Чужой сюжет всех частей: Все части Чужих — обзор всех фильмов серии Чужой (Alien) по порядку с описанием сюжета

Содержание

Все части Чужих — обзор всех фильмов серии Чужой (Alien) по порядку с описанием сюжета

С 7 марта по случаю 40-летия фильма в российских кинотеатрах прокатывают восстановленную в 4К версию «Чужого» (Alien) — лучшего фильма Ридли Скотта. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию восстановленную и обновленную версию нашего киномарафона, где мы разбираем первого «Чужого»…, а заодно и все остальные части франчайза!

«Чужой» (Alien), 1979

Александр Башкиров

Cеттинг — это самая пугающая часть любого фильма ужасов, которая запоминается куда сильнее, чем дизайн маски маньяка или костюм мутанта-убийцы.

Неважно, дремучий ли это лес, жаркое техасское захолустье, скалистый остров или затерянный в заснеженных колорадских горах отель… главное, чтобы дело происходило там, где некому услышать ваши крики.

Это понимал Говард Филлипс Лавкрафт: его «Хребты безумия» не зря происходят в Антарктике, а не в Массачусетсе. Это понимал Джозеф Конрад, писавший «Сердце тьмы». Это знали создатели «Кинг Конга» и «Челюстей». Самый надежный, беспроигрышный страх — это страх перед неизведанным, и чтобы как следует напугать зрителя, нужно построить на экране целый мир, который кажется настолько же враждебным и незнакомым, сколько и убедительным. В 1979 году в «Чужом» нас поместили в самое далекое и беспощадное ко всей живой органике окружение: открытый космос.

Вот только создавая атмосферу для своего фильма ужасов, авторы «Чужого» слишком увлеклись и помимо простого сеттинга (звездолет, вакуум), придумали целую вселенную, крохотной частичкой которой стала печальная история космического буксира «Ностромо» и высадки на планетоид LV-426. Вместо хоррора с футуристическим сеттингом у Ридли Скотта, Дэна ОʼБэннона и Уолтера Хилла получился совсем другой фильм совсем иного жанра, инструментов для классификации которого не придумали даже сейчас, 40 лет спустя.

В отличие от любого другого фантастического фильма, в «Чужом» не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть звездолет в бюджетных декорациях, живых людей в актерах с ужасными прическами из другой эпохи, бесконечно враждебное существо из иной эволюционной модели — в наряженном в резиновый костюм каскадере.

Процентов 90% тут — заслуга художника Ханса Руди Гигера, единственного человека, который мог справиться с этой невыполнимой задачей и воплотить невообразимую тварь из своих ночных кошмаров в нехитрых спецэффектах того времени. Заодно он снабдил нас потрясающими, незабываемыми образами инопланетного корабля-подковы и Космического Жокея, которые 33 года спустя столь чудовищно опошлят в «Прометее» (хотя это уже другая история). Но и Скотту со сценаристами тоже есть чем гордиться…

Первая версия сценария, сочиненная Дэном ОʼБэнноном, была написана в формате «унисекс»: любое имя в «Чужом» подходит и мужчине, и женщине (в оригинале это были Роби, Стэндарт, Броссард, Мелконис, Хантер и Фауст). ОʼБэннон придумал все этапы сюжета: сигнал бедствия, обнаружение звездолета на чужой планете, кокон, фейсхаггер, «сцена завтрака», охота на монстра, в ходе которой один за другим гибнут члены экипажа, и финальная дуэль последнего выжившего участника экипажа с полностью развившимся пришельцем, от исхода которой зависит, кто полетит на Землю: человек или кошмарный инопланетный организм.

Уолтер Хилл добавил в сценарий ОʼБэннона разговоры настоящих работяг, подслушанные на нефтяной вышке у дедушки. Долгие планы коридоров и перемигивающихся огоньками шлемов тоже заложены в сценарии Хилла.

Умалять заслуги Скотта я не буду: в конце-то концов, с «Чужим» он выпустил единственную в истории кино режиссерскую версию фильма, получившуюся лучше театральной (и вышедшую на минуту короче). Но чтобы помнить, что у Ридли Скота когда-то были режиссерские таланты, «Чужого» надо регулярно пересматривать. Каждой новой картиной Скотт доказывает, что хорошее кино (особенно фантастическое) у него получается редко и случайно.

«Чужие» (Aliens), 1986

Александр Башкиров

В миллионе параллельных вселенных существует миллион дрянных сиквелов «Чужого». Они используют элементы первого фильма, поставленные в другой последовательности: представьте, что за первым «Чужим» сразу идет третий, а то и «Прометей» с «Чужим против Хищника».

Но нам повезло жить во вселенной, где существует сценарист и режиссер Джеймс Кэмерон, понимающий слово «сиквел» иначе, чем вся остальная голливудская братия.

Вместо того, чтобы брать кубики Скотта, Хилла и ОʼБэннона, и собирать башню вместо пирамидки, он вообще отказался от всех сюжетных предпосылок оригинала. Никаких ключей к фильму Кэмерона в фильме Ридли Скотта не заложено: вам просто так кажется потому, что эти фильмы идут один за другим в очень условной «тетралогии». Кэмерон все придумал сам, с нуля: и вселенную, и монстров, и героев. Это другое будущее, другой Чужой и другая Эллен Рипли. Воображения и профессионализма у Кэмерона хватило, чтобы в одиночку превзойти все усилия создателей первого фильма.

Это фильм про людей, которые вместо того, чтобы глупо погибнуть при виде пришельца, отвечают ураганным огнем и сопротивляются до последней гранаты и матерного крика. Его действие происходит в мире, где на борьбу с инопланетной угрозой поставлены орбитальная, воздушная и наземная техника, эффективное оружие и разумная тактика боя.

Чужих у Кэмерона гибнет куда больше, чем своих, и это смотрится логично и естественно (даром что в первом фильме Чужой выступал абсолютно неубиваемым монстром).

Секрет тут в гениально придуманных ограничениях (помните первый бой под атмосферным процессором?), которые самые крутые бойцы Колониального десанта не менее гениально игнорируют, что приводит к повреждению ядерного реактора и активации таймера, нужного для сногсшибательной концовки фильма, идущей в реальном времени.

Я уже рассказывал о сюжетных и режиссерских достоинствах «Чужих» в материале про лучшие фильмы о дальнем космосе. Чтобы не повторяться: это никакой не боевик, как и первая часть — никакой не хоррор, и спорить, какая часть получилась лучше, значит не понять ни того, ни другого фильма.

«Чужой 3» (Alien 3), 1992

Александр Трофимов

Эта картина — поворотная точка для всей франшизы, до этого имевшей в своем составе лишь два общепризнанных шедевра. Фильм, с которого однозначные победы кончились и начались проблемы.

Франшиза славится тем, что ее части снимали исключительно культовые режиссеры, но не всем повезло войти в нее в нужный момент как развития самой франшизы, так и своей карьеры.

Студия горела желанием снять третий фильм, изначально его должен был снимать Ридли, но затем выбыл из проекта. Продюсеры потратили на сценарии больше десяти миллионов долларов, но в итоге им пришлось писать его самим.

Любопытно, что во всех ранних версиях в той или иной форме присутствовала идея некой лаборатории, занимающейся выведением Чужих из людей — то, что мы в результате получили лишь в четвертой части.

Идея гибридов человека и Чужого тоже мелькает, она также выпала из сценария, но всплыла к следующей части. Была в ранних версиях и сцена, в которой рой Чужих складывается в некого Вольтрона, огромного мега-чужого — этот бред, к счастью, не выплыл больше нигде.

Ранние промо к фильму обещали, что на этот раз Чужие окажутся на Земле, но эта идея показалась студии нелепой, а спустя годы отчасти воплотилась в фильме «Знаки» — пришельцы, выходящие из кукурузных полей. Толстолобики Голливуда были уверены, что фантастику не в космосе никто смотреть не пожелает. Отчасти, они правы — ведь когда необычный новый сеттинг сменяется привычным земным, многие теряют интерес. Например, разочарованные тем, что Стрелок в экранизации «Темной Башни» оказывается в Нью-Йорке.

