaling and Cognitive Process models // Ann. Rev. Psychol. 1992, 43. P. 25—53; Cordier Fr. Les representations cognitives priviligiees // Typicalite et niveau de base. 1993.Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
epistemology_of_science.academic.ru