51 год назад Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос (7 фото). Что случилось с алексеем леоновым в космосе


первый в открытом космосе: vitas1917

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание».— Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

Подготовка

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Корабль

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Доспехи

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

Угрозы

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Связь

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

Обломки

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслерабыло еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Кислород

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Полет

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

В открытом космосе мягкий скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 0,5 атм, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — вспоминает Леонов. Космонавт оказался внутри большого надутого шара. Пропали тактильные ощущения и чувство опоры. А еще предстояло собрать фал в бухту, чтобы не запутаться в нем, забрать кинокамеру, которую он держал в руках и войти в узкий люк надувной шлюзовой камеры. Решение надо было принимать очень быстро, и Леонову это удалось.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (кессонная болезнь, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

***

П. Беляев и А. Леонов

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

https://disgustingmen.com

vitas1917.livejournal.com

Космонавт Алексей Леонов просит Путина раскрыть тайну гибели Юрия Гагарина

Алексей Леонов снова заговорил о причинах гибели Юрия Гагарина. Как сообщает в своем блоге на сайте Русской службы Би-Би-Си кандидат в космонавты Юрий Блинов, Алексей Леонов обратился к президенту Владмиру Путину с просьбой рассекретить данные о гибели Гагарина.

Как-то Алексей Архипович Леонов был в Липецке, где он в 60-х - 70-х годах проходил переобучение на различные типы самолетов и готовился к лунной программе. К слову, в Липецком авиацентре в разные годы проходили обучение 28 летчиков-космонавтов. Во время банкета в отеле "Металлург", за рюмкой чая (буквально!) разговорились с Алексеем Архиповичем тет-а-тет. Меня больше интересовал вопрос: правда ли, что во время его выхода в открытый космос в 1965 году, у напарника космнавта Беляева была негласная инструкция застрелить Леонова в случае если ему не удастся вернутся на корабль из-за раздувающегося из-за разницы давления скафандара. Каюсь, накануне я вычитал об этом в какой-то желтой газете:) Естественно Леонов рассмеялся и назвал это чушью, так как, по его словам, тогда бы Беляев не вернулся на землю в одиночку, не смог бы без напарника пилотировать корабль. Но слово за слово разговорились о Гагарине, о его гибели. И вот, что он рассказал, и даже нарисовал на листке с рекламой банка, "лицом" которого он являлся, а может и является до сих пор. И версия Леонова причины гибели первого космонавта нашей планеты отличается от официальной.

Дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту, впервые осуществившему выход в открытый космос в 1965 году Алексею Леонову в мае 2013-го стукнет 79 лет. Он почти ровесник Юрию Гагарину, которому исполнилось бы 79 лет 9 марта 2013 года, и он был его коллегой и другом.

Тому, о ком рассказал Леонов, сейчас примерно столько же. Следовательно, по мнению космонавта Леонова, ему недолго осталось жить, и тогда мир узнает истинную причину гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина.

Этот неизвестный – пилот самолета, виновный, по мнению Леонова в катастрофе истребителя МИГ-15, который пилотировали Гагарин и Серегин.

- Он еще жив, иначе мы бы уже все знали, - рассказал легендарный летчик-космонавт. - Я понимаю причины, по которым были засекречено имя этого пилота, иначе, народ порвал бы его в клочья, сказал Алексей Леонов.

От летчиков осталось ведро останков и родинка Гагарина

45 лет минуло со дня гибели Гагарина, но до сих пор никто точно не знает, что погубило первого космонавта планеты. Официального заключения специальной комиссии по расследованию катастрофы 27 марта 1968 года у владимирской деревни Новоселово так и не последовало. Эксперты до сих пор спорят о ее причинах и не могут придти к однозначному мнению.

- 27 марта 1968 года, Юра вместе с Володей Серегиным полетели на МИГ-15 с Чкаловского аэродрома в район испытательных полетов, рассказывает Леонов. – В этот день на Чкаловском аэродроме не работал локатор высоты, поэтому район испытательных полетов делили между нашим и Жуковским аэродромом. «Жуковские» должны были летать на СУ- 11 до 10 тысяч метров сверху, а мы до 10 тысяч снизу. Высота полета МИГа Гагарина было 4 тысячи метров. Я в тот момент находился на аэродроме Киржач Владимирской области, руководил парашютными сборами. Шел дождь с огромными хлопьями снега. Мы стояли на КПП и ждали, что, может быть, погода наладится, и тут я услышал в небе два «взрыва» разгонов двигателей сверхзвукового самолета с интервалом в 1,5 секунды.

Вскоре Леонову поступила команда вернуться на Чкаловский аэродром, что в 80-ти километров от Киржача. Пока летели, постоянно земля запрашивала позывной Гагарина. Он молчал. Звал его в эфире и Алексей Леонов, Гагарин - молчал. Прибыв на место, инженер полка доложил Леонову, что 45 минут как у самолета Гагарина и Серегина кончилось топливо, и он на базу не вернулся.

- Я побежал на КПП Чкаловского, где уже собиралось командование, - рассказывает Леонов. Страшно сказать, но всей нашей группе одновременно показалось, что услышали снова один за другим взрывы разгона двигателей сверхзвукового самолета именно в том направлении, где, как позже выяснилось, произошла катастрофа. Запросили Киржач, откуда сразу на поиски отправили вертолет и вскоре пилот сообщил, что видит в лесу у деревни Новоселово выброс земли и клубы пара. Пилот посадил вертолет и по нашей просьбе сходил и удостоверился – это было место падения самолета Гагарина.В тот же день мы все выехали на место катастрофы. Почти сразу, на месте падения МИГ-15, наша команда обнаружила останки Серегина, обрывок его демисезонной куртки. От Гагарина остался один планшет и все, больше ничего. Мы подумали, что он катапультировался и всю ночь два батальона солдат прочесывали местность в поисках Юры, но ничего не нашли. Обрывок куртки Гагарина обнаружили только утром. От обоих летчиков остались лишь фрагменты тел уместившиеся в одно эмалированное ведро. Двигатель самолета прошел через них и когда я посмотрел на то, что осталось, то увидел лишь часть плеча и… родинку Гагарина.

