Как детей пороли в старину: Как на Руси детей наказывали

Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав


На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка Такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Розги./Фото: argumenti.ru

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Художник П. Ковалевский. Порка.

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 годФёдоров А., 1926 годЛаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 год

История телесных наказаний

Тим Ламберт

Раннее телесное наказание

Телесное наказание происходит от латинского слова, означающего тело. Это означало физическое наказание, и в прошлом это было очень распространено. В прошлом телесные наказания никоим образом не ограничивались детьми. Его использовали и у взрослых.

Порка была обычным наказанием с древних времен. В Англии со времен Средневековья порка была обычным наказанием за мелкие преступления. В 18 веке порка была обычным наказанием в британской армии и на флоте. Однако в 1881 г. он был упразднен в армии и на флоте9.0005

Порка женщин была объявлена ​​незаконной в 1820 году. В 1862 году суды разрешили приговаривать мужчин либо к порке, либо к порке. Порка была еще одной формой телесного наказания. Это наказание заключалось в избиении человека по голой заднице связкой березовых розг. В начале 20 века порка постепенно заменяется поркой или тюремным заключением. В Британии порка или порка были запрещены для гражданских мужчин в 1948 году.

Но это все еще использовалось в тюрьмах. В последний раз плетью в тюрьме пользовались в 19 лет.62. Порка и порка были отменены в британских тюрьмах в 1967 году.

В США порка в последний раз применялась в качестве наказания в Делавэре в 1952 году, когда мужчину приговорили к 20 ударам плетью. Делавэр был последним штатом, отменившим порку в качестве наказания в 1972 году.

Тем временем на протяжении тысячелетий до конца 20-го века учителя били детей. В Древнем мире учителя были строгими и часто били учеников. В Средние века дисциплина также была суровой. Мальчиков били розгами или березовыми прутьями. Наказания в тюдоровских школах по-прежнему были суровыми. Мальчиков били связкой березовых розг по голому заду.

Кроме того, в Британии в 19 веке детей били на работе. В начале 19 века на текстильных фабриках ленивых детей били кожаными ремешками. Кроме того, ленивые дети иногда опускали голову в емкость с водой.

Современные телесные наказания

Телесные наказания в школах

В Британии в 19 веке стало популярным бить мальчиков и девочек бамбуковой тростью. В 20 веке трость использовалась как в начальных, так и в средних школах.

Между тем, линейка была наказанием, широко использовавшимся в начальных школах 20-го века. Учитель ударил ребенка по руке деревянной линейкой. Тапочки часто использовались в средних школах. Тапочки — это эвфемизм. Обычно это были кроссовки или кеды. Учителя (обычно учителя физкультуры) использовали тренера, чтобы бить детей по заднице.

Таусе — наказание, используемое в шотландских школах. Это был кожаный ремешок с двумя или тремя хвостиками. Его использовали в Шотландии, чтобы ударить ребенка по руке. Между тем, в 20 веке кожаный ремешок использовался и в некоторых английских школах. Детей били либо по рукам, либо по спине. Учителя в Ирландии и Канаде также бьют детей кожаным ремнем.

Первой страной, отменившей телесные наказания в школах, была Польша в 1783 году. Люксембург последовал за ней в 1845 году. Другие страны отменили их в 20 веке.

После революции 1917 года в России были запрещены телесные наказания в школах. Нидерланды отменили его в 1920 году. Италия запретила его в 1928 году. Норвегия сделала это в 1936 году. Швеция отменила телесные наказания во всех школах в 1958 году. Они были отменены во всех школах Дании в 1967 году и были запрещены в Австрии в 1975 году. В Ирландии , все телесные наказания в школах были отменены в 1982. Испания запретила его в 1985 году.

Великобритания отстала от большей части Европы. В Великобритании отчет Плаудена был опубликован в 1967 г. (он был назван в честь его председателя леди Плауден). Он рекомендовал отменить телесные наказания в начальных школах.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов трость была отменена в большинстве начальных школ. По мере изменения отношения общества отмена телесных наказаний в средних школах стала неизбежной. В Великобритании телесные наказания были запрещены в государственных средних школах в 1919 году.87.