В одной из ранних версий, кстати, главными героями становились Бишоп и Хикс, Ньют отправляли на Землю к родным, а Рипли, наоборот, должна была проваляться в коме весь фильм — Сигурни только что получила номинацию на «Оскар» (за «Чужих» собственно) и стала довольно капризной.

В итоге, именно ее оставили главным героем, а Хикса, Бишопа и Ньют порешили (из-за чего многие фанаты и ненавидят эту часть), но Сигурни предъявила ряд требований помимо гонорара. Вроде как она желала, чтобы в фильме ее Рипли имела секс с ксеноморфом, в чем ей, к счастью, отказали, но в каком смысле идея спаривания с Чужим живет во франшизе изначально. Второе — в фильме не должно было быть оружия, так как Сигурни выступала против популяризации насилия и доступности оружия в США в частности.

Иронично, что именно ее героиня в фильме возмущается насчет того, что в тюрьме нет ни одного ствола. Теперь вы знаете, с чего вдруг.

Была и версия сценария, где Рипли падает с неба на поселение монахов, которые воспринимают ее как посланницу зла — она не только олицетворяет соблазн, но и буквально приводит с собой Дьявола. Это позже превратилось в религиозную тюрьму, но красивая идея о Рипли, которая приносит соблазн, сомнения, ссоры и смерть в тихое место, осталась.

Финчер на момент съемок еще не был культовым режиссером — он снимал клипы. Снимал отлично, поэтому студия к нему и обратилась, пусть и далеко не в первую очередь (предыдущие претенденты сбежали).

Сам Финчер свой первый фильм ненавидит и говорить о нем не любит, но проблема явно была в давлении студии и ограничении свободы. Уже после съемок, при монтаже, картину заметно кастрировали — крови, кишок и жути там было куда больше. В том числе сцена вскрытия маленькой девочки показывалась во всех деталях. Позже была выпущена расширенная версия, правда, монтировали ее без Финчера — он возвращаться к своему «провалу» не захотел, там помимо дополнительных 40 минут есть существенные отличия — Чужой тут, например, зарождается не в собаке, а в быке.

«Чужой 3» — не лучшая, но и не худшая часть франшизы. Ее плюсы в том, что после боевика Кэмерона Финчер пытался вернуть историю к корням — к клаустрофобичному хоррору.

Одна тварь, медленно убивающая людей, запертых где-то без возможности бегства, по одному. Практические эффекты все еще на высоте, графика ужасна, но ее немного. Декорации сделаны в духе оригинала и поэтому атмосфера вселенной тут присутствует на все сто. Возможно, это не самая интересная и логичная часть, но это по-прежнему часть «Чужих», которая не воспринимается как нечто абсолютно дикое, неподобающее и… кхм… чужое в этой серии. В отличии от, например, четвертой части.

«Чужой: Воскрешение» (Alien: Resurrection), 1997

Александр Башкиров

О достоинствах сценария Джосса Уидона я рассказывал в материале о лучших фильмах про киберпанк. В фильме Жана-Пьера Жене эти достоинства разглядеть крайне непросто — но все-таки можно.

Давайте попробуем отключиться от дико неуместной атмосферы французского НФ-фарса и понять, что на самом деле происходит на экране за всеми этими странными ракурсами, неубедительными спецэффектами и отчаянно переигрывающими актерами. Перед нами полная противоположность первого «Чужого»: тут нужно на всю катушку задействовать воображение.

Уидон написал не хоррор и не боевик, а классический фильм-катастрофу в духе «Приключения „Посейдона“», действие которого происходит во вселенной «Чужих», в 2379 году, на борту космического военно-исследовательского корабля «Аурига».

После ужасной катастрофы небольшой группе разношерстных выживальцев нужно пройти все это судно из конца в конец, героически погибая в процессе. Состав команды у нас очень и очень уидоновский. Тут и клон Эллен Рипли #8 в роли классического аутсайдера, и Анали Колл (Вайнона Райдер) на правах типичной (и может быть, самой лучшей) «девушки Уидона», и обреченный шахтер с эмбрионом пришельца в груди, и безумный ученый, от которого мы ждем внезапного, но неизбежного предательства…

И, конечно, команда жутких, но симпатичных головорезов на потрепанном звездолете «Бетти», промышляющая пиратством и работорговлей. Капитан Фрэнк Элджин, его возлюбленная, красавица-пилот Сабра Хиллард, аморальный здоровяк-громила Джоннер, негр по имени Кристи, парализованный Врисс. В 1997 году мода на такие группы героев еще не пришла: она появится десятилетиями позже, со «Светлячком», «Серенити», «Повстанцами», «Пространством» и «Стражами Галактики». Но оцените, что даже в этом первом, грубом наброске-прототипе каждый герой-пират получился настолько ярким и убедительным (во всем, включая имя, слэнг и черты характера), что про «Бетти» сразу можно было делать сериал-спин-офф.

Секреты и приемы Уидона на этом не заканчиваются. Прежде, чем попасть под раздачу от Чужих, наша команда успевает выпить с генералом и поиграть в баскетбол. Чтобы зритель поверил в героев, важно показать, как они по-человечески хорошо проводят время (помните шаверму в «Мстителях»?).

В плане экшена фантазия Уидона подарила нам подводную битву с Чужими: пусть в версии Жене до нас доходит лишь отголосок того животного ужаса, который испытываешь на этом месте в сценарии, это все равно блистательно задуманная сцена. А ведь есть еще и боевая сцена с лестницей, и альтернативная, так никогда и не снятая концовка фильма, в которой Колл с помощью Рипли давит новорожденного гибридного Чужого машиной-харвестером. В целом по креативности и гениальности Джосс Уидон ничем не уступает авторам «Чужого» и «Чужих»: ему просто не дали возможности донести до нас свою версию.

«Прометей» (Prometheus), 2012

Александр Трофимов

Эта картина в свое время глубоко оскорбила мои чувства как верующего — в гений Ридли, франшизу «Чужого» и хорошую кинофантастику в целом. Именно «Прометей» вместе с «Темным Рыцарем: Возрождение Легенды», как я уже упоминал, заставил меня начать много и дотошно писать о кино, что, в итоге, и привело меня сюда.

Многие из вас любят этот фильм или по крайней мере не считают его ужасным. Это можно понять — он потрясающе красив и имеет много запоминающихся сцен, но для меня и многих других все ломается на том, насколько умным он считает себя, и насколько глупым и нелогичным оказывается в итоге.

Для того, чтобы полноценно проникнуться трагедией «Прометея», всем стоит найти в сети один из десятка пересказов оригинального сценария Спэйтса под условным названием «Инженеры». Дело в том, что изначально будущий «Прометей» был куда масштабнее, логичнее и глубже, куда больше привязан к мифологии серии, при этом в нем уже содержались все здравые части истории — инженеры как создатели человечества, двойной конфликт «отцов и детей», а точнее — создателей и созданий — в виде пар Инженеры-люди и люди-андроиды (Дэвид). Но главное — там были Чужие. Куча Чужих, всех форм и разновидностей, всех стадий. Прямо как, вот же совпадение, в грядущем «Завете».

Затем студия урезала бюджет (Ридли изначально запросил 250 миллионов), из-за чего все сцены на станции подобной Цитадели и в других ярких сеттингах были выкинуты, а вдобавок Скотт начал прибиваться по тому, что не хочет повторяться.

Здесь в истории и возникает змий-искуситель Линделофф, поддакивающий Скотту. Именно он внес в головы студийных боссов идею того, что «Прометею» не нужно зависеть от мифологии «Чужих», самих Чужих вообще не обязательно показывать в фильме, да и приводить картину к логичной подвязке к оригинальному фильму (к упавшему корабля Жокея с кладкой яиц, например) тоже глупо — зачем, мол, зрителю смотреть кино, если он знает, чем оно закончится. (В этом вся суть мать их приквелов, тупая ты сволочь.) Создатели «Изгоя-Один», к счастью, этого не испугались.