Накануне, мы с Юрием Гагариным в гостинице «Юность» ходили к знакомому парикмахеру Игорю, который и сейчас там работает. Игорь в тот момент постригал Юру, а я ему сказал: «Смотри не срежь у него на шее родинку». А он мне ответил: «Я уже десять лет стригу Юрия Алексеевича, так что не беспокойтесь»...

И когда я узнал эту родинку, то понял – все, надежд нет, Юра действительно погиб.

Все что осталось от самолета Гагарина/Серегина

Гагарина убило русское разгильдяйство?

- Что же произошло? – всю жизнь задается вопросом космонавт Леонов. - Много было спекуляций за эти сорок лет. Говорили, что Гагарин с Серегиным были пьяными, летали пострелять лосей, их похитили инопланетяне и еще черт знает что, вплоть до того, что ясновидящая Ванга «прорицала», что Гагарин жив и скрывается в США.

Анализы останков показали, что алкоголя в крови обеих летчиков не было. Не было в крови и адреналина, что свидетельствует о том, что летчики находились в сознании. Расшифровки приборов показали, что летчики пытались вывести самолет из штопора.

- Самолет шел под углом 75 градусов с небольшим креном, - вспоминает Леонов. – Самолет не воткнулся в землю, он был на выводе из штопора, и летчикам не хватило всего 1,5 – 2 секунды, чтобы спастись. Первоначальный и единственный вывод комиссии был таков: самолет сделал резкий маневр, уходя от постороннего предмета в воздухе, то ли от стаи гусей, то ли от шара-зонда и в результате столкнулся с землей.

Может, простых людей такая версия и убедила, но только не летчиков. Алексей Леонов работал в государственной комиссии по расследованию гибели Гагарина и Серегина. Много технических факторов изучил, не раз он и другие летчики моделировали ту ситуацию, и Леонов пришел к выводу, что такие летчики сделали бы все, но не врезались бы в землю из-за стаи гусей или метеорологического зонда.

Леонов уверен – самолет Гагарина и Серегина попал в зону полета самолета взлетавшего с Жуковского аэродрома в Раменском, сверхзвуковые «взрывы» реактивных двигателей  которого слышал он сам и многие другие присутствующие летчики. Самолет  и был сбит воздушной струей СУ-1, уверен Леонов.

В записях комиссии, которые писал Леонов собственноручно, все было четко зафиксировано и засвидетельствовано. В том числе и реактивные «взрывы» СУ-11 с интервалом 1,5 – 2 секунды. Но когда Леонов увидел документы после расследования, то удивился, обнаружив в них то, чего никогда не писал. Например, как утверждает Леонов, те же интервалы «взрывов» увеличились до 15-20 секунд. Исчезла одна запятая, которая меняла все в корне и «говорила» о том, что реактивный самолет находился далеко от самолета Гагарина-Серегина.

Кроме того, у Леонова есть много других профессиональных соображений, доказывающих, что СУ-11 прошел рядом самолетом Гагарина, чего не должно было произойти по всем правилам и инструкциям полетов. Он должен был совершать полеты гораздо выше. В результате «вихри» Сушки и свалили в штопор самолет Гагарина-Серегина.

- Погубило экипаж Гагарина-Серегина наше русское разгильдяйство, – уверен Алексей Леонов.  - Высокие чины ВВС не говорили тогда и не говорят сейчас об истинных причинах гибели Гагарина. Я много раз просил назвать имя того летчика, нарушившего высоту полета своего самолета и сгубившего жизнь Гагарина. Ведь вычислить, кто был в небе в тот момент - элементарно. Однако все засекретили.

Оно и понятно. Не трудно представить, как бы выглядела наша авиация и, что могло произойти с тем летчиком, который хоть и не умышленно, из-за халатности спровоцировал катастрофу, погубившую Гагарина, человека который был любимцем всех землян. Но, по мнению космонавта Леонова, имя этого летчика станет известно после его смерти.

А вот схема полета самолета Гагарина и того самого СУ-11, в чью зону он попал, которую Алексей Леонов нарисовал собственноручно и оставил свой автограф. Я храню этот «артефакт» и возможно он когда-то подтвердит правоту летчика-космонавта Алексея Леонова.

sokolsky-mg.livejournal.com

Выходил ли Леонов в космос?

Из-за секретности, окружавшей советскую космическую программу, её первое десятилетие до сих пор изучено крайне слабо. Десятки изданных книг и справочников содержат только официальную информацию о достижениях и победах, а реальные проблемы всегда замалчивались. Поэтому периодически возникают сомнения в достоверности представленных сведений — вплоть до того, что отрицается сам факт полётов в космос.

Журнал: Тайны СССР №3/С, июнь 2017 года (спецвыпуск)Рубрика: СверхдержаваАвтор: Антон Первушин

Космическая мистификация

Фото: Леонов выход в космосБольше двадцати лет назад состоялся полёт орбитального корабля «Восход-2», в течение которого советский офицер Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. В последнее время появилось множество публикаций, в которых рассказывалось о малоизвестных подробностях подзабытого полёта. Вполне ожидаемо среди этих материалов промелькнули заметки о том, что некоторые эксперты ставят под сомнение реальность выхода Леонова в открытый космос, полагая, что он целиком снят в павильоне.Скептики критикуют прежде всего фотографии, опубликованные в советской прессе, и кинохронику, которую используют в различных фильмах об этом полёте. Они сильно отличаются друг от друга, поэтому выглядят подделками. Кроме того, непосредственные участники исторического события, включая Леонова, путаются, рассказывая о том, что произошло на орбите. На основании этого «эксперты» делают категорический вывод: «Восход-2» никуда не летал.

