Содержание
перестройка геополитики Центральной Азии — «Каспийский вестник»
В последнее время внимание общественности, экспертов и официальных кругов Центральной Азии привлекли три недавних события: визиты госсекретаря США Майка Помпео в Казахстан и Узбекистан и его встречи с президентами этих государств 1 — 4 февраля 2020 года; встреча «С5+1» в Ташкенте; и объявление новой стратегии США для Центральной Азии на 2019-2025 годы. В столицах Центральной Азии, а также в Москве и Пекине эти три события восприняли как изменение существующего геополитического исчисления. Вашингтон фактически напомнил странам региона, а также своим соперникам в лице России и Китая, о своих интересах в Центральной Азии. Таким образом, кажется, что старая «Большая игра» продолжается.
Предыстория: очевидно, что с момента распада советской сверхдержавы в 1991 году Центральная Азия была областью, подверженной геополитическим манипуляциям великих держав – в основном в рамках треугольника США, России и Китая. В то время как присутствие России и Китая в регионе часто рассматривалось как «право соседей», присутствие США имело двоякий эффект: с одной стороны, региональные государства рассматривали его как дружественное и надеялись, что это приведет к политической и экономической помощи. С другой стороны, Россия и Китай все больше беспокоились присутствием своего геополитического соперника на их задворках.
Не случайно США с самого начала продвигали региональное видение, поддерживая независимость этих стран и их демократическое развитие. Некоторые американские эксперты даже предложили концепцию «Центральной Азии как зоны, свободной от великих держав». В ходе американо-центральноазиатского взаимодействия стратегия Вашингтона эволюционировала от общих принципов и видений к более четко сформулированным концепциям. Формат C5+1, созданный в 2015 году, стал важным шагом вперед.
В тоже время формат C5+1 возник в противоречивом контексте, поскольку международная политика демонстрирует признаки возврата от специального мирового порядка после окончания холодной войны к нео-холодному типу отношений между США и Россией. Последняя встреча в рамках этого формата состоялась в Ташкенте, где Помпео, помимо участия во встрече, имел беседу с президентом Мирзиеевым. Вскоре после поездки Помпео в Центральную Азию была опубликована «Стратегия Соединенных Штатов для Центральной Азии на 2019-2025 годы: продвижение суверенитета и экономического процветания».
Текст Стратегии содержит конкретные, а не абстрактные послания о том, что представляют собой интересы США в регионе в ряде областей: «Центральная Азия является геостратегическим регионом, важным для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, независимо от уровня участия Соединенных Штатов в Афганистане». Это один из самых важных тезисов, поскольку он признает ценность региона, состоящего из пяти стран, и не включает Афганистан в качестве части Центральной Азии, как некоторые ученые были склонны делать в последнее время.
Решающее значение имеет намерение США поддерживать и укреплять суверенитет и независимость государств Центральной Азии, как в индивидуальном порядке, так и в рамках региона. Этот пункт демонстрирует и четко формулирует то, что США признают и подчеркивают важность региональной интеграции в этой части мира. В нем решительно говорится, что США будут поддерживать усилия по преодолению разногласий, которые разделили регион. Ни одна другая великая держава не уделяет столько внимания существованию региона как отдельного субъекта и не выражает четкой поддержки регионализму в Центральной Азии.
С другой стороны, геополитические намерения скрыты в тексте Стратегии, где, например, подчеркивается, что тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут способствовать продвижению американских ценностей и обеспечивать противовес влиянию региональных соседей. Это, несомненно, послание, адресованное постоянным геополитическим соперникам — России и Китаю.
Последствия: так называемая треугольная геополитика возникла в этом регионе уже в 1990-е гг. В настоящее время она только приобретает новые очертания и новую динамику. Россия стремится к консолидации Евразийского экономического союза (ЕАЭС), созданного в 2015 году. Китай намерен реализовать Экономический пояс Шелкового пути (SREB, ЭПШП) часть своей глобальной инициативы «Пояса и пути» (BRI), впервые выдвинутой в 2013 году. Ответом на это является новая версия американского Шелкового пути 2020 года. Таким образом, старая геополитическая игра теперь, похоже, принимает новое специфическое сочетание ЕАЭС, ЭПШП и Шелковый путь США, которое фактически отражает сильно организованный, тонко сформулированный и амбициозно масштабированный процесс конкуренции в Центральной Азии и вокруг нее.
Примечательно, что российские и китайские СМИ и эксперты не оставили без внимания визит американского высшего должностного лица и последующее объявление американской стратегии. В частности, они отметили, что центральноазиатскому туру Помпео предшествовала поездка в Украину и Беларусь, что говорит о том, что у Тура была более широкая и более сложная повестка дня. Более того, находясь в Казахстане, Помпео поднял вопрос об уйгурах Синьцзяна, побудив высокопоставленных китайских дипломатов осудить этот демарш против Китая. В ответ на встречу Помпео с Мирзиеевым российские эксперты, в свою очередь, «распознали» соблазн Вашингтона не допустить вступления Узбекистана в ЕАЭС.