Телесные наказания были запрещены в частных школах Англии в 1999 году. В Шотландии они были запрещены в 2000 году, а в Северной Ирландии — в 2003 году. Колумбия в 1973 году. Затем последовали другие провинции, и, наконец, Верховный суд Канады запретил их по всей стране в 2004 году.

Телесные наказания были запрещены в школах Новой Зеландии в 1990 году. Телесные наказания были запрещены в государственных школах в 1990 и в негосударственных школах в 1995 году. За ним последовали все остальные штаты, кроме Квинсленда, где он остается законным в негосударственных школах.

Первым штатом США, запретившим телесные наказания в школах, был Нью-Джерси в 1867 году. Но это произошло более чем за сто лет до того, как это сделал любой другой штат.

В 1972 году Массачусетс запретил его использование в государственных школах. За этим последовали многие штаты, но сегодня телесные наказания все еще разрешены в государственных школах 19 штатов США. (Это разрешено в частных школах во всех штатах, кроме Нью-Джерси и Айовы).

В настоящее время телесные наказания в школах полностью запрещены в 132 странах мира.

Телесные наказания родителей

На протяжении всей истории до недавнего времени большинство родителей били своих детей. В 20 веке они иногда использовали такие приспособления, как ремни, тапочки, расчески и деревянные ложки.

Однако в конце 20 века и начале 21 века общественное мнение отвернулось от телесных наказаний, и во многих странах они были запрещены. Первой страной, запретившей родителям бить детей, стала Швеция в 1919 году.79. За ней последовала Финляндия в 1983 году. Так же поступили Норвегия в 1987 году и Австрия в 1989 году. За ней последовали многие другие страны.

Первой англоязычной страной, запретившей телесные наказания родителей, стала Новая Зеландия в 2007 году. В 2019 году родителям в Джерси запретили бить детей. Шотландия запретила шлепать детей в 2020 году. Телесные наказания стали незаконными в Уэльсе в марте 2022 года. Однако они по-прежнему разрешены в Англии.

Также в 2022 году Замбия запретила телесные наказания. Так же поступили Куба и Маврикий. Сегодня во всем мире общественное мнение настроено против телесных наказаний.

Хронология телесных наказаний

1783 Польша стала первой страной, запретившей телесные наказания в школах

1820 В Великобритании порка запрещена для женщин

1845 мужчин пороли или пороли. (Человека ударили по голой заднице связкой березовых прутьев).

1867 Нью-Джерси стал первым штатом США, запретившим телесные наказания в школах

1881 Порывание в Британской армии и военно -морском флоте

1917 Россия Банса Корпоральные наказания в школах

1920 Корпоральные наказание в Нидерландах в школах

1928 Корпоральные наказания в школах

1936 Норвеж БАНС.

1948 В Великобритании порка и порка запрещены для гражданских мужчин (но не для мужчин в тюрьмах). Румыния запрещает телесные наказания в школах.

1952 В США порка в последний раз используется в качестве наказания, в Делавэре, когда человека приговаривают к 20 ударам плетью.

1958 г. Швеция отменяет телесные наказания в школах

1962 г. В последний раз в британской тюрьме применяли порку

1967 г. Дания отменяет телесные наказания в школах. В Великобритании отчет Плаудена рекомендует положить конец телесным наказаниям в начальных школах (но не в средних школах). Порка и порка запрещены в британских тюрьмах.

1972 Массачусетс запрещает телесные наказания в государственных школах. Делавэр — последний штат США, отменивший порку в качестве наказания для преступников. В Великобритании 17 мая 10 000 школьников бастуют против телесных наказаний.

1973 г. Британская Колумбия стала первой канадской провинцией, запретившей телесные наказания в школах. Штат Гавайи запрещает телесные наказания в государственных школах.

1975 Австрия отменяет телесные наказания в школах. Штат Мэн запрещает телесные наказания в государственных школах.

1977 Штат Род-Айленд запрещает телесные наказания в государственных школах. Как и округ Колумбия.