Борьба за лидерство

Чтобы ответить на вопрос, почему вокруг «Восхода-2» накопилось много путаницы, надо прежде всего вспомнить, как корабль готовили к полёту. В советское время космические полёты подавались публике исключительно в восторженных тонах, как величайшее «народное достижение». Причём всегда утверждалось, что все идёт по плану, как и задумывалось.На самом деле корабли «Восход» не были частью советской ракетно-космической программы, а появились в результате хитроумной уловки, на которую пошёл главный конструктор Сергей Королёв для того, чтобы вернуть интерес руководства к своим проектам. Дело в том, что после триумфа кораблей «Восток» их должны были принять на вооружение Советской армии и выделить средства для разработки новых кораблей «Север» (позднее известных под названием «Союз»), однако правительство Никиты Хрущёва отказалось финансировать этот амбициозный проект. Тогда Королёв придумал переделать одноместные «Востоки» в специализированные корабли для установления рекордов. Корабль «Восход-1» (ЗКВ) был «Востоком», приспособленным для полёта трёх человек. Корабль «Восход-2» (ЗКД) предназначался для выхода в открытый космос.Работа над «Восходом-2» началась в апреле 1964 год. Средств хватило на изготовление только двух кораблей.Первый из них в беспилотном варианте стартовал 22 февраля 1965 года под названием «Космос-57». Поначалу полёт проходил нормально, а затем корабль… исчез. Расшифровка телеметрии показала, что одну из команд передали на борт одновременно с двух пунктов управления, и в результате их наложения сформировалась команда на спуск. Корабль направился к Земле, а поскольку он должен был сесть в незапланированном районе, то сработала система автоматического подрыва объекта.Тем не менее было признано, что испытания прошли успешно, ведь ещё одного корабля у подчинённых Королёва не было. Чтобы обойти американцев и закрепить за нашей страной новый исторический приоритет, пришлось пойти на значительный риск.

Раздутый скафандр

К полёту готовились два экипажа: Павел Беляев и Алексей Леонов, Евгений Хрунов и Виктор Горбатко. Всю подготовку приходилось выполнять непосредственно в монтажном цеху, ведь не было времени даже на изготовление тренажёра. Самые тяжёлые тренировки состоялись в самолёте-лаборатории Ту-104, где во время кратковременной невесомости приходилось отрабатывать процесс входа и выхода из шлюза корабля, использование фала (троса) для перемещения и другие операции.Запуск состоялся 18 марта 1965 года. На борту космического корабля «Восход-2» находились Павел Беляев и Алексей Леонов с позывными «Алмазы». В конце первого витка Беляев помог Леонову надеть наспинный ранец с запасом кислорода для дыхания, после чего Алексей Леонов забрался в шлюзовую камеру. Давление там было снижено до нуля, космонавт открыл наружный люк и через пару минут вместе с кинокамерой «выплыл» в открытое космическое пространство на пятиметровом фале. В тот же момент Беляев объявил в эфир: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!». Изображение парящего на фоне планеты Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам мира.Пока Леонов находился вне корабля, его скафандр раздуло, и при возвращении космонавт не смог сразу влезть в шлюзовую камеру. Ему пришлось сбросить внутреннее давление скафандра и «вплыть» в люк головой вперёд. После закрытия крышки Леонов с огромным трудом развернулся и наконец оказался внутри кабины. Полное время выхода наружу составило 23 минуты 41 секунду.

Проблемы «Восхода-2»

Хотя люк корабля закрылся, осталась щель, которую космонавты не заметили. Отметив падение давления, автоматическая система жизнеобеспечения начала нагнетать кислород в кабину. Остановить процесс ни Беляев, ни Леонов не могли, поэтому им оставалось только ждать, чем всё закончится. В итоге за счёт роста давления крышку прижало плотнее, и атмосфера внутри корабля стабилизировалась.По программе «Восход-2» после отстрела шлюзовой камеры на семнадцатом витке должен был совершить посадку с помощью автоматической системы управления. Однако из-за подрыва детонирующего кабеля произошёл удар по корпусу корабля, и его закрутило в двух плоскостях, что привело к выходу из строя прибора ориентации. Быстро проанализировав ситуацию, Сергей Королёв разрешил ручную посадку. Павел Беляев выполнил ориентацию корабля «по-посадочному», после чего включил тормозной двигатель.Из-за задержки принятия решения спускаемый аппарат приземлился в труднодоступном таёжном массиве на территории Шемеиного леспромхоза. Спасатели не сразу сумели добраться до космонавтов, которым пришлось потрудиться, чтобы выжить на морозе.Только через сутки к ним пробилась первая группа.

Американцы опоздали

Американцы сумели провести первую операцию по выходу в открытый космос только через два месяца после Алексея Леонова — 3 июня 1965 года. Во время полёта корабля «Джемини-4» астронавт Эдвард Уайт вышел из кабины, управляя своим движением с помощью миниатюрного реактивного двигателя. Он оставался в открытом пространстве 15 минут 40 секунд и после выполнения экспериментов вернулся назад по привязному фалу.