Между тем, признавая и высоко оценивая региональное единство пяти центральноазиатских государств, стратегия США, к сожалению, конкретно не упоминает недавно возобновившиеся консультативные встречи лидеров этих стран в качестве важного шага на пути к региональной интеграции. С 2018 года было проведено две таких встречи – одна в Астане, одна в Ташкенте. Третий запланирован на этот год в Бишкеке. Однако эти встречи пока не привели к созданию более институционализированного механизма сотрудничества. Одна из причин заключается в том, что лидеры этих государств опасаются возможной ответной реакции Москвы, которая воспримет это как препятствие для своей собственной схемы региональной интеграции через ЕАЭС.
В целом, регион сталкивается с неоднозначной тенденцией, когда великие державы проводят политику с конкурирующими геополитическими взглядами, в то время как центральноазиатские государства стремятся избежать геополитических вызовов. Чем дольше региональные государства сохраняют свою независимость и приобретают более широкий опыт в рамках международной системы, тем более очевидным становится тот факт, что их единственным вариантом выхода из геополитической ловушки является сосредоточение усилий на более сильной институционализации их собственного регионального сотрудничества, выходящего за рамки скромного формата консультативных совещаний.
Действительно, ни ЭПШП, ни ЕАЭС не занимаются нормативными вопросами, и каждый из них разрабатывается и продвигается на основе заметных геополитических и утилитарных отношений к Центральной Азии. Стратегия США, напротив, последовательно подчеркивает элементы защиты прав человека, поддержки верховенства права, совершенствования человеческого капитала и укрепления гражданского общества.
Выводы: Новая стратегия США в Центральной Азии активизировала развитие международной политики в регионе как геополитической игры. Пять региональных государств вновь озабочены тем, чтобы не оказаться заложниками в конкуренции великих держав с неопределенными последствиями, напоминая старую максиму Фукидида: «Сильные поступают так как хотят, а слабые стардают так, как и должны». Действительно, в какой степени центральноазиатские государства могут быть подлинно независимыми от великих держав в плане обладания свободой выбора и способностью избежать геополитической ловушки?
Надеюсь, что трехсторонняя геополитика не будет размывать центральноазиатское региональное единство. Консультативные совещания в конечном счете станут лакмусовой бумажкой в этом отношении. Встреча С5+1 в Ташкенте, обсуждения Помпео с президентами Казахстана и Узбекистана, а также публикация Стратегии США для Центральной Азии, которые состоялись в течение нескольких дней в феврале, еще раз выявили существующий разрыв между Западным и незападным подходом к этому региону.
Стратегия США указывает на намерение США консультироваться с партнерами-единомышленниками в своих отношениях со странами С5+1. Это относительно новый элемент стратегии, поскольку он предполагает коррелированный и согласованный западный подход к Центральной Азии, который, в свою очередь, может помочь сохранить нормативную повестку дня более заметной. Ведь именно эта нормативная повестка дня будет играть решающую роль в перетягивании каната внутри геополитического треугольника.
С этой точки зрения, вместо того чтобы выражать подозрения (уместные или неуместные) по поводу заговора Вашингтона против Москвы и Пекина, российские и китайские СМИ, аналитики и официальные круги могли бы также обозначить свою позицию относительно того, разделяют ли они основные идеи и цели Стратегии США в Центральной Азии.
Автор — Фарход Толипов, кандидат политических наук, директор Научно-исследовательского института «Караван знаний», Ташкент, Узбекистан.
Источник
1 986
Евразийская интеграция Интеграционные процессы Каспийская геополитика Новый шелковый путь США США на Каспии США-Центральная Азия
Игры без признаков разума / Геополитика / Независимая газета
Глава Кибернетического командования США военной разведки Пол Накасоне формирует мнение сенаторов и конгрессменов. Фото Reuters
Президент Байден заявил, что если Россия нападет на страну НАТО, то США вмешаются, даже если это приведет к Третьей мировой войне. Поскольку РФ никогда никому из членов НАТО не угрожала, речь идет о готовящейся Польшей или прибалтийскими лимитрофами провокации.
Польша уже предложила НАТО передать Украине свои истребители МиГ-29, а взамен получить от США более современные машины. Самое любопытное, что польские МиГ-29 должны были вылететь на Украину с базы американских ВВС в Германии. Так хитрые поляки задумали подставить под ответный удар США и Германию.
Подавляющее большинство обвинителей на Западе и некоторая их часть в РФ считают, что конфликт происходит из-за Украины. На самом деле с начала XXI века США и НАТО требуют от России все больше и больше уступок.
Поводы и аппетиты
Чего стоит требование интернационализации Северного морского пути! Зачем? С 1991 года по нему свободно ходят как коммерческие, так и научные суда. Кстати, последние наполовину, а то и на 100% являются разведывательными судами НАТО.
Но США и НАТО требуют, чтобы по Севморпути ходили крейсера и эсминцы с ракетами «Томагавк» (с дальностью 2500 км).
Дело в том, что Вооруженные силы РФ защищают вход и выход Севморпути. А огромное приполярное побережье России никем не охраняется. Кто мешает американцам высадить там десанты с целью отделения от России огромных территорий? А повод всегда найдется: загрязненная русскими среда, притеснения местного населения и т. п.