Именно Линделофф ответственен за тупые диалоги и нелепые сцены, по большей части его стараниями мы получили картографа, который заблудился в отсканированной им пещере, биолога, гладящего вагинозмею, капитана, решившего развлечься потрахушками, покинув пост, когда его люди в опасности, космонавтов, первым делом снимающих шлемы на неисследованной планете, андройдов, разгуливающих по пещерам с собственной стремянкой, женщин, убегающих от огромного бублика по траектории его движения и так далее. Именно этот бред и породил выражения «школа Прометея по убеганию от всякой фигни» и «топоры и стремянки» как обозначение ляпов в принципе.

Но отдельные несуразности могли и не убить картину, к сожалению, помимо них «Прометей» отталкивает еще и ужасными персонажами, общим нежеланием объяснять мотивации их поведения (Инженера и Дэвида в особенности) и попытками создать иллюзию глубины туманными намеками на весьма недалекие идеи.

Ридли, к примеру, открыто заявил, что Инженеры увидели, как мы жестоки и послали к нам одного из своих, пару тысяч лет назад. Когда мы его распяли, они задумали скинуть на Землю бомбу с Чужими. Открыто имя Христа не называется лишь потому, что это было бы «слишком в лоб», по его словам.

Из картины можно насобирать деталей, намеков и подсказок на довольно интересную интерпретацию, но все его нелепости и косяки, создающие впечатление полного наплевательства на зрителя, никуда не исчезнут.

Именно из-за этой халтуры и потери четкого ориентира я и не слишком ждал сиквел. Они могли сколько угодно прятать «Прометей 2» под новым заголовком, но это не спасло бы его от довольно паршивого наследия. Да, отзывы на первый приквел донесли до авторов, что «Чужие» без Чужих — так себе идея, поэтому их навставляли в продолжение целое ведро с горкой, но это не спасает от сумбура в сюжете и невменяемости героев, от глубинных проблем этой творческой команды.

«Чужой: Завет» (Alien Covenant), 2017

Александр Трофимов

Ридли снова уделал всех. Вне зависимости от того, понравился вам фильм или нет, это остается правдой. Он снял картину-предупреждение, причем понимать это можно разными способами.

С одной стороны, это предупреждение о будущем, о разлагающем влиянии технологий — фильм показывает, что в конце 21 века человечество выродится в истеричек-леммингов, которые тратят все силы на то, чтобы найти способ побыстрее сдохнуть.

Они игнорируют все стандарты безопасности, предупреждения автопилота и здравый смысл. При этом они трусливы, туговаты и вместо того, чтобы жертвовать собой ради других, стремятся жертвовать сразу всеми, включая себя, ради ничего. Этот пугающий образ будущего человечества однозначно был ключевым при создании фильма.

С другой стороны, это предупреждение конкретно нам, зрителям: не смейте тявкать и будьте осторожны с желаниями — они могут сбыться. «Завет» во многом выглядит иногда изящным, а иногда крайне толстым троллингом всех, разносивших «Прометей».

Фильм действительно выглядит плевком в лицо. Да, он так же потрясающе красиво снят как «Прометей» (хотя, наверное, меньше впечатляет эпичностью затронутых тем и посещенных локаций), тут, как обычно у Ридли Скотта, отчетливо реальные декорации, которые способствуют погружению зрителя в происходящее. Да, тут есть линия Дэвида с отличными глубокими сценами — но их всего штуки три, и они тонут в общем хронометраже, основной же сюжет посвящен абсолютно другому и сильно отличается от них по тону, динамике и серьезности.

Все эти плюсы выглядят каплей в море по сравнению с валом халтуры и тупости, обрушивающейся на зрителя еще сильнее, чем в «Прометее», хотя, казалось бы, это было невозможно.

Самое обидное, что большинства этих сценарных тупостей легко можно было избежать. Именно поэтому складывается впечатление, что Ридли жестко троллит аудиторию — намеренно нагоняет идиотизма. Зачем, например, надо было говорить, что сбой произошел из-за всплеска нейтрино? Зачем упоминать термин, который гуглится за секунды — нейтрино практически не взаимодействуют с материей, через нас их проносятся триллионы — игнорируя нас планету под нами так же, как сценарий — законы физики.

В первом «Чужом» были обычные дальнобойщики, во втором — туповатые солдафоны, в третьем — насильники и убийцы, в четвертом — головорезы, в изначальном «Прометее» — наемники, которых Уэйланд нанимал с приоритетом на секретность, а не на профессионализм, в итоговом — ученые, спецы каждый в своей сфере. И только здесь — это команда астронавтов, везущая колонистов. Выше требований придумать невозможно. И почему-то именно они ведут себя тупее бухих и укуренных подростков, уехавших потрахаться в лесную хижину на весенние каникулы.

Чужие мочат народ как-то вяло и неинтересно, пусть и кроваво. Те сами подставляются, делая за них всю работу. Нет тут какой-то жуткой тактики совершенных убийц — они как Двое из Ларца, просто жрут летящие им в рот пирожки. Ну на, сожри меня. Ну не. Ну сожри. Ну оке.

Если тут и есть какое-то противостояние, то лишь борьба лени одних с ленью других. Замечательно то, что вылупляющиеся из этих суицидальных леммингов Чужие — тоже лемминги и охотно суют голову в духовку, подыхая так же нелепо, но эти моменты мы подробнее обсуждаем в спойлерном разборе «24 неудобных вопроса фильму».

Более подробно читайте в оригинальной рецензии на «Чужой: Завет».

Больше о Чужих

Чужой сюжет фильма читать онлайн

  • Главная

    /

  • Новинки

    /

  • Чужой






Подробности



Родительская категория: Фильмы





Опубликовано: 07 мая 1979



Группа космических трудяг получает зашифрованный сигнал неизвестного, но предположительно разумного происхождения с одной из неисследованных планет. Бегите, глупцы! Но нет, им надо сунуть нос в происходящее. Сами виноваты.

Далёкое будущее. Космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз — обогатительный комплекс, предназначенный для переработки двадцати миллионов тонн руды. Ввиду значительной продолжительности полёта команда погружена в анабиоз, судно ведёт автопилот. Когда автоматика «Ностромо» пробуждает команду корабля, экипаж поначалу полагает, что рейс окончен и корабль находится в Солнечной системе. Однако команда вскоре узнаёт, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки возле неисследованной планеты LV-426. Компьютер корабля «Мать» прервал рейс, обнаружив исходящий с этой планеты постоянно повторяющийся радиосигнал неизвестного, но, вероятно, разумного происхождения — предположительно просьбу о помощи. Команда, в соответствии с основными инструкциями, обязана найти и исследовать источник сигнала. Экипаж отстыковывает основной корабль от груза, оставив тот на орбите, и спускается на поверхность планеты. К источнику сигнала отправляются капитан Даллас, его помощник Кейн и штурман Ламберт. Они обнаруживают колоссальную конструкцию, оказавшуюся потерпевшим крушение инопланетным звездолётом. Войдя внутрь, экспедиционная партия теряет связь с «Ностромо» и не имеет возможности узнать о том, что бортовой компьютер частично расшифровал загадочный сигнал, и выяснил, что это не просьба о помощи, а предупреждение об опасности. На корабле астронавты находят труп пилота-инопланетянина, погибшего в своём кресле, с разорванной изнутри грудной клеткой. Исследуя корабль, Кейн спускается в его трюмные отсеки, где обнаруживает непонятные кожистые объекты, похожие на яйца. От прикосновения Кейна, одно из яиц раскрывается, и из него выпрыгивает лицехват. Он прожигает дыру в шлеме скафандра Кейна, присасывается к его лицу и вводит через рот Кейна эмбрион грудолома. Даллас и Ламберт относят находящегося в бессознательном состоянии Кейна к челноку, на мостике которого дежурит Рипли. Узнав, что Кейн поражён неизвестным биологическим организмом, Рипли, как офицер безопасности, отказывается пустить группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине, не подчиняясь даже приказу капитана Далласа. Однако офицер-исследователь Эш игнорирует решение Рипли и в нарушение правил вручную открывает шлюз, чтобы впустить команду. После этого Эш и Даллас проводят первичное исследование и выясняют, что инопланетный организм удерживает Кейна в состоянии комы. Снять организм не представляется возможным — он прочно держится за кожу лица и шею, а при попытке отрезать конечность инопланетного «паука» выясняется, что его кровь, соединяясь с воздухом, образует молекулярную кислоту, которая прожигает внутренние перекрытия корабля на два уровня.