1979 Швеция запрещает все телесные наказания, в том числе со стороны родителей

1982 г. Ирландия отменяет телесные наказания в школах.

1983 г. Штат Нью-Гемпшир запрещает телесные наказания в государственных школах. Финляндия запрещает всех телесных наказаний, в том числе со стороны родителей.

1985 В штатах Вермонт и Нью-Йорк запрещены телесные наказания в государственных школах. В Испании запрещены телесные наказания в школах.

1986 Китай запрещает телесные наказания в школах. Штат Калифорния запрещает телесные наказания в государственных школах.

1987 В Великобритании телесные наказания запрещены в государственных школах (но не в частных). Филиппины запрещают телесные наказания как в государственных, так и в частных школах. Норвегия запрещает всех телесных наказаний, в том числе со стороны родителей.

1988 В штатах Небраска и Висконсин запрещены телесные наказания в государственных школах.

1989 В штатах Аляска, Коннектикут, Мичиган, Миннесота, Северная Дакота, Орегон и Вирджиния запрещены телесные наказания в государственных школах. В штате Айова запрещены телесные наказания как в государственных, так и в частных школах. Австрия банит все телесные наказания, в том числе в быту.

1990 Новая Зеландия запрещает телесные наказания в школах. Западная Австралия стала первым австралийским штатом, запретившим телесные наказания в государственных школах (но в негосударственных школах они не были запрещены до 1995 года). Штат Южная Дакота запрещает телесные наказания в государственных школах.

1991 Штат Монтана запрещает телесные наказания в государственных школах

1992 Штат Юта запрещает телесные наказания в государственных школах

1993 г. В штатах Иллинойс, Юта, Вашингтон и Мэриленд запрещены телесные наказания в государственных школах.

1994 г. В штате Западная Вирджиния телесные наказания запрещены в государственных школах. Кипр запрещает всех телесных наказаний, в том числе в быту.

1997 Дания запрещает все телесные наказания, включая домашние

1998 Объединенные Арабские Эмираты запрещают телесные наказания в школах. Латвия и Австрия запрещают все телесные наказания.

1999 В Англии запрещены телесные наказания в частных школах. Хорватия запрещает всех телесных наказаний, в том числе со стороны родителей.

2000 В Шотландии телесные наказания в частных школах становятся незаконными. В Германии и Болгарии запрещены все телесные наказания, в том числе и в быту.

2002 г. Туркменистан и Израиль запрещают все телесные наказания

2003 г. Штат Делавэр запрещает телесные наказания в государственных школах. В Северной Ирландии телесные наказания в частных школах становятся незаконными. Исландия банит все телесные наказания, в том числе со стороны родителей.

2004 Верховный суд Канады запрещает телесные наказания в школах. Украина и Румыния запрещают все телесные наказания, в том числе и в быту.

2005 Штат Пенсильвания запрещает телесные наказания в государственных школах. Вьетнам запрещает телесные наказания в школах. Венгрия запрещает всех телесных наказаний, в том числе в быту.

2006 Греция запрещает все телесные наказания

2007 Новая Зеландия, Нидерланды, Испания, Португалия, Того и Уругвай запретили все телесные наказания

2008 Коста-Рика, Лихтенштейн и Республика Молдова запретили все телесные наказания

2009 Штат Огайо телесные наказания в государственных школах

2010 Кения, Тунис, Республика Конго, Албания и Польша запретили все телесные наказания.

2011 Штат Нью-Мексико запрещает телесные наказания в государственных школах. В Пакистане запрещены телесные наказания в школах. Южный Судан запрещает все телесные наказания.

2013 Гондурас и Северная Македония запретили все телесные наказания

2014 Бразилия, Боливия, Никарагуа, Аргентина, Мальта, Сан-Марино, Андорра и Эстония запретили все телесные наказания все телесные наказания

2016 Гренландия, Словения, Черногория, Парагвай и Монголия запрет все телесные наказания

2017 Литва запреты все телесные наказания

2018 Непал запрещает все телесные наказания

2019 Джерси, ЮАР, Грузия, Косово, Франция и Французская Гвиана запрет все телесные наказания

Гвинея, 202 все телесные наказания 

2021 Южная Корея, Колумбия и Венесуэла запретят все телесные наказания

2022 Все телесные наказания становятся незаконными в Уэльсе, Замбии и Маврикии. На Кубе запрещены телесные наказания в семье.