В 2020 году подставная фигура в виде хозяйки «Радуги развлечений» Светланы Тихановской участвовала в президентских выборах в Белоруссии. И, естественно, с треском провалилась. Тогда верткая дама драпанула в Польшу, после чего бюрократы из ЕС и ряд руководителей Европы объявили ее президентом Белоруссии. А на саму республику наложили тяжелые санкции.
Даже собирались передать самозванке Тихановской арестованные на Западе активы Белоруссии. Не будь у России ядерного оружия, польские паны привезли бы Тихановскую в Минск, как в свое время они привезли к нам Гришку Отрепьева.
Как известно, американцы всегда находили поводы для вторжения в Латинской Америке, Европе, Африке и Азии. Причем с 1800 года счет вторжений американцев в независимые государства пошел на сотни.
Риторический вопрос: как США и Европа, затерроризировавшие своих граждан, смеют говорить о нарушении прав человека в России и Белоруссии? В Белоруссии, дескать, выборы нелегитимны – и на страну наложены жесточайшие санкции.
А в Саудовской Аравии вообще нет никаких выборов. Но для США и ЕС это не повод отказываться от военных и экономических связей с арабским королевством.
Выборы 2020 года в США стали кровавой опереттой. Может, России и Белоруссии поучиться у американцев?
Против РФ были введены санкции за отравление боевым газом «Новичок»… кота шпионской семейки Скрипалей – остальное семейство не пострадало.
Надо ли говорить, что США и НАТО в любой момент могут выдумать еще десятки поводов для введения санкций против России.
Подлетное время
Но вернемся к политическому режиму Украины, к массовому террору против русских людей, к восьмилетним обстрелам Донбасса, к размещению военно-морских баз США в районе Николаева, а также к лабораториям для биологической войны.
И ко всему еще Киев решил обзавестись ядерным оружием. Могла ли Россия не принять оборонительные меры?
Но давайте пофантазируем и предположим, что Россия смолчала. И натовские ракеты с подлетным временем к Москве в пять минут были установлены на украинской территории. Что дальше?
Первый вариант: полная капитуляция РФ, вся страна попадает под внешнее управление США. Но, как известно, русские не сдались, даже когда немцы стояли в двадцати километрах от Москвы и в четырех километрах от Ленинграда.
Второй вариант – резкое увеличение боеспособности страны. И в первую очередь тактического ядерного оружия. В том числе тактических, оперативно-тактических и ракет «театра военных действий», как в США именовали ракеты средней дальности.
Однако все это вооружение абсолютно бесполезно в случае внезапного удара противника.
Уже с конца 1960-х годов в США и СССР действовала система раннего предупреждения о внезапном ракетном нападении – РСПН. Тогда подлетное время ракеты, запущенной с территории США, составляло 30–40 минут, а из Европы – около 20–25 минут.
Система раннего предупреждения о ракетном нападении и у американцев, и у нас непрерывно совершенствуется. Однако у обеих сторон возникает в год по десятку и более сбоев в компьютерах и ложных срабатываний в РЛС дальнего обнаружения и ИК-системах на космических аппаратах.
Например, 26 сентября 1983 года оперативный дежурный на командном пункте ракетно-космической обороны подполковник П. , обнаружив сигнал о ракетном нападении системы обнаружения «Око», выяснил, что сигнал был ложным. Дело в том, что космический аппарат принял за запуск ракеты сильное отражение солнца от высоких облаков.
9 ноября 1979 года система ПВО и ПРО NORAD выдала сигнал о ракетном нападении на США. И тогда ситуацию тоже разрулили люди. Какой-то ротозей вставил в компьютер не ту магнитную пленку.
В сентябре 1960 года сработала сверхмощная РЛС дальнего обнаружения в Туле (Гренландия) и выдала информацию о советских ракетах, летящих на США. Однако офицер-оператор проигнорировал ее, поскольку в этот момент в США находился Никита Хрущев. Компьютер этого, естественно, не знал. Позже разобрались: сбой произошел из-за солнечного ветра и сильного коронарного выброса.
В 1974 году в России начались работы над системой «Периметр» (15Э601), а в январе 1985 года «Периметр» встал на боевое дежурство. Он представлял собой комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударам. На Западе «Периметр» называют «Мертвой рукой» или «Рукой из гроба».
В случае размещения ядерных ракет на Украине технически не сложно создать новый комплекс обнаружения ракетного нападения. Принципиальное отличие ситуации 2022 года от ситуации 1990-го в том, что время реакции на нападение сократилось в три и более раз. В итоге человек исключается из работы этой системы.
А ведь с 1960 по 2021 год сотни тревог были признаны ложными исключительно благодаря вмешательству человека. В случае сокращения подлетного времени ракеты до пяти минут любое ложное срабатывание системы приведет к термоядерной войне.
Игра на понижение
Как видим, президент Байден и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен играют в безвыигрышную игру. В худшем случае они получат превентивный ответный удар России. А в лучшем – заставят мир балансировать на грани термоядерной войны.