Ещё до старта «Ностромо» с LV-426 Эш обнаруживает, что лицехват покинул голову Кейна и умер. С согласия капитана Далласа он решает сохранить труп существа, несмотря на негодование Рипли. После успешного старта с планеты и отправления «Ностромо» с грузом в сторону Земли Кейн приходит в себя, и экипаж готовится вновь лечь в криокамеры, но во время обеда у Кейна начинаются конвульсии, он опрокидывается на стол, и из его тела, разрывая грудную клетку, выбирается грудолом, который быстро скрывается в глубине отсеков. После похорон Кейна, тело которого выбрасывается в открытый космос, Даллас и другие члены экипажа, вооружившись детектором движения, отправляются на поиски существа. Однако обнаруженный ими источник движения оказывается корабельным котом Джонсом. Чтобы больше не отвлекаться на создаваемый котом сигнал, Паркер приказывает Бретту поймать животное и посадить в клетку. Однако команда буксира не знает, что за это время грудолом ( маленькое червеподобное существо) сбросил кожу и вырос во взрослую особь, которая теперь крупнее и сильнее человека. Чужой нападает на отделившегося от группы Бретта и утаскивает его в воздуховод. Даллас решает отправиться с огнемётом в вентиляционную систему буксира, чтобы загнать Чужого к шлюзу и выкинуть в космос. Он также попадается монстру, неправильно поняв указания товарищей, которые детектором движения засекли приближающегося к нему Чужого. После гибели Далласа командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли, которая обнаруживает, что компьютер имеет секретные инструкции — «специальный приказ № 937», требующий изменить курс «Ностромо», исследовать новую форму жизни и доставить образцы на Землю; выживание команды при этом не является приоритетной задачей. После этого на неё неожиданно нападает Эш, который оказывается андроидом: его программа также требует доставки инопланетянина на Землю. Пришедшие на помощь Рипли Паркер и Ламберт выводят обезумевшего Эша из строя. Рипли, активировав мозг повреждённого андроида, пытается получить у него какую-либо информацию, которая могла бы помочь. Однако, по мнению Эша, у остатков экипажа нет никаких шансов выстоять против «совершенного организма», имеющего кислоту вместо крови и способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях. Далее Рипли, Ламберт и Паркер решают запустить процедуру самоуничтожения корабля и улететь на спасательном челноке «Нарциссус», хотя там всего две криокамеры. Пока Ламберт и Паркер переносят в челнок необходимые приборы и припасы, Рипли отправляется в рубку, чтобы найти кота Джонса, которого она не хочет бросать на звездолёте. За это время Чужой убивает Ламберт и Паркера и оставшаяся в одиночестве Рипли запускает процедуру, но обнаруживает, что Чужой преграждает ей путь к челноку. Рипли пытается прервать процедуру, но упускает срок возможности отмены, и вновь пытается пробраться в челнок — на этот раз успешно. Челнок успевает удалиться на безопасное расстояние от «Ностромо» до того, как корабль взрывается.

Готовясь к погружению в анабиоз и успев положить в криокамеру кота, Рипли внезапно обнаруживает, что Чужой тоже проник в челнок перед его отстыковкой и спрятался среди его системы трубопроводов. Ей удаётся надеть скафандр, выгнать Чужого из его укрытия и открыть шлюз челнока, чтобы монстра вытянуло за борт. Но Чужой успевает зацепиться обеими лапами за проём шлюза, и Рипли стреляет в него из гарпунного ружья, которое затем отпускает и пытается закрыть шлюз, но ружьё цепляется за порог и Чужой повисает на тросе. Тогда Рипли запускает двигатели и отбрасывает его реактивной струёй в открытый космос. Рипли надиктовывает рассказ о случившемся на борту «Ностромо» (сообщая, что по её подсчётам она достигнет границы обитаемых миров через шесть недель и если ей повезёт, сигнал челнока будет засечён) и ложится в анабиозную камеру.

Далёкое будущее. Космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз — обогатительный комплекс, предназначенный для переработки двадцати миллионов тонн руды. Ввиду значительной продолжительности полёта команда погружена в анабиоз, судно ведёт автопилот. Когда автоматика «Ностромо» пробуждает команду корабля, экипаж поначалу полагает, что рейс окончен и корабль находится в Солнечной системе. Однако команда вскоре узнаёт, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки возле неисследованной планеты LV-426. Компьютер корабля «Мать» прервал рейс, обнаружив исходящий с этой планеты постоянно повторяющийся радиосигнал неизвестного, но, вероятно, разумного происхождения — предположительно просьбу о помощи. Команда, в соответствии с основными инструкциями, обязана найти и исследовать источник сигнала. Экипаж отстыковывает основной корабль от груза, оставив тот на орбите, и спускается на поверхность планеты. К источнику сигнала отправляются капитан Даллас, его помощник Кейн и штурман Ламберт. Они обнаруживают колоссальную конструкцию, оказавшуюся потерпевшим крушение инопланетным звездолётом. Войдя внутрь, экспедиционная партия теряет связь с «Ностромо» и не имеет возможности узнать о том, что бортовой компьютер частично расшифровал загадочный сигнал, и выяснил, что это не просьба о помощи, а предупреждение об опасности. На корабле астронавты находят труп пилота-инопланетянина, погибшего в своём кресле, с разорванной изнутри грудной клеткой. Исследуя корабль, Кейн спускается в его трюмные отсеки, где обнаруживает непонятные кожистые объекты, похожие на яйца. От прикосновения Кейна, одно из яиц раскрывается, и из него выпрыгивает лицехват. Он прожигает дыру в шлеме скафандра Кейна, присасывается к его лицу и вводит через рот Кейна эмбрион грудолома. Даллас и Ламберт относят находящегося в бессознательном состоянии Кейна к челноку, на мостике которого дежурит Рипли. Узнав, что Кейн поражён неизвестным биологическим организмом, Рипли, как офицер безопасности, отказывается пустить группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине, не подчиняясь даже приказу капитана Далласа. Однако офицер-исследователь Эш игнорирует решение Рипли и в нарушение правил вручную открывает шлюз, чтобы впустить команду. После этого Эш и Даллас проводят первичное исследование и выясняют, что инопланетный организм удерживает Кейна в состоянии комы. Снять организм не представляется возможным — он прочно держится за кожу лица и шею, а при попытке отрезать конечность инопланетного «паука» выясняется, что его кровь, соединяясь с воздухом, образует молекулярную кислоту, которая прожигает внутренние перекрытия корабля на два уровня.