По количеству технических отказов полёт «Восхода-2» превзошёл все предыдущие космические рейсы. Поэтому проблемы, с которыми пришлось столкнуться конструкторам, космонавтам и наземным службам, были на десятилетия скрыты от общественности. Хуже того, документы по кораблю, его подготовке и результатам полёта остаются засекреченными до сих пор. Вместо них публикуются размытые фотоснимки, часть из которых явно сделаны не на орбите, а при тренировках на Ту-104 и в монтажном цеху. Без документов нельзя проверить и подлинность рассказа Алексея Леонова о том, что он испытал трудности с раздутием скафандра и при возвращении через шлюзовую камеру.Даже в наше время исследователи не допущены ко всему архиву «Восхода-2». Пока такая ситуация сохраняется, нельзя отличить подлинные материалы от фальшивки, подготовленной в целях пропаганды, и появление высказываний доморощенных «экспертов» о том, что космические полёты были инсценированы, становится неизбежным.Впрочем, одно можно утверждать с уверенностью: полёт «Восхода-2» действительно состоялся, ведь он транслировался по открытому телевизионному каналу на весь мир, а подделать такую передачу с орбиты в 1965 году было технически невозможно.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru

Леонов рассказал, как его выход в открытый космос увековечили в кино

Космонавт Алексей Леонов 52 года назад стал первым человеком, покорившим открытый космос. Его выход за борт корабля до сих пор считается подвигом и вдохновляет режиссеров на создание кино.

Космонавт Алексей Леонов 18 марта 1965 года впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Во время полета на космическом корабле «Восход-2», командиром которого был Павел Беляев, в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

С космическим кораблем космонавта связывал фал длиной 5,35 метра – стальной трос и электрические провода для связи с Беляевым и передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений.

Наблюдения и эксперименты прошли в штатном режиме, а вот вернуться на корабль оказалось непросто – скафандр раздуло из-за разницы давления и космонавт не мог протиснуться в люк. Чтобы вернуться на корабль, Леонов сбросил давление в скафандре до аварийного и в нарушении регламента вошел в шлюз корабля не ногами, а головой. Разворачиваться пришлось уже во внутреннем шлюзе, диаметр которого всего один метр (ширина скафандра в плечах 68 см).

Вне корабля Алексей Леонов пробыл 23 минуты 41 секунду. Правда, засчитали в два раза меньше – 12 минут 9 секунд, потому что по правилам Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры до входа обратно в камеру.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) признала этот полет рекордным сразу по двум статьям – длительности пребывания человека в космическом пространстве и максимальной высоте полета над поверхностью Земли корабля «Восход-2» (497,7 километра). Алексею Леонову за выход в открытый космос присудили высшую награду – Золотую медаль «Космос».

По прошествии 52 лет с того дня подвиг Алексея Леонова продолжает удивлять и вдохновлять. Запись его дыхания использовал в фильме «Космическая одиссея 2001 года» режиссер Стэнли Кубрик.

К слову, эта картина у космонавта является самой любимой.

«Я считаю, что до сегодняшнего дня никто не сделал более правдивого и технически правильного фильма о космосе. Мне повезло, что я был на премьере в Вене в 1968 году. Тогда и подружился с Артуром Кларком, после мы не раз встречались: я праздновал его 70-летие, 75-летие, 80-летие… В тот раз он первый подошел ко мне с извинениями. Он спросил: "Ты заметил, что в эпизоде, где астронавты работают в открытом космосе, нет музыки — только тяжелое дыхание?" Я, сказал, что заметил. "Это твое дыхание, я взял, не спрашивая". Вот так я стал участником и этой одиссеи!», - Рассказал космонавт в интервью РИА Новости.

Также Леонов рассказал, как консультировал создателей «Гравитации» в эпизоде, где героиня Сандры Баллок разделяет корабль «Союз» и перемещается с помощью двигателей посадочного модуля.

«Аналогичным образом мы спускались с орбиты в 1965-м и столкнулись с проблемами. Отделения приборно-агрегатного цеха от спускаемого аппарата тогда не произошло. А в "Гравитации" в итоге все сделали неправильно: они взяли и разделили корабль, а уже потом начали действовать. Наоборот надо было: сначала действовать, потом разделять», - пояснил космонавт.

Добавим, что первый выход Алексея Леонова в космос лег в основу фильма Тимура Бекмамбетова «Время первых». Картина выйдет в российский прокат 6 апреля.

nsn.fm

Легендарного космонавта Алексея Леонова "похоронили" на страницах энциклопедического словаря

В редакцию газеты "Комсомольская правда Ростов" позвонила 67-летняя ростовчанка Валентина Аронова. Вопрос пенсионерки был неожиданным.

- Скажите пожалуйста, космонавт Алексей Леонов жив или уже умер? - обеспокоенным голосом спросила она.

- Жив, насколько мы знаем, - ответили журналисты. - А что случилось?

- У меня в руках энциклопедия, тут сказано, что он умер в 2000-ом году.

Стали разбираться. Книга, которую читала ростовчанка, называется "Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия", издание 2004 года под общей редакцией В. Овчинникова (тираж 70 тысяч экземпляров - прим. авт.). Несколько лет назад муж пенсионерки купил ее на работе. До недавнего времени она была полезным источником информации для женщины, у которой нет Интернета, пока Валентина Тарасовна не решила найти там заметку про любимого космонавта.

- Я Леонова уважаю даже больше Гагарина. Он приятно говорит, у него красивая внешность. И какой подвиг совершил - первым вышел в открытый космос! - рассказывает ростовчанка. - Как-то утром я проснулась и подумала: "А ведь ему уже 80 лет". Мне ошибочно казалось, что он родился в 1936-ом. Решила проверить свои знания в энциклопедическом словаре, а там годы жизни - 1934-2000! Да как же так?! Я же вроде недавно видела его по телевизору!

Вот какая заметка об Алексее Леонове напечатана в "Европедии".Фото: Илья БОГОМОЛОВ

Женщине стало не по себе от того, что она могла ничего не слышать о смерти кумира своей молодости. Пенсионерка тут же позвонила внучке и попросила ее посмотреть в Интернете. Девушка заверила бабушку, что, по данным всемирной паутины, космонавт жив, в 2014-ом даже получил от президента Владимира Путина орден "За заслуги перед Отечеством" III степени. После звонка в "Комсомолку" ростовчанка окончательно убедилась, что в книге написана неправда.

- Что же получается? Авторы просто "похоронили" уважаемого человека. Кто же составлял этот словарь? - удивилась женщина.