Надо ли объяснять, что начинать безвыигрышные игры могут только сильно ограниченные люди. Когда-то Джозеф Байден был опытным политиком. Однако к 80 годам у него стали замечать признаки деменции.
1 декабря 2019 года хозяйкой Европы, точнее, председателем Европейской комиссии стала Урсула фон дер Ляйен. Она родилась в Икселе в Брюсселе, где ее отец Эрнст Альбрехт работал в той же Еврокомиссии (возглавлял генеральный директорат по конкуренции). В 1971 году семья переехала в германский Ганновер.
С 1988 по 1992 год Урсула фон дер Ляйен работала врачом-ассистентом в гинекологическом отделении университетской клиники. Параллельно занялась политикой и меняла должности как перчатки. То занималась проблемами семьи и брака, то заседала в Бундестаге, то озаботилась проблемами молодежи. С 2013 по 2019 год была министром обороны Германии.
Но главную карьеру Урсула фон дер Ляйен сделала в аппарате ЕС с помощью своего отца и его клана. О таких персонажах в СССР и в социалистической Польше были сняты два десятка кинокомедий, где главный герой служит директором всего на свете – от кладбища до архитектурного управления. В германских СМИ Урсулу фон дер Ляйен именуют «кроликом, вытащенным из клетки», «политическим животным» и «Урсулой фон Гитлер».
Россия привыкла сражаться со всей Европой. Это было и в 1812, и в 1918–1920, и в 1941–1945 годах. И каждый раз Европа была бита «повсюду и везде».
Но тогда хоть были достойные противники – Карл XII, Фридрих Великий, Наполеон Бонапарт. А сейчас кто?
У европейского и американского обывателя война ассоциируется с телерепортажами из Югославии, Ливии, Ирака. А о том, как русские танки вошли в Берлин, подавляющее большинство европейцев и американцев просто не знают.
5 Геополитические игры для праздничных подарков
Международные отношения — это не игра. Но иногда кажется, что это так, и это определенно послужило источником вдохновения для многих. Если вы хотите выйти за рамки «Монополии» (или даже «Поселенцев Катана») в этот праздничный сезон, вот пять игр, вдохновленных или оказавших влияние на мир международных отношений.
Disco Elysium: The Final Cut
Доступно в App Store, PlayStation Store, Steam и других магазинах
Трудно описать Disco Elysium , игру, которая взяла на вооружение принципы компьютерных ролевых игр и приключений типа «укажи и щелкни» и превратила их в свой собственный причудливый, красивый взгляд на политику и историю. (Однако он чем-то обязан классической игре Planescape: Torment .) Вы играете за полицейского, страдающего амнезией, который очнулся от алкогольного запоя и обнаружил, что ему предъявлено обвинение в расследовании убийства наемника в стране, оккупированной иностранными державами. после неудавшейся социалистической революции несколько десятилетий назад. Пейзаж города красивый и меланхоличный, напоминающий постсоветскую Европу, но ваша первая задача — достать собственный галстук из потолочного вентилятора и найти достаточно денег, чтобы оплатить счет в отеле после того, как прошлой ночью вы разбили бар.
Международные отношения — это не игра. Но иногда кажется, что это так, и это определенно послужило источником вдохновения для многих. Если вы хотите выйти за рамки «Монополии» (или даже «Поселенцев Катана») в этот праздничный сезон, вот пять игр, вдохновленных или оказавших влияние на мир международных отношений.
Disco Elysium: The Final Cut
Доступно в App Store, PlayStation Store, Steam и других магазинах
Трудно описать Disco Elysium , игра, которая взяла принципы компьютерных ролевых игр и приключений типа «укажи и щелкни» и превратила их в свой собственный причудливый, красивый взгляд на политику и историю. (Однако он чем-то обязан классической игре Planescape: Torment .) Вы играете за полицейского, страдающего амнезией, который очнулся от алкогольного запоя и обнаружил, что ему предъявлено обвинение в расследовании убийства наемника в стране, оккупированной иностранными державами. после неудавшейся социалистической революции несколько десятилетий назад. Пейзаж города красивый и меланхоличный, напоминающий постсоветскую Европу, но ваша первая задача — достать собственный галстук из потолочного вентилятора и найти достаточно денег, чтобы оплатить счет в отеле после того, как прошлой ночью вы разбили бар.
По мере вашего продвижения вы развиваете различные навыки, но чем больше вы полагаетесь на определенный подход к поиску подсказок, от интуиции до двуручного действия и рациональной дедукции Холмса, тем больше он формирует, а затем ограничивает ваши действия. Также вы ведете длинные, очень забавные диалоги с аспектами собственной психики, а также с фантастически проработанным (а в обновленной версии игры полностью озвученным) составом персонажей. Игра, разработанная группой эстонцев, заставляет вас выбрать политическую позицию, а затем задавать вопросы, исследовать и высмеивать любую из них. История движется между комедией и трагедией, а также с каплей надежды — не в последнюю очередь в открытии того, что мир намного больше и страннее, чем вы думаете.