Ещё до старта «Ностромо» с LV-426 Эш обнаруживает, что лицехват покинул голову Кейна и умер. С согласия капитана Далласа он решает сохранить труп существа, несмотря на негодование Рипли. После успешного старта с планеты и отправления «Ностромо» с грузом в сторону Земли Кейн приходит в себя, и экипаж готовится вновь лечь в криокамеры, но во время обеда у Кейна начинаются конвульсии, он опрокидывается на стол, и из его тела, разрывая грудную клетку, выбирается грудолом, который быстро скрывается в глубине отсеков. После похорон Кейна, тело которого выбрасывается в открытый космос, Даллас и другие члены экипажа, вооружившись детектором движения, отправляются на поиски существа. Однако обнаруженный ими источник движения оказывается корабельным котом Джонсом. Чтобы больше не отвлекаться на создаваемый котом сигнал, Паркер приказывает Бретту поймать животное и посадить в клетку. Однако команда буксира не знает, что за это время грудолом ( маленькое червеподобное существо) сбросил кожу и вырос во взрослую особь, которая теперь крупнее и сильнее человека. Чужой нападает на отделившегося от группы Бретта и утаскивает его в воздуховод. Даллас решает отправиться с огнемётом в вентиляционную систему буксира, чтобы загнать Чужого к шлюзу и выкинуть в космос. Он также попадается монстру, неправильно поняв указания товарищей, которые детектором движения засекли приближающегося к нему Чужого. После гибели Далласа командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли, которая обнаруживает, что компьютер имеет секретные инструкции — «специальный приказ № 937», требующий изменить курс «Ностромо», исследовать новую форму жизни и доставить образцы на Землю; выживание команды при этом не является приоритетной задачей. После этого на неё неожиданно нападает Эш, который оказывается андроидом: его программа также требует доставки инопланетянина на Землю. Пришедшие на помощь Рипли Паркер и Ламберт выводят обезумевшего Эша из строя. Рипли, активировав мозг повреждённого андроида, пытается получить у него какую-либо информацию, которая могла бы помочь. Однако, по мнению Эша, у остатков экипажа нет никаких шансов выстоять против «совершенного организма», имеющего кислоту вместо крови и способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях. Далее Рипли, Ламберт и Паркер решают запустить процедуру самоуничтожения корабля и улететь на спасательном челноке «Нарциссус», хотя там всего две криокамеры. Пока Ламберт и Паркер переносят в челнок необходимые приборы и припасы, Рипли отправляется в рубку, чтобы найти кота Джонса, которого она не хочет бросать на звездолёте. За это время Чужой убивает Ламберт и Паркера и оставшаяся в одиночестве Рипли запускает процедуру, но обнаруживает, что Чужой преграждает ей путь к челноку. Рипли пытается прервать процедуру, но упускает срок возможности отмены, и вновь пытается пробраться в челнок — на этот раз успешно. Челнок успевает удалиться на безопасное расстояние от «Ностромо» до того, как корабль взрывается.

Готовясь к погружению в анабиоз и успев положить в криокамеру кота, Рипли внезапно обнаруживает, что Чужой тоже проник в челнок перед его отстыковкой и спрятался среди его системы трубопроводов. Ей удаётся надеть скафандр, выгнать Чужого из его укрытия и открыть шлюз челнока, чтобы монстра вытянуло за борт. Но Чужой успевает зацепиться обеими лапами за проём шлюза, и Рипли стреляет в него из гарпунного ружья, которое затем отпускает и пытается закрыть шлюз, но ружьё цепляется за порог и Чужой повисает на тросе. Тогда Рипли запускает двигатели и отбрасывает его реактивной струёй в открытый космос. Рипли надиктовывает рассказ о случившемся на борту «Ностромо» (сообщая, что по её подсчётам она достигнет границы обитаемых миров через шесть недель и если ей повезёт, сигнал челнока будет засечён) и ложится в анабиозную камеру.






Что значит стать частью чужой истории?

Маркетинг слишком часто является упражнением в холостом выстреле. Контент создается и размещается в блогах, социальных сетях и публикациях компании, не задумываясь о том, кто будет его читать, не говоря уже о том, чтобы действовать в соответствии с ним. Деловое повествование включает в себя зацепление вашей аудитории. Вам нужно найти ту волшебную точку, где сталкиваются ваша история и их интересы, а затем вы создаете новую историю, которая становится частью их интересов.

Я только что вернулся из отпуска. Великолепная неделя в Дорсете, где каждый день светило солнце, мои дети играли на пляже и собирали окаменелости, а мы ели вкусные обеды вне дома. Отныне он будет известен как праздник, когда наш самый младший каждый день промок до нитки, плескаясь в море полностью одетым. В итоге нам пришлось срочно купить вторую пару обуви, потому что из его ботинок лилась вода.

Это моя история. Но это также история обо всех замечательных предприятиях, которые мы встретили на своем пути.

 

Это история коттеджей Берегаев, нашего дома на неделю. Прекрасные переоборудованные амбары с бассейном, на ферме с альпаками, расположенной на крутых извилистых проселочных дорогах. Идеальная база для исследования и помощи нашему 5-летнему ребенку перейти от цепляния к способности плавать через бассейн и обратно, ныряя на дно, притворяясь ихтиозавром.

Побережье Юрского периода

Это история Seaton Jurassic, интерактивного музея, куда мои дети летали на машине времени, чтобы исследовать юрское море. Когда я спросил своего 5-летнего сына, что ему больше всего понравилось в празднике, это было именно это, а также марки, которые он поставил в викторине, которую он должен был заполнить, пока ходил.

 

Это история о «Якоре» в Ситауне, прекрасном пабе с видом на море, где нас очень хорошо кормили.

 

Затем есть Центр наследия Чармута, где палеонтолог рассказал моему нетерпеливому охотнику за маленькими динозаврами все о существах, которые жили там, когда этот район был под водой. Он увидел окаменелость ихтиозавра, которую Дэвид Аттенборо помог обнаружить, а затем вышел на пляж, чтобы найти свои собственные окаменелости. Перевернув камень, он нашел кусок окаменевшего доисторического дерева. Когда наш проводник постучал по нему, он перевернул кусок камня и обнаружил на другой стороне два аммонита.

Морской дракон Аттенборо: окаменелость ихтиозавра

А еще была Ферма-магазин Фелисити, пещера Аладдина со вкуснейшими продуктами. Каждый раз мы экспериментировали с разными сырами. Акции изменились в течение нашего недельного пребывания в дороге. Хотя это привело к некоторому разочарованию (мы не могли снова что-то купить), это означало, что мы экспериментировали с разными продуктами, и всегда было что-то новое, что можно было попробовать. Одной из восхитительных находок стала мята Саммердаун из Хэмпшира, сделанная из перечной мяты Блэк Митчем, которая обычно выращивалась в Великобритании 100 лет назад. Вновь представленный сэром Майклом Колманом 20 лет назад, он божественен.

 

У каждого бизнеса есть истории, которые переплетаются с нашими собственными. Какие воспоминания вы создаете? Дай мне знать в комментариях.

Что такое сюжет? 6 элементов сюжета и как их использовать

Вы хотите, чтобы читатели полюбили вашу историю, взяли вашу книгу и были настолько погружены в нее, что не смогли от нее оторваться.

Но для этого нужен отличный сюжет. Но что такое сюжет и как превратить его в замечательную историю?

В этом гайде мы поговорим о сюжете в литературе. Я дам общее определение сюжета, затем углублюсь в подход, который мы используем в «Практике письма» (называемый «Структура письма»), и, наконец, вы узнаете о шести элементах сюжета, которые делают истории интересными и запоминающимися.

Для этого мы рассмотрим несколько примеров того, как эти элементы работают в бестселлерах. Мы коснемся сюжетных арок, различных форм, которые может принимать сюжет истории. Мы также рассмотрим несколько диаграмм сюжетов, чтобы лучше понять, как график работает визуально. Наконец, вы узнаете, как именно вы можете использовать свое новое понимание сюжета в своих собственных историях.

Вы можете прочитать руководство ниже или посмотреть видеоурок здесь:

Эта статья содержит отрывок из нашей книги «Структура письма», которая представляет собой вневременной подход к повествованию и структуре. Вы можете узнать больше об этом здесь.

Что такое сюжет? Определение сюжета

Сюжет — это последовательность событий в истории, в которой главный герой попадает в сложную ситуацию, которая заставляет его делать все более трудный выбор, приближая историю к кульминационному событию и развязке.