В предисловии написано: "Оригинальные тексты созданы и предоставлены Польским научным издательством ПВН, Варшава, редактор Б. Пешхальска. Авторы и редакторы русскоязычного издания постарались обновить и расширить информацию, касающуюся прошлого и настоящего России".

"КП" сообщила об ошибке в издательство "ОЛМА", которое выпустило словарь, но оказалось, что с 2004 года состав работников организации почти полностью поменялся, да и сама она претерпела изменения.

Космонавт Алексей Леонов посетил Московский планетарий накануне 55-летия полета Юрия Гагарина в космос. 8 апреля 2016 г.Фото: Евгения ГУСЕВА

Облегченно вздохнув, Валентина Аронова пожелала Алексею Леонову крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Напомним, советский космонавт № 11 вошел в историю, как первый человек, вышедший в открытый космос. С 1991 года он на пенсии, сейчас живет в Москве. В прошлом году по случаю 50-летия первого выхода человека в космос Алексей Архипович принимал участие в торжественном открытии Аллеи Космонавтов в городе Красногорске.

Поделиться видео </>

Алексей Леонов открыл в Красногорске Аллею космонавтов.Монумент открыли к 50-летию первого выхода человека в космосВладимир ВЕЛЕНГУРИН

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Непридуманная звезда

18 марта 1965 год. Советский космический корабль «Восход-2». Скафандр «Беркут». 23 минуты вся операция. 12 минут в открытом космосе. С видеокамерой в одной руке. С подшитой видеокамерой в пуговице от КГБ, которой так и не удалось воспользоваться ввиду непредвиденных обстоятельств. Вторая рука – свободна для возвращения назад с помощью пятиметрового фала (каната), связывающего космонавта, как пуповиной, с кораблем. И с Землей. И с жизнью.

На восьмой минуте - нештатная ситуация с раздувшимся от давления скафандром, который не позволял космонавту вернуться на корабль и грозил отравлением азотом и смертью. Правильное решение не по инструкции, сохранившее жизнь. И опять нештатная ситуация с отравлением кислородом всего экипажа. И снова повезло. И снова правильное решение. Приземление в тайге. В скафандре булькает от пота. Алексей Леонов за 24 часа в результате чрезмерных физических нагрузок теряет 6 килограммов. Трое суток ожидания в глубоком пермском лесу группы спасения вместе с командиром корабля Павлом Беляевым. Благополучное возвращение, которого могло не быть. Но об этом нигде не писали. Вся правда о первом выходе человека в космос стала известна только сейчас. На наше счастье - из первых уст. И таких скромных. (подробности)

www.kp.ru

Статья: Космонавт Леонов мог остаться в космосе

http://www.bbc.co.uk/russian/ 24 ноября 2014 годПервый из землян, вышедший в открытый космос, вполне мог не вернуться на родную планету.Когда Алексей Леонов выкарабкался наружу из космического корабля и увидел себя на высоте 500 км над Землей, он совсем не почувствовал движения.

На самом же деле он несся вокруг нашей планеты со скоростью, во много раз превышающей скорость реактивного самолета.Перед ним открылась невиданная панорама Земли – словно гигантский холст, насыщенный контрастирующими красками и текстурами, яркий и живой.

Леонов стал первым представителем человечества, увидевшим планету во всем ее великолепии. У советского космонавта захватило дух:"Трудно даже представить, что это такое. Только там можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей среды - на Земле это не почувствуешь".

18 марта 1965 года новость о первой в истории космической прогулке вызвала потрясение и восторг. Это случилось, когда США и СССР остро соперничали друг с другом за превосходство в освоении космоса.Полет "Восхода-2" был расценен как большой пропагандистский успех Советов и как удар по национальной гордости американцев.

Однако победные реляции о выполнении миссии на орбите мало соответствовали тому, что на самом деле происходило в открытом космосе и – затем – внутри советского космического корабля.

Леонов, которому сейчас 80, в интервью Би-би-си рассказал о целой серии чрезвычайных ситуаций, которые осложнили возвращение экипажа на Землю и достойны того, чтобы Голливуд снял об этом настоящий блокбастер.Спустя несколько минут после того, как Алексей Леонов шагнул в открытый космос, его скафандр – из-за разницы в давлении внутри и снаружи - раздулся как воздушный шар, что сделало невозможным возвращение на корабль.Далее, когда давление кислорода внутри корабля стало расти, космонавты (командиром был Павел Беляев) чуть было не превратились в огромный огненный шар.

На обратном пути к Земле из-за технического сбоя Беляев и Леонов испытывали огромные перегрузки и приземлились в сибирской тайге, практически среди медведей и волков – за сотни километров от запланированного места посадки.Советские власти ничего не сообщали о проблемах, одна за другой возникавших в ходе полета "Восхода-2", и на протяжении многих лет немногие знали правду.

В этом не было ничего необычного. Это американские успехи и неудачи происходили под пристальным вниманием прессы и общества. Но Советы были просто помешаны на секретности и на строгой цензуре всего того, что сообщалось об их космической программеАлексей Леонов родился в 1934 году в крошечном селе Листвянка в Западной Сибири (Кемеровская область). Ему было три года, когда его отца посадили без всякого суда – то было время сталинских "чисток".Леоновых заклеймили как врагов народа, и власти закрыли глаза на то, что соседи разграбили имущество семьи.Но Алексей Леонов не хочет вспоминать об этом. Еще в детстве он обнаружил в себе талант художника, однако пошел по другому пути – закончил военное училище и стал летчиком-истребителем.

Вскоре после окончания училища он получил предложение побороться за место в отряде космонавтов.И он получил это место, став одним из тех 20-ти, среди которых был и Юрий Гагарин, ставший в апреле 1961 года первым человеком, полетевшим в космос.