-James Palmer
1979 Революция: Черная пятница
Доступно в Google Play, App Store, Steam и еще
1979 Революция: Черная пятница -повествователь, управляемый выбором. драматическая игра, действие которой происходит в Тегеране в бурные дни исламской революции. Вы играете за Резу Ширази, молодого фотожурналиста, который вернулся домой в Иран после учебы за границей в Германии и обнаружил, что его страна охвачена революционным пылом. Со своей верной камерой на буксире Реза гуляет по улицам города, которого он больше не узнает, общаясь с людьми, которые одновременно поддерживают и противостоят революции, и пытается ориентироваться в напряженных, хаотичных, часто опасных событиях, разворачивающихся вокруг него.
Игра отлично справляется с захватом водоворота конкурирующих политических идеологий и идей, бурливших в стране в то время, показывая игроку, например, кассеты с реальными речами аятоллы Мохаммада Казема Шариатмадари, видного шиитского священнослужителя-двунадесятника. кто не соглашался со взглядами аятоллы Рухоллы Хомейни на роль религиозных лидеров в политике; пропагандистский плакат, посвященный казни сотен членов коммунистической партии Туде в Иране в 1950-е годы; и небрежное замечание главного героя о том, что свергнутый премьер-министр Мохаммад Мосаддык «был нашей последней большой надеждой».
Он также исследует множество моральных дилемм революции. На протяжении всей игры игрок (как Реза) должен принимать последовательные решения, например, бросать камни в солдат, пытающихся разогнать протест, или просто фотографировать, а также принимать или отказываться от чашки чая, предложенной вашим следователем в печально известном иранском доме. Тюрьма Эвин — решение, от которого зависит, будете ли вы сотрудничать с допросом.
Переполненная историческими отсылками, подлинными аудиозаписями речей и реальными архивными фотографиями, игра дает представление от первого лица об одном из самых важных и малоизученных для многих на Западе периодов современной истории Ирана. политическая история. Учитывая, что отношения между Соединенными Штатами и Ираном чрезвычайно напряжены, недоверие и непонимание общих черт взаимодействия двух противников, игра, которая предлагает глубокое, тонкое понимание этого поворотного исторического момента, безусловно, не повредит.
— Дженнифер Уильямс
Мужчины играют в сянци на тротуаре в Пекине, 25 апреля 2017 г.
Существует давняя традиция громких заявлений о том, что китайская стратегия находится под сильным влиянием weiqi , также известной как Го, древней настольной игры с размещением камней, которая фокусируется на контроле территории. Economist недавно заявил, что Го объяснил подход Китая к конфликту на границе с Индией. И эту игру часто противопоставляют западной любви к шахматам, которые якобы представляют собой совершенно иной подход к стратегии.
Есть только одна проблема. Шахматы гораздо популярнее в Китае, чем го. Го примерно так же популярен, как серьезные соревнования по шахматам в Соединенных Штатах, может быть, немного меньше. Xiangqi , между тем, китайский член семьи тесно связанных игр, в которую входят западные шахматы и японские сёги , является опорой каждого угла улицы. Небольшие толпы собираются, чтобы посмотреть матчи сянци, в которые играют грубыми фигурами на старых досках.
Акцент на Го как на предполагаемом краеугольном камне китайской стратегии, между тем, является чистым ориентализмом — плюс одна строчка в эссе Мао Цзэдуна, где он использовал это как мимолетное сравнение. Легко представить себе столь же бессмысленный подход к западному способу ведения войны, например утверждение, что, как показывает популярность покера среди лидеров, он основан на обмане и неверном направлении, а не на прямолинейных, мужественных дуэлях Востока. (На самом деле азартные игры, особенно маджонг, даже более популярны в Китае, чем стратегии.)
Xiangqi ничему не научит вас о предполагаемой великой стратегии Китая, но это все равно интересная игра для изучения. Наборы и инструкции для начинающих широко доступны, а игра достаточно близка к шахматам, чтобы к ней было легко получить доступ; наиболее отличительными особенностями являются река, которая разделяет две стороны и ограничивает некоторые части, пока они не пересекут ее, и дворец, который ограничивает движение генералов (эквивалент королей). И это позволит вам заняться настоящим любимым видом спорта в Китае — сказать: «Я бы этого не сделал», пока вы смотрите чужой матч.
— James Palmer
Humankind
Доступно в Steam, Epic Games, Stadia и больше
Humankind — последний пример старого жанра. , расширять, эксплуатировать, уничтожать) игра, которая начинается с того, что игрок управляет небольшим племенем или отдельным городом и видит, как он растет, чтобы стать империей, охватывающей весь мир, будь то в нашем мире или другом. Civilization (теперь до шести разных игр и пара спин-оффов) — дедушка исторической игры 4X, но Humankind , созданная студией с большим опытом работы над фэнтезийными и космическими 4X-играми, перед запуском описывалась как «убийца Civ ». Это игра, которая может свергнуть короля с трона.
В настоящее время, однако, Человечество является средней игрой с тенденцией к хорошей. Он представляет несколько хорошо реализованных идей, таких как период кочевий в начале игры, прежде чем вы поселитесь, и возможность регулярно переключаться между культурами. Базовая игра сильна, но баланс между цивилизациями нарушен, и некоторые аспекты, такие как религия и торговля, кажутся очень недоразвитыми. Но у нее есть потенциал и даже вероятность того, что она станет отличной игрой.