Каковы 6 элементов сюжета и структуры

Мы дадим определение каждому ниже, но вот шесть элементов сюжета:

  • Экспозиция
  • Побуждающий инцидент
  • Нарастающее действие или прогрессивные осложнения
  • Дилемма
  • Кульминация
  • Развязка

Эти элементы являются основными событиями в истории, и они необходимы во всех творческих работах, будь то роман, сценарий, мемуары, рассказ или что-то еще. Даже опытные писатели, которые не используют их намеренно, подсознательно включают их в свои тексты, потому что именно они привносят в истории движение, конфликт, действие и жизнь.

Вы можете узнать больше о каждом ниже или в моей новой книге Структура записи .

История против сюжета

Есть разница между историей и сюжетом, которую автор Э. М. Форстер проводит различие в своей книге Аспекты романа.

История — это просто событие, почти констатация фактов. Мышь съела печенье — это не сюжет, это просто история (хотя и милая).

Заговор, требует причины и следствия. Мышь съела печенье, а потом попросила стакан молока — это сюжет, потому что это причинно-следственная связь. Я позволю Форстеру объяснить это лучше:

«Давайте определим сюжет. Мы определили историю как повествование о событиях, расположенных в их временной последовательности. Сюжет также представляет собой повествование о событиях, причем акцент делается на причинно-следственных связях. «Король умер, а потом умерла королева» — это история. «Король умер, а потом королева умерла от горя» — сюжет. Временная последовательность сохраняется, но ощущение причинности затмевает ее. Или еще: «Царица умерла, и никто не знал отчего, пока не открылось, что от горя по смерти короля». Это сюжет с тайной…»
— Э. М. Форстер

Чтобы сократить это:

  • Король умер, а затем умерла королева – это история.
  • Король умер, а затем королева умерла от горя – это заговор, потому что он причинно-следственный и связанный.

Знаменитый рассказ Хемингуэя из шести слов — удивительный пример сюжета: «Продаются детские туфли, ни разу не надетые». Почему они продаются? Потому что ребенок никогда их не носил (и о, это так грустно). Это не несвязанные факты; это на самом деле миниатюрный сюжет. Подробнее об этом чуть позже.

Как работает сюжет

Сюжет имеет особую структуру. Он следует формату, который засасывает читателей; знакомит с персонажами, развитием персонажей и построением мира; и заставляет читателей продолжать читать, чтобы разрешить конфликт и ответить на вопросы.

Сюжет — это причина и следствие, но самое главное — это выбор, выбор персонажа.

Другими словами, это не просто перечисление фактов; каждый факт, который вы включаете в свой сюжет, имеет свою цель, ставя персонажа в ситуацию, когда он должен принять решение, и приближая историю к своему завершению.

6 элементов сюжета

Итак, как построить сюжет с этой причинно-следственной связью? К счастью, ответ прост: вы разбиваете сюжет на составляющие.

Сюжет — это серия событий в истории, в которой главный герой попадает в сложную ситуацию, которая заставляет его делать все более трудный выбор, приближая историю к кульминационному событию и развязке.

Компоненты сюжета подобны кусочкам головоломки. Если вы хотите, чтобы ваш читатель увидел окончательную картину, вам нужно увидеть форму каждого компонента и разместить их на своих местах.

Кто-нибудь еще чувствует, что этот кусочек головоломки закрывает дыру во вселенной или что-то в этом роде? Просто я? Думаю, слишком много Доктора Кто.

В Структура записи мы говорим о шести элементах сюжета:

1. Экспозиция. В начале рассказа экспозиция устанавливает персонажей и обстановку. Не все ваше построение мира происходит здесь, но именно здесь вы показываете своим читателям, что «нормально» для ваших персонажей. Таким образом, читатели узнают, что не так, когда мы перейдем к следующему шагу. Узнайте больше в нашем полном путеводителе по экспозиции здесь.

2. Побуждающее происшествие. Побуждающее происшествие — это событие в истории, которое ставит главного героя в сложную ситуацию, нарушает статус-кво и начинает движение истории как в положительную, так и в отрицательную сторону. Это движение завершается кульминацией и развязкой. Узнайте больше в нашем полном руководстве по инцидентам подстрекательства здесь .

3. Восходящее действие или прогрессирующие осложнения. Это самая большая часть истории, и именно здесь происходит большая часть конфликта. Вы знаете эту цитату о том, что ваши персонажи забираются на дерево, а затем бросают в них камни? Это время бросания камней. Здесь вы поднимаете ставки и начинаете приближаться к кульминации истории. Крайне важно, чтобы ваши читатели знали, что здесь поставлено на карту; также важно, чтобы они четко понимали конфликт. Узнайте больше о нашем полном руководстве по восхождению здесь.

4. Дилемма (или кризис, согласно Story Grid). Это самый важный элемент, к которому вы стремились, момент, когда персонаж оказывается в ситуации, когда он должен сделать невозможный выбор. Узнайте больше в нашем полном руководстве по дилемме здесь.

5. Климакс. Это важный момент! Выбор персонажа из дилеммы определяет исход конфликта. Если вы все сделали правильно, то это худший (то есть лучший) момент напряжения во всей истории, заставляющий ваших читателей нервничать. Узнайте больше в нашем полном руководстве по кульминации здесь.

6. Развязка или разрешение. Теперь, в конце истории, вы снова устанавливаете «нормальность» — но новую норму, включающую в себя изменения и опыт ваших персонажей. Ваши читатели могут немного посидеть с вашими персонажами в их новом нормальном состоянии, эмоционально завершив все, чтобы ваш читатель мог отложить книгу, не перелистывая страницы, чтобы увидеть, что они пропустили. Это закрытие сцены с достаточной завершенностью, чтобы заслужить эти два слова: Конец. Узнайте больше в  нашем полном руководстве по развязке здесь.

Историческая справка : Одним из первых писателей, заговоривших об этом сооружении, был Густав Фрейтаг, немецкий писатель, писавший в середине 19 века. Его основная структура стала известна как Пирамида Фрейтага, и он был первым, кто рассказал о многих из пяти элементов сюжета, которые мы обсуждали выше.

Несмотря на то, что мы приветствуем Фрейтага за привнесение языка в эти моменты сюжета, мы считаем, что Пирамида Фрейтага является устаревшей и неправильно понятой структурой сюжета. Вы можете узнать больше о пирамиде Фрейтага и о том, следует ли вам ее использовать, в нашем руководстве по структуре из пяти актов здесь.

Как создать схему сюжета: начните с 6 элементов

Преимущество этих шести элементов в том, что они могут составить ваши первые шесть точек сюжета при создании схемы.

На самом деле составление плана сюжета не должно быть сложным, все, что вам нужно, это шесть предложений, по одному на каждый элемент, и у вас будет четкий план, с которого можно начать свой рассказ.

Попробуйте в разделе «Практика» ниже!

Что насчет Падения?

В The Write Structure , структуре сюжета, которую мы разработали в The Write Practice, мы не используем действие падения точки сюжета, которое вы могли видеть в других структурах.

Зачем исключать?

Падающее действие обычно описывается как событие, завершающее сюжет после кульминации, но в большинстве историй кульминация происходит ближе к концу истории, обычно в предпоследней сцене. Таким образом, завязка действия и развязка практически неразличимы.

Чтобы избежать путаницы, мы считаем, что действие падения должно быть исключено из использования в качестве элемента сюжета.

Здесь вы можете узнать больше о том, почему мы не считаем действие падения элементом сюжета.

Есть ли в рассказах эти элементы?

Да! На самом деле каждая сцена и каждое действие в истории также должны иметь каждый из этих элементов.

Однако в коротком рассказе эти элементы обязательно будут сокращены. Например, если в романе зарождающееся действие может иметь много сложностей, то в коротком рассказе оно может иметь только одну сложность.

Что такое тип сюжета: Истории бывают 10 типов

Истории рассказывались тысячи лет, и по мере их развития они начали складываться в шаблоны, шаблоны, которые мы называем типами сюжета или типами историй.