На том этапе никто еще не знал, как человеческий организм будет реагировать на выход в открытый космос. Поэтому космонавтов подвергали интенсивным тренировкам, испытывая, как далеко можно раздвинуть физические и ментальные границы возможного. Леонов вспоминает:Ты должен быть физически подготовлен. Каждый день я пробегал как минимум 5 километров и проплывал 700 метров”В центре подготовки космонавтов запретили играть в хоккей после того, как несколько человек получили травмы во время игры на льду. Взамен были предложены футбол, волейбол и баскетбол.Полет в космос подвергает организм высоким перегрузкам. Во время тренировок кандидаты вращались в центрифугах – иногда до потери сознания.

Их запирали в сурдокамере или барокамере в условиях длительного одиночества. При этом насыщенная кислородом атмосфера камеры вполне могла случайно воспламениться.В 1961 году, во время тренировки в барокамере, Валентин Бондаренко случайно обронил пропитанную спиртом ватку на закрытую спираль раскаленной электроплитки. Огненный шар буквально поглотил его. Несколькими часами позже он умер в больнице от страшных ожогов.

После того происшествия инженеры стали использовать во время тренировок обычный воздух.В начале 1963 года космонавтов пригласили в ОКБ-1, конструкторское бюро, которое возглавлял Сергей Королев, отец советской космической программы.Им показали несколько космических кораблей, которые были похожи на аппараты, использованные для полетов Гагарина и других первопроходцев. Один выглядел необычно. У него был отросток длиной в три метра и 1,2 метра шириной – мягкая, складная шлюзовая камера.

Когда заинтересовавшиеся космонавты окружили необычный аппарат, Королев сказал им:"Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане. И вы, находясь на борту корабля, станции должны уметь плавать в открытом космосе".Потом он посмотрел на Леонова и сказал ему: "А ты, орелик, надень скафандр, пожалуйста".Это был момент, которого Алексей Леонов ждал уже больше года.

"ШАГ ЗА ШАГОМ"Алексею Леонову дали два часа на то, чтобы порепетировать выход в открытый космос из нового аппарата.По истечении двух часов он должен был доложить Королеву свои соображения о том, как лучше (и безопасней) осуществить выход из корабля и возвращение в него."Мое сердце забилось, - вспоминает Леонов. – Как я буду докладывать?"Но он быстро справился с нервами и занялся делом. После того, как инструкции были получены, к нему подошел Гагарин и сказал:Ты знаешь, по-моему, выбрали тебя на это дело. Ты будешь заниматься выходом в космос".Для программы полета, названной "Восход-2", нужны были тот, кто осуществит выход в космос (он же штурман), и командир, который будет пилотировать аппарат.

Леонов добивался, чтобы место командира занял его друг Павел Беляев.И он добился своего, несмотря на то, что врачей беспокоила травма ноги, которую Беляев получил во время прыжков с парашютом.Беляев был на 10 лет старше Леонова и встретил окончание Второй мировой на Дальнем Востоке, в кабине истребителя, совершая боевые вылеты против японцев.Он был храбрым и умелым летчиком.

Началась серьезная подготовка к полету.

Леонов и Беля ев должны были учиться пилотировать новый космический корабль и параллельно оттачивать каждый шаг будущей космической прогулки в условиях невесомости.Невесомость можно было симулировать только на специально оборудованном Ту-104, который для этого совершал параболические горки. На вершине каждой горки те, кто был внутри самолета, испытывали состояние невесомости - примерно 25 секунд каждый раз.На подготовку к полету "Восхода-2" было отведено очень мало времени. Советское руководство опасалось, что американцы первыми осуществят выход в космос - им было известно о программе НАСА, в рамках которой астронавта Эда Уайта готовили именно к этому.

Доктор Асиф Сиддики из Университета Фордхэма в Нью-Йорке настроен критически:Эти космические корабли ["Восход"] были очень опасными, потому что обладали недостаточным запасом надежности, [их] системы безопасности были недостаточно развиты. Они были одноразовыми, созданными почти исключительно в целях пропаганды, в противовес США". Однако Георгий Гречко, космонавт, совершивший несколько полетов на советских кораблях, указывает, что в это соревнование были втянуты обе стороны:Мы делали свою работу – она была сложной и опасной. Мы хотели опередить США, а они хотели опередить нас"."Зачем мы проводим Олимпийские игры? Зачем мы проводим чемпионаты мира? Потому что кто-то хочет быть первым".Утром 18 марта 1965 года космонавтов разбудили перед полетом. Они прошли медицинское обследование, а потом совершили несколько ритуалов, которые начали рождаться в отряде с тех пор, как Гагарин впервые слетал в космос.Юрий открыл бутылку шампанского и плеснул в бокалы, чтобы космонавты пригубили. Потом они подписали бутылку, поклявшись допить остальное, когда вернутся.

Потом они помочились на одно из колес автобуса, который доставил их к месту пуска на Байконуре.В 7 утра по Гринвичу двигатели ракеты-носителя Р-7 были запущены, и два космонавта понеслись в небо.После выхода на орбиту Беляев подготовил шлюзовую камеру, а Леонов подключил свой скафандр к системе жизнеобеспечения. Беляев похлопал его по спине, и Леонов выполз в шлюз, закрыв за собой люк в космический корабль.Алексей терпеливо ждал, пока Павел доводил давление в шлюзе до нулевого – как в открытом космосе.Это - и дыхание чистым кислородом - помогало организму Леонова освободиться от азота в крови, что защищало от кессонной болезни.Наконец можно было открыть внешний люк.Когда Леонов увидел Землю, день сменял ночь. Перед космонавтом во всей своей красе открылся африканский континент.Сергей Поздняков, генеральный директор и главный конструктор научно-производственного предприятия "Звезда", где были сделаны и шлюзовая камера, и скафандр Леонова, говорит, что реакцию Алексея в первую секунду выхода в космос было очень трудно предугадать:"Главной причиной беспокойства было психологическое состояние человека, [впервые] вышедшего в открытый космос. Внутри корабля у тебя есть стены, у тебя есть связь с Землей, ты защищен".Но выходишь в открытый космос… Стресс, по-моему, настолько велик, что невозможно предсказать, как поведет себя человек в этой ситуации”.