Это потому, что современные стратегические игры на удивление трудно тестировать, когда они работают с такой сложностью, пока они не попадут в руки сотен тысяч людей при запуске. (Paradox Interactive, один из основных производителей крупных стратегических игр, когда-то имел такую репутацию за беспорядочные запуски, что было слегка удивительно, когда Crusader Kings III был безупречен при выпуске.) Первая волна патчей уже значительно улучшила баланс игры. — больше не слоны правят полем битвы, а кхмеры и турки не доминируют над всеми другими цивилизациями. Следующие шесть месяцев или год, вероятно, сделают игру еще лучше.
—Джеймс Палмер
Root: A Game of Woodland Might and Right
Доступно на Leder Games и Amazon игры COIN, от Fire in the Lake во Вьетнаме до A Distant Plain в Афганистане. Но ни один из них не был таким успешным, как Root, недавняя классика, вдохновленная борьбой и интригами войны во Вьетнаме, Индии 19-го века и другими конфликтами. Однако, в отличие от Вьетнама, в Руте все очаровательные пушистые животные.
Базовые фракции игры включают Династию Гнезда, коалицию стервятников, охотящихся на лесных животных, которая регулярно распадается из-за внутренних интриг; маркиза де Кат, аутсайдер, стремящийся эксплуатировать и индустриализировать лес; и Лесной Альянс, милейшие маленькие революционеры. Это мастерски разработанный пример асимметричной настольной игры, в которой каждая фракция имеет свои особые правила и цели. Это означает, что вам понадобится пара игр, чтобы освоиться, потому что вы должны не только следить за своей фракцией, но и обращать внимание на то, насколько близки другие фракции к достижению своих индивидуальных целей. Тем не менее, дизайн ясен и прост в использовании, и это не только очень увлекательная игра, но и полезный способ осмыслить прошлые конфликты — без временных затрат и бесчисленных фишек более традиционных варгеймов.
—Джеймс Палмер
Стратегические игры и геополитика – Encyclopedia Geopolitica
В этой необычной статье Эймон Дрисколл делает перерыв в суровых реалиях международных отношений и исследует ряд популярных стратегических игр и их связь с миром геополитики, а также мировые лидеры, которым каждая игра соответствует больше всего.
Для подробного индивидуального брифинга по этой или любой другой геополитической теме воспользуйтесь консультационными услугами Encylopedia Geopolitica.
Геополитика часто кажется сферой деятельности великих политических мыслителей и деятелей от Клаузевица и Бисмарка до Олбрайт и Рейгана. И если в прошлом это было чем-то отличным от сознания обычного человека, чем-то, что происходило в прокуренных комнатах без окон глубоко в бюрократическом сердце, то в последнее время круглосуточный цикл новостей и Интернет принесли международные дела прямо в головы людей. дома и на рабочих местах. Тем не менее, геополитика остается в значительной степени теоретическим упражнением для подавляющего большинства, кто ею интересуется, за исключением сферы игр. Геополитика десятилетиями играла роль в некоторых настольных играх, а в последнее время — и в некоторых компьютерных играх. Ниже обсуждаются четыре игры, воплощающие геополитику так, как это доступно начинающему геополитическому аналитику, и еще две, о которых стоит упомянуть.
Есть несколько критериев, определяющих использование геополитики в игре. Первый — это гео-, который принимает форму местности и ресурсов на карте. Второй — — политика , касающийся того, как участники игр взаимодействуют и работают друг с другом или друг против друга. Помимо очевидного, то, как игра справляется с симметрией и дефицитом, также является ключевым фактором ее ценности как геополитического инструктора. Симметрия, или, если быть точным, асимметрия, — это мера того, насколько различаются исходные позиции участников, в лучшую или в худшую сторону. Дефицит имеет дело с ограниченными ресурсами и их эффективным использованием игроком. В этом отношении пространство также является ресурсом, и игрок, который может использовать свою землю лучше, чем сосед или соперник, скорее всего, окажется на вершине. Однако наиболее важными являются последствия действий игрока и последствия действий других игроков. Все взаимосвязано, и часто планы и намерения игроков будут пересекаться, вызывая напряжение и конфликты.
Однако подавляющее большинство людей, играющих в эти игры, тянутся к ним не потому, что интересуются геополитикой и хотят ее разыграть, а потому, что им нравятся стратегические и тактические аспекты этих игр. Сознательно или нет, но игроки разыгрывают геополитику в контексте своего смоделированного мира. Способность реагировать на различные ситуации и реагировать на изменяющуюся среду является ключом к успешной игре, почти так же, как она является ключом к успешному мировому лидеру, дипломату или политику.
Также стоит упомянуть, что существует множество игр, которые можно считать геополитическими, и этот список никоим образом не предназначен для исключения игр, о которых я мог не знать.
- Цивилизация VI (Firaxis Games, 2016)
Римская миссия на Луну запускается с космодрома недалеко от Равенны в рамках возможной научной победы императора Траяна.