Эти типы, как правило, имеют примерно одинаковые базовые, универсальные ценности и имеют схожие структуры, характеры и то, что Роберт Макки называет обязательными сценами.

Существует 10 основных типов сюжетов:

  1. Приключения
  2. Действие
  3. Ужас
  4. Триллер
  5. Тайна
  6. Любовь/Романтика
  7. Производительность/Спорт
  8. Совершеннолетие
  9. Искушение/Мораль
  10. Комбо

Хотя типы сюжетов связаны с жанром, они также выходят за рамки жанра и оставались неизменными на протяжении всей истории, имея дело с вечными, универсальными ценностями, лежащими в основе историй.

Мы полностью изучим эти значения, каждый из этих десяти типов графиков, в нашем полном руководстве по типам графиков здесь.

Что такое сюжетная диаграмма: дуги истории могут иметь множество форм

Хотя все сюжеты имеют заданную структуру, они могут иметь множество форм или дуг. Эти дуги можно визуализировать на графике, как показано ниже.

Сюжетная диаграмма Определение

Сюжетная диаграмма — это визуальное представление истории на оси.

Вот пять наиболее распространенных сюжетных арок, визуализированных в виде сюжетных диаграмм. Чтобы узнать больше о каждом из них, ознакомьтесь с нашим полным руководством по сюжетным аркам здесь.

Сюжетная диаграмма «Из грязи в князи»

Из грязи в князи — одна из самых основных сюжетных диаграмм. Персонаж начинает в плохом месте в начале, и все становится все лучше и лучше.

Вот как работают сюжетные очки работают из грязи в князи:

  1. Экспозиция настраивает в целом негативную жизненную ситуацию главного героя.
  2. Подстрекательский инцидент представляет захватывающую возможность каким-то образом улучшить их жизнь.
  3. Во время нарастающего действия дела идут лучше, но и сложнее, с новыми проблемами и (вероятно) постоянно появляющимися злодеями, угрожающими всем их завоеваниям.
  4. Перед дилеммой перед главным героем стоит невозможный выбор: как сохранить все свои достижения или рискнуть их потерять.
  5. В кульминации разыгрывается выбор, который делает главный герой, и то, как он в конечном итоге побеждает.
  6. Развязка завершает сюжет счастливым концом.

Это относительно простая схема. Теперь давайте рассмотрим несколько более сложных форм.

Сюжетная диаграмма «Человек в дыре»

В сюжетной арке «Человек в дыре», обычной арке, главный герой начинает с хорошего места, попадает в беду, а затем выбирается из нее, чтобы закончите рассказ счастливым концом.

Вот как работают сюжетные точки для дуги «Человек в дыре»:

  1. Экспозиция настраивает героев в целом на неплохую жизненную ситуацию.
  2. Подстрекательский инцидент толкает персонажа в яму, и эта проблема усугубляется на протяжении всего нарастающего действия.
  3. Действие «Восхождение» содержит в себе весь сюжет от спуска в яму до выхода персонажа из нее. Поворотный момент истории наступает в какой-то момент в середине восходящего действия (иногда его называют серединой), когда главный герой начинает выбираться из ямы.
  4. Тем не менее, главный герой сталкивается с последней дилеммой , которая угрожает загнать его обратно в яму.
  5. В кульминации они, наконец, вылезают из дыры.
  6. В развязке мы видим разрешение их ситуации и то, как они снова наслаждаются жизнью.

С дугой «человек в дыре» связана арка «двойной человек в дыре».

Сюжетная диаграмма «Двойной человек в дыре»

На основе арки «Человек в дыре» построена арка «Двойной человек в дыре», одна из самых популярных форм для историй, появляющаяся во многих романах-бестселлерах и блокбастерах. Как человек в норе, он начинается с персонажа, который находится в прекрасном месте, но вскоре попадает в беду. Они выпутываются из неприятностей, но потом снова попадают в неприятности. Наконец они выпутываются из беды, и история заканчивается счастливым концом.

Вот как работают сюжетные элементы в этой арке:

  1. Экспозиция, как всегда, знакомит нас с главным героем, его миром и стихией, которая вскоре нарушит его общее благополучие.
  2. Как и в сюжетной арке «Человек в дыре», провоцирующий инцидент в арке «Двойной человек в дыре» толкает главного героя в дыру, проблему или ситуацию.
  3. В восходящем действии этой сюжетной арки много движения, поскольку проблема усугубляется до достижения поворотной точки (иногда называемой точкой защемления), когда ситуация начинает улучшаться, не достигнув середины. Однако вскоре после этого вещи попадают в другую дыру, возможно, вызванную той же проблемой или новой.
  4. Дилемма возникает в какой-то момент во второй дыре, вероятно, на дне или около него.
  5. Затем следует кульминация, в которой выбор главного героя разыгрывается.
  6. Развязка завершает историю счастливым концом.

Сюжетная схема Золушки

Еще одна сюжетная арка со счастливым концом, особенно популярная в романтических комедиях, — это арка Золушки.

Вот как это работает с шестью элементами:

  1. В экспозиции главный герой находится в очень плохом месте.
  2. На самом деле провоцирующий инцидент является позитивным событием, часто милой встречей или потенциальной возможностью.
  3. Оттуда персонаж постепенно улучшает свое положение посредством восходящего действия, пока поворотный момент не вернет его к исходному минимуму и, возможно, еще больше.
  4. Дилемма часто возникает в «темной ночи души» или сразу после нее.
  5. За этим следует кульминация, в которой состояние персонажа резко возрастает.
  6. Развязка завершает историю счастливым концом.

Сюжетная схема Икара

Арка Икара — типичная трагедия.

Элементы сюжета обычно располагаются так:

  1. Главный герой, который начинает экспозицию в самом низу.
  2. Их состояние начинает улучшаться после провоцирующего инцидента.
  3. В восходящем действии дела продолжают улучшаться, достигая кульминации в середине поворотного момента, когда дела начинают идти ужасно неправильно. Как главный герой изо всех сил пытается удержать свою удачу.
  4. Распутывание увеличивается вплоть до дилеммы, которая в конечном итоге решает их судьбу.
  5. Финальная, неизбежная трагическая кульминация подтверждает трагедию.
  6. Развязка «решает» сюжет с героями, а зрители размышляют над результатом.

Эта последняя сюжетная диаграмма может выглядеть наиболее узнаваемой , так как это форма, которая чаще всего используется для построения графиков, созданная самим Фрейтагом.

Однако он построен на непонимании того, как движутся сюжеты. Все истории не следуют этой точной форме, и, придавая историям такую ​​форму, мы только создаем путаницу.

Единственное требование состоит в том, что история должна двигаться, должны быть какие-то изменения, но форма, которую принимает история, сильно различается.

Чтобы узнать больше об этом, в том числе о шести основных формах, которые могут принимать истории, а также о трех самых продаваемых сюжетных арках   , ознакомьтесь с нашим полным руководством по сюжетным аркам здесь.

Может ли ваша история иметь более одного сюжета? Основные сюжеты, подсюжеты и внутренние сюжеты

Большинство великих историй, если их проанализировать, состоят не из одного, а из двух или трех сюжетов. У вас есть:

  • Основной сюжет, содержащий большинство сцен повести
  • Второстепенный сюжет, хотя и не является основным сюжетом, обычно углубляет историю и добавляет еще одно измерение (любовные истории составляют примерно девяносто процентов второстепенных сюжетов)
  • Внутренний сюжет, показывающий развитие главного героя по мере взросления или самоотверженности

Если вы хотите узнать больше о том, как использовать подсюжеты, я рекомендую ознакомиться с нашим полным руководством по подсюжетам здесь.

Компоненты сюжета: примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров действия элементов сюжета в двух хорошо известных историях.

«Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг

Также известен как «Гарри Поттер и философский камень» для тех, кто знаком с британской версией.