В свободном плаванииЛеонов вскарабкался на ребро шлюзовой камеры, откуда видеокамера должна была запечатлеть его исторический шаг в неведомое.Для тех, кто наблюдает Землю с орбиты, она как будто вращается под ними.Вращение планеты вокруг своей оси и собственное движение корабля предопределяют, какие именно части Земли видны космонавтам.Леонов видел Грецию, Балканы, Крым и Балтику.Вид был ошеломляющ – наша планета открылась перед его глазами колоссальной панорамой.Я чувствовал себя песчинкой".

Леонов был связан со шлюзом пятиметровым фалом, как пуповиной, не позволявшей ему уплыть в открытое пространство.Космонавт решил испытать, насколько далеко он может отлететь от корабля, оттолкнувшись.Его тут же закрутило, но и фал закрутился вокруг него, остановив вращение.Когда Леонов получил приказ возвращаться в капсулу, он уже пробыл в космосе 10 минут.Он доказал, что советский скафандр пригоден для работы в безвоздушном пространстве.С неохотой он начал готовиться к возвращению.

И в этот момент Леонов понял: что-то не так. В космическом вакууме, из-за разницы давлений, его скафандр раздулся, словно воздушный шар. Он вспоминает:"Здесь начались неприятности. Я почувствовал, что у меня немножко деформируется скафандр, у меня вышли уже пальцы из перчаток, ноги из сапог, я свободно нахожусь внутри скафандра… Значит, мне надо что-то делать".Более того, через пять минут "Восход-2" входил в тень Земли и оказывался в полной темноте.Ничего не передавая на Землю, космонавт решил сбросить наполовину давление внутри скафандра через клапан.

По словам Леонова, если бы в его крови к тому времени остался азот, то он бы просто закипел – а это верная гибель. Однако в раздутом скафандре космонавт все равно не мог вернуться в капсулу – а это тоже гибель.Он начал стравливать давление, и по мере того, как он делал это, Леонов стал ощущать первые признаки кессонной болезни.Я начал ощущать покалывание в пальцах рук и ног. Я приблизился к опасной зоне, я знал, что все может закончиться гибелью".

Он начал сворачивать фал, чтобы таким образом втянуть себя внутрь. Наконец он приблизился к шлюзу, подтолкнул внутрь видеокамеру, ухватился за края люка и последним усилием впихнул себя головой вперед.От невероятного физического напряжения у него поднялась температура, он страшно потел и был на грани теплового удара. Капли пота наполнили шлем и мешали видеть.

По правилам Леонов должен был забираться обратно в шлюз ногами вперед.Так как он сделал это неправильно, в шлюзе, чтобы убедиться, что люк закрыт, ему пришлось разворачиваться в очень узком пространстве.

Он рассказывает: “Это было самым сложным – развернуться в шлюзе в таком скафандре. От пота я ничего не видел".Обычно я не потею так сильно, но в тот день я потерял 6 килограммов".После того, как Леонов сумел развернуться в своем неуклюжем скафандре, ему удалось вернуться в кабину корабля.Он сел в свое кресло напротив Беляева и в спешке снимал шлем, чтобы протереть глаза.Шлюз выполнил свою миссию, но когда космонавты решили отстрелить его от корабля, это спровоцировало вращение всей капсулы.Капсула потеряла ориентацию, и с этим уже ничего нельзя было сделать.

А затем их ждала новая, куда более серьезная проблема. Приборы показывали опасный рост парциального давления кислорода в кабине.Советские космонавты прекрасно помнили о трагической смерти своего товарища Валентина Бондаренко, сгоревшего в барокамере.По мере того, как росло давление кислорода, рос и риск того, что кабина "Восхода-2" может воспламениться.Космонавты в спешке пытались делать все возможное, чтобы понизить температуру и влажность. Им удалось остановить рост давления кислорода, однако некоторое время оно все еще оставалось опасно высоким.

В конце концов, оно начало понижаться. Леонов объясняет:К счастью, двигатели не заискрили. Одна искра могла привести к взрыву, и мы бы просто испарились".Прошло несколько напряженных часов, прежде чем Леонов и Беляев смогли начать подготовку к возвращению на Землю.Но за несколько минут до запуска тормозных ракет отказала система автоматической ориентации, которая должна была направить корабль на траекторию спуска на Землю.Членам экипажа пришлось принять решение осуществлять спуск "вручную". Такого еще никогда не делалось, это требовало необыкновенной точности.

Запустить двигатели, а потом выключить их слишком быстро – и "Восход-2" войдет в атмосферу под неверным углом и "отскочит" обратно в космос.Оставить двигатели работать слишком долго – и корабль начнет снижаться под слишком крутым углом, наберет слишком большую скорость и погибнет.Если же все сделать правильно и точно, то капсула войдет в атмосферу именно по той траектории, которая нужна для безопасной посадки.Запуск тормозных двигателей прошел благополучно, но космонавты почти не могли контролировать, куда именно они теперь приземлятся.

Надежду космонавтам внушало то, что территория Советского Союза была огромной – шансы для капсулы приземлиться где-то на родине были велики.