Пожалуй, самая известная стратегическая игра в этом списке. Civilization впервые был выпущен в 1992 году, а его шестое воплощение было выпущено в 2016 году. В этой пошаговой игре игроки ведут выбранную ими цивилизацию от 5000 г. до н.э. до нынешнего года, строя цивилизацию, которая выдержит испытание временем. Помимо победы путем завоевания, игроки могут достичь победы культурными, научными или религиозными средствами, но все они требуют эффективного использования пространства и ресурсов. Civilization VI делает еще один шаг вперед по сравнению с предыдущими версиями серии, добавляя «районы», которые расширяют город до специализированных пригородов за счет ранее продуктивной клетки.
Стартовые юниты каждой цивилизации идентичны, но стартовые позиции различаются. Плодородная местность, такая как луга, может помочь поддерживать растущее население, в то время как более продуктивная местность, такая как холмы, будет способствовать производству товаров и оборудования. Гонка за лучшие городские объекты может вызвать напряженность, если сосед поселится слишком близко к игроку или получит важные ресурсы, такие как железо, важное для производства классических и средневековых военных юнитов, или позже в игре уран; имеет решающее значение для производства бронированных боевых групп или термоядерного оружия. Это лишь краткое объяснение того, как работает чрезвычайно глубокая и сложная игра; для более подробного описания, этот 2009статья подробно описывает глубину Civilization III.
Скорее всего, сыграет: Ангела Меркель
Учитывая тонкости цивилизации, экономики и дипломатии игрока, неудивительно, что Меркель преуспевает в этой игре.
2. Europa Universalis IV (Paradox Interactive, 2013)
Битва при Ретеле, решающая битва во Второй ирландско-колумбийской войне, в которой превосходящие по численности французские защитники уступили объединенным силам Ирландии, Австрии и Бранденбурга.
Большая стратегическая игра, опубликованная в 2013 году компанией Paradox Interactive, Europa Universalis IV переносит игроков на один день с 1444 по 1821 год. Охватывая периоды от конца феодализма до начала индустриализации, геополитические факторы оказывают большее влияние на игровой процесс, поскольку появляются соперники, могут образовываться коалиции против особенно агрессивных государств, могут происходить такие бедствия, как гражданские войны и революции, могут вымирать династии и чужеземный правитель может занять трон. Рабочая сила представлена как ресурс, ограничивающий размер армий, которые может выставить нация, с мягкими, а не жесткими ограничениями, которые можно преодолеть с помощью наемников.
В Europa Universalis IV возможность расширения часто достигается за счет соседей. В Старом Свете очень мало областей, которые не контролируются в начале игры, поэтому такая нация, как османы, должна завоевывать, чтобы расти. Колонизация вступает в игру для таких стран, как Португалия, которые могут расширить свое присутствие в Новом Свете, но должны поддерживать свои колонии счастливыми, иначе они решат, что независимость является более стоящим предприятием, как в 1776 году. Игра крайне асимметрична; Франция часто является мощной нацией, что приводит к более щадящему опыту для новых игроков, в то время как более мелкие и более слабые страны, такие как Норвегия, должны усердно работать и бороться за каждую выгоду за счет своих более могущественных соседей. Эта асимметрия основана на истории и адаптирована к уникальному развитию каждой нации: Россия, например, имеет преимущество в количестве своих вооруженных сил, а Бранденбург/Пруссия — в их качестве.
Скорее всего, сыграет: Элизабет Виндзор
Уход за династией играет ключевую роль в этой игре, и кем лучше играть, чем европейским монархом?
3. Поселенцы Катана (Космос, 1995)
И синие, и белые игроки делят тайл леса; синий имеет два населенных пункта, соединенных дорогой, а третий еще не соединен.
Возможно, это уникальная игра в этом списке. Геополитика, которая вступает в игру в Settlers of Catan, в первую очередь является результатом того, как игра начинается. В то время как боевые действия ограничены, игроки вынуждены приспосабливаться к игровому полю, которое меняется каждый раз, когда вы играете в игру, и использовать свои позиции с максимальной выгодой, участвуя в торговле с другими игроками ресурсами, стоимость и дефицит которых могут сильно варьироваться от игра в игру. Как одна из самых популярных игр в категории неконкурентных «Еврогейм», она не предполагает прямого конфликта между игроками, кроме конкуренции за скудные ресурсы. В связи с этим хорошие сделки и репутация кооперативного игрока могут помочь обеспечить победу, что делает эту игру ярким примером геополитики, которая не зависит от военного конфликта, хотя «грабитель» вносит элемент саспенса.
Став популярной в мире настольных игр, газета Washington Post назвала ее «настольной игрой нашего времени» как модель решения проблем путем сотрудничества. Хотя в конечном итоге будет победитель, победа придет в результате взаимного сотрудничества, а не завоевания или уловок, поскольку очки начисляются за такие достижения, как прохождение самой длинной дороги. Марк Цукербург — один из многочисленных поклонников игры, и те игроки, которые готовы просидеть несколько часов перед доской, а не перед экраном, скорее всего, смогут сесть за стол и сотрудничать в более широкой среде.