  • Экспозиция : Мы знакомимся с Дурслями и Гарри, нашим главным героем и главным героем.
  • Побуждающее происшествие : Гарри отправляется письмо, которое, как мы узнаем позже, принимает его в Хогвартс, академию магии, доводя Дурслей, отрицающих существование магии, до припадка и заставляя мистера Дурсля конфисковать буквы.
  • Нарастающее действие /прогрессивные осложнения : Мы встречаем Хагрида, который кладет конец террору Дурслей; мы ходим по магазинам за школьными принадлежностями; узнаем о Волдеморте; мы прибываем в Хогвартс; и в подземельях бродит тролль. Наши герои понимают, что все странности, происходящие в Хогвартсе, связаны с Волан-де-Мортом.
  • Дилемма : отправятся ли Гарри и его друзья в подземелье, чтобы спасти философский камень, рискуя возможной смертью и почти верным изгнанием, или они повернутся назад и позволят Волдеморту захватить камень и вернуться в полную силу.
  • Кульминация : Вот черт, (СПОЙЛЕР, если вы почему-то не читали эту книгу) это Квиррел! Все конфликты и вопросы вели к этому пункту; мы видим, как навыки Рона в шахматах и ​​необычный интеллект Гермионы в сочетании с навыками полета Гарри приводят к этому удивительному моменту, когда Гарри должен сделать выбор: встать на сторону зла и, возможно, вернуть своих родителей, или продолжить страдать от этого горя. и сразиться со злым плохим парнем.
  • Решение : Гарри просыпается в больничном крыле. Основная проблема истории была затронута в кульминации, но теперь Дамблдор подводит итоги, рассказывает Гарри, что произошло после, и делится некоторыми последствиями решений Гарри. («То, что произошло в подземельях между вами и профессором Квирреллом, — абсолютная тайна, поэтому, естественно, вся школа знает» — одна из моих любимых строк в любой книге. ) О, и гриффиндорцы побеждают во всем. Затем он возвращается домой, с нетерпением ожидая следующего года, и, хотя перед ним еще стоят вопросы и проблемы, решено достаточно, чтобы читатель мог отложить книгу с довольным вздохом. (Или, в моем случае, вернитесь на первую страницу и начните заново. Кхм.) Новый нормальный уровень жизни Гарри установлен.

«Убить пересмешника» Харпер Ли

  • Экспозиция: мы познакомимся с городом Мейкомб, семьей Финч (Аттикус, Скаут и Джем) и расизмом на глубоком юге 1930-х годов. Депрессия в Америке.
  • Побуждающее происшествие: Аттикус, адвокат, соглашается защищать Тома, чернокожего мужчину, по обвинению в изнасиловании белой женщины, что приводит к прямому конфликту почти со всеми в городе, особенно с Бобом Юэллом, отцом белой женщины, обвиняющей Том.
  • Нарастающее действие, прогрессирующие осложнения: начинается расследование, а затем суд. Толпа пытается линчевать Тома, пока Разведчик не разрядит ситуацию. Затем сцена в зале суда. Ой. Расизм побеждает справедливость, и, похоже, Тома собираются казнить.
  • Дилемма: Разведчик должен решить, отказаться ли от надежды на человечность и возможность истинной справедливости (как Джем) и в конечном итоге стать пресыщенным и недоверчивым, или продолжать надеяться, что люди могут быть хорошими (как Аттикус) и рисковать быть наивным и разочарованным
  • Кульминация: Боб Юэлл, униженный судом, клянется отомстить, противостоя Джему и Разведчику ночью, когда они возвращаются домой одни. При попытке побега и борьбе Скаут ломает ей руку. Однако Бу Рэдли, их сосед-отшельник, спасает их, наконец, давая Скауту возможность увидеть его.
  • Решение

  • : В конце истории Скаут приходит к сложному и болезненному, но честному заключению: каждый человек — это человек, в котором есть и хорошее, и плохое, а несправедливость, к сожалению, является глубоко укоренившейся частью системы. Скаут повзрослела, даже ценой своей невинности.

(Кстати, у К.М. Вейланд есть невероятная база данных историй, в которых она разбирает сюжеты фильмов и книг. Смотрите и наслаждайтесь.)

Вопросы к сюжету, которые нужно задать себе

Итак, как этого добиться удивительная структура сюжета? Есть несколько простых вопросов, которые нужно задавать себе по поводу каждой сцены. Они помогут вам избавиться от проблем и соединить то, что нужно соединить.

  1. Для пояснения: Что такое «нормальный» в начале этой книги? Помните, что вашему персонажу нужно расти и меняться, и потеря этой нормальности — часть цены.
  2. За побуждающее происшествие: Какую историю вы рассказываете? Каждый тип истории имеет уникальный тип провоцирующего инцидента, и хорошо с ними ознакомиться. Ознакомьтесь с нашим руководством по подстрекательству для всех типов инцидентов.
  3. For Rising Action: что поставлено на карту? Какова цена, если ваш главный герой все испортит? Если вы не можете ответить на этот вопрос, то и ваш читатель не сможет. Это должно быть построено достаточно, чтобы ваш читатель заботился. Может быть полезно вести здесь список проблем и вопросов, которые вы создаете; нет ничего более приятного, чем завернуть все мелкие концы позже.
  4. Перед дилеммой: какой невозможный выбор встанет перед вашим главным героем? Придется ли им выбирать между двумя плохими вещами (например, жертвенностью или самосохранением) или двумя хорошими вещами (например, любовью или деньгами)? Каковы последствия такого выбора? Что будет, если этот выбор не сработает?
  5. Кульминация: Как все это достигает апогея в кульминации? Это должно быть эмоционально сутью всего, к чему вы стремились, и ставки должны быть в реальной опасности. Если реальной угрозы нет, то вашему читателю не о чем беспокоиться; эта кульминация должна иметь значение, даже если речь идет о чем-то столь же простом, как продажа журналов в количестве, достаточном для отправки маленькой девочки в лагерь.
  6. Для Развязки: Что такое «нормальный» в конце этой книги? После того, как буря прошла и вода успокоилась, что изменилось? Если вы пишете серию, здесь вы устанавливаете, как «нормально» будет выглядеть в начале второй книги. (Примечание: вы можете переместить этот шаг в конец, но я считаю, что это очень полезно, если вы знаете, куда идете, как планируете. )

Нужна дополнительная помощь по сюжету? После того, как вы попрактикуетесь в этой структуре в разделе упражнений ниже, ознакомьтесь с моей новой книгой 9.0045 Структура письма , которая помогает писателям улучшать сюжет и писать книги, которые нравятся читателям. Низкая цена в течение ограниченного времени!

Получить структуру записи — 9,99 долл. США 5,99 долл. США »

Вы боретесь с какими-либо элементами сюжета? Дайте знать в комментариях .

ПРАКТИКА

Пришло время применить это к вашему письму. Для этого урока у вас есть два варианта практики:

  1. Создайте план сюжета из шести предложений для своей истории, по одному для каждого из шести элементов, указанных выше. Обратите особое внимание на провоцирующий инцидент и дилемму.
  2. Займитесь своей работой. Возьмите один из компонентов сюжета (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку) и покажите этот момент в своей истории.

Установите таймер на пятнадцать минут и выполните одно из описанных выше сюжетных упражнений.

Когда вы закончите свою практику, напишите об этом в комментариях. Не забудьте оставить отзыв для ваших коллег-писателей!

Джо Бантинг

Веб-сайт

Джо Бантинг — автор и лидер сообщества The Write Practice. Он также является автором новой книги Crowdsourcing Paris , рассказывающей о реальных приключениях во Франции. Это был новый релиз №1 на Amazon. Подпишитесь на него в Instagram (@jhbunting).

Хотите коучинг-бестселлер? Книга Джо здесь.

Рутанн Рид

Веб-сайт

Автор бестселлеров Рутанн Рейд возглавляла конференцию по построению мира, преподавала курсы по сюжету и развитию персонажей, а также была основным докладчиком весеннего ретрита The Write Practice 2021.

Leave a Comment