Потерявшиеся в тайгеВо время снижения возникли неполадки с отсоединением так называемого модуля обслуживания, что вызвало вращение капсулы.Космонавты при этом испытывали огромные перегрузки.Кувыркание прекратилось, когда кабель, соединяющий модуль, наконец сгорел, и капсула с космонавтами освободилась.Сработал парашют, и капсула, покачиваясь на ветру, начала свое снижение к Земле сквозь облака. Она приземлилась в сибирской тайге, посреди нехоженого леса, вдали от любого жилья. Леонов вспоминает:Мы приземлились и открыли люк. В кабину хлынул морозный воздух. Мы настроились на нашу радиочастоту и начали передавать кодированный позывной"."Только через семь часов станция мониторинга в Западной Германии сообщила, что они засекли закодированный сигнал, который мы посылали".

Оба космонавта родились в сельской местности, поэтому понимали всю опасность положения.В лесу было полно волков и медведей, а март еще к тому же – брачный период, время спаривания у животных, когда они ведут себя наиболее агрессивно.

Еще через несколько часов космонавты услышали звук, который они не могли ни с чем спутать – стрекотание вертолета. Они поспешили выйти на более открытое место и увидели, что это пассажирский вертолет.Пилот спустил им веревочную лестницу, но Леонов и Беляев отказались воспользоваться этим предложением – в их положении (да еще в скафандрах) карабкаться вверх к вертолету было слишком опасно.Экипаж вертолета, видимо, сообщил о местонахождении космонавтов. Прилетели другие вертолеты, стали сбрасывать разные предметы и продовольствие: например, бутылку коньяку, которая разбилась при ударе о снег, топор и теплые вещи (большинство которых застряло в кронах высоких деревьев).Вертолеты были обычным делом для Сибири с ее огромными пространствами и расстояниями между населенными пунктами.

Когда стемнело, космонавты поняли, что надо как-то избавиться от влаги, пропитавшей их одежду, если они не хотят покрыться коркой льда.

Леонов во время своей космической прогулки потел так сильно, что сейчас его белье просто хлюпало в скафандре.Закрыть люк в капсуле не представлялось возможным, и космонавтов ожидало новое испытание, уже на Земле, – как выжить при температуре минус 25 градусов по Цельсию…

Леонов вспоминает, как они с Беляевым проснулись от звуков приближающегося отряда спасателей:Они приземлились в 9 км от нас и пришли на лыжах. Привезли нам большой котел, набросали туда снега, поставили на костер. И мы там купались".Леонов и Беляев вынуждены были провести еще одну ночь в лесу, однако теперь – в более комфортных условиях, в хижине, которую для них соорудили спасатели.

На следующий день они встали на лыжи и отправились к прорубленной в лесу посадочной площадке, где их ждал вертолет, на котором их переправили в Пермь. Леонов вспоминает:Когда мы улетали, спасатели сказали, что видели волчьи следы вокруг корабля"."Волки очень умны, они пришли посмотреть, что там упало с неба на их территорию".

Из Перми космонавтов доставили на Байконур, где на аэродроме их встречали Королев и Гагарин.Докладывая о том, как прошел полет, Леонову пришлось отвечать на вопрос, почему он пошел на нарушение правил и понизил давление в скафандре, ничего об этом не сообщив на Землю.Он ответил так: "Если бы я вам все сказал, вы бы начали формировать комиссию. Комиссия бы выбрала председателя, и потом председатель бы разговаривал со мной…"Я знал, что у меня осталось всего 30 минут, и я не хотел, чтобы ЦУП начал паниковать".

Сергей Королев тогда поддержал его: "Алеша прав".Советские власти ничего не рассказали журналистам о тех проблемах, с которыми космонавты столкнулись в ходе полета.Только спустя многие годы правда о той исторической космической прогулке выплыла наружу.Кому-то на Западе, может быть, советская космическая программа до сих пор представляется менее продвинутой, чем у НАСА. Достижения американцев, их полеты на Луну рассматриваются многими на Западе как высшее достижение человечества в космосе.

Однако именно космические первопроходцы из Советского Союза проложили этот путь – совершая ошибки, страшно рискуя, но в итоге раздвигая границы человеческого знания до немыслимых ранее пределов."Если кто-то думает, что то, что мы делали, было чем-то примитивным, не очень интересным, не стоящим всего того, - пусть попробуют слетать на орбиту, выйти в открытый космос и справиться с утечкой воздуха из скафандра или с люком, который отказывается закрываться", - говорит летчик-космонавт Георгий Гречко."Тогда они поймут, что те счастье и гордость, которые мы испытываем, заслуженны".Над этим материалом работали:

АвторПол РинконИнтервью:Майкл ЛахманнПродюсеры:Пол Керли, Стивен МалвиРедакторГилз УилсонРазработка для сайта:Нзар ТофикСделано с помощьюShorthandОпубликовано13 октября 2014 г.

samarri.livejournal.com

51 год назад Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух: «Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды — на Земле такого не почувствуешь». Пять раз космонавт улетал от корабля «Восход-2» и снова возвращался к нему. Все это время в его скафандре успешно поддерживалась «комнатная» температура, в то время как рабочая поверхность «Беркута» то разогревалась на солнце до +60° С, то охлаждалась в тени до -100°С.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка. Вторая неприятная ситуация произошла уже при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Во время снижения к Земле на борту возникли неполадки с отсоединяемым модулем обслуживания, что привело к вращению капсулы с космонавтами, которые испытывали при этом очень сильные перегрузки. Кувыркание прекратилось лишь тогда, когда кабель, соединяющий данный модуль полностью сгорел, и капсула с космонавтами оказалась свободной.

Вторая ошибка закралась в расчеты инженеров ЦУПа, в результате чего капсула с космонавтами приземлилась за сотни километров от расчетной точки. Космонавты оказались в глухой сибирской тайге. Лишь спустя 7 часов после посадки станция мониторинга в Западной Германии сообщила о том, что засекла закодированный сигнал, который посылали космонавты. В итоге космонавты провели ночь в лесу, дожидаясь спасателей. Выходить из тайги им пришлось на лыжах, но уже там, на «большой» земле, их встречали как настоящих героев и покорителей космоса.

fishki.net