Дело против порки – Американская психологическая ассоциация

Информационный бюллетень ВОЗ о телесных наказаниях и вреде, который они причиняют

Endhitting USA

Последняя редакция 2022 г. на немецком – Первые новости

Инцидент, известный как «Забастовка детей Вжесни», когда детей выпороли, а их родителей посадили в тюрьму, вошел в историю как патриотическая борьба за сохранение права на использование польского языка.
Калбар/TFN

Когда 20 мая 120 лет назад польские дети из католической школы во Вжесне, в то время находившемся под контролем Пруссии городе Врешен в провинции Познань, пошли на занятия, это был не просто очередной учебный день.

Они знали, что их немецкие учителя жестоко высекут их. Их «преступление»? Просто они отказались молиться на немецком языке.

Учеников запихнули в класс на первом этаже, где им дали последний шанс повторить наизусть религиозную песню на немецком языке. Тех, кто это сделал, отпустили домой. Остальные были задержаны, чтобы получить порку своей жизни.

Каждого ребенка индивидуально доставили в камеру на первом этаже, предназначенную для отбывания наказания.

Их ждал вертлявый блюститель прусского ордена, учитель по имени Иоганн Шёльцхен.

Учителя, которые били детей, каждым яростным ударом намеревались передать сообщение: «Это Пруссия, мы здесь главные, вы, поляки, будете делать, как мы говорим». Kalbar/TFN

Детям дали от четырех до восьми жалящие удары березовой тростью. Мальчиков пороли по заднице, девочек по раскрытым ладоням.

Это касалось не только обычного наказания детей с помощью телесных наказаний, что было обычным явлением в то время.

Каждый яростный удар должен был передать сообщение: «Это Пруссия, мы здесь главные, вы, поляки, будете делать, как мы говорим».

Одна девушка потеряла сознание от боли; другие не могли держать книги в опухших руках.

Выйдя в слезах перед толпой потрясенных и разгневанных родителей, они понятия не имели, что станут знаменитостями во всем мире.

Одна ученица, Бронислава Смидович, возвращая свою книгу учителю, держала ее через фартук, чтобы не испачкать руки. Ее протест вызвал бурю ярости среди учителей. Kalbar/TFN

Их патриотическая борьба за сохранение права использовать польский язык на уроках религии и сопротивление насильственной германизации с тех пор известна как Забастовка детей Вжесни.

Нобелевские лауреаты писали письма в свою защиту, известные поэты сочиняли восхваляющие стихи, в их честь воздвигали статуи, а газеты от Нью-Йорка до Токио посвящали целые колонки их тяжелому положению.

Вжесня по-прежнему сонный город, в котором доминирует тень близлежащей Познани, находящейся в 50 километрах от него. Тем не менее, он очень гордится событиями, которые произошли 120 лет назад.

Главный памятник, который в подобных городах почти всегда связан со Второй мировой войной, изображает в камне девять бастующих детей.

На небольшой площади возле школы стоит бронзовая статуя, пожалуй, самой узнаваемой из бастующих детей Брониславы Смидович, сидящей за школьной скамьей. Памятник показывает, как она отказывается от немецкого катехизиса.

Общественное достояние

Здание школы, построенное в 17 веке и являющееся вторым старейшим зданием в городе, сегодня является библиотекой и небольшим музеем, рассказывающим об истории детской забастовки. Kalbar/TFN

Даже статуя Иоанна Павла II за пределами главной церкви города окружен каменными панелями, на которых изображены бастующие дети.

Предысторией забастовки послужила проводимая пруссаками политика германизации польского населения той части Польши, которая была аннексирована Пруссией в конце 18 века по разделу Польши между Пруссией, Австрией и Россией.