Скорее всего, сыграет: Тереза Мэй
Хотя «искусство заключать сделки» может быть больше в сфере деятельности Трампа, Брексит заставил администрацию Мэй бороться за торговые сделки. Способность Мэй наладить сотрудничество в традиционно конкурентной среде потенциально определит будущее британской фракции.
4. Дипломатия (Hasbro, 1959)
В эту игру, в которую играли онлайн на Diplomacycorp.com, в 1919 г. была поставлена ничья с тремя исходами между Англией, Германией и Италией.10.
Дипломатия, привлекающая к себе уникального любителя настольных игр, которого Грантленд называет «альфа-ботаником», получила свое название «Дипломатия». ( Отказ от ответственности: это любимая игра автора. ) Созданная в 1954 году, «Дипломатия» так и не снискала широкой известности «Риска», но, тем не менее, привлекла множество заядлых игроков. Хотя война — это то, как играется игра, Дипломатия — это не военная игра со все более многочисленными и могущественными юнитами. В то время как Settlers of Catan поощряет сотрудничество ради взаимной выгоды, Diplomacy делает то же самое, но с добавленной чертой паранойи, что ваш друг и союзник может тайно замышлять вашу кончину. Игра, в которой коварство и предательство неотъемлемая часть, если не поощряется, то не для всех. В конце концов, ложь в лицо оппоненту не так распространена, как кажется на первый взгляд (лучшая ложь приходит после завоевания доверия), но игра обыгрывает более грубую сторону международной дипломатии, в отличие от мирной разработки «Поселенцев». Катана».
Независимо от того, имеете ли вы дело с изгоями или надежными партнерами, конечная цель владения половиной Европы невозможна без заключения некоторых сделок, а затем планирования их разрыва, когда придет время. Более того, это означает, что каждый игрок, все еще активный в игре, играет активную роль в событиях, и опытный переговорщик может оправиться от почти фатального нападения. Имея это в виду, неудивительно, что журнал Games & Puzzles сообщил в 1973, что «Дипломатия» была любимой игрой Генри Киссинджера и что в эту игру по крайней мере один раз играли в Белом доме Кеннеди. Геополитический аспект вступает в игру из-за человеческой природы; психология является ключевым аспектом игры, как и в настоящих переговорах между государствами.
Скорее всего, его сыграет: Владимир Путин
Несмотря на то, что он является фаворитом Киссинджера, именно Путин, скорее всего, выиграет в «Дипломатии». Его мастерство в уловках, гибридной дипломатии и манипуляциях поставило бы его далеко впереди других игроков.
Почетное упоминание: Risk (Hasbro, 1957)
Когда-то это была первая стратегическая игра для всех. Игра проводится на простой карте мира с сорока двумя территориями, разделенными континентами. Риск зависит от кубиков и элемента случайности, определяющего результаты. Имея только сухопутные провинции, пересечение океанов и морей может происходить только между конкретными территориями, например, от Аляски до Камчатки или от Сиама до Индонезии. Эти узкие места могут позволить игроку создать базу власти, например, на североамериканском континенте, и расширяться из безопасного дома, чтобы медленно побеждать противника. Использование кубиков для моделирования сражений делает игру полностью случайной, хотя в зависимости от начальных провинций одному игроку может быть легче консолидировать базу власти. Непосредственно игра с нулевой суммой, Риск часто является первым практическим знакомством людей со знаменитой классической ошибкой: никогда не ввязываться в наземную войну в Азии, хотя, учитывая конечную цель мирового господства, победивший игрок неизбежно превзойдет Наполеона.
Скорее всего, сыграет: Дональд Трамп
Геополитическая игра в кости и удача. Никто не может проиллюстрировать эту игру лучше, чем Дональд Трамп. Давно установленные мировые порядки могут быть потрясены в одночасье неожиданным ходом, как продемонстрировали как «Риск», так и администрация Трампа.
Почетное упоминание: Age of Empires II (Ensemble Studios, 1999)
Аспекты геополитики также проявляются в играх, в которых нет крупномасштабных карт. В то время как основное внимание RTS-игр, таких как средневековая Age of Empires II, сосредоточено на военных действиях, они также имеют второстепенное значение для построения экономики для поддержания указанной военной победы. В какой-то степени это требует умелого использования земли, чтобы найти правильную позицию для получения преимущества, но также важно определить, какие отряды выставляет противник, а затем развернуть противодействие этому отряду, например, пикинеров против рыцарей. Что отличает Age of Empires II от других игр RTS, таких как «Starcraft», так это построение рынка. В то время как экономика большинства игр полностью основана на добыче ресурсов, рынок обеспечивает дополнительный источник ресурсов через два типа торговли: во-первых, покупая и продавая ресурсы по глобальной цене, а во-вторых, устанавливая торговые пути с другими игроками для собирать золото, когда золотые рудники были исчерпаны. Более того, Йенс Столтенберг, нынешний генеральный секретарь НАТО и бывший премьер-министр Норвегии, известен как поклонник этой игры, а также нескольких других известных компьютерных стратегических игр.