Вплоть до 1901 года все предметы в прусских школах должны были преподаваться на немецком языке, даже если школу посещало большинство польских детей.

Исключение составляла религия, которая преподавалась на родном языке учащихся. Это право ревностно защищалось поляками, поскольку оно было важной опорой, на которой они защищали свою польскую идентичность и культуру.

Такое положение дел продолжалось до 1901 года, когда прусские школьные власти решили, что с начала нового учебного года в начале апреля будет осуществляться религиозное обучение в двух высших классах для 13 и 14-летних на немецком.

Общественное достояние

В Гнезненский суд предстало 26 родителей, 20 осуждены. Приговоры варьировались от нескольких недель до двух с половиной лет тюремного заключения, вынесенных родителю по имени Непомусена Пясецка (на фото в постели). Kalbar/TFN

В 1901 году Врешен был небольшим городком с населением чуть более 5000 человек. Более 75 процентов были поляками, а влияние Германии было слабым.

Польское население было крайне патриотично. Члены многих семей участвовали в Январском восстании 1863–1864 гг. и в Весне народов 1848 г.

Итак, в первый день триместра польские дети были потрясены, когда им вручили катехизисы на немецком языке.

Ученики либо отказывались принимать книги, либо по согласованию с родителями возвращали их на следующий день.

Одна ученица, Бронислава Смидович, возвращая свою книгу учителю, держала ее через фартук, чтобы не испачкать руки. Ее протест вызвал неистовство ярости среди учителей.

Дети по согласованию с родителями оказывали пассивное сопротивление, отказываясь отвечать на немецком языке на последующих уроках религии.

polska.org.pl

Одним из главных учителей порки был наполовину немец, наполовину поляк, учитель Феликс Коралевски (Вверху). Другим был косоглазый блюститель прусского ордена по имени Иоганн Шёльцхен. Kalbar/TFN

Сначала немецкие учителя пытались уговорить. Им удалось получить немецкие книги с печатью архиепископа, тем самым дав им свою печать одобрения.

Директор школы Федке пытался внушить детям, что они немцы и что они должны этим гордиться. В ответ девушки заявили: «Мы всего лишь подданные Германского рейха, но мы поляки».

Другой ученик, Бронислав Климас, когда в классе спросили, какой национальный цвет, без колебаний ответил: «Наш национальный цвет — бело-красный, а в Пруссии — бело-черный».

В панике воспитатели прибегли к физическому насилию и репрессиям. Детей помещали под арест, иногда на несколько часов.

2 и 13 мая применялись порки в связи с нарушением дисциплины детьми.

Нобелевские лауреаты писали письма в свою защиту, известные поэты сочиняли восхваляющие стихи, в их честь воздвигали статуи, а газеты от Нью-Йорка до Токио посвящали целые колонки их тяжелому положению. На снимке: New York Times от 11, 19 ноября.06.Добросовестное использование

Однако количество бастующих детей росло. Основными сопротивлявшимися были Станислав Ешинский и Бронислава Смидович. 2 мая их высек полунемец-полуполяк учитель Феликс Коралевский. Все это вызвало растущий общественный резонанс.

Ситуация накалилась 20 мая, когда воспитатели попытались окончательно сломить сопротивление детей, устроив массовую порку. На самом деле произошло обратное.

Возле школы собралась толпа до 200 человек, включая родителей бастующих детей. Они протестовали с персоналом внутри здания. Учителя утверждали, что в них бросали камни. Поляки это отрицали.

В конце концов прибыла немецкая полиция и записала имена многих из толпы. Позднее эти люди и бастующие дети предстали перед судом в соседнем Гнезно за ряд нарушений общественного порядка. Именно тогда история вышла на мировой уровень.

Здание школы во Вжесне существует до сих пор. Он датируется 17 веком и является вторым старейшим зданием в городе после главной церкви неподалеку. Трудно представить, как в его стенах могли разместиться почти 700 воспитанников.

Kalbar/TFN

Kalbar/TFN

Воссоздание одного из школьных классов со старинными школьными скамейками, чернильницами и меловыми досками, а также старыми глобусами и картами Пруссии на стенах. Есть также одна из тростей, которой бьют детей. Kalbar/TFN

Это больше не школа. Сегодня здесь находится городская библиотека и небольшой музей, рассказывающий об истории детской забастовки. Его центральным элементом является воссоздание одного из школьных классов со старинными школьными скамейками, чернильницами и меловыми досками, а также старыми глобусами и картами Пруссии на стенах.

Директор музея Себастьян Мазуркевич лучше всех знает историю забастовки. Он родился в многоквартирном доме по соседству и вырос, слушая рассказы своих бабушек и дедушек об этом.

Он сказал TFN: «Мы, поляки, рассматриваем забастовку как часть нашей борьбы за национальную идентичность и независимость, но для немцев это был просто вопрос дисциплины. Это была прусская строгость».

«Если были правила, то эти правила нужно было соблюдать. Это просто немецкий образ мышления. Их удивило, что сообщество так отреагировало. Особенно когда дело дошло до суда в Гнезно, потому что тогда оно стало политическим делом», — добавил он.

Суд в Гнезно состоялся в ноябре 1901 года. Обвинения включали участие в беспорядках, воспрепятствование учителям совершать официальные действия и вторжение в здание школы.

Директор музея Себастьян Мазуркевич сказал TFN: «Мы, поляки, рассматриваем забастовку как часть нашей борьбы за национальную идентичность и независимость, но для немцев это был просто вопрос дисциплины. Это была прусская строгость». Kalbar/TFN

Всего перед Гнезненским судом предстало 26 человек, 20 были осуждены. Приговоры варьировались от нескольких недель до двух с половиной лет тюремного заключения, вынесенных родителю по имени Непомусена Пясецка.

Даже фотограф из Вжесни Шимон Фурманек был признан виновным и приговорен к штрафу в размере 200 марок с 40-дневным тюремным заключением. Ему было предъявлено обвинение в «снятии и распространении трех фотографий лиц, связанных с делом Вжесни».

Эти фотографии были напечатаны в польской и зарубежной прессе, а также на почтовых открытках.

Суд не ослабил решимости детей, продолжавших протестовать, и школы. Директор школы запретил использование польского языка в школе и построил деревянный барак за городом для занятий, чтобы отделить сопротивляющихся детей.

В следующем учебном году, 1902/1903, количество забастовщиков резко сократилось после того, как власти объявили, что дети, отказавшиеся от сопротивления, будут освобождены от обязанности посещать школу.

Kalbar/TFN

Главный памятник во Вжесне, который в подобных городах почти всегда связан со Второй мировой войной, изображает в камне девять бастующих детей. детей приняли участие в забастовке. Школьные власти пригрозили продлить обязательное обучение даже до достижения ребенком 16-летнего возраста.

В феврале 1904 года осталось трое учеников, отказавшихся изучать религию на немецком языке. Одной из последних ярких учениц была Стефания Смидовичувна, младшая сестра Брониславы. Она все еще пыталась продолжать свою борьбу после Пасхи 1904 года, но под давлением школьного инспектора отказалась от сопротивления.

Инцидент во Вжесне вызвал волну детских забастовок, прокатившуюся по прусскому разделу в 1906-1907 гг. В общей сложности 75 000 детей в более чем 800 школах прусского раздела сопротивлялись германизации.

Польская поэтесса Мария Конопницкая написала эмоциональную поэму «О, Вжесня», а лауреат Нобелевской премии Генрик Сенкевич в ноябре 1906 года опубликовал письмо кайзеру Вильгельму II, королю Пруссии, в котором осуждал поведение прусских властей по отношению к польским детям.

Это письмо было напечатано всеми польскими газетами австрийского и русского отделов, а также многими иностранными изданиями.

Kalbar/TFN

Kalbar/TFN

На небольшой площади возле школы стоит бронзовая статуя, пожалуй, самой узнаваемой из бастующих детей, Брониславы Смидович, сидящей за школьной скамейкой.

Leave a Comment